Плотность как одна из важных характеристик бумаги для печати

Выбор плотности бумаги для каталога

Для печати рекламного продукта используется следующий материал:

Что касается обложки каталога, то плотность бумаги для нее в любом случае должна быть больше, чем для остальных листов. Самыми распространенными показателями являются 170–350 г/м2.


Далее рассмотрим бумагу различной плотности, использующуюся для создания обложки (она может быть как матовой, так и глянцевой, в зависимости от предпочтений заказчика):

  • Мелованный картон плотностью 350 г/м2. Чаще всего для изготовления обложки используется глянцевый вариант. В качестве примера можно представить обложки тетрадей, открытки. Благодаря такой плотности изделие выглядит более презентабельно, позволяя повысить имидж компании. По стоимости мелованный картон обойдется дороже бумаги.
  • Бумага мелованная плотностью 300 г/м2. Похожа на картон, ее можно использовать даже для изготовления визиток, поскольку она достаточно плотная и устойчивая к повреждениям. Данный вариант для изготовления обложки каталога является самым оптимальным, поскольку она обладает отличным качествами и при этом не такая дорогая.
  • Бумага мелованная плотностью 170–200 г/м2. Этот вариант отличается меньшей прочностью, чем предыдущий, однако несмотря на это, он является довольно популярным для изготовления рекламных каталогов с целью массового распространения. Главным плюсом мелованной бумаги этой плотности является ее низкая стоимость, а недостатком – быстрый износ, поскольку она легко повреждается во время эксплуатации.

Однако если каталоги вы изготавливаете не для профессиональной выставки, а для распространения среди клиентов, то бумага этой плотности вполне подойдет для обложки рекламного продукта, поскольку в первую очередь потребитель обращает внимание не на внешний вид, а на содержание, то есть список товаров, акции и скидки.

В некоторых случаях для изготовления обложки используется дорогая дизайнерская бумага. Ее стоимость обуславливается большим выбором цветовой гаммы и особой фактурой. Эта бумага имеет привлекательный внешний вид. Кроме фактуры, о которой шла речь ранее, она может быть белой или цветной, содержать вкрапления или примеси.

Если вы не ограничены в финансовых возможностях и вам необходим эксклюзивный и стильный рекламный каталог, то дизайнерская бумага станет отличным выбором для обложки. Однако нужно постараться, чтобы изображение не было перегружено. Обычно для печати используется максимум два цвета, а потом добавляется тиснение золотом или серебром.

Чаще всего для изготовления каталога используется бумага следующего формата:

Можно, конечно, использовать и бумагу формата А3, но тут нужно понимать, что каталоги большого размера – менее практичные и удобные, поскольку занимают много места. Поэтому если вам нужен оригинальный рекламный продукт, то лучше воспользоваться бумагой формата А4, но придать изделию необычную, оригинальную форму, используя фигурную вырубку.

Импортозамещение

Тренд последнего времени — импортозамещение. Другими словами, замещение импорта в Россию товарами, выпущенными российскими производителями, то есть внутри страны. Для стимулирования замещения импорта российскими товарами применяется, в частности, таможенно­тарифное (пошлины) и нетарифное (квоты, лицензирование ввоза) регулирование, а также субсидирование и другие виды гос­поддержки производств в России.

Собственно, как уже упоминалось выше, все импортозамещение производства мелованной бумаги в России ограничилось грандиозным проектом «Илим» в Коряжме.

И он действительно грандиозный. При въезде в Коряжму из Котласа на автомобильной трассе стоит большой баннер с надписью «Здесь делают продукцию для 50 стран мира». Сразу чувствуется масштаб производства. География стран — импортеров архангельской продукции впечатляет: это государства Ближнего Востока, европейские, азиатские, североамериканские государства.

Половина продукции идет в Россию. Комбинат стал выпускать чистоцеллюлозную мелованную матовую и глянцевую бумагу под брендом «Омела». Ранее такую бумагу в России не производили.

Инвестиции в проект составили порядка 400 млн долл. и на этом не закончились. «Илим» продолжает вкладывать деньги в развитие и расширение производства. Была построена бумагоделательная машина № 7, автономная меловальная установка, цех листовых бумаг.

Рис. 3. Панорама бумажного производства в Коряжме

Рис. 4. Меловальная установка

Мощности действительно большие: новая буммашина высотой с девятиэтажный дом производит 220 тыс. т продукции в год. Это офисная, офсетная бумага, бумага­основа для мелования. БДМ № 7 — это огромное многоуровневое здание с высокими потолками, на выходе готовой бумаги — белоснежные полы (что немаловажно для соблюдения чистоты производства).

Здесь очень жарко: целлюлозная масса, которая подается на сушильную часть машины, горячая. Напротив БДМ — пульт управления (где уже прохладнее — работают кондиционеры). Задача сотрудников — на экранах мониторов отслеживать технологический процесс. Все автоматизировано.

На другом объекте — меловальной установке — на основу наносится специальная меловальная паста.

Отдельной строкой отметим, что при сжигании и регенерации отходов производства филиал Группы «Илим» в Коряжме вырабатывает 2,7 млн Гкал тепла и 233 тыс. МВт электроэнергии в год. За счет этого в городе — самые дешевые на Северо­Западе тепло и электроэнергия.

Также планомерно сокращается количество выбросов в атмосферу. Целлюлозно­бумажное производство дает почти 10 тыс. рабочих мест, налоги в бюджет. Идет развитие транспортной инфраструктуры благодаря большим объемам грузов. Особое внимание уделяется лесовосстановлению, строительству лесных дорог.

По заявлениям ответственных работников, проект изначально был ориентирован на импортозамещение. А это значит, что российскому производителю придется побороться с европейскими поставщиками по трем основным пунктам: качеству, цене, срокам. 

КомпьюАрт 5’2021

Как плотность бумаги влияет на качество офисной печати?

Плотность офисной бумаги зависит от технических характеристик принтера. Каждый производитель печатающего устройства в технических характеристиках указывает размер и вес используемой бумаги. Например, «Размер носителя — A4, 64–163 г / м2» означает, что этот принтер принимает только бумагу до A4, а предел плотности составляет 163 г / м2. Если вы попытаетесь печатать на бумаге плотнее 163 г / м2, например, на бумаге Whatman 200 г / м2, вы легко можете повредить вытяжной механизм принтера.

Стандартный вес бумаги для копировальных аппаратов и принтеров составляет 80 г / м2, а размеры — A4 и A3. Этот вид офисной бумаги подходит для принтера с любой техникой печати. На рынке много брендов, но популярнее в последнее время пользуется национальная бумага марки «Снегурочка».

Качество бумаги соответствует мировым стандартам, а стоимость, конечно, намного ниже. Общая стоимость рабочего процесса напрямую зависит от стоимости расходных материалов. Поэтому крупные компании с большими ежемесячными объемами документооборота массово используют карту «Снегурочка», ежегодно экономя огромные суммы денег.

Каждый производитель полиграфического оборудования выпускает офисную бумагу собственной марки, обеспечивая высокое качество печати исключительно на оригинальной продукции собственного производства. Но высокая стоимость бумаги для печати мировых брендов привела лишь к попыткам использовать неоригинальную продукцию. В результате типографии начали жевать бумагу и массово выходить из строя, и о качестве печати говорить не приходилось.

Основные показатели качества офисной бумаги Снегурочка:

  • идеальная геометрия листа гарантирует правильный захват бумаги и исключает возможность «жевания» и наклона;
  • отсутствие отслоения пыли и заусенцев по краям листа — залог надежной и длительной работы принтера;
  • резкость резки листов гарантирует защиту от прилипания и замятия бумаги;
  • достаточный процент непрозрачности позволяет использовать бумагу для двусторонней печати;
  • однородный картон и высокая степень белизны улучшают качество печати.

Таблица веса бумаги для струйной печати

Классификация мелованной бумаги по кодам тн вэд таможенного союза

Основу импорта мелованных бумаг для российской полиграфической индустрии составляют различные типы мелованных бумаг, сгруппированные под кодом ТН ВЭД 4810 «Бумага и картон, покрытые с одной стороны каолином (китайской глиной) или другими неорганическими веществами…».

Так, мелованные бумаги, соответствующие кодам 4810 1, — либо чистоцеллюлозные, либо содержат древесную массу не более 10% от общей массы волокна. Во второй группе мелованных бумаг (ТН ВЭД 4810 2) допускается использование древесной массы более 10% от общей массы целлюлозного волокна.

Код ВЭД 4810 1 классифицируется как «бумага и картон, используемые для письма, печати или других графических целей». Это двусторонние бумаги с мелованием в один слой. В эту группу входят:

•    бумага и картон в рулонах, используемые для письма (ТН ВЭД 4810 13);

•    бумага и картон в листах с размером одной стороны не более 435 мм, а другой — не более 297 мм в развернутом виде (код ВЭД 4810 14);

•    прочие бумага и картон, используемые для письма, печати и других графических целей (код ВЭД 4810 19). Важно отметить, что в последнее время половина всего тоннажа мелованной бумаги, поступающей на российский рынок, согласно статистике ФТС РФ, приходится именно на бумаги под кодом 481019.

Импорт мелованных бумаг в листах, код 4810 14, — незначительный.

Ввоз бумаг под кодом 4810 13 составляет долю около 13% (основные поставки ТН ВЭД 4810 13 200 «бумага и картон массой 150 г/м2, используемые как основа для фото­, тепло­ и электрочувствительной бумаги или картона», ТН ВЭД 4810 13 2001 — бумага и картон баритованные, используемые как основа для фоточувствительной бумаги или картона).

Вторая группа мелованных бумаг (ТН ВЭД 4910 2) — это бумаги односторонние, с мелованием в один слой. Сюда входят:

•    бумага мелованная легковесная в рулонах или листах (код ВЭД 4810 22);

•    прочие бумага и картон для письма, печати или других графических целей (код ВЭД 4810 29).

Здесь важно подчеркнуть, что мелованной тонкой бумаги (код 481022) на рынки России поступает почти четверть от всего импорта мелованных бумаг.

Как было сказано выше, половину всех поставок мелованной бумаги на российский рынок составляют двусторонние бумаги прочие, соответствующие коду ВЭД 4810 19. До 23% всего импорта мелованных бумаг — это легковесные мелованные бумаги (код 4810 22). В равных долях, по 13%, приходится на поставки мелованных бумаг, имеющих коды ВЭД 4810 13 (рулонные, двусторонние, в составе которых волокон древесной массы менее 10%)

и 4810 29 (прочие, односторонние, легкомелованные, волокон древесной массы более 10%). Всего 0,2% от суммы тоннажа мелованных бумаг, отгруженного на российский рынок, соответствует импорту бумаги с кодом 4810 14 (двусторонние, в листах, состав волокон, полученных механическим способом, менее 10%).

На полиграфический рынок России поступают различные марки мелованных бумаг многих стран мира. Назовем основные: чистоцеллюлозная бумага двухслойного двустороннего мелования из Германии марки UPMFinesseGloss&Silk, австрийская бумага трехслойного двустороннего мелования QuatroGloss&

Silk, GalerieArtGloss&Silk. Финско­шведская компания StoraEnso поставляет в Россию чистоцеллюлозную глянцевую бумагу двустороннего мелования для печати высокохудожественных изданий на листовых офсетных машинах MediaPrintGloss. Данная торговая марка является собственностью компании «Евро­папир».

Напомним, что «Европапир» поставляет в Россию мелованную бумагу компаний StoraEnso, UPM и APP. Легковесная мелованная бумага с содержанием древесной массы более 50% представлена в основном такими марками, как Solarispress и Terrapressmatt компании StoraEnso.

Марки легкого мелования — Galerie Fine и Galerie Silk производства M­Real — хорошо известны на российском рынке рулонных бумаг. В конце сентября 2008 года компания M­real объявила о заключении соглашения о продаже Sappi Limited подразделения полиграфичес­ких бумаг (подразделение включает финские заводы Kirkniemi (марки Galerie Lite, Galerie Brite, Galerie Fine)

, Kangas (Galerie Silk), немецкий Stockstadt (Euro Art Plus), швейцарский Biberist (Allegro)). Заводы Husum (Швеция) и Aannekoski Paper (Финляндия) остались тогда в собственности M­real, а продажи бумаги Galerie Fine и Galerie Art будут осуществляться для M­real компанией Sappi. В результате сделки образовалась крупнейшая компания по производству мелованной бумаги в Европе.

Классификация мелованных бумаг

Мелованные бумаги делятся на следующие типы:

•    по характеру волокнистой массы — целлюлозные, в которых содержание древесной массы не превышает 10% (реже — 5%), и с содержанием древесной массы — до 25%. Бумаги с содержанием древесной массы обладают большими непрозрачностью и гладкостью, но меньшими белизной и глянцем;

•    по отделке поверхности — матовая и глянцевая. Глянцевая мелованная бумага производится с нанесением дополнительного глянца на каландре вне бумагоделательной машины. Глянцевая бумага отличается лучшими печатными результатами, меньшим расходом краски, большей гладкостью, минимальным отмарыванием и пылением.

Глянцевую бумагу чаще используют для ярких иллюстрированных изданий, а матовую — для изданий смешанного типа с преобладанием текстовой информации. Матовой бумаге свойственны большая жесткость и лучшее восприятие на ощупь, большие (по сравнению с глянцевой) пухлость и непрозрачность, способность наилучшим образом воспроизводить текстовую информацию.

Промежуточная степень отделки поверхности — полуматовая бумага. Еще она называется silk или satin. В основе технологии производства такой бумаги — особый режим работы каландров на заключительной стадии производства. Это именно полу­матовая, но не полуглянцевая бумага;

•    по количеству сторон мелования — бумаги одностороннего и двустороннего мелования. Бумаги одностороннего мелования в основном используются для производства этикеток;

•    по количеству слоев мелования — одно­, двух­ и трехслойного мелования. Увеличение слоев мелования улучшает показатели белизны и гладкости;

•    по массе мелованного листа — бумага легкая (до 60 г/м2), бумага средней плотности (70-150 г/м2) и бумага с высокой плотностью (более 150 г/м2). Покрытие на легкомелованные бумаги наносят непосредственно в бумагоделательных машинах;

•    по формату — рулонная и листовая. Большая часть мелованной бумаги поставляется в листах, упакованных в пачки. Такая упаковка максимально защищает бумагу от внешних воздействий при хранении и транспортировке. Как правило, бумажные фабрики оснащены наиболее современным и точным резательным оборудованием.

Несмотря на то что общие принципы изготовления мелованной бумаги одинаковы, каждая марка обладает своим уникальным набором характеристик. При выборе и использовании мелованной бумаги полезно учитывать некоторые ее особенности.

Прежде всего, бумага отличается по толщине (мм) и массе квадратного метра (г/м2). В обиходе вместо последнего термина очень часто используется термин «плотность», хотя фактически это совсем другая характеристика — плотность измеряется в г/м3 и рассчитывается на основе толщины и массы 1 м2. Кстати, обратной величиной к плотности является пухлость (см3/г).

Печатник должен учитывать все характеристики бумаги, но наибольшее влияние на качество продукции оказывают гладкость или шероховатость, пористость, белизна, непрозрачность (светонепроницаемость) и глянец (лоск).

Чаще всего именно эти характеристики, наряду с общим описанием, приводятся в спецификациях производителей. Бумагу характеризуют также показатели однородности структуры, механические и сорбционные.

Белизна — это свойство бумаги отражать падающий на нее свет. Известны не менее семи методов определения данного параметра. По российскому ГОСТу показатель белизны характеризуется коэффициентом отражения при длине волны 457 нм. Этот показатель соответствует зарубежному понятию brightness.

Российский метод измерения справедлив только для бумаг без оптического отбеливателя. Второй показатель — whitness — дает возможность использовать полный спектр видимого излучения. Одна и та же бумага может иметь при измерении по различным методикам в одном случае 92% белизны по российскому ГОСТу (brightness)

Непрозрачность особенно важна при двусторонней печати. Для ее повышения производители подбирают состав волокнистых материалов, комбинируют степень их помола, вводят в бумагу наполнители, подбирают степень каландрирования.

Лоск (глянец) характеризует способность бумаги к отражению падающего на нее света. На бумаге с высокими глянцем и белизной краски выглядят очень яркими, однако чтение текстов может быть затруднено. Поэтому на Западе для печати изданий с большим процентом текстовых материалов все чаще отдают предпочтение матовой бумаге, а для придания дополнительного глянца изображениям их могут печатать глянцевыми красками и выборочно покрывать лаком.

Плотность. Так зачастую называют массу квадратного метра. Как правило, производители под одной и той же торговой маркой предлагают до 15 разновидностей мелованных бумаг с различной плотностью. Основные плотности мелованных бумаг: 70, 80, 90, 115, 130, 150, 170, 200, 250, 300, 350 г/м2.

Бумаги с плотностью менее 115 г/м2 могут создавать некоторые проблемы при полноцветной печати с двух сторон: они набирают много краски и могут коробиться. При их использовании изображения, напечатанные красками темных тонов, необходимо располагать так, чтобы они оказывались совмещенными оборотными сторонами — это сделает менее заметным «пробивание» краски.

Бумаги с плотностью более 150 г/м2 трудно фальцевать, перед фальцовкой их нужно предварительно биговать. Фальцы лучше располагать на ненасыщенном участке изображения. Участки, попадающие при обрезке под нож, также должны быть ненасыщенными — нож может вырвать частички краски, которые могут загрязнить изображение.

Светопроницаемость. Эту характеристику часто называют непрозрачностью. Высокая светопроницаемость является недостатком бумаги, так как изображение становится видимым на оборотной стороне оттиска. Для снижения светопроницаемости в бумагу вводят наполнители, повышающие рассеяние света (например, диоксид титана).

Мелованные бумаги с плотностью 90­115 г/м2 имеют непрозрачность 88­93%. С увеличением плотности бумаги непрозрачность растет. Бумаги с массой больше 200 г/м2 практически непрозрачны (98,5­99,9%). На практике эта величину легко оценить визуально — достаточно сравнить два издания, отпечатанные на материалах разной плотности.

Шероховатость — это показатель средней высоты микронеровностей бумаги в микронах. Для мелованных бумаг шероховатость поверхности находится в пределах 0,8­3 мкм, что гораздо меньше, чем минимально воспроизводимая офсетной печатью растровая точка.

Обобщенная характеристика шероховатости — гладкость. Используя стандартный метод Бекка, измеряют время (в секундах), необходимое для прохождения определенного количества воздуха между бумагой и стеклянной поверхностью. А используя метод Бендстена, бумагу прижимают тонкостенным стаканом и измеряют объем воздуха в миллиметрах, прошедший за минуту.

Влажность. Нарушение температурного режима при хранении бумаги и ее запечатывании — одна из распространенных проблем российских типографий. Бумага, не прошедшая длительную (до 24 часов при значительных перепадах температуры) акклиматизацию непосредственно в печатном цехе, может вызвать массу проблем при печати.

Обычно равновесная влажность бумаги при относительной влажности 50­60% находится в пределах 5­6%, но возможны и отклонения в ту или другую сторону. Например, бумага с высоким содержанием древесной массы в указанных условиях может иметь влажность до 7%.

Некоторые виды мелованной бумаги, наоборот, имеют более низкую влажность вследствие изолирующего влияния покрытий. В большинстве случаев увлажнение мелованной бумаги свыше 6% может привести к слипанию листов. Оптимальные условия для хранения бумаги и ее запечатывания: относительная влажность воздуха 40­50%, температура 22­23 °С.

Стойкость к выщипыванию. При высокой печати на мелованной бумаге иногда возникают проблемы с закреплением краски из­за того, что мелованная бумага активно впитывает связующее вещество, в результате в краску приходится вводить дополнительное количество этого связующего вещества.

О мелованной бумаге в россии

Долгое время практически все организации, хоть как­то связанные с издательско­полиграфическим рынком, стучали во все двери и просили об отмене таможенных пошлин на ввоз мелованных бумаг. Межрегиональная ассоциация полиграфистов, МПС, СБО многократно адресовали запросы в Минэкономразвития, Межведомственную комиссию по таможенно­тарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле, Минпромэнерго и т.п. Но все было бесполезно.

Потом грянул кризис 2008 года. По данным Росстата, за 2009 год производство журналов сократилось на 29,3% — 1,6 млрд штук, газет — на 20,1% — 3,5 млрд штук. А экспорт печатной продукции вырос на 20%. Некоторые издания закрылись — Gloria, «Лиза Style», «Коммерческий директор», «HR менеджмент», «Индустрия рекламы» и многие другие. Большое количество изданий сократили периодичность в два­три раза.

К 2021 году ситуация начала выравниваться, и все немного успокоилось. И вдруг вышло Решение Комиссии таможенного союза № 196.1 от 26 февраля 2021 г. «О корректировке ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона».

Теперь таможенные пошлины сокращались с 15% до 5% сроком на 9 месяцев. Речь шла о бумагах по кодам ЕТТ ТС: 4810 13 8009 — мелованные чистоцеллюлозные бумаги в рулонах, прочие (WFC), 4810 19 9000 — мелованные чистоцеллюлозные бумаги прочие (в листах) (WFC)

И все было бы хорошо, если бы параллельно с этим не происходило повышение цен на мелованные бумаги в мире.

С января по апрель 2021 года цены на чистоцеллюлозные мелованные бумаги были повышены в среднем на 10%. Таким образом, таможенная «скидка» покрылась общим увеличением стоимости бумаг.

Самое интересное в этой истории — ее продолжение. Как дальше будет развиваться ситуация на рынке мелованных бумаг, а следовательно, и в издательском секторе, так или иначе связанном с глянцем?

Так, Владимир Ещенко, еще в бытность коммерческим директором Первого полиграфического комбината, заявил: «С одной стороны, возвращение 15­процентной таможенной ставки стало бы реальной поддержкой только зарождающегося отечественного производства мелованной бумаги.

Но с другой — российское правительство пропагандирует недопустимость протекционизма. Чему, в общем­то, наглядный пример — полиграфическая отрасль и нулевые пошлины на ввоз готовой печатной продукции из­за рубежа при наличии недозагруженных полиграфических мощностей в России.

К тому же, защита одного отечественного производителя сведется к ущемлению другого. Речь идет о полиграфичес­ких предприятиях. Ведь создающиеся производства мелованной бумаги смогут производить ограниченный ассортимент бумаги. Потребность в западных поставщиках останется в любом случае».

В том же интервью он отметил: «Происходит наращивание производства бумаги в Китае, который планирует дополнительно экспортировать еще 5 млн т мелованных бумаг. Несмотря на то что бумага эта низкого качества, если работать с западными поставщиками станет дорого, наверное, многие типографии в России перейдут на китайские материалы.

Плотность бумаги по стандарту сша

Определение плотности бумаги по весу упаковки с бумагой было ранее широко задействовано в Великобритании, Европе, также как и в Северной Америке, где оно до сих пор используется. Популярность метода в Европе упала после международной стандартизации форматов бумаги по ISO 216 и его национальным предшественникам в европейских странах.

Плотность определяется как масса пачки неразрезанной бумаги в фунтах (lb) (Примечание: часто вместо фунтов на пачках пишут # после числа веса). Существует много типов неразрезанной бумаги, которые используют в различных производствах: для офисной бумаги и картона используют тип Bond, Cover и Index.

Поэтому, если у вас есть лист 20lb Bond Letter, он будет одинаковой толщины с 20lb Bond Legal, хоть листы и будут весить по разному. Но лист 28lb Bond Letter формата бумаги не будет одинаковым с 28lb Cover Letter размером, так как непорезанные листы Bond и Cover различные.

Бумага bond 20 lb
Пачка офисной бумаги bond 20 lb

Бумага, которая используется в офисах чаще всего имеет плотность в 20-24 фунта (lb). Часто поставщики опускают слово Bond на упаковке и просто выписывают вес 20 фунтов или 24 фунта, так как на упаковках других формтаов всегда пишут Index или Cover если «по умолчанию» не был использован тип Bond.

Газетная бумага имеет свой собственный тип, Newsprint, который имеет размер 24х36 дюйма в необрезанном размере листа. Это значительно больше, чем у бумаги необрезанных размеров типов Bond и Cover, таким образом, наиболее распространенным 30lb Newsprint (газетная) на самом деле значительно более тоньше 20lb Bond типа. Следующая страница рассказывает про различные типы стоковых типов необрезанных листов бумаги.

Таблиц преобразования плотности бумаги из г/м2 в lb и назад.

Плотность грамм на метр квадратный (gsm)

Упаковка бумаги плотность
Упаковка бумаги плотность 80г/м2

Вес бумаги по ISO 536 указывается в основном на упаковке с товаром в г/м2 или GSM. Этот стандарт определяет вес одного листа бумаги A0 (который имеет площадь в 1м2) в зависимости от удельной плотности. Это значит, что A0 лист с плотностью 80 г/м2 будет весить 80 грамм, A0 лист бумаги 100г/м2 будет весить 100 грамм и так далее.

Примечание: на пачках обычно пишут GSM, а не г/м2 в большинстве компаний. Это произошло из-за неспособности ранних компьютерных пакетов отображать символы в верхнем индексе — особенности складского учета, учета и выставления счетов систем.

Бумага, которой обычно пользуются в офисах, как правило, имеет плотность между 70г/м2 и 80 г/м2, а 80 г/м2 является наиболее часто встречающейся плотностью. Некоторые бухгалтеры и адвокаты используют более плотные бумажные листы, начиная от 90gsm и до 120gsm для формальной переписки.

См. эту страницу с таблицей веса отдельных листов 4A0, 2A0, A0, A1, A2, A3, A4, A5, A6, A7, A8, A9 и A10 для различных часто используемых плотностей бумаги.

Процесс производства мелованной бумаги

Целлюлозная масса наносится на быстро движущуюся сетку бумагоделательной машины. В этот момент в смеси содержится примерно 5­7% целлюлозы и 93­95% воды. По мере прохождения сетки через машину вода удаляется и формируется бумажное полотно. У бумаги различается сеточная сторона листа и лицевая.

На наиболее современных бумагоделательных машинах (действующих, к примеру, на производствах компаний Sappi, UPM­Kymmene, M­Real, StoraEnso) применяется «двухсеточная» система формирования полотна: целлюлозная масса подается между двух сеток и применяется вакуумная система сушки. Поэтому у такой мелованной бумаги сеточная сторона практически не отличается от лицевой.

Для уменьшения степени впитываемости связующего печатных красок бумага проходит проклейку — либо в массе, либо на стадии отделки. Процедура внесения проклеивающих веществ в волокнистую массу называется машинной проклейкой. В случае если проклейка проводится на заключительной стадии производства бумаги, она называется поверхностной.

Такая проклейка производится клеильными прессами. Эта процедура обеспечивает снижение вероятности выщипывания волокон при печати. Для проклейки используют канифоль, ее производные и другие связующие вещества. В настоящее время все шире применяются синтетические химически нейтральные добавки. Бумага с использованием таких добавок называется бумагой с нейтральной проклейкой.

Для чего каландрируют бумагу? Каландры (попарно вращающиеся металлические нагретые валы, через которые проходит целлюлозная масса) прессуют полученное полотно, сушат его и придают ему гладкость. От степени каландрирования зависят пухлость и непрозрачность бумаги.

Чем больше она спрессована, тем она менее пухлая и более прозрачная. При производстве высококачественной мелованной бумаги очень важен баланс между гладкостью основы и непрозрачностью. Особенно данный параметр важен для тонких бумаг, где количество наносимого на очередной производственной стадии мелованного покрытия сравнимо с содержанием целлюлозы.

Но свои особые поверхностные свойства мелованная бумага приобретает после финального каландрирования. Этот процесс аналогичен каландрированию бумаги­основы. Отличие состоит в том, что, в зависимости от производимого вида — глянцевой или матовой бумаги, — применяют тот или иной набор валов.

Современные фабрики оснащены каландрами с регулируемым усилием прижима каждого вала. Кроме того, валы покрыты пластиком, что делает каландрирование более «мягким». С помощью таких каландров достигается лучший компромисс между гладкостью и пухлостью бумаги.

Как происходит мелование? Покрытие бумаги может быть однократным или многократным. Как правило, двукратное покрытие складывается из покрытия, нанесенного на бумагоделательной машине и на отдельно стоящей меловальной установке. Однако существуют бумагоделательные машины, в которых двукратное мелование происходит путем последовательного двукратного нанесения покрытия.

При этом второе покрытие наносится или на уже высушенное первое — метод нанесения «влажным по сухому», или без сушки первого — «влажным по влажному». Трех­ и более кратное покрытие получается при комбинированном меловании бумаги на встроенных в бумагоделательную машину и на отдельно стоящих устройствах.

Рис. 1. Мелование бумаги на установке фирмы Voith Paper

Первый слой, наносимый внутри бумагоделательной машины (машинное мелование) весьма незначителен по своей массе — порядка 4 г/м2. Второй слой гораздо весомее первого. Его масса 20­40 г/м2, он наносится в меловальной машине. При шаберном меловании избыток смеси удаляется гибким ножом (шабером) или воздушной струей (воздушный шабер), а при литом меловании слой напыляется с помощью ряда форсунок, что обеспечивает более равномерное нанесение.

Весьма перспективным является метод шторного мелования. В устройстве для его осуществления отсутствуют механические элементы для разравнивания пасты по поверхности полотна. Паста вытесняется через узкую щель напускной камеры и под действием силы тяжести падает на полотно в виде шторы.

Недостатком метода шторного мелования является то, что покрытие наносится только на одну сторону полотна. Масса покровного слоя регулируется скоростью движения бумажного полотна и шторы, а также содержанием сухого вещества в пасте.

Дозирование пасты завершается до момента ее контакта с полотном, благодаря чему равномерность толщины слоя не зависит от неровностей поверхности полотна­основы. В результате обеспечивается высокая степень равномерности покрытия полотна в машинном и поперечном направлении, а отсутствие механических деталей, соприкасающихся с полотном, снижает требования к прочности бумажного полотна и уменьшает количество обрывов.

Итак, что мы получаем в сухом остатке? Мелованная бумага состоит из обработанной целлюлозной массы, образующей бумагу­основу, а также наполнителей и связующих веществ, образующих мелованное покрытие. Один из лучших по качеству, но и самый дорогостоящий наполнитель — диоксид титана.

Производители используют и другие, более экономичные наполнители, к примеру каолин. По некоторым прогнозам, ожидается увеличение использования в качестве наполнителя карбоната кальция, то есть мела, — как при производстве мелованной бумаги, так и для наполнения. Но пока все­таки преобладает каолин.

Рис. 2. Широкий выбор мелованной бумаги по образцам

Рекомендации по подготовке макета каталога к печати

К любому виду полиграфической продукции, будь то визитки, брошюры, плакаты и др. предъявляются обязательные требования:


Часто типографии предоставляют клиентам макеты в цветовой модели RGB, которая используется для мониторов, однако во время печати применяется CMYK.

В результате, когда производится перевод цветов из RGB в CMYK, разница в цвете на экране и бумаге становится очевидной, изображение выходит более тусклым.

Вылетами являются выходящие за край обрезанного формата цветовых элементов макета на 3–5 мм (в зависимости от того, какой вид полиграфической продукции изготавливается). Они позволяют избежать брака во время резки изделия.

Если в каталоге планируется разместить много изображений (диаграмм, фотографий, таблиц), необходимо позаботиться о том, чтобы они были качественными. Только в этом случае ваш рекламный продукт будет эффективным. Когда речь идет о продуктовом каталоге, лучше будет воспользоваться услугами фотографа.

Оптимальным размером изображений, которые подойдут для печати каталога, считается разрешение 220–300 dpi с масштабированием 1:1. Если они будут с меньшими параметрами (часто скаченные с Интернета), то после печати они получатся размытыми с хорошо различимыми пикселями.

Довольно часто печать одного и того же макета производится в разных форматах (А6 – для листовок, А1 и А2 – для плакатов). Файл отправляется в одном формате, например, А1. При оформлении нескольких изделий в одном заказе специалисту, занимающемуся допечатной обработкой, приходится масштабировать файл до необходимого размера.

Бывают ситуации, когда поступает заказ на плакат (А1), а через некоторое время уже нужны листовки формата А6. В этом случае возникает вопрос относительно того, правильно ли были указаны параметры изделия во время оформления заказа или, возможно, был выслан файл в неподходящем формате.

В данном случае работа продолжена быть не может до тех пор, пока не уточнят детали, а для этого потребуется связаться с заказчиком. С одной стороны, ничего сложного в этом нет, однако иногда, когда заказ срочный либо требует отправки в другой город, а дозвониться до клиента не получается, приходится действовать незамедлительно. Тут даже незначительное промедление может негативно сказаться на сроках доставки.

Текст, имеющийся в каталоге, должен быть удобным для чтения, поэтому нужно хорошо продумать и подобрать шрифт – как для заголовка, так и для основного текста. Если есть желание использовать нестандартный формат, то делать это нужно правильно. Необычный шрифт подойдет только для заголовков, в основном тексте его будет читать неудобно.

Про размер букв тоже не стоит забывать, они должны быть не слишком мелкими. Если контента очень много и он не умещается, то правильнее будет увеличить количество страниц или же формат каталога.

При наличии в рекламном печатном продукте изображений они тоже должны быть не слишком маленького размера. Если во время изучения каталога человеку придется постоянно щуриться, он вряд ли найдет ту информацию, которая ему нужна, и отложит его в сторону.


Чтобы проверить удобочитаемость, можно распечатать несколько страниц рекламного продукта самостоятельно на обычном принтере. Прочитав каталог, вы поймете, является ли масштаб элементов дизайна оптимальным либо нужно что-то доработать.

Каталог должен содержать четное количество страниц (полос), если быть точнее, то кратное четырем, например 8, 12, 16, 20, 24 и т. д.

Очень часто между заказчиком и менеджером возникает недопонимание по поводу путаницы со страницами и листами.

Каждый лист состоит из лица и оборота, то есть двух страниц (полос). Таким образом, в брошюре на скрепку должно быть количество полос, кратное четырем, поскольку, когда происходит сгибание листа пополам с последующей прошивкой по центру скрепкой, получается изделие с четырьмя страницами (полосами).

Каталог должен быть единым целым, а не напоминать винегрет. Продумайте цветовую гамму. При наличии фирменного стиля, лучше придерживаться его. Если хочется сделать фон более разнообразным, можно придумать фирменный паттерн.

Начальная полоса – это титульный лист, расположенный в начале раздела. Согласно правилам, располагаться она должна либо с начала листа, либо со сдвигом вниз или влево максимум на 1/3 страницы.

Что касается концевой полосы, то она должна находиться в конце текста. Это может быть полностью страница либо ее часть, но не меньше 1/4.

Adblock
detector