Скрапбукинг для начинающих. часть вторая: плотность бумаги и применение | журнал ярмарки мастеров
И вот моя следующая статья в продолжение , по комментариям я поняла, что важна информация о применении и плотности, в каких работах и какую бумагу можно использовать.
Тогда снова по порядку:
1. Офисная белая бумага, знаменитая фирма «Снегурочка», но есть дешевле, я беру «SvetoCopy», возможно, есть дешевле. Плотность стандартная такой бумаги 80 г/м2. Она подходит для листов блокнота как с коптским переплетом и на кольцах, так и просто переплет на клее. Такие листы можно состаривать в кофе, разлиновать, сочетать с цветной офисной бумагой. Цветная офисная бумага 80 г/м2 стоит дороже, чем белая.
Кто-то использует такую бумагу в открытках на внутренней стороне, вклеивает поздравления в виде стиха и т.п. Я не люблю использовать такую тонкую бумагу в открытках, так как она работу упрощает.
Цветная бумага интересно смотрится, когда блокнот, например, для девочки — в розовом цвете и листы бумаги соответственно такие же. Если листы в зеленом цвете, можно блокнот сделать в ботаническом стиле и т.п.
Есть офисная бумага следующей плотности:
– 80 г/м2
– 90 г/м2
– 120 г/м2
– 160 г/м2
– 200 г/м2
– 220 г/м2
– 240 г/м2
Это те плотности бумаг, которые знакомы мне.
Текстура так же может отличаться: глянцевая, матовая. При выборе ориентироваться надо на свой принтер, если вы хотите эту бумагу использовать для печати. Так как бумага может предназначаться только для струйной печати или только для лазерной. И конечно, если бумага плотная, такая как 200 г/м2 и больше, она тоже уже может использоваться для подложек в открытках, для рассадочных карточек, для основы открыток, для основы шоколадниц, для коробочек в таких работах, как «мамины сокровища» и т.п.
У меня струйный принтер с цветными красками, на нем я печатаю различные иллюстрации, потом я такими иллюстрациями оформляю блокнот. Очень спасает, когда нет соответствующей бумаги, а нужен определенный фон на подложку или куда-либо (немного) — его удобно распечатать.
Фоны в большом количестве не распечатывала, как я и писала в предыдущем посте, не заменяет скрапбумагу, цветовую гамму не всегда правильно передает.
2. Акварельная бумага, плотность 200 г/м2. Из нее можно делать также основу для открыток, коробочки, шоколадницы, красить акварельными красками, подходит для стиля микс-медиа. Мне особо неизвестно, кто и куда ее использует, опишу, куда использую я:
– форзацы блокнота, брызги акварельной краской (цвет, приближенный к кофе);
– шоколадница;
– основа открыток, подойдет для рассадочных карточек, я их отношу к открыткам, потому что принцип создания одинаков;
– коробочки и потом коробочки задекорировать скрапбумагой и другими украшениями для скрапбукинга;
– из такой бумаги так же можно делать цветы бумажные, есть очень замечательные мастер-классы у Астории. Сама еще не делала, но обязательно сделаю. Заменяет покупные цветы, удобно создавать цветы нужные по цветовой гамме. Цветочки в магазинах не дешевые, а их всегда нужно много;
– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада», это как вариант, зависит от стиля фотоальбома. Первый опыт был мой из офисной тонкой бумаги, теперь смотрю — смотреть не хочется;
– можно поставить оттиски штампа, вырезать и задекорировать страничку или открытку или блокнот и т.п.;
– еще можно распечатать макет рисунка на акварельной бумаге и акварельными карандашами раскрасить, очень красиво получается;
– у многих принтер позволяет на такой бумаге печатать, в принтерах в настройках нужно посмотреть, какая плотность бумаги подходит.
3. Пастельная. Из нее так же можно делать:
– основу для открыток;
– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада»;
– коробочки, на фото коробочка для флешки из пастельной бумаги;
– так же можно поставить оттиски штампа, вырезать, а далее использовать.
4. Дизайнерская скрапбумага. Из нее делают открытки, странички фотоальбомов, форзацы блокнотов, коробочки, да и все, что угодно, только, наверно, не используют в качестве страниц в писчем блокноте, но в качестве разделителей в блокноте вполне можно использовать.
5. Кардсток также может являться основой открыток, обтягивают коробочки для флешек, дисков. Она однотонная, плотность бумаги 300 г/м2. Часто вижу использование ее в свадебных приглашениях. Если свадьба с синими оттенками, то основу открыток используют синего цвета кардсток и т.п.
На самом деле, коробки обтягивать и коробочки из нее делать сложновато, плотность бумаги мешает, но можно.
6. Переплетный картон. Используется во всевозможных коробочках, коробочки для флешки, коробочки для дисков, фотобоксы, мамины сокровища и т.д. Основа — переплетный картон.
Большинство специалистов считают картоном бумагу толщиной свыше 0,2 мм или любую многослойную бумагу. Чёткой границы между бумагой и картоном нет. Согласно ГОСТу, бумагой называется материал с массой квадратного метра до 250 г, Соответственно картон начинается от 250 г/м2.
Обычно ее выбирают по толщине.
7. Пивной картон.
От переплетного пивной картон отличается более белым оттенком и меньшим весом при аналогичной толщине листа. Свое название он получил от сферы применения — из него часто изготавливают подставки под кружки. Пивной картон плохо режется ножницами, лучше использовать модельный нож или лазер. При попытке согнуть его, может возникать расслоение материала или образовываться излом произвольной формы.
На самом деле, я думаю, это маркетинговый ход, поэтому его не использую, он мне не нравится, для начинающих он тем более не подойдет, так как без специальных инструментов вы его просто всего изломаете. Переплетный картон в этом отношении лучше.
Пивной картон — рыхлый, переплетный — плотный. Переплетный я даже использовала взамен макетного коврика, не дает резаку прорезать насквозь, когда ты режешь странички и т.д. Но делает порезы, поэтому при проведении резаком можно попасть в изломы от порезов, у вас поведет резак и порежете неровно.
8. Крафт-бумага.
Плотность от 60 г/м2 и выше. Используется для страниц в альбоме, для открыток, для подложек, для шоколадниц, более плотный крафт используется для форзацев.
На такой бумаге красиво смотрятся надписи белого и черного цвета, а так же штампы. Есть мастер Наталья Косцова, у нее замечательные работы с крафтом и сочетание цветов.
9. Калька.
Используется в фотоальбомах, открытках, открытки-шейкер и т.д. Плотность кальки варьируется в пределах от 40 до 110 г/м2. Бывает цветная, с нанесенным рисунком, с тиснением.
10. Переплетный материал. Вот он лучше всех подходит для обтягивания коробочек, обложек для свидетельств, коробочек для дисков и флешек — ложится ровнее и углы красиво смотрятся. Сама еще не использовала, но узнала о нем недавно, поэтому решила поделиться для тех, кому об этой бумаге мало известно. Прежде чем узнать об этой бумаге, извела кардсток, углы плохо получались на обложках.
И наверно многие начинающие наслышаны о машинках для скрабукинга, к которым нужно покупать ножи, папки для тиснения и т. п. Так вот, эти машинки, конечно, очень здоровские, из бумаги могут сделать чудо. Красивое тиснение, вырезать красивые вензеля, рамочки… Поэтому применение бумаги безгранично. Следующая статья будет о следующем важном инструменте в скрапбукинге: клей.
Белизна и яркость бумаги
Многие принимают эти показатели за один, но это не совсем так.
Белизна бумаги – оптическое свойство, обозначенное цветностью бумаги, приближенный вид к белому цвету.
Яркость бумаги – определяет количество отраженного света на поверхности бумаги.
Каждая из характеристик имеет свой стандарт в различных системах. ISO – европейский стандарт, регламентирующий белизну бумаги. CIE – отвечает за показатели яркости.
Согласно стандартам существует определенное разграничение по качеству:
А класс – редко встречающийся вид бумаги, из-за своей высокой стоимости и наивысших параметров качества. Цена объясняется сырьем, в качестве которого выступает эвкалипт. Именно этот вид сырья позволяет добиться высоких показателей белизны ISO 98% и яркости CIE 161%.
Представительские документы это лицо компании, бумага А класса не только сохранит их на долгие годы, но и с точностью отобразит цвет и контрастность печати.
B класс – оптимальный выбор для скоростной и двухсторонней печати. Цена более чем оправданна, всего на 10-15% выше от наиболее потребляемого и распространенного класса С. Характеризуется высокой плотностью, белизной (ISO 97 – 98%)
С класс – самый распространенный на российском рынке класс бумаги, привлекает своей дешевизной. Однако данный класс следует выбирать только для малых партий и тиражей. Лучшая область использования: малые офисы, учебные заведения, домашняя печать.
Показатели белизны (ISO 92 – 94%) и яркости (CIE 135 – 146%) уступают классам А и В, но не только это отличает бюджетный вариант расходных материалов. Бумага С класса часто шероховатая, иногда с неоднородными вкраплениями ворсинок. Поэтому использование в промышленных и часто используемых аппаратах пагубно скажется на работе устройства.
Не так давно появились промежуточные классы офисной бумаги: А , В , С . Одна из характеристик не дотягивает до более высокого класса, остальные же показатели соответствуют классу на порядок выше.
Гладкость (шероховатость)
Геометрия поверхности бумаги характеризуется показателем гладкости или шероховатости.
“Геометрия поверхности” бумаги определяется не только микронеровностями, но и макронеровностями. Первые обусловлены микрогеометрией, вторые распределением массы по площади.
Существует группа наиболее распространенных методов, в которых гладкость измеряется с помощью потока воздуха.
Наиболее распространены методы измерения на приборе Бендтсена Шеффилда и Паркера (шероховатость). Бекка (гладкость).
Сущность метода Бекка заключается в измерении времени, необходимого для прохождения воздуха определенного объема в вакуумную камеру между поверхностями испытуемого образца и стеклянной полированной пластины определенной площади, прижатых с определенным давлением. Гладкость измеряется в секундах. Чем выше гладкость, тем больше значение показателя.
Строгих зависимостей между значениями показателей гладкости (шероховатости), измеренных разными методами, нет. Существует качественная зависимость между значениями гладкости по Бекку и шероховатости по Бендтсену.
На приборах Бендтсена, Шеффилда измеряется поток воздуха, проходящий при постоянном давлении между поверхностью кольца и листом бумаги.
Шероховатость по Бендтсену выражают в мл/мин, по Шеффилду в единицах Шеффилда.
На рисунках приведены качественные зависимости между параметрами, определёнными разными методами. Они позволяют оценить характер изменения одного параметра в зависимости от изменения другого и могут помочь при сравнении показателей гладкости и шероховатости образцов, измеренных разными методами.
Метод Паркера (PPS) служит для измерения шероховатость бумаги и картона в условиях близких к условиям печатной машины. Результат измерения шероховатости по Паркеру выражается в микронах.
Гост 9095-89 бумага для печати типографская. технические условия от 22 июня 1989 –
ГОСТ 9095-89
Группа К61
ОКП 54 3121, 54 3122
Срок действия с 01.07.90
до 01.07.95
в части бумаги N 2
марки В – до 01.01.93*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
постановлением Госстандарта России от 1993 N 4.
(ИУС N 4, 1994 год). – Примечание “КОДЕКС”.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР, Государственным комитетом СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
ИСПОЛНИТЕЛИ
Д.У.Товстошкурова, Т.К.Окунева, В.И.Листратенко, канд. техн. наук; В.А.Загорский
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам N 1824 от 22.06.89
Срок первой проверки – 1993 г.
Периодичность проверки – 5 лет
3. ВЗАМЕН ГОСТ 9095-83 и ГОСТ 7317-78
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящий стандарт распространяется на бумагу, предназначенную для печатания текстовых и иллюстрационно-текстовых изданий способом высокой печати.
Стандарт устанавливает требования к типографской бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.
1.1. Бумага должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке.
1.2. Основные параметры и размеры
1.2.1. Бумага должна изготовляться следующих номеров и марок: N 1 марки А, Б; N 2 марки А, Б, В;
N 1 марка А – 100% беленой целлюлозы;
N 1 марка Б – не менее 80% беленой сульфатной целлюлозы, не более 20% беленой древесной массы;
N 2 марка А – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% беленой древесной массы;
N 2 марка Б – не менее 25% беленой целлюлозы, не более 75% беленой древесной массы;
N 2 марка В – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% белой древесной массы.
Назначение бумаги приведено в табл.2 приложения.
1.2.2. Бумага должна изготовляться в рулонах и листах.
Ширина рулона, размеры листовой бумаги, предельные отклонения по размерам и косине листовой бумаги должны соответствовать ГОСТ 1342.
1.2.3. Диаметр рулона должен быть (850±50) мм. По согласованию с потребителем допускается изготовление рулонов бумаги другого диаметра.
1.2.4. Примеры условного обозначения
бумаги типографской N 1 марки А массой бумаги площадью 1 м 48 г, машинной гладкости (МГ), с оптически отбеливающим веществом (ООВ):
Бумага N 1 А 48 МГ ООВ ГОСТ 9095
То же, N 2 марки Б массой бумаги площадью 1 м 60 г, каландрированной (К), без оптически отбеливающего вещества:
Бумага N 2 Б 60 К ГОСТ 9095
1.3. Характеристики
1.3.1. По показателям качества типографская бумага должна соответствовать нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя | Норма для бумаги | Метод испытания | ||||
N 1 | N 2 | |||||
А | Б | А | Б | В | ||
1. Масса бумаги площадью 1 м, г | 48,0±2,0 60,0±2,0 65,0±2,0 70,0±2,5 80,0 ±2,5 | 65,0±2,5 | 60,0±2,0 | 60,0 ±2,0 | 60,0±2,5 | По ГОСТ 13199 |
2. Плотность, г/см бумаги машинной гладкости: | По ГОСТ 27015 | |||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 0,70-0,80 | – | – | – | – | |
для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г | 0,75-0,85 | 0,75-0,85 | 0,70-0,80 | – | 0,65-0,75 | |
бумаги каландрированной: | ||||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 0,80-0,90 | – | – | – | – | |
для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г | 0,85-0,95 | 0,85-0,95 | 0,80-0,90 | 0,70-0,80 | 0,75-0,85 | |
бумаги высококаландрированной | 0,95-1,05 | – | – | – | – | |
3. Разрывная длина в среднем по двум направлениям, м, не менее | 24…..0* | 2500 | 2200 | 2200 | 2000 | По ГОСТ 13525.1 |
________________ * Брак оригинала. – Примечание “КОДЕКС”. | ||||||
4. Прочность на излом при многократных перегибах в поперечном направлении, число двойных перегибов, не менее: | По ГОСТ 13525.2 | |||||
бумаги N 1 на приборе с натяжением образца (9,80±0,20) Н: | ||||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 3 | – | ||||
для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г | 4 | 5 | – | – | – | |
бумаги N 2 на приборе с натяжением образца (4,90±0,10) Н | – | – | 10 | 10 | 7 | |
5. Массовая доля золы, % | 16-20 | 16-20 | 12-16 | 10-14 | 16-20 | По ГОСТ 7629* и п.3.4 настоящего стандарта |
_________________ | ||||||
6. Гладкость, с, бумаги: | ||||||
машинной гладкости | 35-80 | 35-80 | 35-80 | – | 35-80 | По ГОСТ 12795 |
каландрированной | 100-250 | 150-300 | 100-200 | 100-200 | 100-250 | |
высококаландрированной | 300-500 | |||||
7. Сорность (число соринок площадью от 0,1 до 0,5 мм на 1 м), не более | 80 | 100 | 180 | 200 | 300 | По ГОСТ 13525.4 |
соринки площадью свыше 0,5 мм | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
8. Белизна, %: | По ГОСТ 7690* | |||||
________________ | ||||||
с оптически отбеливающим веществом | 85,0-88,0 | 80,0-83,0 | ||||
без оптически отбеливающего вещества | 78,0-82,0 | 76,5-79,5 | 74,0-77,0 | 70,0-72,0 | 66,0-70,0 | |
9. Непрозрачность, %, не менее: | По ГОСТ 8874 | |||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 93 | – | – | – | – | |
для массы бумаги площадью 1 м 60 г | 94 | |||||
10. Влажность, % | 5,5±1,0 | 6,0 | 6,0 ±1,0 | 6,0±1,0 | 6,0±1,0 | По ГОСТ 13525.19* |
________________ |
Когда нужно знать плотность бумаги
На секунду представьте: однажды солнечным утром вы решаете, что откладывать больше невозможно, компании нужны листовки, сотрудникам визитки, а бухгалтерии – фирменный квартальный календарь. Два календаря. И тогда вы берете в руки телефон и отважно набираете номер типографии. Диалог с менеджером идет легко и непринужденно, вы почти расслабляетесь, и вдруг на другом конце провода задают вопрос:
—А плотность бумаги какая?
Все еще не понимая, что это адресовано вам, вы неуверенно переспрашиваете:
—Что?
—Ну плотность. 130 грамм, 150 грамм меловочка?
Чувствуя себя обманутым (все это время у бумаги была плотность, а вы и не знали):
—Эээ… Ну давайте обычную, — немного сомневаясь, что обычная плотность бумаги бывает. Где-то на другом конце провода менеджер вздыхает. И говорит:
—А вам для каких целей листовки нужны?
Кажется, они хотят украсть коммерческую тайну, и, вероятно, втридорога продать конкурентам! Иного выхода просто нет.
—Пшшш, пшшш! Плохо слышно! Связь прерывается, — и кладете трубку. Нехай и без листовок проживем, а бухгалтерии сейчас на принтере календарь распечатаем… Два календаря.
Когда я пришла работать в типографию – мне казалось, что все вокруг сошли с ума и толщину бумаги измеряют в единицах измерения массы. Через некоторое время я поняла, что при разговоре с клиентами менеджеры упускают вторую часть этой конструкции – правильнее было бы говорить «грамм на квадратный метр», называя единицу измерения плотности.
Если объяснить простыми словами, плотность бумаги – это сколько весит её квадратный метр в граммах. Когда типография говорит про 115 грамм – это значит, что если на очень чувствительные весы положить лист бумаги размером метр на метр – они покажут те самые 115 грамм. Почему раньше вы об этом не слышали? Ну, бумага для обычного принтера тоже имеет толщину. Скорее всего, вы просто не обращали внимание на маркировку.
Однако вряд ли вы дома храните сверхчувствительные весы и несколько квадратных метров бумаги разной плотности, чтобы прикинуть, какой толщины буклеты или листовки вам нужны.
Отбор проб
При отборе проб необходимо соблюсти последовательность операций:
- от партии продукции отобрать единицы продукции;
- от единиц продукции отбирают листы;
- из отобранных листов отбирают и нарезают листы проб (пробы);
- в соответствии с требованиями стандартов на методы конкретных испытаний нарезают образцы для испытаний.
Листы не должны иметь морщин и складок, должны быть плоскими. Вырезаться они должны из неповреждённых листов продукции. Кромки отбираемых листов должны быть параллельны машинному и поперечному направлению бумаги. Листы пробы должны быть размером примерно ( 300 х 450) мм.
В обращении с листами пробы нужно соблюдать осторожность защищая от воздействия солнечного света, жидкостей, изменения влажности и других нежелательных воздействий (ГОСТ Отбор проб для определения среднего качества).
Для приведения условий испытаний в сопоставимые условия образцы бумаги перед испытаниями приводят в некие стандартные условия по влажности и температуре. Да и сами испытания проводят в этих условиях. Такое приведение образцов в стандартные условия называется кондиционированием.
Условия кондиционирования бывают трёх видов, как указано в таблице. Чаще используются условия кондиционирования при 50% относительной влажности воздуха. Специальные условия используются, например, при кондиционировании банкнотной бумаги.
Температура, 0С | Относительная влажность, % | Характеристика режима |
23±1 | 50±2 | Условия кондиционирования большинства печатных видов бумаги |
27±1 | 65±2 | Для тропических условий |
20±1 | 65±2 | Для специальных условий |
Образцы выдерживают до достижения ими равновесной влажности, которая считается достигнутой, если при двух последовательных взвешиваниях образца, проведенных через 1 ч, последняя масса отличается от предыдущей не более чем на 0,25%.
При хранении и испытании образцов равновесная влажность не должна изменяться (ГОСТ 13523–78. Метод кондиционирования образцов).
По виду покрытия
Для получения качественного печатного снимка, который будет радовать вас не один год, важно правильно выбрать тип бумаги. Существуют оригинальные (выпускают компании, разрабатывающие принтеры) и универсальные материалы.
Бумага без покрытия.Используется для лазерной печати, внешний слой похож на глянцевый. Такой тип имеет достаточно низкую цену.
Матовая фотобумага (Matte). Такой вид считается бюджетным (не считая материалов, непредназначенных для фотопечати), бывает атласной (satin) и шелковой (silk).
Пористая структура приемного слоя похожа на незащищенную, но это не так. Материал состоит из нескольких слоев: подложка защищает лист от просачивания чернил, предотвращает коробление, а верхний шероховатый слой устойчив к небольшим повреждениям и не сохраняет следов от пальцев.
К недостаткам относят потерю насыщенности при долгом нахождении на свету, поэтому фотографии рекомендуют ламинировать или помещать под стекло. Также матовая бумага плохо передает градации цвета, особенно серого.
Такой тип фотобумаги используют для различных целей. Если показатель плотности ниже 120 г/м2, то она подходит для печати листовок, презентаций, брошюр и прочей полиграфической продукции. А бумагу плотностью выше 120 г/м2 применяют дома или при создании фотоматериалов для выставок.
Глянцевая фотобумага. Такой тип бумажного носителя имеет высокую плотность. Глянцевый слой защищает материал от выцветания и смывания краски. Глянцевая фотобумага отлично передает яркость красок и градации всех оттенков, а также устойчива к влаге.
К недостаткам относят слабую защиту от внешнего воздействия: поверхность легко царапается, на ней заметны следы от пальцев.
Глянцевая фотобумага применятся для распечатки снимков с мягкими полутонами, яркими красками, подходит для печати портретов, может использоваться как дома, так и в фотостудиях. Используются, в основном, водорастворимые чернила, так как только в суперглянцевой есть особая структура, позволяющая принимать и удерживать пигментные чернила.
Может быть одного из трех видов:
• глянцевая (Glossy);
• полуглянцевая (Semi-glossy). Сочетает прочность матовой бумаги и приглушенный блеск глянца;
• суперглянцевая (Super glossy). Относят к фотобумаге премиум-качества, так как имеет специальный слой, защищающий картинку, может использоваться с разными видами чернил. Отпечатки получаются более насыщенными, чем на обычной глянцевой.
Иные виды бумаги для печати. Кроме перечисленных выше, существует термотрансферная (при нагревании на предмете остается тончайшая глянцевая пленка) и термосублимационная (пленка не остается) бумага. Это дорогой носитель, как и бумага на клейкой или магнитной основе.
Производители выпускают как одностороннюю, так и двустороннюю фотобумагу. Причем последняя может быть с разным покрытием на каждой из сторон (глянцевое на одной, матовое на другой). При этом стоит помнить, что самым дорогим является сатиновое и суперглянцевое покрытие.
Рекомендации по подготовке макета каталога к печати
К любому виду полиграфической продукции, будь то визитки, брошюры, плакаты и др. предъявляются обязательные требования:
Часто типографии предоставляют клиентам макеты в цветовой модели RGB, которая используется для мониторов, однако во время печати применяется CMYK.
В результате, когда производится перевод цветов из RGB в CMYK, разница в цвете на экране и бумаге становится очевидной, изображение выходит более тусклым.
Вылетами являются выходящие за край обрезанного формата цветовых элементов макета на 3–5 мм (в зависимости от того, какой вид полиграфической продукции изготавливается). Они позволяют избежать брака во время резки изделия.
Если в каталоге планируется разместить много изображений (диаграмм, фотографий, таблиц), необходимо позаботиться о том, чтобы они были качественными. Только в этом случае ваш рекламный продукт будет эффективным. Когда речь идет о продуктовом каталоге, лучше будет воспользоваться услугами фотографа.
Оптимальным размером изображений, которые подойдут для печати каталога, считается разрешение 220–300 dpi с масштабированием 1:1. Если они будут с меньшими параметрами (часто скаченные с Интернета), то после печати они получатся размытыми с хорошо различимыми пикселями.
Довольно часто печать одного и того же макета производится в разных форматах (А6 – для листовок, А1 и А2 – для плакатов). Файл отправляется в одном формате, например, А1. При оформлении нескольких изделий в одном заказе специалисту, занимающемуся допечатной обработкой, приходится масштабировать файл до необходимого размера.
Бывают ситуации, когда поступает заказ на плакат (А1), а через некоторое время уже нужны листовки формата А6. В этом случае возникает вопрос относительно того, правильно ли были указаны параметры изделия во время оформления заказа или, возможно, был выслан файл в неподходящем формате.
В данном случае работа продолжена быть не может до тех пор, пока не уточнят детали, а для этого потребуется связаться с заказчиком. С одной стороны, ничего сложного в этом нет, однако иногда, когда заказ срочный либо требует отправки в другой город, а дозвониться до клиента не получается, приходится действовать незамедлительно. Тут даже незначительное промедление может негативно сказаться на сроках доставки.
Текст, имеющийся в каталоге, должен быть удобным для чтения, поэтому нужно хорошо продумать и подобрать шрифт – как для заголовка, так и для основного текста. Если есть желание использовать нестандартный формат, то делать это нужно правильно. Необычный шрифт подойдет только для заголовков, в основном тексте его будет читать неудобно.
Про размер букв тоже не стоит забывать, они должны быть не слишком мелкими. Если контента очень много и он не умещается, то правильнее будет увеличить количество страниц или же формат каталога.
При наличии в рекламном печатном продукте изображений они тоже должны быть не слишком маленького размера. Если во время изучения каталога человеку придется постоянно щуриться, он вряд ли найдет ту информацию, которая ему нужна, и отложит его в сторону.
Чтобы проверить удобочитаемость, можно распечатать несколько страниц рекламного продукта самостоятельно на обычном принтере. Прочитав каталог, вы поймете, является ли масштаб элементов дизайна оптимальным либо нужно что-то доработать.
Каталог должен содержать четное количество страниц (полос), если быть точнее, то кратное четырем, например 8, 12, 16, 20, 24 и т. д.
Очень часто между заказчиком и менеджером возникает недопонимание по поводу путаницы со страницами и листами.
Каждый лист состоит из лица и оборота, то есть двух страниц (полос). Таким образом, в брошюре на скрепку должно быть количество полос, кратное четырем, поскольку, когда происходит сгибание листа пополам с последующей прошивкой по центру скрепкой, получается изделие с четырьмя страницами (полосами).
Каталог должен быть единым целым, а не напоминать винегрет. Продумайте цветовую гамму. При наличии фирменного стиля, лучше придерживаться его. Если хочется сделать фон более разнообразным, можно придумать фирменный паттерн.
Начальная полоса – это титульный лист, расположенный в начале раздела. Согласно правилам, располагаться она должна либо с начала листа, либо со сдвигом вниз или влево максимум на 1/3 страницы.
Что касается концевой полосы, то она должна находиться в конце текста. Это может быть полностью страница либо ее часть, но не меньше 1/4.
Стоимость бумаги для фотографий и термопечати
На цену бумаги влияют разные факторы, в том числе вариант фасовки (до 20, 20, 25, 50, 100 или 500 листов в пачке). Чем больше листов, тем дешевле стоимость 1 листа.
Матовая бумага низкой плотности в пачке из 20–25 листов будет стоить 90 – 150 рублей, суперглянцевая в такой же фасовке продается за 100 – 400 рублей, а термотрансферную не получится найти дешевле 400 руб.
Самой дорогой считается оригинальная бумага от производителей принтеров – Canon, HP, Epson и проч. Уже упомянутая нами пачка из 20–25 листов стоит не менее 200 рублей (и то со скидкой).
Выбирайте фотобумагу правильно и наслаждайтесь результатом!
Характеристики бумаги
К главным характеристикам, на которые нужно смотреть при покупке фотобумаги, относят плотность, размер и тип покрытия. Эти факторы сильно влияют на стоимость.
Размер. Существуют различные форматы: от классических (10х15, 21х29,7, 29,7х42 см) до широкоформатных рулонных типов. Наиболее доступной по цене считается классический формат 10Х15, расфасованный в пачки по 500 листов.
Плотность. Чем плотнее бумага, тем больше чернил она способна принять без порчи материала и тем более яркое изображение можно получить. Но не стоит гнаться за высоким показателем, так как не каждый принтер способен работать с материалом высокой плотности – можно просто испортить печатающее устройство.
• Для печати доклада с изображениями стоит выбрать носитель плотностью 100-120 г/м2.
• Для фотографий подойдет фотобумага с показателем 150-300 г/м2.
• Для создания визитных карточек – не менее 250 г/м2.
Более плотные виды фотобумаги стоят дороже.
Разрешение.Измеряется в точках на дюйм и связано с плотностью бумаги. Так, носитель с плотностью до 130 г/м2 позволяет печатать с разрешением 2880 dpi. Так как мелкие детали будут нечеткими, цена расходника достаточно низкая.
Белизна (яркость). В структуре используются отбеливатели, качественно улучшающие восприятие цвета. Поэтому на яркой бумаге отпечаток будет выглядеть сочнее. Определить степень белизны можно визуально.
Характеристики сорбционных свойств
Будучи капилярно-пористым коллоидом, бумага находится в неустойчивом динамичном взаимодействии с окружающей влагой, всасывая или отдавая воду, стремясь к равновесному влагосодержанию при данных условиях.
Важны также сорбционные свойства бумаги по отношению к маслу для характеристики её взаимодействия с печатными красками.
Известно также такое свойство бумаги как гидрофобность, которое характеризует ее склонностью к смачиванию водой. Чем гидрофобные свойства бумаги выше, тем труднее она смачивается водой. Характеристикой кратковременной гидрофобности является показатель проклейки бумаги.
Степень проклейки характеризует способность чернил при письме перьевой ручкой расплываться, давать так называемые “усы” при написании линии вместо чёткой линии кромки. Метод используется не часто и в стандартах на бумагу заменяется методом определения впитывания по Коббу.
В определенной степени, при постоянной массе 1 м2, гидрофобность оценивается впитыванием воды при одностороннем смачивании за 20, 60 секунд или в течение другого времени на приборе Кобба (ГОСТ 12605).
На этом же приборе может определятся и величина впитывания масла, однако она плохо коррелирует с условиями печатного процесса, поэтому для определения величины маслопоглощения лучше пользоваться испытаниями на пробопечатном станке IGT о котором говорилось ранее.
При этом, следует иметь ввиду, что для материалов, которые плохо впитывают масло метод нужно модифицировать и определять время исчезновения блестящего следа капли масла на бумаге.
Характеристикой склонности бумаги к впитыванию воды может служить ее равновесная влажность при определенной относительной влажности и температуре окружающего воздуха, и которая определяется по величине потери веса образца бумаги при высушивании до постоянной влажности (ГОСТ13525. 19).
При глубокой печати красками на основе толуола важным является показатель впитывания бумаги по ксилолу, который в настоящее время используется для оценки взаимодействия бумаги вообще с органическими растворами (ГОСТ 12603).