“Сдвижная декалькомания”,

Что выбрать

  • Если вам важна стойкость рисунка, и вы готовы выбирать из ограниченного набора красок, подойдет горячий метод.
  • Если важнее точная цветопередача и богатство палитры, а стойкость не критична (например, если изделие декоративное), то оптимальна холодная деколь.

"сдвижная декалькомания",

Мы часто пишем о различных способах декорирования сувенирной продукции. Сегодня речь пойдет о технологии способа переводной печати — декалькомании.

Оксана КРИКУНОВА К.т.н., генеральный директор Компании «Эзапринт»

Наталья БЕЛЯЕВА К.Т.Н.,технолог компании «Эзапринт»

Сдвижная декалькомания
Сегодня в понятие “рекламная продукция” входит чрезвычайно широкий ассортимент самых различных видов изделий – от плакатов сити-формата и световых коробов (лайт-боксов) до фарфора, стекла и керамики, а также предметов различного бытового назначения. В производстве большинства из них используется трафаретный способ печати (ТП). Во многих случаях изображение наносится на матери¬ал прямым способом, то есть краска непосредственно печатается на поверхность изделия или листово¬го материала. Главное условие здесь – создать плотный контакт между запечатываемой поверхностью и поверхностью печатной формы, который называют печатным контактом. Для этого необходимо, чтобы поверхность материала была плоской или изделие име¬ло правильную цилиндрическую или коническую форму, так как трафаретная печатаная форма может быть только плоской или цилиндрической. Если же изделие имеет сложную конфигурацию и создание печатного контакта невозможно, используют, так называемые, непрямые (переводные) способы печати, один из которых – декалькомания.

Термин декалькомания не имеет точного перевода, так как скомбинирован из нескольких слов, заимствованных из латинского, французского и греческого языков. Смысловой перевод может быть следующим: способность к точному переводу.

В современной технологии под декалькоманией понимают производство деколей – переводных изображений, представляющих собой оттиски, отпечатанные на специальной бумаге (или пленке) специальными красками. Перевод изображения заключается в отделении красочной пленки от бумаги и переноса на поверхность декорируемого изделия. Перевод осуществляется вручную. Итак, декалькомания предполагает печать изображения на бумаге или пленке, для чего наилучшим образом подходит традиционная технология ТП на листовых материалах, и последующий перенос эластичной красочной плен¬ки на поверхность любой геометрической формы и в любом, даже самом труднодоступном, месте изделия. Типичный образец декалькомании – всем известные детские переводные картинки. Но ее возможности этим не исчерпываются. Она используется в различных отраслях промышленности при производстве керамических, фарфоровых, стеклянных изделий, а также при нанесении изображений на дерево, металл, различные пластики.

Технология декалькомании не нова. Ей уже более ста лет. Изобретена она была в XIX в. в России Теребневым и Семячкиным и впоследствии усовершенствована С.А. Хрулёвым.1 Для производства деколей использовались высокий и плоский офсетный способы печати. ТП выявила свои преимущества и стала активно применяться и вытеснять другие способы при производстве деколей только со второй половины XX в., так как развитие ее современной технологии активно началось лишь после Второй мировой войны. К вышеупомянутым преимуществам ТП относится, прежде всего, возможность получения красочных слоев большей толщины, чем в других способах печати, а также рентабельность печати малых тиражей.

Различают несколько видов декалькомании. Их классификация показана на схеме 1.

В случае сдвижной (прямой) декалькомании порядок наложения красок прямой и изображение выглядит на бумаге, с которой будет перенесе¬но, так как оно должно выглядеть на декорируемом изделии, Сдвижную декалькоманию еще называют “мокрой”, потому, что для переноса красочной пленки оттиск помещают в воду. При переносе изображение сдвигается с бумаги на поверхность изделия.

При печати изображения для сухой (обратной) декалькомании краски наносятся на специальную полимерную пленку в обратном порядке, и изображение печатается в зеркальном отображении. Перенос заключается в переклеивании красочного изображения на поверхность изделия и отделении пленки. Сухая декалькомания в настоящее время используется редко, вследствие дороговизны материалов. Наиболее широкое применение нашла сдвижная декалькомания, как горячая, так и холодная.

Горячая декалькомания используется при декорировании изделий из стекла, керамики, фарфора, фаянса, эмалированного металла. Холодная – при декорировании самых различных изделий из любых материалов, которые не выдерживают обжига – дерева, металла, пластиков и т.д. В промышленности холодная декалькомания используется при нанесении изображений на предметы спортивного инвентаря, мотоциклетные шлемы, мебель. Детские переводные картинки – это образец холодной декалькомании. В производстве рекламной продукции технология холодной декалькомании – кладезь возможностей, ведь она позволяет нанести изображение на изделие любой формы. Эта технология сейчас широко используется для оформления мест продаж.

Расскажем подробнее о технологии изготовления сдвижных горячих деколей. Технологическая схема процесса на схеме 2.

"Сдвижная декалькомания",

Схема 1.

Бумага для деколей

Изображение печатается на специальной бумаге, покрытой слоем водорастворимого клея. Она должна обладать низкой степенью проклейки, для возможности проникновения воды к клеевому слою при переносе изображения. При этом нужна высокая прочность на разрыв, поэтому в ее составе содержится не более 25 % древесной массы. Бумага не должна содержать солей, вызывающих дубление клеевого слоя. Обычно, предприятия, занимающиеся производством деколей, закупают уже готовую бумагу с нанесенным клеевым слоем.

"Сдвижная декалькомания",

Краски
Для изготовления деколей применяют специальные керамические, так называемые обжиговые краски. Их особенность, по сравнению с обычными красками для ТП, в том, что пигменты представляют собой неорганические соединения, как правило, окислы различных металлов. В процессе обжига изделия все органические соединения, входящие в состав краски, сгорают, а неорганический пигмент вплавляется в поверхность материала. При производстве деколей используется много видов красок. Их основное отличие – температура обжига, которая определяется материалом декорируемого (и, соответственно, обжигаемого) изделия, а также технологическим этапом изготовления этого изделия. Последнее относится к керамике и фарфору. Технология их изготовления предполагает несколько обжигов при различных температурах (от 1300-1400 °С до 700-800 °С), поэтому выбор определенного вида краски зависит от того, на каком технологическом этапе происходит нанесение деколи – перед вторым или третьим обжигом. В подавляющем большинстве случаев при декорировании сувенирного фарфора или керамики деколи наносят на изделие, покрытое слоем глазури (глазурованное) и уже подвергшееся двум обжигам – утильному и политому. После нанесения деколи поверх глазури (надглазурное декорирование) изделие подвергают третьему обжигу, который называется муфельным или декоративным. Поэтому большинство используемых для декалькомании красок – надглазурные (если это краски для керамики и фарфора) и имеют температуры обжига в интервале от 700 до 900 °С.

"Сдвижная декалькомания",

Заводами-изготовителями поставляются отдельно пиг¬менты в виде порошков, которые собственно и называют красками, и связующее, называемое трафаретным маслом. Перемешивают их печатник или колорист перед печатью. Заданный цвет краски достигается при перемешивании различных пигментов в определенных пропорциях. При этом не все пигменты можно перемешивать между собой, а именно, нельзя смешивать в составе одной краски пигменты, содержащие кадмий и свинец. Кроме этого, сложность колористики при изготовлении горячих деколей заключается в том, что при печати на бумаге цвета красок выглядят иначе, чем они будут выглядеть на изделии после обжига. Причем на оттенок влияет температура и длительность обжига. Пигменты имеют низкую дисперсность, поэтому при печати растровых изображений или тонких штрихов, когда требуется использование сетки более 100 нит/см, краски необходимо перетирать в краскотерочной машине для повышения дисперсности пигмента. В противном случае крупные его частицы будут фильтроваться сеткой и не смогут попасть на оттиск.

На российском рынке известно несколько марок кра¬сок и материалов для производства горячих деколей. Наша компания поставляет материалы известной итальянской фирмы COLORITALIA. Краски COLORITALIA не так давно были представлены российским потребителям, но уже успешно применяются не только в малых масштабах для декорирования сувенирного фарфора, но и в промышленности при производстве керамической плитки. Интерес к ним вполне закономерен, так как они, при качестве, не уступающем известным немецким маркам, значительно привлекательнее по цене.

Печать
При изготовлении деколей используется обычная техноло¬гия ТП на бумаге. При выборе ситовой ткани (трафаретной сетки) основное внимание уделяется характеру изображения, однако здесь есть одна особенность. В случае если предприятие, изготавливающее деколи, не имеет краскотерочной машины и невозможен перетир краски для достижения более высокой дисперсности пигмента, использование высоколиниатурных сеток тоже невозможно. Приходится ограничиваться сетками с линиатурами до 90-100 нит/см и меньше. При этом уже не характер изображения диктует выбор сетки, а, наобо¬рот, возможность использова¬ния сетки определенного номера диктует характер воспроизводимого изображения (здесь под характером воспроизводимого изображения понимается минимальная ширина воспроизводимого штриха или диаметр минимальной воспроизводимой растровой точки).

Лакирование
После того как изображение отпечатано, оно сверху покрывается толстым слоем специального лака, который служит временной основой красочному слою при перенесении его с бумаги на поверхность фарфора, керамики или стекла. Лаки изготавливают на основе летучих растворителей. При этом растворители, входящие в состав лака не должны растворять красочный слой. Поэтому лак должен быть подобран в соответствие с составом связующего краски. Для того чтобы пленка лака с красочным изображением, отделенная от бумаги, обладала определенной прочностью на разрыв, (во-первых, при перенесении изображения, во-вторых, при размещении его на выпукло-вогнутой поверхности фарфоровых изделий) в со¬став лака входят пластификаторы. Лакирование производится трафаретным способом через крупноячеистую сетку. Обычно используются сетки 20-40 нит/см. Лакирование может быть выборочным (лаком покрывается только участки оттиска с изображением) или сплошным. В случае выборочного лакирования необходимо изготавливать печатную форму с использованием копировального слоя, но при этом экономится большое количество лака. Это целесообразно делать при больших тиражах. При малых тиражах дешевле сплошное лакирование, так как стоимость сэкономленного лака соизмерима со стоимостью фотоэмульсии, а дополнительная операция в изготовлении печатной формы сказывается на производительности.

"Сдвижная декалькомания",

Схема 2.

Перевод изображения
Для того чтобы перенести изображение на поверхность фарфора, его необходимо отделить от бумаги. Для этого оттиски, предварительно разрезанные на небольшие элементы, погружаются в воду. Клеевой слой растворяется, и изображение вместе с пленкой лака отделяется от бумаги (скользит по поверхности бумаги). Затем его вручную переносят (сдвигают с бумаги) на поверхность фарфора. Остатки клеевого слоя удерживают красочную пленку на изделии. Перевод деколей – работа тонкая и кропотливая, требующая определенного навыка. При переводе необходимо тщательно следить за тем, чтобы красочный слой плотно прилегал к поверхности изделия, и между ними не оставалось мельчайших пузырьков воздуха, наличие которых при обжиге приводит к кратерам на изображении.

Обжиг
Правильный подбор режимов обжига определяет качество готового изделия. Условно его можно разделить на два этапа:

I. Обжиг до температуры 400 °С. На этом этапе сгорают все органические соединения, входящие в состав краски и лака. В процессе первого этапа обжига необходимо создать вентиляцию в печи для отвода продуктов горения от поверхности изделия.

II. Обжиг до оптимальной температуры, которую необходимо подбирать экспериментальным путем. В процессе второго обжига красочный слой приобретает глянец и вплавляется в структуру декорируемого материала. Оптимальная температура подбирается в пределах интервала, который указывают производители красок. При этом краски, содержащие кадмий, должны обжигаться при минимальной температуре, а краски, содержащие свинец – при максимальной температуре.

Технология обжига керамических красок требует более подробного рассмотрения и может быть темой отдельной статьи.

Теперь мы рассмотрим технологию холодной декалькомании, которая применяется при нанесении изображений на самые различные изделия и материалы, не подвергаемые высокотемпературному обжигу.

Сегодня разработаны и применяются два вида холодной декалькомании – сдвижная и сухая. Как уже говорилось (см ч.1) технология сухой декалькомании находит ограниченное применение и имеет некоторые недостатки, по сравнению со сдвижной декалькоманией, используемой значительно чаще. Однако она имеет определённые перспективы развититя и её не стоит совсем обходить вниманием. Поэтому здесь, несмотря на то, что основная тема статьи – сдвижные деколи, мы представим Вашему вниманию обе технологии.

Технология производства сухих деколей.

Краткая технологическая схема процесса производства сухих деколей представлена на схеме 1.

"Сдвижная декалькомания",

Схема 1.

При перенесении деколи на декорируемую поверхность защитную силиконовую бумагу снимают, деколь приклеивают к поверхности, затем отделяют пластик.

Рассмотрим подробнее каждый технологический этап и используемые материалы:

1. В качестве основы сухой деколи используется пластик TRM 12, производства фирмы CALEDONIA (Италия). Его особенность заключается в том, что краска имеет ограниченную адгезию к его поверхности, меньшую, чем адгезия слоя клея к материалу, на который наносится деколь, что обеспечивает возможность отрыва пластика после перенесения деколи. Печать прозрачного лака производится на глянцевую сторону пластика. В качестве прозрачного лака используется база серии TEXILON 59800 (производство компании LECHLER (ARGON), Италия). Слой лака наносится для того, чтобы обеспечить лёгкий, без потери мелких деталей изображения, съём пластика после перенесения деколи. Для того, чтобы лак выполнял свою функцию, его слой должен быть довольно толстым, поэтому при печатании лака используется сетка 43 нит/см.

2. Для печатания изображения используется краска TEXILON 58000. Это краска на основе летучих растворителей, используемая также для прямой печати на различных пластиках, баннерных тканях, искусственной коже, а также синтетических тканях, из которых шьют куртки, тенты, рабочую одежду, сумки. Печать красочных слоёв производится в обратном порядке, так как после перенесения на изделие изображение будет перевёрнуто. Обратный порядок нанесения красочных слоёв должен быть учтён на стадии допечатной подготовки изображения и при выводе плёнок. Печатные формы для печати рисунка могут быть изготовлены на основе сеток до 150 нит/см.

3. Белая подложка (для печати используется краска TEXILON 58101 или 58024) необходима для того, чтобы после перенесения деколи цвета рисунка выглядели ярко, насыщенно и не искажались цветом поверхности декорируемого изделия. От того через какую сетку будет напечатан слой белой краски зависит его кроющая способность. Обычно на этом этапе используется сетка 62 – 77 нит/см.

4. Затем поверх слоя белой краски наносится специальный клей. Это клей ARGONSTICK 95 860, производства компании LECHLER (ARGON). Для печати клея необходимо использовать сетку 43 нит/см. При использовании более высоколиниатурных сеток, что, соответственно, приведёт к получению более тонких слоёв клея, его адгезия к поверхности декорируемого изделия может быть недостаточной. После печати клеевого слоя очень важно его тщательно просушить до полного удаления растворителей. Убедиться, что клей высох полностью можно на ощупь, проведя пальцем по его поверхности. Если клей высох, будет слышен характерный звук трения.

5. Наклеивание силиконизированной бумаги CS 90 с целью защиты готовых деколей от склеивания при хранении и транспортировке.

Сухие деколи возможно переносить только на изделия несложной геометрической формы, так как их основа (пластик) не обладает эластичностью. Поэтому их использование весьма ограничено. Однако у технологии сухой декалькомании есть и своё достоинство, по сравнению со сдвижной декалькоманией. Производительность технологического цикла при изготовлении сухих деколей можно существенно повысить, используя принудительную сушку красочных слоёв и клея в сушильных устройствах конвекционного типа, используемых для сушки любых красок на основе растворителей и на водной основе. А в перспективе возможна разработка технологии сухой декалькомании на основе красок УФ-отверждения. В технологии сдвижной декалькомании обычные конвекционные сушильные устройства использовать нельзя. Причина описана ниже.

Технология производства сдвижных холодных деколей.

Эта технология близка к описанной в ч.1 технологии горячей декалькомании. Различия – в используемых материалах, необходимости печатания дополнительных слоёв прозрачного лака и белой подложки и последующей обработке изделия для защиты деколи от механических повреждений. На схеме 3 – последовательность технологических процессов изготовления холодных деколей и декорирования изделий:

"Сдвижная декалькомания",

Схема 3.

Рассмотрим все этапы, приведённые на схеме:

1. Гуммированная бумага используется та же, что и для горячей декалькоманиии. Подложка наносится краской TEXILON 58101 или 58024 с использованием сетки 77 нит/см, аналогично технологии производства сухих деколей.

2. Цвета изображения также печатаются краской серии TEXILON 58000 (производство LECLER (ARGON)). Эта краска после полимеризации обладает высокой эластичностью, что позволяет наносить деколи на изделия самой различной формы. Печать цветов производится в обычной (прямой) последовательности. В отличие от технологии производства горячих деколей цвета красок на бумаге выглядят так же, как они будут выглядеть на изделии, поэтому проблем колористики, присущих горячей декалькомании здесь нет. В случае печатания многокрасочного растрового (полноцветного) изображения возможен денситометрический контроль за цветовыми характеристиками во время печатного процесса. Подготовка краски, как для любых красок на основе растворителей, заключается в регулировке вязкости, тиксотропии, текучести, времени высыхания, а если речь идёт о триадных красках, насыщенности цветов. Таким образом, работа с краской и процесс печатания ничем не отличаются от работы с любыми другими красками на основе растворителей, привычными для любого печатника. Здесь не требуется ни специального оборудования, ни специальных навыков печатника, как в случае горячей декалькомании.

3. Слой прозрачного лака TEXILON 59800 наносится с той же целью, что и в технологии сухой декалькомании. Здесь необходимо обеспечить съём слоя коллоидного лака без потери мелких деталей изображения после перенесения деколи. Сетка для нанесения прозрачного лака – 55 – 77 нит/см. Лак наносится таким образом, чтобы его граница слегка выступала за края изображения. Очень важно тщательно высушить краску и прозрачный лак перед нанесением коллоидного лака, так как даже незначительные остатки растворителя при хранении деколи будут мигрировать в слой коллоидного лака, что приведёт к затруднениям при его съёме. Процесс изготовления холодных деколей требует довольно длительного времени, так как использовать традиционные конвекционные сушильные устройства, как уже говорилось, не представляется возможным. Причина – деформация гуммированной бумаги, на которую производится печать, и разрушение слоя клея даже при незначительном нагревании. Поэтому в технологии сдвижной декалькомании, как холодной, так и горячей, используются особые виды сушильных устройств. Одно из них представлено на рисунке. Конструкция таких сушильных устройств может быть различна, главное – в них соблюдён принцип сушки в условиях комнатной температуры. Такие сушильные устройства довольно дороги и используются на предприятиях, специализирующихся на этой технологии. Оборудоваение для печати – любые плоскопечатные станки и машины. Наиболее производительными являются машины стопцилиндрового типа, но они могу работать только со специальными сушилками. При отсутствии специального сушильного устройства можно использовать обычные полочные сушилки и, соответственно, полуавтоматические станки, но время технологического процесса изготовления деколей в этом случае существенно увеличится. Это основной недостаток сдвижной декалькомании по сравнению с вышеописанной технологией изготовления сухих деколей.

4. Печать отслаивающегося коллоидного лака 95862 (производство LECLER) производится через сетку 24 – 43 нит/см в два слоя для обеспечения толстой прочной плёнки. Лак, как в технологии изготовления горячих деколей, служит основой красочному слою при перенесении деколи на поверхность декорируемого изделия. Плёнка лака эластична и позволяет переносить деколи на изделия сложной геометрической формы. В технологии холодной декалькомании обычно используется неокрашеный прозрачный коллоидный лак. После нанесения слой лака также необходимо тщательно просушить.

5. Процесс перевода деколи на изделие ничем не отличается от описанного в технологии горячей декалькомании. После переноса деколи и перед удалением плёнки коллоидного лака изделие с деколью необходимо тщательно просушить. Для этого обычно используются сушильные камеры с принудительной циркуляцией воздуха и температурой нагрева 50 – 60 0С. При условиях принудительной сушки изделие надо сушить не менее часа. Если такой камеры нет и изделия сохнут в естественных условиях, время сушки должно быть несколько часов, в зависимости от климатических условий в помещении. Операция сушки имеет очень важное значение для обеспечения адгезии деколи к поверхности изделия. В случае недостаточно тщательной сушки возникают проблемы с удалением коллоидного лака – он удаляется вместе с красочным слоем.

6. Съём лака производится вручную. Если в процессе производства деколи были тщательно просушены красочные слои и тщательно просушена деколь после перенесения, плёнка коллоидного лака удаляется легко. Сложности при съёме коллоидного лака считаются типичной проблемой холодной сдвижной декалькомании, однако «не так страшен чёрт, как его малюют» и избежать их довольно легко, соблюдая условие тщательной сушки на всех технологических этапах, где это необходимо.

7. Перенесённая на изделие деколь представляет собой плёнку краски, полимеризованной до нанесения на материал изделия, на котором деколь удерживается за счёт клея с гуммированной бумаги. Поэтому о хорошей адгезии красочного слоя к поверхности изделия говорить не приходится. Значит деколь необходимо как-то закрепить. В случае горячей декалькомании производится обжиг, в процессе которого краска вплавляется в поверхность материла, на который была перенесена деколь. Холодные деколи (отсюда и название) используются для декорирования предметов, которые обжечь невозможно, поэтому для закрепления изображений и защиты их от механических повреждений производится лакировка изделия с деколью. В этом случае выбор лака и способ его нанесения диктуется материалом изделия и технологией его изготовления. Если деколи используются для декорирования мебели – это мебельные лаки, лыжи лакируются специальными лаками, устойчивыми к низким температурам и внешним воздействиям, мотоциклетные шлемы – специальными лаками УФ-отверждения. Таки образом, вопрос выбора лака – это вопрос технологии изготовления изделия, однако при этом необходимо соблюсти условие, чтобы растворители, содержащиеся в лаке не были акрессивны к краске, используемой для изготовления деколей, иначе красочная плёнка может просто раствориться в процессе лакировки.

В заключение хочется сказать, что все технологии декалькомании хоть и требуют специальных навыков и материалов, являются доступными и открытыми. Специалисты нашей фирмы всегда готовы помочь всем, кто захочет взяться за их освоение. А осваивать их нужно, ведь эти технологии дают возможность колоссально расширить возможности производства и привлечь много новых клиентов без вложений в новое оборудование.

1П.А. Попрядухин. Технология пе¬чатных процессов. — Москва-“Книга” -1968 – С. 321

Виды декали: сдвижная, виниловая самоклеющаяся

Сдвижная деколь изготавливается путем трафаретной печати на слое водорастворимого клеящего вещества, нанесенного на водостойкую бумагу. Перед применением она должна быть погружена в воду.

При контакте с водой клеящее вещество теряет свои свойства, и декаль может быть удалена с основы декольной бумаги. При длительном контакте с водой клей растворяется полностью, что приводит к тому, что наклейка не приклеивается.

Самоклеящаяся деколь представляет собой виниловую самоклеящуюся этикетку с клейкой основой. Данную этикетку можно перенести на другую поверхность, сняв ее с основы.

Делать деколи дома? – легко! : техники и секреты : статьи

Хочу описать свой опыт изготовления деколей.

Что нужно:

1) Принтер.
2) Специальная бумага.
3) Акриловый лак.

Принтер

В принципе может быть любой струйный или лазерный, от этого зависит выбор бумаги. У меня бюджетный струйник Canon ip1800, как раз купленный для производства деколей.

Бумага

Выпускают несколько типов специальной бумаги:

  • По назначению: Для лазерных и струйных.
  • По цвету: Белая и прозрачная (бывает с синей подложкой).

Остановимся подробнее: Большинство принтеров не могут печатать белым цветом, поэтому белое изображение на ней не получить его нужно наносить до декаликраской или есть бумага со слоем белой краски по которому и идёт печать, но прозрачные области нужно вырезать. Синяя подложка нужна для печати белыми красками, они на ней хорошо видны.
Я заказал с eBay.com для струйных принтеров-белую. Конкретнее я заказал 5 листов формата А4.

Лак

Производитель бумаги рекомендовал Krylon Crylstal Clear и добавлял, что большинство акриловых лаков будут работать. Я купил Krylon – благо, достать его не проблема.

Производство

В настройках принтера выставляем:

  • Тип бумаги: Качественная фотобумага.
  • Качество: Высокое.

Выводим на печать необходимое изображение.

Результат
Делать деколи дома? - легко! Делать деколи дома? - легко!Делать деколи дома? - легко! Делать деколи дома? - легко!
Деколи получаются фотографического качества, не сказать что тонкие, но прочные и гибкие, думаю по-экспериментировав с лаком, можно добится иного результата.
Адгезия средняя, но немного DecalFix преображают картину до неузнаваемости.

Цена вопроса: бумага 5хА4 с почтой ~ 400р, баллончик с лаком – 180р.

Достоинства и недостатки декалькомании

Достоинства:

  1. Возможность создать эффектный дизайн.
  2. Возможность нанесения декора на единичные экземпляры, а не только массово.
  3. Есть возможность декора различных поверхностей.
  4. Множество способов и технологий для осуществления метода.
  5. Изображение, нанесенное методом декалькомании достаточно долговечно.
  6. Изделия, декорированные декалькоманией просты в уходе.
  7. Метод дает яркое красочное изображение.

Недостатки:

  1. Стоимость ручного труда всегда оценивается выше промышленного производства.
  2. Сложность подготовительного процесса.
  3. Есть небольшая возможность искажения яркости цветов.

Изображения для холодной деколи

Как уже упоминалось выше, картинки, используемые при таком декорировании, должны быть специальными. Чтобы вам было проще сориентироваться, мы сделали несколько подборок для разных случаев.

Для свадеб и влюблённых

Для посуды на каждый день

К Новому году

История декалькомании

Все началось на самом деле в Англии в 1750 году, по крайней мере, именно на этот период указывают исторические факты. В Соединенные Штаты этот способ попал только в 1865 году. Изобретение метода принадлежит французскому граверу Симону Франсуа Равене, проживающему в то время в Англии. Свое изобретение он назвал «decalquer», что преводится с французского языка, как калька.

Сам термин декалькомания впервые употреблен был в 1863 году во Франции и 1865 – в Англии.

После 1870 года в керамике было отмечено массовое увлечение переводом изображений, в связи с чем термин декалькомания стал популярным. После 1975 года данный метод стал широко применяться не только на керамике, но и на стекле, фарфоре, а так же методом трансферной печати.

В конце 19 начале 20 века процесс декалькомании стал механизирован.

Оскар Домингес изучил и освоил декалькоманию в 1935 году. Они использовал для своих работ гуашь, наносил ее на бумагу, а затем, прижав к другой поверхности, обычно к холсту, получал отпечатанное изображение.

После 1950 года в США в продаже можно было увидеть разноцветные наборы для декалькомании с мультяшными персонажами.

Произносить такое тяжелое слово детям было трудно, поэтому в разговорной английской речи появилось выражение «кокэми», обозначающее что-то интересное, но непонятное.

Как делают деколь

Процесс оттиска напоминает нанесение переводных картинок. Сначала на бумаге с липким гуммированным слоем печатается нужное изображение. Затем бумага прикладывается к поверхности, и изображение переносится на нее. На крупных производствах этот процесс автоматизирован, поэтому на выходе получается большая партия красивой посуды с одинаковыми рисунками.

Метод холодной деколи: краткий обзор

Если сравнивать результат горячей и холодной деколи, первая дает более яркие краски и оттенки на оформляемых предметах. Кроме того, эксперты советуют щадить рисунок, нанесенный холодным методом, так как он не обладает высокой устойчивостью к сторонним воздействиям. Та же посуда не сохраняет идеальным изображение при постоянном использовании и мытье.

При всем при этом технология нанесения узора проста, непритязательна и вполне доступна в финансовом плане. Можно увеличить срок изображений, выполненных холодным деколированием, нанеся на рисунок специальный прозрачный лак. Если вы решили купить оборудование и материалы для ведения собственного бизнеса, обратите внимание на наш каталог. Мы предлагаем товары высокого качества по доступной стоимости.

Отличие деколи от ручной росписи

Часто от специалистов по декалькомании можно услышать, что это процесс считается ручным. Однако современные технологии не дают право считать декалькоманию ручной работой, да и не сопоставим это труд.

Декалькомания возникла, как способ упростить процесс декорирования, в том числе и керамики и, как следствие, снизить стоимость продукции. Ручной труд очень трудоемкий, а, следовательно, всегда не дешевый.

Некоторые не совсем добросовестные продавцы выдают деколь за ручную роспись, чем завышают реальную стоимость товара. И на самом деле отличить ручную роспись и качественную «наклейку» на керамике бывает практически невозможно.

Но все же деколь – это печатный рисунок, и иногда стоит очень внимательно присмотреться, возможно, с помощью лупы или макросъемки на смартфоне, но можно увидеть зернистую структуру рисунка, то есть равноудаленные друг от друга мельчайшие точки – это краска.

Ручная работа – это всегда мазки кисти.

«Схимичить» можно еще и пририсовывая некоторые детали на уже напечатанной картинке, тоже часто такие работы продают как ручную роспись. Здесь нужно обратить внимание на равномерность и синхронность рисунка, если все очень четко и ровно, то это, скорее всего, печать, ведь в ручной работе просо невозможно выполнить на 100% одинаковые повторяющиеся элементы.

Всегда будут видны небольшие отклонения – это же ручная работа. Даже самый виртуозный художник не сможет повторить точь в точь какой-либо элемент. А при увеличении рисунка заметны возвышения мазков над печатью.

Если прорисована большая часть рисунка, то стоит обратить внимание на толщину мазка. Непрофессиональный художник будет закрашивать толстым слоем, тогда как профессионал всегда делает тонкие мазки в создании изображения.

Если у вас есть возможность сравнить несколько декорируемых одним и тем же рисунком предметов, то сравните изображения. При использовании деколей рисунки идентичны, найти отличия невозможно. Ручная работа всегда имеет вариации в рисунках.

Декалькомания – это способ массового декорирования изделий в том числе и керамических. Масштабы производства колеблются от единичных экземпляров до массовых заказов с таким же диапазоном качества продукции.

Успешно работают в декалькомании художники Франции и Германии. Благодаря высокому качеству продукции их работы практически невозможно отличить от ручной росписи.

Применение

Деколи нашли широкое применение в повседневной жизни человека. Их наклеивают на гитары, используют для украшения старинных автомобилей.

Моделисты используют декали для нанесения надписей на свои изделия. Применение струйного принтера и специальной декольной бумаги для струйных устройств печати позволяет нанести на модели надписи и логотипы любой сложности без особых усилий.

За рубежом правительственные учреждения часто применяют деколи на транспортных средствах для их идентификации. Применение деколей на пожарных и полицейских автомобилях в США регламентируется законодательством. Большинство этикеток для маркировки автомобилей создается из светоотражающего винила с клейкой подложкой, который приклеивается способом «отодрать и приклеить».

С помощью декалей можно украсить кружку собственным именем или изготовить сувенир. Декольная бумага может использоваться на фарфоровой, керамической, стеклянной и металлической поверхностях.

Процесс производства

Массовое производство виниловых деколей начинается с огромных виниловых рулонов. Декольная бумага подается через плоттер или широкоформатный принтер/резак, который печатает нужное изображение и вырезает заданную форму. Дизайн этикетки создается с помощью специализированного программного обеспечения. На заключительном этапе на виниловую фигурку определенного дизайна накладывается бумажная маска.

Разновидности декалькомании

Технологию декалькомании можно разбить на 2 вида:

  • для применения на керамике;
  • для применения на всех остальных поверхностях.

Для перевода изображения на стекло, металл, бумагу или деревянную поверхность обычно не требуются дополнительно специальные закрепители. Изображение при этом выполняется на базе минеральных красок и анилиновых красителей.

Совсем другое дело с декалькоманией на керамике. Для закрепления рисунка на керамической поверхности потребуются специальные термостойкие краски, так как в дальнейшем технологический процесс потребует своего закрепления высокотемпературным обжигом при слабокислой среде.

Кстати, таким способом можно работать с металлом и стеклом.

В зависимости от способа нанесения деколи процесс декалькомании подразделяют на:

  • горячую деколь;
  • холодную деколь.

При любом способе нанесения, поверхность предмета нужно хорошо обезжирить.

Деколь, нанесенная холодным способом, не предполагает дальнейшего воздействия на этот предмет высокой температуры. Возможно, это будет сувенир или ваза, в которую не нальют горячий чай. В этом случает, изображение на бумаге покрывают специальным водорастворимым клеем.

После переноса изображения на предмет, его покрывают специальным коллоидным лаком и тщательно просушивают.

Горячая деколь наносится на те предметы, которые могут спокойно выдержать высокую температуру. Это керамика, стекло, фарфор. Краски при этом полностью безвредны для здоровья человека. Поэтому из такой посуды можно совершенно без опаски принимать пищу.

Декалькомания, выполненная горячим способом намного долговечнее и совершенно безопасна по сравнению с холодной деколью. Изображения после горячего деколировния более устойчивы к воздействию различных факторов окружающей среды.

Поэтому перед выбором керамики декорированной таким образом, важно выяснить для каких целей будет сделано приобретение.

Перенос рисунка на поверхность при декалькомании бывает нескольких способов:

  • простой способ;
  • сдвижная деколь;
  • шелкотрафаретная деколь.

Простой способ представлен двумя техниками. В первом случае бумажный носитель покрывается специальной мастикой, состоящей из скипидара и канифоли. Смесь расплавляют, наносят на бумагу и сушат до определенного состояния. Вырезают рисунок и, смочив водой, прикладывают к изделию. Бумагу осторожно снимают, а изображение остается.

При втором способе тонкий слой мастики наносят на то место изделия, где предполагается разместить рисунок. Затем к ним прикладывается рисунок, смачивается немного водой для того, чтобы отделить бумагу. И хорошо все просушивается. Заключительная стадия – это обжиг.

Для сдвижной деколи используют специальную отлакированную бумагу. Такая лаковая пленка готовится на основе бутилметакриловой смолы, ацетилцеллюлозы. Рисунок с нее хорошо переносится на другую поверхность. Поэтому есть возможность выполнить изображения различной степени сложности. На такой отлакированной бумаге деколь можно печатать и стандартным способом и через сетку.

При сдвижном способе орнамент получается с прямым изображением. Рисунок смачивается водой, затем лист прикладывают на декорируемую поверхность лицевой стороной вверх и аккуратно сдвигают пленку с рисунком с бумажной основы. Пленку аккуратно прижимают к декорируемой поверхности и выгоняют из-под нее пузырьки воздуха при помощи сухой чистой салфетки. Когда полностью изделие просохнет, его отправляют на обжиг.

Шелкотрафаретная декалькомания использует в своей технологии шелковые мельничные сита.

Чем тоньше нужно нанести линию на рисунке, тем мельче нужно взять сито для работы.

Краска предварительно смешивается с льняным маслом, смолами, масляным лаком, а затем как бы проталкивается через сито.

Состав декали

Декаль состоит из следующих слоев (сверху вниз):

  • Бумажный или пленочный материал, являющаяся верхним слоем наклейки. Печать выполняется на верхней стороне наклейки.
  • Клейкий слой, находящийся с нижней стороны наклейки.
  • Силиконовый или другой разделительный слой, приклеенный к верхней стороне подкладки.
  • Бумажная или пленочная подкладка, являющаяся нижним слоем декольной бумаги.
  • Схема радиочастотной идентификации (RFID-схема), представляющая собой чип с антенной, также может являться частью данной бумаги.

Сувениры с холодной деколью для физических лиц и компаний

Кому идея изготовления сувениров по технологии холодной деколи покажется интересной? Многим, и это верно. Отдав кружку или тарелку, флешку, пепельницу или планшет на оформление в студию, где на предметы будет нанесен рисунок, можно сделать хороший подарок близким людям, коллегам или любимому человеку.

Особенно популярна технология среди компаний и юридических лиц. С помощью недорогого, но эффективного метода можно декорировать имиджевые презенты для партнеров по бизнесу, руководителей, сотрудников и VIP-клиентов. Можно производить призы с логотипом и элементами фирменной символики для проведения рекламных кампаний и промоушн-акций.

Многие популярные бренды дарят своим почитателям сувенирную продукцию, украшенную с помощью холодной деколи. Особенно популярны чашки с изображениями бренда чайных или кофейных компаний, керамические ложки от производителей сухих бульонных смесей. Если вы тоже рассматриваете этот способ в качестве бизнеса, созвонитесь с нами. Наши эксперты предоставят всю необходимую информацию с учетом поступивших запросов.

Техника выполнения декалькомании

Для выполнения деколи, заказчик самостоятельно может придумать изображение, а может воспользоваться имеющейся базой рисунков или положиться на вкус художника.

Специалисты по декалькомании перенесут его с помощью графического редактора сначала в электронный вид, а потом распечатают на бумаге.

Предварительно бумажный слой покрывается специальным клеем – декстрином, состоящим из крахмала, потоки и декстрина. Этот слой наносится на бумагу с целью препятствовать проникновению краски в слои бумаги и для более легкого отделения красочного слоя.

Клей распределяется по поверхности бумаги ровным слоем при помощи специальной машины. Бумагу для этой цели используют только высокого качества. А перед нанесением на нее рисунка бумага проходит акклиматизацию, для чего она должна пролежать несколько дней в помещении для печати при строго определенных параметрам микроклимата.

Далее красочное изображение ложится уже поверх клеевого слоя.

Важно соблюсти определенные условия для сушки и хранения только что отпечатанных деколей.

Эти условия должны быть одинаковыми перед печатью, во время и после печати. Причем процесс сушки достаточно продолжительный – около 8 часов.

Для декалькомании на глиняных изделиях используется специальная термостойкая краска для керамики. Она содержит органические и минеральные компоненты.

Краску, точнее уже рисунок, сверху покрывают слоем лака, который защищает рисунок от повреждений. Толщина слоя такого лака зависит от предназначаемой поверхности.

Чем сложнее и изогнутее декорируемая поверхность, тем тоньше должна быть лаковая пленка.

Чтобы перенести рисунок на поверхность, бумажный носитель с изображением на некоторое время погружают в воду. Там происходит отслоение лакового слоя с краской от бумажного носителя.

Рисунок переносится на декорируемую поверхность. Далее в течение не менее одного часа требуется выдержать при естественной сушке, без применения искусственного обдува. На этом этапе можно остановить процесс и продолжить его в любое другое время, что очень удобно.

Когда изделие отправляется в печь для обжига, в процессе обжига органическая составляющая краски, а вместе с ней и слой лака под действием высокой температуры – выгорает, а минеральные компоненты впекаются в верхний глиняный слой. Верхний слой глины и минералы краски, приобретая жидкое состояние, смешиваются на молекулярном уровне.

Межмолекулярное пространство в глине запечатывается молекулами краски. Таким образом, пигмент проникает в поверхностный слой керамики и образует однородный слой. Такое прочное соединение дает возможность долгие годы созерцать любимое изображение. При соблюдении условий эксплуатации это период может достигать 10 лет и более.

Нельзя помещать в печь для обжига одновременно с керамическим стеклянное изделие.

Это объясняет не только разница в температурном режиме обжига, но и требованиями к вентиляции. Если для обжига керамики будет вполне достаточно просто хорошей вытяжки, то для обжига стекла желательно постоянное наличие принудительной вентиляции.

Процесс деколирования никак не обходится без ручного этапа производства. Перенос рисунка очень кропотливый, трудоемкий процесс, который делает себестоимость продукции не столь дешевой.

Помещение для деколирования должно содержаться в идеальной чистоте. После обжига, на том месте, куда попала на деколь пылинка, образуется брак в изображении.

Важно и соблюсти постоянный микроклимат в помещении. Температуру воздуха нужно поддерживать на уровне 20-25 градусов, а влажности 65%. Это все необходимо в большей степени для бумаги. Идеально, если в помещении будет установлена система климат-контроля.

Технология

Минус данного способа в том, что далеко не каждая кружка или тарелка выдерживает высокую температуру. После обработки появляется брак, поэтому украшать посуду таким методом получается дороже. Это особенно важно, если вы работаете в промышленных масштабах.

Технология нанесения горячей и холодной деколи

Горячая деколь – это метод печати с последующим обжигом. Под воздействием высокой температуры пигмент вплавляется в поверхность, и такое изображение отличается высокой стойкостью. Посуду с горячей деколью можно мыть, в том числе в посудомоечной машине, и узоры на ней не сотрутся и не поблекнут. Однако из-за термического воздействия некоторые краски меняют оттенок, поэтому палитра цветов горячей деколи ограничена.

Холодная деколь – метод печати без последующего обжига. Картинка наносится на поверхность как наклейка, а сверху для закрепления покрывается лаком. Выбор оттенков здесь не ограничен, но стойкость оттиска – хуже, чем при горячем способе.

Цифровая печать в декалькомании

Это современный метод, который потихонечку отодвигает на второй план устаревающие технологии. С помощью цифровой печати можно выполнить деколь на глянцевой и матовой поверхности, для керамических изделий она может быть надглазурной или подглазурной.

Технология это на сегодняшний день очень дорогостоящая, поэтому пока не такая распространенная.

Преимущества цифрового деколирования:

  • скорость работы;
  • компактность оборудования;
  • высокое качество изображения;
  • простота метода;
  • возможность изготавливать единичные экземпляры, а не тиражи.

Недостатки:

  • большая чувствительность керамического тонера (специальный порошок для специальных лазерных принтеров, предназначенных для деколирования) к условиям внешней среды, требуется строгий постоянный контроль влажности и температуры воздуха;
  • высокая стоимость работы из-за высокой стоимости расходных рабочих материалов;
  • ограниченный формат печати.

Этимология слова декалькомания

Декалькомания французского происхождения. С французского decalcomania оно переводится как переводное изображение.

Английское mania означает манию. Получается мания или пристрастие к переводным изображениям.

Архитектурный словарь дает такое определение декалькомании. Это «изображение на бумаге, предназначенное для переноса на другую поверхность, (например, для имитации прожилок мрамора и древесных волокон». В архитектурном словаре указывается, что работа выполняется по методу русского скульптора А. И. Теребенева, изобретенного в 1830 году.

По другим данный метод был изобретен в 1935 году испанским художником и скульптором Оскаром Домингесом.

В России закрепились две формы этого слова – деколь и декаль, они в равной степени применяются на нашей территории.