Рисование пастелью для начинающих

Ацетат и листы пластика

Это плотный прозрачный материал, который имеет разную степень жесткости. Так же, как и калька может быть без нанесения и с рисунками, с матовой и глянцевой поверхностью.

Плотность ацетатных листов и их прозрачность можно использовать так:

– Конечно же, сделать окошко для шейкерв! Прозрачный пластик идеален для этого;

– добавить эффекты на любой объект композиции, если калька с рисунком;

– защитить поверхность от влаги и загрязнений (например, напечатанные надписи в рамке могут быть прикрыты тонким пластиком — пленкой);

– использовать в качестве основы страничек;

– сделать прозрачные разделители в блокноте;

– добавьте прозрачную подложку для фото, сделав прорези угловым дыроколом;

– вырубка из ацетата будет смотреться очень необычно — в этом приеме используется различие покрытий, например, матовая бумага плюс глянцевая прозрачная вырубка;

– на ацетате можно применять технику горячего эмбоссинга (осторожно).

Виды пастели для рисования


Рынок художественных материалов предлагает широкий выбор пастели для рисования. Производители представляют широкие линейки как для студенческих работ, так и для профессиональных.

Чаще всего пастель представлена наборами в коробочках с поролоновой подложкой и разделителями, которые держат каждый отдельный мелок. Такой вариант раскладки защищает брусочки от поломки и смешивания цветов, а также удобен для хранения.

Профессиональные художественные магазины предлагают пастельные мелки поштучно, что удобно при составлении персональной палитры. Некоторые компании производят нестандартных размеров брусочки, подходящие для закрашивания больших площадей рисунка.


Художественная пастель представлена в пяти видах: сухая, масляная, восковая, водорастворимая, а также в виде пастельных карандашей.

Водорастворимая пастель

Водорастворимая пастель — самый молодой вид из всех представленных. Материал похож по консистенции на масляную, только менее жирный, однако такой же кроющий. Готовую работу можно частично или полностью размыть кисточкой и водой, что дает простор для творчества и экспериментов.

Восковая пастель

Материал, несправедливо считающийся любительским и записанным в ряды детских материалов. Пастель яркая, но совершенно не смешивается между собой и не растушевывается, идеальна для рисования в смешанной технике. Воск в составе не дает просочиться воде, из-за чего мелки используют для работы с акварелью и гуашью.

Как выбрать бумагу для пастели | журнал ярмарки мастеров

Начинающим художникам, которые только открывают для себя удивительный мир пастели, можно порекомендовать выбрать бумагу для пастели, имеющую мелкую фактуру зубчиков по всей поверхности.

К такой разновидности относится бумага, скажем, типа “Canson Mi-Tentes”.

Что касается выбора цвета бумаги, то он не столь однозначен, как может показаться. Не забывайте, что черный и белый цвет очень сильно влияет на цвет краски, что наносится на поверхность бумаги.

Как выбрать бумагу для пастели, фото № 1

Итак, цвет бумаги

Бумага для пастели производится в широком цветовом спектре. Естественно, выбор цвета – дело вкуса, но не стоит забывать, что цвет основы очень влияет на конечный результат. Поэтому при выборе цвета бумаги для пастели следует придерживаться четырех принципов:
• нужно выбирать бумагу, которая не перекликается с цветом модели, а контрастирует с ним.
• цвет бумаги делает более выразительными родственные оттенки: так голубая бумага подчеркивает все оттенки голубого, а красная выделяет всю гамму оттенков красного.
• независимо от цвета, выбираем бумагу нейтрального тона, на которой одинаково хорошо смотрятся как темные, так и светлые оттенки.
• распространенной ошибкой является выбор белой бумаги (кроме тех случаев, когда белый цвет основы чрезвычайно важен для воплощения замысла художника). Закрашивание пастелью белых фрагментов требует много времени и труда, а результат все равно будет хуже, чем если бы мы рисовали на цветной основе.

Как выбрать бумагу для пастели, фото № 2

Подробней о видах бумаги

Велюровая бумагаимеет бархатистую, матовую поверхность, напоминающую скорее ткань, чем бумагу. Она также бывает самых разных цветов, и приобрести ее можно в пачках (гораздо реже – поштучно).
Sansfix– бумага, поверхность которой близка гладкой поверхности обыкновенной писчей бумаги. Производство ограничено несколькими нейтральными цветами. Основная ценность для работы пастелью состоит в том, что рисунок на этой бумаге не нуждается в обработке специальным закрепителем.
Песочная бумага(иначе: наждачная) производится из кислотных материалов, поэтому через некоторое время с картиной, написанной на такой бумаге, могут произойти разного рода изменения. Для работы пастелью следует выбирать только самую гладкую песочную бумагу, поскольку с сильно шероховатой поверхности краска интенсивно осыпается.
Cabinet – это сильно зернистая бумага преимущественно больших размеров. Продается только в специализированных художественных магазинах.

Как закреплять пастель?

Простота использования пастели компенсируется сложностью хранения рисунка. Необходимо защищать нежную и бархатистую работу от смазывания и осыпания.Пастель можно не закреплять. В таком случае следует заранее подумать о её сохранности:

  • во-первых, выполнять рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться (наждачная, бархатная бумага, бумага с ярко выраженной фактурой либо натянутый холст)
  • во-вторых, помещать незакреплённую работу под стекло, используя паспарту (желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла)

Как хранить готовые работы?


Готовые пастельные работы требуют бережного хранения и транспортировки.

Для сохранения работ в первозданном виде рекомендуется закреплять каждый рисунок специальным фиксативом — спреем для сухих материалов (также подходит для карандаша, угля). Распространено мнение, что его можно заменить лаком для волос, но из-за разного состава и сфер применения пастель может изменить цвет, стать бледной, а сама работа стать липкой.

Фиксатив часто заменяется разделением работ калькой или бумагой. Уголки стоит закрепить скрепками или зажимами для предотвращения трения между листами.

Калька (веллум)

Калька (она же веллум) — это прозрачная матовая бумага. Она бывает более или менее прозрачной. В скрапбукинге и кардмейкинге используется как чистая калька, так и с нанесенным рисунком. Рисунки бывают печатными и фольгированными.

Также калька отличается по своей плотности — от очень мягких листов до листов поплотнее.

Как применять кальку? Идей масса! Я направлю вас в нужное русло, отталкиваясь от ее характеристик. Полупрозрачность придает легкость композиции. Пользуйтесь этим, когда нужно:

– Смягчить яркий или темный цвет фона либо надписи;

– деликатно добавить слой;

– сделать необычайно «легкую» основу странички;

– невесомая стильная вырубка;

– кармашек в альбоме или блокноте;

– окошко на страничке или обложке;

– подложка для фото;

– использовать вместо пластика в шейкере (тут стоит использовать плотную кальку).

Коллекции

За последние несколько лет наших дизайнеров охватила мода на дизайнерские кальки,
в связи с чем количество подобных коллекций на российском рынке стремительно
увеличилось.

Группа Компаний «Регент» предлагает кальки всемирно известных производителей
дизайнерских бумаг: коллекции Transparence и Colors Contact немецкой фабрики
Gmund и собрание Curious Translucents французской компании Arjo Wiggins.

Изящная, ажурная коллекция Transparence от Gmund создает романтичное настроение.
В собрание входят шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: оригинальные
«Техникс» и «Ветер», античное «Облако», романтичное «Цветы», классические верже
«Миража» и «Линий».

Последние четыре кальки наиболее эластичны, так как прошли
специальную поверхностную обработку. Эта воздушная, полупрозрачная калька передает
ощущение легкости, дуновения ветра. Разумно использованная калька из коллекции
Transparence поможет придать неповторимый шарм изданию, недостижимый при использовании
обычных бумаг.

Коллекция дополнена конвертами типа «евростандарт» и C5. Они вряд ли подойдут
для пересылки по обычной почте, но послание, доставленное в таком конверте курьером,
не останется незамеченным.

Кальки Trans­parence подходят для традиционных способов печати и для послепечатной
обработки: офсета, шелкографии, горячего тиснения фольгой и конгрева. Для офсетной
печати (в том числе полноцветного офсета) рекомендуется растр в 45-80 лин./см.

Одну из новейших разработок фирмы Gmund представляет торговая система «Регент-Арт».
Это собрание Contact — первая окрашенная в массе цветная калька, созданная специально
под определенную коллекцию непрозрачных бумаг. Цветовая палитра, которая легла
в основу коллекции, была разработана совместно с цветовой системой дизайнерских
бумаг Gmund Colors.

Десять цветов этой коллекции идеально подходят для всей
цветовой гаммы (51 цвет) коллекции Gmund Colors. Довольно необычно выглядят
кальки темных цветов. Бессчетное количество комбинаций прозрачных и непрозрачных
бумаг позволяет находить новые неожиданные цветовые решения и создавать необычные
полиграфические работы.

В коллекции также представлены квадратные конверты и конверты формата «евростандарт»
всей цветовой гаммы.

Калька плотностью 100 г/м2 пригодна для печати на лазерных и струйных принтерах,
что позволяет в условиях офиса создать необычные презентационные работы. Эта
калька пригодна как для высечки и перфорации, так и для всех известных переплетных
технологий.

Невероятно интересна коллекция калек Curious Translucents от Arjo Wiggins. Это
сравнительно новое собрание различных видов дизайнерской кальки, поступившее
в продажу весной 2002 года, быстро получило призвание многих дизайнеров. И это
не удивительно: в коллекции собраны поражающие своей оригинальностью цветные
и перламутровые кальки, а также классические прозрачные кальки с широким диапазоном
плотностей. Все кальки коллекции Curious Translucents изготовлены из 100% чистой
целлюлозы без использования химических добавок.

Коллекция разбита на две части — Colour и Clear. В первую вошли 16 калек интенсивных
цветов и уникальные перламутровые кальки. С их помощью можно реализовать самые
смелые дизайнерские фантазии. Очень интересны перламутровые кальки высоких плотностей
(200 г/м2) и насыщенных оттенков: обладая невысокой степенью прозрачности, они
чем-то напоминают обычные перламутровые бумаги, но из-за своей гладкой, «калечной»,
текстуры смотрятся изумительно.

Коллекция Curious Translucents дополнена тремя видами конвертов: «евростандарт»,
C5 и квадратным.

Кальки пригодны для всех основных методов печати и послепечатной обработки.
Кальки с плотностью от 140 г/м2 и выше подходят для тиснения, а тиснить фольгой
можно кальки плотностью свыше 72 г/м2. За сутки до начала печати лучше акклиматизировать
кальку в фабричной упаковке.

Группа компаний «Дубль В» представляет на российском рынке две коллекции
кальки немецкого производителя Zanders — Spectral и T 2000. Эти кальки
подходят для изготовления любых элементов декоративного оформления полиграфической
продукции: изданий, имиджевых брошюр, эксклюзивной упаковки и многого другого.

В коллекции Spectral представлены кальки 16 интенсивных и пастельных цветов,
а также двух оттенков белого. Цветовая гамма Spectral никого не оставит равнодушным
и станет источником творческого вдохновения для талантливого дизайнера. Правда,
диапазон плотностей калек этой коллекции невелик — 100 или 200 г/м2.

В коллекции T 2000 собраны чистоцеллюлозные классические белые полупрозрачные
кальки с широким диапазоном плотностей. Они подходят для многокрасочной офсетной
печати, а также для изготовления оригинал-макетов, для черчения и копирования.

Кроме того, в ассортименте группы компаний «Дубль В» имеется калька с золотым
или серебряным напылением Calque бельгийского производства плотностью 112 г/м2,
дополненная конвертами. Есть еще полупрозрачные бумаги Zed (Германия), внешне
напоминающие кальку. Они представлены тремя оттенками белого и одним цвета слоновой
кости. Плотность этих бумаг — 250 г/м2.

Фирма «Берег», эксклюзивный поставщик известной своими дизайнерскими бумагами
шотландской фабрики Curtis Fine Papers, представляет на российском рынке две
коллекции кальки от этого производителя — Classic Translucent и Virtual Vision.
В первое собрание входят полупрозрачные белые чистоцеллюлозные кальки.

Отбеливание
их производится бесхлорным методом. Широкое применение эти кальки находят при
издании фотоальбомов, художественных альбомов, а также для изготовления оригинальной
полиграфической продукции. Кальки Classic Translucent прекрасно подходят для
офсета, высокой и трафаретной печати (как одноцветной, так и полноцветной).
Возможны лакировка, фольгирование и фальцовка.

В коллекции Virtual Vision представлены тонированные в массе кальки с фактурной
поверхностью шести пастельных оттенков природного происхождения: «Кактус», «Пустыня»,
«Песок», «Колокольчик», «Лаванда» и «Река». В дополнение предлагаются конверты,
изготовленные из кальки этой же серии.

Кальки Virtual Vision рекомендуются для
реализации нестандартных дизайнерских решений и подходят для большинства способов
печати (офсета, шелкографии, термографии и лазерной печати) и послепечатной
обработки (лакирование, конгрев, фальцовка и пр.).

Еще три коллекции кальки, предлагаемые в России группой «Берег», — GSK (Golden
Star K), Marina и Pergamenata фирмы Fedrigoni Group. Полупрозрачные чистоцеллюлозные
кальки, отбеленные бесхлорным способом, собраны в коллекции GSK. В коллекции
Marina и Pergamenata входят полупрозрачные чистоцеллюлозные белые и тонированные
в массе бумаги и картоны с дымчатым рисунком и необычной текстурой, имитирующей
старый пергамент (шесть видов в коллекции Marina и два — в Pergamenta).

Кальки всех трех коллекций подходят для полноцветной и одноцветной запечатки
офсетом, высокой и трафаретной печатью. Они также адаптированы к печати текста
и изображений на плоттере. Закрепление краски на этом материале зависит от толщины
красочного слоя и занимает довольно длительное время — около суток.

КомпьюАрт
10’2003

Масляная пастель

Вид пастели, появившийся в середине XX века, выделяющийся своей необычайной яркостью и насыщенностью цветов. Масляная пастель отличается от сухой плотностью покрытия из-за льняного масла, использующегося в качестве связующего материала. Мелки приятно скользят по красящей поверхности, оставляя четкие линии, но при этом сложно смешиваются между собой, что не позволяет работать послойно. Для растушевки стоит использовать силиконовые кисти с резиновым наконечником или ватную палочку.

При использовании растворителя на готовой работе можно добиться эффекта масляной живописи – так рисунок превратится из графической работы в живописную.

Особенности рисования пастелью

Готовых универсальных техник для работы с пастелью не существует. Пастель — пластичный материал, подстраивающийся под нужды отдельно взятого художника и дарующий свободу в исполнении. Есть несколько общих правил относительно последовательности в работе.

Эскиз наносится сразу пастелью, а не графитным карандашом – он будет виден под итоговым результатом и испортит впечатление от работы. Цвет мелка должен лишь на несколько тонов отличаться от цвета бумаги или готовой работы.

Основные формы намечаются легкими штрихами. Постарайтесь, чтобы рисунок находился ближе к центру, а главный элемент не выходил за границы листа. Будет обидно, если очаровавший художника домик в результате получится без крыши или “спрятанный” в одном из углов листа.


Подмалевок цветом подразумевает нанесение основных цветов на предметы. На этом этапе следует заполнить лист цветом, слегка надавливая на мелок.

Для придания объема следует накладывать штрихи и растушевывать по форме предмета. Для тени подойдет оттенок темнее основного цвета, но если палитра ограничена, то слегка нанесите черную пастель и хорошо смешайте, а для бликов и светлых частей подойдет белый мелок.

Простые правила применимы для работы с любым материалом, а их соблюдение гарантирует впечатляющий результат даже у новичков.

Пастель — простой, но многогранный материал, располагающий к себе неограниченным количеством техник. Новички легко разовьют свою манеру рисования, а уже знакомые с материалом всегда найдут новое направление.

Выбрать пастель для рисования

Пастель — как закреплять и хранить пастель.

Наконец наступает момент, когда работа окончена или, по крайней мере, вам так кажется. В отличие от масляной живописи, акварели, темперы и других техник, пастель требует специальных условий оформления и хранения. Основной задачей окантовки пастели является достижение максимальной защиты произведения от воздействия окружающей среды. Но перед тем, как подобрать раму и паспарту, необходимо зафиксировать пастель, дабы она не осыпалась. В свой практике я пользуюсь специальным фиксативом для пастели фабричного производства. Мне особенно нравится закрепитель итальянской фирмы « Ferrario».
Рисование пастелью для начинающихОн практически не изменяет тон и цвет пастели и к тому же не оставляет блеска на поверхности красочного слоя. Считаю совершенно неприемлемым использование лака для волос. Все негативные свойства его применения очевидны, и вы можете просто загубить работу, не прислушавшись к моему совету.
Фиксатив наносится на работу в несколько этапов, иначе бумага от обилия влаги начнет деформироваться, да и для самой пастели это вовсе не желательно. Однако не все художники закрепляли свои произведения, считая, что даже минимальное количество влаги в соприкосновении с пастелью безвозвратно изменяет её очарование.
Главную роль в сохранении пастели играет, безусловно стекло. Пастель, как правило, нуждается в паспарту – листе картона или плотной бумаги, имеющих «окно», в которое вставляется сама работа. В этом случае паспарту выполняет роль не только роль самого оформления, но и предохраняет красочный слой от излишнего соприкосновения со стеклом, что совершенно недопустимо. Подбор паспарту по тону и цвету чрезвычайно важен, так как от этого зависит, насколько темней или светлей, холодней или теплей будет смотреться ваша пастель. К примеру, вам необходимо просветлить всю композицию – паспарту должно быть темнее общего тона работы. Однако не стоит забывать, что сочетание слишком темного оформления со светлыми красками нехорошо; сильный контраст может ввести дисгармонию. То же смело можно отнести к выбору цвета будущего паспарту. Думается, открытые цвета будут отвлекать зрителя от самой работы. Наконец, рама, в которую последовательно вставляется стекло, паспарту с работой , оргалит или плотный картон, обычно уступает ширине паспарту. За счет этого достигается ощущение глубины, краски как бы собираются, создавая более цельное впечатление.
Несколько по-иному поступают с пастелью, выполненной на грунтованном холсте. Во-первых, во избежании касания пастели со стеклом на внутренней части рамы по периметру прибивают тонкую рейку, невидимую с внешней стороны. Пространство между толщей дерева подрамника и холстом с обратной стороны заполняется ватой, что устраняет нежелательную вибрацию грунта. Я бы также рекомендовал заклеивать широкой лентой (скотчем) шов в том месте, где задник соприкасается с тыльной стороной рамы, таким образом работа предохраняется от попадания на неё пыли.
Как хранить пастель в неокантованном виде?
Рисование пастелью для начинающихГлавное условие – работа должна содержаться в плотно закрытой папке, находящейся в вертикальном положении. Совершенно недопустимо хранить работы в стопке, одну над другой – возникающее при этом давление на пастель крайне нежелательно. Перед тем как вложить работу в папку, необходимо накрыть ее калькой, которая прикрепляется с одной стороны скрепками к краю листа. В таком состоянии пастель может храниться много лет.
Самое время поговорить о прочности пастели. Можем ли мы рассчитывать на долговечность этой хрупкой техники? Все то, о чем было написано выше, кажется, убеждает нас в мысли о непрочности пастельной живописи. И все же опыт показывает, как несостоятельны скептические замечания по этому поводу. Помнится, как удивила меня свежесть красок знаменитой пастели «Шоколадница» Лиотара, хотя работы того же времени, написанные маслом, сильно потемнели и покрылись трещинами. При соблюдении правил хранения и окантовки ваша пастель никогда не потеряет своего первоначального очарования.

Пастельные карандаши

Нельзя говорить о пастели и не упомянуть пастельные карандаши. Материал полюбился тем, что в отличие от сухой пастели не пачкает руки и позволяет затачивать кончик максимально остро для проработки мелких элементов. Хорошо сочетаются в смешанной технике при покрытии поверх акварели или гуаши. В магазинах можно встретить как наборы, так и поштучные варианты.

Но не стоит забывать о бережном хранении карандашей и их заточке. Если уронить карандаш, то пастель внутри может разбиться почти вдребезги, а затачивать следует ножом, чтобы точилка также не травмировала грифель и не провернула его внутри деревянной оболочки.

Пергамент

Он хорошо известен каждой хозяйке, т.к. используется в выпечке. Это тонкая бумага, которая легко рвется и мнется, слегка просвечивается.

В скрапбукинге можно использовать пергамент для выпечки — в этом случае выбирайте его без силиконовой пропитки. В магазинах для скрапбукинга представлен пергамент декоративный, с художественными эффектами.

Пергамент смотрится особенно шикарно с рваными неровными краями, помятый, надорванный. Используйте это по максимуму! Например, добавив слой из пергамента в свою композицию.

Надеюсь, тема раскрыта достаточно и начинающие мастера разобрались в описанных материалах, а опытные почерпнули идеи использования!

Радостного творческого полета!

Печать

Обычные краски на кальке сохнут долго — до недели. А при запечатывании офсетным
способом калька, подобно пластику, практически не впитывает краску. Поэтому
производители единогласно рекомендуют использовать только фолиевые (самооксидантные)
краски для достижения наилучших результатов.

Возможна также печать на кальке
трафаретными красками, которые прекрасно подходят для печати на невпитывающих
материалах. Хорошо запечатывается калька и цифровым способом, поскольку выдерживает
температуру нагрева в электрографических устройствах.

Собственно говоря, особенности
и способы печати на кальке идентичны таковым на прочих материалам с невпитывающими
поверхностями. При офсетной печати на кальке необходимо сократить до минимума
использование воды (причем кислотный уровень не ниже pH 5,0), чтобы избежать
эмульгирования воды на печатных элементах. Для улучшения смачивания в воду может
быть добавлено до 10% спирта, а также сиккативы.

Композиция с использованием кальки, созданная художником
Аармой Соулет

При двусторонней печати рекомендуется УФ-сушка, желательно с тепловыми фильтрами.
После печати для лучшего высыхания следует выкладывать кальку небольшими стопами.
Одна из наиболее распространенных проблем при печати на кальке состоит в том,
что очень сложно точно предугадать результат работы, поскольку калька довольно
сильно приглушает цвета красок, и особенно это касается цветных калек.

По этой
причине большое количество изображений на кальке печатаются в одну, максимум
в две краски. Поскольку калька невероятно быстро впитывает влагу, во время работы
с ней нужно внимательно следить за неизменностью показателей влажности и температуры
в помещении.

По словам Сергея Чурусова, технолога Группы Компаний «Регент», в любом случае
необходимо обратить внимание заказчиков на то, что при работе с любой бумагой,
имеющей нестандартную структуру запечатываемой поверхности, рекомендуется производить
пробную печать.

Послепечатная обработка

Не все просто и в послепечатной обработке. Калька — материал очень специфический
и поэтому требует особого к себе отношения. Калька намного плотнее и жестче,
чем обычная бумага, поэтому и режется хуже. Резать кальку можно только небольшими
стопами от 2 до 5 см толщиной. Рекомендуется использовать твердосплавные ножи.

При лакировке из-за низкой впитываемости лучше использовать УФ-лаки или лаки
на водной основе. Покрытие матовой поверхности кальки глянцевым лаком может
дать интересный оформительский эффект. А во избежание отмарывания рекомендуется
лакировка в линию.

Калька — довольно хрупкий и нестойкий к многократным изгибам материал.
Фальцовку кальки необходимо осуществлять исключительно по направлению волокон
целлюлозы. При фальцовке поперек волокон на кальке может появиться белая полоса,
а на кальке с высокой плотностью могут и вовсе образоваться трещины.

То же самое
может случиться и с калькой меньшей плотности, если она пересушена. При фальцовке
плотной кальки (150 г/м2 и выше) рекомендуется предварительная двусторонняя
биговка. Биговальные ножи и противоножи при этом должны быть закругленной формы.

Диапазон оттенков коллекции цветных калек Curious Colour

Предельного внимания требует и комбинирование кальки с другими видами бумаги.
Поскольку при изменении относительной влажности кальки из-за сочетания с другими
бумагами она может деформироваться, то рекомендуется обеспечить и относительную
влажность бумаги, контактирующей с калькой (приблизительно 50%).

Кальку можно подвергать тиснению, однако следует учитывать несколько важных
нюансов. При конгревном тиснении могут возникнуть затруднения из-за слабой склонности
кальки к компрессии и из-за ее неэластичности. Однако старания могут оправдать
себя: при конгревном тиснении пропадает прозрачность кальки, что дает довольно
необычный оформительский эффект.

Интересные результаты дает также тиснение кальки
фольгой. Правда, в этом случае придется потратить некоторое время на эксперименты:
нужно очень аккуратно подбирать сорта фольги и температурный режим. Для тиснения
кальки можно применять те же серии фольги, что и для тиснения обычной бумаги.

И наконец, переплет. Для достижения наилучших результатов склеивание должно
быть параллельно волокнам. Рекомендуется горячая склейка и использование клеев,
не содержащих воду (например, термоклеев), — в противном случае клей может стать
причиной коробления кальки.

Появление материала и как пастель стала популярной

Первое упоминание пастели относится к XVI веку, когда итальянский живописец Дж. П. Ломаццо впервые описал технику рисования «‎a pastello»‎, ссылаясь на такого творца, как Леонардо да Винчи. В набросках художники использовали белый мел, сангину и уголь (именно эти материалы стали основоположниками пастели) для придания цвета наброскам.

В том же веке художники экспериментировали и добавляли разные натуральные пигменты для создания новых оттенков палитры. В составе фигурировал мел для смягчения ярких оттенков, что привело к появлению слова «‎пастельный» — мягкого цвета с добавлением белого.

Прессованные цветные брусочки набирали популярность своей доступностью и легкостью в использовании: их легко взять с собой для быстрых зарисовок с натуры, а также использовать для полноценных работ в студиях. В XVII веке итальянская художница Розальба Каррьера закрепила успех пастели своими утонченными портретами дам из высшего общества. Новый материал позволял делать мягкие переходы, а бархатная текстура придавала нежности всему образу.

Пик популярности пастели пришёлся на XIX век и обусловлен новой эрой в живописи с приходом импрессионистов. В философии новых художников изображение должно быть наполнено легкостью и воздушностью, передавать свежесть от первого впечатления, поэтому новый материал как нельзя кстати подходил под их видение.

На фоне всех живописцев отдельно стоит выделить импрессиониста Эдгара Дега, отдающего предпочтение именно пастели. Его серия работ о танцовщицах отражает грацию и изящность балерин, а полупрозрачные цвета и приглушенные оттенки самого материала усиливают эффект.

Не смотря на то, что в XX веке популярность пастели пошла на спад, она все еще ценится в кругу профессиональных художников из-за разнообразия видов, каждый из которых позволяет воплотить задумку в жизнь, будь это портера с проработкой мелких деталей или абстрактная живопись с размашистыми линиями.

Применение

Если раньше калька в основном использовалась для чертежных работ, то сегодня
она приобретает все большую популярность как эксклюзивный материал, позволяющий
сделать неповторимым тот или иной печатный продукт. Конечно, калька капризна:
иногда дизайнеру бывает сложно представить, каким будет конечный результат,
не говоря уже о заказчике.

И хотя работать с калькой непросто, дизайнерам, отважившимся
использовать ее в своих проектах, порой удается создать совершенно уникальные
вещи. Это могут быть поздравительные открытки, приглашения, брошюры, каталоги
продукции, ресторанные меню, художественные альбомы и многое другое. На кальках
высоких плотностей (200 г/м2 и выше) можно печатать визитки.

Цветные или белые полупрозрачные вставки и детали из кальки придают полиграфической
продукции легкий, утонченный и немного таинственный вид. Интересных оформительских
эффектов можно достичь при наложении кальки на непрозрачную бумагу. Например,
в поздравительных открытках или приглашениях, внутрь сложенной вдвое обычной
бумаги с изображением помещается листок кальки с отпечатанным на ней текстом.

В связи с возрастающим интересом к этому материалу мировые производители дизайнерских
бумаг начали создавать обширные коллекции разнообразнейших калек. Цветовые палитры
этих коллекций поражают своей насыщенностью и необыкновенностью: появились кальки
с вкраплениями разнообразных частиц, кальки с фактурной поверхностью и перламутровым
сиянием — все это многообразие создает простор для фантазии дизайнера.

Иногда кальку используют вместо цветоделенных пленок при изготовлении форм
для печати черно-белой продукции (например, книг). Для многостраничных изданий
экономия может быть значительной, так как стоимость одной пленки формата А4
с ФНА составляет около 1 долл., в то время как лист кальки такого же формата
обойдется в 5-6 центов. Правда, в последнее время этим способом пользуются все
меньше.

Сухая пастель

Классический и самый распространенный вид, встречающийся повсеместно не только в специализированных магазинах, но и в канцелярских. Такая пастель отличается равномерным покрытием и легкостью при послойной работе — лессировке. Цвета без проблем смешиваются друг с другом, позволяя получать разнообразное количество оттенков из имеющейся ограниченной палитры. В качестве связующего материала выступает гуммиарабик.

Готовые рисунки сухой пастелью нестабильны и их легко смазать рукой, что подразумевает закрепление готовой работы специальным фиксативом.

Сухая пастель делится на три уровня жесткости: твердую, мягкую и ультрамягкую.

Твердая пастель

Благодаря преобладанию связующего вещества, такой брусок отличается прочностью. Он почти не крошится во время работы, чем осложняет процесс растушевки, но при этом позволяет проводить тонкие и четкие линии, подходит для штриховки. Выпускается в виде прямоугольных мелков.

Мягкая пастель

Мягкая пастель отвечает за известную всем бархатистую и легкую текстуру в работе. В составе преобладает пигмент, из-за чего бруски получаются хрупкими, сильно крошатся и требуют аккуратной работы. Такой вид отлично смешивается и тушуется между собой, им удобно покрывать большие площади. Выпускается в виде скругленных мелков.

Ультрамягкая пастель

В мире существует одна компания-производитель данного вида пастели — Pan Pastel (Пан Пастель). При производстве почти не используется связующее вещество, из-за чего цвета получаются максимально пигментированными и чистыми. Материал представлен не в стандартных брусках, а в прозрачных круглых ёмкостях, напоминающих косметические тени для глаз.

Между мягкой и ультрамягкой пастелью нет ярко выраженной разницы. Вторую предпочитают художники, работающие на больших поверхностях, так как при использовании Пан Пастель почти нет пыли, а нанесение аппликатором позволяет тонировать бумагу или сделать подмалевок в кратчайшие сроки.

Хранение

Как все оригинальное и необычное, калька — довольно прихотливый материал. Она
невероятно чувствительна к изменениям влажности в помещении, где хранится. Поэтому
лучше всего хранить кальку в фабричной упаковке. Запечатанная упаковка должна
храниться в сухом проветриваемом помещении со стабильным климатом (температура
и влажность не должны существенно колебаться в течение суток).

Хранение пастели | практика работы пастелью

Оглавление

Если художник достаточно много работает с пастелью, то, со временем, у него накапливается какое-то количество брусков, хранение которых требует небольшого порядка. Стандартным решением среди пастелистов считается сортировка по гаммам (количество групп зависит только от того, насколько широк разброс используемых цветов). Пастельные бруски, после сортировки, рекомендуется хранить в отдельных картонных коробках, но лучшим решением будет использование большого ящика с большим количеством отделений: это помогает быстро находить нужный цвет, а благодаря перегородкам бруски не будут загрязнять друг друга. Обычно вместе объединяют пастельные краски следующих тонов: синие и зеленые, сиена и охра, коричневые и фиолетовые, красные и желтые, оттенки серого и т.д.

Многие художники пытаются работать целыми брусками пастели, но это неудобно, лучше новый брусок разделить на две или три части и использовать по мере надобности. Обратите внимание на то, что при разламывании мягкой пастели образуется большое количество мелких крошек, которые рекомендуется собрать в отдельную емкость. Позже эти крошки можно будет использовать.

Большой, но неглубокий, ящик с отделениями считается лучшим вариантом для хранения пастельных красок: каждое отделение нужно отдать под бруски определенного или близких тонов.

В продаже можно найти специальных коробки для хранения пастельных брусков. Благодаря наличию у них сетки отделения не засоряются раскрошившейся пастелью.

Используемая пастелистом палитра очень велика. Она включает в себя по несколько оттенков различных тонов, и все они применяются для создания произведений живописи в различных цветовых гаммах. Рано или поздно любой художник сталкивается с фактом наличия большого количества маленьких кусочков неопределенного цвета (кусочки часто соприкасаются между собой). Чтобы избежать этого, нужно изначально приучить себя к порядку – то есть кусочек любого размера должен отправляться в место, где лежат его цветовые братья. Небольшое загрязнение брусков можно устранить путем протирки его тряпочкой или применить способ описанный далее. Когда размеры кусочков становится слишком малы, то есть ими нельзя пользоваться, есть вариант их переработки (смотри рисунок справа).

Способ чистки брусков достаточно прост, нужно просто поместить в коробочку с рисом загрязненные бруски и немного потрясти, после данной процедуры бруски снова обретут первоначальные цвета. Рис можно заменить очищенными зернами пшеницы. Достаточно часто пастелисты со стажем хранят все свои бруски пастели в коробочках с рисом или зернами пшеницы, благодаря чему их краски всегда готовы к работе.

Чтобы придать чистоту кусочкам пастели, положите их в коробочку с очищенной пшеницей и потрясите: этот способ быстро устранит загрязнение, и бруски снова засияют своими первозданными цветами.

Все крошки пастели необходимо собрать в стеклянную миску и растолочь. После получения порошка к нему следует добавить небольшое количество гуммиарабика, растворенного в воде, (5 частей воды на 1 часть гуммиарабика), перемешать до возникновения однородной массы (нужно добиться отсутствия комков), и скатать из нее брусок.

1 этап. Перетереть в пыль маленькие кусочки пастели.

2 этап. Добавить к порошку гуммиарабик, растворенный в воде, перемешиванием добиться возникновения однородной массы.

3 этап. Полученную массу, скатать, придать ей цилиндрическую форму, вот вам и новый брусок пастели, в этом примере бурый, который получился из-за смешения разных тонов.