Калька бумажная рулонная и синтетическая

Калька

Калька

КАЛЬКА, б. или м. прозрачный тонколистовой гибкий материал, выделываемый из волокнистого основания (бумага, ткани) соответственной пропиткой. Калька применяется главным образом в полиграфической промышленности при копировании чертежей и рисунков, для защиты изображений (подлинников и воспроизведений), например, в книгах, для украшений, транспарантов и т. п.; некоторые виды калек вследствие своей относительной газо- и влагонепроницаемости, а также известной стойкости против химических реагентов и жиров, применяются в качестве укупорочных и перевязочных средств.

Технические требования, предъявляемые к кальке, таковы: 1) она должна обладать достаточной прозрачностью, соответствующей техническому назначению данного сорта кальки; 2) д. б. бесцветной или слабо окрашенной, но с уклоном в голубизну, а не в желтизну (в противном случае затрудняется светокопирование и фотографирование); 3) не должна допускать капиллярного растекания и просачивания красок, туши и чернил; 4) должна обладать вполне гладкой и ровной поверхностью, без склеек, складок, мятых или рваных мест, проколов и заметных пор; 5) поверхность ее д. б. не маслянистой и хорошо принимать карандаш, акварельную краску, тушь, чернила, допуская при этом стирание резинкой, а также по возможности выскабливание и смывание; 6) калька должна обладать достаточной механической прочностью на разрыв, изгиб, загибание и достаточной гибкостью, допускающей накручивание на цилиндры малого диаметра;

7) калька не должна изменяться при длительном хранении (желтеть, делаться ломкой, утрачивать прозрачность); 8) калька должна иметь определенные геометрические размеры, без склеек; наконец, 9) от кальки временного действия требуется точное восстановление первоначальных свойств исходного волокнистого основания – цвета, механической прочности, вида поверхности. Производство кальки основано на заполнении воздухоносных пор между волокнами целлюлозного основания прозрачными веществами с показателем преломления не меньшим, чем у вещества самих волокон. Так как последнее само по себе (в массе) вполне прозрачно, то заполнение пор другим прозрачным наполнителем делает кальку в достаточной мере прозрачной. Вместе с тем это заполняющее вещество должно устранять капиллярность волокнистого основания, делать поверхность кальки гладкой, уничтожать гигроскопичность и предотвращать механические и гигроскопические изменения формы. Разнообразие видов кальки вытекает из возможности весьма различно подбирать состав пропитывающих веществ и способы пропитки, а также из выбора того или другого волокнистого основания. По роду волокнистого основания кальки делятся на бумажные и тканевые. По пропитывающему составу – на смоляные, олифные, желатиновые, керосиновые и т. д. При функциональной классификации можно делить кальки: а) на кальки временного действия, прозрачные лишь в течение некоторого срока и затем превращающиеся в исходное волокнистое основание (гл. обр. бумагу), и б) кальки постоянного действия, навсегда сохраняющие свою прозрачность.

Производство кальки требует, прежде всего, тщательного выбора волокнистого основания, так как последующей пропиткой нельзя исправить основных недостатков этого основания – недостаточной механической прочности, несоответственного цвета, неоднородности или грубости строения и т. д. Если волокнистое основание д. б. бумажное, то берется непроклеенная лучшая папиросная (шелковая) бумага белого цвета. Тканевое основание д. б. полотняного переплетения, все нити которого весьма тонки и однородны по толщине, без узлов и неровностей, белого цвета. Такая ткань д. б. достаточно плотна и вместе с тем тонка; наиболее пригодны для этой цели хлопковые ткани – тонкие сорта коленкора (хотя соответственная калька нередко называется «полотняной» или «восковым полотном»).

Процессы пропитки волокнистого основания кальки довольно разнообразны.

1) Для выделки бумажной кальки временной прозрачности за основание может браться бумага более толстая, чем папиросная. Для пропитки бумагу расстилают на вполне плоской доске (лучше всего на шлифованном стекле) и протирают под значительным давлением мягкой губкой, предварительно погруженной в керосин и затем выжатой; если бумага толста, то ее приходится, перевернув, протереть и с другой стороны. Такая калька восстанавливает свою непрозрачность через несколько недель; в случае надобности этот процесс м. б. задержан на целый год, если держать кальку в герметично закрытой коробке. Для раскраски скопированного рисунка акварельными красками из кальки предварительно удаляют керосин нагреванием на теплой плите.

2) Другой сорт бумажной кальки с временной прозрачностью получается покрытием основания с одной или с обеих сторон, смотря по толщине, смесью нефтяного осветительного масла (с температурой кипения 150—200°) и тяжелого бензина (с температурой кипения 120—150°), или же других нефтяных или буроугольных фракций с температурой кипения 100—170° или соответственно 160—195°.

3) Примером перехода к кальке постоянной прозрачности может служить бумажная калька с временной (но уничтожаемой по произволу) прозрачностью. Она изготовляется пропиткой бумаги раствором касторового масла в 1, 2 или 3 объемах абсолютного спирта, в зависимости от толщины бумаги; после испарения спирта бумага готова к употреблению и может быть сделана снова непрозрачной погружением в абсолютный спирт. Сохраняющаяся прозрачность бумажной или коленкоровой кальки достигается пропиткой волокнистого основания смолами, восками, олифой, каучуком. В качестве смолы применяется гл. обр. хорошо отбеленный шеллак или копал, растворенный в спирте; однако, слишком большая хрупкость этой смолы вызывает необходимость добавлять к ней другие смолы – сандарак, мастику, венецианский терпентин. Лак наводится на волокнистое основание различными способами: вручную – посредством широкой мягкой кисти, слегка обжимаемой о край сосуда, или пропусканием бумаги через ванну, пропусканием через вальцы, смачиваемые лаком, с последующим распределением лака по волокнистому основанию щетками, и т. д. После покрытия и пропитки калька должна быть просушена, в некоторых случаях – при умеренном нагревании. Отбелка шеллака для кальки производится при помощи животного угля, который предварительно обрабатывают соляной кислотой (1 ч. кислоты на 2 ч. воды) в течение многих дней, а затем весьма тщательно омывают водой и просушивают. Спиртовой раствор шеллака пропускается через уголь, находящийся в воронке с крышкой; носик воронки вставляется в пробку приемника, а этот последний сообщается посредством трубки, проходящей через указанную крышку, с широкой частью воронки. Ниже приводятся рецепты лаков для производства кальки, причем числа относятся к весовым частям соответственных веществ.

4) Коленкоровая калька: элеми 2—4, отбеленного шеллака 10, мастики 2, 96%-ного винного спирта 15; при желании получить более тонкий слой лак разбавляют винным спиртом; или:

5) отбеленного шеллака 20, мастики 3, венецианского терпентина 2—5, винного спирта 50, эфира 10.

6) Бумажная калька: отбеленного шеллака 15, мастики 5, 96%-ного винного спирта 100.

7) Восковая бумажная калька: отбеленного пчелиного воска 10, 96%-ного винного спирта 30, эфира 5; бутылку с этой смесью держат несколько дней в умеренно теплом месте и часто встряхивают.

8) Бумажная калька по Г. Э. Вагнеру: бумагу сначала пропитывают бензином, а затем специальной олифой, которая получается 8-часовой варкой: свинцовых стружек 1, окиси цинка 5, венецианского терпентина 0,5 с льняной олифой 20; после отстаивания в течение нескольких дней осветленную жидкость разбавляют копаловым лаком 5 и спиртовым или эфирным раствором сандарака 0,5—1.

9) Бумажная и коленкоровая калька: бумагу покрывают вареным льняным маслом и, после удаления избытка масла бензином, промывают хлорной водой, а затем обрабатывают перекисью водорода; ткань перед покрытием льняным маслом д. б. покрыта крахмалом; обработка заканчивается вальцеванием.

10) Муслиновая калька: на муслин наносят губкой смесь из скипидара 8, касторового масла 8, канадского бальзама 2, копайского бальзама 1, после чего ткань скатывают и по прошествии 36 часов с нее снимают избыток масляной смеси.

11) Бумажная калька: бумагу пропитывают раствором венецианского терпентина и канифоли в смеси скипидара и четыреххлористого углерода или пропитывают смесью касторового масла и скипидара.

12) Полотняная калька: аппретированное полотно пропитывают составами, применяемыми для пропитки бумажной кальки.

13) Водонепроницаемая пергаментная калька: пергаментную бумагу покрывают тонким слоем лака, разведенного бензином.

14) Бумажная калька: изготовляют сплавлением двух смесей – одну из 5 ч. парафина, 10 ч. канадского бальзама, 50 ч. скипидара, а другую – из 7 ч. парафина, 20 ч. канифоли и 20 ч. элеми; затем их сливают и добавляют 120 см3 скипидара. Полуденным раствором покрывают бумагу 1—2 раза.

15) Калька для окошек в конвертах: растворяют 37 ч. тонко измельченного даммара в 20 г скипидара; к отфильтрованному раствору добавляют 130 г макового масла.

16) Воздухо- и водонепроницаемая калька: бумагу пропитывают коллоидным спиртовым раствором набухшей желатины или агар-агара в спирте и отверждают желатину формальдегидом или квасцами; затем ее покрывают раствором расплавленной смолы, воска и масла, желательно – с добавкой сивушного масла. Такая бумага применяется для обертки сигарет.

17) Бумажная калька: бумагу покрывают смесью из 1 ч. вареного льняного масла и 7 ч. бензинового 20 %-ного раствора каучука.

18) Бумажная калька: на непроклеенную или шелковую бумагу наносят при помощи каменного валика вареное льняное масло, подвергают ее прессовке и с обеих сторон покрывают смесью из 2 ч. раствора копала или янтаря в льняной олифе (экипажный лак) и 1 ч. чистого терпентина; после просушки ее обмывают мыльной водой, затем холодной водой, прессуют и сатинируют.

При использовании кальки, особенно коленкоровой и больших размеров, возможны деформации ее от влаги и нагревания; поэтому кальку следует натягивать на доску и хорошо прикалывать или приклеивать по краям. Черчение производят на глянцевой стороне кальки; для лучшего приставания туши эту поверхность протирают порошком мела. Для той же цели иногда покрывают готовую бумажную кальку раствором гуммиарабика или декстрина, куда полезно добавлять несколько капель раствора хлористого кальция (30° Вѐ) с целью воспрепятствовать чрезмерному высыханию слоя. Для лучшего приставания, к плиточной туши добавляют при натирании мыло, бычью желчь, а также ихтиол. Раскраска чертежа на коленкоровой кальке делается с матовой стороны. Чтобы скрыть поправки, протирают исправленное место минеральным маслом. В тех случаях, когда желают затруднить возможность снятия светокопий с копии на кальке, оборотную сторону копии покрывают светонепроницаемой краской или краской, поглощающей актиничные лучи (например, желтой, красной), или, наконец, подклеивают бумагой. Использованные чертежи на коленкоровой кальке могут быть экстрагированием пропитывающих веществ вновь превращаемы в ткани, которые идут на хирургические перевязки и т. п.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 9 – 1929 г.

Коллекции

За последние несколько лет наших дизайнеров охватила мода на дизайнерские кальки,
в связи с чем количество подобных коллекций на российском рынке стремительно
увеличилось.

Группа Компаний «Регент» предлагает кальки всемирно известных производителей
дизайнерских бумаг: коллекции Transparence и Colors Contact немецкой фабрики
Gmund и собрание Curious Translucents французской компании Arjo Wiggins.

Изящная, ажурная коллекция Transparence от Gmund создает романтичное настроение.
В собрание входят шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: оригинальные
«Техникс» и «Ветер», античное «Облако», романтичное «Цветы», классические верже
«Миража» и «Линий».

Последние четыре кальки наиболее эластичны, так как прошли
специальную поверхностную обработку. Эта воздушная, полупрозрачная калька передает
ощущение легкости, дуновения ветра. Разумно использованная калька из коллекции
Transparence поможет придать неповторимый шарм изданию, недостижимый при использовании
обычных бумаг.

Коллекция дополнена конвертами типа «евростандарт» и C5. Они вряд ли подойдут
для пересылки по обычной почте, но послание, доставленное в таком конверте курьером,
не останется незамеченным.

Кальки Trans­parence подходят для традиционных способов печати и для послепечатной
обработки: офсета, шелкографии, горячего тиснения фольгой и конгрева. Для офсетной
печати (в том числе полноцветного офсета) рекомендуется растр в 45-80 лин./см.

Одну из новейших разработок фирмы Gmund представляет торговая система «Регент-Арт».
Это собрание Contact — первая окрашенная в массе цветная калька, созданная специально
под определенную коллекцию непрозрачных бумаг. Цветовая палитра, которая легла
в основу коллекции, была разработана совместно с цветовой системой дизайнерских
бумаг Gmund Colors.

Десять цветов этой коллекции идеально подходят для всей
цветовой гаммы (51 цвет) коллекции Gmund Colors. Довольно необычно выглядят
кальки темных цветов. Бессчетное количество комбинаций прозрачных и непрозрачных
бумаг позволяет находить новые неожиданные цветовые решения и создавать необычные
полиграфические работы.

В коллекции также представлены квадратные конверты и конверты формата «евростандарт»
всей цветовой гаммы.

Калька плотностью 100 г/м2 пригодна для печати на лазерных и струйных принтерах,
что позволяет в условиях офиса создать необычные презентационные работы. Эта
калька пригодна как для высечки и перфорации, так и для всех известных переплетных
технологий.

Невероятно интересна коллекция калек Curious Translucents от Arjo Wiggins. Это
сравнительно новое собрание различных видов дизайнерской кальки, поступившее
в продажу весной 2002 года, быстро получило призвание многих дизайнеров. И это
не удивительно: в коллекции собраны поражающие своей оригинальностью цветные
и перламутровые кальки, а также классические прозрачные кальки с широким диапазоном
плотностей. Все кальки коллекции Curious Translucents изготовлены из 100% чистой
целлюлозы без использования химических добавок.

Коллекция разбита на две части — Colour и Clear. В первую вошли 16 калек интенсивных
цветов и уникальные перламутровые кальки. С их помощью можно реализовать самые
смелые дизайнерские фантазии. Очень интересны перламутровые кальки высоких плотностей
(200 г/м2) и насыщенных оттенков: обладая невысокой степенью прозрачности, они
чем-то напоминают обычные перламутровые бумаги, но из-за своей гладкой, «калечной»,
текстуры смотрятся изумительно.

Коллекция Curious Translucents дополнена тремя видами конвертов: «евростандарт»,
C5 и квадратным.

Кальки пригодны для всех основных методов печати и послепечатной обработки.
Кальки с плотностью от 140 г/м2 и выше подходят для тиснения, а тиснить фольгой
можно кальки плотностью свыше 72 г/м2. За сутки до начала печати лучше акклиматизировать
кальку в фабричной упаковке.

Группа компаний «Дубль В» представляет на российском рынке две коллекции
кальки немецкого производителя Zanders — Spectral и T 2000. Эти кальки
подходят для изготовления любых элементов декоративного оформления полиграфической
продукции: изданий, имиджевых брошюр, эксклюзивной упаковки и многого другого.

В коллекции Spectral представлены кальки 16 интенсивных и пастельных цветов,
а также двух оттенков белого. Цветовая гамма Spectral никого не оставит равнодушным
и станет источником творческого вдохновения для талантливого дизайнера. Правда,
диапазон плотностей калек этой коллекции невелик — 100 или 200 г/м2.

В коллекции T 2000 собраны чистоцеллюлозные классические белые полупрозрачные
кальки с широким диапазоном плотностей. Они подходят для многокрасочной офсетной
печати, а также для изготовления оригинал-макетов, для черчения и копирования.

Кроме того, в ассортименте группы компаний «Дубль В» имеется калька с золотым
или серебряным напылением Calque бельгийского производства плотностью 112 г/м2,
дополненная конвертами. Есть еще полупрозрачные бумаги Zed (Германия), внешне
напоминающие кальку. Они представлены тремя оттенками белого и одним цвета слоновой
кости. Плотность этих бумаг — 250 г/м2.

Фирма «Берег», эксклюзивный поставщик известной своими дизайнерскими бумагами
шотландской фабрики Curtis Fine Papers, представляет на российском рынке две
коллекции кальки от этого производителя — Classic Translucent и Virtual Vision.
В первое собрание входят полупрозрачные белые чистоцеллюлозные кальки.

Отбеливание
их производится бесхлорным методом. Широкое применение эти кальки находят при
издании фотоальбомов, художественных альбомов, а также для изготовления оригинальной
полиграфической продукции. Кальки Classic Translucent прекрасно подходят для
офсета, высокой и трафаретной печати (как одноцветной, так и полноцветной).
Возможны лакировка, фольгирование и фальцовка.

В коллекции Virtual Vision представлены тонированные в массе кальки с фактурной
поверхностью шести пастельных оттенков природного происхождения: «Кактус», «Пустыня»,
«Песок», «Колокольчик», «Лаванда» и «Река». В дополнение предлагаются конверты,
изготовленные из кальки этой же серии.

Кальки Virtual Vision рекомендуются для
реализации нестандартных дизайнерских решений и подходят для большинства способов
печати (офсета, шелкографии, термографии и лазерной печати) и послепечатной
обработки (лакирование, конгрев, фальцовка и пр.).

Еще три коллекции кальки, предлагаемые в России группой «Берег», — GSK (Golden
Star K), Marina и Pergamenata фирмы Fedrigoni Group. Полупрозрачные чистоцеллюлозные
кальки, отбеленные бесхлорным способом, собраны в коллекции GSK. В коллекции
Marina и Pergamenata входят полупрозрачные чистоцеллюлозные белые и тонированные
в массе бумаги и картоны с дымчатым рисунком и необычной текстурой, имитирующей
старый пергамент (шесть видов в коллекции Marina и два — в Pergamenta).

Кальки всех трех коллекций подходят для полноцветной и одноцветной запечатки
офсетом, высокой и трафаретной печатью. Они также адаптированы к печати текста
и изображений на плоттере. Закрепление краски на этом материале зависит от толщины
красочного слоя и занимает довольно длительное время — около суток.

КомпьюАрт
10’2003

Мелованная

мелованная бумага
Из открытого источника Яндекс Картинки

Наиболее популярная бумага, изготавливается путем нанесения тончайшего слоя мела и каолина. Очень гладка и белоснежная, приятная на ощупь. Отличается разной плотностью, а также эффектами. Что касается первого параметра, наиболее распространенными можно такие плотности:

  1. 65 г/м2 – применяется для печати массовых буклетов (например, рекламная полиграфия от супермаркетов, компаний по продаже окон, дверей и т. п.).
  2. 100–130 г/м2 – идеальный вариант для листовок (флаеров).
  3. 150–200 г/м2 – вариант для буклетов, обложек брошюр, проспектов и т. п. Достаточно плотная для внутреннего блока, однако тонковата для обложки.
  4. 250–350 г/м2 – применяется для обложек, в изготовлении визиток, календариков и календарей, буклетов с биговкой (когда 1 лист бигуется (загибается) и может разворачиваться в определенном порядке).

Печать на мелованной бумаге может быть следующих типов:

  1. Офсет. Причем любых цветов. Так как у большинства станков отсутствует белая краска, выбеленная поверхность «меловки» дает отличный контраст. Что касается цветности, на такой бумаге одинаково ярко смотрятся самые разные оттенки и градиенты.
  2. «Цифра». Цифровое оборудование в зависимости от технических показателей берет бумагу плотностью более 90 г/м2. Например, Xerox DocuColor 242 (и выше) плохо справляется с захватом материала плотностью 65 г/м2, потому, если вдруг печать на такой бумаге будет стоить дороже, чем на 100 г/м2, не стоит удивляться – будет применяться другой способ.
  3. Шелкотрафарет, или шелкография. Благодаря тому, что краски впечатываются, мелованная бумага отлично удерживает изображение (в отличие от твердочернильной печати). Если вам сделали те же визитки таким способом, достаточно слегка поцарапать напечатанное – и оно легко снимется.

Внимание! Мелованная бумага абсолютно не подходит для струйной печати. Краска попросту скатается с гладкой поверхности.

Как выбрать и использовать кальку, веллум, ацетатные листы, пергамент в скрапбукинге? | Журнал Ярмарки Мастеров
Из открытого источника Яндекс Картинки

По эффекту выделяют глянцевую и матовую «меловку». И здесь есть свои особенности у каждого типа. Например, на «глянце» лучше не использовать 100 % заливку черным или темным цветом, так как на поверхности бумаги будут оставаться отпечатки пальцев. Потому для полноценной заливки лучше выбирать листы с матовой поверхностью.

Как выбрать и использовать кальку, веллум, ацетатные листы, пергамент в скрапбукинге? | Журнал Ярмарки Мастеров
Из открытого источника Яндекс Картинки

Свойства тканей – раздел 3 – материалы – всё о шитье

 Свойства тканей многообразны и зависят от их волокнистого состава, строения и особенностей отделки. Свойства тканей влияют на сортность, назначение, носкость и процессы обработки тканей в швейном производстве.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА И ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛОТНОСТЬ ТКАНЕЙ

 Толщина.Схема строения ткани при различных изгибахТолщина ткани – показатель, оказывающий большое влияние на ее назначение и обработку в швейном производстве. Толщина ткани зависит от линейной плотности пряжи и ее крутки, переплетения нитей, плотности и характера отделки ткани.

 Чем выше линейная плотность пряжи, тем при прочих равных условиях толще ткань. С увеличением крутки пряжи диаметр ее несколько уменьшается, но до известного предела, после чего происходит укорачивание пряжи и, следовательно, увеличение ее поперечника.

 Толщина ткани может быть различной в зависимости от вида переплетения, которым она выработана. Наименьшую толщину имеют ткани полотняного переплетения, большую – ткани саржевых, сатиновых и мелкоузорчатых переплетений, наибольшую – ткани сложных переплетений.

 Толщина ткани зависит от степени изгибания нитей основы и утка. Если пренебречь сплющиванием нитей, то можно установить (по Н. Г. Новикову) девять фаз строения тканей в зависимости от изгибания нитей основы и утка и еще дополнительную нулевую фазу.

 Первая фаза строения ткани (рис. 24) характеризуется прямолинейным расположением нитей основы и наибольшей изогнутостью нитей утка. Ткань такого строения обладает наибольшим удлинением в направлении уточных нитей и наибольшей усадкой после стирки по длине.

 Девятая фаза строения ткани характеризуется прямолинейным расположением нитей утка и сильной изогнутостью нитей основы. Ткань такого строения склонна к усадке по ширине и обладает наибольшим удлинением в направлении основных нитей.

 Толщина таких тканей (например, поплина, репса) будет соответствовать трем диаметрам нитей: одному – основы и двум – утка или двух – основы и одному – утка. Промежуточные фазы строения (от второй до восьмой) получаются последовательным увеличением изгиба нитей основы и распрямлением утка на 1/8 высоты волны основы или утка.

 Средней равновесной является пятая фаза строения ткани, характеризующаяся одинаковой изогнутостью нитей основы и утка. Такая ткань имеет наименьшую толщину, определяемую толщиной нитей основы и утка (например, полотно, ситец), и обладает примерно равными свойствами в направлении нитей основы и утка.

 Таким образом, толщина однослойных тканей может быть равной величине от двух до трех диаметров нитей, из которых выработана ткань.

 Некоторые отделочные процессы могут увеличивать или уменьшать толщину ткани. Так, при валке и ворсовании ткань значительно утолщается, а при прессовании и каландровании – наоборот.

 Данные о толщине тканей различного назначения приведены в табл. 10.

10. Толщина тканей различного назначения

 Назначение тканей Ткани Толщина, мм
 Платья и белье Хлопчатобумажные 
 батист, маркизет, вольта, шифон 0,16 – 0,24
 ситец, мадаполам, сатин, зефир 0,25 – 0,3
 бязь, плетенка, шерстянка 0,31 – 0,4
 бумазея, фланель, шотландка 0,41 – 0,6
 Шелковые 
 крепдешин, креп-шифон, муслин капроновый 0,1 – 0,24
 креп-марокен, файдешин, атлас 0,25 – 0,32
 Льняные и полульняные 0,3 – 0,4
 Шерстяные 
 кашемир, шотландка, «Эффект» 0,4 – 0,8
 Костюмы Хлопчатобумажные 
 молескин, коверкот, трико 0,4 – 0,8
 байка, вельветон, вельвет 0,9 – 1,3
 Льняные 
 рогожка, коломенок 0,5 – 0,6
 Шерстяные 
 бостон, трико, шевиот и др. 0,7 – 1,1
 Пальто Шерстяные 
 сукна тонкие 1 – 1,6
 драпы и сукна грубые 2,6 – 3,2
 бобрик, байка 3,2 – 3,5
 Прокладка и специальные ткани Льняные 
 бортовка 0,4 – 0,6
 парусина брезентовая 1 – 1,3

 Толщину тканей, ваты, меха определяют универсальным толщиномером ТЭМ конструкции ЦНИХБИ при давлении (0,1- 2) 10³ Па. Однако ЦНИИШП рекомендует измерять толщину ткани при давлении (0,1 – 0,2) 10³ Па. Используются также отечественный толщиномер ТМ-50, толщиномер 6-12-1 (ВНР).

 Чем толще ткань, тем выше ее теплозащитные свойства, прочность и износостойкость. Толстые ткани применяются в основном для зимней и демисезонной одежды.

 Толщина ткани влияет и на выбор модели одежды. Из толстых тканей шьют мужскую одежду строгого силуэта, из тонких – женскую одежду с различного рода складками и сборками.

 От толщины ткани зависит число слоев в настиле для раскроя:

 Ткань Число слоев
 Ситец, сатин, поплин
Гринсбон, тик-ластик
Хлопчатобумажное трико и коверкот
Бостон и габардин 
Сукно тонкое
Драпы 
 100 – 150
80 – 100
50 – 60
30 – 40
25 – 30
12 – 24

  От толщины ткани зависят выбор и расход швейных ниток при пошиве, а также частота стежков. Для толстых тканей используются более толстые иглы и швейные нитки, стежки в строчке более редкие.

 Ширина. Ширина ткани – показатель, от которого зависит число погонных метров, необходимых для раскроя того или иного изделия.

 Раскрой тканей для одежды различных видов удобнее осуществлять при определенной, так называемой рациональной, ширине ткани, при которой получается минимальное количество отходов. В табл, 11 приведена ширина тканей различного назначения в соответствии с ГОСТ 9202 76, 9203 – 76, 9204 – 70, 9205 – 75 (для шелковых, льняных, шерстяных и хлопчатобумажных тканей соответственно).

11. Ширина тканей различного назначения

 Класс Подкласс Назначение Рациональная ширина тканей с кромками, см
 Шелковые и полушелковые ткани
 Одежные Костюмно-платьевые Платья, платья-костюмы, халаты, блузки 90, 95, 100, 105, 110, 120, 140, 150, 160
 Сорочечные Сорочки верхние 90, 95, 100, 110, 140
 Пальтовые и плащевые Пальто, плащи, куртки 120, 130, 140, 145, 150, 160
 Подкладочные Костюмы, пальто, плащи 85, 95, 100, 110, 115, 140, 150, 160
 Брюки 70, 90, 130
 Рукава 100, 140
 Бельевые Нательные Корсетные 95, 100, 110, 120, 130, 140, 150, 160
 Постельные Ватные одеяла 115, 125, 140, 150, 160, 180
 Льняные и полульняные ткани
 Одежные Платьевые Платья, халаты и верхние сорочки 80, 85, 90, 120, 140, 150
 Костюмные Костюмы и брюки 80, 85, 90, 140, 150, 160
 Прикладные Прокладка 90, 100, 110, 160
 Для спецодежды Разные изделия 90 – 94
 Бельевые Постельные Простыни 110, 120, 130, 140 150, 160, 170, 180 200, 210, 220
 Пододеяльники 85, 90, 100, 110, 130, 150
 Наволочки 62, 72, 82, 145
 Чистошерстяные и полушерстяные ткани
 Одежные Платьевые Платья, платья-костюмы 120, 130, 142, 152
 Костюмные Костюмы, брюки 142, 152
 Пальтовые Пальто 142, 152
 Плащи 142
 Хлопчатобумажные, штапельные и смешанные ткани
 Одежные Платьевые Платья, халаты, блузки, верхние сорочки 75, 80, 85, 90, 95, 100, 105, 110, 130, 140, 150
 Костюмные Костюмы 90, 120, 130, 140, 145, 150
 Брюки 140, 150
 Спортивная одежда 80, 90, 100, 110, 120, 130, 140, 145, 150
 Пальтовые

 Для спецодежды

 Пальто, полупальто 80, 90, 120, 130, 140, 150
 Плащи 85, 90, 95, 100, 140
 Разные изделия 75, 80, 85, 90, 100, 110, 120, 140
 Подкладочные Костюмы, пальто 80, 85, 90, 95, 100, 140, 150
 Для рукавов 75, 80
 Прикладные Для карманов, прокладки 75, 80, 85, 90
 Бельевые Нательные Сорочки, рубашки 75, 80, 95, 130, 140
 Кальсоны, трусы 75, 80, 130
 Белье для новорожденных теплое 75, 80, 90, 120
 Белье для новорожденных легкое 80, 90, 95, 100
 Корсеты, пояса 80, 100
 Пижамы 80, 85, 100, 130
 Постельные Простыни и пододеяльники 90, 95, 100, 115, 120, 125, 130, 140, 145, 150
 Наволочки 52, 55, 75, 80, 85, 150

 На швейные предприятия поставляют ткани тех ширин, которые предусмотрены стандартом. Предполагается выпуск тканей возможно большей ширины, что позволит улучшить раскладку лекал на полотне при раскрое тканей и уменьшить количество межлекальных отходов.

 Большое значение для экономичного использования ткани имеет ее равномерность по ширине в пределах куска. Неравномерность ширины ткани в куске вызывает увеличение отходов при раскрое. Равномерная ширина ткани в куске свидетельствует о правильном расположении нитей основы и утка. Неравномерность по ширине тканей в партии вызывает трудности в работе: во-первых, партию необходимо рассортировать по ширине; во-вторых, часто получаются очень мелкие партии тканей; в-третьих, это вызывает необходимость изменять раскладку лекал в соответствии с шириной ткани.

 В швейном производстве при расчете норм расхода тканей на изделие и для определения ценностной группы ткани пользуются принятыми в промышленности условными ширинами тканей: 61, 71, 100 и 133 см в зависимости от вида тканей (см. третий раздел).

 Длина. Длина, так же как и ширина тканей, имеет большое значение для их раскроя в швейном производстве. Рациональной длиной куска ткани определяется коэффициент использования площади ткани. Текстильная промышленность выпускает ткани различной длины (от 10 до 150 м) в зависимости от их вида и поверхностной плотности. Наименьшую длину куска имеют тяжелые пальтовые ткани (драпы). При определении сортности готовых тканей на текстильных предприятиях иногда вырезают крупные дефекты, в результате чего кусок оказывается разрезанным на несколько частей. При этом допускаются минимальные длины отрезов от 1,5 до 6 м. Наличие отрезов в куске ткани затрудняет их раскрой. Швейные предприятия заинтересованы в получении тканей без разрезов, той длины, которая получена на ткацком станке.

 Поверхностная плотность. Поверхностная плотность ткани – показатель, характеризующий массу единицы площади. Этот показатель зависит от толщины основных и уточных нитей, плотности ткани и характера отделки. Так, поверхностная плотность суровой ткани уменьшается после промывки, отваривания, беления и увеличивается после валки, аппретирования, печатания и др.

 Поверхностную плотность ткани М, г/м², определяют путем взвешивания образца ткани и расчета по формуле М = m x 1000 x 1000/(LВ), где m – масса образца ткани, г; L – длина образца ткани, мм; В – ширина образца ткани, мм.

 Пример. Определить поверхностную плотность ткани, если образец имеет длину 150 мм, ширину – 50 мм и массу 1,5 г.

 М = 1,5 x 1000 x 1000/(150 x 50) = 200 г/м².

 Вследствие гигроскопичности волокон поверхностная плотность ткани может существенно меняться в зависимости от условий окружающей среды, поэтому соответствие поверхностной плотности ткани нормам стандарта может быть проверено только при определении кондиционной поверхностной плотности Мк, т. е. поверхностной плотности при нормальной влажности, вычисленной по формуле Мк = М(100 Wк)/(100 Wф), где Wк – кондиционная влажность ткани, %; Wф – фактическая влажность ткани, %.

 Поверхностную плотность ткани можно определить расчетным путем, если известны толщина нитей основы То и утка Ту и плотность нитей основы По и утка Пу по формуле М = 0,01(ТоПо ТуПу).

 От поверхностной плотности ткани зависит ее назначение: ткани с невысокой поверхностной плотностью идут на белье и платья, с более высокой – на костюмы, а с самой высокой – на пальто, причем для женской и детской одежды предназначены ткани более легкие, чем для мужской.

 Поверхностная плотность тканей очень разнообразна. В табл. 12 приведена ориентировочная поверхностная плотность тканей с учетом их назначения.

12. Поверхностная плотность тканей различного назначения, г/м²

 Ткани Бельевые Платьевые Костюмные Пальтовые
 Хлопчатобумажные 80 – 180 60 – 250 200 – 320 250 – 400
 Льняные 100 – 300 150 – 300 200 – 400 –
 Шерстяные гребенные – 100 – 230 170 – 320 250 – 300
 тонкосуконные – 150 – 250 250 – 340 300 – 650
 грубосуконные – – 300 – 400 500 – 800
 Шелковые из натурального шелка 40 – 80 25 – 160 100 – 240 100 – 160
 из искусственных нитей 80 – 150 80 – 280 140 – 280 200 – 280
 из синтетических нитей – 20 – 120 120 – 200 –
 штапельные – 100 – 240 140 – 340 –

 Поверхностная плотность ткани влияет также на процессы швейного производства: настил тяжелых тканей для раскроя производить труднее, чем легких; тяжелые ткани стачивают более толстыми нитками, влажно-тепловая обработка изделий из них более трудоемка, а монтажно-переместительные операции – более утомительны.

 Объемная масса (плотность) тканей – масса 1 см³ ткани, г. Она зависит от объемной массы волокон и пористости ткани. Объемную массу ткани δ, г/см³, рассчитывают по формуле δ = М/(1000h), где М – поверхностная плотность ткани г/м², h – толщина ткани, мм,

 Пример. Определить объемную массу (плотность) ткани, если ее толщина 0,3 мм, а поверхностная плотность 165 г/м².

 δ = 165/(1000 x 0,3) = 0,55 г/см³.

 Объемная масса (плотность) ткани характеризует ее теплозащитные свойства. Ткани с объемной массой менее 0,35 г/см³ (бобрик чистошерстяной – 0,19, драп велюр – 0,2, шевиот чистошерстяной – 0,27, сукно – 0,3, кашемир полушерстяной – 0,32, фланель 0,34 г/см³) обладают хорошими теплозащитными свойствами, с объемной массой 0,35 – 0,5 г/см³ (трико полушерстяное – 0,35 – 0,4, коверкот чистошерстяной – 0,4 г/см³) – удовлетворительными, с объемной массой 0,5 г/см³ и выше (сатин – 0,55, ситец – 0,6 г/см³) – низкими.

Способы работы с калькой

 Офсетная печать

Калька хорошо зарекомендовала себя в офсетной печати, но поверхность кальки не впитывают влагу, поэтому рекомендуется фолиевая краска. Сохнет калька плохо, поэтому чтобы избежать перетаскивания краски с одного листа на другой лучше своевременно разгружать приёмку. Нужно держать готовые оттиски небольшими стопами, потому что краска должна закрепиться.

   Печать на цифровых машинах

Отлично зарекомендовала по использованию калек и в форме печати. При печати на ЦПМ тонерах (Ксерокс, Кэнон, Коника Минолта и др.), Вы должны проверить систему на  одном листе. Иногда тонер не запекается на кальку правильно и отваливается. При печати необходимо учитывать температуру термоэлемента, так как вы можете потерять не только бумагу, но и печатающее устройство. Как правило, основные характеристики материала (низкое сопротивление) указаны в спецификации. Возможны и экзотические проблемы — некоторые марки тонированной бумаги кальки после нагревания меняют цвет.закладки и вложенные листы из кальки хорошо подходят для свадебных приглашений или открыток

Клеить кальку лучше синтетическим клеем, потому что водно-дисперсионный клей может вызвать волнистый эффект в месте склейки. Калька чувствительна к изменению климатических условий, значит во избежание скручивания бумаги до и после печати, материал должен быть защищен от сквозняков и перепадов температуры и влажности.

Общее свойство всех видах кальки — способность впитывать влагу из воздуха и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковка должна вскрываться только непосредственно перед печатью. В процессе печатания поддерживают стабильную влажность и температуру ( 20 °C и 50% влажности).

Иногда возникают трудности при пост-обработке: материал очень плотный и тяжело режется. Рекомендуемая высота стопы кальки при обработке сабельным или гильотинным резаком должна быть не более 5 см.Прежде чем заказать печать на кальке, не забудьте проконсультироваться с технологом типографии, в которой вы планируете выполнить заказ.

Посмотрите видео про применение кальки в качестве бумаги для перевода рисунка на дерево.

Текст гост 892-89 калька бумажная. технические условия

Гост 892-89

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Калька бумажная

Технические условия

Издание официальное

ИТТК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва

Межгосударственный стандарт

Калька бумажная технические условия

Tracing paper. Specifications

ГОСТ

892-89

МКС 85.060 ОКП 54 5433

Дата введения 01.01.90

Настоящий стандарт распространяется на бумажную кальку, предназначенную для копирования чертежей тушью и методом электрофотографии с последующим копированием на светочувствительные диазотипные материалы, изготовляемую для нужд народного хозяйства и экспорта.

Технические требования

1.1. Бумажная калька должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

Основные параметры и размеры

1.2.1. Бумажная калька должна изготовляться в рулонах, бобинах и листах.

Размеры рулонной кальки должны быть:

длина полотна кальки в рулоне 40,0 и 100,0 м с предельным отклонением ±1 %;

ширина рулона — 878 мм с предельным отклонением ±5 мм.

Размеры кальки в бобинах должны быть:

ширина бобины (310±5), (425±5), (625±5) мм;

диаметр бобины 190—200, 300—650 мм.

Размеры листовой кальки устанавливаются: 440×640, 320×440, 220×320 мм с предельными отклонениями ±5 мм.

1.2.2. По требованию потребителя кальку изготавливают других размеров.

П ример условного обозначения бумажной кальки массой кальки площадью 1 м2 40 г размером листов 440×640 мм:

440×640 ГОСТ 892-89

то же, массой кальки площадью 1 м2 40 г шириной бобины 310 мм:

310 ГОСТ 892-89.

Издание официальное

Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1989 © ИПК Издательство стандартов, 2003

Характеристики

1.3.1. Показатели качества кальки должны соответствовать значениям, указанным в таблице.

Наименование показателя

Значение

Метод испытания

1. Масса кальки площадью 1 м2, г

40 2

По ГОСТ 13199

2. Разрывная длина в машинном направлении, м, не

По ГОСТ 13525.1

менее

6000

3. Прозрачность, %, не менее

45

По ГОСТ 8874

4. Степень проклейки, мм, не менее

1,6

По ГОСТ 8049

5. Сортность:

число соринок на 1 м2 площадью от 0,10 до 0,50 мм2

100

По ГОСТ 13525.4 и и. 3.3

включ., не более соринок площадью св. 0,50 мм2

0

настоящего стандарта

6. Влажность, %

6!?

По ГОСТ 13525.19, разд. 3

1.3.2. Калька должна изготовляться из беленой целлюлозы.

1.3.3. Кальку переводят во второй сорт при снижении показателя «Разрывная длина в машинном направлении» до 5700 м, при наличии соринок на 1 м2 площадью от 0,50 до 1,00 м2 включительно не более 5 шт. или при снижении показателя «Степень проклейки» до 1,4 мм.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

1.3.4. В кальке не допускаются складки, морщины, залощенные пятна и полосы, разрывы кромки бумаги, дырчатость.

Малозаметные складки, морщины, пятна, которые не могут быть обнаружены в процессе изготовления кальки, допускаются, если показатель этих внутрирулонных дефектов, определенный по ГОСТ 13525.5, не превышает 1,0 %.

1.3.5. Просвет кальки должен быть равномерным и соответствовать образцу, согласованному между изготовителем и потребителем.

1.3.6. Намотка рулонов и бобин кальки должна быть плотной и равномерной по всей ширине. Конец полотна бумаги не должен заклеиваться.

1.3.7. В рулоне кальки допускается один обрыв полотна.

Концы полотна бумаги в местах обрывов должны быть прочно склеены по всей ширине бобины или рулона, без склеивания смежных слоев. Расстояние от кромки до места склейки с каждой стороны не должно превышать 10 мм. Места склеек должны быть отмечены видимыми с торца бобины цветными сигналами.

1.3.8. Число склеек в бобине кальки должно быть не более: одной — для диаметра 190—200 мм;

трех — для диаметра 300—650 мм.

1.3.9. Обрез кромок должен быть ровным и чистым.

По требованию потребителя кальку изготавливают без обреза кромок.

1.3.10. Тушь должна ложиться на кальку ровным слоем, линии не должны быть прерывающимися.

1.3.10.1. Линии, проведенные тушью по однократно и ровно подчищенному месту, не должны растекаться.

Маркировка

1.4.1. Маркировка — по ГОСТ 1641, транспортная маркировка — по ГОСТ 14192 со следующими дополнениями.

1.4.2. На каждый рулон или бобину наклеивают ярлык, содержащий следующие данные: товарный знак и наименование предприятия-изготовителя;

наименование продукции; ширина рулона или бобины; масса кальки площадью 1 м2; предупредительная надпись «Не бросать»; обозначение настоящего стандарта.

1.4.3. На каждую пачку рулонов наклеивают ярлык, содержащий данные согласно п. 1.4.2 и дополнительно количество рулонов в пачке, а также дату выработки.

1.4.4. На каждую пачку листовой кальки наклеивают ярлык с указанием:

товарного знака и наименования предприятия-изготовителя;

наименования продукции;

размера и количества листов;

обозначения настоящего стандарта.

Упаковка

1.5.1. Упаковка в рулонах и бобинах — по ГОСТ 1641 со следующими дополнениями.

1.5.2. Рулоны и бобины кальки должны быть завернуты в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 с тщательной заделкой торцов. Бобины должны быть предварительно завернуты в парафинированную бумагу или другой водонепроницаемый материал.

1.5.3. Упакованные рулоны укладывают в пачки и завертывают в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м2 не менее 100—120 г. Пачку перевязывают шпагатом. Масса пачки должна быть не более 15 кг.

1.5.4. Листовую кальку упаковывают по ГОСТ 6658. Пачки кальки, состоящие из 250 и 500 листов, перед упаковыванием прокладывают сверху и снизу картоном марки Т по ГОСТ 7376 и завертывают в три слоя оберточной бумаги марки А или В по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м2 не менее 80 г. Масса брутто кипы должна быть не более 30 кг.

1.5.5. Упаковка кальки, предназначенной для экспорта, должна соответствовать требованиям внешнеэкономических организаций.

Приемка

2.1. Определение партии и объем выборок — по ГОСТ 8047.

2.2. При получении неудовлетворительных результатов хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

Методы испытаний

3.1. Отбор проб и подготовка образцов к испытаниям — по ГОСТ 8047.

3.2. Кондиционирование образцов кальки перед испытанием и их испытания — по ГОСТ 13523 при относительной влажности воздуха (65±2) % и температуре (20±1) °С*. Продолжительность кондиционирования — не менее 2 ч.

3.3. При определении сорности соринки подсчитывают с одной стороны образца кальки.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ 4.1. Транспортирование и хранение бумажной кальки — по ГОСТ 1641.

*

С 01.01.91 относительная влажность воздуха (50 2) %, температура (23 1) °С.

Информационные данные

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.03.89 № 709

3. ВЗАМЕН ГОСТ 892-70

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4—93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (НУС 4—94)

6. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменением № 1, утвержденным в октябре 1990 г. (НУС 12—90)

Редактор Т.П. Шашина Технический редактор В.Я. Прусакова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Е.Н. Мартемьяновой

Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 30.12.2002. Подписано в печать 16.01.2003. Уел. печ. л. 0,93.

Уч.-изд. л. 0,40. Тираж 76 экз. С 9331. Зак. 14.

ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14. e-mail:

Набрано и отпечатано в ИПК Издательство стандартов

Технические характеристики

SubstanceПлотностьВлажностьШероховатостьПрозрачностьTensile
strength
(mD)
Surface Alkali pH
ISO 536ISO 287ISO 8791-2ISO 2469ISO 1974ISO 6588
г/м²кг/м³%мл/мин%мНpH
421,200÷1,2357100-30079 /-5220-4406-7
531,200÷1,2357100-30077 /-5220-4406-7
631,220÷1,2507100-30075 /-5220-4406-7
731,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
831,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
931,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
1001,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
1121,220÷1,2508100-30073 /-5220-4406-7
1301,220÷1,2508100-30069 /-5220-4406-7
1501,220÷1,2508100-30065 /-5220-4406-7
1601,220÷1,2508100-30061 /-5220-4406-7
1701,220÷1,2508100-30059 /-5220-4406-7
1901,220÷1,2508100-30055 /-5220-4406-7
2001,220÷1,2508100-30053 /-5220-4406-7
2401,220÷1,2508100-30047 /-5220-4406-7
2801,220÷1,2508100-30045 /-5220-4406-7

Бумаги литого мелования

Бумаги литого мелования отличаются чрезвычайно гладкой, высокоглянцевой поверхностью. Поверхность бумаги обладает меньшей впитывающей способностью по сравнению с обычными мелованными бумагами, используемыми для печати иллюстрированных изданий. В связи с этим при офсетной печати необходимо использовать самоокисляющиеся краски.

Покрытие цветных и металлизированных бумаг литого мелования еще больше отличается от обычных бумаг и относится к невпитывающим поверхностям. Важным условием для достижения хорошего результата при офсетной печати на невпитывающей поверхности является оптимальный режим сушки.

Краска должна быть достаточно сухой, прочной, хорошо связанной с поверхностью бумаги. Прежде всего, необходимо правильно выбрать печатную краску. В данном случае рекомендуется также использовать специальные краски, высыхающие в результате окисления.

По мере потребления постоянно должна подаваться свежая краска. В противном случае краска, находящаяся на валах, будет впитывать все большее количество влаги, в результате краска перестанет стекать, эмульгируется, ухудшатся закрепление и высыхание краски на оттиске.

При большом количестве пробельных элементов рекомендуется добавлять в краску специальные сиккативы, выделяющие из увлажняющего раствора кислород и способствующие ускоренному высыханию краски. Однако необходимо избегать использования излишнего количества других. Особенно нежелательно применять какие бы то ни было аэрозольные средства.

Нежелательна печать небольших изображений на машинах большого формата, так как и в этом случае могут возникнуть проблемы с закреплением. Не менее важно уделять внимание нанесению оптимального количества краски. При небольшом печатном изображении, имеющем лишь одну жирную строку, рекомендуется за линией обреза дополнительно напечатать широкую линейку — это улучшает снятие излишнего количества краски.

Производители советуют устанавливать минимальный расход увлажняющего раствора. При определении оптимального баланса между краской и увлажняющим раствором необходимо использовать для приладки ту же бумагу, которая применяется при печати тиража. В противном случае при печати тиража избыток увлажняющего раствора скажется в виде разводов и блеклой печати.

Кроме того, рекомендуется после приладки сменить краску на свежую. Предпочтительно использование печатных машин, имеющих спиртовой режим увлажнения. Величина рН улажняющего раствора должна быть не ниже 5. Рекомендуется сменить увлажняющий раствор на свежий, добавить изопропанол и добавку, обладающую буферными свойствами.

Для печати на бумагах литого мелования лучше всего подходят офсетные машины, имеющие хороший красочный аппарат, который обеспечивает точную дозировку и плавную регулировку подачи увлажняющего раствора. Нежелательно производить печать на малоформатных машинах, работающих по принципу «увлажнения в краску». На некоторых машинах отсутствует достаточный раскат краски, необходимый для устранения находящейся в краске жидкости.

КомпьюАрт 2’2006