Толстый словарь | русский | бумагопластика

Объёмные цветы

Особенности создания поделок из бумагиСуществует множество растений, которые могут быть изготовлены с помощью бумагопластики. Объёмные цветы являются одними из них. Это самый популярный способ, который помогает детям научиться искусству создания красивых фигурок из бумаги. Чаще всего в качестве первого урока используется один из вариантов создания хризантемы. Он позволяет изучить основы техники и понять весь принцип работы. Для того чтобы смастерить объёмную хризантему, необходимо подготовить такие материалы и инструменты:

  • несколько листов белой бумаги;
  • цветная бумага (зелёная, красная, жёлтая);
  • клей ПВА;
  • кисточка;
  • острые ножницы.

Вместо нанесения ПВА кисточкой можно использовать клей-карандаш. Это значительно упростит работу ребёнку и поможет больше сконцентрироваться на творческом задании, а не на приклеивании деталей.

Процесс изготовления объёмного растения довольно прост и состоит из следующих этапов:

  1. Занятия бумагопластикойБерутся два листочка цветной бумаги (жёлтый и красный) и каждый из них разделяется на 4 части.
  2. Из материала белого цвета вырезается несколько одинаковых полосок длиной, которая равна половине альбомного листа.
  3. Белые заготовки складываются вдвое и при помощи острых ножниц на них делается максимально возможное количество тонких надрезов. Важно не доходить до одного из краёв примерно 2 миллиметра.
  4. Затем полученные детали разворачиваются и их полоски закручиваются. Делается это путём придавливания и проведения по ним ножницами.
  5. Такие же действия выполняются и для четвертинок жёлтого и красного листочка.
  6. Из зелёной бумаги вырезается полоска и плотно сворачивается в трубочку. Её ширина должна соответствовать желаемой длине стебля будущего цветка.
  7. Края заготовки аккуратно склеиваются между собой.
  8. Из оставшейся части материала вырезаются листья.
  9. Их края надрезаются по всему периметру на глубину около 1 сантиметра.
  10. Появившиеся полоски также заворачиваются при помощи ножниц.
  11. Из детали красного цвета формируется трубочка с приклеенными краями.
  12. На её середину накручивается жёлтая заготовка и фиксируется при помощи ПВА.
  13. Аналогичным образом прикрепляется деталь из белой бумаги.
  14. Нижняя часть готового бутона промазывается клеем и надёжно скрепляется со стеблем объёмного цветка.
  15. В самом конце приклеиваются заранее вырезанные листочки.
  16. Готовое изделие оставляется на несколько часов до полного высыхания клея, а затем используется для украшения жилого помещения.

Понятие и виды бумагопластики

Бумагопластика — современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях [9, c. 5].

Удивительный это материал — бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе — потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием бумагопластика. Сегодня в ее состав, кстати, входит и квиллинг, и оригами — столь популярная ныне техника. Стоит сразу отметить, что наиболее интересные работы выходят у мастеров, комбинирующих самые разные приемы творческой работы с бумагой.

Бумага — один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.

В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага применяются для изготовления различных конструкций [15, c. 26].

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов. Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, выполненные в технике папье-маше — это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать [14, c. 74].

Очень интересен способ создания композиций оригами. Это древнейшее искусство складирования из бумаги. Складывая бумагу определённым способом, можно получить множество интересных поделок от самых простых до сложных. Этим искусством увлечены и дети, и взрослые.

Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращаю внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги разрушается в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка.

Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы [6, c. 12].

Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков. Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, — эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает: такие изделия действительно уникальны.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие [1, c. 41]. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Оригами — японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат [18, c. 10].

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой и выразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формирования эстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигается благодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в едином ключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекает также прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а, по некоторым сведениям, даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный [19, c. 21].

Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует точности и терпения, аккуратности, но в то же время успокаивает. Необходимо отметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге — квиллинг трёхмерный, или объёмный. Основные принципы техники бумагокручения для него остаются теми же, но трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).

Торцевание — это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага [7, c. 65].

Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но, кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.

Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги, свернутые вокруг нее.

По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.

Бумажная пластика — изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции [12, c. 132].

Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т. д.

Рваная бумага — чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу — корзиночку или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

Плетение — один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства — гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т. п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

Мозаика — изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.

Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги. Сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Тычкование. Тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.

§

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы [17]:

– поддержка специфики и разнообразия детства;

– сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

– уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Образовательная программа по Федеральному государственному образовательному стандарту должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области [17]:

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства (словесного, музыкального, изобразительного), природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личных качеств, в том числе, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС дошкольного образования нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольном учреждении.

Занятия по бумагопластике охватывают все пять образовательных областей.

Развитие воображения, творческого потенциала — центральная задача дошкольного образования. Но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность.

Развитие воображения — не панацея, а способ не иметь многих проблем. Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень изобретательны и критичны. Прежде всего — к самим себе [20, c. 14].

Развитие воображения — главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. А его подмена дидактическим тренажом, натаскивающим упражнениями в рамках изучения псевдошкольных «учебных предметов», которым сегодня так увлечены некоторые педагоги и родители, верный путь выработки у ребенка школьной неготовности. Причем в таких ее проявлениях, преодолеть которые в школе будет очень трудно, а точнее, просто невозможно.

Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Он учитывает и то, что современные дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Поэтому стандарт призван сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, дети не заигрались, чтобы они продолжали общаться со взрослыми и своими сверстниками [18, c. 9].

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения в окружающем мире, развивают аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.

ФГОС дошкольного образования предлагает целостную образовательную модель, которая должна устроить родителей, воспитателей в детских садах, учителей начальной школы, потому что пойдет на благо самим детям [17].

Таким образом, бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластикой в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей — формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности. В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук.

Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Бумагопластика это современный вид искусства. Первые работы в технике «бумагопластика» стали появляться ещё в 20 веке. И уже к концу прошедшего столетия бумажная пластика стала отдельным видом искусства. Её стали широко использовать в своих работах, как зарубежные художники, так и наши соотечественники. Сегодня бумагопластику широко используют в повседневной жизни: в дизайне интерьеров, создание авангардной моды, а также других направлениях.

Занятия бумагопластики в образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективная деятельность, готовность оказать помощь, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами своего творчества.  Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и игровой деятельностью. Способствует эффективному развитию творческой активности детей; делает возможным овладение детям опытом самостоятельной деятельности; способствует активизации творческой учебной деятельности; оказывает благоприятное влияние на психическое развитие личности.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей среднего школьного возраста.

§

Психофизиологические особенности современных детей дошкольного возраста от 3 до 7лет

    В этот период мальчики и девочки мало отличаются внешним строением тела, а также многими физиологическими и биохимическими параметрами. Возраст 5−7 лет называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7−10 см. Развитие опорно-двигательной системы ребенка 5−6 лет еще не завершено. Каждая из 206 костей скелета продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем фазы развития неодинаковы. К 5−6 годам позвоночник ребенка соответствует его форме взрослого человека, но окостенение еще не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Скелетная мускулатура слабая [13, c. 29-30].

Кости руки и запястья 4−5 летнего ребенка продолжают свое развитие: окостенение фаланг пальцев еще далеко от завершения. Это необходимо учитывать на занятиях с помощью компьютера, т.к. интенсивное напряжение, может вызвать деформацию костей руки и запястья.

У многих дошкольников потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют возраст 5−7 лет «возрастом двигательной расточительности». Для детей этого возраста характерно преобладание тонуса мышц-разгибателей, что приводит к невозможности при длительном сидении удерживать спину выпрямленной. Поэтому необходимо контролировать позу ребенка [5, c. 98].

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Продолжается интенсивное развитие коры головного мозга. Завершается дифференциация нервных элементов тех слоев, в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщение, осознание последовательности событий, причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. К 6−7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение [11].

Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.

В дошкольном возрасте продолжает развиваться дыхательная система. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Но размеры дыхательных путей ребенка дошкольного возраста значительно уже взрослых, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительные изменения, она становится более работоспособной и выносливой [10, c. 78-79].

Особенности современного дошкольника

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого — изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причина таких изменений? Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе — это одна из особенностей воспитания современных детей. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир [18, c. 11].

При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности.

Следующая проблема современного дошкольника — это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Опрос родителей показал, что их дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап. Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр.), но и для их психического развития. Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей [8, c. 185].

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей — отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь — это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь), то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже лучшие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОУ, это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого — ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом. Этому же способствует то, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают у некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это, в свою очередь, говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей. Наблюдения показывают, что чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение [2, c. 3].

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного дошкольника. Это современные игрушки. Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствуют творческой игре.

Таким образом видим, что в дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других. Сегодня как никогда важно обеспечить каждому ребёнку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье [2, c. 5].

Для этого совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи необходимо формировать у современных дошкольников чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы они могли полноценно прожить самый важный и ответственный период своей жизни детство, в котором закладываются основы личности человека.

§

Развитие ребенка тесно связано с его способностями; индивидуально-психологические особенности личности обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному ее виду.

Развитие способностей определяется единством внешних и внутренних условий в их взаимодействии. Отечественные психологи подчеркивают огромную роль общения, воспитания, обучения в процессе социального наследования культуры, опыта, приобретенного человечеством для развития способностей. Природной биологической основой способностей являются задатки. К ним относят уровень развития и соотношение первой и второй сигнальной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные вариации строения и степень функциональной зрелости отдельных участков коры головного мозга. Говоря о способностях ребенка, необходимо отметить и возрастные предпосылки способности, или возрастные факторы одаренности. Каждый возрастной период имеет свои неповторимые, специфические внутренние условия развития, и с возрастом происходит не только увеличение умственных сил, но и их ограничение, иногда и утрата ценных особенностей предшествующих периодов [7, c. 13].

Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления определенных способностей, выступают как составная часть, компоненты самих детских способностей. Если говорить о детском и младшем школьном возрасте, то в этот период проявляется своеобразная повышенная готовность к развитию художественных способностей. Предпосылки важны, но не следует отождествлять их со способностями. Как бы ни были велики задатки ребенка, они реализуются в способность только в процессе его деятельности.

Развитие способностей – сложный процесс. Оно не сводится лишь к количественному их росту. В процессе развития происходит, прежде всего, качественная перестройка способностей. Развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. В детском возрасте начинают формироваться познавательные, некоторые специальные, практические способности [15, c. 226].

Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей. О наличии их свидетельствует, например, точность, дифференцированность восприятия, умение вычленить наиболее характерные свойства предметов, способность разобраться в сложных ситуациях, найти наиболее оптимальное решение, предполагающее наличие изобретательности и оригинальности ума, наблюдательности, смекалки [20, c. 45].

Предпосылкой общих умственных способностей является активность и саморегуляция. Конкретное же проявление этих общих универсальных внутренних условий осуществления любой деятельности определяется в значительной степени возрастом ребенка и свойствами типа нервной системы. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление.

Таким образом, очевидно, что в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых.

Таким образом, познавательные способности носят процессуальный характер. Их наличие (сформированность) означает, что они могут обеспечить продуктивный познавательный процесс на любом содержательном материале. Это как бы «процессуальная решетка», обеспечивающая познавательную деятельность ребенка. Прекрасно, когда эта система дана ребенку от природы уже вполне в «рабочем» состоянии, в этом случае педагогу и родителям остается только выполнять роль «кочегара», активно подбрасывающего материал в «топку» познавательной активности. Чем больше ребенок познает, тем сильнее растет его познавательный интерес.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек [4].

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим [8, c. 77].

Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношениям что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого [4].

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнике ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека» [4].

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Педагогический вывод, который можно сделать из всего вышесказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение.

Но как же передать ребенку этот опыт заранее. Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть, когда отсутствуют познавательные интересы. Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3−4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях [4].

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям [10, c. 125]:

1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта — это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника — это развитие направленности воображения.

Развитие воображения, творческого потенциала — центральная задача дошкольного образования. Но развивать воображение необходимо не столько как познавательную, сколько как универсальную способность. Дети с развитым воображением легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Они жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень изобретательны и критичны, прежде всего — к самим себе [12].

Развитие воображения — главнейший залог формирования у ребенка готовности к школе. А его подмена дидактическим тренажом, натаскивающим упражнениями в рамках изучения псевдошкольных «учебных предметов», которым сегодня так увлечены некоторые педагоги и родители, верный путь выработки у ребенка школьной неготовности. Причем в таких ее проявлениях, преодолеть которые в школе будет очень трудно, а точнее, просто невозможно.

2.3 Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для детей старшего дошкольного возраста

Для разработки занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста использована техники бумагопластики: объемная аппликация, оригами, квиллинг из бумаги и гофрокартона, торцевание плоскостное и на пластилине, объемные фигурки, изделия из салфеток [6, c. 3].

При составлении календарно-тематического плана занятий по бумагопластике для старшего дошкольного возраста учитывается сезонность, тема подбирается ко времени года, так как происходит знакомство дошкольников с сезонными изменениями в природе, в основе которых действие естественных факторов.

Именно ознакомление с сезонными явлениями, их последовательностью, причинами изменений живого в связи с изменениями внешней среды (похолодание, потепление и т. д.) и с приспособляемостью живого к изменениям в неживом мире, позволяет формировать у детей основы экологического мировоззрения и в деятельностном подходе к природе, через трудовую, практическую активность, беречь и сохранять её.

Также в плане отражены темы, посвященные праздникам: Новый год, день Святого Валентина, день защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, день Космонавтики, день Победы. С детьми должны проводиться беседы о праздниках, о традициях празднования каждого праздника, дети знакомятся с символикой, особенностями оформления праздника, в продуктивной деятельности. На занятиях по бумагопластике дети с большим удовольствием делают поздравительные открытки для своих близких.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Продолжительность занятий в группе старшего возраста составляет 25−30 минут. В начале занятия проводится пальчиковая гимнастика, в ходе занятия проводится физкультминутки. Физкультминутки надо обязательно проводить для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы пальчиковой гимнастики и физкультминуток нужно подобрать так, чтобы они относились к теме занятия.

Методы, используемые на занятиях [16]:

1) беседа, рассказ, сказка;

2) рассматривание иллюстраций;

3) показ образца выполнения последовательности работы;

4) обсуждения готовых работ.

Форма проведения занятия: совместная деятельность воспитателя и детей.

Занятия построены по принципу от простого к сложному. Перед началом занятия проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кисточкой, карандашом, инструментом для квиллинга.

Для родителей проводятся консультации о творческом развитии ребенка через бумагопластику, устраиваются выставки с детскими работами.

Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству [16].

Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что такие занятия нравятся детям намного больше, чем обычные занятия с использованием цветной бумаги. После проведения нескольких таких занятий отмечается, как дети стали более увлеченно работать, а некоторые, заинтересовавшись той или иной техникой. Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам. Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своего творчества [4].

Ребёнок с удовольствием занимается, выполняя несложные действия, в процессе, которых получается яркая, оригинальная поделка.

Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для детей старшего дошкольного возраста представлен в Приложении 1.

Именно сейчас, в век технологического процесса, общество остро нуждается в смелых, творческих, перспективных, инициативных личностях. Развитие творческих способностей можно развить только в рамках творческой деятельности. Способности не могут развиваться сами по себе, они формируются благодаря закреплению того нового, что несет в себе жизненный опыт. Чем раньше этот опыт придет к ребенку, тем будет лучше для развития творческого начала.

Развитие творческих способностей детей – это одна из важнейших задач, которое обусловленно тем, что традиционное обучение – это репродуктивный процесс передачи информации, передача того, сто созданно человеком в разных областях науки и культуры [19, c. 148].

Основная цель образования заключается в подготовке подрaстающего поколения к будущему, уметь использовать новые возможности, которые предоставляет тебе жизнь.

Продуктивные виды художественной деятельности является самым эффективным средством развития творческого потенциала подростков. Среди огромного разнообразия путей развития детского творчества можно выделить бумагопластику.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой [9].

 Бумага является одним из самых первых материалов, из которого дети начинают создавать неповторимые, уникальные поделки. Бумага известна всем с раннего детства. Это универсальный материал. Она легко рвется, скручивается, режется, сгибается, клеится, при правильной обработке способна длительное время сохранять форму и качество. Бумага дает большой простор к творчеству, именно поэтому это обусловлено таким устойчивым интересом к этому материалу.

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, который питает источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка».

Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

Занятия по бумажной пластики предполагают развитие ребенка в различных направлениях [4]:

1. Художественно эстетический вкус.

2. Конструкторское мышление.

3. Пространственно – образное мышление.

 Это то, не многое, что необходимо современному человеку, чтобы чувствовать себя творчески развитой личностью.

Значение бумагопластики в развитии детей [20, c. 203]:

1. Развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

2. Совершенствуется мелкая моторика рук и точное движение пальцев.

3. Происходит развитие глазомера.

4. Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

5. Развивает художественный вкус.

6. Развивает конструктивное мышление детей.

7. Развивает творческое воображение.

8. Стимулирует и развивает память, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

9. Способствует обогащению словарного запаса специальными терминами.

10. Активизирует мыслительные процессы.

11. Совершенствует трудовые умения.

12. Формирует культуру труда.

  Такие занятия способствуют развитию не только творческих способностей, но и физических характеристик, что также очень важно для подростка.

Таким образом, система работы по бумагопластике с детьми среднего школьного возраста должна быть выстроена с учетом не только возрастных особенностей, но и интересов самих детей. Процесс детского творчества помогает развитию творческих способностей.

Заключение

Бумага — один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить. Однако используется в учебном процессе она явно недостаточно. В чем дело? Несомненно, и в том, что сверхмалые накладные расходы конструкторского и художественного творчества из бумаги проявляют недоработки в самой интересной и в то же время интеллектуально сложной и трудоемкой творческой и методической составляющей организации игры, учебы и работы с бумагой.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания детей и подростков. Занятия бумагопластики в дошкольном образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Ведущими мотивами этого вида деятельности для детей является стремление к творческой самореализации, желание создавать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки бумагопластики имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким.

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправлена: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей — формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.

В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Бумагопластика улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Бумагопластика как вид деятельности занимает промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечает условиям, обеспечивающим эффективность развития творческой активности детей:

– делает возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

– создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

– обеспечивает совместную деятельность педагога и ребенка;

– способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

– оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности детей.

Бумажная пластика является эффективным средством воспитания подростков. Занятия бумагопластики в образовательном учреждении формируют такие нравственные качества, как коллективная деятельность, готовность оказать помощь, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами своего творчества.

Таким образом, работа с бумагопластикой является эффективным средством развития творческих способностей детей среднего школьного возраста.

§

1. Агапова И.А., Давыдова М. А. 100 лучших оригами для детей. — М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2022. – 691 с.

2. Ашиков В. Ещё раз о воспитании [Текст] // Дошкольное воспитание. — 2022. — № 4 — С. 3−5

3. Бобкова Т.И., Красносельская В. Б., Прудыус Н. Н. Художественное развитие детей 6 — 7 лет [Текст]: учебное пособие. — М.: Т Ц Сфера, 2022.

4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1999. – 542 с.

5. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций [Текст]: учебное пособие для практических работников ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2022. — 160с.

6. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2022. – 169 с.

7. Котова Е. В, Кузнецова С. В, Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие. — М.: Т Ц Сфера, 2022. – 221 с.

8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М.: Генезис, 2022. — 192с.

9. Малков В. И. Бумажные фантазии. — М.: Просвещение, 2022.

10. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебное пособие. — М.: Академия, 1999. — 456с.

11. Нищева Н. В. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. — СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022.

12. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника [Текст]: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 296 с.

13. Осипова А. А. Общая Психокоррекция. — М.: ТЦ «Сфера», 2022. – 684 с.

14. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1997. – 428 с.

15. Петрова И. М. Объемная аппликация [Текст]: Учебно-методическое пособие. — СПб: «Детство-пресс», 2022. – 466 с.

16. Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. — М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2022.

17. Справочная информация: «Федеральные государственные образовательные стандарты» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)

18. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности [Текст] // Дошкольная педагогика. — 2022. — № 8 — С. 9−11.

19. Черкасова И. А, Руснак В. Ю, Бутова М. В. От салфеток до квиллинга. Нетрадиционные техники работы с бумагой. — М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2022. – 205 с.

20. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. — Ростов н/Д: «Феникс», 2022. – 275 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1 – Календарно-тематический план занятий по бумагопластике для детей старшего дошкольного возраста на 2022−2022 гг.

 
Месяц Неделя Тема занятия Цель
Сентябрь 1 Базовые формы (треугольник, дверь, двойной квадрат, воздушный змей) Познакомить учащихся с понятием «Базовая форма»:
треугольник, дверь, двойной квадрат, воздушный змей
  2 Что растет в лесу? (Грибок) Учить складывать грибочек из бумаги, развивать мелкую моторику рук
  3 Осенние листочки. Учить складывать из бумаги осенние листочки
  4 Коллективная работа. Ёжики из ладошек. Развивать мелкую моторику и воображение у детей старшего дошкольного возраста, прививать эстетический вкус, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, учить детей работать в коллективе
Октябрь 1 Что нам осень принесла?
(объемные овощи и фрукты)
Учить детей делать объемные овощи и фрукты, развивать мелкую моторику рук, воспитывать бережное отношение к окружающему миру
  2 Осенний лес Учить детей делать объемную крону осенних деревьев, воспитывать бережное отношение к окружающему миру
  3 Знакомство с гофрокартоном и техникой работы с ним Познакомить детей с гофрокортоном и научить с ним работать
  4 Овощи и фрукты Научить детей выполнять овощи (огурец, морковь) и фрукты (яблоко, вишня) в нетрадиционной технике работы с бумагой (гофрокартоном)
Ноябрь 1 Коллективная работа. Осенний парк Учить детей делать осенние деревья из полосок гофрокартона, работать в коллективе, воспитывать бережное отношение к природе
  2 Знакомство с техникой торцевания. Дать представления о методе торцевания из гофрированной бумаги.
  3 Снежинка в технике торцевания Научить детей выполнять снежинку в технике торцевания из гофрированной бумаги
  4 Ёлочка в технике торцевания Научить детей выполнять елочку в технике торцевания из гофрированной бумаги
Декабрь 1 Знакомство с техникой квиллинг (бумагокручение) Дать представления о технике квиллинг, научить детей скручивать тугой ролл из бумажных полосок
  2 Ветка рябинки Создать ветку рябинки в технике квиллинг (бумагокручение)
  3 Новогодняя открытка. Барашек = символ 2022 года Выполнить поздравительную новогоднюю открытку в технике квиллинг
  4 Елочные игрушки Научить детей делать объемные елочные игрушки на основе конуса из бумаги
Январь 1 Зимняя елочка из ладошек Научить детей выполнять зимнюю елочку из ладошек, учить работать в коллективе
  2 Снегирь и синичка (оригами) Складывание снегиря (синички) в технике оригами
  3 Снеговик (техника мятая бумага) Научить детей делать снеговика из мятой бумаги.
  4 Коллективная работа. Морозные узоры Научить детей составлять морозные узоры из разных элементов, в технике квиллинг.
Февраль 1 Веточка елки в инее. (техника гофрокартон) Научить детей изготавливать ветку елки из гофрокартона.
  2 Сердечки-валентинки Учить складывать из бумаги сердечки-валентинки к празднику День Святого Валентина.
  3 Поздравительная открытка для папы ко дню Защитника Отечества. «Парусник» Научить делать объемную открытку ко Дню Защитника Отечества.
  4 Снегири на ветке Учить детей делать из бумаги объемных снегирей.
Март 1 Подснежники в корзинке Учить делать объемные подснежники.
  2 Веточка мимозы. Открытка для мамы на День 8 Марта Учить делать поздравительную открытку к празднику 8 Марта в технике квиллинг.
  3 Грач (оригами) Складывание грача из бумаги.
  4 Гиацинт. (Техника торцевание на пластилине) Научить детей делать объемный цветок из гофрированной бумаги методом торцевания на пластилине.
Апрель 1 Весенняя веточка в хрустальной вазе. (Объемная аппликация) Научить детей делать объемную аппликацию.
  2 Ракета Научить делать объемную поделку ко Дню Космонавтики.
  3 Букет из веток вербы и березы Учить детей делать из бумаги объемные веточки березы и вербы с использованием других материалов.
  4 Коллективная работа. Букет из тюльпанов Учить складывать из бумаги тюльпан и оформлять букет.
Май 1 Одуванчики. (Объемная аппликация из салфеток) Научить детей делать объемные одуванчики из салфеток.
  2 Открытка ко Дню Победы (объемная аппликация) Учить детей делать объемную открытку ко Дню Победы.
  3 Ветка сирени (техника торцевание) Научить детей делать ветку сирени из гофрированной бумаги.
  4 Коллективная работа. Подводный мир (техника оригами). Учить детей складывать из бумаги рыб, и оформлять подводный мир.