«моя прелесть!»
Именно эта присказка одного малосимпатичного героя модного фильма может служить иллюстрацией эмоций, которые вызывают многие дизайнерские работы с использованием различных видов кальки. Чаще всего калька применяется в качестве вкладок в рекламных брошюрах, годовых отчетах, настенных календарях.
Еще один распространенный вариант — сложенные вдвое поздравительные открытки или приглашения из непрозрачной бумаги, в которые вкладывают листок белой или цветной кальки с напечатанным текстом. Другое популярное направление — сочетание конвертов из кальки с теми же открытками и приглашениями. На плотной кальке с невысокой прозрачностью также печатают визитки и другие карточки.
Значительный опыт работы с калькой накоплен в типографии «Принт-Класс». Например, к дню святого Валентина дизайнер Татьяна Ершова создала комплект из открытки и конверта. Для открытки была выбрана переливающаяся бумага Gmund «Реакшн», к которой с помощью колечек Пикколо прикрепили две бабочки из зеленой кальки Gmund Colors Contact (100 г/м2). Конверт из такой же кальки придал работе завершенность.
Другая работа — объемный конверт для платочков, выполненный из плотной Gmund Colors Contact (200 г/м2) белой кальки. Чтобы добиться устойчивости конструкции, контуры изгибающихся клапанов были перфорированы.
Весенний сувенир для компании Divina был сделан из салатовой кальки Zanders Spectral (100 г/м2), запечатанной офсетом в две краски: зеленую и пурпурную.
Как отметила менеджер Светлана Лаврентьева, знание специалистами типографии «Принт-Класс» — дизайнерами и печатниками — особенностей работы с такими нетрадиционными материалами, как калька, является еще и дополнительным маркетинговым фактором, способствующим привлечению новых клиентов.
Одно из основных направлений деятельности компании «Мосток» — оперативная малотиражная полиграфия: визитки, бланки. Исполнительный директор Юрий Бакланов отмечает, что существует устойчивый спрос на визитки из плотной кальки. Особенно интересно, когда на такой визитке выполняется еще и конгрев (обычно логотип компании).
Стандартный вариант — открытки из цветной бумаги, сочетающиеся по цвету с конвертом из кальки. Более интересная работа — объемная новогодняя открытка: елочки сделаны из двух видов кальки Canson: перламутровой (200 г/м2) и белой (100 г/м2).
В годовом отчете «Москомприватбанка», созданном дизайнером Ириной Шапиро («Линия График»), используются голубая и перламутровая кальки Canson. Ирина считает, что кальки ярких цветов сами являются самодостаточными элементами художественного оформления издания, поэтому в этой работе они намеренно не запечатаны.
Стиль отчета строгий и графичный, а пустые серебряные кальки в начале каждой главы образуют пространство серебряного цвета, поддерживая преобладание серебра во всем издании (краска, обложка, спираль). Цвет голубой кальки отлично гармонирует с цветом логотипа банка, а форма задается высечкой в сложенной пополам серебристой обложке (калька — между листами).
Для дизайнеров
В компаниях, занимающихся поставкой бумаги для печати, не техническая калька обычно относится к дизайнерским коллекциям. И это вполне оправданно, особенно если речь идет о кальке цветной или с тиснением. Хотя для подсчета производителей, представленных на российском рынке, хватит пальцев одной руки, ассортимент кальки довольно велик.
Начнем с самого известного производителя — компании Canson (входит в группу Arjo Wiggins). В текущем году Group Arjo Wiggins меняет названия своих коллекций и ассортимент.
В коллекцию CURIOUS, которая поделена на четыре группы, входит CURIOUS Translucent (ранее — Canson Satin/XDT/Xpose).
В коллекции CURIOUS Translucent Colors представлена более эластичная (по сравнению с предыдущими коллекциями кальки Canson), окрашенная в массе цветная калька (16 цветов, разделенных на группы Naturals, Vivids и Metallic Iridescent — четыре новых радужных цвета)
Классическая белая калька — коллекция CURIOUS Translucent Clear (62-285 г/м2), в которую также входит Space Dust (90 г/м2). Форматы — А4, А3 и полиграфические. Из бумаги Clear 112 г/м2 предлагаются конверты трех форматов.
Фабрика Curtis Fine Papers (Шотландия), известная своими дизайнерскими коллекциями, выпускает две марки калек с тиснением.
Rib Brightwater Translucent — полупрозрачная белая бумага с «ребристой» поверхностью, расчерченной продольными линиями, напоминающими струи воды (англ. brightwater – «прозрачная вода»). Входит в коллекцию Classic; форматы 90×64 см, плотность — 90 г/м2.
Virtual Vision — цветная полупрозрачная бумага с ребристой поверхностью. Ассортимент включает 6 оттенков: Cactus, Sierra, Sandy, Bluebell, Lavender и River. Формат 90×64 см; плотность – 90 г/м2.
Фабрика Gmund выпускает две коллекции кальки: относительно новую Gmund Colors Contact и хорошо известную в России Gmund Transparence.
10 цветов коллекции Gmund Colors Contact хорошо сочетаются с непрозрачной цветной бумагой серии Gmund Colors. Плотности — 100 и 200 г/м2, форматы — 70×100 см и 65×92 см. Для всех цветов имеются конверты форматов DL и Quadro.
Коллекция Gmund Trans-parence навевает романтичное настроение — шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: ветер, техник, линия, мираж, цветок, облако. Последние четыре эластичнее других, т. к. имеют специальную поверхностную обработку. Форматы — 70×100, 75×50, 63,5×96,5 см, а также конверты DL и C5 (для отдельных видов).
Чистоцеллюлозная бумага Pergamenata фабрики Fedrigoni имитирует матовый пергамент. Представлена двумя цветами — белым и натуральным (под старый пергамент), имеет дымчатый рисунок. Подходит как для одно-, так и многоцветной офсетной, высокой и трафаретной печати. Формат — 70×100 см; плотности — 90 и 230 г/м2.
Чистоцеллюлозная GSK Natural и GSK Extra Wide (Fedrigoni), без тиснения. Поставляется в листах формата А4, А3 и 70×100 см, плотностью 83, 90 и 160 г/м2. Чаще используется в качестве незапечатанных вкладышей в календарях, художественных альбомах и других подобных изданиях.
Коллекция окрашенной в массе кальки Cromatica французской фабрики Thibierge & Comar содержит 12 ярких, насыщенных цветов, плюс четыре пастельных цвета и экстра-белый. Форматы — 64×92, 66×102, 70×100 см; плотности — 100 и 200 г/м2; конверты Quadro.
Самый широкий ассортимент цветов среди всех коллекций, представленных на российском рынке, у компании Zanders.
Zanders Spectral — это 16 интенсивных и пастельных цветов, плюс два оттенка белого. Форматы — 65×92, 70×100 см; плотности — 100 и 200 г/м2. Для всех цветов доступны конверты форматов DL, C5 и Square.
Серия кальки Zanders T 2000 включает пять групп. Т 2000 Print — классическая белая калька массой 1 м2 80, 90, 100, 110, 150 и 170 г. Форматы 62,5×88, 70×100 см. T 2000 Print Color — калька плотностью 100 г/м2 шести пастельных цветов.
T 2000 Tec, T 2000 Copy и T 2000 Plot, предназначены, соответственно, для инженерных работ, копирования и печати на плоттерах.
И, «на сладкое», информация о кальке, которая в настоящее время в Россию не поставляется (по информации автора). Это коллекция Chartham Translucents фабрики Chartham (Англия) включает чистоцеллюлозную кальку 21 цвета. Диапазон плотностей — от 12 до 280 г/м2; имеются конверты.
Кто придумал бумажную кальку
Калька – прозрачная бумага, широко используемая в СССР для копирования разнообразных чертежей, рисунков и схем. С распространением компьютерных технологий она утратила былую популярность, тем не менее эту тонкую бумагу используют и сейчас.
Слово «калька» переводится с французского языка как «трафарет», «копия». Как указывают авторитетные источники, точное имя ее изобретателя доподлинно не известно. Возникла данная разновидность бумаги в XVII столетии в Германии, в связи с нуждами архитекторов, чертежников, инженеров, которым требовалось скопировать тот или иной рисунок или схему. Существует предположение, что первую современную кальку изобрели инженеры-строители, в связи с участившейся необходимостью точного копирования сложных элементов чертежей.
Копирование осуществлялось обычным способом «под трафарет», калька накладывалась на оригинал, и по ней очерчивался контур, проступающий под ее прозрачной поверхностью. Данный метод копирования прочно закрепился в деятельности специалистов самых различных профессий и иногда используется даже сейчас.
Самую первую «кальку» средневековые мастера делали следующим образом: обычная бумага пропитывалась слабым спиртом, керосином или скипидаром. Так она становилась более прозрачной по сравнению со своим исходным состоянием. Но данный способ вызывал различные неудобства: бумага оставляла пятна, на ней проблематично было что-то начертить и т.п., поэтому и возникла потребность в той кальке, которая известна сейчас.
В России первое промышленное производство кальки было налажено в Петергофе на первой казенной бумажной фабрике в 1816 году. Со временем изготовление кальки было освоено и другими предприятиями.
Современная калька может изготавливаться либо из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением древесной массы и хлопковой полумассы с клеевым веществом, либо из уже готового пергамина. Ее главными характеристиками являются плотность и толщина. Для достижения прозрачности кальки используется один из двух способов – каландрирование (пропуск через специальные вращающиеся валы) или повышение градуса помола. Последний способ является наиболее эффективным, так как он добавляет бумаге прочности, но и более затратным. Возможно соединение этих двух способов в одну производственную линию.
Матовая калька без глянцевой стороны, предназначенная для черчения и копирования карандашом, изготавливалась из некаландрированной бумаги. Калька, имеющая глянцевую сторону, производилась двух видов: тушевая и лавсановая. Тушевая калька отличалась своей тонкостью и изготавливалась на бумажной основе. Лавсановая калька имела с глянцевой стороны прозрачную пленочную основу.
Карандашная калька без глянца, изготавливаемая в СССР, обладала такими абразивными свойствами, что ее иногда использовали как подручный шлифовальный материал для меди, латуни, а иногда даже стали и стекла. Например, с ее помощью фабричные каллиграфические перья часто доводились до требуемой гладкости скольжения. Также при помощи матовой кальки полировались закругления внешних углов пера, которые царапали бумагу.
Современная калька применяется как для черчения карандашом и тушью, так и для осуществления цифровой печати на плоттерах, принтерах и графопостроителях. Изготавливают ее в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ. Также бумажная калька иногда используется в пищевой промышленности в качестве прокладочно-упаковочного материала или в швейном производстве при изготовлении трафаретов, выкроек и т.п.
Скрапбукинг для новичков: выбираем бумагу. часть 2 | журнал ярмарки мастеров
Сегодня мы посвятим время одной из важных и интересных тем — бумаге для оформления и украшений!В прошлый раз мы ознакомились с бумагой, хорошо подходящей для основы открыток, альбомов. Ещё раньше мы разбирались в подходящих инструментах и задавались вопросом — какой же нужен клей. Пора украшать те самые основы и заготовки бумагой для декора.
Бумага для скрапбукинга.Плотность варьируется от 100-200 г/ кв.м. Это как раз-таки основной вид бумаги, который создан специально для скрапбукинга. Она соответствует всем требованиям для нашего занятия скрапом.
Бывает двусторонняя или односторонняя, фигурная, однотонная либо разноцветная с рисунком, глиттером, лазерной вырезкой, а также с бархатным или вельветовым рисунком, с фольгированием или промышленным эмбоссингом (тиснение).
Такую бумагу можно купить как по листу, так и в наборе. Как правило, выступает она в качестве фона. Также бывает с различными картинками, которые можно вырезать и использовать, как украшение, например, различные теги, фигурки и другое. Можно из нее даже попробовать сделать бумажные цветы 🙂
Крафт-бумага (мешочная) бывает различной плотности и фактуры. Отличается своей самодостаточностью, достаточно прочная. Такая бумага используется для упаковки, продается в рулонах, листами, либо в виде конвертов, пакетов и другого упаковочного материала. В скрапбукинге она заняла прочное место, её применяют как фон для открыток, страничек, делают украшения. Последнее время стало модно использовать её в смятом виде.
Калька (или веллум) выделяется среди других видов бумаги своей тонкостью — 40-120 г/ кв.м. Она прозрачная полностью либо полупрозрачная. Калька бывает матовая, цветная, с разнообразным тиснением, с узором, с фигурным краем, с различным напылением, фактурой. Можно даже найти такую кальку, которая будет с рисунком и подходить определённой коллекции бумаги.
Для чего же можно использовать столь «тонкий» материал?
Журналинг: очень эффектно смотрится текст, напечатанный на кальке и приложенный к основному фону. С помощью кальки вы можете придать вашей работе лёгкость, воздушность и изящество. Ещё вы можете использовать кальку в виде подложки, это вам поможет смягчить цвет, прекрасно получаются вырубленные цветочки, лепестки и различные фигурки, можно расположить её поверх фотографии. Если распечатать на ней рисунок или сделать его с помощью штампинга получится довольно интересно.
Однако, у кальки есть минусы, которые стоит учитывать при работе с ней:
– некоторые виды не переносят высоких температур (это влияет на печать);
– иногда на ней не получается аккуратно тиснение, так как она менее податливая, чем обычная бумага;
– ломкая, поэтому если вы планируете делать сгибы, выбирайте кальку по плотности.
Кружевная бумагаочень тонкая, по плотности похожа на салфетку. Придаст вашей работе романтичность и нежность. Бывает различных цветов, выступает как отдельное украшение. Превосходная деталь в свадебных аксессуарах!
Креповая бумага.Не прочный, но водостойкий вид бумаги, она тонкая и с гофрированной поверхностью. Как правило, продается в рулонах шириной 50 см. Такая бумага бывает различных цветов, однотонная, металлизированная цветная, металлизированная двухцветная (переходная). Отлично подходит для упаковки, часто используется во флористике. Податливая, легко принимает форму, поэтому в скрапбукинге из нее делают отличные цветочки, которые украсят любую работу.
Бумага тишью (папиросная обёрточная бумага). По свойствам немного напоминает креповую бумагу, только без гофры. Она тонкая, полупрозрачна, легкая, нежная, очень пластичная, сминается, принимает какую угодно форму, некоторые ее называют бумажным пластилином. Существует всех цветов радуги, однотонная или с рисунком. Также, как и креповая используется чаще всего для упаковки, но из нее получаются отличные цветы и помпоны. Однако, печатать на принтере на такой бумаге нельзя. Он её зажуёт!
Бумага ручной работы отличается своей плотностью и прочностью. Поверхность шероховатая, фактурная. Главное условие при изготовление данной бумаги — это ваша фантазия, вы можете добавить в нее блёстки, глиттер, различные семена, лепестки, цветы, травинки, графит от карандашей, кофе, цедру, бисер, нитки, краски, да всё что вашей душе угодно. Как правило, изготавливают в солнечную погоду, от солнца зависит скорость просыхания листа и выцветания красок. Такая бумага придаст вашей работе индивидуальность, ведь второй такой нигде не найти. Она отлично подходит для изготовления упаковки, обложек, декорирования страничек, открыток.
Рисовая бумага бывает различной плотности и текстуры, однотонная, цветная, либо с рисунком. Очень тонкая и рыхлая. Отлично подходит для декупажа, а также декорирования открыток и альбомов, из нее получаются очень нежные цветы. Можно использовать как фоновую бумагу, в таком случае нужно будет что-то под неё подложить, чтобы подчеркнуть всю прелесть текстуры.
Шёлковая бумага на ощупь очень похожа на мягкую тонкую ткань, это связано с тем, что в составе присутствует шёлковая нить. Ее можно отнести к премиум-классу, ведь такая бумага сделает вашу работу просто роскошной.
Шёлковой бумагой можно украсить всё, что угодно: и приглашения, и альбомы, и многое другое. Цветы из такой бумаги восхитительны.
Тутовая бумага (Малбери) — это толстая, грубая, рыхлая бумага различных цветов. Хорошо принимает заданную форму, особенно если намочить. Данная бумага может быть однотонной, цветной, с вкраплением растительных волокон, травинок, ниток, блёсток. Чаще всего используют для украшения вашей работы, но также подойдет для рисования и упаковки. Используется для техники рваного края, после разрыва получаются очень красивые пушистые края.
Банановая бумага тонкая, немного напоминает рисовую. Волокнистая бумага, обычно натурального светлого оттенка, но встречается и всех цветов радуги. Отлично подойдет для декорирования вашей работы, а также декупажа.
Луковая бумага. Используется для декорирования страничек, коробочек, открыток и многого другого.Она тонкая состоит из луковых волокон.
Бумага эколюкс очень мягкая, приятная на ощупь, имеет фактурную поверхность. Можно использовать в виде фона. Часто используется для упаковки. Весьма податливая, поэтому с ней можно отлично пофантазировать, попробуйте её не резать, а рвать, края получаются очень красивые и интересные 🙂
Жидкая бумага. Немного загадочная бумага дл новичков 🙂 Но если разобраться, то здесь всё просто! Наносится бумага жидкого вида при помощи шпателя, как паста на любую поверхность, после высыхании получается декоративная бумага, плюс можно пофантазировать и добавить различных блесток, краску и прочего, думаю, тогда работа будет совершенно бесподобной. Из такой пасты также можно делать отдельные листы, например, нанести на полиэтилен и когда все просохнет, получается отличная бумага. Удобство такого вида еще в том, что если что-то не понравилось, её можно смыть, пока она не высохла.
Итак, большинство видов бумаги, которую можно использовать для скрапбукинга мы с вами просмотрели и изучили 🙂 Теперь выбор за вами! Предстоит решить, что именно вы хотите создать и на какую тематику:
1. Детская.
2. Отдых и путешествие.
3. Зимняя и новогодняя.
4. Школьная.
5. Романтичная.
6. Кулинарная.
7. Мужская.
8. День рождения.
9. Свадьба.
10. Государственные праздники.
11. Морская.
12. Американский стиль.
13. Винтаж (Vintage).
14. Европейский.
15. Наследие (Heritage).
16. Свободный (Free style).
17. Смешанный (Mixed media).
18. Стимпанк (Steampunk).
19. Чисто и просто (Clean&Simple).
20. Шебби-шик (Shabby-Shic).
Как только вы определитесь со стилем и тематикой — вперёд, закупаться бумагой и начинать творить!
Но на этом мы не заканчиваем! Уже в следующей публикации мы заглянем на другие полки в хобби-магазинах и рассмотрим декоративные элементы для создания альбомов, открыток и приглашений в технике скрапбукинг 🙂
Приятного чтения и неиссякаемого вдохновения! До скорого!
Первую часть публикации можно посмотреть здесь
Способы работы с калькой
Офсетная печать.
Кальки представленных фирм отлично себя зарекомендовала в офсетной машине, но поверхность кальки не впитывающая, поэтому настоятельно рекомендуются фолиевые краски. Сохнет калька плохо, чтобы избежать перетискивания краски с одного листа на другой лучше своевременно разгружать приёмку и держать готовые оттиски небольшими стопами, краска должна закрепиться.
Печать на цифровых машинах.Отличные рекомендации по использованию калек и в данном виде печати.
Печать на тонерных ЦПМ (Xerox, Canon, Konica Minolta, Ricoh и др.). При печати необходимо протестировать один лист. Иногда тонер не припекается к кальке должным образом и отваливается. При печати необходимо учитывать температуру фьюзера, так как можно лишиться не только бумаги, но и печатающего устройства.
Шелкотрафаретная печать: Прекрасно ложится на кальку, очень красива непрозрачная объёмная краска на полупрозрачной бумаге. Интересные эффекты даёт наложение на кальку выборочного лака.
«Полупрозрачная» послепечать.Чистоцеллюлозная калька — весьма ломкий материал, особенно при больших плотностях, поэтому надо крайне осторожно выполнять биговку и фальцовку, а для калек плотностью 200 г/м2 и выше вообще лучше избегать сгибов.
Во избежание заломов следует обязательно выполнять биговку (лучше — двойную или оборотную), фальцевать только в направлении волокон и стараться не планировать фальцев для кальки плотнее 170 г/м2. Материал этот капризен при вырубке: особое внимание при резке и высечке — заточке ножей.
Тиснение конгревное, блинтовое и фольгой.
Для калек это возможно, однако нужно тщательно подобрать температуру и давление штампа, аккуратно изготовить клише. Полезное свойство кальки открыли на кафедре отделочных процессов в МГУП. Переплетный материал «Балакрон-Термо», который меняет свой цвет при блинтовом и конгревном тиснении под воздействием штампа и температуры, во время работы давал неприятный эффект прилипание к штампу. В наших типографиях в подобных случаях начинают подбирать режимы тиснения (давление, температуру). На Западе этого избегают, применяя прокладку в виде специальной бумаги под штамп, но к нам она не поставляется. Студенты экспериментировали и выполнили тиснение «Балакрон-Термо» через лист кальки. Оказалось, что один лист А4 спокойно выдерживает до 10 оттисков! При тиснении нужно обращать внимание на глубину штампа, поскольку большинство видов кальки не так эластичны, как картон аналогичной плотности. Зато при конгреве получается интересный эффект — калька теряет прозрачность.
Склеивать калькилучше синтетическими клеями, водно-дисперсионный может вызвать волнообразный эффект в месте склейки.
Кальки чутко реагируют на изменения климатических условий, во избежание скручивания бумаги до и после печати материал следует защищать от сквозняков и изменений температуры и влажности.
Общее свойство всех видов кальки — способность быстро вбирать влагу и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковку следует вскрывать непосредственно перед печатью, а в процессе работы следить за поддержанием стабильных влажности и температуры ( 20 °С и 50% влажности).
P.S.Прежде чем заказывать материал для печати, не забудьте посоветоваться с технологом типографии, в которой планируется выполнять заказ. При работе с любой дизайнерской бумагой, — изучайте и следуйте рекомендациям производителя.
Технические характеристики
Substance | Плотность | Влажность | Шероховатость | Прозрачность | Tensile strength (mD) | Surface Alkali pH |
---|---|---|---|---|---|---|
ISO 536 | ISO 287 | ISO 8791-2 | ISO 2469 | ISO 1974 | ISO 6588 | |
г/м² | кг/м³ | % | мл/мин | % | мН | pH |
42 | 1,200÷1,235 | 7 | 100-300 | 79 /-5 | 220-440 | 6-7 |
53 | 1,200÷1,235 | 7 | 100-300 | 77 /-5 | 220-440 | 6-7 |
63 | 1,220÷1,250 | 7 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
73 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
83 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
93 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
100 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
112 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 73 /-5 | 220-440 | 6-7 |
130 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 69 /-5 | 220-440 | 6-7 |
150 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 65 /-5 | 220-440 | 6-7 |
160 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 61 /-5 | 220-440 | 6-7 |
170 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 59 /-5 | 220-440 | 6-7 |
190 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 55 /-5 | 220-440 | 6-7 |
200 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 53 /-5 | 220-440 | 6-7 |
240 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 47 /-5 | 220-440 | 6-7 |
280 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 45 /-5 | 220-440 | 6-7 |
Упоминания в литературе
В зависимости от назначения в состав бумаги вводятся различные наполнители: каолин (глина белого цвета, состоящая из минерала каолинита), тальк и другие минеральные вещества, придающие бумаге белизну, прочность, гладкость и другие физико-химические свойства, необходимые для печати: непрозрачность, хорошее восприятие краски, смачиваемость или влагостойкость. Кроме того, в бумагу вводят проклеивающие вещества (крахмал, смолы, клеи и др.), делающие бумагу непроницаемой для чернил, упрочняющие поверхностный слой, увеличивающие её плотность и т. п. В специальные виды бумаги добавляют красители, химические волокна. В зависимости от назначения бумага имеет различные показатели: масса листа площадью 1 мІ (4 – 250 г), толщина листа (4 – 400 мкм).
Выпускается более 600 видов бумаги: для печати
(типографская, офсетная, иллюстрационная, для глубокой печати, картографическая, мелованная, газетная, листовая, для обоев и др.); для письма (писчая, конвертная и т. п.); чертёжно-рисовальная (в т. ч. калька и ватман); электроизоляционная; папиросная; впитывающая (фильтровальная, промокательная и др.); для производства фибры, пергамента, санитарно-гигиенических изделий и т. п.; для аппаратов (телеграфная лента, перфокарточная и др.); светочувствительная (для изготовления фотобумаги и т. п.); переводная (копировальная и др.); обёрточная (мешочная, спичечная, бутылочная, парафинированная и т. п.); промышленно-техническая (патронная, наждачная, асбестовая и другого назначения).
Бумага для квиллинга должна быть достаточно плотной, но не слишком толстой. Разумеется, доступно выполнить композицию даже из
обычной офисной бумаги, но прочность такого
изделия окажется не слишком большой. Можно использовать тонкий картон или специальную художественную бумагу для пастели. Главное, чтобы бумага была гибкой и держала форму. Насчет ее плотности мнения разных мастеров по квиллингу и производителей бумаги расходятся. К примеру, в России изготавливают бумагу плотностью 120–125 г/м2, в Корее – 116 г/м2, в среднем же плотность профессиональной бумаги для квиллинга колеблется в пределах 120–160 г/м2. Возможно, такое различие обусловлено тем, что корейская школа квиллинга основана на создании тончайших произведений искусства, а в России техника бумажной филиграни больше тяготеет к европейской, хотя и не так ярко проявляются у нас лаконичность и простота в композициях. Для сравнения заметим, что плотность среднестатистической офисной бумаги составляет 80 г/м2, а для некоторых поделок в технике квиллинга подходят калька и даже салфетки.
Рисунок наносят черной тушью на кальку и помещают кальку на стекло копировального стола, на нее – сито со светочувствительным слоем, сверху – плотную темную материю или войлок, затем – толстое стекло с грузом. Под собранным пакетом включают лампы копировального стола на 15-30 мин. Под действием света в эмульсионном слое, не защищенном тушевым
рисунком на кальке, происходит дубление желатина,
переходящего в нерастворимое состояние. В местах, расположенных над контурами рисунка и не подвергшихся облучению светом, желатин остается растворимым и легко смывается с капронового сита при промывке теплой водой. Для нанесения рисунка на отделываемую деталь кладут шаблон ситом вниз. В рамку шаблона предварительно наливают водорастворимую краску. Затем ракелем за один проход краску продавливают через сито. Ракель представляет собой деревянную пластину с ручками, к которой крепится заточенная резина.
Упоминания в литературе (продолжение)
Брошюра «Изохроматическая съемка моментальными ручными камерами. С указанием чувствительных к цветам пластин (изопластин)» (1903) была написана Прокудиным-Горским в Берлине. К тому времени он уже два года занимался цветной фотографией под руководством профессора Адольфа Мите (1860–1926) в Шарлоттенбурге. Речь в брошюре шла о передаче оттенков цвета при съемке на черно-белую
пластину. Обычная бромосеребряная пластинка была чувствительна
к синим и фиолетовым лучам спектра; красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета получались на ней однотонными и бледными. Профессор Герман Вильгельм Фогель (1834–1898), основатель нескольких фотографических обществ, издатель журнала «Фотографические известия», преподаватель Промышленной академии, с 1884 г. директор фототехнической лаборатории Высшей политехнической школы в Шарлоттенбурге, а затем его ученик профессор Мите долго работали над тем, чтобы придать пластинке равную чувствительность ко всем лучам спектра. Решение этой проблемы и особенно ее практическое осуществление было сопряжено с большими трудностями. Удавалось повысить чувствительность к одному-двум цветам, но никак не удавалось сделать это ко всем разом. Ученые достигали результата путем прибавления красок к слою эмульсии и использования цветофильтров. Желтое стекло, использовавшееся как желтый фильтр, задерживало сине-фиолетовые, самые сильно действующие лучи. Голубое небо в этом случае не получалось однотонно белым, как нередко бывало, а приобретало естественные оттенки, на нем появлялись облака. В зелени деревьев также проявлялся рельеф; на зеленом лугу оказывались видны возвышенности и углубления. Съемка портретов, картин, ковров, интерьеров представляла еще бо́льшие трудности. В тексте брошюры воспроизводились пейзажные снимки и снимки цветного ковра, сделанные для сравнения на обычную и изопластину. Иллюстрации в книге были аккуратно разделены листами тонкой кальки.
Конечно, мы перечислили далеко не все виды бумаги. Промышленным способом выпускают также картон, кальку, фольгу, копировальную, мраморную, шагреневую, гуммированную, пергаментную, бархатную и многие
другие виды бумаги. Кроме стандартной,
выпускаемой в огромных количествах, существует еще бумага ручной работы, тиражи которой невелики, но ценность ее весьма значительна.
– дополнительный материал: крышки от коробок из-под обуви, пуговицы, бусины, спички, соломинки
для сока, пенопласт, белая калька,
капсулы от киндер-сюрпризов.