С чего начать? — РУЧНОЙ ПЕРЕПЛЕТ

1-й этап: оформление корешка

Листки разобранной книги складываются в стопку в нужном порядке, соответственно нумерации, подравниваются по корешку. Края листов при этом должны быть ровными, выступ их недопустим. После этого стопка зажимается между двумя досками, при этом корешок должен выступать примерно на пять миллиметров. Далее на корешках сложенных тетрадей проделываются при помощи лобзика или ножовки три пропила глубиной в два миллиметра.

Подготовленную марлевую ткань разрезают длиной на один сантиметр меньше размера корешка, а шириной — на четыре сантиметра больше, с расчетом по два сантиметра по обеим сторонам. Применение ткани обеспечит прочность и длительную службу книги.

Вслед за этим корешок смазывается клеем жидкой консистенции для лучшей пропитки пропилов и расстояния между листами. После этого в пропилы укладываются куски нитей так, чтобы они выступали за рамки корешка примерно на два-три сантиметра. И в завершение повторно покрывается корешок слоем клея и оставляется на несколько часов высыхать.

Закрепление книги в переплете

Книга укладывается так, чтобы ее корешок хорошо обжимался корешком переплета, а выступающие края крышек были одинаковые сверху и снизу. Растрепанные концы бечевок, которыми сшита книга, отгибают на крышку переплета, располагают веером и приклеивают столярным клеем к картону.

Так же приклеивают и концы тесемок. Затем смазывают клейстером верхний лист форзаца и заклеивают им внутреннюю сторону крышки переплета. Незаклеенной остается только узкая каемка уголков и цветная бумага по краям. До высыхания клейстера, чтобы не измазать им книгу, под оклеенную крышку переплета подкладывают лист чистой бумаги. Таким же способом прикрепляют книгу и ко второй крышке переплета.

С наружной стороны переплета ребром гладилки проводят несколько раз вдоль края крышки у корешка, чтобы здесь получилось небольшое углубление и ткань корешка лучше облегала срез картона.

На этом работа заканчивается. Переплетенную книгу кладут для окончательной просушки между досками без груза.

Инструменты и приспособления

Для переплетных работ потребуются следующие основные материалы: бумага, картон, толстые нитки, обрезки плотной ткани (коленкора или окрашенной, подкрахмаленной бязи), которую можно заменить дерматином и гранитолем.

В дополнение к инструментам, применяемым в работе с бумагой в картоном, для переплетных работ потребуется только молоток, или киянка, и толстая игла. Некоторые необходимые для переплетных работ приспособления члены кружка могут сделать сами. К числу таких приспособлений в первую очередь относится станочек для сшивания книг очень простого устройства.

Сшивальный станочек имеет гладкое основание, на которое укладывают книги, и укрепленную на нем рамку с натянутыми бечевками или тесемками. Основание вырезают из доски любой толщины или сколачивают из брусочков и покрывают их сверху и с боков фанерой.

Длина основания равна приблизительно 40 сантиметрам, а ширина — 30 сантиметрам. К основанию у одной из длинных сторон его прикрепляют две стойки для рамки. Сечение каждой стойки — приблизительно 2×1 сантиметр, высота — около 35 сантиметров. Сверху на стойки прибивают или приклеивают перекладину, в которой выдолблена продольная щель.

Пресс для зажима книг. Труднее сделать другое очень полезное приспособление для переплетных работ — пресс для зажима книг при обрезке. Однако с помощью старших школьников члены кружка могут сделать и простейший пресс. Он изображен на рисунке 13.

В толстой доске, размером приблизительно 50×35 сантиметров, прорезают два квадратных отверстия со сторонами, равными 4 сантиметрам.

В этих отверстиях укрепляют на клею две стойки высотой 18—20 сантиметров. Предварительно в стойках выдалбливают сквозные отверстия высотой 8 сантиметров и шириной 1,5 сантиметра. Расположение отверстий смотрите на рисунке 13 (2).

Вторую доску вырезают по длине первой, а шириной приблизительно 12 сантиметров. В этой доске выдалбливают квадратные отверстия, которыми доска свободно надевается на стойки. Передняя кромка верхней доски будет заменять при обрезке книг линейку. Поэтому ее надо особенно аккуратно выстрогать и обить жестью, тонкой листовой латунью или алюминием. Полосу металла тщательно выпрямляют, сгибают жолобом и прибивают загнутые края сверху и снизу доски.

Из тонкой дощечки вырезают и выстрагивают два клинышка, которые должны входить в отверстия стоек и, таким образом, «запирать» верхнюю доску.

Книгу, которую надо обрезать, укладывают между досками так, чтобы край ее слегка выступал из-под верхней доски, и зажимают клиньями.

В процессе работы переплетенную книгу приходится несколько раз обжимать и сушить под тяжестью, чтобы листы книги улеглись плотно и переплет не покоробился. Вместо пресса для этой цели можно употреблять две гладкие доски толщиною не менее 20 миллиметров (чем толще, тем лучше).

При переплетных работах пользуются клейстером и столярным клеем. Как приготовить клей и клейстер, рассказано на страницах 96—100.

Как быстро переплести книгу?

Одним из простых и менее трудоемких способов изготовления переплета в домашних условиях значится клеевой переплет. Порядок выполнения:

  1. Распечатанную книгу помещают на доску.
  2. Выравнивают листы с помощью линейки.
  3. Фиксируют листы между досками, закрепляют и затягивают струбцинами, оставляя пять миллиметров корешка за границей доски.
  4. Склеивают корешок.
  5. Оформление обложки. Вымеряется толщина корешка, в процессе разметки обложки учитывается его ширина плюс два см (по одному см по обе стороны).
  6. Формирование книги. Склеенный корешок вкладывается в обложку и крепится скобами, просушивается.
  7. Заключительный этап. Обрезка книжного блока с трех сторон.

В общем, переплести книгу не так сложно, как может сразу показаться. А если освоить технику, то можно сделать своими руками приятный подарок, например, блокнот или еженедельник.

Как переплетать журналы, газеты и брошюры

Каждая школьная библиотека получает различные журналы и газеты для школьников и учителей. Если большинство книг, особенно толстых, выпускается сейчас в переплетах, то журналы всегда имеют только бумажную обложку. Члены кружка «Умелые руки» могут переплести журналы и газеты и помочь тем самым работникам библиотеки сохранить их.

Журналы переплетают комплектами — несколько номеров вместе. Тонкие журналы, такие, например, как «Мурзилка» или «Смена», лучше всего переплести за полгода. Каждый номер этих журналов состоит из одной тетрадки. В переплетенном комплекте, следовательно, будет шесть тетрадок.

Переплетают журналы так же, как книги, только обложки их не обрывают, а сшивают вместе с тетрадками. Обложки толстого журнала, состоящего из нескольких тетрадок, разрезают в корешке. Первый лист обложки подклеивают узкой каемкой к верхней тетрадке номера журнала, а второй лист — к нижней тетрадке.

Чтобы легче находить на библиотечной полке нужный комплект журнала, обложку первого номера в комплекте можно наклеить на верхнюю крышку переплета. При этом обложку обрезают так, чтобы на краях крышки переплета оставались незаклеенными узкие кантики цветной бумаги, приблизительно в 2—3 миллиметра шириной.

Полезно переплести также комплекты «Пионерской правды» или другой пионерской газеты. Сшивают газеты по-иному, чем книги или журналы. Сложив комплект газеты по номерам, с обеих сторон его подкладывают форзацы — листы чистой бумаги, вырезанные по формату газеты.

В отличие от книжных эти форзацы состоят из одинарных, а не двойных листов. Тщательно выравнивают комплект газеты по корешку и по верхнему краю и придавливают сверху каким-нибудь небольшим грузом, чтобы сложенные номера газеты не сдвинулись. Из тонкого картона вырезают две полоски такой же длины, как газета, и немного уже, чем поля ее у корешка.

Полоски прикладывают к форзацам у корешка с обеих сторон, сверху и снизу. Шилом прокалывают в корешке ряд сквозных отверстий — от верхней полоски картона до нижней. Отверстия располагают по одной линии посреди картонных полосок и на равном расстоянии друг от друга.

Для сшивки «Пионерской правды» надо сделать не менее шести таких проколов. Газеты сшивают по проколам прочной ниткой вместе с картонными полосками, продевая иглу в отверстия попеременно то сверху, то снизу. Концы туго натянутой нитки прочно закрепляют. Сшитый комплект обрезают с трех сторон. Корешок не округляют.

Затем вырезают, как обычно, картонные крышки переплета, соединяют их корешком, оклеивают уголки, наклеивают на лицевую сторону цветную, а на внутреннюю — белую бумагу. Ширина корешка переплета должна быть такой, чтобы он покрывал картонные полоски у корешка комплекта газеты.

Вложив сшитый комплект газеты в готовый переплет, столярным клеем приклеивают картонные полоски по бокам корешка комплекта к корешку переплета. В центре верхней крышки переплета наклеивают вырезанный заголовок газеты или бумажную этикетку с аккуратно написанным названием газеты и датой выпуска номеров (например, «Пионерская правда», январь—июнь 1954 г.).

Переплетать тонкие брошюры, состоящие из одной тетрадки, очень просто. С этой, наиболее простой переплетной работы и следует начинать обучение пионеров переплетному делу.

В большинстве случаев брошюру не требуется обрезать, так как края листов единственной тетрадки ее ровные. Обрезка нужна, да и то обычно только верхнего края, если листы брошюры не разрезаны. Крышки переплета вырезают точно по формату брошюры, затем у корешка срезают вертикальный край на 3—4 миллиметра.

Края готового переплета точно совпадают с краями брошюры. Концы корешка переплета тоже обрезают на одном уровне с верхним и нижним краями крышек, не делая складки. На корешок изнутри бумажной полоски не наклеивают. Обычно на лицевой стороне обеих крышек переплета наклеивают вместо цветной бумаги обложку брошюры. Торцовые срезы картона в таком случае остаются незаклеенными, не оклеивают и уголки.

Переплет прикрепляют к брошюре двумя способами.

Самый простой способ заключается в том, что брошюру вкладывают в переплет и прошивают вместе с корешком. Нитку на корешке снаружи окрашивают под цвет его. Можно вместо нитки воспользоваться проволочными скрепками, которыми была сшита брошюра без переплета, или скрепками от старых тетрадей.

По другому способу к корешку брошюры, почти по всей длине его, пришивают полоску марли или другой ткани шириной приблизительно в 4 сантиметра. Вложив брошюру в переплет, длинные края полоски приклеивают у корешка к крышкам переплета. Потом оклеивают внутренние стороны крышек или делают форзац.

Все описанные способы переплетных работ можно применять и в тех случаях, когда кружок берется переплести дневники пионерской дружины, изготовить самодельный альбом, общую тетрадь или папки.

Книжный переплёт своими руками

И, когда она в очередной раз вышла на балкон позвать меня, я услышал как Толька Коршунов выкрикнул: “Гвардеец кардинала на посту!” И я вцепился в него, хотя Тольке было целых одиннадцать лет и он даже уже был влюблен в Таньку, о чем поведал всему двору вырезанным на тополе объявлением “Я люблю тебя”.Имя вырезать не стал, проявив не детскую мудрость.

Толька валялся в пыли, совершенно не сопротивляясь, а только удивленно таращась на меня. Я пытался молотить его, приговаривая: “Гад, гад!” Под очередное “гад” меня подняла в воздух неведомая сила. Мелькнул яркий рукав, бицепс, усы и я оказался за обеденным столом с моей “не моей” бабой Феней.
Мама назвала ее официально — Феодосия Николаевна и всегда повторяла: “Она не твоя бабушка”.Моя бабушка была первая жена деда, баба Женя. Она жила в одном городе с нами, в центре России, а дед с Феней жили у моря.

Оно — море — и стало причиной нашего знакомства. Я был худющим болезненным ребенком, и педиатр убедила мать, что море положительно скажется на моем здоровье. “Но обязательно не меньше месяца,” — повторяла она. Когда мне было почти четыре года, меня повезли знакомить с дедом, морем и Феней. Феодосией Николаевной. Как бы не хотели мама с “моей” бабушкой изъять ее из этого уравнения. В первый раз мама была со мной две недели, натянуто общаясь с дедом и Феней. Убедившись, что старики вполне способны управиться с ее чахлым “цветком” жизни, она начала часто уходить в гости к подругам детства и задерживаться там допоздна.

Я не хотел спать без нее. Ходил по квартире, поднывая. Дед уговаривал спать, а Феня сгребалав охапку, и говорила: “Борык, не куксись. Пойдем встречать маму!” Мы выходили в притихший двор, она сажала меня на качели.

Качелей я боялся, мне казалось, что меня, такого легкого, подхватит ветер и унесет, но Феня мощной фигурой вставала ровно напротив качелей и и заключала подвешенное сиденье в свои уверенные руки, прежде,чем снова толкнуть. “Будешь наверху — смотри маму,” — напутствовала она и легонько толкала качель. “Не виднооо,” — ныл я, а она отвечала: “Значит, надо повыше. Не боишься?” Я мотал головой в разные стороны, и она толкала сильней. И в один день, взлетая до ветки тополя, я понял, что хочу, чтоб мама не торопилась.

И мама, наверное, поняла. Она уехала, оставив меня с дедом и Феней на лето. Мы посадили ее на поезд,помахали в окошко и пошли домой обедать. А вечером мне почему-то захотелось плакать. Я помню ощущение полной опустошенности, и помню, как оно появилось. Оно появилось, когда я думал, что сегодня вечером не надо встречать маму и мы с Феней не пойдем качаться. Но после ужина она объявила:”Борык, не куксись, пойдем смотреть, как мама едет на паровозе.”

Мы ходили качаться каждый вечер. Дед поначалу говорил, что поздно, и “ребенку нужен режим”, но Феня обрывала его на полуслове: “Не гунди, охламон, рыбенку много чего нужно.”
Охламон улыбался внутрь себя и капитулировал. Мы с Феней выходили, когда последние бабульки снимались с лавочек у подъезда, а возвращались к полуночи, покусанные комарами и абсолютно счастливые.
Качели были моим личным раем. Качели которые качала Феня. Она раскачивала меня, а потом притормаживала и влепляла поцелуй в неожиданное место. Когда качели начинали останавливаться, а я просить: “Еще, еще!”, Феня принималась щекотать меня. Я вертелся волчком, заливался на весь тихий гулкий двор, но не слезал с сиденья.

Здоровье мое, несмотря на отсутствие режима, улучшилось. Встретив меня, загоревшего и слегка отъевшегося, на вокзале, бабушка Женя поджала губки. Стройность была одной из основных ее добродетелей, и она весьма боялась жирного и сдобного греха.
Очень скоро после приезда домой я спросил, когда снова поеду к деду и Фене.
— Лен, ты слышала?— крикнула бабушка моей маме, и не дождавшись ответа повторила:
—Ты это слышала?
— Мам, не начинай снова, это ребенок, — мама подошла ко мне и внезапно погладила по голове. Она редко так делала, мне стало так хорошо, и я снова вспомнил качели. Мне хотелось повторить свой вопрос маме, но я не стал. А в конце длинной-длинной зимы, когда я свалился с ужасной ангиной, мама сидя у моей кровати сказала: “Бобка, ну что же ты, выздоравливай!Скоро ведь поедем к деду!”

Я выздоровел и мы поехали. Мама уехала через три дня. Была середина мая. Раз в месяц Феня наряжала нас с дедом “в парадное”, и мы шли в переговорный пункт: попросить маму оставить меня еще на месяц. Вышло три раза.

Дед работал сутки через трое, и в свободные дни старательно просаливал меня в море. А вечера были мои с Феней. И качелями. Взлет— посадка — поцелуй, взлет — посадка — объятия.
— Борык, маму видишь?
— Вижу! В окно! Она спит!
— А Москву видишь?
— Вижу!
— Кремль красный?
— Синий!
— Значит, вечер!
Смех-посадка-поцелуй, тихий подъезд, мы играем в шпионов, и, чтобы не будить деда, укладываемся вместе спать на диване.

Находясь между этим хитросплетением взрослых, я совершал детские ошибки, но учился на них. Однажды я попросил бабушку Женю испечь оладушки как у Фени. “Борис, питаться жареным — вредно!” — выпалила она, но не преминула заметить под нос: “Своих детей сгубила, за моего взялась…”В моем сознании эта фраза повисла вопросом, но я промолчал. Летом меня снова отправили “на море”: у мамы появился перспективный кавалер, и без меня было сподручней.

Вопрос, зародившийся после обмолвки “моей” бабушки терзал меня, и я не знал, как поступить. Мне было уже шесть лет,и я начал ощущать какую-то неловкость в стальных объятиях Фени. К тому же я маялся, гадая, как она сгубила своих детей.Решился однажды спросить у деда. Он вздохнул, но ответил: “Утонули они на лодке с отцом их. Она с тех пор на море и несмотрит.И забудь, что я сказал, и с ней не говори.”Я и не говорил, и даже позабыл, ибо мучивший меня вопрос разрешился. А качели так и были нашими, хоть я и мог уже качаться сам. Но не мог же я сам себя целовать?

К следующему лету у деда начались проблемы со здоровьем, и вместо моря я отправлялся гулять во двор. А после драки с Толькой Коршуновым из-за Фени меня приняли в дворовое сообщество и я даже был частью “живой пирамиды”, на которой стоял Толька, чтобы вырезать на тополе сердце, пронзенное стрелой, под своим “я люблю тебя”. Да что там, и на море мы тоже гоняли, и строили шалаши, и даже пробовали влюбляться, и я еще не раз подрался из-за женщин. Было не до качелей.

Феня ухаживала за дедом, и в квартире поселился тонкий, но устойчивый запах лекарств. А мама вышла замуж. За Толика. За другого, конечно, но вроде он тоже намекал, что “я люблю тебя”. Эту новость мне сообщила Феня и, глядя на меня, добавила: “Не куксись! Это хорошо. Вы подружитесь.” Я подумал:”Никогда!”, а она оказалась права.

Все эти события: дедова болезнь, замужество мамы, драка с Толькой и дворовая дружба подвели итог моего дошкольного детства. Остались лишь воспоминания: разрозненные, малосвязные, но при этом яркие до осязаемости. И в главном из них я подлетаю на качелях вверх, а потом меня целует в макушку Феня.

Больше выездов “на море” не было, потому что началась другая жизнь. Мы приехали к деду через четыре года. На похороны.Я помню, как зашел в ту самую квартиру, а посреди большой комнаты стоял гроб. Феня провела нас с мамой мимо него в спальню и уложила спать с дороги. Назавтра была суета, похороны, поминки, и во всем этом я затерялся и чувствовал себя лишним.

Я потихоньку вышел из-за поминального стола и пошел в маленькую комнату. Сел на кровать, уставился в стену. Не знаю, сколько так просидел, но зашла Феня. Она обняла меня, и внезапно я разрыдался. Феня гладила меня по голове, а затем внимательно посмотрев в глаза, сказала: “Борык, деда все равно тебя любит. Ну, не куксись…”

Мы с мамой уехали после девятого дня. Феня предлагала мне остаться. Я выжидательно посмотрел на мать, рассчитывая, что она заявит о полной невозможности оставить меня…Но она молчала… Я отрицательно мотнул головой.
— Ну поезжайте, поезжайте, выберете время еще приехать… — Феня была тише, чем обычно, да и понятно почему.

А потом жизнь меня закружила. Это был, наверное, не тот танец, который я хотел, но отказаться не получалось. Свадьбы, рождения, болезни, похороны, встречи, расставания… Жизненное колесо неслось все быстрей, пока не застопорилось о диагноз моего собственного сына. Лейкоз. Помню глаза жены как провалы в ад и ее же бесстрастный голос, когда она перечисляла, что нужно купить в больницу. Еще доктора помню, который сказал, что “большинство случаев разрешаются благоприятно”. В интернете писали, что большинство — это семьдесят процентов. И наш ребенок должен был в них попасть. Должен! И не должен в тридцать… Пусть не он…Мы стали командой по попаданию в семьдесят процентов: жена взяла на себя всё, связанное с сыном, а я должен был зарабатывать. Общение превратилось в сводки анализов. Лучше, хуже, хуже, лучше, лучше, немного хуже, немного лучше, еще немного лучше.

Мы победили. Мы попали в семьдесят. А я понял, что не чувствую ничего.
Я боялся посмотреть в глаза сыну и жене, потому что они бы это поняли. На работе подвернулась командировка, поехал. И вдруг как током дернуло: “А ведь Феня еще может быть жива! Есть шанс!”Не сама собой, конечно, эта мысль пришла, я рядом с теми местами оказался. Сделал крюк, нашел тот двор… Дверь в квартиру никто не открыл. Значит, не выпал шанс. Она бы точно дома была.

Вышел из подъезда — на лавочке тип алкоголического вида сидит. Аккуратно у него поинтересовался, не знает ли он, кто в шестьдесят четвертой квартире живет.
А он как заорет:
— Боб, ты? Точно ты! Ну ты же!
Друган детства оказался. В квартире пара молодая живет, дальние родственники Фени. А она сама давно уж померла. А до того как будто с ума сошла немного. Выходила вечерами гулять до ночи. На качелях раскачивалась и улыбалась. А потом соседи по запаху нашли ее.

— Боб, на пиво не подкинешь? Давай за встречу, — закончил он свой рассказ вполне ожидаемо.Я подкинул, а “за встречу” не стал. Он сразу побежал отовариваться, и я оглядываясь, как шпион, подошел к качелям. Всё те же. Вечная металлоконструкция. Сел боком, оттолкнулся ногой. Тополь тот же, вон на нем вырезано “Я люблю тебя” и сердце, пронзенное стрелой… Только еще что-то сверху накарябали, раньше не было. “Не куксись”. “Не куксись. Я люблю тебя”…Нет, не может быть… Точно: “Не куксись”.

Я уперлся лбом в ствол дерева,а потом обхватил руками. Меня трясло. Нет, меня “типало”. Так говорила Феня в минуты особого волнения: “Меня типает”. Внезапно с утробным рыком я набрал полную грудь воздуха и разрыдался.
Я тоже люблю тебя, Феня. Я люблю тебя, дед. Я люблю жену и сына. И маму, и отчима, и сестру. И даже когда меня не станет, эта любовь останется. Но еще рано, я еще должен сказать им всем об этом хотя бы раз.

Материал для беседы

Члены кружка «Умелые руки» должны стать друзьями библиотеки. Они могут отремонтировать старые книги: закрепить распавшиеся листы и заменить поврежденные переплеты новыми, а также переплести комплекты журналов и брошюры. Этим пионеры удлинят срок службы книг и журналов, обеспечат лучшую сохранность их.

Приступая к переплетным работам, членам кружка полезно предварительно побывать в переплетном цехе книжной типографии и посмотреть, как переплетаются книги с помощью машин. Если посетить типографию невозможно, то руководителю следует провести в кружке на эту тему беседу.

Из печатного цеха передают в переплетный цех отпечатанные листы будущей книги. Листы эти — большого формата, на каждом из них отпечатано 16 или 32 страницы текста. Например, книгу «Умелые руки» печатали на листах бумаги длиной 92 сантиметра и шириной 70 сантиметров.

Первая машина переплетного цеха фальцует отпечатанные листы — складывает их вдвое, еще и еще раз вдвое, пока не получатся тетрадки по размерам страниц. Машина за час дает от 4 до 10 тысяч тетрадок. В некоторых больших типографиях фальцовку отпечатанных листов производят печатные же машины, снабженные для этого специальным аппаратом, и переплетный цех получает уже готовые тетрадки.

Книга «Умелые руки» печаталась в количестве 200 тысяч экземпляров. Следовательно, только для этой книги пришлось сфальцевать 2 550 тысяч отпечатанных бумажных листов, каждый из них сложить четыре раза, чтобы получить 2 550 тысяч тетрадок. Машина сделала это за несколько дней.

Тетрадки каждого экземпляра надо подобрать по порядку страниц. Для этого есть специальные листоподборочные машины. По лентам этой машины быстро движутся сфальцованные тетрадки, машина складывает их так, чтобы вторая тетрадка сказалась приложенной к первой, третья — ко второй и т. д.

Книжный блок пока ничем не скреплен, каждая тетрадка лежит отдельно. Их соединяют вместе при помощи особых швейных машин. Работница только кладет на движущуюся ленту машины одну тетрадку за другой, а машина сама прошивает их и присоединяет друг к другу.

Тетрадки книги «Умелые руки» сшиты проволокой. Этими же проволочными скобочками машина прикрепила их к полоске прочной марли — соединила вместе. Часто книги сшивают прочными нитками, для чего имеются специальные ниткошвейные машины. Форзацы чаще всего приклеивают у сгиба к первой и последней страницам книги.

Сшитые книжные блоки отправляют на резальную машину. Здесь каждая книга обрезается с трех сторон, чтобы выровнять все страницы. Автоматическая резальная машина — стопорезка — за одну минуту обрезает до 50—70 книг.

На новых машинах закругляют корешок книги, приклеивают к нему посредине длинную полоску бумаги или ткани, а к верхнему и нижнему краям — каптал. Так называются полоски особой ткани, которые выступают по краям корешка наружу в виде шелкового шнурочка.

В то же время на крышкоделательной машине готовится переплет.

Вырезанные из картона крышки переплета движутся по ленте машины, которая приклеивает их к полоске дерматина, гранитоля, ледерина или коленкора, а на образовавшийся корешок, чтобы он не мялся, с внутренней стороны наклеивает полоску плотной бумаги. Затем машина склеивает крышки переплета с лицевой стороны заранее напечатанной красочной обложкой с названием книги и, обычно, рисунком. Такой переплет, например, на нашей книге «Умелые руки».

Многие книги выпускают в матерчатых переплетах. Для этого есть специальные крышкоделательные машины. В такую машину вставлен рулон ткани. Машина разматывает его, смазывает клеем и наклеивает сразу на обе крышки, оставляя между ними нужное расстояние для корешка. Края бумажной или матерчатой обложки подвертываются машиной на обратную сторону крышек и приклеиваются здесь.

Для оклейки крышек переплета чаще всего применяют дерматин и гранитоль. Так называется ткань, покрытая очень тонкой пленкой нитроцеллюлозы — вещества, вырабатываемого из древесины. Благодаря этому ткань приобретает внешний вид и некоторые свойства кожи. Дерматин и гранитоль вырабатывают разных сортов и цветов.

Обложку для матерчатого переплета заранее не печатают. Обычно название книги, украшающее переплет, узоры и рисунки делают на готовом переплете тиснением: выдавливают в прессах с помощью нагретых медных штампов. Под штампы подкладывают специальную фольгу — бумагу, покрытую тонким слоем очень мелкого порошка бронзы, алюминия или краски.

Горячим штампом порошок отделяется от бумаги, вдавливается в крышку переплета и прочно закрепляется на ткани. В книге «Умелые руки» таким способом сделай узор на корешке. В готовый переплет вставляют сшитую книгу. Края марлевой полоски корешка книги прикрепляют к картонным крышкам, а затем на каждую крышку наклеивают один листок форзаца. После просушки книгу отправляют на склад.

Сейчас строится все больше сложных переплетно-брошировальных машин, каждая из которых выполняет несколько операций. Например, есть машина, которая одновременно является и листоподборочной и швейной; она подбирает тетрадки в книжный блок и сшивает их.

Члены кружка «Умелые руки» все переплетные работы выполняют руками, с помощью самых простых инструментов и приспособлений. Ручной переплет в основном делается так же, как на машинах, только работа идет медленно.

Переплетаем книгу с нуля | журнал ярмарки мастеров

По работе приходится много читать и я очень не люблю читать с компьютера. Мне нравится держать книгу в руках.

Учебная литература не всегда доступна к покупке поэтому иногда я делаю себе книги сам. В этой статье я поэтапно покажу все важные моменты изготовления книги которую не только будет удобно читать но и очень долго хранить.

Итак выбираем книгу которую хочется заиметь в печатном варианте.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 1

Без всяких дополнительных программ распечатываем всю книгу разделив ее на 26 тетрадок. Бумагу решил взять хорошую,плотную120г/м2. Книга планирует быть увесистой 🙂

Пропущу тут все офисные процессы связанные с распечаткой и начинаю таинство 🙂

Разбив книгу на 26 тетрадок приступаем к их сшивке. Перед этим необходимо наметить места расположения шва. Для этого делаем одно не хитрое приспособление называемое кареткой с помощью которого достаточно ровно протыкаем в тетрадках места будущих стежков.

Каретка представлена двумя алюминиевыми уголками и деревянным ложем. На уголках высверливаем отверстия под иглу на нужном нам расстоянии и помещая тетрадку между уголками делаем проколы.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 2

Переплетаем книгу с нуля, фото № 3

Получается достаточно ровно и быстро. Можно шить на пропилы но для такой толстой книги это не есть хорошо.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 4

Шьем книгу на три шнура и по окончанию процесса придавливаем флаконом со спиртом(если у вас нет флакона спирта то медицинская книга ни раз не получится 🙂

Переплетаем книгу с нуля, фото № 5

Переплетаем книгу с нуля, фото № 6

Далее идет процесс кругления корешка и его проклейки.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 7

Переплетаем книгу с нуля, фото № 8

Обрезаем гобелем края блока и для пущей гладкости зашлифовыем наждачкой с мелкой фракцией абразива.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 9

Переплетаем книгу с нуля, фото № 10

Дальше я решил немного поэкспериментировать и закрасил обрез с трех сторон краской.

Когда все просохло приступаем к плетению каптала. Процесс творческий и трудоемкий. Но интересный.

Каптал будет двухцветный.

Для основы вырезал полоску плотной кожи.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 11

Переплетаем книгу с нуля, фото № 12

Переплетаем книгу с нуля, фото № 13

Переплетаем книгу с нуля, фото № 14

Переплетаем книгу с нуля, фото № 15

На передней сторонке я планирую разместить символичный медный барельеф.

Процесс его создания показывать не буду, по гальванике у меня есть отдельный подробный мастер-класс.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 16

Выращиваю его сразу с несколькими будущими штампами (электричество экономимсс :)).

Переплетаем книгу с нуля, фото № 17

Стандартная обработка стальной щеткой и полировка.

Шаблоном змеи послужила моя старая армейская петлица.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 18

Теперь приступим к обложке.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 19

На картонных сторонках примерно размечаем чего хотим 🙂 Тут на что горазда ваша фантазия.

Я выбрал резную многоуровневую крышку.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 20

Художник с меня кривой,посему все отрисовываем на компе.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 21

Для обложки я выбрал бежевую галантерейную кожу с перламутровым блеском.

С помощью косточки приглаживаем кожу к рельефу на переплетной крышке.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 22

Переплетаем книгу с нуля, фото № 23

Переплетаем книгу с нуля, фото № 24

Книга у меня будет с застежками. Делаем хлястики по типу бутерброда. Два слоя кожи как на обложке, а между ними плотная, жесткая кожа. Это наверное больше декоративный элемент, чем необходимость.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 25

Переплетаем книгу с нуля, фото № 26

Хлястики будут цепляться на кабурные кнопки встроенные в переднюю крышку.

Медное украшение приклеиваем в ее нишу моментом.(секундный клей не использую по причине того,что эта зараза никогда не склеивает ничего кроме пальцев 🙂

Переплетаем книгу с нуля, фото № 27

Отправляем на денек под пресс.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 28

Корешок украшаем жуками.

Переплетаем книгу с нуля, фото № 29

Переплетаем книгу с нуля, фото № 30

Переплетаем книгу с нуля, фото № 31

Вот и готова книга 🙂

Бабочка тут не к месту, но это не я ее нарисовал, хватает дома умельцев 🙂

Переплетаем книгу с нуля, фото № 32

Спасибо за внимание.

Следующим реставрируем старый томик А.С Пушкина разорванный и без обложки.

Подготовка книги к сшиванию

Каждая книга, как уже было сказано, состоит из тетрадок, соединенных в корешок. Чем толще книга, тем больше в ней таких тетрадок.

Отобранную для переплета книгу прежде всего разбирают на отдельные тетрадки: срывают обложку, очищают корешок от засохшего клея, обрезают и удаляют из корешка каждой тетрадки скрепляющие нитки или проволочные скрепки. Делают это аккуратно, чтобы не разорвать корешков тетрадок и отдельных листов.

Особенно осторожного обращения требуют старые книги, у которых следует заменить переплеты. Открыв верхнюю крышку переплета, осторожно разрезают ножом полоску марли или бечевки, скрепляющие переплет с корешком книги, так же отделяют нижнюю крышку. Удалив переплет и очистив корешок, отделяют одну тетрадку от другой.

Затем, перелистывая каждую тетрадку, осматривают, целы ли листы. Оторвавшиеся парные листы соединяют, наклеивая их на полоску писчей бумаги; при этом следят, чтобы чистая (без текста) полоса у корешка каждого листа получалась такой же ширины, как на других (целых) листах той же книги.

Писчей бумагой подклеивают и оторвавшиеся уголки листов. Если же лист разорван по тексту, его аккуратно складывают, чтобы разорванные строки совпадали, и наклеивают по линии разрыва полоску прозрачной папиросной бумаги, сквозь которую видны буквы. При подклейке листов пользуются только клейстером. Измятые листы книги приглаживают утюгом.

Разрозненные и проверенные тетрадки складывают по порядку страниц и выравнивают, постукивая на доске по корешку и верхнему краю. Затем всю стопку тетрадей зажимают в тисках или между двумя досками, выпустив наружу корешок приблизительно на 3 миллиметра.

Между этими крайними прорезами ножовкой с мелкими зубьями, острой гранью напильника или ножом делают несколько более глубоких (приблизительно в 2—2,5 миллиметра) пропилов для бечевок, на которых сшивается книга. В корешках книг такого формата, как учебники, достаточно сделать два средних пропила, расположив их ближе к (крайним прорезам и на равном расстоянии от них.

Далее из писчей бумаги вырезают по формату тетрадок книги два двойных, сложенных пополам листа — так называемые форзацы. Смазав клейстером с одной стороны узкую полоску у сгиба первого форзаца, его приклеивают этой полоской к первой тетрадке книги — к титульному листу у корешка. Второй форзац приклеивают к последней тетради — к последней странице книги. После этого приступают к сшиванию книги.

Подготовка переплета

Из картона вырезают две крышки, или, как их иначе называют, корки переплета. Длина их на 2—4 миллиметра больше книги, ширина равна ширине книги. Чем толще книга, тем плотнее берется картон для крышек.

Чтобы соединить крышки корешком, отрезают полоску коленкора, дерматина или какой-нибудь плотной ткани темного цвета. Полоска должна быть на 2—3 сантиметра длиннее и на 3—5 сантиметров шире корешка книги. На длинные края полосы накладывают картонные крышки переплета, оставив между ними расстояние приблизительно на 10 миллиметров больше, чем толщина книги.

Длинные края коленкоровой полоски, прикрытые картоном, приклеивают к крышкам столярным клеем. Надо проследить, чтобы ширина приклеенных краев была одинаковая на обеих крышках. Узкие края полоски отгибают и тоже приклеивают сверху и снизу к внутренней стороне крышек.

Таким же материалом, какой взят для корешка, оклеивают уголки крышек. Смазанный (клеем прямоугольный кусочек коленкора или другой ткани прикладывают к углу крышек с лицевой стороны, выступающие концы подгибают и приклеивают с обратной стороны крышек.

Для просушки корешка и уголков переплет в раскрытом виде укладывают между двумя досками, можно без груза. Когда клей просохнет, крышки переплета оклеивают с лицевой стороны. Обыкновенно для этого употребляется переплетная бумага — мраморная или однотонная глянцевая темных цветов, но пригодна и цветная альбомная бумага.

Два листа бумаги вырезают по размеру крышек переплета с припусками для загибов с трех сторон. Ширина припусков — около 2 сантиметров. Два угла обоих листов срезают с таким расчетом, чтобы обклеенные уголки крышек оставались открытыми и бумага покрывала только узкую полоску ткани.

Приготовленный лист бумаги смазывают клейстером и наклеивают на крышку переплета. Чтобы не перекосить бумагу у корешка и не заклеить его больше, чем нужно, лучше заранее наметить карандашом линии, по которым должны лечь на бумаге три другие стороны крышки.

Способы переплета

Существует несколько способов выполнения книжного переплета. И каждый из них имеет как свои преимущества, так и недостатки. Например, метод склеивания книжного блока намного легче, но при этом качество может оказаться недостаточно надежным. Прошивка книг и блокнотов считается более трудоемким занятием, но в отличие от склейки более надежным.

Приемлемым способом для обновления книг считается скрепление блока на пропилы для нити, при этом процесс занимает гораздо меньше времени, а достигнутый результат доставит удовольствие от проделанной работы. Перед началом переплетных работ важно ознакомиться с устройством книги.

Сшивание и обрезка книги

На рамку сшивального станка натягивают, привязав продетые в прорезы концы к основанию и к перекладине, две или три тонкие бечевки — по числу средних пропилов в корешке книги и на таком же, как пропилы, расстоянии друг от друга. Рядом со станком на столе кладут расшитую на тетрадки книгу, перевернув ее первой тетрадкой вниз.

Берут последнюю тетрадку книги, кладут ее на станок форзацем вниз, в средние пропилы на корешке вставляют натянутые бечевки. Левой рукой раскрывают тетрадку точно посредине и придерживают в раскрытом виде. Правой рукой вводят иглу в крайний правый прорез в корешке, продергивают сквозь него нитку внутрь тетради и закрепляют узелком конец.

Через первый справа пропил, не захватывая бечевки, иглу с ниткой выводят наружу, огибают бечевку и с другой стороны ее, в тот же пропил, снова заводят иглу внутрь тетрадки, ведут ко второму пропилу и т. д. Через крайний левый прорез игла выводится наружу, когда прошита вся тетрадка.

Она оказывается прикрепленной ниткой к бечевкам. Тетрадку закрывают, на нее укладывают следующую и прошивают таким же способом, но в обратном направлении — слева направо. Третью от конца тетрадку прошивают снова справа налево, четвертую — слева направо и так далее. На рисунке 14 (8) показан порядок прошивки одной тетрадки.

При сшивании нитку хорошо натягивают, чтобы она плотно прилегала к сгибу тетрадки и прижимала бечевку к прорезу. Когда нитка кончается, конец ее закрепляют на корешке снаружи, там же закрепляют конец новой нитки, не делая никаких узелков внутри тетрадок.

Как уже было сказано, книгу можно сшивать и на тесемках. Узкие тесемки натягивают в сшивальном станке вместо бечевок. Порядок прошивки тот же. Так как в этом случае пропилов :в корешке не делают, то сгибы тетрадок рядом с тесемками просто прокалывают иглой. Сшивать на тесемках труднее, но книга скрепляется лучше.

Закончив прошивку всех тетрадок, развязывают концы бечевок или тесемок и снимают книгу со станка. Длинные бечевки и тесемки укорачивают, оставляя с обеих сторон концы по 2—3 сантиметра. Эти концы временно загибают на форзацы. Концы тесемки надо расправить, а концы бечевки растрепать на отдельные нити.

Затем выравнивают корешок книги, постукивая им по доске, и зажимают книгу под прессом или между двумя досками с грузом, выдвинув корешок на 6—8 миллиметров наружу. Разводят жидкий столярный клей и в горячем виде смазывают им корешок.

Столярный клей сохнет быстро. Через несколько минут книгу вынимают из пресса и на верхнем листе ее (на форзаце) карандашом по линейке проводят линии обреза: горизонтальные сверху и снизу и вертикальную по правому краю. Углы сверяют по угольнику. Разметку надо произвести весьма тщательно, чтобы линии обреза располагались параллельно тексту и не слишком близко к нему. Верхние поля обычно делают немного уже нижних и боковых.

Книгу закладывают в пресс для обрезки. Чтобы не повредить ножом нижнюю доску пресса, ее покрывают куском картона или тонкой фанеры. Обитая жестью кромка верхней доски располагается точно по линии, проведенной карандашом на форзаце. Сперва обрезают длинную вертикальную сторону книги, затем верхнюю и нижнюю горизонтальные.

Обрезают книгу так же, как режут бумагу. Нож держат наклонно и ведут к себе, прижимая лезвие к кромке верхней доски пресса. Положение ножа не должно изменяться до конца работы. Малейший наклон его в сторону доски или от нее приведет к косому обрезу. Режут книгу легко, без сильного нажима, не стараясь сразу обрезать много листов.

Отрезанные полоски отбрасывают в сторону. Если полоска отрезалась не по всей длине, ее никогда не обрывают, а проводят еще раз ножом по линии обреза, пока полоска сама не отделится от листа. Во время работы следят за тем, чтобы отрезанные полоски не закрывали линию обреза и не попадали под нож. Ровный, чистый обрез получится только в том случае, если кончик ножа хорошо наточен.

Обрезанную книгу укладывают на обрезальной доске, корешок слегка смачивают водою — проводят по нему мокрой тряпочкой или комком ваты, чтобы немного размягчить клей. Затем легким молотком, а еще лучше киянкой, постукивают по длинным краям корешка, слегка округляя его.

Самая выпуклая часть корешка должна проходить по средней продольной линии его, а закругления от этой линии по обе стороны одинаковы. Противоположная корешку вертикальная кромка книги станет соответственно вогнутой. Сильно округлять корешок не надо, достаточно легкого изгиба.

Из марли или другой тонкой ткани вырезают полоску по размерам корешка. Подогнув края ее, полоску наклеивают столярным клеем на корешок, что придает ему большую крепость.

Книга готова для переплета. Ее укладывают между досками под груз и приступают к изготовлению самого переплета.