Плотность и вес листов бумаги – О бумаге .нет – О бумаге .нет

Скрапбукинг для начинающих. часть вторая: плотность бумаги и применение | журнал ярмарки мастеров

И вот моя следующая статья в продолжение , по комментариям я поняла, что важна информация о применении и плотности, в каких работах и какую бумагу можно использовать.

Тогда снова по порядку:

1. Офисная белая бумага, знаменитая фирма «Снегурочка», но есть дешевле, я беру «SvetoCopy», возможно, есть дешевле. Плотность стандартная такой бумаги 80 г/м2. Она подходит для листов блокнота как с коптским переплетом и на кольцах, так и просто переплет на клее. Такие листы можно состаривать в кофе, разлиновать, сочетать с цветной офисной бумагой. Цветная офисная бумага 80 г/м2 стоит дороже, чем белая.

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 1

Кто-то использует такую бумагу в открытках на внутренней стороне, вклеивает поздравления в виде стиха и т.п. Я не люблю использовать такую тонкую бумагу в открытках, так как она работу упрощает.

Цветная бумага интересно смотрится, когда блокнот, например, для девочки — в розовом цвете и листы бумаги соответственно такие же. Если листы в зеленом цвете, можно блокнот сделать в ботаническом стиле и т.п.

Есть офисная бумага следующей плотности:

– 80 г/м2

– 90 г/м2

– 120 г/м2

– 160 г/м2

– 200 г/м2

– 220 г/м2

– 240 г/м2

Это те плотности бумаг, которые знакомы мне.

Текстура так же может отличаться: глянцевая, матовая. При выборе ориентироваться надо на свой принтер, если вы хотите эту бумагу использовать для печати. Так как бумага может предназначаться только для струйной печати или только для лазерной. И конечно, если бумага плотная, такая как 200 г/м2 и больше, она тоже уже может использоваться для подложек в открытках, для рассадочных карточек, для основы открыток, для основы шоколадниц, для коробочек в таких работах, как «мамины сокровища» и т.п.

У меня струйный принтер с цветными красками, на нем я печатаю различные иллюстрации, потом я такими иллюстрациями оформляю блокнот. Очень спасает, когда нет соответствующей бумаги, а нужен определенный фон на подложку или куда-либо (немного) — его удобно распечатать.

Фоны в большом количестве не распечатывала, как я и писала в предыдущем посте, не заменяет скрапбумагу, цветовую гамму не всегда правильно передает.

2. Акварельная бумага, плотность 200 г/м2. Из нее можно делать также основу для открыток, коробочки, шоколадницы, красить акварельными красками, подходит для стиля микс-медиа. Мне особо неизвестно, кто и куда ее использует, опишу, куда использую я:

– форзацы блокнота, брызги акварельной краской (цвет, приближенный к кофе);

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 2

– шоколадница;

– основа открыток, подойдет для рассадочных карточек, я их отношу к открыткам, потому что принцип создания одинаков;

– коробочки и потом коробочки задекорировать скрапбумагой и другими украшениями для скрапбукинга;

– из такой бумаги так же можно делать цветы бумажные, есть очень замечательные мастер-классы у Астории. Сама еще не делала, но обязательно сделаю. Заменяет покупные цветы, удобно создавать цветы нужные по цветовой гамме. Цветочки в магазинах не дешевые, а их всегда нужно много;

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 3

– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада», это как вариант, зависит от стиля фотоальбома. Первый опыт был мой из офисной тонкой бумаги, теперь смотрю — смотреть не хочется;

– можно поставить оттиски штампа, вырезать и задекорировать страничку или открытку или блокнот и т.п.;

– еще можно распечатать макет рисунка на акварельной бумаге и акварельными карандашами раскрасить, очень красиво получается;

– у многих принтер позволяет на такой бумаге печатать, в принтерах в настройках нужно посмотреть, какая плотность бумаги подходит.

3. Пастельная. Из нее так же можно делать:

– основу для открыток;

– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада»;

– коробочки, на фото коробочка для флешки из пастельной бумаги;

– так же можно поставить оттиски штампа, вырезать, а далее использовать.

4. Дизайнерская скрапбумага. Из нее делают открытки, странички фотоальбомов, форзацы блокнотов, коробочки, да и все, что угодно, только, наверно, не используют в качестве страниц в писчем блокноте, но в качестве разделителей в блокноте вполне можно использовать.

5. Кардсток также может являться основой открыток, обтягивают коробочки для флешек, дисков. Она однотонная, плотность бумаги 300 г/м2. Часто вижу использование ее в свадебных приглашениях. Если свадьба с синими оттенками, то основу открыток используют синего цвета кардсток и т.п.

На самом деле, коробки обтягивать и коробочки из нее делать сложновато, плотность бумаги мешает, но можно.

6. Переплетный картон. Используется во всевозможных коробочках, коробочки для флешки, коробочки для дисков, фотобоксы, мамины сокровища и т.д. Основа — переплетный картон.

Большинство специалистов считают картоном бумагу толщиной свыше 0,2 мм или любую многослойную бумагу. Чёткой границы между бумагой и картоном нет. Согласно ГОСТу, бумагой называется материал с массой квадратного метра до 250 г, Соответственно картон начинается от 250 г/м2.

Обычно ее выбирают по толщине.

7. Пивной картон.

От переплетного пивной картон отличается более белым оттенком и меньшим весом при аналогичной толщине листа. Свое название он получил от сферы применения — из него часто изготавливают подставки под кружки. Пивной картон плохо режется ножницами, лучше использовать модельный нож или лазер. При попытке согнуть его, может возникать расслоение материала или образовываться излом произвольной формы.

На самом деле, я думаю, это маркетинговый ход, поэтому его не использую, он мне не нравится, для начинающих он тем более не подойдет, так как без специальных инструментов вы его просто всего изломаете. Переплетный картон в этом отношении лучше.

Пивной картон — рыхлый, переплетный — плотный. Переплетный я даже использовала взамен макетного коврика, не дает резаку прорезать насквозь, когда ты режешь странички и т.д. Но делает порезы, поэтому при проведении резаком можно попасть в изломы от порезов, у вас поведет резак и порежете неровно.

8. Крафт-бумага.

Плотность от 60 г/м2 и выше. Используется для страниц в альбоме, для открыток, для подложек, для шоколадниц, более плотный крафт используется для форзацев.

На такой бумаге красиво смотрятся надписи белого и черного цвета, а так же штампы. Есть мастер Наталья Косцова, у нее замечательные работы с крафтом и сочетание цветов.

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 4

9. Калька.

Используется в фотоальбомах, открытках, открытки-шейкер и т.д. Плотность кальки варьируется в пределах от 40 до 110 г/м2. Бывает цветная, с нанесенным рисунком, с тиснением.

10. Переплетный материал. Вот он лучше всех подходит для обтягивания коробочек, обложек для свидетельств, коробочек для дисков и флешек — ложится ровнее и углы красиво смотрятся. Сама еще не использовала, но узнала о нем недавно, поэтому решила поделиться для тех, кому об этой бумаге мало известно. Прежде чем узнать об этой бумаге, извела кардсток, углы плохо получались на обложках.

И наверно многие начинающие наслышаны о машинках для скрабукинга, к которым нужно покупать ножи, папки для тиснения и т. п. Так вот, эти машинки, конечно, очень здоровские, из бумаги могут сделать чудо. Красивое тиснение, вырезать красивые вензеля, рамочки… Поэтому применение бумаги безгранично. Следующая статья будет о следующем важном инструменте в скрапбукинге: клей.

Выбор плотности бумаги для каталога

Для печати рекламного продукта используется следующий материал:

Что касается обложки каталога, то плотность бумаги для нее в любом случае должна быть больше, чем для остальных листов. Самыми распространенными показателями являются 170–350 г/м2.

Далее рассмотрим бумагу различной плотности, использующуюся для создания обложки (она может быть как матовой, так и глянцевой, в зависимости от предпочтений заказчика):

  • Мелованный картон плотностью 350 г/м2. Чаще всего для изготовления обложки используется глянцевый вариант. В качестве примера можно представить обложки тетрадей, открытки. Благодаря такой плотности изделие выглядит более презентабельно, позволяя повысить имидж компании. По стоимости мелованный картон обойдется дороже бумаги.
  • Бумага мелованная плотностью 300 г/м2. Похожа на картон, ее можно использовать даже для изготовления визиток, поскольку она достаточно плотная и устойчивая к повреждениям. Данный вариант для изготовления обложки каталога является самым оптимальным, поскольку она обладает отличным качествами и при этом не такая дорогая.
  • Бумага мелованная плотностью 170–200 г/м2. Этот вариант отличается меньшей прочностью, чем предыдущий, однако несмотря на это, он является довольно популярным для изготовления рекламных каталогов с целью массового распространения. Главным плюсом мелованной бумаги этой плотности является ее низкая стоимость, а недостатком – быстрый износ, поскольку она легко повреждается во время эксплуатации.

Однако если каталоги вы изготавливаете не для профессиональной выставки, а для распространения среди клиентов, то бумага этой плотности вполне подойдет для обложки рекламного продукта, поскольку в первую очередь потребитель обращает внимание не на внешний вид, а на содержание, то есть список товаров, акции и скидки.

В некоторых случаях для изготовления обложки используется дорогая дизайнерская бумага. Ее стоимость обуславливается большим выбором цветовой гаммы и особой фактурой. Эта бумага имеет привлекательный внешний вид. Кроме фактуры, о которой шла речь ранее, она может быть белой или цветной, содержать вкрапления или примеси.

Если вы не ограничены в финансовых возможностях и вам необходим эксклюзивный и стильный рекламный каталог, то дизайнерская бумага станет отличным выбором для обложки. Однако нужно постараться, чтобы изображение не было перегружено. Обычно для печати используется максимум два цвета, а потом добавляется тиснение золотом или серебром.

Чаще всего для изготовления каталога используется бумага следующего формата:

Можно, конечно, использовать и бумагу формата А3, но тут нужно понимать, что каталоги большого размера – менее практичные и удобные, поскольку занимают много места. Поэтому если вам нужен оригинальный рекламный продукт, то лучше воспользоваться бумагой формата А4, но придать изделию необычную, оригинальную форму, используя фигурную вырубку.

Гладкость (шероховатость)

Гео­мет­рия поверх­но­сти бума­ги харак­те­ри­зу­ет­ся пока­за­те­лем глад­ко­сти или шеро­хо­ва­то­сти.

“Гео­мет­рия поверх­но­сти” бума­ги опре­де­ля­ет­ся не толь­ко мик­ро­не­ров­но­стя­ми, но и мак­ро­не­ров­но­стя­ми. Пер­вые обу­слов­ле­ны мик­ро­гео­мет­ри­ей, вто­рые рас­пре­де­ле­ни­ем мас­сы по площади.

Суще­ству­ет груп­па наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных мето­дов, в кото­рых глад­кость изме­ря­ет­ся с помо­щью пото­ка воздуха.

Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны мето­ды изме­ре­ния на при­бо­ре Бендт­се­на Шеф­фил­да и Пар­ке­ра (шеро­хо­ва­тость). Бек­ка (глад­кость).

alt
Изме­ри­тель глад­ко­сти по Бендтсену

Сущ­ность мето­да Бек­ка заклю­ча­ет­ся в изме­ре­нии вре­ме­ни, необ­хо­ди­мо­го для про­хож­де­ния воз­ду­ха опре­де­лен­но­го объ­е­ма в ваку­ум­ную каме­ру меж­ду поверх­но­стя­ми испы­ту­е­мо­го образ­ца и стек­лян­ной поли­ро­ван­ной пла­сти­ны опре­де­лен­ной пло­ща­ди, при­жа­тых с опре­де­лен­ным дав­ле­ни­ем. Глад­кость изме­ря­ет­ся в секун­дах. Чем выше глад­кость, тем боль­ше зна­че­ние показателя.

Стро­гих зави­си­мо­стей меж­ду зна­че­ни­я­ми пока­за­те­лей глад­ко­сти (шеро­хо­ва­то­сти), изме­рен­ных раз­ны­ми мето­да­ми, нет. Суще­ству­ет каче­ствен­ная зави­си­мость меж­ду зна­че­ни­я­ми глад­ко­сти по Бек­ку и шеро­хо­ва­то­сти по Бендт­се­ну.

На при­бо­рах Бендт­се­на, Шеф­фил­да изме­ря­ет­ся поток воз­ду­ха, про­хо­дя­щий при посто­ян­ном дав­ле­нии меж­ду поверх­но­стью коль­ца и листом бумаги.

Шеро­хо­ва­тость по Бендт­се­ну выра­жа­ют в мл/мин, по Шеф­фил­ду в еди­ни­цах Шеффилда.

На рисун­ках при­ве­де­ны каче­ствен­ные зави­си­мо­сти меж­ду пара­мет­ра­ми, опре­де­лён­ны­ми раз­ны­ми мето­да­ми. Они поз­во­ля­ют оце­нить харак­тер изме­не­ния одно­го пара­мет­ра в зави­си­мо­сти от изме­не­ния дру­го­го и могут помочь при срав­не­нии пока­за­те­лей глад­ко­сти и шеро­хо­ва­то­сти образ­цов, изме­рен­ных раз­ны­ми мето­да­ми.

Метод Пар­ке­ра (PPS) слу­жит для изме­ре­ния шеро­хо­ва­тость бума­ги и кар­то­на в усло­ви­ях близ­ких к усло­ви­ям печат­ной маши­ны. Резуль­тат изме­ре­ния шеро­хо­ва­то­сти по Пар­ке­ру выра­жа­ет­ся в микронах.

Гост 9095-89 бумага для печати типографская. технические условия от 22 июня 1989 –

     ГОСТ 9095-89

Группа К61

ОКП 54 3121, 54 3122

Срок действия с 01.07.90
до 01.07.95
в части бумаги N 2
марки В – до 01.01.93*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
постановлением Госстандарта России от 1993 N 4.
(ИУС N 4, 1994 год). – Примечание “КОДЕКС”.

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР, Государственным комитетом СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

ИСПОЛНИТЕЛИ

Д.У.Товстошкурова, Т.К.Окунева, В.И.Листратенко, канд. техн. наук; В.А.Загорский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам N 1824 от 22.06.89

Срок первой проверки – 1993 г.

Периодичность проверки – 5 лет

3. ВЗАМЕН ГОСТ 9095-83 и ГОСТ 7317-78

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Настоящий стандарт распространяется на бумагу, предназначенную для печатания текстовых и иллюстрационно-текстовых изданий способом высокой печати.

Стандарт устанавливает требования к типографской бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.

1.1. Бумага должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Бумага должна изготовляться следующих номеров и марок: N 1 марки А, Б; N 2 марки А, Б, В;

N 1 марка А – 100% беленой целлюлозы;

N 1 марка Б – не менее 80% беленой сульфатной целлюлозы, не более 20% беленой древесной массы;

N 2 марка А – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% беленой древесной массы;

N 2 марка Б – не менее 25% беленой целлюлозы, не более 75% беленой древесной массы;

N 2 марка В – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% белой древесной массы.

Назначение бумаги приведено в табл.2 приложения.

1.2.2. Бумага должна изготовляться в рулонах и листах.

Ширина рулона, размеры листовой бумаги, предельные отклонения по размерам и косине листовой бумаги должны соответствовать ГОСТ 1342.

1.2.3. Диаметр рулона должен быть (850±50) мм. По согласованию с потребителем допускается изготовление рулонов бумаги другого диаметра.

1.2.4. Примеры условного обозначения

бумаги типографской N 1 марки А массой бумаги площадью 1 м 48 г, машинной гладкости (МГ), с оптически отбеливающим веществом (ООВ):

Бумага N 1 А 48 МГ ООВ ГОСТ 9095

То же, N 2 марки Б массой бумаги площадью 1 м 60 г, каландрированной (К), без оптически отбеливающего вещества:

Бумага N 2 Б 60 К ГОСТ 9095

1.3. Характеристики

1.3.1. По показателям качества типографская бумага должна соответствовать нормам, указанным в табл.1.

 Таблица 1

Наименование показателя

Норма для бумаги

Метод испытания

N 1

N 2

А

Б

А

Б

В

1. Масса бумаги площадью

1 м, г

48,0±2,0

60,0±2,0

65,0±2,0

70,0±2,5

80,0 ±2,5

65,0±2,5

60,0±2,0

60,0 ±2,0

60,0±2,5

По ГОСТ 13199

2. Плотность, г/см бумаги машинной гладкости:

По ГОСТ 27015

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

0,70-0,80

для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г

0,75-0,85

0,75-0,85

0,70-0,80

0,65-0,75

бумаги каландрированной:

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

0,80-0,90

для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г

0,85-0,95

0,85-0,95

0,80-0,90

0,70-0,80

0,75-0,85

бумаги высококаландрированной

0,95-1,05

3. Разрывная длина в среднем по двум направлениям, м, не менее

24…..0*

2500

2200

2200

2000

По ГОСТ 13525.1

________________

* Брак оригинала. – Примечание “КОДЕКС”.

4. Прочность на излом при многократных перегибах в поперечном направлении, число двойных перегибов, не менее:

По ГОСТ 13525.2

бумаги N 1 на приборе с натяжением образца (9,80±0,20) Н:

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

3

для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г

4

5

бумаги N 2 на приборе с натяжением образца (4,90±0,10) Н

10

10

7

5. Массовая доля золы, %

16-20

16-20

12-16

10-14

16-20

По ГОСТ 7629* и п.3.4 настоящего стандарта

_________________
* Действует ГОСТ 7629-93. – Примечание “КОДЕКС”.     

6. Гладкость, с, бумаги:

машинной гладкости

35-80

35-80

35-80

35-80

По ГОСТ 12795

каландрированной

100-250

150-300

100-200

100-200

100-250

высококаландрированной

300-500

7. Сорность (число соринок площадью от 0,1 до 0,5 мм на 1 м), не более

80

100

180

200

300

По ГОСТ 13525.4

соринки площадью свыше 0,5 мм

0

0

0

0

0

8. Белизна, %:

По ГОСТ 7690*     

________________
* Действует ГОСТ 30437-96. – Примечание “КОДЕКС”.

с оптически отбеливающим  веществом

85,0-88,0

80,0-83,0

без оптически отбеливающего вещества

78,0-82,0

76,5-79,5

74,0-77,0

70,0-72,0

66,0-70,0

9. Непрозрачность, %, не менее:

По ГОСТ 8874

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

93

для массы бумаги площадью 1 м 60 г

94

10. Влажность, %

5,5±1,0

6,0

6,0 ±1,0

6,0±1,0

6,0±1,0

По ГОСТ 13525.19*      

________________
* Действует ГОСТ 13525.19-91. – Примечание “КОДЕКС”.     

Как плотность бумаги влияет на качество офисной печати?

Плотность офисной бумаги зависит от технических характеристик принтера. Каждый производитель печатающего устройства в технических характеристиках указывает размер и вес используемой бумаги. Например, «Размер носителя — A4, 64–163 г / м2» означает, что этот принтер принимает только бумагу до A4, а предел плотности составляет 163 г / м2. Если вы попытаетесь печатать на бумаге плотнее 163 г / м2, например, на бумаге Whatman 200 г / м2, вы легко можете повредить вытяжной механизм принтера.
https://www.youtube.com/watch?v=HSxJkKiHXbw

Стандартный вес бумаги для копировальных аппаратов и принтеров составляет 80 г / м2, а размеры — A4 и A3. Этот вид офисной бумаги подходит для принтера с любой техникой печати. На рынке много брендов, но популярнее в последнее время пользуется национальная бумага марки «Снегурочка».

Качество бумаги соответствует мировым стандартам, а стоимость, конечно, намного ниже. Общая стоимость рабочего процесса напрямую зависит от стоимости расходных материалов. Поэтому крупные компании с большими ежемесячными объемами документооборота массово используют карту «Снегурочка», ежегодно экономя огромные суммы денег.

Каждый производитель полиграфического оборудования выпускает офисную бумагу собственной марки, обеспечивая высокое качество печати исключительно на оригинальной продукции собственного производства. Но высокая стоимость бумаги для печати мировых брендов привела лишь к попыткам использовать неоригинальную продукцию. В результате типографии начали жевать бумагу и массово выходить из строя, и о качестве печати говорить не приходилось.

Основные показатели качества офисной бумаги Снегурочка:

  • идеальная геометрия листа гарантирует правильный захват бумаги и исключает возможность «жевания» и наклона;
  • отсутствие отслоения пыли и заусенцев по краям листа — залог надежной и длительной работы принтера;
  • резкость резки листов гарантирует защиту от прилипания и замятия бумаги;
  • достаточный процент непрозрачности позволяет использовать бумагу для двусторонней печати;
  • однородный картон и высокая степень белизны улучшают качество печати.

Таблица веса бумаги для струйной печати

Когда нужно знать плотность бумаги​

На секунду представьте: однажды солнечным утром вы решаете, что откладывать больше невозможно, компании нужны листовки, сотрудникам визитки, а бухгалтерии – фирменный квартальный календарь. Два календаря. И тогда вы берете в руки телефон и отважно набираете номер типографии. Диалог с менеджером идет легко и непринужденно, вы почти расслабляетесь, и вдруг на другом конце провода задают вопрос:

—А плотность бумаги какая?

Все еще не понимая, что это адресовано вам, вы неуверенно переспрашиваете:

—Что?

—Ну плотность. 130 грамм, 150 грамм меловочка?

Чувствуя себя обманутым (все это время у бумаги была плотность, а вы и не знали):

—Эээ… Ну давайте обычную, — немного сомневаясь, что обычная плотность бумаги бывает. Где-то на другом конце провода менеджер вздыхает. И говорит:

—А вам для каких целей листовки нужны?

Кажется, они хотят украсть коммерческую тайну, и, вероятно, втридорога продать конкурентам! Иного выхода просто нет.

—Пшшш, пшшш! Плохо слышно! Связь прерывается, — и кладете трубку. Нехай и без листовок проживем, а бухгалтерии сейчас на принтере календарь распечатаем… Два календаря.

Когда я пришла работать в типографию – мне казалось, что все вокруг сошли с ума и толщину бумаги измеряют в единицах измерения массы. Через некоторое время я поняла, что при разговоре с клиентами менеджеры упускают вторую часть этой конструкции – правильнее было бы говорить «грамм на квадратный метр», называя единицу измерения плотности.

Если объяснить простыми словами, плотность бумаги – это сколько весит её квадратный метр в граммах. Когда типография говорит про 115 грамм – это значит, что если на очень чувствительные весы положить лист бумаги размером метр на метр – они покажут те самые 115 грамм. Почему раньше вы об этом не слышали? Ну, бумага для обычного принтера тоже имеет толщину. Скорее всего, вы просто не обращали внимание на маркировку. 

Однако вряд ли вы дома храните сверхчувствительные весы и несколько квадратных метров бумаги разной плотности, чтобы прикинуть, какой толщины буклеты или листовки вам нужны.

Окраска и цвет бумаги

Пред­мет вос­при­ни­ма­ет­ся как све­тя­щий­ся в слу­чае сов­па­де­ния (или пере­кры­ва­ния) его спек­тра излу­че­ния со спек­тром види­мо­го излу­че­ния. Бума­га как излу­ча­тель может рас­смат­ри­вать­ся при горе­нии, когда она, в зави­си­мо­сти от соста­ва, излу­ча­ет в крас­но — жёл­той или даже зелё­но — голу­бой обла­сти, а так­же в слу­чае вве­де­ния в неё кра­си­те­лей, уве­ли­чи­ва­ю­щих излу­че­ние бума­гой види­мых лучей.

Это ста­но­вит­ся воз­мож­ным при обра­бот­ке бума­ги так назы­ва­е­мы­ми опти­че­ски отбе­ли­ва­ю­щи­ми веще­ства­ми. Эти веще­ства, погла­щая энер­гию неви­ди­мо­го уль­т­ра — фио­ле­то­во­го сек­то­ра спек­тра, излу­ча­ют допол­ни­тель­ную энер­гию в види­мой голу­бой обла­сти, при­да­вая бума­ге види­мость белиз­ны и яркости.

При паде­нии све­та на поверх­ность про­ис­хо­дит в той или иной сте­пе­ни его отра­же­ние. Отра­же­ние поверх­но­стью бума­ги высо­кой сте­пе­ни отдел­ки отча­сти зер­каль­ное, то есть пада­ю­щий парал­лель­ный пучёк све­та, оста­ёт­ся парал­лель­ным после отра­же­ния.

Иде­аль­но белая поверх­ность отра­жа­ет все пада­ю­щие лучи, ниче­го не погло­щая. Серая поверх­ность рав­но­мер­но погло­ща­ет све­то­вые вол­ны раз­ной дли­ны. Отра­жён­ный от неё свет не меня­ет свой спек­траль­ный состав, изме­ня­ет­ся толь­ко интен­сив­ность излу­че­ния.

Все осталь­ные поверх­но­сти по — раз­но­му отра­жа­ют свет с раз­ной дли­ной вол­ны. Так, крас­ные поверх­но­сти погло­ща­ют вол­ны зелё­ной и синей обла­стей спек­тра, отра­жая крас­ные. На прин­ци­пе изби­ра­тель­но­го погло­ще­ния постро­е­ны все тех­но­ло­гии полу­че­ния цве­та в производстве.

Стро­го гово­ря, нуж­но раз­ли­чать такие поня­тия, как окрас­ка и цвет пред­ме­та. Окрас­ка — это спо­соб­ность пред­ме­та отра­жать излу­че­ния с теми или ины­ми дли­на­ми волн, а цвет – это резуль­тат реа­ли­за­ции этой спо­соб­но­сти в опре­де­лён­ных усло­ви­ях осве­ще­ния.

Дей­стви­тель­но, белая окрас­ка бума­ги, в зави­си­мо­сти от осве­ще­ния может иметь раз­лич­ный цвет. Кро­ме того, нуж­но раз­ли­чать яркость и цвет­ность. Яркость (свет­ло­та) — это коли­че­ствен­ная харак­те­ри­сти­ка цве­та, оце­ни­ва­ю­щая коли­че­ство отра­жён­но­го поверх­но­стью све­то­во­го излу­че­ния.

Отбор проб

При отбо­ре проб необ­хо­ди­мо соблю­сти после­до­ва­тель­ность операций:

  • от пар­тии про­дук­ции отобрать еди­ни­цы продукции;
  • от еди­ниц про­дук­ции отби­ра­ют листы;
  • из ото­бран­ных листов отби­ра­ют и наре­за­ют листы проб (про­бы);
  • в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми стан­дар­тов на мето­ды кон­крет­ных испы­та­ний наре­за­ют образ­цы для испытаний.
alt
Устрой­ство фир­мы Lorentzen & Wettre для наре­за­ния поло­сок для испы­та­ний образ­цов бума­ги на раз­рыв, излом и др. показатели

Листы не долж­ны иметь мор­щин и скла­док, долж­ны быть плос­ки­ми. Выре­зать­ся они долж­ны из непо­вре­ждён­ных листов про­дук­ции. Кром­ки отби­ра­е­мых листов долж­ны быть парал­лель­ны машин­но­му и попе­реч­но­му направ­ле­нию бума­ги. Листы про­бы долж­ны быть раз­ме­ром при­мер­но ( 300 х 450) мм.

В обра­ще­нии с листа­ми про­бы нуж­но соблю­дать осто­рож­ность защи­щая от воз­дей­ствия сол­неч­но­го све­та, жид­ко­стей, изме­не­ния влаж­но­сти и дру­гих неже­ла­тель­ных воз­дей­ствий (ГОСТ Отбор проб для опре­де­ле­ния сред­не­го качества).

Для при­ве­де­ния усло­вий испы­та­ний в сопо­ста­ви­мые усло­вия образ­цы бума­ги перед испы­та­ни­я­ми при­во­дят в некие стан­дарт­ные усло­вия по влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ре. Да и сами испы­та­ния про­во­дят в этих усло­ви­ях. Такое при­ве­де­ние образ­цов в стан­дарт­ные усло­вия назы­ва­ет­ся кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем.

Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния быва­ют трёх видов, как ука­за­но в таб­ли­це. Чаще исполь­зу­ют­ся усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния при 50% отно­си­тель­ной влаж­но­сти воз­ду­ха. Спе­ци­аль­ные усло­вия исполь­зу­ют­ся, напри­мер, при кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­нии банк­нот­ной бумаги.

Тем­пе­ра­ту­ра, 0СОтно­си­тель­ная влажность, %Харак­те­ри­сти­ка режима
23±150±2Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния боль­шин­ства печат­ных видов бумаги 
27±165±2Для тро­пи­че­ских условий 
20±165±2Для спе­ци­аль­ных условий 

Образ­цы выдер­жи­ва­ют до дости­же­ния ими рав­но­вес­ной влаж­но­сти, кото­рая счи­та­ет­ся достиг­ну­той, если при двух после­до­ва­тель­ных взве­ши­ва­ни­ях образ­ца, про­ве­ден­ных через 1 ч, послед­няя мас­са отли­ча­ет­ся от преды­ду­щей не более чем на 0,25%.

При хра­не­нии и испы­та­нии образ­цов рав­но­вес­ная влаж­ность не долж­на изме­нять­ся (ГОСТ 13523–78. Метод кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния образцов).

Прочность на разрыв (сопротивление разрыву)

alt
При­бор для изме­ре­ния проч­но­сти бума­ги на разрыв

Проч­ность на раз­рыв харак­те­ри­зу­ет­ся раз­ру­ша­ю­щим уси­ли­ем, удель­ным сопро­тив­ле­ни­ем раз­ры­ву, индек­сом проч­но­сти при рас­тя­же­нии, раз­рыв­ным гру­зом, раз­рыв­ной дли­ной и опре­де­ля­ет­ся по ГОСТ 13525.

1 “Полу­фаб­ри­ка­ты волок­ни­стые, бума­га кар­тон. Мето­ды опре­де­ле­ния проч­но­сти на раз­рыв и удли­не­ния при рас­тя­же­нии”, по ISO 1924/1 “Бума­га и кар­тон. Опре­де­ле­ние проч­но­сти при рас­тя­же­нии”. Метод заклю­ча­ет­ся в рас­тя­же­нии полос­ки испы­ту­е­мо­го образ­ца опре­де­лен­ный раз­ме­ров, кон­цы кото­ро­го закреп­ле­ны в зажи­мах, до раз­ры­ва при посто­ян­ной ско­ро­сти уве­ли­че­ния рас­сто­я­ния меж­ду зажимами.

При опре­де­ле­нии харак­те­ри­стик проч­но­сти на раз­рыв при рас­тя­же­нии испы­та­нию на раз­рыв­ной машине под­вер­га­ют­ся полос­ки бума­ги шири­ной 15 мм, стан­дарт­ной дли­ны, чаще все­го 180, 150 мм.

Раз­ру­ша­ю­щее усилие пред­став­ля­ет собой силу, необ­хо­ди­мую для раз­ры­ва полос­ки, отне­сён­ную к её ширине. 

Удель­ное сопро­тив­ле­ние разрыву пред­став­ля­ет уси­лие раз­ры­ва, отне­сён­ное к пло­ща­ди попе­реч­но­го сече­ния образца.

Вели­чи­на раз­рыв­но­го гру­за – это сила, при кото­рой про­ис­хо­дит раз­рыв испы­ту­е­мой полоски.

Индекс проч­но­сти при рас­тя­же­нии вычис­ля­ет­ся как отно­ше­ние удель­но­го сопро­тив­ле­ния при раз­ры­ве к мас­се бума­ги пло­ща­дью 1 м2.

Раз­рыв­ная дли­на – это услов­ная, выра­жен­ная в мет­рах, дли­на полос­ки бума­ги (кар­то­на), кото­рая обры­ва­ет­ся под соб­ствен­ным весом, будучи под­ве­ше­ной вер­ти­каль­но за один конец.

Размеры рулонов, листов, косина

Раз­ме­ры листов бума­ги (фор­мат бума­ги) и шири­на руло­нов опре­де­ля­ют­ся с помо­щью метал­ли­че­ской линей­ки и метал­ли­че­ской рулет­ки (ГОСТ 21102).

Шири­ну бума­ги и кар­то­на в руло­нах опре­де­ля­ют изме­ре­ни­ем шири­ны листов, ото­бран­ных от рулона.

При раз­ме­рах до 1 м изме­ре­ния про­из­во­дят метал­ли­че­ской линей­кой, при раз­ме­рах свы­ше 1 м — метал­ли­че­ской рулеткой.

Заме­ры линей­кой и рулет­кой про­из­во­дят с точ­но­стью до 1 мм.

Раз­ме­ры листо­вой и рулон­ной бума­ги стандартизированы.

ГОСТ 9327 “Бума­га и изде­лия из бума­ги. Потре­би­тель­ские фор­ма­ты” опре­де­ля­ет стан­дарт­ные фор­ма­ты листо­вой бумаги. 

По ГОСТ 29314 (ИСО 478) , ИСО 593 уста­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие форматы:

  • шири­на руло­нов: 43, 45, 64, 86, 90, 122, 128;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 90 х 128;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 86 х 122;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 64 х 90;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 61 х 86;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 45 х 64;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 43 х 61. 

По ГОСТ ИСО 217‑2021 фор­мат листа обо­зна­ча­ют дву­мя раз­ме­ра­ми в мил­ли­мет­рах. Фор­мат так­же может быть допол­нен обо­зна­че­ни­ем направ­ле­ния обрез­ки листа с помо­щью букв: LG и SG.

Пер­вый раз­мер листа отно­сит­ся к сто­роне, пер­пен­ди­ку­ляр­ной к машин­но­му направ­ле­нию, вто­рой раз­мер — к сто­роне, парал­лель­ной машин­но­му направ­ле­нию.Таким обра­зом, фор­мат листа бума­ги про­доль­ной рез­ки раз­ме­ра­ми 430×610 мм обо­зна­ча­ют как 430×610 мм LG, а попе­реч­ной рез­ки — 610×430 мм SG.

Бума­га про­доль­ной рез­ки (LG)-лист бума­ги, длин­ная сто­ро­на кото­ро­го парал­лель­на машин­но­му направлению.

Бума­га попе­реч­ной рез­ки(SG)-лист бума­ги, корот­кая сто­ро­на кото­ро­го парал­лель­на машин­но­му направлению.

Ска­зан­ное иллю­стри­ру­ет­ся рисунком.

Про­из­вод­ствен­ные допус­ки по фор­ма­там уста­нав­ли­ва­ют по согла­со­ва­нию меж­ду тор­го­вы­ми партнерами.

Коси­на листов бума­ги, т.е. сте­пень несов­па­де­ния сто­рон при сги­ба­нии листов, опре­де­ля­ет­ся по ГОСТ 21102–97.

Рекомендации по подготовке макета каталога к печати

К любому виду полиграфической продукции, будь то визитки, брошюры, плакаты и др. предъявляются обязательные требования:

Часто типографии предоставляют клиентам макеты в цветовой модели RGB, которая используется для мониторов, однако во время печати применяется CMYK.

В результате, когда производится перевод цветов из RGB в CMYK, разница в цвете на экране и бумаге становится очевидной, изображение выходит более тусклым.


Вылетами являются выходящие за край обрезанного формата цветовых элементов макета на 3–5 мм (в зависимости от того, какой вид полиграфической продукции изготавливается). Они позволяют избежать брака во время резки изделия.

Если в каталоге планируется разместить много изображений (диаграмм, фотографий, таблиц), необходимо позаботиться о том, чтобы они были качественными. Только в этом случае ваш рекламный продукт будет эффективным. Когда речь идет о продуктовом каталоге, лучше будет воспользоваться услугами фотографа.

Оптимальным размером изображений, которые подойдут для печати каталога, считается разрешение 220–300 dpi с масштабированием 1:1. Если они будут с меньшими параметрами (часто скаченные с Интернета), то после печати они получатся размытыми с хорошо различимыми пикселями.

Довольно часто печать одного и того же макета производится в разных форматах (А6 – для листовок, А1 и А2 – для плакатов). Файл отправляется в одном формате, например, А1. При оформлении нескольких изделий в одном заказе специалисту, занимающемуся допечатной обработкой, приходится масштабировать файл до необходимого размера.

Бывают ситуации, когда поступает заказ на плакат (А1), а через некоторое время уже нужны листовки формата А6. В этом случае возникает вопрос относительно того, правильно ли были указаны параметры изделия во время оформления заказа или, возможно, был выслан файл в неподходящем формате.

В данном случае работа продолжена быть не может до тех пор, пока не уточнят детали, а для этого потребуется связаться с заказчиком. С одной стороны, ничего сложного в этом нет, однако иногда, когда заказ срочный либо требует отправки в другой город, а дозвониться до клиента не получается, приходится действовать незамедлительно. Тут даже незначительное промедление может негативно сказаться на сроках доставки.

Текст, имеющийся в каталоге, должен быть удобным для чтения, поэтому нужно хорошо продумать и подобрать шрифт – как для заголовка, так и для основного текста. Если есть желание использовать нестандартный формат, то делать это нужно правильно. Необычный шрифт подойдет только для заголовков, в основном тексте его будет читать неудобно.

Про размер букв тоже не стоит забывать, они должны быть не слишком мелкими. Если контента очень много и он не умещается, то правильнее будет увеличить количество страниц или же формат каталога.

При наличии в рекламном печатном продукте изображений они тоже должны быть не слишком маленького размера. Если во время изучения каталога человеку придется постоянно щуриться, он вряд ли найдет ту информацию, которая ему нужна, и отложит его в сторону.

Чтобы проверить удобочитаемость, можно распечатать несколько страниц рекламного продукта самостоятельно на обычном принтере. Прочитав каталог, вы поймете, является ли масштаб элементов дизайна оптимальным либо нужно что-то доработать.


Каталог должен содержать четное количество страниц (полос), если быть точнее, то кратное четырем, например 8, 12, 16, 20, 24 и т. д.

Очень часто между заказчиком и менеджером возникает недопонимание по поводу путаницы со страницами и листами.

Каждый лист состоит из лица и оборота, то есть двух страниц (полос). Таким образом, в брошюре на скрепку должно быть количество полос, кратное четырем, поскольку, когда происходит сгибание листа пополам с последующей прошивкой по центру скрепкой, получается изделие с четырьмя страницами (полосами).


Каталог должен быть единым целым, а не напоминать винегрет. Продумайте цветовую гамму. При наличии фирменного стиля, лучше придерживаться его. Если хочется сделать фон более разнообразным, можно придумать фирменный паттерн.

Начальная полоса – это титульный лист, расположенный в начале раздела. Согласно правилам, располагаться она должна либо с начала листа, либо со сдвигом вниз или влево максимум на 1/3 страницы.

Что касается концевой полосы, то она должна находиться в конце текста. Это может быть полностью страница либо ее часть, но не меньше 1/4.

Создаем макет

На первом этапе необходимо определиться с конфетами.

Обычно для шокобоксов используют конфеты «Птичье молоко». Эти конфеты прямоугольной формы, что облегчает создание шаблона для будущего шокобокса. А также эти конфеты имеют две обертки. Когда вы снимаете бумажную обертку, конфета остается в фольге. Благодаря этому конфета защищена от любого воздействия.

Далее вы определяетесь с размером и формой шокобокса, то есть с количеством конфет и их расположением. Чаще всего шокобоксы делают на 4, 6, 8, 9, 12, 16 конфет. Здесь мы будем создавать коробочку на 8 конфет в программе Фотошоп.

Даже если вы не знаете всех функций и возможностей программы Фотошоп, вы сможете создать замечательный макет для шокобокса. Здесь достаточно знать принципы работы с фигурами, уметь вставлять картинки и тексты.

Но если вдруг вы совсем не умеете работать с программой Фотошоп, то этому можно легко научиться благодаря курсам Фотошоп для рукодельниц и домашних мастеров (сокращенно ФРДМ) от Академии графики и дизайна. На них в доступной форме объясняются основные принципы работы в Фотошопе.

На занятиях вы научитесь многочисленным приемам, благодаря которым научитесь создавать замечательные открытки, коллажи, штампы, печати, схемы и многое другое. У курса уже больше 5000 положительных отзывов, и вы можете получить доступ к нему по ссылке:

>>> ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К КУРСУ ПО ФОТОШОПУ

Коробочка будет состоять из двух частей:

— внутренняя коробочка с бортиками, куда будем класть конфеты;

— внешняя, куда будет задвигаться внутренняя коробочка с конфетами (по принципу спичечного коробка).

Расположив на столе конфеты в две линии по 4 конфеты, замеряем ширину (А), длину (В) и высоту (С). К этим измерениям добавляем по 2 миллиметра, чтобы конфеты легко входили в готовую коробку. Так как наша коробочка будет иметь бортики, при создании шаблона нам это нужно учесть (ширина бортика D).

Шаблон как внутренней, так и внешней коробки на 8 конфет «Птичье молоко» полностью размещается на листе формата А4.

В Фотошопе, используя инструмент «Прямоугольник», начинаем создавать шаблон.

Характеристики сорбционных свойств

Будучи капи­ляр­но-пори­стым кол­ло­и­дом, бума­га нахо­дит­ся в неустой­чи­вом дина­мич­ном вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щей вла­гой, вса­сы­вая или отда­вая воду, стре­мясь к рав­но­вес­но­му вла­го­со­дер­жа­нию при дан­ных условиях.

Важ­ны так­же сорб­ци­он­ные свой­ства бума­ги по отно­ше­нию к мас­лу для харак­те­ри­сти­ки её вза­и­мо­дей­ствия с печат­ны­ми красками.

Извест­но так­же такое свой­ство бума­ги как гид­ро­фоб­ность, кото­рое харак­те­ри­зу­ет ее склон­но­стью к сма­чи­ва­нию водой. Чем гид­ро­фоб­ные свой­ства бума­ги выше, тем труд­нее она сма­чи­ва­ет­ся водой. Харак­те­ри­сти­кой крат­ко­вре­мен­ной гид­ро­фоб­но­сти явля­ет­ся пока­за­тель про­клей­ки бума­ги.

Сте­пень про­клей­ки харак­те­ри­зу­ет спо­соб­ность чер­нил при пись­ме перье­вой руч­кой рас­плы­вать­ся, давать так назы­ва­е­мые “усы” при напи­са­нии линии вме­сто чёт­кой линии кром­ки. Метод исполь­зу­ет­ся не часто и в стан­дар­тах на бума­гу заме­ня­ет­ся мето­дом опре­де­ле­ния впи­ты­ва­ния по Коббу.

В опре­де­лен­ной сте­пе­ни, при посто­ян­ной мас­се 1 м2, гид­ро­фоб­ность оце­ни­ва­ет­ся впи­ты­ва­ни­ем воды при одно­сто­рон­нем сма­чи­ва­нии за 20, 60 секунд или в тече­ние дру­го­го вре­ме­ни на при­бо­ре Коб­ба (ГОСТ 12605).

На этом же при­бо­ре может опре­де­лят­ся и вели­чи­на впи­ты­ва­ния мас­ла, одна­ко она пло­хо кор­ре­ли­ру­ет с усло­ви­я­ми печат­но­го про­цес­са, поэто­му для опре­де­ле­ния вели­чи­ны мас­ло­по­гло­ще­ния луч­ше поль­зо­вать­ся испы­та­ни­я­ми на про­бо­пе­чат­ном стан­ке IGT о кото­ром гово­ри­лось ранее.

При этом, сле­ду­ет иметь вви­ду, что для мате­ри­а­лов, кото­рые пло­хо впи­ты­ва­ют мас­ло метод нуж­но моди­фи­ци­ро­вать и опре­де­лять вре­мя исчез­но­ве­ния бле­стя­ще­го сле­да кап­ли мас­ла на бумаге.

Харак­те­ри­сти­кой склон­но­сти бума­ги к впи­ты­ва­нию воды может слу­жить ее рав­но­вес­ная влаж­ность при опре­де­лен­ной отно­си­тель­ной влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха, и кото­рая опре­де­ля­ет­ся по вели­чине поте­ри веса образ­ца бума­ги при высу­ши­ва­нии до посто­ян­ной влаж­но­сти (ГОСТ13525. 19).

При глу­бо­кой печа­ти крас­ка­ми на осно­ве толу­о­ла важ­ным явля­ет­ся пока­за­тель впи­ты­ва­ния бума­ги по кси­ло­лу, кото­рый в насто­я­щее вре­мя исполь­зу­ет­ся для оцен­ки вза­и­мо­дей­ствия бума­ги вооб­ще с орга­ни­че­ски­ми рас­тво­ра­ми (ГОСТ 12603).