Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournal

Шаг 3. вам видно, что вы делаете?

Техника рисования с калькой - шаг 3

Если у вас есть световой планшет, то с его помощью возможно работать с более плотными видами бумаги – линованной или однотонной чертёжной бумагой – в плохо освещённой комнате.

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournalМысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournal
А.К.Саврасов. Пейзаж с отражением деревьев. Начало весны. 1876. | Копия моего авторства, 2022.

Мне часто задают вопросы о копировании как методе обучения: нужно ли, полезно ли,
кого и как стоит копировать. Начну я с вопроса, который считаю главным, а именно: зачем?
Копии можно делать с разными целями, например:

1. Анализ композиции. Для тех, кто привык думать с карандашом в руке.
Иногда хочется понять композицию произведения, тогда можно, не углубляясь в подробности,
найти композиционные оси, диагонали, треугольники, композиционный центр, его место и роль,
понять строение и ритм, убедиться в гармонии и целостности решения, или опровергнуть его.
Последний раз у меня такое было на выставке Караваджо. Видела, как похожую работу делают,
выполняя копии живописных работ в виде коллажа, получается очень интересный результат.
В этом методе мне кажется наиболее продуктивным то, что такая резкая смена материала
повлечет за собой анализ: что главное, чем можно пренебречь, что обособить, а что объединить.

2. Изучение манеры любимого художника, технических приемов.
Более распространенная цель. Позитивным является копирование с мыслью, как это было сделано
и почему именно так. Но самое интересное, что “также” никогда не получится, ведь
все мы разные и обращаем внимание на разные вещи, по-иному ставим акценты.
Поэтому иногда копируют наиболее интересный, понравившийся фрагмент произведения,
или в процессе уходят так далеко от оригинала, что копии превращаются в интерпретации.
Не думаю, что стоит себя ругать за несходства (вообще ругать себя в процессе обучения
не стоит, это сильно тормозит процесс), но стоит проанализировать, что нам так понравилось,
и почему, а от чего мы ушли, и тоже почему.

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournalМысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournal
Винсент ван Гог. Вид на Арль. Май, 1888. | Копия, Ольга (курс графики, 2022).

Также есть и чисто технические моменты, не зная которых, сложно сделать копию.
Делая копию пейзажа Саврасова, долго дивилась филигранности коры дуба, пытаясь ее повторить,
и только потом прочла о технике: он часто рисовал на мелованной или грунтованной бумаге,
с последующим проскребыванием и процарапыванием иглой. Также здесь есть и белила, которых в моей копии нет.
А вот Ольга сразу заметила и подчеркнула сочетание карандаша и белил у Альфонса Мухи:

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournalМысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournal
Alphonse Mucha. Documents decoratifs. | Копия, Ольга (курс графики, 2022).

3. “Шпаргалка от мастера”.
Если у вас есть какая-то задача, с которой пока тяжело справиться,
то можно посмотреть, как решали эту же задачу мастера на протяжении веков.
Например, мне кажется полезным покопировать руки и головы Леонардо да Винчи или Дюрера:
посмотреть пропорции, светотеневую моделировку, направление штрихов.

4. Обучение по примерам. Если вспомнить Академию Художеств XVIII века,
то обучение там во многом строилось на копировании с оригиналов.
Я не сторонник такого метода, чуть позже объясню почему, но иногда нужно что-то объяснить,
и без примера не обойтись. Например, в дождливый день не попав на пленэр,
мы изучали планы и световоздушную перспективу на примере Айвазовского:

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournalМысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournal
И.К.Айвазовский. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863. | Копия, пастель. Мария (летние пленэры, 2022).

Еще этот метод мне кажется полезным для обучения детей, когда можно совместить
объяснение каких-то важных тем и увлекательное путешествие по миру истории искусств.
Следующая работа из архива моей коллеги Анны, которая сейчас занимается с детьми,
но по своему опыту преподавания детям помню, как трудно маленькому живописцу понять
такие сложные и абстрактные понятия, как колорит или рефлекс, но при копировании с ними справляются играючи.

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournalМысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournal
Винсент ван Гог. Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889. | Копия, гуашь. Даша, 11 лет.

Подводные камни копирования.
Самый главный подводный камень копирования – это то, что мы копируем плоскостное изображение,
и даже точнейшая передача всех линий, пятен и закорючек не приблизит нас к пониманию изображения формы,
а это мне видится одной из основных задач для тех, кто хочет научиться рисовать(как с натуры, так и по представлению).
Это действительно серьезный вопрос, я видела людей, рисовавших самостоятельно и даже в изостудии
с фотографий и картин других художников по году безо всякого роста. Прогресс в обучении рисунку невозможен без понимания того,
как трехмерную форму в пространстве изобразить на двухмерной плоскости листа. Но если делать копии с анализом того, что мы изображаем
и сочетать их с натурными постановками и зарисовками, то польза от этого занятия несомненно будет.

Подводный камень копирования в живописи, если мы копируем из альбомов – неправдоподобная цветопередача репродукций,
я например, до выставки Дали абсолютно не знала, что его работы такие сочные.

И еще один интересный момент, Бетти Эдвардс в своей книге,
на основе которой сейчас полно тренингов обучения рисованию за один день,
дает упражнение копирования в перевернутом виде. По заданию нужно перевернуть оригинал
и копировать его именно так, концентрируясь на направлениях и пересечениях линий.
По ее теории правополушарного рисования, мозг в таком случае не узнает знакомых предметов
и не предлагает условное иконографическое обозначение для этих предметов,
то есть если при прямом копировании у взрослого человека, до этого не рисовавшего со времен детства
глаз будет похож на “рыбку”, то при перевернутом будут более реалистичные очертания век.
Это действительно может воодушевить, но такие вещи я больше отношу к области психологии восприятия, а не обучения рисунку.
Метод можно взять на заметку, если вдруг придется копировать что-то сложное.

Резюме: копировать полезно и нужно, если делать это с умом, четко ставить себе задачи и решать их.
И конечно, прикоснуться к произведениям мастеров – это всегда огромное удовольствие.
Копируя, начинаешь замечать детали, с первого взгляда незаметные, все больше погружаясь в мир художника,
это очень увлекательное и медитативное занятие, по силе эмоционального воздействия для меня сродни живописи на пленэре.

Надеюсь, мой ответ был полезен, в крайнем случае, можно было поискать сходства и различия в картинках)
Если есть еще вопросы из области обучения рисунку и живописи, жду в почту [email protected].

Переносим рисунок с кальки на бумагу

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournal

С вами Светлана Бузанова

.

Четвертый урок для тех, кто начинает учиться рисовать с нуля. Сегодня мы узнаем какие еще бонусы мы можем получить от рисунков на кальке. И рассмотрим два способа как перенести рисунок с кальки на бумагу. 

Для работы нам понадобятся простые карандаши, твердый и мягкий, цветной карандаш, калька.   

Вы так же можете подписаться на полную версию уроков “Как научиться рисовать. Первые шаги”. В ней я больше рисую и даю дополнительные материалы для практики.

Рисуйте с удовольствием 😉

поэтапные уроки рисования простым карандашом

.

Копии известных художников на кальке – полезная  практика для художника.

.

Мы делаем тоновые рисунки пятном. И одновременно   изучаем, как передать   форму и объем  предметов,  пространство внутри рисунка с помощью переходов  от темного к светлому.  Тренируем  глаза  видеть  оттенки темного и светлого тона. Отрабатываем приемы как  рисовать простым  карандашом.

Копирование на кальке  рисунков, сделанных с помощью  линий,  помогает сделать  руку  уверенной и точной.  А линии в рисунках плавными, живыми, художественными. 

.

Посмотрите видеоЗачем нужны рисунки на кальке

.

.

Копии линейных рисунков   это  универсальный инструмент художника. 

.

Прежде чем рисовать готовую картинку,  художники  придумывают сюжет.  Собирают материал,  рисуют отдельные  элементы,   меняют  их положение,  форму.  Ищут красивую и выразительную композицию.  Такую  работу  очень  удобно делать с помощью кальки. 

Конечно на кальке можно просто рисовать. Полупрозрачные свойства  помогают сделать очень интересные графические эффекты. Об этом обязательно расскажу в следующий раз.    

А сегодня поговорим о том, как перенести подготовленный рисунок с кальки  на бумагу.

.

Есть несколько способов и мы выбираем нужный в зависимости от основы для рисунка.  Первый способ для переноса рисунка на тонкую бумагу.  

.

.

.

Художники и иллюстраторы, которым приходится  делать много эскизов, графических и акварельных зарисовок, покупают специальные световые экраны.       

Поверхность специальной бумаги  для работы акварелью или сухими материалами (сангиной, пастелью)  очень нежная.  Поэтому  контурную заготовку  для рисунка под акварель или пастель  так же часто делают на черновике и потом  с помощью кальки   переносят  придуманный рисунок  на специальную бумагу или  холст.  

.

.

.

Поделюсь еще одним бонусом. Калька поможет  избавиться от страха.

Вы начали рисунок  и боитесь  его  испортить?  Или  хотите попробовать новый прием и не уверены в результате?  Перенесите на кальку все контуры  будущего   рисунка.  Если что-то пошло не так  вы легко восстановите его  на новом листе. Это не займет много времени, зато поможет получить больше удовольствия от рисования.

.

Предыдущие статьи по теме ПЕРВЫЕ ШАГИ НАЧИНАЮЩЕГО ХУДОЖНИКА

Как научиться рисовать. Первые шаги

Тоновый рисунок на кальке

Рисунок на кальке линиями

.

Если вы заинтересовались полной версией уроков, в которую добавлено больше практики  и специально подобранные мной работы для копирования, заполните форму  ниже и нажмите на кнопку «Хочу попробовать»  

легкие  и красивые рисунки для срисовки карандашом 

.

Полезно? Поделись

Технология применения копировальной бумаги.

Мысли о копировании в обучении рисунку и живописи.: blik_art — LiveJournalКопировальная бумага – специальная тонкая бумага, на одну из сторон которой нанесен специальный красящий слой. Предназначение данного вида бумаги – получение копии документа при письме или рисовании ручкой или карандашом, а также при печати на пишущей машинке.

Впервые копирка появилась в 1806 году в Великобритании. Сейчас существует копировальная бумага разных цветов, так что Вы легко можете выбрать ее согласно вкусам  и предпочтением. Самые популярные цвета – черный и фиолетовый. Черная копирка чаще используется для пишущих машинок, фиолетовая – для письма.

Правила пользования копиркой:

1)      Возьмите лист копировальной бумаги и положите его между двумя чистыми листами бумаги. Копирка должна быть направлена красящей стороной вниз. Сверху должен быть расположен лист, на котором Вы будете писать или печатать. Вследствие давления нужная часть  красящего слоя с копирки перейдет на нижний лист бумаги.  Так нижний лист станет копией верхнего.

2)      Копия может не получится в том случае, когда копирка вложена неправильно, т.е. наоборот. В такой ситуации нижний лист останется чистым, а на задней стороне верхнего листа появится зеркальная копия написанного или напечатанного материала.

3)      С помощью копировальной бумаги можно сделать сразу несколько копий. Для того, чтобы это сделать нужно чередовать чистые листы с копиркой, т.е. лист – копирка – лист – копирка – лист  и т.д. При такой системе копирования обязательно делайте максимально сильный нажим при письме или рисовании. Обычно при таком способе копирования – максимальное число хороших копий равно пяти.

4)      Матричный принтер работает по тому же принципу, что и пишущая машинка. Так что и тут копировальная бумага может Вам пригодиться!

В нашем интернет магазине продается несколько видов качественной копировальной бумаги. Мы ждем Ваших заказов!

Шаг 1. нерешенные вопросы

Техника рисования с калькой - шаг 1

  • Эта картина (на фото выше) валялась в студии несколько месяцев, собирая пыль и кошачью шерсть. Работа была неплохой, но позже я решил, что её можно было бы завершить парой простых дополнений.
  • Все составляющие лесной сцены пытались заставить вас обратить всё внимание на слякотную тропинку, ведущую… куда?
  • Пустое место (слева) и не слишком захватывающая прогулка до него.

Шаг 10. средний и передний планы

Техника рисования с калькой - шаг 10

Я решил приблизительно изобразить дорожки, оставленные предыдущими «механизированными» туристами. Я видел подобные следы раньше, но никогда не рассматривал их внимательно. Просто вырубить колею, да?

Для получения неординарных серых оттенков использовалась темная смесь зеленого петалоцианина (pthalocyanine green), ализарина малинового (alizarin crimson) и немного черного цвета слоновой кости (ivory black).

Я использовал светло-серый (lighter gray) для набросков линий, а затем сильнее затемнил тёмные места там, где необходимо.

После тщательной сушки картины я удалил весь оставшийся на акварели карандаш ластиком-клячкой.

Шаг 11. изменившееся видение

Техника рисования с калькой - шаг 11

Исходная картина (ниже) рассматривалась вертикально, вверх по большому синему стволу дерева (слева от центра) до конца листа бумаги, а затем обратно вниз по стволу дерева справа от тропинки, что наконец приводило взор к середине рисунка.

Теперь же зритель снова начинает подниматься вверх по синему стволу дерева, но сразу же обращает внимание на отдалённых людей и после возвращается обратно на передний план. Снова взгляд идёт вверх по дереву справа и проносится слева по навесу крон деревьев.

Обратите внимание, как добавление людей привлекает интерес и подразумевает историю, стоящую за картиной.

Техника рисования с калькой

Шаг 2. наложение бумаги

Техника рисования с калькой - шаг 2

Нечто определённо было упущено. Пейзаж выглядел зловеще, несмотря на яркие осенние цвета. Я чувствовал: всё в любой момент может просто сойти с ума.

Подумав, я начал с того, что наложил лист кальки поверх области, над которой собрался поработать. Маскировочной лентой я аккуратно заклеил два края, чтобы калька не сдвигалась с места.

Шаг 4. интересные предложения

Техника рисования с калькой - шаг 4

К настоящему моменту я уже решил добавить пару силуэтов, гуляющих в лесу. Используя описанную ниже акварельную технику, я могу «примерить» их к рисунку без каких-либо рисков.

https://www.youtube.com/watch?v=TffaWSTlzUg

В свободной манере я нарисовал несколько фигур на кальке. Самые обычные фигуры людей.

Мне хотелось бы создать ощущение, что силуэты уходят от зрителя, потому требовалось правильно расположить фигуры по масштабу.

Средний и передний планы выглядели скудновато…

Шаг 5. может, немножко дорожек…

Техника рисования с калькой - шаг 5

Я нарисовал несколько протоптанных дорожек, показывая, что и до моей пары парком наслаждались другие люди.

Люди нашли тропинку достаточно широкой для подъезда на транспорте, потому я добавил следы от колёс.

Это были следы велосипеда или мотоцикла, так как обычно я езжу на них.

Шаг 6. переворачиваем и трём

Техника рисования с калькой - шаг 6

Для подготовки подрисованных к картине элементов к перенесению на сам рисунок необходимо сделать из кальки копирку.

Подойдёт любой инструмент с мягким грифилем. Я взял графитовые стержни, ведь их сторонами можно закрашивать большую площадь.

На ровной гладкой поверхности, такой как задняя часть панели для рисования или лист пенокартона, переверните свою кальку и протрите её графитом в областях, где расположены рисунки.

Помните, нужно покрыть оборот кальки плотным слоем графита.

Шаг 7. равномерное распределение

Техника рисования с калькой - шаг 7

Как только вы покрыли лист графитом, выровняйте графитовое покрытие и уберите графитовую пыль.

Возьмите носовой платок и круговым движением сгладьте неровности покрытия.

Убедитесь, что все области под рисунками на лицевой стороне обработаны графитом.

Шаг 8. перенос на картину

Техника рисования с калькой - шаг 8

Возьмите свой «этюд» и разместите на картине. Аккуратно закрепите один или два угла маскирующей лентой.

Перенесите свои рисунки шариковой ручкой, легко нажимая. Я использую красную ручку, так как мне с ней лучше видно.

При перенесении не давите на копирку рукой.

Слишком большое давление может привести к вмятинам на поверхности вашей акварельной бумаги. Вмятины могут быть даже тёмными пятнами, если надавить на окрашенное место.

Шаг 9. задний план

Техника рисования с калькой - шаг 9

Слева вы можете увидеть перенесённые людские фигурки. Сейчас я прорисовываю их карандашом. Справа вы можете увидеть результат.

Я использовал три цвета: натуральная сиенна (raw sienna), диоксазин фиолетовый (dioxazine purple) и кадмий красный (cadmium red), быстро и схематично набросав фигурки. Кисть была круглой соболиной, номер 4.

Эти силуэты действительно не больше, чем обозначение людского присутствия. Формы людей. Хотя они всего лишь силуэты, их раскраска передаёт детали, которых по идее не должно быть на столь схематичном изображении.