Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы | Журнал Ярмарки Мастеров

Начинаем с изучения спирального плетение

Исходя из названия техники, понятно, что плетение происходит по спирали, а вещи, выполненные таким способом, очень эффектно выглядят и смотрятся легко благодаря ажурности узора. Прекрасно подойдет эта техника для изготовления чехлов на бутыли, высоких ваз, и даже венков.

Рассмотрим основные шаги в мастер классе по созданию органайзера для ручек и карандашей. Основанием послужат 3 удлиненных газетных трубочки, сложенные под углом 600.

Для того чтобы начать плетение, в центр устанавливается предмет, который послужит для образования определенной формы.

Начальная трубочка укладывается, образуя равнобедренный треугольник с трубочками основы. Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы | Журнал Ярмарки Мастеров

Против часовой стрелки производится последовательная загибка всех трубочек, так чтобы они соприкасались с формой.

Необходимо соблюдать одинаковые углы при загибке лучиков.

Второй ряд, как и каждый последующий, выполняется поверх первого ряда, загибки производятся аналогично первому ряду.

Так наращивая трубочки, проводится плетение, а прищепки не позволяют лучикам расплестись. Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы | Журнал Ярмарки Мастеров

На такой высоте уже заметен рисунок спирали. Для постепенного сужения органайзера трубочки постепенно выкладываются чуть ближе к центру. 

Фактически такой способ плетения позволяет быстро изготовить задуманный предмет.

Для наглядности предлагаем подборку видео спиральной техники.

Видео спирального плетения:

Изучение разновидности загибок для создания бортиков

Бортик сплетенной вещи выполняется методом загибки. Как следует из названия происходит загибка трубочек, как основных, так и рабочих. И чем сложнее и интереснее выбрать технику загибки, тем красивее будет выглядеть сама вещь. Так как плетение является давним видом прикладного искусства, то способов закончить бортик, со временем набралось довольно много. Рассмотрим простые загибки – «косичку» и «валик».

«Косичка».

В таком варианте получается выразительный рельефный бортик, чем-то напоминающий косичку. Для формирования косички наращиваем стойки, и каждую их них заводим за две последующих (против часовой стрелки) стойки, конец при этом выправляем наружу.

Далее получившиеся петельки, заводим под 2 следующие петельки и выправляем концы уже наверх.

Для большего скрепления петельку, которую вывели наверх, продеть в предыдущую петлю. 

В итоге имеем вот такую красоту!

В контрастном исполнении такая загибка смотрится еще выразительнее.

«Валик».

Такой вариант более объемный, и походит скорее на калач. Приступая к такой загибке, следует иметь в виду, что более выразительным будет смотреться загибка из двойных стоек. Таким образом, их надо будет либо заложить изначально по две либо вставить в стенки добавочные стойки.

Загибаем двойную стойку перед второй стойкой, и выводим внутрь.

Пропускаем начальную стойку еще за пару стоек, по шахматному принципу.

Повторяем действия со второй стойкой.

На данном этапе загибка выглядит под вид косы.

Внутри получаем почти сплошную спиральную стену из стоек.

Теперь загибаем поверх косы наружу поочередно все стойки.

Здесь необходимо хорошо увлажнять трубочки, дабы избежать заломов и расслоения.

Кончики заправляются под косу внутрь.

И в заключении, лишнее отрезается.

Получается валик или калач.

Предлагаем еще несколько вариантов загибки края при плетении из газетных трубочек.

Видео выполнения загибок:

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы | журнал ярмарки мастеров

Интерьеры в этностиле, основанном на славянских традициях, — один из самых актуальных трендов нашего времени. Славянский стиль приближает нас к природе, сказке, традициям и магии прошлого. Натуральные материалы, цвета, оттенки, техника исполнения играют здесь ведущую роль и имеют как понятный внешний, так и скрытый тайный смысл.

Так, плетение для славян всегда было не просто творчеством, но несло важное обереговое значение. Плетеные изделия очень органично вписывались в быт славян и имели в их домах свои законные места. Не случайно, что и сейчас почитатели народного колорита в интерьере не упускают возможность вписать в него плетеную мебель.

Я хочу поделиться своим мастер-классом, который демонстрирует реставрацию стула в технике спирального плетения из бумажной лозы в стилизации под славянские мотивы.

С чего всё началось

Разбирая вещи на чердаке в своем деревенском доме, я наткнулась на забытый всеми старый стул. Сняла с него чехол — без него он оказался еще грустнее, чем на первый взгляд.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 1

Но выкидывать стул я не стала, потому что как-то сразу представила его в новом облике — в оплетке из бумажной лозы, с более мягкими сиденьем и спинкой, с удобными подлокотниками. До этого момента я применяла технику спирального плетения только при изготовлении интерьерных венков, а мне очень хотелось чего-то большего. Так что старый стул мог послужить мне добрую службу и получить в своей мебельной жизни второй шанс. Сначала было даже немного страшно. А получится ли? Но я подумала: « Я научилась делать трубочки, наращивать их и освоила технику спирального плетения. Остальное — дело техники». И приступила к первой в своей жизни реставрации.

Последовательность действий:

1. Сначала я перенесла свою идею на бумагу.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 2

2. Составила список необходимого и подготовила такие материалы и инструменты (они представлены на фотографиях).

Для лозы и плетения

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 3

Газетная бумага в рулоне, линейка, простой карандаш, ножницы, клей для бумаги, спица № 1.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 4

Морилка на водной основе «Орех» (из расчета 1 пластиковый стаканчик / на 100 трубочек), грунт пропиточный, пульверизатор, кисть, пистолет клеевой, клеевые стержни, прищепки, клей ПВА столярный, акриловый лак для древесины, резиночки для плетения — 6 штук (на 4 ножки и 2 стойки спинки стула), пластиковый стаканчик для смешивания морилки и грунта, кусачки.

Для спинки и сиденья

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 5

Плотная портьерная ткань из полиэстера, по цвету и текстуре напоминающая рогожку, но имеющая современные характеристики: приятная на ощупь, не боится ультрафиолетовых лучей, сохраняет свой первозданный цвет даже при прямом солнечном воздействии, не требует специального ухода, практически не мнется и прекрасно отстирывается.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 6

Поролон, синтепон.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 7

Степлер строительный.

Для ножек и подлокотников

Газетная бумага в рулоне, морилка на водной основе «Орех» (смотрите выше).

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 8

Ветки (ива предпочтительнее).

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 9

Джутовая нить.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 10

Поролон.

3. Приступила к работе.

Основные этапы:

1. Я заготовила 600 бумажных трубочек. Если вы уже умеете делать трубочки и владеете техникой спирального плетения, переходите к следующему пункту. Если не умеете, то посмотрите, как это делаю я.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 11

Рулон газетной бумаги режу на листы по 40 см длиной.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 12

Отмечаю на листах отрезки по 7 см. Расчерчиваю лист вдоль полотна. Это важно для качества скрутки.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 13

Нарезаю ленты.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 14

Скручиваю.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 15

Закрепляю клеем.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 16

Правильная трубочка имеет в начале скрутки более широкое отверстие, чем в конце.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 17

Готовлю раствор для окрашивания. Чем больше грунта добавлю в морилку, тем светлее будет оттенок.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 18

Окрашиваю готовые трубочки, сушу, собираю в пучки по 100 шт. Перед плетением трубочки орошаю из пульверизатора. Когда основной материал для работы (трубочки) готов, замачиваю на 1 сутки ветки.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 19

Откручиваю спинку стула для удобства дальнейшей работы. Оклеиваю с помощью столярного клея ПВА лентами из газетной бумаги металлические детали каркаса стула и окрашиваю морилкой на водной основе. Даю высохнуть.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 20

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 21

Обшиваю сиденье и спинку поролоном.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 22

Увеличиваю объем и мягкость за счет наполнения синтепоном.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 23

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 24

Пристреливаю строительным степлером ткань к сиденью и спинке, стараясь хорошо натянуть полотно, чтобы не было заломов.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 25

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 26

Размокшие ветки обтираю-излишняя влага нам не нужна. Плотно привязываю ветки к ножкам стула джутовой нитью, формируя необходимую высоту подлокотников. Из поролона формирую подлокотники, привязываю их джутовой нитью.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 27

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 28

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 29

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 30

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 31

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 32

Начинаю оплетку стула с ножек. Для этого беру 8 трубочек, закрепляю их широкие концы резиночкой, проплетаю 2-3 ряда спиралью, чтобы получилась ровная поверхность. К этой поверхности с помощью клеевого пистолета приклеиваю концы пучка. Основа чулочка для ножки готова.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 33

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 34

Ставлю ножку в центр чулочка и начинаю спиральное плетение вверх. Схема плетения (направление – в удобную для вас сторону в зависимости от того, вы левша или правша): пусть условно у трубочек будут номера 1, 2, 3,4,5,6,7,8. Трубочка №1 ложится поверх трубочек №2 и №3. Трубочка № 3 ложится поверх трубочек №1 (т.к. она при перемещении оказалась рядом) и трубочки № 4. Трубочка № 4 ложится поверх трубочки №3 и №5, № 5 поверх №4 и № 6, № 6 поверх №5 и № 7, №7 поверх №6 и №8 и так далее.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 35

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 36

По мере необходимости наращиваю трубочки, используя клеевой пистолет, так как необходимо прочное и быстрое соединение, и прищепки. Оплетка ножек плавно перетекает в оплетку подлокотников.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 37

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 38

У меня была возможность поэкспериментировать. Поэтому один подлокотник я провязывала по направлению от одной ножки к другой (пришлось приноравливаться, переворачивая стул, рисунок получился в обратную сторону). А второй подлокотник мне больше понравился: я провязала одну ножку, остановилась в точке начала подлокотника, провязала, начиная снизу, вторую ножку навстречу. На стыке шов аккуратно и незаметно переплела спиралью, закрепила клеем.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 39

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 40

Для оплетки несущих перекладин под сиденьем также беру 8 трубочек, но в начале плетения приклеиваю их вокруг металлической трубы. Далее спиральное плетение по обычной схеме.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 41

Для оплетки стоек, к которым крепится спинка, использую пучок из 6 трубочек с дальнейшим их наращиванием, начинаю плетение сверху стойки. В конце стойки выводу трубочки в косичку и закрываю шов, созданный степлером. Очень аккуратно! Такую же косичку кругом пускаю под сиденьем — все швы закрыты!

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 42

Наступает очень ответственный момент. Сиденье закрываю полиэтиленом. Оплетку нужно хорошо промазать столярным клеем ПВА и дать просохнуть в течение 2 суток. Когда клей высохнет, покрываю оплетку акриловым лаком для древесины. Через полчаса после нанесения лака проверяю поверхность. Убедившись, что она не прилипает к рукам, обминаю изделие. В этом состоянии оно очень податливо, можно поправить форму, ненужные выступы и прочее. Оставляю на 1 сутки сохнуть.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 43

Прикручиваю спинку.

Было.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 44

Стало.

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 45

Реставрируем стул в технике спирального плетения из бумажной лозы, фото № 46

Стало.

Вот так преобразился стул. Он стал удобнее и хорошо сочетается с элементами славянского стиля в интерьере.

Никаких трудностей при выполнении работы я не ощутила, напротив, азарт и прилив творческой энергии. Если вы уже умеете плести из бумажной лозы, то обязательно сможете применить свое мастерство в реставрации мебели. Если вы новичок в лозоплетении, то, надеюсь, я открыла для вас новые горизонты. Удачи!

Теперь мастерим изделие «веревочкой»

Веревочное плетение более плотное и выполняется по принципу сетки, то есть трубочки стоек оплетаются рабочими трубочками поочередно, то спереди, то сзади. Изделия, выполненные таким способом, наиболее напоминают традиционное плетение, которым выполняли даже заборы.

Для упрощения разберем плетение «веревочкой» на прямом участке, основанием послужит картонная полоска. В ней выполняют отверстия для установки вертикальных трубочек основы.

Поскольку нам необходимо понять принцип вязи, то количество вертикалей берем небольшое. Рабочая трубочка, которой выполняется оплетение, нужна длинная. Согнув ее пополам, обхватываем первую вертикаль.

Теперь по шахматному принципу, заводим переднюю часть рабочего лучика, за вторую стойку, а заднюю часть выводим на перед второй стойки.

Далее наоборот, переводим оказавшийся позади второй стойки конец рабочей трубочки вперед следующей 3-ей стойки, а передний кончик уводим за стойку.

Продолжая манипулировать с рабочей трубочкой оплетаем до конца ряда.

В конце разворачиваем оба конца рабочего лучика в обратную сторону и продолжаем переводить кончики рабочей трубочки вперед и назад за стойки.

Высота трех рядов достаточна для понимания сути плетения «веревочкой».

Для детальной иллюстрации ознакомьтесь с подобранными видео мастер классами.