Характеристика Настасьи Коробочки в поэме “Мертвые души”

Анализ эпизода “чичиков у коробочки”

“Ну, баба, кажется, крепколобая…” – подумал Чичиков.

Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество терпело крах, назрел кризис системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им безбедно существовать за счет рабского труда подневольных крестьян.

Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину

Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой “гадости и мерзости

Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке – достаточно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про давать “мясо, птицу, пеньку и мед”, но не отказавшейся и от торговли мертвыми душами крестьян. Причем “дубиноголовая” Настасья Петровна “решила”, что для этого придется выкапывать гробы, и это ее не останавливает.

Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато дело, и, коль он заехал к Коробочке, надо вести дело с ней л Иванович позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда она отвлекается от интересующего его дела. Настасья Петровна боится продешевить, все остальное ее не беспокоит.

Она, “женщина пожилых лет, в каком-то чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай и убытки и держат голову несколько набок, а между тем собирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.

Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяйством, но прекрасно знает власть денег. Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей деньги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капитал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность накопительства Коробочки почти зловеща.

Она копит деньги ради их самих, не боится продавать мертвых крестьян – лишь бы получить деньги.

Этот эпизод имеет большое значение в композиционном построении поэмы “Мертвые души”. Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составление капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу самих помещиков. Они теряют человеческий облик, душевную теплоту, превращаясь в “настоящих мертвых душ”.

Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел нарождающийся класс капиталистов, показал их кровную связь с крепостниками, у них единая природа – беспощадная эксплуатация человека ради собственной наживы. Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не увидел сам и не показал своим читателям путей возрождения России, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ “птицы-тройки” – России, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами.

Гоголь не был фантастом, он не мог предсказать, как скоро это случится, поэтому образ “тройки” символичен. Это почти мечта автора о прекрасном будущем отечества. “Русь, куда же несешъся ты? Дай ответ. Не дает ответа.

Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”.

Все тесты

  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
  • Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вечер» А. Фета5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Тучи» М. Лермонтова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Книга» Г. Тукая5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Деревня» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Летний вечер» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Элегия» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Зимнее утро» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Троица» И. Бунина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушке» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «О весна без конца и краю» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Море» В. Жуковского5 вопросов

Картинка к сочинению образ и характеристика коробочки мёртвые души

Образ помещицы коробочки в поэме н.в. гоголя “мертвые души” (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение

§1. Принцип построения образов помещиков в поэме

§2. Образ Коробочки

§3. Художественная деталь как средство

характеристики персонажа

https://www.youtube.com/watch?v=LOmDF5diruc

§4. Коробочка и Чичиков.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Поэма «Мертвые души» создавалась Н.В.Гоголем около 17 лет. Сюжет ее был подсказан А.С.Пушкиным. Над поэмой Гоголь начал работать осенью 1835 года, а 21 мая 1842 года «Мертвые души» появились в печати.

Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточенную полемику: одни восторгались ею, другие видели в ней клевету на современную Россию и «особый мир негодяев».

Над продолжением поэмы Гоголь работал до конца жизни, написав второй том (который был потом сожжен) и планируя создать том третий.

По замыслу писателя, в поэме должна была быть изображена не только современная ему Россия со всеми ее проблемами и недостатками (крепостничество, бюрократическая система, утрата духовного начала, иллюзорность и др.

), но и та основа, на которой страна могла возродиться в новой социально-экономической ситуации.

Поэма «Мертвые души» должна была стать художественным поиском «живой души» – того типа человека, который мог бы стать хозяином новой России.

В основу композиции поэмы Гоголь положил архитектонику «Божественной комедии» Данте – странствия героя в сопровождении проводника (поэта Вергилия) сначала по кругам ада, затем, через чистилище, – по сферам рая. В этом странствии лирический герой поэмы встречал души людей, отягощенные грехами (в кругах ада) и отмеченные благодатью (в раю).

Поэма Данте представляла собой галерею типов людей, воплощенных в художественных образах известных персонажей мифологии и истории. Гоголь также хотел создать крупномасштабное произведение, в котором отразилось бы не только настоящее России, но и ее будущее. «…Какой огромный, оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!..» – писал Гоголь Жуковскому.

Каждый из персонажей поэмы одновременно и типический, и ярко индивидуализированный персонаж – со своими особенностями поведения и речи, отношением к миру и нравственными ценностями.

Мастерство Гоголя проявилось в том, что его поэма «Мертвые души» – это не просто галерея типов людей, это коллекция «душ», среди которых автор ищет живую, способную к дальнейшему развитию.

Гоголь собирался написать произведение, состоящее из трех томов (в соответствии с архитектоникой «Божественной комедии»Данте»): «ад» России, «чистилище» и «рай» (будущее).

Когда первый том был опубликован, споры, разгоревшиеся вокруг произведения, особенно негативные оценки, потрясли писателя, он уехал за границу и начал работу над вторым томом.

Но работа шла очень тяжело: изменились взгляды Гоголя на жизнь, искусство, религию; он пережил духовный кризис; были разорваны дружеские связи с Белинским, в резком тоне раскритиковавшим мировоззренческую позицию писателя, высказанную в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

Отношение к крестьянам

Количество крепостных Коробочки не столь велико – приблизительно 80 человек. Помещица знает их всех поименно. Коробочка всегда активно занимается делами своего имения и принимает непосредственное участие во всех работах. Описания отношения к крестьянам в тексте найти невозможно, но то, как помещица описывает свои мертвые души, наталкивает на мысль, что Коробочка не отличается плохим отношением к крепостным.

За время после проведения последней переписи у нее набралось 18 «мертвых душ». По словам помещицы, это были хорошие люди, они исправно выполняли свою работу и изрядно трудились. Коробочке искренне жаль, что они умерли. Особенно Коваля, который сгорел на днях от алкоголя – он был хорошим работником.

Поэма "Мертвые души". Образ Коробочки
По внешнему виду крестьяне Коробочки также заметно отличаются – все мужчины, которых удалось увидеть Чичикову, были крепкого телосложения, коренастые и наделены непомерной силой.https://www.youtube.com/watch?v=vY2rBc9lL1o

Образ Настасьи Петровны Коробочки, один из самых привлекательных и противоречивых. С одной стороны, она заботливая хозяйка своего поместья. Коробочка в меру разумного, заботится о своих крестьянах. Все постройки в ее имении, хоть и не новые, но качественно отремонтированные, а крепостные не выглядят забитыми.

Характеристика (таблица) коробочки

Внешность Настасьи ПетровныУсадьба помещицыХарактеристика КоробочкиОтношение к предложению Чичикова
Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце. Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный «герб» Коробочки — это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным «хозяйственным овощем», а из нижних торчит множество мешочков. Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница. Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка («Мертвые души»). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику.

В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.

После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…» Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке.

Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком‑то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной.

Имя и отчество Коробочки — Настасья Петровна — напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой — ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня). Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством;

даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — товар.

Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников». Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым.

Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как‑нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся.

Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли). Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает. В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека.

На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, — торговая деловитость. Каждый человек для нее — это прежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир — аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру.

Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей». Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял.

Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения.

Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки. Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.

Справочный материал для школьников:

Гоголь Николай Васильевич — представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. Годы жизни: 1809-1852. Наиболее известные труды и произведения: Мёртвые души Ревизор Женитьба Театральный разъезд Вечера на хуторе близ Диканьки Миргород Вий Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Старосветские помещики Тарас Бульба Петербургские повести Невский проспект Нос Шинель Записки сумасшедшего Портрет Коляска.

В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию.

После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…»

Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком‑то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной.

Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна – напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня). Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством;

даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар.

Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как‑нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся.

В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель.

Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».

Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз.

Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки.

В поэме «Мертвые души» Николай Васильевич Гоголь наряду с гениальной галереей портретов помещиков подробно описывает своего главного героя — Павла Ивановича Чичикова. Подобно Хлестакову, он врывается в жизнь мелкопоместных уездных дворян и раскрывает для нас их сущность.

Но принадлежит ли он сам к этой портретной галерее? Каков он сам? Опишем его внешние приметы. Он, разумеется, мошенник. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет им поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Если бы ему досталось приличное наследство, он, может, и не пускался бы в авантюры, но Чичиков беден и хочет единственно доступным ему путем остроумного обмана добыть то, чего был лишен от рождения.

Он прекрасно запомнил завет отца «беречь копейку», ибо все могут предать, только «копейка» поможет и спасет… Попробовав себя в разных сферах добывания легких денег, Чичиков придумал великую аферу с мертвыми душами, покупая их как живые, не прошедшие ревизской сказки.

Он хочет заложить их в опекунский совет и получить наличный капитал под эфемерный залог. Чичиков умен, обаятелен, но его ум и обаяние направлены на то, чтобы одурачивать окружающих. Чичиков общается с такими же мошенниками и плутами, но от этого его поступки не становятся благовиднее; он «мошенник из мошенников», и все его способности и усилия направлены не на благие цели, а на личное обогащение.

Он довольно циничен, придумав такую аферу с покупкой мертвых душ. Если нужно, он являет образец милейшего и воспитаннейшего человека, но когда это не требуется, являет свои истинные манеры. Например, заключая сделку с Собакевичем, который сразу разгадал его, Чичиков разговаривает на его языке: — Хорошо, давайте же сюда деньги!

На что ж деньги? У меня вот они в руке! Как только напишете расписку, в ту же минуту их возьмите. — Да извольте, как же мне писать расписку? Прежде нужно видеть деньги. Чичиков выпустил из рук бумажки Собакевичу, который, приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки, другой написал на лоскутке бумаги, что задаток двадцать пять рублей государственными ассигнациями за проданные ревизские души получен сполна».

Ни один из помещиков, с которыми общался Чичиков, не возмущен кощунственным предложением Павла Ивановича. Все они лишь хотят получить свою выгоду, не продешевить, а необычность товара не вызывает у них никаких эмоций, переживаний, душевных сомнений.

Разве что Манилова это приводит в замешательство. «Хорошо, что нашелся покупатель и на этот товар», — такова их логика, очень циничная и бесчеловечная. Как относится Гоголь к своему герою? Прежде скажу, что лично мне в конце концов захотелось «поболеть» за Чичикова.

Он стоит в одном ряду с такими обаятельными проходимцами, как Хлестаков и Остап Бендер. Но у Гоголя был другой взгляд на героя. По мысли писателя, его герой не может стать победителем. Он обязательно оступится, рано или поздно, это должно случиться.

Он оправдывает Чичикова в его монологах, рассказывая, как трудно бедному человеку в мире, где ценится только капитал. Он показал, что и Чичиков может испытывать чувство бескорыстной любви и искренне поклоняться женщине. Он наделил его способностью терзаться душой, испытывать чувство стыда — это не может не вызывать сочувствия в читателе.

И Гоголь разоблачает своего героя, показывая его мелочность, жадность до денег. И вместе со всем этим Чичиков отличается своей незаурядностью. Так, когда в городе NN узнают, что Чичиков может быть вне закона, рождается масса предположений, кто он на самом деле.

Это очень волнует все высокое собрание у губернатора: кто же этот Чичиков? Строятся самые невероятные предположения: то ли это легендарный разбойник капитан Копейкин, то ли сам Наполеон. Но во втором томе «Мертвых душ», по замыслу писателя, Чичикова должно было ждать перерождение. Все лучшее в нем было достойно второй попытки начать жизнь, и Чичиков должен был воспользоваться ею.

Пожилая помещица, проживающая в окрестностях города N, представляет собой колоритного и узнаваемого персонажа. Жизненные цели вдовы, которая управляет собственным имением, – добыть всевозможными способами как можно больше денег. Поэтому старушка без раздумий продает мертвые души. Единственное, что заботит даму – не продешевила ли она.

Характеристика помещицы коробочки

Ее личность сочетает в себе сложные и противоречивые черты характера. Способность помещицы грамотно вести хозяйство и внимательное отношение к крестьянам наделяют ее некоторой привлекательностью. В женском образе Настасьи Петровны воплощены недостающие черты российских помещиков, ранее представленных Гоголем.

Преодолевая расстояние от помещика Собакевича к Манилову, покупатель «мертвых душ» сбивается с пути. Позднее время суток и непогода вынуждают его попроситься на ночлег в ближайшее поместье, в котором проживает одинокая помещица Коробочка. Чичиков представляется дворянином, что сразу же подкупает Настасью Петровну. Она радушно принимает незнакомого гостя в своем доме.

Автор представляет нам помещицу как вдову преклонного возраста. Она не обладает внешним обаянием, но располагает к себе своим внимательным отношением. Настасья Петровна не носит пышных нарядов и имеет странноватый вкус в одежде. Его шея постоянно обвешана какими-то лохмотьями непонятного назначения.

Вдова преклонного возраста
Вдова преклонного возраста

Имя Коробочка подчеркивает «дубинноголовость» помещицы. Такое явление было весьма распространенным среди служащих. Суть такого типа людей заключается в их узколобости и зацикленности на собственных решениях.

Гоголь очень мало пишет о ее семье. Единственным родственником выступает московская сестра, которую Настасья Петровна иногда проведывает. Неизвестно, есть ли у старухи дети, но в разговоре она упоминает о подаренных сестрой сапожках для детей.

У старухи имеются некоторые проблемы со здоровьем. По ночам ее одолевает бессонница, а в непогоду беспокоит поясница и суставы. Обладая ценными практическими знаниями, помещица активно использует народные средства для лечения.

За помещицей неоднократно подмечается бережливое отношение ко всему, что ее окружает. Она во всем поддерживает чистоту и порядок. Интерьер и бытовые принадлежности давно не обновлялись, но зато проверены временем и полностью устраивают хозяйку. Дом помещицы можно смело назвать коробочкой, которая битком набита старинными забытыми вещами.

  • Настасья Петровна относилась к категории людей, которые постоянно преувеличивают свои проблемы и жалуются на жизнь: «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов».
  • Даже в своих сбережениях помещица организовала определенный порядок. «Целковички», «четвертачки» и «полтиннички» хранятся по отдельности, в разноцветных мешочках.
  • Ей нравится пересчитывать ежедневно свои сбережения и копить, не преследуя конкретной цели. Не имея близких родственников, помещице некому передать свои сбережения. Если бы она могла, то точно забрала бы их на «тот свет». Наталья Петровна мастерски прибедняется перед Чичиковым, пытаясь повлиять таким образом на цену предлагаемого товара.

Круг общения помещицы воспринимает ее как глупую и необразованную женщину. Настасья Петровна не использовала в разговоре красивых слов и не претендовала на образованность. Она была проста и прямолинейна. Недальновидность старухи проявлялась в отрицании всего нового и современного.

В поступках людей она прежде всего выискивала отрицательные моменты, после чего увидеть что-то полезное и положительное становилось очень сложно. Настасья Петровна обладала неким упрямством, которое становилось препятствием на пути к правильным решениям. Самой важной для нее была собственная точка зрения, доводы окружающих практически не брались во внимание.

Жадная
Жадная

В помещице сочетаются противоречивые поступки. Она часто крестится и молится, что говорит о ее вере во Всевышнего. В разговоре упоминает не только Бога, но и черта. Но при этом позволяет себе раскинуть карты и погадать сразу после молитвы.

Символические приемы Гоголя указывают на мистичность образа Коробочки. Расположение дома на отшибе, устрашающие детали интерьера, вечные причитания старухи и ее своеобразная одежда приближают ее образ к сказочному персонажу.