Основные стандарты в полиграфии и требования к печати

Глава 1

Технологической защитой принято называть совокупность характеристик, возникающих при исследовании материалов, из которых состоит документ, и особенно его носителя (чаще всего это бумага).

К этому типу защиты относятся:

В ОДНЫЕ ЗНАКИ

Водяные знаки — это изображения, образующиеся при изготовлении бумаги из-за локальных изменений ее толщины и наблюдаемые при пропускании. Это самый распространенный и надежный вид защиты бумаги. В то же время это достаточно сложный вид защиты, так как для его производства требуется специальное технологическое оборудование (бумагоделательная машина).

Водяные знаки, полученные при изготовлении бумаги, принято называть естественными (истинными). Для таких водяных знаков характерно изменение толщины бумаги в месте расположения изображения.

Все известные на сегодняшний день методы моделирования водяных знаков основаны на различных способах изменения оптической плотности уже готовой бумаги.

По количеству визуально наблюдаемых градаций (тонов, плотностей), отличающихся от плотности (фона) бумаги, водяные знаки принято делить на:

Монохромные водяные знаки — это изображения, которые видны сквозь свет, темноту или свет на фоне бумаги. Типичным примером монохромного (темного) водяного знака является водяной знак проездных документов (железнодорожных билетов). Светлый монохромный водяной знак можно увидеть, например, на украинских гривнах выпуска 1992 года (рис. 3).

Рис. 3. Так выглядят однотоновые водяные знаки: а - темный, б - светлый.
Рис. 3. Так выглядят однотоновые водяные знаки: а – темный, б – светлый.

Двухцветные водяные знаки содержат как более светлые, так и более темные изображения относительно фона бумаги. Также их можно встретить на денежных знаках (обозначения номинала на российских рублях, рис. 4), на специальных штемпелях («Крепкие алкогольные напитки», рис. 5) и на документах, удостоверяющих личность (паспорт гражданина СССР, рис. 6).

Рис. 4. Двутоновый водяной знак бумаги банкнот номиналом 10 рублей выпуска 1997 года.
Рис. 4. Двутоновый водяной знак бумаги банкнот
номиналом 10 рублей выпуска 1997 года.
Рис. 5. Двутоновый водяной знак бумаги специальных марок «Крепкие алкогольные напитки».
Рис. 5. Двутоновый водяной знак бумаги
специальных марок «Крепкие алкогольные напитки».
Рис. 6. Двутоновый водяной знак бумаги паспорта гражданина СССР.
Рис. 6. Двутоновый водяной знак бумаги
паспорта гражданина СССР.

Водяные знаки, показанные на рисунках 5 и 6, по характеру своего расположения относятся к меткам вдоль поля (общим), т. е. их рисунок (рисунок) повторяется несколько раз по всему полю. наблюдаемое поле.

Кроме того, существуют локальные водяные знаки, изображение которых находится в определенном месте билета или страницы документа.

Как правило, локальные водяные знаки многотональны — их изображения содержат плавные изменения плотности. Чаще их называют полутонами или портретами, так как эти знаки чаще всего в виде портретов личностей – людей, изображенных на денежных знаках (немецкие марки, рис. 7).

Рис. 7. Полутоновый (портретный) водяной знак на банкноте номиналом 200 марок Германии.
Рис. 7. Полутоновый (портретный) водяной знак
на банкнотеноминалом 200 марок Германии.

На этой же иллюстрации можно увидеть комбинированный водяной знак, сочетающий в себе несколько тонов и один тон (портрет и обозначение номинала).

Одним из видов локального является повторяющийся водяной знак (полоса). Это повторение — чаще всего по вертикали — идентичных изображений. Обычно встречается в виде портретов на банкнотах (кроны Швеции, Норвегии).

Способы подделки водяных знаков

Практика показывает, что чаще всего водяные знаки имитируют следующими способами:

Самый распространенный способ — имитация водяного знака путем надпечатки (рисунка). Таким способом обычно имитируют одноцветные темные, двухцветные и многоцветные знаки. Надпечатку обычно делают краской, подходящей по цвету к используемой бумаге (чаще всего белой краской).

Такая имитация обычно легче всего определяется в ультрафиолетовом свете (УФЛ). При освещении документа УФ-светом надпечатанное изображение выглядит темным на более светлом фоне бумаги (рис. 8, а). Имитированные таким образом водяные знаки при просмотре на просвет обычно имеют четкие границы (рис. 8, б), так как чаще всего краска наносится с высокой печати (клише) или с формы плоской печати, реже – рисунком пером или кисть.

Также наличие надпечатки можно определить при рассеянном и косом освещении, при этом изображение имитируемого водяного знака будет отличаться от фона бумаги характером отражения – блеском (рис. 10).

Рис. 8. Водяной знак, имитированный надпечаткой со штриховой формы: а — под ультрафиолетовыми лучами; б - на просвет.
Рис. 8. Водяной знак, имитированный надпечаткой со штриховой формы:
а – под ультрафиолетовыми лучами;
б – на просвет.
Рис. 9. Имитация полутонового водяного знака, выполненная с растровой формы: а — на просвет; б — в УФЛ.
Рис. 9. Имитация полутонового водяного знака,
выполненная с растровой формы:
а – на просвет; б – в УФЛ.
Рис. 10. Вид надпечатанного «водяного знака» в косопадающем свете.
Рис. 10. Вид надпечатанного «водяного
знака» в косопадающем свете.

Пропитка обычно имитирует светлые и однообразные водяные знаки. Для такой имитации используются восковые вещества или маслосодержащие составы. При этом изображение водяного знака наносится на подложку (бумагу) либо с печатной формы, либо вручную с помощью перьевого инструмента.

Для имитации, выполненной таким способом, характерно несколько «размытое» изображение, рассматриваемое на просвет. Чем дольше документ с таким «водяным знаком» находится в обращении, тем размытее будет изображение. В настоящее время подделки такого типа встречаются все реже.

Часто водяные знаки имитируют тиснением. При этом происходит локальное уплотнение бумаги в местах, соответствующих светлым участкам водяного знака. Как правило, такие модели демонстрируют небольшой контраст по сравнению с бумажным фоном при просмотре в проходящем свете.

Рис. 11. Так выглядят водяные знаки, имитированные тиснением: а — при наблюдении на просвет; б — в косопадающем освещении.
Рис. 11. Так выглядят водяные знаки, имитированные тиснением:
а – при наблюдении на просвет;
б – в косопадающем освещении.

Довольно необычным и редким является способ имитации водяных знаков путем процарапывания. Метод основан на механической модификации (уменьшении) толщины бумажного слоя. Таким образом успешно имитируются светлые и однообразные водяные знаки. Полутоновые водяные знаки труднее получить путем царапания.

В зависимости от тиража и квалификации исполнителя такую ​​подделку можно сделать либо просто от руки, либо по какому-либо шаблону (трафарету). Пример имитации водяного знака таким способом показан на рис. 12. Из рисунка видно, что такой «водяной знак» при наблюдении на свету выглядит достаточно шероховатым, а при косом освещении локальные нарушения шероховатости поверхности бумага хорошо видна.

Рис. 12. Имитация водяного знака механическим выскабливанием: а — вид на просвет; б — в косопадающем освещении.
Рис. 12. Имитация водяного знака механическим выскабливанием:
а – вид на просвет; б – в косопадающем освещении.

Б ЕЗОПАСНАЯ РЕЗЬБА

Защитная нить представляет собой узкую полоску (шириной 1-2 мм) полимерного материала, внедряемую в бумагу при ее изготовлении. При осмотре документа выявляют защитные нити в проходящем, отраженном, рассеянном и косом свете.

По внешнему виду защитные нити достаточно разнообразны, но основных разновидностей две:

Скрытые провода видны только на свету. Они в свою очередь делятся на следующие варианты:

Кроме того, металлические нити могут обладать магнитными свойствами. Прозрачные нити иногда люминесцируют определенным цветом при просмотре в ультрафиолетовом свете. Эти свойства могут проявляться как по всей длине провода, так и локально (рис. 15).

Рис. 13. Сплошная металлизированная защитная нить (1000 драм Армении).
Рис. 13. Сплошная металлизированная защитная нить
(1000 драм Армении).
Рис. 14. Прозрачная защитная нить с текстом и изображениями (50 долларов США).
Рис. 14. Прозрачная защитная нить с текстом
и изображениями (50 долларов США).
Рис. 15. Люминесценция защитных нитей
Рис. 15. Люминесценция защитных нитей:
а – по всей длине (20 долларов США);
б – локальная (10 рублей).

Ныряющие нити можно наблюдать в проходящем и отраженном свете. Как правило, они металлизированы, поэтому в отраженном от одной стороны документа свете проволока выглядит как пунктирная линия из светлых отрезков равной длины, а на просвет такая проволока представляет собой сплошную полосу.

По своей конструкции водолазные тросы делятся на следующие виды:

Рис. 16. Вид на просвет сплошной ныряющей нити (20 английских фунтов).
Рис. 16. Вид на просвет сплошной ныряющей нити (20 английских фунтов).
Видны полосы с разной оптической плотностью.
Рис. 17. Ныряющая нить с прозрачным текстом (100 марок Германии):
Рис. 17. Ныряющая нить с прозрачным текстом (100 марок Германии):
а – вид на просвет; б – отрезок нити с нанесенным
поверх него изображением.

Есть также провода для дайвинга, которые светятся в ультрафиолетовых лучах.

Следует отметить, что при исследовании в проходящем свете обнаруживаются локальные изменения оптической плотности бумаги в виде темных полос, перпендикулярных нити, в области расположения ныряющей нити, причем эти полосы располагаются между проволокой. сегменты, выходящие на поверхность (рис. 16).

Следует также иметь в виду, что изображения на документе, независимо от способа нанесения, располагаются над погружной проволокой (рис. 17б).

При косом освещении в местах наличия защитных нитей всех видов наблюдается местное утолщение бумаги, имеющее вид приподнятой полосы (рис. 19).

Рис. 18. Голографический эффект на нити (дорожные чеки CITICORP).
Рис. 18. Голографический эффект на нити
(дорожные чеки CITICORP).
Рис. 19. Защитная нить в косопадающем свете.
Рис. 19. Защитная нить в косопадающем свете.

Имитация страховочных нитей

Существует четыре основных способа имитации потоков безопасности:

Возможны также различные комбинации этих методов.

Надпечатка часто имитирует скрытые темы. В этом случае возможны следующие варианты.

Проще всего напечатать текст (изображение) на проволоке белыми чернилами на одной из внешних сторон документа или внутри одного из листов (для документов, склеенных из двух листов). При этом, в отличие от подлинных документов, в проходящем свете не видны границы самой проволоки, а в косом наблюдается рельефное наложенное изображение. В УФ-свете такая надпечатка обычно выглядит как темное изображение на светлом фоне (рис. 20).

Рис. 20. Имитация скрытой защитной нити надпечаткой текста:
Рис. 20. Имитация скрытой защитной нити надпечаткой текста:
а – на просвет; б – в косопадающем свете; в – в УФЛ.

Для имитации непрерывной непрозрачной нити наносится белая краска в виде узкой полосы. Внешний вид такой имитации при различных условиях показан на рис. 21.

Рис. 21. Имитация сплошной скрытой нити
Рис. 21. Имитация сплошной скрытой нити:
а – на просвет; б – в УФЛ.
Рис. 22. На имитированной нити текст виден сквозь полупрозрачную краску.
Рис. 22. На имитированной нити текст виден сквозь полупрозрачную краску.

Часто имитация нити с текстом осуществляется в два этапа. Сначала темной краской наносится текст (изображение), затем надпечатывается полоска белой или полупрозрачной краской. При этом в отраженном свете текст часто виден сквозь краску (рис. 22).

Встречаются имитационные нитки с текстом, сочетающие в себе текстовую надпечатку и наклейку на полоске тонкой бумаги. При этом текст печатается либо на поверхности документа, либо на полоске бумаги (рис. 23). На иллюстрации хорошо видно, что при наклонном освещении с обратной стороны наклеенная бумажная полоска имеет четко очерченные резкие границы и повышенный рельеф.

Рис. 23. Имитация нити с наклейкой бумажной полоски: а — на просвет; б — в УФЛ.
Рис. 23. Имитация нити с наклейкой бумажной полоски:
а – на просвет; б – в УФЛ.

Также на этом же рисунке можно увидеть довольно распространенную ошибку, допускаемую при моделировании провода с текстом. Дело в том, что на многих защитных нитях этого типа текст (чаще всего это буквенно-цифровое обозначение номинала) наносится как в прямом, так и в зеркальном, и обратном изображении.

Довольно распространена имитация защитных нитей путем наклеивания между сторонами документа полосок полимерного материала (пленки) или тонкой бумаги с напечатанными на них текстами (изображениями). Пример такого моделирования показан на рис. 24.

Рис. 24. Полимерная полоска с текстом, вклеенная между тонкими листами.
Рис. 24. Полимерная полоска с текстом,
вклеенная между тонкими листами.
Рис. 25. Имитация ныряющей нити тиснением фольгой.
Рис. 25. Имитация ныряющей нити тиснением фольгой.

Погружные провода труднее всего имитировать. Для достижения внешнего сходства эти нити имитируют разными способами, наиболее распространенными из которых являются следующие:

При этом прозрачный текст может быть нанесен (например, выгравирован или процарапан) тем или иным способом на слой металлизации фольги. Однако все эти методы позволяют получить эффект погружения проволоки только в отраженном свете. При просмотре в режиме передачи эти симуляции выглядят как пунктирные линии.

Для достижения большего сходства на обороте дополнительно надпечатывается непрозрачная (полупрозрачная) полоса. Однако в этом случае редко удается добиться точного совмещения имитирующих элементов на лицевой и оборотной сторонах документа (рис. 27).

Рис. 26. Имитация ныряющей нити краской «под серебро».
Рис. 26. Имитация ныряющей нити краской «под серебро».Рис. 27. Несовмещение полупрозрачной полоски с отрезками фольги.
Рис. 27. Несовмещение полупрозрачной полоски с отрезками фольги.

Как правило, все перечисленные типы имитационных защитных нитей имеют существенные отличия от подлинных. Наиболее существенно они различаются при просмотре в проходящем свете (степень прозрачности, конфигурация и размерные характеристики текстов), ультрафиолетовом свете (характер свечения или его погасания) и косом освещении (характер утолщения бумаги на точку резьбы).

ЗАЩИТНЫЕ ВОЛОКНА

Защитные волокна вводятся в массу бумаги при ее изготовлении. От общей массы волокон, из которых, собственно, и состоит бумага, они отличаются некоторыми специфическими свойствами: цветом, характером свечения в ультрафиолетовых лучах, иногда тем и другим.

Обычно используются следующие типы защитных волокон:

Документы могут содержать волокна безопасности одного или нескольких типов одновременно.

На рис. 28 показаны окрашенные волокна, используемые в качестве защиты в долларовой бумаге США.

Рис. 28. Окрашенные защитные волокна бумаги банкнот долларов США.
Рис. 28. Окрашенные защитные волокна
бумаги банкнот долларов США.

Эти волокна обычно располагаются в массе бумаги, но могут частично (а иногда и полностью) выступать на ее поверхности.

Бесцветные защитные волокна не видны при обычных условиях просмотра – их внешний вид практически не отличается от общей массы. Иногда эти волокна могут иметь определенный оттенок, чаще всего желтоватый или зеленоватый. При освещении ультрафиолетовыми лучами наблюдается свечение этих волокон (рис. 29).

Рис. 29. Люминесцирующие защитные волокна бумаги немецких марок.
Рис. 29. Люминесцирующие защитные волокна
бумаги немецких марок.

Имитация страховочных волокон

Обычно при подделке документов защитным волокнам не уделяется много внимания. Имитация крашеных волокон осуществляется простыми и доступными средствами, чаще всего, следующими способами:

В тех случаях, когда волокна имитируются рисунком, их внешний вид зависит от инструмента, которым они были изготовлены. Например, цветной карандаш дает «рыхлый» рисунок, толщина линии изменяется при нажиме, видны следы нажима (рис. 30).

Рис. 30. Имитация защитного волокна, выполненная цветным карандашом.
Рис. 30. Имитация защитного волокна, выполненная цветным карандашом.Рис. 31. Защитное волокно, имитированное роллером.
Рис. 31. Защитное волокно, имитированное роллером.

Имитация волокон, выполненная методом надпечатки (чаще всего это офсетная печать), выглядит плоской, края штрихов могут казаться несколько размытыми (рис. 32).

Рис. 32. Имитация защитного волокна надпечаткой (офсетная печать).
Рис. 32. Имитация защитного волокна надпечаткой (офсетная печать).

Склеивание волокон – достаточно трудоемкий процесс, поэтому на практике такая имитация встречается довольно редко.

Поскольку подделки низкого качества часто изготавливаются с использованием разных копировальных аппаратов (цветных копировальных аппаратов разных типов), на таких подделках изображение волокна обычно переносится с оригинала вместе с оформлением документа.

Рис. 33. Изображения волокон, воспроизведенные в процессе копирования.
Рис. 33. Изображения волокон,
воспроизведенные в процессе копирования.
Рис. 34. Надпечатанные волокна на трех разных банкнотах: форма и расположение одинаковы.
Рис. 34. Надпечатанные волокна на трех разных банкнотах:
форма и расположение одинаковы.

В тех случаях, когда изучается не один, а несколько экземпляров документа, например, ряд сомнительных банкнот, следует обратить внимание на взаимное расположение и форму волокон. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда на разных банкнотах наблюдается одинаковое расположение и конфигурация волокон (рис. 34).

О ПТИЧЕСКИ ПЕРЕМЕННЫЕ КРАСКИ

Оптически переменные (переменные) чернила сегодня широко используются в качестве средств технологической защиты документов. На практике их обычно называют OVI (“oviai” – от англ. Optically Variable Ink). Суть этого вида защиты заключается в применении специальных красок сложного состава, которые в зависимости от угла освещения и наблюдения могут менять цвет в определенных пределах.

Как правило, этими красками наносятся фрагменты изображений, выполненные методом глубокой печати, – обозначения номиналов банкнот, наименования учреждений-эмитентов. В настоящее время ОВИ используются в самых разных видах документов – банкнотах, визах и визовых купонах, ценных бумагах. Такой защитой оснащены практически все современные валюты.

На рис. На рисунках 35 и 36 показаны защитные элементы, выполненные оптически изменяющейся краской: эмблема Банка России на банкноте 500 рублей выпуска 1997 года и обозначение номинала на банкноте 100 долларов США выпуска 1996 года.

Рис. 35. Эмблема Банка России на банкноте номиналом 500 рублей, выполненная OVI
Рис. 35. Эмблема Банка России на банкноте номиналом 500 рублей, выполненная OVI:
а – при фронтальном наблюдении; б – при наблюдении под острым углом.
Рис. 36. Обозначение номинала на банкноте 100 долларов США, выполненное OVI
Рис. 36. Обозначение номинала на банкноте 100 долларов США, выполненное OVI:
а – при фронтальном наблюдении; б – при наблюдении под острым углом.

Представленные на иллюстрациях виды не дают полной картины изменения цвета — здесь показаны только крайние положения, но на самом деле цвет меняется плавно при изменении угла обзора (или освещения).

Имитация оптически изменяющихся цветов

Подавляющее большинство известных методов имитации ОВИ с большим или меньшим сходством воспроизводят лишь присущий этим краскам эффект металлического блеска. Однако такие имитации не меняют цвет, что позволяет довольно легко распознать подделку.

Для достижения эффекта блеска используются различные методы. Таким образом, на рис. 37 показан пример имитации ОВИ путем нанесения на поверхность краски дополнительного слоя прозрачного вещества (лака), содержащего небольшое количество частиц металлического пигмента (порошка). Здесь мы видим, что контуры слоя лака не совпадают с границей нарисованных штрихов.

На следующей иллюстрации (рис. 38) показана попытка имитации путем нанесения на краску металлического порошка. При этом видно, что некоторое количество порошка попадает и на элементы заготовки.

Рис. 37. Имитация ОVI прозрачным лаком.
Рис. 37. Имитация ОVI прозрачным лаком.Рис. 38. Имитация ОVI металлическим порошком.
Рис. 38. Имитация ОVI металлическим порошком.

На рис. 39 показан фрагмент рисунка, имитирующий ОВИ и выполненный краской, содержащий мелкие «чешуйки», блестящие, как слюда.

Рис. 39. Имитация OVI краской с блестящими «чешуйками».
Рис. 39. Имитация OVI краской с блестящими «чешуйками».Рис. 40. Имитация OVI способом глубокой печати
Рис. 40. Имитация OVI способом глубокой печати:
а – увеличенный фрагмент штриха;
б, в – то же изображение под различными углами.

На рис. 40а видно, что чернила содержат частицы металлического пигмента. На двух других рисунках показано то же изображение, если смотреть спереди и под острым углом: как видите, эффекта изменения цвета нет.

ГОЛОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Этот вид защиты в настоящее время несомненно является одним из самых надежных благодаря высокой технологичности процесса.

Голографические изображения, используемые в качестве средства защиты, производятся с использованием различных технологий. Не вдаваясь в подробности этих процессов, отметим, что всех их объединяет большой объем передаваемой информации и сложность изготовления.

« Классические» голограммы представляют собой изображения, выполненные на специальной металлизированной фольге с несколькими «плоскостями», то есть при просмотре под разными углами можно увидеть разные изображения, в том числе объемные.

Разновидностью голограмм являются так называемые кинеграммы, которые при просмотре под разными углами дают эффект движения или изменения геометрических размеров изображаемого объекта.

Примеры голографической защиты различных документов показаны на рис. 41-44.

Рис. 41. Кинеграмма на банкноте номиналом 200 марок Германии
Рис. 41. Кинеграмма на банкноте номиналом 200 марок Германии
(наблюдается эффект изменения размеров надписи «200»).
Рис. 42. Кинеграмма на банкноте номиналом 100 марок Германии
Рис. 42. Кинеграмма на банкноте номиналом 100 марок Германии
(в правой части наблюдаются разные изображения – лира и надпись «DM»).

Помимо изображений, видимых на голограммах, они дополнительно наделены микроотпечатком, который можно увидеть только под микроскопом (рис. 45), а также, в некоторых случаях, скрытыми изображениями, для просмотра которых требуются специальные приспособления с лазерными источниками. и тщательно подобранный угол освещения.

Рис. 43. Голографическая защита банкноты номиналом 20 английских фунтов.
Рис. 43. Голографическая защита банкноты номиналом 20 английских фунтов.
При различных углах видно либо обозначение номинала, либо фигура (медальон) «Британия».
Рис. 44. Голографическая наклейка на акцизной марке (Хабаровский край)
Рис. 44. Голографическая наклейка на акцизной марке (Хабаровский край)
– разные «планы» изображения (голова тигра, надписи, код региона).
Рис. 45. Микротекст на голографической наклейке (размер шрифта — 0,1 мм).
Рис. 45. Микротекст на голографической наклейке (размер шрифта – 0,1 мм).

Как видно на иллюстрациях, это достаточно сложные для воспроизведения объекты. Поэтому, как и следовало ожидать, серьезных подделок голографической защиты на практике обычно не наблюдается.

СОСТАВ БУМАГИ И ЕЕ ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Из характеристик бумаги, используемой в качестве технологической защиты, в первую очередь (особенно для неспециалиста) интересны ее оптические свойства, то есть то, что можно определить невооруженным глазом.

К таким свойствам относится, например, мелирование (окрашивание мякоти, придание ей определенного оттенка).

Показано на рис. На 46 фотографиях показаны различные сорта бумаги для банкнот немецких марок. Кроме того, на этих иллюстрациях показана еще одна особенность, характеризующая бумагу документов, — так называемая маркировка из ткани и сетки. Этот показатель свидетельствует об использовании той или иной бумагоделательной машины – устройства, используемого для изготовления (выпуска) бумаги.

Эти бумажные индикаторы могут использоваться, наряду с другими характеристиками, для установления подлинности документа.

Рис. 46. Различные оттенки бумаги банкнот марок Германии
Рис. 46. Различные оттенки бумаги банкнот марок Германии:
а – номиналом 100 марок; б – номиналом 200 марок.
Видна маркировка от сукна и сетки.

Имитация свойств бумаги Для имитации свойств бумаги подлинных документов используются различные методы. Например, для получения бумаги, «глухой» (нелюминесцентной) к УФ-лучам (см. также раздел «Физическая и химическая защита»), на поверхность бумаги наносят различные покрытия (краски, лаки) с целью гашения свечение бумаги.

В то же время даже похожие по составу и оптическим свойствам бумаги могут отличаться по такому параметру, как маркировка ткани и сетки. В качестве примера рассмотрим иллюстрации (рис. 47), на которых видно различие, наблюдаемое на свету между бумагой подлинной 100-долларовой купюры США, выпущенной в 1996 г., и бумагой фальшивой «супер» класса.

Рис. 47. Различия в маркировке от сукна и сетки в бумагах подлинных и фальшивых 100-долларовых банкнот
Рис. 47. Различия в маркировке от сукна и сетки в бумагах подлинных
и фальшивых 100-долларовых банкнот:
а – подлинная банкнота (ячейки сетки квадратные);
б – фальшивка (ячейки ромбовидные, диагональные).

Глава 3

Общепринято, что средства защиты печати представляют собой совокупность приемов и процессов печати (технологий печати), определяющих свойства изображения, видимого на документе.

При использовании этих инструментов в документах формируются два типа сущностей:

Чтобы лучше понять, как эти функции отображаются в документах, вам необходимо иметь общее представление о методах печати. Здесь следует сразу оговориться: тщательное изучение этого вопроса требует достаточно глубоких знаний в области полиграфии.

К ЛАССИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ: ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ПЕЧАТИ Способы печати различаются, как правило, по геометрическому строению печатной формы – в зависимости от выделения на бланке печатных элементов и пустых элементов (не печатаемых).

При этом области бланка, которые переносят краску на отпечаток, считаются оттиском, а остальная часть (не переносящая краску) считается пробелом. Печатные формы часто обозначают общим термином «клише». Следует иметь в виду, что в полиграфии этот термин обычно относится к иллюстративным формам типографики. В других публикациях это понятие иногда распространяется на формы для других методов.

По этой характеристике принято различать четыре основных режима печати:

Каждый из этих способов имеет ряд разновидностей, одни из них обычно используются для печати так называемой издательской продукции (книг, газет, журналов), а другие – для изготовления денежных знаков, титулов, документов, удостоверяющих личность, а также печати на продукции, упаковке и т. д. В основном эти разновидности отличаются друг от друга по следующим параметрам:

Следует отметить, что изображения, полученные методами печати, можно разделить на два типа:

Способы смены ключа могут быть разными, их описание приведено в соответствующих разделах.

Типография

В типографии (рис. 55) печатные элементы печатной формы располагаются над элементами пространства. Поэтому, когда краска наносится на такую ​​форму, она покрывает только элементы печати. Типичным примером типографской формы является резиновый штамп.

Краска, нанесенная на печатающие элементы формы, под давлением переносится на принимающую поверхность (в большинстве случаев это бумага), на которой соответственно формируется изображение – отпечаток. При этом некоторое количество краски выдавливается из печатающих элементов бланка за счет давления, образуя утолщенный слой по краям штрихов на оттиске. Рис. 56 показано схематическое изображение высокой печати.

Рис. 55. Схема процесса высокой печати.
Рис. 55. Схема процесса высокой печати.Рис. 56. Схематическое изображение оттиска высокой печати.
Рис. 56. Схематическое изображение
оттиска высокой печати.

Сжатие краски по краям штрихов является общей характеристикой всех видов высокой печати.

Кроме того, из-за давления печатной формы деформируется принимающая поверхность (бумага) – на лицевой стороне отпечатка образуется углубленный рельеф, а на обратной – выпуклый рельеф. Эта характеристика характерна для отпечатков, изготовленных из сплошных печатных форм прямым способом (без промежуточной опоры или, другими словами, поверхности переноса).

Характеристики высокой печати показаны на рис. 57.

Рис. 57. Особенности оттиска «классической» высокой печати:
Рис. 57. Особенности оттиска «классической» высокой печати:
а – выдавливание краски на краях штрихов с лицевой стороны;
б – выпуклый рельеф с оборотной стороны.

К методу высокой печати также относятся: флексографская печать (флексография) и типоофсет (высокий офсет). Эти технологии обычно называют специальными методами печати.

Флексография — это тип прямой высокой печати, в котором используются гибкие печатные формы и краски с низкой вязкостью. Этот метод в основном используется для печати на упаковке.

Типоофсет — непрямой метод, при котором печатная форма представляет собой тип высокой печати, но краска с нее сначала переносится на промежуточную поверхность (офсетный цилиндр), а затем на подложку (бумагу или другой материал). Типофсет, точнее его специальные модификации, применяется при изготовлении документов (см. Специальные способы печати).

В производстве документов высокая печать в основном используется для нанесения переменных деталей, таких как серийные номера.

В случаях, когда номер наносится непосредственно на подложку (бумагу), отпечатку свойственны черты «классической» типографики — выдавливание краски по краям штрихов на лицевой стороне (рис. 58) и выпуклый рельеф на лицевой стороне. назад.

Рис. 58.
Рис. 58.

Если номер нанесен поверх другого изображения, например, фоновой сетки или основного изображения, характер чернил может быть другим. Так, рисунки, нанесенные поверх фоновых сеток, выполненные офсетным или методом высокой (орловской) печати, характеризуются почти теми же чертами, что и «классическая» высокая печать (рис. 59).

А если изображение выполнено, например, методом металлографии, морфология признаков числа существенно меняется. На рис. 60 показан случай, когда серийный номер нанесен на основной рисунок банкноты (эстонская крона), выполненный методом глубокой печати.

Эта комбинация методов печати — с высокой талией — также встречается в известных банкнотах доллара США. На них печать Казначейства (зеленая, с правой стороны) выполнена типографским способом, на номинале банкноты, который отпечатан глубокой печатью.

Рельеф основного изображения достаточно крупный и не позволяет зеленой краске проникать на бумагу. Поэтому в большинстве случаев на подлинных долларах изображение казначейской печати характеризуется неполным оттиском участков, наложенных на изображение цифр или букв, обозначающих номинал (рис. 61).

Основные стандарты в полиграфии и требования к печати
Рис. 61.

В ПЕЧАТЛЕНИЕ

Особенностью планшетной печати является отсутствие пространственного разделения оттиска и пустых элементов печатной формы.

В плоских печатных формах печатающие и пространственные элементы отличаются не высотой, а физико-химическими свойствами. В процессе изготовления форм проводится специальная обработка, в результате которой печатные элементы приобретают способность воспринимать краску, а заготовки – отталкивать ее.

В полиграфической литературе при описании процесса планшетной печати обычно используются термины олеофильность (гидрофобность) и олеофобность (гидрофильность). Первые два термина означают способность печатающих элементов воспринимать печатную краску и отталкивать воду, два других – способность прокладок отталкивать краску и воспринимать воду. Для получения этих свойств при планшетной печати поверхность печатной формы перед нанесением краски необходимо увлажнить.

По материалу печатной формы, ее физико-химической подготовке, а также способу переноса изображения в планшетной печати принято различать офсетную, литографическую и фототипную печать.

Обычно, когда речь идет о планшетной печати, на первом месте стоит офсетная печать.

На самом деле полное название этой технологии – планшетная офсетная печать. Здесь термин «плоская» относится к геометрии печатной формы, а «офсетная» относится к способу переноса краски с формы на принимающую поверхность и подразумевает наличие промежуточного звена (переноса).

Обычно это цилиндр с резиновым покрытием. Это называется офсет (от англ. to set off) — берет краску с формы и переносит на бумагу. В быту название «плоская» часто опускают, называя этот способ просто офсетной (офсетной) печатью.

Итак, офсетная печать – это непрямой метод планшетной печати, схема которого представлена ​​на рис. 62.

Рис. 62. Схема процесса плоской офсетной печати.
Рис. 62. Схема процесса плоской офсетной печати.

Благодаря равномерному распределению давления на поверхность формы офсетная печать отличается равномерной окраской печатающих элементов и четкими контурами, а также отсутствием деформации бумаги из-за давления формы.

Эти характеристики иллюстрируются диаграммой на фиг. 63.

В настоящее время офсетная печать является наиболее распространенным методом печати.

Используется как для печати редакционной продукции (книги, газеты, журналы), так и для изготовления различных видов документов.

Рис. 63. Схематическое изображение оттиска офсетной печати.
Рис. 63. Схематическое изображение оттиска офсетной печати.

На рис. 64 показан фрагмент “классического” офсета – это текст книги.

Основные стандарты в полиграфии и требования к печати
Рис. 64.

Литографическая печать (литография) исторически является первым методом планшетной печати. Он был разработан в конце 18 века. В качестве печатных форм здесь использовались специальные камни, поверхность которых после химической обработки приобретала олеофильные и олеофобные свойства. Это метод прямой печати.

В настоящее время литография используется только для печати специальных художественных изданий (чаще всего авторских).

К методам планшетной печати относится фототипная (фототипная) печать. Это метод прямой печати, в котором желатин является основой светочувствительного слоя.

Фототипия — единственный из «классических» видов печати, позволяющий передавать полутона без использования растра. Технология изготовления фототипных печатных форм достаточно сложна, а процесс печати нестабилен.

По некоторым оценкам, этот метод считается практически идеальным при воспроизведении полутоновых изображений. Однако в настоящее время фототипная печать используется очень мало (репродукции картин, факсимиле) именно из-за нестабильности процесса печати.

В документах – ценных бумагах, банкнотах и ​​др. – офсетная печать применяется в основном для печати фоновых изображений: защитных сеток, узоров, а также, в некоторых случаях, для нанесения текстовых и графических деталей.

На рис. 65 показан фрагмент фонового изображения банкноты (кыргызский сом).

Основные стандарты в полиграфии и требования к печати
Рис. 65.

Г РАВЮРА

В методе глубокой печати (рис. 66) используются печатные формы, на которых печатающие элементы расположены ниже, чем в пространстве. Краска, нанесенная на такую ​​форму, покрывает всю ее поверхность. Поэтому перед началом переноса (печати) краску с элементов-заготовок счищают с помощью приспособления – плоского ножа (ракеля) или валика.

Рис. 66. Схема процесса глубокой печати.
Рис. 66. Схема процесса глубокой печати.

Следует отметить, что ротогравюра — практически единственный метод, при котором можно получить красочный слой разной толщины. На рисунке видно, что печатные элементы формы имеют разную глубину.

Говоря о глубокой печати, следует иметь в виду, что наиболее распространенные ее разновидности имеют принципиальные отличия.

Ракель для глубокой печати (обычно называемый просто ротогравюрой) является «классическим» методом печати и обычно используется для производства печатной продукции большого объема (журналы, рекламная продукция, упаковка). Принято считать, что этот метод обеспечивает наилучшее качество печати полутоновых изображений.

В этом методе краска низкой вязкости переносится непосредственно из ячеек печатной формы на печатный материал (прямой метод). При этом следует отметить, что технология изготовления печатных форм в данном случае предполагает использование растра, то есть вся поверхность формы — будь то текст или иллюстрация — делится на растровые элементы ( точки одинакового размера). Это отражено и в оттиске, схема которого представлена ​​на рис. 67.

Рис. 67. Схематическое изображение оттиска глубокой печати.
Рис. 67. Схематическое изображение
оттиска глубокой печати.

Внешний вид оттиска, выполненного методом глубокой печати, показан на рис. 68. На иллюстрации видно, что тонкие мазки оттиска разбиты почти на отдельные точки, а в широких мазках растровая структура лучше видна по краям в форма «зубцов» (иногда говорят от строения «зазубренные»).

Помимо ракельной печати, к глубокой печати относятся глубокая печать (металлографическая печать) и тампография (тампопечать).

При глубокой печати печатная краска высокой вязкости переносится с гравированной или протравленной печатной формы непосредственно на печатный материал (прямой метод).

Рис. 68. Особенности оттиска «классической» (ракельной) глубокой печати:
Рис. 68. Особенности оттиска «классической» (ракельной) глубокой печати:
а — разбиение тонких штрихов, б — «зубцы» на краях широких штрихов.

Чаще всего гравюры глубокой печати представляют собой штриховые изображения (гравюры).

Металлографию чаще всего применяют для изготовления банкнот, ценных бумаг, документов, удостоверяющих личность (см. Специальные способы печати).

Тампопечать — это непрямой метод глубокой печати. Используя эту технологию, эластичная прокладка (промежуточная опора) переносит краску с металлической (гравированной или вытравленной) или фотополимерной печатной формы на принимающую поверхность.

Тампопечать в основном используется для печати на различных упаковочных материалах или на изделиях с необычной геометрией (например, крышки от бутылок, пуговицы для ключей, сувениры и т.д.).

С НИМОК ЭКРАНА

Название этого метода говорит само за себя – печатная форма здесь является трафаретом. Безусловно, в отличие от обычного трафарета в виде листа бумаги, картона, пленки с прорезанными буквами или рисунком, форма «классической» трафаретной печати представляет собой сетку, натянутую на рамку.

Так, при трафаретной печати краска проникает в подложку, продавливая сетку (рис. 69).

Рис. 69. Схема процесса трафаретной печати.
Рис. 69. Схема процесса трафаретной печати.

Этот способ нанесения краски определяет тип отпечатков, получаемых при трафаретной печати, – они всегда так или иначе отображают сетчатую структуру (рис. 70).

Этот метод также имеет несколько разновидностей, однако промышленное применение находит только трафаретная печать.

Рис. 70. Схематическое изображение оттиска трафаретной печати.
Рис. 70. Схематическое изображение
оттиска трафаретной печати.

Термин трафаретная печать отражает историю этого метода — в прошлом сетки изготавливались из шелковых тканей. В литературе также можно встретить названия этмография и трафаретная печать — все они относятся к одному и тому же способу печати. Чаще всего мы просто говорим о трафаретной печати.

В отличие от других «классических» методов, при трафаретной печати удается получить очень толстый слой краски (до 100 мкм), что и определяет область ее применения.

Толщина красочного слоя во многом зависит от толщины нитей, а разрешение процесса зависит от плотности сетки. На рис. На рис. 71 показан вид отпечатков, полученных трафаретной печатью с пластин, выполненных на сетках разной плотности.

Даже в тех случаях, когда отсутствует излом мазков трафаретной печати, при косом освещении, как правило, сетчатая структура все же проявляется в виде характерного планомерного рельефа на поверхности красочного слоя (рис. 72).

Трафаретная печать является очень старым методом, однако на сегодняшний день применяется в основном для печати небольших тиражей в областях, где требуется большая толщина или насыщенность красочного слоя (этикетирование продукции, постеры, производство обоев, а также в области полиграфии).

Основные стандарты в полиграфии и требования к печати
Рис. 71. Фрагменты оттисков трафаретной печати:
а — с грубой сетки (с крупными ячейками);
б — с тонкой сетки(с мелкими ячейками).

Кроме того, к методу трафаретной печати относится и ротационная печать, современным вариантом которой является ризография. Эти технологии можно отнести к офисным способам воспроизведения документов или, как говорилось ранее, к оперативной полиграфии.

Основные стандарты в полиграфии и требования к печати
Рис. 71.

Трафаретная печать практически не используется для печати оригиналов документов, однако этот способ часто используется (учитывая возможность получения толстого слоя краски) для имитации рельефа, что характерно, например, для глубокой печати.

С ПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ

Как следует из названия, в эту группу полиграфических технологий обычно входят виды полиграфии, имеющие определенную область применения.

В то же время в эту группу могут входить определенные способы в зависимости от основания классификации: используемых материалов, вида и назначения изделия, возможности получения необычных эффектов и т. д. Однако все специальные виды полиграфии имеют одно общее свойство : данные технологии не используются для печати стандартной или издательской продукции (книги, журналы, газеты и т.п.).

В данном случае мы остановимся только на специальных видах полиграфии, используемых при изготовлении документов – в контексте обсуждаемой темы. Поэтому нас будут интересовать следующие технологии:

Первые два типа печати являются непрямыми методами печати.

Орловская печать — способ получения многоцветных изображений с одной печатной формы.

Здесь необходимо уточнить, что в классической полиграфии (независимо от способа печати) используется принцип многоцветного синтеза изображения. В соответствии с этим принципом все требуемые цвета можно получить с помощью ограниченного числа цветов — в большинстве случаев четырех, называемых основными — голубым, пурпурным, желтым и черным.

Промежуточные цвета в этом случае образуются за счет различных сочетаний основных. В этом случае для достижения многоцветной печати необходимо не менее четырех печатных форм (обычно называемых цветоделением). При этом нанесение красок на подложку (бумагу) происходит последовательно, т.е. на каждую печатную форму наносится краска одного цвета.

В орловской типографии все цвета сначала наносятся на печатную форму, а затем все одновременно переносятся на бумагу.

Технически это очень сложный процесс; такое впечатление возможно только с помощью специального, уникального и труднодоступного оборудования. В нашу задачу не входит изучение технических подробностей этого процесса, важно лишь отметить характеризующие его особенности, которые обнаруживаются при изучении документов.

Пока печатная форма одна, в оттисках орловской печати никогда не бывает смещения разных цветовых участков относительно друг друга. В то же время в местах перехода одного цвета в другой при увеличении видно, что краски как бы сливаются между собой, образуя небольшую «переходную» цветовую область.

Все эти особенности хорошо видны на рис. 73.

Следует сказать, что в производстве современных документов используются и другие технологии, позволяющие получать многоцветное изображение с одной печатной формы. Однако печатают не с типографских форм, а с других – например, глубокой печати. В таких случаях его иногда называют «эффектом орловской нерпы». Некоторые из этих технологий будут рассмотрены ниже.

Рис. 73. Так выглядит при увеличении оттиск, выполненный способом орловской печати.
Рис. 73. Так выглядит при увеличении оттиск,
выполненный способом орловской печати
(фоновая сетка на страницах паспорта гражданина СССР).

Типоофсет, как следует из названия, сочетает в себе две технологии: печатная форма – это форма высокой печати (типографская) и перенос изображения на бумагу через промежуточный носитель – принцип офсета.

Это сочетание определяет характеристики, выявляемые в документах, созданных этим методом. С одной стороны, использование типографской формы вызывает выброс краски на края печатных элементов. С другой стороны, наличие промежуточной опоры — офсетного цилиндра — означает отсутствие деформации бумаги от давления (давления) печатной формы.

На рис. 74 показаны указанные характеристики оттиска, сделанного методом сдвига шрифта.

Рис. 74. Характерный вид типоофсетного оттиска
Рис. 74. Характерный вид типоофсетного оттиска
(фрагмент изображения на банкнотах рублей России).

Иногда в литературе смещение шрифта называют высоким смещением, имея в виду форму шрифта. Существует также название сухого офсета, означающее, что он не требует влажности, в отличие от планшетной офсетной печати. Этот последний термин, однако, не совсем корректен, так как он обычно относится к другой технологии.

Металлография — это признанный тип прямой глубокой печати и один из самых эффективных способов печати для защиты документов.

Пластина для глубокой печати обычно представляет собой линейную гравировку на металле (чаще всего на меди или стали).

Эту технику также называют резцовой гравировкой. Однако в промышленности в основном используются не оригинальные гравюры (выполненные вручную гравером), а их гальванические копии. Применение гальванического покрытия позволяет получать практически идентичные копии оригинальных гравюр, что дает возможность использовать металлографию для печати больших тиражей документов – банкнот, ценных бумаг и других подобных изделий.

При этом характер передачи полутонов в изображение принципиально отличается от того, что используется в «классической» глубокой печати. В металлографии изображения обычно имеют линии, а не пиксели. Полутона здесь передаются, с одной стороны, за счет изменения ширины штрихов, а с другой – за счет разной глубины элементов печатной формы и, следовательно, толщины красочного слоя на оттиске.

Кроме того, при глубокой печати требуется очень высокое давление для нормального переноса вязкой краски с элементов глубокой печати на бумагу.

По этим причинам в оттисках, полученных методом глубокой печати, образуются штрихи, отличающиеся значительной рельефностью. С одной стороны, рельефность нанесена высоким давлением (поверхность мазка становится выпуклой даже без росписи), а с другой стороны, на эту выпуклую поверхность нанесен довольно толстый слой вязкой краски.

Основные стандарты в полиграфии и требования к печати
Рис. 75. Оттиски, выполненные способом металлографии:
а — выпуклый рельеф на лицевой стороне;
б — вогнутый на оборотной.

Кроме того, на оборотной стороне оттиска образуется вогнутый рельеф из-за погружения бумаги в углубления элементов печатной формы. Рис. 75 как раз показывает эти характеристики глубокой гравюры.

Есть ряд других характеристик, присущих металлографии. Для удержания краски в печатных элементах бланка, имеющих большую площадь поверхности, они разделены на более мелкие участки. При этом на отпечатках структура обычно отображается в виде сеток разной плотности — «частых» или «редких».

Рис. 76. Структура штрихов в оттисках, выполненных способом металлографии
Рис. 76. Структура штрихов в оттисках, выполненных способом металлографии:
а — в надписях на долларах США;
б — в рисунке проездных талонов.

Многоцветная глубокая печать также используется для производства документов. В этом случае, как и в случае с орловской печатью, все цвета наносятся на печать с одной печатной формы. Таким образом, в оттисках можно наблюдать, с одной стороны, черты, характерные для глубокой печати (рельеф лицевой и оборотной сторон), а с другой стороны, «эффект орловской печати», т. е. отсутствие смещений. и ломается на границах зон разных цветов.

Рис. 77. Изменение цвета в штрихах оттисков, выполненных многоцветной металлографией:
Рис. 77. Изменение цвета в штрихах оттисков, выполненных многоцветной металлографией:
а — резкий переход (надписи на марках Германии);
б — плавный (специальные марки «Крепкие алкогольные напитки»).

Ирисовая печать, по сути, является не способом печати, а специальной технологией нанесения нескольких цветов на печатную форму (независимо от ее типа – высокая или плоская). В этом случае все краски также одновременно наносятся на бумагу, но их распределение по поверхности формы осуществляется красочным устройством печатной машины.

В результате краски смешиваются между собой, образуя расплывчатые разноцветные полосы. На отпечатках в этом случае можно наблюдать плавную смену цвета мазков (радужка). Возможны простые переходы (рис. 78а); могут быть и обратные переходы, иногда называемые обратным валом (рис. 78б).

Рис. 78. Плавное изменение цвета (ирисовая печать, или ирисовый раскат):
Рис. 78. Плавное изменение цвета (ирисовая печать, или ирисовый раскат):
а — одинарный переход (фоновая сетка на специальных марках);
б — двойной переход, или встречный раскат (фоновая сетка на российских рублях).

Д РУГИЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПЕЧАТИ Помимо признаков, обусловленных самим способом печати, к защите печати относятся также признаки так называемой графической защиты, которые образуются при использовании специальных технологических приемов и сложных графических элементов. Некоторые из них обсуждаются в следующих разделах.

М ИКРОВПЕЧАТЛЕНИЕ

В качестве одного из наиболее распространенных средств графической защиты в документах используются микротексты – тексты, в которых размер знаков меньше 0,4 мм (обычно 0,2-0,4 мм). Изготавливается этот элемент в основном методами глубокой печати и офсетной печати (или офсетной печати).

Содержание микротекста обычно включает название страны, документа и (или) эмитента, номинал (буквами или цифрами) и некоторые другие обозначения. Спектр микротекстов очень широк. Чаще всего встречаются позитивные микротексты, то есть написанные темными буквами на светлом фоне.

Примером может служить доллар США, где микротексты этого типа используются в различных формах: строки текста в овальной рамке (рис. 79а), цифры внутри номинала (рис. 796, в, г), а также в гильошированных рамках. (рис. 79д). Все эти микротексты выполнены методом глубокой печати.

Рис. 79 а, б, в, г, д. Позитивные микротексты на долларах США различных номиналов.
Рис. 79 а, б, в, г, д. Позитивные микротексты на долларах СШАразличных номиналов.

Позитивные микротексты применяют и для защиты бланков паспортов, например в виде «уголков» для фотографий (рис. 80) и акцизных марок — по окружности вокруг герба (рис. 81). В приведенных примерах микротексты наносятся методом офсетной печати.

Рис. 80. Позитивный микротекст на заграничном паспорте СССР.
Рис. 80. Позитивный микротекст
на заграничном паспорте СССР.
Рис. 81. Позитивный микротекст на акцизной марке «Табачные изделия (РОССИЯ)».
Рис. 81. Позитивный микротекст
на акцизной марке
«Табачные изделия (РОССИЯ)».
Рис. 82. Микротекст в негативном изображении на банкноте номиналом 500 рублей России.
Рис. 82. Микротекст в негативном изображении
на банкноте номиналом 500 рублей России.

Помимо позитивов, есть еще микротексты, выполненные на негативе (светлые символы на темном фоне). Иногда их также называют обратимыми. Пример негативного микротекста показан на рис. 82.

Все представленные выше микротексты можно считать нормальными — все символы в них имеют одинаковую высоту и ширину штриха. Однако достаточно широко используются и другие типы — например, с переменной толщиной штриха (рис. 83) или высотой символа (рис. 84).

Рис. 83. Переменная толщина штрихов микротекста на банкноте номиналом 100 марок Германии.
Рис. 83. Переменная толщина штрихов микротекста
на банкноте номиналом 100 марок Германии.
Рис. 84. Переменная высота знаков микротекста (акцизные марки).
Рис. 84. Переменная высота знаков
микротекста (акцизные марки).
Рис. 85. Микротекст, формирующий рисунок цифры «2» на банкноте 2 гривны.
Рис. 85. Микротекст, формирующий рисунок
цифры «2» на банкноте 2 гривны.
Рис. 86. Переход от негативного микро-текста к позитивному на банкноте номиналом 1000 рублей России.
Рис. 86. Переход от негативного микротекста
к позитивному на банкноте номиналом
1000 рублей России.

Используются и такие сочетания стилей, как плавный переход от негатива к позитиву (рис. 86). Иногда микротекст расположен не в определенном месте (не локально), а «разбросан» по большой площади на заднем плане документа, как на банкнотах датских крон (рис. 87).

Рис. 87. Микротекст как элемент фона банкноты.
Рис. 87. Микротекст как элемент фона банкноты.

Попытки имитации микропечати

Микротексты в фальсифицированных документах отображаются с разной степенью точности. В большинстве случаев, когда речь идет о копировальных технологиях (репрографии) или простых полиграфических процессах, микротексты воспроизводятся со значительными искажениями.

Фрагмент фальшивой банкноты, изготовленной методом офсетной печати, показан на рис. 88. Здесь все основные черные изображения на аверсе отрендерены с помощью растра, а микротекст внутри цифр «100» ретуширован (прорисован) на этапе создания фотоформы.

Другой пример иллюстрирует подлог, когда микротекст достаточно читаем, но даже в этом случае видно, что признаки текста все же искажены (рис. 89).

Рис. 88. Штриховой микротекст на поддельной банкноте, выполненной с растровой формы.
Рис. 88. Штриховой микротекст на поддельной
банкноте,выполненной с растровой формы.
Рис. 89. Искажение знаков микротекста на поддельной банкноте.
Рис. 89. Искажение знаков микротекста на поддельной банкноте.

Редко, но встречаются на практике и такие подделки, когда содержание микротекста совершенно не соответствует оригиналу. 90 иллюстрирует подделку гербовой марки, подобной показанной на рис. 81.

Основные стандарты в полиграфии и требования к печати
Рис. 90.

К ОМБИНИРОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Комбинированные изображения — еще один тип защиты печати. В документах встречаются два типа таких изображений.

Первый наиболее распространен в одностраничных документах, особенно в банкнотах. Этот тип комбинированных изображений обычно называют непрерывным. Причина, по которой они так называются, видна на иллюстрации (рис. 91). Благодаря использованию специальной технологии изображения на гранях банкнот настолько точно совмещены, что являются, так сказать, продолжением друг друга — как в графическом, так и в цветовом плане.

Рис. 91. Непрерывное изображение на банкнотах банка России
Рис. 91. Непрерывное изображение на банкнотах банка России
(10 рублей выпуска 1997 года).

Комбинированные изображения другого типа — их еще называют метками совмещения или полупрозрачными приводками — наблюдаются при просмотре документа на просвет. Этот вид защиты также основан на использовании специальных технологий, благодаря которым достигается практически идеальное совмещение изображений лицевой и оборотной сторон.

Как правило, эти изображения представляют собой набор графических элементов, часть из которых расположена на одной стороне документа, а другая — на противоположной. Типичным примером такой защиты являются комбинированные изображения на немецких марках.

Рис. 92. Совмещенное изображение на банкнотах марок Германии:
Рис. 92. Совмещенное изображение на банкнотах марок Германии:
а — фрагмент на лицевой стороне; б — на оборотной; в — вид на просвет.

Композитное моделирование

Поскольку в подавляющем большинстве случаев для фальсификации документов используются упрощенные технологические схемы, получить хорошее совмещение лицевых и оборотных изображений удается довольно редко. Часто отклонение составляет порядка 1-2 мм.

Рис. 93. Совмещенное изображение на поддельной банкноте 1000 марок Германии (вид на просвет).
Рис. 93. Совмещенное изображение на поддельной
банкноте 1000 марок Германии (вид на просвет).

В некоторых случаях, однако, получаются очень хорошие результаты, например, как показано на рис. 93. Однако такой эффект более вероятен при единичных подделках или очень малых тиражах. Массовые фейки вряд ли выдержат всю критику.

СКРЫТЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

К этой категории охраны относятся изображения, выполненные с использованием специальных приемов, затрудняющих воспроизведение или имитацию оригинала (оригинала документа). Большинство скрытых изображений — их иногда называют графическими ловушками — предназначены для защиты документа от копирования, то есть воспроизведения репрографическими методами.

« Ловушками» обычно являются фрагменты изображений с регулярной структурой — это может быть «классический» (точечный) или линейный растр (группы линий одинаковой или разной ширины и направления). Совокупность таких элементов образует на микроскопическом уровне своеобразный «скрытый» узор.

Примеры таких «ловушек» показаны на рис. 94 и 95. В первом случае изображен фрагмент банкноты (это немецкие марки), где нанесены группы параллельных линий, направленных под разными углами.

Во втором – это фрагмент железнодорожного билета, на котором с помощью точечных экранов разной частоты (линейности) вписано слово “ЛОЖЬ”.

Рис. 94. Фрагмент изображения с «ловушкой» на банкноте 200 марок Германии.
Рис. 94. Фрагмент изображения с «ловушкой» на банкноте 200 марок Германии.Рис. 95. Скрытое изображение на железнодорожном билете.
Рис. 95. Скрытое изображение на железнодорожном билете.

Попытки имитации скрытых изображений При попытке воспроизвести (копировать) документ, содержащий скрытое изображение или «ловушку», практически неизбежно в некоторых областях копии образуется визуальный эффект — т. е. появляется муаровый узор, слово или картина «появляется».

Например, на рис. 96 показан муаровый узор, образовавшийся в области фальшивой банкноты, воспроизведенной с полутоновой печатной формы. Это та самая область, первоначальный вид которой показан на рис. 94.

На рис. На рис. 97 показано, как появляется надпись «ПОДДЕЛЬНОСТЬ» при попытке подделки (копирования) железнодорожного билета (ср. с рис. 95).

Рис. 96. Муар на поддельной банкноте 200 марок Германии.
Рис. 96. Муар на поддельной банкноте 200 марок Германии.Рис. 97. «Проявление» скрытого изображения на скопированном документе.
Рис. 97. «Проявление» скрытого изображения на скопированном документе.

Имитация методов защиты печати

Практически все известные «классические» технологии используются для имитации эффектов, получаемых с помощью специальных приемов и методов печати. Однако в этом случае удается воспроизвести, как правило, лишь часть признаков, присущих подлинным оттискам.

Одни имитации удачно передают общий вид и цвет изображения, другие – осязаемые признаки (рельеф), третьи позволяют воспроизводить мелкие детали. Поэтому часто используется целый комплекс технологий, который формирует подобие характеристик, полученных в подлинном документе с помощью специального метода печати.

Примером такой комбинации технологий является подделка документов, при которой предпринимаются попытки имитации глубокой печати.

С одной стороны, в этом случае стремятся передать особенности строения, или морфологию черт, а с другой – имитировать характерный для глубокой гравюры рельеф. Обычно попытки смоделировать рельеф местности более успешны.

Самый распространенный на практике метод – имитация рельефа тиснением. При этом используются различные жесткие печатные формы (клише) как с выпуклыми, так и с вогнутыми печатными элементами.

Рис. 98. Имитации рельефа металлографской печати при помощи тиснения
Рис. 98. Имитации рельефа металлографской печати при помощи тиснения:
а — на долларах США; б — на российских рублях; в — на проездных талонах.

Соответственно, тиснение выполняется либо на лицевой, либо на оборотной стороне листа документа, на уже нанесенном видимом изображении. Само видимое изображение может быть выполнено практически в любой печатной манере.

На рис. 98 показаны примеры таких симуляций местности. Если сравнить наблюдаемое изображение с аналогичными фрагментами подлинных документов (см. Специальные способы печати), то можно достаточно четко отличить подделки, прежде всего, по несоответствию цветного изображения и рельефного изображения (тиснения).

На практике существуют и другие способы создания рельефного изображения, например, так называемая термография. Этот метод довольно популярен для печати визиток, брошюр и другой коммерческой продукции. Суть его заключается в том, что на «сырую» краску напыляется полимерный порошок, который затем расплавляется.

Сравнительно недавно получили распространение так называемые поэтапные, или твердочернильные, принтеры. Это одна из разновидностей технологии струйной печати, в которой используются не жидкие, а твердые (плавкие) чернила. Не вдаваясь в подробности технологии, отметим, что в этом случае особенности изображения также выявляются в рельефе (рис. 99б).

Конечно, для специалиста определение таких подделок не представляет особой сложности, но тем не менее облегчение, получаемое этими методами, вполне способно ввести в заблуждение рядового потребителя.

Гораздо труднее имитировать особенности строения (морфологии) признаков. «Классические» технологии печати не способны передать истинное изображение, например, глубокая печать. На рис. 100 показан тот же участок фальшивых банкнот, изготовленных разными способами (это доллары США, выпущенные до 1996 года).

Рис. 99. Рельефные изображения, полученные разными способами:
Рис. 99. Рельефные изображения, полученные разными способами:
а — термография; б — фазовый (твердочернильный) принтер.
Рис. 100 Имитации металлографии на долларах США при помощи разных способов печати:
Рис. 100 Имитации металлографии на долларах США при помощи разных способов печати:
а — офсетная; б — трафаретная; в — глубокая печать с вытравленных форм;
г — глубокая печать с гравированных форм (малая глубина рельефа).

Некоторое сходство с «сетчатой» гравировкой, характерной для глубокой печати (рис. 101а), имеют отпечатки, полученные шелкографией, – они имеют и рельеф, и схожую структуру (рис. 101б).

Рис. 101. Передача структуры и рельефа штрихов
Рис. 101. Передача структуры и рельефа штрихов:
а — способом металлографии;
б — трафаретной печатью (шелкографией).

При подделке часто также пытаются воспроизвести высокую интенсивность цвета вдавленных линий. Для этого, в частности, наносится дополнительный второй слой более темной краски. В этих случаях часто первое и второе изображения не совпадают точно, как показано на рис. 102.

Рис. 102. Попытка имитации интенсивности окраски (офсетная печать в два прогона).
Рис. 102. Попытка имитации интенсивности окраски (офсетная печать в два прогона).

Разумеется, все сказанное выше не относится к высококвалифицированным подделкам типа «супер». Так как в данном случае использовалась та же технология – глубокая печать, то различия в морфологии очень малы или отсутствуют.

Для выявления таких подделок необходимо тщательное сопоставление мельчайших признаков оригинала и спорного документа. В большинстве случаев это окупается — на рис. 103 показаны фрагменты подлинной банкноты и вариант «суперфальшивки» образца 1996 года.

Рис. 103. Графические различия между подлинной банкнотой (а) и «суперподделкой» (б).
Рис. 103. Графические различия между подлинной
банкнотой (а)и «суперподделкой» (б).

Элементы узора, выполненные специальными методами многокрасочной печати, особенно трудно воспроизводимы.

В этих случаях, используя обычные технологии цветопередачи, фальшивомонетчики вынуждены использовать несколько печатных форм (в зависимости от количества цветов). При таком подходе необходимо комбинировать изображения разных цветов, что не всегда возможно, особенно при большом тираже.

Примеры таких попыток показаны на рис. 104. Здесь представлены фрагменты специальных поддельных штампов для маркировки алкогольной продукции. Отметим, что в данном случае использовались разные способы сочетания красок: «внахлест» (рис. 104а, б) и «встык» (рис. 104в, г).

Сравните полученный эффект с рис. 77б.

Рис. 104. Имитации многоцветной металлографии на специальных марках
Рис. 104. Имитации многоцветной металлографии на специальных марках:
а, в — более «удачные»; б, г — похуже (видно несовмещение).

То же самое и с имитацией кожи радужки. Для правильной передачи или хотя бы близкого к этому эффекта необходимо либо изменять ширину штрихов (рис. 105а), либо делить их на точки или отрезки (рис. 1056). Ничего подобного в оригинальных документах не наблюдается – см. рис. 78а.

Рис. 105. Имитации ирисового раската на специальных марках
Рис. 105. Имитации ирисового раската на специальных марках:
а — изменением толщины штрихов; б — растровым разбиением.

НЕСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

Уважаемый читатель!

Эта книга познакомила вас с основными методами защиты документов и методами обнаружения подделок. Надеемся, что полученная информация окажется полезной – как в том случае, если вы уже имели дело с изучением документов, так и в том случае, если все написанное было вам известно ранее.

Конечно, не стоит думать, что представленный материал охватывает все возможные варианты, с которыми вы можете столкнуться на практике. Разработчики средств безопасности обязательно придумают что-то новое, а в результате найдутся «умелые руки», которые найдут возможности для имитации этих технологий.

Поэтому даже невозможно представить все возможные способы имитации защитных признаков документов. Человеческий ум настолько изобретателен, что невозможно даже попытаться охватить весь спектр возможных способов подделки документов. Да и не нужно, если соблюдать несколько простых правил.

Прежде всего, никакое описание или рекомендация не создадут надлежащего впечатления о защите подлинного документа. Необходимо хотя бы один раз внимательно изучить сам документ – в судебно-медицинской практике это называется пробой.

Второе (вытекающее из первого): если образца нет, необходимо иметь хотя бы его официальное (или профессиональное) описание. Затем вы можете сравнить данные, полученные в результате поиска, с этим описанием.

При этом строго следуйте известному постулату: ищите не сходства, а различия!

Третье: для правильного вывода одного совпадающего или различного признака недостаточно. Помните, что защита – это комплекс знаков. Если что-то отличает исследуемый документ от образца, постарайтесь определить, не является ли это следствием технологических отклонений в процессе изготовления подлинного документа.

Четвертое: еще бывают случаи, когда сделать вывод о подделке можно и без пробы. Например: изображения исследуемой банкноты производятся методом струйной печати.

Значит, это точно подделка — настоящие банкноты на струйных принтерах не печатают! Или: изображение водяного знака напечатано поверх. Это означает, что это не натуральный водяной знак, а имитация. И так далее – включить логику.

Пятое: Органы чувств человека не в состоянии правильно оценить все защитные характеристики. Даже очень опытный специалист не может увидеть ультрафиолетовое свечение, не говоря уже о картине поглощения в инфракрасной области. Для этого нужны специальные инструменты, а именно приспособления.

В соответствующих разделах книги есть указания на рекомендуемые методы исследования. Некоторые из них можно реализовать без приборов, но все же хотя бы минимум инструментального контроля должен быть у каждого. В зависимости от вашей квалификации и опыта вам понадобится разное количество таких средств – сколько и каких решать вам.

Вашему вниманию предлагается ряд приборов производства компании ВИЛДИС, много лет занимающейся разработкой средств проверки подлинности. В таблице ниже представлены устройства, выпускаемые этой фирмой – от простейших детекторов (они «пищат» или «мигают», указывая на наличие или отсутствие охранного элемента) до профессиональных экспертных устройств, позволяющих не только увидеть, но и отремонтировать функции безопасности.

Представленный ассортимент включает в себя как портативные, так и стационарные устройства, предназначенные для изучения всего спектра элементов, используемых для защиты документов от подделки.

С АРЛ “ВИЛДИС”