Как правильно прошить журнал? | PrintSide

Изготовление цельнокожаного переплета

Хороший переплет – это набор благородных материалов, объединенных путем последовательных операций, выполненных в правильных пропорциях с аккуратностью и элегантностью в каждой его детали, единственная миссия которых заключается в том, чтобы украсить и, прежде всего, защитить объект – без которого его не может быть – КНИГУ.

Лучший мастер-класс, из тех, которые я видел, по изготовлению цельнокожаного переплета от Карлоса Рея. Мастер живет и работает в городе Ла-Корунья, который расположен на северо-западе Испании. Взято с сайта: http://aquiseencuaderna.com/pdf/encartonado.pdf

Перевод сделал самостоятельно, как смог, прошу сильно не ругаться. Старался не вносить смысловые изменения при переводе, но в особо сложных местах поместил в квадратные скобки и выделил курсивом свои комментарии. Для особо продвинутых в знании испанского языка, по указанной ссылке, можно посмотреть оригинал.

2006 © Carlos Rey (оригинал текста, фото)
2022 © Андрей Кудрявцев (перевод текста, верстка, комментарии)

НАПРАВЛЕНИЕ ВОЛОКОН В БУМАГЕ И КАРТОНЕ 

Прежде чем начать, нужно объяснить один из факторов, который сильно влияет на построение книги. Бумага и картон выполнены из волокон, имеющих ориентацию. В бумаге ручного отлива они имеют разные направления, но при промышленном изготовлении бумаги волокна ориентированы в одном направлении.
Войдите в книжный магазин или проверьте книги в своей библиотеке. Вы увидите, что в некоторых случаях открытие книжного блока затруднено, при открывании, листы как пружины, стремятся вернуться в свое первоначальное положение, делая чтение таких книг сложным и неприятным. В большинстве таких случаев причина не в толщине бумаги или в технике шитья, просто, обычно из-за экономических причин, при печати использована неправильно ориентированная бумага.
С переплётом происходит то же самое, ваша миссия состоит в том, чтобы защитить книгу, а в некоторых случаях, если вы оставите вашу книгу на некоторое время на столе, вы увидите, что обложки, как правило, ведут себя так, как будто они хотят оставить объект без защиты. В обоих случаях проблема, скорее всего, связана с неправильным расположением волокон бумаги или картона.
Бумага имеет разное сопротивление изгибу, а также при увлажнении разное линейное расширение вдоль и поперек направления волокон, поэтому важно знать их направление как при печати книжного блока, так и при изготовлении переплёта.
При фальцовке бумаги для формирования тетрадей направление волокон должно проходить параллельно корешку. Листы, сфальцованные таким образом, открываются под собственным весом, что обеспечивает хорошую раскрываемость книги.
При переплете направление волокон важно для получения ровной обложки книги и хороших сторонок.
Вся бумага или картон, применяемые при переплете книги, должны иметь волокна, ориентированные параллельно корешку или, что является тем же самым, перпендикулярно основанию книги.
Существует несколько способов определить направление волокон. На картоне просто: если вы согнёте его, вы увидите гораздо большее сопротивления на одной стороне, чем на другой. Сторона, которая имеет наибольшее сопротивление, в направлении, которое идет от одной руки к другой, и есть направление корешка, когда вы кладете книгу на картон [вдоль направления волокон квадрат картона гнется значительно легче и больше, чем поперек].
С бумагой вы можете сделать то же самое: если согнуть лист и слегка надавить руками, вы заметите разницу в напряжении. Вы также можете разорвать его: если вы рвете бумагу поперек направлению волокон, то разрыв будет неровным и иметь отклонение в одну сторону, если сделать это в направлении волокон – разрыв будет прямым. Это направление корешка книги.
Я не знаю, достаточно ли понятно всё объяснил! Давайте попробуем другой метод. Берем лист бумаги, направление волокон которой надо определить. В одном углу листа вырезаем перпендикулярно друг другу две полоски одинаковой ширины. Слегка увлажняем их и зажимаем рукой одну сторону полосок: одна полоска будет имеет тенденцию сгибаться сильнее, чем другая. Полоска, которая изгибается меньше, является той, которая дает нам искомое направление. Это будет направление корешка. Сторона бумаги, от которой отрезана эта полоска, является той, которая крепится к корешку.

Осматриваем книгу, проверяем наличие и порядок страниц. Отмечаем все гравюры, фотографии и карты, не входящие в пагинацию, на оборотной стороне каждой вставки пишем номер страницы, которой они соответствуют. Осмотр завершен.

Разбираем блок с осторожностью. Если необходимо, удаляем клей с корешка (используем нагревание в случае синтетического клея).
Помещаем лист бумаги между утюгом и корешком, чтобы размягченный клей не попал на подошву утюга при последующем нагревании.

Если корешок сильно проклеен, можно нанести щедрый слой метилцеллюлозы на корешок, что позволит ему смягчиться на некоторое время, пока мы не увидим, что нам несложно удалить оригинальный клей. Это дополнительное размягчение корешка облегчает разбор блока на отдельные тетради.

Разрезаем нитки скальпелем, разбираем книгу и аккуратно протираем края тетрадей по корешку. Если книга грязная, её можно очистить мягким ластиком.

РЕСТАВРАЦИЯ 

Если тетради износились на фальце, их можно укрепить с помощью специальной японской бумаги (плотность 10-15 грамм на кв. метр) или клейкой ленты Filmoplast P.

ПОДГОТОВКА ОБЛОЖКИ

Снимаем и расправляем их. Обложки должны быть сохранены и вшиты в книгу.

Переднюю обложку, с помощью фальчика из японской бумаги, соединяем с первой тетрадью, то есть сразу за передним форзацем; заднюю обложку крепим к тетради, которая будет вшита в конце книги, перед задним форзацем.

Отмеряем 5 мм от края обложки и приклеиваем к ней фальчик из японской бумаги (используем целлюлозный клей или крахмальный клейстер).

ФОРЗАЦЫ

Их по крайней мере два. Выбираем плотную бумагу, подходящую по цвету к будущей обложке книги. Сложив пополам, приклеиваем полоску из японской или другой аналогичной бумаги вдоль сгиба, чтобы укрепить его (плотность полоски 40-50 грамм на кв. метр). При этом укрепляем первую и последнюю тетради, снижая риск разрыва, потому что они подвержены большему напряжению и более частому использованию.

Всякий раз, когда выполняем операции приклеивания фальчиков, укрепляющих полос из японской бумаги и тому подобное, нужно притереть склейку косточкой. Это обеспечит хорошее сцепление.

ЛОЖНЫЕ ФОРЗАЦЫ

Ложные форзацы похожи на «крайнюю» тетрадь. Они крепятся к форзацу в месте будущего размещения кожаного шарнирного клапана и выполняют защитную функцию при переплете. Их удаляют в конце процесса. Они варьируются в зависимости от типа материала переплета и толщины книжного блока.
Устанавливаем ложные форзацы, нанося несколько точек клея по краю сгиба форзаца; если книга будет переплетаться в ткань, мы вставляем простой лист, если переплет будет кожаным – двойной лист. В случае если форзац будет прошиваться, то ложные форзацы будут толщиной в 0,3 мм для шагрени и 0,4 мм для марокена. Также можно вшить их как еще одну тетрадь.

ПРЕССОВАНИЕ

Сначала помещаем блок в пресс потетрадно (чередуем деревянные прокладки и тетради), а потом на несколько дней блок целиком (основополагающая операция).

ОБРЕЗКА БЛОКА

В данном случае можно отказаться от обрезки книжного блока. Никогда не обрезайте старые книги! При необходимости, и только в крайнем случае, можно обрезать отдельные листы, стремясь обрезать как можно меньше.

РАЗМЕТКА БЛОКА ПОД ШИТЬЁ

Чтобы получить правильное округление корешка, необходимо, чтобы корешок книги в сшитом виде был толще на 25-30%, чем толщина блока. Чтобы достичь этого, нам нужно, чтобы нить составляла от одной трети до половины толщины тетради. Если бумага мягкая и рыхлая, мы берем более толстую нить (в 1/2 от толщины тетради), а если бумага плотная и глянцевая, нам будет нужно использовать более тонкую нить.

Блок сшиваем на пять шнуров. Традиционно используют классический способ разметки пяти пропилов для шитья.

Создаем шаблон, который представляет собой полоску картона, по высоте равную обложке книги, и делим ее на 27 частей, оставляем одну часть в головке блока и две в хвосте. Оставшиеся 24 части разбиваем на 6 разделов по 4 части в каждом. Для гладкого корешка нет необходимости в этом классическом шаблоне, можно размещать шнуры на одинаковом расстоянии от головки и хвостика книги. Для нашей книги с помощью шаблона получаем семь отметок: пять центральных – для шнуров, две крайних – для фицбундов (вход и выход нити).

Вырезаем пару картонок того же размера, что и листы книги (они ещё пригодятся в будущем). Помещаем их на универсальный шаблон, чтобы определить места пропилов, принимая во внимание, что они представляют размер листов, а не финальный размер сторонок переплетной крышки, поэтому нам нужно оставить припуск на канты крышки на концах шаблона. Пять пропилов для шнуров и еще два для входа и выхода нити.

ПРОПИЛИВАНИЕ БЛОКА

Мы помещаем книгу в тиски между картонками. Переносим отметки пропилов на корешок и приступаем к пропиливанию блока.

Глубина пропилов должна соответствовать толщине тетради. Нужно стремиться как можно меньше углубляться в блок, чтобы при его раскрытии на центральном листе каждой тетради было отверстие для прохождения нити. У центральных пропилов под шнуры создаем треугольную форму.

ШИТЬЁ БЛОКА

Готовим швальный станок.

Хорошее шитье является фундаментом для финальной стадии изготовления переплёта. Начинаем шить медленно, убедившись, что тетрадь выровнена по натянутым шнурам.

Сшив книгу, проверяем, что тетради идеально выровнены.

Вставляем защитные полоски бумаги и кисточкой наносим клей на корешковую кромку первой и последней тетрадей блока. Это предотвратит сдвиг первых листов при последующем круглении корешка сшитого блока. Также можно, в начале шитья, прошить эти тетради через край на «собачий зуб», как это сделано в некоторых старых книгах, что даст тот же эффект.

СТАЛКИВАНИЕ СШИТОГО БЛОКА

Помещаем книгу в пресс или в зажим гильотины и отбиваем корешковую часть сшитого блока ударами молотка.

Ударами о ровную поверхность сталкиваем блок на корешок.

Когда блок книги отбит, мы прикладываем к нему картонки, которые мы использовали при разметке пропилов на корешке.

Проводим с усилием по корешку заостренной частью молотка, чтобы клей проник между тетрадями и в пропилы шитья. Листом бумаги удаляем лишний клей и даем высохнуть в течение приблизительно 20 минут между картонками и грузом сверху.

КОРЕШКОВЫЙ ФАЛЬЦ

С помощью циркуля замеряем толщину картона, который собираемся использовать для сторонок (она выбирается в зависимости от толщины книги). Увеличиваем этот размер на 0,5 мм и отмечаем его на книге от края корешка. Фальц должен быть чуть больше, чем толщина картона. Если у форзаца будет открытый кожаный клапан, то нужно добавить еще 0,5 мм, это позволит нам зарезервировать место для этой вставки.

Размечаем величину фальца на блоке.

Левую руку располагаем на книжном блоке, так что большой палец упирается в передний обрез, а остальные четыре пальца оттягивают верхние тетради на себя, молотком слегка ударяем по корешку от центра к краю. Затем, перевернув книгу, повторяем эту операцию на другой стороне. Создаем небольшую кривизну, не давая корешку излишнюю округлость.

ОТГИБКА КОРЕШКОВЫХ ФАЛЬЦЕВ

Сначала убеждаемся, что книга правильно размещена в тисках, сдвигая и выравнивая блок по меткам.

Находим центр корешка в головке и хвосте, и делим его от этого центра на две совершенно равные части, не ударяя молотком, а просто надавливая на него и сдвигая его, сначала вправо, а затем влево. Также можно делать это с помощью пальцев. От краев начинаем отгибать весь корешок, переставляя молоток, чтобы отогнуть корешковые фальцы, избегая раздавливания тетрадей.

Повторно проклеиваем корешок. Кругленный корешок должен быть абсолютно симметричным, без излишней округлости. Корешковые фальцы, как видно на фотографии, отогнуты под прямым углом.

После высыхания и удаления блока из тисков, снова прикладываем картонки, которые мы использовали ранее, чтобы проверить совпадение высоты фальцев и блока вместе с картонками и ложными форзацами.

СТОРОНКИ И ИХ КРЕПЛЕНИЕ К БЛОКУ

Для сторонок переплёта используем плотный картон, если возможно, pH-нейтральный. Можно использовать старые картонные обложки. Берём картон по размеру чуть больше, чем размер блока и резаком выравниваем один угол картона под 90о.

Прикладываем выровненный прямой угол сторонки вплотную к корешковому фальцу блока, отмечаем припуски на канты, стараясь не делать их слишком большими ( 4 мм с трех сторон) и обрезаем сторонки до их конечного размера.

Размещаем сторонки на блоке, плотно прижимая их к фальцам, косточкой приглаживаем фальцы блока к сторонкам.

Обертываем книжный блок тонкой бумагой, чтобы избежать его загрязнения.

Фиксируем обёртку блока скотчем.

Сначала наносим линию, вдоль картонных сторонок, на расстоянии до 8 мм от корешкового края.

Выравниваем канты, и на сторонке отмечаем положение шнуров.

Пробиваем шилом и молотком, перпендикулярно плоскости книги, отверстия на каждом пересечении линий.

Делаем второй ряд отверстий примерно в 5 мм от предыдущих, в той же вертикали, но с обратной или «внутренней» поверхности сторонки.

Поместив сторонку на стол, с помощью скальпеля прорезаем канавки для шнуров, убирая несколько слоев картона, на глубину равную толщине шнура.

Обрезаем шнуры [оставляя концы около 50-60 мм], распускаем их, заостряем кончики [можно нанести чуть клея] и пропускаем их через первые отверстия.

Вставляем шнуры во второй ряд отверстий.

Повторяем со второй сторонкой и приглаживаем фальцы косточкой.

Ударяем молотом с внутренней и лицевой поверхности сторонки, чтобы утопить шнуры в канавки и сгладить отверстия, чтобы не было видно шнуров на картонной сторонке.

Подкладываем картон толщиной 0,5 мм под сторонку, вплотную к корешковому фальцу, чтобы обеспечить правильное натяжение шнуров. Эта картонка будет удалена после приклеивания шнуров.

Концы натянутых шнуров обрезаем до 10 мм, расправляем их веером, промазываем и наклеиваем на сторонку. При этой операции клей лучше наносить на картон, потому что это оставляет вееры шнуров максимально широкими и мягкими.

Прижимаем вееры молотком, чтобы лучше придавить и разгладить их.

Даём немного высохнуть под грузом. После этого удаляем картонки, которые мы вкладывали для правильного натяжения шнуров.

ВКЛЕЙКА БУМАГИ

Вклейка бумаги с внутренней стороны противодействует напряжению кожи на сторонках [и прикрывает отверстия с пропущенными шнурами]. Вырезаем два листа из pH-нейтральной бумаги, с размером на несколько миллиметров больше, чем сторонка. Наносим на бумагу клей и разглаживаем её по внутренней поверхности сторонки. Повторяем с другой сторонкой.

Удаляем избыток клея, выступивший при приглаживании бумаги.

Позволяем клею подсохнуть, удаляем излишки бумаги с помощью скальпеля или дощечки с наждачной бумагой, затем, закрыв сторонки и выровняв их относительно блока, помещаем книгу в пресс на несколько часов.

СЛИЗУРА

Помещаем блок в тиски и с помощью синтетического клея (pH-нейтральный) крепим к блоку слизуру.

После сушки обрезаем концы слизуры, которые выступают на корешке со стороны головки и хвоста блока.

Если хотите украсить книгу плетённым капталом, то это необходимо сделать до окончательной фиксации картонных сторонок.

ФИКСАЦИЯ СТОРОНОК

Раскрываем сторонку, открывая доступ к шнурам [внутренняя сторона кладется на стол, а блок выворачивается наверх], наносим немного клея в канавки под каждым шнуром, закрываем сторонку, проклеиваем шнуры сверху и косточкой тщательно приглаживаем шнуры в сделанные для них канавки. Выравниваем по угольнику канты сторонок.

Полоской бумаги сверху прикрываем проклеенные шнуры, оставляем под грузом или в прессе на 1 час, затем аккуратно отрываем бумагу со сторонки, стараясь не поднимать шнуры.

Теперь сторонки зафиксированы окончательно и не могут сдвигаться.

КАПТАЛ

Изготавливаем и фиксируем каптал. Существует много разных видов плетенных капталов из шелковых ниток. В данном случае используем готовую французскую каптальную ленту.

Высота капталов должна быть немного меньше высоты кантов. Эта разница нужна для того, чтобы компенсировать толщину кожи на капюшоне, прикрывающем каптал.Наклеиваем с обоих концов корешка отрезки каптальной ленты, длиной чуть больше длины дуги корешка.

Обрезаем выступающие концы каптальной ленты, оставляя каптал чуть короче, чем ширина корешка, чтобы было место для кожи на шарнире. На обрезанные кончики каптала наносим капельки клея, чтобы избежать его распускания.

ЗАКЛЕЙКА (АРМИРОВАНИЕ) КОРЕШКА

Так называемая заклейка (армирование), сделанная на корешковой части блока, путём наклеивания на неё различных материалов (тонкая ткань, кожа, бумага).
Выбор материала и клея повлияет на раскрываемость книги. Наклейка бумаги синтетическим клеем сделает корешок более жестким, открытие книги будет менее полным, но поверхность корешка будет идеально подходить для тиснения золотом. Корешок книги с тканевым или кожаным армированием, которое выполнено пластичным клеем, будет мягким и гибким, что позволит полностью открыть книгу.
Используем полоску тонкой натуральной ткани, склеенной с бумагой с помощью пластичного клея с нейтральным pH.
Бумагу применяем не очень тонкую и достаточной ширины, чтобы согнуть ее несколько раз на корешке. Также можно использовать бумажные ленты «Goudron» или тонкую крафт-бумагу.
В книгах с тонким блоком будем наносить минимум 5 слоёв армирующего материала, а в книгах средней и большой толщины – минимум 8 слоёв.
Эта операция может выполняться с книгой в тисках без чрезмерного затягивания или просто на столе.
Наносим клей на корешок.
При использовании готовой каптальной ленты, которая имеет определенную толщину, мы берём два кусочка армирующего материала, первый – для выравнивания межкаптального пространства корешка [от края верхней каптальной ленты до края нижней ленты], а другой – поверх капталов от головки до хвоста.

Наносим пластичный клей на корешок. Выравниваем полосу по кромке фальца и тщательно приглаживаем косточкой.

Ненадолго достаем блок из тисков, и, оперев корешок на стол, приклеиваем бумагу к капталам.

Вернув блок в тиски, продолжаем кисточкой наносить клей и притирать на корешок следующие слои бумаги, до ее окончания.

Оставляем блок сохнуть на 6 часов, затем отшлифовываем корешок. Но сначала, с книгой на столе, склеим шарнир с торцом сторонки, избегая зазора. Проходя наждачной бумагой по корешку, удаляем лишнюю бумагу и сглаживаем ее с картоном сторонок (переход между сторонкой и корешком).

Повторяем операцию на другой стороне блока.

Проверяем, что корешковый фальц находится на уровне картона сторонок.

Помещаем книгу в тиски (чтобы было удобнее работать).
Не торопясь, пройдемся от центра корешка к краям и снова к центру, повернув книгу в тисках. Наждачная бумага, смонтированная на дощечке, должна быть абсолютно ровной.

Обработаем области головки и хвоста. Нужно получить небольшой наклон в обеих областях, чтобы оставить пространство для кожи.

Линейкой проверяем, что корешок совершенно ровный.
Пройдемся широкими круговыми движениями от центра корешка к сторонкам.

Обрезаем лишнюю бумагу у капталов.

Наконец обрабатываем торцы сторонок и корешка. Здесь важно понимать их будущее положение.
Необходимо немного дополнительно снять армирующую бумагу на головке и хвосте корешка, так что при помещении линейки их уровень был немного ниже, чем остальная часть корешка [под будущий заворот покрывной кожи].

БРИСТОЛЬСКИЙ КАРТОН

Перед тем, как делать обложку, мы приклеим на сторонки бристольский картон (толщина от 0,3 до 0,4 мм). Выравниваем его от корешкового фальца по краям сторонки.

После сушки в прессе обрезаем излишки скальпелем или наждачной бумагой.

Скальпелем под углом делаем срезы («ушки») у сторонок в области примыкания к корешковому фальцу в головке и хвосте. Данные срезы по краям крышек, позволяют книге лучше открываться.

Теперь обработаем все верхние ребра сторонок книги. Вкладываем несколько кусочков кожи в срезы, чтобы не испортить торцы корешка и капталы при шлифовании.

Отшлифуем фаски на картонных сторонках, глядя на изменение цвета картона и что это изменение равномерно по всему периметру примерно на 5 мм.

Наждачной бумагой мы снимаем углы картона, округляя их. Используем мелкозернистую наждачную бумагу.
Работаем с книгой на куске кожи, а не прямо на столе, чтобы избежать скольжения и натирания на обложках.

ОТСТАВ

Вырезаем полоску тонкого картона той же ширины, что и длина дуги корешка (от сторонки до сторонки), и той же длины, что и высота сторонки.

Обрабатываем наждачной бумагой края отстава с обеих сторон. Формируем округлую форму отстава с помощью круглого черенка или специальной деревянной оправки.

Увлажняем отстав губкой.

Наносим клей на корешок, не доходя до краёв головки и хвоста на 1,5 см и монтируем отстав. Проверяем, что он хорошо отцентрован. Оборачиваем книгу эластичным бинтом и даём ей высохнуть.

ЛОЖНЫЕ БИНТЫ

В старых переплётах на корешке видны бинты, образованные выступающими шнурами при определенном типе шитья книги, конечно же, в наши дни они практически не используются в художественных переплётах, а с утопленными шнурами эти бинты исчезают. Тем не менее, в некоторых случаях книги по-прежнему шьют на выступающие шнуры, здесь мы собираемся сделать переплёт с ложными бинтами и только с декоративной целью.
Если мы знаем, как делать книгу с ложными бинтами, нам не составит труда изготовить переплёт без них, поэтому мы делаем книгу с ложными бинтами.
Приступаем.
Вырезаем не слишком широкую полоску (3 — 4 мм) из толстой кожи без шерфовки. Из кожаной полоски нарезаем кусочки, немного превышающие ширину корешка.
Мы собираемся приклеить ложные бинты синтетическим клеем, в точности в местах пропилов под шнуры, с которыми соединены сторонки. Для этого отмечаем на картонке высоту корешка, снимая ее со сторонки, потому что она точно совпадает с ней, и с помощью шаблона, который использовали ранее при разметке пропилов блока, мы делаем на картонке отметки, соответствующие пяти бинтам, которые затем переносим карандашом на корешок. Пять бинтов должны быть идеально параллельны друг другу.
Наклеиваем бинты, и после высыхания, срезаем излишки и скашиваем скальпелем, затем обрабатываем их наждачной бумагой, чтобы округлить их.

КРЫТЬЁ КНИГИ

Мы собираемся покрыть книгу марокеном – тонкой тисненной кожей из каталога парижской фирмы RELMA.

Выбираем кожу толщиной от 0,5 до 0,7 мм в зависимости от размера книги. В нашем случае достаточно толщины 0,6 мм. Если мы работаем с гладкой кожей, то толщина может доходить до 0,4-0,5 мм. Эту же кожу будем использовать для изготовления шарнирных клапанов.

Отмечаем на оборотной стороне кожи пределы сторонок и корешка, оставляя припуски на завороты.

Отмечаем завороты шириной 1,5 см по всему периметру книги. Вырезаем по разметке выкройку ножницами или скальпелем.

Отмечаем на коже, в области головки и хвоста корешка, два полукруга, чуть шире, чем отметки корешка и на 5 мм заходящие внутрь от края выкройки, вырезаем их ножницами. Делаем это для того, чтобы уменьшить напряжение в переплёте и снизить выпуклости в головке и хвосте книги, потому что, таким образом, меньше заправляется кожи между отставом и корешком.

Складываем кожу по габаритным отметкам сторонок и наждачной бумагой слегка обрабатываем кожу на сгибе (таким образом мы уменьшим толщину кожи в шарнире, облегчая раскрытие книги).

РАБОТА С КОЖЕЙ

На протяжении многих лет работы с кожей мне всегда не нравилось её шерфовать (отделение бахтармы от основного слоя первоначальной кожи).
Проще подобрать кожу нужной толщины и использовать её как есть, так делают многие переплетчики сегодня, подвергая шерфованию только отдельные небольшие участки.
Приложив и разметив книгу на коже, нужно отшерфовать завороты и область шарниров; если у книги есть бинты, то также шерфуется область корешка, чтобы иметь возможность лучше обжать бинты.
Завороты истончаем до 0,3 мм у гладкой кожи, для марокена лучше оставить 0,4 мм и более тонкую кожу в области корешковых заворотов и в углах.
При приклейке выкройки к книге, существует проблема неравномерного растяжения кожи, при этом метки смещаются. Этого можно избежать, предварительно увлажняя кожу на 5%. Кожа растягивается, а при высыхании сжимается до меньшего размера, чем оригинал. Когда мы возвращаемся к работе и наносим на сухую кожу клей или клейстер, кожа возвращается в свое первоначальное состояние, совпадая метками с книгой.
Мы работаем с кожей толщиной 0,6 мм и можно отшерфовать все завороты, но мы оставим их толщиной 0,6 мм, а отшерфуем кожу только в области корешковых заворотов, шарниров и углов.
Вариант, который мы применяем, облегчит работу и укрепит книгу в областях, наиболее подверженных износу. Разница между одним и другим вариантами заключается в толщине бумаги или картона, которую нужно будем вклеить с внутренней стороны обложки для выравнивания заворотов с плоскостью сторонки.
В области корешковых заворотов шерфуем кожу практически на ноль.

Несколько раз наносим крахмальный клейстер на корешковую часть (или смесь 50% метилцеллюлозы и 50% синтетического клея), стараясь не выходить за отметки шарниров. Оставляем выкройку на некоторое время, чтобы размягчить кожу, после чего удаляем лишний клейстер листом бумаги.

Вертикально помещаем книгу на выкройку, придерживая рукой, регулируем по меткам и фиксируем корешок блока.

Помещаем книгу в тиски. Слегка приглаживаем кожу к корешку и бинтам руками, стараясь не деформировать ее.

Помещаем полоску кожи, между двумя бинтами, чтобы выкройка не двигалась, и начинаем обжимать бинты с помощью косточки (обычно я не использую шнур для этой работы). Понемногу обтягиваем бинты кожей, сначала с одной стороны, а затем с другой, чтобы они были тонкими и ровными.

Достаем книгу из пресса, наносим клейстер на одну из плоскостей кожи, удаляем излишки и приглаживаем к сторонке; затем переворачиваем книгу и делаем то же самое для другой стороны.

Работаем ладонями рук, с книгой лежащей на поверхности стола, стараемся пригладить кожу, не растягивая её (будьте осторожны с кольцами на пальцах).

Ножом для резки бумаги или тонкой косточкой, тщательно обжимаем кожу, в сделанных ранее срезах сторонок, примыкающих к корешку книги.

Осматриваем и тщательно разглаживаем косточкой возникшие складки кожи на плоскостях сторонок. Проверяем, слегка открыв книгу, что кожа хорошо обжата в срезе у шарнира. Затем позволяем книге хорошо «отдохнуть», завернув её в ткань или кожу, с легким весом сверху.

ЗАГИБКА КОЖИ

Отмечаем и обрезаем углы под 45º, оставляя припуск к углу немного шире толщины картона. Шерфуем край разреза скальпелем № 11, а затем подшерфовываем скальпелем № 13.

Загибаем кожу по частям, начиная с головки и хвоста, а затем на передке.
Нанося клейстер, проходим несколько раз по всему краю кожи, пока он не будет равномерно покрыт.

Начинаем заворачивать кожу, выравнивая и притирая косточкой её к сторонкам. Заправляем кожу с большой осторожностью между отставом и корешком, не прижимая, чтобы иметь возможность позже обработать капюшоны. Важно, чтобы не было складок.

Тщательно притираем гладилкой кожу на торцах сторонок, чтобы получить гладкие и ровные края.

С помощью косточки, обжимаем ушки у краев отстава с обеих сторон, чтобы оформить примыкание каптала к картонной сторонке. Смачиваем кожу в области корешка и, прежде чем она высохнет, чуть вытаскиваем кожу, зажав её по краям корешка, чтобы сформировать выступ. Этот небольшой выступ кожи затем образует капюшон, который будет прикрывать место примыкания каптала к отставу и защищать его. Формируя выступ, придаем ему полукруглую форму, стараясь не сделать его слишком громоздким.

Количество выступающей кожи должно быть более или менее равно толщине картонных сторонок.

Чтобы сделать капюшон, помещаем книгу в тиски, зажав её за угол.

На нити для шитья завязываем две петли, чтобы вставить пальцы и фиксируем кожу на срезах. В то же время, стеком или тонкой косточкой, формируем ушки на краях отстава, затем, используя полоску пластика или картона и косточку, формируем капюшон.

Полоску картона размещаем на том же уровне, что и край обложек; это нужно, чтобы при прижатии косточкой выступа кожи в капюшон, он был совершенно ровным и на той же высоте, что края обложек.

Как только капюшон сделан, мы кладем кусочек стекла сверху, а косточкой обрабатываем его снаружи, пока не получим идеальный прямой угол от корешка к сторонкам. Капюшон должна быть на том же уровне, что и торцы сторонок.
Закончив с этим капюшоном, делаем другой.

Толщина капюшона в центре должна быть такая же, как и по краям корешка.

Все эти операции проводятся очень аккуратно, без особого давления, стараясь не раздавить отстав корешка.

После того, как капюшоны закончены, заворачиваем кожу на передке. Обрабатываем кожу вдоль передка до углов. Соединяем скошенные края в углу, слегка наложив один поверх другого. Заделываем угол стеком или косточкой.

Разглаживаем угол косточкой. Не спешим, тщательно притираем кожу.

После окончания загибки кожи, даем книге высохнуть до следующего дня, чтобы сохранить форму ушек и капюшонов. Для этого натягиваем и завязываем нить вокруг ушек, помещаем два куска пластика или другого прочного материала, прижимая их к капюшонам и стягиваем резинкой.

Узел помещаем на обрезе книги, чтобы не продавить кожу.

Оставляем книгу в тисках до следующего дня.

УДАЛЕНИЕ ЛОЖНЫХ ФОРЗАЦЕВ

Удаляем ложные форзацы, осторожно потянув их и придерживая косточкой блок у корешкового фальца. Если бы они были вшиты, тогда нужно было перерезать нити, приклеив их на пару сантиметров к сторонке.

Удаляем остатки ложных форзацев с корешкового фальца.

ОБРЕЗКА ЗАВОРОТОВ

Теперь приступаем к разметке и обрезке заворотов кожи на внутренней стороне крышки. Замеряем величину кантов у закрытой книги и увеличиваем ее на 3 мм, откладываем полученную меру циркулем по всему периметру крышки, отмечаем стеком и обрезаем.

Тщательно удаляем лишнюю кожу.

Также отмечаем такое же расстояние на сторонке у шарнира и рисуем линию, параллельную корешку, которая будет служить границей для шарнирного клапана.

Рисуем угол 45º от конца линии до края угла крышки и с помощью скальпеля, делаем скошенный срез кожи на ноль.

ВКЛЕЙКА ШАРНИРНОГО КЛАПАНА.    

Вырезаем две полосы кожи из той, что использовалась для покрытия книги, и поскольку мы собираемся после вклейки их вручную обрезать, для удобства делаем полосы шириной 3 см и чуть длиннее высоты сторонки. Рисуем линию через центр полосы.

Кожаные полосы имеют ту же толщину, что и на заворотах книги, в данном случае 0,6 мм. Теперь отшерфуем одну сторону, которая будет приклеиваться к фальцу на 5 мм по форзацу. Делаем это вручную или машинкой.

Чтобы выкроить шарнирный клапан из кожи, создаём шаблон на бумаге, на котором будем отмечать высоту шарнира по внутренней стороне обложки.

Выравниваем шаблон размеченным краем по центральной линии на полоске кожи и с помощью линейки обрезаем прямо по разметке на шаблоне.

Шерфуем края кожи, которые будут приклеены на спущенные углы заворотов.

Сторонка имеет тенденцию подниматься больше в центре книги. Плоской частью молотка на подложке аккуратно выравниваем шарнир по высоте.

Осторожно вклеиваем клапан в шарнир книги. Клеим кожу на корешковый край сторонки. Сначала совмещаем оба угла клапана с заворотами, а затем постепенно выравниваем кожу по границе, размеченной на сторонке, так как кожа имеет тенденцию увеличиваться при нанесении клея.

Закончив приклейку клапана на сторонке, обрезаем лишние концы кожи. Клапан должен полностью закрывать корешковый фальц.

С помощью косточки заводим кожу в шарнир, а затем обжимаем клапан пальцами через бумагу вдоль линии шарнира.

Приглаживаем кожу к краям головки.

Отрезаем ножницами концы клапана вдоль по линии форзаца и от края каптала сверху вниз, чтобы оставшаяся часть кожи могла покрывать концы форзацев.

Позволяем открытой книге сушиться один час. Затем закрываем крышку, аккуратно проверяя, что сторонка хорошо двигается, а клапан встал правильно. Если он встал неправильно, увлажняем его и пытаемся поправить ситуацию.

Оставляем под грузом на несколько часов и приступаем к другому шарниру.

ВЫРАВНИВАНИЕ И НАКЛЕЙКА ФОРЗАЦЕВ

Можем монтировать форзацы из замши, кожи, ткани и т.п., так как мы не шерфовали завороты и у нас есть место для них. Эта книга будет иметь бумажные форзацы, поэтому нам придётся заранее выровнять заднюю поверхность крышки. Заполните окаймленную кожей поверхность, картоном той же толщины, что и завороты (0,6 мм). Вклеиваем на синтетический клей. Делаем измерения, вырезаем и вклеиваем вставку, принимая во внимание при измерении, что при нанесении клея на картон он всегда немного увеличится в направлении поперек волокон.

Теперь отмеряем циркулем размер кантов для разметки форзацев. Измеряем кант, закрыв книгу, и увеличиваем этот размер на 2 мм. Передаем эту меру циркулем по всему периметру крышки и отмечаем положение форзаца.

Выбираем бумагу для форзацев. Размечаем по отметкам с учетом того, что бумага будет увеличиваться поперек направления волокон, вырезаем и приклеиваем на клейстер.

С помощью косточки, хорошо притираем форзац на сторонку через лист бумаги, который нужен чтобы форзац не приобретал излишний блеск. Можем использовать тефлоновую гладилку, в этом случае нам не нужен лист бумаги.

Оставляем форзац сушиться с грузом сверху.

Проделываем ту же работу с другой сторонкой. После этого сушим под грузом до следующего дня с картонками под крышками.

СВОБОДНЫЕ ФОРЗАЦЫ

Отмечаем свободный лист форзаца по размеру чуть больше листов блока.

На шерфованный край шарнирного клапана, который приклеен к белому форзацу, наклеим цветной форзац. Наносим клейстер на всю белую основу форзаца, за исключением одного сантиметра возле шарнира. На цветной форзац наносим клейстер только на сантиметровый край, который будет прикрывать клапан, выравниваем его по шарниру и склеиваем с белой основой.

Помещаем книгу в пресс, вставляя на несколько секунд между форзацами лист фильтровальной бумаги. Выполняем ту же операцию с другой стороной.

Позволяем книге в течение часа сушиться под грузом, со вставленными картонками между форзацами.
Обрезаем свободные листы форзацев.

После часа сушки меняем картонки на сухие и оставляем книгу под грузом до следующего дня.

ПРАВКА КАПЮШОНОВ И СУШКА

Увлажняем капюшоны кистью, вставляем нить в срезы шарнира и выполняем те же операции, которые делали при формировании ушек и капюшона. Снова даем капюшонам высохнуть между кусочками пластика в течение нескольких часов.

Вставляем до упора в шарнир картонки между форзацами.

Помещаем книгу с картонками в пресс между досками и замшей минимум на 24 часа.

Достаем книгу из пресса. Очищаем всю кожу хорошо отжатой натуральной губкой..

Оставляем книгу со вставленными картонками под небольшим грузом еще на несколько дней, потому что книге требуется много времени, чтобы высохнуть полностью.

Полный мастер-класс в виде pdf-файла можно скачать из нашей библиотеки

Переплет архивных документов – управление персоналом

Автор: М.М. Сичкарева

Как известно, одним из требований к оформлению архивных дел длительного и постоянного сроков хранения является переплет.1 Не все организации располагают необходимым оборудованием и материалами для переплетных работ. Чаще всего такие работы выполняют типографии.

Более подробные требования к переплету изложены в ГОСТе 17914-72 Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размер, технические требования. Этот ГОСТ действует и в настоящее время. Одним из требований ГОСТа является – картон толщиной от 0,35 до 1,50 мм. Корешок обложки шириной 40 мм должен быть гибким. Дела длительного срока хранения лучше всего переплетать в твердую картонную обложку с нанесением содержимого титульного листа на лицевую сторону обложки. Твердая обложка может быть из картона и использоваться для дел по личному составу, а может быть из бумвинила. Обложку из бумвинила можно использовать для приказов и распоряжений, и, например, сделать ее красного цвета, а также для договоров и соглашений, например, зеленого или синего цвета. На корешок таких дел наносится контрастное тиснение с номером дела. Подобное разделение дел по цвету и типу обложки удобно для использования и поиска документов в архиве. Такое оформление требуется только для дел с длительным сроком хранения. Бухгалтерские документы можно переплетать и в мягкую обложку на 4 прокола, используя специальные настольные аппараты, такие как прошивочно-переплетный комплекс, приспособление для ручной сшивки документов, настольное устройство для прошивки документов. В зависимости от функций и типа устройства его цена варьируется от 4000 до 10 000 рублей.

Если вашей организации еще ни разу не приходилось отдавать документы для переплетения в типографию, разузнайте, какие типографии занимаются переплетом архивных дел в вашем населенном пункте. Можно попросить менеджера типографии подъехать к вам (или выслать фотографии) и показать примеры выполненных аналогичных работ, чтобы понимать, как это будет выглядеть «на выходе». Выбрав несколько типографий, попросите их выслать вам прейскуранты, либо сделать расчет стоимости работ по вашему техническому заданию, который оформите приложением к договору. И выберите наиболее подходящую вам цену.

Предварительно все дела должны быть подготовлены для переплета, а именно:

  1. Дела должны быть сформированы по 250 листов, либо толщиной не более 4 см.

  2. В деле не должно быть скрепок, скобок и других посторонних скрепляющих предметов.

  3. Листы в деле должны быть пронумерованы, составлены лист-заверитель и титульный лист.

  4. Дело должно быть помещено в картонную папку-скоросшиватель на завязках (это облегчит вес документов при транспортировке, а также исключит возможное повреждение документов при извлечении из других папок-скоросшивателей на железном зажиме).

  5. На дела должна быть составлена опись.

  6. И последнее – необходимо составить акт приема-передачи дел в типографию.

После того как определились с типографией и привели дела в порядок, стоит приступить к составлению договора на переплет архивных дел. Можно попросить в типографии их типовой договор и узнать, какие моменты для компании-подрядчика являются существенными, кроме тех, что требует закон. Например, типография может не осуществлять доставку дел от заказчика в цех на выполнение работ, тогда придется искать транспорт и грузчиков. Поэтому, если для вашей компании этот момент существенный и компания не обладает ресурсами для доставки, то при выборе типографии уточняйте, за чей счет производится доставка от места до места.

При составлении договора необходимо исходить из его юридической сущности: по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.2

Для любого договора есть ряд существенных условий, от которых нельзя отказаться. К ним относятся:

  • предмет договора;

  • сроки выполнения работ;

  • цена работ.

Предмет договора подряда:

  • договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику; *Организация передает документы для переплетных работ, несмотря на то, что вещь не претерпевает существенных изменений, результатом работы будет являться обработанный внешний вид.

  • работа выполняется иждивением подрядчика – из его материалов, его силами и средствами.

* Подрядчик выполняет работы из своего материала (картон, бумвинил), на своем оборудовании, осуществляет доставку и пр.

Сроки выполнения работ.

  1. В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

  2. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

  3. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

В договоре обязательно указывается цена работы.

Цена работы складывается из расчета подрядчиком затрат на выполнение работ, либо из прейскуранта цен.

* Например:

  1. Переплет документов по основной деятельности – за 1 ед. хр. 197 руб. (НДС не облагается) и тиснения, стоимость которого зависит от количества знаков. (Стоимость изготовления клише для тиснения – 6,5 руб. (НДС не облагается) за 1 знак; стоимость нанесения тиснения 1 надписи на лицевой стороне или корешке – 10,5 руб. (НДС не облагается).

  2. Переплет лицевых счетов за 1 ед. хр. без тиснения и без печати 147,00 руб. (НДС не облагается).

  3. Переплет документов по личному составу за 1 ед. хр. без тиснения с печатью на обложке в 1 цвет 156 руб. (НДС не облагается).

Следует быть внимательными при составлении раздела о цене работы.

  1. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Поэтому делайте акцент в договоре на том, что цена работ является окончательной.

  2. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

  3. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

  4. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

  5. При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.3

Порядок расчетов

1. Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.

2. Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

Сдача работы и прием выполненных работ.

При передаче документов для переплетных работ необходимо составить акт приема-передачи с полным перечнем передаваемых дел. В акте необходимо указать все особенности дел, если таковые имеются, в разделе «примечание», там же можно указать и цвет обложки. По окончании работ составить также акт приема-передачи с полным перечнем документов и обязательно просмотром каждого дела на предмет соответствия заявленным требованиям к оформлению дел. Прием работы не должен быть формальным, т. к. в случае обнаружения недостатков, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

  1. Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

  2. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

  3. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

  4. Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.4

….

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НОМЕРА ДОСТУПЕН ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ПОДПИСЧИКАМ (для получения полного номера зарегистрируйтесь у нас на сайте).

© КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯ – [email protected]

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. продолжение. | журнал ярмарки мастеров

Доброго времени суток! По Вашим просьбам сделала продолжение МК по созданию книг и блокнотов. Делать состаренные листики мы уже умеем, осталось научиться шить переплёт и делать обложку.

Для того, чтобы сшить переплёт нам потребуется – та самая стопочка красивых, состаренных листиков, которые мы сложили вдвое по пять листочков, а так же капроновая нить, игла с большим ушком, два небольших отрезка марли или любой неплотной ткани,надфиль, клей Момент Кристалл, и канцелярские зажимы. Для обложки – ткань на Ваш вкус (лучше не скользящую, я использую хлопок), картон плотный, можно переплёточный, но я использую гофрированный, двухсторонняя клейкая лента, отрезок флиса, клей карандаш лучше Пилот, а так же скрап бумага для того, чтобы сделать форзацы. Вроде бы всё, ниже всё опишу подробнее.

И так, поехали))

вот она наша стопочка:Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 1

зажимаем листы между двух плотных картонок канцелярскими зажимами, предварительно сделав разметку на кортонках для пропиливания отверстий:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 2

затем с помощью надфиля пропиливаем отверстия, глубина которых приблизительно1-1,5 мм:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 3

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 4

снимаем зажимы:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 5

готовимся сшивать листы между собой:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 6

не забываем про два отрезка неплотной ткани, которые сделают наш переплёт прочным и надёжным, и так наступает самая ответственная работа:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 7

прошиваем первую партию листиков, оставляя хвостик от нитки, чтобы затем закрепит верхнюю и нижнюю части листов между собой:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 8

затем приходит очпредь второй партии листочков:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 9

в местах, где мы положили ткань переплетаем нити между собой следующим образом:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 10

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 11

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 12

затем плотнее подтягиваем нити и завязываем оставшийся хвостик с основной нитью:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 13

затем добавляем третью партию листиков, прошиваем их аналогичным образом и в конце делаем узелок, продевая нить между первой и второй партией листочков:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 14

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 15

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 16

в конечном итоге, прошив все имеющиеся листики получается вот такая красота:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 17

снова зажимаем наш блок зажимами:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 18

и проклеиваем корешок Кристаллом:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 19

клей обязательно промазываем по всему корешку кусочком бумаги или картона, чтобы он попал во все щелочки:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 20

по бокам корешка приклеим на тот же Кристалл отрезки тесьмы для имитации каптала:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 21

вот так он будет смотреться:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 22

следующий этап-это обложка, вырезаем из картона три детали, передняя и задняя части обложки должны быть больше размера листов книги на 0,5-1 см и обязательно нужно измерить толщину корешка:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 23

для того, чтобы обложка получилась мягкой и приятной на ощупь вырежем деталь из флиса по размеру деталей обложки и закрепим их к флису с помощью двухсторонней клейкой ленты:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 24

затем обклеим нашу заготовку тканью, я сшивала обложку из трёх кусков тканей, но можно сделать и одним цветом, всё зависит от Вашей фантазии, главное не забывать, что ткань должная быть больше самой заготовки на 3-4 см с каждой стороны:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 25

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 26

получается вот такая обложка:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 27

в моей книге будет закладка из необработанной льняной нити, её мы приклеиваем к внутренней части корешка у обложки:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 28

ещё пока не приклеены форзацы, я пришиваю к задней части обложки резинку с помощью которой книга будет плотно закрываться:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 29

затем вырезаем из неплотного картона два одинаковых квадратика и приклеиваем к верхним листам, с двух сторон нашего блока:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 30

теперь приступаем к склеиванию обложки и блока с помощью форзацев, которые должны быть на пару мм больше самих листов:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 31

сначала приклеиваем форзацы к листам книги, а на форзац приклеиваем ткань от корешка и картонку, которую мы приклеивали шагом раньше:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 32

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 33

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 34

и завершающим этапом приклеим форзац к обложке, после чего плотно закроем книгу:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 35

вот то, что у нас получилось:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 36

по моему здорово)

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 37

и корешок красиво смотрится:

Создание переплёта и обложки для книг и блокнотов. Продолжение., фото № 38

старалась объяснять как можно понятнее и подробнее, если будут вопросы задавайте, с радостью отвечу, надеюсь МК пригодится, всем спасибо за внимание)