Плотность ватмана и других типов бумаги

Что такое плотность бумаги?

Вообще мерой плотности бумаги является количество грамм на квадратный метр поверхности листа – гр./кв. м.

Эта формулировка вносит запутанность потому, что  обозначает не плотность, а отношение массы к площади бумажного листа. Получается, что правильнее говорить: поверхностная площадь листа.

Но такое название длинное и не пользуется популярность при описании параметров бумаги. Вторая неточность содержится в формулировке плотности. Часто она подразумевает объемную плотность, которая измеряется в граммах на кубический метр –  гр./куб. м.офисная бумага снегурочка в упаковке с обозначением плотности бумагиhttps://www.youtube.com/watch?v=HSxJkKiHXbw

Например, говоря про плотность бумаги Svetocopy или Снегурочки формата А4 для лазерного принтера, которая равна 80 гр/кв. м. мы говорим об удельной массе, а не о толщине. Толщина бумаги измеряется в микронах или в миллиметрах.

Такая путаница в понятиях пришла к нам из Америки, где за плотность принимается вес 500 листов бумаги конкретного формата. В Европе и ряде стран СНГ используется стандарт международной классификации ISO.

Получается, что говоря про плотность бумаги, мы говорим о весе листа площадью в 1 квадратный метр. В итоге чем выше плотность бумаги, тем толще бумажный лист.

Что означают классы бумаги

С/С — бумага эконом-класса по показателям и самая распространённая благодаря своей цене. Все характеристики здесь доведены до уровня: «в принципе на ней можно печатать». Не рекомендую для струйной, цветной лазерной и двусторонней печати. Нормально для первичной и внутренней документации, черновиков или одноразовых расходных документов, типа накладной из пиццерии.

В/В — середнячок по всем показателям и цене. Именно такую бумагу я рекомендую использовать в офисах. При небольшой разнице в цене с предыдущим классом, все технические характеристики много лучше. Не рекомендую для струйной печати, всё же у бумаги иное назначение.

Отлично переносит двустороннюю и высокоскоростную печать и для цветной лазерной печати тоже подходит. Бумага В-класса — выбор бережливых покупателей, не желающих жечь нервы из-за испорченных документов, терять время из-за застрявшей бумаги и тратить деньги на ремонт оргтехники.

А/А — высший класс офисной бумаги. Я рекомендую такую бумагу господам, знающим толк в офисной технике. Независимо от курса рубля за бортом, она стоит в два раза больше бумаги С-класса. И небезосновательно. Рекомендую для всех видов офисной печати: двусторонняя, высокоскоростная, лазерная, струйная, ей всё едино.

На такой бумаге можно печатать почти всё. Для регулярного использования рекомендую, но здесь решает бюджет, ведь А-класс — понты чистой воды. На такой бумаге печатают документы, за которые должен зацепиться глаз адресата, чтобы произвести необходимое впечатление. А если его ещё и в файлик плотный да гладкий вложить, то ух. Эту тему я раскрою чуть ниже.

Д — без понятия, что это такое, и для чего бумагу такого класса ввели в новый ГОСТ. Судя по характеристикам, прописанным в нём, это мертворождённая бумага для тендеров. Жаль её пользователей и их технику.

Что надо знать о бумаге, общаясь с типографией?

Бумага и картон – основа, на которую ляжет ваш макет. Философски выражаясь, это базис, а печать является надстройкой 🙂 Все, что собрался «наваять» озадаченный вами дизайнер, должно лечь на упомянутую основу в наилучшем виде.

Не часто, но регулярно в процессе работы встречаются макеты:

  • невыполнимые на том виде бумаги или картона, которые выбрал заказчик самостоятельно;
  • когда выбранный дизайнером материал избыточен для назначенных задач по своим свойствам и по стоимости.

Чтобы правильно выбрать бумагу для определенной печатной работы, необходима минимальная сумма знаний. В этом блоге (с продолжениями) постараюсь, по мере сил, вам помочь.

Разбираться будем поэтапно.

Ecf (elemental chlorine free) и tcf (totally chlorine free)

Собрал на одной картинке все варианты изображения логотипов Elemental Chlorine Paper и Totally Chlorine Paper. Некоторые брать не стал, очень уж плохого качества они были.
Логотипы ECF (Elemental Chlorine Free) и TCF (Totally Chlorine Free) https://en.wikipedia.org/wiki/Elemental_chlorine_free

Отбеливание бумаги без элементарного хлора и совсем без него. Такое отбеливание уменьшает образование побочных продуктов реакции, опасных для окружающей среды. З — забота! Подробно об этом я рассказывал в этой статье, не вижу смысла повторяться.

Faq ➤ есть ли разница между бумагой плотностью 200 и 300 г/м2?

Разница есть. Для одного производителя (к примеру, финская бумага) толщина глянцевой мелованной бумаги 200 г/м2 составляет 0,147 мм, для 300 г/м2 – 0,23 мм. Матовая бумага толще: двухсотграммовка — 0,185 мм, триста — 0,288 мм.

Толщина бумаги, ее вес на квадратный метр влияет на ее практическое применение.

К примеру, для печати художественной литературы и учебников применяется бумага от 60 до 80 г/м2, офсетная, типографская или мелованная/легкомелованная. В случае, если издание содержит много иллюстраций хорошего качества, применяется мелованная бумага от 90 до 150 г/м2.

Для буклетов, флаеров, листовок и подобной продукции большей частью используется бумага от 80 до 170-200 г/м2 – чем толще, тем представительней) легкие бумаги востребованы для раздатки и почтовой рассылки.

Обложки брошюр начинаются от экономных вариантов бумаги 130-150 г/м2 и в некоторых случаях доходят до 300.

Если с европейскими бумагами ситуация понятна, то азиатские производители (Китай, Южная Корея) отличаются не только ценами пониже, но и бурной фантазией в части технических параметров. Сходная внешне с европейской бумага может иметь низшую плотность, но большую толщину за счет пухлости и, зачастую, о печати больших заливок равномерной плотности на таких бумагах можно забыть сразу. Впрочем, для комиксов они прекрасно подойдут 😉

Еще парочка часто задаваемых вопросов.

Faq ➤ различие между крафт-бумагой и крафт-картоном

Как уже говорилось выше, основное различие в структуре. Бумага однородна (за исключением возможного поверхностного покрытия – мелование, например), картон же многослойный и/или содержит в своей массе более толстые и длинные волокна целлюлозы и древесной массы. Поэтому картон той же массы, как бумага, будет куда жестче и прочней.

И крафт- бумага и картон бывают как обычными, для массового потребления, так и дизайнерскими. Дизайнерские отличаются более однородной структурой и «благородной» внешней фактурой. Употребляются крафт-бумага и крафт-картон в тех случаях, когда надо обеспечить высокую прочность и лучшую влаго- жирозащищенность упаковки.

Как видно на фото ниже, листы крафт-картона обладают большей жесткостью, чем бумага, листы хорошо держат форму, не провисают. На разрыве у крафт-картона видна слоистая структура, структура бумаги — однородная.

Аллергия на бумажную пыль — не на бумажную пыль

После публикации первой версии статьи от читателя пришёл вопрос: спасёт ли качественная бумага от аллергии на бумажную пыль? Пришлось разбираться и в этом. Мой ответ: нет, не спасёт, потому что дело вообще не в бумаге, уж точно не в современной. Здесь образование пыли настолько мало, что способно вывести из строя только механизмы принтера, но не человеческий организм.

Кароч, с физическими характеристиками работает принцип «всё хорошо в меру». То есть оптимально подобранные показатели плотности, толщины и жёсткости бумажного листа гарантируют отличные прогонные характеристики.

Скан расширенных технических характеристик бумаги Xerox Perfect Print, Xerox, Россия, лист второй из двух
Расширенные технические характеристики на примере бумаги Xerox Perfect Print, Россия, лист 2/2

Белизна

  • Единицы измерения: проценты (%).

Норма:

  • 146–170 % в зависимости от классности бумаги,

В идеале:

  • класс С/С : 150 %,
  • класс В/В : 160 %,
  • класс А/А : 165 %.

Существует несколько стандартов измерения белизны по разным ГОСТам. Многие из них уже устарели, но периодически всплывают в изданиях и на сайтах. Расскажу о самом популярном ГОСТе, обычно его показатели прописывают на пачках. Прям так и говорят: «белизна по СИЕ (CIE)».

Смотрите: у «Снегурочки», SvetoCopy Classic, Xerox Performer и Perfect Print, «Комуса Стандарт» указана белизна 146% по стандарту CIE. Странно, правда? Ведь по логике максимум 100%. И снова вива ла маркетологи! Человеку же что нужно? Всего, да побольше.

По-хорошему здесь должна быть тяжёлая и скучная врезка, что такое белизна, как она измеряется и что происходит на производстве бумаги. Получилась бы не врезка, а целая статья. Но раньше я уже написал крутую статью о производстве. А ещё прочитал теорию, допросил экспертов, разобрался и написал сильно сокращённый вариант. Ю велком!

Бескислотная бумага (acid-free paper)

  • Норма: pH≥ 7,
  • Норма: pH≥ 7.

Написанные на ней фанфики сохранятся 500, а то и 1000 лет, если возьмёте подороже. Вот это я понимаю срок! СРОЧИЩЕ! Такие результаты получаются благодаря полному удалению древесной массы и, собственно, лигнина из бумаги. Такая бумага состоит из 100% целлюлозы, без примесей.

Полное удаление древесной массы и лигнина даёт почти 100%-ю гарантию, что бумага сохранит физические свойства и химический состав без изменений несколько сотен лет. А «почти» — потому что и этого недостаточно. Позвоните прямо сейчас и в подарок вы получите соковыжималку! Нет, не так.

Для того чтобы бумага сохранилась сотни лет, её нужно обработать слабым щелочным раствором, например, бикарбонатом кальция или магния. Он нейтрализует естественные кислоты древесной массы — их появление возможно при добавлении проклейки бумаги. Щелочным раствором бумагу обрабатывают с лихвой, чтобы у неё образовался так называемый щелочной резерв.

По-хорошему, любая бумага для творчества должна быть бескислотной. Конечно, речь о профессиональном творчестве вроде изобразительного искусства или написания фанфиков по аниме-сериалам для потомков. Однако опрос производителей показал, что некоторые из них толкуют термин «бескислотная бумага» по-своему и не важно, что пишут в этих ваших ГОСТах.

Они считают, что для звания бескислотной бумагу достаточно изготавливать без использования кислоты, а в качестве кислотного буфера (щелочного резерва) использовать карбонат кальция — и на этом всё. К сожалению, такой подход не даёт гарантий сохранности ваших шедевров на сотни лет вперёд. Но вы это уже вряд ли проверите.

Но выход есть!

Позвоните прямо сейчас и в подарок вы получите соковыжималку!

В следующих частях блога рассмотрим:

  • мелованные и немелованные бумаги;
  • специальные виды бумаг;
  • самокопирующаяся бумага – вопросы правильного применения;
  • картоны для печати и для изготовления тары.

Тема, в принципе, неисчерпаема. И, кроме тех вопросов, которые я встречаю в практической работе, буду рад слышать и ответить на ваши вопросы. Задать вопросы проще всего в социальных сетях, ссылки на наши страницы в Фейсбуке и ВКонтакте находятся внизу страницы сайта.

Следующая статья «Что надо знать о бумаге #02» >>

Искренне ваш – А@Макс

Ватман – бумага высшего сорта

Плотность ватмана выше, чем у других видов бумаги, поэтому его считают первосортной продукцией. Стандартных форматов несколько: от А1 до А4 (можно найти также ватман формата А5), каждому из них соответствует своя плотность – в пределах от 120 до 200 г/м².

Помимо таких показателей как вес и плотность ватмана важна еще однородность бумажной массы, повышающая качество печати. А высокая непрозрачность листа позволяет печатать или рисовать на нем с обеих сторон.

Как определить, что перед вами настоящий качественный ватман? Прежде всего по внешнему виду: бумага эта белая, плотная и гладкая. Если возникают сомнения, капните на лист немного чистой воды. От нее чертежная бумага не должна деформироваться. Именно такую используют не только для черчения, но и для рисования – красками, тушью или карандашом.

Вес бумаги и показатели гост

Если известна плотность, то вес листа бумаги определить тоже несложно. Например, лист А4 с цифрами на упаковке 80 г/м2 будет весить почти 5 граммов. В стандартной пачке такой бумаги 500 листов, значит, вес пачки составит около 2,5 килограммов.

Бумага для офисной печати, книг и бланков, с плотностью 160 г/м² будет обладать показателями от 800 до 900 кг на кубический метр. Меньше 160 – от 750 до 850 кг/м³ Популярен кроме офсетной бумаги также и ватман. Плотность ГОСТ устанавливает для него на уровне 850–950 кг/м³.

В зависимости от задач печати может меняться плотность, а также жесткость и толщина бумаги. На сегодняшний день существуют разные стандарты, и подобрать все критерии индивидуально не составит труда.

Влажность

  • Единицы измерения: проценты (%)

Нормально, если влажность бумаги в диапазоне от 3,7 до 5,3 %, идеала здесь быть не может. В противном случае тонер будет плохо запечатываться на листе и опадать, из-за этого изображения и текст будут размытыми и нечёткими, а бумага в принтере будет застревать.

Раньше эту информацию печатали прям на амбалаже пачек с бумагой. По непонятной причине делать это перестали, будто бумага стала лучше. После того как вы или служба доставки привезли бумагу в офис, она должна ещё сутки отлежаться перед использованием, чтобы стать такой же температуры и влажности, что и окружающая среда (это особенно актуально зимой).

Часто бывает так: привозим клиенту бумагу, а спустя 15 минут он звонит оператору и верещит, что наша бумага поддельная. Дескать, раньше было лучше, а сейчас принтер бумагу рвёт, мнёт и захватывает по несколько листов. Объясняем: ей нужно отлежаться, попробуйте завтра. Если будет так же, заберём или обменяем. На обмен по этой причине ни разу так и не ездили.

Гост р 57641-2021 и гост р 58106-2021

Это стандарты, регламентирующие технические характеристики бумаги и её принадлежность к классам. На момент публикации статьи в России сложилась уникальная ситуация: два действующих ГОСТа и два крупнейших производителя бумаги в стране. Причём первый производитель сертифицировал свою продукцию по новейшему ГОСТу, а второй нет и теперь выступает за его отмену.

В ГОСТе 2021 года классностей бумаги всего три: А, В и С; в ГОСТе 2021 года аж шесть: А , В , В, С , С и Д. Всё это происки тех самых маркетологов, которым лишь бы поднять продажи, а остальное — лесом. Дело пользователя — выбрать подходящую бумагу исходя из её технических характеристик, а не надуманной бумажной классности. Ведь буквы сами по себе ничего не значат, важнее то, какие характеристики за ними скрываются.

На момент публикации статьи появилась информация, что ГОСТ Р 58106-2021 отменён.

Штош, погнали разбираться.

Гост р исо 9706-2000 (iso 9706-2000)

Это стандарт, означающий, что данная бумага подходит для длительного хранения. А это, в свою очередь, значит, что при соблюдении норм хранения — определённые температура, влажность, освещённость — она сохранит свои свойства без значительных изменений около 100–150 лет, а то и больше, если повезёт.

Смех в том, что новейшим технологиям производства бумаги нет ещё и двадцати лет и их постоянно дорабатывают. Соответственно, проверить факт хранения бумаги в боевых условиях у производителей нет возможности. Поэтому они провели лабораторные опыты, искусственно состарили бумагу и на основе полученных результатов предположили типа: ну да, она пролежит примерно 150 лет. Наверное. Но это не точно.

Но если вы хотите, чтобы ваши фанфики на Гарри Поттера точно прочитали потомки, взгляните на следующую бумажную характеристику.

Другие физические характеристики

Кроме основных у бумаги ещё есть и другие механические характеристики, например, пылимость, сорность, зольность и стойкость к выщипыванию. О пылимости я рассказывал раньше, вот здесь, но задержусь ещё чуть-чуть.

Жёсткость

  • Единицы измерения: миллиньютон на метр (мН/м),

Норма:

  • В продольном направлении: 110–160 мН/м,
  • В поперечном направлении: 50–70 мН/м.

В идеале:

  • В продольном направлении: 125–140 мН/м,
  • В поперечном направлении: 55–60 мН/м.

Жёсткость — это сопротивление изгибающему усилию. Эта характеристика зависит от предыдущей. Как правило, чем толще лист, тем он жёстче. Однако если он будет «дубовым», то не сможет нормально пройти тракт подачи бумаги со всеми его изгибами и застрянет.

Задачи и функции каталога

Для того чтобы создать каталог, необходимо знать требования, предъявляемые к рекламному продукту самим заказчиком, а также то, какие задачи он будет выполнять. Предназначение этого печатного изделия может быть различным, например, для распространения среди клиентов, ведения прямых продаж, донесения информации до партнеров и т. д.

Таким образом, нужно понимать, что каталог, который создается для одного конечного потребителя, другим может показаться совсем невыразительным. В основе создания рекламного продукта лежат интересы той группы пользователей, для которой выполняется работа, поскольку главной его задачей является стимулирование к действию.


Каталог полезен следующим:

Нужно отметить, что в большей степени (около 80 %) на то, будет ли каталог после издания интересен целевой аудитории, зависит правильность поставленной задачи.

Для того чтобы рекламный продукт не только доносил до потенциального покупателя информацию о товаре или услуге, но еще и продавал, необходимо знать страхи, боль, предпочтения и вкусы ЦА. Однако, несмотря на то, что у каждого человека свой вкус, дизайн каталога должен быть эффектным и при этом уникальным, то есть не напоминать покупателю об имеющихся на рынке конкурентных брендах.


В каталоге все должно быть сделано на высоком уровне, недостаточно уделить внимание только содержанию, упустив из виду техническое исполнение, поскольку он вряд ли будет интересен покупателю.

Если говорить об идеальном каталоге, то он представляет собой правильно сверстанный и распечатанный рекламный продукт с уникальным оформлением, в котором полезный контент и яркие изображения ориентированы на целевую аудиторию компании.

Как определить плотность бумаги по толщине

Плотность бумаги обычно написана на упаковке и нет причин не доверять производителю. Правда допускается погрешность при изготовлении бумаги, но не более 5 – 10 %, что влияет на конечную плотность продукции.

Если Вам достался лист бумаги без упаковки, а Вы хотите узнать его плотность, то можно взять штангенциркуль или толщиномер (он же микрометр) и измерить толщину бумаги вручную.

Зная толщину стандартной бумаги, можно определить ее плотность. Ниже приведены значения плотности бумаги и ее толщина.

Капля теории

Свет — электромагнитные волны, излучаемые источником. Эти волны разной длины, и люди воспринимают их частично. А ещё мы не видим инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Человеческий глаз считывает отражённые от предметов волны и превращает их в очертания и цвет. Разные предметы отражают волны по-разному: одни хорошо, другие плохо, третьи частично.

Наукой доказано, что у каждого цвета своя длина волны. Отражение или поглощение какой-либо частоты воспринимается мозгом как соответствующий цвет. При равномерном отражении предметом всех волн в равной степени мы видим белый цвет, а при полном поглощении чёрный.

Ещё с детства мы знаем: если смешать жёлтый цвет с синим, получится зелёный. Всё это колористика — наука о цвете, цветовой круг Освальда вам в помощь.

На нём показано, что противоположные цвета нейтрализуют друг друга. Так, красный цвет нейтрализует зелёный, синий нейтрализует оранжевый и далее по кругу: жёлтый нейтрализует фиолетовый, а зелёный — красный. Этим кругом активно пользуются парикмахеры, чтобы нейтрализовать нежелательный оттенок при окрашивании волос.

С бумагой та же петрушка: её белизна зависит от входящих в состав компонентов. Один из них — лигнин, я рассказывал о нём в предыдущих статьях, его цвет от светло-кремового до коричневого. Если бумагу не отбеливать, из-за него она будет коричневой, тогда её будут использовать для изготовления крафт-бумаги и картона.

Помните, раньше для отбеливания белья пользовались синькой? С бумагой тот же принцип.

Чтобы белый лист так и воспринимался, он по всей плоскости должен одновременно отражать общее количество электромагнитных волн. Для этого используют те самые добавки синего, в том числе и флуоресцентные, нейтрализующие жёлтый цвет. Они отражают бо́льшее количество лучей, попадающих на лист.

Кислотность

Этот показатель не прописан в обычных или расширенных технических характеристиках бумаги, и на амбалаже об этом тоже ни слова. Однако он напрямую влияет на срок её хранения. В зависимости от технологии производства, в бумаге может содержаться некоторое количество так называемой свободной кислоты.

Всё дело в лигнине, который остаётся в бумаге после отбеливания. Лигнина совсем немного, но он реагирует на температуру, свет, кислород и влагу и разрушается, выделяя кислоту. Она безвредна для людей и техники, однако в долгосрочной перспективе вредит самой бумаге.

То есть каких-то четыре-пять поколений (одно поколение = 30 лет, Серёжа) и всё, пропали ваши фанфики.

Но выход есть!

Класс офисной бумаги

Чтобы не морочить простым покупателям голову сразу несколькими числовыми характеристиками, офисную бумагу делят на три класса, от самой дешёвой к самой дорогой.

Класс С

Класс B

Класс A

Из соображений маркетинга, производители могут присвоить своей бумаге условные классы C , B , а иногда и A . Смысл подобной маркировки в том, что какие-то характеристики продукта выше регламентированных, но вместе до следующего класса не дотягивают.

Впрочем, далеко не всегда на упаковке вообще указывают класс, ограничиваясь абстрактными баллами (или звёздочками) совместимости с тем или иным типом печатных устройств. Стоит понимать, что производитель вряд ли станет ставить своей бумаге единицы и двойки, даже когда это оправдано, так что стоит настороженно относится даже к трём из пяти балов.

Также стоит понимать, что понятие классов распространяются только на офисную, а для фотобумаги такое деление не применимо. Если на упаковке не указан класс, вероятнее всего листы не подходят для офисной печати.

Классы бумаги

  • Типы: Д, С, С , В, В , А ,
  • В идеале: А/А .

Первое, что суют под нос покупателю, когда тот выбирает бумагу — её класс.

Это исключительно российская выдумка, которую уже закрепили в новых ГОСТах Р 57641-2021 и Р 58106-2021. Маркетологи — молодцы! За последние пару лет классов бумаги развелось невероятное множество, от эконома к премиуму: Д, С, С , В, В , А, А .

Помню, в начале моей канцелярской карьеры, в 2003 году, было всего три классности. Но всё те же маркетологи не дремлют, и вот «Снегурочка», некогда плотно сидевшая в экономклассе, подтянула несколько характеристик и стала выгодно отличаться от одноклассниц.

Ловушка цветовосприятия

Часто люди, не знакомые с технологией отбеливания бумаги, попадают в эту ловушку. Подобная ситуация случилась и у меня на работе.

К нам приехала новая бумага. Мы выписали себе одну коробку для теста. Всегда так делаем. Тут же набежали сотрудники, чтобы сравнить с той, что была раньше. Разглядывают её и говорят: «Смотри, новая бумага серее, чем старая». Кладут два листа на стол и просят проверить, так ли это.

Несу листы в столовую и кладу на подоконник, куда прямыми лучами светит солнце. Спрашиваю у сотрудников: «А какая бумага теперь белее?» Отвечают: «Теперь новая бумага кажется белее». Больше того, я прошёлся по офису и опросил всех, кто попадался на пути, — мнения разделились.

Плотность и качество печати

Плотность бумаги и технические характеристики печатного устройства тесно взаимосвязаны. В инструкции к каждому принтеру производителем обычно указывается формат и рекомендуемая плотность. Маркировка А4, 64-163 г/м2, к примеру, означает, что для данного устройства подходит именно такая бумага. Ватман с плотностью выше допустимой не подойдет – он может даже повредить механизм и вывести принтер из строя.

Как правило, в стандартных офисных принтерах и копировальных устройствах применяется бумага форматов А3 и А4, со средней плотностью 80 г/м2. Именно на эти показатели ориентируются производители, выпуская бумагу для печати. Каждый из них производит собственный бренд, с гарантией высокого качества печати именно на бумаге данной марки. Например, очень популярна в наших офисах продукция отечественного бренда «Снегурочка».

Пояснение о бумаге пониженной плотности

Возвращаясь к бумаге с плотностью 70–75 г/м², о которой я писал в начале статьи. В России такую бумагу пока не делают, вся она привозная. Сейчас её основные страны-поставщики Финляндия, Португалия и та самая Бразилия. Штош, я прогнал эту бумагу на всех доступных мне принтерах и вот что хочу сказать.

Покупка такой бумаги чистая лотерея — неизвестно, как на неё отреагирует техника. Моим старым принтерам, возраст которых 5–7 лет, искренне плевать на чём печатать, они и не заметили разницы. А вот оборудование новее, возрастом 1–2 года, капризничало, когда печатало на такой бумаге.

Самые частые косяки: захват и прогон через себя сразу нескольких листов. Хорошо если это не вредило печати. Однако довольно часто бумага застревала внутри, и приходилось останавливать печать, выключать принтер и аккуратно доставать бумагу. Если верить техническим характеристикам, которые предоставляют заводы-изготовители, толщина такой бумаги такая же, как и у «восьмидесятки»: 100–105 мкм. И всё же что-то в ней не так.

Пример: разница между картоном и бумагой 300 г/м2

  • в массе картона содержатся более грубые и крупные волокна, чем у бумаги;
  • картон при той же массе квадратного метра толще – бумага не толще 0,25 мм, картон 0,3-0,5 мм;
  • картон имеет слоистую структуру, внутренние слои могут быть из грубой, более дешевой фракции волокон;
  • картон жестче;
  • бумага содержит больше проклейки, ее поверхность (почти всегда) более гладкая.
Образцы картона и бумаги
Некоторые виды картона и бумаги

FAQ ➤ Различие между крафт-бумагой и крафт-картоном

Как уже говорилось выше, основное различие в структуре. Бумага однородна (за исключением возможного поверхностного покрытия – мелование, например), картон же многослойный и/или содержит в своей массе более толстые и длинные волокна целлюлозы и древесной массы. Поэтому картон той же массы, как бумага, будет куда жестче и прочней.

И крафт- бумага и картон бывают как обычными, для массового потребления, так и дизайнерскими. Дизайнерские отличаются более однородной структурой и «благородной» внешней фактурой. Употребляются крафт-бумага и крафт-картон в тех случаях, когда надо обеспечить высокую прочность и лучшую влаго- жирозащищенность упаковки. Дизайнерские сорта используются для подчеркивания необычности продукции и приверженности изготовителя к защите внешней среды – такая экологическая мода.

Как видно на фото ниже, листы крафт-картона обладают большей жесткостью, чем бумага, листы хорошо держат форму, не провисают. На разрыве у крафт-картона видна слоистая структура, структура бумаги — однородная.

Рекомендации по подготовке макета каталога к печати

К любому виду полиграфической продукции, будь то визитки, брошюры, плакаты и др. предъявляются обязательные требования:


Часто типографии предоставляют клиентам макеты в цветовой модели RGB, которая используется для мониторов, однако во время печати применяется CMYK.

В результате, когда производится перевод цветов из RGB в CMYK, разница в цвете на экране и бумаге становится очевидной, изображение выходит более тусклым.

Вылетами являются выходящие за край обрезанного формата цветовых элементов макета на 3–5 мм (в зависимости от того, какой вид полиграфической продукции изготавливается). Они позволяют избежать брака во время резки изделия.

Если в каталоге планируется разместить много изображений (диаграмм, фотографий, таблиц), необходимо позаботиться о том, чтобы они были качественными. Только в этом случае ваш рекламный продукт будет эффективным. Когда речь идет о продуктовом каталоге, лучше будет воспользоваться услугами фотографа.

Оптимальным размером изображений, которые подойдут для печати каталога, считается разрешение 220–300 dpi с масштабированием 1:1. Если они будут с меньшими параметрами (часто скаченные с Интернета), то после печати они получатся размытыми с хорошо различимыми пикселями.

Довольно часто печать одного и того же макета производится в разных форматах (А6 – для листовок, А1 и А2 – для плакатов). Файл отправляется в одном формате, например, А1. При оформлении нескольких изделий в одном заказе специалисту, занимающемуся допечатной обработкой, приходится масштабировать файл до необходимого размера.

Бывают ситуации, когда поступает заказ на плакат (А1), а через некоторое время уже нужны листовки формата А6. В этом случае возникает вопрос относительно того, правильно ли были указаны параметры изделия во время оформления заказа или, возможно, был выслан файл в неподходящем формате.

В данном случае работа продолжена быть не может до тех пор, пока не уточнят детали, а для этого потребуется связаться с заказчиком. С одной стороны, ничего сложного в этом нет, однако иногда, когда заказ срочный либо требует отправки в другой город, а дозвониться до клиента не получается, приходится действовать незамедлительно. Тут даже незначительное промедление может негативно сказаться на сроках доставки.

Текст, имеющийся в каталоге, должен быть удобным для чтения, поэтому нужно хорошо продумать и подобрать шрифт – как для заголовка, так и для основного текста. Если есть желание использовать нестандартный формат, то делать это нужно правильно. Необычный шрифт подойдет только для заголовков, в основном тексте его будет читать неудобно.


Про размер букв тоже не стоит забывать, они должны быть не слишком мелкими. Если контента очень много и он не умещается, то правильнее будет увеличить количество страниц или же формат каталога.

При наличии в рекламном печатном продукте изображений они тоже должны быть не слишком маленького размера. Если во время изучения каталога человеку придется постоянно щуриться, он вряд ли найдет ту информацию, которая ему нужна, и отложит его в сторону.

Чтобы проверить удобочитаемость, можно распечатать несколько страниц рекламного продукта самостоятельно на обычном принтере. Прочитав каталог, вы поймете, является ли масштаб элементов дизайна оптимальным либо нужно что-то доработать.


Каталог должен содержать четное количество страниц (полос), если быть точнее, то кратное четырем, например 8, 12, 16, 20, 24 и т. д.

Очень часто между заказчиком и менеджером возникает недопонимание по поводу путаницы со страницами и листами.

Каждый лист состоит из лица и оборота, то есть двух страниц (полос). Таким образом, в брошюре на скрепку должно быть количество полос, кратное четырем, поскольку, когда происходит сгибание листа пополам с последующей прошивкой по центру скрепкой, получается изделие с четырьмя страницами (полосами).

Каталог должен быть единым целым, а не напоминать винегрет. Продумайте цветовую гамму. При наличии фирменного стиля, лучше придерживаться его. Если хочется сделать фон более разнообразным, можно придумать фирменный паттерн.


Начальная полоса – это титульный лист, расположенный в начале раздела. Согласно правилам, располагаться она должна либо с начала листа, либо со сдвигом вниз или влево максимум на 1/3 страницы.

Что касается концевой полосы, то она должна находиться в конце текста. Это может быть полностью страница либо ее часть, но не меньше 1/4.

Рекомендованные форматы и типы бумаги

Выберите размер бумаги *1:

A4Альбомная, A5КнижнаяАльбомная, A6Альбомная, B5 JISАльбомная, B6 JISАльбомная,

81/2 × 14Альбомная, 81/2 × 13Альбомная, 81/2 × 11Альбомная, 81/4 × 14Альбомная, 81/4 × 13Альбомная, 8 × 13Альбомная, 8 × 10Альбомная,

71/4 × 101/2Альбомная, 51/2 × 81/2КнижнаяАльбомная, 16KАльбомная, 81/2 × 12Альбомная, 81/2 × 132/5Альбомная

Список плюшек

  • Высокая белизна. Документы, распечатанные на бумаге с повышенной белизной, выгодно выделяются на столе среди прочих. Это старая фишка опытных манагеров — распечатать коммерческое предложение на хорошей бумаге, вложить его в плотный глянцевый файлик и подкинуть руководству клиентов. Такой бумажно-файловый бутерброд даже тактильно приятнее, и когда он попадает в руки, пальчики это чувствуют, любопытство пересиливает и заставляет взглянуть на лист. А там уже белизна бьёт по глазам и надолго выводит адресата из строя.
  • Красота отпечатков. К чёрту белизну! Яркость решает. Как выше я рассказывал об этой характеристике — у хорошей бумаги потрясающая чёткость отпечатков. Каким бы ни было качество самого текста, но его исполнение — читабельность и красота — на такой бумаге всегда будут на высшем уровне.
  • Обслуживание техники. Понимаю, как бредово это звучит. Больше чем за 15 лет работы только в паре-тройке мест я видел мастера, который периодически приходил и обслуживал технику. Объясню доступнее: принтер, за которым не следят и только печатают на нём документы на бумаге экономкласса, быстро умрёт. Если заменить только бумагу на класс выше, то принтер всё равно умрёт, но позднее. А вот если к хорошей бумаге добавить регулярное обслуживание, то принтер умрёт, но уже через десяток лет или больше. У меня есть примеры. В зависимости от класса бумаги меняется и периодичность обслуживания техники: чем лучше бумага, тем оно реже.

Слушайте, я не топлю за покупку дорогой бумаги. Я даю информацию и подталкиваю к правильному выбору с моей точки зрения. Но этот выбор должен быть осознанным и финансово оправдан. Если у вас одноразовый принтер базового уровня, нет смысла запариваться насчёт бумаги: он отработает заявленный ресурс и отправится на помойку.

О бумаге, расходке и обслуживании стоит заморачиваться, если у вас техника премиального класса или хотя бы середнячок. И, кстати, кроме плюсов игры вдолгую есть и сиюминутные микроплюсики: например, сотрудники психически здоровы и довольны тем, что их техника работает без сбоев, а напечатанные документы чистые и опрятные.

Тип бумаги – не менее важный параметр, чем плотность

Чаще всего каталоги изготавливаются из мелованной бумаги, а почему, рассмотрим далее.

Благодаря мелованию поверхность получается более гладкой и белой, что обеспечивает наиболее качественную цветопередачу. Картинка в данном случае получается в большей степени красочной, четкой и устойчивой, в отличие от печати на обычной бумаге.

Если же говорить о рекламных каталогах, которые издаются в виде брошюр для распространения информации (об акциях, товарах, услугах) среди большого количества потребителей, то они могут изготавливаться и из дешевых материалов, поскольку срок службы в данном случае большой роли не играет. Их целью является только привлечение клиентов в офис или магазин.


Что касается мелованной бумаги, то она может быть с матовым или глянцевым покрытием.

Какую лучше использовать для изготовления фирменного каталога?

К готовому рекламному каталогу могут быть применены следующие виды отделки:

Рекомендации по подготовке макета каталога к печати

Ультра бонус: чек-лист для покупки бумаги

  • Известный магазин. Речь не обязательно о федеральном монстре вроде Комуса, Офисмага или Informat’а наперевес с Канцпарком. Достаточно, чтобы компания была на слуху. Как я уже не раз говорил — репутация дороже, чем продажа некачественного товара. Как в том анекдоте: но стоит один раз оступиться
  • Известный бренд. Названия бумаги, которые на слуху. Увы, скорее всего, известны только бренды класса С/С вроде Снегурочки и SvetoCopy Classic. Поэтому я даю третий пункт.
  • Известный производитель. Вот три проверенных и доверенных производителя в России: Mondi (Снегурочка, IQ) International Paper (SvetoCopy, Ballet) и Xerox. Не то чтобы я не доверял остальным (тут из-за угла с надеждой выглянул Госзнак), но непонятно для чего они нужны, если есть нормальная бумага.
  • Характеристики. Моя статья в помощь информация, которую предоставляет продавец. Сравнивайте и выбирайте.
  • Цена. Остерегайтесь подделок. Да, больше чем за 15 лет работы я всего один раз встречал подделку известной бумаги. И она была такой плохой, что и сомнений не возникло в том, что именно я держу в руках. Вообще подделывать бумагу ради 15–20 рублей с пачки бессмысленно — слишком высоки риски и трудозатраты. И всё же низкая цена должна активировать охранную систему в голове и наводить на мысли о том, что здесь что-то не так. Вот вам варианты: низкое качество продукта, бумага ввезена в страну нелегально, она не сертифицирована, её технические характеристики не подходят для местной техники или она откровенно ворованная. Однако ваша совесть — ваши риски.

Формат офисной бумаги

Формат бумаги отвечает за её размеры (длину и ширину). Общепринятым стандартом для офисной бумаги является формат A4 (210 x 297 мм) — с ним работает подавляющее большинство бытовых и профессиональных печатных устройств. Аппараты под формат A3 (297 x 420 мм) встречаются куда реже, хотя такую бумагу также можно считать офисной.

Примечание: существует также офисная бумага форматов Letter (216 x 280 мм) и Tabloid (432 x 279 мм) — это американские стандарты, в России не использующиеся.

Электропроводность (статическое электричество)

  • Норма: не присутствует,
  • В идеале: не присутствует.

Эта характеристика указана не везде, но она важна. Во всех современных лазерных и светодиодных аппаратах используется электрический перенос тонера. Если у бумаги высокая электропроводность, тонер плохо закрепится на её поверхности и осыпется, не оставив следа.

А если у неё низкая электропроводность, то листы сильно электризуются, и тонера к ним прилипает больше, чем нужно. Тогда отпечаток на листе получается тёмный, жирный или с полосами. Если у листов в пачке разная электропроводность, то они могут намагничиваться и склеиваться между собой или, напротив, скользить друг по другу и разлетаться в разные стороны. Такая магия, да.

Яркость

  • Единицы измерения: проценты (%),
  • Норма: 96–98 %,
  • В идеале: 97 %.

Яркость не бывает больше 100 %. Если указано больше, значит, в ход пошли добавки из той же серии, что и в расчётах бумажной белизны. Пример тому расширенные технические характеристики на скане выше. Яркость оценивается по проценту отражённого света с определённой длиной волны (457 нанометров — где-то между синим и зелёным цветом).

Абсолютное отражение принимают за 100 %, но это невозможно. Для печати текста на офисной бумаге важна именно яркость, а не прописанная на всех пачках белизна. Яркость влияет на контрастность текста. Чем она выше, тем легче читается и воспринимается текст.

А вот для печати изображений используют другую бумагу — для цифровой печати, например. О ней я рассказывал в статье о нюансах производства. У такой бумаги невысокая яркость, но большая белизна, необходимая для качественной цветопередачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector