восстановить пружину – Термообработка – Металлический форум

▷ обзор пластиковых и металлических пружин для переплета и рекомендации по их применению • пример изготовления блокнота с помощью брошюровщика –

Для придания современной полиграфической продукции (брошюрам, календарям и блокнотам) качественного внешнего вида, а также для более удобного использования подобных изделий, используют пружины для перелёта, соединяя ими не только листы бумаги, но и картонные и пластиковые обложки.

И здесь, очень важное значение имеет, правильный выбор пружины – от этого зависит, как качество переплетаемого изделия, так и его эргономичность.

Используемые в полиграфии пружины для переплета, делятся на два вида:

Пластиковые пружины – имеют сравнительно низкую стоимость, различную цветовую гамму и обеспечивают раскрытие брошюры на 180 градусов. Помимо этого, нельзя не отметить и их основное достоинство – пластиковые пружины позволяют проводить многократную расшивку/сшивку брошюр для добавления или изъятия листов, причём без малейшего ущерба для функциональности и внешнего вида самих пружин. Максимального диаметра таких пружин (51 мм) более чем достаточно для выполнения переплёта до 480 листов бумаги (плотностью 80 гр/кв.м.).

Пластиковые пружины для переплета

Приведённая ниже таблица позволяет правильно подобрать требуемый диаметр пластиковой пружины:

Количество листов (бумага 80 гр/м.кв.)

Диаметр пружины, мм

До 15

4,5

15 – 30

6

30 – 50

8

50 – 70

10

70 – 90

12

90 – 110

14

110 – 130

16

130 – 170

19

170 – 190

22

190 – 220

25

220 – 250

28

250 – 280

32

280 – 340

38

340 – 410

45

До 480

51

Металлические пружины – изделие, представляющее собой стальную проволоку, выполненную на специальных станках в виде двусторонних крючков. Имея чуть более высокую цену, они обеспечивают качественный и надёжный переплёт, позволяя раскрывать полученную брошюру на 360 градусов. Вместе с тем стоит отметить, что использовать их можно, только лишь раз – разжимание пружины приводит к её деформации и, как следствие, к потере презентабельного внешнего вида и надежности переплета. Цветовая гамма не столь многообразна, как у пластиковых пружин, и зависит от цвета того нейлонового покрытия, которые было нанесено на проволоку перед её формированием. Наиболее часто можно встретить пружины белого, чёрного, бронзового и серебристого цветов.

Металлические пружины для переплета

Использование металлических пружин для переплёта позволяет придать изделию более дорогой внешний вид, подчеркнув его стиль и элегантность.

Поставка металлических пружин, кроме типичных размеров, которые нарезаны под стандартные форматы бумаги, может осуществляться и в бобинах.

Пружины для переплета в бобинах

При выборе пружины, для точного её попадания в проделанные перфорационные отверстия, следует правильно подобрать шаг, который должен быть таким же, как и шаг перфорации.

Шаг пружины

Стандартным вариантом является шаг 3:1, который применяется для всех видов полиграфической продукции, включая тетради и брошюры. Максимальный диаметр металлических пружин с этим шагом составляет 14,28 мм (9/16″), чего вполне достаточно для брошюровки до 120 листов плотностью 80 г/кв.м. Используются в изделиях, толщина которых, как правило, не более 10-12 мм.

В изделиях толщиной более 10-12 мм используются металлические пружины с шагом 2:1. Диаметры металлических пружин с этим шагом от  12,7мм (½”) до 32 мм (1 ¼″). Используются для альбомов и презентационных каталогов.

Диаметр пружины в сжатом
состоянии, мм (дюйм)

Количество сшиваемых
листов 80 гр/м.кв.

Максимальная толщина
сшиваемого блока, мм

Шаг 3:1

6,4 (¼)

До 30

4,5

7,94 (5/16)

До 50

6

9,52 (3/8)

До 60

7,5

11,11 (7/16)

До 80

9

12,7 (½)

До 100

10,5

14,28 (9/16)

До 120

12

Шаг 2:1

12,7 (½)

До 100

10,5

14,28 (9/16)

До 120

12

16 (5/8)

До 135

13,5

19 (¾)

До 160

16

22 (7/8)

До 190

19

25,4 (1)

До 220

22

28,5 (1 1/8)

До 250

25

32 (1 ¼)

До 280

28

Диаметр пружины указывает максимальную толщину соединяемого блока. При использовании ручного оборудования для брошюровки стоит обратить внимание на силу сжатия. Если приложить больше усилий чем необходимо, то пружины будут приплюснуты. Это скажется на раскрываемости изделия и, разумеется, на внешнем виде. Если же не дожать, то листы будут выпадать из переплета.

В качестве примера изготовим обычный блокнот.

  1. Готовим обложку и “содержимое”. В нашем случае “содержимым” блокнота будут обычные листы “офисной” бумаги 80 гр/м.кв.
  2. Пружины для переплета

  3. Брошюровщиком делаем перфорацию с необходимым шагом для выбранной пружины.
  4. Пружины для переплета

  5. Аккуратно одеваем крючки пружины на перфорированные отверстия.
  6. Пружины для переплета

  7. Перед зажимом пружины убедитесь, что все листы находятся в необходимом порядке! Зажимаем пружину в брошюровщике.
    Обычно соединения крючков металлической пружины «прячут» под задней обложкой или под последним листом. В нашем случае это не критично.
  8. Пружины для переплета

  9. Блокнот готов.
  10. Пружины для переплета

Вы можете доверить нам восстановление ваших драгоценных книг!

Ведь у нас работают настоящие знатоки своего дела, которые ещё и учат других этому искусству. Восстановление книг – это призвание и талант, мастер должен суметь взглянуть сквозь время и увидеть подлинный, первоначальный облик книги. Именно такие люди работают в «Раритете».

РЕМОНТ И РЕСТАВРАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КНИГИ

Укрепление выпавших листов книги

Выпадающие листы можно легко обнаружить по обрезу книги, из которого они выступают. Для укрепления выпавшего листа в разъеме тетради готовой книги необходимо проверить прочность крепления последующих листов. Лучше всего выпавший лист вклеить в разъем тетради, намазав его фальц с двух сторон крахмальным клеем не более чем на 4 мм.

Перед промазыванием фальца выпавшего листа надо сделать подкладку из макулатурной бумаги, а на лист наложить полоску бумаги, закрывающую его.

Вклеивание листа производят следующим образом: книгу раскрывают в разъеме выпавшего листа и в таком положении приклеивают его к корешковой части с точным выравниваем по тексту и обрезу. Для того чтобы края не выступали за пределы обреза, надо притянуть его к сгибу тонкой цинковой пластиной, которую вставляют в середину выпавшего листа. Положив книгу корешком к себе, пластинкой прижимают лист как можно плотнее к корешку, от чего лист встает на свое место

и края его сравниваются с обрезом. Книгу в закрытом виде оставляют до полного высыхания клея.

Когда клей высохнет, лист следует отогнуть по склейке и тем самым создать шарнир для свободного раскрывания его при перелистывании книги.

Починка листов, разорванных по тексту

Чтобы хорошо починить разорванный по тексту лист, надо прежде всего установить расположение волокон в бумаге самой книги и в папиросной бумаге, взятой для починки.

Папиросную бумагу раскраивают на полосы разных конфигураций по линии разрывов в долевом направлении. Под разорванный лист подкладавают гладкую цинковую пластину или лист стекла. Маленькой кистью промазывают место разрыва с отступом от краев не более чем на 1 см.

Лист как можно аккуратнее расправляют на цинковой пластине и на промазанное место накладывают полоску папиросной бумаги, которую осторожно притирают через фильтровальную или бюварную бумагу, удаляющую излишки клея. Книгу в раскрытом виде оставляют для просушивания склейки в естественных условиях.

Через 15 мин заплату прокладывают бумагой с двух сторон, закрывают книгу и кладут ее под легкий груз, в результате чего лист распрямится и склейка будет прочной и чистой — текст можно будет легко читать. После высыхания лишние края папиросной бумаги отрывают, а следы разрывов разглаживают кисточкой.

Для починки разорванных листов книги приготавливают рабочий раствор специального крахмального клея из 30 %-ной пшеничной муки. В эмалированную миску высыпают 10 г пшеничной муки и заливают 150 мл дистиллированной или кипяченой холодной воды, хорошо размешивают до получения сметанообразной массы и варят на водяной бане до кипения.

Подклеечная бумага не должна иметь складок, иначе не будет виден текст.

Проклеивая разорванные по тексту листы, следует как можно лучше расправлять морщины и складки кистью и одновременно снимать лишний клей косточкой

или отшлифованной пластиной через фильтровальную бумагу.

При наращивании и укреплении полей книги наклейка бумаги должна иметь цвет и оттенок тиражной бумаги и строго симметричное расположение.

Наращивая износившиеся от истирания пальцами углы, нельзя допускать заклейки сигнатур.

Восстановление утерянных листов книги

Недостающие листы книги перепечатывают из другого экземпляра этой книги на пишущей машинке, сохраняя при этом формат и поля реставрируемой книги, затем ставят соответствующие колонцифры на отпечатанном тексте. При замене одного листа просто приклеивают новый на место утраченного.

Восстановление порванных страниц книги

Иногда в книге обнаруживают оторванные края листов и порванные листы в корешке. В этом случае площадь листа доводят до прежних размеров путем наращивания его: текст восстанавливают по другой книге. Полоски печаткой бумаги, одинаковой по цвету с бумагой ремонтируемой книги, намазывают крахмальным клеем, расстилают по столу и на них накладывают порванные края листов. Затем, расправив складки, тщательно притирают порванные края к намазанной клеем полоске бумаги.

Если оторваны углы, их наращивают такой же бумагой с той лишь разницей, что клеем намазывают края листа книги и к нему приклеивают вырезанную по форме заготовку.

Укрепление ветхих углов и кромок книжных листов

Чаще всего приходят в ветхое состояние углы книжных страниц или их кромки. Такие страницы укрепляют папиросной бумагой или калькой, нарезанной полосками или уголками с припуском 15-20 мм в сторону кромок. Лист покрывают клеем, затем равномерно на-кладывают на него папиросную бумагу.

При образовании морщин или вздутий следует приподнять папиросную бумагу за один конец по продольному направлению, слегка натянуть и снова опустить, затем прикатать валиком через фильтровальную бумагу. Так же укрепляют и вторую сторону страницы. Загнутые углы страниц расправляют влажным марлевым тампоном, после чего книги должны находиться под прессом до высыхания.

При подклейке и укреплении страниц неразобранной книги следует не забывать прокладывать ремонтируемые страницы тонким картоном или бумагой, чтобы не запачкать клеем смежных страниц. При сушке отремонтированных страниц их также прокладывают бумагой. Книгу закрывают и оставляют под небольшим грузом до полного просыхания.

Укрепление выпавшей тетради

Каждая тетрадь удерживается в книжном блоке скобами проволоки или стежками ниток на корешковом материале. Дополнительное скрепление клеем смежных тетрадей между собой в книге в процессе заклейки корешка книжного блока лишь придает жесткость корешку блока, необходимую для обеспечения его дальнейшей обработки, и закрывает просвет между сгибами соседних тетрадей.

Укрепить выпавшую тетрадь с помощью одного клея или полоской бумаги нельзя, так как она не будет долго держаться и снова выпадет из книги. Поэтому укрепление ее производят следующим образом: сначала тетрадь прошивают скобами проволоки или нитками. Скоб должно быть не менее 3-5 (в зависимости от формата книги), а стежков ниток по 1 см — 5-6.

Книгу раскрывают в том месте, откуда выпала тетрадь, т. е. делают разворот книги для того, чтобы расширилось место нахождения тетради и обнажился корешковый материал (тесьма или марля).

Одновременно при помощи макулатурных бумажек промазывают обе стороны сгиба выпавшей тетради на 4 мм и место расположения тетради в книге по расколу.

Тетрадь вставляют на свое место и плотно притягивают к корешку книги при помощи цинковой пластины, как это делается при вклейке выпавшего листа, и оставляют до полного высыхания клея. Затем тетрадь дополнительно пришивают к корешковому материалу. Для этого книгу открывают посередине — между отставом и корешком блока получается просвет, создающий условия для пришивания тетради по краям корешка.

Иголку с ниткой пропускают изнутри корешка блока в середину разъема тетради на расстоянии 15 мм от края и выводят наружу. Вслед за этим вторично проводят нить внутрь корешка и затягивают ее. Таким образом, тетрадь будет плотно пришита к краю корешка блока и крепко держаться.

После этого иголку с ниткой проводят через отверстие между отставом и корешком блока к другому краю и также пришивают край тетради к корешковому материалу книжного блока. Конец нитки закрепляют узлом и клеем. Чтобы нитка не была видна на каптале, перед шитьем его слегка отрывают от корешка косточкой и после того, как тетрадь пришита, вновь приклеивают с помощью косточки, на которую набирается клей.

Вставка выпавшей тетради с обнажением доступа к корешку

Прежде всего в этой операции обнажают корешок книжного блока. На задней сторонке крышки по краям тесьмы (или марли) делают надрез переплетным ножом и отделяют ее от картонной сторонки вместе с частью форзаца.

Предварительно исправленную, с хорошо выровненными листами тетрадь вставляют на свое место и пришивают через корешковый материал к блоку. Концы нити закрепляют за корешковый материал. Поврежденные места на корешке промазывают клеем и корешок оклеивают бумагой, таким образом окончательно закрепляя нити.

Далее поврежденные места вновь заклеивают папиросной бумагой и дают клею высохнуть в течение 5 мин. Затем, открыв книгу, промазывают крахмальным клеем места соединения пришитой тетради с соседними, вставляют цинковую пластину в разъем и прижимают (притягивают) ее к корешку блока, тем самым выравнивая по корешку и обрезу.

Чтобы не запачкать внутренние листы, их закрывают макулатурной бумагой, оставляя лишь места, подлежащие смазке клеем по расколу с припуском 3 мм с каждой корешковой стороны наружных листов смежных тетрадей.

Книгу с оставленной внутри тетради цинковой пластиной просушивают в течение 1 ч, пока не высохнет клей. Затем подкладывают макулатурный лист бумаги под концы тесем или марли и оставшегося форзаца, промазывают их клеем из пшеничного крахмала. Вынимают запачканную клеем макулатурную бумагу и на ее место вставляют новую.

Заднюю сторонку крышки закрывают с натягиванием корешка, выравнивают канты, проглаживают рубчик косточкой и, не выпуская книги из рук, кладут под груз для просушки в течение 2 ч.

После этого заднюю сторонку крышки выклеивают форзацной бумагой того же цвета, хорошо притирают через макулатурную бумагу косточкой, прокладывают изнутри листом плотной бумаги и прессуют с прокладкой книги сверху и снизу картоном и переплетными досками.

Чтобы закрыть поврежденный форзац, можно вместо полной выклейки наклеить полоску форзацной бумаги на корешковую часть.

Замена разрушенных форзацев

Эту операцию выполняют в такой последовательности. Внутреннюю половину форзаца осторожно отрывают от титульного листа, а внешнюю — от крышки и подчищают косточкой рваные места.

На место удаленного форзаца приклеивают новый. Предварительно по фальцу тетради и ребру сторонки приклеивают узкую полоску марли или ткани. Это обеспечивает большую прочность нового форзаца. Если концы марли или шнуров ослабли, их следует подклеить либо укрепить полоской ткани.

Подшивка первой и последней тетрадей к блоку

Очень часто можно видеть отделившиеся от блока первые и последние тетради, на которые падает основная нагрузка при раскрывании крышек. В этом случае разброшюровывать всю книгу не следует. Такие тетради необходимо вновь подшить к блоку. Блок отделяют от крышки, оставляя целыми концы марли.

Корешок блока очищают от клея и бумаги. Отпавшие тетради освобождают от скоб проволоки или стежков ниток и вновь пришивают к блоку. Чтобы шитье было прочным, надо сначала вторично пришить к марле две предшествующие тетради. Например, если пришивается первая оторванная трехсгибная тетрадь, то шитье надо начинать с третьей тетради.

Для этого книгу кладут на стол, раскрывают третью тетрадь посередине между 40-41 страницами и пришивают ее 4-5 стежками так же, как и при обычном шитье на тесьмах. При этом конец нити в 15-20 мм остается снаружи. Затем раскрывают книгу посередине второй тетради между 24-25 страницами и также прошивают ее.

После прошивки нить хорошо натягивают и связывают оставшимся концом. Таким образом скрепляют третью и вторую тетради. После этого прошивают выпавшую первую тетрадь до головного плетешка, нить снова натягивают и захлестывают за соседние тетради и за марлю.

При подшивке книг с сохранившимся шитьем, но с оторванными первыми тетрадями лучше всего сделать новый прошивной форзац с тканевыми фальцами и подшить его вместе с первыми тетрадями, а затем приклеить стержень ко вторым тетрадям, заклеить корешок, закруглить, наклеить каптал, оклеить корешок блока бумагой и изготовить крышку.

Реставрация крышки переплета

Восстановление переплетной крышки заключается в укреплении ее краев и уголков. Края крышки с расслоенным картоном смазывают костным клеем так, чтобы он проник внутрь картона. Картон выправляют и просушивают. После этого крышку окантовывают и укрепляют уголки: края переплета окантовывают полосками бумаги, подходящими по цвету, а уголки крышек делают из ткани.

Полоски окантовки по ширине должны равняться ширине разрушенной по краю обложки с припуском 15 мм на загибку. Полоски промазывают крахмальным клеем, накладывают ровно на края картонных сторонок

крышки, притирают и загибают концы внутрь крышки. Для того чтобы не закрылись тканевые уголки, края полосок срезают под углом.

Если порван корешок крышки, его подклеивают с обратной стороны тонкой тканью, а затем вклеивают новый отстав.

Для сохранения печати на корешке крышки его изнутри подклеивают тонкой тканью и тщательно расправляют ткань крышки в порванном месте. Если же порван и отстав, его заменяют новым, более прочным. При этом отгибают ткань с внутренней стороны косточкой, промазывают новый отстав клеем, подкладывают его под загибку, которую снова промазывают клеем и хорошо притирают к отставу, по которому затем наклеивают тонкую ткань.

Укрепление кантов переплетной крышки

Потертые углы и канты переплетной крышки лучше всего укреплять полоской коленкора, но можно и плотной бумагой. По краю переплетной крышки отделяют от картона форзац и покровный материал, его рваные края подравнивают. Соответственно длине переплетной крышки и ширине потертых мест выкраивают полосу с припуском по 10 мм с каждой стороны.

Припуски по ширине заклеивают с одной стороны под форзац, с другой — под покровный материал, а по длинной стороне подгибают на угол и приклеивают под форзац. При подвертывании полоски на уголках линий материал срезают так, чтобы он ложился на крышку в один слой.

В далеком 1990-м книга еще считалась лучшим подарком среди школьников. И вот подруга подарила мне роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Книга стала любимой, и это отразилось на ее состоянии: зачитана до дыр. Истрепалась и отвалилась мягкая обложка, порвался титульный лист.

Пришлось изучить азы реставрации — заклеивать скотчем образец изящной словесности не хотелось. У меня не было цели сделать книгу новой, хотелось сохранить винтажный стиль, поэтому я не разглаживала каждую морщинку, не стремилась к идеальности при реставрации.

Материалы и инструменты:

  • коврик для резки,
  • небольшой отрез ткани,
  • плотный картон,
  • мягкий картон,
  • бумага для пастели,
  • марля,
  • бумага для выпечки,
  • узкий двусторонний скотч,
  • острый канцелярский нож,
  • ножницы,
  • карандаш,
  • линейка,
  • клей ПВА,
  • кисти,
  • пресс (стопка книг).

Для восстановления книги нужно укрепить блок, подклеить титульный лист, сделать новые форзацы и твердую обложку.

Прежде чем скреплять блок, необходимо было отремонтировать титульный лист. Я использовала пищевой пергамент, потому что страницы книги пожелтели от времени. Мне понадобились две неширокие полоски пергамента. Одну полоску я приклеила к титульному листу с обратной стороны, другую — на лицевую часть. Положила книгу под пресс — стопку книг.

Чтобы укрепить блок (корешок), я вырезала из обычной марли прямоугольник, соответствующий размерам корешка. Торец книги смазала клеем и приклеила марлю. Можно приклеить два-три слоя марли, промазывая клеем каждый. Последний слой марли снаружи также смазала клеем и положила книгу сушить под пресс до полного высыхания. Лишнюю марлю, выступающую за корешок, обрезала после сушки.

Для форзаца можно взять цветную бумагу для скрапбукинга или листы для пастели. Обычная бумага для принтера тоже подойдет. Я выбрала оберточную бумагу в цветочек — классические английские розы.

Бумагу сложила по длине пополам. Получился форзац, состоящий из двух листов, которые по размеру соответствуют длине и ширине страницы.

Сложенной стороной (сгибом) приклеила форзац к титульному листу, отступив от края корешка пару миллиметров по всей длине книги. Второй форзац сделала точно так же и приклеила на последнюю страницу книги.

Для новой обложки мне понадобилось два листа плотного картона и небольшая полоска мягкого картона для корешка. Размер каждого листа обложки равен размеру страницы книги плюс 5 мм с каждой стороны. Длина картона для корешка должна быть равна длине обложки и ширине корешка.

Я скрепила обложку и корешок марлей и клеем. Картон нужно разложить, как на фото, оставляя между корешком и обложкой зазоры в 2 мм. Иначе после высыхания марля сильно натянется, и обложка будет плохо сгибаться.

Для прочности крепления лучше взять несколько слоев марли. Ширина марли должна быть на 2-3 см больше ширины корешка.

Наложила марлю на картон, смазала каждый слой клеем — и под пресс. Внимание! Чтобы обложка не приклеилась к прессу, проложите ее с двух сторон пищевой пленкой или полиэтиленовыми пакетами. Сушить обложку нужно несколько часов до полного высыхания.

В качестве переплетного материала я использовала лен. Мне кажется, эта ткань подходит для обложки старинного дамского романа. Ткань выкраивается по развернутой обложке, плюс 2 см припуска с четырех сторон.

Лен нужно разложить лицевой стороной вниз, на нее положить обложку, зафиксировать чем-то тяжелым, чтобы ткань и обложка не сдвигались. У меня получились слишком маленькие припуски, т.к. лоскут льна остался от рукоделия, и даже пришлось сшивать его из двух кусков. Из-за маленьких припусков было сложно соединять обложку с форзацем. Обязательно оставляйте большие припуски для переплета!

По периметру обложки у края я приклеила двусторонний скотч. Это может быть обычный скотч или специальный, для ткани. ПВА при работе с тканью лучше не использовать.

Для натяжки каждый из четырех уголков ткани завернуть под углом 45 градусов на обложку, прижать. Затем нужно аккуратно, слегка натягивая ткань, завернуть припуски внутрь и разгладить. Таким образом натягивается все полотно. Следите за тем, чтобы ткань была натянута равномерно, без перекосов, и не слишком туго, иначе обложка не будет сгибаться.

Шов на корешке я замаскировала кружевной тесьмой (приклеила на скотч). Еще одну полосу кружева пустила по краю обложки. Хотя можно было бы обойтись и без нее.

Обложку можно отделывать не только кружевом: однотонную ткань украсит вышивка, аппликация из ткани и даже бисер. Дополнительным аксессуаром для книги может стать вязаный чехол или специальная сумочка-мешок, как у английских барышень. Все зависит от вашего вкуса и фантазии.

Осталось соединить обложку с форзацами. Для этого я вставила книгу в обложку. На внутреннюю сторону обложки прикрепила полоски скотча. Приклеила форзац на обложку, отступая от края несколько миллиметров. Точно так же делается второй форзац. После чего нужно положить книгу под пресс.

Книга получилась именно такой, какой я ее и задумывала: изящной, приятной на ощупь. Такая книга украсит прикроватный столик в спальне, пригодится на фотосессии в стиле «ретро», станет отличным подарком бабушке или подруге и даже может заменить традиционный букет невесты!

Источник

Мастер-класс: как сделать переплет на пружинах | журнал ярмарки мастеров

В свое время мне очень хотелось приобрести ту штучку, которая ставит пружинки на блокнот. Это потом я узнала, что она называется биндер, и что они бывают разные. И вот, наконец, у меня такой биндер появился! Сколько же я перепортила пружин, прежде чем научилась их красиво вставлять! И вот, я решила сделать подробный мастер-класс, буду рада, если он кому-то пригодится.
У меня уже готовые заготовки для блокнота А5:
1. Распечатанные страницы размером 14,8 х 21 см.
2. Обложки для блокнота размером 15,8 х 22 см.
3. Пружины, биндер.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 1

Ограничитель биндера устанавливаем на самый минимум.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 2

Вставляем часть страниц в биндер и дыроколим

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 3

Поворачиваем страницы и дыроколим с другой стороны

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 4

Обложка у меня на 1 см длиннее, чем страницы, поэтому ограничитель биндера устанавливаем на 0,5 см больше.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 5

Дыроколим обложки с двух сторон.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 6

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 7

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 8

Вот, что у нас получилось.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 9

Теперь начинаем складывать листы по порядку, как они будут лежать снизу вверх. Потом кладется верхняя обложка

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 10

Затем нижняя обложка внутренней стороной вверх.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 11

Теперь вставляем пружины, начинаем их вводить в отверстия снизу (вид снизу).

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 12

Вид сверху.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 13

Берем специальные измерительные пластины (они есть в каждом биндере), у меня пружины 19 мм.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 14

Ограничитель вставляем в биндер и регулируем плотность сжатия пружин.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 15

Вставляем блокнот, сначала 1 сторону, затем другую и сжимаем.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 16

Получается вот так.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 17

В готовом виде.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 18

Ну и вот, что у нас получилось! Снаружи все очень аккуратно, нет никаких лишних хвостиков.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 19

А все, что было лишним оказалось между последней страницей и обложкой. Так как мы вставили правильно пружины, листы у нас никогда не выпадут.

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 20

Мастер-класс как сделать переплет на пружинах, фото № 21

Этапы реставрации редких книг

Если не знаете, каковы этапы реставрирования, то обратите внимание на этот раздел. Этапы проведения реставрационных работ:

  • разбор книги на страницы;
  • оценка предстоящей работы;
  • выравнивание загнутых элементов;
  • восстановление утраченных фрагментов;
  • реставрация обложки;
  • сшивание элементов.

Если нужно сделать ремонт очень быстро, то некоторые агентства могут предложить услугу консервации. Это позволяет привести книгу в надлежащий вид, но с обязательным условием дальнейшей реставрации. Эта услуга будет актуальной и для тех людей, которые не имеют на данный момент нужной суммы для оплаты услуг полного ремонта.

Есть обложки с гравировкой, которые можно реставрировать в домашних условиях. Для этого нужно отсканировать оставшуюся гравировку и дорисовать ее на ПК. Дальше надо сделать клише и ним вытиснуть нужную надпись. Если потеряна иллюстрация, то можно самостоятельно найти такую же книгу в библиотеке и отсканировать недостающую иллюстрацию.

Старинные книги могут иметь на обложке металлические детали, которые со временем теряются. Их также можно заменить в домашних условиях. Для этого нужен опыт обработки металла, если потеряны ножки. Если же нужны фигурные уголки, тогда лучше обратиться к профессионалам.

Но полученные элементы будут сверкать новым металлом, что выдает процесс реставрации. Металлические детали можно состарить химическим способом, результат получится очень хорошим.

Реставрация книг своими руками — это длительный процесс, который требует усидчивости, терпения и времени. Если приложить все усилия, то вы останетесь довольны результатом работы.

Попросили на днях починить вот эту старенькую книгу о вкусной и здоровой пище. При беглом осмотре, сразу захотелось сделать полностью новую обложку а эту выбросить ибо она вся изорвана, мятая и грязная. Даже пришла мысль, обрезать страницы на 3-5 мм по периметру книжного блока, так как эти торцы были тоже в ужасном состоянии, засаленные, порванные и выцветшие от времени.

Но так как хозяин не дал добро на полную перепланировку, то есть он просил только склеить обложку как нибудь. То решил оставить всё как есть, соединив между собой только отвороты обложек. К тому же специалист по реставрации книг из меня никакой, поэтому настаивать на полной переделке я не стал.

В общем вот что мы имеем, вернее сказать чего мы не имеем, а не имеем мы корешка от обложки.

Из картона толщиной 2 мм вырезал новый корешок по ширине книжного блока. Длину корешка выбрал среднюю, так как обложки на этой книжке разные, лицевая на 5 мм больше.

С торцов самих обложек срезал все лохмотья.

Так как книжечка довольно массивная, решил склеивать все фрагменты тканью, к тому же из неё получится идеальный и прочный шарнир. В моём случае это оказалась ткань от занавесок для ванной комнаты. В последствии выяснилось что она плохо смазывается жидким клеем, он просто скатывается с неё как с гуся вода. Но если мазать густым клеем (не разбавляя), то вполне прекрасно смазывается и пропитывается.

Смазал ткань клеем ПВА, положил на неё сверху фрагменты обложки, с отступом в 5 мм между ними, сверху ещё один кусок такой же ткани и придавил грузом на ночь. Чтобы обложка не приклеивалась к полу или к чему либо ненужному, накрывал всё это плёнкой. Но не герметично (небольшими кусочками плёнки)

После того как обложка высохла, вкладываем в неё книжный блок и видим что блок выступает наружу почти на сантиметр, то есть обложка оказалась мала. Чертыхаемся, делаем точные замеры, на которые забили ранее, после чего разрезаем обложку на фрагменты и склеиваем заново, но уже с нужным отступом от корешка.

Здесь зазор между фрагментами уже 1,5 см.

Нашёл кусок дермантина от какой то старой папки для документов. К сожалению эта кожа ничем не армирована, практически голая резина, но для более пристойного внешнего вида, решил всё же замаскировать ею светлую ткань. Кусок вырезал чуть больше, чтобы полностью спрятать под ним светлую.

Клеим точно так же как и предыдущий кусок ткани.

Так как кожа толстая, вклеил с внутренней стороны пару кусков картона, чтобы впоследствии избавиться от ступенек на видном месте и вывести всё в одну плоскость. Кстати здесь по верхней кромке видно кривизну, из-за того что куски обложки разной высоты.

Пока обложка сохнет. Приклеил кусок ткани на торец книжного блока, оставив свободными уши по 2 см. с каждой стороны. Клеим очень тщательно чтобы клей пропитался сквозь ткань. Вообще то специалисты используют для этого бинт, к тому же по длине его делают чуть короче, но я решил попробовать более прочный материал.

Из тонкого картона согнул уголки, они у меня будут выполнять роль форзаца. Так как внешний вид больше испорчен на обложке, то на неё пойдут широкие края, а узенькие к книжному блоку.

Отступил от корешка книжного блока около 5 мм и приклеил форзац к книге, клею мазал не очень много, так как на лицевой стороне потёки нам не нужны.

Теперь приклеиваем снаружи напуски ткани к форзацу и отправляем под гнёт.

Как то так в итоге у меня получилось, нечто вроде маленькой странички, которую осталось приклеить к обложке.

Это уже ответственный момент, надо постараться промазать и склеить сразу обе стороны. Вкладываем книжный блок в обложку, хорошенько выравниваем его внутри и кладём книгу на пол, стараясь не сдвинуть блок внутри. Аккуратно открываем верхнюю створку, облокотив её на что либо, смазываем клеем форзац на книжном блоке (торец блока не мажем) и закрываем створку, не забываем про плёнку под форзац иначе он может приклеиться к страницам книги если очень много клея намажете. Переворачиваем книгу, проделываем всё то же самое с другой стороны и отправляем под гнёт.

Между форзацем и обложкой можно вклеить полоску ткани, которая будет выполнять роль закладки. Её лучше приклеить к форзацу или обложке заранее, пока не вклеен книжный блок.

В общем сушил её около двух суток. Снаружи видны следы клея выдавленные из под дермантина. Крупные капли счистил скальпелем, остальное стёр влажной тряпкой ибо засохший ПВА при должном усердии можно смыть водой, заодно и обложка стала светлее.

Из закладки сделал ножницами змеиный язычок.

С боков книжного блока видно немного светлой ткани, видимо по этой причине обычно клеят эту полосу чуть короче книжного блока.

Ну вот как то так в итоге у меня стал выглядеть новый корешок. Конечно рисунок на лицевой стороне немного прикрыт теперь, но так как сама обложка в ужасном состоянии, то я не особо пытался сохранить его. Если сразу подобрать красивую, прочную ткань или дермантин, то не придётся городить этот слоёный пирог.

Просто склеиваете ею все части картона и обложка готова, можно даже полностью оклеить картон, получится имитация кожаной и дорогой книги. Я в начале вообще хотел оставить светлую ткань, просто покрасив её снаружи под цвет обложки, но потом нашёл этот кусок дермантина от папки и решил использовать его.

На днях возился с этой маленькой книжкой в которой уже книжный блок развалился и странички начали высыпаться.

Реставрация — это не ремесло, не простое устранение изъянов и ни в коем случае не декоративное оформление. Реставрация книг — камерный процесс, задача которого продлить книге жизнь, сохранив ее образ, энергетику, информацию не только текстовую, но и чувственную.

Каждое издание или рукопись имеет свою судьбу. Человек, принося нам книгу, не ждет получить новую глянцевую книжку, он приходит к нам, чтобы сохранить историю со всеми накопившимися ощущениями и прикосновениями. Поэтому, прежде чем приступить к работе, всегда обсуждается вопрос о степени сохранения утраченных фрагментов.

ПРИНЦИП РАБОТЫ НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ:

Есть организации которые занимаются извлечением прибыли и это является их главной задачей. А есть организации, которые стараются сделать дело, у них извлечение прибыли является следствием хорошо сделанного дела. Наша организация старается сделать дело!