Технология деколирования

Больше деколей – хороших и разных

«Эхо» последней российской коронации

До сих пор коренные москвичи применительно к большой толчее, в которой им приходится бывать, применяют определение: «Ходынка». И все благодаря событиям, состоявшимся на Ходынском поле при коронации последнего императора, вошедшим в историю не только фактом давки за бесплатными подарками, но и тем, из чего они состояли. А состояли они, кроме «продовольственного набора», еще и из кружки. Деколированной.
Мания к деколям
Наиболее «родным» примером декалькомании служат переводные картинки, известные нам с детства. Во «взрослой» жизни она используется, например, для облагораживания посуды – эмалированной, керамической, фарфоровой и стеклянной, а также отделки деревянных, металлических и пластиковых изделий.
В полиграфическом смысле под декалькоманией мы подразумеваем печать переводных изображений – деколей, т.е., оттисков, отпечатанных специальными красками на специальной же бумаге – промежуточном носителе. Перевод такого изображения состоит в отделении пленки, содержащей красочное изображение, от временной основы и переносе его на декорируемую поверхность.
Известный с XYIII века как «английский печатный рисунок», способ декалькомании (от французского «декал» – «с листа») в его современном технологическом виде был разработан российскими авторами Теребневым и Семячкиным в конце XIX в. При этом собственно для печати использовались наиболее распространенные тогда высокий и частично плоский офсетный виды печати. Их общий недостаток – относительно тонкий – до 1,5мкм – красочный слой, не давал требуемой насыщенности изображений, уже переведенных на окрашенную или прозрачную поверхность. Тем не менее, до сих пор (ограниченно) используется изготовление деколей способом «проката» – вариантом литографии. Недостаток все тот же – низкая насыщенность рисунка. В то же время возможностью получения красочных слоев оттиска большой, до 100 мкм, толщины обладает трафаретная печать, что обеспечивает как насыщенность декорируемых изделий, так и рельефность самого рисунка. Эти ее достоинства используются и в современной декалькомании.

Обратная и прямая: горячая и холодная
По виду изображения на промежуточном носителе различают обратную и прямую декалькоманию.
При печати изображения для обратной, или «сухой», декалькомании, краски нано-сятся на запечатываемую, (но промежуточную) поверхность в обратном порядке. Ее перенос осуществляется непосредственным переклеиванием красочного изображения на декорируе-мое изделие с последующим снятием подложки, оказавшейся сверху.
Но наибольшее распространение получила прямая («мокрая», «сдвижная») декаль-комания: горячая и холодная. В этом варианте перенос изображение осуществляется «сдвиганием» его с бумаги – основы на декорируемое изделие. Декалькомания прямая, поскольку порядок наложения красок при печати здесь прямой, а изображение выглядит на бумаге, с которой оно будет «передвинуто», примерно так, как и на постоянной поверхности.
Холодный вариант декалькомании используется при декорировании изделий, не выдерживающих обжига или не нуждающихся в нем. Например, декорирование предметов «ширпотреба» с невысокими требованиями к сроку службы изображения. Частным случаем холодной декалькомании являются опять – таки переводные картинки, которые куда только не клеются.
А вот горячая декалькомания используется уже промышленно при декорировании изделий из стекла, керамики, фарфора, фаянса, эмалированного металла.

Что терпят декольные бумаги и краски
Следует отметить, что для печати деколей используются в основном листовые однокрасочные трафаретные машины. Таким образом, для получения многокрасочного «бутерброда» – с разделительным подслоем и адгезионным лаком – приходится печатать в несколько листопрогонов. Печатается деколь на бумаге, имеющей низкую степень проклейки. Одна сторона такой бумаги покрывается тонким клеевым слоем, состоящим из крахмала, патоки и декстрина. Он предназначен не только для предохранения от проникновения краски в бума-гу, но и для свободного отделения от нее красочного изображения. Клей должен хорошо растворяться в воде, т.е., обеспечивать отделение от бумаги при смачивании. Это создает объективные предпосылки для несовмещения многокрасочных оттисков, например, за счет изменения в течение смены относительной влажности в помещении, немедленно вызывающем зримое изменение линейных размеров оттиска. Поэтому перед печатью бумага акклиматизируется в печатном цехе в течение 3-4 дней. Относительная влажность в цехе при этом может быть пусть и не рекомендованной, но хотя бы неизменной. (А вообще – по нормам – акклиматизация в кипах по 250 листов – не менее 3 недель при температуре воздуха 210 С и его относительной влажности 65%).
Краски для изготовления «горячих» деколей применяют специальные, «керамические», на основе неорганических пигментов, которые при закреплении изображения на декорируемом изделии в процессе обжига вплавляются в его поверхность. Эти краски, помимо связующих, состоят из компонентов: окрашивающих (пигментов), стеклообразующих (флюсов) и оттеночных. Их основная характеристика – температура обжига, которая может быть раз-личной. Так, технология изготовления изделий из фарфора предполагает до трех их обжигов при температурах от 1400 ° до 700°С. Выбор определенного вида пигмента при этом зависит от того, перед каким из обжигов – первым, вторым или третьим – нанесут деколь. При этом цвета деколи на бумаге будут иными, чем на изделии после обжига; они будут зависеть как от режимов (температуры и длительности) обжига и последующего охлаждения.
Керамические краски разделяются на подглазурные, межглазурные и надглазурные.
Подглазурные краски предназначены для нанесения изображения на сырое изделие под будущий слой основной глазури. Эти краски наиболее термостойки, поскольку сырое изделие обжигается при температуре 1000 -1400 °С. Количество цветов таких красок ограничено, потому что не много пигментов способны выдержать высокие температуры без обесцвечивания. На участках красочного изображения обожженная глазурь образует прозрачную массу. Пример – классическая «гжель», с ее невоспроизводимым другими технологиями синим «кобальтовым» цветом. И именно по подглазурному расположению изображения знатоки отличают истинную «гжель» от ее имитации.
В настоящее время распространение находят высокотемпературные межглазурные краски, которые, будучи нанесены перед вторым – высокотемпературным – обжигом, «вплавляются» в структуру глазури с конечным эффектом подглазурных. Их также не много, по-скольку и их пигменты должны обладать высокой термостойкостью. Однако их все-таки больше, чем подглазурных (а, значит, шире и их цветовой охват). Сегодня ими достигнуты наилучшие результаты при декорировании плоских поверхностей, поскольку на объемных изделиях краски при нагревании растекаются, частично изменяя линейные размеры рисунка.
При надглазурном деколировании изображение переносится на обожженную глазурь изделия, перед третьим, «декорным» обжигом. Надглазурные краски, точнее, их пигменты, выдерживают температуры обжига от 780 до 850 °С. Заданный цвет достигается определен-ной концентрацией пигментов или их смеси в краске.
Кроме перечисленных красок применяются дополнительные красящие составы для получения специальных эффектов. Например, чтобы придать изделию жемчужный или перламутровый блеск, используются тонкие пленки металлов.
При этом любые краски не должны содержать частиц, размер которых равен или больше ячеек сетки, используемой для печати. И вязкость краски должна обеспечить качественную печать декалькомании.
Связующим для пигментов в глазурных красках может служить довольно разнообразный набор материалов. Так, для ручной росписи посуды пигменты размешивались, например, в растворе сахарного сиропа, меда или скипидаре. Связующее красок, используемых для печати деколей, носит общее название трафаретного масла. Им и может быть например, масло или ряд водорастворимыех полимеров.
Готовят краску непосредственно на предприятии-изготовителе деколи. Она считается готовой к использованию через 3 часа ее отстаивания после смешения до однородного состояния.
Печать: «до – » и собственно
Существенно «до» печати разрабатывают оригинал, учитывающий общую композицию, колорит деколи в соответствии с характером и оттенком формы декорируемой поверхности, размера изделий и их комплектности (например: чашка блюдце). При этом учитывают технологические особенности трафаретной печати, цветовой охват деколевых красок и их прозрачность (при наложении). После изготовления и утверждения «в печать» рисунка оригинала изготавливается пробная деколь (что дешевле партии «загнанной» в брак партии по-суды) и составляется подробная технологическая карта – описание последовательности са-мого процесса и изготовления материалов.
Нанесение изображения на керамику и стекло с помощью деколирования и последующего обжига, как и любая технология имеет свои ограничения. Так, при выборе линиатуры растрирования следует ограничиться 60 лин/см. И поскольку печать осуществляется через сетку, то ее печатающие элементы формы будут разделены ею на более мелкие эле-менты оттиска. В зависимости от вязкости краски после печати они могут слиться (а могут – и нет) за счет ее растекания перед закреплением. При этом минимально допустимый размер растровых элементов ограничивается диаметром нитей и размером ячеек сетки. Установлено, что количество ячеек на 1 см. сетки должно быть в 2-2,5 раза больше, чем линиатура (частота) используемого растра. Практики считают, что линиатура растрирования составляет половину от линиатуры сетки. Примерные соотношения приведены в табл.1.
Соотношение частот растрового изображения и трафаретной сетки
Табл.1
№п/п Размеры изображения, см Линиатура растра, лин/см Линиатура сетки, нит/см
1 2 3 4
1 21х30 42-48 180-200
2 34-40 165-180
3 24-32 140-170
4 30х42 18-24 120-140
5 42х60 15-24 110-140
6 60х84 12-18 110-120
7 84х120 12-15 90-110
Стандартные размеры отдельных деколей редко превышают 10х20см и обычно составляют: 2х3см, 3х4см, 5х6см. Отсюда и выбор наиболее «ходовых» сочетаний сеток и ли-ниатур. Следует учитывать, что для того, чтобы краска запечатывала света оттиска, она должна проходить через мелкие печатающие элементы формы, т.е., быть достаточно жид-кой. В то же время, невозможно использование высоколиниатурных сеток при низкодисперсном пигменте, поскольку он не пройдет через ячейки, как краску ни разводи. Здесь час-тично может помочь перетир пигмента, повышающий его дисперсность. Но, с другой сторо-ны, в глубоких тенях жидкая краска растечется и забьет (зальет) мелкие пробелы. В соответствии с этими ограничениями и принято считать, что трафаретная печать воспроизводит растровые изображения в интервале S отн. 20% в светах и 70-80% в тенях.
Наиболее характерная ошибка допечатной стадии изготовления деколи состоит в за-дании декольному изображению «офсетной» градационной характеристики, не говоря уж о цветовом охвате (следует помнить, что на цветовую палитру керамических красок накладывают ограничения в том числе и высокие температуры обжига). Поэтому «офсетный» СМУК – охват в деколях не то, чтобы недостижим, просто для этого следует использовать «чис-тый» аддитивный синтез (когда растровые точки лежат рядом друг с другом, не перекрыва-ясь). А зачастую следует вводить дополнительные краски. Но и здесь нужно быть осторожным вследствие высокой вероятности появления муара. Собственно, в трафарете при несоблюдении соотношения углов поворота растра на фотоформе и направления нитей сетки, «замуарить» может и однокрасочный оттиск. А когда фотовыводное устройство остается ли-неаризованным под офсетные копировальные плотности, то это приведет к обидной потере деталей уже на стадии копирования.

До сих пор в декалькомании приоритетными являются штриховые рисунки, с их плашками, заливками, штриховыми элементами. При этом минимальная ширина линии не должна превышать 0,18 – 0,20 мм. Более тонкая сплошная линия воспроизведется уже прерывистой, не будет ни яркой, ни четкой, поскольку используемые краски, все – таки полу-прозрачные. Чтобы они казались ярче (скажем, при нанесении на стекло), используют белую подложку или двойное наложение красок, что усложняет технологию печати.
Ну и наконец, организация собственно печатного процесса. Если тираж достаточно большой (что для деколей не так уж часто), то стараются печатать по краске в день. Постоянство влажности и температуры гарантирует в дальнейшем одинаковое качество деколей. Желательная относительная влажность воздуха 60% при его температуре 21 0С. Если в цехе отсутствует климат-контроль, то какой бы точной приводкой ни обладала машина, колебания относительной влажности воздуха неизбежно приведут к изменениям линейных размеров гуммированной бумаги, т.е., несовмещению. Поэтому тираж лучше разбивать на заводы, чтобы «катать», по возможности, все краскопрогоны за одну смену. Следует также учесть, что сушка оттисков требует хорошего проветривания, т.к. в противном случае возникает опасность их склеивания либо «прорисовки» структуры сетки на изображении при после-дующих краскопрогонах.
Процесс сушки деколи длителен и зависит как от вида краски, так и от площади, которую она занимает на оттиске. Для этих целей используются так называемые ячеистые сушки, где каждый оттиск сушится в отдельной ячейке. До лакирования отпечатанные деколи – полуфабрикаты хранятся – во избежание склеивания – вертикально, не касаясь друг друга, в специальных тележках- карах.
Лакирование как осознанная необходимость
После того, как изображение отпечатано, оно покрывается специальным лаком, на ко-тором красочный слой в последующем переносится на декорируемую поверхность. Такие лаки изготавливают на основе летучих растворителей. При этом растворитель подбирается в соответствии с составом связующего краски, чтобы не растворять красочный оттиск. По-кровный лак предохраняет красочный оттиск от механических повреждений при транспор-тировке и хранении. Для того, чтобы лаковая пленка с красочным изображением обладала также и эластичностью, в состав лака вводят пластификаторы. Лакирование – тоже трафаретной печатью – может быть как выборочным (лаком покрывается только участки оттиска с изображением), так и сплошным. В случае выборочного лакирования изготавливается «лиш-няя» печатная форма, но экономится лак, что целесообразно для больших тиражей. Следует помнить, что при выборочном лакировании контур лаковой пленки должен быть больше контура оригинала на 5 мм. При малых тиражах сплошное лакирование, «экономящее» лиш-нюю печатную форму, вместе с операцией приладки, дешевле, что сказывается как на производительности, так и на себестоимости.
В настоящее время в декольном производстве используется ряд лаков на растворите-лях с температурой вспышки от 250 С, что следует учитывать как при подготовке помещений под декольный участок, так и в самом процессе печати.
Готовые деколи хранятся, переложенные листами вощеной бумаги.
Контроль качества
Вообще- то на декалькоманию есть ТУ, старое, но – доброе. Чтобы не испытывать чи-тателей излишней детализацией, просто сошлемся: ТУ-14-14-148-86. Там все – «по полной»: внешний осмотр, контроль на переводимость, обжиг.
Переводимость
Для того чтобы перенести изображение на поверхность изделия, его отделяют от бу-маги. Для этого оттиски погружаются в воду, где растворяется гуммирующий слой, а изо-бражение, оставшееся на лаковой пленке, снимают с бумаги. Затем его переносят на декорируемую поверхность. При переводе следят за тем, чтобы красочный слой по всей поверхности прилегал к изделию без зазоров, поскольку при обжиге в этих местах получаются «про-стрелы». Перенесенное изображение высушивается, после чего изделие обжигается в муфельной печи.
Обжиг – по полной
Температуру обжига деколированных изделий повышают поэтапно.
На 1 этапе до температуры, при которой сгорают все соединения, входящие в состав красочного изображения. При этом повышение температуры от комнатной температуры до 400 °С должно осуществляться медленно — в течение часа и более. Затем температура поднимается до 850 – 900 °С; при ней изделие выдерживают до 15 мин. с последующим длительным остыванием.
На 2 этапе до температуры, при которой красочный слой приобретает глянец и вплавляется в структуру декорируемого материала. Температура подбирается в пределах интервала, который указывают производители красок / пигментов. Несоблюдение технологии приводит к растрескиванию красок на декорируемом изделии. Краски при обжиге могут и «поплыть», что тоже явится браком.
Шедевр как продукт Maestro
В средние века цеховой устав при переходе профессионала из подмастерий в мастера – maestro – требовал от него создания шедевра. В сегодняшней трафаретной печати с этим просто. Именно шедевры выходят из трафаретных автоматов ряда Maestro корпорации Sakurai. И деколи среди них – не исключение. Это мнение разделяют и сотрудники ООО «Торговый дом «Народные художественные промыслы», где специалистами ООО «Анимар» установлена поточная линия производства Sakurai, состоящая из трафаретного стоп-цилиндрового автомата MS – 80A и устройства Wicked Dryer ячеистого типа, специально предназначенного для сушки многокрасочных оттисков на декольной бумаге.
Трафаретный автомат Maestro с ячеистой сушильной линией для деколей.
Выбор заказчиком – ОАО «Московские учебники и картолитография», в которое вхо-дит и «Торговый дом», – оборудования не случаен, поскольку более пяти лет на его предприятии безотказно работает трафаретный стопцилиндровый автомат MS – 102AII корпорации Sakurai, выполненный в специальной конфигурации, также поставленный компанией ООО «Анимар». И это не удивительно, поскольку корпорация Sakurai – безусловный лидер продаж трафаретного оборудования в Японии и США – экспортирует его также более чем в 70 стран мира с неизменным успехом и выгодой для покупателей.
Новая линия уникальна – и не только для полиграфической Москвы, но и полиграфической России в целом, поскольку предназначена для крупносерийного выпуска деколей. Она обеспечивает беспрецедентные возможности реализации дизайнов любой сложности для самых разных отраслей: от прикладного искусства, включающего продукцию ряда на-родных промыслов, до различных областей промышленного производства.
До сих пор большинство трафаретного оборудования, работающего в России, в основном, лакирует. Новая линия является идеальным решением задачи по использованию трафаретного оборудования для высококачественной многокрасочной печати. Это позволит российским производителям эмалированной и фарфоровой посуды отказаться от импорта деколей из Украины, Сербии, Германии, Италии – ведущих поставщиков деколей в мире.
И это не все, поскольку автоматы MS – 80А и MS – 102 А – только часть многочисленного семейства Maestro. Чтобы иметь о нем полное представление, обратимся к таблице 2.

Технические характеристики серии трафаретных стопцилиндровых автоматов Maestro.
Табл.2

№п/п Технические параметры
MS – 102A
MS – 72A
MS – 80A
JMS – 162A
1 2 3 4 5 6
2 Максимальный формат листа, мм 1050 x 750 720х520 800х550 1620х1220
3 Минимальный формат листа, мм 420 x 297 350х270 350х270
270х200 (опционально) 1020х720
4 Максимальный формат печати, мм 1050 x 730 720х500 720х500
770х500 (опционально) 1620х1200
5 Толщина запечатываемого материала, мм 0,075 – 0,8 0,05-0,5 0,05-0,8 0,075-0,8
6 Внешний раз-мер печатной формы, мм 1300 x 1170
1280 x 1170(опционально) 880х880 880х880
930х880 (опционально) 2000х1720
7 Высота стопы самонаклада, мм 680 680 680 1000
8 Возможность микрометрической регулировки рамы по координатам X-Y, мм /- 5 /- 5 /- 5 /- 10
9 Скорость рабо-ты, листчас 800 – 4000 800-3600 400-3600 500-1500
10 Потребляемая мощность, кВт 9,5 5,9 5,9 13,75
11 Габариты, мм 3816x3080x1199 2968х1940х1170 2968х2600х1170 5880х3930х1650
12 Масса, кг 4 300 3270 3350 9500
13 Параметры электропитания, ВГц 38050 38050 38050 38050

Автоматы являются стоп-цилиндровыми; в них для подачи листа печатный цилиндр останавливается после каждого цикла печати. В то время как цилиндр поворачивается либо остается неподвижным, печатная форма возвращается в исходное положение. Преимущество стоп-цилиндровых автоматов в том, что цилиндр остается неподвижным в течение половины печатного цикла (т. е. до работы с ракелем), так что даже на самых высоких скоростях для точной подачи листов всегда достаточно времени. Отсюда – одно из главных достоинств серии – высокая точность совмещения (±0,05мм) на реальных скоростях печати до 4000от/ч.
Обслуживание удобное. Автоматы – а, практически, не ломаются. При необходимости замены на новый – высокая ликвидность на «вторичном рынке». (Но, как правило, заказчики Maestro не заменяют, а, заработав на купленном ранее, докупают еще один).

Но и это не все
Не будем повторяться, описывая новинку drupa – развитие серии Maestro – сервоприводные: MS – 80 SD и MS – 102SD, на которые и так уже «положила глаз» микроэлектроника (и не только).
Если же говорить о Maestro «традиционных», то и они с этого года выпускаются но-выми – в двухкрасочном варианте.
Двухкрасочный трафаретный автомат Maestro DMS – 102AII с сушильными устройствами Natgraph
Простой японский Double Maestro от корпорации Sakurai. Технические характеристики – в таблице 3.
Технические параметры двухкрасочного трафаретного печатного автомата MAЕSTRO DMS – 102AII
Табл. 3
№п/п Технические параметры
DMS – 102АII
1 2 3
1 Максимальный формат листа, мм 1050 x 750
2 Минимальный формат листа, мм 560х350
3 Максимальный формат печати, мм 1050 x 730
4 Толщина запечатываемого мате-риала, мм 0,1 – 0,8
5 Внешний размер печатной формы, мм 1300 x 1170

6 Красочность 2
7 Скорость работы, листчас 400 – 2000
8 Габариты, мм 16370x3080x1525
9 Параметры электропитания, ВГц 38050

По сравнению со «старшим братом», вроде бы, снизилась скорость работы, но зато за 1 листопрогон получаем 2 краскопрогона. Так что, с учетом приладок, все равно ока-зываемся «в барыше». Не говоря о точности совмещения. Если автомат использовать «по теме», т.е., в декольном производстве, один Double Maestro способен обеспечить современные потребности российского рынка.
Да, о Ходынке – то.
У рачительных хозяев ничего не пропадает. Та, знаменитая «ходынская» кружка до сих пор радует своих обладателей.

Компания ООО «Анимар» от души желает изделиям ООО «Торговый дом «Народные художественные промыслы», декорированным с использованием продукции трафаретного автомата MAESTRO MS – 80A, такого же ажиотажного спроса и столь же длительного срока пользования.

Автор: Б.И. Бабич и С.А. Сергеев

Выбор предприятия по деколированию посуды

Печать изображений на кружках, стаканах и другой посуде требует использования компьютерной обработки изображения, современного оборудования для печати и сложного высокотемпературного оборудования для закрепления деколи на изделии. Но даже при наличии всего этого без должного профессионализма тех, кому вы доверяете свой заказ, итоговый выход качественного товара будет низким.

Ведь важно знать всю технологию горячего деколирования, все нюансы и возможные «подводные камни» при этом производстве, а также практически отработать навыки до совершенства. Именно поэтому мы рекомендуем обращать внимание — кому вы доверяете нанесение изображений на посуде или сувенирах.

Руководствуйтесь при выборе компании-исполнителя не только ценой, но и имеющимися отзывами о уже проделанной работе, грамотностью и оперативностью ответов на ваши вопросы, подтверждением качества изготовления с предоставлением образцов и уровнем сервиса.

Ещё один немаловажный момент: выбор компании, которая занимается поставками посуды напрямую от заводов-производителей и производит нанесение логотипов на посуду на своем оборудовании, говорит о том, что вы нашли тех, кто действительно беспокоится о качестве своей работы и предоставляет по настоящему благоприятные условия сотрудничества своим клиентам.

Горячая деколь

Технология горячего деколирования подходит для декора или нанесения логотипа на посуду и сувениры из стекла, керамики, фаянса или фарфора. Использующиеся краски абсолютно безопасны для ежедневного использования изделий, а сложная система печати изображения, их наклейки на поверхность и последующего обжига позволяет добиться прочности и долговечности в эксплуатации готовых товаров.

Стоимость горячей деколи не намного выше, чем холодного метода деколирования — а конечный результат превосходит все ожидания:

Технология деколирования Чёткость: яркие цвета не потускнеют даже при многократном использовании, а дизайн изображения и каждая его линия достаточно тонко проработана

• Износостойкость: даже при мытье посуды с деколью самыми жесткими моющими средствами и грубыми губками рисунок не будет стираться с поверхности изделия

• Долговечность: нанесенный логотип, фото или надпись будет служить верой и правдой. Он исчезнет только в одном случае — если посуда разобьется.

При деколировании также можно использовать натуральные драгоценные металлы в контуре логотипов или надписей, добиться матового глянца или благородного переливающегося блеска, имитировать вид лазерной гравировки — при этом способе деколирования стоимость нанесения логотипа получается ниже, чем собственно лазерная гравировка. Поэтому сегодня горячая деколь заказывается намного чаще, чем любой другой вид нанесения логотипа на посуду.

Технология нанесения горячей деколи состоит из трех этапов:

  1. Печать деколи — воспроизведение и нанесение выбранного рисунка или логотипа специальными красками.
  2. Наклейка деколи — процесс переноса отпечатанного логотипа или же рисунка на посуду или сувениры.
  3. Обжиг деколи на посуде — закрепление результата выполненных этапов с помощью высокотемпературного оборудования.

Декольная бумага для горячей и холодной деколи декали

Специальная бумага с гуммированным слоем для переводных картинок имеет разные названия: бумага для деколи, гуммированная бумага, декаль, бумага для декалькомании, суть состоит в том, что эта бумага имеет специальный слой, на который наносится изображение и его в дальнейшем можно перенести на любую поверхность. Разница лишь в том, какой слой вы нанесете на само изображение. Это может быть

покрывной лак

, который используется для «горячей» деколи. Такую деколь можно переносить на стекло и керамику, при этом само изображение наносится кистью или через трафарет обжиговыми красками (

стекольными

или

керамическими

).

Для «холодной» деколи используется, например,

прозрачный покрывной лак

, такую картинку можно переносить на дерево или пластмассу, лак защитит от механического воздействия, для переводных татуировок используется специальный безопасный для кожи человека клей. 

«Горячая» деколь значительно более стойкая и долговечная в отличие от «холодной».

Производство горячей деколи происходит в несколько этапов: на бумагу наносят изображение обжиговыми красками, поверх изображения наносят

покрывной лак

, высушивают, перед переносом деколи на поверхность изделия, ее замачивают в воде на несколько минут, когда гуммированный слой намокнет, деколь прикладывают на изделие изображением вверх и постепенно вынимают бумажную подложку так, чтобы не осталось пузырьков воздуха под изображением, высушивают и отправляют изделие в

печь для высокотемпературного обжига

, лак выгорает и происходит впекание краски в поверхностный слой изделия. 

Методы печати деколи – шелкотрафарет и офсетная печать.

«Горячая» деколь используется для переноса изображения на кружки, бокалы, бутылки, пепельницы, тарелки, любую столовую посуду и т.д.

Технология деколирования

 Градация цен на бумагу для слайдер-дизайна, холодной деколи и декупажа с прозрачной пленкой
формат А4, Стандартная

Декорирование ветрозой

1.     
Изготовление толстого стеклянного слоя на всей поверхности
плитки(бордюр):

1.1  Прямое нанесение насыпными
установками:

Þ Для достижения лучшего схватывания гранулята ветрозы перед процессом
насыпания можно нанести стандартный декольный лак в качестве клея ситом 25
нит/см.

Þ Для достижения лучшей четкости края в декольный лак может быть
добавлен соответствующий тонкопомольный флюс.

2.     
Изготовление рельефных декоров малой площади, таких
как гирлянды или цветы:

2.1  Прямое нанесение:

Þ Сухая шелкография: мелкий сухой гранулят ветрозы печатается через
сито соответствующего декора ~ 7 – 10 нит/см без контакта с поверхностью
плитки (без среды);

Þ Клей не требуется;

Þ Посредством двукратной печати прямо подряд высота рельефа может
быть увеличена.

2.2  Деколь:

Þ Деколь сначала должна быть отпечатана обычными керамическими
красками и покрыта лаком;

Þ Если под слоем ветрозы должны находиться обычные краски, то перед
использованием необходимы пробные испытания на совместимость (возможно, необходимо
использование более тугоплавких красок);

Þ Гранулят ветрозы смешивается с декольным лаком в соотношении
1ч. лака на 1-2 ч. гранулята и доводится до консистенции пасты;

Þ Эта смесь печатается на отлакированную, высушенную деколь через
сито

~ 10 нит/см;

Þ На свежий отпечаток можно насыпать высушенный гранулят для усиления
рельефного эффекта;

Þ После сушки можно повторить процессы печати или насыпания;

Þ Избыточный гранулят стряхивается;

Þ Если требуется покрывать ветрозой относительно большие поверхности,
то рекомендуется для приготовления пасты применять лак большей растяжимости,
такой как 80 474. Посредством неосторожного обращения возможно возникновение
трещин на деколи, которые увеличиваются по окончании обжига.

Декорирование рельефными красками

1.     
Прямое нанесение

1.1  Дизайн с большими площадями
рельефа

Þ Приготовить пасту смешением краски со смесью сред 80 683 и 80
858 в соотношении 1 : 1. Это соотношение зависит от требуемых условий сушки.
80 683 является более быстросохнущей средой, чем 80 858. Среда 80 858 способствует
более гладкому растеканию рельефной поверхности.

Þ Прямая печать ситом 10 – 15 нит/см, однократная
или многократная с промежуточной сушкой после каждого раза.

1.2  Дизайн с линиями и
малыми площадями рельефа

Þ Приготовить пасту как ранее.

Þ Прямая печать с рельефопокрытым ситом 25 – 30 нит/cм.

При необходимости можно повторить процесс печати
после промежуточной сушки.

2.     
Нанесение деколью

Þ Приготовить пасту рельефной краски на основе 80 1015 для фарфора
и фаянса, 80 616 – для стекла.

Þ Печать на толстослойной эмульсии (более 50 мкм) ситом 25 – 30
нит/cм 1 раз при малых поверхностях покрытия или печать
на нормальном слое эмсульсии ситом 10 – 20 нит/см 1- 2 раза при больших поверхностях покрытия.

Þ Отпечатанную поверхность хорошо просушить.

Þ Покрыть декольным лаком. Хорошо зарекомендовал себя сильнорастяжимый
лак 80 474.

ВАЖНО: Рельефные краски перед обжигом
должны быть хорошо просушены, так как могут встречаться дефекты типа вскипания
или проколов. Использование только специализированных сред оказывается в данном
случае как никогда необходимым.

Рельефные декоры очень большой площади не могут быть реализованы
деколью !

Специальные примечания для изготовления деколей
рельефными красками и рельефными флюсами:

            Печать в двух положениях:

1.      Печать ситом 30 нит/см. Соотношение
для паст на основе среды 80 1015: на 10 вес. ч. краски – 5 вес.ч. среды.

2.      Печать ситом 49 нит/см. Соотношение
для паст на основе среды 80 1015: на 10 вес. ч. краски – 5,5-6 вес.ч. среды.

Þ Для достижения глянцевой поверхности важно, чтобы рисунок при
втором проходе удерживался выше на ~1
мм. Посредством использования ракеля малой твердости и слегка изогнутого канта,
а также закругленного форракеля можно дополнительно повысить плотность наложения
краски.

При этом следует принимать во внимание, что наложение краски требует
минимум 12 часов сушки при хорошем проветривании, т.к. в противном случае
возникает опасность склеивания либо прорисовки структуры сита последующего
прохода. Для достижения хорошего рельефного эффекта необходимо выбирать дизайн
с небольшими площадями рельефного изображения.

Þ Скорость печати не должна быть слишком высокой. При нанесении
лака рекомендуется производительность 500 – 800 листов/час.
Так как верхушки рельефа имеют склонность к склеиванию после лакировки, то
обязательно требуется промежуточная сушка при хорошем проветривании.

Þ Для бездефектного перенесения рельефных отпечатков рекомендуется
применение фиксатива Бондзоль 37. Деколь накладывается на свежепокрытую Бондзолем
37 поверхность плитки и основательно ракелюется для полного удаления декстриновой
слизи из-под изображения. Декорированный предмет должен просушиваться перед
обжигом минимум 24 часа при 20 0С.

Продукты
для рельефного декорирования плитки и декоративной керамики

Декоративные 
краски:

1. Коллекция САНШАЙН:         750 – 900 0С

2. Коллекция ПАЛЕТТА-70:      800 – 1050 0С
(кадмиевые краски 800 – 920 0С)

3. Коллекция ТЕРРА НОВА (безсвинцовые)    750
– 900 0С

4. Коллекция САММЕРДЭЙ (безсвинцовые)    800 –
950 0С

Кристаллайзы  и  ветроза

1.      Белый кристаллайз:

59 578                           750 – 850 0С

GC                                  0.6
– 1.2 мм

GY                                 
0.1 – 0.4 мм

Клей для шелкографии – лак 80 454 (80 450)

2.      Кристаллайз с эффектом благородных металлов:

13 648 – золото

15 221 – платина

17 593 – медь

Зернистость:   0,6 – 1,2 мм

Клей для шелкографии: 83 928 (на водной основе).

3.      Бесцветные кристаллайзы:

50 560       820 – 900 0С

GB             1.0 – 1.5 мм

GA             0.4 – 1.0 мм

GY             0.1 – 0.4 мм

GH                   < 0.1
мм

Клей для шелкографии – лак 80 454 (80 450)

4.      Ветроза – грануляты (глянцевые/прозрачные)

50 7646                0,12 – 0,30 мм           
850 – 900 0С

50 2000                0,07 – 0,315 мм         
850 – 10000С

50 2006                0,05 – 0,25 мм           
850 – 10000С

50 7629                0,14 – 0,20 мм           
900 – 10500С

5.      Ветроза-эффектгрануляты (см. информационную брюшуру)

Клей для шелкографии – лак 80 454 (80 450)

ВНИМАНИЕ: При декорировании вертикальных
поверхностей в клей лучше добавлять 10 – 20% флюса 10 022 или 10 012 для уменьшения
осыпания гранулята во время обжига.

СРЕДЫ для прямой печати (водорастворимые)

· 80 683  среднее время сушки

· 80 840  большее время сушки

· Смесь 80 683 и 80 858 в соотношении 1 : 1 – особенно для рельефной
печати

· 87 910 среднее время сушки – не для рельефной печати

Препараты благородных металлов и люстры

Þ см. техническую информацию > Препараты
благородных металлов и люстры для декорирования плитки.

Рекомендации
по использованию сеток

Сетка 120/31у предназначена прежде всего для растровых работ:

120 lpi = 48 растр – углы
15 и 750,

135 lpi = 54 растр – углы 15
и 750.

Эта сетка походит для работ как на фарфоре, так
и на стекле. Растровые работы на стекле не рекомендуются без белой подложки,
т.к. краски выглядят слишком бледными и блестящими. Эти же сетки используются
для глянцевых препаратов.

Сетка 68/55у
предназначена для белых подложек, плашечной печати, прежде всего красных и
синих тонов, как для стекла, так и для фарфора. Белые подложки на кобальтовой
глазури также делаются на этой сетке.

Сетка 90/48у применяется на
фарфоре и стекле для обычных цветных красок – желтых, зеленых и т.п., а также
стандартных штриховых работ, комбинированных с плашками. Для тонких штриховых
работ более подходит сетка 120/31у.

Рекомендации

Сетки 120 – 140 S, растр
40 линий/см или тоньше.

Пасты: 13 640 /13 частей
с 80 980/10 частей

             12 1515/10 частей
с 80 980/10 частей

             77 482/10 частей
с 80 980/10 частей

             14 209/8 частей
с 80 980/10 частей

Обжиг

Фарфор:                нормальный
обжиг      750 – 850 0С / 3 – 10 ч.

                              быстрый обжиг                      
850 0С / 60-90 мин.

Фаянс:                  в зависимости
от глазури 680 0С / 20 ч – 800 0С /
4 ч.

Костяной фарфор:                                          
750 – 800 0С / 4 – 10 ч.

Витражный фарфор:                                                
920 0С / 30 мин.

Рельефные  краски  и  рельефные 
флюсы

1.      Белые рельефные краски:

10 107                760 – 800 0С

19 083                780 – 850 0С

19 214                800 – 850 0С

19 227                840 – 900 0С

19 2000              840 – 900 0С

19 2001              780 – 820

19 2002              850 – 10000С

TDF 5532A        800 – 860 0С

TDF 5591C        820 – 900 0С

Продукты 19 2001/19 2002 представляют собой белые, покровные, глянцевые
краски, которые при плотном наложении образуют рельеф при обжиге в соответствующих
диапазонах.

Смешиваемость

Путем добавки макс. 3% других
красок, за исключением кадмиевых и железосодержащих, можно получать пастельные
тона. Превышение 3%-ной добавки ведет к маттированию.

Обработка

Эти продукты могут быть обработаны
в любой технике, за исключением плоской печати. Для деколей применяются нейлоновые
или полиэфирные сетки 15-58 нитей/см. При более тонком наложении (90 нитей/см)
после обжига получается матовый эффект.

            При использовании
деколей безусловно необходимо применение смягчителя воды 80 650. Из-за плотного
наложения краски при монтаже деколей необходима особая тщательность и аккуратность,
во избежание воздушных пузырей и остатков воды в декорах.

Для продуктов 19 2001 и 19 2002 как правило,
температуры обжига рекомендуются в зависимости от скорости нагрева, выдержки
и глазури. Эти рельефные краски плавятся и становятся глянцевыми уже при нижних
пределах температуры. При скорости набора ок.

400 0С/час и 10-минутной
выдержке оптимальные результаты достигаются при температурах на 20 0С
выше нижнего предела. Эти продукты очень подходят для скоростного обжига.
При длительном обжиге: 6-часовой нагрев, 1-часовая выдержка при средней температуре
или при нормальном обжиге выше верхнего предела поверхность маттируется и
приобретает желтоватый оттенок.

2.      Прозрачные рельефные флюсы:

10 147                750 – 900 0С

10 151                850 – 950 0С
более грубый помол 10 122

10 153                800 – 850 0С

10 122                850 – 950 0С

19 167                650 – 750 0С
только для подмешивания в вышеупомянутые флюсы для понижения температуры плавления.

Складирование

Препарат должен храниться в сухом и прохладном месте –
преимущественно в холодильнике. Не рекомендуется превышать 6-месячный срок
хранения.

Глянцевый
препарат ГГ 5165-10

Для прямой печати и деколей на стекле

Препарат ГГ 5165-10% предназначен для:

● беспроблемной обработки при производстве деколей без промежуточного
лака

–        
при этом печатные сетки не требуют специальной подготовки и допускают
после печати обычную очистку;

–        
препарат не брызгает и не остается на ракеле;

–        
имеет хорошо растекающуюся поверхность

● хорошей совместимости со стекольными красками;

● надпечати на обычные краски (черная, синяя, белая) из Колл. 32 и
38;

● хорошими характеристиками сушки;

● отсутствия вытекания при нанесении лака;

● создания гибкого отпечатка, удобного при монтаже;

● малой восприимчивости к скользкости бумаги;

● бриллиантового блеска после обжига;

● высокой стойкости к машинной мойке.

Рекомендуемые сетки: полиэфир 120 S
(305 меш/дюйм) или нержавеющая сталь VA 400, желательная толщина влажного слоя ок. 16 мкм. Препарат
должен быть высушен до схватывания (минимум 8 ч. на стеллажных сушилках),
перед производством дальнейших отпечатков.

Разбавитель: DH 92.

Очиститель сит: 80 452.

Нанесение: Для достижения оптимальных обжиговых
результатов деколь должна быть хорошо приклеена и разглажена на подложке резиновым
ракелем или мягким тампоном. Это относится прежде всего к декорированию сильно
выпуклых или рельефных форм.

Обжиг: Условия обжига зависят от декорируемой
подложки. В основном важно, чтобы органические компоненты препарата при обжиге
были полностью удалены. Потому во время цикла обжига, как минимум до 500 0С,
необходимо хорошее проветривание печи (избыток кислорода в атмосфере).

Рекомендуемые температуры обжига: 560
– 650 0С.

Примечание: Результаты обжига зависят от
химического состава декорируемого стекла. Поэтому желательны предварительные
испытания.

Совместимость красок

Вышеперечисленные краски универсально совместимы
между собой и не имеют взаимного влияния.

Смешивание этих четырех красок с другими красками
для изменения цветовых нюансов не рекомендуется потому, что:

–        
вследствие различной дисперсности может возникать смещение цвета и
интенсивности;

–        
вследствие несовместимости может уменьшиться обжиговая стабильность;

–        
при обычных условиях обжига может возникнуть смещение цвета.

Для коллекционных панно и т.п. обычно выделяют
одну краску, например, белый контур или красные маки. Кадмиевые краски (красный,
оранжевый, желтый) теряют светосилу при подпечати. В этих местах рекомендуема
вырезка трех основных красок (желтый, магента и циан).

            Замена пурпурной краски 77 482 красной
окисью железа возможна при желтой или коричневатой подкладке.

            Для декоров с преимущественной окраской
в светящиеся красные тона должны применяться кадмиевые краски. Из-за обжиговой
чувствительности кадмиевые краски нуждаются в плотном наложении.

17 894  кадмиевый красный                                
12 1515  синий

13 884  кадмиевый желтый                                 
14 209    черный

Для высокоглянцевых декоров при необходимости
можно использовать надпечать флюсом 10 117.

Холодная деколь

Этот вид изготовления и нанесения деколей подходит для украшения поверхностей, не способных в силу своих эксплуатационных, габаритных или иных качеств подвергаться обжигу в высокотемпературной печи. Изображение для холодного деколирования переносится на специальную бумагу, покрытую водорастворимым клеем.

Описываемый тип изготовления деколей называется сдвижным: рисунок переводится на изделие с помощью простой воды. Если какие-либо причины не позволяют мочить деколируемую поверхность, специалистами используется сухая холодная деколь. Однако эта технология печати и нанесения изображения: логотипа, фотографии, рисунка и т.д. имеет свои существенные недостатки.

Помимо вышеперечисленных нами способов нанесения изображений на посуду и сувениры существует еще и ручная роспись, гравировка, термоперевод, трафаретная и тампонная печать. У всех них разные условия и сроки изготовления, цена и гарантии качества.

Четырехцветная печать красками коллекции «саммердэй»

1-й проход:      циан               12 1630 –
60 ч.

                                                
12 1631 – 40 ч.

2-й проход:      желтый          13 1630 – 70
ч.

                                                
13 1631 – 30 ч.

3-й проход:      магента          77 1636 – 100
ч.

4-й проход:      черный           14 1630 – 100
ч.

Для лучшей гармоничности красок рекомендуется
циан класть в первый проход.

В общем при четырехцветной печати точки растра
должны быть резкими, тогда достигается желаемая цветопередача. Здесь мы рекомендуем
применять высокотиксотропное связующее 80 1017. Оно разработано специально
для четырехцветной печати и характеризуется:

–        
высокой восприимчивостью краски;

–        
печатью экстремально резких точек растра;

–        
минимальной склеиваемостью в противоположность другим средам;

–        
длительной сохранностью отпечатков.

Соотношение для пасты: 10 ч. порошка на 7 – 8
ч. связующего.

Adblock
detector