Размеры бумажных форматов в см, мм, дюймах и пикселях | 3Графика

«фотошоп»

  1. Для другого способа потребуется программа Photoshop. Найдите на панели управления слева иконку в виде двух перекрещенных углов и диагональной пунктирной линии. Ткните на него правой кнопкой мыши — появится список доступных функций. Нас интересует самая верхняя — «Рамка». Она имеет такую же иконку.
  2. Откройте в «Фотошопе» нужный файл для редактирования. Как и в случае с «Пэйнтом» это можно сделать через пункт меню «Открыть», либо перетаскиванием картинки в рабочее поле программы.
  3. По умолчанию картинка будет защищена от редактирования. Чтобы снять защиту — обратите внимание на правое меню в программе. Там появилась картинка и справа от нее — изображение закрытого замка. Дважды кликните левой кнопкой мыши по иконке замка. Вам предложат создать новый слой — нажмите «Ок». Теперь изображение можно редактировать.
  • С помощью инструмента «Рамка», который мы рассмотрели в пункте №1, выделите нужную часть изображения. Это делается таким же растяжением рамки, как и в случае с программой Paint. Размеры рамки можно перетаскивать и растягивать влево/вправо/по диагонали. Как только, отметите пунктиром нужный участок — нажмите Enter на клавиатуре. Программа сформирует отдельный фрагмент на основе выделения. Размеры бумажных форматов в см, мм, дюймах и пикселях | 3Графика
  • Через пункт меню «Сохранить как» сохраните файл. Обратите внимание, что по умолчанию «фотошоп» предлагает сохранить картинку с расширением *.PSD. Если вам требуется другое разрешение — *.JPG или *.PNG — вручную выберите другие параметры при сохранении.

    Источник

    Размеры фотографий для печати таблица форматов с примерами

    Многие из нас любят фотографировать. Разнообразие и доступность цифровых фотокамер делают фотографию популярным удовольствием, позволяющим запечатлеть яркие, колоритные моменты нашей жизни. При этом высокое качество полученных фотографий, отнюдь не гарантирует такого же качества при распечатке цифровых снимков на стандартной рулонной фотобумаге. В данном материале я расскажу, какие есть размеры фото для выполнения печати, подам таблицы имеющихся форматов, а также приведу ряд примеров, позволяющих наглядно уяснить особенности различных размеров фотографий.

    1. Тезаурус цифрового фотографа
    2. Почему важно учитывать стандартные размеры фотографий
    3. Популярные размеры фото для печати с таблицей форматов
    4. Популярные форматы фотографий
    5. Заключение

    Тезаурус цифрового фотографа

    Чтобы уяснить, какие есть размеры фотографий для печати и какова их специфика, нам необходимо, прежде всего, разобраться в базовых понятиях, необходимых для понимания процесса цифровой печати.

    Линейный размер фотографии – размеры фотографии в миллиметрах (ширина-высота).

    Параметры фото в пикселях – размеры вашей фотографии, выраженные в количестве пикселей (ширина-высота).

    Пиксель – наименьший элемент изображения, обычно точка прямоугольной или круглой формы, и определённого цвета. Изображение состоит из сотен и тысяч таких пикселей, которое подсчитываются как горизонтально (ширина), так и вертикально (высота). К примеру, размер изображения 1181×1772 (обычно отвечающего стандартному размеру фото 10х15), имеет 1181 пикселей в ширину, и 1772 в высоту.

    При этом чем больше таких точек-пикселей в вашем изображении, тем обычно оно качественнее, с лучшей детализацией и прорисовкой объектов.

    Пропорции сторон – соотношение величин сторон фотографии (к примеру, 1:1, 2:3, 3:4 и так далее). Параметр показывает, насколько одна сторона короче или длиннее другой.

    Растровое изображение (растр) – изображение, состоящее из таких пикселей.

    DPI – (аббревиатура от «dots per inch» — точек на дюйм) – параметр, употребляемый для характеристики разрешения печати фотографий, то есть количества точек на дюйм (дюйм составляет 2,54 см). Базовый стандарт печати – это 150 dpi, оптимальный – 300 dpi. Соответственно, чем выше DPI, тем выше качество печати имеющегося цифрового фото.

    Стандарт (формат) фото – это шаблонное соотношение размеров сторон фотографии, которого важно придерживаться для получения конечного изображения на бумаге.

    Иллюстрация разницы dpi

    Почему важно учитывать стандартные размеры фотографий

    В абсолютном большинстве случаев полученные вами цифровые снимки будут печататься на фотобумаге, имеющей стандартные размеры. При несовпадении пропорций цифровых снимков и выбранных размеров фотобумаги фотографии могут выйти растянутыми, не чёткими, потерять в качестве изображения, иметь другие нежелательные для вас последствия.

    Следовательно, важно соизмерять стандартные размеры фотографий при печати, и размеры имеющихся у вас цифровых фото в пикселях, чтобы выбрать оптимальный печатный формат.

    Популярные размеры фото для печати с таблицей форматов

    Общепризнанным стандартом фото является размер 10 на 15 см. При этом размер соразмерного цифрового фото обычно чуть больше (к примеру, 10,2 на 15,2 см), а размер в пикселях данного фото будет составлять 1205 на 1795 пикселей.

    Другие форматы приведены в нижеприведённой таблице:

    Таблицы форматов фото

    Если же вы планируете работать с широкоформатной печатью, то она имеет достаточно широкие требования к цифровому изображению:

    Размеры широкоформатной печати (таблица)

    Если вы знаете параметр dpi и количество пикселей вашего фото, то используя нижеприведённую формулу, вы можете рассчитать необходимые размеры сторон вашей фотографии:

    В данной формуле:

    х – необходимый нам размер одной стороны фотографии в сантиметрах;
    r – разрешение стороны фото в пикселях;
    d — 2.54 см (величина стандартного дюйма);
    dpi – обычно 300 (реже – 150).
    Например, пусть ширина снимка 1772 пикселя, а dpi=300.
    Тогда 1772*2.54/300=15,00 см по ширине печати.

    Популярные форматы фотографий

    Кроме уже упомянутого мной классического размера 10 на 15 (формат A6) существуют другие популярные размеры фотографий для печати. Среди них я бы выделил следующие:

    Соотношение размеров фотографий

    • A8 (размер 5 на 7 см или сходный);
    • А7 (размер 7 на 10 см или сходный);
    • Упомянутый мной А6 (размер 10 на 15 см);
    • A5 (размер 15 на 20 см или сходный);
    • А4 (размер 21 на 30 см или сходный) – популярный размер, сходный с размером стандартной бумаги для принтерной печати;
    • А3 (размер 30 на 40 или сходный).

    Заключение

    В данной статье были приведены стандартные параметры фото для печати, приведены популярные форматы фото, а также изложена удобная формула для подсчёта оптимальных размеров сторон фотографии. Рекомендую придерживаться приведённых мной форматов , это гарантирует качество напечатанных фотографий, а значит и визуальное удовольствие от их просмотра.

    Источник

  • Выбор формата издания

    Составлять проект издания, к которому приступают после предварительного анализа содержания книги, условий пользования ею, читательской специфики и т.д., начинают обычно с выбора формата.

    Формат издания – это его размер по ширине и высоте, который предопределен форматом бумажного листа, на котором книга печатается.

    Листовая бумага в России выпускается следующих стандартных форматов, измеряемых в сантиметрах: 60х84, 60х90, 70х90, 75х90, 70х100, 70х108, 84х108. Формат бумажного листа рулонной бумаги определяется по ширине рулона. Стандартные размеры ширины рулона бумаги, выпускаемой в России (в сантиметрах): 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120.

    Формат издания по ГОСТ 5773-90. «Издания книжные и журнальные. Форматы» обозначают условно размером листа печатной бумаги в сантиметрах и долей листа. Стандартные форматы книг по ГОСТу 5773-90 приведены в таблице 1 Приложения 1.

    Формат является одной из самых важных характеристик издания. От него зависит многое: удобство пользования книгой, красота пропорций, экономичность, ряд технологических особенностей. Получают формат фальцовкой, отсюда прямая зависимость формата издания от формата бумаги.

    Выбор формата издания определяется, как правило, тремя основными принципами:

    1. Стремлением к созданию оптимальных условий для зрительного восприятия текста и иллюстраций.

    2. Обеспечением удобства пользования книгой (размер, вес).

    3. Желанием добиться гармоничных соотношений всех пространственных характеристик издания – его высоты, ширины и толщины.

    Издания массового характера, особенно предназначенные для библиотек и учебных целей, по условиям пользования ими требуют книги компактной, небольшого или среднего размера, со строкой наиболее удобной для глаза. Этим условиям удовлетворяют четыре из девяти стандартных форматов: 70х90/32, 70х108/32, 84х108/32, 60х90/16. Из этого ряда для массовой книги подходят больше других форматы 70х90/32 и 84х108/32. Наиболее популярным форматом является 84х108/32. В этом формате выпускаются почти массового типа, а так же учебная литература.

    Формат издания тесно связан с особенностями структуры текста. Стихотворный текст, состоящий чаще всего из коротких или среднего размера строк, хорошо и экономно компонуется на страницах узкого, удлиненного формата (70х90/32, 84х108/32). Длинные же строки неизбежно приводят к широкому или большому формату. Достаточно широкого формата требуют стихотворные тексты с рубленой строкой. Подвесные строки в таких стихотворениях недопустимы, так как меняют авторскую ритмику стиха.

    На выбор формата так же влияет назначение издания для определенной возрастной группы читателей. Книги для взрослых, как правило, меньше по размеру, чем книги для детей (в свою очередь, чем меньше по возрасту читатель, тем большего формата требуется для него книга). Это объясняется тем, что кегль шрифта (20, 16, 14) в книгах для детей, только начинающих читать, или читающих медленно, требует длинной строки, что ведет к большому формату. Кегль шрифта в изданиях для взрослых – 10, редко 8 пт.

    Существенным, иногда решающим образом, влияет на выбор формата объем произведения. Большой формат для издания большого объема приводит в лучшее соотношение толщину, ширину и высоту книги. Если же книга небольшого объема, наоборот, можно выбрать миниатюрный формат, что даст книге пропорциональность.

    Таким образом, для макета издаваемой книги мы выбираем формат 70х90/32. Исходя из того, что, во-первых, для стихотворной формы текста это достаточно удобный формат, так как является узким (уменьшается расход бумаги). Во-вторых, книга данного формата является небольшой, удобной в использовании, что и требуется для этого типа издания. В-третьих, объем рукописи относительно невелик, поэтому целесообразнее использовать небольшой формат

    Разворот, а не отдельные страницы, из которых он состоит, – основа всех книжных композиций. Конструкция разворота проста: он обычно состоит из двух страниц, расположенных симметрично центральной оси разворота – оси вращения страниц. Двигаясь по тексту, рассматривая иллюстрации, наш глаз сложно перемещается по развороту. Центральная ось разворота как вертикаль стабилизирует это движение, служит некоторым ориентиром. Значение центральной оси подчеркивается, особенно в толстых книгах, углублением в корешке и заметным рельефом в центральной части полосы.

    Чтобы создать наилучшие условия для чтения текста и просмотра иллюстраций, дизайнеру книги приходится очень внимательно и чутко относится к особенностям строения разворота и уметь их использовать в своих интересах. Его задача сводится к нахождению размеров и пропорций наборной полосы и определению обрамляющих ее полей. Размер наборной полосы устанавливают в зависимости от многих условий:

    · кегля и гарнитуры шрифта;

    · особенности структуры текста;

    · иллюстраций и их размещения на странице и т.д.

    Размеры наборной полосы помимо указанных условий зависят от требований экономичности издания. Увеличение полей улучшает удобочитаемость издания, но в то же время резко увеличивает расход бумаги.

    Экономичность использования бумаги может быть выражена коэффициентом использования бумаги, который представляет собой отношение площади всей страницы (до обрезки) к площади наборной полосы, выраженное в процентах. По этому принципу по ОСТу 29.62-81 «Издания книжные и журнальные. Основные параметры. Издательско-полиграфическое оформление», а также дополняющим его ОСТам на отдельные виды изданий, при каждом формате книги возможны три варианта размеров книжной полосы. Первый вариант (I) – наибольший формат книжной полосы

    (экономичный) – предназначен для книг, рассчитанных на короткий срок пользования, например, для быстро устаревающих ведомственных изданий, а также для изданий, в которых необходима особенная убористость (справочники и словари). Второй вариант (II) – средний формат книжной полосы (его часто называют нормальным) – должен применяться для учебников и значительной части изданий художественной, научной и научно-популярной литературы. Третий вариант (III) – сравнительно меньший формат книжной полосы (улучшенный) – предназначен для книг, рассчитанных на длительный срок пользования. Допускаются и комбинированные варианты, например, ширина полосы по одному из трех основных, высота – по другому.

    Система рубрикации

    Рубрикация служит для озаглавливания книги и ее частей, разделения книги на части и обозначения степени весомости каждой части относительно целого и других частей. Взятая в целом рубрикация выражает в общих чертах построение произведения – его архитектонику.

    Отдельные рубрики и части произведения делятся следующим образом:

    1. Серия изданий/ собрание сочинений/ многотомное издание/ цикл произведений.

    2. Цикл произведений.

    · Произведение.

    · Том.

    · Книга.

    · Часть.

    · Раздел.

    · Подраздел.

    · Глава.

    · Параграф.

    Самыми «обширными» единицами измерения являются серия изданий, собрание сочинений (избранные сочинения), многотомное издание –включающие в себя разные произведения.

    Формирование серии обычно основано на тематическом подборе разных произведений. Существуют как серии изданий художественной литературы, так и специальные технические серии изданий. Для дизайнера это значит, что все издания должны быть объединены одним стилем оформления: одинаковыми или похожими обложками, стереотипной версткой и т.д.

    Вторым по значимости идет цикл произведений. Это понятие используется только в художественной литературе. Несколько отдельных произведений могут быть объединены автором в цикл на основе продолжающегося сюжета, переходящих из произведения в произведение персонажей. Примерами могут служить циклы произведений Дж.Р.Р. Толкиена (трилогия «Властелин колец»), Марии Семеновой (цикл «Волкодав», состоящий из пяти произведений). Цикл произведений может быть оформлен как серия изданий или являться частью более крупной серии изданий. В обоих случаях требуется унифицированное оформление.

    Третьим по значимости идет собственно произведение.Одно издание может включать в себя несколько произведений небольшого объема, и наоборот – одно большое произведение может быть издано в виде нескольких книг (например, «Война и мир» Льва Толстого). В этом случае деление производится по более мелким разделам – по тома, частям, главам и т.д. Произведение, в свою очередь, может подразделятся на тома, книги, части, разделы, подразделы, главы и параграфы.

    Том и книга – это самые крупные разделения произведения. Как собрание сочинений состоит из томов, так и отдельное произведение может делится на тома. Тома и книги очень крупные разделы, включающие в себя сотни страниц.

    Часть, раздел, подраздел и глава – более мелкие фрагменты произведения и их использование зависит от тематики и направленности произведения. Художественная литература делится преимущественно на части и главы, техническая литература, более насыщенная информацией, требует более сложного деления, чтобы читатель мог ориентироваться в книге.

    Деление на параграфы используется только в научной и учебной литературе. Такое деление усложняет структуру произведения, но позволяет давать ссылки на точно определенное место в тексте.

    Средства рубрикации в книге разнообразны: чистый пробел, пробел с заполнением его рисованными украшениями, буквицы, рисованные заголовки; спуски чистые и оформленные разнообразными линейками, виньетками, заставками и т.д.

    Выделяют три системы рубрикации:

    1.Система, в которой архитектоника произведения выражена только заголовками одной гарнитуры шрифта (или разных), но без выделения частей началом с новой страницы, является наиболее экономичной, но и наиболее скупой по оформлению.

    2.Выделение части или группы частей произведения началом с новой страницы, благодаря чему особо выделяется и конец, придает каждой части большую значительность, выражает построение произведения более ярко и отчетливо.

    3.Система, в которой каждая часть или группа частей произведения открывается шмуцтитулом, является наиболее выразительной. Такое оформление рубрик резко обособляет отделяемую шмуцтитулом часть и сообщает ей особый вес.

    Выбор системы рубрикации зависит от следующих факторов:

    а) Род и вид литературы. Сочинениям научным или учебным свойственно больше многоступенчатое расчленение произведения на части, разделы, главы, подглавы, параграфы и т.д. Такие издания, как правило, нуждаются в рубрикации их системой разнообразных заголовков, спусков, шмуцтитулов. Рубрикацию произведений научно-популярных и литературно-художественных строят по наиболее выразительной третьей схеме. Цель здесь не столько в разделении и соподчинении частей, сколько в передаче особенностей их содержания оформлением.

    б) Назначение издания по характеру распространения. В изданиях, не предназначенных для широкого распространения (научные монографии, малотиражные издания и т.д.) пользуются третьей, наиболее выразительной, но и менее экономичной системой рубрикации. В массовых изданиях рубрикация более бедная, соответственно менее выразительна. Это объясняется необходимостью экономно оформлять книгу: здесь даже простое увеличение пробелов между заголовком и текстом при тиражах 200 тыс. – 1 млн. экз. приводит к значительному увеличению расхода бумаги.

    в) Объем произведения. Чем больше объем книги, тем более необходим третий вариант оформления, т.е. введение спусков для отдельных частей произведения и шмуцтитулов для групп этих частей.

    г) Тираж издания. Как уже отмечалось, большой тираж издания заставляет обращать внимание, насколько экономична применяемая система рубрик. Чем больше тираж, тем скорее обращаются к скромным по оформлению вариантам рубрикационных схем, стремясь избежать дополнительного расхода бумаги.

    В нашем издании мы воспользуемся третьей системой рубрик, которая является наиболее выразительной. Причины такого выбора следующие:

    1. Разработанное издание планируется к выпуску небольшим тиражом (100 экземпляров), поэтому говорить о серьезной экономии бумаги не приходится, так как при малых тиражах перерасход бумаги невелик.

    2. Вторая причина заключается в желании жестко разграничить части книги, как того требуют различные по литературной тематике произведения, входящие в издание.

    Разрабатываемое книжное издание состоит из трех частей: в первой части содержатся стихотворения и поэма, посвященные теме тюрьмы, неволи, жизненных ошибок и невзгод. Во второй части – рассказ, посвященный той же теме, но написанный в прозе, что уже само по себе, исходя из другой структуры текста, требует отдельной части. В последней – третьей части – содержатся стихотворения более лиричные, посвященные природе, людям, животным и т.д. Таким образом, разные по тематике и по структуре тексты определили выбор системы рубрикации – каждая часть издания начинается шмуцтитулом. Заголовки шмуцтитулов оформлены так же, как и заголовки внутри произведения, дополнительно на шмуцтитулах располагается полутоновые тематические рисунки.

    Подготовка текста

    Подготовка текста является начальным этапом работы с рукописью. В классическом смысле рукопись – это написанный от руки текст, который в полиграфически воспроизведенной форме должен появиться на оттиске. Автор должен сдавать рукопись в типографию в законченном виде. После этого не должно вноситься в содержание значительных дополнительных изменений.

    Современные программные средства позволяют вести разнообразную подготовку и обработку текста. С их помощью легко заверстывать в текст таблицы, графики, рисунки. С помощью программных средств хорошего результата в манипуляции текстом могут достичь и непрофессионалы, каковыми в большинстве своем являются авторы. В настоящее время в типографии от них поступают распечатки текста на бумаге и носители с его электронной версией. Подготовка текста проходит три основные этапа: ввод текста в компьютер, редактирование и корректура.

    Ввод текста

    Как отмечалось выше, обычно рукопись в издательство подается уже в цифровом варианте, но в нашем случае рукопись является рукописным текстом, который необходимо ввести в компьютер. В своей работе я использовала клавиатурный ввод с использованием программы Microsoft Word, входящей в состав программного пакета Microsoft Office, которая является наиболее популярной программой, применяемой для ввода текста. Программа по своим функциональным возможностям относится к простейшей категории настольных издательских систем (Desktop Publishing), предоставляет пользователю все необходимые средства для верстки простых документов, брошюр и т.д. При этом данная программа не обеспечивает:

    · адекватного переноса готового макета – оригинала на пленку;

    · процесс цветоделения и реального отображения цветовой гаммы;

    · достаточной адаптированости с другими текстовыми редакторами.

    В связи с перечисленными недостатками данная программа не используется в современном полиграфическом производстве как верстальный пакет, но как программа ввода текста рукописей применятся повсеместно.

    Для обработки введенного текста применяются компьютерные издательские системы DTP (DeskТop Publishing).DTP – это технология подготовки изданий, при которой полностраничный документ обрабатывается на автономном рабочем месте, которым может служить персональный компьютер или рабочая станция. Текст, графика и изображения оформляются в соответствии с макетом и объединяются на полосе.

    В настоящее время наиболее популярными издательскими системами являются QuarkXPress (занимает около 80% рынка НИС), Adobe InDesign InDesign, Adobe PageMaker. Свое широкое распространение они получили благодаря простоте в использовании, широким возможностям обработки текста и графики, грамотным интерфейсам.

    1.Текстовый редактор QuarkXPress создан для профессиональной работы в полиграфической промышленности. Программа QuarkXPressпредназначена для верстки объемных текстов и является интегрированным издательским пакетом, который сочетает в себе мощные возможности по набору текста, разметке страниц, управлению цветом и графикой, обработки текста и усложненными функциями предпечатной подготовки. Более того, эта программа предоставляет пользователю полную возможность управления макетом страницы, не ограничивая творческую свободу создания документов.

    Программа QuarkXPress применяется для выпуска:

    · брошюр, каталогов;

    · книг, журналов;

    · рекламных проспектов, открыток;

    · газет, информационных бюллетеней;

    · годовых отчетов.

    2.Пакет верстки и макетирования InDesign имеет весьма развитые встроенные средства работы с векторной и растровой графикой, что позволяет выполнять на этапе верстки все необходимые манипуляции с изображением. Программа InDesign позволяет не только масштабировать и кадрировать изображение, но и изменять яркость и тон отдельных его участков, встроенными средствами производить обрезку изображения произвольной формы, делать наложение различных графических файлов. Наличие в InDesign встроенных функций контроля и управления цветом позволяет перенести контроль цветовой гаммы на этап общей верстки и при необходимости вносить изменения в макет в процессе верстки, не возвращая работу на предыдущие технологические этапы.

    3.Программа PageMaker достаточно проста в использовании, удовлетворяет большинству требований по верстке и оформлению небольших и несложных изданий, в основном используется для офисного и домашнего применения. Программа хорошо интегрируется с основными продуктами фирмы Adobe, такими, как Photoshop, Illustrator, Acrobat. Она позволяет прямое размещение файлов PDF, Adobe Photoshop и Adobe Illustrator в свои собственные документы.

    §

    Основные требования к сверстанным полосам книжных изданий:

    · единообразие верстки по всему изданию;

    · приводность верстки.

    Единообразие верстки – это одинаковый характер верстки всех полос издания, имеющих одинаковые элементы. Критерии единообразия верстки таковы:

    1. Основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом. Недопустимо изменять кегль на разных страницах книги (кроме случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения).

    2. Высота полос текста должна быть одинаковой. Колонки страницы книги должны быть одинаковой высоты ± одна строка (для ликвидации висячих строк). Это правило не касается последней страницы главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы.

    . Отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста.

    . Оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов должно быть одинаковым на протяжении всего издания.

    Приводностью верстки называют полное совпадение общих размеров четных и нечетных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой.

    Далее приведем наиболее часто встречающиеся ошибки верстки:

    1. Наличие висячих строк. Висячими строками называют первую или последнюю строку абзаца в том случае, когда остальной текст абзаца оказался на другой странице. В русской типографике достаточным количеством строк, которые можно оставить на странице или перенести на следующую, считается две.

    2. Отрыв заголовка от текста раздела или разрыв заголовка. Считается, что перед заголовком в разрыв текста и после него должно быть не менее трех строк. При разнесении заголовка на несколько строк предлоги не должны отрываться от слов, тесно связанные словосочетания должны быть в одной строке. В идеале каждая отдельная строка заголовка должна содержать осмысленный фрагмент текста. Считается крайне нежелательным использовать в заголовке переносы.

    3. Отрыв сокращения от цифрили инициалы от фамилий. В обычном тексте нежелательно отрывать сокращения от цифр или инициалы от фамилии (между ними должны быть неразрывные пробелы).

    4. Наличие коридоров и совпадение переносов. Коридоры – это совпадающие по горизонтали пробелы в разных строках, которые отвлекают читателя и ухудшают читабельность текста. Количество переносов в соседних строках не должно быть более трех, так же нежелательно, чтобы слово начиналось на одной странице, а заканчивалось на другой.

    При подготовке издания верстке подвергаются следующие элементы:

    § заставки и концевые полосы;

    § колонцифры и колонтитулы;

    § титульный лист, контртитул, авантитул, шмуцтитул, фронтиспис;

    § аннотации и выпускные данные;

    § посвящение, эпиграф, предисловие, введение;

    § послесловие и заключительная статья;

    § затекстовые замечания и комментарии;

    § приложения, указатели, библиографические списки;

    § оглавление (содержание);

    § цитаты, сноски.

    Существует множество правил, касающихся верстки вышеперечисленных элементов. Все правила отражены в специальных справочник для редакторов и издателей.

    Для верстки нашего издания применялся справочник А.Э. Мильчина «Справочник издателя и автора», в котором отражены все тонкости верстки изданий, в том числе и верстка стихотворного текста. Мы позволим себе не приводить все детали произведенной верстки в данной работе, так как это не является нашей первостепенной задачей.

    §

    Для стихотворных текстов в практике существуют два способа верстки. Первый – когда каждое стихотворение верстается с новой полосы, второй – когда стихотворения верстаются подряд (вподверстку). В первом случае в издании будет столько спусковых (начальных) полос, сколько стихов. Хотя этот вариант и менее экономичен, но зато он дает возможность четко обособить каждое отдельное стихотворение, что очень важно не только для более целостного зрительного восприятия его силуэта, но и для восприятия его содержания.

    Особые страницы книги (титульный лист, оглавление, рубрики – шмуцтитулы, начальные и концевые полосы), а так же выходные данные, вспомогательные разделы, основной текст книги входят в элементы внутреннего оформления книги. Так же как и элементы внешнего дизайна, они оформляются в соответствии с видом литературы, к которому относится произведение, его литературным и издательским жанром, назначением книги и возрастными особенностями читателя.

    Титульный лист

    Титульный лист – это страница в начале книги, на которой размещены выходные сведения издания, а именно:

    · имя авторов или автора (при количестве авторов более трех эта информация выносится на оборотную сторону титульного листа);

    · название книги или произведения (эта информация считается самой важной, поэтому должна быть графически выделена);

    · имя художника-иллюстратора или фотографа (применяется для художественных изданий, иногда переносится на оборотную сторону титульного листа);

    · название издательства и город, в котором оно расположено;

    · год издания книги;

    · название серии, в которой выходит издание (если она существует).

    Ошибкой будет считать, что титульный лист состоит из одной страницы бумаги. В большинстве изданий он занимает несколько страниц. Исходя из этого, оформление титульного листа различается по количеству занимаемых им страниц: он может быть одинарным и двойным.

    Одинарный титульный лист занимает две страницы, или один бумажный лист (с оборотом). Оборот титула отводится под выходные сведения, поэтому дизайнеру необходимо расположить всю информацию на одной странице книги.

    Двойной титульный лист занимает четыре страницы (два листа с оборотом). Выходные сведения по-прежнему занимают одну страницу, на остальных страницах можно просторно и красиво расположить остальную информацию.

    Основной текст

    Страницы книги, на которых располагается ее основной текст, оформляются дизайнером произвольно, в соответствии с разработанным стилем издания, который зависит от цели издательства, вида произведения, его читательской направленности и т.д. При разработке стиля издания (дизайна) решаются такие задачи, как выбор кегля и гарнитуры шрифта, принцип оформления разворотов, применение иллюстраций, орнаментов и прочее. Каждый элемент оформления является обширной темой для изучения, поэтому мы рассмотрим их более детально в следующем разделе дипломного сочинения.

    Следует сказать, что проектирование и художественное оформление издания неразрывно связаны с друг другом и порой трудно отделить показатели проектирования от показателей художественных (например, кегль шрифта выступает как показатель проектной части, но может применятся и в художественных целях).

    §

    При всем практическом многообразии методика макетирования издания сво­дится к двум основным подходам: дизай­нер создает либо принципиальный,либо полнообъемный (иначе называе­мый расчетным) макет. В первом случае он делает эскизы нескольких рядовых страниц издания, показав все возможные варианты размещения иллюстраций и текста на полосе, а также эскизы «особых» страниц: авантитула, титула, его обо­рота начальных и концевых полос, шмуцтитулов.

    Во втором случае уже на стадии работы с авторским оригиналом дизайнер точно рассчитывает будущее расположение в книге всех текстовых и изобразительных эле­ментов. На этом этапе, зная кегль шрифта, емкость гарнитуры и формат набора, он может заранее установить, где одна строка набираемого текста будет сменяться другой, где набор будет уступать место иллюстрации, где пройдет граница между соседними страницами и как будет выглядеть каж­дый разворот. Расчетный макет делается в основном при оформлении сложноструктурных изданий, когда возникает необходимость точно привязать к тексту иллюстрации, схемы, таблицы. Иногда к полному расчету рукописи при­бегают дизайнеры, особенно беспокоящиеся об эстетике самой типогра­фической композиции, небезразличные к местоположению в книге каж­дого наборного элемента.

    Выше уже говорилось, что одна из главных задач макетирования — обеспечить визуальную связь между разнородными элементами издания, добиться систематизации и зрительного упорядочения материала, вклю­чаемого в книгу. Наиболее последовательно эта задача решается методам модульнойверстки. Архитектонической основой композиции, создаваемой таким мето­дом, служит модульная сетка. Площадь наборной полосы членится на рав­ные прямоугольные зоны, каждая из которых является модулем. Друг от друга зоны отделены модульными пробелами. Высота модуля соответст­вует определенному количеству наборных строк, ширина идентична ши­рине наборного столбца. Если в книгу включаются иллюстрации, таблицы и другие нетекстовые материалы, то их размеры должны быть кратны модулю.

    Макетирование издания производится в несколько этапов:

    1. Важнейшим исходным моментом в процессе макетирования книги яв­ляется выбор формата.

    При этом необходимо учитыватьфункцию издания (будет ли она настольной, карманной, учебной или справочной); гигиенические требования (формат издания должен обеспечивать оптимальную с точки зрения удобочитаемости длину строки); технологические условия, продиктованные особенностями полиграфи­ческого оборудования, на котором будет печататься книга, а также эстетические предпочтения дизайнеров и пользователей книги о красоте его пропорций, которые формируют общий ху­дожественный стиль времени и порожденные житейским опытом эстети­ческие ориентации рядовых людей. Так, если в 60-е годы активно использовались форматы, близкие к квадрату (некий аналог интерьеров с низкими потолками и приземистой мебелью), то начиная с 70-х годов, когда оживились ретроспективные сти­листические тенденции, в моду стали входить книги, вытянутые по верти­кали и соответствующие классическим пропорциям 2:3, 3:5, 13:20 и другие (см. Приложение 1).

    Эстетически-стилевые требования к формату издания порой могут вступить в известное противоречие с теми функциональными, гигиени­ческими и технологическими условиями, о которых говорилось выше. В этих случаях издателю и дизайнеру приходится искать компромисс, чем-то жертвовать. С другой стороны, существуют и варианты, примиряющие самые разнородные пожелания. Так, пропорция 3:5 не только отвечает современному эстетическому восприятию, но и удобна для карманных книг, благоприятна для одноколонной верстки без нарушения гигиени­ческих требований, допускает применение узких шрифтовых начерта­ний, способствует экономичности издания благодаря высокому коэффи­циенту запечатки бумаги. В отдельных случаях следует специально договариваться с типографией о применении «нестандартных» (если руководствоваться ГОСТом) форматов, таких, например, как 60Ч100/16 (3:5), 84Ч100/32 (3:5), или формата, позволяющего еще более обострить вертикальную уст­ремленность пропорций книги, 84Ч90/32 (почти 1:2).

    1. Выбор шрифта, его кегля, начертания, выбор и обеспечение равенства междусловных и междустрочных про­белов, интерлиньяжа. Здесь важны эстетика и различимость шрифта, его экономичность, поскольку ширина знаков в различных гарнитурах не одинакова. Если вы стремитесь к экономии бумаги, выбирайте шрифты более узкие, если для вас важна, прежде всего, эстетика и стиль, – экономией можно пренебречь.

    В процессе выбора гарнитуры шрифтов устанавливаются межбуквенный и межстрочный пробел, интерлиньях – их совокупность определяет формат строки, и, соответственно, удобочитаемость и экономичность набора. Нормальный размермеждусловных пробелов должен быть равен половине кегля шрифта (например, при кегле 8 это 4 пункта). Он автоматически увеличивается при использовании выключки по формату без переносов и это главный недостаток такого способа набора.

    Оптимальный размер межбуквенного пробела закладывается в программу разработчиком шрифта, правила допускают увеличивать их не более чем на 1 пункт, уменьшать не более чем на 1/2 пункта, если для того, чтобы втиснуть ее в формат, требуется уменьшить междусловные пробелы до размера, превышающего допустимые. Можно увеличивать межбуквенный пробел в строке, если для растягивания ее до формата надо увеличить междусловные про­белы выше допустимого размера. Оптимальный межбуквенный интервал можно найти эмпирическим путем, прибегнув к пробному набору либо ознакомившись с образцами набора шрифтом, который вами выбран.

    Межстрочный интервал менее регламентирован, но его нежелательно делать меньше кегля самого шрифта (одинарный) и больше чем полуторный – это снижает удобочитаемость, делает текст рыхлым. Зависит он и от длины строки – если она превысит 60 знаков, то междустрочный интервал необходимо будет увеличить на 1 – 2 пункта.

    1. Выборформата набор­ной строкиот него такжезависит комфортность чтения. Длина строки в цицеро (4,51 мм), или квадратах (18,04 мм), определяется суммой ширины знаков и пробелов, которые должны составить оптимальное для чтения количество знаков (50 – 55). Таким образом, размер шрифта прямо влияет на длину строки и, в свою очередь, на формат издания.
    2. Выбор размера полей. Если поля не используются для размещения текстов или иллюстраций их размер может варьироваться в допустимых для удобочитаемости пределах. Здесь возможны два подхода:

    – в первом случае дизайнер исходит из заданного размера формата и обеспечивает необходимую ширину полей за счет выбора подходящего кегля, ширины шрифта, пробелов, уменьшает или увеличивает количество знаков в строке;

    – во втором, он исходит из оптимальной с его точки зрения гарнитуры и кегля шрифта, пробелов, формата строки и, оставляя их неизменными, подбирает наиболее подходящий формат. Разница между форматом полосы (после обрезки) и форматом строки образует размер полей. Нижнее и верхнее поле регулируются за счет изменения интерлиньяжа, либо количества строк на полосе.

    Поэтому выбор формата издания, размеров полей, шрифта (его кегля, размера пробелов, интерлиньяжа и пр.), формата строки тесно взаимосвязаны и должны разрабатываться в комплексе.

    При расчете ширины полей необходимо также учитывать технологические и экономические факторы. Неудачный выбор приводит либо к чрезмерно узким полям, либо к перерасходу бумаги. При проектировании брошюр следует давать больший припуск на обрезку корешкового поля, желательно также увеличить размер корешковых полей в целом, так как брошюрный способ крепления блоков затрудняет полное раскрытие разворота.

    1. Выбор способа набора текста. При наборе основного текста традиционно используют полную выключку (по формату с переносаи), для стихотворных текстов – выключку влево. Таким образом, речь может идти только о выборе способа набора дополнительных текстов, заголовков, текста в таблицах, подписях и пр.
    2. Размещение иллюстрацийопределяется особенностями содержания. Одни иллюстрации заверстываются в текст с подписями, другие верстаются на отдельных полосах, либо на вкладках. Вопрос о размещении иллюстраций художник решает совместно с редактором на первом этапе.
    3. Графический дизайн (оформление) текста.

    §

    Прежде чем приступить к этому этапу работы, художник совместно с редактором решает какие элементы текста (подписи, ключевые слова, вставки и пр.) необходимо выделить. Заголовки и абзацы в тексте, диалоги, сноски, колонцифры и другие стандартные элементы должны быть выделены в любом случае.

    Для оформления всех необходимых элементов используются различные шрифтовые инешрифтовые графические средствавыделения:

    1. К шрифтовым средствам выделения относят:

    увеличение или уменьшение размера (кегля) шрифта – например, увеличение размера заголовков и подзаголовков по сравнению с кеглем основного текста. Этот прием позволяет подчеркнуть иерархию текстовых элементов, обратить внимание сначала на более важные, затем на менее важные части текста;

    использование шрифтов различной гарнитуры – так выделяется заголовок и подзаголовок, различные надписи и подписи, врезки;

    использование различных начертаний шрифта одной гарнитуры – жирного, полужирного, курсивного, использование строчных и прописных букв, увеличение или уменьшение высоты и ширины символов, межбуквенных интервалов, набор текста с увеличением межбуквенного интервала и другие.

    2. К нешрифтовым средствам выделения относят:

    «воздух» – свободное пространство. Следует отделять заголовок от начала статьи, подпись от фотографии, одну фотографию от другой, колонки основного текста. Все связанные между собой элементы на странице должны отделяться одинаковым пространством. Расстояние, отделяющее все несвязанные между собой элементы, должно быть больше. «Воздух» также дает отдых глазу и создает рамку для фотографии или текста. Важно не то, как именно используется «воздух», важно, чтобы он использовался осознанно.

    «Воздух» образуется за счет размещения текста по колонкам, использования различных вариантов выключки (по центру, по формату, по левому и правому краю), использованием отбивок, увеличением интерлиньяжа и применения втяжек(набора текста с отступом, на меньший формат строки);

    «подложка» –установка элементов такого же размера и начертания, но другого цвета со смещением на задний план. Этот прием активно применяется для выделения заголовков, рубрик и пр.;

    фон –выделение цветом какой-либо площади на полосе, верстается на задний план, так, чтобы выделенный элемент располагался на цветном поле.

    Фон может быть цветным (в полноцветных изданиях), черным – в двухцветных. Используются и более сложные, художественные фоны («в клеточку» и др.). Фон может иметь различную цветовую интенсивность, измеряемую в процентах. Так, черный 30%-й фон выглядит серым пятном, на котором размещаются черные буквы текста. При верстке могут использоваться наложения нескольких фонов различных размеров. Фон может иметь ярко выраженную геометрическую форму (чаще прямоугольную или квадратную), но также активно используются и «неправильные» формы. Фон может четко отделяться от окружающего пространства или, напротив, иметь размытые края. Он также может быть «растянут», т. е. изменять цветовую интенсивность в пределах выделенной площади. На фоне можно размещать как весь материал (объявление, статью), так и один элемент (рубрику, врезку). Фон достаточно часто используется вместе с «подложкой».

    В цветных изданиях могут использоваться сложные цветовые композиции и смешение фонов. В полноцветных изданиях вся полоса может быть подана на цветном фоне, в этом случае он является просто украшением и в качестве выделения воспринимается только в масштабе издания;

    цвет приобретает особое значение в силу своей способности влиять на настроение потребителей. Он оживляет или раздражает, побуждает к единению и сопереживанию, вызывает ассоциации с предложенным образом, воспринимается проще, чем форма. Впечатление, произведенное цветом, очень стойко, а привлекательность цветного рекламного обращения выше, чем черно-белого. Это означает, что с помощью цвета можно управлять отношением потребителя к рекламе;

    инверсное начертание, «выворотка» – в этом случае выделяемый элемент дается на каком-либо фоне, но сам он остается белым. При достаточном объеме текстового материала выворотку используют для выделения ключевых фраз, в качестве своеобразной иллюстрации, как цветовое пятно. Она является сильнейшим раздражителем для оптической системы человека, так как меняет прямое восприятие на инверсное. Иногда рекламисты злоупотребляют этим приемом. Так, большие тексты, данные вывороткой, приводят к эффекту психологической усталости, при котором сильный раздражитель приводит к отказу от восприятия всей публикации. К тому же выворотка в значительной степени сужает круг используемых гарнитур и начертаний шрифтов. Мелкие кегли, светлое начертание и сложный рисунок шрифта делают текст, данный вывороткой, нечитабельным;

    рамки –ограничивают материал или элемент со всех сторон. Различаются по толщине, цветовой насыщенности, конфигурации. Могут быть двойными, тройными, составными и др. Являются мощным средством выделения, используются для акцентирования всего материала на полосе (объявление) или какого-то элемента материала (рубрики, врезки, иллюстрации). Часто используются в сочетании с фоном;

    линейки –по исполнению аналогичны рамкам, чаще всего отграничивают материалы или выделяют какие-то его части (абзац в тексте, врезку);

    абзацные отступы, тире, дефисы, маркеры – выделяют отдельные строки или абзацы в тексте, особенно эффективны для оформления перечислений, повторяющихся элементов в тексте.

    Средства выделения используются в комплексе и здесь необходимо соблюдать единообразие и стиль оформления. При работе над макетом издания редактору следует учитывать, что эффект от применения всех графических средств выделения основан на принципе контраста: жирное начертание шрифта выделяется на фоне светлого, фон или его отсутствие хорошо заметны в окружении другого фона, рамки выделяются на полосе, где таких элементов немного. Поэтому к использованию выделений следует подходить осторожно. Так, верстка врезки с втяжкой и левой выключкой, полужирным шрифтом достаточно выделяется в окружении основного текста, – усилив ее фоном и рамкой, можно добиться ее чрезмерной броскости, когда она будет конкурировать по оптическому весу с заголовком. Не следует использовать больше 2 или 3 приемов, тем более одного типа, при оформлении одного элемента. Необходимо помнить, что перегруженность разными стилями шрифта, слишком мелкими буквами, инверсным способом изображения, сложными конструкциями из рамок и фонов усложняет и загромождает композицию, что затрудняет чтение, вызывает негативное восприятие потребителя и не позволяет четко выделить наиболее значимые элементы.

    §

    Междусловные пробелы. Их нормальный размер – полукегельный (например, при кегле 8 – это 4 пункта). Кроме того, правила требуют, чтобы размеры междусловных пробелов были одинаковыми в одной строке; близкими по размеру в смежных строках; равнялись полукегельной в неполноформатных и стихотворных строках (например, в неполной концевой строке абзаца или неполной строке заголовка); на стыке слов, набранных шрифтом разных кеглей, равнялись про­белам между словами большего кегля; на стыке слов, набранных вразрядку и не выделенных ею, увеличи­вались на размер разрядки; на стыке слов, набранных прописными, и слов, набранных строч­ными буквами, увеличивались на 2 пункта.

    Межбуквенные просветы. Допускается: увеличивать их не более чем на 1 пункт; уменьшать не более чем на 1/2 пункта, если для того, чтобы втиснуть ее в формат, требуется уменьшить междусловные пробелы до размера, превышающего допустимые.

    Абзацные отступы.Правила требуют, чтобы они были одинаковыми по всей книге, независимо от кеглей шрифтов (допускается отклонение в 1 пункт); увеличивались перед сноской с однозначным номером или одной звездочкой, если за нею следует сноска с двузначным номером или с двумя звездочками, на ширину цифры или звездочки; перед нумерованным аб­зацем с однозначным номером, когда далее следует на той же странице абзац с двузначным номером, — на размер цифры.

    Концевые строки абзацев. Правила требуют, чтобы текст концевой строки превышал размер абзацного отступа не меньше чем в полтора раза, а при наборе без абзацных отступов был по размеру не меньше двух кегельных; концевой пробел абзаца при наборе с абзацными отступами был не меньше полутора кегельных (в противном случае строку растягивают, уве­личивая междусловные пробелы, до полноформатной), а при наборе без абзацных отступов был по размеру не меньше 24 пунктов.

    Переносы.Требуется соблюдать грамматические правила переноса и не разделять переносами неделимые слова и текстовые элементы (буквенные аббревиатуры из прописных букв типа ЮНЕСКО, цифры одного числа, падежные окон­чания числительного; неотделяемые друг от друга сочетания текстовых элементов: ини­циалы от фамилии; части составных сокращений (и т. д., и т. п., и др., т. е., с.-х); части диапазона значений (20 – 30); сокращения от слов, без кото­рых они не употребляются (им. А. С. Пушкина); числа в цифровой форме от названий, которые к ним относятся (20 кг); цифры или буквы с закрываю­щей скобкой от первого слова пункта, который они нумеруют или лите­руют; однобуквенные предлоги и союзы (в, и, к, о, с, у) от последующего слова или его части; открывающие скобки или кавычки от следующего за ними слова; знаки препинания от предшествующего слова (за исключе­нием тире, начинающего прямую речь или пункт перечня); слова в случае, когда перенесенная или оставшаяся часть может при­вести к неверному прочтению (последний слог «не», который может быть принят за отрицание), к двусмысленным сочетаниям (…члены бри/гады Иванова, Петров..), к неблагозвучию; отрицание не и слово, к которому оно относится (например, при беглом чтении глагол без не может быть принят за утверждение); последнее слово строки на полосе, если следующая полоса начина­ется иллюстрацией, таблицей, схемой; последнее слово строки над иллю­страцией; последнее слово строки, если переносом заканчивались четыре предшествующие строки большого формата или пять (в словарях восемь) предшествующих строк малого формата.

    Оглавление (содержание). Требуется цифры в номерах располагать по разрядам, точки в отточиях ровнять по вертикали, не ставить менее трех точек в отточиях, полноформатные строки заканчивать на завершающей точке отточия.

    §

    Общие правила:

    1. верстка должна быть единообразной, что выражается в оди­наковой высоте полос, независимо от кеглей шрифтов и видов набора, однотипном размещении элементов, однотипных отбивках;

    Приводной, т.е. такой, при которой строки лицевой и оборотной сторон листа совпадают, для чего отбивки на полосе доводят по размеру до целого числа строк основного текста с учетом различия строк в кеглях, высоты иллюстрации и т.п.;

    Без висячих строк, (т.е. концевых строк абзаца, начинающих полосу, или строк с абзацным отступом, завершающих наборную полосу);

    Без переносов слова с полосы на полосу, прежде всего с нечетной на четную (это правило допускается нарушать, если нельзя устранить перенос, не увеличивая или не уменьшая междусловные пробелы выше допустимых размеров).

    Спусковые и концевые полосы. Требуется, чтобы спуски, как правило, были одинаковые по всему изданию (допустимое отклонение 1 строка), считая от верха полосы до текста, а текст на концевой полосе занимал не менее 1/4 высоты полной полосы и был короче ее не менее чем на 4 строки, если нет иных указаний издательства.

    Колонцифры. В высоту полосы не входят, если стоят внизу. Ставят их на всех страницах, кроме титульного листа, его оборота, шмуцтитула, кон­цевых страниц (если колонцифра внизу), спусковых страниц (если колон­цифра вверху), страниц с полосной иллюстрацией, вклеек, накидок, вкла­док, приклеек (если нет иных указаний издательства). Отбивают нижние колонцифры от текста так, чтобы общая высота полосы и колонцифры с пробелом между ними была кратной цицеро (12 пунктов).

    Колонтитулы. Ставят на всех полосах, кроме титульного листа и его оборота, начальных страниц со спуском (если колонтитул вверху), страниц только с выпускными данными; от текста отбивают при­мерно на кегельную шрифта, от нижней линейки на 2 пункта, от верх­ней и нижней – зрительно равномерно; высота колонтитула, включая отбивку его от текста, должна быть кратной кеглю шрифта основного текста.

    Заголовки. Правила требуют при заверстке текста над заголовком ставить не менее четырех строк; при заверстке текста под заголовком ставить не менее трех строк; не ставить непосредственно после заголовка иллюстрацию; отбивать заголовок от текста сверху в полтора раза больше, чем снизу; при заголовке с подзаголовком пробел над этим комплексом делать в два раза большим, чем под ним, а между заголовком и подзаголовком пропорционально уменьшать так, чтобы общая высота заголовка с отбивками составила целое число строк основного текста.

    Текст, набранный шрифтом другого кегля, чем основной текст. Пра­вила требуют отбить от основного текста при расположении внутри полосы сверху на 2 – 4 пункта меньше, чем снизу, делая отбивки в пределах кегля шрифта основного текста, а при расположении сверху или снизу отбивая в пределах кегля шрифта дополнительного текста; общую высоту дополнительного текста довести вместе с отбивками от основного текста до кратной кеглю шрифта последнего.

    Сноски. Правила требуют располагать сноску на полосе со знаком в основном тексте, отсыла­ющим к этой сноске; отбивать от текста на 1- 2 кегельных (включая линейку) с таким расчетом, чтобы общая высота сноски с отбивками и линейкой была равна целому числу строк основного текста; переносить часть сноски, не умещающейся ла полосе, на следующую при условии, что на первой полосе останется не менее трех строк, по­следняя из которых не будет концевой строкой абзаца, а перенесенную часть разместить над сносками этой полосы, не ставя знак сноски перед перенесенной частью.

    Иллюстрации. Правила требуют:

    1) располагать иллюстрации вблизи текста, с которым они тесно свя­заны (при отсутствии других указаний), в связи с чем в оригинале на поле против места, где желательно расположить иллюстрацию, пишут в кружке ее номер;

    2) прикрывать иллюстрацию при закрытой верстке (с текстом и над и под иллюстрацией) не менее чем тремя строками сверху и снизу;

    3) размещать иллюстрацию на полосе без текста, если при открытой верстке (с текстом только над или под иллюстрацией) на полосе помимо иллюстрации умещается лишь три строки или меньше, а при закрытой – меньше шести строк;

    4) не ставить иллюстрацию в разрез текста так, чтобы перед нею шла строка с абзацным отступом;

    5) не заверстывать иллюстрацию непосредственно после заголовка;

    6) иллюстрацию, заверстанную поперек строк основного текста, ста­вить на четной полосе верхней стороной к наружному полю, а на нечет­ной – к корешковому;

    7) по возможности не ставить иллюстрацию на полосе в место, где на обороте также заверстана иллюстрация;

    8) ставить иллюстрацию рядом со строками текста (оборкой) только в том случае, если ширина ее меньше формата набора на 2 – 3 квадрата, заверстывая все оборочные иллюстрации одного формата одинаково; при этом запрещается начинать оборку концевой строкой абзаца и заканчи­вать строкой с абзацным отступом (частичная оборка иллюстрации до­пускается только в тех случаях, когда в оборку можно поместить не менее четырех строк текста);

    9) иллюстрацию, заверстываемую в оборку, ставить в наружное поле. На четных страницах — слева от оборки, на нечетных – справа от нее, а при двух оборочных иллюстрациях на полосе – одну из них в корешко­вое поле;

    10) иллюстрацию, заверстываемую с выходом на поле, выдвигать за формат не менее чем на Ѕ квадрата;

    11) иллюстрацию, которая должна печататься под обрез, т.е. занимать либо поверхность всей страницы, либо полосу или ее часть с одним или двумя полями, заверстывают так, чтобы обрезаемые края выступали за формат с учетом обрезки;

    12) отбивать иллюстрацию от текста сверху в пределах 1 Ѕ кегельной, снизу – 3 кегельных, от подписи – меньше, чем подпись от последующе­го текста; общая высота иллюстрации и отбивок должна быть кратной кеглю шрифта основного текста;

    13) подпись к иллюстрации необходимо ставить в пределах ши­рины изображения (строку подписи, которая короче ширины изображения, если нет иных указаний издательства, выключают посередине изо­бражения); когда ширина изображения меньше формата набора текста, а в подписи более трех строк, ее допускается набирать на полный формат набора.

    Семестр (4 часа)

    Раздел 6. Проектирование Журнала – периодического многостраничного издания. Электронные журналы.

    §

    1.1 Литературно-художественные

    Преобладающая информация: литературно-художественные произведения, публицистические и критические статьи.

    Читательское назначение:

    1.1.1.для широкого круга читателей (текстовое сообщение 85-90%, иллюстративность 0-15%, особые средства по­лиграфического оформления — нали­чие дополнительных конструктивных элементов в блоке (вклеек, приклеек)).

    1.1.2.для молодежи (текстовое сообщение 85-90%, иллюстративность 0-15%, особые средства по­лиграфического оформления — наличие дополнительных конструктивных элементов в блоке (вклеек, приклеек)).

    1.2. Литературно-критические

    Преобладающая информация: литературно-критические материалы и статьи.

    Читательское назначение:

    1.2.1.для читателей-непрофессионалов (текстовое сообщение 85-90%, иллю­стративность до 5%, особые средства по­лиграфического оформления — на­личие дополнительных конструктивных элементов в блоке (вклеек, при­клеек)).

    1.2.2.для специалистов по литературоведению и языкознанию (текстовое сообщение 85-90%, иллюстративность до 5%, особые средства полиграфического оформления — наличие дополнительных конструктивных элементов в блоке (вклеек, приклеек)).

    1.3. Литературно-художественные малообъемные иллюстрированные

    Преобладающая информация: литературно-художественные (в том числе в отрывках), публицистические произведения, материалы развлекательного характера, сатирические и юмористические.

    Читательское назначение:

    1.3.1.для широкого круга читателей (текстовое сообщение 55-75%, иллюст­ративность 30-50%, особые средства полиграфического оформления — до­пускается наличие дополнительных конструктивных элементов в блоке в виде вкладок).

    1.3.2.для женщин (текстовое сообщение 55-75%, иллюстративность 30-50%, особые средства полиграфического оформления — точность воспроизведе­ния изо­бразительных оригиналов на высших пределах допусков, предусмот­ренных технологическими инструментами для печатного процесса).

    1.3.3. для молодежи. Тоже, что и для женщин, только иллюстратив­ность 30-40%.

    1.3.4.для белорусских и зарубежных читателей. Тоже, что и для женщин.

    Общественно-политических журналов

    1.1.Общественно-политические широкой направленности

    Преобладающая информация: статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, допускаются сатирические произведения, материалы научно-популярного характера.

    Читательское назначение:

    1.1.1.для широкого круга читателей (текстовое сообщение 55-80%, иллюст­ративность 30-45%, особые средства полиграфического оформления — не­сложные виды набора, иллюстрации любого вида (черно-белые, цветные, штриховые, тоновые)).

    1.1.2.для женщин, мужчин. Тоже самое, что и для широкого круга, только иллюстративность 30-50%.

    1.1.3. для молодежи. Тоже, что и для женщин.

    1.1.4. для специальных категорий читателей (в том числе и для белорусских и зарубежных читателей). Тоже, что и для женщин, но текстовое сообщение 45-75%, иллюстративность 40-60%.

    1.2. Общественно-политические, малообъемные иллюстрированные

    Преобладающая информация: статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, допускаются сатирические произведения, материалы научно-популярного характера.

    Читательское назначение:

    1.2.1.для широкого круга читателей (текстовое сообщение 55-80%, иллюст­ративность 30-50%, особые средства полиграфического оформления — ил­люстрации любого вида, может использоваться усложненная верстка полос набора, в том числе верстка с выходом на поле, верстка под обрез, располо­жение текста на иллюстрациях или полях).

    1.2.2.для женщин, мужчин. Тоже, что и для широкого, только иллюстратив­ность 30-55%.

    1.2.3. для молодежи. Тоже, что для женщин и мужчин.

    1.2.4. для специальных категорий читателей (в том числе и для белорусских и зарубежных читателей). Тоже, что для женщин, только текстовое сообщение 45-75%, иллюстративность 45-70%.

    1.1. Научно-теоретические широкого профиля

    Преобладающая информация: научные, общественные (академические) мате­риалы широкого профиля или являются ведущими для определенной области науки.

    Читательское назначение: для ученых, специалистов и научных сотрудников разных областей знаний (текстовое сообщение 85-90%, иллюстративность до 12%, материалы, требующие особых видов набора 0,5-3%).

    1.2. Научно-теоретические узкого профиля (отраслевые)

    Преобладающая информация: научно-теоретические материалы узкой на­правленности с преобладанием материалов теоретического направления:

    1.2.1. в области физико-математических наук и технических проблем (чита­тельское назначение — для ученых и специалистов в данной области наук, текстовое сообщение 60-70%, иллюстративность 5-10%, материалы, требую­щие особых видов набора 20-30%, особые средства полиграфического оформления — ­преобладание математических формул).

    1.2.2. в области химических наук (читательское назначение — для ученых и специалистов в данной области наук, текстовое сообщение 70-75%, иллюст­ративность 5-20%, материалы, требующие особых видов набора 5-15%, осо­бые средства полиграфического оформления — ­преобладание хим. формул).

    1.2.3. в области геолого-географических наук (читательское назначение — для ученых и специалистов в данной области наук, текстовое сообщение 50-60%, иллюстративность 10-20%, материалы, требующие особых видов на­бора 20%, большой объем табличного набора, наличие дополнительных кон­структивных элементов в блоке в виде вклеек, приклеек (крупные иллюстра­ции и др.).

    1.2.4. в области биологических наук (читательское назначение — для уче­ных и специалистов в данной области наук, текстовое сообщение 70-80%, иллюстративность 5-15%, материалы, требующие особых видов набора 5%, особые средства полиграфического оформления — высокая точность вос­произведения изобразительных оригиналов на высших пределах допусков, предусмотренных технологическими инструментами для печатного про­цесса).

    1.3.Научно-практические (в том числе научно-технические, содержащие материалы по техническим наукам узкого профиля)

    Преобладающая направленность информации: научно-теоретические мате­риалы узкой направленности с преобладанием материалов прикладного и практического направления.

    1.3.1. в области физико-математических наук и физических проблем (чита­тельское назначение — для ученых и специалистов в данной области наук , работники отрасли,текстовое сообщение 60-80%, иллюстративность 5-10%, материалы, требующие особых видов набора 20 %, особые средства поли­графического оформления — ­математические формулы в небольшом объ­еме).

    1.3.2. в области хим. наук (читательское назначение — для ученых и специа­листов в данной области наук, работники отрасли,текстовое сообщение 70%, иллюстративность 15%, материалы, требующие особых видов набора 15 %, особые средства полиграфического оформления — ­ химические формулы в небольшом объеме).

    1.3.3. в области геолого-географических наук (читательское назначение — для ученых и специалистов в данной области наук, работники отрасли,тек­стовое сообщение 70%, иллюстративность 10%, материалы, требующие осо­бых видов набора 20 %, особые средства полиграфического оформления — ­ наличие табличного набора, дополнительных конструктивных элементов в блоке в виде вклеек, приклеек в небольшом объеме).

    1.3.4. В области биологических наук, медицины. (читательское назначение — для ученых и специалистов в данной области наук, работники отрасли,текстовое сообщение 80%, иллюстративность 10%, материалы, требующие осо­бых видов набора 10%, особые средства полиграфического оформления — высокая точность воспроизведения изобразительных оригиналов на высших пределах допусков, предусмотренных технологическими инструментами для печатного процесса, меньше, чем в 1.2.4; высокая точность воспроизведения изобразительных материалов).

    1.4. Научно-методические

    Преобладающая информация: научно-теоретические материалы узкой на­правленности.

    Читательское назначение: ученые, специалисты, работники отрасли (тексто­вое сообщение 60-80%, иллюстративность 5-10%, материалы, требующие особых видов набора 15-20%, особые средства полиграфического оформле­ния — высокая точность воспроизведения изобразительных оригиналов на высших пределах допусков, предусмотренных технологическими инструмен­тами для печатного процесса).

    1.5. Реферативные

    Преобладающая информация: информационные материалы, содержащие упорядоченную совокупность библиографических записей, включающие ре­фераты

    Читательское назначение: ученые, специалисты, работники отрасли (тексто­вое сообщение 80, иллюстративность 1-5).

    Научно-популярные

    Группа журналов научно-популярных широкого профиля различной направленности.

    Преобладающая информация: статьи и материалы об основах науки, теоре­тических и экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности с целью распространения знаний или самообра­зования.

    Читательское назначение: для широкого круга читателей (текстовое сообще­ние 60-80, иллюстративность 5-50, материалы, требующие особых видов на­бора 0,5-3%, особые средства полиграфического оформления — небольшой объем табличного набора, наличие дополнительных конструктивных элемен­тов в блоке в виде вклеек, приклеек (крупные иллюстрации и др.)).

    1.1. Производственно-практические, межотраслевые и отраслевые мно­гопрофильные

    Преобладающая информация: статьи и материалы по технике и технологии, экономике, организации производства, практической деятельности, методи­ческие разработки.

    Читательское назначение: научные и практические работники отраслей и широкий круг читателей (текстовое сообщение 85 %, иллюстративность 5-12%, материалы, требующие особых видов набора 3-5%, особые средства по­лиграфического оформления — нет (мало) сложных видов набора, иллюст­рации по усмотрению издающей организации любого вида).

    1.2. Производственно-практические узкого профиля (в том числе, на­учно-популярные)

    Преобладающая информация: статьи и материалы по технике и технологии, экономике, организации производства, практической деятельности, методи­ческие разработки, специализированные по одной отрасли или роду профес­сиональной деятельности, в популярных журналах те же материалы с целью распространения знаний.

    Читательское назначение: специалисты отрасли (текстовое сообщение 85%, иллюстративность 5-12%, материалы, требующие особых видов набора 3-5%, особые средства полиграфического оформления — нет (мало) сложных ви­дов набора, иллюстрации по усмотрению издающей организации любого вида).

    1.2.1. в области промышленности, технических проблем, транспорта, средств связи, строительства.

    Читательское назначение: специалисты отрасли (текстовое сообщение 80%, иллюстративность 10-20%, материалы, требующие особых видов набора 5-10%, особые средства полиграфического оформления — небольшой объем набора особых видов текста).

    1.2.2.в области здравоохранения, с/х, лесного хозяйства, просвещения, куль­туры, соцобеспечения.

    Все тоже, что и в 1.2.1, только иллюстративность 5-20%, материалы, тре­бующие особых видов набора 1-5%.

    1.2.3.в области общественных, экономических наук, торговли.

    Все тоже, что и в 1.2.1, только текстовое сообщение 70-85%, иллюстратив­ность 5-15%, материалы, требующие особых видов набора 3%. Большой объем иллюстраций и многокрасочная печать.

    1.2.4. Популярные журналы в области промышленности, транспорта, связи, строительства.

    Читательское назначение:широкий круг читателей, специалисты отрасли (текстовое сообщение 75%, иллюстративность 20-25%, материалы, требую­щие особых видов набора 3-5%, особые средства полиграфического оформ­ления — нет (мало) сложных видов набора, иллюстрации по усмотрению из­дающей организации любого вида).

    1.2.5. Популярные журналы в области общественных и экономических наук, торговли, здравоохранения, с/х, просвещения.

    Все тоже, что и в 1.2.1, только текстовое сообщение 75%, иллюстративность 20-25%, материалы, требующие особых видов набора 0-3%.

    Таблицы форматов бумаги

    Стандартные форматы бумаги
    (ГОСТ 5773-76)     

     Ряд A  Ряд B  Ряд C 
    Обозначение         мм         Обозначение         мм         Обозначение         мм        
     A0 841×1189 B0 1000×1414 C0 917×1297
     A1 594×841 B1 707×1000 C1 648×917
     A2 420×594 B2 500×707 C2 458×648
     A3 297×420 B3 353×500 C3 324×458
     A4 210×297 B4 250×353 C4 229×324
     A5 148×210 B5 176×250 C5 162×229
     A6 105×148 B6 125×176 C6 114×162
     A7 74×105 B7 88×125 C7 81×114
     A8 52×74 B8 62×88 C8 57×81
     A9 37×52 B9 44×62 – –
     A10 26×37 B10 31×44 – –
     A1118×26 B11 22×31 – –
     A12 13×18 B12 15×22 – –
     A13 9×13 – – – –

    Североамериканский стандарт

     Популярное названиеКлассификация ANSI       мм        дюймы   Соотношение сторон Похожий формат ISO 
     Letter ANSI A 216×279 8,5×11 1:1,2941 A4
     Legal  216×356 8,5×14 1:1,6471 
     Ledger ANSI B  432×279 17×11 1,5455:1 A3
     Tabloid ANSI B  279×432 11×17 1:1,5455 A3
      ANSI C  432×559 17×22 1:1,2941 A2
      ANSI D  559×864 22×341:5455 A1
      ANSI E  864×1118 34×44 1:1,2941 A0

     Серия A

    Как выбрать формат книги, таблицы форматов ГОСТ 5773-90  и ISO 216

    Наибольший стандартный размер A0, имеет площадь в один квадратный метр и соотношение сторон 1:√2. Длинная сторона листа   имеет длину, равную примерно 1,189 м, длина короткой стороны – это обратное значение от указанной величины, примерно 0,841 м, произведение этих двух длин даёт площадь в 1 м².

    Размер A1 получается разрезанием листа A0 вдоль короткой стороны на две равные части, в результате чего отношение сторон сохраняется Это позволяет получать один стандартный формат бумаги из другого, что было невозможно при   использовании традиционных размеров. Сохранение отношения сторон означает также, что при масштабировании изображения от одного формата к другому сохраняются пропорции изображения.

    Серия B

    Как выбрать формат книги, таблицы форматов ГОСТ 5773-90  и ISO 216Помимо серии форматов A, существуют также менее распространённые форматы серии B. Листы формата B имеют такое же соотношение сторон, как серия A. Только B0 имеет ширину в 1 м. Площадь листов серии B является геометрическим средним двух последующих листов серии A. Например, B1 по размеру находится между A0 и A1, с площадью в 0,71 м². В результате, B0 имеет размеры 1000×1414 мм.

    Серия B почти не используется в офисе, но имеет ряд специальных применений, например, в этих форматах выходят многие постеры, B5 часто используется для книг, также эти форматы применяются для конвертов и паспортов.

    Серия C

    Как выбрать формат книги, таблицы форматов ГОСТ 5773-90  и ISO 216   

    Серия C используется только для конвертов и определяется в ISO 269. Площадь листов серии C равна геометрическому среднему листов серий A и B с тем же номером. Например, площадь C4 есть геометрическое среднее от площади листов A4 и B4, при этом С4 немного больше A4, а B4 немного больше С4. Практический смысл этого в том, что лист A4 можно вложить в конверт C4, а конверт C4 можно вложить в плотный конверт B4. C6 162×114 мм – основной почтовый формат конверта советского периода.

    Североамериканский стандарт

    Как выбрать формат книги, таблицы форматов ГОСТ 5773-90  и ISO 216

    Используемые в настоящее время американские форматы опираются на традиционно используемые размеры, и определяются Американским национальным институтом стандартов (ANSI). Наиболее часто в повседневной деятельности используются форматы «Letter», «Legal» и «Ledger» / «Tabloid». Источник формата «Letter» (8,5×11 дюймов или 216×279 мм) уходит в традицию и точно не известен. Североамериканские форматы бумаги являются государственными стандартами в США и Филиппинах (однако филиппинский «legal» – 8,5×13 дюймов, что отличается от американского «legal»), а также широко используются в Канаде, Мексике и некоторых странах Южной Америки.
    В отличие от стандартной бумаги A4, которая является геометрическим подмножеством диапазона форматов бумаги, основанных на стандарте Международной организации по стандартизации (ISO), происхождение размеров бумаги «Letter» теряется в традициях и не является внятно документированным. Американская ассоциация леса и бумаги утверждает, что размеры происходят с дней ручного производства бумаги, и что 11-дюймовая длина страницы – это четверть «средней максимальной длины рук опытного рабочего». Однако это не объясняет ширину или соотношение сторон.

    Форматы изданий 
    ГОСТ (5773-76)   

     БольшиеСредние Малые Миниатюрные Малютки 
    84×108/870×100/1670×100/3270×90/6460×90/512 
    70×108/860×100/1670×90/3260×90/6460×84/512 
    70×100/875×90/1675×90/3260×84/6484×108/1024 
    60×90/870×90/1660×90/3260×70/6470×108/1024 
    60×84/660×90/1660×84/3284×108/12870×100/1024 
    84×108/1660×84/1660×108/3270×108/12870×90/1024 
    84×108/1670×84/1670×100/3270×100/12860×90/1024 
    90×100/1670×75/1684×108/6470×90/12860×84/1024 
    84×100/1660×108/1670×108/6460×90/128 
    70×108/1660×70/16100×84/6460×84/128  
    80×100/1684×108/32 84×108/256 
    84×90/1670×108/32  70×108/256  
     84×100/32 70×100/256 
     80×100/32 70×90/256 
     84×90/32 60×90/256  
       60×84/256  
       84×108/512  
       70×108/512  
       70×100/512 
       70×90/512  

    Для определения формата книжного блока необходимо разложить значение доли листа (/16 , /32 и т.д.) на два наибольших множителя (16=4х4, 32= 4х8), затем разделить большую сторону листа на больший множитель, меньшую – на меньший множитель.
    Например: 84х108/32 => 32=4х8 => [84/4]х[108/8] => 21х13,5
    Если теперь вычесть 1 см из большего значения, а 0,5 см от меньшего – получим формат блока после обрезки (для изданий с альбомным спуском вычесть 1 см из меньшего значения, а 0,5 из большего).

    Старинные форматы книг и писчей бумаги

     check folio формат бумаги 43,2×61 см
     crown folio формат книги или бумаги 25×38 см
     demy folio формат бумаги 28,5×44 см
     double folio формат бумаги 55,9×86,4 см
     double-double folio формат бумаги 83,8×111,8 см
     double imperial folio формат бумаги 38×56 см
     elephant folio формат бумаги 35,5×58 см
     extra-size folio формат бумаги 48,3×61 см
     foolscap folio формат книги или бумаги 21,5×34 см
     foolscap long folio формат писчей бумаги 16,5×40,6 см
     imperial folio формат бумаги 38×56 см
     crown quarto формат книги 19×25 см
     demy quarto формат книги 22×28,5 см
     double imperial quarto формат печатной бумаги 73,7×114 см
     foolscap quarto формат книги 17×21,5 см
     crown octavo формат книги 13×19 см; формат книги 14×20 см;
    книга высотой 20-25 см
     demy octavoформат книги 14×22 см
     imperial octavoформат книги: брит. 19×25 см; амер. 21×29 см
    large post octavoформат книги 13×21 см

    Форматом издания называется размер книжного блока (по длине и ширине) после трехсторонней обрезки.

    Формат определяется типом и видом издания, его объемом, тиражом, характером помещенного в нем иллюстративного материала, читательским назначением, условиями пользования и т.п. Термин “формат книги” возник, очевидно, в эпоху машинного производства, когда появилась необходимость в унификации размеров книги для ее массового изготовления и товарного обмена.
    Результаты измерений десятков русских книг XI-XIII веков показали, что устойчивых размеров их не было. Формат будущей книги выбирал переписчик, исходя из ее назначения, а также согласуясь со вкусами заказчика и собственным желанием. Напрестольные евангелия, богато иллюстрированные и большие по объему книги (прологи, сборники и пр.) делались, как правило, большого размера (высота книжного блока более 30 см). Таковы, например, древнейшие рукописные книги: Остромирово Евангелие (1056-1057), Изборник Святослава (1073), двенадцать томов “Великих Миней Четий” (1547-1563), написанных по инициативе митрополита Макария, и др. Книги, предназначенные для повседневного употребления, имели сравнительно небольшие форматы, отличались простотой внешнего и внутреннего облика. Примером подобного рода книг может служить Архангельское евангелие (1092) – дешевая книга, переписанная, по-видимому, по заказу приходской церкви крестьянского погоста (формат – малая четверка).
    С началом применения бумаги для изготовления книг в основу их форматов был положен размер (доля) бумажного листа. Однако твердо установленных форматов бумаги по-прежнему не было, поскольку они зависели от размеров сетки для отлива бумажного листа, которые устанавливались изготовителем бумаги произвольно. Со временем мастера-бумажники остановились на двух основных размерах: меньший – 30х50 см; больший – 50х70, которые, впрочем, точно не соблюдались. Для обозначения формата русских рукописных книг употреблялась условная единица измерения – десть (перс. дест – правая рука).
       

    ФорматРазмерФорматРазмерФорматРазмерФорматРазмерФорматРазмер
     A0 841х1189 B01000х1414C0916х1296K5145х215C54 185х260
     A1 594х841 B1707х1000C1648х916K6125х125C65114х229
     A2 420х594 B2500х707C2458х648K790х140K65125х189
     A3297х420 B3354х500C3324х458 K8150х150DL (E 65)110х220
     A4210х297 B4250х353C4229х324 K9225х225E4220х320
     A5148х210 B5177х250C5162х229 K10175х175  
     A6105х148 B6125х177C6114х162              
     A7 74х105 B788х125C781х114
     A852х74 B862х88C857х81
     A937х52 B944х62C940х57
    A1026х37 B1031х44C1028х40

    Форматы стандарта DIN (метрические)

    Формат Ширина х длина в мм 
    1A 1189х1682
    A0 841х1189
    A1594х841
    A2420х594
    A3  305х457
    A3 297х420
    A4 210х297
    A5 148х210
    A6 105х148

    Примечания:

    1. Площадь формата A0 равна 1 кв. м.

    2. Знак ” ” в обозначении формата говорит о наличии припуска по сравнению со стандартными размерами. Величина припуска может быть разной.

    3. Для рулонной бумаги ширина соответствует узкой кромке формата, т. е. A1 означает рулон шириной 594 мм. Длина стандартного рулона для копировальных машин 175 метров.

    Форматы англо-американской системы стандартов

    ФорматШирина х длина в мм Ширина х длина в дюймах Аналог стандарт DIN
    A 228х3059х12 A4
    B305х45712х18A3
    C 457х61018х24 A2
    D 610х91424х36A1
    E914х121936х48A0

    Форматы других международных стандартов

    Формат Ширина х длина в мм Ширина х длина в дюймах 
     B4 (немецкий формат)250х3539,8х13,9
     B5176х2506,9х9,8
     B3353х50013,9х19,7
     B4 (японский формат)257х36410,1х14,3
     B4 (американский стандарт)254х35610,0х14,0
     Draft254х40610,0х16,0
     Folio210х3308,3х13,0
     Foolscap216х3568,5х13,0
     Foolscap (UK)203х3308,0х13,0
     Legal216х3568,5х14,0
     Gov. Legal203х3308,0х13,0
     Legal (Argentinian)220х3408,7х13,4
     Letter/US Quatro216х2798,5х11,0
     Gov. Letter203х2678,0х10,5
     Officio216х3178,5х12,5
    Adblock
    detector