Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Бумага для денег в царской россии

* * ** * *

Европа задержалась в производстве бумаги от Китая на тысячу лет. В пределах русских земель её научились делать гораздо позже. Производителем бумаги Россия стала лишь в период царствования Ивана Четвёртого (Грозного). Но следует отметить заслугу Петра Первого, отлично понимавшего важность бумаги для государственных нужд.

Именно с его подачи в 1723 году гербовая бумага обрела водяной знак. По приказу императора в 1716 году выстроена и Красносельская бумажная мануфактура. Именно на ней осуществлялось изготовление бумаги для первых российских ассигнаций 1769 года. С 1785 года производство переезжает на бумажную мануфактуру Царского Села.

Сохранившиеся экземпляры «екатеринок» подтверждают, что качество бумаги для первых российских бумажных денег было не на высоте. Бумага получила характерный цвет при выпуске модифицированных ассигнаций в 1786 году. Если ассигнации достоинством 50 и 100 рублей печатались на белой бумаге, то для двадцатипятирублёвки использовали бумагу светло-бежевого цвета.

Всё изменилось после Отечественной войны 1812 года, когда страну наводнили фальшивки, а курс бумажного рубля упал до 20 копеек монетой. Проект устройства Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ), предложенный генерал-лейтенантом Августином Августиновичем Бетанкуром в 1816 году, был одобрен на самых верхах.

Остались записи императора: «Представленные мне план и сметы, составленные вами для устройства фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг, я рассмотрел в подробности, и утверждая их во всей силе, повелеваю, из особой моей к вам доверенности и уважения к отличным познаниям, провести оное устройство к окончанию и в полное действие под непосредственным вашим наблюдением и надзором».

Производство бумаги для денег нового поколения требовало рольные ящики для размола в массу пеньки и тряпья и черпальные чаны для ручного отлива бумаги. ЭЗГБ представляла собой уникальное производство, где изготавливали бумагу и отправляли её на собственную полиграфию.

* * ** * *

Все тесты

  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не надо звуков» Д. Мережковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Привет, Россия» Н. Рубцова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
  • Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вечер» А. Фета5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Тучи» М. Лермонтова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Книга» Г. Тукая5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Деревня» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Летний вечер» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Элегия» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Троица» И. Бунина5 вопросов

Защитные признаки банкноты 5000 рублей (2022 г.)

5000 рублей (модификация 2022 года)5000 рублей (модификация 2022 года)

Впервые банкнота 5000 рублей образца 1997 года поступила в обращение 31 июля 2006 года. Через несколько лет ЦБ решил добавить в её оформление дополнительные степени защиты. Банкноты модификации 2022 года начали функционировать с 6 сентября 2022 года.

  • серые и двухцветные защитные волокна;
  • широкая защитная нить с элементом «витражное окно»;
  • комбинированный водяной знак;
  • оптически переменная магнитная краска (герб Хабаровска);
  • тонкие рельефные штрихи на краях;
  • скрытые муаровые полосы;
  • серийный номер с плавным увеличением высоты цифр;
  • многоцветная орнаментальная полоса;
  • магнитные свойства некоторых элементов оформления.

При проверке подлинности ЦБ рекомендует найти не менее трёх защитных признаков, которые легко идентифицируются. Посмотрим на основные степени защиты, которые помогают убедиться, что в наших руках не фальшивка.

При изменении угла обзора по гербу Хабаровска, выполненному зелёным цветом, перемещается широкая светлая полоса. На лицевой стороне при рассматривании защитной нити под наклоном виден номинал («5000»), выполненный с эффектом «танцующих цифр». Меняя угол наклона, можно увидеть, как цифры перемещаются относительно друг друга.

При обзоре купюры на просвет проявляются водяные знаки. На фрагменте показан полутоновый водяной знак в виде портрета Н.Н. Муравьёва-Амурского и светлый водяной знак в виде номинала числом. Кроме того, ниже герба Хабаровска (и заходя на него) присутствует лазерная микроперфорация в виде номинала. Края перфорации прощупываться не должны.

Рельефные элементы оформления должны быть ощутимы при проведении по ним пальцем. Среди них текст «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ», метка для людей с ослабленным зрением в виде двух точек и трёх горизонтальных отрезков и тонкие штрихи по на левом и правом краях лицевой стороны.

При увеличении хорошо заметны элементы микротекста. Среди них представители флоры и фауны Дальнего Востока (медведь, амурский тигр, осётр и др.), а также обозначения валюты («РР») и эмитента («ЦБРФ»). Кроме того, в верхней и нижней частях декоративной ленты расположены строки с числовым обозначением номинала («5000»).

Как печатают рубли

Обычно для производства денежной бумаги используются лен и хлопок. Содержание целлюлозы в конечном продукте составляет около 95-97%. Процесс производства начинается с загрузки хлопка (речь идет о нескольких тоннах хлопковых волокон) в бойлер.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Здесь исходный материал держат под очень большим давлением. После этого готовую массу волокон сливают в резервуар, где проводится осветление и очистка. Уже после этого массу подвергают прессовке, помещая в аппараты-размягчители.

Следующий этап — добавление специальной краски, которая изменяет оттенок еще влажной бумаги. На этом этапе идет и создание распознавательных водяных знаков (подробнее о них говорится ниже). Листы с защитными волокнами и водяными знаками отправляются на сушку, после чего бумагу скатывают в рулоны. Вес каждого рулона может составлять несколько тонн.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). Из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.

Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот. Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).

В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Защита бумаги

У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.

На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Разработка денежной купюры

Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Печать денег

В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Орловская печать

Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры. Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Офсетная печать

При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.

Металлографическая печать

Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.

По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением. Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.

Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Источники: 1,2,3

Жми на кнопку, чтобы подписаться на “Как это сделано”!
Печать денег и бумага для денег. Как делают купюры.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Наши каналы на ютюбе
Как это сделано – https://goo.gl/fy5MFe
Kak eto sdelano – https://goo.gl/8YGIvl
Жан Пежо – https://goo.gl/L88mip

Сообщество в Живом Журнале – http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
Facebook – https://www.facebook.com/kaketosdelano/
Вконтакте – https://vk.com/kaketosdelano
Одноклассники – https://ok.ru/kaketosdelano
Твиттер – https://twitter.com/kaketosdelano
Инстаграм – https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Официальный сайт – http://ikaketosdelano.ru/

Мой блог – http://aslan.livejournal.com
Инстаграм – https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook – https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте – https://vk.com/aslanfoto

§

Краснокамская бумажная фабрика гознака

Уже в середине 20-х годов СССР столкнулся с дефицитом бумаги для денег и документов. Ленинградская фабрика не могла закрыть все потребности огромной страны. Новая бумажная фабрика начинается строиться в Пермской области. Местом её расположения выбран город Краснокамск.

Процесс строительства начался в 1933 году, а к 1937 году подошёл к завершению. В 1934 году в Ленинградском целлюлозно-бумажном техникуме состоялся первый выпуск техников-технологов для фабрики Краснокамска. 9 декабря 1936 года на фабрике отлит первый рулон простой серой бумаги, а до конца года выработка составила 53,4 тонны.

В годы войны производство расчётных знаков в Краснокамске приобретает ключевое значение для страны. Ленинград в блокаде. Москва под угрозой захвата. Поэтому Краснокамск кроме бумажной фабрики принимает монетный двор, функционировавший до 1949 года, и часть оборудования Московской печатной фабрики.

По окончанию войны производственные процессы лишь расширяются. Кроме документной бумаги для паспортов и партийных билетов освоен выпуск бумаги для почтовых марок. Растут производственные корпуса, в одном из которых размещают комплекс для отбеливания целлюлозы, на выходе дающий бумажную основу повышенной белизны и прочности.

В год пятидесятилетия Октября в строй вступает цилиндрическая бумагоделательная машина, на которой создаётся бумага как с общим, так и с локальным водяными знаками. Достоинство техники нового поколения в способности вплетения металлизированной нити и двустороннего проклеивания.

* * ** * *

Середина 80-х – это очередное техническое перевооружение. Предприятие запускает четыре бумагорезательные машины, снабжённые электронными устройствами сортировки и контроля. Автоматизируется резка листов и отбраковка, так как продукт на выходе просматривается специальным лучом, способным найти дефекты (крупный сор в листах или механические повреждения).

В настоящее время ФГУП Гознак значительно расширил производство бумажной продукции в Краснокамске. 2022 год – это веха, от которой ведётся отсчёт запуска наисовременнейшего оборудования для производства банкнотной и защищенной бумаги. Для этого выстроен новый банкнотный корпус.

Наиболее интересные способы защиты денег от подделок

Национальный банк любой страны стремится защитить свои деньги от подделок. Ведь большое число фальшивок не только подрывает доверие к деньгам, но и служит весомым ударом по государственной экономике. Неслучайно после начала военных действий атакующая сторона зачастую ввозит на оккупированные территории огромное количество поддельных дензнаков, чтобы дестабилизировать денежное обращение противника.

Одним из сложных защитных элементов стало «прозрачное окно». На первой стадии внедрения этой защиты полимерных банкнот на поле делали прозрачный участок, куда потом наносили изображение. Но с развитием принтеров эту защиту научились неплохо имитировать, поэтому современные «прозрачные окна» покрыты тонкоплёночными элементами с эффектом голографии.

Если используется не полимер, а хлопковые или иные волокна (на фото выше показана банкнота 20 евро серии Europa), то в поле банкноты прорубают отверстие. Затем обе его стороны закрывают тонкоплёночным элементом. На европейских банкнотах в «прозрачном окне» виден женский голографический портрет, символизирующий объединённую Европу.

Банк России применил технологию «прозрачного окна» на первой памятной банкноте, материалом для которой послужил полимерный субстрат. Защитный элемент расположен в верхней части банкноты. Голографический элемент изображает футболиста, в падении отбившего мяч.

Широко используются для защиты плёночные элементы, основанные на оптических свойствах материала, среди которых кинеграммы (100 немецких марок) и голограммы (евробанкноты образца 2002 года). Эффекты 3D, заключающиеся в иллюзии объёма или смещении объектов, достигаются с помощью большого количества микро-зеркал.

Памятная банкнота Армении 500 драм 2022 года показывает целый комплекс защитных элементов. В виде кинеграммы выполнена частица Ноева ковчега. Эффект движения полосы и перемены цвета с золотистого на зеленый обеспечивается специальной металлизированной пленкой.

По защитной нити, которая тоже меняет цвет с золотистого на зеленый, перемещаются кольцеобразные 3D-элементы. Кроме того, на ней можно увидеть номинал, сокращённое обозначение валюты и сам Ноев ковчег. Ещё одно изображение Ноева ковчега представлено в «прозрачном окне» и видимо с обеих сторон купюры.

Признаки подлинности банкнот

Начиная с появления первых бумажных денег, банки совершенствуют уровень их защиты от подделок. Когда-то для идентификации подлинника хватало водяного знака, но эти времена давно прошли. Для банкнот большинства стран мира последовательно внедрялись схожие степени защиты, так как специалисты перенимали опыт других стран. Основными критериями определения подлинности сейчас являются:

  1. Водяной знак.
  2. Защитные волокна.
  3. Защитная нить.
  4. Скрытые муаровые полосы.
  5. Микроперфорация.
  6. Цветопеременная краска.
  7. Рельеф.
  8. КИПП-эффект (скрытая надпись).
  9. Микротекст.

Водяной знак можно назвать экспресс-методом определения подлинности. Если смотреть банкноту на просвет, становится видимым скрытое изображение на её бумаге. Мастерство российских специалистов уже давно подтверждено на международном уровне. Например, картины русских художников, воспроизведённые водяными знаками, Экспедиция заготовления государственных бумаг представила на Всемирной выставке в Лондоне ещё в 1872 году.

Защитные волокна являются простым, но очень эффективным способом защиты от подделок. Видны в виде тонких разноцветных нитей в фактуре бумаги. Имеют ярко выраженный неоновый цвет при просмотре банкноты в ультрафиолетовом излучении.

Защитная нить тоже хорошо защищает бумагу от подделок. Может находиться целиком внутри банкноты и тогда в виде тёмной полосы просматривается на просвет. Чаще фрагментарно выведена на поверхность в виде прямоугольников.

Скрытые муаровые полосы проявляются при наклоне купюры. Если смотреть на банкноту под углом 90°, происходит слияние полос, что делает рисунок однотонным. Но только угол поменяется, и разноцветные полосы снова становятся видны.

Микроперфорацию стали применять не так уж давно. Она представляет собой сквозные микроотверстия, которые видны на просвет. У российских денег это число в виде миниатюрных точек, отражающее номинал.

Краска с цветопеременным эффектом – очень эффектный способ защитить бумажные денежные знаки. При развороте купюры или изменении угла наклона поменяется цвет элемента, выполненного подобной краской.

Но её можно применить и по-другому. На банкнотах достоинством 1000 и 5000 рублей эффект выглядит как светлая полоса, меняющая своё положение на гербе Ярославля или Хабаровска.

Долгое время банкноты изготавливали при помощи металлографии. В печатной форме вырезали бороздки, заполняемые краской. После печати краска переходила на банкноту, создавая микрорельеф, прощупываемый руками. В настоящее время осязаемый рельеф придают отдельным элементам банкнотного поля не только металлографией.

Скрытую надпись (КИПП-эффект) изобрели, когда метод металлографской печати сумели миниатюризировать. При рассмотрении листа под острым углом в отражённом свете элемент оформления меняет цвет, и на нём проступают скрытые изображения или текст. На российских банкнотах образца 1997 года КИПП-эффект представлен аббревиатурой «РР».

В 2022 году утвердили и зарегистрировали графический символ российской валюты. Поэтому надобность в аббревиатуре отпала. Теперь на памятных купюрах, а также банкнотах новой серии КИПП-эффект показывает скрытый знак рубля – букву «Р», перечёркнутую горизонтальной линией.

Микротекст ещё не так давно отлично защищал банкноты от копирования. Копировальные аппараты не воспринимали мелкие элементы, что быстро и надёжно идентифицировало подделку. С тех пор возможности копировальной техники возросли. Но от метода микротекста отказываться не стали, постепенно усложняя его структуру.

Водяной знак, защитная нить, микроперфорация – это признаки подлинности банкнот Банка России. Посмотрим, как именно эти методы защиты денег от подделок применяются на отечественных банкнотах.

Санкт-петербургская бумажная фабрика гознака

Продвижение войск Юденича заставило советскую власть задуматься о переносе столице из Петрограда в Москву. Вместе с органами власти переезжает и печатное отделение ЭЗГБ. Производство бумаги остаётся в Петрограде. На его основе рождается Ленинградская бумажная фабрика Гознака.

Замена техники в предвоенные годы позволила фабрике освоить широкий спектр бумажной продукции: бандерольная, перфокарточная, мелованная, светочувствительная, фототипная и бумага для картографических нужд. В производстве бумаги для денег также произошли изменения.

* * ** * *

В период блокады производство бумаги для денег прекращено, но фабрика работу не останавливает. Какое-то время выпускается противоипритная и документная бумага. Затем фабрика переводится на выработку пищевой целлюлозы. Возврат на прежние рельсы произошёл после прорыва блокады.

Назначенный директором фабрики в апреле 1943 года Иван Андреевич Селиванович берётся за процессы восстановления быстрыми темпами. К процессу выпуска бумаги в августе 1943 года подключается бумагоделательная машина № 3. К 1946 году в работу вступают ещё четыре машины.

Перерождение Ленинградской фабрики происходит в период 70-х и 80-х годов. Строится новый корпус для современного оборудования. Кроме денежной бумаги специалисты начинают производство ранее дефицитных сортов. Примером может служить «Астролюкс» – высокоглянцевая мелованная бумага для художественных изданий и альбомов.

* * ** * *

Сложный период 90-х годов не останавливает работу фабрики, ведь бумажных расчётных знаков требуется всё больше. Приказ министра финансов Российской Федерации в 1995 году переименовывает предприятие в Санкт-Петербургскую бумажную фабрику Гознака. Не останавливается и развитие производственного парка.

В 2000-х годах постоянно приобретается новое оборудование, что позволяет фабрике удерживать позиции на международном рынке. Банкнотной бумагой, изготовленной в Санкт-Петербурге, пользуются наши партнёры по СНГ, а также страны Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Ближнего и Дальнего Востока и даже Африки.

Характеристика бумаги для денег

Во главу угла здесь поставлена износоустойчивость. Она определяется сопротивлением излому и разрыву. В изначальном состоянии «ПРЕСС» большинство купюр пребывает недолго. Они непрестанно сгибаются и разгибаются. Для сравнения укажем, что обычная офисная бумага начинает рваться после двух десятков двойных перегибов, что для денежных знаков недопустимо.

Как называется аппарат, на котором определяется значение сопротивления денежной бумаги излому? Его имя – фальцер (от немецкого «Falzer»). Пригодные образцы выдерживают несколько тысяч двойных перегибов. Сопротивление на разрыв помогает определить динамометр.

За расчёт берётся длина полосы бумаги, которая разрывается от собственного веса. Длина полосы денежной бумаги должна достигать значения в несколько тысяч метров. Третьим китом в этой компании окажется сопротивление разрыву кромки, для которого технических норм в большинстве случаев не предусматривается, но предполагается значительная величина.

* * ** * *

Износоустойчивость обуславливает срок жизни банкноты. Но она – не единственный параметр. Очень много зависит от состояния денежного оборота на конкретный момент. Когда пятитысячная банкнота была диковинкой, срок её службы составлял от пяти до семи лет, зато бумажная десятка крутилась в обороте так быстро, что выходила из строя за 10-12 месяцев.

Сейчас положение дел изменилось. Бумажные десятки практически уступили место стальным, их в обороте повстречать сложно. Цены повысились, сократив срок жизни банкноты 5000 рублей до четырёх лет. Отведённый сторублёвке срок составляет два года. Каждый год ЦБ России запускает в оборот примерно два с половиной миллиарда новых купюр, но столько же банкнот уничтожают ежегодно по причине ветхости.

* * ** * *

Не менее важными характеристиками бумаги для денег были и остаются её белизна и гладкость. Белизна характеризуется устойчивостью, так как не должна терять светлый оттенок в процессе денежного оборота. Светопрочность задаёт, насколько падает механическая прочность бумаги под воздействием солнечных лучей и иных источников света.

Волокна льна и хлопка используются в производстве бумаги для денег ещё и потому, что у них наивысшая стойкость к старению. Учитывают также значение непрозрачности бумаги. Ведь подлинность евробанкнот первого выпуска проверяли и по совпадению отдельных элементов рисунка обеих сторон купюры в нечто цельное, когда её смотрят на просвет. При полностью непрозрачной бумаге такое было бы невозможно.

Экспериментальные опытные серии банкнот

Однако бумагу для денег проверяют не только в экспериментальных лабораториях, но и в режиме постоянной эксплуатации. Для этого в оборот запускают опытные банкноты, а через определённый срок изымают их и проверяют, насколько устойчивыми они оказались к реальным условиям.

Отсеивают их по сериям в номере. Для модификации 2001 года известно три экспериментальные банкноты. Это 50 рублей серии АБ и 100 рублей серий АЛ и АБ. Последних в коллекционной среде выявлено столь мало, что каждый известный экземпляр считается раритетом.

Однако и для модификации 2004 года имеются заветные сторублёвки. В этом случае следует искать серии ФФ, УУ и ЦЦ. Правда, банкноты серии ЦЦ не имеют отличий от стандарта ни по составу бумаги, ни по защитному лаку. Для работников бумагоделательной промышленности важно, что эта серия запущена в оборот одновременно с остальными.

В сравнении степени износа опытного образца (ФФ и УУ) и эталонного (ЦЦ) подведут итоги, оказались ли изменения в составе бумаге и лака позитивными. В 2006 году эксперимент проводился и над бумажными десятирублёвками. Опытными являлись купюры серий ЦЦ и ФФ, последняя из которых представляла бумагу нового состава.

Одиннадцать серий опытных банкнот приняли участие в эксперименте 2022 года. Правда, эксперимент вряд ли можно признать успешным. Каким-то образом информация утекла на сторону, и продавцы бон принялись изымать нужные купюры напрямую из банковских учреждений в состоянии «ПРЕСС».

Здесь надо обращать внимание не только на серию, но и на первую цифру номера (от «1» до «5»). Она характеризует толщину лакового покрытия. Контрольными банкнотами, не отличающимися от тиражных, являются те, чей номер начинается на «5». Рынок быстро насытился, и банкноты серий УА, УБ, УЕ, УК, УЛ, УН, УС, УХ, УЧ и УЬ сейчас можно приобрести по цене, не сильно превышающей номинал.

Исключение представляет серия УО, так как бонисты считают её серией замещения (замена бракованных банкнот иных опытных серий и номеров с семью нулями), где количество экземпляров не превышает сорока тысяч для каждого из опытных направлений по толщине слоя лака (от «1» до «5»). «Генеральная коллекция» в данном случае будет состоять из 55 банкнот, из которых пятёрку «УО» будет раздобыть непросто.