Виды кальки
- Карандашная матовая, рельефная без глянцевой стороны – представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу, пригодна для черчения и копирования карандашом на обеих сторонах сейчас применяется как художественный материал для копирования или параллельного эскизирования, методом наложения и прорисовывания поверх исходника.
- Тушевая с глянцем, бумажная основа с полуглянцевым блеском одной стороны – более тонкая и ранимая, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки, часто рвется в подмокшем виде на мокрой линии. Под тушь пригодны обе стороны, карандаш ложится только на матовую сторону – чертили тушью на глянцевой стороне, глянец как мера против провала пигмента в глубину волокон, и падения контраста линии.
- Лавсановая с глянцем пленочная, где глянцевая сторона несущая прозрачная плёночная основа (лавсан, целлулоид или винил), заметно более толстая и прочная чем оба вида бумажной, а тонкое шероховатое матовое покрытие для черчения, нанесено на саму плёнку – пригодная для черчения только одна сторона, менее абразивна для скользящего металлического инструмента чем карандашная калька.
Изготовление
Калька обычно изготавливается из сульфатнойбелёнойцеллюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается.
Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода».
Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлениемвалков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.
Основное свойство кальки — прозрачность. Существуют два способа его достижения:
Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.
Калька
Калька – это тонкая прозрачная бумага невысокой плотности, предназначенная для ручного нанесения изображений и чертежей. За счет прозрачности этот материал отлично подходит для ручного копирования чертежей, сложных рисунков, художественного творчества, декорирования и авторской упаковки.
Производители кальки наделяют ее улучшенными свойствами:
- повышенной белизной
- однородной прозрачностью
- гладкой поверхностью, которая достигается за счет гомогенности волокон материала
- стойкостью к старению, пожелтению
Наносить изображение на поверхность вручную можно карандашом, тушью, красками, ручкой. С помощью специального ластика рисунок без труда удаляется с кальки.
Коллекции
За последние несколько лет наших дизайнеров охватила мода на дизайнерские кальки,
в связи с чем количество подобных коллекций на российском рынке стремительно
увеличилось.
Группа Компаний «Регент» предлагает кальки всемирно известных производителей
дизайнерских бумаг: коллекции Transparence и Colors Contact немецкой фабрики
Gmund и собрание Curious Translucents французской компании Arjo Wiggins.
Изящная, ажурная коллекция Transparence от Gmund создает романтичное настроение.
В собрание входят шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: оригинальные
«Техникс» и «Ветер», античное «Облако», романтичное «Цветы», классические верже
«Миража» и «Линий».
Последние четыре кальки наиболее эластичны, так как прошли
специальную поверхностную обработку. Эта воздушная, полупрозрачная калька передает
ощущение легкости, дуновения ветра. Разумно использованная калька из коллекции
Transparence поможет придать неповторимый шарм изданию, недостижимый при использовании
обычных бумаг.
Коллекция дополнена конвертами типа «евростандарт» и C5. Они вряд ли подойдут
для пересылки по обычной почте, но послание, доставленное в таком конверте курьером,
не останется незамеченным.
Кальки Transparence подходят для традиционных способов печати и для послепечатной
обработки: офсета, шелкографии, горячего тиснения фольгой и конгрева. Для офсетной
печати (в том числе полноцветного офсета) рекомендуется растр в 45-80 лин./см.
Одну из новейших разработок фирмы Gmund представляет торговая система «Регент-Арт».
Это собрание Contact — первая окрашенная в массе цветная калька, созданная специально
под определенную коллекцию непрозрачных бумаг. Цветовая палитра, которая легла
в основу коллекции, была разработана совместно с цветовой системой дизайнерских
бумаг Gmund Colors.
Десять цветов этой коллекции идеально подходят для всей
цветовой гаммы (51 цвет) коллекции Gmund Colors. Довольно необычно выглядят
кальки темных цветов. Бессчетное количество комбинаций прозрачных и непрозрачных
бумаг позволяет находить новые неожиданные цветовые решения и создавать необычные
полиграфические работы.
В коллекции также представлены квадратные конверты и конверты формата «евростандарт»
всей цветовой гаммы.
Калька плотностью 100 г/м2 пригодна для печати на лазерных и струйных принтерах,
что позволяет в условиях офиса создать необычные презентационные работы. Эта
калька пригодна как для высечки и перфорации, так и для всех известных переплетных
технологий.
Невероятно интересна коллекция калек Curious Translucents от Arjo Wiggins. Это
сравнительно новое собрание различных видов дизайнерской кальки, поступившее
в продажу весной 2002 года, быстро получило призвание многих дизайнеров. И это
не удивительно: в коллекции собраны поражающие своей оригинальностью цветные
и перламутровые кальки, а также классические прозрачные кальки с широким диапазоном
плотностей. Все кальки коллекции Curious Translucents изготовлены из 100% чистой
целлюлозы без использования химических добавок.
Коллекция разбита на две части — Colour и Clear. В первую вошли 16 калек интенсивных
цветов и уникальные перламутровые кальки. С их помощью можно реализовать самые
смелые дизайнерские фантазии. Очень интересны перламутровые кальки высоких плотностей
(200 г/м2) и насыщенных оттенков: обладая невысокой степенью прозрачности, они
чем-то напоминают обычные перламутровые бумаги, но из-за своей гладкой, «калечной»,
текстуры смотрятся изумительно.
Коллекция Curious Translucents дополнена тремя видами конвертов: «евростандарт»,
C5 и квадратным.
Кальки пригодны для всех основных методов печати и послепечатной обработки.
Кальки с плотностью от 140 г/м2 и выше подходят для тиснения, а тиснить фольгой
можно кальки плотностью свыше 72 г/м2. За сутки до начала печати лучше акклиматизировать
кальку в фабричной упаковке.
Группа компаний «Дубль В» представляет на российском рынке две коллекции
кальки немецкого производителя Zanders — Spectral и T 2000. Эти кальки
подходят для изготовления любых элементов декоративного оформления полиграфической
продукции: изданий, имиджевых брошюр, эксклюзивной упаковки и многого другого.
В коллекции Spectral представлены кальки 16 интенсивных и пастельных цветов,
а также двух оттенков белого. Цветовая гамма Spectral никого не оставит равнодушным
и станет источником творческого вдохновения для талантливого дизайнера. Правда,
диапазон плотностей калек этой коллекции невелик — 100 или 200 г/м2.
В коллекции T 2000 собраны чистоцеллюлозные классические белые полупрозрачные
кальки с широким диапазоном плотностей. Они подходят для многокрасочной офсетной
печати, а также для изготовления оригинал-макетов, для черчения и копирования.
Кроме того, в ассортименте группы компаний «Дубль В» имеется калька с золотым
или серебряным напылением Calque бельгийского производства плотностью 112 г/м2,
дополненная конвертами. Есть еще полупрозрачные бумаги Zed (Германия), внешне
напоминающие кальку. Они представлены тремя оттенками белого и одним цвета слоновой
кости. Плотность этих бумаг — 250 г/м2.
Фирма «Берег», эксклюзивный поставщик известной своими дизайнерскими бумагами
шотландской фабрики Curtis Fine Papers, представляет на российском рынке две
коллекции кальки от этого производителя — Classic Translucent и Virtual Vision.
В первое собрание входят полупрозрачные белые чистоцеллюлозные кальки.
Отбеливание
их производится бесхлорным методом. Широкое применение эти кальки находят при
издании фотоальбомов, художественных альбомов, а также для изготовления оригинальной
полиграфической продукции. Кальки Classic Translucent прекрасно подходят для
офсета, высокой и трафаретной печати (как одноцветной, так и полноцветной).
Возможны лакировка, фольгирование и фальцовка.
В коллекции Virtual Vision представлены тонированные в массе кальки с фактурной
поверхностью шести пастельных оттенков природного происхождения: «Кактус», «Пустыня»,
«Песок», «Колокольчик», «Лаванда» и «Река». В дополнение предлагаются конверты,
изготовленные из кальки этой же серии.
Кальки Virtual Vision рекомендуются для
реализации нестандартных дизайнерских решений и подходят для большинства способов
печати (офсета, шелкографии, термографии и лазерной печати) и послепечатной
обработки (лакирование, конгрев, фальцовка и пр.).
Еще три коллекции кальки, предлагаемые в России группой «Берег», — GSK (Golden
Star K), Marina и Pergamenata фирмы Fedrigoni Group. Полупрозрачные чистоцеллюлозные
кальки, отбеленные бесхлорным способом, собраны в коллекции GSK. В коллекции
Marina и Pergamenata входят полупрозрачные чистоцеллюлозные белые и тонированные
в массе бумаги и картоны с дымчатым рисунком и необычной текстурой, имитирующей
старый пергамент (шесть видов в коллекции Marina и два — в Pergamenta).
Кальки всех трех коллекций подходят для полноцветной и одноцветной запечатки
офсетом, высокой и трафаретной печатью. Они также адаптированы к печати текста
и изображений на плоттере. Закрепление краски на этом материале зависит от толщины
красочного слоя и занимает довольно длительное время — около суток.
КомпьюАрт
10’2003
Кто придумал бумажную кальку
Калька – прозрачная бумага, широко используемая в СССР для копирования разнообразных чертежей, рисунков и схем. С распространением компьютерных технологий она утратила былую популярность, тем не менее эту тонкую бумагу используют и сейчас.
Слово «калька» переводится с французского языка как «трафарет», «копия». Как указывают авторитетные источники, точное имя ее изобретателя доподлинно не известно. Возникла данная разновидность бумаги в XVII столетии в Германии, в связи с нуждами архитекторов, чертежников, инженеров, которым требовалось скопировать тот или иной рисунок или схему. Существует предположение, что первую современную кальку изобрели инженеры-строители, в связи с участившейся необходимостью точного копирования сложных элементов чертежей.
Копирование осуществлялось обычным способом «под трафарет», калька накладывалась на оригинал, и по ней очерчивался контур, проступающий под ее прозрачной поверхностью. Данный метод копирования прочно закрепился в деятельности специалистов самых различных профессий и иногда используется даже сейчас.
Самую первую «кальку» средневековые мастера делали следующим образом: обычная бумага пропитывалась слабым спиртом, керосином или скипидаром. Так она становилась более прозрачной по сравнению со своим исходным состоянием. Но данный способ вызывал различные неудобства: бумага оставляла пятна, на ней проблематично было что-то начертить и т.п., поэтому и возникла потребность в той кальке, которая известна сейчас.
В России первое промышленное производство кальки было налажено в Петергофе на первой казенной бумажной фабрике в 1816 году. Со временем изготовление кальки было освоено и другими предприятиями.
Современная калька может изготавливаться либо из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением древесной массы и хлопковой полумассы с клеевым веществом, либо из уже готового пергамина. Ее главными характеристиками являются плотность и толщина. Для достижения прозрачности кальки используется один из двух способов – каландрирование (пропуск через специальные вращающиеся валы) или повышение градуса помола. Последний способ является наиболее эффективным, так как он добавляет бумаге прочности, но и более затратным. Возможно соединение этих двух способов в одну производственную линию.
Матовая калька без глянцевой стороны, предназначенная для черчения и копирования карандашом, изготавливалась из некаландрированной бумаги. Калька, имеющая глянцевую сторону, производилась двух видов: тушевая и лавсановая. Тушевая калька отличалась своей тонкостью и изготавливалась на бумажной основе. Лавсановая калька имела с глянцевой стороны прозрачную пленочную основу.
Карандашная калька без глянца, изготавливаемая в СССР, обладала такими абразивными свойствами, что ее иногда использовали как подручный шлифовальный материал для меди, латуни, а иногда даже стали и стекла. Например, с ее помощью фабричные каллиграфические перья часто доводились до требуемой гладкости скольжения. Также при помощи матовой кальки полировались закругления внешних углов пера, которые царапали бумагу.
Современная калька применяется как для черчения карандашом и тушью, так и для осуществления цифровой печати на плоттерах, принтерах и графопостроителях. Изготавливают ее в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ. Также бумажная калька иногда используется в пищевой промышленности в качестве прокладочно-упаковочного материала или в швейном производстве при изготовлении трафаретов, выкроек и т.п.
Печать
Обычные краски на кальке сохнут долго — до недели. А при запечатывании офсетным
способом калька, подобно пластику, практически не впитывает краску. Поэтому
производители единогласно рекомендуют использовать только фолиевые (самооксидантные)
краски для достижения наилучших результатов.
Возможна также печать на кальке
трафаретными красками, которые прекрасно подходят для печати на невпитывающих
материалах. Хорошо запечатывается калька и цифровым способом, поскольку выдерживает
температуру нагрева в электрографических устройствах.
Собственно говоря, особенности
и способы печати на кальке идентичны таковым на прочих материалам с невпитывающими
поверхностями. При офсетной печати на кальке необходимо сократить до минимума
использование воды (причем кислотный уровень не ниже pH 5,0), чтобы избежать
эмульгирования воды на печатных элементах. Для улучшения смачивания в воду может
быть добавлено до 10% спирта, а также сиккативы.
Композиция с использованием кальки, созданная художником
Аармой Соулет
При двусторонней печати рекомендуется УФ-сушка, желательно с тепловыми фильтрами.
После печати для лучшего высыхания следует выкладывать кальку небольшими стопами.
Одна из наиболее распространенных проблем при печати на кальке состоит в том,
что очень сложно точно предугадать результат работы, поскольку калька довольно
сильно приглушает цвета красок, и особенно это касается цветных калек.
По этой
причине большое количество изображений на кальке печатаются в одну, максимум
в две краски. Поскольку калька невероятно быстро впитывает влагу, во время работы
с ней нужно внимательно следить за неизменностью показателей влажности и температуры
в помещении.
По словам Сергея Чурусова, технолога Группы Компаний «Регент», в любом случае
необходимо обратить внимание заказчиков на то, что при работе с любой бумагой,
имеющей нестандартную структуру запечатываемой поверхности, рекомендуется производить
пробную печать.
Послепечатная обработка
Не все просто и в послепечатной обработке. Калька — материал очень специфический
и поэтому требует особого к себе отношения. Калька намного плотнее и жестче,
чем обычная бумага, поэтому и режется хуже. Резать кальку можно только небольшими
стопами от 2 до 5 см толщиной. Рекомендуется использовать твердосплавные ножи.
При лакировке из-за низкой впитываемости лучше использовать УФ-лаки или лаки
на водной основе. Покрытие матовой поверхности кальки глянцевым лаком может
дать интересный оформительский эффект. А во избежание отмарывания рекомендуется
лакировка в линию.
Калька — довольно хрупкий и нестойкий к многократным изгибам материал.
Фальцовку кальки необходимо осуществлять исключительно по направлению волокон
целлюлозы. При фальцовке поперек волокон на кальке может появиться белая полоса,
а на кальке с высокой плотностью могут и вовсе образоваться трещины.
То же самое
может случиться и с калькой меньшей плотности, если она пересушена. При фальцовке
плотной кальки (150 г/м2 и выше) рекомендуется предварительная двусторонняя
биговка. Биговальные ножи и противоножи при этом должны быть закругленной формы.
Диапазон оттенков коллекции цветных калек Curious Colour
Предельного внимания требует и комбинирование кальки с другими видами бумаги.
Поскольку при изменении относительной влажности кальки из-за сочетания с другими
бумагами она может деформироваться, то рекомендуется обеспечить и относительную
влажность бумаги, контактирующей с калькой (приблизительно 50%).
Кальку можно подвергать тиснению, однако следует учитывать несколько важных
нюансов. При конгревном тиснении могут возникнуть затруднения из-за слабой склонности
кальки к компрессии и из-за ее неэластичности. Однако старания могут оправдать
себя: при конгревном тиснении пропадает прозрачность кальки, что дает довольно
необычный оформительский эффект.
Интересные результаты дает также тиснение кальки
фольгой. Правда, в этом случае придется потратить некоторое время на эксперименты:
нужно очень аккуратно подбирать сорта фольги и температурный режим. Для тиснения
кальки можно применять те же серии фольги, что и для тиснения обычной бумаги.
И наконец, переплет. Для достижения наилучших результатов склеивание должно
быть параллельно волокнам. Рекомендуется горячая склейка и использование клеев,
не содержащих воду (например, термоклеев), — в противном случае клей может стать
причиной коробления кальки.
Применение
Если раньше калька в основном использовалась для чертежных работ, то сегодня
она приобретает все большую популярность как эксклюзивный материал, позволяющий
сделать неповторимым тот или иной печатный продукт. Конечно, калька капризна:
иногда дизайнеру бывает сложно представить, каким будет конечный результат,
не говоря уже о заказчике.
И хотя работать с калькой непросто, дизайнерам, отважившимся
использовать ее в своих проектах, порой удается создать совершенно уникальные
вещи. Это могут быть поздравительные открытки, приглашения, брошюры, каталоги
продукции, ресторанные меню, художественные альбомы и многое другое. На кальках
высоких плотностей (200 г/м2 и выше) можно печатать визитки.
Цветные или белые полупрозрачные вставки и детали из кальки придают полиграфической
продукции легкий, утонченный и немного таинственный вид. Интересных оформительских
эффектов можно достичь при наложении кальки на непрозрачную бумагу. Например,
в поздравительных открытках или приглашениях, внутрь сложенной вдвое обычной
бумаги с изображением помещается листок кальки с отпечатанным на ней текстом.
В связи с возрастающим интересом к этому материалу мировые производители дизайнерских
бумаг начали создавать обширные коллекции разнообразнейших калек. Цветовые палитры
этих коллекций поражают своей насыщенностью и необыкновенностью: появились кальки
с вкраплениями разнообразных частиц, кальки с фактурной поверхностью и перламутровым
сиянием — все это многообразие создает простор для фантазии дизайнера.
Иногда кальку используют вместо цветоделенных пленок при изготовлении форм
для печати черно-белой продукции (например, книг). Для многостраничных изданий
экономия может быть значительной, так как стоимость одной пленки формата А4
с ФНА составляет около 1 долл., в то время как лист кальки такого же формата
обойдется в 5-6 центов. Правда, в последнее время этим способом пользуются все
меньше.
Ссылки
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Технические характеристики
Substance | Плотность | Влажность | Шероховатость | Прозрачность | Tensile strength (mD) | Surface Alkali pH |
---|---|---|---|---|---|---|
ISO 536 | ISO 287 | ISO 8791-2 | ISO 2469 | ISO 1974 | ISO 6588 | |
г/м² | кг/м³ | % | мл/мин | % | мН | pH |
42 | 1,200÷1,235 | 7 | 100-300 | 79 /-5 | 220-440 | 6-7 |
53 | 1,200÷1,235 | 7 | 100-300 | 77 /-5 | 220-440 | 6-7 |
63 | 1,220÷1,250 | 7 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
73 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
83 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
93 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
100 | 1,220÷1,250 | 7.5 | 100-300 | 75 /-5 | 220-440 | 6-7 |
112 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 73 /-5 | 220-440 | 6-7 |
130 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 69 /-5 | 220-440 | 6-7 |
150 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 65 /-5 | 220-440 | 6-7 |
160 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 61 /-5 | 220-440 | 6-7 |
170 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 59 /-5 | 220-440 | 6-7 |
190 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 55 /-5 | 220-440 | 6-7 |
200 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 53 /-5 | 220-440 | 6-7 |
240 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 47 /-5 | 220-440 | 6-7 |
280 | 1,220÷1,250 | 8 | 100-300 | 45 /-5 | 220-440 | 6-7 |
Хранение
Как все оригинальное и необычное, калька — довольно прихотливый материал. Она
невероятно чувствительна к изменениям влажности в помещении, где хранится. Поэтому
лучше всего хранить кальку в фабричной упаковке. Запечатанная упаковка должна
храниться в сухом проветриваемом помещении со стабильным климатом (температура
и влажность не должны существенно колебаться в течение суток).