Объемное оригами из бумаги: схемы для начинающих

Что потребуется для работы?

Кроме основных материалов, таких как бумага или картон, для паперкрафта также понадобится дополнительный набор инструментов и материалов. Предлагаем рассмотреть список необходимых для творчества предметов.

  • Линейка. Лучше всего подойдет тонкая металлическая линейка – ей можно удобно создавать аккуратные сгибы по намеченным линиям.
  • Ножницы. Подойдут специальные канцелярские ножницы для бумаги или картона, которыми можно резать точно по намеченному контуру.
  • Пинцет. Мелкие детали сложно собирать руками, поэтому необходимо запастись набором пинцетов разной формы и толщины.
  • Канцелярский нож. Острым лезвием будет удобно вырезать выкройки по фигурной линии.
  • Клей. Подойдет любой клей для бумаги или двухсторонний скотч, но это не всегда необходимо – в набор обычно входит специальный клей для бумажных моделей.
  • Инструмент для нанесения клея. Это может быть деревянная палочка для суши или палочка от мороженого, также можно использовать шило или старую, испорченную отвертку.
  • Карандаш. Простым карандашом наносят дополнительные линии, также можно использовать ручку, однако ее будет сложно стереть, если понадобится коррекция чертежа.

Это базовый список необходимых для бумажного моделирования вещей, однако он может пополняться дополнительными пунктами. Для более сложных фигур рукодельникам могут понадобиться акриловые краски, кисти, лак и мелкая отделочная фурнитура.

В комплектах бумага для творчества уже подобрана, поэтому вам не придется об этом задумываться. Если же вы планируете создавать фигурки по самостоятельно напечатанным шаблонам или собственным чертежам, необходимо правильно выбрать основной материал.

Лучше отказаться от использования тонкой газетной бумаги и листов для ксерокопии, иначе фигуры получатся слишком хрупкими. Выбирайте пергаментную бумагу или тонкий картон – такие материалы не будут рваться и в то же время легко примут необходимую форму.

Также мастера рекомендуют выбирать бумагу с одинаковым цветом с обеих сторон.

Простые схемы для начинающих

Наборы бумажного моделирования для детей и начинающих содержат в себе легкие развертки из плотной бумаги или картона, которые необходимо правильно сгибать и склеивать по цифрам. В каждый комплект входят подробная инструкция и схема, помогающая собирать фигурку. Предлагаем рассмотреть несколько простых моделей для новичков в искусстве паперкрафт.

  • Ящерица. Схема сборки рептилии очень простая, ведь она состоит всего лишь из одной детали. Чтобы собрать фигурку, необходимо правильно согнуть и склеить части туловища – так, чтобы образовались хвостик, лапки и зубчики на спине.
  • Губка Боб. Забавная развертка с популярным героем одноименного детского мультфильма. Линии и пунктир на чертеже обозначают места перегибов, также на нижней части головы присутствуют специальные прорези для крепления к туловищу. Руки Губки Боба прикрепляются между головой и телом при помощи длинной перекладины.
  • Божья коровка. Нестандартная схема, объем в которой достигается при помощи сгибов на панцире насекомого. Шаблон состоит из двух деталей: брюшка с головой и спинки. Вначале необходимо сформировать панцирь, затем склеить лапки брюшка и спинки, соединяя две детали между собой. Далее сделайте сгиб, помеченный пунктиром, и приклейте морду божьей коровки к спинке.
  • Марио. Этого персонажа наверняка знает каждый человек, ведь он является героем популярной одноименной видеоигры и талисманом компании-создателя. Фигурка является стандартным шаблоном и собирается так же, как и Губка Боб.
  • Hello Kitty. Популярная среди девочек игрушка Hello Kitty склеивается из 5 деталей и является более сложной, чем другие схемы из этого списка. Это яркий представитель стиля CubeeCraft – готовая поделка полностью состоит из кубиков и параллелепипедов.
  • Белка с орешком. Изделие в технике паперкрафт средней сложности. Изготовление модели белочки требует определенных навыков, усидчивости и аккуратности от рукодельников, поэтому ее лучше делать тем, кто уже занимался моделированием раньше.

Тем не менее поделка все еще простая, если сравнивать ее с реалистичными 3D-моделями из бумаги.

Что можно сделать из бумаги?

Паперкрафт раскрывает огромное пространство для творчества рукодельников – вы можете создавать простые фигурки с детьми или сложные интерьерные модели. Предлагаем рассмотреть список интересных идей для бумажного моделирования.

  • Квадратные персонажи. Самый простой способ весело и в то же время полезно провести время с ребенком – это создать поделку своими руками. Паперкрафт в стиле CubeeCraft отлично подходит для этих целей, кроме того, картонные фигуры любимых героев станут для детей настоящими рукотворными игрушками. Техника развивает в ребятах трудолюбие, усидчивость, улучшает мелкую моторику и внимательность.
  • Сложные модели зверей. Животные всегда занимали особенное место в жизни людей – представители фауны вдохновляют последних на создание самолетов и подводных лодок, а также на изготовление различных поделок. Самыми популярными животными для моделирования считаются следующие: сова, собака, олень, лиса, кот, панда и ворона. Не остались в стороне и подводные млекопитающие – синий кит используется как прототип для бумажных фигур. Также часто создают модели мифических существ, таких как единорог, дракон, пегас или гарпия.
  • Изделия для девушек. Представительницы прекрасного пола предпочитают природные поделки, поэтому чаще всего изготавливают цветы в технике паперкрафт. Также это может быть красивое сердце или шкатулка для украшений в виде бумажной модели. Тем не менее такие фигурки могут изготавливать и парни, собираясь сделать подарок женщинам на 8 Марта или любой другой праздник.
  • Изделия для парней. Мужчины предпочитают следующие варианты моделей: сложные механизмы, инженерные строения, техника. Это могут быть детализированные машины, например: танки, корабли, автомобили и самолеты. Часто встречается ракета в технике паперкрафт – инженеры используют модели как основу проекта. Иногда люди создают объемные модели из бумаги, повторяющие формы домов или целых кварталов многоэтажек.

Фигура из картона, созданная своими руками, – это отличный подарок для парня на 23 Февраля.

  • Маски. Бумажное моделирование позволяет создать любой предмет, но особенно популярными стали именно маски. Чаще всего люди создают маски различных животных, которые можно носить. Собрать такое изделие несложно, а результат получается очень красочным, особенно если покрыть маску акриловыми красками в тон окраса животного. Если вы планируете носить такой предмет гардероба, склеивайте его из плотной бумаги или картона, а затем укрепляйте эпоксидной смолой.

Звёздчатый октаэдр

Правильный многогранник-оригами только выглядит сложным, но собирается быстро и легко. Чтобы превратить его в эффектное украшение, лучше выбрать упаковочную бумагу с рисунком, главное, чтобы она была плотной и хорошо держала форму. Можно взять квадратный лист любого размера, всё зависит от того, какую звезду желательно получить в результате.

Пошаговая инструкция:

  1. Если бумага односторонняя, начинать нужно с изнанки.
  2. Намечаем продольную и поперечную ось, поочерёдно складывая квадрат в обоих направлениях.
  3. Переворачиваем заготовку.
  4. Таким же образом делаем диагональные складки.
  1. Вновь переворачиваем модель.
  2. Наносим на неё сетку – 4х4 квадрата. Для этого сначала складываем параллельные стороны к центру в одном направлении, получая базовую форму «Двери». А затем в другом.
  3. Раскрываем все предыдущие складки и переворачиваем заготовку.
  4. Сгибаем углы к центру.
  5. Перед нами базовая форма «Блин». Расправляем последние сгибы.
  1. Нижний правый угол складываем вверх, отступив один маленький квадратик, как показано на рисунке. Раскрываем заготовку. Аналогичным образом складываем три остальных угла.
  2. Делаем маленькие уголки.
  3. Крайние боковые точки фигуры заводим внутрь, пока они не соприкоснутся. Наружные слои расправляем.
  4. В итоге получается «двойной треугольник». Располагаем его на столе вершиной от себя.
  1. Верхний слой заготовки складываем справа налево, как показано на рисунке.
  2. Крайнюю выступающую точку отгибаем назад до прежней линии.
  3. Нижний правый угол верхнего слоя складываем поверх образовавшегося треугольника.
  4. Заправляем выступающую деталь в «карман» под ней.
  5. Крепление должно быть прочным, можно использовать клей.
  1. Вот как выглядит собранный элемент.
  2. Теперь нужно повторить шаги 14 – 17 для трёх остальных сторон.
  3. Раскрываем заготовку так, чтобы сложенные части были перпендикулярны друг другу.
  4. Находим отверстие. Сильно думаем в него, чтобы фигура раскрылась, как пляжный мяч.
  5. Теперь вдавливаем стороны по линиям сгиба, нанесённым ранее, чтобы получились выступающие грани звёздного октаэдра.
  6. Главное, действовать аккуратно, иначе модель деформируется.

Для справки: Октаэдр – правильный многоугольник, относящийся к так называемым платоновым телам. Состоит из восьми симметрично расположенных равносторонних треугольников. У древнегреческих алхимиков он символизировал стихию воздух. Форма октаэдра часто встречается у природных кристаллов, например, у алмаза.

Звёздчатый октаэдр впервые построил Леонардо да Винчи, а научно описал и дал латинское название – Stella octangula, Иоганн Кеплер.

История возникновения

Многие историки придерживаются мнения, что искусство бумажного моделирования зародилось в Китае во II веке до н. э. Китайцы были прогрессивным народом – они использовали паперкрафт для творчества и декорирования помещений. Направление в искусстве росло и развивалось, поэтому со временем превратилось в отдельное ремесло, распространенное по всей восточной Азии. Моделирование также перекочевало в Японию, где технике нашли большое количество различных применений.

На территории европейского континента бумажное моделирование появилось в XV веке н. э. Первыми в Европе направление искусства начали массово распространять французы – они наладили серийное изготовление печатных наборов для паперкрафта. Вначале техника продолжительное время представлялась как хобби для детей – из выкроек создавали простые предметы, такие как цифры, геометрические фигуры или алфавит.

Взрослые люди переняли увлечение спустя некоторое время, ведь за простым методом создания фигурок скрывался огромный потенциал. Собирание моделей вдохновило бедных художников того времени на более бюджетное изготовление портретов – альтернативой дорогостоящим краскам стали вырезанные и склеенные кусочки бумаги, образующие определенный объем.

Такой стиль изобразительного искусства можно встретить и в настоящее время – он сохранил все черты техники, придуманные древними мастерами.

В начале XX века фигуры из бумаги окончательно стали популярны среди взрослого населения – люди начали мастерить оригинальные изделия независимо от пола и возраста. Распространенность увлечения привела к активному росту отрасли – появилось огромное количество моделей и форм разного уровня сложности.

https://www.youtube.com/watch?v=vQmAzZijA2M

Техника бумажного моделирования стала популярной среди архитекторов, конструкторов и инженеров – они применяли ее для визуализации своих проектов. Среди известных людей направление активно применяли в своих работах советские академики: авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев и конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев.

Фантазиям в рукоделии нет границ. часть 2. чудеса из бумаги | журнал ярмарки мастеров

В первой части публикации говорилось о . Во второй части я бы хотела рассказать о различных техниках работы с бумагой. Некоторые уже многим известны, но, возможно, даже и здесь мне удастся кого-нибудь удивить.

Начну с самого интересного, на мой взгляд, вида рукоделия.

1. Парчмент крафт, или Пергамано. Этот вид рукоделия зародился в средние века в Европе. В те времена создавать настоящие произведения искусства из бумаги (за неимением более дорогостоящего материала) умели многие мастера. Многие из подобных видов ручной работы зарождались в монастырях и монашеских орденах. Средневековые маленькие девочки, первый раз приходящие на причастие, получали очаровательные подарки – салфетки и открыточки, выполненные в данной технике. Парчмент крафт связан с созданием ажурных, невесомых рисунков-кружев из бумаги. Правда, это не совсем обычная бумага, а специальная калька, покрытая воском. Суть пергамано заключается в выдавливании на бумаге рисунка, а также создании на бумаге перфорации. Благодаря особому составу, при надавливании бумага меняет свой цвет. Сочетание иллюзии объёма, достигаемого за счёт выдавливания рисунка на бумаге, с вырезанием отдельных его деталей, позволяет в итоге получить изделие, на первый взгляд, похожее на вышивку ришелье. В классическом варианте бумага используется белая. Однако сейчас можно найти и разноцветные её варианты, что позволяет создать разноцветные картины, панно, обложки для книг и блокнотов и так далее. Кроме того, в настоящее время выпускаются целые серии всевозможных красок, мелков, штампов и прочих материалов, с помощью которых можно сначала раскрасить будущий шедевр, а затем придать ему объём. Суть работы в технике парчмент крафт заключается в следующем. Подбирается подходящий рисунок, сверху на него кладётся калька, затем с помощью специальных приспособлений нужные детали рисунка продавливаются на кальке. Применяется и техника перфорирования, т.е. создания проколов иглой разной толщины, что позволяет получить интересный орнамент. А при вырезании рисунка по перфорированной линии получается кружевная окантовка. Созданный подобным образом рисунок, а также его отдельные детали, вырезаются острыми ножницами. Такие необычные рисунки могут использоваться для декора дома (салфетки, панно), для оформления подарков, открыток, блокнотов.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 1

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 2

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 3

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 4

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 5

2. Каждому известно японское искусство оригами — складывание листа бумаги с целью создания фигуры. У многих на слуху история про тысячу журавликов. А простейшие фигурки — кораблик, пароход, самолётик — практически все складывали в детстве из бумаги. Это классическое оригами. Другим видом оригами является модульное оригами, которое позволяет расширить границы классического. Поделка состоит из одинаковых деталей (модулей), сложенных из бумаги определённым образом, которые соединяются путём вложения одной детали в другую. Конструкция очень прочная, достаточно жёсткая, держится крепко, не разваливается. Клей при этом не используется. И ещё один вид оригами — мокрое складывание. Для придания плавных линий бумага слегка смачивается при помощи губки или пульверизатора. Такая техника чаще всего используется для создания фигурок животных. Кусудама — ещё одна разновидность оригами. Используется тот же принцип, что и в модульном оригами, только модули складываются по-другому и могут быть не только вложены друг в друга, но и склеены или сшиты. Главное отличие кусудамы от модульного оригами – фигурки имеют шарообразную форму. Примеры разновидностей:

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 6

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 7

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 8

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 9

Все эти виды работы с бумагой достаточно широко известны. А вот следующий вид оригами, о котором я хочу рассказать, меня восхитил.

3. Однажды, ориентировочно в 1980 году, японский архитектор Масахиро Чатани сложил фигурку из бумаги пополам и для большей выразительности проделал в ней сквозные отверстия в запланированных местах. После этого он придал ей устойчивость и объёмность, и у него сразу же возникло множество идей.
Киригами — это разновидность оригами, но в этой технике допускается использование ножниц и клея. Работа в технике киригами очень филигранна и требует крайней степени концентрации и сосредоточенности. Ножницы используют только для того, чтобы вырезать контуры. Для прорезания форм внутри заготовки применяют другие остро режущие предметы, например, канцелярский нож. Техника киригами подразумевает не просто вырезание открыток. В этой технике создаются замысловатые 3D — модели всевозможных архитектурных сооружений, геометрических форм, предметов быта. Для того, чтобы фигура в технике киригами лучше держала форму и была более долговечной, удобнее вместо бумаги использовать тонкий картон.
Лучше всего об этом виде искусства расскажут картинки.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 10

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 11

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 12

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 13

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 14

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 15

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 16

4. Ещё одна необычная техника работы с бумагой, которую мне бы хотелось затронуть — квиллинг. Несмотря на то, что этот вид рукоделия всё больше набирает обороты популярности, я бы отнесла его всё-таки к необычным.
Квиллинг — также известен как бумагокручение — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма, и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и так далее. Вы сможете использовать бумагу различных цветов, что позволит создавать яркие орнаменты. Данный вид рукоделия открывает огромный простор для творчества и фантазии. Увлечение квиллингом позволит сплотить всю семью. Такая техника вызывает интерес у детей и взрослых, позволяет развивать фантазию и творческие способности.
Искусство бумагокручения возникло в конце 14 — начале 15 веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, также квиллинг имеет большую популярность в Германии и Англии. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей. В 15-16 веке бумагокручение считалось искусством, в 19 веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Корейская школа бумагокручения отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Как правило, это большие и сложные картины. В Корейской школе квиллинга не принято использовать стержни для накручивания. Все выполняется вручную. Корейские работы в технике квиллинга чаще бывают объёмными.

Оказывается, существует несколько видов квиллинга:
Простой квиллинг — скручивание полосок в спираль и создание рисунка с помощью подбора цветов. Этот вид подходит для новичков, он поможет овладеть необходимой сноровкой для дальнейшего овладения более сложного скручивания.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 17

Филигранный квиллинг — заключается в том, что готовая спираль не закрепляется клеем. Такой вид используют для изготовления цветов.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 18

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 19

Петельчатый квиллинг (или хаскинг, колосковый) — в основе этой техники создание элементов в форме бумажных петелек. Петельный квиллинг очень часто применяют для создания лепестков и листочков. Позволяет получить более утонченные и хрупкие изделия. Приступать к данному виду творчества следует при наличии определенных навыков. Вам пригодится усидчивость и терпение.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 20

Бихайв квиллинг (от англ. «пчелиный улей») — пожалуй, самая полезная техника квиллинга, которая позволяет легко заполнять пространства разного объёма. Автором этой техники является индонезийская мастерица Сьюзан. По её словам, самое главное в этой технике – использование завитушек, сделанных из непрерывной полоски бумаги, а не из отдельных кусочков.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 21

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 22

Контурный, или графический, квиллинг — основан на создании изображений с помощью полосочек бумаги. Для этого сначала вырезается силуэт из бумаги, который обклеивается полосочками для квиллинга, или делается обводка по наброску. Набросок обычно выдавливают, а не рисуют карандашом.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 23

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 24

Объемный квиллинг — является самым сложным видом. Здесь применяется гофрокартон или специальная бумага, а работы из полосок имеют объемную форму. В этой технике можно изготовить шкатулки, тарелочки, вазы, а также объёмные игрушки.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 25

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 26

5. Бумагопластика по своему жанру творчества чем-то сродни скульптуре. Но изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые, они являются как бы оболочкой предмета, который изображается. Даже не имея специальной подготовки, можно с легкостью освоить изготовление простых сувенирных изделий и пластических композиций, предварительно немного потренировавшись на уже готовых схемах и выкройках. Сгибая лист бумаги, создаём систему рёбер жёсткости практически для любой конструкции. Для изготовления более сложных поделок наряду с прямыми линиями применяются кривые.
В этой технике могут создаваться любые объёмные фигуры: цветы и фрукты, насекомые и животные, птицы и рыбки, модели машин, а также люди, и даже сюжетные объекты — целые улицы и города.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 27

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 28

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 29

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 30

В бумагопластике применяется бумага, различная по толщине, текстуре, фактуре и цвету. Из инструментов понадобится резак (основной инструмент), шило, ножницы, вязальная спица, линейка, пробойник.
В основе бумагопластики лежат специфические конструктивные приёмы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. Биговкой на лист бумаги наносят бороздки, по которым эта бумага будет потом складываться. Бороздки могут быть любой формы, не только прямолинейные. Фальцовка — это сам процесс складывания. Эти два приёма формируют такой конструктивный элемент, как ребро жёсткости, и позволяют создать трёхмерную модель. Вырубка — это процесс вырезания определенной формы изделия или заготовки, а также выполнение прорезей в заготовке. Высечка — это небольшой разрез. Приемы высечки и вырубки (прорезей и разрезов) предлагают мощные средства визуальной организации бумажной формы, придания формы.
Склейка — способ монтажного соединения бумажных плоскостей. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение при помощи булек, выгибание, растягивание, скручивание.
Про следующую технику работы с бумагой я до сих пор ещё не слышала, поэтому для меня она оказалась открытием.

6. Торцевание — относительно новая техника работы с бумагой. Техника торцевания позволяет создавать чудесные пушистые ковры-картины разных форм и размеров, вызывающие интерес и чувство восхищения.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 31

Торцевание из гофрированной бумаги не подразумевает использование какого-либо специального оборудования. Для работы потребуется лишь рисунок с контурами, ножницы, карандаш или стержень от шариковой ручки, разноцветная гофрированная бумага или бумажные салфетки и клей ПВА.
Кратко суть работы. Из гофрированной бумаги или бумажных салфеток в большом количестве нарезаются квадраты со стороной примерно в 1,5 см. Подготавливается любой понравившийся рисунок. Желательно использовать плотную бумагу или картон. Затем на небольшой участок узора наносится тонкая полоска клея по контуру. Тонкая деревянная палочка прикладывается к квадратику из бумаги, и при помощи пальцев бумаге придаётся необходимая форма, напоминающая головку цветка. Донышко полученной фигурки обмакивается в клей и приклеивается на определенный участок рисунка. Важным моментом является то, что каждый следующий гофрированный кусочек должен стоять рядом с предыдущим, поэтому их нужно ставить очень близко друг к другу, чтобы не оставалось просветов. Все элементы должны очень плотно прилегать друг к другу, создавая эффект густого пушистого коврика, состоящего из большого количества бумажек.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 32

Что можно сделать из крепированной бумаги? По сути, этот материал дает практически неограниченный простор для фантазии. В технике торцевания оригинально и необычно смотрятся открытки, различные поделки, цветы, а также объемные пушистые картины. И это могут быть как миниатюрные композиции, так и большие панно. Можно в этой технике обклеивать и объёмные формы, получая необычные пушистые изделия. С помощью торцевания некоторые мастера на Ярмарке делают топиарии.
Техника торцевания очень проста в освоении, поэтому такая деятельность идеально подходит для отдыха и занятий с маленькими детьми.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 33

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 34

7. Декорирование вещей бумажными салфетками — это не новость для тех, кто знает толк в поделках. А вот дизайнеру из Николаева Татьяне Сорокиной стало скучно в рамках декупажа и квиллинга, и в 2006 году она придумала свой авторский способ создания поделок, получивший название«бумажное искусство». На английском это звучит как «пейп-арт». Техника имитирует разные фактуры и текстуры с помощью одного материала — бумаги, точнее, трехслойных или двухслойных бумажных салфеток, скрученных в тонкие нити. Такими жгутиками можно выкладывать целые картины или украшать сундучки, шкатулки, бутылки, женские безделушки, банки для сыпучих продуктов и так далее. «Бумажное искусство» никаких специфических инструментов не требует. Для работы нужны бумажные салфетки, зубочистки для коррекции положения нитки на изделии, ножницы, прохладная вода, клей ПВА, объект, который будем украшать. Подготовительная работа. Материалом для поделок являются тонкие бумажные нити-жгуты. Заготовить их можно несколькими способами. Традиционный вариант — его еще можно назвать авторским: именно так ученики Татьяны Сорокиной готовили сырье для своих произведений. Нарезать из салфеток полоски шириной 1-1,5 см и по одной опускать в воду. Затем скрутить ладонями в тонкие нити и дать чуть просохнуть. Если жгутики пересохли до момента использования, можно слегка намочить их водой. Если нужны элементы другой формы, например, шарики, то их скручивают из уже готовых ниток. «Хитрый» способ. Человек всегда стремится облегчить процесс выполнения своих дел, и рукоделие не стало исключением. Что делать, если поделка большая и ниток нужно много? Выход есть! Нарезаем полосочки шириной 1,5-2 см. В воду добавляем клей, перемешиваем. Опускаем в раствор заготовку из салфетки. Прикладываем полоску к бедру и проводим ладонью до колена — жгут готов. Таким образом можно сделать до 20 ниток всего за 5 минут! Узоры и схемы для поделок пейп-арт могут быть самыми разными, но начинать все же лучше с моделей попроще. Для основного творческого процесса нужно подготовить декорируемую поверхность. Ее сначала тщательно очищают, а затем оклеивают при помощи клея ПВА кусочками тех же салфеток из бумаги. После этого из подготовленных жгутиков на декорируемом предмете выкладывают различные изображения, закрепляя их тем же клеем ПВА. Предварительно можно нанести простым карандашом контур изображения. Затем поверхность закрашивают красками, дают просохнуть около 12 часов и закрепляют результат при помощи прозрачного лака.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 35

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 36

Для создания изображения могут использоваться не только бумажные полоски, но и другие предметы — ракушки, полимерная глина, пуговицы, бусины. Жгутики можно скручивать не только из салфеток, но и из бумажных полотенец или косметических салфеток.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 37

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 38

Про следующую необычную технику работы с бумагой могу сказать только одно: она мне так понравилась, что я непременно сделаю что-нибудь в этой технике!

8. Айрис-фолдинг («Радужное складывание») техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники — Iris Folding.
В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня айрис-фолдинг применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и так далее. Конструкции, выполненные с применением этой техники, смотрятся весьма необычно, по крайней мере, для человека, который не занимается ежедневно изготовлением работ с применением данной техники.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 39

На лист плотной бумаги наносится рисунок, который вырезается по контуру. Подготавливается специальный айрис-шаблон. Его можно скачать в интернете или придумать и создать самостоятельно. Шаблон представляет собой определённую фигуру, состоящую из полос, смещённых под определённым углом. Шаблон для примера на рисунке-схеме.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 40

Из цветной бумаги нарезаются полоски определённого размера, которые затем складываются вдоль пополам или вчетверо для получения более ровного края и придания дополнительной толщины и объёма. Полоски приклеиваются с обратной стороны бумаги, на которой вырезан рисунок, с наслоением, чтобы каждая последующая полоска частично накрывала предыдущую. Каждый шаг необходимо сверять с шаблоном.
На сложных шаблонах проставляют нумерацию, которая указывает последовательность выкладки заготовленных полос. В особо насыщенных схемах на шаблонах маркируют и цветовые пожелания.
Традиционно техника айрис-фолдинг выполняется с использованием декоративной бумаги и цветного картона. Но в качестве альтернативы подойдут атласные ленты, кусочки ткани, комбинации из иных материалов. Интересно смотрятся поделки из высушенных листьев. Эксперименты могут привести к очень интересным результатам!

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 41

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 42

И, напоследок, немного восточной, а именно, японской техники работы с бумагой.

9. Исе катагами, или просто катагами — древнее японское искусство вырезания целых картин из рисовой бумаги с помощью специального ножа и трафарета. Этот вид творчества возник в восьмом веке в период Нара и использовался сначала для нанесения узоров на кимоно, позже катагами преобразовалось в отдельный вид искусства. Специальными ножами из специальной бумаги вырезаются удивительно красивые картины, произведения искусства.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 43

Это не только женское занятие, профессионально в Японии катагами занимаются мужчины. Темы разные — от цветов, птиц, животных и карпов до исторических сюжетов. Катагами развилась из прикладного ремесла, когда изготавливались трафареты, а в последующем уже этот рисунок переносился на кимоно. От кимоно рисунок перенесся на предметы интерьера и вообще на все, на что можно его наносить. Со временем рисунок стали наносить на специальную бумагу, появились картины. И в этой технике катагами продолжает существовать уже в современном мире.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 44

Сейчас на специальной бумаге васи японские мастера создаются невероятные узоры и трафареты, которые поражают тонкостью исполнения и красотой. Искусство катагами не такое распространенное, как оригами или каллиграфия. Этот красивейший и очень кропотливый вид творчества развит не во всех районах Японии, есть только две провинции, которые непосредственно занимаются катагами.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 45

У нас искусство катагами тоже нашло своих последователей. Трафареты для работы привозят из Японии, что-то можно найти в нтернете или нарисовать самому. Сначала вырезают мелкие детали — те, что внутри, потом побольше — те, что снаружи. Для катагами используется три слоя тонкой рисовой бумаги васи, обработанной специальным клеем, извлеченном из хурмы; получается крепкая и гибкая бумага коричневого цвета. Бумага имеет особенные свойства, она может сама разглаживаться и отлично смотрится на ткани. Привычный для Японии цвет картин из рисовой бумаги — коричневый. Это связано с традиционным японским интерьером, где преобладают цвета под дерево. Современные же художники выбирают и другие расцветки — красную, черную, зеленую бумагу. Картины в технике катагами обрамляются в рамки и отлично украшают интерьер дома или офиса.

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 46

Фантазиям в рукоделии нет границ. Часть 2. Чудеса из  бумаги, фото № 47

На этом можно остановиться про необычные техники работы с бумагой, хотя, уверена, есть ещё что-то, что я не затронула.
Надеюсь, что-то вам приглянется, заинтересует, вызовет удивление и восхищение. И сподвигнет на новые фантазии.