Что такое калька и как ее правильно использовать | Сад и огород

«моя прелесть!»

Именно эта присказка одного малосимпатичного героя модного фильма может служить иллюстрацией эмоций, которые вызывают многие дизайнерские работы с использованием различных видов кальки. Чаще всего калька применяется в качестве вкладок в рекламных брошюрах, годовых отчетах, настенных календарях.

Еще один распространенный вариант — сложенные вдвое поздравительные открытки или приглашения из непрозрачной бумаги, в которые вкладывают листок белой или цветной кальки с напечатанным текстом. Другое популярное направление — сочетание конвертов из кальки с теми же открытками и приглашениями. На плотной кальке с невысокой прозрачностью также печатают визитки и другие карточки.

Значительный опыт работы с калькой накоплен в типографии «Принт-Класс». Например, к дню святого Валентина дизайнер Татьяна Ершова создала комплект из открытки и конверта. Для открытки была выбрана переливающаяся бумага Gmund «Реакшн», к которой с помощью колечек Пикколо прикрепили две бабочки из зеленой кальки Gmund Colors Contact (100 г/м2). Конверт из такой же кальки придал работе завершенность.


Другая работа — объемный конверт для платочков, выполненный из плотной Gmund Colors Contact (200 г/м2) белой кальки. Чтобы добиться устойчивости конструкции, контуры изгибающихся клапанов были перфорированы.

Весенний сувенир для компании Divina был сделан из салатовой кальки Zanders Spectral (100 г/м2), запечатанной офсетом в две краски: зеленую и пурпурную.

Как отметила менеджер Светлана Лаврентьева, знание специалистами типографии «Принт-Класс» — дизайнерами и печатниками — особенностей работы с такими нетрадиционными материалами, как калька, является еще и дополнительным маркетинговым фактором, способствующим привлечению новых клиентов.

Одно из основных направлений деятельности компании «Мосток» — оперативная малотиражная полиграфия: визитки, бланки. Исполнительный директор Юрий Бакланов отмечает, что существует устойчивый спрос на визитки из плотной кальки. Особенно интересно, когда на такой визитке выполняется еще и конгрев (обычно логотип компании).

Стандартный вариант — открытки из цветной бумаги, сочетающиеся по цвету с конвертом из кальки. Более интересная работа — объемная новогодняя открытка: елочки сделаны из двух видов кальки Canson: перламутровой (200 г/м2) и белой (100 г/м2).

В годовом отчете «Москомприватбанка», созданном дизайнером Ириной Шапиро («Линия График»), используются голубая и перламутровая кальки Canson. Ирина считает, что кальки ярких цветов сами являются самодостаточными элементами художественного оформления издания, поэтому в этой работе они намеренно не запечатаны.

Стиль отчета строгий и графичный, а пустые серебряные кальки в начале каждой главы образуют пространство серебряного цвета, поддерживая преобладание серебра во всем издании (краска, обложка, спираль). Цвет голубой кальки отлично гармонирует с цветом логотипа банка, а форма задается высечкой в сложенной пополам серебристой обложке (калька — между листами).

Изготовление

Калька обычно изготавливается из сульфатнойбелёнойцеллюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается.

Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода».

Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлениемвалков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.

Основное свойство кальки — прозрачность. Существуют два способа его достижения:

Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.

Калька витражная цветная, для каллиграфии, а4 формата, в комплекте 20 листов 10 цветов — купить в интернет-магазине ozon с быстрой доставкой

Калькомания

Калька – чудесный вид бумаги, используемый архитекторами, инженерами и прочими чертежниками для копирования. Кстати, с французского calque так и переводится – копия. Но и скрапперам калька может очень пригодится!

Если у вас в закромах завалялась пара листиков кальки, то сегодняшний обзор – для вас. Ведь столько всего интересного можно сделать с этой полупрозрачной бумагой!

Начнем с самого очевидного – использование кальки по прямому назначению, т.е. для копирования.
Можно просто перерисовать и использовать такой мотив в работе:

А можно вырезать получившееся изображение и использовать его как отдельную украшалку:

Не забываем и про еще один популярный вид творчества, где калька – главная героиня. Я говорю о пергамано. Узоры, созданные в этой технике, украсят и открытки, и странички. А если взять цветную кальку….

Причем, можно делать и отдельные украшения, вырезав полученный мотив:

А тем, у кого есть машинки для тиснения – вообще повезло:) можно сделать такую красоту всего лишь за пару движений рук!

Да и просто вырезав из кальки (машинкой, дыроколом, руками) какую-то фигурку вы получите оригинальное, легкое и воздушной дополнение к работам. Будь то свадебная открытка с невесомыми лебедями, зимняя страничка с тающими снежинками или миник про осенние деньки с полупрозрачными листьями клена.

Любители секретиков и конвертиков так же по достоинству оценят кальку – интрига, настоящая интрига! Вроде и видно, что там внутри, но все равно не понятно 🙂

Можно пойти дальше и сделать из кальки коробочки 🙂

А если вы так же, как и я любите бабочек, то калька – ваш верный союзник! Воздушные, парящие бабочки из кальки…что может быть прекрасней? Просто отштампуйте любимую бабочку перманентными чернилами (например, StazOn), вырежьте по контуру и выпустите на свою открытку:

Но и это еще не все! Используйте горячий эмбоссинг! Особенно красиво будет смотреться пудра одного цвета с калькой:

А я решила немного на кальке порисовать при помощи алкогольных чернил. Поскольку бумага эта скользкая, то можно создавать очень красивые разводы, раздувая чернила в нужном направлении. В итоге получается цветной, полупрозрачный узор. Из него можно что-то вырезать, или использовать целиком. Я пошла по второму пути, добавив немного штампинга с изнаночной стороны кальки:

Материалы для обзора предоставлены магазином ScrapUA.

Калькомания

Коллекции

За последние несколько лет наших дизайнеров охватила мода на дизайнерские кальки,
в связи с чем количество подобных коллекций на российском рынке стремительно
увеличилось.

Группа Компаний «Регент» предлагает кальки всемирно известных производителей
дизайнерских бумаг: коллекции Transparence и Colors Contact немецкой фабрики
Gmund и собрание Curious Translucents французской компании Arjo Wiggins.

Изящная, ажурная коллекция Transparence от Gmund создает романтичное настроение.
В собрание входят шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: оригинальные
«Техникс» и «Ветер», античное «Облако», романтичное «Цветы», классические верже
«Миража» и «Линий».

Последние четыре кальки наиболее эластичны, так как прошли
специальную поверхностную обработку. Эта воздушная, полупрозрачная калька передает
ощущение легкости, дуновения ветра. Разумно использованная калька из коллекции
Transparence поможет придать неповторимый шарм изданию, недостижимый при использовании
обычных бумаг.

Коллекция дополнена конвертами типа «евростандарт» и C5. Они вряд ли подойдут
для пересылки по обычной почте, но послание, доставленное в таком конверте курьером,
не останется незамеченным.

Кальки Trans­parence подходят для традиционных способов печати и для послепечатной
обработки: офсета, шелкографии, горячего тиснения фольгой и конгрева. Для офсетной
печати (в том числе полноцветного офсета) рекомендуется растр в 45-80 лин./см.

Одну из новейших разработок фирмы Gmund представляет торговая система «Регент-Арт».
Это собрание Contact — первая окрашенная в массе цветная калька, созданная специально
под определенную коллекцию непрозрачных бумаг. Цветовая палитра, которая легла
в основу коллекции, была разработана совместно с цветовой системой дизайнерских
бумаг Gmund Colors.

Десять цветов этой коллекции идеально подходят для всей
цветовой гаммы (51 цвет) коллекции Gmund Colors. Довольно необычно выглядят
кальки темных цветов. Бессчетное количество комбинаций прозрачных и непрозрачных
бумаг позволяет находить новые неожиданные цветовые решения и создавать необычные
полиграфические работы.

В коллекции также представлены квадратные конверты и конверты формата «евростандарт»
всей цветовой гаммы.

Калька плотностью 100 г/м2 пригодна для печати на лазерных и струйных принтерах,
что позволяет в условиях офиса создать необычные презентационные работы. Эта
калька пригодна как для высечки и перфорации, так и для всех известных переплетных
технологий.

Невероятно интересна коллекция калек Curious Translucents от Arjo Wiggins. Это
сравнительно новое собрание различных видов дизайнерской кальки, поступившее
в продажу весной 2002 года, быстро получило призвание многих дизайнеров. И это
не удивительно: в коллекции собраны поражающие своей оригинальностью цветные
и перламутровые кальки, а также классические прозрачные кальки с широким диапазоном
плотностей. Все кальки коллекции Curious Translucents изготовлены из 100% чистой
целлюлозы без использования химических добавок.

Коллекция разбита на две части — Colour и Clear. В первую вошли 16 калек интенсивных
цветов и уникальные перламутровые кальки. С их помощью можно реализовать самые
смелые дизайнерские фантазии. Очень интересны перламутровые кальки высоких плотностей
(200 г/м2) и насыщенных оттенков: обладая невысокой степенью прозрачности, они
чем-то напоминают обычные перламутровые бумаги, но из-за своей гладкой, «калечной»,
текстуры смотрятся изумительно.

Коллекция Curious Translucents дополнена тремя видами конвертов: «евростандарт»,
C5 и квадратным.

Кальки пригодны для всех основных методов печати и послепечатной обработки.
Кальки с плотностью от 140 г/м2 и выше подходят для тиснения, а тиснить фольгой
можно кальки плотностью свыше 72 г/м2. За сутки до начала печати лучше акклиматизировать
кальку в фабричной упаковке.

Группа компаний «Дубль В» представляет на российском рынке две коллекции
кальки немецкого производителя Zanders — Spectral и T 2000. Эти кальки
подходят для изготовления любых элементов декоративного оформления полиграфической
продукции: изданий, имиджевых брошюр, эксклюзивной упаковки и многого другого.

В коллекции Spectral представлены кальки 16 интенсивных и пастельных цветов,
а также двух оттенков белого. Цветовая гамма Spectral никого не оставит равнодушным
и станет источником творческого вдохновения для талантливого дизайнера. Правда,
диапазон плотностей калек этой коллекции невелик — 100 или 200 г/м2.

В коллекции T 2000 собраны чистоцеллюлозные классические белые полупрозрачные
кальки с широким диапазоном плотностей. Они подходят для многокрасочной офсетной
печати, а также для изготовления оригинал-макетов, для черчения и копирования.

Кроме того, в ассортименте группы компаний «Дубль В» имеется калька с золотым
или серебряным напылением Calque бельгийского производства плотностью 112 г/м2,
дополненная конвертами. Есть еще полупрозрачные бумаги Zed (Германия), внешне
напоминающие кальку. Они представлены тремя оттенками белого и одним цвета слоновой
кости. Плотность этих бумаг — 250 г/м2.

Фирма «Берег», эксклюзивный поставщик известной своими дизайнерскими бумагами
шотландской фабрики Curtis Fine Papers, представляет на российском рынке две
коллекции кальки от этого производителя — Classic Translucent и Virtual Vision.
В первое собрание входят полупрозрачные белые чистоцеллюлозные кальки.

Отбеливание
их производится бесхлорным методом. Широкое применение эти кальки находят при
издании фотоальбомов, художественных альбомов, а также для изготовления оригинальной
полиграфической продукции. Кальки Classic Translucent прекрасно подходят для
офсета, высокой и трафаретной печати (как одноцветной, так и полноцветной).
Возможны лакировка, фольгирование и фальцовка.

В коллекции Virtual Vision представлены тонированные в массе кальки с фактурной
поверхностью шести пастельных оттенков природного происхождения: «Кактус», «Пустыня»,
«Песок», «Колокольчик», «Лаванда» и «Река». В дополнение предлагаются конверты,
изготовленные из кальки этой же серии.

Кальки Virtual Vision рекомендуются для
реализации нестандартных дизайнерских решений и подходят для большинства способов
печати (офсета, шелкографии, термографии и лазерной печати) и послепечатной
обработки (лакирование, конгрев, фальцовка и пр.).

Еще три коллекции кальки, предлагаемые в России группой «Берег», — GSK (Golden
Star K), Marina и Pergamenata фирмы Fedrigoni Group. Полупрозрачные чистоцеллюлозные
кальки, отбеленные бесхлорным способом, собраны в коллекции GSK. В коллекции
Marina и Pergamenata входят полупрозрачные чистоцеллюлозные белые и тонированные
в массе бумаги и картоны с дымчатым рисунком и необычной текстурой, имитирующей
старый пергамент (шесть видов в коллекции Marina и два — в Pergamenta).

Кальки всех трех коллекций подходят для полноцветной и одноцветной запечатки
офсетом, высокой и трафаретной печатью. Они также адаптированы к печати текста
и изображений на плоттере. Закрепление краски на этом материале зависит от толщины
красочного слоя и занимает довольно длительное время — около суток.

КомпьюАрт
10’2003

Печать

Обычные краски на кальке сохнут долго — до недели. А при запечатывании офсетным
способом калька, подобно пластику, практически не впитывает краску. Поэтому
производители единогласно рекомендуют использовать только фолиевые (самооксидантные)
краски для достижения наилучших результатов.

Возможна также печать на кальке
трафаретными красками, которые прекрасно подходят для печати на невпитывающих
материалах. Хорошо запечатывается калька и цифровым способом, поскольку выдерживает
температуру нагрева в электрографических устройствах.

Собственно говоря, особенности
и способы печати на кальке идентичны таковым на прочих материалам с невпитывающими
поверхностями. При офсетной печати на кальке необходимо сократить до минимума
использование воды (причем кислотный уровень не ниже pH 5,0), чтобы избежать
эмульгирования воды на печатных элементах. Для улучшения смачивания в воду может
быть добавлено до 10% спирта, а также сиккативы.

Композиция с использованием кальки, созданная художником
Аармой Соулет

При двусторонней печати рекомендуется УФ-сушка, желательно с тепловыми фильтрами.
После печати для лучшего высыхания следует выкладывать кальку небольшими стопами.
Одна из наиболее распространенных проблем при печати на кальке состоит в том,
что очень сложно точно предугадать результат работы, поскольку калька довольно
сильно приглушает цвета красок, и особенно это касается цветных калек.

По этой
причине большое количество изображений на кальке печатаются в одну, максимум
в две краски. Поскольку калька невероятно быстро впитывает влагу, во время работы
с ней нужно внимательно следить за неизменностью показателей влажности и температуры
в помещении.

По словам Сергея Чурусова, технолога Группы Компаний «Регент», в любом случае
необходимо обратить внимание заказчиков на то, что при работе с любой бумагой,
имеющей нестандартную структуру запечатываемой поверхности, рекомендуется производить
пробную печать.

Послепечатная обработка

Не все просто и в послепечатной обработке. Калька — материал очень специфический
и поэтому требует особого к себе отношения. Калька намного плотнее и жестче,
чем обычная бумага, поэтому и режется хуже. Резать кальку можно только небольшими
стопами от 2 до 5 см толщиной. Рекомендуется использовать твердосплавные ножи.

При лакировке из-за низкой впитываемости лучше использовать УФ-лаки или лаки
на водной основе. Покрытие матовой поверхности кальки глянцевым лаком может
дать интересный оформительский эффект. А во избежание отмарывания рекомендуется
лакировка в линию.

Калька — довольно хрупкий и нестойкий к многократным изгибам материал.
Фальцовку кальки необходимо осуществлять исключительно по направлению волокон
целлюлозы. При фальцовке поперек волокон на кальке может появиться белая полоса,
а на кальке с высокой плотностью могут и вовсе образоваться трещины.

То же самое
может случиться и с калькой меньшей плотности, если она пересушена. При фальцовке
плотной кальки (150 г/м2 и выше) рекомендуется предварительная двусторонняя
биговка. Биговальные ножи и противоножи при этом должны быть закругленной формы.

Диапазон оттенков коллекции цветных калек Curious Colour

Предельного внимания требует и комбинирование кальки с другими видами бумаги.
Поскольку при изменении относительной влажности кальки из-за сочетания с другими
бумагами она может деформироваться, то рекомендуется обеспечить и относительную
влажность бумаги, контактирующей с калькой (приблизительно 50%).

Кальку можно подвергать тиснению, однако следует учитывать несколько важных
нюансов. При конгревном тиснении могут возникнуть затруднения из-за слабой склонности
кальки к компрессии и из-за ее неэластичности. Однако старания могут оправдать
себя: при конгревном тиснении пропадает прозрачность кальки, что дает довольно
необычный оформительский эффект.

Интересные результаты дает также тиснение кальки
фольгой. Правда, в этом случае придется потратить некоторое время на эксперименты:
нужно очень аккуратно подбирать сорта фольги и температурный режим. Для тиснения
кальки можно применять те же серии фольги, что и для тиснения обычной бумаги.

И наконец, переплет. Для достижения наилучших результатов склеивание должно
быть параллельно волокнам. Рекомендуется горячая склейка и использование клеев,
не содержащих воду (например, термоклеев), — в противном случае клей может стать
причиной коробления кальки.

Производство: fedrigoni, италия

GSC (Golden Star Colour)

Чистоцеллюлозная цветная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. Поставляется в листах формата 70×100 см плотностью 100 и 200 г/м2.

Большой выбор цветов:

  • Blue — темно­синий;
  • Yellow — ярко­желтый;
  • Red — красный;
  • Green — темно­зеленый;
  • Coffee — кофейный;
  • Cream — сливочный;
  • Fluo Green — флуоресцентно­зеленый.

А также металлизированные:

  • Gold — золотой;
  • Silver — серебряный.

GSK (Golden Star K)

Чистоцеллюлозная бумага высокой прозрачности — «калька». Поставляется в двух оттенках белого: Extra White и Premium White. Процесс отбеливания производится бесхлорным способом. Бумага полностью поддается биологическому распаду и переработке.

Поставляется как в листах полиграфического формата 70×100 см, так и в листах для цифровой печати от формата А4 для офисной техники до 32×46,4 см для HP Indigo. Диапазон плотностей — от 80 до 240 г/м2.

Pergamenata

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, имитирующая матовый пергамент. Поставляется в листах формата SRA3 для цифровой печати и в листах полиграфического формата 70×100 см в диапазоне плотностей от 90 до 230 г/м2.

Поставляется в двух цветах:

  • Bianca — белый;
  • Naturale — бежевый.

Pergamenata Pearl

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага с металлическим блеском. Имеет двустороннее перламутровое покрытие. Выпускается в листах формата 70×100 см.

Поставляется в трех цветовых исполнениях:

  • Ice — лед;
  • Silver — серебро;
  • Bronze — бронза.

Все представленные бумаги имеют сертификаты FSC и ISO 9706 (долговечная бумага или бумага длительного срока использования). Они разработаны с учетом спе­цифики печати офсетом, шелкотрафаретом и флексографией, отлично показали себя в послепечатной обработке. Материалы, поставляемые в цифровых форматах, имеют соответствующие сертификаты от HP Indigo и Xerox.

Калька производства концерна Fedrigoni отлично зарекомендовала себя в России. На протяжении последних 20 лет она радует российских полиграфистов качеством и высокой технологичностью материала, а дизайнеров и художников — оригинальным внешним видом и широким выбором возможных применений.

Технические характеристики

Substance Плотность Влажность Шероховатость Прозрачность Tensile
strength
(mD)
Surface Alkali pH
ISO 536 ISO 287 ISO 8791-2 ISO 2469 ISO 1974 ISO 6588
г/м² кг/м³ % мл/мин % мН pH
42 1,200÷1,235 7 100-300 79 /-5 220-440 6-7
53 1,200÷1,235 7 100-300 77 /-5 220-440 6-7
63 1,220÷1,250 7 100-300 75 /-5 220-440 6-7
73 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
83 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
93 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
100 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
112 1,220÷1,250 8 100-300 73 /-5 220-440 6-7
130 1,220÷1,250 8 100-300 69 /-5 220-440 6-7
150 1,220÷1,250 8 100-300 65 /-5 220-440 6-7
160 1,220÷1,250 8 100-300 61 /-5 220-440 6-7
170 1,220÷1,250 8 100-300 59 /-5 220-440 6-7
190 1,220÷1,250 8 100-300 55 /-5 220-440 6-7
200 1,220÷1,250 8 100-300 53 /-5 220-440 6-7
240 1,220÷1,250 8 100-300 47 /-5 220-440 6-7
280 1,220÷1,250 8 100-300 45 /-5 220-440 6-7

Упоминания в литературе

В зависимости от назначения в состав бумаги вводятся различные наполнители: каолин (глина белого цвета, состоящая из минерала каолинита), тальк и другие минеральные вещества, придающие бумаге белизну, прочность, гладкость и другие физико-химические свойства, необходимые для печати: непрозрачность, хорошее восприятие краски, смачиваемость или влагостойкость. Кроме того, в бумагу вводят проклеивающие вещества (крахмал, смолы, клеи и др.), делающие бумагу непроницаемой для чернил, упрочняющие поверхностный слой, увеличивающие её плотность и т. п. В специальные виды бумаги добавляют красители, химические волокна. В зависимости от назначения бумага имеет различные показатели: масса листа площадью 1 мІ (4 – 250 г), толщина листа (4 – 400 мкм).

Выпускается более 600 видов бумаги: для печати

(типографская, офсетная, иллюстрационная, для глубокой печати, картографическая, мелованная, газетная, листовая, для обоев и др.); для письма (писчая, конвертная и т. п.); чертёжно-рисовальная (в т. ч. калька и ватман); электроизоляционная; папиросная; впитывающая (фильтровальная, промокательная и др.); для производства фибры, пергамента, санитарно-гигиенических изделий и т. п.; для аппаратов (телеграфная лента, перфокарточная и др.); светочувствительная (для изготовления фотобумаги и т. п.); переводная (копировальная и др.); обёрточная (мешочная, спичечная, бутылочная, парафинированная и т. п.); промышленно-техническая (патронная, наждачная, асбестовая и другого назначения).

Бумага для квиллинга должна быть достаточно плотной, но не слишком толстой. Разумеется, доступно выполнить композицию даже из

обычной офисной бумаги, но прочность такого

изделия окажется не слишком большой. Можно использовать тонкий картон или специальную художественную бумагу для пастели. Главное, чтобы бумага была гибкой и держала форму. Насчет ее плотности мнения разных мастеров по квиллингу и производителей бумаги расходятся. К примеру, в России изготавливают бумагу плотностью 120–125 г/м2, в Корее – 116 г/м2, в среднем же плотность профессиональной бумаги для квиллинга колеблется в пределах 120–160 г/м2. Возможно, такое различие обусловлено тем, что корейская школа квиллинга основана на создании тончайших произведений искусства, а в России техника бумажной филиграни больше тяготеет к европейской, хотя и не так ярко проявляются у нас лаконичность и простота в композициях. Для сравнения заметим, что плотность среднестатистической офисной бумаги составляет 80 г/м2, а для некоторых поделок в технике квиллинга подходят калька и даже салфетки.

Рисунок наносят черной тушью на кальку и помещают кальку на стекло копировального стола, на нее – сито со светочувствительным слоем, сверху – плотную темную материю или войлок, затем – толстое стекло с грузом. Под собранным пакетом включают лампы копировального стола на 15-30 мин. Под действием света в эмульсионном слое, не защищенном тушевым

рисунком на кальке, происходит дубление желатина,

переходящего в нерастворимое состояние. В местах, расположенных над контурами рисунка и не подвергшихся облучению светом, желатин остается растворимым и легко смывается с капронового сита при промывке теплой водой. Для нанесения рисунка на отделываемую деталь кладут шаблон ситом вниз. В рамку шаблона предварительно наливают водорастворимую краску. Затем ракелем за один проход краску продавливают через сито. Ракель представляет собой деревянную пластину с ручками, к которой крепится заточенная резина.

Упоминания в литературе (продолжение)

Брошюра «Изохроматическая съемка моментальными ручными камерами. С указанием чувствительных к цветам пластин (изопластин)» (1903) была написана Прокудиным-Горским в Берлине. К тому времени он уже два года занимался цветной фотографией под руководством профессора Адольфа Мите (1860–1926) в Шарлоттенбурге. Речь в брошюре шла о передаче оттенков цвета при съемке на черно-белую

пластину. Обычная бромосеребряная пластинка была чувствительна

к синим и фиолетовым лучам спектра; красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета получались на ней однотонными и бледными. Профессор Герман Вильгельм Фогель (1834–1898), основатель нескольких фотографических обществ, издатель журнала «Фотографические известия», преподаватель Промышленной академии, с 1884 г. директор фототехнической лаборатории Высшей политехнической школы в Шарлоттенбурге, а затем его ученик профессор Мите долго работали над тем, чтобы придать пластинке равную чувствительность ко всем лучам спектра. Решение этой проблемы и особенно ее практическое осуществление было сопряжено с большими трудностями. Удавалось повысить чувствительность к одному-двум цветам, но никак не удавалось сделать это ко всем разом. Ученые достигали результата путем прибавления красок к слою эмульсии и использования цветофильтров. Желтое стекло, использовавшееся как желтый фильтр, задерживало сине-фиолетовые, самые сильно действующие лучи. Голубое небо в этом случае не получалось однотонно белым, как нередко бывало, а приобретало естественные оттенки, на нем появлялись облака. В зелени деревьев также проявлялся рельеф; на зеленом лугу оказывались видны возвышенности и углубления. Съемка портретов, картин, ковров, интерьеров представляла еще бо́льшие трудности. В тексте брошюры воспроизводились пейзажные снимки и снимки цветного ковра, сделанные для сравнения на обычную и изопластину. Иллюстрации в книге были аккуратно разделены листами тонкой кальки.

Конечно, мы перечислили далеко не все виды бумаги. Промышленным способом выпускают также картон, кальку, фольгу, копировальную, мраморную, шагреневую, гуммированную, пергаментную, бархатную и многие

другие виды бумаги. Кроме стандартной,

выпускаемой в огромных количествах, существует еще бумага ручной работы, тиражи которой невелики, но ценность ее весьма значительна.

– дополнительный материал: крышки от коробок из-под обуви, пуговицы, бусины, спички, соломинки

для сока, пенопласт, белая калька,

капсулы от киндер-сюрпризов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector