Папье-маше своими руками для начинающих (43 фото): пошаговая техника, мастер-класс по изготовлению поделок

Из чего сделать основу?

Основа, на которую наклеивается пропитанная клеевым составом бумага, может представлять собой готовый предмет либо же фигурку, выполненную из пластилина или глины.

По сути, это может быть абсолютно любая емкость, деревяшка или скрученная фольга – все зависит от фантазии мастера и его конечной цели.

При использовании готового предмета следует понимать, что папье-маше придется разрезать на две половины, а значит, вероятна возможность повреждения основы.

Поэтому, если планируется что-то шарообразное, то лучше взять обычный воздушный шарик, который по окончании работы можно будет лопнуть и извлечь через специально оставленное отверстие. Чтобы готовое изделие было проще отделять от формы, поверхность последней правильным будет предварительно промазать вазелином либо же очень плотно обернуть пищевой пленкой.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.
Оклеивание газетами
Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Изготовление поделок

Начинающим мастерам папье-маше своими руками лучше изготавливать по мастер-классам, пошагово следуя инструкции. К примеру, довольно просто в данной технике создается декоративное сердечко, которое может стать неплохим украшением интерьера. Для работы понадобятся рулон туалетной бумаги, в идеале тоненькой из 2-3 слоев, холодная вода, пара столовых ложек муки, клей ПВА, проволока и прозрачный лак для ногтей.

Залив основной материал водой, ему необходимо дать набухнуть, после чего можно перейти к перемалыванию субстанции. Затем масса отжимается при помощи полотенца. В это время клей подготавливается из пары столовых ложек муки и воды. Соединенные компоненты подогреваются на плите и провариваются до достижения консистенции киселя. Получившийся клейстер заливается в туалетную бумагу и дополняется половиной стакана клея ПВА.

Все хорошенько перемешивается, и образовавшееся тесто применяется для лепки сердца. На этом же этапе в игрушку следует поместить проволоку, которая позволит подвесить украшение. На протяжении следующих нескольких часов фигурке предстоит сохнуть.

Не более сложным является создание декоративной тарелки. Процесс ее создания потребует, помимо тарелки-образца и пищевой пленки, газет, клея ПВА, мисочки с водой и кисточки. Для декорирования работы также потребуются гуашь и лак для ногтей.

Каждый кусочек газеты опускается в воду, после чего прикладывается к основе с наружной стороны. Края бумажек ни в коем случае загибать нельзя. Первый слой промазывается клеем, после чего аналогично формируются еще 3-4 слоя. Если на поверхности будут возникать пузырьки, то их легко разгладить пальцами.

Для лучшего качества изделия каждые 3-4 слоя рекомендуется просушивать по отдельности – чем больше материала будет задействовано, тем надежнее получится тарелочка. После высыхания последнего слоя края срезаются, а основа убирается. Готовое изделие сперва стоит покрыть белой краской, а затем нанести любой рисунок. Высохшая работа также обязательно лакируется.

Для создания чашки в технике папье-маше потребуются туалетная бумага, клейстер и посуда – либо из картона или пластика нужной формы, либо же уже ненужная. Основной материал, разорванный на небольшие кусочки, вымачивается в воде.

В это время основу лучше смазать, к примеру, кремом для рук. Чашка облепливается влажной бумагой, и каждый слой пропитывается клейстером. В среднем потребуется сделать 8 слоев, каждый из которых будет обработан клеящей субстанцией. Поделке необходимо будет сушиться на протяжении 24 часов, после чего можно будет заняться ее декорированием.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).
Масса из бумаги и клея

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.
Масса папье-маше
Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и изделия из соленого теста или полимерной глины.

Мастер-класс по изготовлению декоративной тарелки

Для начала нарывают множество полосок и кусочков из туалетной бумаги или газеты, берут баночку клея ПВА, в качестве макета пригодится готовая тарелка понравившейся формы и емкость для намокания кусочков. Технология изготовления тарелки своими руками следующая:

  • тарелку кладут лицевой вогнутой стороной вниз и наружную поверхность смалывают вазелином или растительным маслом;
  • порванные бумажки и полоски смачивают в воде и выкладывают на внешней стороне тарелки, формируя первый слой;
  • Работа по выполнению техники папье-машесмазывают первый слой на тарелке клеем, используя кисточку, и обмакивают все кусочки в клей, затем приклеивают ровным вторым слоем;
  • все последовательные слои смазывают клеем и накладывают кусочки разнообразной формы, перекрывая края соседних полосок для составления каждого слоя;
  • достигнув нужной толщины, работу ставят на просушку и не трогают ее около двух суток;
  • после высыхания изделие из бумаги отлично снимается с тарелки;
  • острым ножом подравнивают края, для придания гладкости бумажную тарелку из папье-маше шпаклюют акриловой шпатлевкой, можно взять строительную для финишных работ;
  • после этого ошкуривают неровности и придают поверхности гладкость, затем грунтуют глубоко проникающими шпаклевками и раскрашивают в соответствии с выбранным дизайном, для сохранения сочности красок покрывают изделие лаком.

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний.

Преимущества этого увлечения налицо:

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Папье-маше из газет и пва

Сегодня у нас будет сугубо практическая публикация – я покажу, как делаю массу папье-маше для лепки и моделирования. Это будет миллион сто первый мастер-класс в сети на эту тему, но, раз уж я что-то делаю из этого материала, то считаю возможным показать то, как я делаю папье-маше.

– А что, есть варианты? – спрашивает Веселина, посматривая на кучу тазиков и банок.

– Есть, и их количество сравнимо с числом рукодельников, использующих папье-маше в своей работе.

Но, несмотря на это, существует около десятка основных способов изготовления массы папье-маше своими руками, выбор каждого из них основан на желании получить в результате своей работы определенные эффекты.

Основными параметрами, влияющими на выбор рецепта, являются следующие показатели:

  • гладкость и равномерность получаемой поверхности;
  • степень возможной детализации элементов;
  • восприимчивость готовой поверхности к обработке;
  • степень деформации при сушке.

– Ты же сказал, что у нас сегодня не будет разговоров, – перебила Веселина, – давай хоть раз что-то сделаем без этих лекций.

Да уж, слово не воробей, что же, сам напросился. Придется написать другую статью о папье-маше, где подробнее рассмотреть все тонкости и нюансы состава и параметров этого материала.

Ну а мне от папье-маше нужно, чтобы материал был пластичным, не лопался, готовая поверхность была бы относительно гладкой с возможностью незначительной последующей обработки.

Поэтому я выбрал для себя рецепт папье-маше из газет и клея ПВА.

Для работы нам понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • газетная бумага;
  • блендер или миксер;
  • клей ПВА;
  • шпатлевка;
  • тазик и миска;
  • полотенце;
  • вилка;
  • горячая вода.

Поскольку объем работы у меня небольшой, то и папье-маше я делаю одномоментно совсем немного. Мне удобно, чтобы готовый объем массы умещался у меня в руке. Но измельченных сухих волокон можно наделать сразу много – они прекрасно хранятся в сухом месте неограниченно долгое время. Поэтому я сразу делаю сухих волокон с запасом, а массы папье-маше немного больше, чем нужно для работы.

Итак, газеты. Сегодня в процессе участвуют 60 листов размером почти А3.

Материалы для изготовления папье-маше 1
 

Инструмент для измельчения бумаги. Так как объем небольшой, то мне подойдет вот такой блендер.

Материалы для изготовления папье-маше 2
 

Как говорил вначале, я использую в данном случае клей ПВА.

Материалы для изготовления папье-маше 3
 

Нужную степень пластичности придаст шпатлевка.

Материалы для изготовления папье-маше 4
 

Любой из перечисленных материалов может быть заменен тем, что есть в наличии. Это может сказаться на характеристиках готового материала, но определить возможно только опытным путем.

Итак, бумагу рву и замачиваю в горячей воде на сутки. Периодически подхожу и рву бумагу руками, не особо стараясь, ведь у меня есть более квалифицированный по этой части помощник. Но, если ему достанется уже кое-как рваная бумага, будет полегче. Поэтому я стараюсь оказать ему посильную помощь. В общем, я рву бумагу руками, пока не надоест.

Материалы для изготовления папье-маше 5
 

Теперь займемся привлечением механизированного инструмента. В этом же тазу я блендером измельчаю бумагу до получения каши с относительно мелкими фрагментами. Особо не перенапрягаю блендер, потому что ему еще предстоит усиленно поработать на благо моих рукоподелок. Блендер мне попался из долгожителей, поэтому я отношусь к аппарату с глубоким почтением и делаю частые и продолжительные перерывы в его работе, чтобы он не перегревался.

Материалы для изготовления папье-маше 6
 

Нож у моего блендера двухлопастный, и несмотря на его высокое качество, нужно иногда следить за остротой его лезвий, потому что бумага имеет неприятное свойство усиленно ее снижать. Поэтому, когда я подтачиваю другие режущие инструменты, то стараюсь не забывать и о блендере.

Материалы для изготовления папье-маше 7
 

Пришла пора порционной обработки смеси. В комплекте блендера есть замечательная посудина, которую я заполняю на две трети или три четверти, чтобы было меньше брызг. На этом этапе блендер используется до тех пор, пока результат меня не устроит – должна получиться однородная масса с равномерно распределенными волокнами. В идеале нужно добиться полного отсутствия видимых кусочков бумаги, но чаще всего мне терпения не хватает так долго перемалывать смесь.

Материалы для изготовления папье-маше 8
 

Впрочем, потом я сам себя за это ругаю, потому что приходится периодически натыкаться при выглаживании поверхности на один-другой бугорок из неразмельченной бумаги, а при высокой детализации изделия это доставляет определенные неудобства, так что, чем лучше будет измельчена бумага на этом этапе, тем легче и приятнее будет работать с массой папье-маше в последующем.

Материалы для изготовления папье-маше 9
 

Отделяю воду из смеси, отжимая ее через сложенный вдвое полотенец. Это тоже важный этап, поэтому я стараюсь выполнить его как можно качественней. Дело в том, что я потом буду полностью высушивать размельченные волокна, поэтому, чем сильнее отжать воду сейчас, тем меньше времени потратится на сушку. Важно не перестараться и не порвать полотенчик.

Материалы для изготовления папье-маше 10
 
Материалы для изготовления папье-маше 11
 
Материалы для изготовления папье-маше 12
 
Материалы для изготовления папье-маше 13
 
Материалы для изготовления папье-маше 14
 
Материалы для изготовления папье-маше 15
 

После отжима должна остаться вот такая полусухая масса, которую нужно руками разорвать на мелкие кусочки. Но я просто подстраиваюсь под блендер, чтобы измельченные фрагменты попадали в его рабочую зону.

Материалы для изготовления папье-маше 16
 
Материалы для изготовления папье-маше 17
 

Пока масса папье-маше влажная, ее нужно размельчить по максимуму, потому что высохшие волокна обработке поддаются весьма неохотно, да и можно просто затупить лезвия.

Материалы для изготовления папье-маше 18
 
Материалы для изготовления папье-маше 19
 

Следующий этап – сушка измельченных волокон. Я использую естественную сушку, продолжительность которой составляет от одних суток летом в жаркую погоду до нескольких суток зимой. Качеству сушки я придаю большое значение для того, чтобы минимизировать деформацию готовых изделий из папье-маше. Ведь именно от присутствия воды и ее количества и зависит то, как будет изменятся поверхность при окончательной сушке.

Материалы для изготовления папье-маше 20
 

По этой же причине я использую не мучной клейстер, в котором много воды, а клей ПВА. Выливаю произвольное небольшое количество клея в миску и тщательно перемешиваю руками. В каких-то случаях приходится добавлять клей, если получается слушком густая масса, или сухие волокна, если налил много клея. После перемешивания должна получиться масса с консистенцией пластилина, то есть нужно прилагать достаточно усилий, чтобы работать с ней дальше.

Материалы для изготовления папье-маше 21
 
Материалы для изготовления папье-маше 22
 

Для повышения пластичности массы я добавляю шпатлевку. Ее нужно совсем немного, примерные пропорции вы видите на фото. Повторно тщательно перемешиваем смесь, замечая, как меняются ее физические характеристики в сторону смягчения и пластичности. Нужно периодически пробовать массу папье-маше на разрыв. Разделяться такой кусок должен с определенным усилием.

Материалы для изготовления папье-маше 23
 

После всех этих манипуляций в толще смеси все равно остаются небольшие фрагменты плохо размельченной бумаги, которые в дальнейшей работе могут причинить большие неприятности. Я пытаюсь их разделить на последнем этапе, во время которого обыкновенной вилкой растираю массу в миске.

Материалы для изготовления папье-маше 24
 

Еще раз руками разминаю массу, определяю пластичность и удобство последующей работы. Но сразу я такую массу не использую, потому что волокна должны еще лучше пропитаться клеем. Для этого я оборачиваю папье-маше пищевой пленкой и на сутки прячу в холодильник на нижнюю полку. После этого масса готова к работе.

Материалы для изготовления папье-маше 25
 
Материалы для изготовления папье-маше 26
 

Итак, сегодня я показал, а вы увидели, как можно очень просто и относительно быстро своими руками сделать массу папье-маше для лепки и моделирования. Еще одним бесспорным достоинством этого рецепта является его доступность, а этот параметр для начинающих рукодельников имеет важное значение.

Спасибо вам за внимание, желаю всем успехов и хорошего настроения.

. . . . .

. . . . .

Папье-маше: бесплатные мастер-классы | журнал ярмарки мастеров

Активный отдых и развлечения

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.
Снеговики из бумаги

Полезные советы

Массу папье-маше первые 5 дней можно хранить просто в целлофановом пакете. На протяжение следующих недели-полторы субстанцию уже лучше убирать в холодильник. Важно значительное внимание уделить и сушке готового изделия. Так как фигурка выполняется на основе бумаги, то есть горючего материала, плохой идеей будет держать ее возле открытого огня. В принципе, существуют инструкции по просушиванию в духовке, но такой метод все же предназначается для бывалых мастеров.

Папье-маше хорошо будет сохнуть на открытом воздухе возле батареи, на солнце, недалеко от электрообогревателя, а также в погасшей протопленной печи.

Если изделие формируется из нескольких слоев, то рекомендовано проводить просушку несколько раз – приблизительно каждые 3-4 слоя.

Проще всего задекорировать готовую работу путем маширования красочным слоем – пестрой упаковочной или обычной цветной бумагой. Более сложным, но и более привлекательным способом является грунтовка. Фигурка сперва шлифуется, чтобы стать ровнее, а после покрывается грунтом. Когда этот слой просохнет, его можно покрывать красками. Плотное бумажное изделие можно расписать маркером или фломастером, после чего задекорировать блестками и стразами. Также ее можно украсить тканевыми кусочками, тесьмой или сеткой. Кстати, на протяжении всего процесса работать предпочтительнее на столе, застеленном клеенкой. Так как взаимодействие с клеящими составами будет осуществляться голыми руками, потребуется подготовить фрагмент сухой ткани для вытирания.

Мастер-класс по работе с папье-маше представлен в видео.

Послойное наклеивание

Послойная техника, также известная как маширование, чаще всего используется для создания масок, посуды, кукольных голов, объемных фигурок или шкатулок. Весь процесс можно разделить на три этапа. На первом тонкая бумага – газета, салфетки или туалетная бумага измельчается на мелкие фрагменты.

Фрагменты лучше разрывать, чем резать – так поверхность готовой фигуры окажется более гладкой.

Помимо этого, на данном же этапе подготавливается заготовка, которую предстоит обклеивать: это может быть тарелка, глубокая миска, надутый воздушный шарик или любой другой предмет.

На следующей стадии бумага приклеивается на заготовку. Чем больше окажется слоев, тем надежнее будет изделие. Минимальное их количество равняется 4-5 штукам, а максимальное ничем не ограничивается, но следует помнить, что 15 слоев уже соответствуют толщине стенок от 0,5 до 0,7 сантиметра.

Каждые 3-4 слоя должны сопровождаться просушиванием. Чтобы равномерно покрыть форму, рекомендуется использовать разные оттенки для отдельных слоев. После окончательной 24-часовой просушки изделие снимается с заготовки. При возникновении необходимости в разрезе он создается острым ножом для бумаги. После обратного склеивания поверх есть смысл проклеить еще один слой папье-маше, в идеале – из белой бумаги.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

Конфетница в виде кота

Заяц-шкатулка из баночки

Очаровательная кошка

Крысы

Дизайнерские бусы

Венецианская маска

Казахские куклы

Ваза на шарике

Собака упрощенным способом

Поскольку себестоимость материала для папье-маше минимальная, работать с ним не трудно, а готовые изделия получаются прочными, красочными и легкими, технику папье-маше можно смело брать на вооружение, если у вас появится желание превратить творческое хобби в бизнес.

Элементы самодельной бижутерии, сувенирная продукция или домашний декор из папье-маше – отличная идея для неплохого заработка.

Причины популярности рукоделия из папье–маше

Практически каждый человек может научиться несложной технике работы с мятой бумагой, вариантов технологии несколько, но процесс не требует специального художественного образования или подготовки. К преимуществам относится:

  • минимальные материальные траты для приобретения материалов;
  • не требуется специальные приспособления и мастерская;
  • очень показательно в качестве применения для развития творческих навыков у школьников в классе и дошкольников;
  • огромные возможности для изготовления различных по назначению предметов;
  • можно изготавливать как маленькие предметы, так и вещи больших размеров;
  • высушенные и покрытые декоративным слоем, служащим одновременно защитой, предметы долго сохраняют приличный внешний вид и не требуют специального и сложного ухода.

Техника папье-маше

В зависимости от сложности и криволинейности будущего шедевра рукодельного творчества существует две технологии работы:

  • изначально приготовление массы из бумаги и клея, затем последовательное нанесение слоев для изготовления предмета;
  • оклейка подготовленного макета кусками бумаги в несколько слоев.

Как сделать шкатулку своими руками?

Техники

Для создания папье-маше принято использовать две основные техники: послойное наклеивание и лепку.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).
Тарелка
Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.