Как делают бумажные деньги
Как делают бумажные деньги
Кроме бумаги для производства бумажных денег нужны еще и специальные красители, химические соединения, сложное оборудование. Краски для банкнот отечественный «Гознак» закупает у швейцарской компании SICPA (делает специальные защитные типографские краски, чернила для опечатывания продукции, разрабатывает системы кодировки подакцизных товаров). По словам представителей «Гознака», из-за роста швейцарского франка затраты на изготовление отечественных банкнот довольно быстро растут.
Но швейцарская краска всегда считалась самой качественной. Затраты на покупку краски при изготовлении купюр в Европе и мире в среднем составляют около 60% от общей суммы затрат на покупку компонентов и производство банкнот.
Интересно, что способов производства бумажных денег несколько, не во всех странах деньги печатают по одному и тому же методу.
Что касается бумаги, то одно из основных требований к этому материалу — износоустойчивость. Деньги должны быть долговечными, чтобы они не приходили в негодность слишком быстро. Основной показатель износоустойчивости денег — сопротивление излому и разрыву. Бумажные купюры постоянно складывают и разгибают, их тянут за уголки и за другие части. Поэтому они не должны рваться. Прочность на разрыв определяется на динамометре. Эта характеристика выражается расчетной длиной в метрах полосы бумаги, с разрывом от собственного веса. У денежной бумаги этот показатель составляет тысячи метров (больше, чем у обычной бумаги).
Для того, чтобы обеспечить высокое качество и прочность печатного рисунка, денежная бумага должна обладать необходимой степень белизны, непрозрачности, гладкости и светопрочности. Эта бумага не должна менять свой цвет под воздействием внешних факторов (солнечный свет, например).
В России бумага для денег поставляется всего двумя предприятиями. Это Санкт-Петербургская бумажная фабрика Гознака и Краснокамская бумажная фабрика Гознака.
Защита бумаги
У бумажных денег обычно несколько степеней защиты. В числе прочих используются водяные знаки, которые могут служить также и своеобразным украшением. Создают водяные знаки еще при отливе бумаги. Рисунок получается за счет изменения толщины слоя волокна по плоскости купюры. Красивый и четкий водяной знак создать непросто, для этого нужно точное современное оборудование. Водяной знак в некоторых случаях сочетается с рисунком самой купюры.
На производстве денежной бумаги обычно есть мастерская водяных знаков, где работает большое количество высококвалифицированных специалистов. В частности, это граверы, которые переносят рисунки художников на штампы и металлическую сетку так называемого вала-дендироля. Иногда рисунки переносятся и на сетку цилиндра круглосеточной машины. Дендироль — это уравнитель, который устанавливается на сетку машины, и при вращении образует на бумажном полотне отпечаток своего водяного знака. Этот способ обычно используется для создания бумаги с общим водяным знаком. Если же нужен художественный локальный знак, его можно получить при ручном отливе или же при помощи цилиндрической бум-машины. На сетке цилиндра в этом случае штампуют рисунки знака, а при формировании полотна бумаги создаются все условия, которые позволяют получить многотоновый художественный знак. Купюры многих стран имеют и специальные защитные (часто — цветные или металлические) волокна.
Водяной знак должен хорошо просматриваться на всех купюрах, и быть абсолютно идентичным для всех купюр одного и того же тиража. Подделать водяной знак нелегко, особенно это актуально для портретов.
На протяжении всего времени обращения бумажных денег должна быть обеспечена их идентичность. На практике это означает, что если купюра, образец денежного знака действует несколько десятков лет, то деньги, которые были изготовлены в последние годы действия этой купюры, должны быть идентичными с деньгами, которые были выпущены в самом начале периода. Правда, в течение этого периода могут вноситься некоторые изменения — например, добавляться новые средства защиты. Решение о модификации внешнего вида купюр принимают специальные органы, все изменения фиксируются. В России такой контроль осуществляет Банк России.
Разработка денежной купюры
Создание денежных знаков — очень сложный и достаточно длительный процесс, в котором задействованы специалисты разных сфер. Это и финансисты, и художники, и специалисты «Гознака»(в случае России), которые активно участвуют в процессе создания новых денег. После того, как заказчик (государство) обозначил все необходимые критерии изготовления купюры, начинают свою работу художники и гравировщики.
Первым создается эскиз — его разрабатывают с учетом всех критериев технологических возможностей производства, при помощи которого будет в дальнейшем осуществляться печатание будущих денег. Одно из основных требований к бумажным купюрам — демонстрация принадлежности разрабатываемого денежного знака государству-изготовителю. Это делается при помощи внедрения элементов уникальной символики государства. Ими могут быть государственные символы, текст, портреты известных в этом государстве людей. Обычно крупные номиналы банкнот имеют гораздо более сложный рисунок и количество степеней защиты, чем мелкие.
После того, как готов эскиз, специалисты создают печатный проект со специальными печатными формами, которые позволяют тиражировать купюры в дальнейшем. Здесь принимают участие специалисты высочайшего класса, включая фотографов, граверов-художников, травильщиков, граверов-штемпелистов, дизайнеров. В случае России эти кадры подготавливает только «Гознак». Современный процесс производства денег включает в обязательном порядке и компьютерные технологии. Как только готов первый печатный проект нового денежного знака, его отправляют специальной комиссии для изучения и утверждения. Если полученный вариант одобрен, то начинается изготовление специальных форм для тиражирования денег.
Печать денег
В процессе печати бумажных денег используется четыре основных способа печати. Это офсетная, металлографская, типографская и орловская печать. Наиболее востребованными и используемыми являются металлографский и орловский способы печати. Интересно, что швейцарская компания KBA-NotaSys SA изготавливает около 90% всех печатных и пресс-станков для изготовления банкнот на мировом рынке. Эти станки, в частности, используются и на «Гознаке».
Орловская печать
Несмотря на то, что этот способ печати был разработан в 1891 году, его используют до сих пор. Название процесса печати происходит от фамилии специалиста «Гознака» Ивана Орлова, который и разработал этот метод. Тогда для печати купюр типографским способом приходилось готовить отдельную форму печати для каждого из цветов рисунка купюры. Каждую форму оттискивали на фрагменте специальной бумаги. Совпадение линий и границ краски при использовании такого метода не было идеальным, поскольку даже использование компьютера и промышленных систем не дает идеального результата, не говоря уже о технологиях конца 19-го века.
Ивану Орлову удалось внедрить специальный эластичный валик с мягкой структурой и промежуточные формы. У каждой формы при этом — свой рисунок для каждого из цветов на оригинале. Такой шаблон при печати переносит собственный фрагмент на нужное место сборного вала, а уже с вала полная палитра красок переносится на сборную общую форму, где выводится весь рисунок оригинала в полной мере.
Достоинство метода в том, что он позволяет с практически ювелирной точностью наносить рисунок на купюры, с совпадением всех границ рисунков и линий. Кроме того, метод позволяет в ходе всего одного прогона листа через печатную установку создавать необходимый фрагмент рисунка, который почти со 100% точностью соответствует оригиналу. Повторить подобную точность для фальшивомонетчика — затруднительно, хотя, конечно, встречаются специалисты высочайшего класса.
Офсетная печать
При помощи офсетной печати обычно создается так называемая фоновая сетка и ряд дополнительных элементов. В мелких банкнотах при помощи офсетной печати иногда наносится и основной рисунок. Поскольку перенос краски с печатной формы на бумагу производится через промежуточный офсетный цилиндр, то и само изображение на печатной форме делается прямым, не зеркальным.
Интересно, что при таком методе печати обычные и пробельные элементы формы находятся в одной плоскости. Но поверхности элементов обладают разными физико-химическими свойствами. Так, печатающие элементы — гидрофобные, они хорошо удерживают краску, отталкивая влагу. А вот пробельные элементы гидрофильные, они поглощают воду, но отталкивают краску.
Краски для банкнот обычно разделяются на три цветовые группы. Это синяя группа, красная и желтая. Для каждой группы фотоспособом изготавливается специальная форма. Краска с пластин переносится сначала на резиновое покрытие цилиндра, а уже цилиндр пропечатывает рисунок на бумаге.
Металлографическая печать
Это еще один распространенный метод печати купюр. Он известен давно, а для денежных купюр он был применен впервые в 1887 году. Для печати в этом случае используются специально изготовленные формы из стали или никеля.
Эти формы представляют собой почти идеально отполированные пластины, на которые нанесен нужный рисунок при помощи специального пресса. Оригинал формы изготавливается вручную методом гравировки. В русском языке есть специальный термин для изначальной формы. Это «оригинальный штемпель». При печати купюр таким методом детали гравировальных установок создают сложные узоры для купюр. Эти узоры состоят из большого количества линий. После процесса травления проявляются элемент общего изображения, которое и размещается на купюре.
Такие элементы в сочетании с ручной гравировкой и нанесенным шрифтом образуют единое изображение денежного знака. Это изображение после изготовления тиражируется для процесса печати. Правда, этого требуется высокоточное оборудование, как правило, это высокочастотная машина и автоматизированная гальванолиния.
По мнению специалистов, главное достоинство метода металлографической печати в том, что с его помощью можно воспроизводить обширный спектр ярких тонов для печати. Если использовать различные глубину и ширину нанесения рисунка, то можно добиться самых разнообразных красочных эффектов, зачастую, объемных.
При печати на печатные формы с использованием приготовленных резиновых шаблонов наносится краска. Она поступает на гравюру и пробельные элементы. После с этих элементов краска стирается, и форма готова для нанесения рисунка на бумагу. Рисунок наносится в ходе прикладывания формы к бумаге под большим давлением. Металлографическая печать разделяется на два типа. Это глубокая печать, когда изображения передаются с печатной формы, на которой печатающие элементы значительно углублены по отношению к пробельным. И высокая печать, когда печатающие элементы на формах расположены выше пробельных. Высокая печать используется для нанесения рисунка на крупных банкнотах, серийных номеров и ряда важных элементов купюр мелкого и крупного номиналов.
После того, как купюры напечатаны, неразрезанные листы отправляются в специальный цех, где их нарезают на отдельные купюры. После этого деньги считаются при помощи станка и упаковываются, их отправляют в «свободное плавание» по стране и за ее пределами.
Производство бумаги из конопли
На производство бумаги идет сорок два процента всех промышленных лесозаготовок в мире, а восемьдесят семь процентов изготавливаемой бумаги потребляется именно промышленно развитыми странами мира, такими как Соединенные Штаты и Канада.
Хотя весь мир постепенно избавляется от бумажной зависимости, о чем свидетельствует замещение газет, книг и деловых документов их электронными аналогами, в светлом “безбумажном” будущем мы окажемся еще не скоро. Вдумайтесь: сегодня на производство бумаги идет сорок два процента всех промышленных лесозаготовок в мире, а восемьдесят семь процентов изготавливаемой бумаги потребляется именно промышленно развитыми странами мира, такими как Соединенные Штаты и Канада.
Внешняя чистота обычного белого бумажного листа обманчива. Производственный процесс превращения древесной массы в бумагу предполагает получение таких побочных продуктов как окись углерода, аммиак, оксиды азота, ртуть, нитраты, метанол, бензол, хлороформ, диоксины… И даже несмотря на эти негативные побочные эффекты, бумагу по-прежнему продолжают делать из дерева. Хотя так было не всегда.
В относительно недалеком прошлом реальной альтернативой дереву (в качестве сырья для изготовления бумаги) была конопля. Конопляная бумага не требует отбеливания, не желтеет, она прочнее и долговечней бумаги из древесины. Известно, что для первых бумажных денег, первой печатной Библии Гуттенберга, Конституции и Декларации независимости США использовалась бумага из конопляного волокна.
Так почему же тогда конопля не выдержала конкуренции с деревом? Ответ – промышленная революция 19 века и капитализм 20 века. Для первых машин, задействованных в производстве бумаги, конопляные волокна оказались слишком грубыми, а потому резко возросший из-за распространения грамотности среди населения спрос на бумагу пришлось удовлетворять массовой переработкой древесной целлюлозы.
Бумага из конопли стала вновь конкурентоспособной лишь в 1920-х годах вследствие объективного процесса усовершенствования промышленного производства. Именно тогда был реальный шанс покончить с использованием вредных веществ в процессе производства бумаги и значительно сократить вырубку лесов в мире (гектар конопли дает около 6 тонн целлюлозы в год – это в несколько раз больше, чем годовой прирост гектара леса; к тому же конопля – культура весьма неприхотливая к климатическим условиям).
Но бумажная революция провалилась. К тому времени уже была создана мощная индустрия производства древесины. Разбогатевшие на вырубке лесов бизнесмены хотели сохранить и приумножить свой капитал, а потому не оставили никаких шансов развитию альтернативных технологий. В газетах, собственниками которых часто были владельцы лесных массивов и предприятий бумажной промышленности, была развернута массивная информационная кампания против конопли как опаснейшего наркотика. Сформированное в нужном направлении общественное мнение в конечном итоге привело к жесткому ограничению государствами культивирования конопли (читайте об этом также в материале “История запрета Cannabis sativa”).
Сейчас в мире – очередной этап развития (возрождения) конопляной индустрии и пересмотра людьми своего отношения к этому уникальному растению. Промышленность вновь обращает внимание на альтернативное дереву сырье для производства бумаги. К этому подталкивают все чаще устанавливаемые ограничения на вырубку лесов, а также позиция Швейцарии, Германии, Австрии, Голландии, скандинавских стран, Японии в вопросах минимизации загрязнения окружающей среды, внедрения новых технологий производства, потребления и утилизации продуктов.
По оценкам аналитиков, в 2021 году Европа уже готова потребить 200 тысяч тонн целлюлозы из конопли. Для этого нужно было засеять приблизительно 33 тыс. га. Однако сейчас общее производство волокна конопли в ЕС насчитывает лишь 6,8 тыс. тонн. А получаемое сырье используют четыре завода по производству целлюлозы во Франции и Испании. Естественно, что их мощности объективно не в состоянии обеспечить потребности рынка, который, кстати, демонстрирует тенденцию увеличения на 2,5 % ежегодно.
Именно поэтому можно констатировать, что на европейском рынке целлюлозы из конопли в ближайшее десятилетие не будет существенной конкуренции.
Стоит заметить, что в 2007-2008 годах производство бумаги в Украине превысило показатели Украинской СССР 1990 года. Это даже принимая во внимание тот факт, что большинство украинских производителей работает на импортируемом сырье. Представители ассоциации украинских предприятий целлюлозно-бумажной отрасли «Укрбумага» считают, что строительство в Украине нового завода по производству целлюлозы из волокна и соломы конопли целесообразно, прежде всего, для обеспечения внутреннего рынка. Но и экспорт высококачественной бумаги из конопли может приносить прибыль на уровне с нефтедолларами.
Однако Украина пока традиционно отстает от мировых тенденций. Приведем здесь одну поучительную историю. Один американский бизнесмен на протяжении десяти лет оббивал пороги наших чиновников в попытках построить на территории Украины современный завод по производству бумаги из конопли (как же, Украина – аграрное государство. Можно ведь выращивать сырье, тут же его перерабатывать и получать конечный продукт).
Так вот, в 2021 году его предприятие выйдет на свои промышленные мощности. Только не в Украине, а в Польше – у нас он успеха так и не добился. Теперь польские представители активно ищут украинских партнеров, которые согласились бы (недорого, естественно) выращивать коноплю для потребностей польского предприятия.
В итоге американские инвестиции в завод по производству бумаги из конопли, расположенный в Польше недалеко от границы с Украиной, привяжут национального сельхозпроизводителя к обслуживанию польского предприятия. Экономическая же целесообразность строительства подобных предприятий на территории западной Украины – под большим вопросом.
На сайте obumage.net можно также ознакомится с инвестиционным проектом “Завод по производству целлюлозы из конопли“.