Калька под карандаш в Москве: 179-товаров: бесплатная доставка, скидка-70% [перейти]

Ацетат и листы пластика

Это плотный прозрачный материал, который имеет разную степень жесткости. Так же, как и калька может быть без нанесения и с рисунками, с матовой и глянцевой поверхностью.

Плотность ацетатных листов и их прозрачность можно использовать так:

– Конечно же, сделать окошко для шейкерв! Прозрачный пластик идеален для этого;

– добавить эффекты на любой объект композиции, если калька с рисунком;

– защитить поверхность от влаги и загрязнений (например, напечатанные надписи в рамке могут быть прикрыты тонким пластиком — пленкой);

– использовать в качестве основы страничек;

– сделать прозрачные разделители в блокноте;

– добавьте прозрачную подложку для фото, сделав прорези угловым дыроколом;

– вырубка из ацетата будет смотреться очень необычно — в этом приеме используется различие покрытий, например, матовая бумага плюс глянцевая прозрачная вырубка;

– на ацетате можно применять технику горячего эмбоссинга (осторожно).

Бумажная калька

Калька представляет собой чрезвычайно тонкую прозрачную бумагу. Применима для печати на принтерах (струйных и лазерных), МФУ, копирах. Удобна для выполнения вручную изображений и чертежей. Подходит для художественного творчества, декорирования, авторской упаковки. Производители кальки наделяют ее улучшенными свойствами:

  • повышенной белизной — 150 %;
  • однородной прозрачностью;
  • гладкой поверхностью — такая текстура получается за счет гомогенности волокон;
  • стойкостью к старению и пожелтению.

Прозрачность кальки и прочность обуславливает пропитка бумаги специальными маслами и воском. Наносить изображение на поверхность вручную можно карандашом, тушью, красками, ручкой. С помощью специального ластика рисунок с кальки удаляется без усилий.

Виды кальки

  • Карандашная матовая, рельефная без глянцевой стороны – представляет собой именно прозрачную некаландрированную бумагу, пригодна для черчения и копирования карандашом на обеих сторонах сейчас применяется как художественный материал для копирования или параллельного эскизирования, методом наложения и прорисовывания поверх исходника.
  • Тушевая с глянцем, бумажная основа с полуглянцевым блеском одной стороны – более тонкая и ранимая, намного тоньше и механически слабее карандашной кальки, часто рвется в подмокшем виде на мокрой линии. Под тушь пригодны обе стороны, карандаш ложится только на матовую сторону – чертили тушью на глянцевой стороне, глянец как мера против провала пигмента в глубину волокон, и падения контраста линии.
  • Лавсановая с глянцем пленочная, где глянцевая сторона несущая прозрачная плёночная основа (лавсан, целлулоид или винил), заметно более толстая и прочная чем оба вида бумажной, а тонкое шероховатое матовое покрытие для черчения, нанесено на саму плёнку – пригодная для черчения только одна сторона, менее абразивна для скользящего металлического инструмента чем карандашная калька.

Изготовление

Калька обычно изготавливается из сульфатнойбелёнойцеллюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается.

Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода».

Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлениемвалков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.

Основное свойство кальки — прозрачность. Существуют два способа его достижения:

Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.

Изготовление кальки

Обычная калька выпускается в рулонах и пачках листов стандартных размеров. Делается она из отбеленной целлюлозы и древесной массы, перемолотой до состояния муки. В качестве наполнителя выступают хлопок или пергамин. Каландрирование – пропускание между горячими валками – и сильное сдавливание способствует хорошему склеиванию и промасливанию. Это придает прозрачность и нужную шероховатость поверхности.

Применение помола с образованием более мелких фракций делает кальку прочнее. Поскольку затраты на использование сложного оборудования сильно увеличивают стоимость бумаги, выбрали золотую середину. Компоненты измельчают до средних размеров, и в сушильном барабане готовый продукт пропускают через валки.

Калька для черчения тушью с помощью пера и рейсфедера делалась гладкой из тонкой глянцевой пленки из целлулоида, реже винила и лавсана. Матовая поверхность затем с одной или обеих сторон напылялась. Бумага получалась шероховатой и могла использоваться для полировки меди и мягких сплавов алюминия и железа. Обычная шариковая ручка при черчении по такой поверхности быстро выходит из строя.

Использование кальки для выкроек

Кальку с полной уверенностью можно назвать важным инструментом в швейном деле. Конечно же, её основной задачей является создание выкройки. Однако это не единственный способ использования. Речь идёт о применении кальки в аппликациях, главным образом, на одежде.

А ещё калька станет Вам незаменимым помощником при создании изделий в техниках скрапбукинг, пергамано и печворк.

Как использовать кальку для скрапбукинга

Благодаря универсальности материала обеспечивается широкое применение кальки в скрапбукинге. Существует несколько способов использования в творчестве:

  • тонировка фона и теней, которая достигается путем наложения бумаги на яркий фон листа в альбоме. Это позволяет расставить акценты на определенных деталях рисунка;
  • журналинг — создание нежных и оригинальных надписей;
  • создание кармашков и конвертов для хранения милых вещиц;
  • для подложки — цветная калька или с необычной фактурой используется в качестве подложки для фотографий;
  • создание воздушных бабочек;
  • печать картинок, которыми можно украсить скрап-проект.

В процессе работы следует помнить один немаловажный нюанс — калька боится повышенной влажности и сквозняков, поэтому необходимо избегать данных явлений в помещении. В процессе работы и высыхания художества необходимо обеспечить сухие климатические условия в помещении или мастерской.

Как сделать кальку самостоятельно?

Создавать самостоятельно полупрозрачную бумагу можно, достаточно ответить на вопрос о том, что такое калька и чем она отличается от обычной бумаги. Самый постой способ – это смочить обычный лист очищенным от масел и присадок бензином. Копировать надо быстро, поскольку писчая бумага высохнет и потеряет прозрачность.

Для создания матовой устойчивой кальки используют воск. Можно растопить его в скипидаре для пропитывания листа и подождать, пока скипидар испарится. Разложенная на горячем металле бумага хорошо впитывает воск. Достаточно равномерно нанести его и втереть.

Кроме воска устойчивую прозрачность писчей бумаге придает касторовое масло. Растворенное в спирте, оно наносится на лист. Сохнет быстро. Чертить можно тушью и карандашом. Эта технология интересна обратным процессом. Спиртом можно удалить с листа масло и бумага снова станет непрозрачной, рисунок карандашом сохранится.

Калька

Калька – полупрозрачная бумага для копирования вручную, а также некоторых документов топографов, геодезистов. Бывает матовой и глянцевой. Первый вариант плотнее и используется под карандаш, второй – тоньше и применяется под тушь.

Калька и миллиметровка – стандартные изделия, а вот предложение ватманов и плоттерной бумаги разнообразно. Это основные виды бумаги для черчения, поэтому на их подбор нужно обратить особое внимание.

Что важно при приобретении чертежной бумаги?

Хорошая бумага должна:

Для печати можно использовать менее плотные варианты 80-150 г/м2 (кроме специализированной документации), а для чертежей вручную выбирают только ватман плотностью 200 г/м2.

Покупая бумагу, желательно потрогать ее, потереть резинкой и согнуть. Качественные экземпляры листов не лохматятся, не ломаются и не трескаются, гладкие на ощупь.

Выбор бумаги для чертежей также связан с форматами – размерами листов по ГОСТу. Для графики используют форматы от А0 (самый большой) до А4 (самый маленький). Подбирая формат, нужно помнить, что чертеж, по правилам оформления графических документов, должен занимать не менее 2/3 листа.

Калька – “леонардо” хобби-гипермаркет – товары для хобби и рукоделия

§

Калька (веллум)

Калька (она же веллум) — это прозрачная матовая бумага. Она бывает более или менее прозрачной. В скрапбукинге и кардмейкинге используется как чистая калька, так и с нанесенным рисунком. Рисунки бывают печатными и фольгированными.

Также калька отличается по своей плотности — от очень мягких листов до листов поплотнее.

Как применять кальку? Идей масса! Я направлю вас в нужное русло, отталкиваясь от ее характеристик. Полупрозрачность придает легкость композиции. Пользуйтесь этим, когда нужно:

– Смягчить яркий или темный цвет фона либо надписи;

– деликатно добавить слой;

– сделать необычайно «легкую» основу странички;

– невесомая стильная вырубка;

– кармашек в альбоме или блокноте;

– окошко на страничке или обложке;

– подложка для фото;

– использовать вместо пластика в шейкере (тут стоит использовать плотную кальку).

Калька и ее возможности. обзор от наташи шалыгиной

Привет!!!
Сегодня предлагаю вам поговорить о чудесной, магической кальке. Лето приближается и в наших работах все больше преобладает полупрозрачность, легкость, воздушность – а калька словно создана для этого!

Мне кажется, знакомство с калькой почти у каждой девочки произошло на уроках труда, когда мы пытались совладать с чудо выкройками. Моя мама никогда не шила, да и вообще руки росли у меня немного криво вспыльчивый характер и через 10 мин ползания по кальке вся эта красота была порвана! Прошло много лет и я даже не думала что смогу так нежно полюбить эту потрясающую бумагу.

Итак, по сути, калька это полупрозрачная бумага (иногда можно встретить веллум как название кальки) Она может быть с рисунком, разных оттенков и даже с тиснением!

Вы можете покупать кальку в магазинах для скрапбукинга или же купить большой рулон обычной кальки (для черчения). Та, что продается в наших любимых магазинах имеет удобный формат. К примеру идеального А4 формат

Так же  можно найти абсолютно потрясающую кальку с рисунком различных производителей

Лист веллума Webster's Pages - Beautiful Bokeh Vellum, 30х30 см - ScrapUA.com  Лист веллума с рисунком HOTP - Vellum Dots, 30х30 см - ScrapUA.com Лист кальки от American Crafts - Silver Lining, Neapolitan, Dear Lizzy, 1 шт - ScrapUA.com
Так же калька бывает разной плотности и соответственно подходят для разного вида работ с ней

Итак давайте посмотрим как же используют кальку замечательные скрап леди.

1. Самый распространенный способ, пожалуй, приглушать цвета или активность украшений при помощи кальки, а так же  ненавязчиво выделяя необходимую область. Так как сама по себе данная бумага полупрозрачная, то и эффект при накладывании ее на фон просто потрясающий

2. Высечки из кальки придают безусловно легкости, ненавязчивости и волшебства работе
3. Легкая, словно струящаяся подложка под фото украшает любую страничку…а еще и лето скоро! Ух как же она хороша в работах

Teeshoom

4. Прозрачные окошки в открытках, страничках  и prodject life это просто находка любого скрапера!

Danielle Flanders

5. Журналинг, заголовки и  пожелания на кальке смотрится так органично с любой работой!
6. При помощи горячего эмбоссинга можно создать не только кальку с рисунком но и отдельные чудесные элементы для своей работы.

мастер класс по созданию кружевных элементов из кальки

7. Очень интересно можно использовать кальку в различных альбомах, блокнотах и december daily

                                                                      Studio Calico
                                      

Надеюсь вы нашли для себя интересные варианты использования кальки!

Хорошего вам дня 🙂

Коллеги, просветите про кальку, кто знает

Сергей, Оксана, спасибо сердечное! – кое-что проясняется… Делаю вывод, что можно рискнуть, наверное…

Дело в том, чтонекоторое время назад я нашёл старый мамин альбом, с которым она ходила лет тридцать-сорок назад на курсы кройки и шитья. Альбом сшит из листов тонкой желтоватой шершавой кальки, отданных в переплёт; заполнен до половины мамиными выкройками и рисунками, сделанными цветными карандашами и шариковой ручкой. И вот всё это до сих пор выглядит так прекрасно, так эстетично! что прямо тянет порисовать так же – тем более что мама заполнила альбом только на треть.

Но оставлять в самом альбоме – это смотреть будет нельзя; выкройкам не мешает, когда одна просвечивает сквозь другую, а рисункам мешает. Стало быть, надо с подложкой, а тогда уж почему бы и не в рамку на стенку.

А ещё я год назад купил по одному случаю белую кальку, очень шершавую, толстую, как ватман. Тушь на ней выглядит очень красиво, да и маркер (линер) тоже; и очень приятно – цветной карандаш; в рамке на стенке тоже смотрится классно!

Вот я и задумался, а нельзя ли на кальке выполнять станковую графику; и решил спросить друзей, вдруг кто знает.

Сергей, калька мне удобна потому, что я обычно не способен уверенно сделать рисунок пером/тушью с первого раза, а светового стола у меня нет.

Ктс-про

У меня один из самых дешевых выриантов — калька под тушь КТС-про, «Апплика». Если нарезать по ширине листа А4 и складывать пополам, получается хорошая прозрачность и достаточная плотность, чтобы чернила не протекали. Одна сторона чуть шероховатая, другая гладкая.

Калька под тушь
КТС-про, «Апплика», 420 мм, 10 м 18 гр/м2.

Лилия холдинг

Калька с самой высокой плотностью. Производитель обещает, что она подойдёт для работы тушью, линером, капилярными и гелевыми ручками. Но думаю, это та же листовая калька, только рулоне. Т.е. несмотря на плотность, тушь пропускает. Разница в цене ровно такая, чтобы не заморачиваться и предпочесть листы.

Калька под тушь
Калька под тушь, 420 мм х 20 м, 40 гр/м2

Листовая

Самая известная — калька для чертёжных и дизайнерских работ Лилия Холдинг, А4, 40 листов. Отличная прозрачность, гладкость, хорошая плотность (40 гр/м2), но пропускает чернила и портит прописи.

Калька под тушь, листовая
Лилия Холдинг, А4, 40 листов
Лилия Холдинг, А3, 40 листов

Особенности использования кальки для рисования

Не все художники решаются использовать кальку для рисования в силу некоторых причин, поскольку нередко результат может быть неожиданным для мастера. Творческие личности, художники, работники мультипликационной сферы используют кальку для реализации творческих идей.

Благодаря печати на кальке можно перенести основные цветные композиции, что часто используется художниками и дизайнерами интерьера. При помощи материала можно минимизировать затраты времени и усилий на формирование нескольких аналогичных макетов. Выяснив, для чего нужна калька и что представляет собой ее фактура, можно разобраться, почему материал часто применяется для печати.

Разбираясь в вопросе, какая бывает калька, следует отметить дизайнерскую бумагу, которая считается красивым, но чрезвычайно капризным материалом. Не все виды бумаги подходят для выполнения печати, поскольку на некоторые из них в силу особенностей фактуры невозможно выполнить тщательный перенос мелких деталей.

Обычную кальку для творчества в рулонах используется в художественных целях. Такая бумага подходит для чертежных работ. Качественный материал помогает начинающим художникам, дизайнерам одежды и интерьера развиваться в профессиональном плане, создавать качественные рисунки и макеты.

Пергамент

Он хорошо известен каждой хозяйке, т.к. используется в выпечке. Это тонкая бумага, которая легко рвется и мнется, слегка просвечивается.

В скрапбукинге можно использовать пергамент для выпечки — в этом случае выбирайте его без силиконовой пропитки. В магазинах для скрапбукинга представлен пергамент декоративный, с художественными эффектами.

Пергамент смотрится особенно шикарно с рваными неровными краями, помятый, надорванный. Используйте это по максимуму! Например, добавив слой из пергамента в свою композицию.

Надеюсь, тема раскрыта достаточно и начинающие мастера разобрались в описанных материалах, а опытные почерпнули идеи использования!

Радостного творческого полета!

Посчитаем

Калька — это хороший материал для ежедневных тренировок острым пером. Единственный серьёзный недостаток — она коробится, когда высыхают густые штрихи. Нужно подбирать тушь/чернила, трудно анализировать ошибки. Если этим пренебречь, то более щадящий материал для пера трудно представить.

Я знаю только две досточно гладкие для острого пера марки бумаги: IQ Selection и Double A, обе класса А . Стоимость IQ Selection приближается к 600 руб. за 500 листов и на ней подпушивает всё, что может подпушивать. Про Double A ничего не могу сказать, кроме того, что её рекомендует известный каллиграф на своем курсе по острому перу.

Стоимость в районе 500 руб. за 500 листов, но есть пачка в 100 листов А4 за 90 р. Это где-то 80-90 копеек лист. Калька под тушь колеблется в диапазоне от 80 коп. до 1.5 руб за предполагаемый лист А4. Поэтому преимущества в цене нет, работать же удобнее конечно с бумагой, при условии возможности распечатать сетку.

Применение

https://www.youtube.com/watch?v=TffaWSTlzUg

До эры компьютеризированного черчения калька применялась в конструировании и строительстве для совместного «сквозного» просмотра планов этажей или чертежей разных уровней механического устройства с целью проверки на совместимость разных листов проекта, вычерченных разными исполнителями.

Калька — своего рода аналог множества «слоёв» в компьютеризированном черчении. На данное время производятся толстые виды кальки, способные пройти под валиками принтера или копира, не замявшись и не застряв. Такие разновидности применяются для распечатки чертежа стандартного узла или чертежа детали, и при поиске инженерного решения через наложение на основной чертёж.

Прозрачная бумага и ее назначение

До появления компьютера с его программами для проектирования совмещение узлов, деталей и размножение чертежей делалось с помощью кальки. Строители проверяли совпадение несущих стен и опор на поэтажных планах. Листы с чертежами, сделанными тушью, накладывались друг на друга и располагались напротив источника света. Все выходящие за габариты линии и места контакта деталей хорошо было видно.

Сейчас чертежи делаются на компьютере и создана плотная прозрачная калька (бумага) для принтера. Используется она в основном строителями и дизайнерами для проверки и демонстрации различных вариантов расстановки, компоновки, укладки систем жизнеобеспечения, безопасности и других коммуникаций на планах зданий.

Старый инженер на вопрос о том, что такое калька, ответит однозначно – бумага для копирования и размножения чертежей. Копировщик переносил линии с ватмана на кальку, наложив ее сверху. Чаще всего использовалась черная тушь. Затем делались копии на светочувствительной бумаге в количестве, необходимом для производства.

Производство schoellershammer (германия)

Помимо чистоцеллюлозной полупрозрачной белой кальки Glama Basic, о которой уже упоминалось выше, компания предлагает Glama Color — тоже чистоцеллюлозную, но тонированную кальку.

Она рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70×100 см. Плотностью 62 г/м2 — 250 листов и 100 г/м2 — 125 листов.

Цвет:

  • Glama Basic — белый;
  • Glama Color — темно­бордовый;
  • Glama Color — черный;
  • Glama Color — синий;
  • Glama Color — зеленый;
  • Glama Color — розовый;
  • Glama Color — красный;
  • Glama Color — винно­красный.

Производство schoellershammer, германия

Немецкая фабрика Schoellershammer существует с 1784 года и знаменита на весь мир своими кальками. Удачное сочетание традиционных методов бумажного производства и современных технологий сделало их образцом для подражания и эталоном качества для полупрозрачной дизайнерской бумаги. Покупателям предоставляются классические белые кальки GlamaBasic.

Рис. 4. Калька GlamaBasic

Чистоцеллюлозные кальки GlamaBasic отбелены без добавления хлора, не содержат кислот и обладают высокой устойчивостью к старению. Они подходят для большинства методов печати и послепечатной обработки: высокой и офсетной печати, шелкографии, лакировки, ламинирования, конгрева, вырубки, лазерной высечки, горячего тиснения фольгой, биговки и фальцовки.

Плотность (г/м2): 92, 112, 150, 180, 280.

Формат (см/см): 70×100.

Производство zanders, германия

Чистоцеллюлозная тонированная калька Zanders spectral, широкий спектр цветов. Рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, цифровой (требуется предварительное тестирование), высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Рис. 6. Кальки из коллекции Zanders spectral

Коллекция содержит конверты.

Поставляется в листах 65×92 см и 70×100 см; по 100 листов в пачке.

Плотность: 100 и 200 г/м2.

Цвет:

  • Снежно­белый;
  • Белый;
  • Медовый;
  • Мятно­зеленый;
  • Голубой иней;
  • Розовый леденец;
  • Сиреневый туман;
  • Вишневый;
  • Оранжевый;
  • Солнечно­желтый;
  • Желто­зеленый;
  • Синее озеро;
  • Ультрафиолет.

Чистоцеллюлозная калька Zanders Т2000. Рекомендована для многокрасочной офсетной печати, для изготовления оригинал­макетов, черчения, копирования. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70×100 см.

Плотностью 90­95 г/м2 — 500 листов, 80­85, 110, 110­115 г/м2 — 250 листов, 150 г/м2 — 125 листов.

Палитра: обычная полупрозрачная.

Производство
arjowiggins, англия

Кальки прозрачные Curious Translucents Clear и кальки цветные Curious Translucents Color — инновационная коллекция дизайнерской бумаги, полностью сертифицирована FSC.

Curious Translucents — чистоцеллюлозные кальки высочайшего качества. Линейка калек позволяет обыграть оттенки бумаги и напечатанного изображения, имеет множество эффектов: Clear — натуральная прозрачная; Clear Effects — Linear (линии); Space Dust (вкрапления); Coloured — металлизированные, яркие и натуральные оттенки:

  • Curious Color Bright white — экстра­белый;
  • Curious Color pearl — жемчуг перламутр;
  • Curious Color silver — серебро перламутр;
  • Curious Color gold — золото перламутр.

Рис. 5. Серия калек Curious Translucents Color

Кальки Curious Translucents подходят для основных видов печати: офсетной печати фолиевыми и УФ­красками (с соблюдением рекомендаций производителя), трафаретной, флексографии. В качестве методов послепечатной обработки отлично подходят тиснение, вырубка, фальцовка.

Плотность (г/м2): 90 и 100.

Формат (см/см): 70×100.

Производство: fedrigoni, италия

GSC (Golden Star Colour)

Чистоцеллюлозная цветная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. Поставляется в листах формата 70×100 см плотностью 100 и 200 г/м2.

Большой выбор цветов:

  • Blue — темно­синий;
  • Yellow — ярко­желтый;
  • Red — красный;
  • Green — темно­зеленый;
  • Coffee — кофейный;
  • Cream — сливочный;
  • Fluo Green — флуоресцентно­зеленый.

А также металлизированные:

  • Gold — золотой;
  • Silver — серебряный.

GSK (Golden Star K)

Чистоцеллюлозная бумага высокой прозрачности — «калька». Поставляется в двух оттенках белого: Extra White и Premium White. Процесс отбеливания производится бесхлорным способом. Бумага полностью поддается биологическому распаду и переработке.

Поставляется как в листах полиграфического формата 70×100 см, так и в листах для цифровой печати от формата А4 для офисной техники до 32×46,4 см для HP Indigo. Диапазон плотностей — от 80 до 240 г/м2.

Pergamenata

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, имитирующая матовый пергамент. Поставляется в листах формата SRA3 для цифровой печати и в листах полиграфического формата 70×100 см в диапазоне плотностей от 90 до 230 г/м2.

Поставляется в двух цветах:

  • Bianca — белый;
  • Naturale — бежевый.

Pergamenata Pearl

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага с металлическим блеском. Имеет двустороннее перламутровое покрытие. Выпускается в листах формата 70×100 см.

Поставляется в трех цветовых исполнениях:

  • Ice — лед;
  • Silver — серебро;
  • Bronze — бронза.

Все представленные бумаги имеют сертификаты FSC и ISO 9706 (долговечная бумага или бумага длительного срока использования). Они разработаны с учетом спе­цифики печати офсетом, шелкотрафаретом и флексографией, отлично показали себя в послепечатной обработке. Материалы, поставляемые в цифровых форматах, имеют соответствующие сертификаты от HP Indigo и Xerox.

Калька производства концерна Fedrigoni отлично зарекомендовала себя в России. На протяжении последних 20 лет она радует российских полиграфистов качеством и высокой технологичностью материала, а дизайнеров и художников — оригинальным внешним видом и широким выбором возможных применений.

Размеры и соответствие в листах а4

Размеры Кол-во листов
878 мм, 10 м 135
878 мм, 20 м 274
878 мм, 40 м 545
840 мм, 10 м 132
840 мм, 20 м 268
840 мм, 40 м 532
795 мм, 10 м 122
795 мм, 20 м 247
795 мм, 40 м 492
640 мм, 10 м 99
640 мм, 20 м 201
640 мм, 40 м 399
625 мм, 10 м 95
625 мм, 20 м 194
625 мм, 40 м 385
420 мм, 10 м 66
420 мм, 20 м 134
420 мм, 40 м 266
375 мм, 10 м 56
375 мм, 20 м 113
375 мм, 40 м 226

Размеры кальки

Чаще всего используется калька шириной 297 мм, 420 мм, 594 мм, 610 мм, 841 мм, 914 мм (импортная) и 420 мм, 625 мм, 878 мм (Отечественная). Офисные форматы А4 и А3 популярны для распечатывания на копирах и лазерных принтерах, а для офсета и трафарета предпочтительнее полиграфические форматы — 70 на 100 см и др. Современная калька бывает следующих типов:калька бумага для применения в художественных целях

  • классическая белая;
  • всех возможных цветов и оттенков;
  • матовая, имитация пергамента;
  • под золото и серебро;
  • с различными узорами;
  • с узорами, которые имитируют воду.

Традиционное использование бумаги (кальки) — в буклетах и календарях применяется в качестве второго листа после обложки. Калька используется для вкладышей с текстом приглашения или открытки. Иногда делают конверт из кальки в тон или того же цвета что и конверт. Популярны так же визитки на кальке.Бумага калька практически не вызывает проблем в печати.

Разнообразие видов кальки и областей ее использования

Сегодня предлагается стандартная матовая полупрозрачная бумага, а также фактурный, цветной и перламутровый материал. Технологический процесс держится производителями в строгом секрете, поэтому простым потребителям особенности изготовления материала не известны.

Также материал применяется для ручного копирования, поэтому даже дошкольники знают, как пользоваться калькой для перевода рисунков. Лист кальки необходимо наложить поверх изображения, которое нужно скопировать, затем обвести линии карандашом или ручкой. Благодаря плотности материала он не рвется даже при нажиме карандаша, позволяя перенести мельчайшие штрихи.

Чтобы узнать, как перевести рисунок с кальки в более сложном варианте для художников, можно воспользоваться мольбертом с фиксаторами листов и прочими профессиональными инструментами. Для нанесения чертежей листы закрепляются на мольберте, после чего вручную или специальным чертежным устройством переносятся линии.

Рисунки на кальке

Рисунок для вышивки и других случаев можно легко и быстро скопировать с помощью кальки. Достаточно положить ее на изображение и закрепить. Затем переносите линии контура карандашом или тушью, если немного, то можно использовать шариковую ручку и линер. Цвета и оттенки наносятся позже.

На смоченное дерево или кожу накладывается сторона кальки с рисунком тушью. Так делают мастера тату и занимающиеся резьбой по дереву. Изображение получается зеркальным. Рукодельницы используют дополнительно копирку или просто пристегивают бумагу к ткани и вышивают по ней гладью, накладывая стежки сверху.

Калька может заменить художнику полотно. Рисунки копируют и наносят цвета акварельной краской, карандашами и тушью. Изображение получается ярким на полупрозрачном фоне и смотрится великолепно.

Способы работы с калькой

 Офсетная печать

Калька хорошо зарекомендовала себя в офсетной печати, но поверхность кальки не впитывают влагу, поэтому рекомендуется фолиевая краска. Сохнет калька плохо, поэтому чтобы избежать перетаскивания краски с одного листа на другой лучше своевременно разгружать приёмку. Нужно держать готовые оттиски небольшими стопами, потому что краска должна закрепиться.

   Печать на цифровых машинах

Отлично зарекомендовала по использованию калек и в форме печати. При печати на ЦПМ тонерах (Ксерокс, Кэнон, Коника Минолта и др.), Вы должны проверить систему на  одном листе. Иногда тонер не запекается на кальку правильно и отваливается. При печати необходимо учитывать температуру термоэлемента, так как вы можете потерять не только бумагу, но и печатающее устройство. Как правило, основные характеристики материала (низкое сопротивление) указаны в спецификации. Возможны и экзотические проблемы — некоторые марки тонированной бумаги кальки после нагревания меняют цвет.закладки и вложенные листы из кальки хорошо подходят для свадебных приглашений или открыток

Клеить кальку лучше синтетическим клеем, потому что водно-дисперсионный клей может вызвать волнистый эффект в месте склейки. Калька чувствительна к изменению климатических условий, значит во избежание скручивания бумаги до и после печати, материал должен быть защищен от сквозняков и перепадов температуры и влажности.

Общее свойство всех видах кальки — способность впитывать влагу из воздуха и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковка должна вскрываться только непосредственно перед печатью. В процессе печатания поддерживают стабильную влажность и температуру ( 20 °C и 50% влажности).

Иногда возникают трудности при пост-обработке: материал очень плотный и тяжело режется. Рекомендуемая высота стопы кальки при обработке сабельным или гильотинным резаком должна быть не более 5 см.Прежде чем заказать печать на кальке, не забудьте проконсультироваться с технологом типографии, в которой вы планируете выполнить заказ.

Посмотрите видео про применение кальки в качестве бумаги для перевода рисунка на дерево.

Технические характеристики

Substance Плотность Влажность Шероховатость Прозрачность Tensile
strength
(mD)
Surface Alkali pH
ISO 536 ISO 287 ISO 8791-2 ISO 2469 ISO 1974 ISO 6588
г/м² кг/м³ % мл/мин % мН pH
42 1,200÷1,235 7 100-300 79 /-5 220-440 6-7
53 1,200÷1,235 7 100-300 77 /-5 220-440 6-7
63 1,220÷1,250 7 100-300 75 /-5 220-440 6-7
73 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
83 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
93 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
100 1,220÷1,250 7.5 100-300 75 /-5 220-440 6-7
112 1,220÷1,250 8 100-300 73 /-5 220-440 6-7
130 1,220÷1,250 8 100-300 69 /-5 220-440 6-7
150 1,220÷1,250 8 100-300 65 /-5 220-440 6-7
160 1,220÷1,250 8 100-300 61 /-5 220-440 6-7
170 1,220÷1,250 8 100-300 59 /-5 220-440 6-7
190 1,220÷1,250 8 100-300 55 /-5 220-440 6-7
200 1,220÷1,250 8 100-300 53 /-5 220-440 6-7
240 1,220÷1,250 8 100-300 47 /-5 220-440 6-7
280 1,220÷1,250 8 100-300 45 /-5 220-440 6-7

Точная печать на принтере (плоттере)

Наш отдел столкнулся с такой задачей:  как печатать на кальке размером 500х500 мм  чертежи с высокой точностью ±0.1мм.  Точная печать на принтере или плоттере нужна для вычерчивания калек  к оптико – шлифовальным станкам.

Точность обработки металла у нас составляет ±0.01 мм, линзы станков имеют 50-кратное  увеличении, значит, погрешность на кальке 0.5 мм соответствует погрешности ±0.01 в металле.  Раньше эту работу выполнял конструктор с помощью кульмана, линейки, рейсфедера и туши.  Реальная погрешность 0.25 мм, такая практика существует 30 лет и никогда не подводила.

В век новых технологий было принято решение перейти к использованию компьютерной техники. Главному инженеру было отправлено несколько служебных записок, которые успешно перенаправлены начальнику АСУП (они обслуживают компьютерную технику предприятия). На этом дело и останавливалось.  Конструктора  для черчения на кульмане найти очень сложно, и поэтому мы начали самостоятельные поиски решения проблемы точной печати калек на принтере.

На предприятии в наличии имелся плоттер, на котором все отделы выводили чертежи. Мы начертили калибровочную кальку в виде окружностей и квадратов, распечатали из программ Autocad и SolidWors и стали мерить. Получилось, что по оси Х размер один, а по оси Y – другой, например 501х498 мм. Масштабирование при такой ситуации могло помочь только в том случае, если есть программные возможности отдельного изменения масштаба по осям  Х и Y.

Поиск в интернете ничего толкового  не дал. Такие параметры, как точность печати, нигде не указывались. Задача очень редкая, кому важно ±1мм при печати, да никому, кроме нас. Обзвонили офисы представителей, все отвечали, что точность нас устроит, но суть вопроса они не понимали.

печать точных калек к оптико-шлифовальным станкам

Конструктора в данный момент применяют две программы для создания чертежей Autocad и SolidWors. Вторая более перспективная, так как имеет много возможностей объемного моделирования, но Autocad имеет более широкие возможности при печати чертежей. В нем обнаружили интересный пункт “Калибровка плоттера “. При изучении справки выяснилось, что есть принтеры с возможностью калибровки масштаба, но продавцы таких не предлагали. В справке Autocad мы нашли пункт:

Представляем выписку из справки Autocad

Чтобы откалибровать плоттер

  1. Из меню “Файл” выберите “Диспетчер плоттеров”.
  2. Дважды нажмите левую кнопку мыши на ярлыке “Мастер установки плоттеров”.
  3. При помощи Мастера установки плоттеров настройте нужное устройство.
  4. При достижении странички “Установка плоттера — Конец” нажмите кнопку “Калибровка плоттера”.

Другой способ вызова функции калибровки плоттера — запуск “Редактора параметров плоттера” для имеющегося PC3-файла того устройства, которое предполагается откалибровать.

  1. В списке “Формат листа” выберите необходимый формат для тестового чертежа. Нажмите “Далее”.
  2. На страничке “Калибровка плоттера — Прямоугольник”, в списке “Единицы”, выберите единицы измерения.
  3. В полях “Длина” и “Ширина” введите соответствующие размеры тестового прямоугольника. Нажмите “Далее”. AutoCAD печатает тестовый прямоугольник на плоттере.
  4. На полученном чертеже измерить стороны прямоугольника. В полях “Измеренная длина” и “Измеренная ширина” на страничке “Калибровка плоттера — Размеры на листе” введите соответствующие размеры напечатанного тестового прямоугольника. Нажмите “Далее”.

AutoCAD сравнивает реальные значения размеров с указанными ранее и вычисляет величину поправки, необходимую для компенсации погрешности масштабирования плоттера.

  1. На страничке “Калибровка плоттера — Имя файла” введите имя файла. Нажмите “Далее”.

Полученный в результате PMP-файл записывается в папку AutoCAD Drv.

  1. На страничке “Калибровка плоттера — Конец” нажмите кнопку “Проверка калибровки”.

AutoCAD еще раз вычерчивает тестовый прямоугольник на плоттере. Теперь нужно измерить полученный после калибровки прямоугольник и убедиться, что калибровка была выполнена правильно.

  1. Для возврата в Мастер установки плоттеров или в Редактор параметров плоттера нажмите “Готово”.

Мы выбрали довольно дорогую инженерную систему с возможностью печати и сканирования. Отправились в командировку в офис, где на месте инженеры обещали настроить плоттер так, как нам нужно. На месте оказалось все гораздо сложнее. Инженеры, хочу отметить, очень грамотные ребята, вошли в системные настройки принтера, стали пытаться все настроить, показали, что есть такая возможность, но реальный результат не был достигнут. Хотя они уверяли, что настроят и научат настраивать купленный принтер.

Стало очевидно, что настройка принтера по этому варианту сложна, но начальник рискнул. И было принято решение купить принтер для высокоточной печати.

Город наш не столица, и на месте инженер, осуществлявший запуск новой техники был менее квалифицирован и , поэтому, услышав просьбу настроить принтер для точной печати, долго звонил в головной офис, заявив что для этого нужно входить в систему, и все это очень сложно и опасно – наши опасения подтвердились.

Мы принялись калибровать плоттер с помощью возможностей Autocad по инструкции опубликованной выше.  Суть сводится к тому,  что мы распечатываем прямоугольник с заданными размерами, распечатываем, мерим фактические размеры, вводим что получили, программа автоматически корректирует плоттер. Эту операцию повторяем несколько раз и получили требуемый результат.

В заключение несколько советов по настройке принтера для точной печати:

– принтер подключен к сети, но доступ к нему имеет только один человек и один компьютер.

-печатаем только на одном рулоне (калька)

-при настройке формата печати, в нашем случае 500х500 мм калибровка осуществлялась для формата 550х550 мм для исключения погрешностей на краях листа.

– проверка калибровки осуществляется регулярно, однажды конструктор добавил новые стили линий – все настройки калибровки были нарушены, стили пришлось убрать.

Вывод: главное при покупке принтера не точность печати, так как она настраивается, а стабильность печати плоттера,  а это присуще дорогим инженерным системам.

Надеюсь статья была вам полезной.

Шаг 10. средний и передний планы

Техника рисования с калькой - шаг 10

Я решил приблизительно изобразить дорожки, оставленные предыдущими «механизированными» туристами. Я видел подобные следы раньше, но никогда не рассматривал их внимательно. Просто вырубить колею, да?

Для получения неординарных серых оттенков использовалась темная смесь зеленого петалоцианина (pthalocyanine green), ализарина малинового (alizarin crimson) и немного черного цвета слоновой кости (ivory black).

Я использовал светло-серый (lighter gray) для набросков линий, а затем сильнее затемнил тёмные места там, где необходимо.

После тщательной сушки картины я удалил весь оставшийся на акварели карандаш ластиком-клячкой.

Шаг 11. изменившееся видение

Техника рисования с калькой - шаг 11

Исходная картина (ниже) рассматривалась вертикально, вверх по большому синему стволу дерева (слева от центра) до конца листа бумаги, а затем обратно вниз по стволу дерева справа от тропинки, что наконец приводило взор к середине рисунка.

Теперь же зритель снова начинает подниматься вверх по синему стволу дерева, но сразу же обращает внимание на отдалённых людей и после возвращается обратно на передний план. Снова взгляд идёт вверх по дереву справа и проносится слева по навесу крон деревьев.

Обратите внимание, как добавление людей привлекает интерес и подразумевает историю, стоящую за картиной.

Техника рисования с калькой

Шаг 4. интересные предложения

Техника рисования с калькой - шаг 4

К настоящему моменту я уже решил добавить пару силуэтов, гуляющих в лесу. Используя описанную ниже акварельную технику, я могу «примерить» их к рисунку без каких-либо рисков.

В свободной манере я нарисовал несколько фигур на кальке. Самые обычные фигуры людей.

Мне хотелось бы создать ощущение, что силуэты уходят от зрителя, потому требовалось правильно расположить фигуры по масштабу.

Средний и передний планы выглядели скудновато…

Шаг 6. переворачиваем и трём

Техника рисования с калькой - шаг 6

Для подготовки подрисованных к картине элементов к перенесению на сам рисунок необходимо сделать из кальки копирку.

Подойдёт любой инструмент с мягким грифилем. Я взял графитовые стержни, ведь их сторонами можно закрашивать большую площадь.

На ровной гладкой поверхности, такой как задняя часть панели для рисования или лист пенокартона, переверните свою кальку и протрите её графитом в областях, где расположены рисунки.

Помните, нужно покрыть оборот кальки плотным слоем графита.

Шаг 8. перенос на картину

Техника рисования с калькой - шаг 8

Возьмите свой «этюд» и разместите на картине. Аккуратно закрепите один или два угла маскирующей лентой.

Перенесите свои рисунки шариковой ручкой, легко нажимая. Я использую красную ручку, так как мне с ней лучше видно.

При перенесении не давите на копирку рукой.

Слишком большое давление может привести к вмятинам на поверхности вашей акварельной бумаги. Вмятины могут быть даже тёмными пятнами, если надавить на окрашенное место.

Шаг 9. задний план

Техника рисования с калькой - шаг 9

Слева вы можете увидеть перенесённые людские фигурки. Сейчас я прорисовываю их карандашом. Справа вы можете увидеть результат.

Я использовал три цвета: натуральная сиенна (raw sienna), диоксазин фиолетовый (dioxazine purple) и кадмий красный (cadmium red), быстро и схематично набросав фигурки. Кисть была круглой соболиной, номер 4.

Эти силуэты действительно не больше, чем обозначение людского присутствия. Формы людей. Хотя они всего лишь силуэты, их раскраска передаёт детали, которых по идее не должно быть на столь схематичном изображении.

Эта многоликая калька!

Однако в процессе подготовки данного обзора я смирилась с тем, что не смогу объять необъятное) К тому же по существу вопроса написано уже немало интересных статей и обзоров (погуглите, рекомендую!). Поэтому сегодня решила рассказать о кальке то, что знаю сама, что узнала на собственном опыте. Возможно, это будет кому-то полезно.

Но сначала все-таки несколько слов об этом материале в принципе.

Вот что нашла на сайте отечественных производителей кальки: «Слово «калька» происходит от французского языка, переводится как «копия», «трафарет». Возник данный продукт легкой промышленности очень давно – в 17-м веке, где нашел свое применение у архитекторов, художников и инженерных специальностей, так или иначе связанных с копированием рисунков, чертежей и разнообразных схем. Очевидно, что копирование производилось «под трафарет», т. е. они накладывали кальку на оригинал и благодаря ее прозрачности, очерчивали контур»… 

Какие разновидности у кальки?

Тонкая, бумажная (для чертежников и любителей рисования тушью) и более плотная, вощеная, упругая.

Разной степени прозрачности.

Матовая белая и тонированная.

Тисненая, с узорами и фактурами (это уже так называемый веллум) и т.д.

Очень много разновидностей. Причем, выпускается как производителями бумажной продукции, так и специализированными скрап-производителями.

Как можно применять кальку в скрапбукинге?

Повторюсь, очень разная калька способна прекрасно вписаться практически в любой проект. Этот материал добавляет в  работу легкость и прозрачность, позволяет расставлять аккуратные акценты в нужных местах. Может играть очень разную роль и справляться с очень разными задачами.

Я в основном использую самую обычную кальку, матовую, полупрозрачную, достаточно плотную. У нас с ней любовь с первого взгляда) Вот такую…

И сейчас я намерена показать вам несколько примеров на основе моих работ. Вы увидите, насколько многогранный материал – калька.

Журналинг

На мой взгляд, отличный способ – печатать на принтере журналинг на кальке. Осторожно: при печати на струйном принтере чернила могут размазаться, нужно дать им хорошенько высохнуть!

Лучше все-таки печатать на лазерном принтере. Впрочем, если у вас хороший почерк, можно и от руки написать текст, только возьмите перманентный маркер. 

Журналинг на кальке позволяет максимально «вживить» текст в «ткань» страницы. В то же время полупрозрачность кальки способствует легкому выделению текста.

Штампинг

На кальке можно ставить штампы. Желательно использовать перманентные чернила (StazOn). Они предназначены для штампинга на таких скользких поверхностях.

Штамп на кальке можно вырезать, а можно сделать целую композицию, нечто вроде самодельного оверлея, чтобы потом с его помощью украсить страничку. Только опять же, помните о характере чернил! Однажды я наштамповала на кальке композицию дистресс-чернилами «Винтажное фото» – было очень красиво, но сохло – реально! – несколько дней!

Подложка

Калька, использованная в качестве подложки под фото, декоративный элемент или надпись, позволяет выделить объект. Придать ему видимость объема, как бы приподнимая над поверхностью странички.

В данном случае калька использована, чтобы чуть-чуть подчеркнуть плашки с текстом.

Дырокольные элементы

Покажу вам только один вариант – цветочки. 

Ваша фантазия будет ограничена только вашими возможностями) Чем хороши «дыроколки» из кальки? Смотрите, цветочек на примере не плоский, он имеет объем. Это от того, что плотная калька обладает упругостью, края вырезанной фигурки выгибаются уже сами по себе. А если еще и некоторые усилия приложить, обработав лепестки палочкой для тиснения (или подходящим подручным инструментом), то получим прекрасный объемный цветок. Только не переусердствуйте, калька – материал упругий и ломкий одновременно. От неосторожных движений на ней могут оказаться хорошо видимые заломы.

 Прикрытие нежелательного фона

В данном случае калька помогла выделить героя фотографии (на фото присутствовали ненужные и слишком яркие горизонтальные линии)

Рисованные декоративные элементы

Здесь вообще простор для творчества!

  1. Рисуем на кальке перманентным маркером, например, цветок или переводим с ее помощью мотив со скрап-бумаги (как и было сделано в приведенном ниже примере). Вырезаем по контуру с отступом и сажаем на основу из однотонной плотной бумаги. Используем как украшение.
  1. То же самое, только в качестве основы берем газетный лист, который интересно просвечивается и добавляет «изюму».
  1. Рисунок на кальке вставлен в рамку-чипборд.
  1. Нарисованная и вырезанная бабочка. Рисуем на кальке и раскрашиваем акриловыми красками. Осторожно! Рисуем сухой кистью, от воды калька топорщится и коробится. От не разведенной водой краски калька тоже будет коробиться, но не так сильно.
  1. Рисуем маркером, раскрашиваем акрилом и приклеиваем к фону.

Раскрашивала рисунок с изнаночной стороны, поэтому краски приглушены поверхностью кальки. (Здесь, кроме всего прочего, как раз видны те самые заломы – белые черточки, о которых я говорила выше. Это произошло от того, что я слишком усердно расправляла кальку. В арт-журнале такой “косячок”, впрочем, допустим)

Калька и рисование буквально созданы друг для друга) Во-первых, дают возможность использовать рисованные элементы, даже если не умеешь рисовать – просто переводи любой понравившийся мотив и радуйся! Во-вторых, придают уверенность человеку, который с рисованием “на вы”. Как я например) Что-то нарисуешь на черновичке, вроде бы устраивает такой вариант, но на скрап-бумагу переносить боишься) – копируй сам себя и чувствуй себя уверенно! В-третьих, на мой взгляд, это действительно интересный элемент арт-декора, который всегда добавит изящный акцент в готовую работу.

Самостоятельные элементы

  1. В арт-буке использовала кальку в качестве «суперобложки», прикрывающей основной разворот.
  1. В декоре АТС использовала кальку, чтобы имитировать кляссер для марок.
  1. Карманы из кальки (калька с черно-белым узором)

Что не делала сама, но примеры и МК можно найти в интернете

  1. Конвертики – калька отлично сгибается по пробигованным  линиям, вот только исправить потом не получится, нужна точность.
  2. Декоративные элементы в прекрасной технике пергамано.
  3. Тиснение на кальке.
  4. Объемные цветы из кальки.
  5. Защитные листы между страницами альбома
  6. И многое-многое другое))

Как крепить кальку на страничке?

Это очень важный вопрос! Дело в том, что и клей, и скотч просвечиваются сквозь кальку. Выглядит это по меньшей мере неопрятно! Однако есть масса вариантов, как сделать это красиво и надежно.

  1. Отличная идея – прошивать нитками.
  2. Крепить брадсами, скрепками и прочими подобными штуками.
  3. Клеить, чем придется, но маскировать места приклеивания стразами, цветами и прочим… Как вариант: клеим одну сторону элемента из кальки, прикрываем этот край, например, фотографией, а другой край оставляем в «свободном полете».
  4. Для работ в стиле микс-медиа: можно клеить с помощью кристалл-геля или акрилового лака. Лично испытывала этот способ (см. выше пример с рисунком барбариса). Только нужно наносить ровным слоем на всю(!) поверхность кальки и аккуратно(!) разравнивать. А потом ждать, когда высохнет (долго!).
  5. Очень плотную кальку можно клеить ПВА (есть такая информация, но сама не пробовала).
  6. Использовать специальный клей или скотч. Есть такие у зарубежных производителей (на упаковке ищите “волшебное” слово «Vellum»).

    Говорить о кальке можно бесконечно… Мы с вами еще как следует не добрались до цветной и фактурной ее разновидности! Не разобрали возможности бумажной кальки, так любимой художниками! Не перечислили массу, массу замечательных ролей этого многоликого материала!.. Поэтому я и предупреждала в самом начале: все рассказать невозможно! 
  7. Желаю вам творческих идей и открытий в процессе собственных экспериментов с калькой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector