Копирование деловых бумаг сто лет назад / Хабр

Карбонизированные бланки.

Самый распространенный способ скопировать документ (если, конечно, не просто переписать его от руки) – копирка. Однако применять копирку утомительно: требуется расположить между двумя писчими листами копировальный лист, то есть совместить границы трех листов.

Гораздо удобнее, если обратная сторона бланка уже представляет собой копирку, а бланки скреплены в одной пачке. В этом случае отрываешь нужное тебе количество бланков, заполняешь один из них и – о радость научно-технического прогресса! – получаешь нужное число заполненных бланков: два, или три, или даже четыре.

В России он тоже были известны:

Знаете, как подобные бланки назывались? Знаете, конечно, потому что прочитали заголовок раздела: карбонизированными бланками.

Копировальные доски.

Встречались изобретения похитрее. Могу поспорить, что большинство хабравчан не представляет, что такое копировальные доски. А чуть 80-90 лет назад данная техника была широко распространена.

Вы наверняка подумали, что

копировальная доска

– это устройство для копирования, и вы угадали, хотя не совсем. Копировальные доски действительно применялись для копирования, но не в качестве простых копировальных устройств, о которых ниже, а в качестве так называемой формы бухгалтерского учета!

Между нами, девочками, говоря, бухгалтеры решают задачи посложнее заполнения несколько экземпляров бланка. Часто первичные данные идентичны, но их необходимо разбросать по нескольким первичным документам или ведомостям, формы которых не имеют между собой ничего общего.

На помощь бухгалтерам пришли ученые того времени. Они придумали так называемый копировальный учет (сокращенно

копиручет

), осуществляемый при помощи копировальных досок. Идея заключалась в том, чтобы бухгалтер записывал одну цифру, но в результате применения копирки она попадала сразу в несколько документов разных видов. То есть документы требовалось подкладывать не тупо один под другой, а так, чтобы идентичный показатель, присутствующий в разных документах, оказывался один под другим, чтобы было возможно применить копировальную бумагу.

Но поскольку показателей при заполнении одной группы документов было несколько, при заполнении следующего показателя приходилось перекладывать все документы определенным образом, и так далее, до заполнения последнего показателя. При некоторой сноровке все равно получался выигрыш во времени в сравнении с заполнением каждого документа идентичными показателями вручную.

Ученые пришли бухгалтерам на помощь в том отношении, что копировальные доски позволяли посредством настройки выравнивать перекладываемые документы каждый раз требуемым образом. Документы, переложенные копировальной бумагой, закреплялись зажимами, затем в них записывались показатели, затем те же документы перекладывались вторым стандартным способом, и так до последней операции. В использовании копировальных досок встречались вариации, но в целом работа с ними выглядела описанным способом.

Копировальные доски были весьма разнообразны – попадались такие, к примеру.

Вот схематическое изображение других моделей:

А вот схема с указанием частей копировальной доски:

Кто первый изобрел копировальную доску, неизвестно: это случилось на Западе, а с конца 1920-х гг. к изобретению копировальных досок и методов, при помощи которых досками надлежит пользоваться, подключились отечественные специалисты. Через некоторое время число форм копиручета… впрочем, судите сами. Классификационная таблица из книги от 1931 г. И всего-то 66 форм иностранного копиручета, а были еще советские!

Теперь, раз уж были обещаны картинки, давайте любоваться. Итак, устройства для копиручета (копировальные доски и аппараты посложнее)! Приношу извинения за отсутствие качества изображений: картинки взяты из бухгалтерских книг и журналов столетней давности – более качественных изображений, возможно, просто не существует.Копировальная доска по форме «Дефинитив»:

Форма копиручета «Гебона»:

Форма копиручета «Мейергейм»:

Форма копиручета «Идеал»:

Две формы: «Руф» и «Фортшритт». Не очень-то они между собой, на первый взгляд, различаются:

«Руфус-Минк-Дриллинг»:

Копировальная доска по форме «Унограф»:

Копировальная доска «Шабер»:

Копировальная доска «Шлайанд»:

Уже не копировальная доска, но целый копировальный аппарат – «Мемофикс»:

Теперь пара советских форм копиручета – какие удалось обнаружить. Вот копировальная доска «Совкопирбух» (расшифровывать сокращение, думается, не нужно) – совсем простенькое устройство:

Схожая с ней копировальная доска «Оргстроя» – Общества организационного строительства, существовавшего с 1925 по 1931 гг. Рекламка, публикуемая заодно, дает представление о деятельности важного учреждения:

Так и видишь рекламных агентов «Оргстроя», которые пытаются поставить счетоводство на предприятии при помощи зажимного устройства оригинальный конструкции!На протяжении десятилетия копировальные доски были весьма распространены, библиография по ним внушительна.

Копиры.

С копиручетом и копировальными досками мы покончили – поговорим о более привычном копировании.

Сейчас мы копируем бумаги при помощи ксероксов, хотя с развитием электронного документооборота ксерокопирование уходит в прошлое. Сто лет назад деловые бумаги копировали… как ни странно, тоже при помощи ксероксов, хотя в то время копирующие машины назывались по-другому. Вероятно, принципы их действия тоже были иными – тут не мне судить, пусть веское слово скажут специалисты.


Начиналось офисное копирование с химических, насколько я способен судить, способов.

Светокопирование

. Кажется, на данном методе основывается работа и современных устройств, но на начальных этапах развития светокопирование выглядело иначе:

Еще нечто подобное. В источнике было указано, что это желатиновый копир. Впрочем, я не уверен, что данное устройство представитель офисной, а не типографской техники (типографских машин в рамках настоящего поста мы не касаемся):

Копирный пресс – не исключено, что тоже из семейства типографской техники. Помещаю рисунок в пост, так как окончательная уверенность отсутствует:

Ниже – два переносных предназначенных для копирования набора. Первый называется опалографом.

Второй, если верить надписи под фотографией в первоисточнике, – размножительный (sic!) аппарат «Грейф»:

Вот еще нечто подобное. Иллюстрации демонстрируют последовательность работы с мимеографом:

Хотя с мимеографом не все понятно. На другой картинке мимеограф – вполне себе автоматический копир. Возможно, принцип действия идентичен или фирма-производитель одна?

Мы перешли к сложным механизмам для копирования, напоминающим современные ксероксы. Продолжаем. Копиры «Фрехо» различных моделей:

Копир «Ронео»:

Копир «Ротафикс»:

Копиры «Мультиграф»:

Вероятно, «Мультиграф» был распространенной моделью, а может, использовался не только для копирования, но и печати. На картинке ниже демонстрируется процесс печатания на «Мультиграфе»:

А вот аппарат того же, видимо, производителя, но другой серии (упрощенный вариант?). Копир «Юниор-Мультиграф»:

Продолжаем нашу экскурсию по образцам старинной техники. Копир Цейсса:

Копир «Рапид-роллер»:

Тоже, по всей видимости, массовая серия была. Ниже – устройство копира «Роллер» другой модели:

Копир «Шварцпресс»:

Копир «Ротапринт»:

Копировальные аппараты «Ормиг», ручной и с электрическим приводом:

Копир «Родерталь»:

Машина для копирования известного производителя вычислительной техники того времени «Бэрроуз»:

Аппарат, показанный ниже, я тоже определил как копир, хотя уверенности нет. Название у него странноватое – «Манифольдер Эгри»:

Экскурсия по образцам старинной копировальной техники подходит к концу. В заключение – копир неустановленной модели, но очень красивый. Не знаю, как вам, а мне хотелось бы на нем поработать:

В отличие литературы по копиручету, отдельных изданий по копирам мне не известно: видимо, вследствие того, что техника была сплошь иностранная. Приведенные фотографии взяты из статей в отечественных бухгалтерских журналах, также из некоторых иностранных бухгалтерских книг того времени.

Картинки попадали в отечественные журналы тоже в основном из иностранных источников: отечественный автор находил статью в иностранном журнале, или вышедшую за рубежом книгу, или, в крайнем случае, заимствовал картинку из переводного издания (хотя таких было мало) и помещал материал в собственную статью, из которой о новинке узнавали широкие массы офисного планктона.

Надо сказать, что данный принцип доведения информации до специалистов претерпел мало изменений, хотя сегодня возможностей не в пример больше. С 1940-х гг. материалы по копировальной технике из бухгалтерской литературы исчезли на долгие десятилетия, сначала в связи с войной, потом в связи с тем, что копировальные аппараты располагались за железными дверьми секретных отделов, куда обычным людям вход был строго-настрого воспрещен.Что было затем, вы знаете.

P.S. Хабравчане — спасибо им за это огромное! — сделали несколько важных уточнений и замечаний по теме. Читайте в комментариях.

Виды печати в типографии – достоинства и недостатки

Каждый способ полиграфической печати предназначен для определенных целей. Все они имеют достоинства и недостатки, в разной мере влияющие на выбор заказчика.

Таблица: плюсы и минусы типов печати в типографии

Типы и способы печати Достоинства Недостатки
Высокая Большая четкость изображения Остается рельеф на оборотной поверхности листа
Глубокая Высокое качество и красочность изображения невозможность печати больших тиражей;необходимость использования специальной бумаги;высокая стоимость

 

Плоская экономичный;подходит для больших тиражей;дает высокое качество изображения

Требуется допечатная подготовка,  что снижает
оперативность способа
Офсетная существенное удешевление производства при печати
больших тиражей;возможность использования любой бумаги 

Сложная допечатная подготовка делает нерентабельной печать
малых тиражей
Литография Четкая передача текста и насыщенная палитра цвета Требуется применение плотной или специальной литографской
бумаги
Флексографическая возможность печати на толстых материалахоптимизация расхода материалов;возможность использования экологически безопасных
красок

высокая стоимость малотиражных заказов;плохая цветопередача светлых тонов;плохое качество печати мелкого шрифта

Трафаретная высокое качество изображения;возможность запечатывания неровных поверхностей;отсутствие ограничений по размеру изображения

Низкая производительность
Цифровая высокая скорость и оперативность печати;отсутствие дорогостоящей предпечатной подготовки

Высокая стоимость печати больших тиражей  
Тампонная простота и экономичность;качественное нанесение тонкой графики;скорость изготовления;красочность

Невозможность работать с большими поверхностями
Ирисовая Создание бликового эффекта на изображении Необходимость использования только особых красок с высокой
вязкостью
Сублимационная стойкость и точность передачи рисунка;простота процесса печати

 

дороговизна расходных материалов;вредность производства (необходима вытяжка);невысокая скорость печати

УФ-печать печать на любых материалах;высокое качество при относительно невысокой
себестоимости

низкая экологичность УФ-чернил (возможна аллергия);необходимость установки в помещении озоновых
фильтров

Типография COLORIT готова выполнить цифровуюй печать брендовой,  рекламной и другой продукции, используя индивидуальный подход и гибкую систему скидок.  Мы работаем на современном оборудовании и применяем передовые технологии. Наша типография гарантирует высокое качество печатной продукции при любом размере тиража и короткие сроки выполнения заказа.

Высокая печать

В высокой печати используется форма, где буквы и значки находятся на несколько миллиметров выше пробелов. Густая краска, используемая для высокой печати, наносится только на печатные элементы и не стекает в пробельные углубления. Последние вообще не касаются бумаги.

Высокая печать
Из открытого источника Яндекс Картинки

Высокую печать применяют, когда требуется точность изображений, линий, штрихов и насыщенность цвета. В современной полиграфии этот тип печати применяется для больших тиражей книг, однокрасочных изданий, этикеток для упаковки. Современные формы делаются из полимерных материалов и воспринимают любую краску без ущерба для печатных элементов и качества изображения.

Глубокая печать

В глубокой печати пробелы возвышаются над углубленными печатными элементами. В процессе производства краска подается на вращающийся цилиндр, откуда по специальным каналам она попадает в углубления. С пробельных элементов ее излишки убираются ракелем – деталью печатной машины, представляющей собой гибкую стальную ленту. Толщину красочного слоя можно регулировать.

Глубокая печать применяется для получения выпуклого изображения. Пример – рельефные защитные элементы на денежных купюрах. В обычной типографии таким методом изготавливают иллюстрированные журналы, упаковку, художественную графику.

Другие способы

Если дома нет копирки, можно попробовать перевести картинку на окне — через стекло. С помощью скотча зафиксировать ткань и рисунок, после обвести акриловыми красками, маркером. Более «продвинутая» вариация метода — использование светового планшета.

Некоторые мастерицы обстрачивают контур рисунка через кальку на швейной машинке. Тут понадобится определенная сноровка и опыт работы, иначе изображение будет неровным. Процесс сложный, трудоемкий.

Еще один вариант — применять карандаш для переводов. Им переносят отзеркаленный рисунок на кальку, потом прикладывают ее к ткани, проглаживают с большим количеством пара. На синтетику такие карандаши обычно не ложатся, поэтому придется использовать только льняные или хлопковые ткани.

Простой способ переноса рисунка — использование термотрансферной бумаги. Ее покупают в специализированных интернет-магазинах. Рисунок печатают на принтере непосредственно на такой бумаге, после прикладывают к ткани, гладят с паром. Намного лучшим будет результат, если распечатку сделать в мастерской — рисунок получится сочным, не смажется даже после стирки.

Изменение размеров рисунка

Иногда требуется поменять размер картинки для ткани — сделать ее более крупной или мелкой. Для этого изображение разбивают на примерно равные квадраты, а на чистой бумаге делают сетку из такого же количества квадратов, но большего (меньшего) размера. Затем переносят рисунок вручную по линиям, которые берут из каждого квадрата.

В итоге получится картинка с нужными параметрами. Лучше всего разбивать рисунок на много квадратиков — так готовый чертеж получится самым точным. После его можно переносить на ткань любым удобным способом.

Ирисовая, или радужная печать

Радужная печать, когда цвета плавно переходят один в другой, является подвидом офсетной печати. Красочный контейнер разделен перегородками, в ячейках загружены разные цвета. Проходя через систему валиков, краски частично смешиваются, образуя слегка размытые переходы цветов.

Ирисовая печать
Из открытого источника Яндекс Картинки

Ирисовая печать используется для нанесения защитных микроузоров на банкноты и ценные бумаги, производства карманных календарей, рекламных материалов.

Копировальная бумага

Самый простой способ перевода картинки основывается на применении копировальной бумаги. Ее выпускают в разных цветах:

Подбирать цвет копирки надо с учетом оттенка материи. Темную бумагу в продаже найти проще, белая встречается редко. Для перевода рисунка кладут копирку, сверху — распечатанную заготовку. Простым карандашом обводят рисунок, тщательно нажимая на контуры. Можно накалывать контуры рисунка иглой — на ткани будут оставаться цветные точки, копирующие чертеж.

Четкого результата невозможно добиться, если детали рисунка мелкие: они получаются смазанными. Методика годится только для гладкой материи или мешковины. На ворсистой, пушистой ткани изображение останется нечетким.

К минусам метода относят высокую «пачкающую» способность копирки — обычно на ткани бывают заметны некрасивые следы.

Лазерный принтер

Для этой цели придется приобрести бумагу для заморозки (фризер, freezer paper). Ее обычно применяют для замораживания продуктов, но материал давно взят на вооружение рукодельницами. С одной стороны бумага гладкая и легко приутюживается к ткани, оставляя на ней отпечатки. Следует подготовить основную ткань, на которой будет выполнен чертеж (лучше лен, хлопок).

Порядок работы:

  1. Вырезать лист из бумаги для заморозки, равный по размеру А4.
  2. Приутюжить лист блестящей стороной к материи, хорошо прогладить все уголки, чтобы фризер не отрывался.
  3. Обрезать ткань по границам листа, чтобы не торчали нитки (они могут испортить принтер).
  4. Положить заготовку в лазерный принтер, убедившись, что рисунок получится с нужной стороны.
  5. Отправить изображение в печать (принтер может вначале дать сбой, тогда процедуру следует повторить).

Если картинка будет далее нашиваться на одежду, надо применить в графической программе или в окне драйвера принтера функцию «Зеркальное отображение». В этом случае рисунок напечатается с правильной стороны.

Важно! Всегда перед распечатыванием изображения надо применять предварительный просмотр.

Необходимые материалы и подготовка

В зависимости от того, какими способами предполагается переводить рисунок, могут потребоваться разные приспособления, дополнительные материалы. Вот примерный список:

  • копировальная бумага или калька;
  • тонкая ткань;
  • простой карандаш, мел;
  • игла;
  • переводной карандаш;
  • булавки;
  • утюг;
  • лампа;
  • стекло;
  • принтер;
  • ткань и рисунок.

В качестве подготовки следует распечатать изображение. Сделать рисунок можно в любой программе на компьютере, которая выполняет графические изображения и выводит их на печать. Если картинки имеют малый размер, их печатают на одном листе.

Все границы должны быть четкими, жирными, хорошо заметными — так делать перенос рисунка на ткань будет проще. Можно даже искусственно повысить контрастность и насыщенность линий, по возможности убрать из картинки светлые детали.

Папиросная бумага

Калька или папиросная бумага помогает перенести рисунок на материю без копирки. Способ используется для толстых тканей — бархата, велюра, блестящих основ.

Вначале нужно перевести рисунок на папиросную бумагу. Потом бумажную матрицу располагают поверх ткани, закрепляют английскими булавками (вместо них можно взять канцелярские зажимы). Затем прямо по кальке прошивают рисунок аккуратными стежками, бумагу отрывают, чтобы не повредить нитки. Вышитый рисунок готов.

Перевод рисунка на материю

Ниже приведены основные методы, с помощью которых переводят изображение на основу.

Печать под копирку

Основной продукцией нашего Бюро была техническая документация разного рода. Писали ее научные работники и инженеры, а для изготовления беловых экземпляров существовало два специализированных бюро. Одно из них – машинописное, функционировавшее под эгидой секретной части. Машинисток было немного, три или четыре. Одна из них была старшей. Она принимала заказы и выдавала выполненные работ, ну и сама конечно в остальное время печатала. Машинки были уже электрические. Это было относительное новшество. Еще совсем недавно широко пользовались механическими машинками. Для того, чтобы пропечатать четыре или пять экземпляров, машинистка должна была сильно ударять пальцем по клавишам. Стены и потолок машбюро были обиты звукопоглощающим материалом, что несколько снижало акустическую нагрузку. Входить кому-либо в комнату машинисток не разрешалось. Общение со старшей машинисткой вели через окошко.

Другое подразделение носило название «Бюро оформления». Возглавлял бюро Михали Федорович Курочкин. Когда я пришел с НИТБ, он был майором, а потом получил подполковника и в этом чине вышел в отставку. Остальной состав Бюро оформления были вольнонаемные. Кстати, такого термина официально не существовало. Назывались они “рабочие и служащие Советской Армии”. В Бюро работали чертежницы, копировщицы, техник по светокопированию, фотограф, переплетчик. Кем был по специальности Курочкин, я не знаю, но всеми технологиями оформления документации он владел превосходно. Его каллиграфия была на уровне искусства, и часто к нему обращались из высоких инстанций с просьбой подписать какой-нибудь поздравительный адрес, изготовить оригиналы визитных карточек. Также он в прошлом был известен как волейболист. Правда, и сейчас играл он превосходно, но уже в сборную Генштаба не входил, потому что возрастом он был много старше нас.

§

В предыдущей главе я попытался рассказать о том, что мы делали. Здесь же речь пойдет о том, как мы это делали.

Собственной экспериментальной базы у нас не было и деятельность наша заключалась в переработке информации, входящей и исходящей, преимущественно на бумажных носителях.

Хотя заметное место занимали и переговорные процессы. В одних местах мы консультировались, других участников процесса консультировали мы. Теперь бы это назвали офисной работой, но тогда слово «офис» было хотя и известно, но мало употребительно. Чаще говорили «канцелярия», «контора», «учреждение». Сейчас невозможно представить себе любой офис без компьютеров, принтеров, сканеров, ксероксов и другой современной техники. Но тогда этого ничего не было.

Все выполнялось вручную. При этом некоторые детали процесса достаточно строго регламентировались, особенно в таких учреждениях, как наше, где многие бумаги шли с грифом секретности. Черновики и тексты сначала писали вручную. Писать приходилось много, поэтому хорошая удобная ручка была очень важным инструментом для канцелярского работника независимо от ранга. В 50-е, а тем более 60-е годы уже никто не пользовался чернильницами, в которые периодически обмакивалось стальное перо. Чернильниц уже не было даже в школах. В ходу были так называемые авторучки, они же «самописки». К тому времени у нас в стране были уже достаточно широко распространены шариковые авторучки, заправленные пастой. Тем не менее, очень многие, в том числе и я, предпочитали писать перьевыми авторучками, резервуар которых было необходимо периодически заправлять чернилами. Тексты, выполненные шариковой ручкой, чем-то напоминали карандашное письмо и не доставляли эстетического удовольствия. Считалось престижным иметь хорошую перьевую ручку с золотым (реально, конечно, золоченым) пером какой-нибудь знаменитой фирмы, желательно «Паркер». У меня «Паркера» не было, но хорошей немецкой авторучкой я обзавелся.

§

Пользоваться отдельными листами бумаги для всякого рода записей, в том числе для составления черновиков, нам не разрешалось. Мы писали исключительно в рабочих тетрадях – пронумерованных, прошнурованных и сургучной печатью опечатанных. Тетради были секретные и несекретные. Секретные надо было ежедневно сдавать вечером на хранение в секретную часть, а несекретные могли храниться в отделе, но в запертом сейфе.

После того, как черновик документа был составлен и завизирован начальником отдела, его следовало отпечатать на пишущей машинке. Для этого документ нужно было сдать под расписку в машинописное бюро. Прочим сотрудникам пользоваться пишущими машинами не разрешалось. Так было не только в учреждениях, связанных с секретными работами, но и абсолютно повсюду. Частным лицам пишущие машинки продавались только в виде исключения, по особому разрешению КГБ, совсем, как оружие. Владелец должен был хранить машинку в условиях, исключающих бесконтрольный доступ к ней других лиц. Сейчас в компьютерное время, когда каждый сам себе машинистка, вся пишущая братия легко стучит по клавиатуре с завидной скоростью. А тогда, кроме профессиональных машинисток, никто печатать не умел. Отпечатанный документ надлежало вычитать, мягким карандашом отметить опечатки и снова отнести в машбюро для их исправления.

Наконец, готовый документ, подписанный соответствующими должностными лицами, отправлялся по адресу. Чаще всего одного экземпляра документа было недостаточно. Если их требовалось не больше пяти, то при печати на пишущей машинке закладывали несколько листов бумаги, переложенных копировальной бумагой, в обиходе называемой «копиркой». Второй и третий экземпляры выглядели еще вполне прилично, а четвертый и пятый были уже очень бледными. Если же требовалось заведомо больше пяти экземпляров, скажем несколько десятков, то текст печатали уже на специальной бумаге, с которой можно было размножать в аппарате, именуемый «ротатор». Так готовились текстовые документы.

Плоская печать

В современном типографском производстве лидирует плоская печать. Все элементы в ней находятся почти в одной плоскости. Основой печатной формы служит металлическая пластина (в современной полиграфии применяют алюминий), а разделение печатных и пробельных элементов основано на разнице физико-химических свойств поверхности формы.

Ее обрабатывают специальным составом, образующим на пробельных и печатных участках пленки с разными поверхностными свойствами. Пробельные элементы предварительно увлажняются водой, поэтому они не воспринимают жирную краску. В процессе печати форму попеременно смачивают водой и закатывают краской, затем вводят бумагу, и на ней под давлением делается отпечаток.

Припорашивание

Методика создания переводного рисунка подходит для всех типов ткани — льна, хлопка, шелка, с гладкой поверхностью или с ворсом. Нет разницы по оттенку ткани — основа может быть темной, светлой. При помощи метода можно переводить картинку одномоментно на несколько отрезов материи.

Порядок работы таков:

  1. Подготовить матрицу. Для этого понадобится доска, которую следует покрыть войлоком и подложить необходимое число листов кальки. Максимальное их количество — 6.
  2. Приколоть к верхней кальке чертеж. Проколоть иголкой отверстия в рисунке как можно чаще. Игла должна быть толстой, а промежутки между дырками — равными. Чтобы работать было удобно, швейную иголку обратной стороной втыкают в карандаш, оставив острый кончик. Держать карандаш намного комфортнее, чем обычную иглу.
  3. Матрицы разъединить, разложить поодиночке (ткань плюс калька), сколоть булавками. Каждую матрицу протереть со стороны кальки раствором синьки, керосина, зубного порошка. Раствор оставит на материи отпечаток рисунка через дырочки.
  4. Посушить ткань в течение часа, кальку перед этим удалить. Матрицу можно не выбрасывать, а смахнуть с нее остатки раствора и сохранить.
  5. Появившийся контур картинки сразу прорисовать или прошить ниткой.

Раствор для светлой и темной ткани готовится неодинаково. В первом случае смешивают 100 г очищенного керосина, 10 г синьки, 2 г зубного порошка. Для второго рецепта соединяют 100 г керосина, 10 г порошка без синьки. Смешивать средство надо в керамической посуде.

Вместо зубного порошка для темной ткани можно взять мел, для светлой — активированный уголь. Некоторые рукодельницы просто посыпают светлые материалы синькой без применения керосина.

Прозрачная ткань

В продаже есть тонкие, прозрачные ткани — флизелин, маркизет, шелк, вуаль, капрон, жоржет, органза. Их тоже можно применять для перевода картинки, если предполагается изготовить из них основное изделие.

Для работы надо положить рисунок, сверху закрепить ткань булавками. Контуры картинки будут отлично видны, поэтому с лицевой стороны по ткани можно сразу рисовать акриловыми красками без чернового наброска. Работу лучше проводить на толстой деревянной доске, фанере.

Растворитель

Потребуется распечатать рисунок на плотной глянцевой бумаге, чтобы краска наверняка не просочилась через нее. Затем углы рисунка прикрепить к бумаге иголками, кнопками. Подготовить тампон из ваты, обернуть его хлопковой тряпочкой, смочить в растворителе. Пропитать растворителем бумагу, которая лежит на ткани.

Для улучшения результата приложить донышко ложки к рисунку, хорошо прижать по контуру. Чернила просочатся на ткань, на которой будет получено такое же изображение.

Сублимационная технология

Сублимационная печать предназначена для окрашивания синтетических и полусинтетических тканых материалов и нанесения рисунка на сувенирную продукцию. Метод основан на сублимации красящего вещества, переходящего при нагреве сначала в газообразное, а затем в твердое состояние.

Сублимационная технология
Из открытого источника Яндекс Картинки

Для нанесения используется термопресс, разогревающий поверхность материала до состояния плавления. Попадающая на нее краска прочно спаивается с поверхностью, образуя слой, устойчивый к механическим воздействиям. Печать производится на специализированных сублимационных принтерах.

Тампопечать

Тампонная печать – вид полиграфии, позволяющий печатать изображение на поверхностях любой формы. Это один из способов глубокой печати, где с помощью промежуточного упругого элемента – тампона, или роллера – изображение переносится на любой рельеф запечатываемого материала.

тампопечать
Из открытого источника Яндекс Картинки

Гибкие роллеры изготавливаются из силикона или полиэфируретана. Печатные формы – из металла. Процесс выглядит следующим образом:

  • на металлическом клише вытравливается изображение;
  • готовая форма устанавливается в печатную машину;
  • подается и равномерно распределяется по клише краска;
  • тампон забирает с клише красящее вещество и переносит рисунки на продукцию;
  • предметы с нанесенным изображением поступают на сушку.

Тампопечать используется для производства промопродукции, сувениров, брендированных товаров. Ее применяют в производстве игрушек, одноразовой посуды, упаковки для кондитерских товаров, парфюмерии, в автомобильной промышленности.

Типы и способы печати

Все виды печати в полиграфии основаны на едином принципе нанесения изображения, различия заключаются только в технологиях и оборудовании. Полиграфию делят на типы и способы печати. Они различаются структурой печатающих форм и элементов.

В современном типографском производстве для изготовления форм применяется технология computer-to-plate (CtP). Она разработана для офсетной, глубокой, высокой и трафаретной печати. Достоинство технологии – отсутствие промежуточных операций, что повышает четкость изображения. Формные пластины засвечиваются лазерным или ультрафиолетовым лучом, затем проходят химическую обработку.

Трафаретная печать


Альтернативой офсетной печати для монохромных изображений может служить трафаретная печать. Она хорошо подходит для малобюджетных информационных продуктов, к которым относят газеты, бланки, листовки, инструкции.

Частным случаем трафаретной печати является ризография. На специальной пленке в соответствии с рисунком прожигаются мельчайшие отверстия, которые при печати будут выполнять функцию дюз. Пленка натягивается на барабан с краской. При вращении барабана, под действием центробежных сил, краска распределяется по внутренним стенкам барабана и продавливается сквозь отверстия на пленке. Затем чернила переносятся на бумагу.

Ризография отличается высокой скоростью печати и очень короткой предпечатной подготовкой. От макета страницы до первого отпечатка проходит менее 40 секунд. Однако при высокой скорости печати и самой низкой стоимости отпечатка среди других видов печати, ризография имеет и свои недостатки.

С ее помощью нельзя получить высококачественных цветных изображений, да и монохромная печать выполняется без полутонов. Разрешение печати лимитируется размерами отверстий трафарета. Ризография оптимальна при малых и средних тиражах монохромной печатной продукции.

Трафаретная печать, или шелкография

В трафаретной печати изображение получают путем оттиска краски через сетку из нитей, натянутых на рамку. Изначально сетка состояла из шелка, отсюда и название способа – шелкография. В современной печати используют полимерные или металлические нити. Толщина слоя краски зависит от диаметра нитей и расстояния между ними. Печатная форма изготавливается тремя способами:

  • Прямым, когда на сетку наносится полимерный копировальный раствор. Высушиваясь, он образует светочувствительный растворимый слой. После экспонирования изображения УФ-лучами печатные элементы вымываются, а пробельные твердеют.
  • Косвенным, при котором копировальный слой наносят сначала на пленку, а затем прикатывают ее к сетке.
  • Комбинированный способ дает более высокую тиражестойкость и четкость изображения благодаря тому, что сетка предварительно соединяется копировальным материалом и раствором.

Запечатываемый материал жестко закрепляется на станке в горизонтальном положении. На печатную форму подается краска и вдавливается с помощью ракеля. Он же срезает излишки краски. Затем полученное изображение отправляется на просушку.

Шелкография
Из открытого источника Яндекс Картинки

Трафаретная печать используется для печати визитных карточек, приглашений, открыток, папок , рекламных буклетов и другой представительской полиграфической продукции. С помощью шелкографии наносятся изображения на мелкие предметы, способ применяется для изготовления сувенирной продукции – брелоков, зажигалок, ручек и т.д.

Уф-печать

Копирование деловых бумаг сто лет назад / Хабр
Из открытого источника Яндекс Картинки

Ультрафиолетовая печать производится на струйных принтерах с УФ-светоидами, под действием которых отверждается краска. Она изготавливается из полимеризующихся материалов, устойчивых к выцветанию и воздействию воды. В отличие от офсетных красок, УФ-чернила быстро застывают, что снижает процент брака и ускоряет процесс печати тиража.

Флексография

Флексография – один из способов высокой печати, когда изображение наносится на разные материалы с помощью эластичных печатных элементов. Выпуклые части матрицы изготавливаются из фотополимера или резины. Изображение наносится путем фотополимеризации печатных элементов УФ-лучами. После подготовки полученное клише тщательно промывается и высушивается.

Флексография
Из открытого источника Яндекс Картинки

В флексопечати используются текучие быстросохнущие краски:

  • Водные краски применяют для впитывающих поверхностей, в этом случае изображение получается матовым.
  • Краски на основе спиртовых растворителей менее экологичны. Но они стоят дешевле, лучше скрепляются с поверхностью и дают глянцевый блеск.
  • Краски, закрепляемые с помощью ультрафиолетового излучения с высокой точностью передают цвета и сохраняют их баланс на весь тираж, лучше других сцепляются с поверхностью, не имеют запаха.
Глубокая печать
Из открытого источника Яндекс Картинки

Цифровая печать

Главным достоинством цифровой печати является отсутствие промежуточных этапов между цифровым файлом и непосредственно печатным процессом. Цифровая печать делится на два больших класса – струйную и лазерную.

Лазерная печать

Лазерная печать применяется в основном для печати документов и чертежей. В этом она схожа с трафаретной монохромной печатью. Но в лазерной печати работают другие принципы. Под действием лазерного луча на поверхности фотобарабана локально меняется электрическое сопротивление.

В Canon мы применяем эту технологию во всех наших лазерных принтерах и офисных многофункциональных устройствах. От модели к модели мы совершенствуем наши устройства, улучшая качество печати, а также уделяем большое внимание защите данных, передаваемых на печать.

Аналогом лазерной печати является светодиодная печать. В ней вместо лазера используются светодиоды, которые светят через прорези. При этом луч света падает перпендикулярно на фотобарабан, не искажая изображение. При лазерной печати на краях отпечатка возможно небольшое размытие изображения из-за большого наклона лазерного луча к поверхности барабана.

Технология Océ DirectPress, применяемая на наших устройствах VarioPrint, преобразует данные в цифровое изображение за один шаг. Это 100% digital-процесс, который не зависит от источника света, изменения температуры, статического заряда, влажности и состава тонера, и является чрезвычайно стабильным с точки зрения однородности и качества изображения.

Также с меньшим количеством механических деталей эта технология очень надежна и позволяет системе быть доступной и компактной. Она способствует созданию более здоровой рабочей среды, поскольку во время печати не выделяется озон и не остается отходов тонера.

Струйная печать

Это перспективное направление полиграфии, позволяющее печатать высококачественные многоцветные изображения не только на бумаге. В основе принципа струйной печати лежит капельное нанесение чернил из печатающей головки. Различают два способа подачи чернил – пьезоэлектрический и термический.

В первом случае роль «поршня» выполняет изгибающаяся пьезоэлектрическая пластинка, а во втором – пузырек пара, образующийся на поверхности микронагревателя. В зависимости от способа подачи определяется тип чернил. Попытка замены одних чернил другими приведет к выходу из строя печатного оборудования.

На сегодняшний день струйная полицветная печать имеет, пожалуй, больше всего различных видов реализации. Это можно проследить на примере нашего оборудования. Широкоформатные принтеры Océ ProStream с пьезоэлектрической печатной головкой используют сольвентные чернила.

Этот вид оборудования обладает рядом инновационных функций. Например, ColorGrip, позволяющая делать высококачественные отпечатки на бумаге невысокого качества. Это достигается за счет распыления при печати специального состава, создающего адгезионную пленку на поверхности носителя.

Принтер Océ Colorado 1640 работает с технологией UV-печати. За счет отверждения чернил ультрафиолетовым излучением эта технология позволяет печатать на термочувствительных материалах. При печати принтер поддерживает стабильную температуру носителя на уровне 28 0С.

Также мы разработали собственную технологию фактурной печати для передачи с высокой точностью не только цвета, но и фактуры поверхности. Подобный метод открывает полноценный доступ к полиграфии людям с ограниченным возможностями по зрению, для которых главным каналом получения информации являются тактильные ощущения. Об этой технологии мы рассказывали в нашем посте «Elevated printing: новый взгляд на печать».

Применение новейших разработок в цифровой печати позволило ей значительно укрепить и расширить свои позиции в современной полиграфии. Однако рассматривать ее с позиции альтернативы офсетной печати было бы некорректно, поскольку у этих видов полиграфии разные технологии и задачи. Но рекомендуется проводить сравнение рентабельности в зависимости от размера тиража.

Если для цифровой печати стоимость экземпляра от размера тиража почти не зависит, то для офсетной, где основные затраты приходится на подготовительные этапы работ, увеличение тиража ведет к снижению себестоимости экземпляра. В виде графиков это можно представить как прямую горизонтальную линию для «цифры» и гиперболу для офсета.

Точка пересечения этих графиков даст граничный размер тиража, разделяющий сферы применения данных способов печати. Появление новых разработок и технологий в цифровой печати постоянно сдвигают точку размера тиража в сторону увеличения. Если раньше рентабельность «цифры» исчислялась сотнями экземпляров, то сейчас счет идет на тысячи. Приятно осознавать, что в этом есть и наша заслуга. Приведем только несколько примеров.

Раньше для струйной печати применялась дорогостоящая высококачественная бумага из-за того, что на более пористой дешевой бумаге чернила сильно впитывались, и нарушалось качество цветопередачи и четкость изображения. Офсетная печать в этом плане находилась в гораздо более выигрышном положении.

Для нее подходили многие типы бумаги, в том числе из бюджетного сегмента. А это значит, что себестоимость экземпляра можно значительно снизить только за счет носителя, при этом, не учитывая стоимость самой печати. Переход на более дешевые носители открывал бы новые перспективы для цифровой печати. Возможность такого перехода мы реализовали несколькими способами.

Универсальным способом для печати на широком диапазоне носителей явилась новая технология ColorGrip, которая подключается на широкоформатных струйных принтерах опционально. Ее суть заключается в том, что перед чернилами на бумагу капельно наносится специальный состав.

Он имеет двоякую функцию. Во-первых, образующаяся на поверхности носителя пленка, лимитирует впитывание чернил в бумагу. Во-вторых, состав ColorGrip играет роль грунта, обеспечивая лучшую адгезию. Точное позиционирование капель состава оптимизирует его расход.

Другим способом можно считать создание пигментных чернил. Это было реализовано на широкоформатных принтерах серии imagePROGRAF. Новые пигментные чернила LUCIA EX обладают большей насыщенностью, при этом меньше впитываются в носитель. Благодаря этому их можно использовать на разных типах бумаги.

Чтобы снизить стоимость самого процесса печати за счет экономичного расхода чернил, нами был сделан ряд разработок, от переменного размера капли чернил до рециркуляции чернил в печатающей головке. Все это обеспечило более качественную цветопередачу без лишнего расхода чернил на вспомогательные операции.

Следует отметить еще один немаловажный момент. В офсетных типографиях готовые отпечатанные листы поступают на переплетный участок, где они складываются, сшиваются, обрезаются и проходят дальнейшие этапы обработки, превращающие их в законченное изделие.

Для этого требуется дополнительное оборудование, производственные площади, персонал. На это уходят затраты, которые входят в себестоимость экземпляра. В цифровой печати нам удалось сократить эти расходы. Опционально к нашим широкоформатным струйным принтерам можно подключать различные модули постпечатной обработки.

Мы продолжаем наши разработки в сфере цифровой печати. Конечно, сложно представить, что «цифра» когда-нибудь полностью вытеснит «офсет», но рынок полиграфии меняется в сторону кастомизированной печати, когда каждый экземпляр будет отпечатан с учетом индивидуальных потребностей покупателя. А для этого наилучшим образом подходит именно цифровая печать с ее гибкостью и универсальностью технологии.

В последующих статьях мы расскажем вам о новых трендах в отрасли, инновационных разработках, применяемых технологиях, подготовим обзоры самых интересных моделей. Напишите нам, была ли эта статья вам полезна, и какие материалы вы бы хотели видеть в этом блоге, какие вопросы стоит осветить и на что обратить внимание.

Литография

Один из самых давних способов плоской печати – литография. Она использовалась для печати изображений с конца XVIII в. Под печатную матрицу раньше использовали плоский камень, теперь его заменили более легкими в обработке металлическими пластинами.

На их поверхность литографским карандашом или жирной тушью наносится основной рисунок. Затем форма протравливается кислотным составом для получения пробельных участков. Жирная литографская краска защищает линии рисунка, и участки под ней остаются непротравленными.

После травления матрица помещается в станок, с нее смывается исходное изображение, а на его место валиком наносится типографская краска, хорошо пристающая к непротравленным участкам. Для получения оттиска на готовую форму кладется бумага и прокатывается под определенным давлением.

Литография
Из открытого источника Яндекс Картинки

Литография применяется для изготовления эстампов, она хорошо передает фактуру и считается отдельным видом искусства. Сегодня ее используют для печати книг, карт, афиш, упаковки.