Сделано в Оренбурге: Эта многоликая калька!

Sponsor

Еще один российский производитель, по заявлению которого, данная калька обладает высокой прозрачностью и гладкостью. Не проверяла.

Калька под тушь
Калька под тушь, 420 мм, 10 м, 25 гр/м

Staff

У меня были тетради и блоки от Staff, очень хорошее качество и нормальная цена. Думаю, когда закончится запас, попробовать её.

Калька под тушь
Калька под тушь, рулон 420 мм х 20 метров, 25 г/м2

Ацетат и листы пластика

Это плотный прозрачный материал, который имеет разную степень жесткости. Так же, как и калька может быть без нанесения и с рисунками, с матовой и глянцевой поверхностью.

Плотность ацетатных листов и их прозрачность можно использовать так:

– Конечно же, сделать окошко для шейкерв! Прозрачный пластик идеален для этого;

– добавить эффекты на любой объект композиции, если калька с рисунком;

– защитить поверхность от влаги и загрязнений (например, напечатанные надписи в рамке могут быть прикрыты тонким пластиком — пленкой);

– использовать в качестве основы страничек;

– сделать прозрачные разделители в блокноте;

– добавьте прозрачную подложку для фото, сделав прорези угловым дыроколом;

– вырубка из ацетата будет смотреться очень необычно — в этом приеме используется различие покрытий, например, матовая бумага плюс глянцевая прозрачная вырубка;

– на ацетате можно применять технику горячего эмбоссинга (осторожно).

Бумага для выпечки

Худший, но самый доступный вариант. Главная проблема — неравномерная прозрачность, как-то хлопьями; грубоватая фактура — слишком шероховатая, страшновато за перо.

Калька
Бумага для выпечки «Elгfe», 280 мм х 8 м

Виды кальки

Калька бывает под тушь (листовая и в рулонах), под карандаш, для кроя и для запекания.

Виды кальки[ | ]

  • Карандашная матовая, рельефная без глянцевой стороны – представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу, пригодна для черчения и копирования карандашом на обеих сторонах сейчас применяется как художественный материал для копирования или параллельного эскизирования, методом наложения и прорисовывания поверх исходника.
  • Тушевая с глянцем, бумажная основа с полуглянцевым блеском одной стороны – более тонкая и ранимая, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки, часто рвется в подмокшем виде на мокрой линии. Под тушь пригодны обе стороны, карандаш ложится только на матовую сторону – чертили тушью на глянцевой стороне, глянец как мера против провала пигмента в глубину волокон, и падения контраста линии.
  • Лавсановая с глянцем пленочная, где глянцевая сторона несущая прозрачная плёночная основа (лавсан, целлулоид или винил), заметно более толстая и прочная чем оба вида бумажной, а тонкое шероховатое матовое покрытие для черчения, нанесено на саму плёнку – пригодная для черчения только одна сторона, менее абразивна для скользящего металлического инструмента чем карандашная калька.

Гост 892-89 калька бумажная. технические условия (с изменением n 1) от 24 марта 1989 –

ГОСТ 892-89

Группа К62

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КАЛЬКА БУМАЖНАЯ

МКС 85.060

ОКП 54 5433

Дата введения 1990-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.03.89 N 709

3. ВЗАМЕН ГОСТ 892-70

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в октябре 1990 г. (ИУС 12-90)

Настоящий стандарт распространяется на бумажную кальку, предназначенную для копирования чертежей тушью и методом электрофотографии с последующим копированием на светочувствительные диазотипные материалы, изготовляемую для нужд народного хозяйства и экспорта.

1.1. Бумажная калька должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Бумажная калька должна изготовляться в рулонах, бобинах и листах.

Размеры рулонной кальки должны быть:

длина полотна кальки в рулоне 40,0 и 100,0 м с предельным отклонением ±1%;

ширина рулона – 878 мм с предельным отклонением ±5 мм.

Размеры кальки в бобинах должны быть:

ширина бобины (310±5), (425±5), (625±5) мм;

диаметр бобины 190-200, 300-650 мм.

Размеры листовой кальки устанавливаются: 440х640, 320х440, 220х320 мм с предельными отклонениями ±5 мм.

1.2.2. По требованию потребителя кальку изготавливают других размеров.

Пример условного обозначения бумажной кальки массой кальки площадью 1 м 40 г размером листов 440х640 мм:

440х640 ГОСТ 892-89

то же, массой кальки площадью 1 м 40 г шириной бобины 310 мм:

310 ГОСТ 892-89.

1.3. Характеристики

1.3.1. Показатели качества кальки должны соответствовать значениям, указанным в таблице.

Наименование показателя

Значение

Метод испытания

1. Масса кальки площадью 1 м, г

40±2

По ГОСТ 13199

2. Разрывная длина в машинном направлении, м, не менее

6000

По ГОСТ 13525.1

3. Прозрачность, %, не менее

45

По ГОСТ 8874

4. Степень проклейки, мм, не менее

1,6

По ГОСТ 8049

5. Сортность:

число соринок на 1 м площадью от 0,10 до 0,50 мм включ., не более соринок площадью св. 0,50 мм

100

0

По ГОСТ 13525.4 и п.3.3 настоящего стандарта

6. Влажность, %

6

По ГОСТ 13525.19, разд.3

1.3.2. Калька должна изготовляться из беленой целлюлозы.

1.3.3. Кальку переводят во второй сорт при снижении показателя “Разрывная длина в машинном направлении” до 5700 м, при наличии соринок на 1 м площадью от 0,50 до 1,00 м включительно не более 5 шт. или при снижении показателя “Степень проклейки” до 1,4 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.4. В кальке не допускаются складки, морщины, залощенные пятна и полосы, разрывы кромки бумаги, дырчатость.

Малозаметные складки, морщины, пятна, которые не могут быть обнаружены в процессе изготовления кальки, допускаются, если показатель этих внутрирулонных дефектов, определенный по ГОСТ 13525.5, не превышает 1,0%.

1.3.5. Просвет кальки должен быть равномерным и соответствовать образцу, согласованному между изготовителем и потребителем.

1.3.6. Намотка рулонов и бобин кальки должна быть плотной и равномерной по всей ширине. Конец полотна бумаги не должен заклеиваться.

1.3.7. В рулоне кальки допускается один обрыв полотна.

Концы полотна бумаги в местах обрывов должны быть прочно склеены по всей ширине бобины или рулона, без склеивания смежных слоев. Расстояние от кромки до места склейки с каждой стороны не должно превышать 10 мм. Места склеек должны быть отмечены видимыми с торца бобины цветными сигналами.

1.3.8. Число склеек в бобине кальки должно быть не более:

одной – для диаметра 190-200 мм;

трех – для диаметра 300-650 мм.

1.3.9. Обрез кромок должен быть ровным и чистым.

По требованию потребителя кальку изготавливают без обреза кромок.

1.3.10. Тушь должна ложиться на кальку ровным слоем, линии не должны быть прерывающимися.

1.3.10.1. Линии, проведенные тушью по однократно и ровно подчищенному месту, не должны растекаться.

1.4. Маркировка

1.4.1. Маркировка – по ГОСТ 1641, транспортная маркировка – по ГОСТ 14192 со следующими дополнениями.

1.4.2. На каждый рулон или бобину наклеивают ярлык, содержащий следующие данные:

товарный знак и наименование предприятия-изготовителя;

наименование продукции;

ширина рулона или бобины;

масса кальки площадью 1 м;

предупредительная надпись “Не бросать”;

обозначение настоящего стандарта.

1.4.3. На каждую пачку рулонов наклеивают ярлык, содержащий данные согласно п.1.4.2 и дополнительно количество рулонов в пачке, а также дату выработки.

1.4.4. На каждую пачку листовой кальки наклеивают ярлык с указанием:

товарного знака и наименования предприятия-изготовителя;

наименования продукции;

размера и количества листов;

обозначения настоящего стандарта.

1.5. Упаковка

1.5.1. Упаковка в рулонах и бобинах – по ГОСТ 1641 со следующими дополнениями.

1.5.2. Рулоны и бобины кальки должны быть завернуты в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 с тщательной заделкой торцов. Бобины должны быть предварительно завернуты в парафинированную бумагу или другой водонепроницаемый материал.

1.5.3. Упакованные рулоны укладывают в пачки и завертывают в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м не менее 100-120 г. Пачку перевязывают шпагатом. Масса пачки должна быть не более 15 кг.

Изготовление[ | ]

Калька обычно изготавливается из сульфатнойбелёнойцеллюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается.

Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода».

Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлениемвалков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.

Основное свойство кальки — прозрачность. Существуют два способа его достижения:

Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.

Калька

Калька – это тонкая прозрачная бумага невысокой плотности, предназначенная для ручного нанесения изображений и чертежей. За счет прозрачности этот материал отлично подходит для ручного копирования чертежей, сложных рисунков, художественного творчества, декорирования и авторской упаковки. 

Производители кальки наделяют ее улучшенными свойствами:

  • повышенной белизной
  • однородной прозрачностью
  • гладкой поверхностью, которая достигается за счет гомогенности волокон материала
  • стойкостью к старению, пожелтению

Наносить изображение на поверхность вручную можно карандашом, тушью, красками, ручкой. С помощью специального ластика рисунок без труда удаляется с кальки.

Калька (веллум)

Калька (она же веллум) — это прозрачная матовая бумага. Она бывает более или менее прозрачной. В скрапбукинге и кардмейкинге используется как чистая калька, так и с нанесенным рисунком. Рисунки бывают печатными и фольгированными.

Также калька отличается по своей плотности — от очень мягких листов до листов поплотнее.

Как применять кальку? Идей масса! Я направлю вас в нужное русло, отталкиваясь от ее характеристик. Полупрозрачность придает легкость композиции. Пользуйтесь этим, когда нужно:

– Смягчить яркий или темный цвет фона либо надписи;

– деликатно добавить слой;

– сделать необычайно «легкую» основу странички;

– невесомая стильная вырубка;

– кармашек в альбоме или блокноте;

– окошко на страничке или обложке;

– подложка для фото;

– использовать вместо пластика в шейкере (тут стоит использовать плотную кальку).

Ктс-про

У меня один из самых дешевых выриантов — калька под тушь КТС-про, «Апплика». Если нарезать по ширине листа А4 и складывать пополам, получается хорошая прозрачность и достаточная плотность, чтобы чернила не протекали. Одна сторона чуть шероховатая, другая гладкая.

Калька под тушь
КТС-про, «Апплика», 420 мм, 10 м 18 гр/м2.

Лилия холдинг

Калька с самой высокой плотностью. Производитель обещает, что она подойдёт для работы тушью, линером, капилярными и гелевыми ручками. Но думаю, это та же листовая калька, только рулоне. Т.е. несмотря на плотность, тушь пропускает. Разница в цене ровно такая, чтобы не заморачиваться и предпочесть листы.

Калька под тушь
Калька под тушь, 420 мм х 20 м, 40 гр/м2

Листовая

Самая известная — калька для чертёжных и дизайнерских работ Лилия Холдинг, А4, 40 листов. Отличная прозрачность, гладкость, хорошая плотность (40 гр/м2), но пропускает чернила и портит прописи.

Калька под тушь, листовая
Лилия Холдинг, А4, 40 листов
Лилия Холдинг, А3, 40 листов

Лучший стиль работы

Работая с буквами и прописями, отмечайте трудные элементы и тренируете их на кальке специально подобранными упражнениями. Если не получается нажим, отрабатываете разнообразные нажимные штрихи, не получается переход — крутите спирали, перо рвёт бумагу — крутите спирали без нажима. Получилась красота, тут же переходим на бумагу.

Учиться плавать можно на берегу, но плаваем мы только в воде.

Пергамент

Он хорошо известен каждой хозяйке, т.к. используется в выпечке. Это тонкая бумага, которая легко рвется и мнется, слегка просвечивается.

В скрапбукинге можно использовать пергамент для выпечки — в этом случае выбирайте его без силиконовой пропитки. В магазинах для скрапбукинга представлен пергамент декоративный, с художественными эффектами.

Пергамент смотрится особенно шикарно с рваными неровными краями, помятый, надорванный. Используйте это по максимуму! Например, добавив слой из пергамента в свою композицию.

Надеюсь, тема раскрыта достаточно и начинающие мастера разобрались в описанных материалах, а опытные почерпнули идеи использования!

Радостного творческого полета!

Под тушь в рулонах

Здесь хороший выбор размеров и производителей.

Посчитаем

Калька — это хороший материал для ежедневных тренировок острым пером. Единственный серьёзный недостаток — она коробится, когда высыхают густые штрихи. Нужно подбирать тушь/чернила, трудно анализировать ошибки. Если этим пренебречь, то более щадящий материал для пера трудно представить.

Я знаю только две досточно гладкие для острого пера марки бумаги: IQ Selection и Double A, обе класса А . Стоимость IQ Selection приближается к 600 руб. за 500 листов и на ней подпушивает всё, что может подпушивать. Про Double A ничего не могу сказать, кроме того, что её рекомендует известный каллиграф на своем курсе по острому перу.

Стоимость в районе 500 руб. за 500 листов, но есть пачка в 100 листов А4 за 90 р. Это где-то 80-90 копеек лист. Калька под тушь колеблется в диапазоне от 80 коп. до 1.5 руб за предполагаемый лист А4. Поэтому преимущества в цене нет, работать же удобнее конечно с бумагой, при условии возможности распечатать сетку.

Применение[ | ]

До эры компьютеризированного черчения калька применялась в конструировании и строительстве для совместного «сквозного» просмотра планов этажей или чертежей разных уровней механического устройства с целью проверки на совместимость разных листов проекта, вычерченных разными исполнителями.

Калька — своего рода аналог множества «слоёв» в компьютеризированном черчении. На данное время производятся толстые виды кальки, способные пройти под валиками принтера или копира, не замявшись и не застряв. Такие разновидности применяются для распечатки чертежа стандартного узла или чертежа детали, и при поиске инженерного решения через наложение на основной чертёж.

Размеры и соответствие в листах а4

Размеры Кол-во листов
878 мм, 10 м 135
878 мм, 20 м 274
878 мм, 40 м 545
840 мм, 10 м 132
840 мм, 20 м 268
840 мм, 40 м 532
795 мм, 10 м 122
795 мм, 20 м 247
795 мм, 40 м 492
640 мм, 10 м 99
640 мм, 20 м 201
640 мм, 40 м 399
625 мм, 10 м 95
625 мм, 20 м 194
625 мм, 40 м 385
420 мм, 10 м 66
420 мм, 20 м 134
420 мм, 40 м 266
375 мм, 10 м 56
375 мм, 20 м 113
375 мм, 40 м 226

Связанные понятия (продолжение)

Клей

— вещество и многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы — в частности, древесину, кожу, бумагу, ткани, стекло, керамику, металлы, пластмассы, резину.

Технические характеристики[ | ]

Substance Плотность Влажность Шероховатость Прозрачность Tensile
strength
(mD)
Surface Alkali pH
ISO 536 ISO 287 ISO 8791-2 ISO 2469 ISO 1974 ISO 6588
г/м² кг/м³ % мл/мин % мН pH
42 1,200÷1,235 7 100-300 79 /-5 220-440 6-7
53 1,200÷1,235 7 100-300 77 /-5 220-440 6-7
63 1,220÷1,250 7 100-300 75 /-5 220-440 6-7
73 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
83 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
93 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
100 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
112 1,220÷1,250 8 100-300 73 /-5 220-440 6-7
130 1,220÷1,250 8 100-300 69 /-5 220-440 6-7
150 1,220÷1,250 8 100-300 65 /-5 220-440 6-7
160 1,220÷1,250 8 100-300 61 /-5 220-440 6-7
170 1,220÷1,250 8 100-300 59 /-5 220-440 6-7
190 1,220÷1,250 8 100-300 55 /-5 220-440 6-7
200 1,220÷1,250 8 100-300 53 /-5 220-440 6-7
240 1,220÷1,250 8 100-300 47 /-5 220-440 6-7
280 1,220÷1,250 8 100-300 45 /-5 220-440 6-7

Упоминания в литературе

В зависимости от назначения в состав бумаги вводятся различные наполнители: каолин (глина белого цвета, состоящая из минерала каолинита), тальк и другие минеральные вещества, придающие бумаге белизну, прочность, гладкость и другие физико-химические свойства, необходимые для печати: непрозрачность, хорошее восприятие краски, смачиваемость или влагостойкость. Кроме того, в бумагу вводят проклеивающие вещества (крахмал, смолы, клеи и др.), делающие бумагу непроницаемой для чернил, упрочняющие поверхностный слой, увеличивающие её плотность и т. п. В специальные виды бумаги добавляют красители, химические волокна. В зависимости от назначения бумага имеет различные показатели: масса листа площадью 1 мІ (4 – 250 г), толщина листа (4 – 400 мкм).

Выпускается более 600 видов бумаги: для печати

(типографская, офсетная, иллюстрационная, для глубокой печати, картографическая, мелованная, газетная, листовая, для обоев и др.); для письма (писчая, конвертная и т. п.); чертёжно-рисовальная (в т. ч. калька и ватман); электроизоляционная; папиросная; впитывающая (фильтровальная, промокательная и др.); для производства фибры, пергамента, санитарно-гигиенических изделий и т. п.; для аппаратов (телеграфная лента, перфокарточная и др.); светочувствительная (для изготовления фотобумаги и т. п.); переводная (копировальная и др.); обёрточная (мешочная, спичечная, бутылочная, парафинированная и т. п.); промышленно-техническая (патронная, наждачная, асбестовая и другого назначения).

Бумага для квиллинга должна быть достаточно плотной, но не слишком толстой. Разумеется, доступно выполнить композицию даже из

обычной офисной бумаги, но прочность такого

изделия окажется не слишком большой. Можно использовать тонкий картон или специальную художественную бумагу для пастели. Главное, чтобы бумага была гибкой и держала форму. Насчет ее плотности мнения разных мастеров по квиллингу и производителей бумаги расходятся. К примеру, в России изготавливают бумагу плотностью 120–125 г/м2, в Корее – 116 г/м2, в среднем же плотность профессиональной бумаги для квиллинга колеблется в пределах 120–160 г/м2. Возможно, такое различие обусловлено тем, что корейская школа квиллинга основана на создании тончайших произведений искусства, а в России техника бумажной филиграни больше тяготеет к европейской, хотя и не так ярко проявляются у нас лаконичность и простота в композициях. Для сравнения заметим, что плотность среднестатистической офисной бумаги составляет 80 г/м2, а для некоторых поделок в технике квиллинга подходят калька и даже салфетки.

Рисунок наносят черной тушью на кальку и помещают кальку на стекло копировального стола, на нее – сито со светочувствительным слоем, сверху – плотную темную материю или войлок, затем – толстое стекло с грузом. Под собранным пакетом включают лампы копировального стола на 15-30 мин. Под действием света в эмульсионном слое, не защищенном тушевым

рисунком на кальке, происходит дубление желатина,

переходящего в нерастворимое состояние. В местах, расположенных над контурами рисунка и не подвергшихся облучению светом, желатин остается растворимым и легко смывается с капронового сита при промывке теплой водой. Для нанесения рисунка на отделываемую деталь кладут шаблон ситом вниз. В рамку шаблона предварительно наливают водорастворимую краску. Затем ракелем за один проход краску продавливают через сито. Ракель представляет собой деревянную пластину с ручками, к которой крепится заточенная резина.

Упоминания в литературе (продолжение)

Брошюра «Изохроматическая съемка моментальными ручными камерами. С указанием чувствительных к цветам пластин (изопластин)» (1903) была написана Прокудиным-Горским в Берлине. К тому времени он уже два года занимался цветной фотографией под руководством профессора Адольфа Мите (1860–1926) в Шарлоттенбурге. Речь в брошюре шла о передаче оттенков цвета при съемке на черно-белую

пластину. Обычная бромосеребряная пластинка была чувствительна

к синим и фиолетовым лучам спектра; красные, оранжевые, желтые и зеленые цвета получались на ней однотонными и бледными. Профессор Герман Вильгельм Фогель (1834–1898), основатель нескольких фотографических обществ, издатель журнала «Фотографические известия», преподаватель Промышленной академии, с 1884 г. директор фототехнической лаборатории Высшей политехнической школы в Шарлоттенбурге, а затем его ученик профессор Мите долго работали над тем, чтобы придать пластинке равную чувствительность ко всем лучам спектра. Решение этой проблемы и особенно ее практическое осуществление было сопряжено с большими трудностями. Удавалось повысить чувствительность к одному-двум цветам, но никак не удавалось сделать это ко всем разом. Ученые достигали результата путем прибавления красок к слою эмульсии и использования цветофильтров. Желтое стекло, использовавшееся как желтый фильтр, задерживало сине-фиолетовые, самые сильно действующие лучи. Голубое небо в этом случае не получалось однотонно белым, как нередко бывало, а приобретало естественные оттенки, на нем появлялись облака. В зелени деревьев также проявлялся рельеф; на зеленом лугу оказывались видны возвышенности и углубления. Съемка портретов, картин, ковров, интерьеров представляла еще бо́льшие трудности. В тексте брошюры воспроизводились пейзажные снимки и снимки цветного ковра, сделанные для сравнения на обычную и изопластину. Иллюстрации в книге были аккуратно разделены листами тонкой кальки.

Конечно, мы перечислили далеко не все виды бумаги. Промышленным способом выпускают также картон, кальку, фольгу, копировальную, мраморную, шагреневую, гуммированную, пергаментную, бархатную и многие

другие виды бумаги. Кроме стандартной,

выпускаемой в огромных количествах, существует еще бумага ручной работы, тиражи которой невелики, но ценность ее весьма значительна.

– дополнительный материал: крышки от коробок из-под обуви, пуговицы, бусины, спички, соломинки

для сока, пенопласт, белая калька,

капсулы от киндер-сюрпризов.

Эта многоликая калька!

Однако в процессе подготовки данного обзора я смирилась с тем, что не смогу объять необъятное) К тому же по существу вопроса написано уже немало интересных статей и обзоров (погуглите, рекомендую!). Поэтому сегодня решила рассказать о кальке то, что знаю сама, что узнала на собственном опыте. Возможно, это будет кому-то полезно.
Но сначала все-таки несколько слов об этом материале в принципе.
Вот что нашла на сайте отечественных производителей кальки: «Слово «калька» происходит от французского языка, переводится как «копия», «трафарет». Возник данный продукт легкой промышленности очень давно – в 17-м веке, где нашел свое применение у архитекторов, художников и инженерных специальностей, так или иначе связанных с копированием рисунков, чертежей и разнообразных схем. Очевидно, что копирование производилось «под трафарет», т. е. они накладывали кальку на оригинал и благодаря ее прозрачности, очерчивали контур»… 
Какие разновидности у кальки?
Тонкая, бумажная (для чертежников и любителей рисования тушью) и более плотная, вощеная, упругая.
Разной степени прозрачности.
Матовая белая и тонированная.
Тисненая, с узорами и фактурами (это уже так называемый веллум) и т.д.
Очень много разновидностей. Причем, выпускается как производителями бумажной продукции, так и специализированными скрап-производителями.

Как можно применять кальку в скрапбукинге?

Повторюсь, очень разная калька способна прекрасно вписаться практически в любой проект. Этот материал добавляет в  работу легкость и прозрачность, позволяет расставлять аккуратные акценты в нужных местах. Может играть очень разную роль и справляться с очень разными задачами.

Я в основном использую самую обычную кальку, матовую, полупрозрачную, достаточно плотную. У нас с ней любовь с первого взгляда) Вот такую…

И сейчас я намерена показать вам несколько примеров на основе моих работ. Вы увидите, насколько многогранный материал – калька.

Журналинг

На мой взгляд, отличный способ – печатать на принтере журналинг на кальке. Осторожно: при печати на струйном принтере чернила могут размазаться, нужно дать им хорошенько высохнуть!

Лучше все-таки печатать на лазерном принтере. Впрочем, если у вас хороший почерк, можно и от руки написать текст, только возьмите перманентный маркер. 

Журналинг на кальке позволяет максимально «вживить» текст в «ткань» страницы. В то же время полупрозрачность кальки способствует легкому выделению текста.

Штампинг

На кальке можно ставить штампы. Желательно использовать перманентные чернила (StazOn). Они предназначены для штампинга на таких скользких поверхностях.

Штамп на кальке можно вырезать, а можно сделать целую композицию, нечто вроде самодельного оверлея, чтобы потом с его помощью украсить страничку. Только опять же, помните о характере чернил! Однажды я наштамповала на кальке композицию дистресс-чернилами «Винтажное фото» – было очень красиво, но сохло – реально! – несколько дней!

Подложка

Калька, использованная в качестве подложки под фото, декоративный элемент или надпись, позволяет выделить объект. Придать ему видимость объема, как бы приподнимая над поверхностью странички.

В данном случае калька использована, чтобы чуть-чуть подчеркнуть плашки с текстом.

Дырокольные элементы

Покажу вам только один вариант – цветочки. 

Ваша фантазия будет ограничена только вашими возможностями) Чем хороши «дыроколки» из кальки? Смотрите, цветочек на примере не плоский, он имеет объем. Это от того, что плотная калька обладает упругостью, края вырезанной фигурки выгибаются уже сами по себе. А если еще и некоторые усилия приложить, обработав лепестки палочкой для тиснения (или подходящим подручным инструментом), то получим прекрасный объемный цветок. Только не переусердствуйте, калька – материал упругий и ломкий одновременно. От неосторожных движений на ней могут оказаться хорошо видимые заломы.

 Прикрытие нежелательного фона

В данном случае калька помогла выделить героя фотографии (на фото присутствовали ненужные и слишком яркие горизонтальные линии)

Рисованные декоративные элементы
Здесь вообще простор для творчества!
  1. Рисуем на кальке перманентным маркером, например, цветок или переводим с ее помощью мотив со скрап-бумаги (как и было сделано в приведенном ниже примере). Вырезаем по контуру с отступом и сажаем на основу из однотонной плотной бумаги. Используем как украшение.
  1. То же самое, только в качестве основы берем газетный лист, который интересно просвечивается и добавляет «изюму».
  1. Рисунок на кальке вставлен в рамку-чипборд.
  1. Нарисованная и вырезанная бабочка. Рисуем на кальке и раскрашиваем акриловыми красками. Осторожно! Рисуем сухой кистью, от воды калька топорщится и коробится. От не разведенной водой краски калька тоже будет коробиться, но не так сильно.
  1. Рисуем маркером, раскрашиваем акрилом и приклеиваем к фону.

Раскрашивала рисунок с изнаночной стороны, поэтому краски приглушены поверхностью кальки. (Здесь, кроме всего прочего, как раз видны те самые заломы – белые черточки, о которых я говорила выше. Это произошло от того, что я слишком усердно расправляла кальку. В арт-журнале такой “косячок”, впрочем, допустим)

Калька и рисование буквально созданы друг для друга) Во-первых, дают возможность использовать рисованные элементы, даже если не умеешь рисовать – просто переводи любой понравившийся мотив и радуйся! Во-вторых, придают уверенность человеку, который с рисованием “на вы”. Как я например) Что-то нарисуешь на черновичке, вроде бы устраивает такой вариант, но на скрап-бумагу переносить боишься) – копируй сам себя и чувствуй себя уверенно! В-третьих, на мой взгляд, это действительно интересный элемент арт-декора, который всегда добавит изящный акцент в готовую работу.

Самостоятельные элементы

  1. В арт-буке использовала кальку в качестве «суперобложки», прикрывающей основной разворот.
  1. В декоре АТС использовала кальку, чтобы имитировать кляссер для марок.
  1. Карманы из кальки (калька с черно-белым узором)
Что не делала сама, но примеры и МК можно найти в интернете
  1. Конвертики – калька отлично сгибается по пробигованным  линиям, вот только исправить потом не получится, нужна точность.
  2. Декоративные элементы в прекрасной технике пергамано.
  3. Тиснение на кальке.
  4. Объемные цветы из кальки.
  5. Защитные листы между страницами альбома
  6. И многое-многое другое))

Как крепить кальку на страничке?

Это очень важный вопрос! Дело в том, что и клей, и скотч просвечиваются сквозь кальку. Выглядит это по меньшей мере неопрятно! Однако есть масса вариантов, как сделать это красиво и надежно.
  1. Отличная идея – прошивать нитками.
  2. Крепить брадсами, скрепками и прочими подобными штуками.
  3. Клеить, чем придется, но маскировать места приклеивания стразами, цветами и прочим… Как вариант: клеим одну сторону элемента из кальки, прикрываем этот край, например, фотографией, а другой край оставляем в «свободном полете».
  4. Для работ в стиле микс-медиа: можно клеить с помощью кристалл-геля или акрилового лака. Лично испытывала этот способ (см. выше пример с рисунком барбариса). Только нужно наносить ровным слоем на всю(!) поверхность кальки и аккуратно(!) разравнивать. А потом ждать, когда высохнет (долго!).
  5. Очень плотную кальку можно клеить ПВА (есть такая информация, но сама не пробовала).
  6. Использовать специальный клей или скотч. Есть такие у зарубежных производителей (на упаковке ищите “волшебное” слово «Vellum»).

    Говорить о кальке можно бесконечно… Мы с вами еще как следует не добрались до цветной и фактурной ее разновидности! Не разобрали возможности бумажной кальки, так любимой художниками! Не перечислили массу, массу замечательных ролей этого многоликого материала!.. Поэтому я и предупреждала в самом начале: все рассказать невозможно! 
  7. Желаю вам творческих идей и открытий в процессе собственных экспериментов с калькой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector