Выбор бумаги для печатания форзацев (нахзацев), Выбор бумаги для печатания суперобложки, Выбор бумаги для запечатывания покровного материала – Проект печатных процессов производства издания в переплетной крышке с многокрасочными форзацем, нахзацем и суперобложкой

Скрапбукинг для начинающих. часть вторая: плотность бумаги и применение | журнал ярмарки мастеров

И вот моя следующая статья в продолжение , по комментариям я поняла, что важна информация о применении и плотности, в каких работах и какую бумагу можно использовать.

Тогда снова по порядку:

1. Офисная белая бумага, знаменитая фирма «Снегурочка», но есть дешевле, я беру «SvetoCopy», возможно, есть дешевле. Плотность стандартная такой бумаги 80 г/м2. Она подходит для листов блокнота как с коптским переплетом и на кольцах, так и просто переплет на клее. Такие листы можно состаривать в кофе, разлиновать, сочетать с цветной офисной бумагой. Цветная офисная бумага 80 г/м2 стоит дороже, чем белая.

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 1

Кто-то использует такую бумагу в открытках на внутренней стороне, вклеивает поздравления в виде стиха и т.п. Я не люблю использовать такую тонкую бумагу в открытках, так как она работу упрощает.

Цветная бумага интересно смотрится, когда блокнот, например, для девочки — в розовом цвете и листы бумаги соответственно такие же. Если листы в зеленом цвете, можно блокнот сделать в ботаническом стиле и т.п.

Есть офисная бумага следующей плотности:

– 80 г/м2

– 90 г/м2

– 120 г/м2

– 160 г/м2

– 200 г/м2

– 220 г/м2

– 240 г/м2

Это те плотности бумаг, которые знакомы мне.

Текстура так же может отличаться: глянцевая, матовая. При выборе ориентироваться надо на свой принтер, если вы хотите эту бумагу использовать для печати. Так как бумага может предназначаться только для струйной печати или только для лазерной. И конечно, если бумага плотная, такая как 200 г/м2 и больше, она тоже уже может использоваться для подложек в открытках, для рассадочных карточек, для основы открыток, для основы шоколадниц, для коробочек в таких работах, как «мамины сокровища» и т.п.

У меня струйный принтер с цветными красками, на нем я печатаю различные иллюстрации, потом я такими иллюстрациями оформляю блокнот. Очень спасает, когда нет соответствующей бумаги, а нужен определенный фон на подложку или куда-либо (немного) — его удобно распечатать.

Фоны в большом количестве не распечатывала, как я и писала в предыдущем посте, не заменяет скрапбумагу, цветовую гамму не всегда правильно передает.

2. Акварельная бумага, плотность 200 г/м2. Из нее можно делать также основу для открыток, коробочки, шоколадницы, красить акварельными красками, подходит для стиля микс-медиа. Мне особо неизвестно, кто и куда ее использует, опишу, куда использую я:

– форзацы блокнота, брызги акварельной краской (цвет, приближенный к кофе);

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 2

– шоколадница;

– основа открыток, подойдет для рассадочных карточек, я их отношу к открыткам, потому что принцип создания одинаков;

– коробочки и потом коробочки задекорировать скрапбумагой и другими украшениями для скрапбукинга;

– из такой бумаги так же можно делать цветы бумажные, есть очень замечательные мастер-классы у Астории. Сама еще не делала, но обязательно сделаю. Заменяет покупные цветы, удобно создавать цветы нужные по цветовой гамме. Цветочки в магазинах не дешевые, а их всегда нужно много;

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 3

– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада», это как вариант, зависит от стиля фотоальбома. Первый опыт был мой из офисной тонкой бумаги, теперь смотрю — смотреть не хочется;

– можно поставить оттиски штампа, вырезать и задекорировать страничку или открытку или блокнот и т.п.;

– еще можно распечатать макет рисунка на акварельной бумаге и акварельными карандашами раскрасить, очень красиво получается;

– у многих принтер позволяет на такой бумаге печатать, в принтерах в настройках нужно посмотреть, какая плотность бумаги подходит.

3. Пастельная. Из нее так же можно делать:

– основу для открыток;

– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада»;

– коробочки, на фото коробочка для флешки из пастельной бумаги;

– так же можно поставить оттиски штампа, вырезать, а далее использовать.

4. Дизайнерская скрапбумага. Из нее делают открытки, странички фотоальбомов, форзацы блокнотов, коробочки, да и все, что угодно, только, наверно, не используют в качестве страниц в писчем блокноте, но в качестве разделителей в блокноте вполне можно использовать.

5. Кардсток также может являться основой открыток, обтягивают коробочки для флешек, дисков. Она однотонная, плотность бумаги 300 г/м2. Часто вижу использование ее в свадебных приглашениях. Если свадьба с синими оттенками, то основу открыток используют синего цвета кардсток и т.п.

На самом деле, коробки обтягивать и коробочки из нее делать сложновато, плотность бумаги мешает, но можно.

6. Переплетный картон. Используется во всевозможных коробочках, коробочки для флешки, коробочки для дисков, фотобоксы, мамины сокровища и т.д. Основа — переплетный картон.

Большинство специалистов считают картоном бумагу толщиной свыше 0,2 мм или любую многослойную бумагу. Чёткой границы между бумагой и картоном нет. Согласно ГОСТу, бумагой называется материал с массой квадратного метра до 250 г, Соответственно картон начинается от 250 г/м2.

Обычно ее выбирают по толщине.

7. Пивной картон.

От переплетного пивной картон отличается более белым оттенком и меньшим весом при аналогичной толщине листа. Свое название он получил от сферы применения — из него часто изготавливают подставки под кружки. Пивной картон плохо режется ножницами, лучше использовать модельный нож или лазер. При попытке согнуть его, может возникать расслоение материала или образовываться излом произвольной формы.

На самом деле, я думаю, это маркетинговый ход, поэтому его не использую, он мне не нравится, для начинающих он тем более не подойдет, так как без специальных инструментов вы его просто всего изломаете. Переплетный картон в этом отношении лучше.

Пивной картон — рыхлый, переплетный — плотный. Переплетный я даже использовала взамен макетного коврика, не дает резаку прорезать насквозь, когда ты режешь странички и т.д. Но делает порезы, поэтому при проведении резаком можно попасть в изломы от порезов, у вас поведет резак и порежете неровно.

8. Крафт-бумага.

Плотность от 60 г/м2 и выше. Используется для страниц в альбоме, для открыток, для подложек, для шоколадниц, более плотный крафт используется для форзацев.

На такой бумаге красиво смотрятся надписи белого и черного цвета, а так же штампы. Есть мастер Наталья Косцова, у нее замечательные работы с крафтом и сочетание цветов.

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 4

9. Калька.

Используется в фотоальбомах, открытках, открытки-шейкер и т.д. Плотность кальки варьируется в пределах от 40 до 110 г/м2. Бывает цветная, с нанесенным рисунком, с тиснением.

10. Переплетный материал. Вот он лучше всех подходит для обтягивания коробочек, обложек для свидетельств, коробочек для дисков и флешек — ложится ровнее и углы красиво смотрятся. Сама еще не использовала, но узнала о нем недавно, поэтому решила поделиться для тех, кому об этой бумаге мало известно. Прежде чем узнать об этой бумаге, извела кардсток, углы плохо получались на обложках.

И наверно многие начинающие наслышаны о машинках для скрабукинга, к которым нужно покупать ножи, папки для тиснения и т. п. Так вот, эти машинки, конечно, очень здоровские, из бумаги могут сделать чудо. Красивое тиснение, вырезать красивые вензеля, рамочки… Поэтому применение бумаги безгранично. Следующая статья будет о следующем важном инструменте в скрапбукинге: клей.

Гост 6742-79: бумага форзацная. технические условия

Е

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

Редактор Л. Д. Курочкина Технический редактор В. Н. Прусакова Корректор А. С. Черноусова

Сдано в набор 26.04 93. Подп. в печ. 06.07.93. Уел. печ. л. 0,47. Уел. кр.-отт. 0 47,

Уч.-изд. л. 0,41. Тир. 629 экз,. С 337,

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 278

УДК 676.33 : 006.354    Группа    К61

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БУМАГА ФОРЗАЦНАЯ

Технические условия

Book-end paper Specifications

ОКП 54 3170

Срок действия с 01.01.80 до 01.01.95

Настоящий стандарт распространяется на бумагу, предназначенную для изготовления форзацев книг.

Стандарт устанавливает требования к форзацной бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1. МАРКИ И РАЗМЕРЫ

1.1.    Форзацная бумага должна изготовляться следующих ма-Рок;

А — для незапечатываемых форзацев;

О — для запечатываемых форзацев.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.2.    Бумага должна изготовляться в листах следующих размеров, мм:

Марка А    Марка О

550X710    570X850

550X850    620X910

620X910    720X910

720X910

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

Е

© Издательство стандартов, 1979 © Издательство стандартов, 1993 Переиздание с изменениями

Предельные отклонения по размерам не должны превышать ±2 мм, по абсолютной косине листов бумаги — 3 мм.

По согласованию с потребителем допускается выпускать бумагу других размеров и в рулонах.

Диаметр рулонов должен быть 800—900 мм. По согласованию с потребителем допускается изготовлять рулоны других диаметров.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1.3. Пример условного обозначения

бумаги форзацной марки О массой бумаги площадью 1 м2 120 г с оптически отбеливающим веществом, тисненой, высшего сорта:

Бумага форзацная О 120 ООВ Т ВС ГОСТ 6742—79.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Бумага должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Форзацная бумага должна изготовляться из беленой целлюлозы. В композицию бумаги должны входить гидрофильные или химические добавки.

2.2.    По показателям качества бумага должна соответствовать нормам, указанным в таблице.

Наименование

показателя

Норма для ( О

5умаги марки А

Метод яспытавия

Высший

сорт

Первый

сорт

Высший

сорт

Первый

сорт

1. Масса бумаги

100 3

юо±|

100 3

100±|

По ГОСТ

площадью 1 м2} г

13199-88

120 4

120 5

120 4

120±|

140 4

Н0±4Й

140 4

1401

160 5

1601

160 5

1601

180 6

1 О оо

2. Плотность, г/см3

0,80—

0,80—

Не менее

Не менее

По ГОСТ

—0,90

-0,90

0,65

0,65

27015—86

3. Прочность на из-

По ГОСТ

лом, число двойных

13525.2—80

перегибов в попереч-

ном направлении, не

менее

40

20

40

15

4. Степень проклей-

По ГОСТ

ки, мм

0,8—1,2

0,8-1,2

9,6—1,0

0,6—1,0

8049—62

Продолжение

Норма для бумаги марки

Наименование

О

А

Метод испытания

показателя

Высший

Первый

Высший

Первый

сорт

сорт

сорт

сорт

5. Гладкость по

По ГОСТ

верхней и сеточной сторонам, с

40—90

40-100

12795—89

6. Массовая доля

По ГОСТ

золы, %

10-14

10—14

8—12

8—12

7629—77 и п 4 7 на-

стоящего

7. Угол скручива-

стандарта По ГОСТ

ния при односторон-

13525 16-69

нем смачивании, град,

и п. 4 5 насто»

в среднем по верхней и сеточной сто-

ящего стандарта

ронам, не более

50

65

50

65

8. Сорность — чис-

По ГОСТ

ло соринок площадью от 0,1 до 0,5 ммвключ. на 1 м2, не более

1С0

120

КО

120

13525.4—68

площадью св. 0,5 мм2

Не допускаются

9. Линейная дефор-

По ГОСТ

мания после обработ-

12057—81 и

ки водой в течение

и. 4 6 настоя-

30 мин, %, в попереч-

щего стандарт

ном направлении, не более

2,0

2,0

2,0

2,0

та

10. Белизна, %, не

По ГОСТ

менее:

7690—76

без оптически отбе-

ливающего вещества

78,0

78,0

78,0

78,0

с оптически отбели-

вающим веществом

85,0

82,0

85,0

82,0

11. Влажность, %

6,0± 1,0

6,0гЫ,0

6,0±1,0

6,0±1,0

По ГОСТ 13525 19—91

12. Стойкость по-

По ГОСТ

верхности к выщипыванию, м/с, не ме

24356—80

нее

2,0

1,8

Примечания:

1. Допускается Неманскому ЦБЗ изготовлять бумагу плотностью 0,85— 0,95 г/см3, с нормой показателя «угол скручивания при одностороннем смачивании» для бумаги первого сорта не более 80 град.

2.    Норма показателя «стойкость поверхности к выщипыванию» вводится с 01.01.91.

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).

С. 4 ГОСТ 6742-79

2.3.    Бумага марки А должна изготовляться белой или окрашенной в цвета слабой интенсивности и соответствовать образцу, согласованному с потребителем, бумага марки О — белой.

По согласованию с потребителем бумагу изготовляют тисненой. Показатели «плотность» и «гладкость» тисненой бумаги не определяются.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.4.    Разнооттеночность бумаги в одной партии не допускается.

2.5.    Просвет бумаги должен быть равномерным.

2.6.    В листовой бумаге большая сторона листа должна совпадать с машинным направлением.

2.7.    Намотка рулонной бумаги должна быть плотной и равномерной по всей ширине рулона, обрез кромок рулонной и листовой бумаги должен быть чистым и ровным.

2.8.    В бумаге не допускаются складки, морщины, волнистость, залощенные полосы, пятна, разрыв кромки и дырчатость. Малозаметные складки, морщины, залощенные полосы, пятна допускаются в рулонной бумаге, если показатель таких внутрирулонных дефектов, определенный по ГОСТ 13525.5-68, не превышает 1%.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.9.    Бумага марки О должна обладать хорошим восприятием печатных красок, иметь прочную поверхность к выщипыванию и не должна пылить при печатании.

2.10.    Концы полотна бумаги в местах обрывов рулонной бумаги должны быть прочно склеены.

Места склейки должны быть отмечены цветными сигналами, видимыми с торца рулона.

Число склеек в рулоне не должно превышать для бумаги высшего сорта — одной, первого сорта ■— трех.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.11.    Бумагу переводят во 2-й сорт при наличии в рулоне или кипе не более трех из следующих отклонений:

увеличения предельных отклонений по массе бумаги площадью

1    м2, 100 г — на ±1 г; 120, 140 г — на 2 г; 160, 180 г — на 4 3 г;

снижения нормы показателя излома для бумаги марки А на

2    двойных перегиба, для бумаги марки О — на пять двойных перегибов.

увеличения линейной деформации на 0,1%;

увеличения угла скручивания на 5°;

увеличения сорности на 12 соринок на 1 м2;

увеличения количества внутрирулонных дефектов на 1%.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Определение партии бумаги и объема выборок — по ГОСТ 8047—78.

ГОСТ 6742-79 С. 5

3 2. При получении неудовлетворительных результатов нспъпа-пия хотя бы по одном из показателей по нему проводят понтр-ные испытания па удвоенной выборке.

Резльта1Ы повюрных испытаний pacnpociраняют на всю партию.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИИ

4.1.    Oi6op проб и подготовка для испытаний — по ГОСТ 8017—78.

4 2. Размеры и косину бумаги определяют по ГОСТ 21102— 80.

4.3 Образцы кондиционирую! перед испытанием по ГОСТ 13523-78 при юмперагуре воздуха (23±1)°С и опюсительной влажной и воздуха (50 — 2) % не менее 2 ч

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4 4. (Исключен, Изм. № 1).

4.5 Для определения угла скручивания рабочую часть прибора потру жаю1 в воду до получения между пластика ми выпукло! с мениска

4    0. При определении показателя деформации ни одно из определении не должно выходить за пределы допуешмой нормы.

4.7. При определении показателя массовой доли золы температура прокаливания должна быть (800±25)СС.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5    1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение — по ГОСТ 1641-75

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.2.    (Исключен, Изм. № 1).

С. 6 ГОСТ 6742-79

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством целлюлозно-бумажной промышленности

РАЗРАБОТЧИКИ

И. И. Мазанова, канд техн. наук; В. А. Жихарев, канд. техн. наук, В. А. Загорский; В. И. Листратенко, канд. техн. наук

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.01.79 № 296

Периодичность проверки — 5 лет

3.    ВЗАМЕН ГОСТ 6742-68

4.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Срок действия продлен до 01.01.95 Постановлением Госстан дарта СССР от 30.03.89 № 887

6. Переиздание (апрель 1993 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в ноябре 1983 г., марте 1987 г., марте 1989 г. (ИУС 2—84, 7—87, 7—89)

§

Е

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

Редактор Л. Д. Курочкина Технический редактор В. Н. Прусакова Корректор А. С. Черноусова

Сдано в набор 26.04 93. Подп. в печ. 06.07.93. Уел. печ. л. 0,47. Уел. кр.-отт. 0 47,

Уч.-изд. л. 0,41. Тир. 629 экз,. С 337,

Ордена «Знак Почета» Издательство стандартов, 107076, Москва, Колодезный пер., 14 Тип. «Московский печатник». Москва, Лялин пер., 6. Зак. 278

УДК 676.33 : 006.354    Группа    К61

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

БУМАГА ФОРЗАЦНАЯ

Технические условия

Book-end paper Specifications

ОКП 54 3170

Срок действия с 01.01.80 до 01.01.95

Настоящий стандарт распространяется на бумагу, предназначенную для изготовления форзацев книг.

Стандарт устанавливает требования к форзацной бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1. МАРКИ И РАЗМЕРЫ

1.1.    Форзацная бумага должна изготовляться следующих ма-Рок;

А — для незапечатываемых форзацев;

О — для запечатываемых форзацев.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

1.2.    Бумага должна изготовляться в листах следующих размеров, мм:

Марка А    Марка О

550X710    570X850

550X850    620X910

620X910    720X910

720X910

Издание официальное    Перепечатка    воспрещена

Е

© Издательство стандартов, 1979 © Издательство стандартов, 1993 Переиздание с изменениями

Предельные отклонения по размерам не должны превышать ±2 мм, по абсолютной косине листов бумаги — 3 мм.

По согласованию с потребителем допускается выпускать бумагу других размеров и в рулонах.

Диаметр рулонов должен быть 800—900 мм. По согласованию с потребителем допускается изготовлять рулоны других диаметров.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

1.3. Пример условного обозначения

бумаги форзацной марки О массой бумаги площадью 1 м2 120 г с оптически отбеливающим веществом, тисненой, высшего сорта:

Бумага форзацная О 120 ООВ Т ВС ГОСТ 6742—79.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1.    Бумага должна быть изготовлена в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Форзацная бумага должна изготовляться из беленой целлюлозы. В композицию бумаги должны входить гидрофильные или химические добавки.

2.2.    По показателям качества бумага должна соответствовать нормам, указанным в таблице.

Наименование

показателя

Норма для ( О

5умаги марки А

Метод яспытавия

Высший

сорт

Первый

сорт

Высший

сорт

Первый

сорт

1. Масса бумаги

100 3

юо±|

100 3

100±|

По ГОСТ

площадью 1 м2} г

13199-88

120 4

120 5

120 4

120±|

140 4

Н0±4Й

140 4

1401

160 5

1601

160 5

1601

180 6

1 О оо

2. Плотность, г/см3

0,80—

0,80—

Не менее

Не менее

По ГОСТ

—0,90

-0,90

0,65

0,65

27015—86

3. Прочность на из-

По ГОСТ

лом, число двойных

13525.2—80

перегибов в попереч-

ном направлении, не

менее

40

20

40

15

4. Степень проклей-

По ГОСТ

ки, мм

0,8—1,2

0,8-1,2

9,6—1,0

0,6—1,0

8049—62

Продолжение

Норма для бумаги марки

Наименование

О

А

Метод испытания

показателя

Высший

Первый

Высший

Первый

сорт

сорт

сорт

сорт

5. Гладкость по

По ГОСТ

верхней и сеточной сторонам, с

40—90

40-100

12795—89

6. Массовая доля

По ГОСТ

золы, %

10-14

10—14

8—12

8—12

7629—77 и п 4 7 на-

стоящего

7. Угол скручива-

стандарта По ГОСТ

ния при односторон-

13525 16-69

нем смачивании, град,

и п. 4 5 насто»

в среднем по верхней и сеточной сто-

ящего стандарта

ронам, не более

50

65

50

65

8. Сорность — чис-

По ГОСТ

ло соринок площадью от 0,1 до 0,5 ммвключ. на 1 м2, не более

1С0

120

КО

120

13525.4—68

площадью св. 0,5 мм2

Не допускаются

9. Линейная дефор-

По ГОСТ

мания после обработ-

12057—81 и

ки водой в течение

и. 4 6 настоя-

30 мин, %, в попереч-

щего стандарт

ном направлении, не более

2,0

2,0

2,0

2,0

та

10. Белизна, %, не

По ГОСТ

менее:

7690—76

без оптически отбе-

ливающего вещества

78,0

78,0

78,0

78,0

с оптически отбели-

вающим веществом

85,0

82,0

85,0

82,0

11. Влажность, %

6,0± 1,0

6,0гЫ,0

6,0±1,0

6,0±1,0

По ГОСТ 13525 19—91

12. Стойкость по-

По ГОСТ

верхности к выщипыванию, м/с, не ме

24356—80

нее

2,0

1,8

Примечания:

1. Допускается Неманскому ЦБЗ изготовлять бумагу плотностью 0,85— 0,95 г/см3, с нормой показателя «угол скручивания при одностороннем смачивании» для бумаги первого сорта не более 80 град.

2.    Норма показателя «стойкость поверхности к выщипыванию» вводится с 01.01.91.

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. № 3).

С. 4 ГОСТ 6742-79

2.3.    Бумага марки А должна изготовляться белой или окрашенной в цвета слабой интенсивности и соответствовать образцу, согласованному с потребителем, бумага марки О — белой.

По согласованию с потребителем бумагу изготовляют тисненой. Показатели «плотность» и «гладкость» тисненой бумаги не определяются.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.4.    Разнооттеночность бумаги в одной партии не допускается.

2.5.    Просвет бумаги должен быть равномерным.

2.6.    В листовой бумаге большая сторона листа должна совпадать с машинным направлением.

2.7.    Намотка рулонной бумаги должна быть плотной и равномерной по всей ширине рулона, обрез кромок рулонной и листовой бумаги должен быть чистым и ровным.

2.8.    В бумаге не допускаются складки, морщины, волнистость, залощенные полосы, пятна, разрыв кромки и дырчатость. Малозаметные складки, морщины, залощенные полосы, пятна допускаются в рулонной бумаге, если показатель таких внутрирулонных дефектов, определенный по ГОСТ 13525.5-68, не превышает 1%.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.9.    Бумага марки О должна обладать хорошим восприятием печатных красок, иметь прочную поверхность к выщипыванию и не должна пылить при печатании.

2.10.    Концы полотна бумаги в местах обрывов рулонной бумаги должны быть прочно склеены.

Места склейки должны быть отмечены цветными сигналами, видимыми с торца рулона.

Число склеек в рулоне не должно превышать для бумаги высшего сорта — одной, первого сорта ■— трех.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

2.11.    Бумагу переводят во 2-й сорт при наличии в рулоне или кипе не более трех из следующих отклонений:

увеличения предельных отклонений по массе бумаги площадью

1    м2, 100 г — на ±1 г; 120, 140 г — на 2 г; 160, 180 г — на 4 3 г;

снижения нормы показателя излома для бумаги марки А на

2    двойных перегиба, для бумаги марки О — на пять двойных перегибов.

увеличения линейной деформации на 0,1%;

увеличения угла скручивания на 5°;

увеличения сорности на 12 соринок на 1 м2;

увеличения количества внутрирулонных дефектов на 1%.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Определение партии бумаги и объема выборок — по ГОСТ 8047—78.

ГОСТ 6742-79 С. 5

3 2. При получении неудовлетворительных результатов нспъпа-пия хотя бы по одном из показателей по нему проводят понтр-ные испытания па удвоенной выборке.

Резльта1Ы повюрных испытаний pacnpociраняют на всю партию.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИИ

4.1.    Oi6op проб и подготовка для испытаний — по ГОСТ 8017—78.

4 2. Размеры и косину бумаги определяют по ГОСТ 21102— 80.

4.3 Образцы кондиционирую! перед испытанием по ГОСТ 13523-78 при юмперагуре воздуха (23±1)°С и опюсительной влажной и воздуха (50 — 2) % не менее 2 ч

(Измененная редакция, Изм. № 3).

4 4. (Исключен, Изм. № 1).

4.5 Для определения угла скручивания рабочую часть прибора потру жаю1 в воду до получения между пластика ми выпукло! с мениска

4    0. При определении показателя деформации ни одно из определении не должно выходить за пределы допуешмой нормы.

4.7. При определении показателя массовой доли золы температура прокаливания должна быть (800±25)СС.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5    1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение — по ГОСТ 1641-75

(Измененная редакция, Изм. № 3).

5.2.    (Исключен, Изм. № 1).

С. 6 ГОСТ 6742-79

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1.    РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством целлюлозно-бумажной промышленности

РАЗРАБОТЧИКИ

И. И. Мазанова, канд техн. наук; В. А. Жихарев, канд. техн. наук, В. А. Загорский; В. И. Листратенко, канд. техн. наук

2.    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 29.01.79 № 296

Периодичность проверки — 5 лет

3.    ВЗАМЕН ГОСТ 6742-68

4.    ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Срок действия продлен до 01.01.95 Постановлением Госстан дарта СССР от 30.03.89 № 887

6. Переиздание (апрель 1993 г.) с Изменениями № 1, 2, 3, утвержденными в ноябре 1983 г., марте 1987 г., марте 1989 г. (ИУС 2—84, 7—87, 7—89)

Развитие технологии изготовления форзацев

перевод Владимира Федорова

Следующий текст основан на статье в журнале GBW («The Guild of Book Workers») «Развитие форзацев», автор Линда Блейзер.

С самого появления форзацев они служили различным целям. Несколько листов по обе стороны книжного блока, не несущие текста, — они добавляют последний штрих в его оформление и помогают укрепить конструкцию книги в целом. С эстетической точки зрения они служат покровом для внутренней части крышки переплета и открывают возможности для ее оформления.

Разнообразие конструкций форзацев на сегодняшний день велико, выбор той или иной зависит от намерений переплетчика, а также от веса и типа переплета. Например форзац для цельнокожаного переплета с поднятыми бинтами, прикрепленными к крышке, будет служить иным целям, нежели в случае, когда книжный блок просто вклеивается в обложку (при переплете «в папку»), и форзац является единственным его креплением к крышке. Очевидная функция многих форзацев – оформить внутреннюю сторону крышки, скрыв при этом подвороты покровного материала. Большое значение имеет качество бумаги для форзаца: она должна быть прочной и пластичной, чтобы обеспечить крепость и улучшить раскрываемость книги. Направление волокон в бумаге должно быть параллельно корешку. Неправильное расположение волокон листа форзаца на внутренней стороне крышки может привести к её деформации после высыхания, что может в свою очередь препятствовать нормальному раскрытию книги. Подобных ошибок стоит избегать.

Бумага ручной работы, которая не имеет направленных волокон, обычно ориентируется по водяному знаку: так, чтобы он располагался справа сверху. Лист форзаца, приклеиваемый на внутреннюю сторону, при высыхании несколько усаживается, что создает поверхностное натяжение. Это придает обложке большую упругость, что благоприятно сказывается на раскрываемости книги. Бумага форзацев может быть (хотя и не всегда) того же самого типа, что и бумага книжного блока. Также могут использоваться декоративные материалы: шелк, атлас, пергамент, цветная бумага, бумага с набивным рисунком, мраморная бумага и многие другие. Кроме того, форзацы являются подходящим местом для размещения библиографических пометок, штампов или подписей, а также обеспечивают защиту для внешних листов книжного блока.

Во многих ранних рукописных книгах форзацев и вовсе не было, а страницы с текстом следовали сразу за обложкой. Самые же первые форзацы были весьма просты: один или два листа в конце и начале книжного блока оставлялись чистыми. Внешние чистые листы подклеивались к обложке, а внутренние, если они были, исполняли роль свободного листа форзаца. Другая распространенная простая вариация форзаца состояла из одного или двух фолио (здесь и далее: фолио – лист, сфальцованный вдвое. Прим.переводчика), которые пришивались как тетради в составе книжного блока в начале и в конце. Эти два вида форзацев в основном делались из велени или пергамента, крепость которых обеспечивала надежное соединение и стойкость к разрывам и износу.

Когда бумага стала основным используемым материалом, возникла необходимость в более прочных соединениях. В конце XV и начале XVI веков форзац в основном представлял из себя лист белой бумаги, окантованный полосой велени, которая выполняла функцию армирования.

Данные форзацы шили как тетради в составе книжного блока, по одному с каждой стороны. Где-то между 1520-1570 гг в Оксфорде стало популярно использовать полноразмерный лист пергамента или велени для приклеиваемой части форзаца с бумажным свободным листом. Наиболее ранний вариант такой конструкции форзацев формировался путем загибания края на сторону книжного блока и шитья через этот сгиб в его составе.

Иногда форзацы загибали вокруг крайних тетрадей книжного блока и прошивали их с тетрадью. Нередко предпочтение отдавалось именно этому методу, поскольку он лишен очевидного недостатка предыдущего — необходимости совершать еще одну отдельную операцию.

Жесткая складка велени оттягивала за собой свободный лист форзаца при раскрытии книги.

Третий способ начали использовать в 1540 году. Это все еще был лист велени или пергамента с листом бумаги, но различие заключалось в том, что загиб делался в сторону крышки, а не книжного блока. Данный форзац прошивался как еще одна тетрадь в составе книжного блока. При склеивании листа велени или пергамента с крышкой складка оказывалась скрыта внутри, таким образом при открытии книги свободный лист форзаца не тянулся за обложкой, а оставался с книжным блоком.

К концу 16 века появилась тенденция к уходу от усиленных форзацев, связанная в основном с распространением книг в розничной продаже. Вероятными причинами такой тенденции было увеличение спроса на книги и уменьшение их размеров. Основным видом форзацев в это время стали подвернутые с краю фолио и одинарные листы, прошитые через складку в составе блока, а также одинарные или двойные фолио.

Эти форзацы сшивались в составе книжного блока как отдельные тетради. Иногда отдельный от блока лист форзаца приклеивался на крышку, однако этот способ с отдельным листом оставлял пробел в между блоком и крышкой (Рисунок 8). На этом этапе форзацы все еще оставались простыми, но утратили былую прочность.

Декоративная мраморная бумага появилась на Востоке, и персы стали первыми, кто использовал ее для украшения книг. Наиболее ранние примеры такого использования представляют собой мраморированные рамки, обрамляющие рисованные миниатюры и каллиграфические страницы в персидских манускриптах XVI столетия. Распространение мраморной бумаги через торговлю связывают с перемещениями в ходе войн, происходивших сначала в Испании и Италии, а затем во Франции и Германии. А с развитием водных торговых путей дело изготовления мраморной бумаги распространилось и дальше.

По словам Джозефа Зэйнсдорфа английские переплетчики были в восторге от мраморной бумаги, служившей упаковкой для голландских игрушек. Ее попросту выбрасывали в мусор, а переплетчики использовали ее повторно для изготовления форзацев и внутренней отделки коробок, заодно избегая оплаты высоких английских пошлин на бумагу.

Хотя форзацы из мраморной бумаги появились еще в конце XVI века, широкое распространение они получили лишь спустя еще примерно столетие. Французские переплетчики стали использовать мраморную бумагу лишь с XVII века. Один из них, по имени Ле Гаскон,  между 1617 и 1630 гг. использовал их для изготовления свободных листов в сочетании с кожаными дублюрами. Около 1650 г другой французский переплетчик, Флоримон Бадье,  использовал мраморную бумагу как приклеиваемую часть форзаца в сочетании с белыми свободными листами.

С появлением мраморной бумаги стали разрабатываться более сложные виды форзацев. Поскольку мраморная бумага всегда было односторонней, а на обороте имела пятна, полученные в процессе изготовления, переплетчики искали способы скрыть этот недостаток. Склеивание мраморной и белой бумаги для получения готового форзаца вошло в моду около 1650 г. Такие склеенные из мраморной и белой бумаги и сфальцованные вдвое листы часто дополнялись одним или двумя свободными листами. Сфальцованные вдвое белый и составной листы шились в блок с двух сторон, каждый как отдельные тетради.

Иногда мраморную и белую бумагу склеивали до шитья, при таком способе шов виден на мраморной стороне фолио. Часто мраморная бумага приклеивалась к белой после сшивания, что подтверждается тем фактом, что швейная нить часто оказывалась скрыта между слоями. Есть еще один способ, используемый более опытными переплетчиками: мраморное и белое фолио склеивают только наполовину, с одной стороны от линии фальцовки, после этого форзац пришивают за белое фолио, а потом уже склеивают вторые половинки фолио, что дает результат, показанный на рисунке 10. Этот метод упрощает этап склеивания. Вероятно, было две причины для перехода к последнему способу: во-первых, прокалывание отверстий под шитье через оба слоя делало место сгиба менее прочным; во-вторых, стежки на поверхности мраморной бумаги портят вид, а так они оказываются скрытыми между слоями.

Еще один способ изготовления форзацев с использованием мраморной бумаги в то время включал в себя два белых фолио и одно мраморное. Два белых фолио помещались одно в другое и сшивались в составе книжного блока. После сшивания первый белый лист отворачивался. Одна сторона мраморного фолио приклеивалась на второй белый лист. Потом, в зависимости от размера книги, внешняя половина мраморного фолио приклеивалась к первому белому фолио, чтобы получилась более прочная приклеиваемая часть форзаца. Если книга была маленькая, то первый белый лист оставляли неподклеенным, чтобы оторвать перед склейкой форзаца и обложки.

Иногда мраморное фолио вклеивали между вторым и третьим листами, скрывая шов и оставляя в начале пустой разворот.

Эти методы изготовления составных форзацев и свободных листов еще оставались актуальны на заре появления бумаги, изготовленной механическим способом. Они оставались пригодными даже при использовании только белых фолио. Но листы машинного производства были тонкими и непрочными, поэтому при создании форзацев их развороты стали делать более жесткими и крепкими.

Эта тенденция умерла около 1830 года. Новая тенденция заключалась в том, чтобы оформлять форзацы вне книги, а затем уже помещать их на место, вместо того, чтобы сшивать их в составе книжного блока. Это позволяло изготовить несколько форзацев стандартного размера одновременно, а затем уже использовать их по мере необходимости. Обычно форзац XIX века состоял из одного белого фолио, одного мраморного фолио и одного белого свободного листа. Мраморное фолио наклеивался на белое фолио после высыхания (Рисунок 13). Свободный лист белого фолио складывался вокруг мраморного фолио, чтобы сформировать свободный лист форзаца, который оказывался в итоге между книжным блоком и форзацем.

Свое развитие данный тип форзаца получил в виде конструкции из одного мраморного фолио и двух белых.

Мраморный фолио и одно из белых фолио соединялись, но с той лишь разницей, что свободный белый лист не складывался поверх мраморного фолио. Второе белое фолио подклеивалось к текстовому блоку. Следующим шагом пара, собранная на первом этапе, подклеивалась внутрь белого фолио, соединенного с книжным блоком. С подобным усовершенствованным форзацем сборная часть отворачивалась полностью, что было невозможно в предыдущем варианте.

Тканевые соединения начали использовать в 1840-х, но их не шили в составе книжного блока до XX столетия. Традиционно сложилось так, что их не приклеивали, а приметывали к книжному блоку через край. Применение шитья через край приводило к тому, что пришитые листы не могли полноценно раскрываться, формировался залом вдоль линии приметки на форзаце и листах тетради, к которой он крепился. Со временем открытие и закрытие книги изнашивало листы вдоль этой линии, что приводило к их утрате.

«Если форзацы прошиты через край с книгой, полоска коленкора должна быть приклеена поверх них, чтобы защитить бумагу от перерезания стежками, либо их нужно впоследствии окантовать, чтобы крышки при отделении не отрывали за собой бумагу» (The Bookbinder, An Illustrated Journal for Bookbinders, Librarians, and all Lovers of Books. «Stationery and Vellum Binding.» Liecester: Raithby, Lawrence & Co., Limited. 1889: 154.) Полоска ткани, которая наклеивалась до приметывания (или использовалась как окантовка после), армировала шов, делая форзац более прочным.

С наступлением XX столения появились немецкие форзацы, прикрепляемые на ткань. Полосы на крепление делались из муслина [Мусли́н — очень тонкая ткань полотняного переплетения преимущественно из хлопка, а также шерсти, шёлка или льна] или кембрика [Кембрик — тонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения нитей, название происходит от места, где была создана французским ткачом Франсуа Батиста, жившим в городе Камбре в XIII веке. Кембрик схож с батистом по технике исполнения, но в отличии от изготовленного из отбеленного сырья батиста, изготавливается из неотбеленного или предварительно окрашенного сырья. В результате ткань приобретает ровную окраску, одинаковую с лицевой и изнаночной стороны.], подрезанного так, чтобы его необработанные края не сыпались. Чаще всего использовались светлые оттенки, такие как светло-красный, светло-серый и серебристо-серый. В зависимости от размера книги и предполагаемой ширины соединения, ткань нарезалась полосами шириной в 2-2,5 дюйма. Ткань подклеивалась только по краю белого листа.

После высыхания свободный лист складывался тканью вовнутрь.

После этого сложенный край складывали повторно, чтобы сформировать защитную складку шириной примерно 3/8 дюйма. Данная защитная складка оборачивалась и крепилась к первой или последней тетради. (Рисунок 20) Использование такой складки позволяет сделать крепление форзаца скрытым, придавай ему аккуратный, цельный вид. Генри Марсден, описавший данный немецкий способ тканевого соединения, активно интересовался у коллег сложностями, возникшими у них при использовании данного способа.

В апрельском выпуске «International Bookbinder» за 1902 г. Герман Стенгал оспорил крепость немецкого способа крепления форзацев Генри Марсдена с помощью ткани. Стенгал сказал, что первая и последняя тетради «могут очень легко оторваться». Он разработал форзац с тканевым соединением, который по его мнению отличался «превосходной крепостью и аккуратностью». Этот форзац состоит из двух белых фолио, одного мраморного и одной полоски ткани или кожи шириной 2- 2,5 дюйма и одной полоски муслина в 3/16 дюйма. Тканевая полоска вклеивается между двумя белыми фолио.

Мраморное фолио клеится поверх одного из белых.

Следующим шагом внутренний лист (лист, обращенный к книжному блоку) складывается вокруг мраморного фолио, формируя пустой лист.

Этот форзац пришивается через среднее фолио как отдельная тетрадь в составе книжного блока. После шитья полоска муслина в 3/16 дюйма наклеивается между форзацем и книжным блоком. (Рисунок 24) Можно сэкономить время изготовив набор таких форзацев заранее и просто используя их по мере надобности.

Генри Марсден выносил на обсуждение еще один вариант форзаца с тканевым соединением, применявшийся на рубеже 19-20 веков. Этот форзац использовался специально, чтобы скрепить тяжелый переплет, в котором крышки не были соединены с книгой. Полоса соединительной ткани шириной в 1-1,5 дюйма приклеивалась на 1/4 дюйма к фолио белой бумаги.

Если в составе форзаца использовалась мраморная бумага, то одинарный ее лист приклеивался сверху так, чтобы едва прикрыть край тканевой полосы.

Второй свободный белый лист оборачивается вокруг лоскута ткани.

После этого форзац приклеивают на книжный блок. Шитье не применяется. Непосредственно перед приклеиванием крышки свободный лист обрывают. Края тканевой полосы подрезают диагонально, оставляя некоторый промежуток между краями крышки и текстового блока.

Диагональные срезы начинаются от границы крышки, ткань подрезали и приклеивали. Иногда могли делать наоборот, сначала склеивать с крышкой, а потом подрезать с помощью острого ножа. Обрезка после склеивания позволяет переплетчику начать срез ровно от края крышки. Далее приклеивался лист мраморной бумаги, предназначенный для покрытия внутренней стороны обложки. Он располагается с отступом в 1/8 дюйма от внутреннего края крышки. (Рисунок 29) При таком расположении сгибание и разгибание будет изнашивать только соединительный материал.

Несшиваемые соединения из тонкой кожи, такой как скивер [skiver {ʹskaıvə}  — тонкая зернистая кожа, выделанная из наружного слоя шкуры овцы, ягненка или козы, обработанная сумахом и окрашенная, прямого перевода на русский не нашел, потому взял просто кальку], изготавливаются практически так же, как было описано выше. Тканевые соединения, как водится, оказались значительно крепче. Использованнные для соединений полоски кожи шерфовались до той же толщины, что подвороты кожи, покрывающей крышку, и подрезались по углам так, чтобы граница их совмещения проходила по биссектрисе образованного прямого угла крышки.

Итак, полоса кожи приклеивается, но перед ее натяжением, необходимо сделать, чтобы она перекрывала лист форзаца на как можно меньшую ширину, не более 3/10 дюйма (7,5мм) от угла между краем форзаца и торцом крышки. И уже после этого кожа растягивается по поверхности крышки.

Необходимо помнить, что по мере высыхания кожа сократится, поэтому если вы натянете ее на крышку слишком туго, то высохнув, она будет тянуть за собой лист форзаца. Поскольку кожаное соединение было не только менее износостойким чем тканевое, но и занимало больше времени на изготовление, его применяли в основном с целью сделать переплет «богаче».

В 1902 году Дуглас Кокерелл ввел в использование зигзагообразный форзац, состоящий из трех белых фолио, склеенных вместе.

Лист А1 оборачивается вокруг Б, образуя пустой лист.

На листе А2 формируется вторая складка, создавая тот самый зигзаг, дающий название способу.

Третье фолио помещается между Б2 и А2. Далее форзац прошивают как еще одну тетрадь в составе текстового блока через фолио В. Каждый разворот такого форзаца раскрывается полностью, а благодаря складке-зигзагу крышка не тянет за собой листы при раскрытии.

Впоследствии возникает множество вариаций форзацев с зигзагообразной складкой, которые в том числе включают в себя мраморную бумагу. На рисунке ниже мраморная бумага вклеена в фолио Б.

По причине того, что данный форзац был составлен из множества слоев, порой он оказывался слишком жестким, делая невозможным полное раскрытие в случае с книгами маленького формата.  Появилась иная вариация, в которой для соединения служил пергамент. Она состояла из одного пергаментного фолио, одной кожаной полоски и одиночного бумажного листа. Согласно Дугласу Кокереллу, участки, по которым шли сгибы, формирующие зигзаг, тонко шерфовались, а после проклеивалась японской бумагой. Оба пергаментных фолио прошивались на сгибе, поскольку проклеивание не давало нужной надежности соединения между пергаментным фолио и свободным листом. Однако же, данная прошивка нивелирует преимущество, которое дает зигзаг. Склонность пергамента скручиваться  или усыхать под воздействием тепла заставила переплетчиков отказаться от подобной конструкции форзацев, за исключением разве что переплета тяжелых книг с деревянными крышками и застежками.

Так же в качестве декоративного материала при изготовлении форзацев с зигзагом использовался шелк. Его вклеивали в фолио Б так же, как в случае с мраморной бумагой; кожаное соединение также применялось в этой конструкции (Рисунок 39). Данный форзац обрезали вместе с блоком, после чего обрез золотили, что, помимо декоративной функции, предохраняло край шелка от осыпания. Эдит Диль в своей книге «Переплетное дело: его основы и техника» (Edith Diehl «Bookbinding: Its Background and Technique»)  предлагает наносить на обрезанные края шелка клей, чтобы предотвратить их осыпание в случае, если обрезы книги не золотят.

Часто при использовании кожи для изготовления зигзагообразного форзаца лист А1 и вовсе не использовался, а край кожи вклеивали во внешнюю складку зигзага вместе с пустым листом. Соединения также могли быть сделаны из льна или других тканей. В целом складывается впечатление, что тканевые соединения получались значительно прочнее кожаных, поскольку кожу для соединений приходилось шерфовать крайне тонко. В силу большой вариативности исполнения, зигзагообразные форзацы приобрели широкую популярность.

Французы разработали еще один популярный стиль форзацев включающий внутреннее покрытие шелком или атласом, называемое doublure (произносится как «дублюр») — в русский язык этот термин перекочевал как «дублюра» и стал обозначать форзац изготовленный не из бумаги (шелковый, муаровый, пергаментный, порой из опойка, сафьяна, с тиснением или даже инкрустацией, при этом нередко подвороты покровной кожи широкие — до 3-4см — и тисненые золотом). Данный способ вырос из нелюбви французов к резким переходам между декоративными материалами и обыкновенной бумагой. Лист белой бумаги вырезали по размеру чуть менее страницы книжного блока. По ширине лист должен соответствовать расстоянию от края кожаного фальца до переднего обреза блока, то есть на 1/8 дюйма уже страницы, а по высоте быть меньше блока на две толщины шелка.  Далее шелк обрезался по данному листу плюс 3/8 дюйма с каждой стороны на подгибы. Шелк необходимо обрезать крайние аккуратно и чисто, поскольку он склонен к осыпанию крайних нитей, что может привести в итоге к весьма неприглядному состоянию. Далее шелк размещается лицевой стороной вниз на чистой поверхности, на край бумаги тонким слоем наносится клей, сам лист бумаги размещается по центру листа шелка клеевой стороной вверх. Углы шелка подрезаются близко к углам бумаги и края шелка загибаются вокруг листа. Загибы должны быть сделаны плотно, чтобы получить ровные правильные края, но не слишком, дабы не стянуть их. Пока склейка из бумаги и шелка сохнет, приклеивается кожаный фальчик [соединение].

Когда шелк и бумага высохли, их приклеивают к первому листу форзаца, тщательно следя за совпадением всех сторон — края фальчика и срезов блока. Под крышку кладется чистый лист жести, после чего книга ненадолго зажимается в прессе, чтобы склейка произошла равномерно по всей поверхности. До полного высыхания книга остается открытой. Подобным образом можно декорировать саму крышку, расположив шелковую вставку поверх загибов покровного материала обложки и кожаного фальчика. Недостатками подобной конструкции форзаца считаются его толщина и склонность к деформации.

В попытках решить проблемы избыточной толщины и деформации материала был разработан другой тип шелковой дублюры. (Рисунок 41)  Из белой бумаги вырезался лист, превышающий по размерам свободный лист форзаца, с направлением волокна вдоль узкой стороны листа. Шелк отрезался еще большего размера, но с направлением долевой вдоль длинной стороны листа и проклеивался слабым крахмальным клейстером. При обильном проклеивании клейстером обычной густоты, он мог просочиться сквозь ткань и образовать пятна на лицевой поверхности. После нанесения клея шелк прикладывали к заранее приготовленному листу бумаги и проглаживали рукой. Мелкие складки и морщины, могущие появиться на этом этапе устранялись с помощью слегка увлажненной губки. Таких шелковых дублюры изготовлялось две штуки — по одной на крышку и на свободный лист форзаца. После высыхания происходит обрезка по размеру. Перед вклеиванием дублюр непосредственно в книгу небольшое количество клейстера средней липкости берут на кончик пальца и аккуратно наносят на кромки чтобы закрепить их и предупредить осыпание. Для этой же цели могли использовать яичный белок или лак для закрепления ткани, но они имели свойство окрашиваться. И, наконец, после этого дублюры вклеивали на место.

[Видео по склеиванию шелка и бумаги https://www.youtube.com/watch?v=_CNSlTpI0Gg]

Форзац из подобной склейки шелка и бумаги может быть изготовлен и в виде фолио вовсе без кожаного фальчика (Рисунок 42), но недостатком такого способа является то, что даже имея обработанный край, со временем шелк все равно начнет осыпаться и терять эстетическую привлекательность.

Популярность обрел эффект мокрого шелка. Он был открыт, когда было замечено, что после проклейки при высыхании клея там, где влага пропитала ткань насквозь, образуются росчерки. После этого куски шелка, идущие на внутренний покров крышки и на свободный лист форзаца стали увлажнять таким образом, чтобы рисунок на них совпадал. Какое-то время даже производились шелка с повторяющимся «мокрым» рисунком специально для переплетного дела, но со временем спрос упал и производство прекратилось. Да и при необходимости «мокрый» шелк легко можно было изготовить прямо в мастерской. Для этого нужно вырезать два куска размером превосходящих габариты книги, смочить их с изнаночной стороны чистой водой, подождать, пока она впитается, а затем сложить фрагменты вместе лицевой стороной друг к другу, соблюдая общее направление долевой нити и поместить между двумя чистыми листами сухой бумаги. Далее полученный бутерброд вкладывается между двумя гладкими ровными досками и помещается в пресс на две или три минуты. После прессовки куски шелка извлекаются и так же, сложенные вместе, сушатся. После высыхания вы обнаружите на обоих отрезах одинаковый рисунок.

Разнообразные материалы использовались для изготовления дублюры, но наиболее широко — кожа.  Порой для форзацев брались весьма необычные материалы, например в экземпляре басен Эзопа работы английских переплетчиков Сангорски и Сатклиффа дублюры сделаны из кожи гремучей змеи. Французская детская книга с прописью и картинками датированная примерно 1860 годом имела с внутренней стороны крышек покров из тяжелых толстых картонок, на которых были прорезаны буквы и цифры, служившие для тренировок в правописании. Еще раньше в Вене в 1765 году был изготовлен календарь, передняя крышка которого была покрыта изнутри зеленой глазурованной бумагой, а задняя — маленьким зеркалом. Выбор материалов для дублюр и форзацев стал для переплетчиков способом проявить творческий подход и изобретательность.

Следующий ниже набор примеров содержит конструкции форзацев используемые и в настоящее время в различных целях. Данная подборка составлена из материалов мастер-класса Дональда Этерингтона и Кристофера Кларксона, который те давали в сентябре 1973 года.

Пример 1 демонстрирует простой форзац с крепким тканевым соединением и фальцем из японском бумаги. Фальчик из японской бумаги, будучи обернутым вокруг первой тетради, скрывает зазор между нею и форзацем.

Пример 2 является вариацией первого с фальчиком из ткани приклеенным на сгиб белого фолио и фальчиком из японской бумаги на первой тетради, где эти два фальчика склеены между собой. Таким образом фальчик из японской бумаги скрывает тканевый и помогает при шитье форзаца в составе блока.

Пример 3 это еще одна вариация первого, здесь вместо одного белого фолио используется два, что дает больше свободных листов.

Форзац, представленный в примере 4 (А и Б) составлен из загнутых с краю одиночных листов. Очень важно расположить загнутые края ступенчато, чтобы не создать резкого перехода по толщине, который создаст пробел между форзацем и первой тетрадью при раскрытии. Такой форзац подходит для книг большого формата, когда размеры бумаги не позволяют сделать фолио, соответствующие габаритам книжного блока.

В примере 5 показан форзац, состоящий из белого и мраморного фолио, которые склеены вместе, образуя жесткий свободный лист форзаца. При склеивании клейстер наносится на белое фолио, это нужно для того, чтобы при открытии свободный жесткий лист был притянут к текстовому блоку, а не от него.

Пример 6 является вариацией примера 5. Единственное отличие — пустой лист приклеен поверх  мраморного фолио и находится под тканевым фальчиком, а не поверх него, что способствует сохранности мраморной бумаги при отделении (перелистывании) пустого листа. Кроме того подобное расположение пустого листа может помочь в процессе переплета — сгиб вдоль линии подклейки пустого листа к мраморному фолио дает визуальный ориентир для размещения крышки.

Пример 7 это еще одна разновидность сборного форзаца, известная также как гибкая. Вместо полного склеивания мраморного листа и пустого, здесь их склеивают только вдоль сгиба со стороны корешка. Мраморное фолио при этом фальцуется так, чтобы примыкающий к блоку лист был шире на четверть дюйма. Далее эту самую разницу подгибают в сторону белого фолио и приклеивают по ширине загнутой кромки. Данная конструкция позволяет получить очень гибкий свободный лист форзаца в противоположность примеру выше.

Пример 8 это сборный форзац с использование тканевого фальчика и жесткими листами часто используемый при переплете гроссбухов. Склеивается он с помощью ПВА и весьма износостоек.

Пример 9 это конструкция на основе тканевого соединения с гибким свободным листом.

Пример 10 (А, Б) демонстрирует форзац с кожаным соединением. Для лучшей адгезии при приклеивании его стоит обработать абразивом со стороны бархотки. Кожаный шарнир с одной стороны крепится к книжному блоку, а с другой к крышке. Далее крышка изнутри покрывается одиночным мраморным листом.

Пример 11 это зигзагообразный форзац с кожаным фальчиком. Внутреннее покрытие крышки мраморной бумагой аналогично примеру 10.

Пример 12 представляет собой вариант используемый в коммерческом переплете (то есть в тиражных изданиях, а не единичных авторских работах) при ручной сборке переплета на книгах прошитых через край. Этот форзац пришивается к книжному блоку через проколы за проклеенную кромку.

Форзац в примере 12Б также используется в коммерческом переплете.

А вот еще пример из коммерческого переплета: такой форзац прикрепляется шитьем через край при добавлении тетрадей или одиночных листов.

Пример 13 также относится к коммерческому переплету, его отличие от прошлых заключается в том, что используется три одиночных листа вместо одного одиночного и одного фолио. Такой подход применяется при работе с большими книгами.

Форзацы

Пример 14 это зигзагообразный форзац без укрепляющего фальчика, он сделан из всего лишь одного фолио. Такой форзац часто делают из мягкого пергамента, чтобы он был максимально раскрываемым.

Примеры 15 А, Б, В это форзацы, разработанные Кристофером Кларксоном специально под мягкий пергамент. Они гораздо прочнее представленных в примере 14.

Это всего лишь несколько примеров форзацев, используемых в наше время. Возникают новые проблемы, такие как крепление форзаца к несшитому блоку без прокалывания или без нанесения клея на внешние листы блока при клеевом соединении. Многие инновации вносятся в конструкцию форзацев и поныне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector