Краска для краскопульта: какую можно использовать?

Почему надо правильно разводить краску?

Как разводить краску для краскопульта, надо знать каждому, кто хочет использовать этот инструмент в ходе отделочных работ.

Узнать всю информацию и правильно ею воспользоваться надо по следующим причинам:

  1. Слишком вязкую, густую краску сложно равномерно распределить по нужной поверхности тонким слоем. Увеличение толщины слоя повлечет за собой продление срока высыхания и перерасход материала.
  2. При обработке вертикальных или наклонных поверхностей слишком густой или жидкой краской образуются некрасивые подтеки, исправить которые можно будет только новым окрашиванием.
  3. Большинство моделей краскопультов, особенно недорогих, не справятся с подачей густой краски. Внутренние детали забьются, и поток будет либо неравномерным, либо краска вовсе не будет поступать из прибора.
  4. Слишком вязкая краска, даже при тщательной подготовке поверхности, не заполнит мелкие неровности, шероховатости, микротрещины. В итоге — покрытие не будет ровным, а со временем в изъянах поверхности может образовываться коррозия, скапливаться пыль, мусор.
  5. Слишком разбавленная, жидкая краска не даст нужный внешний эффект. Придется красить большим количеством слоев, а в результате, покрытие не будет столь прочным, как хотелось бы, и вам придется потратить намного больше времени на покраску.

Важно! Краска под краскопульт должна быть соответствующего качества, независимо от того, насколько дорогую или дешевую модель инструмента вы приобрели. При таком подходе, при соблюдении технологии окрашивания, вам в любом случае удастся реализовать свою идею и качественно покрасить нужную поверхность.

12

Что делать если смесь слишком жидкая

Для того, чтобы вернуть краске нужную консистенцию следует воспользоваться одним из предложенных способов:

  • Растворить небольшое количество окрашивающую пигмента, который ранее использовался.
  • Жидкую массу, с открытой крышкой, оставить на несколько часов настаиваться. Спустя 2-3 часа состав станет заметно гуще.
  • Поместить банку в холодильник или любое иное прохладное место, поскольку резкое понижение температуры воздуха способствует увеличению вязкости красящего вещества.
  • Если используется краска белого цвета, то в нее можно насыпать небольшое количество гипса или мела, которые способствуют повышению вязкости массы.

Важно! Если ни один из способов не дал нужного результата, то можно взять электрический краскопульт с отверстием меньшего диаметра и с его помощью нанести на поверхность несколько слоев состава.

Краска для краскопульта: какую можно использовать?
Для работы с акрилом необходимо грамотно подготовить массу

Crossfashion group – зачем нужны цифры на тюбике проф краски для волос? принцип нейтрализации цветов

tyubiki-kraski

В прошлой статье мы обсудили, что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски для волос, а сегодня поговорим, для чего в краску добавляются пигменты, которые обозначаются цифрами после точки или дроби.

На первый взгляд, ответ очевиден: для того, чтобы придавать волосам тот или иной оттенок. Отчасти так оно и есть, но это далеко не все функции красящих пигментов. Взаимодействуя с натуральным или искусственным пигментом волос, пигменты красителя усиливают либо нейтрализуют их. Что это значит?

Не вдаваясь в детали теории цвета, примем как данность, что в природе все оттенки (кроме ахроматических черного и белого) происходят от трех основных цветов — красного, желтого и синего.

image 562312120515429265174

Хороший человек, художник, теоретик и педагог Иоганнес Иттен в начале 20 века потратил свое время и все это для нас продумал, обозначив вот такой схемой, которую именуют цветовой круг Иттена.

cf x 70a48637

На схеме наглядно прорисовано, что откуда берется и куда девается (или нейтрализуется).

Красный Желтый = Оранжевый
Красный Синий = Фиолетовый
Синий Желтый = Зеленый

7

Шесть цветов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый.

Большинство из клиентов парикмахерских, особенно, если это ненатуральные блондинки, крайне негативно воспринимают как минимум три из них: зеленый, желтый и оранжевый.
Тут даже не надо объяснять, почему.

А нужно-то всего разобраться, почему проявляется желтый, оранжевый или зеленый пигмент в волосах, и чем его нейтрализовать. Вот здесь нам и пригодятся те самые дополнительные пигменты, которые зашифрованы в цифрах на тюбике с профессиональной краской после точки или дроби.

На цветовом круге Иттена цвета расположены друг против друга. Это и есть принцип нейтрализации!

Синий расположен напротив оранжевого, значит, именно синие пигменты в составе краски нейтрализуют «рыжину» или оранжевый пигмент в волосах.

Желтый расположен напротив фиолетового, и это значит, что именно фиолетовый гасит желтизну и дает нам натуральный блонд.

Красный расположен напротив зеленого, а значит, именно зеленые пигменты в краске погасят красноватый отлив, а красные пигменты нейтрализуют в волосах зелень.

Нейтрализует в данном случае — сделает волосы максимально приближенными по цвету к натуральным на том же уровне осветления.

Как это работает на практике?

Мы уже не раз обсуждали процесс взаимодействия окислителя с натуральными волосами, результатом чего становится проявление пигментов характерных данному фону осветления.

Фоны осветления и преобладающий пигмент:

6f1f12157886

1 уровень – черный
2 уровень – коричневый
3 уровень – коричнево- красный
4 уровень – красно- коричневый
5 уровень – красный
6 уровень – красно- оранжевый
7 уровень – оранжевый
8 уровень – желтый
9 уровень – светло желтый
10 уровень — золотистый

Самый сложный для работы — 7 уровень натуральных волос, и вот почему: 7 базовый уровень (средне-русый) выглядит довольно светлым. Казалось бы, ну чего проще стать светлее буквально на 2 тона! Взять красочку 9.0, смешать с 6% окислителем, выдержать на волосах и радоваться прекрасному, натуральному блонду, но на практике такая формула дает оттенок только что вылупившегося цыпленка разной степени интенсивности, а все потому, что седьмой базовый уровень натуральных волос при взаимодействии с окислителем 6% (шаг 2 тона) выдает нам тот самый желтый фон, который физиологичен, как дыхание и сон!

dsc08035

И если не нейтрализовать желтые пигменты, которые естественны для 9 базового уровня (напоминаю, мы красимся в 9.0, где преобладающий пигмент желтый), то ничего, кроме цыпленка, не получится. Смотрим на цветовой круг Оствальда и понимаем, для нейтрализации желтого нам нужен фиолетовый, значит ли это, что для данного примера идеальный вариант будет краска не 9.0, а, например, 9.6 (шестерка после точки это фиолетовые пигменты)? Да, вполне. Фиолетовый погасит желтизну и даст нам тот самый натуральный девятый фон.

А если взять 9.1? (Обычно единица это пепел — серо-синие пигменты), что будет, если нанести на желтую базу синие пигменты? Да, зеленый, спасибо «товарищу» Иттену за его схему.

Мы специально даем расшифровку каждой цифры в наших примерах, потому что, как уже обсуждалось в статье «Что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски?», нет абсолютных значений цифр. У каждой конкретной марки может быть своя цифровая система обозначения содержания пигментов в краске. Прежде, чем купить краску, изучите палитру фирмы, они, как правило, всегда есть в профессиональных магазинах.

cf korroktor krug

Как это сделать и на что нужно обратить внимание, подробно разбиралось в статье «Что обозначают цифры на тюбике профессиональной краски?».

Еще пример: для того, чтобы освежить свой натуральный цвет 7.0 (окраска тон в тон, достаточно окислителя 1,9, если нет седины, и 3%, если седины до 25-30%), необходимо взять не 7.0, а 7.1. Почему? Окислитель даст оранжевый фон, который необходимо погасить чем? Верно, синим.

Надеюсь, эта статья поможет вам разобраться в тонкостях профессиональных красок для волос, а если нет, пишите свои вопросы в комментариях или на форуме, в разделе «Волосы», мы постараемся ответить вам как можно быстрее.

Удачного дня!

Еще по теме:

Желтизна волос. Почему желтеют волосы, когда смывается краска?

Что будет если нанести краску на волосы без окислителя? Фото-эксперимент

Фото: fotokanal.com, irecommend.ru, photo.99px.ru, faberlic-kotovs.ucoz.ru, parikmaher.net.ru, crosfashion.ru

Вернуться на главную

Как использовать вискозиметр

Пошаговая инструкция:

  1. Нужно набрать полную емкость краской, перед этим пальцем перекрыв нижнее отверстие устройства.
  2. Далее потребуется применить секундомер, а заодно убрать палец, обеспечив тем самым вытекание смеси.
  3. Как только емкость станет пустой (капли в расчет не принимаются), секундомер нужно остановить и записать время на бумаге.
  4. Полученные числа следует сверить с таблицей, которая предоставляется на момент продажи вискозиметра в комплекте, и определить вязкость в DIN.

Важно! Наибольшим спросом пользуются модели вискозиметров стандарта DIN 4.

Краска для краскопульта: какую можно использовать?
Использование вискозиметра позволяет выявить уровень вязкости

Как правильно выбирать растворитель: рекомендации

Если сделать выбор сложно, то стоит воспользоваться рекомендациями специалистов и покупать растворители, которые подходят под определенный вид окрашивавшего материала:

  • Для работы с акрилом нужно выбирать специальные растворители, Р-12 или Р-651.
  • Под алкидную — Р-4, ксилол, толуол.
  • Нитроэмаль — Р-646 или же специальные растворитель, который рекомендует производитель.
  • Водоэмульсионка — спирт, эфир или дистиллированная вода.
  • Развести масляную краску можно с олифой и масляным лаком.

Важно! Большим спросом пользуется растворитель уайт-спирит, найти его можно в большинстве строительных магазинов и гипермаркетов.

Краска для краскопульта: какую можно использовать?
Рекомендуется выбирать растворитель, который советует производитель красок

Какие краски подходят для краскопульта

Для профессиональной окраски и создания ровного декоративного слоя можно применять любые виды лакокрасочных составов.

Главное, чтобы тип состава соответствовал типу покрытия, которое надо покрасить, а на банке имелась специальная маркировка.

Если маркировка отсутствует, то в разделах «Применение» либо в «Методах нанесения» должны указываться способы нанесения. Читая эти разделы, ищите надпись «наносится распылением». Это означает, что краска достаточно жидкая, и ее можно заливать в бачок краскопульта.

Для распыления можно приобретать такие виды красок:

  • акриловые (для гипсокартона, обоев, дерева, ДВП, ДСП, бетона или металла; эти краски состоят из синтетических полимеров);
  • водоэмульсионные составы (для покраски потолков, стен и фасадов домов; в их основе нетоксичные водные растворы без резкого запаха и вредных примесей),
  • алкидные масляные составы на основе олифы, смол, пигментов и органических растворителей,
  • эмали на основе лака;
  • лак и другие финишные покрытия.

Помимо красок краскопультом можно наносить грунтовочные и клеевые покрытия, антисептики, противогрибковые, биозащитные составы и растворы, повышающие огнеупорность деревянных конструкций.

С помощью краскопульта можно быстро подготавливать поверхность к окраске, сделать равномерный тонкий слой без подтеков, а также экономить краску при работе. По сравнению с кистью или валиком краскопульт лучше справляется с окрашиванием больших площадей, не оставляет следов от мазков. Главное – правильно разводить краску, не забывая про советы производителей.

В Инструкции по эксплуатации краскопульта обозначены требования по вязкости (они указываются в единицах измерения DIN). Перед началом работы необходимо внимательно прочитать инструкцию и, в случае необходимости, разбавить красящее вещество.

Очень важно подобрать оптимальную вязкость. Слишком густая консистенция плохо ложится на поверхность, долго сохнет, а слишком разбавленная не дает толщины слоя, обладает плохими укрывочными характеристиками, растекается и собирается каплями.

Кастомизация. как и какие выбрать краски для росписи одежды?

Классификация офсетных печатных красок

1. По типу:

  • триадные (рис. 3) — существуют различные виды триадных красок: для листовой печати, рулонной печати с газовой сушкой или без нее, для любой системы увлажнения или без, для «сухого» офсета, для печати на впитывающих или невпитывающих материалах. Они могут быть как универсальными (например, для одно­ и мнгокрасочных листовых офсетных машин с различными системами увлажнения), так и специального назначения (например, для «сухого» офсета).
  • смесевые — о них речь пойдет в заключительной части публикации.

2. По цвету:

  • цветные;
  • черные (не триадные);
  • белила;
  • золото;
  • серебро.

3. По кроющей способности:

  • прозрачные;
  • полукроющие;
  • кроющие.

4. По используемому печатному оборудованию:

  • для рулонных машин с сушкой;
  • для рулонных машин без сушки;
  • для листовых машин.

5. По используемой системе увлажнения:

  • для работы со спиртовой системой увлажнения;
  • с любой системой увлажнения;
  • для печати без увлажнения.

6. По используемому запечатываемому материалу:

     Для впитывающих материалов — бумаги и картона

  • для мелованной бумаги (глянцевой или матовой);
  • для немелованной;
  • для каландрированной;
  • для газетной (рис. 4).

     Для невпитывающих поверхностей (фолиевые краски).

пластик.

7. Краски специального назначения:

  • ароматизированные;
  • для печати на упаковке пищевых продуктов (без запаха);
  • металлизированные;
  • люминесцентные;
  • УФ­закрепления;
  • гибридные;
  • интерферентные (для защищенной печати);
  • термохромные.

Компонентный состав

Любой вид продаваемой краски имеет индивидуальный состав, в котором присутствует определённый процент растворителя и окрашивающего пигмента. Исходя из данного принципа выделяют классификацию:

  • низконаполненные;
  • средненаполненные;
  • высоконаполненные.

В первый вид нельзя добавлять большое количество растворителя. Что касается высоконаполненных, то допустимо их смешивать максимум с 30 % объема растворителя.

Краска для краскопульта: какую можно использовать?
Под каждый материал важно правильно выбрать тип краски

Краски серии pantone

Упомянем и о такой разновидности красок, как краски серии Pantone. При подборе красок для печати тиража необходимо оценить, возможно ли воспроизвести триадными красками все цвета оригинала. Если оригинал содержит специальные «фирменные» цвета (например, в названии фирмы, ее логотипе, рекламе и т.п.), которые нельзя получить выбранной триадой, то используют дополнительные краски, например Pantone.

Независимо от фирмы­производителя краски Pantone — это, как правило, универсальные офсетные краски для одно­ и многокрасочных машин с любой системой увлажнения, которые применяются для печати на мелованных и офсетных бумагах и картоне, а также для печати на невпитывающих материалах.

Краски Pantone характеризуются высокой степенью прозрачности и большой скоростью первоначального и окончательного закрепления. Они обладают хорошими печатно­техническими свойствами и, как правило, позволяют применять ИК­сушку.

При изготовлении составных красок необходимо учитывать некоторые моменты:

Краски Pantone имеют различную светостойкость, и светостойкость составной краски будет соответствовать наименьшему показателю смешиваемых красок.

Не стоит судить о цвете печатной краски по ее виду в банке (рис. 6). Прозрачная краска в банке выглядит темнее, чем на самом деле, и представление о ее истинном цвете может дать только контрольный оттиск, полученный на машине или пробопечатном станке.

Рис. 6. Обычно типографии берут смесевые краски от разных производителей

Рис. 7. Зависимость оптической плотности оттиска от толщины слоя краски на бумаге

https://www.youtube.com/watch?v=G6e5Vu7-OOw

Иногда краска, выбранная по картам эталонных цветов или по каталогу подбора цветов, при печати не дает точного оттенка. Во избежание неудачи (а в случае таковой — определить причину и способ ее устранения), необходимо учитывать некоторые факторы (это относится не только к краскам Pantone):

  • характеристики бумаги. В атласах подбора цветов есть образцы печати каждой краской на бумаге с покрытием (то есть мелованной) и без покрытия. Между ними есть существенная разница — цвета на мелованной бумаге всегда выглядят ярче и чище. Если для печати на бумаге, не имеющей покрытия, подобрать краску по образцу, напечатанному на мелованной бумаге, то результат может не совпасть с каталогом.

К значительному изменению цвета краски на оттиске может привести и цвет самой бумаги (например, ее желтоватый оттенок). Поскольку краски для офсетной печати чаще бывают полностью прозрачными или полупрозрачными, через слой краски будет виден цвет бумаги. Этот эффект можно уменьшить, если к краске добавить 50% (или больше) непрозрачных белил;

Кроющая способность основных красок Pantone

Основные цвета Pantone

Кроющая способность

Yellow

Прозрачная

Yellow 012

Прозрачная

Orange 021

Прозрачная

Warm Red

Прозрачная

Red 032

Прозрачная

Rubine Red

Прозрачная

Rhodamine Red

Прозрачная

Purple

Прозрачная

Reflex Blue

Прозрачная

Blue 072

Прозрачная

Process Blue

Прозрачная

Green

Прозрачная

Black

Кроющая

White

Прозрачная

  • толщина красочного слоя. Оттенок краски на оттиске может измениться при изменении толщины красочного слоя: чем больше толщина, тем выше значение оптической плотности (рис. 7). Таким образом, изменяя уровень подачи краски можно добиться необходимых значений оптической плотности на оттиске. Однако существует предел, после которого увеличение подачи краски не влечет за собой увеличения оптической плотности. Ослабить интенсивность цвета краски, то есть получить более светлый оттенок, можно путем добавления прозрачных белил.
  • качество смывки красочного аппарата. При печати возможно изменение цвета светлых красок из­за их загрязнения плохо смытыми после предыдущей работы темными красками. 

При подготовке публикации использованы материалы из книги Н. Марогуловой и С. Стефанова «Расходные материалы». Фото из архива автора.

КомпьюАрт 8’2022

Определение вязкости

Если определять консистенцию краски «на глаз», без опыта и специально оборудования, то результат получится приблизительным. Разумеется, в любой ситуации можно говорить о повышенной текучести жидкостей, но определить точный показатель таким способом не получится.

Определение вязкости осуществляется с помощью прибора — вискозиметра. Данные, которые были получены в результате исследования прибора, обозначаются в секундах или в единице измерения DIN.

Краска для краскопульта: какую можно использовать?
Правильное определение вязкости позволит выполнить работу качественно и избежать последующего дополнительного окрашивания

Пигменты печатных красок

Пигменты — высокодисперсные черные, белые или цветные порошки, нерастворимые в воде, масле и других органических растворителях. Они придают печатным краскам оптические (рис.1) и некоторые физико­химические свойства. Сухие пигменты — это чаще всего тусклые порошки, цветовые качества которых выявляются только при смешении со связующим.

В малых типографиях, в которых, как правило, нет складских помещений,
банки с офсетными красками хранятся в закрытых контейнерах
за решеткой прямо в печатном цехе

Рис. 1. Оптические явления в слое кроющей и прозрачной краски: 1 — падающий луч белого света; 2 — рассеянно-отраженный луч белого света; 3 — рассеянно-отраженный цветной луч; 4 — зеркально отраженный луч белого света; 5 — цветной луч; 6 — пигмент краски; 7 — связующее краски; 8 — подложка; 9 — цветной луч, отраженный подложкой

Лаки (или лаковые пигменты) — высокодисперсные порошки, нерастворимые в воде и других растворителях. Их получают осаждением цветных растворимых веществ солями двух­ и трехвалентных металлов. Основной недостаток лаковых пигментов — низкая устойчивость к спирту.

По кроющему действию (прозрачности) пигменты можно разделить на прозрачные, полукроющие и кроющие (рис. 2); по цвету — на бесцветные, цветные, черные и цвета металла, так называемые металлические.

Рис. 2. Классификация пигментов

Бесцветные пигменты могут быть прозрачными (например,  двуокись кремния), полукроющими (карбонат кальция и каолин) или кроющими, белыми (например, двуокись титана).

Все черные пигменты — кроющие. Как правило, в качестве черного пигмента используется мелкодисперсный углерод — сажа. Она обладает свойствами химической, жаро­, свето­, кислото­ и щелочестойкости, а также устойчивостью к моющим средствам.

Пигменты определяют оптические характеристики красок: цвет, интенсивность и кроющую способность. Свойства пигментов — структурность (характер и размер частиц), маслоемкость (условный показатель взаимодействия пигмента со связующим) и светостойкость — влияют на поведение краски в процессе печатания и на качество печатной продукции. Используемые в настоящее время пигменты имеют высокие интенсивность и степень дисперсности и позволяют получать широкую цветовую гамму красок.

Цветные пигменты могут быть кроющими, полукроющими или прозрачными, а металлические — только кроющими.

По химическому составу пигменты подразделяются на органические и неорганические. В полиграфической промышленности для изготовления красок применяют в основном органические, в том числе лаковые пигменты, и в небольшом количестве пигменты неорганического происхождения, получаемые искусственным путем. Для создания спецэффектов или защиты ценных бумаг могут применяться пигменты, включающие люминесцирующие вещества.

Органические пигменты имеют яркие и чистые цвета. Краски, содержащие такие пигменты, при смешении могут давать самые разнообразные промежуточные оттенки — это их свойство положено в основу таких систем, как Pantone и «Радуга», которые позволяют получать широкую гамму всевозможных цветов при смешении нескольких базовых красок.

Неорганические пигменты, используемые в меньшей степени, представляют собой соединения металлов с переменной валентностью. Например, в синем пигменте Милори присутствует железо, а неорганические соединения хрома применяют для получения желтых, зеленых и оранжевых красок.

В настоящее время из неорганических пигментов наиболее востребованы металлические пигменты — порошки, полученные механическим измельчением металлов и их сплавов. Они применяются при изготовлении металлизированных красок серебристого или золотистого цвета.

Применение краскопульта

Покраска краскопультом водоэмульсионной или любой другой краской не является сложным процессом. Подробная инструкция по эксплуатации и настройке самого инструмента обычно прилагается в паспорте к оборудованию.

Важно! Внимательно изучите его перед тем, как приступать к выполнению работы. Попробуйте провести предварительную заправку инструмента, чтобы вы досконально понимали, как он функционирует.

Как-пользоваться-краскопультом2

В ходе самой процедуры окрашивания обязательно учитывайте следующие правила, которые помогут вам избежать технологических ошибок и перерасхода смеси:

  1. Качественно подготовьте окрашиваемую поверхность — заделайте трещины и дыры, удалите строительный мусор, следы ржавчины и пыль, зашлифуйте основание.
  2. Протрите поверхность подходящим составом:
    • при использовании акриловой или латексной краски — водой с мылом;
    • при нанесении масляной — уайт-спиритом.
  3. Протрите чистой тряпкой, смоченной водой, дождитесь высыхания поверхности.
  4. Защитите соседние поверхности пленкой, а себя — респиратором, перчатками и спецодеждой.okrashivanie_nebolshikh_ploshchadei
  5. При окрашивании потолка постепенно передвигайтесь с одного участка на другой. Если много краски нанести на один промежуток поверхности, раствор будет капать вниз или застынет в виде подтеков.traektoria_pri_porkaske
  6. Струю направляйте строго перпендикулярно к поверхности, круговыми движениями.                                                   102
  7. Перед нанесением следующего слоя, убедитесь, что предыдущий — высох. Согласно стандартам, техническая пауза должна составлять не менее 6-12 часов (время зависит от состава краски).

Важно! О том, как правильно красить электрическим краскопультом, просмотрите в этом видео.

Свойства печатных красок

От свойств печатных красок в значительной мере зависят качество полиграфической продукции и режим процесса печатания. Поэтому к ним предъявляется ряд важных требований:

краски должны обладать необходимыми оптическими свойствами;

быть однородными, не расслаиваться и не содержать крупных частиц пигмента;

быстро и прочно закрепляться на поверхности запечатываемого материала во избежание нарушения красочного слоя на оттиске (механического повреждения, отмарывания и т.п.);

печатно­технические свойства красок должны обеспечивать нормальный ход технологического процесса печатания.

Другими словами, эти требования означают, что печатная краска, обладающая определенной консистенцией, липкостью и вязкостью, должна смачивать все поверхности, с которыми она соприкасается в процессе печати (поверхности валиков, печатной формы, запечатываемого материала), и прилипать к ним в требуемом количестве.

Свойства красок можно разделить на оптические и печатные (структурно­механические и печатно­технические).

Оптические свойства отвечают за получение на оттиске определенного цвета. К ним относятся такие характеристики краски, как цветовой тон, светлота, насыщенность (интенсивность), глянец (матовость), светостойкость, прозрачность (кроющая способность) и стойкость к различным веществам, которые могут повлиять на оптические свойства красочного слоя.

Рис. 5. Отражение лучей падающего света от глянцевой (а) и матовой (6) поверхности бумаги

Интенсивность (насыщенность) — это способность краски создавать заданную окраску при малом или большом ее количестве на оттиске. Интенсивность (1) измеряется в процентах и характеризуется величиной, обратно пропорциональной толщине красочного слоя, при котором достигается заданный цвет.

1 = (1/dопт)Ѕ100%,

где 1 — толщина красочного слоя, принятая за норму; dопт — толщина красочного слоя, при которой получается оттиск, соответствующий нормативному, выполненному эталонной краской.

Глянец — способность поверхности красочного слоя зеркально отражать часть падающего света (рис. 5). Глянец определяется путем измерения потоков зеркально и рассеянно отраженного от оттиска света.

Светостойкость — способность краски при длительном воздействии света не изменять своих цветовых свойств. Оценивается по 8­балльной системе путем сравнения со светостойкостью эталонов — голубой шерстяной шкалой (восемь шерстяных полосок, окрашенных голубыми красками разной светостойкости).

Прозрачность (кроющая способность) — способность красочного слоя пропускать лучи света или закрывать цвет запечатываемой поверхности. Эта величина оценивается в баллах по 10­балльной шкале: 10 баллов соответствуют максимальной прозрачности (а следовательно, минимальной кроющей способности), а 1 балл — минимальной прозрачности (максимальной кроющей способности).

Стойкость краски к растворителям, добавкам, увлажняющему раствору и т.д. — это способность краски не изменять цвет и не растворяться под действием этих веществ. Стойкость оценивается по 5­балльной системе — наибольшей стойкостью обладают краски с баллом 5.

К печатным свойствам краски относятся степень диспергирования пигмента в связующем (об этих элементах речь далее), вязкость, эластичность краски, ее адгезия к валикам красочного аппарата и к печатающим элементам печатной формы, степень перехода на запечатываемую поверхность, способность загустевать в состоянии покоя и разжижаться при перемешивании в красочном аппарате печатной машины (тиксотропия), способность не высыхать и не образовывать пленки в красочном ящике, но при этом быстро образовывать красочную пленку в тонком слое на оттиске.

Из всего многообразия печатных красокв подавляющем большинстве случаев для воспроизведения оригинала способом четырехкрасочной печати используются триадные краски: желтая, пурпурная, голубая и черная. При правильно выполненных цветоделительных, цветокорректирующих и формных процессах, использовании максимально прозрачных желтой, голубой и пурпурной красок и их последовательном наложении друг на друга на шкале на оттиске должен получиться нейтральный серый тон.

На практике же получить его удается не всегда, так как возникают искажения цветопередачи из­за неидеальности реальных красок. То есть реальная краска может пропускать часть излучения, которую должна поглощать (например, пурпурная краска — пропускать часть излучения зеленой части спектра).

Существуют различные виды триадных красок: для листовой печати, для рулонной печати с газовой сушкой или без нее, для любой системы увлажнения или для «сухого» офсета, для печати на мелованных и офсетных бумагах и картоне, а также для печати на невпитывающих материалах.

Связующее

Связующее является вторым необходимым компонентом, без которого не может обойтись ни одна печатная краска. Оно представляет собой жидкую фазу, связывающую отдельные твердые частицы пигмента в единую дисперсную систему.

Печатные свойства красок, определяющие их поведение в процессе печатания, — распределение в красочном аппарате, нанесение на форму, взаимодействие с запечатываемым материалом, получение изображения — существенно различаются у красок, предназначенных для разных способов печати.

И всё многообразие ассортимента красок зависит главным образом от свойств и состава связующих, изменяя которые можно из одного пигмента приготовить краску для любого способа печати. Приготовленные для производства печатных красок связующие имеют общее название — «фирнисы».

Связующее определяет поведение краски в процессе печатания. От связующего зависит одно из основных свойств краски — способность закрепляться на оттиске.

Растворители служат для образования связующего из смол. Они определяют вязкость и механизм закрепления краски на оттиске: минеральные масла и керосиновые фракции впитываются в поры бумаги, а высыхающие растительные масла образуют твердую пленку в результате окислительной полимеризации.

Связующие имеют сложный состав, но в них обязательно входят пленкообразующие вещества (пленкообразователи) и растворители.

Пленкообразователи — это чаще всего различные смолы и продукты их переработки (производные канифоли и фенолформальдегидных смол, циклокаучук, алкидные смолы, битум и некоторые другие вещества). Они определяют твердость, блеск, закрепление и эластичность слоя печатной краски.

Вязкость связующего определяют растворители, в качестве которых для офсетных красок используются высыхающие минеральные масла и их производные, а также растительные масла. Все они практически нелетучие, что обеспечивает стабильность состава и свойств красок во время работы с ними. Масла могут иметь самую разную вязкость — от очень низкой до очень высокой.

Печать на высоких скоростях требует быстрого первичного закрепления красок, для чего в них наряду с маслами включаются керосиновые фракции.

В зависимости от состава связующего и главным образом от используемых растворителей офсетные краски могут закрепляться на оттиске за счет:

  • впитывания и отделения растворителя в процессе впитывания;
  • химического пленкообразования — образования полимерной пленки под действием кислорода воздуха (окислительная полимеризация) или фотохимической полимеризации под действием УФ­излучения;
  • сочетанием этих способов (комбинированное закрепление).

Различают две стадии закрепления краски: «схватывание», или первичное закрепление, и окончательное закрепление. «Схватывание» в основном зависит от растворителя и обеспечивает такое состояние краски на оттиске, когда она перестает смазываться при слабых воздействиях, что позволяет подвергать оттиски дальнейшей обработке.

  • использования катализаторов — в небольшом количестве они уже содержатся в краске, но при необходимости в готовую краску перед или во время печатания можно добавить специальные добавки­катализаторы, которые называются сиккативами;
  • повышения температуры (применение газовой сушки);
  • использования ИК­излучения — для красок, закрепляющихся с помощью окислительной полимеризации или комбинированным способом, ИК­излучение ускоряет процесс окисления, а установленная в ИК­сушке подача воздуха увеличивает приток к красочному слою кислорода, который является окислителем и способствует пленкообразованию;
  • применения УФ­излучения — при использовании УФ­красок, в состав связующего которых входят вещества, способные к полимеризации с образованием твердой пленки под действием УФ­излучения. При достаточной мощности излучателей время пленкообразования сокращается до сотых долей секунды.

Рис. 3. Емкости с триадными красками

Средства для корректировки липкости офсетной краски corona-paste, gel tack reducer, opp oxy и thixopaste

ЗАДАЧА

Компания, производитель инновационных упаковочных решений из гофрокартона, использует универсальную триадную листовую краску MAXXIMA® COFREE для печати на лайнере. Во время изготовления одного из тиражей было отмечено «набивание» краски на офсетное резинотканевое полотно (ОРТП). Последствием этого явилось сильное «выщипывание» картона на оттисках. В компанию «хубергруп РУС» была отправлена претензия на качество краски с запросом на устранение причин нештатной ситуации.

ПРЕДЛОЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Технолог компании «хубергруп РУС» оперативно выехал в типографию. Печатники показали оттиски с «выщипыванием» печатных элементов, а также «пузыри» (места отслоения картона), которые были хаотично расположены на оттисках. Причем отслоение произошло как по запечатанным краской участкам оттисков, так и на тех участках, где печати не было, а наносился только водно-дисперсионный лак.

Таким образом, было установлено, что причина данного дефекта – в слабой проклейке поверхностного и внутреннего слоёв картона-лайнера. Также было выяснено, что расслоение происходит только на одном сорте картона и только при пуске печатной машины в начале тиража. Наиболее часто такой дефект возникает, когда картон был пересушен или были нарушены условия и сроки его хранения и транспортировки.

Сотрудникам типографии рекомендовано контролировать влажность картона перед началом печати с помощью штык-гигрометра. Также необходимо установить темперирование красочных валиков в зимний период 26 ÷ 28°С. На пуске печатной машины после простоя необходимо использовать одно из стандартных в подобных случаях средств:

Даже используя бумаги или картон со слабой прочностью поверхностного слоя, типографии достигают печати высокого качества с расходными материалами, поставляемыми компанией «хубергруп РУС». Обращайтесь к надежному и опытному поставщику!

Температурные показатели во время окрашивания

Перед тем, как разбавлять краску для краскопульта, необходимо проанализировать, в каких температурных условиях будет выполняться работа, и когда планируется окрашивание деталей полученным материалом.

Что касается температурных условий, специалисты рекомендуют учитывать следующие правила:

  • Применять быстрые растворители только в том случае, если окраска планируется при температуре ниже 18 градусов.
  • Выбирать нормальные составы, если выполнение работы планируется при температуре 20-25 градусов.
  • Отдавать предпочтение медленным, если температура воздуха составляет более 25 градусов.

Важно! Необходимо учитывать то, что каждый цвет пигмента имеет свои особенности. Например, блестящие оттенки, к каковым относится «металик» или «перламутр», которыми часто окрашивают автомобиль, рекомендуют разводить медленными растворителями.

Краска для краскопульта: какую можно использовать?
Температурный режим должен обязательно учитываться при работе с окрашивающей массой

Термохромные трафаретные краски

Эти трафаретные краски способны менять цвет в зависимости от температуры. Они представлены в стандартном диапазоне из нескольких цветов, при определенной температуре они могут стать прозрачными.

Данные краски содержат термочувствительные пигменты, которые поглощают тепло из окружающей среды или специально направленного источника тепла, в результате чего температура краски повышается, что приводит к неким химическим изменениям в структуре, влекущим за собой изменение цвета, — например цветная краска становится бесцветной. При последующем охлаждении краска возвращает свой исходный цвет.

Стандартные цвета: желтый, голубой, красный, черный.

Ниже приводятся стандартные диапазоны температур, при которых краски меняют цвета:

Цветная

Бесцветная

–25 °С

–15 °С

–20 °С

–10 °С

–15 °С

–5 °С

–10 °С

0 °С

–5 °С

5 °С

0 °С

10 °С

10 °С

15 °С

15 °С

20 °С

20 °С

25 °С

25 °С

30 °С

30 °С

35 °С

35 °С

40 °С

40 °С

45 °С

45 °С

50 °С

50 °С

55 °С

55 °С

60 °С

60 °С

65 °С

65 °С

70 °С

70 °С

75 °С

75 °С

80 °С

80 °С

90 °С

Стандартными являются краски, меняющие цвет при 30 °С.

КомпьюАрт 6’2022

Флуоресцентные трафаретные краски (чувствительные
к уф-излучению)

Трафаретные краски с эффектом свечения в УФ­свете имеют цвета, которые охватывают весь спектр — от красного до фиолетового. Эти краски чувствительны к световой волне длиной 365 нанометров.

Трафаретные флуоресцентные краски, невидимые при обычном свете, приобретают цвет под действием УФ­излучения (рис. 2 и 3). Они применяются в качестве средства защиты для производства банковских карт. Ими также можно печатать поверх панелей для подписи.

Рис. 2. Вид федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции на самоклеящейся бумаге (производство ФГУП «Гознак»). Под воздействием УФ-лучей, излучаемых специальным прибором, появляется невидимая в обычном свете надпись «РФ»

Рис. 3. Оборотная сторона федеральной специальной марки, на кторую специальной краской (вверху) нанесена фраза «АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ», невидимая при дневном свете

Некоторые из этих красок являются полностью прозрачными, другие — белыми или беловатыми. Все краски дают насыщенные яркие цвета в ультрафиолетовом свете, а краска желтого цвета даже имеет послесвечение.

Краска черного цвета поглощает ультрафиолет, поэтому ее можно использовать на белом ПВХ или бумаге, уже содержащей оптические усилители яркости, обеспечивая, таким образом, черное изображение при ультрафиолетовом свете.

Обычно в такие краски рекомендуется добавлять 5­10% разбавителя. При печати в условиях высокой температуры можно использовать замедлитель. Закрепляются они на воздухе в течение 10­15 мин.

Эти краски применяется для защитной маркировки и идентификации кредитных карт, билетов, ваучеров и защищенных документов.

Фосфоресцентные трафаретные краски

Фосфоресцентные трафаретные краски, то есть краски, светящиеся в темноте, содержат оптически активные пигменты, поглощающие энергию падающего света, которую после удаления его источника излучают в виде света. Период, в течение которого излучается свет, называется «послесвечением».

Эффект послесвечения может длиться от нескольких секунд до нескольких минут в зависимости от используемого фосфора и длительности периода облучения. В большинстве случаев фосфор имеет кристаллическую структуру и характеризуется большим размером частиц.

Основные типы фосфоресцентных красок:

  • желтый/зеленый со стандартной длительностью послесвечения — период излучения до 15 мин;
  • желтый/зеленый с повышенной длительностью послесвечения — период излучения до 10 ч;
  • желтый/зеленый с возможностью минимального времени облучения; период послесвечения — до 10 ч.

Последний тип красок характеризуются не столько интенсивным послесвечением, сколько его длительностью. Кроме того, краски стандартного послесвечения могут производиться оранжевого, желтого и зелено­голубого цветов. Также возможно получение специальных красок, имеющих период послесвечения около 20 ч.

Фосфоресцентные трафаретные краски выпускаются в разных сериях для печати на большинстве пластиков и на бумаге. Краски производятся на основе неорганических составов с оптически активными примесями. Благодаря неорганическому содержанию, они обладают превосходной устойчивостью и стойкостью к воздействию температуры, света и к химических реагентов.

Эти краски не радиоактивные — они используют падающий свет в качестве источника энергии. Они могут заряжаться дневным, ультрафиолетовым или искусственным светом. Время излучения напрямую зависит от времени предварительного облучения. Краски с послесвечением стандартной длительности заряжаются за несколько секунд при ярком дневном свете, но при искусственном освещении они заряжаются дольше.

Краски с послесвечением повышенной длительности заряжаются гораздо дольше, но их послесвечение гораздо длительнее. Быстро заряжающиеся краски наберут энергию за более короткий период времени, но интенсивность их послесвечения будет снижаться быстрее, чем у красок с повышенной длительностью послесвечения.