Старинные способы шитья книжного блока. — РУЧНОЙ ПЕРЕПЛЕТ

Блокнот с нуля: мастер-класс | журнал ярмарки мастеров

Я очень люблю делать блокноты. Очень!

И показывать их тоже люблю 🙂

И часто у меня спрашивают, КАК я это делаю.

Решила показать всю свою “кухню”. Америку я врят ли открою, но …..

Для начала скажу, что я вовсе не спец в скрапбукинге (или в какую категорию относятся блокноты?))

Я делаю блокноты только такого плана. Обложки всегда текстильные. И всегда в одном стиле, лишь немного отличающиеся какими-то мелочами.

В свое время было пересмотрено много-много мк на эту тему. Я много перепробовала. Но остановилась на этом способе.

Очень много фото!

Прошу прощения за фото. К сожалению, снимать МК я могу только по ночам, когда ребенок спит.

Инструменты и материалы.

– бумага для принтера формата А4 (35-50 листов)

– линейка

– карандаш

– надфиль

– 2 полоски любой ткани 3*15 см

– канцелярские зажимы

– ножницы

– игла

– нитки (лен/лавсан, Ирис, хозяйственный шнур)

– клей момент универсал

– силиконовый герметик

– клеевой пистолет

– двусторонний тонкий картон

– переплеточный картон

– флис (или любая мягкая отнотонная ткань)

– ткань для обложки

– украшения на ваш вкус (ленты, кружево, шнур и т.п)

-зубочистка

– пара небольших кусочков губки

Не пугайтесь этого списка. В процессе работы я расскажу, что на что можно заменить.

Итак, приступим.

1. Берем листы А4 ( бумага для принтера) У меня плотностью 80г/кв.м

Количество листов м.б. любым, но помните, что количесто листов в блокноте будет в 2 раза больше, чем вы взяли изначально (т.е. если у вас 40 листов А4, то в блокноте их будет 80)

Листочки можно оставить белыми.

Я их линую и/или оформляю в Corel Draw. Как это делать, здесь не рассказываю – это тема отдельного МК.

На следующих фото показаны варианты листов

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 1

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 2

2. Берем по 5 листочков, делаем из них аккуратную стопочку и складываем пополам. ОЧЕНЬ аккуратно!

Получается вот такая кипа. Сгибы можно прогладить кольцами ножниц, например.

Не пугайтесь моей стопки – я делала сразу много)

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 3

3. Теперь эту красоту нужно оставить на какое-то время под прессом. Я оставляю на ночь. В качестве пресса использую канцелярские зажимы

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 4

4. Когда наша стопочка спрессовалась, снимаем зажимы, выравниваем и зажимаем сверху и снизу. Вот так

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 5

5. Готовим карандаш и линейку

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 6

Измеряем корешок нашего блокна (ок. 21 см) и делим на 7 равных частей (по 3см) Ставим на корешке засечки карандашом и готовим надфиль

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 7

Чем его можно заметить? Можно канцелярским ножом, тонким напильником или обычным кухонным ножом. Только с ножами работайте осторожно

Нам надо сделать на корешке 6 пропилов (там, где карандашом наметили)

Пилим) До тех пор, пока не пропилится каждые лист в нашей книге из пяти листочков

Вот так у вас должно получиться

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 8

6. Дальше наш блокнот надо сшить, т.е сброшюровать

Готовим 2 полоски ткани (ширина 3см или чуть меньше), иглу и нитки

Раньше я шила Ирисом, но они толстоваты. Нашла нитки “лен/лавсан” – тонкие, но оооочень крепкие. Довольна.

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 9

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 10

Приступаем к шитью

Берем первую книгу, размещаем ленты между 2-ым и 3-им от края отвестием

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 11

Шить будем в одну нитку. Нить должна быть достаточно длинной, чтобы ее хватило на сшивание всех книг.

Находим у книги середину. Вводим иголку в 1-ое отверствие, выводим через 2-ое

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 12

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 13

хвостик длинный оставляем

Затем вводим в 3-е, выводим через 4-ое, вводим в 5-ое, выводим через 6-ое

Тканевые ленты должны оставаться ПОД нитью

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 14

Дошли до конца, берем вторую книгу ( не путайте, где в ваших книгах верх-низ!!!)

И делаем следующее

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 15

Когда вывели иглу через 2-ое ответствие 2-ой книги, вам надо зацепить нить за нить первой книги. Вот так

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 16

Продолжаете прошивать вторую книгу. Не забывайте, что тканевые полоски ПОД нитью и они перекручиваются.

Когда дойдете до конца, хорошенько подтяните нити и завяжите 2 узелка

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 17

Берем 3-ю книгу, вводим иголку снаружи во внутрь и продолжаем шить до конца. Дойдя до конца, подтягиваем нить, пропускаем иголку между первой и второй книгами и завязываем швейный узел

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 18

Так прошиваем все книги Еще пара фото, как делать швейный узелок

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 19

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 20

Когда все прошили, закрепляем нитку (на 2-3 узелка) Вот, что получилось

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 21

Ура! Самое трудное позади!)

7. Теперь корешок надо проклеить

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 22

Такой герметик обеспечивает достаточно эластичное крепление

Просто щедро наносим его на корешок блокнота и тщательно размазываем кусочком губки. Так, чтобы герметик заполнил все отверстия и щели.

Я не пользуюсь кистью, т.к. ее после использования придется выбросить

Вот такая красота

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 23

Кстати, таким (или подобным) клеем в глянцевые журналы пробники приклеивают)

Теперь это все зажимаем и оставляем часа на 2-3. Можно на ночь, если время есть

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 24

8. Форзац

Для форзаца нам понадобится: 2 листа тонкого двустороннего картона (А4) и 2 небольших листочка крафта (или альбомной бумаги)

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 25

Картон аккуратно складываем попалам, у крафта загибаем полоски шириной ок. 0,5 см

Готовим клей

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 26

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 27

На крафт наносим клей и размазываем зубочисткой

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 28

Дольше внимательно смотрим на фото – все просто

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 29

Наносим клей тонкой полоской и приклеиваем картон Сверху на картон приклеиваем крафт, а на него те 2 полоски ткани

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 30

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 31

Должно получиться следующее

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 32

То же самое проделываем и с др. стороны. Получился такой лысенький блокнотик

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 33

Ему надо дать немного подсохнуть. Минут 20-30. И можно идти дальше

9.Каптал

Когда все высохло, достаем и начинаем заниматься увлекательнейшим делом – плести каптал. Я очень люблю их плести, но объяснить словами, как ЭТО делать – эт караул) Дело из разряда: рассказывать дольше, чем делать. Но я постараюсь доходчиво

Готовим нужности: любая толская веревка, нитки Ирис подходящего цвета, скрепка и игла. Вдеваем нить в иголку, завязываем узелок на конце. Шить будем в 2 нити.

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 34

Ставим блокнот перед собой, находим середину первой книги и крепим кусочек веревки скрепкой

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 35

Для плетения нам нужны все те же отверстия, через которые сшивали.

Вводим иглу в отверстие первой книги

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 36

Выводим нить и обкручиваем нашу веревочку справа. См. фото

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 37

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 38

Протягиваем и выводим снизу слева

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 39

Подтягиваем. Получается вот так

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 40

Дальше находим серединку второй книги, вводим иглу в отверстие и проделываем те же манипуляции

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 41

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 42

Потом 3-я книга и до конца. Закрепляем нить ( на швейный узелок)

Вот что получается

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 43

Свободные хвостики веревки я приклеиваю клеевым пистолетом, но можно приклеить и обычным клеем

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 44

С др. стороны повторяем процедуру

10. Обложка.

Нам нужно: переплеточный картон ( или любой плотный) и обычный картон (подойдет для детского творчества)

Делаем 2 заготовки из плотного картона. Они д.б. на 2-3 мм больше с каждой стороны, чем наш блокнот

Так же заготавливаем полоску обычного картона

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 45

Измеряем толщину корешка нашего блокнота, добавляем 3-4 мм и делаем биговки

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 46

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 47

Поясню. Корешок моего блокнота ок 1см в толщину, добавляю еще 3-4 мм. Получется 14 мм. Размечаю полоску шириной 14мм по центру обычного катрона (примерно по центру – можно не вымерять) Эти линии “черчу” шилом а не карандашом. Как-бы продавливаю картон. Внутри, на произвольном расстоянии др. от друга, продавливаю еще несколько линий. Это беговки. Нужны для того, чтобы корешок обложки легко сгибался

Дальше мажу клеем Момент (я клей всегда размазываю – схватывается лучше)

И соединяю заготовки. Вот так

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 48

Следующий шаг: надо приклеить к внешней стороне обложки флис (или др. мягкую однотонную ткань)

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 49

Лишнюю ткань обрезаем

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 50

11. Оформление

Теперь включаем фантазию и делаем красивую обложку. Мои обложки из ткани.

Можно использовать несколько видов тканей, ленты, кружево, бусины – все, что угодно. Можно просто ткань без украшательств – как кому больше нравится

Моя заготовка такая

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 51

Хорошенько проглаживаем утюгом

Кладем лицом ВНИЗ, сверху – картонную обложку

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 52

Хорошенько мажем клеем по периметру

Загибаем 2 боковые стороны, прижимаем

Дальше – внимание на уголочки

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 53

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 54

Это самое важное на данном этапе. От аккуратности уголков зависит вид вашего блокнота

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 55

Если у вас планируется закладка, то самое время ее приклеить

Обложка готова. Теперь надо вклеить в нее блокнот

Берем заготовку и хорошенько мажем клеем нижний форзац. Прикладываем к обложке, прижимаем. Чтобы защитить др. листы от клея, можно подложить лист чистой бумаги

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 56

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 57

Теперь мажем верхний форзац и просто накрываем обложкой. Прижимаем

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 58

ВСЁ!!!

Блокнот готов.

Любуемся работой и стрррррррашно гордимся собой!))))))))))

Я свой блокнот еще слегка и расписала) Но не закончила еще.

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 59

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 60

Очень надеюсь, что вам было интересно

Успехов в блокнотном деле!)

Ну, и позвольте для примера показать варианты оформления обложки

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 61Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 62

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 63Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 64

Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 65Блокнот с нуля мастер-класс, фото № 66

Изготовление книги своими руками. часть 2. книжный блок

В среду 8-го июня, я нашел посредника между мною и перевозчиком. Цена вопроса 400$, чтобы доехать с Запорожья до Херсона. В пятницу 10-го числа должен был быть выезд в 10 утра.

Чтобы выехать, водители подают документы в которых личные данные водителя и пассажиров, там же эти водители ночую на точке сбора, чтобы занять очередь в колонне. Колона формировалась из 50 машин. Машины разные, легковые, грузовые, спринты.

Я планировал собрать всё необходимое 9 числа в Чт.

В 8 утра в Чт, мне звонит посредник и говорит:
– Выезд сегодня на 10 утра, у тебя 10 минут.

Я успел собрать сумку только из вещей. 2 пары кроссовок, 2 пары джинсов, 3 футболки, 1 рубашка, несколько пар носков и трусов, расческа, дезодорант, духи и зарядка. В кошельке было всего 6000 грн, паспорт (id карта) и карта банка Приват24, а карту банка укрсиб я потерял за пару дней до выезда.

Я пользуюсь двумя банками, укрсиб и Приват24. На приват24 у меня было 66к грн, на укрсиб порядка 300к (7к баксов и 100к грн). Доступ к банку укрсиб я так и не получил, но об этом позже. Не знаю какой сейчас курс, гляньте в калькуляторе если интересно.

Я выехал на такси на место встречи. Там меня ждал посредник и семья из мужчины, женщины и ребенка (они не были расписаны). Они кстати заплатили по 700$ с человека, по приезду. Меня же посредник на случай вопросов, попросил сказать что я оплатил залог 300$ , а по приезду должен отдать ещё 400$.

Посредник нас привез в место, где формуется колона. Указал машину на которой мы поедем(фольц универсал) и познакомил с водителем(женщина).

На точке сбора полиция проверяет списки, личные данные и сумки. С какой целью мы едем, полиция у нас не спрашивала.

Когда пришла наша очередь стать частью первой колоны, что-то пошла не так и машину передам и нашу переставили во вторую колону, а это значит что в 10 утра мы никуда не едем. Колоны пускают по разрешению военных.

Первая колона выехала в 11 утра. Так как в серой зоне(между Запорожье и Васильевка) были бои, первую колону не пускали. Из-за чего наша колона выехала только в 16 часов вечера.

Отдельно про блок посты, что спрашивают военные и проверяют.

На первом укр. блок посте, у меня попросили паспорт, потом спросили куда еду и зачем. Я сказал что еду в Херсон, забрать свою бабушку. Он пожелал счастливого пути.
На втором посте проверили только водителя.
На третьем посте никого не проверяли, так как опять начались бои на серой зоне. Нас вернули на второй блок пост, где мы ожидали около часа. Подъехав на третий блок пост, документы у нас не проверяли. Подъехав на четвертый, проверяли только документы. Вещи не проверяли.

Дальше путь через серую зону. Самое опасное место. Тут может прилететь в любой момент. Мы ехали мимо горящих домов, в которые попали снаряды ещё пол часа назад. В серой зоне произошла пробка. Так как мост разрушен, мы ехали через бездорожье и встретились с колонной из Херсона. Было страшновато. Все обошлось и где то через 20 минут мы прибыли к первому российскому блок посту, где встретились с первой колонной, которую не пропускали.
Хочу заметить, если у вас в машине ребенок, русские и украинские солдаты не будут вас задерживать. А если ещё и котик на руках, то вы в шоколаде )

Было уже 19 вечера и русские отказали в проезде. Через час они дали добро на проезд машин в которых есть дети до 10 лет. Хотя были дети и старше их тоже пропустили. Остальные же машины, а это человек 300 -, остались ночевать в машинах.

Русский блок пост проверил документы и сумки. Спросили куда едем. Мы говорили правду. Семья сказал в Россию к родственникам, я сказал что еду в Крым.

Уже было 8 вечера и в Васильевке начался комендантский час. Нам пришлось искать место во дворах, чтобы переночевать в машине. Возле нас остановилась такая же машина. Мы остановились возле дома, где была местная девушка и предложила бесплатно переночевать в пустой двухкомнатной квартире.

Всю дорогу еды у меня не было. Меня подкармливала семья бутербродами и предлагали все что у них было. В самой же квартире, люди из второй машины сварганил макароны с тушенокой, а местные раздобыли нам свежий хлеб и 3 литра пива. Мы покушали, выпили и познакомились. Каждый поделился своими историями этой войны.

Семья что ехала со мной, были беженцы из Донецка. В 2022 они уехали в Харьков и пытались начать новую жизнь. Из-за СВО двинули в Днепр, а от туда в Запорожье.
Вторая машина каталась по всей Украине. Девушка потеряла своего деда, а её сестра ребенка. Смерть деда и ребенка была на глазах ее сестры, после чего она тронулась умом.

Утром мы поехали по трассе в сторону Энергодара. На блок посте на меня немного наехал солдат, так как не было с собой документа о прописке , а на паспорте был только город рождения – Луганская область, Лисичанск. Спросил есть ли у меня наколки, сказал что нет, проверять не стал. За наколки спрашивали ещё один раз по дороге в Крым. Но всё прошло хорошо. Дальше было 100500 русских блок постов, везде пропускали за минуту, а то и меньше. Так мы добрались до Херсона примерно в 3 часа дня.

Херсон это девяностые. Каждый продает что может, решает только наличка. Хоть и говорят что там би-валюта, типо ходят и грн и рубли, но по факту везде оплата в грн. Даже нашел киоск, где смог расплатиться укр. карточкой.Отелей нет, хостел нет, укр. операторов связи нет. Люди которые занимались перевозками, предоставили нам жилье. Взяли 500 грн за квартиру. В Херсоне я понял что я в полной жопе.
Чтобы рассчитаться за перевозку , я должен был заплатить 400$ , если в грн то 15к по курсу 37.5 грн за доллар. Водитель посоветовал удалить приложения банков, мол могут отобрать телефон и все такое. Что я и сделал при въезде на неподконтрольную. Это была огромная ошибка. Так как в Херсоне нет связи, я не мог получить смс, чтобы зайти в свой банк и расплатиться. Мне дали вай фай, я написал другу и попросил выручить меня. Выручил. Но как быть дальше?
Всё что у меня было в наличке, это:
– 2500 грн на дорогу в Крым.
– 1000 грн
– 2000 рублей. Которые я обменял у местных, отдав им 1200 грн.
Что делать дальше я не знал. У меня была надежда что я смогу как то снять рубли через укр. карту в Крыму и наделялся я зря.

Утром за нами приехал мужик, который сдал квартиру и он же повез нас в Крым. Была ещё вторая машина, водитель была девушка. Они оба были парой, жена или нет, я хз, не думаю что это вообще важно)
Но таких девушек ещё нужно повстречать. Это тот тип людей которые делают деньги на всем что возможно. Я и семья признались друг другу, что уже устали от них, уж больно они энергичные 🙂

По дороге в Крым было ещё 100500 блок постов. Тут все просто. Показали документы, спросили куда и зачем. Мы не врали. Я сказал что хочу начать новую жизнь, семья к родственникам. У меня пару раз спрашивали кем я работаю. Говорят что хорошие программисты стране нужны. Я всего лишь фронт средней руки но думаю куда-то войду)

На границу с Крымом мы пробыли где-то 5 часов. 2 часа до въезда на КПП , а потом некая фильтрация или хз как ее назвать. Вызывают по спискам, фамилию особо громко не кричат, так что все мужики стояли на солнце и ждали. Одного кстати после фильтрации забрала полиция. Я был в числе последних.
Спросили кто я, за родителей и родственников. Спросили кем работаю и где. Попросили мой телефону и пока я рассказывал о себе, он смотрел мои фоточки) . Кстати, один из очереди, сказал что его тефлон подключали к чему-то там. И никакие пароли им не надо. Они чекнули всю его соц. активность и предъявили за некую активность, о которой он уже и сам не помнил. Но всё прошло ок.
В комнате был ещё один солдат. Он распечатал русский стих 19 века о славянском братства. Стоя зачитал его мне и своему товарищу.

Он и Я.
Он: Ну правда же, ну красивый же стих?
Я: Да, красивый.
Он: Ну вот нахуя тогда это все?
Я: Не знаю, нас никто не спрашивал.
Он: Едете к своим полякам блять, которые ссорят нас.
Я: Я еду в Крым
Он: Красава.
парень вышел…

Солдаты были мои одногодки -, но могу сказать что выглядели они отменно). Про стих и диалог, чистая правда, я блять клянусь.

После фильтрации мне выдали документ и мой паспорт. Кстати на КПП спрашивали служил ли я. Я сказал что не годен, потому что делали 2 операции там и там. Мне и правда делали операции, но справку о негодности в мирное время я покупал за 900$.

Меня привезли в Симферополь. Я попрощался с той семьёй и поблагодарил их. Они очень помогали мне и поддерживали, даже деньги пытались дать, я отказался. Я нашел ближайший обменник где обменял оставшиеся 1к грн.
Всего у меня было порядка 3400 рублей. Купил симку за 500 рублей, чтобы сообщить родным и другу что я жив 🙂
Я был очень уставший, я не понимал что делать дальше и ещё заболел.

Главный вопрос, как мне достать свои деньги.
Я написал в поддержку банка Приват24 и сказал что мой телефон утерян и я хочу поменять номер. Номер я дал своего друга. Мне нужно было ответить на всякие вопросы для авторизации и сделать фото со своим паспортом. Связь с оператором вечно прикрывалась из-за угрозы авиаудара на Украине и оператор уходил.
2 раза система отказала мне в фото. Я сидел один хуй пойми где, голодный и уставший и пробую третий раз провести авторизацию. После каждой авторизации, оператор отправляет на номер моего друга ссылку и пароль где нужно сделать фото.

– Госпади блять, если ты есть, апрувни мне фото.
Бог есть 🙂
Теперь доступ к моим деньгам был у моего друга. Так же он помог мне найти ближайший дешёвый хотел. Я плачу 600 рублей в день. На следующий день, т.е уже сегодня (12 июня) я начал искать варианты как перевести деньги на карту Мир моей соседки в хостеле, чтобы она могла их снять. В итоге знакомый нашел варианты через крипту. Таким образом я смог вывести ещё 13500 рублей, 2к из них я отдал женщине которая дала свою карту в знак благодарности. Сейчас у меня где то 10к рублей.

Сегодня отмечали день России, а значит завтра выходной и банки не работают. Буду ждать вторника, чтобы сделать себе карту и вывести остальные деньги с карты Приват24.
Что делать с банком укрсиб где остальные деньги я не знаю. Поменять номер можно только при личном присутствии или нотариально, где вроде как тоже нужно личное. Мб найду черных дел мастеров. Сейчас сижу возле хостела.

Вывод.
Выехать можно. Есть риск спать в полях. Если в машине дети у вас привилегия. Берите с собой наличку и только наличку.
Можно вывозить ноуты 100% , их никто не проверял. На блок постах телефоны никто не проверял. Никогда не планируйте время проезда. Тут только удача 🙂

Дальше я планирую подать документы какие-то, чтобы мог официально работать и начну искать работу программистом. Мб найду по месту или удаленно, но тогда мне нужна техника. Кстати в Джанкое можно подать на беженство, но тогда вас вывозят в Екатеринбург. Зато помогают во всем, но заберут паспорт и вы невыездной на год. Я остаюсь в Крыму, на беженство подавать не буду как и брать деньги с ваших налогов. Пусть этим воспользуются нуждающиеся.

Единственное о чем я переживаю это деньги. Боюсь что укр. У меня их отберёт как узнает что я в РФ. Знакомые очертили предателем, близкие любят и переживают.

Старинные способы шитья книжного блока.

J.A. Szirmai

(перевод с англ.)

Историков переплетного дела всегда больше привлекала внешняя отделка книги, а не техника ее переплета. Наши знания о старинных переплетах очень скудны из-за того, что ученые практически не интересовались изучением методов переплета, а также потому, что огромное количество старинных переплетов было утрачено в процессе ремонта книг, который зачастую не был жизненно необходим. Крупные библиотеки, как правило, обладают лишь небольшим количеством старинных книг в оригинальных переплетах, поэтому наши сегодняшние знания основываются лишь на фрагментарных исследованиях. Цель данного документа – кратко рассмотреть историю кодексов с упором на технику и механику переплетов.

Появление кодексов.

Кодексы пришли на смену древним свиткам, вероятно, в первые века христианской эры, хотя существуют косвенные свидетельства более раннего их появления, такие как изображения на каменных барельефах

Рождение кодекса

Кодекс заменил древний свиток, вероятно, в первые века христианской эры, хотя есть некоторые косвенные археологические признаки раннего появления, такие как изображения на каменных рельефах Ранне-хеттской империи, что соответствует 6 — 8 веку до нашей эры. Наиболее ранними кодексами, дошедшими до нашего времени, являются книги из раскопок в Египте, датируемые, как правило, 3-4 вв. н.э. Чаще всего они являются поврежденными или фрагментированными. Зачастую оригинальные переплеты заменялись новыми, а отсутствие исследовательского интереса привело к тому, что не осталось даже записей об оригинальных переплетах и их структуре.

Используя немногочисленные сохранившиеся фрагменты, мы с определенной степенью достоверности можем попытаться реконструировать основные характерные черты ранних многотетрадных книг. Тетради сшивались цепным стежком, проходящим через центральный фальц тетради.

Нить, которой шился блок, также часто использовалась для крепления крышек к блоку. Т.к. эта схема шитья распространилась по всему образованному миру, появились различные вариации цепного стежка (рис.1). Так, например, при шитье эфиопского молитвенника нить проходила только через два соседних прокола. Аналогично сшито Евангелие Стонихерста, датируемое концом VII в. А книжные блоки византийских/греческих книг прошивались одной нитью, независимо от количества проколов. В исламских государствах также использовали технику цепного стежка.

Однако этот популярный способ шитья имел свои недостатки. Основной из них – слабое крепление крышек. Шитье «цепочкой» использовалось на протяжении многих столетий, но прочность нити, как правило, оказывалась недостаточной, чтобы выдерживать постоянные механические нагрузки, что приводило к отрыванию крышек. Другим принципиальным недостатком данного способа шитья является то, что плоский корешок книги со временем выгибался внутрь, соответственно деформировался и передний обрез.

Следствием стал переход к способам шитья блоков с использованием «опоры».

Опорное шитье и крепление крышек.

Озабоченность переплетчиков слабостью крепления крышки к блоку при помощи той же нити, которой шился блок, послужила причиной того, что блоки стали шиться либо двойной нитью (в ранних коптских кодексах), либо увеличивалось количество проколов в тетради (в византийских/греческих кодексах). Исследования Берта фон Реджротера показали, что, возможно, результатом поиска вариантов усиления прочности шитья и крепления крышек стало введение в цепной стежок шнуров, вокруг которых формировались узлы стежка. Эксперименты на моделях показали, что при таком варианте шитья прочность крепления крышек существенно возрастает. По большому счету, полученная структура шитья очень напоминает шитье ранне-каролингских кодексов. Таким образом можно предположить, что шитье на шнуры – это эволюция цепного стежка с введенной в него поддерживающей основой (рис.2).

К сожалению, эта гипотеза не имеет документального подтверждения. Исследования Боззачи, который озвучил данную версию, основаны на образцах, датируемых Х-XI вв, в то время как известны примеры опорного шитья ранне-каролингских кодексов, датируемых VIII в. К сожалению, показательных образцов того периода не сохранилось, поэтому датировка появления опорного шитья книжных блоков является белым пятном в истории переплета.

Материал опоры для шитья и способ крепления опоры к крышкам изменялись с течением времени. Исследование средневековых переплетов в библиотеке аббатства Сент-Галль показали, что переплеты эпохи ранних Каролингов шились на льняные или пеньковые шнуры, позже появились книги, сшитые на кожаные ремни, еще позже сыромятная кожа сменилась кожей растительного дубления. В XV столетии снова становится популярным шитье на пеньковые шнуры (возможно, прочность кожи растительного дубления была признана не слишком высокой). Параллельно с экспериментами по материалу основы шитья шли и эксперименты по способу крепления крышек. Приблизительно до конца XII в. использовался «каролингский» вариант, на смену которому пришел вариант «романский». Оба этих варианта предусматривали введение шнуров в крышку через торец крышки. К XV веку появился «готический» вариант крепления, при котором шнур крепился к крышке через скошенный край (рис.3). Хотя введение основы в шитье блока существенно повысило прочность переплетов, способы крепления крышек зачастую имели свои слабые места.

Стабильность кругленого корешка

Конечно, мы не можем знать, насколько библиофилы прошлых времен были обеспокоены тенденцией деформации корешков книг. Возможно, такие вопросы появились в то время, когда книги стали размещаться вертикально на книжных полках, а не горизонтально в шкафах, или на наклонных пюпитрах. Наиболее ранние образцы, показывающие озабоченность переплетчиков этой проблемой, можно датировать XIV-XV вв. Именно тогда появились переплеты, корешок которых был усилен пластинами из рога, дерева или жесткой кожи. Иногда для укрепления шитья блока стандартной «цепочкой» использовались латунные стержни (XVI в). Различные эксперименты подобного рода продолжались на протяжении нескольких веков, но их успех был ограничен: укрепленный корешок затруднял свободное полное раскрывание книги.

Переплеты с деревянными крышками, скорее всего, обеспечили наилучший вариант избежать провисания переднего обреза и использовать край крышки для поддержки шарнира. Эволюцию кругленого корешка хорошо иллюстрирует исследовательский проект библиотеки Сент-Галль. Для определения формы корешка был разработан простой инструмент: прозрачная пластина с пятью круглыми сегментами, радиусом от 20 до 320 нм. Этот шаблон позволил точно измерять кривизну корешков исследуемых книг. Результаты исследования переплетов с IX по XV приведены на диаграмме 5.

Исследования коллекции аббатства Сент-Галль ясно показывают, что плоский или, как следствие деформации, вогнутый корешок является характерной чертой переплетов эпохи Каролингов, а кругленые корешки появились уже в XIII веке.

Кругление корешка является следствием утолщения корешковой части книжного блока, вызванного толщиной нити, использованной для шитья через центральный фальц тетрадей. Утолщение корешка зависит от толщины нити, плотности бумаги и количества тетрадей в блоке. Трудно сказать, какой именно из этих факторов послужил предпосылкой для появления кругления корешка. Для шитья блоков, особенно в поздние периоды Средневековья, использовались нити до 2 мм толщиной. Возможно, это сыграло свою роль в возникновении такой операции, как каширование корешка. Во всяком случае, на корешках книг этого периода явственно видны следы ударов молотком, что говорит о намеренном круглении.

Утолщение корешка, создаваемое швейной нитью, не могло превышать определенный уровень, поэтому прочность шитья достигалась за счет не увеличения толщины нити, а за счет дополнительных стежков, расположенных вокруг швейной основы. Также для укрепления перепета стал использоваться костный клей, наносимый на корешок. Он не только скреплял между собой тетради блока, но и служил основой для кожи, обтягивающей корешок, что также помогало фиксации формы корешка и повышало общую прочность переплета.

Кругленый корешок стал отличительной чертой книг XV века (см.рис. 6). Эта операция стала одной из основополагающих в переплетном деле. Именно правильное кругление корешка придало книгам позднейших эпох бОльшую механическую прочность.

Форма корешка и раскрываемость книги

Основная функция книги, т.е. ее простая полная раскрываемость, в большой степени зависят от формы и механических характеристик корешка. Появление складки, именуемой шарниром, стала одной из отличительных черт кодекса. Коптские, каролингские и эфиопские переплеты (рис.7А) отличались плоскими корешками, не укрепленными никакими дополнительными проклейками, которые позволяли листам книги свободно укладываться в раскрытом блоке, но при этом создавали дополнительное напряжение в шитье.

Кругленые корешки и их армирование делают раскрываемость книги более сложным механическим процессом. «Плечико», создаваемое ударами молотка по корешку, формировало некую форму рычага, хорошо заметную на поперечном сечении книжного блока (Рис.7 В). В результате блок раскрывается не плоско, как в предыдущем примере, что приводило к большому напряжению в корешке, зачастую переламывая его. Кругленый корешок меньше переламывается, хотя и «плоское раскрывание» книги в данном случае сложнее. Плоский корешок подразумевает большую нагрузку не только на корешок, но и на фальцы тетрадей. При кругленом корешке нагрузка приходится не на фальц (одно из слабых мест), а на «плечико» блока. При этом, скругленная форма корешка не только обеспечивает меньшую нагрузку на корешок и фальцы. Если плоский корешок книги, которая часто открывается/закрывается рано или поздно принимает вогнутую форму, то кругленый корешок почти всегда принимает первоначальный вид.

Не стоит упускать из вида, что плоский корешок пергаментной книги не менее прочен, чем скругленный корешок книги бумажной. С переходом от печати на пергаменте к печати на бумаге, кругленные корешки стали более востребованными за счет меньшей нагрузки на «слабое место» — фальцы бумажных тетрадей.

Пергаментные манускрипты со скругленным корешком

Появление переплетов со скругленным корешком – большой шаг в развитии кодексов, но для первых книг эта технология стала губительной. Многочисленные примеры показывают, что в XV в. многие ранние кодексы подверглись замене переплета на более «современный». В частности, в библиотеке Сент-Галль находятся книги того периода, которые приблизительно в 1462 году были подвергнуты мелкому ремонту. Но наряду с этим, около 120 каролингских кодексов получили новые переплеты, естественно, по «новой моде», т.е. с круглеными корешками. И только 115 переплетов сохранили свои оригинальные переплеты.

Манускрипты с замененным переплетом сильно пострадали от такой «реставрации»: пропала свободная полная раскрываемость, т.к. скругленный корешок с тщательным армированием и проклейкой такому раскрытию сопротивляется – возникает ощущение, что книги утратили свою душу! К тому же, проклейка корешка наносила ущерб и пергаментным страницам книг. Животный клей подвержен физическим изменениям в зависимости от климатических условий, что приводило к большему износу страниц. Это – печальное свидетельство того, что переплетчик XV века утратил понимание того, что важно и нужно для сохранения манускрипта: фальцы зафиксированы клеем, пергамент деформирован выколоткой плечика и т.п. Иными словами, средневековой рукописи дали переплет, абсолютно для нее не предназначенный.

К сожалению, эта тенденция сохранилась и в более позднее время. Переплетчики каждого временнОго периода старались переплести рукописи так, как диктовала их современная мода или желание владельца. Тысячи рукописей утратили оригинальные переплеты, что никогда не шло на пользу книге.

Ошибки прошлого — что делать?

Вышеприведенный пример пергаментных рукописей, переплетенных с утратой оригинальных особенностей, приводит к неутешительным мыслям. Во-первых, мастера прошлого совершили непоправимую ошибку, основываясь на пожеланиях заказчиков, а не на знании истории переплета. Достаточно взглянуть на некоторые причудливые переплеты XVII – XIX вв. Легко понять, что движущей силой становились пожелания владельца, а не понимание того, что нужно данной конкретной книге. Веяния моды, эстетические предпочтения владельцев книг, отсутствие исторических знаний у переплетчиков – все это становилось причиной уничтожения оригинальных переплетов. И переплетчики, на которых оказывалось определенное давление, шли на сделку с совестью: дешевые материалы, примитивное шитье, малая прочность которого компенсировалась большим количеством клея на корешках – все это удовлетворяло желания заказчиков, но уничтожало оригинальность и самобытность переплетов. Какова бы ни была причина появления таких «реставраций», сегодня такой подход создает массу проблем для реставраторов.

Основа данной дилеммы проста и понятна: реставратор должен восстановить книгу в соответствии с ошибками его предшественника? Или восстановить книгу в ее первозданном виде, исправив ошибки прошлых переплетчиков? Должен ли реставратор восстанавливать первоначальную, изначально ошибочную, структуру книги, или должен переплести книгу так, как подсказывают ему его знания? По приведенным выше примерам, когда оригинальная структура книги приносилась в жертву «новым веяниям» (кругление корешка, армирование, проклейка) мы можем видеть, насколько вредной является подобная практика.

Существуют случаи, когда наше знание истории переплета не позволяет принять то или иное решение, т.к. нет статистики по переплетам данного периода времени. Например, преимущества «глухого» корешка (покровный материал приклеивается непосредственно на корешок) по сравнению с корешком на гильзе. В первом случае «глухой» корешок позволяет книге полностью раскрываться (рис.8А), но деформация покровного материала, имеющая место при этом, разрушительно действует на позолоту корешка. Использование корешка с гильзой эту проблему решает, т.к. корешковая часть книги и корешок переплета между собой жестко не связаны. Но корешок на гильзе является причиной другого типа напряжения: при открывании книги корешковые края сторонок движутся навстречу друг другу, а корешок становится своего рода пружиной, противодействующей их сближению.

Механика этих конструкций переплетов никогда тщательно не изучалась, поэтому реставраторы в своих работах руководствуются, как правило, личными предпочтениями – худшим аргументом в работах подобного рода. Требуется глубокое изучение конструкций переплетов с точки зрения физики и механики, чтобы не просто делать тот или иной вид корешка, а понимать его назначение.