Какая бывает бумага | Типография Альбатрос

Вилка, компьютер и незабудка: что такое калька?

Spcandle блог: как горит свеча?

20 часов горения

, 40 часов горения… Легко оперировать цифрами, пока нам не задают прямой и логичный вопрос, который однако может загнать в тупик.

Куда девается воск, когда свеча горит? Давайте разберемся вместе.

Независимо от того, соевая свеча у вас или кокосовая, состав любого воска – это цепочка атомов углерода, окруженных атомами водорода. Когда вы поджигаете свечу, запускается циклический процесс, который позволяет веществу пройти все 4 агрегатных состояния – твердое, жидкое, газообразное и плазменное.

Виды кальки

Калька для выкроек может быть разной. В первую очередь, по техническим свойствам. Существует калька каландрированная (то есть гладкая), а также некаландрированная. Каждая из этих видов может быть разных цветов.

Ещё одним существенным фактором различия кальки является её плотность, которая варьируется в пределах от 25 г/м2 и до 80 г/м2. От уровня плотности кальки зависит её прозрачность. Таким образом, менее плотную бумажную кальку берут, когда используют карандаш, а вот глянцевую с более высокой плотностью – под тушь.

И, наконец, калька, упакованная в виде рулона, изготавливается в разных форматах (начиная от 620 мм и заканчивая 880 мм).

Изготовление кальки

Обычная калька выпускается в рулонах и пачках листов стандартных размеров. Делается она из отбеленной целлюлозы и древесной массы, перемолотой до состояния муки. В качестве наполнителя выступают хлопок или пергамин. Каландрирование – пропускание между горячими валками – и сильное сдавливание способствует хорошему склеиванию и промасливанию. Это придает прозрачность и нужную шероховатость поверхности.

Применение помола с образованием более мелких фракций делает кальку прочнее. Поскольку затраты на использование сложного оборудования сильно увеличивают стоимость бумаги, выбрали золотую середину. Компоненты измельчают до средних размеров, и в сушильном барабане готовый продукт пропускают через валки.

Калька для черчения тушью с помощью пера и рейсфедера делалась гладкой из тонкой глянцевой пленки из целлулоида, реже винила и лавсана. Матовая поверхность затем с одной или обеих сторон напылялась. Бумага получалась шероховатой и могла использоваться для полировки меди и мягких сплавов алюминия и железа. Обычная шариковая ручка при черчении по такой поверхности быстро выходит из строя.

Использование кальки для выкроек

Кальку с полной уверенностью можно назвать важным инструментом в швейном деле. Конечно же, её основной задачей является создание выкройки. Однако это не единственный способ использования. Речь идёт о применении кальки в аппликациях, главным образом, на одежде.

А ещё калька станет Вам незаменимым помощником при создании изделий в техниках скрапбукинг, пергамано и печворк.

Как сделать кальку самостоятельно?

Создавать самостоятельно полупрозрачную бумагу можно, достаточно ответить на вопрос о том, что такое калька и чем она отличается от обычной бумаги. Самый постой способ – это смочить обычный лист очищенным от масел и присадок бензином. Копировать надо быстро, поскольку писчая бумага высохнет и потеряет прозрачность.

Для создания матовой устойчивой кальки используют воск. Можно растопить его в скипидаре для пропитывания листа и подождать, пока скипидар испарится. Разложенная на горячем металле бумага хорошо впитывает воск. Достаточно равномерно нанести его и втереть.

Кроме воска устойчивую прозрачность писчей бумаге придает касторовое масло. Растворенное в спирте, оно наносится на лист. Сохнет быстро. Чертить можно тушью и карандашом. Эта технология интересна обратным процессом. Спиртом можно удалить с листа масло и бумага снова станет непрозрачной, рисунок карандашом сохранится.

Какая бывает бумага | типография альбатрос

Плотность бумаги определяет вес листа бумаги в граммах, имеющей площадь 1 м2. Основные типы бумаг, применяющиеся в офсетной полиграфии, имеют плотность от 60 до 300 г/м2. Газетная бумага имеет плотность от 40 до 60 г/м2, лист обычной бумаги для ксерокса имеет плотность 80 г/м2, для изготовления визиток применяется бумага порядка200-250 г/м2,для листовок, буклетов – 100-170 г/м2, для плакатов и календарей – 135-200 г/м2

Традиционно бумага для печати классифицируется по назначению исходя из основных способов печати. Известна бумага для высокой, офсетной и глубокой печати. Эти виды используются для «производных» способов печати — флексографского, трафаретного, типоофсета, сухого офсета и др. Печатающие элементы высокой печати значительно возвышаются над пробельными. Поэтому печатная краска наносится красочным валиком лишь на поверхность печатающих элементов, а на пробельные элементы краска не попадает. Бумага для глубокой печати – у такой бумаги очень гладкая поверхность с обеих сторон, высокая впитываемость жидкой краски, хорошая пластичность и однородная структура. Плоский способ печати отличается тем, что печатная краска находится в одной плоскости с поверхностью печатной формы. Краска накатывается на поверхность печатающих элементов по принципу избирательного смачивания. Печатающие элементы формы зажирены и легко воспринимают масляную краску и не воспринимают воду, которой смачивают пробельные элементы формы. Смачивание пробельных элементов водой необходимо для отталкивания от них печатной краски, которая накатывается на печатную форму.

Типографская бумага – бумага для высокой печати. Виды: машинной гладкости для текстовых изданий и каландрированная – для изданий с иллюстрациями. Бумага производится без проклейки в массе, сообщающей бумаге гидрофобность, так как при высокой печати не происходит контакта бумаги с водой как в офсетной печати. Типографская бумага производится натуральной (без мелования). Это бумага для книг, книжно-журнальная, для бланков.
Офсетная бумага – бумага, предназначенная для офсетного способа печати (предусматривающего перенос краски с печатной формы не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр; применяется в плоской печати). Офсетная бумага — стандартная бумага офисного использования. Плотность 80–200 г/м2. Применяется для печати газет, книг, бланков и др. Подходит для использования в струйных и лазерных принтерах. Для получения такого вида бумаги на ее поверхность наносится тонкий слой клея, что предохраняет бумагу от воздействия увлажнения. Обладает рядом специфических свойств: высокая степень проклейки, ограничивающая впитывание воды; большая белизна, дающая возможность печатания многокрасочных изданий; прочная поверхность покровного слоя, исключающая выщипывание бумажных волокон или покровного слоя поверхностью резинотканевой пластины. Офсетная бумага из сульфатной целлюлозы и офсетная бумага для печатания высокохудожественных изданий состоят из 100% целлюлозы.
Бумага мелованная офсетная — бумага для печатания художественных репродукций офсетным способом. Отличается слабокислой вытяжкой покровного слоя, небольшой линейной деформацией после намокания, высокой гладкостью и низкой сорностью. Вес от 100 до 250 г/м2. Бумага-основа для мелования на 100 % изготовлена из отбеленной целлюлозы.

Мелованная бумага (coated paper) получается при нанесении на обычную бумагу (основу) одного или нескольких слоёв мелования, что сильно меняет её поверхностные свойства и массу, придающего бумаге высокую гладкость и белизну. Дает чёткие отпечатки и приятна на ощупь. Поверхностная масса от 60 до 245 г/м2. В состав мелования входят мел, каолин и связующие вещества. Используется для печати многокрасочных иллюстрированных изданий, глянцевых журналов. Может иметь несколько слоев мелования и глянцевую либо матовую структуру поверхности.

Журнальная бумага. Поскольку журнальные публикации обычно печатаются глубокой печатью, бумага должна подходить к этому способу печати, так, чтобы она быстро воспринимала жидкую краску (на основе растворителя), но не слишком впитывала ее. Существуют два типа: а) немелованная, состоящая примерно из 60% древесной массы, и в остальном — из целлюлозы хвойных пород, полубеленной или беленной, с большим количеством наполнителей (не менее 20%), сильно каландрированная, массой 50 — 60 г/м2, обычно называемая БК (белая каландрированная); б) мелованная, с малым количеством проклеивающих веществ, пигментом из карбоната кальция, массой 40-60 г/м2.

Каландрированная бумага/картон — бумага/картон с высокой степенью гладкости, пропущенная во время производства через большое количество валиков, выглаживающих поверхность. С помощью разных каландров получают разные сорта каландрированных материалов. Так «мягкий» каландр позволит получить матовые виды бумаги с шелковым отливом, каландры для тиснения предназначены для структурных изменений поверхности бумаги.

Лощеная бумага — бумага, которая проходит через лощильный каландр и поэтому имеет гладкую поверхность и повышенный глянец. Основное применение – обложки журналов, буклеты и рекламная продукция.

Бумага односторонней гладкости – специальная бумага, которая пропускается через лощильный цилиндр для того, чтобы получить повышенную гладкость с одной стороны.
Писчая бумага должна быть хорошо проклеенной (чтобы не растекались водные чернила), гладкой, достаточно непрозрачной и иметь высокую степень белизны (обычно она содержит также оптические отбеливатели). При ее изготовлении часто используют следующие компоненты: беленную натронную целлюлозу, небольшое количество древесной массы или без нее; малое количество наполнителей и крахмала в массе.

Листовая бумага (картон) – выпускается в листах определенного формата. Листовую бумагу иногда называют флатовой.
Газетная бумага – малозольная бумага относительно малой плотности, низкой белизны, с высоким содержанием древесной массы; предназначенная для печатания газет или аналогичной полиграфической продукции, рассчитанной на одноразовое применение и не предполагающей длительного срока службы. Газетная бумага состоит в основном из механической древесной массы (не менее 80%), отчего быстро желтеет, стареет, становится ломкой. Остальной компонент – сульфитная целлюлоза. Один из самых дешевых видов бумаги. Масса в среднем равна 45–60 г/м2.

Бумага самоклеящаяся – это бумага, которая имеет на оборотной стороне клей, закрытый до момента приклеивания специальной бумагой, очень легко отделяющейся от основы.

Бумага силиконизированная – своеобразная бумага, которая обрабатывается кремнийорганическим соединением силиконом, для упаковывания и прокладок липких продуктов.
Туалетная бумага – бумажные изделия санитарно-гигиенического назначения.

Калька – полупрозрачная бумага, применяемая при черчении. Калька обычно вырабатывается из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается. Применяется для копирования чертежей, изготовления разного рода палеток.

Веллум — полупрозрачная бумага (калька), в скрапбукинге (оформлении фотоальбомов) используется для украшения.

Вощеная бумага — бумага, с одной или двух сторон покрытая воском, парафином, или другими аналогичными веществами. Клееная бумага изготавливается из сульфатной небеленой целлюлозы. Применяется для упаковки товаров (в т.ч. лекарств) и почтовой корреспонденции. Часто используется для хранения продуктов или выпечке. Бумага устойчива к температуре до 220°С, прочная, водонепронецаема.

Термобумага является относительно новым явлением на рынке российской бумаги. Главным её преимуществом является устойчивость к высоким температурам. На сегодняшний день ни одна офисная техника не сможет обойтись без термобумаги. Термобумага нашла применение не только в печатном деле. Она также широко используется во многих устройствах, работа которых основана на поглощении или выделении тепла.

Бумажная тара – собирательный термин, включающий в себя упаковочные изделия из бумаги: мешки, пакеты, конверты, коробки, стаканы, этикетки, а также упаковку для завертки кондитерских и молочных продуктов и проч.

Бумага мешочная — бумага, из которой изготовляют мешки различных типов, в том числе битумизированные и влагопрочные. Вырабатывается из сульфатной небеленой целлюлозы, весом от 60 до 125 г/м2. Характеризуется высокими значениями сопротивления раздиранию, удлинению при разрыве, излому, продавливанию и высокой степенью проклейки

, которая не обязательна для Б. м., предназначенной для битумизирования. Парафинированная бумага – бумага, изготовленная из бумажной основы и пропитанная парафином, для упаковки различных изделий и продуктов.

Пергамин – тонкая прочная (вес до 40г/м2) клееная без наполнителя бумага с высокими показателями механической прочности, жиро- и маслонепроницаемости. Предназначена для изготовления кальки, а также для упаковки пищевых продуктов. Пергамин вырабатывается из белёной сульфитной и сульфатной целлюлозы.
Крепированная бумага – бумага, подвергнутая процессу влажного крепирования. Применяют для изготовления внутреннего слоя некоторых видов упаковки (в т.ч. хрупких изделий), для изготовления декоративного материала, санитарно-гигиенических изделий, изоляционных прокладок. Крепированная бумага имеет повышенную прочность.

Бумага для гофрирования (флютинг) – бумага, которая предназначена дли изготовления гофрированного слоя гофрокартона. Такая бумага имеет массу 80-160 г/м2. Обладает большим сопротивлением плоскостному и торцовому сжатию. Бумага для гофрирования обладает так же высокой жесткостью и малой впитываемостью клея. При производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, самую важную роль: гофр принимает на себя основную нагрузку, и именно от технических характеристик бумаги для гофрирования зависят амортизационные свойства гофрокартона и тары из него. Флютинг обычно изготовляют однослойным и подразделяют на два вида – полуцеллюлозный и макулатурный. В обоих случаях в композицию могут добавляться первичные целлюлозные волокна, в основном хвойные сульфатные.

Влагопрочная бумага, картон бумага, картон, подвергнутые специальной поверхностной обработке или полученные с введением в массу некоторых синтетических смол для повышения прочности во влажном состоянии

Грунтованная бумага – бумага с покровным слоем для последующего нанесения на него печатных красок.
Фальцованная бумага – это непрерывный лист значительной длины, перфорированный через интервалы. Предназначена для использования в некоторых типах печатных устройств, в частности, матричных и барабанных принтерах.

Этикеточная бумага. Односторонняя мелованная бумага, обычно плотностью 65-115 г/кв.м. Этикеточная бумага применяется для печатания этикеток в силу того, что она имеет ограниченную деформацию при намокании.

Гуммированная бумага – бумага с односторонним клеевым покровным слоем, способным при смачивании водой или при нагревании приклеиваться к другим предметам. Используется для производства этикеток. Основные показатели, характеризующие свойства различных видов бумаги: плотность, зольность, степень проклейки, гладкость, белизна, прозрачность, сопротивление разрыву, излому, вдавливанию, деформация при намокании, впитывающая способность и др.

Оберточная бумага – бумага таких сортов как светонепроницаемая, пергамент, мешочная, бутылочная, спичечная, фруктовая, чайная и многих других. Изготавливается этот класс, из высокопрочных волокнистых материалов. В качестве обработки некоторых сортов, применяются такие операции как парафинирование, ламинирование и др.
Крафт-бумага – высокопрочная оберточная бумага из слабопроваренной длинноволокнистой сульфатной целлюлозы. Используется для упаковочных целей, а также изготовления бумажных изделий, обязанных быть прочными и износостойкими. Обычно крафт-бумага производится коричневого цвета, однако может быть и отбеленной. На фото – конверты и крафт-бумаги.

Ватман считается лучшей чертежной бумагой. Он хорошо проклеен, не ломается на сгибах и под действием солнечных лучей долго не теряет своей белизны. На ватмане хорошо ложатся тушь, краски и карандаш. Ввиду значительной пористости он особенно пригоден для работы акварелью.

Акварельная бумага должна быть плотной (от 170 до 850 гр.) для улучшения впитываемости. Поверхность акварельной бумаги почти всегда шершавая, с различными фактурами. Это качество позволяет краске «цепляться» за поверхность и ложиться лучше. Кроме того, неровная, бугристая поверхность создает определенный оптический эффект, ведь акварель — техника, дающая прозрачные, воздушные изображения. И фактурная бумага придает им дополнительный эффект объемности.

Миллиметровая бумага применяется для составления профилей и эскизных чертежей, на которой отпечатаны тонкими линиями клетки со стороной 1 мм и более толстыми – со стороной 1 см. Наиболее толстыми линиями обозначены клетки со стороной 5 см.
Крепированная электроизоляционная бумага изготовляется из сульфатной целлюлозы с нанесенными на ней поперечными линиями крепа. Благодаря поперечному крепу (гофрировке) она дает удлинение до 50 % при натяжении. Предназначена для изоляции отдельных узлов маслонаполненного оборудования при температуре до 105 С. Бумизы – литые изделия из бумажной массы. Бумажный ледерин. Переплетный покровный материал на бумажной основе, который покрыт нитрополиамидным слоем и полиамидным лаком.

Флексография — способ печати, который представляет собой прямую высокую ротационную печать красками, закрепляющимися на различных (чаще — гибких) материалах, с применением эластичных печатных форм, которые могут быть установлены на формных цилиндрах с различной длиной окружности. Флексографию используют для печати на упаковках, на пластиковых пакетах, при производстве этикеток и пр. При данной печати запечатываемые материалы могут быть самыми разнообразными, включая и гофрокартон. Оттиски флексографской печати либо совсем не пахнут, если краска на водной основе, либо имеют запах спирта, если краска на спиртовой основе. В настоящее время в флексографии используются краски на основе изопропилового спирта. А также повсеместно внедряются краски, закрепляющиеся на материалах с помощью УФ-облучения.

Гильоширование – нанесение на бумагу специальным типографским станком орнаментального узора в виде сетки или переплетающихся волнистых линий.

Трафаретная печать — метод воспроизведения текста и графических изображений при помощи трафарета – печатной формы, через которую типографская краска проникает на печатный материал в местах, соответствующих печатающим элементам (пробельные элементы для краски непрозрачны).

Шелкографией называют разновидность трафаретной печати, в которой в качестве формного материала используются специальные полиэфирные, полиамидные (нейлоновые) или металлические сетки. Обычно пробельные элементы формируют непосредственно на сетке фотохимическим способом.

Калька в переводе с одного языка на другой

Калька (французское calque) в языкознании, лингвистике и переводоведении – слово или выражение, построенное по образцу соответствующих слов и выражений чужого языка путем точного воспроизведения (копирования) их смысла средствами родного языка. Появление калек обычно связано с резким увеличением числа прямых заимствований иностранных слов и проявляется как реакция на это явление.

Калька не может быть переведена односложным словом. Порядок слов в исходном языке должен быть соблюден и в заимствующем языке.

Считающееся классическим: калькирование – перевод на английский язык слова skyscraper (буквально, “небо скребущий”) и русское небоскреб.

Принято говорить, что при калькировании у слова используется внутренняя (термин языкознания), а не его видимая форма (оболочка).

Калькирование в переводе особенно часто применяется для терминов (специальных слов в одной области знания). Например, немецкое calorifer (буквально, “жар несу”) и русское калорифер.

Но калькировались слова не только путем словосложения. Существует еще и «двухступенчатое» калькирование. Его можно наглядно объяснить на примере словосочетания именительный падеж:

а) В греческом языке – это onomastike ptosis от onoma – «имя» pipto – «падаю».

б) В латинском языке – это nominativus casus от nomen – «имя» cado – «падаю».

в) Русский язык: именительный падеж – от слов имя и падать.

Калька для выкройки – купить оптом в интернет-магазине фирмы "гамма"

Калькирование как пятый способ перевода фразеологизмов

Калькирование и описательный перевод – одни из способов перевода фразеологизмов. Калькирование фразеологическое – дословный (однокоренной) перевод каждого из слов в предложении. Примеры: a cat may look at a King переводится как «даже кошке позволено смотреть на короля», а выражение а friend in need is a friend indeed, как «друг в нужде – настоящий друг».

Приемы калькирования в переводе:

  • слово «насекомое» – калька с латинского (in «на» sectum «секомое», состоящее из частей);
  • слово «библиотека» – калька с греческого (biblion «книга» theke – хранилище);
  • слово “безумие”- калька с греческого (а – “без” phronis – «ум, разум»),
  • выражение «борьба за существование» – калька с английского struggle for life.
  • выражение «время – деньги» – калька с английского («время» time, is – «есть», money – «деньги»),

Название города Пятигорск представляет собой кальку с тюркского, о чем можно судить по названию находящейся рядом с городом горой Бештау (от 5 – «беш» гора «тау»).

Калькирование, как один из способов перевода фразеологизмов

Существует множество способов перевода фразеологизмов (или устойчивых сочетаний слов) на другие языки.

Первый – замена его фразеологическим аналогом или эквивалентом, который полностью соответствовал бы по смыслу исходному фразеологизму и основывался бы на том же общеизвестном художественном образе. Примеры такого перевода – это такие словосочетания, как Ахиллесова пята, нить Ариадны, лить крокодиловы слезы, все кошки ночью серы и подобные им.

Второй способ – подбор фразеологического аналога, который совпадает по смыслу, но основан на другом образе. Примером может служить английское not for love or money (буквально, ни за любовь, ни за деньги) переводится на русский как «ни за что на свете», «ни за какие коврижки».

Третий способ – описательный перевод, который возможен, если в заимствующем языке нет ни эквивалента, ни аналога и прием калькирования в переводе просто невозможен. Английское when the cat is away, the mice will play (буквально, когда кот уходит, мыши играют) можно перевести как “когда хозяина нет, слуги баклуши бьют” или «когда начальства нет, сотрудники делают, что хотят», или по-другому, в зависимости от контекста, откуда взято выражение.

Четвертый способ – контекстуальная замена, когда при переводе используется русский фразеологизм, не совпадающий по значению с английским, но в данном конкретном тексте передающий его значение. Английское I am a poor hand at advice означает буквально «я слишком беден, чтобы советовать», а переводится, как «я не мастер давать советы».

Коллекции

За последние несколько лет наших дизайнеров охватила мода на дизайнерские кальки,в связи с чем количество подобных коллекций на российском рынке стремительноувеличилось.

Группа Компаний «Регент» предлагает кальки всемирно известных производителейдизайнерских бумаг: коллекции Transparence и Colors Contact немецкой фабрикиGmund и собрание Curious Translucents французской компании Arjo Wiggins.

Изящная, ажурная коллекция Transparence от Gmund создает романтичное настроение.В собрание входят шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: оригинальные«Техникс» и «Ветер», античное «Облако», романтичное «Цветы», классические верже«Миража» и «Линий».

Последние четыре кальки наиболее эластичны, так как прошлиспециальную поверхностную обработку. Эта воздушная, полупрозрачная калька передаетощущение легкости, дуновения ветра. Разумно использованная калька из коллекцииTransparence поможет придать неповторимый шарм изданию, недостижимый при использованииобычных бумаг.

Коллекция дополнена конвертами типа «евростандарт» и C5. Они вряд ли подойдутдля пересылки по обычной почте, но послание, доставленное в таком конверте курьером,не останется незамеченным.

Кальки Trans­parence подходят для традиционных способов печати и для послепечатнойобработки: офсета, шелкографии, горячего тиснения фольгой и конгрева. Для офсетнойпечати (в том числе полноцветного офсета) рекомендуется растр в 45-80 лин./см.

Одну из новейших разработок фирмы Gmund представляет торговая система «Регент-Арт».Это собрание Contact — первая окрашенная в массе цветная калька, созданная специальнопод определенную коллекцию непрозрачных бумаг. Цветовая палитра, которая леглав основу коллекции, была разработана совместно с цветовой системой дизайнерскихбумаг Gmund Colors.

Десять цветов этой коллекции идеально подходят для всейцветовой гаммы (51 цвет) коллекции Gmund Colors. Довольно необычно выглядяткальки темных цветов. Бессчетное количество комбинаций прозрачных и непрозрачныхбумаг позволяет находить новые неожиданные цветовые решения и создавать необычныеполиграфические работы.

В коллекции также представлены квадратные конверты и конверты формата «евростандарт»всей цветовой гаммы.

Калька плотностью 100 г/м2 пригодна для печати на лазерных и струйных принтерах,что позволяет в условиях офиса создать необычные презентационные работы. Этакалька пригодна как для высечки и перфорации, так и для всех известных переплетныхтехнологий.

Невероятно интересна коллекция калек Curious Translucents от Arjo Wiggins. Этосравнительно новое собрание различных видов дизайнерской кальки, поступившеев продажу весной 2002 года, быстро получило призвание многих дизайнеров. И этоне удивительно: в коллекции собраны поражающие своей оригинальностью цветныеи перламутровые кальки, а также классические прозрачные кальки с широким диапазономплотностей.

Коллекция разбита на две части — Colour и Clear. В первую вошли 16 калек интенсивныхцветов и уникальные перламутровые кальки. С их помощью можно реализовать самыесмелые дизайнерские фантазии. Очень интересны перламутровые кальки высоких плотностей(200 г/м2) и насыщенных оттенков: обладая невысокой степенью прозрачности, оничем-то напоминают обычные перламутровые бумаги, но из-за своей гладкой, «калечной»,текстуры смотрятся изумительно.

Коллекция Curious Translucents дополнена тремя видами конвертов: «евростандарт»,C5 и квадратным.

Кальки пригодны для всех основных методов печати и послепечатной обработки.Кальки с плотностью от 140 г/м2 и выше подходят для тиснения, а тиснить фольгойможно кальки плотностью свыше 72 г/м2. За сутки до начала печати лучше акклиматизироватькальку в фабричной упаковке.

Группа компаний «Дубль В» представляет на российском рынке две коллекциикальки немецкого производителя Zanders — Spectral и T 2000. Эти калькиподходят для изготовления любых элементов декоративного оформления полиграфическойпродукции: изданий, имиджевых брошюр, эксклюзивной упаковки и многого другого.

В коллекции Spectral представлены кальки 16 интенсивных и пастельных цветов,а также двух оттенков белого. Цветовая гамма Spectral никого не оставит равнодушными станет источником творческого вдохновения для талантливого дизайнера. Правда,диапазон плотностей калек этой коллекции невелик — 100 или 200 г/м2.

В коллекции T 2000 собраны чистоцеллюлозные классические белые полупрозрачныекальки с широким диапазоном плотностей. Они подходят для многокрасочной офсетнойпечати, а также для изготовления оригинал-макетов, для черчения и копирования.

Кроме того, в ассортименте группы компаний «Дубль В» имеется калька с золотымили серебряным напылением Calque бельгийского производства плотностью 112 г/м2,дополненная конвертами. Есть еще полупрозрачные бумаги Zed (Германия), внешненапоминающие кальку. Они представлены тремя оттенками белого и одним цвета слоновойкости. Плотность этих бумаг — 250 г/м2.

Фирма «Берег», эксклюзивный поставщик известной своими дизайнерскими бумагамишотландской фабрики Curtis Fine Papers, представляет на российском рынке двеколлекции кальки от этого производителя — Classic Translucent и Virtual Vision.В первое собрание входят полупрозрачные белые чистоцеллюлозные кальки.

Отбеливаниеих производится бесхлорным методом. Широкое применение эти кальки находят прииздании фотоальбомов, художественных альбомов, а также для изготовления оригинальнойполиграфической продукции. Кальки Classic Translucent прекрасно подходят дляофсета, высокой и трафаретной печати (как одноцветной, так и полноцветной).Возможны лакировка, фольгирование и фальцовка.

В коллекции Virtual Vision представлены тонированные в массе кальки с фактурнойповерхностью шести пастельных оттенков природного происхождения: «Кактус», «Пустыня»,«Песок», «Колокольчик», «Лаванда» и «Река». В дополнение предлагаются конверты,изготовленные из кальки этой же серии.

Кальки Virtual Vision рекомендуются дляреализации нестандартных дизайнерских решений и подходят для большинства способовпечати (офсета, шелкографии, термографии и лазерной печати) и послепечатнойобработки (лакирование, конгрев, фальцовка и пр.).

Еще три коллекции кальки, предлагаемые в России группой «Берег», — GSK (GoldenStar K), Marina и Pergamenata фирмы Fedrigoni Group. Полупрозрачные чистоцеллюлозныекальки, отбеленные бесхлорным способом, собраны в коллекции GSK. В коллекцииMarina и Pergamenata входят полупрозрачные чистоцеллюлозные белые и тонированныев массе бумаги и картоны с дымчатым рисунком и необычной текстурой, имитирующейстарый пергамент (шесть видов в коллекции Marina и два — в Pergamenta).

Кальки всех трех коллекций подходят для полноцветной и одноцветной запечаткиофсетом, высокой и трафаретной печатью. Они также адаптированы к печати текстаи изображений на плоттере. Закрепление краски на этом материале зависит от толщиныкрасочного слоя и занимает довольно длительное время — около суток.

КомпьюАрт10’2003

Отличие калькирования от транслитерации

Транслитерация (буквально: передача буквами) – это способ перевода, когда буквы одной письменности передаются посредством букв другой. Примером транслитерации может служить роман В. Скотта «Айвенго» или Ivangoe, который в XIX веке назывался в России «Ивангое» (так пишется по буквам по-английски его название).

Это пример того, что обычно транслитерация и калькирование в переводе могут считаться соперниками. Специалисты рекомендуют использовать кальки для перевода терминов, особенно технических, а транслитерацию – для перевода имен собственных (имен людей, рек, городов и др.). Тогда Исаак Ньютон и Айзек Азимов имели бы одно имя, а не разные.

Опытные переводчики рекомендуют отличать кальку и морфологическую передачу, или транслитерацию. С помощью окончаний, образованных при изменении слова, взятых в русском языке, слово преобразуется в новое. Латинское intonatio может быть переведено двояко: калькой – слово настройка (от in tonus), или морфологической передачей – слово интонация (иностранные приставка и корень «интонац» русское окончание «-ия»). Два разных способа перевода дали два разных значения одного и того же слова.

Для примеров калькирования в переводе можно взять английские выражения drain brain и brain storm. Кальками в русском языке будут выражения «утечка мозгов» (в смысле: потеря интеллектуальной элиты) и «мозговой шторм» (в смысле: возбуждение внезапных плодотворных идей), а транслитерацией – «дрейн брейн» и «брейн сторм». Обе формы очень выразительны и красиво звучат, поэтому сегодня равнозначно применяются.

Печать

Обычные краски на кальке сохнут долго — до недели. А при запечатывании офсетнымспособом калька, подобно пластику, практически не впитывает краску. Поэтомупроизводители единогласно рекомендуют использовать только фолиевые (самооксидантные)краски для достижения наилучших результатов.

Возможна также печать на калькетрафаретными красками, которые прекрасно подходят для печати на невпитывающихматериалах. Хорошо запечатывается калька и цифровым способом, поскольку выдерживаеттемпературу нагрева в электрографических устройствах.

Собственно говоря, особенностии способы печати на кальке идентичны таковым на прочих материалам с невпитывающимиповерхностями. При офсетной печати на кальке необходимо сократить до минимумаиспользование воды (причем кислотный уровень не ниже pH 5,0), чтобы избежатьэмульгирования воды на печатных элементах. Для улучшения смачивания в воду можетбыть добавлено до 10% спирта, а также сиккативы.

Композиция с использованием кальки, созданная художникомАармой Соулет

При двусторонней печати рекомендуется УФ-сушка, желательно с тепловыми фильтрами.После печати для лучшего высыхания следует выкладывать кальку небольшими стопами.Одна из наиболее распространенных проблем при печати на кальке состоит в том,что очень сложно точно предугадать результат работы, поскольку калька довольносильно приглушает цвета красок, и особенно это касается цветных калек.

По этойпричине большое количество изображений на кальке печатаются в одну, максимумв две краски. Поскольку калька невероятно быстро впитывает влагу, во время работыс ней нужно внимательно следить за неизменностью показателей влажности и температурыв помещении.

По словам Сергея Чурусова, технолога Группы Компаний «Регент», в любом случаенеобходимо обратить внимание заказчиков на то, что при работе с любой бумагой,имеющей нестандартную структуру запечатываемой поверхности, рекомендуется производитьпробную печать.

Послепечатная обработка

Не все просто и в послепечатной обработке. Калька — материал очень специфическийи поэтому требует особого к себе отношения. Калька намного плотнее и жестче,чем обычная бумага, поэтому и режется хуже. Резать кальку можно только небольшимистопами от 2 до 5 см толщиной. Рекомендуется использовать твердосплавные ножи.

При лакировке из-за низкой впитываемости лучше использовать УФ-лаки или лакина водной основе. Покрытие матовой поверхности кальки глянцевым лаком можетдать интересный оформительский эффект. А во избежание отмарывания рекомендуетсялакировка в линию.

Калька — довольно хрупкий и нестойкий к многократным изгибам материал.Фальцовку кальки необходимо осуществлять исключительно по направлению волоконцеллюлозы. При фальцовке поперек волокон на кальке может появиться белая полоса,а на кальке с высокой плотностью могут и вовсе образоваться трещины.

То же самоеможет случиться и с калькой меньшей плотности, если она пересушена. При фальцовкеплотной кальки (150 г/м2 и выше) рекомендуется предварительная двусторонняябиговка. Биговальные ножи и противоножи при этом должны быть закругленной формы.

Диапазон оттенков коллекции цветных калек Curious Colour

Предельного внимания требует и комбинирование кальки с другими видами бумаги.Поскольку при изменении относительной влажности кальки из-за сочетания с другимибумагами она может деформироваться, то рекомендуется обеспечить и относительнуювлажность бумаги, контактирующей с калькой (приблизительно 50%).

Кальку можно подвергать тиснению, однако следует учитывать несколько важныхнюансов. При конгревном тиснении могут возникнуть затруднения из-за слабой склонностикальки к компрессии и из-за ее неэластичности. Однако старания могут оправдатьсебя: при конгревном тиснении пропадает прозрачность кальки, что дает довольнонеобычный оформительский эффект.

Интересные результаты дает также тиснение калькифольгой. Правда, в этом случае придется потратить некоторое время на эксперименты:нужно очень аккуратно подбирать сорта фольги и температурный режим. Для тиснениякальки можно применять те же серии фольги, что и для тиснения обычной бумаги.

И наконец, переплет. Для достижения наилучших результатов склеивание должнобыть параллельно волокнам. Рекомендуется горячая склейка и использование клеев,не содержащих воду (например, термоклеев), — в противном случае клей может статьпричиной коробления кальки.

Применение

Если раньше калька в основном использовалась для чертежных работ, то сегодняона приобретает все большую популярность как эксклюзивный материал, позволяющийсделать неповторимым тот или иной печатный продукт. Конечно, калька капризна:иногда дизайнеру бывает сложно представить, каким будет конечный результат,не говоря уже о заказчике.

И хотя работать с калькой непросто, дизайнерам, отважившимсяиспользовать ее в своих проектах, порой удается создать совершенно уникальныевещи. Это могут быть поздравительные открытки, приглашения, брошюры, каталогипродукции, ресторанные меню, художественные альбомы и многое другое. На калькахвысоких плотностей (200 г/м2 и выше) можно печатать визитки.

Цветные или белые полупрозрачные вставки и детали из кальки придают полиграфическойпродукции легкий, утонченный и немного таинственный вид. Интересных оформительскихэффектов можно достичь при наложении кальки на непрозрачную бумагу. Например,в поздравительных открытках или приглашениях, внутрь сложенной вдвое обычнойбумаги с изображением помещается листок кальки с отпечатанным на ней текстом.

В связи с возрастающим интересом к этому материалу мировые производители дизайнерскихбумаг начали создавать обширные коллекции разнообразнейших калек. Цветовые палитрыэтих коллекций поражают своей насыщенностью и необыкновенностью: появились калькис вкраплениями разнообразных частиц, кальки с фактурной поверхностью и перламутровымсиянием — все это многообразие создает простор для фантазии дизайнера.

Иногда кальку используют вместо цветоделенных пленок при изготовлении формдля печати черно-белой продукции (например, книг). Для многостраничных изданийэкономия может быть значительной, так как стоимость одной пленки формата А4с ФНА составляет около 1 долл., в то время как лист кальки такого же форматаобойдется в 5-6 центов. Правда, в последнее время этим способом пользуются всеменьше.

Прозрачная бумага и ее назначение

До появления компьютера с его программами для проектирования совмещение узлов, деталей и размножение чертежей делалось с помощью кальки. Строители проверяли совпадение несущих стен и опор на поэтажных планах. Листы с чертежами, сделанными тушью, накладывались друг на друга и располагались напротив источника света. Все выходящие за габариты линии и места контакта деталей хорошо было видно.

Сейчас чертежи делаются на компьютере и создана плотная прозрачная калька (бумага) для принтера. Используется она в основном строителями и дизайнерами для проверки и демонстрации различных вариантов расстановки, компоновки, укладки систем жизнеобеспечения, безопасности и других коммуникаций на планах зданий.

Старый инженер на вопрос о том, что такое калька, ответит однозначно – бумага для копирования и размножения чертежей. Копировщик переносил линии с ватмана на кальку, наложив ее сверху. Чаще всего использовалась черная тушь. Затем делались копии на светочувствительной бумаге в количестве, необходимом для производства.

Производитель: fabriano, италия

Чистоцеллюлозная бумага Pergamon с эффектом «кристалл», по внешнему виду напоминает кальку Trans Marque с аналогичным рисунком.

Изготовлена из ECF­целлюлозы и имеет сертификат FSC. Подходит для одноцветной и полноцветной печати с использованием офсетной и трафаретной технологий. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70×100 см.

Плотностью 110 г/м2 — 200 листов; 160 г/м2 — 200  лис­тов. 

Производство schoellershammer (германия)

Помимо чистоцеллюлозной полупрозрачной белой кальки Glama Basic, о которой уже упоминалось выше, компания предлагает Glama Color — тоже чистоцеллюлозную, но тонированную кальку.

Она рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70×100 см. Плотностью 62 г/м2 — 250 листов и 100 г/м2 — 125 листов.

Цвет:

  • Glama Basic — белый;
  • Glama Color — темно­бордовый;
  • Glama Color — черный;
  • Glama Color — синий;
  • Glama Color — зеленый;
  • Glama Color — розовый;
  • Glama Color — красный;
  • Glama Color — винно­красный.

Производство schoellershammer, германия

Немецкая фабрика Schoellershammer существует с 1784 года и знаменита на весь мир своими кальками. Удачное сочетание традиционных методов бумажного производства и современных технологий сделало их образцом для подражания и эталоном качества для полупрозрачной дизайнерской бумаги. Покупателям предоставляются классические белые кальки GlamaBasic.

Рис. 4. Калька GlamaBasic

Чистоцеллюлозные кальки GlamaBasic отбелены без добавления хлора, не содержат кислот и обладают высокой устойчивостью к старению. Они подходят для большинства методов печати и послепечатной обработки: высокой и офсетной печати, шелкографии, лакировки, ламинирования, конгрева, вырубки, лазерной высечки, горячего тиснения фольгой, биговки и фальцовки.

Плотность (г/м2): 92, 112, 150, 180, 280.

Формат (см/см): 70×100.

Производство zanders, германия

Чистоцеллюлозная тонированная калька Zanders spectral, широкий спектр цветов. Рекомендована для офсетной, шелкотрафаретной, цифровой (требуется предварительное тестирование), высокой печати, а также для лакирования, конгревного и блинтового тиснения и тиснения фольгой. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Рис. 6. Кальки из коллекции Zanders spectral

Коллекция содержит конверты.

Поставляется в листах 65×92 см и 70×100 см; по 100 листов в пачке.

Плотность: 100 и 200 г/м2.

Цвет:

  • Снежно­белый;
  • Белый;
  • Медовый;
  • Мятно­зеленый;
  • Голубой иней;
  • Розовый леденец;
  • Сиреневый туман;
  • Вишневый;
  • Оранжевый;
  • Солнечно­желтый;
  • Желто­зеленый;
  • Синее озеро;
  • Ультрафиолет.

Чистоцеллюлозная калька Zanders Т2000. Рекомендована для многокрасочной офсетной печати, для изготовления оригинал­макетов, черчения, копирования. При цифровой печати не гарантируется стабильный результат. Необходимо проводить предварительное тестирование.

Поставляется в листах 70×100 см.

Плотностью 90­95 г/м2 — 500 листов, 80­85, 110, 110­115 г/м2 — 250 листов, 150 г/м2 — 125 листов.

Палитра: обычная полупрозрачная.

Производство: fedrigoni, италия

GSC (Golden Star Colour)

Чистоцеллюлозная цветная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. Поставляется в листах формата 70×100 см плотностью 100 и 200 г/м2.

Большой выбор цветов:

  • Blue — темно­синий;
  • Yellow — ярко­желтый;
  • Red — красный;
  • Green — темно­зеленый;
  • Coffee — кофейный;
  • Cream — сливочный;
  • Fluo Green — флуоресцентно­зеленый.

А также металлизированные:

  • Gold — золотой;
  • Silver — серебряный.

GSK (Golden Star K)

Чистоцеллюлозная бумага высокой прозрачности — «калька». Поставляется в двух оттенках белого: Extra White и Premium White. Процесс отбеливания производится бесхлорным способом. Бумага полностью поддается биологическому распаду и переработке.

Поставляется как в листах полиграфического формата 70×100 см, так и в листах для цифровой печати от формата А4 для офисной техники до 32×46,4 см для HP Indigo. Диапазон плотностей — от 80 до 240 г/м2.

Pergamenata

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, имитирующая матовый пергамент. Поставляется в листах формата SRA3 для цифровой печати и в листах полиграфического формата 70×100 см в диапазоне плотностей от 90 до 230 г/м2.

Поставляется в двух цветах:

  • Bianca — белый;
  • Naturale — бежевый.

Pergamenata Pearl

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага с металлическим блеском. Имеет двустороннее перламутровое покрытие. Выпускается в листах формата 70×100 см.

Поставляется в трех цветовых исполнениях:

  • Ice — лед;
  • Silver — серебро;
  • Bronze — бронза.

Все представленные бумаги имеют сертификаты FSC и ISO 9706 (долговечная бумага или бумага длительного срока использования). Они разработаны с учетом спе­цифики печати офсетом, шелкотрафаретом и флексографией, отлично показали себя в послепечатной обработке. Материалы, поставляемые в цифровых форматах, имеют соответствующие сертификаты от HP Indigo и Xerox.

Калька производства концерна Fedrigoni отлично зарекомендовала себя в России. На протяжении последних 20 лет она радует российских полиграфистов качеством и высокой технологичностью материала, а дизайнеров и художников — оригинальным внешним видом и широким выбором возможных применений.

Производствоarjowiggins, англия

Кальки прозрачные Curious Translucents Clear и кальки цветные Curious Translucents Color — инновационная коллекция дизайнерской бумаги, полностью сертифицирована FSC.

Curious Translucents — чистоцеллюлозные кальки высочайшего качества. Линейка калек позволяет обыграть оттенки бумаги и напечатанного изображения, имеет множество эффектов: Clear — натуральная прозрачная; Clear Effects — Linear (линии); Space Dust (вкрапления); Coloured — металлизированные, яркие и натуральные оттенки:

  • Curious Color Bright white — экстра­белый;
  • Curious Color pearl — жемчуг перламутр;
  • Curious Color silver — серебро перламутр;
  • Curious Color gold — золото перламутр.

Рис. 5. Серия калек Curious Translucents Color

Кальки Curious Translucents подходят для основных видов печати: офсетной печати фолиевыми и УФ­красками (с соблюдением рекомендаций производителя), трафаретной, флексографии. В качестве методов послепечатной обработки отлично подходят тиснение, вырубка, фальцовка.

Плотность (г/м2): 90 и 100.

Формат (см/см): 70×100.

Рисунки на кальке

Рисунок для вышивки и других случаев можно легко и быстро скопировать с помощью кальки. Достаточно положить ее на изображение и закрепить. Затем переносите линии контура карандашом или тушью, если немного, то можно использовать шариковую ручку и линер. Цвета и оттенки наносятся позже.

На смоченное дерево или кожу накладывается сторона кальки с рисунком тушью. Так делают мастера тату и занимающиеся резьбой по дереву. Изображение получается зеркальным. Рукодельницы используют дополнительно копирку или просто пристегивают бумагу к ткани и вышивают по ней гладью, накладывая стежки сверху.

Калька может заменить художнику полотно. Рисунки копируют и наносят цвета акварельной краской, карандашами и тушью. Изображение получается ярким на полупрозрачном фоне и смотрится великолепно.

Семантические кальки: примеры, ошибки при дословном переводе

Семантические кальки – это слова, получившие совершенно новые значения под воздействием слов из чужого языка. Так русское слово «утонченный» с подачи французского raffiné стало означать «изощренный, изысканный». Бывают случаи, когда кальки приводят к ошибкам. Особенно это касается терминов: дословно переводится каждое из составляющих его слов вместо перевода в целом:

  • X-rays – это рентгеновские лучи, а не икс-лучи.
  • Arctic fox (White fox, Polar fox, Snow fox) – все это песец и не что-то другое.
  • Black ice – гололедица, а не непонятный черный лед, здесь black означает плохой.
  • The city of winds – это не только «город ветров», но и прозвище города Чикаго в разговоре и литературе.

Существующие виды и примеры калек. словообразовательные кальки

Все кальки можно разделить на словообразовательные, семантические, фразеологические (были рассмотрены выше) и полукальки. Каждый вид калькирования в переводе имеет свои особенности при переносе с определенного языка, которые обязательно нужно учитывать, чтобы не допускать ошибок.

Словообразовательные кальки – это слова, полученные поморфемным (однокоренным по значению) переводом слова на другой язык:

  • слово «полупроводник» – калька с английского (semi «полу» conductor – «проводник»);
  • ставший русским с 19 века термин “электромагнитная индукция” – калька с английского (electro-magnetic inductor).