Скрапбукинг для начинающих. часть вторая: плотность бумаги и применение | журнал ярмарки мастеров
И вот моя следующая статья в продолжение , по комментариям я поняла, что важна информация о применении и плотности, в каких работах и какую бумагу можно использовать.
Тогда снова по порядку:
1. Офисная белая бумага, знаменитая фирма «Снегурочка», но есть дешевле, я беру «SvetoCopy», возможно, есть дешевле. Плотность стандартная такой бумаги 80 г/м2. Она подходит для листов блокнота как с коптским переплетом и на кольцах, так и просто переплет на клее. Такие листы можно состаривать в кофе, разлиновать, сочетать с цветной офисной бумагой. Цветная офисная бумага 80 г/м2 стоит дороже, чем белая.
Кто-то использует такую бумагу в открытках на внутренней стороне, вклеивает поздравления в виде стиха и т.п. Я не люблю использовать такую тонкую бумагу в открытках, так как она работу упрощает.
Цветная бумага интересно смотрится, когда блокнот, например, для девочки — в розовом цвете и листы бумаги соответственно такие же. Если листы в зеленом цвете, можно блокнот сделать в ботаническом стиле и т.п.
Есть офисная бумага следующей плотности:
– 80 г/м2
– 90 г/м2
– 120 г/м2
– 160 г/м2
– 200 г/м2
– 220 г/м2
– 240 г/м2
Это те плотности бумаг, которые знакомы мне.
Текстура так же может отличаться: глянцевая, матовая. При выборе ориентироваться надо на свой принтер, если вы хотите эту бумагу использовать для печати. Так как бумага может предназначаться только для струйной печати или только для лазерной. И конечно, если бумага плотная, такая как 200 г/м2 и больше, она тоже уже может использоваться для подложек в открытках, для рассадочных карточек, для основы открыток, для основы шоколадниц, для коробочек в таких работах, как «мамины сокровища» и т.п.
У меня струйный принтер с цветными красками, на нем я печатаю различные иллюстрации, потом я такими иллюстрациями оформляю блокнот. Очень спасает, когда нет соответствующей бумаги, а нужен определенный фон на подложку или куда-либо (немного) — его удобно распечатать.
Фоны в большом количестве не распечатывала, как я и писала в предыдущем посте, не заменяет скрапбумагу, цветовую гамму не всегда правильно передает.
2. Акварельная бумага, плотность 200 г/м2. Из нее можно делать также основу для открыток, коробочки, шоколадницы, красить акварельными красками, подходит для стиля микс-медиа. Мне особо неизвестно, кто и куда ее использует, опишу, куда использую я:
– форзацы блокнота, брызги акварельной краской (цвет, приближенный к кофе);
– шоколадница;
– основа открыток, подойдет для рассадочных карточек, я их отношу к открыткам, потому что принцип создания одинаков;
– коробочки и потом коробочки задекорировать скрапбумагой и другими украшениями для скрапбукинга;
– из такой бумаги так же можно делать цветы бумажные, есть очень замечательные мастер-классы у Астории. Сама еще не делала, но обязательно сделаю. Заменяет покупные цветы, удобно создавать цветы нужные по цветовой гамме. Цветочки в магазинах не дешевые, а их всегда нужно много;
– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада», это как вариант, зависит от стиля фотоальбома. Первый опыт был мой из офисной тонкой бумаги, теперь смотрю — смотреть не хочется;
– можно поставить оттиски штампа, вырезать и задекорировать страничку или открытку или блокнот и т.п.;
– еще можно распечатать макет рисунка на акварельной бумаге и акварельными карандашами раскрасить, очень красиво получается;
– у многих принтер позволяет на такой бумаге печатать, в принтерах в настройках нужно посмотреть, какая плотность бумаги подходит.
3. Пастельная. Из нее так же можно делать:
– основу для открыток;
– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада»;
– коробочки, на фото коробочка для флешки из пастельной бумаги;
– так же можно поставить оттиски штампа, вырезать, а далее использовать.
4. Дизайнерская скрапбумага. Из нее делают открытки, странички фотоальбомов, форзацы блокнотов, коробочки, да и все, что угодно, только, наверно, не используют в качестве страниц в писчем блокноте, но в качестве разделителей в блокноте вполне можно использовать.
5. Кардсток также может являться основой открыток, обтягивают коробочки для флешек, дисков. Она однотонная, плотность бумаги 300 г/м2. Часто вижу использование ее в свадебных приглашениях. Если свадьба с синими оттенками, то основу открыток используют синего цвета кардсток и т.п.
На самом деле, коробки обтягивать и коробочки из нее делать сложновато, плотность бумаги мешает, но можно.
6. Переплетный картон. Используется во всевозможных коробочках, коробочки для флешки, коробочки для дисков, фотобоксы, мамины сокровища и т.д. Основа — переплетный картон.
Большинство специалистов считают картоном бумагу толщиной свыше 0,2 мм или любую многослойную бумагу. Чёткой границы между бумагой и картоном нет. Согласно ГОСТу, бумагой называется материал с массой квадратного метра до 250 г, Соответственно картон начинается от 250 г/м2.
Обычно ее выбирают по толщине.
7. Пивной картон.
От переплетного пивной картон отличается более белым оттенком и меньшим весом при аналогичной толщине листа. Свое название он получил от сферы применения — из него часто изготавливают подставки под кружки. Пивной картон плохо режется ножницами, лучше использовать модельный нож или лазер. При попытке согнуть его, может возникать расслоение материала или образовываться излом произвольной формы.
На самом деле, я думаю, это маркетинговый ход, поэтому его не использую, он мне не нравится, для начинающих он тем более не подойдет, так как без специальных инструментов вы его просто всего изломаете. Переплетный картон в этом отношении лучше.
Пивной картон — рыхлый, переплетный — плотный. Переплетный я даже использовала взамен макетного коврика, не дает резаку прорезать насквозь, когда ты режешь странички и т.д. Но делает порезы, поэтому при проведении резаком можно попасть в изломы от порезов, у вас поведет резак и порежете неровно.
8. Крафт-бумага.
Плотность от 60 г/м2 и выше. Используется для страниц в альбоме, для открыток, для подложек, для шоколадниц, более плотный крафт используется для форзацев.
На такой бумаге красиво смотрятся надписи белого и черного цвета, а так же штампы. Есть мастер Наталья Косцова, у нее замечательные работы с крафтом и сочетание цветов.
9. Калька.
Используется в фотоальбомах, открытках, открытки-шейкер и т.д. Плотность кальки варьируется в пределах от 40 до 110 г/м2. Бывает цветная, с нанесенным рисунком, с тиснением.
10. Переплетный материал. Вот он лучше всех подходит для обтягивания коробочек, обложек для свидетельств, коробочек для дисков и флешек — ложится ровнее и углы красиво смотрятся. Сама еще не использовала, но узнала о нем недавно, поэтому решила поделиться для тех, кому об этой бумаге мало известно. Прежде чем узнать об этой бумаге, извела кардсток, углы плохо получались на обложках.
И наверно многие начинающие наслышаны о машинках для скрабукинга, к которым нужно покупать ножи, папки для тиснения и т. п. Так вот, эти машинки, конечно, очень здоровские, из бумаги могут сделать чудо. Красивое тиснение, вырезать красивые вензеля, рамочки… Поэтому применение бумаги безгранично. Следующая статья будет о следующем важном инструменте в скрапбукинге: клей.
Белизна
Приборное определение белизны материалов задача технически сложная. Слишком много влияющих факторов, которые имеют техническую неопределённость. Существует, например, проблема поддержания и поверки эталонов, стабильности источников света — все они “стареют” и найти два с одинаковыми характеристиками почти невозможно, существует проблема чувствительности измерительных приборов при измерениях бумаги разного цвета и т.д.
На измерения в видимой части спектра влияет и невидимое, коротковолновое, ультрафиолетовое излучение. Строго говоря, для оценки оптических характеристик материала надо определять весь его спектр отражения. Однако практически удобнее, сравнивая образцы, сравнивать две цифры, что не позволяет делать сравнение непрерывных спектров.
- белизна (Brightness), как коэффициент отражения волн в диапазоне 457 нм;
- белизна CIE (Whitness), рассчитанная по координатам цветности;
- светлота CIE, определяемая в координатах цветности L, a*, b*.
Стандартная белизна (Brightness), бумаги — это коэффициент диффузного отражения поверхности бумаги при освещении её определённым источником света, измеренный при длине волны 457 нм.
Белизна измеряется фотометрами, спектрофотометрами. Так белизна измеряется по стандартам различных стран и по международному стандарту. При измерениях по ГОСТ 30113, совпадающему со стандартом ИСО 2470, белизна может привышать 100 процентов.
При измерениях белизны (как и при других цветовых измерениях) важно оговаривать источник освещения при котором проводятся измерения. Таких источников используется, как правило, четыре: “А”, “В”, “С”, “Д65”. Источник “А” воспроизводит условия среднего искуственного освещения электрическими лампами накаливания, “В” — нарма прямого солнечного цвета, “С” — флюоресцентной ртутной лампы, “Д65” — дневного света.
Так как измерения по этому методу проводятся в узком диапазоне спектра (около 457 нм), а глаз человека видит весь спектр от 400 до 700 нм, корреляция с визуальной оценкой не всегда хорошая.
Белизна CIE (Whitness), рассчитывается по координатам цветности и координатам цвета (для этого определяется значение CIE- оттенок (CIE- Tint) величина даёт впечатление о степени белизны образца, содержащего ООВ и элементы оттеночного красителя.
Недостатки этой системы измерения:
- В качестве официального он может использоваться только для сравнения образцов, испытанных одним спектрофотометром и в одно время. Это связано с отличиями приборов и источников света;
- Измеряемый образец должен быть достаточно белым. Газетная бумага, например, даёт ошибочные результаты. Тёмно-голубой оттенок завышает значения белизны CIE.
Светлота CIE, определяется в совокупности с координатами цветности а* и b*. И представляет собой разницу между чёрным и белым. Для идеально белого L = 100. Для идеально чёрного — 0.
В качестве иллюстрации различий в определении белизны бумаги в зависимости от метода и использованных приборов, приведём несколько обработанные данные из доклада сделанного на конференции Технической ассоциации бумажной индустрии (PITA) в Манчестере в октябре 1997 года А. Тиндалем (фирма “Клариант”) “Производство и измерение белизны”.
Измерения одного и того же образца бумаги производились тремя спектрофотометрами:
- Elrepho 2000 с использованием компьютерной программы фирмы “Клариант”;
- Datacolor Spectraflash 500;
- Minolta CM-2002 .
Гладкость (шероховатость)
Геометрия поверхности бумаги характеризуется показателем гладкости или шероховатости.
“Геометрия поверхности” бумаги определяется не только микронеровностями, но и макронеровностями. Первые обусловлены микрогеометрией, вторые распределением массы по площади.
Существует группа наиболее распространенных методов, в которых гладкость измеряется с помощью потока воздуха.
Наиболее распространены методы измерения на приборе Бендтсена Шеффилда и Паркера (шероховатость). Бекка (гладкость).
Сущность метода Бекка заключается в измерении времени, необходимого для прохождения воздуха определенного объема в вакуумную камеру между поверхностями испытуемого образца и стеклянной полированной пластины определенной площади, прижатых с определенным давлением. Гладкость измеряется в секундах. Чем выше гладкость, тем больше значение показателя.
Строгих зависимостей между значениями показателей гладкости (шероховатости), измеренных разными методами, нет. Существует качественная зависимость между значениями гладкости по Бекку и шероховатости по Бендтсену.
На приборах Бендтсена, Шеффилда измеряется поток воздуха, проходящий при постоянном давлении между поверхностью кольца и листом бумаги.
Шероховатость по Бендтсену выражают в мл/мин, по Шеффилду в единицах Шеффилда.
На рисунках приведены качественные зависимости между параметрами, определёнными разными методами. Они позволяют оценить характер изменения одного параметра в зависимости от изменения другого и могут помочь при сравнении показателей гладкости и шероховатости образцов, измеренных разными методами.
Метод Паркера (PPS) служит для измерения шероховатость бумаги и картона в условиях близких к условиям печатной машины. Результат измерения шероховатости по Паркеру выражается в микронах.
Гост 9095-89 бумага для печати типографская. технические условия от 22 июня 1989 –
ГОСТ 9095-89
Группа К61
ОКП 54 3121, 54 3122
Срок действия с 01.07.90
до 01.07.95
в части бумаги N 2
марки В – до 01.01.93*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
постановлением Госстандарта России от 1993 N 4.
(ИУС N 4, 1994 год). – Примечание “КОДЕКС”.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР, Государственным комитетом СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
ИСПОЛНИТЕЛИ
Д.У.Товстошкурова, Т.К.Окунева, В.И.Листратенко, канд. техн. наук; В.А.Загорский
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам N 1824 от 22.06.89
Срок первой проверки – 1993 г.
Периодичность проверки – 5 лет
3. ВЗАМЕН ГОСТ 9095-83 и ГОСТ 7317-78
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Настоящий стандарт распространяется на бумагу, предназначенную для печатания текстовых и иллюстрационно-текстовых изданий способом высокой печати.
Стандарт устанавливает требования к типографской бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.
1.1. Бумага должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке.
1.2. Основные параметры и размеры
1.2.1. Бумага должна изготовляться следующих номеров и марок: N 1 марки А, Б; N 2 марки А, Б, В;
N 1 марка А – 100% беленой целлюлозы;
N 1 марка Б – не менее 80% беленой сульфатной целлюлозы, не более 20% беленой древесной массы;
N 2 марка А – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% беленой древесной массы;
N 2 марка Б – не менее 25% беленой целлюлозы, не более 75% беленой древесной массы;
N 2 марка В – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% белой древесной массы.
Назначение бумаги приведено в табл.2 приложения.
1.2.2. Бумага должна изготовляться в рулонах и листах.
Ширина рулона, размеры листовой бумаги, предельные отклонения по размерам и косине листовой бумаги должны соответствовать ГОСТ 1342.
1.2.3. Диаметр рулона должен быть (850±50) мм. По согласованию с потребителем допускается изготовление рулонов бумаги другого диаметра.
1.2.4. Примеры условного обозначения
бумаги типографской N 1 марки А массой бумаги площадью 1 м 48 г, машинной гладкости (МГ), с оптически отбеливающим веществом (ООВ):
Бумага N 1 А 48 МГ ООВ ГОСТ 9095
То же, N 2 марки Б массой бумаги площадью 1 м 60 г, каландрированной (К), без оптически отбеливающего вещества:
Бумага N 2 Б 60 К ГОСТ 9095
1.3. Характеристики
1.3.1. По показателям качества типографская бумага должна соответствовать нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя | Норма для бумаги | Метод испытания | ||||
N 1 | N 2 | |||||
А | Б | А | Б | В | ||
1. Масса бумаги площадью 1 м, г | 48,0±2,0 60,0±2,0 65,0±2,0 70,0±2,5 80,0 ±2,5 | 65,0±2,5 | 60,0±2,0 | 60,0 ±2,0 | 60,0±2,5 | По ГОСТ 13199 |
2. Плотность, г/см бумаги машинной гладкости: | По ГОСТ 27015 | |||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 0,70-0,80 | – | – | – | – | |
для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г | 0,75-0,85 | 0,75-0,85 | 0,70-0,80 | – | 0,65-0,75 | |
бумаги каландрированной: | ||||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 0,80-0,90 | – | – | – | – | |
для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г | 0,85-0,95 | 0,85-0,95 | 0,80-0,90 | 0,70-0,80 | 0,75-0,85 | |
бумаги высококаландрированной | 0,95-1,05 | – | – | – | – | |
3. Разрывная длина в среднем по двум направлениям, м, не менее | 24…..0* | 2500 | 2200 | 2200 | 2000 | По ГОСТ 13525.1 |
________________ * Брак оригинала. – Примечание “КОДЕКС”. | ||||||
4. Прочность на излом при многократных перегибах в поперечном направлении, число двойных перегибов, не менее: | По ГОСТ 13525.2 | |||||
бумаги N 1 на приборе с натяжением образца (9,80±0,20) Н: | ||||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 3 | – | ||||
для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г | 4 | 5 | – | – | – | |
бумаги N 2 на приборе с натяжением образца (4,90±0,10) Н | – | – | 10 | 10 | 7 | |
5. Массовая доля золы, % | 16-20 | 16-20 | 12-16 | 10-14 | 16-20 | По ГОСТ 7629* и п.3.4 настоящего стандарта |
_________________ | ||||||
6. Гладкость, с, бумаги: | ||||||
машинной гладкости | 35-80 | 35-80 | 35-80 | – | 35-80 | По ГОСТ 12795 |
каландрированной | 100-250 | 150-300 | 100-200 | 100-200 | 100-250 | |
высококаландрированной | 300-500 | |||||
7. Сорность (число соринок площадью от 0,1 до 0,5 мм на 1 м), не более | 80 | 100 | 180 | 200 | 300 | По ГОСТ 13525.4 |
соринки площадью свыше 0,5 мм | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
8. Белизна, %: | По ГОСТ 7690* | |||||
________________ | ||||||
с оптически отбеливающим веществом | 85,0-88,0 | 80,0-83,0 | ||||
без оптически отбеливающего вещества | 78,0-82,0 | 76,5-79,5 | 74,0-77,0 | 70,0-72,0 | 66,0-70,0 | |
9. Непрозрачность, %, не менее: | По ГОСТ 8874 | |||||
для массы бумаги площадью 1 м 48 г | 93 | – | – | – | – | |
для массы бумаги площадью 1 м 60 г | 94 | |||||
10. Влажность, % | 5,5±1,0 | 6,0 | 6,0 ±1,0 | 6,0±1,0 | 6,0±1,0 | По ГОСТ 13525.19* |
________________ |
Когда нужно знать плотность бумаги
На секунду представьте: однажды солнечным утром вы решаете, что откладывать больше невозможно, компании нужны листовки, сотрудникам визитки, а бухгалтерии – фирменный квартальный календарь. Два календаря. И тогда вы берете в руки телефон и отважно набираете номер типографии. Диалог с менеджером идет легко и непринужденно, вы почти расслабляетесь, и вдруг на другом конце провода задают вопрос:
—А плотность бумаги какая?
Все еще не понимая, что это адресовано вам, вы неуверенно переспрашиваете:
—Что?
—Ну плотность. 130 грамм, 150 грамм меловочка?
Чувствуя себя обманутым (все это время у бумаги была плотность, а вы и не знали):
—Эээ… Ну давайте обычную, — немного сомневаясь, что обычная плотность бумаги бывает. Где-то на другом конце провода менеджер вздыхает. И говорит:
—А вам для каких целей листовки нужны?
Кажется, они хотят украсть коммерческую тайну, и, вероятно, втридорога продать конкурентам! Иного выхода просто нет.
—Пшшш, пшшш! Плохо слышно! Связь прерывается, — и кладете трубку. Нехай и без листовок проживем, а бухгалтерии сейчас на принтере календарь распечатаем… Два календаря.
Когда я пришла работать в типографию – мне казалось, что все вокруг сошли с ума и толщину бумаги измеряют в единицах измерения массы. Через некоторое время я поняла, что при разговоре с клиентами менеджеры упускают вторую часть этой конструкции – правильнее было бы говорить «грамм на квадратный метр», называя единицу измерения плотности.
Если объяснить простыми словами, плотность бумаги – это сколько весит её квадратный метр в граммах. Когда типография говорит про 115 грамм – это значит, что если на очень чувствительные весы положить лист бумаги размером метр на метр – они покажут те самые 115 грамм. Почему раньше вы об этом не слышали? Ну, бумага для обычного принтера тоже имеет толщину. Скорее всего, вы просто не обращали внимание на маркировку.
Однако вряд ли вы дома храните сверхчувствительные весы и несколько квадратных метров бумаги разной плотности, чтобы прикинуть, какой толщины буклеты или листовки вам нужны.
Окраска и цвет бумаги
Предмет воспринимается как светящийся в случае совпадения (или перекрывания) его спектра излучения со спектром видимого излучения. Бумага как излучатель может рассматриваться при горении, когда она, в зависимости от состава, излучает в красно — жёлтой или даже зелёно — голубой области, а также в случае введения в неё красителей, увеличивающих излучение бумагой видимых лучей.
Это становится возможным при обработке бумаги так называемыми оптически отбеливающими веществами. Эти вещества, поглащая энергию невидимого ультра — фиолетового сектора спектра, излучают дополнительную энергию в видимой голубой области, придавая бумаге видимость белизны и яркости.
При падении света на поверхность происходит в той или иной степени его отражение. Отражение поверхностью бумаги высокой степени отделки отчасти зеркальное, то есть падающий параллельный пучёк света, остаётся параллельным после отражения.
Идеально белая поверхность отражает все падающие лучи, ничего не поглощая. Серая поверхность равномерно поглощает световые волны разной длины. Отражённый от неё свет не меняет свой спектральный состав, изменяется только интенсивность излучения.
Все остальные поверхности по — разному отражают свет с разной длиной волны. Так, красные поверхности поглощают волны зелёной и синей областей спектра, отражая красные. На принципе избирательного поглощения построены все технологии получения цвета в производстве.
Строго говоря, нужно различать такие понятия, как окраска и цвет предмета. Окраска — это способность предмета отражать излучения с теми или иными длинами волн, а цвет – это результат реализации этой способности в определённых условиях освещения.
Действительно, белая окраска бумаги, в зависимости от освещения может иметь различный цвет. Кроме того, нужно различать яркость и цветность. Яркость (светлота) — это количественная характеристика цвета, оценивающая количество отражённого поверхностью светового излучения.
Отбор проб
При отборе проб необходимо соблюсти последовательность операций:
- от партии продукции отобрать единицы продукции;
- от единиц продукции отбирают листы;
- из отобранных листов отбирают и нарезают листы проб (пробы);
- в соответствии с требованиями стандартов на методы конкретных испытаний нарезают образцы для испытаний.
Листы не должны иметь морщин и складок, должны быть плоскими. Вырезаться они должны из неповреждённых листов продукции. Кромки отбираемых листов должны быть параллельны машинному и поперечному направлению бумаги. Листы пробы должны быть размером примерно ( 300 х 450) мм.
В обращении с листами пробы нужно соблюдать осторожность защищая от воздействия солнечного света, жидкостей, изменения влажности и других нежелательных воздействий (ГОСТ Отбор проб для определения среднего качества).
Для приведения условий испытаний в сопоставимые условия образцы бумаги перед испытаниями приводят в некие стандартные условия по влажности и температуре. Да и сами испытания проводят в этих условиях. Такое приведение образцов в стандартные условия называется кондиционированием.
Условия кондиционирования бывают трёх видов, как указано в таблице. Чаще используются условия кондиционирования при 50% относительной влажности воздуха. Специальные условия используются, например, при кондиционировании банкнотной бумаги.
Температура, 0С | Относительная влажность, % | Характеристика режима |
23±1 | 50±2 | Условия кондиционирования большинства печатных видов бумаги |
27±1 | 65±2 | Для тропических условий |
20±1 | 65±2 | Для специальных условий |
Образцы выдерживают до достижения ими равновесной влажности, которая считается достигнутой, если при двух последовательных взвешиваниях образца, проведенных через 1 ч, последняя масса отличается от предыдущей не более чем на 0,25%.
При хранении и испытании образцов равновесная влажность не должна изменяться (ГОСТ 13523–78. Метод кондиционирования образцов).
Размеры рулонов, листов, косина
Размеры листов бумаги (формат бумаги) и ширина рулонов определяются с помощью металлической линейки и металлической рулетки (ГОСТ 21102).
Ширину бумаги и картона в рулонах определяют измерением ширины листов, отобранных от рулона.
При размерах до 1 м измерения производят металлической линейкой, при размерах свыше 1 м — металлической рулеткой.
Замеры линейкой и рулеткой производят с точностью до 1 мм.
Размеры листовой и рулонной бумаги стандартизированы.
ГОСТ 9327 “Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы” определяет стандартные форматы листовой бумаги.
По ГОСТ 29314 (ИСО 478) , ИСО 593 установлены следующие форматы:
- ширина рулонов: 43, 45, 64, 86, 90, 122, 128;
- форматы необрезанных листов: 90 х 128;
- форматы необрезанных листов: 86 х 122;
- форматы необрезанных листов: 64 х 90;
- форматы необрезанных листов: 61 х 86;
- форматы необрезанных листов: 45 х 64;
- форматы необрезанных листов: 43 х 61.
По ГОСТ ИСО 217‑2021 формат листа обозначают двумя размерами в миллиметрах. Формат также может быть дополнен обозначением направления обрезки листа с помощью букв: LG и SG.
Первый размер листа относится к стороне, перпендикулярной к машинному направлению, второй размер — к стороне, параллельной машинному направлению.Таким образом, формат листа бумаги продольной резки размерами 430×610 мм обозначают как 430×610 мм LG, а поперечной резки — 610×430 мм SG.
Бумага продольной резки (LG)-лист бумаги, длинная сторона которого параллельна машинному направлению.
Бумага поперечной резки(SG)-лист бумаги, короткая сторона которого параллельна машинному направлению.
Сказанное иллюстрируется рисунком.
Производственные допуски по форматам устанавливают по согласованию между торговыми партнерами.
Косина листов бумаги, т.е. степень несовпадения сторон при сгибании листов, определяется по ГОСТ 21102–97.
Разновидности бумаги а4 и их плотность
Бумага для принтера бывает разной. Одна предназначена исключительно для распечатки текстовых файлов, другая — для иллюстраций и визиток, а третья — для креативных презентаций. Можно выделить три разновидности бумаги для печати, каждая из которая имеет свои особенности.
- Офсетная бумага — довольно популярна среди офисных сотрудников. Офсет можно использовать почти для любой печатной техники. На офсетных листах печатают тексты, договоры, бланки и даже изображения (если детализация и яркость не так важны). Плотность офсетной бумаги может варьироваться от 60 до 160 г/м2. Стандартом является 70-80 г/м2.
Особенности офсетной бумаги в шероховатости поверхности на ощупь, неяркости полутонов и невысокой цене.
- Мелованная бумага — может быть глянцевой или матовой, с гладкой ровной поверхностью. Выглядит белее за счет мелованного слоя и прочнее, чем офсетные листы. Листы с мелованным слоем не впитывают чернила при печати, благодаря этому изображение получается ярким и четким. Мелованная бумага подходит для печати и текстов, и иллюстраций. Но стоит дороже офсетной. Плотность может быть от 70 до 300 г/м2.
- Дизайнерская бумага — это про стиль и красоту. Более плотная, фактурная, может иметь различные вкрапления, тиснения и быть самым разным цветом. Стоимость дизайнерской бумаги на порядок выше офсетной или мелованной. Но ее редко используют для офисных нужд.
В основном, в офисах пользуются офсетной или мелованной с плотностью 70-80 г/м2. Это универсальная величина, которая подойдет для большинства принтеров. Если будет больше, это может сказаться на работе принтера, меньше — листы будут забираться захватывающими элементами по несколько штук.
Итак, подведем итог. Выбирайте бумагу для принтера, исходя из ваших целей (что именно вы хотите напечатать) и технических характеристик вашего принтера.
- Читайте инструкцию к устройству. Там будет указана подходящая плотность. Обычно это 80 г/м2. (или 80 GSM, не забываем про такое обозначение плотности).
- Для струйных принтеров подходит бумага плотность от 60 г/м2 для печати документов, до 200 г/м2 — для печати визиток, брошюр, буклетов и пр.
- Для лазерных принтеров выбирают бумагу с плотностью 80-90 г/м2.
Совет: Если вы много печатаете в офисе, обращайте внимание на качество бумаги. Это поможет сохранить технику и бюджет компании. Классический вариант бумаги для принтера в офис — формат А4, плотность 80 г/м2, оптимальные показатели ровности краев, 500 листов в пачке.
На правах рекламы
21.05.2020
Характеристики сорбционных свойств
Будучи капилярно-пористым коллоидом, бумага находится в неустойчивом динамичном взаимодействии с окружающей влагой, всасывая или отдавая воду, стремясь к равновесному влагосодержанию при данных условиях.
Важны также сорбционные свойства бумаги по отношению к маслу для характеристики её взаимодействия с печатными красками.
Известно также такое свойство бумаги как гидрофобность, которое характеризует ее склонностью к смачиванию водой. Чем гидрофобные свойства бумаги выше, тем труднее она смачивается водой. Характеристикой кратковременной гидрофобности является показатель проклейки бумаги.
Степень проклейки характеризует способность чернил при письме перьевой ручкой расплываться, давать так называемые “усы” при написании линии вместо чёткой линии кромки. Метод используется не часто и в стандартах на бумагу заменяется методом определения впитывания по Коббу.
В определенной степени, при постоянной массе 1 м2, гидрофобность оценивается впитыванием воды при одностороннем смачивании за 20, 60 секунд или в течение другого времени на приборе Кобба (ГОСТ 12605).
На этом же приборе может определятся и величина впитывания масла, однако она плохо коррелирует с условиями печатного процесса, поэтому для определения величины маслопоглощения лучше пользоваться испытаниями на пробопечатном станке IGT о котором говорилось ранее.
При этом, следует иметь ввиду, что для материалов, которые плохо впитывают масло метод нужно модифицировать и определять время исчезновения блестящего следа капли масла на бумаге.
Характеристикой склонности бумаги к впитыванию воды может служить ее равновесная влажность при определенной относительной влажности и температуре окружающего воздуха, и которая определяется по величине потери веса образца бумаги при высушивании до постоянной влажности (ГОСТ13525. 19).
При глубокой печати красками на основе толуола важным является показатель впитывания бумаги по ксилолу, который в настоящее время используется для оценки взаимодействия бумаги вообще с органическими растворами (ГОСТ 12603).