История создания бумаги. Производство бумаги

Что из себя представляет технология производства бумажной продукции

Для производства санитарно-гигиенических изделий есть два основных источника сырья: целлюлоза (первичное сырье) и макулатура. Принципиально они отличаются только тем, что использование макулатуры требует предварительной стадии очистки и подготовки материала.

В частности, из макулатуры удаляются все ненужные вещества, а бумажное волокно, которое содержится в макулатуре, переводится в суспензию и дальше идет на переработку. Целлюлоза же является чистым продуктом, то есть она не содержит дополнительных примесей и не требует дополнительной очистки.

На следующем этапе удаляются наполнители, например мел, который присутствует в бумаге. Самым сложным этапом является отделение печатной краски. Сейчас качество печати очень высокое, и просто погружение в воду не избавляет бумагу от краски. Поэтому есть специальные методы очистки — например, можно использовать поверхностно-активные вещества, которые обхватывают частички краски и поднимают их на поверхность, после чего их можно снять специальным скребком.

Далее будущая бумага отбеливается. Облагораживание бумажной массы, как правило, происходит в основном за счет физических процессов, но есть и химическая стадия отбелки, например, если необходим высокобелый сорт бумаги с белизной больше 75 процентов. СТГ для этих целей использует пероксид водорода.

Затем волокно помещается в бумагоделательную машину — основной с точки зрения и технологии, и финансовых вложений инструмент для производства бумаги. Здесь формируется будущее бумажное полотно из взвеси волокна в воде, из которого удаляется вся лишняя влага.

Так как туалетная бумага очень тонкая (на СТГ, например, один слой может весить всего 15 грамм), это непростой процесс, ведь она должна быть достаточно прочной, чтобы не порваться в процессе сушки и дальнейшей намотки. Во всем мире используется технология crescent former: влажная масса поступает в огромный металлический цилиндр («янки»), разогретый паром или газом, где бумажная масса нагревается до 500 °C.

На раскаленных стенках цилиндра буквально за секунды бумажная масса высыхает. Очень важно, чтобы этот процесс происходил быстро, поскольку скорость современных бумагоделательных машин превышает 2000 метров в минуту, соответственно, бумага должна успевать высохнуть за такое короткое время.

Важную роль играет процесс высокоградусного крепирования бумаги, которое мы упоминали ранее. Несмотря на то что данная технология уже успела себя зарекомендовать годами ее существования и успешного применения, используют крепирование далеко не все производители, в том числе поэтому бумажные изделия могут сильно различаться по качеству и цене.

Крепирование заключаются в изменении структуры бумаги с приданием ее поверхности малозаметных складок. При этом бумага приобретает повышенное удлинение при ее растяжении, то есть способность растягиваться под сильной нагрузкой без разрыва, становиться мягче, впитывает больше влаги.

После сушки бумага наматывается на большие рулоны, которые называются jumbo roll, и далее поступает на линию конвертинга. В зависимости от того, сколько слоев мы хотим получить, эти рулоны устанавливаются на раскаты, разматываются, объединяются в несколько слоев и затем соединяются в общий слой.

С помощью металлических валов на бумагу наносится декоративное тиснение. Оно нужно для двух целей: во-первых, для придания эстетических свойств бумаге, во-вторых, для того, чтобы сделать ее пышнее и мягче. Воздействие на структуру бумажного волокна помогает придать бумаге желаемые свойства.

Дальше слои скрепляются с помощью минимального количества клея. Этот клей — производное целлюлозы и очень напоминает используемый в кондитерских изделиях. После скрепления наматываются логи — рулоны длиной до 30 конечных изделий, которые дальше разрежут. Дальше заготовленная туалетная бумага идет на упаковку.

Альтернатива бумаге

Вместе с учением буддизма из Китая происходило распространение книг на тесно контактирующие с ним Корею и Японию, соответственно, они перенимали и опыт в бумажного производства. Также изготовление бумаги и технологию ее создания освоили соседние страны Средней Азии и Ближнего Востока. Но на европейский континент бумага попала только после завоевания арабами Испании.

Естественно, до ее распространения использовались альтернативные материалы для записи текстов. Еще с античных времен дорогой папирус заменяли пергаментом и восковыми табличками.

Последние представляли собой деревянные пластинки, на которые тонким слоем наносили воск. Инструмент для письма представлял собой твердую металлическую палочку, одна сторона которой была заострена для нанесения букв, а второй, плоской, происходило соскабливание, после чего текст можно было писать заново. Данный способ широко применялся для обучения письменности и создания записей временного характера вплоть до Средних веков.

Для более долговременного применения использовался пергамент из шкур животных особой выделки. В кожевенном производстве кожу овец или коз замачивали в щелоке, размягчали и спрессовывали. Основное преимущество пергамента было в том, что он позволял писать на нем с двух сторон. Поэтому первые европейские книги были сделаны именно из него.

В древней Руси использовалась березовая береста. Но, к сожалению, до наших дней дошло только небольшое число грамот, написанных на ней.

Биография и образ берлина

Берлин — герой, который умудряется одновременно вызывать у зрителя восторг и отвращение. Он относится к окружающим свысока и не чужд мании величия, но только внутри монетного двора становится понятно, что мужчина — полнейший социопат, который в последнюю очередь будет руководствоваться моральными принципами.

Берлин и Палермо
Берлин и Палермо (кадр из сериала «Бумажный дом»)

В 1-м сезоне Берлин оказывается руководителем операции внутри здания, в то время как Профессор решает проблемы за его пределами. Когда у команды прерывается связь с мозговым центром, Берлин берет на себя принятие важных решений, которые другим членам банды кажутся сомнительными. Но авторитарный герой не терпит непослушания и требует избавляться от неудобных людей — от заложников до подельников.

Персонаж считается самовлюбленным и высокомерным, он саркастично шутит в адрес приятелей, не без удовольствия издевается над заложниками, а одну из них склоняет к сексуальной связи.

Как подобает нарциссу, он дотошно внимателен к внешнему виду: вне ограбления предпочитает одеваться в элегантные костюмы и белые рубашки. Несмотря на сложный характер, преступник всегда пользовался вниманием у женщин и 5 раз был женат. При этом намекается на бисексуальность персонажа, который в прошлом имел дружеские и, возможно, романтические отношения с Палермо — героем, присоединившимся к банде с 3-го сезона.

Взгляд в прошлое

Древние изображения животных и охоты на них, сделанные первобытными племенами, можно встретить на стенах пещер. Первая дошедшая до нас египетская письменность тоже гравировалась на каменных плитах. Они были тяжелы, и работа с ними требовала определенной сноровки от мастера.

В Междуречье придумали более удобный материал для записи. Шумеры использовали глиняные таблички для своей клинописи. Это был достаточно удобный способ: по мягкой глине удобно писать, высохшие таблички были относительно легки. Но они были достаточно хрупкими.

Но древние египтяне в третьем тысячелетии до нашей эры придумали папирус, который по праву можно считать предшественником бумаги. Его изготавливали из одноименного растения, произрастающего у берегов Нила. Для непосредственного производства использовалась внутренняя волокнистая часть, которую отделяли от стебля.

Отделенные слои волокна накладывали поперечно относительно друг друга и помещали под пресс. В качестве связующего материала выступали как сам сок растения и мутная нильская вода, богатая иловыми отложениями и тиной, так и размягченный хлебный мякиш.

Для чего нужна бумага

В современном мире мы используем изделия из бумаги в своем ежедневном обиходе, порой даже не задумываясь об этом. Мы встречаем ее дома и на работе. Она используется для рекламы, на ней печатаются чеки за купленные товары, и, в конце концов, чаще мы расплачиваемся за покупки бумажными банкнотами.

История бумаги первоначально предполагала использовать ее для сохранения и передачи знаний. Сейчас эта роль отдана книгам, брошюрам, газетам и прочей печатной продукции информационного характера.

В оформительских целях бумага используется для производства настенных обоев, печати фотографий и в качестве основы для картин и гравюр.

Как материал для упаковки используется бумажный картон. Из него изготавливают как огромные коробки для транспортировки товаров, так и небольшие пакетики с соком или молоком.

Бумага с водяными знаками и прочими степенями защиты используется для важных документов, которые предусмотрены в единственном экземпляре: паспорта, свидетельства о регистрации, лицензии и прочее. Производство бумаги по подобным технологиям используется и для изготовления денежных знаков.

Бумага в виде ленты используется для снятия показателей измерительных приборов в медицине и науке. Особенно это характерно для техники, которая не предназначена для работы с цифровыми носителями.

История создания персонажа

Первый эпизод «Бумажного дома» испанский зритель увидел весной 2022 года. Тогда сериал еще выходил на канале Antena 3, но высокие рейтинги вскоре обратили на себя внимание американской стриминговой платформы «Нетфликс», которая не только обеспечила проекту международный прокат, но и профинансировала съемки 3-го и 4-го сезона.

Автором идеи оказался режиссер и продюсер Алекс Пина, которого испанская публика знает как создателя максимально захватывающих и напряженных сюжетов. В его сериалах кипят нешуточные испанские страсти, а сценарии становятся настолько остросюжетными, что балансируют на грани правдоподобности, но итоговый продукт примагничивает зрителя к экрану так, что не оторваться.

Берлин и Профессор
Берлин и Профессор (кадр из сериала «Бумажный дом»)

Таким вышел и «Бумажный дом» — история о том, как группа опытных преступников проникает в Королевский монетный двор, чтобы вынести оттуда миллиарды евро. Чтобы куш был максимально большим, грабители решили не просто очистить запасы хранилища, но и выдержать внутри здания 11-дневную осаду, во время которой печатались бы тонны новых и новых банкнот.

До мельчайших деталей ограбление продумал Профессор — криминальный гений, способный планировать и реализовывать сложнейшие схемы действия. Персонаж не только разбирается в устройстве подземных коммуникаций и систем безопасности зданий, но и знает тактику ведения переговоров, а потому без труда водит за нос полицию. Профессор не собирается воровать деньги собственными руками, это за него делает идеально подобранная команда.

За полгода до ограбления Профессор собирает под одной крышей разномастную компанию преступников, которых посвящает в детали плана и готовит к нападению на монетный двор. Главным условием операции становится анонимность, а потому участникам запрещено устанавливать личные связи и называть друг друга по именам.

Все они получают звучные прозвища. Например, решительная налетчица, которая несмотря на молодой возраст успела провернуть 15 удачных ограблений, назвалась Токио. Юный компьютерный гений, который из-за влюбленности в нее решился нарушить все правила, получил кодовое имя Рио.

Под прозвищем Найроби действовала фальшивомонетчица — грубоватая хохотушка с доброй душой. Москвой назвали бывшего шахтера, который ради решения финансовых проблем переквалифицировался во взломщика. Его сын Денвер, как оказалось, под маской гопника скрывал сердце глубокого романтика.

Берлин и Найроби
Берлин и Найроби (кадр из сериала «Бумажный дом»)

Осло и Хельсинки не привыкли много болтать, зато быстрее других устраняли проблемы, взяв в руки оружие, а то и просто пустив в ход здоровенные кулаки. Пожалуй, самой сложной и многогранной личностью в этой компании стал Берлин, чья криминальная биография включала 27 ограблений ювелирных магазинов и аукционных домов.

Команда из разномастных преступников дерзко и неожиданно проникла в монетный двор, скрыв себя под красными комбинезонами и масками Сальвадора Дали. Чтобы смешаться с многочисленными заложниками, они заставили тех одеться в такие же костюмы.

Пока Профессор из автономного укрытия вел переговоры с полицией, грабители занимались изготовлением денег, устройством подкопа и решением внезапных проблем с заложниками, временами ставили исполнение плана под угрозу.

В итоге преступникам удалось выбраться из стен Королевского монетного двора, прихватив € 2,4 млрд, однако без кадровых потерь не обошлось.

Как целлюлозу превращают в бумажные изделия

Целлюлоза содержится в клеточных стенках растений и широко используется человеком для различных целей. Древесную целлюлозу используют для производства различной бумаги, пластмасс, пленок и так далее. В частности, целлюлоза — основной компонент современной туалетной бумаги и бумажных полотенец.

Для получения целлюлозы большинству производителей приходится использовать древесину — деревья срубаются, из заготовленных бревен получается древесная щепа, необходимая для получения целлюлозного волокна, из которого формируется бумага. С целью сохранения лесов следует отдавать предпочтение производителям бумаги, которые прошли сертификацию Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council, FSC).

На производстве в течение нескольких часов древесная щепа варится вместе со специальными веществами, это необходимо для отделения целлюлозы от лигнина — целого класса органических полимеров, содержащихся в древесине. Полученная целлюлоза имеет коричневый цвет — для некоторых целей, например для производства картона, подходит и такая.

Однако для получения бумаги для печати или санитарно-гигиенических изделий целлюлозу необходимо отбелить. После волокно распускают в большом объеме воды и формируют бумажное полотно — взвесь волокна в воде прессуется и сушится. С помощью специальных скребков бумага удаляется из барабанов, на которых она сохла.

Каким получился 5 сезон «бумажного дома»

Кадр из 5 сезона сериала «Бумажный дом» / Netflix

Финальный сезон «Бумажного дома» можно описать одним словом – взрывной. В 10-серийный БУМ влилось все, что делает «Бумажный дом» одним из лучших среди киноограблений. Профессор заигрывает со зрителями и полковником Тамайо хитрыми приемами. Все герои без исключения выдают мощные эмоциональные перформансы и раскрывают свои противоречивые характеры. Страсти накаляются и бушуют, подводя зрителей к финальному катарсису.

Проблема с логикой, проходящая через весь сериал, в финальном сезоне никуда не исчезла. План Профессора зачастую опирается только на удачу. Герои грешат импульсивными действиями и не всегда поступают разумно. Однако авторы во главе с шоураннером Алексом Пиной выставляют проблему за преимущество – через реплики героев смеются над нелепостью некоторых событий и представляют судьбу как полноценного персонажа.

5 сезон «Бумажного дома» завершает крепкую историю мощными аккордами. Лиричные сцены-отсылки сделали прощание с любимым сериалом горько-сладким. От хорового исполнения гимна шоу «Bella Ciao» можно прослезиться. А эпизод уединения Денвера/ Даниэля Рамоса (Хайме Лорэнте)

Новые разработки

В сфере изготовления бумажной упаковки и
производства бумаги на местах (значительная
часть которой будет предназначена именно
для упаковки) на первый план будут
выступать ноу-хау. Примером могут послужить
недавние разработки, которые окажут
существенное влияние на рост бумажного
производства.

Речь идет о новых материалах —
это Condebelt (изначально разработанный как
материал, обладающий свойствами быстрого
высыхания, но теперь применяемый для
изменения характеристик внутренних
перегородок рулонного картона) и микрогофр
(легкий гофрированный материал из особого
сорта бумаги). Подобные новшества будут
поддерживать высокий уровень
конкурентоспособности бумаги как
упаковочного материала.

Возможность производства упаковочных и
гигиенических продуктов из отходов
целлюлозы обещает серьезную выгоду.
Новейшие достижения в процессе сухой
формовки также должны способствовать
появлению перспективных разработок,
особенно в географических районах, не
являющихся традиционными производителями
бумаги.

Бумажные гигиенические изделия сейчас
вне конкуренции. На горизонте пока не видно
заменителей им, и промышленность
рассчитывает на дальнейшее
распространение этих продуктов в
развивающемся мире. Можно ожидать
совершенствования существующих изделий и
появления новых (таких как одноразовые
салфетки).

Опыт развития экономики
подсказывает, что оборудование,
используемое для производства писчей
бумаги, может быть перепрофилировано на
изготовление новых продуктов, которые
ворвутся в новый мир, где бумага конечно
останется, но в другом качестве.

О преимуществах продукции из вторсырья

Применение вторсырья в отрасли изготовления бумажной продукции в первую очередь направлено на сохранение лесов. Для производства бумаги не спиливается дерево, а волокно берется из отходов уже использованной когда-то бумаги. Соответственно, каждая тонна произведенной продукции из вторсырья экономит определенное количество древесины.

Второй очень важный аспект — помимо того что для производства бумаги из дерева необходимо его спилить, надо также из древесины выделить целлюлозу. Целлюлоза производится на целлюлозно-бумажных комбинатах, которые оказывают значительное воздействие на окружающую среду в виде сброса сточных вод, выбросов в атмосферу, отходов производства. Соответственно, при производстве бумаги из вторсырья целлюлозно-бумажные комбинаты из этой цепочки исключаются.

Третий немаловажный аспект — бумажные отходы, которые образуются в хозяйстве, не вывозятся на полигон, а возвращаются в оборот. Бумажных отходов в России образуется порядка 7 миллионов тонн в год, это очень большие цифры, поэтому все, что возвращается в оборот, снижает и без того высокую нагрузку на полигоны.

Вторсырье на фабрики чаще всего поступает из крупных макулатурных баз, объемы переработки которых — минимум 500 тонн макулатуры в месяц. В качестве

макулатуры

, пригодной для вторичной переработки, подходят почти все бумажные изделия, за редким исключением, — например, не подойдет гофрокартон, для его производства используется целлюлозное волокно, обладающее другими свойствами. Книги, брошюры, блокноты, офисная бумага — все это подходит. Сейчас даже проводятся опытные испытания волокна, выделяемого из Tetra Pak®, с перспективой вовлечения его в оборот.

Александр Борков, руководитель отдела экологии и охраны окружающей среды СТГ

Поделиться

Для производства бумажной продукции используется много воды. Однако важен не столько объем воды, которая требуется для производства, сколько объем и качество возвращаемой в окружающую среду. Для обработки макулатуры требуется на 30–40 процентов воды больше, чем для обработки целлюлозного волокна. Исходя из этого объем сточной воды тоже увеличивается.

Чтобы снизить нагрузку на окружающую среду на площадках СТГ, вода проходит тщательную очистку. На площадке в Сыктывкаре сточная вода направляется на очистные сооружения централизованных сетей, которые очищают весь город. Вторая площадка находится в поселке Семибратово Ростовского района Ярославской области.

Александр Борков делится тем, что на этой площадке пришлось самостоятельно устанавливать собственные очистные сооружения, причем на них помимо классических технологий (очистка с помощью активного ила) использованы и передовые технологии, которые на территории России пока не распространены.

Используется очистка в четыре ступени: сначала с помощью флотатора из сточной воды удаляются взвешенные вещества. Далее происходит очистка в биореакторе, которая снимает до 70 процентов загрязнений. После этого сточные воды проходят через аэротенки. Разделение образовавшейся в аэротенках водно-иловой смеси происходит на установке микрофлотации, после чего вода направляется на доочистку в сорбционные фильтры.

Александр Борков рассказывает, что совсем безотходных производств не бывает. Первый вид отходов на СТГ — технические отходы производства бумаги, брак продукции, обрезки от рулонов. Такие отходы распускаются на волокно и используются повторно. При переработке макулатуры образуется бумажный шлам (смесь волокна и неорганических соединений, которая по своим качествам не подходит для производства бумажной продукции), его отправляют на керамический завод в Ярославле, который использует его в качестве добавки при производстве кирпичей.

Конечно, также есть отходы, типичные для всех видов предприятий, — упаковочная пленка, доски, поддоны. Эти отходы сдаются в специализированные организации в основном для вторичного использования и переработки. На полигон отправляют только твердые коммунальные отходы.

У СТГ накоплен большой опыт успешного внедрения современных передовых технологий в области производства санитарно-гигиенической бумажной продукции. СТГ охотно делится своими разработками, регулярно приглашает посетить производство представителей других организаций из отрасли, а те, в свою очередь, смотрят на работу, перенимают опыт.

Не стоит забывать, что ответственность за сохранность окружающей среды лежит не только на производителях, но и на потребителях. Пока есть спрос на бумагу из первичного сырья — ее производят, что приводит к дополнительной вырубке лесов. При этом на сегодняшний день бумага из переработанных материалов практически не уступает по качеству той, что сделана из древесной целлюлозы.

Кроме того, отдавая предпочтение многослойной бумаге, следует использовать ее соизмеримо количеству слоев. Также важно учитывать назначение бумажного изделия: с виду похожие друг на друга туалетная бумага и бумажные полотенца изготовлены для разных целей, в силу чего наделены производителями совершенно разными свойствами, о которых надо помнить при их использовании.

Кьяра Макиевская

Предшественники современной бумаги

История создания бумаги в ее современном виде не существовала вплоть до 18 века. Отличались технологии ее производства в зависимости от используемого материала, будь то тряпье или древесина.

Попытки использовать непосредственно волокна древесины не давали существенного результата. Хотя в Китае с успехом применялся бамбук еще в конце первого тысячелетия нашей эры.

Преимущественным сырьем для книжной бумаги служила старая макулатура и изношенная одежда из холщовых тканей. Вот на газеты шел более дешевый материал, например, солома. Дошло до того, что возникал их дефицит, некоторые страны даже вводили запрет на вывоз тряпья.

Измельченное сырье помещалось в большой чан с водой, после чего тщательно перемешивалась до состояния взвеси, когда частицы размещались в смеси более-менее однородно. Первоначально использовался ручной труд, а работа черпальщика была очень уважаема. Он следил, чтобы полуфабрикат достигал требуемого состояния, после чего выкладывал кашицу на специальное сито.

Чуть позже появились мельницы, водяное колесо которых приводило в движение вал. Его механическая энергия передавалась на измельчение сырья для бумажной массы. Каждая мельница для обозначения эксклюзивности своего производства использовала оттиск или водяной знак.

Из Испании бумажное дело перекочевало в другие европейские страны. Итальянские мастера научились экспериментировать с химическими реактивами. Бумага белая получалась при обесцвечивании хлором, а использование органического клея из сваренных костей животных позволило не впитывать чернила.

В допетровскую эпоху наша страна закупала бумагу из Франции и Италии, и только в 1714 году заложили первую водяную мельницу для механизации производственного процесса. Но, несмотря на некоторое отставание Европы от Азии, именно там придумали способ создания гербовой бумаги с водяными знаками, которой не было ни у китайцев, ни у арабов.

Прочная и хрупкая: как туалетная бумага одновременно хорошо впитывает влагу и распускается в воде

Бумага впитывает влагу, потому что по своей структуре она капиллярно-пористая. В данном случае поры представляют собой небольшое пространство внутри бумаги между ее волокнами. Впитываемость бумаги зависит от количества этих пор: чем их больше, тем бумага лучше впитывает влагу.

Интересно, что количество пор не зависит от сырья — первичного или вторичного. Количество пор и впитываемость бумаги зависят от технологического процесса — вышеописанного крепирования, которым пренебрегают в случае производства недорогой бумаги низкого качества.

Если бумага соответствует ГОСТу, вы не почувствуете разницу и в ее свойствах вне зависимости от сырья, из которого она была изготовлена. В соответствии с принятыми стандартами туалетная бумага должно впитывать 0,1 миллилитра воды не дольше чем за 5 секунд. Кроме того, подвешенные полоски бумаги должны вбирать в себя воду на высоту не менее 35 миллиметров.

Еще одно важное свойство туалетной бумаги — ее распускаемость в воде. С одной стороны, бумага должна быть достаточно прочной и способной быстро впитать влагу, с другой — в воде она должна легко и быстро распускаться на волокна, чтобы не засорять канализационные трубы.

Александр Каган отмечает, что для производства бумажных полотенец используется не та же самая бумага — она толстая и очень влагопрочная, так как у полотенца в бытовых условиях принципиально другое назначение: оно должно хорошо впитывать влагу и не рассыпаться в руках.

Чтобы в этом убедиться, вы можете самостоятельно провести дома простой тест на распускаемость бумажных изделий. Возьмите лист туалетной бумаги и лист бумажного полотенца, поместите их в емкости с чистой водой и немного взболтайте воду, имитируя смыв воды в унитазе.

Рождение бумаги

Создание первой бумаги из китайского шелка произошло предположительно еще до нашей эры. Но ее точное место происхождения и время возникновения неизвестно. В ходе археологических раскопок были обнаружены клочки бумаги в захоронении, которое относилось к эпохе, предшествовавшей правлению династии Хань.

Достоверно известно, что в 105 году советнику императора Цай Луню пожаловали титул министра и прочие почести за вклад в усовершенствование технологии изготовления бумаги. На ее производство шли только отбракованные коконы тутового шелкопряда или обрезки ткани, полученные из луба древесины шелковицы.

Их разделяли на мелкие кусочки, после чего измельчали в ступке почти до состояния порошка. Полученную массу смешивали с чистой водой в однородную кашицу, которую затем выкладывали в формирующее бамбуковое сито. Рамки по его бокам задавали размер листа, а отверстия способствовали вентиляции, притоку воздуха и, как следствие, быстрому просыханию.

После изобретения этого способа дальнейший процесс создания бумаги усовершенствовался довольно быстро. В технологии производства стали применять специальные связующие составы на основе крахмала и клея природного происхождения, что делало бумагу более прочной.

Роль бумаги в будущем

Есть, разумеется, и более оптимистичные
прогнозы относительно бумаги как носителя
информации: определенный сдвиг от бумаги к
электронной среде все-таки произойдет, но
последняя не вытеснит бумагу полностью. Во
многих ситуациях оба носителя будут
прекрасно уживаться друг с другом.

Цифровые
материалы будут поступать в офис или домой
по телефонной сети, Web-телевидению или
спутниковой связи. Но несмотря на
дальнейшее развитие технологии,
использование бумаги как средства общения
будет не сокращаться, а возрастать —
благодаря спросу на печать по требованию.

Совершенствование производства и
логистики бумажной продукции будет
способствовать снижению стоимости, а все
операции будут выполняться электронным
способом. В деловой сфере бумага почти
полностью выйдет из употребления, но печать
книг никогда не прекратится. Крупные
библиотеки для печати по запросу будут
предлагать факсимиле классики и раритетов.

Предполагается, что бумага и компьютер
будут и дальше дополнять друг друга в
области печати по запросу. Мало того, та же
технология допускает и загрузку по запросу
на листы «e-paper», что позволит обходиться без
обычной бумаги.

Исторический и экономический опыт
подсказывает, что наиболее перспективная
роль бумаги в будущем будет связана с
гигиеническими изделиями и упаковкой.
Потребность в них может вызвать рост
производства бумаги на местах [8]. Таким
образом, в области упаковки и гигиены
совершенствование технологии будет
продолжаться, а в сфере производства писчей
бумаги — сокращаться.

Современные виды бумаги

История создания бумаги для рисования не претерпела больших изменений. Для творчества все так же востребована шероховатая бумага ручного и промышленного производства. При ее выборе в первую очередь учитывают, какова абсорбирующая способность, как были измельчены волокна. Чем они крупнее, тем более бумага будет махриться при соскабливании.

Офисная легкая бумага в первую очередь предназначена для лазерной или картриджной принтерной печати. Копирование осуществляется по аналогичной технологии. Но раньше для этих целей использовалась копировальная бумага, одна сторона которой покрыта тонким слоем красящего пигмента. Сейчас она применяется только для одновременного дублирования рукописного текста справок и квитанций.

Печать цифровых изображений сильно повлияла на такую вещь, как бумага. Фото, напечатанные на ней, имеют как глянцевую поверхность, так и матовую. Исходя из того, лазерный или струйный принтер, выбирают разные виды бумаги по плотности. Также качество бумаги нужно учитывать при использовании определенных чернил, заправленных в картридж.

Одноразовые бумажные носовые платки более практичны, чем их тканевые собратья. Рулонная туалетная бумага выпускается уже не первый век. А в Америке известен случай, когда вместо рулона выпускались томики дешевой поэзии из мягкой бумаги для гигиенических целей. Некоторых это приводило в недоумение, но производитель изначально задумал совместить эти два процесса.

Бумага картон гофрированного типа изготавливается из относительно дешевого сырья – соломы. Прочность достигается за счет сложенного гармошкой слоя, расположенного между двумя листами картона. Таким образом, давление, оказываемое весом предметов, рассредоточивается за счет упругого слоя, устойчивого к деформациям.

Для упаковки пищевой продукции используется технология “Тетра Пак”. Внутренний слой пакета, контактирующий с влажной средой, покрыт тонким слоем пищевой фольги. А внешний является ярким картоном с глянцевой поверхностью, на который нанесены название, состав и прочее.

Упаковка, заменители и окружающая среда

Область, в которой электронное сообщение
будет конкурировать с писчей бумагой, может
дать толчок развитию бумажной упаковки.
Ускоренными темпами растет торговля через
Интернет и связанные с ней поставки. И пока
бумажной упаковке отдается предпочтение,
рост ее будет продолжаться.

Угрожать бумаге в качестве заменителя
может разве что пластиковая упаковка.
Нынешнее преимущество бумаги в плане
воздействия ее на окружающую среду, скорее
всего, не будет оставаться решающим слишком
долго [9]. И действительно, в последнем
развернутом отчете Союза озабоченных
ученых отмечается, что различия между
бумажными и пластиковыми мешками или
матерчатыми и одноразовыми салфетками
особой тревоги не вызывают.

В конечном
итоге, экологичное обращение с материалом,
например повторная его переработка, все
равно породит другие проблемы вследствие
расточительного отношения потребителя.
Поэтому, хотя возможность повторного
использования бумаги в качестве источника
энергии придает ей некоторые преимущества
в плане экологии, бумажная упаковка, скорее
всего, будет конкурировать лишь благодаря
своей функциональности и цене.

Факты

Песня, использованная несколько раз в серии, “Bella Ciao”, является партизанским гимном, адаптированным из старинной итальянской народной кантри-песни второй половины 19 века. Во время Второй мировой войны она представляла собой итальянское сопротивление против Бенито Муссолини.

Используется во всем мире как антифашистский гимн свободы и выживания в трудные времена. Эта мелодия была перезаписана многими известными певцами и переведена на многие языки. Даже в настоящее время ее можно услышать в протестных ситуациях и ситуациях сопротивления по всему миру.

Снаружи здания, где происходит ограбление, находится не настоящий Королевский монетный двор Испании, а Высший совет по научным исследованиям Испании в Мадриде. Сначала сцены хотели снять на настоящем монетном дворе, но разрешения на съемку не получили. Внутренние сцены были записаны в студии.

Сериал сначала показывали в Испании, по ТВ-каналу Antena 3. Каждая серия была в среднем 70 минут длиной. Показ был разбит на две части: сначала показали 9 эпизодов, затем перерыв на три месяца и вторая часть из 6 серий. Когда Netflix приобрел права на сериал, они также разбили показ на две части.

Изначально предполагалось, что у всех грабителей неизлечимые заболевания. Это стало причиной того, что они объединились, чтобы совершить ограбление. Однако, в конце концов, у всех были разные обстоятельства: болезнь была только в Берлине.

Экологичность производства

Международные законы о производстве туалетной бумаги регулируют использование и содержание таких соединений, как полихлорированные бифенилы (ПХБ) и пентахлорфенолы (ПХФ), которые могут встречаться в бумаге в результате отбеливания целлюлозы. Однако современные стандарты предполагают отказ от использования хлорсодержащих веществ для отбеливания целлюлозы.

В ряде стран использование, очистка и переработка макулатуры плохо регулируются. Неправильно или недостаточно очищенная бумага, используемая в производстве, может содержать чернила для принтеров, краски и нежелательные механические включения (клейкая лента, скрепки и подобное).

Даже фабрики, которые тщательно следят за качеством очистки бумаги, все равно тратят кубометры воды и киловатты электрической энергии на ее производство. Однако современные тенденции «озеленения» производств распространяются и на отрасль изготовления бумажной продукции.

Экономический фактор

До появления бумаги материалом для письма
служили папирус, каменные плиты, восковые
дощечки, пергамент. Когда бумага стала
распространяться в Европе, основным ее
конкурентом был пергамент. Но бумага
выигрывала не столько по
производительности, сколько по цене.

Для изготовления, например, большой
Библии требовалось 200-300 бараньих или
телячьих кож, их выделка занимала много
времени и поэтому обходилась дорого (особенно
когда во время чумы количество рабочих рук
стало сокращаться). С увеличением
производства бумаги из льняного тряпья
цена ее упала.

Таким образом, бумага стала выступать в
роли заменителя пергамента в классическом
смысле этого понятия: снижение стоимости
бумаги приводило к сокращению спроса на
пергамент. Интересно отметить отсутствие
особой приверженности потребителя к
пергаменту (кроме использования его для
официальных документов) — главное, чтобы
нашелся материал, пригодный для печати
текста и графики.

Действительно, если исходить из пяти
условий экономического соперничества —
конкуренция, создание новых предприятий,
покупательная способность, возможность
поставок и угроза со стороны материалов-заменителей [2],
то способность бумаги служить таким
заменителем оказалась самым важным
фактором.

Развитие технологии, благодаря чему стало
возможным массовое производство и
распространение бумаги, привело к тому, что
бумага превратилась в товар повседневного
пользования. Одним из свойств подобного
товара является замедление его
технологического совершенствования: он
становится продуктом, цена которого
определяется исключительно рынком, а сам он
развивается маленькими шажками, которые
лишь в небольшой степени влияют на
сложившуюся ситуацию [3].

До сих пор в производстве бумаги
применяется тот же процесс, что и во времена
братьев Фордриньеров, — фильтрация,
прессование и сушка, хотя теперь, конечно,
все делается быстрее и лучше. Бумага не
одинока в этом отношении: во многих других
механических процессах также не
наблюдается значительного продвижения с XIX
столетия.

Специалисты по макроэкономике отмечают
значительное замедление технологического
прогресса в последней четверти XX века. При
этом причиной замедления темпов с 1973 года
является не слишком медленное накопление
капитала, а снижение скорости самого
технологического прогресса [4].

Наиболее
компетентным объяснением представляется
падение плодотворности сферы исследований
и разработок. Именно плодотворности,
поскольку вложения в эту сферу на
макроуровне остались за эти годы прежними
или повысились на процентную величину
валового внутреннего продукта.

Электронные носители

Выдающимся исключением из скудости
технологического прогресса, в частности в
том, что связано с бумагой, является
изобретение микропроцессора. Здесь реально
встает вопрос о заменителе: может ли
электронная среда как средство
распространения текста и графики заменить
бумагу?

Здесь предстоит еще многое выяснить, так как изучение психологического
фактора различных носителей только начинается. Но один лишь факт, что объектом
исследования становятся психологические аспекты отличного от бумаги носителя
текста, свидетельствует о серьезном сдвиге в общественном сознании.

Последний
значительный сдвиг произошел гораздо раньше перехода с пергамента на бумагу
(с потребительской точки зрения это, в принципе, один и тот же носитель). Скорее
всего он связан с переходом от «стационарных» материалов (камень, дерево) к
более портативным (восковые дощечки и пергамент). В общем, у нас уже давно не
было повода проводить такие исследования.

Утверждая, что «средства распространения
информации формируют мышление», известный
канадский журналист-теоретик Маршалл
Маклуэн в 60-х годах выдвигал идеи о
перспективных и отживающих носителях, о
средствах массовой информации как
расширении способностей человека и о
глобальной общине, формируемой средствами
массовой информации.

Его идеи подтолкнули
психологов к изучению вопроса о том, как эти
средства влияют на трактовку информации. В
обществе практикуются различные способы
передачи различной информации: один в
устной форме, другой — в письменной,
последний обычно преследует цель
адекватного усвоения информации.

Если благодаря техническому прогрессу
графический интерфейс пользователя по
удобству сравняется с бумагой (иными
словами, ноутбуки и их дисплеи достигнут
портативности и четкости изображения,
свойственных бумаге), основным
качественным различием будет
интерактивность [5].

Появление «электронной бумаги» уже не за
горами. Разработчики из MIT создали лист
электронной бумаги E-Ink толщиной около 80
микрон. Такой электронный блокнот может
хранить информацию в своей памяти и имеет
возможность взаимодействовать с пером.

Первые электронные плакаты для витрин
магазинов будут легко читаться, содержание
их можно будет изменять с помощью
клавиатуры, а из-за длительности
использования они будут дешевле бумажных
плакатов [6]. Новые компании, такие как E-Ink, а
также нынешние гиганты вроде американской
Xerox Corporation и японской NOK Corporation разрабатывают
свои версии электронных чернил и бумаги.

Другой психологический аспект — «пространственное
кодирование» [7], под которым специалисты
подразумевают следующее: текст на бумаге
воспринимается линейно, то есть читатель
примерно помнит, на каких страницах
находится тот или иной пассаж, тогда как
электронные документы обычно
просматриваются не последовательно, а
выборочно, с перескакиванием от одного
места к другому по ссылкам.

Степень
психологического предпочтения или
преимуществ этих методов пока не выяснена.
Исследование осложняется еще и тем, что
психометрическому тестированию
подвергается лишь первое поколение людей,
обретающих серьезный опыт работы с
компьютерными текстовыми источниками.

На наш взгляд, возможность «манипулировать»
письменным словом (перемещать, удалять,
вставлять, отыскивать и т.д.) в электронном
виде значительно превосходит то, что можно
делать с текстом, напечатанным на бумаге,
допускающим разве что пометки на полях.

Заключение

Итак, на основании вышеупомянутого можно
представить следующие выводы:

  • бумага как всеобщий материал для письма и графики уступит своему заменителю —
    «e-paper»;
  • будущую роль бумаги будут определять психологические предпочтения, связанные
    с использованием именно ее, а не «e-paper»;
  • самая надежная перспектива для бумаги — применение ее в качестве сырья
    для упаковки и гигиенических продуктов.

Отсюда вытекает, что:

  • будущие технические прорывы и изобретения будут сосредоточены в сферах производства
    упаковки и гигиенических продуктов;
  • более широкое производство бумаги на местах обеспечит конкурентоспособное
    сырье для этих продуктов.

Впервые такая бумага была представлена
Брайаном Эттвудом на конференции PAPEREX INDIA в
декабре 1999 года.

Литература:

  1. Attwood В. and Clark D. The case for the small paper machine (1998).
  2. Attwood B. Invention, innovation and pilot plant (1999).
  3. Blanchard O. Macroeconomics. Prentice-Hall, N.J. (1997).
  4. Burke J. Connections. MacMillan Publishers. London (1995).
  5. Porter M. Competitive Strategy. Free Press. N.Y. (1980).
  6. Maurice S. and Thomas C. Managerial Economics. McGraw-Hill. N.Y.(1995).
  7. Onabe E. Etude mediologique sur le futur des papiers, de l’impression er
    de l’ecriture face aux multimedias Revue. A.T.I.P. 52:2 (1998).
  8. Daviss B. Paper Goes Electric New Scientist. May (1999).
  9. Wiseman N. Printing papers in an electronic world — the paper industry:
    a safe investment? (1999).
  10. Sundberg M. The long-term competitiveness of paper. Revue A.T.I.P. 52:3
    (1998).
  11. Brower M. and Leone W. The Consumer’s Guide to Effective Environmental
    Choices: Practical Advice from the Union of Concerned Scientists, Three Rivers
    Press. N.Y. (1999).

КомпьюАрт 12’2000