плотность бумаги какая бывает и для чего

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки | журнал ярмарки мастеров

Бумага тишью очень тонкая и нежная на ощупь, разнообразных цветов и оттенков, используется для украшения подарков, для заполнения пустого пространства в коробках и подарочных сумках. Из папиросной бумаги тишью можно сделать очаровательные бумажные шары помпоны для украшения свадьбы, фотосессии.С помощью помпонов можно украсить комнату не только к какому-то особому случаю, например, ко дню рождения, но и в обыденной жизни. С их помощью можно создать уникальную и праздничную атмосферу в помещении. Разноцветными помпонами украшают стены и потолки

Такая папиросная бумага придает вашей упаковке дополнительный объем и пышность. Также из бумаги тишью делают великолепные цветы своими руками. Папиросная бумага обычно слегка мнется и вкладывается в подарочные пакет или коробку, также папиросную бумагу можно использовать как основу под упаковку пленкой. Бумага тишью полупрозрачная и будет забавно шелестеть в ваших руках.
Помимо прочего вы можете напечатать текст на папиросной бумаге. Самое распространенное это печать пригласительных на свадьбу. На бумаге тишью делается печать, затем бумага наклеивается, например, на фетр, скатывается в трубочку и завязывается лентой. Бумага тишью очень тонкая, воздушная, полупрозрачная, принтер может порвать или зажевать бумагу. Как нужно сделать: наложить бумагу тишью на обычный лист для принтера и сверху загнуть край, чтобы принтер захватил сразу два листа бумаги – тишью и обычную. Придется немного поэкспериментировать, но у вас получится.

Большой выбор бумаги тишью (в наличии около 30 оттенков)

Из новинок бумага тишью гофро серебро и золото для оформления шикарного подарка

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 1

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 2

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 3

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 4

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 5

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 6

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 7

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 8

Бумага тишью для оформления свадьбы, праздника,упаковки, фото № 9

Вопросы и ответы

Подготовка к работе оператором ламинатора

1. Включить ламинатор и выставить предварительную температуру нагрева – 75-80 °С. Температурный режим нужно учитывать и задавая скорость ламинирования: чем она выше, тем выше температура. 2. Ознакомиться с техническим заданием и подготовить необходимую пленку. 3. Проверить отсутствие грязи на прижимных валах. 4. Проверьте полностью ли оттиски высохли после печати.

Желательно подождать сутки для полной уверенности в затвердевании краски. На листах не должно быть порошка. Если на листах есть порошок — принять меры для его удаления.

5. Для тонкой бумаги — подготовьте и настройте на формат продукции вал обратной намотки продукции в рулон, для выравнивания листов после ламинации. Категорически не рекомендуется работать без устройства обратной намотки при угрозе скручивания листов продукции.

6. Установите на ламинатор пленку и отрегулировать ее натяжение.

7. Натяжение полотна пленки должно быть минимальное. Сильное натяжение приводит к растяжению пленки и скручиванию продукции, а слабое – к волнообразованию, сморщиванию при подводе пленки к валу и к возможности ее налипания на вал.

Ламинация продукции

1. Накладываем на рабочий стол приладочные листы тиража и проводим пленку. 2. Включаем минимальную скорость ламинирования. 3. Устанавливаем давление на делении 3-4 единицы. 4. При регулировке давления на нагревательных валах ламинатора, нужно помнить, что если нагревающие валы находятся в нагретом состоянии и при этом не осуществляется процесс ламинирования, давление должно быть отключено, т.е. валы должны быть обязательно разведены.

Нахождение нагретых валов сведёнными в таких ситуациях может привести к порче и деформации резины валов ламинатора! 5. Ламинируем несколько листов, снимаем давление и останавливаем ламинатор. 6. Визуально оцениваем качество ламинированных листов: на сгибе листа пленка не должна отслаиваться, не должно быть пузырьков и серебрения, пленка не должна отходить от материала.

При хорошей ламинации пленку от материала трудно оторвать даже с усилием. На оттиске не должно быть следов, царапин и замятий. При необходимости вносим поправки для давления (но не более седьмого деления) и температурного режима. Выбор оптимальных режимов ламинирования во многом зависит от толщины ламинированной продукции, климатических условий в цеху, скорости ламинирования. ПОМНИТЕ: слишком высокие давление на валах, температура, натяжение полотна пленки приводят к браку. 7. После окончания ламинации тщательно убрать грязь и остатки пленки с валов, убрать рабочее место.

Температура и скорость ламинирования

Определение идеальной температуры требует опыта. К моменту соприкосновения пленки с прижимным валом должна быть достигнута температура адгезии пленки с бумагой. Если ламинатор будет работать слишком быстро, пленка не будет держаться на материале. Скорость ламинирования зависит от температуры нагревательного вала.

Оптимальный баланс различен для разных бумаг и пленок. Температура определяется и характеристиками самой пленки (производители в технических характеристиках указывают температуру – она колеблется от 70 градусов до 105 градусов для матовых пленок и от 70 градусов до 110 градусов для глянцевых)

Ламинирование. Проблемы и решения

Проблема: Морщение пленки

Причина: Слабое натяжение полотна; Решение: Подтянуть полотно.

Причина: Неверная заправка полотна; Решение: Проверить проводку полотна.

Причина: Неправильная установка прижимных валов; Решение: Проверить установку валов.

Причина: Недостаточная температура; Решение: Подождать, чтобы ламинатор полностью нагрелся, если нужно — повысить температуру или использовать более тонкую пленку.

Проблема: Морщение бумаги

Причина: Лист неровно входит в ламинатор (передняя кромка листа должна быть параллельна оси ламинирующих валов); Решение: Разгладить лист, ввести его в ламинатор заново.

Проблема: Пузырьки под пленкой

Причина: Слабое натяжение полотна; Решение: Подтянуть полотно.

Причина: Недостаточная температура; Решение: Подождать, чтобы ламинатор полностью нагрелся, если нужно — повысить температуру или использовать более тонкую пленку.

Причина: Недостаточное давление ламинирования; Решение: Увеличить давление ламинирования

Причина: Неверная заправка полотна; Решение: Проверить проводку полотна.

Причина: Неправильная установка валов; Решение: Проверить как установлены валы.

Проблема: Регулярно повторяющиеся дефекты

Причина: Загрязнения ламинирующих валов; Решение: Очистить валы.

Проблема: Волнистость ламината и скручивание оттисков

Причина: Избыточная температура нагрева; Решение: Уменьшить температуру нагрева валов.

Причина: Неправильная установка валов; Решение: Проверить правильность установки валов.

Причина: Высокое натяжение полотна; Решение: Уменьшить натяжение полотна.

Проверка качества ламинации: сделать несколько тиражних листов, дать им остынуть около 10-15 минут и проверить качество ламинации на многократное смятие и фальцовку. Пленка не должна отставать от бумаги. Если все нормально – приступить к процессу массовой промышленной ламинации.

Источник

Выбор плотности бумаги для каталога

Для печати рекламного продукта используется следующий материал:

Что касается обложки каталога, то плотность бумаги для нее в любом случае должна быть больше, чем для остальных листов. Самыми распространенными показателями являются 170–350 г/м2.


Далее рассмотрим бумагу различной плотности, использующуюся для создания обложки (она может быть как матовой, так и глянцевой, в зависимости от предпочтений заказчика):

  • Мелованный картон плотностью 350 г/м2. Чаще всего для изготовления обложки используется глянцевый вариант. В качестве примера можно представить обложки тетрадей, открытки. Благодаря такой плотности изделие выглядит более презентабельно, позволяя повысить имидж компании. По стоимости мелованный картон обойдется дороже бумаги.
  • Бумага мелованная плотностью 300 г/м2. Похожа на картон, ее можно использовать даже для изготовления визиток, поскольку она достаточно плотная и устойчивая к повреждениям. Данный вариант для изготовления обложки каталога является самым оптимальным, поскольку она обладает отличным качествами и при этом не такая дорогая.
  • Бумага мелованная плотностью 170–200 г/м2. Этот вариант отличается меньшей прочностью, чем предыдущий, однако несмотря на это, он является довольно популярным для изготовления рекламных каталогов с целью массового распространения. Главным плюсом мелованной бумаги этой плотности является ее низкая стоимость, а недостатком – быстрый износ, поскольку она легко повреждается во время эксплуатации.

Однако если каталоги вы изготавливаете не для профессиональной выставки, а для распространения среди клиентов, то бумага этой плотности вполне подойдет для обложки рекламного продукта, поскольку в первую очередь потребитель обращает внимание не на внешний вид, а на содержание, то есть список товаров, акции и скидки.

В некоторых случаях для изготовления обложки используется дорогая дизайнерская бумага. Ее стоимость обуславливается большим выбором цветовой гаммы и особой фактурой. Эта бумага имеет привлекательный внешний вид. Кроме фактуры, о которой шла речь ранее, она может быть белой или цветной, содержать вкрапления или примеси.

Если вы не ограничены в финансовых возможностях и вам необходим эксклюзивный и стильный рекламный каталог, то дизайнерская бумага станет отличным выбором для обложки. Однако нужно постараться, чтобы изображение не было перегружено. Обычно для печати используется максимум два цвета, а потом добавляется тиснение золотом или серебром.

Чаще всего для изготовления каталога используется бумага следующего формата:

Можно, конечно, использовать и бумагу формата А3, но тут нужно понимать, что каталоги большого размера – менее практичные и удобные, поскольку занимают много места. Поэтому если вам нужен оригинальный рекламный продукт, то лучше воспользоваться бумагой формата А4, но придать изделию необычную, оригинальную форму, используя фигурную вырубку.

Ламинация — это просто! [статья специально для sheenn]

Послепечатные и отделочные технологии Конец — делу венец. Обсуждаем все, что связано резкой, склейкой, брошюровкой.

В этой статье я рассмотрю одно простое устройство, которое есть почти в каждой типографии – ламинатор или оборудование для припрессовки пленки. Необходимо обратить внимание, что при всей кажущейся простоте, это оборудование и собственно технологический процесс вызывает много вопросов и проблем у новичков и может быть настоящим бедствием, когда весь тираж ушел в помойку.

Многие новички обращаются ко мне с вопросами: «Помогите. Царапины. Полосы! . Отслаивается пленка. Скручиваются листы. «, и порой ответы на эти вопросы лежат на поверхности, нужно только внимательно проанализировать факторы, которые могут повлиять на возникновение брака. И в этой статье о них как раз и поговорим!

Все ламинаторы (в данной статье рассматривается оборудование по горячей припрессовки пленки) устроены одинаково и принципиальных отличий между собой не имеют. Схематически процесс припрессовки пленки приведен на рис.1, где специальная пленка с предварительно нанесенным на нее клеевым слоем, который расплавляется на горячим «ламинирующем» валу, приклеивается к материалу под давлением, создаваемое печатным цилиндром.

Казалось, все просто! Но, чтобы этот простой процесс проходил «на ура», нужно знать и учитывать факторы, которые могут повлиять на качество продукции.

Во-первых, состояние оборудования – ламинирующий вал и печатный цилиндр должны быть чистыми и поверхность цилиндров должна быть идеально ровная и гладкая: без сколов, царапин и других механических повреждений, иначе на оттиске будем видеть «пузыри», кратеры, вкрапления.

Совет: Для очистки хромированной поверхности ламинирующего вала рекомендуется использовать спиртовые растворы, либо бытовой FAIRY. Для очистки резинового печатного цилиндра используют либо спиртовой раствор, либо средства для очистки увлажняющих валов в печатных машинах. Использовать обычные смывочные растворы не рекомендую из-за медленного времени испарения, да и воняют они.

Во-вторых, на ламинаторе должны быть корректно выставлены параметры давления, температуры, натяжения пленки и скорости работы. Натяжение пленки должно быть подобрано таким образом, чтобы пленка на ламинирующем валу была равномерно распределена: слишком высокое натяжение приводит к растяжению пленки, а слишком низкое к волнообразованию пленки.

Давление прижима должно быть экспериментально подобрано с учетом толщины материала и пленки, чтобы обеспечивалась хорошая адгезия пленки к печатному листу (в большинстве случае давление по манометру держат на уровне 4-5 делений). Температура и скорость также подбираются на основании опытных наблюдений и эти параметры взаимосвязаны – скорость работы зависит от температуры ламинирующего вала.

Если ламинатор будет работать слишком быстро, то клей не успевает активироваться и пленка не будет держаться на печатном оттиске. На практике температуру ламинирующего вала устанавливают в пределах 80–120° (для матовых она меньше, для глянцевых больше).

В третьих, пленка для припрессовки бывает разная – они отличаются не только толщиной (от 24мкм до 250мкм), но и качеством как самой пленки, так и качество нанесенного клеевого слоя. Несколько несложных советов, как оценить качество пленки: 1.

Обратить внимание на качество намотки пленки на втулку – пленка должна быть равномерно намотана: без хвостов по краям (торец должен быть ровным), без бугров и волнистостей. 2. Не использовать пленку с механическими повреждениями рулона – битые торцы, порезы, ямочки и проколы – все это приведет к браку ламинируемой продукции. 3.

Клеевой слой должен быть равномерно нанесен по всей поверхности листа. Визуально оценить такой параметр очень проблематично, но бывают случаи, когда невооруженным глазом видны ореолы и пятна, а это уже должно насторожить. 4. При дальнейшем нанесении УФ-лака, фольги необходимо позаботиться и об использовании пленок с коронированной (активированной) поверхностью.

В-четвертых, печатные листы должны быть пригодны для горячей припрессовки пленки. Не рекомендуется использовать для ламинирования бумаги плотностью меньше 130gsm, кальки, дизайнерские бумаги с грубой фактурой. Во многом на качество адгезии влияет и печатная краска – не используйте оттиски, отпечатанные красками с большим содержанием воска (это касается и оттисков с цифровых машин, где используется тонер с большим содержанием масла).

Печатные оттиски должны быть полностью высохшие и бумага не должна быть слишком влажной, т.к. при контакте с горячей ламинируемой поверхностью начинает образовываться частицы вода по поверхности материала, которые нарушают адгезию. Оптимально, начинать процесс ламинации по прошествии 24-48 часов после печати.

Совет: Для оттисков, которые планируются ламинировать лучше использовать порошки на базе сахара (растворимые) или крахмала. Не рекомендуется использовать порошки с силиконовым покрытием, т.к. частицы такого порошка всегда будут располагаться на поверхности красочного слоя и препятствовать адгезии пленки.

Использовать при печати покрытие WD-лаками печатных оттисков может как помочь и улучшить качество ламинирования, так и навредить. Настоятельно рекомендую пробовать!

В-пятых, перед началом работы, проконтролируйте качество припрессовки – сделайте несколько оттисков, подождите минут 15 и проверьте качество ламинации через многократкое сложение оттиска – пленка не должна отставать от бумаги.

Источник

Особенности

Эта упаковочная бумага напоминает отдалённо папиросную. Изготавливается она из тончайших волокон папируса. Применяют её главным образом для оформления сюрпризов, при этом повод для вручения подарка не играет роли. Материал из-за своей тонкости не используется как основной упаковочный – заменить его может всё тот же крафт-слой. Она отлично дополняет любую упаковку, будь это картон или полиэтилен. Благодаря изящной структуре и богатому выбору текстурного оформления мастеру, специализирующемуся на креативных и творческих идеях, несложно подготовить сюрприз к корпоративному юбилею фирмы или домашнему торжеству.

Разрезается данный материал легко. Из-за этого его очень просто использовать – требуется лишь мастерство при обращении с таким деликатным материалом. С его помощью можно оформить объёмные и плоские (настенные) надписи и цифры, сообщающие подробнее об отмечаемом празднике. Тематические оформления богаты своим разнообразием – материал этот универсален в использовании. Тишью применяется как расходник для изобразительного творчества детей и подростков. Деликатная и утончённая структура этой бумаги позволяет ребёнку и подростку комфортно работать над создаваемыми образами, красиво их оформляя, помогая развить навыки тонких и мелких движений.

Поделки из этого материала позволяют развить фантазию и смекалку в оформлении сюрпризов и вывесок.

Использование материала в качестве декораций в помещениях и подчёркивание им же фотосъёмочной зоны выводит его на новый уровень решаемых задач. Он применяется для украшения поздравительных писем и открыток, дополнения фото- и картинных рамок. Это настоящая находка для любителей домашних поделок. С его помощью дополнительно упаковывают одежду и обувь, посуду и всевозможные хрупкие предметы, боящиеся ударов и вибрации. Распознаётся эта бумага по тихому шелесту, не похожему на звуки обычной бумаги, например, предназначенной для печати на принтере.

Кстати, именно по той причине она не годится для принтерной печати: недостаточные жёсткость и упругость при прохождении через принтерный прокат приведут к тому, что отрезок окажется испорченным. Нарезание тишью в ленточку делает, к примеру, изготовление помпонов более приятным занятием, а это значит, что материал, будучи выбранным в правильной расцветке, создаст атмосферу праздника, которого давно ждали. Наконец, благодаря использованию данной бумаги каждый мастер создаёт свой уникальный стиль оформления, становясь узнаваемым среди сотен других.

Полиграфическая печать на такой заготовке достигается с помощью бумагопротяжных принтеров, обладающих наиболее плавным, чем их предшественники 15-летней давности, ходом.

Отбор проб

При отбо­ре проб необ­хо­ди­мо соблю­сти после­до­ва­тель­ность операций:

  • от пар­тии про­дук­ции отобрать еди­ни­цы продукции;
  • от еди­ниц про­дук­ции отби­ра­ют листы;
  • из ото­бран­ных листов отби­ра­ют и наре­за­ют листы проб (про­бы);
  • в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми стан­дар­тов на мето­ды кон­крет­ных испы­та­ний наре­за­ют образ­цы для испытаний.
alt
Устрой­ство фир­мы Lorentzen & Wettre для наре­за­ния поло­сок для испы­та­ний образ­цов бума­ги на раз­рыв, излом и др. показатели

Листы не долж­ны иметь мор­щин и скла­док, долж­ны быть плос­ки­ми. Выре­зать­ся они долж­ны из непо­вре­ждён­ных листов про­дук­ции. Кром­ки отби­ра­е­мых листов долж­ны быть парал­лель­ны машин­но­му и попе­реч­но­му направ­ле­нию бума­ги. Листы про­бы долж­ны быть раз­ме­ром при­мер­но ( 300 х 450) мм.

В обра­ще­нии с листа­ми про­бы нуж­но соблю­дать осто­рож­ность защи­щая от воз­дей­ствия сол­неч­но­го све­та, жид­ко­стей, изме­не­ния влаж­но­сти и дру­гих неже­ла­тель­ных воз­дей­ствий (ГОСТ Отбор проб для опре­де­ле­ния сред­не­го качества).

Для при­ве­де­ния усло­вий испы­та­ний в сопо­ста­ви­мые усло­вия образ­цы бума­ги перед испы­та­ни­я­ми при­во­дят в некие стан­дарт­ные усло­вия по влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ре. Да и сами испы­та­ния про­во­дят в этих усло­ви­ях. Такое при­ве­де­ние образ­цов в стан­дарт­ные усло­вия назы­ва­ет­ся кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем.

Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния быва­ют трёх видов, как ука­за­но в таб­ли­це. Чаще исполь­зу­ют­ся усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния при 50% отно­си­тель­ной влаж­но­сти воз­ду­ха. Спе­ци­аль­ные усло­вия исполь­зу­ют­ся, напри­мер, при кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­нии банк­нот­ной бумаги.

Тем­пе­ра­ту­ра, 0СОтно­си­тель­ная влажность, %Харак­те­ри­сти­ка режима
23±150±2Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния боль­шин­ства печат­ных видов бумаги 
27±165±2Для тро­пи­че­ских условий 
20±165±2Для спе­ци­аль­ных условий 

Образ­цы выдер­жи­ва­ют до дости­же­ния ими рав­но­вес­ной влаж­но­сти, кото­рая счи­та­ет­ся достиг­ну­той, если при двух после­до­ва­тель­ных взве­ши­ва­ни­ях образ­ца, про­ве­ден­ных через 1 ч, послед­няя мас­са отли­ча­ет­ся от преды­ду­щей не более чем на 0,25%.

При хра­не­нии и испы­та­нии образ­цов рав­но­вес­ная влаж­ность не долж­на изме­нять­ся (ГОСТ 13523–78. Метод кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния образцов).

Офсетная бумага монди | форматы, цены

Офсетная бумага Монди — многофункциональная чистоцеллюлозная бумага с проклейкой и превосходными свойствами поверхности для качественной печати. Отличается высокой степенью белизны, непрозрачности, равномерной структурой, стойкостью к выщипыванию и отсутствием пылевого отделения. Отлично подходит для различных способов печати высокохудожественных иллюстрационно-текстовых изданий, изобразительной продукции и многокрасочных изданий, с длительным сроком использования (книг, справочников, рекламной и бумажно-беловой продукции). Широко применяется в типографиях для печатания полноцветной книжно-журнальной продукции, включая многокрасочные издания с художественным контентом. Данная полиграфическая продукция содержит сложные полутоновые иллюстрации. К ней предъявляются высокие требования по длительности срока хранения. Офсетная бумага — основная продукция, на которой специализируются предприятие. На долю ОАО «Монди СЛПК» приходится 37% российского рынка офсетной бумаги.

Производитель:АО «Монди Сыктывкарский ЛПК»

СТО: 00279404-002-2009

Масса: 60, 65, 70, 80, 90, 100, 120, 160, 190, 235 г/м2

Цвет: белый

Способы печати:офсетный

Сертификат соответствия: скачать

Заключение о долговечности: скачать

Паспорт качества: скачать

характеристики офсетной бумагиединицы измерениязначения
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Масса

г/м2

60 — 235

Влажность

%

5 — 7

СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Толщина

мкм

85 — 190

Шероховатость по Бендтсену

мл/мин

120 — 800

ОПТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Белизна по CIE

%

142 — 148

Белизна D65/10

%

102 — 105

Непрозрачность

%

84 — 91

МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Разрывная длина в продольном направлении

км

4,5

Смотрите также:Бумага офсетная Котлас, Офсетная бумага Гознак, Бумага офсетная Кама, Офсетная бумага Туринск, Офсетная бумага Светогорск, Офсетная бумага

Структура и свойства бумаги

Правильный выбор бумаги по её свойствам позволяет получить необходимое качество конкретной полиграфической продукции. Первым показателем является масса одного квадратного метра (г/м2). По принятой классификации масса 1 м2 печатной бумаги может составлять от 40 до 250 грамм.

Геометрические:

гладкость, толщина и масса 1 м2, плотность и пористость;Оптические:оптическая яркость, непрозрачность, глянец;Механические(прочностные и деформационные): прочность поверхности к выщипыванию, разрывная длина или прочность на разрыв, прочность на излом, сопротивление раздиранию, сопротивление расслаиванию, жесткость, упругость при сжатии и т.д.Сорбционные:влагопрочность, гидрофобность, способность впитывать растворители печатных красок.

Все эти показатели имеют тесную зависимость друг от друга. Степень их влияния на оценку печатных свойств бумаги различна для различных способов печати.

Бумагу часто классифицируют по степени отделки поверхности. Это может быть бумага без отделки — матовая, бумага машинной гладкости и глазированная (иначе каландрированная) бумага, которую дополнительно обрабатывали в суперкаландрах для придания ей высокой плотности и гладкости.

Геометрические свойствабумаги

Гладкость

бумаги, то есть микрорельеф, микрогеометрия ее поверхности определяет «разрешающую способность» бумаги: ее способность передавать без разрывов и искажений тончайшие красочные линии, точки и их комбинации. Это одно из важнейших печатных свойств бумаги.

Чем выше гладкость бумаги, тем больше полнота контакта между ее поверхностью и печатной формой, тем меньшее давление нужно приложить при печатании, тем выше качество изображения. Гладкость бумаги определяется в секундах с помощью пневматических приборов или с помощью профилограмм, дающих наглядное представление о характере поверхности бумаги.

Различные способы печати предъявляют к бумаге различные требования по гладкости. Так каландрированная типографская бумага должна иметь гладкость от 100 до 250 сек., а офсетная бумага той же степени отделки может иметь гладкость гораздо ниже — 80-150 сек.

Бумага для глубокой печати отличается повышенной гладкостью, которая составляет от 300 до 700 сек. Газетная бумага не может быть гладкой в силу высокой пористости. Существенно улучшает гладкость поверхности нанесение любого покровного слоя — будь то поверхностная проклейка, пигментирование, легкое или простое мелование, которое, в свою очередь может быть различным: односторонним и двухсторонним, однократным и многократным и т.д.

Поверхностная проклейка — это нанесение на поверхность бумаги тонкого слоя проклеивающих веществ (масса покрытия составляет до 6 г/м2 с целью обеспечения высокой прочности поверхности бумаги, предохраняющей ее от выщипывания отдельных волокон липкими красками, а также для уменьшения деформации бумаги при увлажнении для обеспечения точного совпадения красок в процессе многокрасочной печати. Особенно это важно для офсетной и литографской печати, когда бумага подвергается увлажнению водой в процессе печати.

Пигментирование и мелование бумаги отличаются только массой наносимого покрытия. Так считается, что масса покровного слоя в пигментированных бумагах не превышает 14 г/м2, а в мелованных бумагах достигает 40 г/м2. Меловой слой отличается высокой степенью белизны и гладкости.

Высокая гладкость — одна из наиболее важных характеристик мелованных бумаг. Их гладкость достигает 1000 сек. и более, а высота рельефа не превышает 1 мкм. Показатель гладкости не только обеспечивает оптимальное взаимодействие бумаги и краски, но и улучшает оптические свойства поверхности, воспринимающей красочное изображение. Высокая гладкость мелованной бумаги позволяет вести печать с хорошей пропечаткой при малых толщинах красочного слоя.

Обратной величиной гладкости является шероховатость

, которая измеряется в микрометрах. Она напрямую характеризует микрорельеф поверхности бумаги. Как правило, в технических спецификациях бумаги указывают одну из двух этих величин.

Важной геометрической характеристикой бумаги, наряду с толщиной и массой 1 м2, является пухлость

. Она характеризует степень спрессованности бумаги и очень тесно связана с такой оптической характеристикой, как непрозрачность. То есть, чем пухлее бумага, тем она более непрозрачна при равном граммаже. Пухлость измеряется в см3/г. Пухлость печатных бумаг колеблется, в среднем, от 2 см3/г (для рыхлых, пористых) до 0,73 см3/г (для высокоплотных каландрированных бумаг).

{В практическом приложении это означает, что, если брать более пухлую бумагу меньшего граммажа, то при равной непрозрачности, в тонне бумаги будет больше листов}

Пористость

непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. Бумага является пористо-капиллярным материалом, при этом различают макро- и микропористость.

Макропоры, или просто поры, — это пространства между волокнами, заполненные воздухом и влагой. Микропоры, или капилляры, — мельчайшие пространства неопределенной формы, пронизывающие покровный слой мелованных бумаг, а также образующиеся между частичками наполнителя или между ними и стенками целлюлозных волокон у немелованных бумаг.

Капилляры есть и внутри целлюлозных волокон. Все немелованные, не слишком уплотненные бумаги, например, газетная — макропористые. Общий объем пор в таких бумагах достигает 60% и более, а средний радиус пор составляет около 0,16-0,18 мкм. Такие бумаги хорошо впитывают краску, благодаря своей рыхлой структуре, то есть сильноразвитой внутренней поверхности.

Мелованные бумаги относятся к микропористым, иначе капиллярным бумагам. Они тоже хорошо впитывают краску, но уже под действием сил капиллярного давления. Здесь пористость составляет всего лишь 30%, а размер пор не превышает 0,03 мкм. Остальные бумаги занимают промежуточное положение.

{Фактически, это означает, что при печати на офсетной бумаге в поры проникают как растворители, содержащиеся в краске, так и красящие пигменты. Таким образом, концентрация пигмента на поверхности невелика и невозможно добиться насыщенных цветов. При печати же на мелованной бумаге, диаметр пор мелованного слоя настолько мал, что в поры впитываются только растворители, в то время, как частицы пигмента остаются на поверхности бумаги. Поэтому изображение получается очень насыщенное.}

Оптические свойствабумаги

Особое место в структуре печатных свойств бумаги занимают оптические свойства, то есть белизна, непрозрачность, лоск(глянец).

Оптическая яркость

— это способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Высокая оптическая яркость для печатных бумаг весьма желательна, так как четкость, удобочитаемость издания зависит от контрастности запечатанных и пробельных участков оттиска.

При многокрасочной печати, цветовая точность изображения, ее соответствие оригиналу возможны только при печатании на достаточно белой бумаге. Для повышения оптической яркости в дорогие высококачественные бумаги добавляют так называемые оптические отбеливатели — люминофоры, а также синие и фиолетовые красители, устраняющие желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам.

Этот технологический прием называют подцветкой. Так, мелованные бумаги без оптического отбеливателя имеют оптическую яркость не менее 76%, а с оптическим отбеливателем — не менее 84%. Печатные бумаги с содержанием древесной массы должны иметь оптическую яркость не менее 72%, а вот газетная бумага может быть недостаточно белой. Её оптическая яркость составляет в среднем 65%.

Еще одним важным практическим свойством печатной бумаги является ее непрозрачность

. Особенно важна непрозрачность при двухсторонней печати. Для повышения непрозрачности подбирают композицию волокнистых материлов, комбинируют степень их помола, вводят наполнители.

К оптическим свойствам бумаги относится также ее лоск

илиглянец. Лоск, или глянец, — это результат зеркального отражения поверхностью бумаги падающего на нее света. Естественно, это тесно связано с микрогеометрией поверхности, то есть с гладкостью бумаги. Обычно с повышением гладкости лоск тоже увеличивается.

Большинство потребителей печатной продукции отдает предпочтение глянцевым бумагам, однако глянец нужен в изданиях далеко не всегда. Так, при воспроизведении текста или штриховых иллюстраций применяют бумагу с минимальным глянцем, например, бумагу машинной гладкости. А различные проспекты, этикетки, репродукции с картин прекрасно получаются на бумаге с высоким глянцем.

Механические свойствабумаги

Следующая группа печатных свойств — это механические свойства бумаги, которые можно подразделить на прочностные и деформационные. Деформационные свойства проявляются при воздействии на материал внешних сил и характеризуются временным или постоянным изменением формы или объема тела.

Основные технологические операции полиграфии сопровождаются сущетвенным деформированием бумаги, например: растяжению, сжатию, изгибу. От того, как ведет себя бумага при этих воздействиях, зависит нормальное (бесперебойное) течение технологических процессов печатания и последующей обработки печатной продукции.

Мягкость

бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и пористостью. Так крупнопористая газетная бумага может деформироваться при сжатии до 28%, а у плотной мелованной бумаги деформация сжатия не превышает 6-8%. Для высокой печати важно, чтобы эти деформации были полностью обратимыми, чтобы после снятия нагрузки, бумага полностью восстанавливала первоначальную форму.

В противном случае, на оттиске видны следы оборотного рельефа, свидетельствующие о том, что в структуре бумаги произошли серьезные изменения. Если же бумага предназначена для отделки тиснением, то целью становится, наоборот, остаточная деформация, а показателем качества является ее необратимость, то есть устойчивость рельефа тиснения.

Для офсетной печати на высокоскоростных ротационных машинах очень важными являются прочностные характеристики бумаги, а именно: прочность на разрыв, излом, стойкость к выщипыванию, влогопрочность. Прочность

бумаги зависит не от прочности отдельных компонентов, а от прочности самой структуры бумаги, которая формируется в процессе бумажного производства. Это свойство характеризуется обычно разрывной длиной в метрах или разрывным усилием в ньютонах. Так для более мягких типографских бумаг, разрывная длина составляет не менее 2500 м, а для жестких офсетных, эта величина возрастает уже до 3500 м и более.

Бумаги, предназначенные для плоской печати, должны иметь минимальную деформацию при увлажнении

, так как по условиям технологии печатного процесса, они соприкасаются увлажненными поверхностями. Бумага — материал гигроскопичный. При увеличении влажности ее волокна набухают и расширяются, главным образом по диаметру; бумага теряет форму, коробится и морщится, а при высушивании происходит обратный процесс: бумага дает усадку, в результате чего меняется формат.

Повышенная влажность резко снижает механическую прочность бумаги на разрыв, бумага не выдерживает высоких скоростей печатания и рвется. Изменение влажности бумаги в процессе многокрасочной печати приводит к несовмещению красок и нарушению цветопередачи.

Для повышения влагостойкости

бумаги в состав бумажной массы при изготовлении добавляют гидрофобные вещества (эта операция называется проклейкой в массе) или же проклеивающие вещества наносятся на поверхность уже готовой бумаги (поверхностная проклейка). Высоко проклеиваются офсетные бумаги и особенно те из них, которые при использовании подвергаются резким изменениям климатических условий или запечатываются во много краскопрогонов, например, картографические бумаги.

Сорбционные свойствабумаги

Наконец, мы вплотную подошли к одному из важнейших свойств печатной бумаги — ее впитывающей способности. Правильная оценка впитывающей способности означает выполнение условий своевременного и полного закрепления краски и, как результат — получение качественного оттиска.

Впитывающая способность

бумаги, в первую очередь зависит от ее структуры, так как процессы взаимодействия бумаги с печатной краской принципиально различны. Прежде чем говорить об особенностях этого взаимодействия в тех или иных случаях, необходимо еще раз вспомнить основные типы структур современных печатных бумаг.

Если изобразить структуры бумаги в виде шкалы, то на одном из ее концов разместятся макропористые бумаги, состоящие целиком из древесной массы, например, газетные. Другой конец шкалы, соответственно, займут чистоцеллюлозные микропористые бумаги, например, мелованные.

Макропористые бумаги хорошо воспринимают краску, впитывая ее как единое целое. Краски здесь маловязкие. Жидкая краска быстро заполняет крупные поры, впитываясь на достаточно большую глубину. Причем чрезмерное ее впитывание может даже вызвать «пробивание» оттиска, то есть изображение становится видным с обороной стороны листа.

Повышенная макропористость бумаги нежелательна, например, при иллюстрационной печати, когда чрезмерная впитываемость приводит к потере насыщенности и глянцевитости краски. Для микропористых (каппилярных) бумаг характерен механизм так называемого «избирательного впитывания», когда под действием сил капиллярного давления в микропоры поверхностного слоя бумаги впитывается, преимущественно, маловязкий компонент краски (растворитель), а пигмент и пленкообразователь остаются на поверхности бумаги.