Как отличить деколь от ручной росписи? | Журнал Ярмарки Мастеров

Виды деколи

Проводить процесс деколирования можно двумя способами – горячим и холодным. Каждый из них имеет ряд своих особенностей.

  • Горячая деколь – технология такого типа позволяет переносить рисунки на керамику, фарфор и даже стекло. Для этого, сам обжиг проводится при температуре около 800 градусов по Цельсию и делает изображение идеально «впечатанным» в основу.

Данный подход позволяет изготовить продукцию стойкую к различным видам химических и механических воздействий. Поэтому, он очень часто используется для оформления посуды

  • Холодная деколь – технология данного вида деколирования отличается использованием органических красок. Они наоборот проявляют максимальную стойкость, если не поддаются обработке при высоких температурах. Поэтому, обжигают предметы в этом случае, только при отметке до 200 градусов.

Рисунки, созданные таким образом, практически не царапаются и, если Вы решите купить кружку с фото, которое выполнена по методу деколи, будьте уверены, что она долго будет радовать Вас красивым внешним видом

Достоинства и недостатки декалькомании

Достоинства:

  1. Возможность создать эффектный дизайн.
  2. Возможность нанесения декора на единичные экземпляры, а не только массово.
  3. Есть возможность декора различных поверхностей.
  4. Множество способов и технологий для осуществления метода.
  5. Изображение, нанесенное методом декалькомании достаточно долговечно.
  6. Изделия, декорированные декалькоманией просты в уходе.
  7. Метод дает яркое красочное изображение.

Недостатки:

  1. Стоимость ручного труда всегда оценивается выше промышленного производства.
  2. Сложность подготовительного процесса.
  3. Есть небольшая возможность искажения яркости цветов.

История декалькомании

Все началось на самом деле в Англии в 1750 году, по крайней мере, именно на этот период указывают исторические факты. В Соединенные Штаты этот способ попал только в 1865 году. Изобретение метода принадлежит французскому граверу Симону Франсуа Равене, проживающему в то время в Англии. Свое изобретение он назвал «decalquer», что преводится с французского языка, как калька.

Сам термин декалькомания впервые употреблен был в 1863 году во Франции и 1865 – в Англии.

После 1870 года в керамике было отмечено массовое увлечение переводом изображений, в связи с чем термин декалькомания стал популярным. После 1975 года данный метод стал широко применяться не только на керамике, но и на стекле, фарфоре, а так же методом трансферной печати.

В конце 19 начале 20 века процесс декалькомании стал механизирован.

Оскар Домингес изучил и освоил декалькоманию в 1935 году. Они использовал для своих работ гуашь, наносил ее на бумагу, а затем, прижав к другой поверхности, обычно к холсту, получал отпечатанное изображение.

После 1950 года в США в продаже можно было увидеть разноцветные наборы для декалькомании с мультяшными персонажами.

Произносить такое тяжелое слово детям было трудно, поэтому в разговорной английской речи появилось выражение «кокэми», обозначающее что-то интересное, но непонятное.

Как отличить деколь от ручной росписи? | журнал ярмарки мастеров

Как отличить деколь от ручной росписи?
Для начала простое объяснение, что такое деколь – это переводная картинка, позволяющая тиражировать и повторять рисунок на фарфоре
Роспись же – признак уникальности предмета, а значит и заведомый сигнал к более высокой оценке
Самое простое – берем отличную лупу и детально изучаем картинку
Увидев изображение из множества точек, не торопитесь сразу делать заключение о деколи, возможно, что перед вами точечная живопись на шедевре начала-середины 19 века настоящего мастера своего дела
Опять же если, это не ширпотреб с клеймом периода застоя прошлого века.
Декольмания – это та же переводная картинка, только на фарфор. Действительно, под увеличительным стеклом увидите точки – изображение будет как газетное. Чем выше качество деколи, тем плотнее эти точки сливаются в цельное изображение.
Сама технология нанесения подразумевает, что слой краски на декольке очень тонкий, поэтому изображение бледное везде. Очень часто те места в живописи, которые надо насытить красками, дописывают кистями. Поэтому вы сплошь и рядом будете слышать – деколь с подрисовкой. Там где подрисовка, вы увидите следы от кисти – обычные мазки. Иногда украшают декольки штришками эмалевых красок – очень выпукло и декоративно. Их частенько выдают за полноценную роспись, будьте внимательны.
Типичным дефектом переводных картинок является порыв деколи. Нередко именно эти места подрисовывают эмалевыми красками
Печать или деколь всегда состоит как бы из очень мелких точечек. Дорисовка обычно выделяется из основной массы тем, что приподнимается над рисунком. Чаще всего это можно ощутить пальцами или повернув плоскость предмета на 30 – 45 градусов от горизонтальной линии, среди бликов вы отчетливо заметите бугорки эмали.
Английская тяга к технологичности демонстрирует раскрас по печати муфельными красками, с последующей прорисовкой контуров золотом и пробелами эмалевыми красками. Чисто ремесленный труд, тиражное производство. Отсутствие экспрессии и народной фантазии. Зато английские клейма и марки отличаются удобной точностью при атрибуции.
На ручной росписи почти всегда хорошо видны мазки кисточки. И вовсе не обязательно они должны быть ощутимыми и припухлыми, как раз наоборот, настоящие мастера владели техникой в совершенстве и их работы выполнены безупречно.
Но что делать, если перед вами, например, чашка, усеянная мелкими цветочками, а под рукой нет лупы и вы в затруднении: – деколь или живопись эмалевыми красками на предмете?
Тогда просто детально сравните аналогичные орнаменты: если они как по шаблону и на каждом один и тот же лепесток абсолютно идентично отклонен от букета, да и еще и повторяется точь-в-точь на блюдце – смело предполагайте деколь.

Как отличить деколь от ручной росписи?, фото № 1

Преимущества и недостатки деколи

Деколь в последние годы заняла почетное место в нанесении логотипов, украшении посуды надписями и других различных видах дизайна сувенирной продукции. Такая популярность технологии совсем неудивительна, ведь она имеет ряд преимуществ. Среди которых:

  • Возможность нанесения рисунка на самые разнообразные формы.
  • Доступность нескольких способов деколирования, из которых можно выбрать наиболее удобный.
  • Яркость и стойкость изображений.
  • Срок эксплуатации продукции до 10 лет.

Деколированные чашки

К небольшим недостаткам можно отнести:

  • Трудоемкость процесса. Деколь – технология, которая требует значительных затрат времени и сил.
  • Использование ручного труда. Это иногда подразумевает возможность брака.
  • Невозможность на 100% передать нужный оттенок. Если в изображении использованы сложные тона, то не факт, что они идеально отобразятся на материале основы.

Оценить на себе достоинства продукции, изготовленной с применением метода деколирования, Вы можете в «Пром-печать». Кроме этого, мы всегда рады предложить широкий спектр других современных технологий нанесения изображений. Обращайтесь!

Разновидности декалькомании

Технологию декалькомании можно разбить на 2 вида:

  • для применения на керамике;
  • для применения на всех остальных поверхностях.

Для перевода изображения на стекло, металл, бумагу или деревянную поверхность обычно не требуются дополнительно специальные закрепители. Изображение при этом выполняется на базе минеральных красок и анилиновых красителей.

Совсем другое дело с декалькоманией на керамике. Для закрепления рисунка на керамической поверхности потребуются специальные термостойкие краски, так как в дальнейшем технологический процесс потребует своего закрепления высокотемпературным обжигом при слабокислой среде.

Кстати, таким способом можно работать с металлом и стеклом.

В зависимости от способа нанесения деколи процесс декалькомании подразделяют на:

  • горячую деколь;
  • холодную деколь.

При любом способе нанесения, поверхность предмета нужно хорошо обезжирить.

Деколь, нанесенная холодным способом, не предполагает дальнейшего воздействия на этот предмет высокой температуры. Возможно, это будет сувенир или ваза, в которую не нальют горячий чай. В этом случает, изображение на бумаге покрывают специальным водорастворимым клеем.

После переноса изображения на предмет, его покрывают специальным коллоидным лаком и тщательно просушивают.

Горячая деколь наносится на те предметы, которые могут спокойно выдержать высокую температуру. Это керамика, стекло, фарфор. Краски при этом полностью безвредны для здоровья человека. Поэтому из такой посуды можно совершенно без опаски принимать пищу.

Декалькомания, выполненная горячим способом намного долговечнее и совершенно безопасна по сравнению с холодной деколью. Изображения после горячего деколировния более устойчивы к воздействию различных факторов окружающей среды.

Поэтому перед выбором керамики декорированной таким образом, важно выяснить для каких целей будет сделано приобретение.

Перенос рисунка на поверхность при декалькомании бывает нескольких способов:

  • простой способ;
  • сдвижная деколь;
  • шелкотрафаретная деколь.

Простой способ представлен двумя техниками. В первом случае бумажный носитель покрывается специальной мастикой, состоящей из скипидара и канифоли. Смесь расплавляют, наносят на бумагу и сушат до определенного состояния. Вырезают рисунок и, смочив водой, прикладывают к изделию. Бумагу осторожно снимают, а изображение остается.

При втором способе тонкий слой мастики наносят на то место изделия, где предполагается разместить рисунок. Затем к ним прикладывается рисунок, смачивается немного водой для того, чтобы отделить бумагу. И хорошо все просушивается. Заключительная стадия – это обжиг.

Для сдвижной деколи используют специальную отлакированную бумагу. Такая лаковая пленка готовится на основе бутилметакриловой смолы, ацетилцеллюлозы. Рисунок с нее хорошо переносится на другую поверхность. Поэтому есть возможность выполнить изображения различной степени сложности. На такой отлакированной бумаге деколь можно печатать и стандартным способом и через сетку.

При сдвижном способе орнамент получается с прямым изображением. Рисунок смачивается водой, затем лист прикладывают на декорируемую поверхность лицевой стороной вверх и аккуратно сдвигают пленку с рисунком с бумажной основы. Пленку аккуратно прижимают к декорируемой поверхности и выгоняют из-под нее пузырьки воздуха при помощи сухой чистой салфетки. Когда полностью изделие просохнет, его отправляют на обжиг.

Шелкотрафаретная декалькомания использует в своей технологии шелковые мельничные сита.

Чем тоньше нужно нанести линию на рисунке, тем мельче нужно взять сито для работы.

Краска предварительно смешивается с льняным маслом, смолами, масляным лаком, а затем как бы проталкивается через сито.

Техника выполнения декалькомании

Для выполнения деколи, заказчик самостоятельно может придумать изображение, а может воспользоваться имеющейся базой рисунков или положиться на вкус художника.

Специалисты по декалькомании перенесут его с помощью графического редактора сначала в электронный вид, а потом распечатают на бумаге.

Предварительно бумажный слой покрывается специальным клеем – декстрином, состоящим из крахмала, потоки и декстрина. Этот слой наносится на бумагу с целью препятствовать проникновению краски в слои бумаги и для более легкого отделения красочного слоя.

Клей распределяется по поверхности бумаги ровным слоем при помощи специальной машины. Бумагу для этой цели используют только высокого качества. А перед нанесением на нее рисунка бумага проходит акклиматизацию, для чего она должна пролежать несколько дней в помещении для печати при строго определенных параметрам микроклимата.

Далее красочное изображение ложится уже поверх клеевого слоя.

Важно соблюсти определенные условия для сушки и хранения только что отпечатанных деколей.

Эти условия должны быть одинаковыми перед печатью, во время и после печати. Причем процесс сушки достаточно продолжительный – около 8 часов.

Для декалькомании на глиняных изделиях используется специальная термостойкая краска для керамики. Она содержит органические и минеральные компоненты.

Краску, точнее уже рисунок, сверху покрывают слоем лака, который защищает рисунок от повреждений. Толщина слоя такого лака зависит от предназначаемой поверхности.

Чем сложнее и изогнутее декорируемая поверхность, тем тоньше должна быть лаковая пленка.

Чтобы перенести рисунок на поверхность, бумажный носитель с изображением на некоторое время погружают в воду. Там происходит отслоение лакового слоя с краской от бумажного носителя.

Рисунок переносится на декорируемую поверхность. Далее в течение не менее одного часа требуется выдержать при естественной сушке, без применения искусственного обдува. На этом этапе можно остановить процесс и продолжить его в любое другое время, что очень удобно.

Когда изделие отправляется в печь для обжига, в процессе обжига органическая составляющая краски, а вместе с ней и слой лака под действием высокой температуры – выгорает, а минеральные компоненты впекаются в верхний глиняный слой. Верхний слой глины и минералы краски, приобретая жидкое состояние, смешиваются на молекулярном уровне.

Межмолекулярное пространство в глине запечатывается молекулами краски. Таким образом, пигмент проникает в поверхностный слой керамики и образует однородный слой. Такое прочное соединение дает возможность долгие годы созерцать любимое изображение. При соблюдении условий эксплуатации это период может достигать 10 лет и более.

Нельзя помещать в печь для обжига одновременно с керамическим стеклянное изделие.

Это объясняет не только разница в температурном режиме обжига, но и требованиями к вентиляции. Если для обжига керамики будет вполне достаточно просто хорошей вытяжки, то для обжига стекла желательно постоянное наличие принудительной вентиляции.

Процесс деколирования никак не обходится без ручного этапа производства. Перенос рисунка очень кропотливый, трудоемкий процесс, который делает себестоимость продукции не столь дешевой.

Помещение для деколирования должно содержаться в идеальной чистоте. После обжига, на том месте, куда попала на деколь пылинка, образуется брак в изображении.

Важно и соблюсти постоянный микроклимат в помещении. Температуру воздуха нужно поддерживать на уровне 20-25 градусов, а влажности 65%. Это все необходимо в большей степени для бумаги. Идеально, если в помещении будет установлена система климат-контроля.

Холодная деколь на стекле, на пластике, на металле

Макет предоставляется в форматах: CоrelDRAW, Adоbe Illustratоr, InDеsign, Phоtоshоp.

Размер макета в масштабе 1:1.

Заливки, растровый фон выводить на 3–5 мм за линию обреза, не размещать важных элементов ближе 3 мм к линиям биговки и резки.

Импортированные растровые изображения должны быть в формате CMYK, в масштабе 1:1, при этом необходимо прикладывать сами импортированные файлы в TIF, EPS, PSD, не менее 300 dpi.

Недопустимо помещение объектов при помощи OLE или Clipboard.

Если используются редкие или нестандартные шрифты, то текстовые элементы должны быть преобразованы в кривые (предпочтительно), или предоставлены используемые шрифты (только при больших объемах текста).

Оригинал-макеты принимаются на носителях CD-ROM, DVD, или на устройствах заказчика типа FLASH, HDD и т.п.
Можно предоставить ссылку на ваш FTP, файлообменник, или прислать на e-mail.

Цифровая печать в декалькомании

Это современный метод, который потихонечку отодвигает на второй план устаревающие технологии. С помощью цифровой печати можно выполнить деколь на глянцевой и матовой поверхности, для керамических изделий она может быть надглазурной или подглазурной.

Технология это на сегодняшний день очень дорогостоящая, поэтому пока не такая распространенная.

Преимущества цифрового деколирования:

  • скорость работы;
  • компактность оборудования;
  • высокое качество изображения;
  • простота метода;
  • возможность изготавливать единичные экземпляры, а не тиражи.

Недостатки:

  • большая чувствительность керамического тонера (специальный порошок для специальных лазерных принтеров, предназначенных для деколирования) к условиям внешней среды, требуется строгий постоянный контроль влажности и температуры воздуха;
  • высокая стоимость работы из-за высокой стоимости расходных рабочих материалов;
  • ограниченный формат печати.

Этимология слова декалькомания

Декалькомания французского происхождения. С французского decalcomania оно переводится как переводное изображение.

Английское mania означает манию. Получается мания или пристрастие к переводным изображениям.

Архитектурный словарь дает такое определение декалькомании. Это «изображение на бумаге, предназначенное для переноса на другую поверхность, (например, для имитации прожилок мрамора и древесных волокон». В архитектурном словаре указывается, что работа выполняется по методу русского скульптора А. И. Теребенева, изобретенного в 1830 году.

По другим данный метод был изобретен в 1935 году испанским художником и скульптором Оскаром Домингесом.

В России закрепились две формы этого слова – деколь и декаль, они в равной степени применяются на нашей территории.