Великий пост 2022, начало и конец поста, в чём его особенности

Какого числа начинается великий пост

Эта дата разнится год от года, так как зависит от времени празднования Пасхи. По восточной христианской традиции Воскресение Господа празднуется после дня весеннего равноденствия. По Юлианскому календарю, которым пользуется Церковь, это 21 марта, по Григорианскому – он же ныне гражданский календарь России и большинства стран – 4 апреля.

От дня равноденствия, который издревле считался началом весны, отсчитывается первое полнолуние. Следующий после него воскресный день и есть Пасха. При этом по православной традиции она не должна совпадать с иудейской. Если такое случается, празднование отсчитывается от полнолуния следующего месяца.

Вычислив дату Пасхи, от нее отсчитывают назад количество дней постного времени перед Пасхой, которое не меняется, и получают дату его начала.

Начало поста: первая седмица в 2022 году

С 7 марта по 13 марта

Это время вхождения в пост, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы.

Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью.

Что читается дома

Устав не дает никаких особых рекомендаций, как лучше молиться во дни поста. При этом известно сказанное еще с древности: «Келия устава не имать», то есть домашнее молитвенное правило определяется желанием, возможностями самого молящегося. Общий благочестивый обычай – увеличить длительность молитв, чаще читать Слово Божие.

  • не перегружать душу слишком большим количеством молений, особенно, если верующий пока духовно неопытен; это может привести к рассеянию помыслов, физической усталости, и, наконец, оставлению самочинного взятого «подвига»;
  • установив себе правило, пусть небольшое, посильное, выполнять его неопустительно.

А в чем тогда суть?

Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он – единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти.

То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств».

А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно – в молитве.

Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю:

В гостях

Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. Такая ситуация складывается чаще всего: ведь по статистике, среди называющих себя православными в России держат пост, по разным данным, не более 13%.

По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций:

  • все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека;
  • попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения;
  • наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста.

Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского.

Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания – второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне.

«Я еще не пришел в меру отца своего!» — со слезами говорил он.

В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем.

В россии

Исторически первым монашеским уставом на Руси был Студийский – его ввел прп. Феодосий Печерский в Киево-Печерской обители сXI в. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне.

В XIV в. на Русских землях появился устав прп. Саввы – также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего – Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом.

Студийские традиции соблюдения поста были вытеснены Иерусалимскими только с середины XVII в. Сейчас Русская Церковь следует традициям Великого Поста Иерусалимского Устава. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного.

Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником.

В чём суть великого поста

«Время поста есть время исправления. Кто же из нас не позаботится в дни сие о своём исправлении? Кому не нужно исцеление души от болезней духовных? Но чтобы исправится, выздороветь душою, и встать с ложа греховного, нужно вникнуть в самого себя, и рассмотреть все дела свои», – писал в 1857 г.

Наш современник, архимандрит Иов: «В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его лёгкости».

Михаил Потокин, настоятель московского храма святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе: «Пост – не время для безудержного веселья, чревоугодия и гастрономических изысков. Но это и не повод питаться однообразно. От чрезмерной аскезы душа благостнее не станет, а здоровье точно пострадает.

Воздержание в пище – лишь часть духовной работы, без остальных составляющих она не имеет смысла, как не имеет смысла заправка для салата без самого салата. Каждый человек знает свою меру. И, безусловно, даже малое ограничение даст свой плод. Если мы хотим большего плода, естественно, наши ограничения должны быть больше.

Пост, в символическом плане, связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли мясо зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу. Смысл поста – отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост – не самоцель, а средство духовного очищения

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении».

Великий пост в 2022 году: даты и как правильно провести

С 7 марта по 23 апреля у православных будет Великий пост. Он подготавливает верующих к Пасхе. На это время вводятся ограничения для физического и духовного очищения.

Ежегодно перед Пасхой начинается Великий пост, который длится семь недель ­– 48 дней. Каждый год его даты меняются, в 2022 году пост выпал на период с 7 марта по 23 апреля. Пост установили в честь сорокадневного пребывания Иисуса Христа в пустыне.

У православных пост делится на телесный и духовный. В первом случае тело постится от еды и питья. Тем не менее это неразрывно связано и с духовным постом, в ином случае ограничения стали бы просто диетой. Во время поста верующие стараются соблюдать ряд правил: молятся, исповедуются, посещают храмы, ограничивают просмотр развлекательных программ и т. д.

Великий пост делится на четыре части – Святую четыредесятницу, Лазареву субботу, Вербное воскресенье и Страстную седмицу. Первая часть поста – самая длинная, длится пять недель и пять дней, начиная с 7 марта. Лазарева суббота в этом году выпала на 16 апреля. Церковь в этот день вспоминает воскрешение праведного Лазаря Иисусом Христом. Выпадает день на субботу шестой недели.

Вербное воскресенье в 2022 году приходится на 17 апреля – последнее воскресенье перед Пасхой. После этого начинается Страстная седмица, которая продлится шесть дней. На седьмой день верующие отмечают Пасху. В этом году она выпала на 24 апреля.

Что можно и нельзя есть во время Великого поста? В список запрещённых продуктов стандартно входят продукты животного происхождения, в том числе мясо в разных его видах, молочные продукты и яйца, а также выпечка и пряности. Помимо этого, запрещена рыба, за исключением некоторых дней.

Запрещён и алкоголь, в некоторые дни можно только употребить немного вина. А вот приветствуются во время поста соленья, орехи и сухофрукты, овощи, фрукты и крупы. В первый день поста, 7 марта, монастырский устав предписывает полный отказ от еды. Для тех, кто не будет соблюдать такие строгие правила, рекомендуют сухоядение – пищу, не прошедшую термическую обработку.

Согласно предписаниям церкви, первая и последняя неделя поста должны соблюдаться с особой строгостью. Есть при этом можно только вечером, по субботам и воскресеньям допускается убирать только завтрак.

В понедельник, среду и пятницу рекомендуется есть только холодные блюда, по вторникам и четвергам можно горячее, но без масла. Его можно употреблять только в субботу и воскресенье, кроме Страстной седмицы. В этот день принято не есть вообще. Рыбу, которая обычно под запретом, можно употребить в пищу в праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы.

Соблюдение поста в любом случае носит рекомендательный характер. Если у человека есть какие-то болезни, при которых необходимо соблюдать определённый рацион, то поститься можно только духовно. В это время нельзя злиться, завидовать, ругаться. Зато можно заняться добрыми делами, например, благотворительностью.

Великий пост для детей

Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших.

Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор.

Прот. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание – не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может – развлечения или игры?

О. Алексий говорит:

Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно.

Великий пост, откуда пришла эта традиция

Согласно Православной энциклопедии, формирование традиций Великого поста заняло несколько столетий. Истоки Великого поста – в пасхальном посте II-III вв. совершавшегося в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя. Он прекращался с рассветом. Продолжительность такого поста в разных государствах не была одинаковой. В III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов.

Самое раннее свидетельство о 40-дневном посте (включая Страстную седмицу, неделю), по мнению большинства историков – второе праздничное (пасхальное) послание святого Афанасия Великого, который жил на рубеже III и IV вв. Из его послания, датированного 340 г., следует, что этот пост в Египте был недавним установлением и не всеми воспринимался как обязательный.

В конце IV – начале V в. 40-дневный Великий пост был уже принят повсеместно, хотя его внутренний календарь в различных местностях отличался друг от друга, да и сами его правила отличались друг от друга. Церковные историки V в. пишут: «Посты перед Пасхой в разных местах соблюдаются различно…

в Риме постятся непрерывно 3 седмицы (недели), кроме субботы и дня Господня, а в Иллирии, во всей Греции и Александрии держат пост 6 седмиц до Пасхи и называют его Четыредесятницей; другие же начинают поститься за 7 седмиц… и постятся только 3 пятидневия».

Историки упоминали, что «одни воздерживались от употребления всякого рода животных, другие из всех одушевлённых употребляют только рыбу, а некоторые вместе с рыбой едят и птиц… одни воздерживаются даже от плодов и яиц, другие питаются только сухим хлебом, некоторые и того не принимают».

Вербное воскресенье

В 2022 г. Вербное воскресенье отмечается 17 апреля. Этот день установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.

Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди встречали его с пальмовыми ветвями. Не случайно слово «паломник» означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь – символ чистоты и знак праведного путешествия.

Главный символ праздника в России – веточки вербы. Поскольку у нас нет пальм, Иисуса принято «встречать» самым первым символом наступающей весны. Раньше, прежде чем принести вербу в церковь (их можно освещать и в Вербное воскресенье), её веточки украшали цветными нитками, пёрышками, цветами из бумаги или ткани. Освященную вербу ставили рядом с иконами и хранили до следующего года.

В народе считается, что удары вербой в Вербное воскресенье приносят удачу и здоровье. Нужно ударить человека несколько раз освященной веточкой, приговаривая: «Верба свята! Верба свята! Верба-хлёст бит до слез!».

В Вербное воскресенье разрешается рыба.

Выпечка

Как правило, хозяйки делают:

  • пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи (капуста, картофель), так и грибы или ягоды;
  • выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая.

В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует:

  • приготовить смесь сухих («быстрых») дрожжей и теплой воды – пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль;
  • постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки;
  • добавить 5-6 ст.л. растительного масла; вымесить до однородности; тесто не должно прилипать к рукам;
  • поставить в теплое место, накрыв тканью, и подождать, пока поднимется; объем теста может даже увеличиться;
  • вымесить тесто около 5 минут, после чего можно делать пироги.

Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням.

Изменить себя, стать лучше

Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Прп. Никодим Святогорец советовал:

«Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?!» Это вопль гордого самомнения. Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи:

«Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее».

Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше.

Как читать канон андрея критского

Это произведение свт. Андрея, предстоятеля Критской Церкви, известно с конца VII в. Канон – беседа кающейся души с собой, сокрушение о немощах, грехах, горячая молитва о Божией помощи.

В храме его читают:

  • первые 4 дня поста – по частям;
  • на 5 седмице Четыредесятницы – полностью.

Многие верующие приходят с текстами Канона для лучшего понимания его текста. Кроме того, не все понимают содержание, ведь свт. Андрей упоминает множество эпизодов Ветхого Завета, праведников, грешников того далекого времени.

Поэтому до начала службы тем, для кого церковно-славянский язык непривычен, стоит:

  • найти переложение Канона на современный русский;
  • поискать толкование наиболее сложных для понимания мест.

Прекрасным толкованием части Канона 1 дня поста на современном языке является песня иеромонаха Романа (Матюшина), созданная еще в 1980-е гг.:

Пост с молитвой сердце отогреет,

Над землею колокольный звон.

Преподобне отче наш Андрее,

Горько читаю твой святой канон.

Что, душе, откуда плакать станем

О прошедших окаянных днях?

Возопий и сердцем и устами:

– Боже, помилуй, не отринь меня!

О, Адаме, первый человече,

Пал в раю и плакал без конца.

Плачь, душе, и ты стоишь далече

От своего Владыки и Творца.

О, душе, доколе окаянна?

Уподобясь Еве впала в грех.

Принеси же ныне покаянье

Господу Богу и Владыке всех.

Был изгнан достойно из Эдема

За одну лишь заповедь Адам.

О, душе, с тобою будем где мы,

Все преступая многие года?!

О, душе, на что твоя надежда?

Пост и плачь оружием возьми.

Облеклась в раздранные одежды,

В те, что исткал советом древний змий.

О, душе, конец уж недалече,

Воспряни, при дверях Судия.

Нам с тобою оправдаться нечем,

Что ж ты мятешься, о, душе моя?!

Надо мной опять сомкнулись воды,

Жизнь проходит, как кадильный дым.

Был Иосиф братиею продан,

Ты же, душе, продалася злым.

Устрелен стрелой прелюбодейства

Пал Давид но покаяньем встал.

Ты ж, душе, жила лукаво с детства,

Делала злое, позабыв Христа.

О, душе, душе моя, восстани,

Близ конец, и не имеешь слез.

Воззови и сердцем, и устами,

Да пощадит тя Иисус Христос!

Припаду к Нескверной Голубице,

Весь в грехах к Пречистой припаду.

Не оставь, Всепетая Царице,

Зришь нашу скобрь и нашу беду.

О, Андрее, отче преблаженне,

Пастырь Критский, я тебе пою.

Да избегнут новых прегрешений

Чтущии верно память твою

Кому можно не соблюдать

Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин.

Вот что рассказывает Елена:

«Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул:

«Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите!»

При невозможности соблюдать воздержание священник также может назначить и другое послушание, подчас – куда более сложное. Раб Божий Н. перенес сложную операцию, после которой жизненного необходимы были молоко и мясо. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. привык строго.

Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника:

«Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай!».

Н. рассказывал, что уже через пару дней едва ли не со слезами он просил сменить послушание: «не есть людей» оказалось тяжелее, чем отказаться от мяса.

Итак, нарушать пост не предосудительно:

  • больным;
  • немощным;
  • беременным и кормящим.

Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений – все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия.

Лазарева суббота

За неделю до Пасхи (в этом году она отмечается 24 апреля) православные верующие отмечают Лазареву субботу. В 2022 году этот день Великого поста наступит 16 апреля. Этот праздник ещё называют Воскрешение праведного Лазаря или даже «Малая Пасха».

На Лазареву субботу собирают вербу, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Во время богослужения веточки вербы, как это случается уже не одну сотню лет, освящают святой водой.

Есть даже такая поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, если в Лазареву субботу на деревьях появилось много почек («серёжек» вербы), год будет урожайным и богатым на радости.

В Лазареву субботу на стол ставится рыбная икра.

Мера поста: как не жалеть себя и не перепоститься

Устав, предписывая довольно строгое воздержание, оговаривает при этом, что меру индивидуального пощения определяет духовник. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе.

Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье.

К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание.

Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов:

«Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста…

При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его».

Не благословляется

Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия. Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру.

Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. советует:

«Не стоит фарисействовать и усердствовать до такой степени, чтобы скрупулезно изучать этикетки, вполне можно «условно постные» продукты кушать: на практике едят и печенье, содержащее маргарин, и белый хлеб, в котором всегда есть молочная сыворотка, и т.д.».

Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка – некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном (без молока) шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся?

Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь.

Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости:

«Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было. Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига.

Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал:

— Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми».

О молитве ефрема сирина и ее текст

Это краткое, но сильное по чувствам, эмоциям моление как бы рефреном повторяется за каждым богослужением во время Великого Поста. Верующий просит помощи Божией в изменении своей души, видении своих грехов, неосуждении ближнего. Можно сказать, что в этих словах – суть духовного делания постного времени:

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)

(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

О чем фильм режиссера жозе алвару мораиша «великий пост» (2003)

Фильм, от которого, судя по названию, ожидается духовное содержание, на самом деле посвящен отношениям мужчины и женщины, притом нездоровым с духовной точки зрения: речь идет о любовных интригах, супружеских изменах.

Легкомысленное название фильма, очевидно – проявление легкого отношения к постному деланию, вообще характерному для католического мира.

****

Десятиной года, посвященной Христу, называют Великий Пост. Не так уж много времени на то, чтобы отрешиться от суеты, подумать, принести покаяние. Воспользуемся святыми днями, чтобы изменить себя.

Наталья Сазонова

Пасхальный

Сам праздник понимался одновременно как память о Распятии и празднование Воскресения. Поэтому так называемый Пасхальный пост занимал ночь перед иудейской Пасхой и сам день этого праздника – христиане не столько радовались, сколько вспоминали Распятие.

Продолжительность поста составляла 40 часов дня и столько же – ночи, что составляло чуть более 3 суток. Сам пост представлял собой не ограничения в пище, а полное воздержание от еды и питья все это время. Количество же постных часов символизировало пост Господа в пустыне перед выходом на проповедь, который продолжался 40 дней.

Пасха в 2022 году празднуется 24 апреля.

Обычай Пасхального поста сохранялся, видимо, первые три века Церкви. Впоследствии христианская Пасха как Воскресение стала отмечаться позже иудейского празднования, что окончательно установил Первый Вселенский Собор (325 г.). Однако традиция строго поститься именно на день Пасхи сохранялась еще десятилетия. Например, в V в. таких неразумных постников обличал свт. Иоанн Златоуст.

Подготовительные недели

По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица – 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице – три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св.

Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» (Мк.1:12), где Христос постился 40 дней, готовясь к проповеди, на посильный духовный подвиг призываются ревнующие подражать Спасителю христиане.

  • о мытаре и фарисее; словами св. Луки (Лк. 18:9-14) Церковь напоминает о том, что к Богу приближаются со смирением; притча о двоих – ревнителе Закона иудейского праведном фарисее и сборщике налогов (мытаре), постоянно согрешающем повествует о том, как оба они пришли к храму помолиться; оба любили Господа, но фарисей, благодаря Его за все духовные дары, которые получил, прибавлял горделивое самомнение («несмь якоже прочии человецы,несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее»); мытарь же, даже не смея смотреть на небо – престол Божий – лишь повторял: «Боже, милостив буди мне грешнику!»; именно это моление, как смиренное, было принято Господом;
  • о блудном сыне; известная притча того же Евангелиста Луки (Лк.15) повествует о безумии оставляющего Бога человека, уходящего, подобно неразумному сыну, «на страну далече», а еще о том, как Господь всякую минуту ожидает его покаяния; причем даже намерение кающегося, еще не совершившееся, уже привлекает к нему обильную благодать: сам Отец Небесный спешит ему навстречу, ободряет, помогает измениться;
  • о Страшном Суде; в XVII в. в этот воскресный день в Москве совершалось особое «действо»: по окончании богослужения сам Патриарх с клиром исходил из Успенского собора Кремля; стоя вне храма, за его алтарем, Предстоятель осенял крестом четыре стороны света, а затем, также четырежды, читались строки Евангелия, посвященные последнему Суду, концу мира: «Егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси святии ангели с ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред ним вси языцы…» (Мф. 25:31-32); так Церковь напоминала своим чадам и всему миру о дне последнего Суда.

Понедельник

Это память праведного Иосифа, именуемого Прекрасным. Его история, содержащаяся в Ветхом Завете – во многом прообраз земной судьбы Господа. Любимый сын праотца Иакова был из зависти продан братьями как раб. Даже имя брата, который предложил другим эту идею таково же, как у Христова Апостола – предателя: Иуда.

Кроме того, Евангельское чтение этого дня посвящено первому дню по торжественном Входе Господнем в Иерусалим: тогда Христос, взалкав как Человек, увидел покрытое листвой смоковничное дерево, но плодов на нем не нашел. Тогда Господом сказаны страшные слова:

После этого дерево тотчас засохло. Пример этот – напоминание о том, что время человеческой жизни сокращается, а потому любой, проведший ее греховно, может услышать те же слова уже о себе. Впрочем, Господь сосредоточивает внимание учеников на ином, говоря, что каждому следует «иметь веру Божию», ибо просящий чего-либо с полным доверием Богу – тотчас получит.

Православный календарь

Православный календарь содержит два годичных круга событий:
неподвижный круг,
все даты которого твёрдо установлены
в богослужебных книгах,
и Пасхальный круг,
все события которого установлены относительно дня
празднования Пасхи.

День Пасхи вычисляется по
солнечно-лунному календарю
(Александрийской пасхалии) и празднуется одновременно
всеми автокефальными
Православными Церквами (кроме Финской Церкви, перешедшей на Григорианский календарь),
как и все связанные с ним события пасхального круга.

Даты неподвижного круга отмечаются по-разному: по юлианскому календарю
(так называемому «старому стилю») и по григорианскому календарю
(современному гражданскому календарю, или «новому стилю»).

В Русской Православной Церкви,а также в Иерусалимской, Грузинской, Сербской Церкви и в монастырях Афона
события неподвижного круга отмечаются по юлианскому календарю,
который в XX–XXI веках на 13 дней отличается от гражданского календаря.

В других одиннадцати Поместных Православных Церквах даты неподвижного круга отмечают по новоюлианскому календарю. Так,
Рождество
Христово празднуется перед гражданским новым годом, 25 декабря.

Представленный Православный календарь позволяет определять
даты постов и праздников c 100 по 20000 г. При наведении курсора
на календарное число появляется информация об особенностях этого дня. При нажатии на любое число месяца, ссылка приведёт на соответствующую дату подробного ежедневного календаря Русской Православной Церкви.
Ссылки на ежедневный календарь работают плюс/минус 10 лет от текущей даты.

Праздник накануне

На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман (Матюшин):

«О, Адаме, первый человече,

Пал в раю и плакал без конца.

Плачь, душе, и ты стоишь далече

От своего Владыки и Творца…

Был изгнан достойно из Эдема

За одну лишь заповедь Адам.

О, душе, с тобою будем где мы,

Все преступая многие года ?!»

Готовясь с постному подвигу, вечером воскресного дня христиане собираются на особый Чин Прощения, во время которого обращаются друг у другу со словами: «Прости меня!». Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности.

Традиция испрашивать прощения – древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий.

Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного!».

И ответ: «Господь простит, и я прощаю!». Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было – настоящий духовный подвиг.

Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться.

Про духовную составляющую

Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося.

Например, свт. Тихон Задонский писал:

«Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое – от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла».

Пятая

С 4 по 10 апреля 2022 года

Вся седмица посвящена памяти прп. Марии Египетской. Бывши блудницей, она при Божией помощи обратилась от греховной жизни, более 40 лет прожила в пустыне, достигла святости.

Ее жизнь – живое свидетельство о том, что, как говорил прп. Исаак Сирин, «нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Тот же святой прибавлял, что тот, кто проводит жизнь в покаянии, плача о грехах, выше даже того, кто воскрешает мертвых.

В четверг этой седмицы служится Преждеосвященная Литургия, а накануне верующие стараются попасть на большую службу, именуемую «Марииным стоянием».

Суббота этой седмицы именуется также «Субботой Акафиста», особой службы Пресвятой Богородицы. Сам Акафист совершается накануне вечером. Во многих храмах его поют все собравшиеся на богослужение христиане.

Пятый

Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан (361-363 гг.), отрекшийся от Христа, повелел осквернить кровь языческих жертв продукты, продаваемые на рынке, дабы христиане, хотя невольно, вкусили «идоложертвенных» яств.

Тогда самому Патриарху явился великомученик Феодор (пострадал за Христа в начале IV в.). Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо – пшеницу, вареную с медом. С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения.

Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы. Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни.

Разрешается

Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые (горох, чечевица, фасоль), а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе.

Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении. Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт.

Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным.

  • Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед (как чрезмерно услаждающий вкус), сахар – бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно.
  • Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание – весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава.

Свой праздник

День рождения лучше перенести на выходной – субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно:

  • приготовить полностью постный стол;
  • угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания.

Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это – праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин (по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно).

Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день.

Соборование

Это одно из семи православных таинств, направленное на врачевание:

  • телесных болезней;
  • душевных немощей, которые общи всем людям.

Во время него:

  • читается особый канон;
  • над больными 7 раз читаются Апостол, Евангелие, что сопровождается молитвами;
  • по каждом чтении совершается помазание болящих елеем.

По церковной традиции, соборование больных проводится в любой день, когда позволяют обстоятельства, есть желание болящего. Физически здоровые люди стараются собороваться раз в год, обычно Великим или Рождественским постом.

Некоторые храмы проводят Таинство во все четыре поста. На многих приходах, особенно в монастырях, специально оговаривают, что в течение недели до или после соборования необходимы Исповедь, Причастие.

Считается, что Соборование разрешает грехи, забытые по немощи памяти человеческой. Грехопадения осознаваемые, в которых верующий не раскаялся, остаются на его совести.

Сплошные недели

Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду (традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой) и пятницу (память о Распятии Господа). Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют:

  • за Неделей о мытаре и фарисее; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание (подобно фарисею), которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни;
  • за Неделей о Страшном Суде; эта седмица мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника – до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит– впервые в году – Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига.

Студийская традиция

Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. построенном римским сенатором Флавием Студием, отсюда – его именование. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры.

Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси (840-е гг.) способствовал распространению устава его обители по империи.

Основой традиции соблюдения поста, созданной прп. Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом:

  • совершается ежедневная литургия;
  • в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника (сухоядение, то есть невареная пища) и Пятницы (разрешалось только сочиво);
  • в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье;
  • иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино.

Супружеские отношения

Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла:

«Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:3–5)».

Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно – упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт.

Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло:

«Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет.

Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой».

Того же мнение держатся другие святые отцы:

  • свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры – дело глубоко личное;
  • свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены;
  • св. Тимофей Александрийский пишет:

«Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим».

«Худые Номоканунцы»: о суевериях и неразумной ревности

Так в XII в. именовал Новгородский епископ Нифонт книги церковных правил (такая книга именуется «Номоканон»), распространенные по храмам и содержащие различные суеверия или проявления ревности не по разуму. Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое – распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь:

Итак, воздержание – подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию.

Телевизор, интернет – нет?

Единых уставных требований здесь не существует. Многие действительно запрещают себе телевидение как душевредное времяпрепровождение. Отключить интернет тем, чья работа связана с глобальной сетью, уже сложнее – практически невозможно.

Очевидно, следует исходить из требований разумности: праздные новости, сайты с информацией, не соответствующей постному времени, конечно, лучше исключить. Многие даже православные ресурсы отключают на время поста форумы, как могущие спровоцировать нарушение мира.

Но в сети, как на телевидении, существуют проекты, познакомиться с которыми очень полезно именно в постные дни.

К их числу принадлежит, например, сериал телеканала «Спас», вышедший Великим Постом 2021 г. и посвященный книге св. Иоанна Синайского «Лествица». Кратко, понятно, доступно основные ступени духовного восхождения излагаются авторами фильма для мирян, обычно считающих книгу чисто монашеской. Фильм, однако, заставляет задуматься над своей душой не только иноков.

Вполне подходит для поста известный фильм «Остров», где главную роль играет недавно почивший актер Петр Мамонов. Проблемы святости и реакции на нее мира, греха, покаяния – вот лишь некоторые из тем этого фильма. Однако не всякий художественный фильм, даже с «благочестивым» названием, подойдет для поста.

Третья: крестопоклонная

С 21 по 27 марта 2022 года

Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест. Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига.

Распятие Христово с апостолами

Распятие Христово с предстоящими и апостолами, Икона с врезанным крестом XIX в. Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. 31.4 × 26.8 × 2.7 см (икона), 16,3 × 10.5 (крест) Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия

Устав прп. саввы

Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом – настоятелем, то Палестинский монастырь прп. Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным».

Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или – по средам и пятницам – служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии.

Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает:

  • вкушать рыбу только на Благовещение (если праздник не выпадает на Страстную Седмицу);
  • употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям;
  • полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы.

Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день (обычно после захода солнца).