Сам себе типография: серийная цифровая печать этикеток на Epson ColorWorks и ее отличия от офсетной и флексопечати / Хабр

Технология флексопечати. что такое флексографическая печать

Если кратко, то флексографическая печать – это способ печати, который представляет собой ротационную печать быстровысыхающими жидкими красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с использованием эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности.

Видеорилейтед:

Подготовить тираж для флексопечати – это целый квест:

А что с малыми тиражами?

Возможно, вы заметили, что в минусах обеих технологий – флексопечати и офсетной есть один общий, который очень важен: нерентабельность при печати малых тиражей.

Что офсетная, что флексопечать печать больше подходят для изготовления больших тиражей (10000 экземпляров и более) в условиях достаточного запаса времени на производство печатной продукции. Если же тираж нужен здесь и сейчас, наиболее разумно будет воспользоваться цифровой технологией печати.

И тут – БАЦ! – на арену выходят этикеточные принтеры Epson.

На данный момент это Epson ColorWorks C3500 и Epson ColorWorks C7500 (и его вариант Epson ColorWorks C7500G).

Технология офсетной печати. что такое офсетная печать

… это такая технология печати, в которой краска с печатной формы переносится сначала на эластичный промежуточный носитель – резинотканевое полотно (обычно, на цилиндре), а затем на запечатываемый материал. Википедия.

С помощью описанной выше технологии можно получить изображение только одного цвета — цвета краски, используемой в каждом из красочных валиков. Чтобы получить цветное изображение, на запечатываемый материал последовательно наносят изображения разных цветов.

Конструкция цветной офсетной машины довольно сложная: она представляет собой хорошо отлаженную систему для подачи и выравнивания листов. Также в ней присутствует несколько десятков валиков (12-20 валиков для красящегося вещества и 3-6 валиков для увлажняющего раствора), система для проводки листовых материалов через цилиндры, а также приемно-выводное устройство, для выравнивания и укладывания печатных оттисков.

Вот так это работает:

В целом, принцип работы и само устройство, конечно, заметно проще, чем в случае флексопечати.

Epson colorworks c3500

Самый «ходовой» из наших продуктов линейки цветных этикеточных принтеров:

Такими, кстати, пользуются в небезызвестном Ельцин-центре для печати билетов.

Epson ColorWorks C3500 на нашем сайте.

Epson colorworks c7500

Флагманская модель, вариант номер 1. Предназначен для печати на матовых носителях. От своего брата с литерой «G» отличается используемыми чернилами.

Epson ColorWorks C7500 на нашем сайте.

Epson colorworks c7500g

Флагманская модель, вариант номер 2. Предназначен для печати

на глянцевых носителях

. От своего брата без литеры «G» отличается используемыми чернилами. В остальном, все то же самое, кроме того, что:

Epson ColorWorks C7500G на нашем сайте.

Кратко о самих устройствах

Чтобы не перегружать уже и так немаленький пост, расскажу самые главные фишки линейки устройств. За подробностями приглашаю на сайт.

Может многое, но не всё

В общем, вы понимаете мою мысль: струйная печать этикеток способна на многое.

Так почему же тогда все не откажутся от офсета и флексографической печати?

Дело в том, что все этикетки нельзя изготовить только флексопечатью, только офсетом или только струйной печатью. Например, бумажные самоклеящиеся этикетки или наклейки из пленки, требующиеся в больших промышленных объемах, невозможно произвести офсетным способом или струйной печатью, а крупное производство «сухой» бумажной этикетки еще не доступно для флексографии. Ограничения кроются в конструктивных особенностях флексографического и офсетного оборудования.

Прежде всего, нужно понимать, что каждая из технологий имеет свои особенности и преимущества. Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать решение о выборе той или иной технологии печати.

Недостатки цифровой печати

Перед тем, как завершить рассказ кратким обзором устройств, подчеркну, что задача Epson не «впарить» товар, а предложить его тому, кому он реально нужен. Поэтому будем объективны и упомянем среди прочего и минусы цифровой печати:

Традиционно (до популяризации цифровой печати), стоимость этикетки при прочих видах печати всегда зависела от тиража: чем выше тираж, тем дешевле единица продукции. Различие в уровне затрат объясняется тем, что начальные финансовые расходы на предпечатную подготовку более-менее постоянны и составляют значительную часть стоимости всего тиража.

… если это не цифровая печать. В случае цифровой печати можно печатать что угодно и когда угодно. Проще говоря, короткие тиражи этикеток на цифровой машине – это качество как на «флексе», но много, много дешевле.

Ну, на сегодня хватит…

Кратко резюмирую, кому могут быть интересны принтеры серии Epson ColorWorks:

Конечно, это не все возможные варианты применения устройства, но, надеюсь, этим постом удалось более-менее рассказать о том, на что эти принтеры способны.

Совместно с менеджерами по продукту и нашими представителями мы параллельно готовили дополнение к этой (и без того немаленькой) публикации с самыми часто задаваемыми вопросами и ответами по данной линейке устройств. К сожалению, не успели его завершить к публикации данного поста, поэтому в скором времени опубликуем как дополнительный follow-up.

Прежде всего – зачем

Главный вопрос, который нам задают, когда речь заходит об этикеточных принтерах таков: «кому и зачем вообще может понадобиться такой принтер, когда можно заказать печать этикеток в типографии?»

Можно вполне. А затем, заказав большую партию готовых наклеек (а в типографии выгодно заказывать именно большие партии, это всем хорошо известно), вместе с тиражом получить риск остаться с неким количеством невостребованных этикеток. Например, если изменится информация на этикетке, изменится состав продукта/содержимое коробки или напечатанная ранее информация станет неактуальной.

В отличие от больших компаний, локальные бренды не могут себе позволить замораживать значительные средства в крупных заказах на этикетку. Вот тут-то на помощь может прийти цифровой этикеточный принтер, способный быстро выпускать малые тиражи — под акцию, спецпредложение, смену артикула и так далее – то есть осуществлять печать этикеток «по запросу» («on-demand»).

Такой аппарат обеспечивает полный контроль над процессом — в любой момент можно напечатать одну или хоть несколько сотен этикеток, самостоятельно внести изменения в макет (а то и автоматизировать его, используя шаблоны – цифра же!) и напечатать еще.

Срочно в номер!

Напоследок пара интересных успешных экспериментов, которые мы провели в офисе, используя наши этикеточники буквально на прошлой неделе.

Во-первых, оказалось, что принтеры замечательно печатают на т.н. фотобумаге типа «металлик», которая отличается «металлическим блеском» своего глянца. Как если бы в качестве подложки у нее не бумага, а лист полированного до блеска металла.

Вот такое фото результата удалось сделать (передать металлик на одном фото непросто):

Но это не самое интересное. Из недр Европы нам наконец-то привезли рулон текстильного носителя нужной ширины. Текстиль синтетический, такой с мелкой рифленой структурой. В итоге выяснили, что принтеры без проблем печатают и на таком носителе (на фото специально скручен-перекручен для демонстрации «текстильности» материала):

Постарался, как мог, сфотографировать структуру поверхности носителя, чтобы было проще понять, о чем речь:

Печать на текстиле открывает новые возможности тиражирования, например, бирок на одежду. Но это уже совсем другая история.

Струйная цифровая печать – epson colorworks

Как ни странно, начнем с перечисления главных особенностей современной струйной цифровой печати. Они потребуются нам в дальнейшем для сравнения с офсетной и флексопечатью.

  • Прототипирование. На струйном принтере можно проводить пробную печать до начала изготовления тиража и получить представление о том, как будет выглядеть конечный продукт. Сразу же при необходимости можно внести любые правки, ведь весь процесс подготовки происходит на компьютере.
  • Оперативность. Принтер стоит у вас в подсобке, вы в любой момент можете напечатать наклейки на определенный товар, которые привлекут к нему внимание покупателя. В любой момент. Или, например, пришел вам на склад новый артикул – напечатайте тут же этикетки с логистическими данными, разместите на коробке фото товара — складским рабочим куда проще будет его найти. Это только один пример того, как оперативная печать этикеток позволяет экономить время, нервы и деньги.
  • Низкие издержки. В отличие от офсета и флексографии (о них – ниже) цифровая печать этикеток не требует проведения комплекса допечатных работ, а также использования печатных форм. Это и снижает себестоимость печати и исключается возможность искажения изображения при допечатной подготовке. Как говорится, «what you see is what you get», а точнее, что первым отпечатал, отпечатаешь еще сто раз, изменив цифру в поле «количество копий» в окне печати.
  • Высокое качество цветной печати, точная цветопередача. Струйная технология же.
  • Персонализация этикеток! Мало того, что этикетки можно менять по требованию, используя специальное ПО можно создавать шаблоны, в которых значения в определенных строках будут автоматически заменяться по ходу печати (особенно ценно при печати купонов или билетов с уникальными кодами, например). Например, можно в срочном порядке изготовить именную этикетку на кетчуп в единственном экземпляре, как случилось в этой занимательной истории.

На всякий случай сразу уточню, что мы в основном имеем в виду печать этикеток, когда говорим конкретно об аппаратах серии Epson ColorWorks.

Трафаретная печать


Альтернативой офсетной печати для монохромных изображений может служить трафаретная печать. Она хорошо подходит для малобюджетных информационных продуктов, к которым относят газеты, бланки, листовки, инструкции.

Частным случаем трафаретной печати является ризография. На специальной пленке в соответствии с рисунком прожигаются мельчайшие отверстия, которые при печати будут выполнять функцию дюз. Пленка натягивается на барабан с краской. При вращении барабана, под действием центробежных сил, краска распределяется по внутренним стенкам барабана и продавливается сквозь отверстия на пленке. Затем чернила переносятся на бумагу.

Ризография отличается высокой скоростью печати и очень короткой предпечатной подготовкой. От макета страницы до первого отпечатка проходит менее 40 секунд. Однако при высокой скорости печати и самой низкой стоимости отпечатка среди других видов печати, ризография имеет и свои недостатки.

С ее помощью нельзя получить высококачественных цветных изображений, да и монохромная печать выполняется без полутонов. Разрешение печати лимитируется размерами отверстий трафарета. Ризография оптимальна при малых и средних тиражах монохромной печатной продукции.

Три технологии

Сегодня кратко рассмотрим три технологии тиражной печати:

Цифровая печать

Главным достоинством цифровой печати является отсутствие промежуточных этапов между цифровым файлом и непосредственно печатным процессом. Цифровая печать делится на два больших класса – струйную и лазерную.

Лазерная печать

Лазерная печать применяется в основном для печати документов и чертежей. В этом она схожа с трафаретной монохромной печатью. Но в лазерной печати работают другие принципы. Под действием лазерного луча на поверхности фотобарабана локально меняется электрическое сопротивление.

В Canon мы применяем эту технологию во всех наших лазерных принтерах и офисных многофункциональных устройствах. От модели к модели мы совершенствуем наши устройства, улучшая качество печати, а также уделяем большое внимание защите данных, передаваемых на печать.

Аналогом лазерной печати является светодиодная печать. В ней вместо лазера используются светодиоды, которые светят через прорези. При этом луч света падает перпендикулярно на фотобарабан, не искажая изображение. При лазерной печати на краях отпечатка возможно небольшое размытие изображения из-за большого наклона лазерного луча к поверхности барабана.

Технология Océ DirectPress, применяемая на наших устройствах VarioPrint, преобразует данные в цифровое изображение за один шаг. Это 100% digital-процесс, который не зависит от источника света, изменения температуры, статического заряда, влажности и состава тонера, и является чрезвычайно стабильным с точки зрения однородности и качества изображения.

Также с меньшим количеством механических деталей эта технология очень надежна и позволяет системе быть доступной и компактной. Она способствует созданию более здоровой рабочей среды, поскольку во время печати не выделяется озон и не остается отходов тонера.

Струйная печать

Это перспективное направление полиграфии, позволяющее печатать высококачественные многоцветные изображения не только на бумаге. В основе принципа струйной печати лежит капельное нанесение чернил из печатающей головки. Различают два способа подачи чернил – пьезоэлектрический и термический.

В первом случае роль «поршня» выполняет изгибающаяся пьезоэлектрическая пластинка, а во втором – пузырек пара, образующийся на поверхности микронагревателя. В зависимости от способа подачи определяется тип чернил. Попытка замены одних чернил другими приведет к выходу из строя печатного оборудования.

На сегодняшний день струйная полицветная печать имеет, пожалуй, больше всего различных видов реализации. Это можно проследить на примере нашего оборудования. Широкоформатные принтеры Océ ProStream с пьезоэлектрической печатной головкой используют сольвентные чернила.

Этот вид оборудования обладает рядом инновационных функций. Например, ColorGrip, позволяющая делать высококачественные отпечатки на бумаге невысокого качества. Это достигается за счет распыления при печати специального состава, создающего адгезионную пленку на поверхности носителя.

Принтер Océ Colorado 1640 работает с технологией UV-печати. За счет отверждения чернил ультрафиолетовым излучением эта технология позволяет печатать на термочувствительных материалах. При печати принтер поддерживает стабильную температуру носителя на уровне 28 0С.

Также мы разработали собственную технологию фактурной печати для передачи с высокой точностью не только цвета, но и фактуры поверхности. Подобный метод открывает полноценный доступ к полиграфии людям с ограниченным возможностями по зрению, для которых главным каналом получения информации являются тактильные ощущения. Об этой технологии мы рассказывали в нашем посте «Elevated printing: новый взгляд на печать».

Применение новейших разработок в цифровой печати позволило ей значительно укрепить и расширить свои позиции в современной полиграфии. Однако рассматривать ее с позиции альтернативы офсетной печати было бы некорректно, поскольку у этих видов полиграфии разные технологии и задачи. Но рекомендуется проводить сравнение рентабельности в зависимости от размера тиража.

Если для цифровой печати стоимость экземпляра от размера тиража почти не зависит, то для офсетной, где основные затраты приходится на подготовительные этапы работ, увеличение тиража ведет к снижению себестоимости экземпляра. В виде графиков это можно представить как прямую горизонтальную линию для «цифры» и гиперболу для офсета.

Точка пересечения этих графиков даст граничный размер тиража, разделяющий сферы применения данных способов печати. Появление новых разработок и технологий в цифровой печати постоянно сдвигают точку размера тиража в сторону увеличения. Если раньше рентабельность «цифры» исчислялась сотнями экземпляров, то сейчас счет идет на тысячи. Приятно осознавать, что в этом есть и наша заслуга. Приведем только несколько примеров.

Раньше для струйной печати применялась дорогостоящая высококачественная бумага из-за того, что на более пористой дешевой бумаге чернила сильно впитывались, и нарушалось качество цветопередачи и четкость изображения. Офсетная печать в этом плане находилась в гораздо более выигрышном положении.

Для нее подходили многие типы бумаги, в том числе из бюджетного сегмента. А это значит, что себестоимость экземпляра можно значительно снизить только за счет носителя, при этом, не учитывая стоимость самой печати. Переход на более дешевые носители открывал бы новые перспективы для цифровой печати. Возможность такого перехода мы реализовали несколькими способами.

Универсальным способом для печати на широком диапазоне носителей явилась новая технология ColorGrip, которая подключается на широкоформатных струйных принтерах опционально. Ее суть заключается в том, что перед чернилами на бумагу капельно наносится специальный состав.

Он имеет двоякую функцию. Во-первых, образующаяся на поверхности носителя пленка, лимитирует впитывание чернил в бумагу. Во-вторых, состав ColorGrip играет роль грунта, обеспечивая лучшую адгезию. Точное позиционирование капель состава оптимизирует его расход.

Другим способом можно считать создание пигментных чернил. Это было реализовано на широкоформатных принтерах серии imagePROGRAF. Новые пигментные чернила LUCIA EX обладают большей насыщенностью, при этом меньше впитываются в носитель. Благодаря этому их можно использовать на разных типах бумаги.

Чтобы снизить стоимость самого процесса печати за счет экономичного расхода чернил, нами был сделан ряд разработок, от переменного размера капли чернил до рециркуляции чернил в печатающей головке. Все это обеспечило более качественную цветопередачу без лишнего расхода чернил на вспомогательные операции.

Следует отметить еще один немаловажный момент. В офсетных типографиях готовые отпечатанные листы поступают на переплетный участок, где они складываются, сшиваются, обрезаются и проходят дальнейшие этапы обработки, превращающие их в законченное изделие.

Для этого требуется дополнительное оборудование, производственные площади, персонал. На это уходят затраты, которые входят в себестоимость экземпляра. В цифровой печати нам удалось сократить эти расходы. Опционально к нашим широкоформатным струйным принтерам можно подключать различные модули постпечатной обработки.

Мы продолжаем наши разработки в сфере цифровой печати. Конечно, сложно представить, что «цифра» когда-нибудь полностью вытеснит «офсет», но рынок полиграфии меняется в сторону кастомизированной печати, когда каждый экземпляр будет отпечатан с учетом индивидуальных потребностей покупателя. А для этого наилучшим образом подходит именно цифровая печать с ее гибкостью и универсальностью технологии.

В последующих статьях мы расскажем вам о новых трендах в отрасли, инновационных разработках, применяемых технологиях, подготовим обзоры самых интересных моделей. Напишите нам, была ли эта статья вам полезна, и какие материалы вы бы хотели видеть в этом блоге, какие вопросы стоит осветить и на что обратить внимание.

Этап 1. дизайн, подготовка

В каждом случае дизайн идёт рука об руку с процессом настройки оборудования для правильного отображения цветов. Все это занимает длительное время. Даже в МГУП открыли отдельную специальность и проводят семинары для обучения дизайнеров по флексопечати.

Этап 2. изготовление флексоформ.

Флексоформа (ее также именуют «печатная форма» или «клише») – это такая гибкая пластина с выступающими частями. В большинстве случаев она изготавливается из специального светочувствительного полимера. Выступающие части создают оттиск на материале при печати.

А вот так выглядят основные этапы создания флексоформы (для каждого оттиска):

  1. Экспонирование оборотной стороны фотополимерной пластины.
  2. Основное экспонирование лицевой стороны фотополимерной пластины.
  3. Вымывание фотополимерной флексоформы.
  4. Сушка флексоформы.
  5. Вылежка флексоформы.
  6. Дополнительная обработка светом (финишная обработка).

Можете себе примерно представить, сколько сил, времени и денег потребуется в случае, если появится необходимость внести изменения в оттиск.

Этап 3. печать.

Сама по себе флексография выдает сразу готовый продукт и не подразумевает последующих действий для закрепления результата. Ну, при условии, что у вас все подготовлено и налажено для печати тиража к этому моменту.