Мелованная бумага

10 рекомендуемых производителей (марок) акварельной бумаги

  1. Baohong (Китай)

Недорогая марка акварельной бумаги. Есть как хлопковая, так и целлюлозная. Зернистость – от мелкой и средней, до крупной.

  1. «Малевичъ» (Россия)

Папка с листами акварельной бумаги – 10 шт. Состав – целлюлоза, мелкое зерно. В составе нет лигнина, который влияет на старение бумаги и ее желтизну с течением времени. Очень стойкая бумага без кислот. Помимо акварели, такую бумагу можно использовать для работы с акрилом, гуашью, темперой, углем. Формат стандартный, А4.

  1. «Hahnemuhle FineArt» (Германия)

https://www.youtube.com/watch?v=HSxJkKiHXbw

Бумага немецкого производства, продается как из хлопка, так и из целлюлозы. Очень плотная, среднезернистая фактура. Выпускается поштучно, так и в альбомах-склейках.

  1. «CANSON» (Франция)

Европейская бумага хорошего качества. Продается также поштучно, в альбомах на кольцах и в склейке.

  1. «Fabriano» (Италия)

Старейшая итальянская фирма, названная так в честь города, в котором была основана, и известная еще с эпохи Возрождения. Бумага производится без использования химических отбеливателей и кислот. Подходит как для начинающих художников, так и для профессионалов.

  1. «Saunders Waterford» (Великобритания)

Еще одна старейшая фирма, основанная в 1700 году. Бумага для акварели выпускается в разных форматах и в двух цветах: белый и белоснежный. По фактуре представлено два вида: среднезернистая со слегка шероховатой поверхностью и крупнозернистая с грубой фактурной поверхностью.

  1. «Arches» (Франция)

Бумага для акварели «Arches» производится различной плотности: от 185 до 850 г/кв.м. По фактуре бывает трёх видов: гладкая – горячего прессования (satin), мелкозернистая – холодного прессования (fin) и крупнозернистая (torchon). Выпускается поштучно в листах, в различных склейках и альбомах.

  1. «Van Gogh» (Голландия)

Альбом-склейка, подходит для акварели, акрила и графических материалов. Отличительная особенность – черный цвет бумаги.

  1. «Белые ночи» (Россия)

Знаменитый завод «Невская палитра», специализируется не только на красках, но и на других художественных материалах. В их числе – бумага для акварельных красок с одноименным названием. На какой бумаге чаще всего рисуют ученики художественных школ, делая первые шаги в акварельной живописи? Скорее всего именно на этой. Соотношение цены и качества максимально приближено к идеалу.

  1. «Smiltainis» (Литва)

Молодой литовский бренд, основанный 20 лет назад, уже успел заявить о себе на рынке художественных товаров.

Внутри этого альбома бумага белого цвета с добавлением хлопка и плотностью 250 гр/м2. Крупнозернистая фактура хорошо впитывает воду и позволяет использовать большое количество воды в процессе рисования. Задняя часть обложки выполнена из твердого картона и может использоваться в качестве планшета, что тоже очень удобно.

Белизна

При­бор­ное опре­де­ле­ние белиз­ны мате­ри­а­лов зада­ча тех­ни­че­ски слож­ная. Слиш­ком мно­го вли­я­ю­щих фак­то­ров, кото­рые име­ют тех­ни­че­скую неопре­де­лён­ность. Суще­ству­ет, напри­мер, про­бле­ма под­дер­жа­ния и повер­ки эта­ло­нов, ста­биль­но­сти источ­ни­ков све­та — все они “ста­ре­ют” и най­ти два с оди­на­ко­вы­ми харак­те­ри­сти­ка­ми почти невоз­мож­но, суще­ству­ет про­бле­ма чув­стви­тель­но­сти изме­ри­тель­ных при­бо­ров при изме­ре­ни­ях бума­ги раз­но­го цве­та и т.д.

На изме­ре­ния в види­мой части спек­тра вли­я­ет и неви­ди­мое, корот­ко­вол­но­вое, уль­тра­фи­о­ле­то­вое излу­че­ние. Стро­го гово­ря, для оцен­ки опти­че­ских харак­те­ри­стик мате­ри­а­ла надо опре­де­лять весь его спектр отра­же­ния. Одна­ко прак­ти­че­ски удоб­нее, срав­ни­вая образ­цы, срав­ни­вать две циф­ры, что не поз­во­ля­ет делать срав­не­ние непре­рыв­ных спек­тров.

  • белиз­на (Brightness), как коэф­фи­ци­ент отра­же­ния волн в диа­па­зоне 457 нм;
  • белиз­на CIE (Whitness), рас­счи­тан­ная по коор­ди­на­там цветности;
  • свет­ло­та CIE, опре­де­ля­е­мая в коор­ди­на­тах цвет­но­сти L, a*, b*.

Стан­дарт­ная белиз­на (Brightness), бума­ги — это коэф­фи­ци­ент диф­фуз­но­го отра­же­ния поверх­но­сти бума­ги при осве­ще­нии её опре­де­лён­ным источ­ни­ком све­та, изме­рен­ный при длине вол­ны 457 нм.

Белиз­на изме­ря­ет­ся фото­мет­ра­ми, спек­тро­фо­то­мет­ра­ми. Так белиз­на изме­ря­ет­ся по стан­дар­там раз­лич­ных стран и по меж­ду­на­род­но­му стан­дар­ту. При изме­ре­ни­ях по ГОСТ 30113, сов­па­да­ю­ще­му со стан­дар­том ИСО 2470, белиз­на может при­вы­шать 100 процентов.

При изме­ре­ни­ях белиз­ны (как и при дру­гих цве­то­вых изме­ре­ни­ях) важ­но ого­ва­ри­вать источ­ник осве­ще­ния при кото­ром про­во­дят­ся изме­ре­ния. Таких источ­ни­ков исполь­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, четы­ре: “А”, “В”, “С”, “Д65”. Источ­ник “А” вос­про­из­во­дит усло­вия сред­не­го иску­ствен­но­го осве­ще­ния элек­три­че­ски­ми лам­па­ми нака­ли­ва­ния, “В” — нар­ма пря­мо­го сол­неч­но­го цве­та, “С” — флю­о­рес­цент­ной ртут­ной лам­пы, “Д65” — днев­но­го све­та.

Так как изме­ре­ния по это­му мето­ду про­во­дят­ся в узком диа­па­зоне спек­тра (око­ло 457 нм), а глаз чело­ве­ка видит весь спектр от 400 до 700 нм, кор­ре­ля­ция с визу­аль­ной оцен­кой не все­гда хорошая.

Белиз­на CIE (Whitness), рас­счи­ты­ва­ет­ся по коор­ди­на­там цвет­но­сти и коор­ди­на­там цве­та (для это­го опре­де­ля­ет­ся зна­че­ние CIE- отте­нок (CIE- Tint) вели­чи­на даёт впе­чат­ле­ние о сте­пе­ни белиз­ны образ­ца, содер­жа­ще­го ООВ и эле­мен­ты отте­ноч­но­го кра­си­те­ля. Это даёт доволь­но точ­ную кор­ре­ля­цию с гла­зом чело­ве­ка и явля­ет­ся одним из луч­ших мето­дов изме­ре­ния белизны.

Недо­стат­ки этой систе­мы измерения: 

  • В каче­стве офи­ци­аль­но­го он может исполь­зо­вать­ся толь­ко для срав­не­ния образ­цов, испы­тан­ных одним спек­тро­фо­то­мет­ром и в одно вре­мя. Это свя­за­но с отли­чи­я­ми при­бо­ров и источ­ни­ков света;
  • Изме­ря­е­мый обра­зец дол­жен быть доста­точ­но белым. Газет­ная бума­га, напри­мер, даёт оши­боч­ные резуль­та­ты. Тём­но-голу­бой отте­нок завы­ша­ет зна­че­ния белиз­ны CIE.

Свет­ло­та CIE, опре­де­ля­ет­ся в сово­куп­но­сти с коор­ди­на­та­ми цвет­но­сти а* и b*. И пред­став­ля­ет собой раз­ни­цу меж­ду чёр­ным и белым. Для иде­аль­но бело­го L = 100. Для иде­аль­но чёр­но­го — 0.

В каче­стве иллю­стра­ции раз­ли­чий в опре­де­ле­нии белиз­ны бума­ги в зави­си­мо­сти от мето­да и исполь­зо­ван­ных при­бо­ров, при­ве­дём несколь­ко обра­бо­тан­ные дан­ные из докла­да сде­лан­но­го на кон­фе­рен­ции Тех­ни­че­ской ассо­ци­а­ции бумаж­ной инду­стрии (PITA) в Ман­че­сте­ре в октяб­ре 1997 года А. Тин­да­лем (фир­ма “Кла­ри­ант”) “Про­из­вод­ство и изме­ре­ние белизны”.

Изме­ре­ния одно­го и того же образ­ца бума­ги про­из­во­ди­лись тре­мя спектрофотометрами:

  • Elrepho 2000 с исполь­зо­ва­ни­ем ком­пью­тер­ной про­грам­мы фир­мы “Кла­ри­ант”;
  • Datacolor Spectraflash 500;
  • Minolta CM-2002 .

Гладкость (шероховатость)

Гео­мет­рия поверх­но­сти бума­ги харак­те­ри­зу­ет­ся пока­за­те­лем глад­ко­сти или шеро­хо­ва­то­сти.

“Гео­мет­рия поверх­но­сти” бума­ги опре­де­ля­ет­ся не толь­ко мик­ро­не­ров­но­стя­ми, но и мак­ро­не­ров­но­стя­ми. Пер­вые обу­слов­ле­ны мик­ро­гео­мет­ри­ей, вто­рые рас­пре­де­ле­ни­ем мас­сы по площади.

Суще­ству­ет груп­па наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных мето­дов, в кото­рых глад­кость изме­ря­ет­ся с помо­щью пото­ка воздуха.

Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны мето­ды изме­ре­ния на при­бо­ре Бендт­се­на Шеф­фил­да и Пар­ке­ра (шеро­хо­ва­тость). Бек­ка (глад­кость).

alt
Изме­ри­тель глад­ко­сти по Бендтсену

Сущ­ность мето­да Бек­ка заклю­ча­ет­ся в изме­ре­нии вре­ме­ни, необ­хо­ди­мо­го для про­хож­де­ния воз­ду­ха опре­де­лен­но­го объ­е­ма в ваку­ум­ную каме­ру меж­ду поверх­но­стя­ми испы­ту­е­мо­го образ­ца и стек­лян­ной поли­ро­ван­ной пла­сти­ны опре­де­лен­ной пло­ща­ди, при­жа­тых с опре­де­лен­ным дав­ле­ни­ем. Глад­кость изме­ря­ет­ся в секун­дах. Чем выше глад­кость, тем боль­ше зна­че­ние показателя.

Стро­гих зави­си­мо­стей меж­ду зна­че­ни­я­ми пока­за­те­лей глад­ко­сти (шеро­хо­ва­то­сти), изме­рен­ных раз­ны­ми мето­да­ми, нет. Суще­ству­ет каче­ствен­ная зави­си­мость меж­ду зна­че­ни­я­ми глад­ко­сти по Бек­ку и шеро­хо­ва­то­сти по Бендт­се­ну.

На при­бо­рах Бендт­се­на, Шеф­фил­да изме­ря­ет­ся поток воз­ду­ха, про­хо­дя­щий при посто­ян­ном дав­ле­нии меж­ду поверх­но­стью коль­ца и листом бумаги.

Шеро­хо­ва­тость по Бендт­се­ну выра­жа­ют в мл/мин, по Шеф­фил­ду в еди­ни­цах Шеффилда.

На рисун­ках при­ве­де­ны каче­ствен­ные зави­си­мо­сти меж­ду пара­мет­ра­ми, опре­де­лён­ны­ми раз­ны­ми мето­да­ми. Они поз­во­ля­ют оце­нить харак­тер изме­не­ния одно­го пара­мет­ра в зави­си­мо­сти от изме­не­ния дру­го­го и могут помочь при срав­не­нии пока­за­те­лей глад­ко­сти и шеро­хо­ва­то­сти образ­цов, изме­рен­ных раз­ны­ми мето­да­ми.

Метод Пар­ке­ра (PPS) слу­жит для изме­ре­ния шеро­хо­ва­тость бума­ги и кар­то­на в усло­ви­ях близ­ких к усло­ви­ям печат­ной маши­ны. Резуль­тат изме­ре­ния шеро­хо­ва­то­сти по Пар­ке­ру выра­жа­ет­ся в микронах.

Назначение бумаги и картона

Различие бумаги и картона также состоит в назначении.

Исключительно на бумаге печатаются газеты – на картоне я еще не видел 😉 Внутренние листы многополосной продукции: книги, брошюры и журналы печатаются на бумаге, а вот обложка уже может быть как из плотной бумаги, так и из картона.

Для изготовления упаковочной продукции больше используется картон из-за большей пухлости и жесткости. Коробки и коробочки, шуберы и обечайки – все, что требует жесткости и прочности.

✎ СОВЕТ – для печати обложек, коробок, обечаек и т.п. всегда согласовывайте конкретный образец материала, поставьте на нем подписи, свои и типографии, и бережно храните в сейфе. Поверьте, иногда это оказывается решающим фактором в выяснении плохо складывающихся отношений с исполнителем.

Отдельно следует рассматривать картоны, идущие на производство тары, здесь появляется гофрированный и МГК (микрогофрированный картон), тарный картон, коробочный и склеенный из плоских слоев (слимованный) картон.

Также отдельно надо рассмотреть специальные виды бумаг и ограничения, накладываемые при печати вследствие их специфических свойств.

В типографию часто используемые виды бумаг поставляются в паллетах:

Выбор видов бумаги огромен. На фото ниже — лишь пара каталогов (а таких каталогов в нашей типографии десятки):

FAQ Есть ли разница между бумагой плотностью 200 и 300 г/м2?

Разница есть. Для одного производителя (к примеру, финская бумага) толщина глянцевой мелованной бумаги 200 г/м2 составляет 0,147 мм, для 300 г/м2 – 0,23 мм. Матовая бумага толще: двухсотграммовка — 0,185 мм, триста — 0,288 мм.

Толщина бумаги, ее вес на квадратный метр влияет на ее практическое применение.

К примеру, для печати художественной литературы и учебников применяется бумага от 60 до 80 г/м2, офсетная, типографская или мелованная/легкомелованная. В случае, если издание содержит много иллюстраций хорошего качества, применяется мелованная бумага от 90 до 150 г/м2.

Для буклетов, флаеров, листовок и подобной продукции большей частью используется бумага от 80 до 170-200 г/м2 – чем толще, тем представительней) легкие бумаги востребованы для раздатки и почтовой рассылки.

Обложки брошюр начинаются от экономных вариантов бумаги 130-150 г/м2 и в некоторых случаях доходят до 300.

Если с европейскими бумагами ситуация понятна, то азиатские производители (Китай, Южная Корея) отличаются не только ценами пониже, но и бурной фантазией в части технических параметров. Сходная внешне с европейской бумага может иметь низшую плотность, но большую толщину за счет пухлости и, зачастую, о печати больших заливок равномерной плотности на таких бумагах можно забыть сразу. Впрочем, для комиксов они прекрасно подойдут 😉

Еще парочка часто задаваемых вопросов.

FAQ ➤ Будет ли «просвечивать» изображение и текст с обратной стороны, не надо ли взять бумагу потолще?

Обязательно будет, если хорошо постараться. Можно подсветить обратную сторону прожектором 😉 В таких случаях спасает только переплетный или гофрокартон, но надо ли это вам? Просвечивание следует проверять в естественных условиях использования – если это брошюра, то в сшитой брошюре, а не наблюдая открытое солнце через отдельный лист.

FAQ ➤ Как связана плотность бумаги с толщиной? Какие еще есть параметры, определяющие качества бумаги и картона?

Как правило, толщина бумаги возрастает с плотностью. Но, как уже указано выше, это нелинейная зависимость и очень различается в зависимости от сорта и производителя.

Кроме толщины и плотности, есть белизна и степень мелования. Крайне важные параметры – пухлость и жесткость, и вот здесь у производителей, особенно у дружественного Китая, наблюдается такое разнообразие, что они сами в нем с трудом разбираются. Зато дешево! 🙂

Окраска и цвет бумаги

Пред­мет вос­при­ни­ма­ет­ся как све­тя­щий­ся в слу­чае сов­па­де­ния (или пере­кры­ва­ния) его спек­тра излу­че­ния со спек­тром види­мо­го излу­че­ния. Бума­га как излу­ча­тель может рас­смат­ри­вать­ся при горе­нии, когда она, в зави­си­мо­сти от соста­ва, излу­ча­ет в крас­но — жёл­той или даже зелё­но — голу­бой обла­сти, а так­же в слу­чае вве­де­ния в неё кра­си­те­лей, уве­ли­чи­ва­ю­щих излу­че­ние бума­гой види­мых лучей.

Это ста­но­вит­ся воз­мож­ным при обра­бот­ке бума­ги так назы­ва­е­мы­ми опти­че­ски отбе­ли­ва­ю­щи­ми веще­ства­ми. Эти веще­ства, погла­щая энер­гию неви­ди­мо­го уль­т­ра — фио­ле­то­во­го сек­то­ра спек­тра, излу­ча­ют допол­ни­тель­ную энер­гию в види­мой голу­бой обла­сти, при­да­вая бума­ге види­мость белиз­ны и яркости.

При паде­нии све­та на поверх­ность про­ис­хо­дит в той или иной сте­пе­ни его отра­же­ние. Отра­же­ние поверх­но­стью бума­ги высо­кой сте­пе­ни отдел­ки отча­сти зер­каль­ное, то есть пада­ю­щий парал­лель­ный пучёк све­та, оста­ёт­ся парал­лель­ным после отра­же­ния.

Иде­аль­но белая поверх­ность отра­жа­ет все пада­ю­щие лучи, ниче­го не погло­щая. Серая поверх­ность рав­но­мер­но погло­ща­ет све­то­вые вол­ны раз­ной дли­ны. Отра­жён­ный от неё свет не меня­ет свой спек­траль­ный состав, изме­ня­ет­ся толь­ко интен­сив­ность излу­че­ния.

Все осталь­ные поверх­но­сти по — раз­но­му отра­жа­ют свет с раз­ной дли­ной вол­ны. Так, крас­ные поверх­но­сти погло­ща­ют вол­ны зелё­ной и синей обла­стей спек­тра, отра­жая крас­ные. На прин­ци­пе изби­ра­тель­но­го погло­ще­ния постро­е­ны все тех­но­ло­гии полу­че­ния цве­та в производстве.

Стро­го гово­ря, нуж­но раз­ли­чать такие поня­тия, как окрас­ка и цвет пред­ме­та. Окрас­ка — это спо­соб­ность пред­ме­та отра­жать излу­че­ния с теми или ины­ми дли­на­ми волн, а цвет – это резуль­тат реа­ли­за­ции этой спо­соб­но­сти в опре­де­лён­ных усло­ви­ях осве­ще­ния.

Дей­стви­тель­но, белая окрас­ка бума­ги, в зави­си­мо­сти от осве­ще­ния может иметь раз­лич­ный цвет. Кро­ме того, нуж­но раз­ли­чать яркость и цвет­ность. Яркость (свет­ло­та) — это коли­че­ствен­ная харак­те­ри­сти­ка цве­та, оце­ни­ва­ю­щая коли­че­ство отра­жён­но­го поверх­но­стью све­то­во­го излу­че­ния.

Отбор проб

При отбо­ре проб необ­хо­ди­мо соблю­сти после­до­ва­тель­ность операций:

  • от пар­тии про­дук­ции отобрать еди­ни­цы продукции;
  • от еди­ниц про­дук­ции отби­ра­ют листы;
  • из ото­бран­ных листов отби­ра­ют и наре­за­ют листы проб (про­бы);
  • в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми стан­дар­тов на мето­ды кон­крет­ных испы­та­ний наре­за­ют образ­цы для испытаний.
alt
Устрой­ство фир­мы Lorentzen & Wettre для наре­за­ния поло­сок для испы­та­ний образ­цов бума­ги на раз­рыв, излом и др. показатели

Листы не долж­ны иметь мор­щин и скла­док, долж­ны быть плос­ки­ми. Выре­зать­ся они долж­ны из непо­вре­ждён­ных листов про­дук­ции. Кром­ки отби­ра­е­мых листов долж­ны быть парал­лель­ны машин­но­му и попе­реч­но­му направ­ле­нию бума­ги. Листы про­бы долж­ны быть раз­ме­ром при­мер­но ( 300 х 450) мм.

В обра­ще­нии с листа­ми про­бы нуж­но соблю­дать осто­рож­ность защи­щая от воз­дей­ствия сол­неч­но­го све­та, жид­ко­стей, изме­не­ния влаж­но­сти и дру­гих неже­ла­тель­ных воз­дей­ствий (ГОСТ Отбор проб для опре­де­ле­ния сред­не­го качества).

Для при­ве­де­ния усло­вий испы­та­ний в сопо­ста­ви­мые усло­вия образ­цы бума­ги перед испы­та­ни­я­ми при­во­дят в некие стан­дарт­ные усло­вия по влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ре. Да и сами испы­та­ния про­во­дят в этих усло­ви­ях. Такое при­ве­де­ние образ­цов в стан­дарт­ные усло­вия назы­ва­ет­ся кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем.

Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния быва­ют трёх видов, как ука­за­но в таб­ли­це. Чаще исполь­зу­ют­ся усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния при 50% отно­си­тель­ной влаж­но­сти воз­ду­ха. Спе­ци­аль­ные усло­вия исполь­зу­ют­ся, напри­мер, при кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­нии банк­нот­ной бумаги.

Тем­пе­ра­ту­ра, 0СОтно­си­тель­ная влажность, %Харак­те­ри­сти­ка режима
23±150±2Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния боль­шин­ства печат­ных видов бумаги 
27±165±2Для тро­пи­че­ских условий 
20±165±2Для спе­ци­аль­ных условий 

Образ­цы выдер­жи­ва­ют до дости­же­ния ими рав­но­вес­ной влаж­но­сти, кото­рая счи­та­ет­ся достиг­ну­той, если при двух после­до­ва­тель­ных взве­ши­ва­ни­ях образ­ца, про­ве­ден­ных через 1 ч, послед­няя мас­са отли­ча­ет­ся от преды­ду­щей не более чем на 0,25%.

При хра­не­нии и испы­та­нии образ­цов рав­но­вес­ная влаж­ность не долж­на изме­нять­ся (ГОСТ 13523–78. Метод кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния образцов).

Прочность на разрыв (сопротивление разрыву)

alt
При­бор для изме­ре­ния проч­но­сти бума­ги на разрыв

Проч­ность на раз­рыв харак­те­ри­зу­ет­ся раз­ру­ша­ю­щим уси­ли­ем, удель­ным сопро­тив­ле­ни­ем раз­ры­ву, индек­сом проч­но­сти при рас­тя­же­нии, раз­рыв­ным гру­зом, раз­рыв­ной дли­ной и опре­де­ля­ет­ся по ГОСТ 13525.

1 “Полу­фаб­ри­ка­ты волок­ни­стые, бума­га кар­тон. Мето­ды опре­де­ле­ния проч­но­сти на раз­рыв и удли­не­ния при рас­тя­же­нии”, по ISO 1924/1 “Бума­га и кар­тон. Опре­де­ле­ние проч­но­сти при рас­тя­же­нии”. Метод заклю­ча­ет­ся в рас­тя­же­нии полос­ки испы­ту­е­мо­го образ­ца опре­де­лен­ный раз­ме­ров, кон­цы кото­ро­го закреп­ле­ны в зажи­мах, до раз­ры­ва при посто­ян­ной ско­ро­сти уве­ли­че­ния рас­сто­я­ния меж­ду зажимами.

При опре­де­ле­нии харак­те­ри­стик проч­но­сти на раз­рыв при рас­тя­же­нии испы­та­нию на раз­рыв­ной машине под­вер­га­ют­ся полос­ки бума­ги шири­ной 15 мм, стан­дарт­ной дли­ны, чаще все­го 180, 150 мм.

Раз­ру­ша­ю­щее усилие пред­став­ля­ет собой силу, необ­хо­ди­мую для раз­ры­ва полос­ки, отне­сён­ную к её ширине. 

Удель­ное сопро­тив­ле­ние разрыву пред­став­ля­ет уси­лие раз­ры­ва, отне­сён­ное к пло­ща­ди попе­реч­но­го сече­ния образца.

Вели­чи­на раз­рыв­но­го гру­за – это сила, при кото­рой про­ис­хо­дит раз­рыв испы­ту­е­мой полоски.

Индекс проч­но­сти при рас­тя­же­нии вычис­ля­ет­ся как отно­ше­ние удель­но­го сопро­тив­ле­ния при раз­ры­ве к мас­се бума­ги пло­ща­дью 1 м2.

Раз­рыв­ная дли­на – это услов­ная, выра­жен­ная в мет­рах, дли­на полос­ки бума­ги (кар­то­на), кото­рая обры­ва­ет­ся под соб­ствен­ным весом, будучи под­ве­ше­ной вер­ти­каль­но за один конец.

Размеры рулонов, листов, косина

Раз­ме­ры листов бума­ги (фор­мат бума­ги) и шири­на руло­нов опре­де­ля­ют­ся с помо­щью метал­ли­че­ской линей­ки и метал­ли­че­ской рулет­ки (ГОСТ 21102).

Шири­ну бума­ги и кар­то­на в руло­нах опре­де­ля­ют изме­ре­ни­ем шири­ны листов, ото­бран­ных от рулона.

При раз­ме­рах до 1 м изме­ре­ния про­из­во­дят метал­ли­че­ской линей­кой, при раз­ме­рах свы­ше 1 м — метал­ли­че­ской рулеткой.

Заме­ры линей­кой и рулет­кой про­из­во­дят с точ­но­стью до 1 мм.

Раз­ме­ры листо­вой и рулон­ной бума­ги стандартизированы.

ГОСТ 9327 “Бума­га и изде­лия из бума­ги. Потре­би­тель­ские фор­ма­ты” опре­де­ля­ет стан­дарт­ные фор­ма­ты листо­вой бумаги. 

По ГОСТ 29314 (ИСО 478) , ИСО 593 уста­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие форматы:

  • шири­на руло­нов: 43, 45, 64, 86, 90, 122, 128;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 90 х 128;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 86 х 122;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 64 х 90;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 61 х 86;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 45 х 64;
  • фор­ма­ты необ­ре­зан­ных листов: 43 х 61. 

По ГОСТ ИСО 217‑2022 фор­мат листа обо­зна­ча­ют дву­мя раз­ме­ра­ми в мил­ли­мет­рах. Фор­мат так­же может быть допол­нен обо­зна­че­ни­ем направ­ле­ния обрез­ки листа с помо­щью букв: LG и SG.

Пер­вый раз­мер листа отно­сит­ся к сто­роне, пер­пен­ди­ку­ляр­ной к машин­но­му направ­ле­нию, вто­рой раз­мер — к сто­роне, парал­лель­ной машин­но­му направ­ле­нию.Таким обра­зом, фор­мат листа бума­ги про­доль­ной рез­ки раз­ме­ра­ми 430×610 мм обо­зна­ча­ют как 430×610 мм LG, а попе­реч­ной рез­ки — 610×430 мм SG.

Бума­га про­доль­ной рез­ки (LG)-лист бума­ги, длин­ная сто­ро­на кото­ро­го парал­лель­на машин­но­му направлению.

Бума­га попе­реч­ной рез­ки(SG)-лист бума­ги, корот­кая сто­ро­на кото­ро­го парал­лель­на машин­но­му направлению.

Ска­зан­ное иллю­стри­ру­ет­ся рисунком.

Про­из­вод­ствен­ные допус­ки по фор­ма­там уста­нав­ли­ва­ют по согла­со­ва­нию меж­ду тор­го­вы­ми партнерами.

Коси­на листов бума­ги, т.е. сте­пень несов­па­де­ния сто­рон при сги­ба­нии листов, опре­де­ля­ет­ся по ГОСТ 21102–97.

Стойкость поверхности к выщипыванию

Важ­ней­ший пока­за­тель каче­ства офсет­ной бума­ги пока­за­тель стой­ко­сти поверх­но­сти к выщи­пы­ва­нию. Опре­де­ле­ние это­го пока­за­те­ля по ГОСТ 24356 “Метод опре­де­ле­ния печат­ных свойств” не име­ет коли­че­ствен­но­го соот­вет­ствия со стан­дар­та­ми ISO 3783 “Бума­га и кар­тон.

Опре­де­ле­ние сопро­тив­ле­ния выщи­пы­ва­нию с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ра IGT (элек­три­че­ская модель)” и ISO 3782 “Бума­га и кар­тон. Опре­де­ле­ние сопро­тив­ле­ния выщи­пы­ва­нию. Метод воз­рас­та­ю­щей ско­ро­сти с исполь­зо­ва­ни­ем при­бо­ра IGT (маят­ни­ко­во­го и пру­жин­но­го типа)”.

Сре­ди них, пожа­луй наи­бо­лее стан­дар­ти­зи­ро­ван­ным при­бо­ром для опре­де­ле­ния это­го пока­за­те­ля, явля­ет­ся при­бор ком­па­нии IGT Testing Systems — пре­ем­ни­ка все­мир­но извест­но­го нидер­ланд­ско­го Инсти­ту­та печат­ных тех­но­ло­гий TNO — IGT.

Вели­чи­на сопро­тив­ле­ния выщи­пы­ва­нию на этом при­бо­ре опре­де­ля­ет­ся в м/с и харак­те­ри­зу­ет мини­маль­ную вели­чи­ну ско­ро­сти печа­та­ния, при кото­рой начи­на­ет­ся повре­жде­ние поверх­но­сти (нару­ше­ние сплош­но­сти, мас­со­вый подъ­ем воло­кон или дру­гих эле­мен­тов поверх­но­сти) бума­ги в зазо­ре печат­ной пары.

Что­бы иметь пред­став­ле­ние о сопо­ста­ви­мо­сти пока­за­те­лей нуж­но знать харак­те­ри­сти­ку смо­лы, исполь­зо­ван­ной для запе­чат­ки на про­бо­пе­чат­ном стан­ке, а так­же дав­ле­ние прижима.

При­бо­ры для оцен­ки печат­ных свойств бума­ги (их назы­ва­ют и про­бо­пе­чат­ны­ми) поз­во­ля­ет про­из­во­дить все­сто­рон­нюю оцен­ку запе­ча­ты­ва­е­мо­го мате­ри­а­ла и печат­ных кра­сок – вот толь­ко неко­то­рые из них: склон­ность кра­сок к эмуль­ги­ро­ва­нию, оцен­ку про­зрач­но­сти кра­сок, шеро­хо­ва­тость бума­ги, склон­ность бума­ги к абсорб­ции кра­сок, оцен­ку спо­соб­но­сти к печа­ти по сыро­му, склон­ность бума­ги к пылению.

Здесь стой­кость поверх­но­сти оце­ни­ва­ет­ся с помо­щью чис­ла Ден­ни­со­на, кото­рое соот­вет­ству­ет мини­маль­но­му номе­ру пало­чек при кото­ром не про­ис­хо­дит нару­ше­ние целост­но­сти поверх­но­сти бума­ги при отде­ле­нии их от нее.

Подроб­нее о печат­ных свой­ствах бума­ги наши посты:

Характеристики сорбционных свойств

Будучи капи­ляр­но-пори­стым кол­ло­и­дом, бума­га нахо­дит­ся в неустой­чи­вом дина­мич­ном вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щей вла­гой, вса­сы­вая или отда­вая воду, стре­мясь к рав­но­вес­но­му вла­го­со­дер­жа­нию при дан­ных условиях.

Важ­ны так­же сорб­ци­он­ные свой­ства бума­ги по отно­ше­нию к мас­лу для харак­те­ри­сти­ки её вза­и­мо­дей­ствия с печат­ны­ми красками.

Извест­но так­же такое свой­ство бума­ги как гид­ро­фоб­ность, кото­рое харак­те­ри­зу­ет ее склон­но­стью к сма­чи­ва­нию водой. Чем гид­ро­фоб­ные свой­ства бума­ги выше, тем труд­нее она сма­чи­ва­ет­ся водой. Харак­те­ри­сти­кой крат­ко­вре­мен­ной гид­ро­фоб­но­сти явля­ет­ся пока­за­тель про­клей­ки бума­ги.

Сте­пень про­клей­ки харак­те­ри­зу­ет спо­соб­ность чер­нил при пись­ме перье­вой руч­кой рас­плы­вать­ся, давать так назы­ва­е­мые “усы” при напи­са­нии линии вме­сто чёт­кой линии кром­ки. Метод исполь­зу­ет­ся не часто и в стан­дар­тах на бума­гу заме­ня­ет­ся мето­дом опре­де­ле­ния впи­ты­ва­ния по Коббу.

В опре­де­лен­ной сте­пе­ни, при посто­ян­ной мас­се 1 м2, гид­ро­фоб­ность оце­ни­ва­ет­ся впи­ты­ва­ни­ем воды при одно­сто­рон­нем сма­чи­ва­нии за 20, 60 секунд или в тече­ние дру­го­го вре­ме­ни на при­бо­ре Коб­ба (ГОСТ 12605).

На этом же при­бо­ре может опре­де­лят­ся и вели­чи­на впи­ты­ва­ния мас­ла, одна­ко она пло­хо кор­ре­ли­ру­ет с усло­ви­я­ми печат­но­го про­цес­са, поэто­му для опре­де­ле­ния вели­чи­ны мас­ло­по­гло­ще­ния луч­ше поль­зо­вать­ся испы­та­ни­я­ми на про­бо­пе­чат­ном стан­ке IGT о кото­ром гово­ри­лось ранее.

При этом, сле­ду­ет иметь вви­ду, что для мате­ри­а­лов, кото­рые пло­хо впи­ты­ва­ют мас­ло метод нуж­но моди­фи­ци­ро­вать и опре­де­лять вре­мя исчез­но­ве­ния бле­стя­ще­го сле­да кап­ли мас­ла на бумаге.

Харак­те­ри­сти­кой склон­но­сти бума­ги к впи­ты­ва­нию воды может слу­жить ее рав­но­вес­ная влаж­ность при опре­де­лен­ной отно­си­тель­ной влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха, и кото­рая опре­де­ля­ет­ся по вели­чине поте­ри веса образ­ца бума­ги при высу­ши­ва­нии до посто­ян­ной влаж­но­сти (ГОСТ13525. 19).

При глу­бо­кой печа­ти крас­ка­ми на осно­ве толу­о­ла важ­ным явля­ет­ся пока­за­тель впи­ты­ва­ния бума­ги по кси­ло­лу, кото­рый в насто­я­щее вре­мя исполь­зу­ет­ся для оцен­ки вза­и­мо­дей­ствия бума­ги вооб­ще с орга­ни­че­ски­ми рас­тво­ра­ми (ГОСТ 12603).

Хотите узнать сколько весит пачка бумаги а4 500 листов?

размер, вес и плотность бумаги а4 500 листовБелая бумага формата А4, незаменимый атрибут любого офиса, да и практически, любого частного или (не побоюсь этого слова) государственного учреждения. Такие заведения расходуют порядка десяти-пятнадцати пачек ежемесячно, а некоторые и значительно больше. Сколько весит пачка бумаги А4 500 листов, логичный вопрос, который может возникнуть у множества людей, в виду огромной востребованности расходного продукта.

Важно учитывать, что бумага формата А4 имеет разную плотность, в зависимости от предназначения. Соответственно вес таких пачек будет отличаться (и довольно сильно). С количеством листов в пачке белой бумаги для документов формата А4 все стандартно: 500 листов. Оговорюсь, что бывают и пачки с меньшим количеством листов, но как правило, такое встречается в цветной бумаге, в миксах.

Стандартная плотность бумаги, на которой печатают документы, подавляющее большинство организаций составляет 80 г/м3Вес такой пачки составляет 2,5 кг. Один лист такой бумаги весит 5 грамм.сколько весит пачка бумаги А4 500 листов и одна упаковка бумаги по 5 пачек

Пачки бумаги пакуют по 5 шт. в картонный ящик. Исключение составляет бумага меньшей плотности. Так, например, бумага плотностью 60 г/м3 запаковывается по 6 штук в один картонный коробок. Поэтому можно вычислить вес стандартного ящика бумаги следующим образом: 5 пачек умножить на 2.5 кг каждая – получается вес пачки равен 12,5 кг. Это оптимальный вес, для того, чтобы ее без напряжения переносил один человек. Часто в освободившиеся картонные коробки складывают бумажные отходы и позже утилизируют их на макулатуру.

офисная бумага поставляется на паллетахЕще для общего понимания, скажу, что на деревянные паллеты складывают ящики с бумагой формата А4 по 240 пачек или по 200 пачек, в зависимости от размера поддона. Средний вес одной упаковки на паллете составляет 600 – 700 кг.

Надеюсь, информация, поданная в статье, была полезна для Вас. Теперь Вы знаете, сколько весит пачка бумаги А4 500 листов. А также, каков вес ящика и упаковки на паллете данного расходного материала. Все это поможет Вам четче спланировать доставку и выгрузку необходимого количества бумаги для собственных нужд. Пользуйтесь качественными и практичными материалами. Анализируйте и оптимизируйте свою работу, для максимально эффективного результата.