Классы бумаги: классификация бумаги по показателям белизны и непрозрачности

Виды дизайнерской бумаги: основные категории – плотность, цвет, фактура и тактильность

  • Плотность

Первое, на что можно обратить внимание – плотность бумаги, она может варьироваться от 80гр до 900гр. Разные плотности используются для разной полиграфической продукции, то что подходит для обложки блокнотов, не подойдет для изготовления журналов. Поэтому лучше проконсультироваться у специалистов, какая плотность бумаги подойдет именно для изготовления вашей продукции, прежде чем составлять ТЗ.

  • Цвет

– Тонированная в массе. Спектр цветов очень широк. Такую бумагу хорошо использовать в рамках фирменного стиля компании. Даже на срезе, вы увидите нужный вам цвет. С помощью такой бумаги также можно выделить продукцию, сделать ее более яркой и эксклюзивной. Надо также помнить, что цветная бумага тонированная в массе может быть одновременно и металлизированной, и с тиснением.

– Не цветная – белая. Дизайнерская белая бумага также относится к классу «Премиум». Подходит для использования, если фирменный стиль компании предполагает строгость и лаконичность.

  • Фактура

– Бумага с тиснением

Наиболее частые виды тиснения: лен; кожа; микровельвет; молоток; мозаика; холст; фетр; песок; шелк; тростник; верже.

Тиснение бумаги может быть, как односторонним, так и двусторонним.

– Различные эффекты.

Тактильные или визуальные. Для придания дополнительных изысков бумаге, делают специальное покрытие, например, перламутровое, металлизированное или Soft Touch.  Или добавляют вкрапления в бумагу.

Бумага мнётся.

Предложите детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно. На основе мятых кусочков можно делать много интересных поделок.(Пластическая аппликация, торцевание)

Калька

Полупрозрачная бумага. Изготавливается по специальной технологии с применением мелкоизмельченной целлюлозы и различных связующих смол для достижения прозрачности.  Калька может быть не только белой полупрозрачной, но и цветной, и с металлизированным эффектом.

Кальку ранее воспринимали как материал технический, использовали для чертежей. На данный момент, благодаря широкому выбору и уникальности кальки, можно создать оригинальный дизайн продукции. В полиграфии кальку используют для производства вкладышей, вклейки в продукцию или для декоративного оформления изделий.

Особенности печати по кальке.Калька – полупрозрачный материал. Если по задумке дизайнера она накладывается на бумагу, то не всегда можно получить эффект, который вы себе представили. Важно правильно подготовить макет для кальки и макет для печати на бумаге.

2       крафт

Чаще всего у нас этот вид бумаги ассоциируется с упаковочной бумагой, использование ее в техническом направлении. Это может быть, как обычная бумага для упаковки товара, использование даже в ремонтных работах, так и разнообразные упаковочные коробки, встречающиеся повсюду.

Но сравнительно недавно эта бумага стала использоваться в мире полиграфии, как средства рекламы. Крафт-бумага считается эко-товаром – наше время эта тема достаточно актуальна. Изготавливается такая бумага из переработанного сырья. Крафт бывает не только коричневым, как мы его обычно представляем, но и белым.

Чаще всего область применения в полиграфии, это упаковочная бумага, коробки, разнообразные пакеты. Но ввиду того что появились новые технологии изготовления крафт-бумаги – можно выбрать разные плотности и уже изготовить из такой бумаги различную полиграфическую продукцию: визитки, открытки, сертификаты, конверты и т.д.

Бумагу можно сгибать.

Предложить детям согнуть бумагу пополам и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.

Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму и поэтому на её основе можно делать разные поделки. Оригами, шары кусудама, киригами. 

3       бумага тип «эфалин»

Эта бумага самая популярная для изготовления переплетных материалов и пакетов. Такая бумага выпускается в одной плотности 120гр/м2, но даже при такой плотности она достаточно износостойкая к перегибам и многочисленным сложениям. Что делает данный вид бумаги достаточно популярным.

Нужно заметить, что у эфалина широкая цветовая гамма, а также имеет разную фактурность (лен, микровельвет). Данный тип бумаги подходит для разного нанесения, это может быть офсетная печать, нанесение методом шелкографией и конечно можно сделать тиснение.

Спектр использования фактурных и гладких дизайнерских бумаг в полиграфии очень широк. Поэтому Типография на Павелецкой готова предложить бумагу на ваш выбор. Наши менеджеры подскажут, какую бумагу лучше использовать: плотность, гладкость/фактурность и технологию нанесения. Помогут подобрать под фирменный стиль компании.

Бумага рвётся.

Разорвите бумагу разной плотности и попробуйте восстановить разрыв. Когда дети скажут, что восстановить разрыв невозможно, предложите им склеить разорванные кусочки.

Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться. Рваная бумага применяется для изготовления отрывной аппликации, папье-маше.

На бумаге можно рисовать.

Предложить детям провести черту красным цветом по белому листу. А потом провести такую же черту по бумаге красного цвета. А так же попробовать рисовать на салфетке, глянцевой бумаге, гофрированной или тисненной. Спросить у детей на какой бумаге им понравилось рисовать больше.

Вывод: На бумаге можно рисовать. Но если бумага такого же цвета, как и фломастер, карандаш, то рисунок будет не виден. Следовательно бумагу для рисования лучше выбирать белую или отличную от цвета карандаша. Если бумага сильно тонкая, то при рисовании бумага рвется. На тисненной бумаге рисовать сплошной линией не получается.

Бумага мокнет.

Перед детьми стоит контейнер с водой и бумага разной толщины. Предложить поочередно опустить в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. В результате опыта дети делают выводы. Затем педагог опускает в контейнер бумажный кораблик. Для точности эксперимента можно оставить кораблик в воде на продолжительное время.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Это свойство бумаги применяется в технике работы с бумагой папье-маше, а так же мокрое складывание оригами. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.

Бумага класса a

Самая дорогая, но востребованная бумага. Характеризуется отличными потребительскими свойствами. Если выделять главные черты расходника, то бумага класса A – это гладкая белоснежная бумага, подходящая для печати как на лазерных, так и на струйных принтерах.

Свойства бумаги A класса позволяют обеспечивать идеальную цветную и монохромную печать (в том числе с высокой скоростью) с отличными показателями контрастности и цветопередачи (эти параметры зависят не только от бумаги, но и от характеристик принтера).

Кстати, эта бумага очень долговечна. При правильном размещении распечатанные на ней документы можно хранить на протяжении многих десятков лет. Можно сказать, что бумага класса A почти идеальна. Подходит для печати любых видов документов. За исключением, разве что, фотографий. Для выполнения фотопечати требуется уже фотобумага.

Бумага класса b

По мнению многих пользователей, бумага класса B является лучшим вариантом по соотношению цены и качества (хотя в последние годы большинство людей склоняются к покупке бумаги A класса). Показатель непрозрачности этой бумаги достаточен для выполнения двусторонней цветной и черно-белой печати на лазерных принтерах. Также бумага подходит для высокоскоростного копирования.

Бумага B класса довольно гладкая и приятная на ощупь. Поэтому ее целесообразно применять для создания документов любого назначения, а не преимущественно черновиков и малоценной документации, как в случае с бумагой C класса (подробности в следующем разделе). Хотя для печати приглашений и подобных материалов она все-таки не подходит. Недостаточно белая и гладкая.

При наличии современного лазерного принтера покупка такой бумаги становится хорошим вариантом для дома и офиса. Тексты и изображения на бумаге B класса пропечатываются очень даже неплохо. Поэтому ее можно смело рекомендовать в роли расходника для выполнения большинства задач домашней и офисной печати.

Бумага класса c

Самая дешевая бумага на отечественном рынке. Пользуется популярностью за счет доступной цены (хотя в последнее время разница между стоимостью различных классов бумаги постепенно сглаживается). Имеет низкие показатели белизны и минимальный разумный уровень непрозрачности.

Бумага класса C используется преимущественно для создания черно-белых копий среднего качества и для печати документации, предназначенной для использования внутри организации (в том числе для черновой печати и создания кратковременных отчетов, не требующих длительного хранения).

Бумага C класса применяется в основном для односторонней монохромной печати на лазерных принтерах. Ее очень нежелательно использовать для двусторонней печати (из-за низкой непрозрачности), а также для создания цветных изображений и любой другой печати на струйных принтерах.

Виды дизайнерских бумаг

При выборе бумаги возникает много вопросов. Бумага так же разнообразна, как и виды продукции (конверты, листовки, блокноты и т.д. и т.п). Мы решили сделать серию статей о бумаге используемой для изготовления полиграфической продукции. Мы познакомим вас с ее особенностями, областями применения и важными аспектами выбора.

Начнем с того, что вся бумага условно делится на четыре типа:

  • Дизайнерская бумага,
  • Офсетная бумага,  
  • Мелованная бумага,
  • Техническая бумага.

И каждый вид делится еще на несколько подвидов.

Мы подготовили обзорную статью, в которой расскажем о дизайнерской бумаге, используемой в полиграфическом мире. Такая бумага достаточна разнообразна по многим факторам. В дальнейшем мы сделаем подборку заметок про отдельные факторы или виды таких бумаг, где более детально расскажем о ее применении в полиграфии, о плюсах и минусах при выборе нанесения и о небольших тонкостях, которые стоит учесть при выборе для вашего заказа.

Виды печатных и переплетных бумаг, их свойства, технические показатели

Классификация бумаги и требования к ней

К бумаге для печати предъявляется ряд специфических требований, обусловленных особенностями технологического процесса печатания и назначением продукции. Поэтому для разных видов печати выпускается различная по свойствам бумага: для офсетной, высокой, глубокой печати. Для некоторых видов изданий применяется специальная бумага, например, газетная, картографическая, тонкая словарная, афишная и т. д.

БУМАГА ДЛЯ ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ (ТИПОГРАФСКАЯ). При высокой печати бумага контактирует с жесткой печатной формой. Печатающие элементы формы под большим давлением вдавливаются в бумагу. При этом неровности бумаги и роста печатной формы компенсируются за счет сжатия и сглаживания бумаги. Так обеспечивается пропечатка всех графических элементов изображения. Печать производится на скоростных рулонных машинах, поэтому бумага для высокой печати должна быть гладкой, мягкой, механически прочной, с равномерной структурой.

Рассмотрим по ГОСТ 9095-89 основные технические показатели типографических бумаг и их использование.

По указанному стандарту типографические бумаги выпускаются только двух номеров (в отличие от предыдущих трех номеров) и пяти марок: №№ 1А, 1Б, 2А, 2Б, 2В. Буквенная марка возле номера означает, что бумаги имеют разные свойства при одинаковом составе по волокну (в пределах одного номера). Исключение составляет состав по волокну бумаги № 1Б: она не является чисто целлюлозой, а имеет 20% рафинерной древесной массы. Но свойства у нее такие же, как у чисто целлюлозной бумаги, т. к. в состав входит 80% сульфатной целлюлозы. Бумага № 1Б является более экономичной, чем № 1А при тех же практических свойствах, которые следует учитывать при выборе бумаги для издания.

По плотности бумага выпускается микропористая (№№ 1А, 1Б, 2А) и макропористая (№ 2В); по гладкости трех категорий: машинной гладкости (30-85 с), каландрированная (100-300 с) и высококаландрированная (300-500 с). Знание этих показателей для техреда очень важно, т.к. от них зависит точность воспроизведения соответствующего изображения.

На бумаге машинной гладкости можно воспроизвести только текст штриховые иллюстрации; на каландрированной – текст, штриховые и однокрасочные растровые иллюстрации с линиатурой до 40 лин/см; на высококаландрированной  – текст, штриховые и многокрасочные иллюстрации с любой линиатурой растра.

Т. к. бумага должна быть мягкой, то она имеет минимальную естественную проклейку 0,5 мм (в отличие от офсетной). Этот показатель не имеет большого значения для типографских бумаг. Поэтому в последнем ГОСТе на типографские бумаги он не указывается.

БУМАГА ДЛЯ ОФСЕТНОЙ ПЕЧАТИ. Способом офсетной печати выпускается самая разнообразная продукция: книги, журналы, учебники, словари, журналы, справочники, газеты, репродукции, обложки, плакаты открытки, этикеточно-упаковочная продукция и т.п. Поэтому значительно расширен ассортимент офсетной печатной бумаги. Увеличение скорости печатания (на листовых машинах до 10-12 тыс. об/ч, а на рулонных – до 25 тыс. об/ч и выше) потребовало создания офсетных бумаг повышенной прочности.

Отличительными особенностями офсетных бумаг являются:

• повышенная степень проклейки (1,25 – 1,75 мм) из-за увлажнения при печати;

• высокая поверхностная прочность, т.к. бумага контактирует с резинотканевой пластиной и используются липкие краски;

• наличие в составе бумаги сульфатной целлюлозы, что обеспечивает повышенную прочность бумаги на разрыв (до 3500 м), прочность на излом и стойкость поверхности к выщипыванию;

• сравнительно низкий показатель гладкости – 30-170 с (30-80 с машинной гладкости и 80-170 с – каландрированной), т. к. пропечатка всех деталей изображения обеспечивается деформационными свойствами  резинового полотна. Это дает возможность на бумаге машинной гладкости воспроизводить текст, штриховые и растровые иллюстрации с линиатурой до 48 лин/см совместно с текстом, в том числе и многокрасочные, а на каландрированной – с растром 60 лин/см.

По ГОСТ 9094-89 офсетная книжно-журнальная бумага выпускается двух номеров: № 1 – высшего сорта и первого, № 3 – марок А и Б.

В целях экономии сырья (натуральной целлюлозы) выпускается офсетная бумага с пониженной массой 1 м (60 г/м) и повышенным содержанием древесной термомеханической массы (до 75%). Она не имеет номера и называется книжно-журнальной (1, с. 85-86).

Этот вид бумаги имеет показатели выше, чем бумага № 2 при меньшем содержании целлюлозы почти в 2 раза. Это достигается за счёт термомеханической древесной массы (в № 2 – белая древесная масса).

Специфическим видом офсетной бумаги является картографическая. Её особенностью является высокая прочность, высокая степень белизны и максимальная степень проклейки.

БУМАГА ДЛЯ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ. Особенность способа глубокой печати заключается в том, что печатающие элементы формы углублены, и бумага в момент печатания соприкасается с пробельными элементами. Чтобы из печатающих элементов жидкая краска полностью переходила на бумагу и не затекала на пробельные, бумага должна плотно прилегать к пробельным участкам жёсткой металлической формы и  частично  вдавливаться в углублённые печатающие элементы. Печать производится на высокоскоростных ротационных машинах, поэтому бумага для глубокой печати должна быть механически прочной, высокогладкой, мягкой, эластичной, с низкой впитывающей способностью, с минимальной сорностью.

Бумага для глубокой печати выпускается № 1 и № 2. Их характеристика приведена в учебнике 1 .

Т. к. основная продукция, печатаемая глубоким способом, – массовые иллюстрированные журналы, то для них выпускается специальная бумага с пониженным содержанием целлюлозы (35%) и с увеличенным содержанием термомеханической массы (65%), гладкостью 400-600 с (печатается текст, штриховые и растровые иллюстрации 70 лин/см). Масса 1 м – 60 г (т. е. пониженная), плотность – 0,9 г/м (т. е. высокая, маловпитывающая краску, следовательно, оттиски будут насыщенные). Бумага только рулонная.

МЕЛОВАННАЯ БУМАГА обладает гладкой поверхностью, высокой белизной, глянцем и поэтому имеет высокую разрешающую способность, что позволяет наиболее точно воспроизводить цветные оригиналы.

Мелованная бумага вырабатывается для высокой и офсетной печати. У мелованной бумаги покровный пигментный слой делают водостойким, что достигается введением латекса. Мелованная бумага вырабатывается с однократным и двукратным мелованием. Двукратное мелование повышает гладкость, улучшает внешний вид и восприятие краски бумагой.

Мелованная бумага выпускается по ГОСТ 21444-75. Для высокой печати выпускается бумага однократного мелования марки В (в листах массой 1 м, 115 г/м, гладкостью не менее 700 с) и двукратного мелования марки ДВ (массой 120 г/м и 245 г/м).

По такому же принципу выпускается и мелованная бумага офсетная однократного мелования марки О (в листах масса 1 м, 110 г/м, гладкостью не менее 500 с) и двукратного мелования ДО (масса 120, 245 г/м, гладкость 400-1500 с).

Следует обратите внимание, что для печатания многокрасочной продукции высоким и офсетным способом пригодна бумага марки ДЧ (масса 120 г/м, гладкость 850-1500 с). ДЧ применяется на четырёхкрасочных машинах.

Для печатания открыток способами высокой и офсетной печати выпускается специальная бумага марки МО (масса 1 м, 245 г/м, гладкость 300-600 с).

Для техредов особый интерес представляет тонкая мелованная бумага, т. к. она даёт возможность печатать офсетным способом массовую книжно-журнальную продукцию (в том числе учебники, детскую литературу, иллюстрированные журналы и т. д.). Она экономична при достаточно высоком качестве изданий.

Матовая мелованная бумага рекомендуется для печатания одно- и многокрасочных иллюстрированных изданий.

К переплётным бумагам относится форзацная и обложечная бумага, бумага для оклейки корешков книжных блоков и для изготовления отставов.

К форзацным
бумагам предъявляется требование повышенной прочности. Поэтому эти бумаги вырабатываются из из 100-процентной древесной целлюлозы и в большом ассортименте по массе 1 м (от 80 до 160 г), т. к. выбор форзацной бумаги зависит от величины книжного блока: чем больше объём книжного блока, тем толще должна быть бумага для форзаца. Чаще всего применяется форзацная бумага массой 120 г/м. Степень проклейки форзацной бумаги высокая (0,75-1,25 мм), что предотвращает деформацию бумаги при нанесении водного клеевого раствора. Форзацная бумага выпускается марок А и О.

Форзац является элементом оформления издания. Поэтому форзацная бумага выпускается белой и цветной, окрашенной в массе и с поверхности, мактовой, лощёной и тиснёной. На бумаге марки О печатают офсетным способом.

Обложечная бумага выпускается трёх марок (А, Б, В), в рулонах и в листах. Т. к. обложечная бумага является элементом оформления издания, она выпускается разных видов: гладка и тиснёная, белая, окрашенная.

Бумаги марок А, Б, В имеют разный состав по волокну, что даёт возможность использовать эти бумаги более целесообразно в зависимости от вида изданий, сроков и условий пользования изданием. Большой ассортимент обложечных бумаг по массе 1 м позволяет использовать их как для оклейки переплётов (80-100 г/м), так и для обложек журналов, брошюр и книг (120-200 г/м).

Для оклейки переплётов и цельнобумажных обложек можно использовать офсетную бумагу № 1.

Специальная бумага для суперобложек не выпускается. Суперобложку можно отпечатать на офсетной бумаге № 1, мелованной, бумаге № 1 для глубокой печати массой 100, 120, 140 г/м.

Обложечная бумага

Обложечная бумага применяется для оклейки переплетных крышек, изготовления обложек книг, журналов, брошюр, бланочной продукции, суперобложек. Ее выпускают трех марок: А, Б и В — белой, цветной, матовой и глазированной, с тиснением или без него, для печатания текста или иллюстраций; бумага с декоративным покрытием и пропиткой, что придает большую прочность ее поверхности (на выщипывание) при печатании офсетным способом.

Для переплетов допускается использование офсетной бумаги № 1 марок А, Б и
В
массой 1 м2 120—240 г. Бумага при нанесении на нее клеевых растворов не должна сильно деформироваться и давать минимальную усадку при высыхании, при этом не должна сильно скручиваться. Для уменьшения деформации бумаги при увлажнении, ее скручивания и глубокого проникания клея в нее вводят проклейку, для повышения гладкости — наполнитель.

Обложечная бумага всех марок должна быть прочной на излом, обладать прочностью поверхностного слоя на выщипывание и истирание.

Прочностные свойства обложечной бумаги обеспечиваются ее волокнистым составом. Бумага марок А и Б содержит сульфитную целлюлозу, для придания ей большей прочности и износостойкости в нее вводят до 40% сульфатной целлюлозы. Бумага марки В, предназначенная для изданий с небольшим сроком службы, содержит, кроме целлюлозы, около 20% древесной массы.

Прочность обложечной бумаги значительно повышается при нанесении на нее слоя лака или припрессовки к ней пленки.

Обычно для оклейки переплетных крышек применяют бумагу массой 1 м2 80, 100, 120 г марок А и Б или офсетную № 1. Для цельнобумажных обложек книг, журналов, брошюр применяют бумагу марок А, Б и В с пленкой или лаковым покрытием, офсетную № 1.

Люксапринт — плотная мелованная бумага (на ее поверхность нанесен слой термопластичного полимера), пропущенная между нагретыми полированными цилиндрами. Бумага имеет высокий блеск. Ее разновидностью является эфолин с поверхностным тиснением.

Использование бумаги разной массы зависит от объема издания. Например, при толщине книги или журнала до 10 мм масса бумаги 1 м2 должна быть 120—140 г, при толщине 10—15 мм — 140—180 г, более 15 мм — 160—240 г.

Обложечная бумага даже при небольшом увлажнении теряет прочность на истирание, поэтому углы и торцы переплетных крышек быстро истираются. Поэтому выпускают также влагопрочную бумагу, которая имеет более высокую прочность на истирание и сопротивление на излом за счет введения в нее проклеивающих веществ — меламино-формальдегидной смолы и латекса. Такая бумага даже при полном намокании сохраняет 25% прочности, в то время как обычная бумага полностью теряет прочность.

Влагопрочную обложечную бумагу выпускают марок А и Б. Бумага марки А массой 1 м2 80—120 г используется для изготовления цельнобумажных и составных обложек для детских книг и учебников. Бумага марки Б массой 1 м2 140—200 г предназначена для брошюр и журналов. Для обложек может быть использована и мелованная марок В и О массой 1 м2 115—240 г.

Геометрические параметры

1) Толщина — определяется как расстояние по вертикали между двумя параллельными поверхностями бумаги при заданном давлении на поверхность. Диапазон толщин варьируется от 35 микрон до 300 мкн, а картона от полумиллиметра до 3 мм. Масса одного метра квадратного – это косвенная характеристика толщины.

2) Масса связана с толщиной, так как чем толще бумага, тем она тяжелее (при условии равной плотности). Определяется взвешиванием образца бумаги размером 100 х 100 мм на специальных квадрантных весах.

3) Плотность бумаги — это вес 1 кубического метра. Плотность зависит от пористости бумаги, определяется, как пространство между волокнами и порами, которые могут быть заполнены наполнителями, проклейкой и влагой.

4) Пухлость. Не менее важной геометрической характеристикой бумаги, наряду с толщиной и массой 1 м2, является пухлость. Она характеризует степень спрессованности бумаги и тесно связана с такой оптической характеристикой, как непрозрачность.

То есть, чем пухлее бумага, тем она более непрозрачна при условии одинакового граммажа. Пухлость измеряется в см3/г. Пухлость печатных бумаг колеблется в среднем от 2 см3/г (для рыхлых, пористых) до 0,73 см3/г (для высокоплотных каландрированных бумаг).

Дизайнерская бумага

По названию понятно, что она самая неординарная и привлекательная внешне. Индивидуальность ей могут придавать:

  • Цвет: необычные оттенки, неравномерное прокрашивание, различные вкрапления, к примеру, блестки либо цветные ворсинки.
  • Поверхность: определенная фактура, рифление, тиснение, имитация хлопка, кожи и др.

Дизайнерская бумага имеет плотность от 125 до 400 г/кв. м, применяется для информационной и рекламной полиграфии, упаковки, печати визиток, для изготовления декора, в том числе – ручных изделий.

Какие поделки можно делать из бумаги?

Зная свойства бумаги вы легко найдете ей применение. Дети очень любят мастерить из этого универсального материала. К тому же техник по работе с бумагой великое множество. Начиная от простой аппликации можно постепенно переходить к оригами, квиллингу, моделированию. Более подробно вы сможете ознакомиться с с техниками работы с бумагой в моей статье.

Желаю всем творческих успехов!

Классификация свойств бумаги:

1. Геометрические:

  • Толщина
  • Масса
  • Плотность
  • Пухлость

2. Сорбционные:

3. Механические:

  • Поверхностная гладкость
  • Шероховатость или трение
  • Неоднородность структуры бумаги (направление волокон)
  • Жесткость/мягкость (параметр сжатия растяжения)
  • Механическая прочность и устойчивость к деформации

4. Оптические:

  • Оптическая яркость(белизна)
  • Непрозрачность
  • Лоск/Глянец

Рассмотрим подробнее каждый параметр.

Мелованная бумага

Получила такое название благодаря дополнительному покрытию: его наносят на бумажную основу с одной или обеих сторон в 1-3 слоя, чтобы краски не растекались и быстрее сохли.

Изначально мелованная бумага матовая, а для придания глянца ее пропускают через специальные валы (каландрирование), что делает лист плотнее и тоньше на ощупь.

Печатают на мелованной бумаге и офсетным, и цифровым способами. Благодаря плотности от 70 до 300 г/кв. м она подходит для любой качественной полиграфии. Также к ней применимы практически все виды отделки: ламинирование, тиснение, конгрев, выборочное УФ-лакирование.

Оптические параметры

1) Оптическая яркость – это способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Высокая оптическая яркость для печатных бумаг является преимуществом, так как четкость, удобочитаемость издания зависит от контрастности печатных и пробельных участков оттиска.

Цветовая точность изображения, ее соответствие оригиналу возможны только при многокрасочной печати на достаточно белой бумаге. Для повышения оптической яркости в дорогие высококачественные бумаги добавляют так называемые оптические отбеливатели — люминофоры, а также синие и фиолетовые красители, устраняющие желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам.

Этот технологический прием называют подцветкой. Мелованные бумаги без оптического отбеливателя имеют оптическую яркость не менее 76%, а с оптическим отбеливателем — не менее 84%. Печатные бумаги с содержанием древесной массы должны иметь оптическую яркость не менее 72%, а вот газетная бумага может быть недостаточно белой. Её оптическая яркость составляет в среднем 65%.

2) Еще одним важным практическим свойством печатной бумаги является ее непрозрачность. Особенно важна непрозрачность при двухсторонней печати. Для повышения непрозрачности подбирают композицию волокнистых материалов, комбинируют степень их помола, вводят наполнители.

3) К оптическим свойствам бумаги относится также ее лоск, или глянец. Лоск, или глянец – это результат зеркального отражения поверхностью бумаги падающего на нее света. Естественно, это тесно связано с микрогеометрией поверхности, то есть с гладкостью бумаги.

Обычно с повышением гладкости лоск тоже увеличивается. Однако эта связь неоднозначна. Следует помнить, что гладкость определяется механическим способом, а лоск — это оптическая характеристика. Глянец глазированной бумаги может составлять 75-80%, а матовой — до 30%.

На белизну, гладкость и глянец бумаги влияет использование в процессе изготовления бумаги таких этапов обработки бумаги, как каландрирование и мелование, о них будет идти речь дальше в статье.

Большинство потребителей печатной продукции отдают предпочтение глянцевым бумагам, однако глянец нужен в изданиях далеко не всегда. Так при воспроизведении текста или штриховых иллюстраций применяют бумагу с минимальным глянцем, например бумагу машинной гладкости, а различные проспекты, этикетки, репродукции с картин прекрасно получаются на бумаге с высоким глянцем.

В одной научно-исследовательской работе были проведены опыты с различными видами бумаги для определения их свойств, в результате были сделаны следующие выводы:

Отделка бумаги

Это операция, с помощью которой улучшается товарный вид бумаги и придаются ей некоторые специфические свойства. Начальная операция отделки бумаги выполняется непосредственно в б/д/м (бумагоделательной машине). С этой целью бумага пропускается через секцию каландрирования.

Основное назначение обработки в каландре заключается в выравнивании бумаги по толщине. Каландр представляет собой систему, распложенных друг над другом чугунных шлифовальных валов, которые устраняют неровность поверхности, за счет высокого линейного давления между валами.

Бумага, прошедшая обработку в таких каландрах, называется бумага машинной гладкости. Если дальнейшая отделка бумаги не требуется, то после прохождения через машинный каландр бумага сматывается в рулон. Для придания бумаге более высокий гладкости и глянца её пропускают через суперкаландр.

Перед подачей в суперкаландр бумага предварительно увлажняется. В суперкаландрах полированные металлические валы чередуются с эластичными валами, которые предотвращают раздавливание бумаги. В зоне контакта происходит вдавливание металлическими валами.

В завершении в её состав вводят белые минеральные пигменты, которые называются наполнители, которые:

а) нужны для повышения белизны, гладкости, светонепроницаемости;

б) делают структуру бумаги более плотной и мелкопористой.

В качестве наполнителей используется мел, каолин, диоксид титана, гипс и т. д. Содержание наполнителя, вводимого в бумагу колеблется от 5 до 23 %, в зависимости от назначения бумаги. О количестве наполнителя бумаги можно узнать по показателю зольности, который определяется, как отношение массы золы, образованной при прокаливании, к массе бумаги, взятой для испытания, выражается в процентах: З=(mз/mб)*100.

Отлив бумаги

Отлив бумаги – формирование бумажного полотна в результате отфильтровывания воды от целлюлозных волокон. Этот процесс производится на бумагоделательных машинах, которые работают со скоростью достигаемой 1000 об/мин, ширина от 7 до 10 м, а длина сеточной части 200 м. Бумагоделательная машина состоит из следующих частей:

  1. Напускное устройство;
  2. Сеточная часть;
  3. Прессовая;
  4. Сушильная;
  5. Каландр.

Напускное устройство. Его задача в расширении бумажного потока массы до нужного размера, равномерном распределении волокон по поверхности и подведении к сеточному столу с одинаковой скоростью. От качества выполнения этой задачи зависит прежде всего масса одного квадратного метра и равномерная толщина по всей ширине бумажного полотна.

отлив бумаги вручную

Слишком быстрое удаление воды может создавать пену нежелательную для структуры бумаги. Для выравнивания поверхности бумажного полотна и разрушения пены, возникающей при подаче бумаги на сетку, в бумагоделательную машину(б/д/м), в сеточной части устанавливается эгутер, сетчатый вал, для выравнивания поверхности бумаги.

Он уплотняет бумажное полотно, сглаживает разницу на поверхности обеих сторон, снижает облачность бумаги и обезвоживает бумажное полотно. С помощью этого вала на бумагу наносятся водные знаки. Далее с помощью гаучвала происходит передача в прессовую секцию б/д/м, при этом в уже сформированном влажном полотне остается 80-85% влаги.

При прессовании применяются шерстяные сукна, которые не только предохраняют слабое бумажное полотно, но и транспортирует бумагу от впитывающего пресса к пропускному. Обычно в машине бывает от 2-х до 4-х прессов, состоящих из парно установленных друг на друге волов, обтянутых сукном.

Дальше бумага поступает в сглаживающие офсетные прессы без сукна, которые уплотняют ее и сглаживают. После прессования бумажное полотно содержит порядка 60-65% влаги и приобретает достаточную прочность, чтобы самостоятельно продвигаться к сушильной секции б/д/м.

Сушильная секция состоит из обогреваемых паром сушильных цилиндров обтянутых сукном, непрерывно движущееся бумажное полотно прижимается к поверхности цилиндров. Это улучшает теплопередачу, а также предотвращает коробление и сморщивание поверхности бумаги из-за усадки полотна.

Для качества получаемой бумаги большое значение имеет температурный режим сушки. Если поверхность цилиндра сильно нагрета, то при прикосновении с ней пересыхают волокна поверхностного слоя и выдираются из полотна. Такая бумага при печати будет пылить и выщипываться.

Температурный режим также влияет на эффективность проклейки бумаги. В процессе сушки из бумаги продолжает испаряться влага, содержащаяся между волокнами в её капиллярах. При влажности бумаги около 60% между свободными гидроксильными группами соседних волокон, образуется межволоконные связи, называющиеся водородными.

Эти связи в большей степени и определяют прочность бумаги. При увеличении времени сушки возрастает количество водородных связей между волокнами, нормальная влажность печатной бумаги, после сушильной секции должна быть 5%-7%. Температура бумаги после сушки составляет 75-85◦С, поэтому в конце сушильной части располагаются охлаждающиеся цилиндры, которые охлаждают бумагу до температуры 20-30◦С, чтобы предотвратить пересыхание бумаги.

Офсетная бумага

Один из самых распространенных видов, предназначен для офсетной печати. Мы ее знаем как бумагу для оргтехники с плотностью от 65 до 280 г/кв. м. Она имеет шероховатую поверхность и не бликует на свету. Удобная для рисования красками, письма ручкой и карандашом.

Офсетная бумага стоит дешевле мелованной и дизайнерской. Ее активно используют для выпуска книг, блокнотов, тетрадей, всевозможных изделий для рисования и записей.

Промежуточные классы бумаги: назначение и характеристики

Периодически встречаются ситуации, когда одна из рассматриваемых характеристик бумаги не дотягивает до уровня остальных. Также бывают противоположные случаи, когда одна характеристика соответствует более высокому рангу, а другие находятся уровнем ниже.

Поэтому, если встретите подобное обозначение, знайте, что в плане характеристик бумага находится между классами. В таких случаях рекомендуем ориентироваться по букве, не обращая внимания на плюс. Слишком часто его добавляют по минимальному поводу, исключительно для выделения продукции среди аналогов.

Сорбционные параметры

1) Впитываемость. Бумага – гигроскопичный материал – следовательно, при увеличении влажности ее волокна набухают и расширяются, в основном по диаметру: бумага теряет форму, коробится и морщится, а при высушивании происходит обратный процесс: бумага дает усадку, уменьшаясь в формате.

Бумага, используемая в плоской печати, должна иметь минимальную деформацию при увлажнении, так как по условиям технологии печатного процесса, она соприкасается с увлажненными поверхностями. Повышенная влажность резко снижает механическую прочность бумаги на разрыв, бумага, не выдерживая высокоскоростной печати, рвется. Изменение влажности бумаги в процессе многокрасочной печати приводит к несовмещению красок и нарушению цветопередачи.

Для повышения влагостойкости бумаги в состав бумажной массы при изготовлении добавляют гидрофобные вещества (эта операция называется проклейкой в массе), или же проклеивающие вещества наносятся на поверхность уже готовой бумаги (поверхностная проклейка).

Довольно сильно проклеиваются офсетные бумаги, особенно те из них, которые при использовании подвергаются резким изменениям климатических условий, так как в процессе печати проходят секции печатной машины несколько раз, например картографические бумаги.

2) Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску. Различают макро- и микропористые бумаги. Поры – это пространства между волокнами, заполненные воздухом и влагой.

Макропористые бумаги хорошо воспринимают краску, впитывая ее как единое целое. Для таких бумаг используют маловязкие краски. Жидкая краска быстро заполняет крупные поры, впитываясь на достаточно большую глубину. Причем чрезмерное ее впитывание может даже вызвать «пробивание» оттиска, то есть изображение проступает с обратной стороны листа.

Повышенная макропористость бумаги нежелательна, например при иллюстрационной печати, когда чрезмерная впитываемость приводит к потере насыщенности и глянцевости краски. Для микропористых (капиллярных) бумаг характерен механизм так называемого «избирательного впитывания», когда под действием сил капиллярного давления в микропоры поверхностного слоя бумаги впитывается преимущественно маловязкий компонент краски (растворитель), а пигмент и пленкообразователь остаются на поверхности бумаги.

Сходства и различия

Что объединяет разные виды бумаги? Для их производства берут растительные волокна и соединяют с помощью химических составов. Готовый материал имеет пористую структуру, которая допускает проникновение влаги и красок.

Теперь о различиях. Они будут зависеть от природы растительных волокон, присутствия каких-либо наполнителей, технологии изготовления. Структуру конечного продукта описывают следующие характеристики:

  • Плотность. Соотношение веса листа, выраженного в граммах, к площади 1 кв. м. Может составлять от 45 до 400 г/кв. м.
  • Белизна. Ее описывают как способность поверхности отражать свет. Процентное отношение интенсивности отраженного света к падающему находится в пределах 60-98%.
  • Прозрачность. Это способность пропускать сквозь себя определенное количество света, не рассеивая его. Для бумажного листа она означает возможность/невозможность двусторонней печати.
  • Глянцевость/матовость. Зеркальное или диффузное отражение света.
  • Фактура. Поверхность может быть гладкой или шероховатой, ровной или тисненой.

С учетом всех параметров выделяют около 15 основных видов бумаги. Рассмотрим их подробнее и начнем с наиболее востребованной:

Таблица классов бумаги

Здесь мы опубликуем сравнительную таблицу классов бумаги, а в следующих разделах представим краткую характеристику этих самых классов.

Яркость ISO

Белизна CIE

Уровень гладкости

Непрозрачность

Цена в процентном отношении

Бумага класса A

От 98%

От 161%

Очень высокий

От 92%

130%

Бумага класса B

97-98%

152-160%

Высокий

91-92%

115%

Бумага класса C

92-94%

135-146%

Средний

89-90%

100%

Отметим, что цена выражена в процентах по отношению к бумаге C класса (для более наглядного сравнения без привязки к конкретной марке и виду бумаги). Все показатели актуальны на момент публикации статьи.

Важно: Характеристики бумаги от некоторых производителей могут отличаться от приведенных значений. Это нормальное явление, так как стандарты качества определенных брендов не совпадают с общепринятыми значениями.

Упаковочная бумага

Упаковочная бумага очень разнообразна. При выборе конкретной разновидности следует учесть, какими физико-химическими свойствами она обладает, в каких условиях хранится и транспортируется продукция, для которой предназначена упаковка.

Обработка специальными составами делает ее более прочной, жесткой, газо-, паро-, водонепроницаемой. Возьмем, к примеру, антиадгезионную бумагу: ее пропитка не дает липким продуктам склеиться.

По способу обработки упаковочная бумага бывает:

  • Противокоррозионная – для защиты металлических элементов от коррозии.
  • Бактерицидная (асептическая) – препятствует попаданию внутрь бактерий, предотвращает размножение микроорганизмов и образование плесени.
  • Термосвариваемая – для автоматизированной упаковки продукции, имеет специальный слой, благодаря которому края надежно соединяются.
  • Кашированная алюминиевой фольгой – для оборачивания продуктов, которые содержат жир.

В зависимости от назначения, упаковочная бумага делится на этикеточную, для гофрирования, крафтовою, пергамин, растительный пергамент и подпергамент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector