Процесс изготовления
Последовательность операций:
4. Отлив листов. Отливаемые вручную листы бумажники называют отливками. Для отлива бумажная масса должна быть достаточно разбавлена и хорошо перемешана до получения однородной суспензии.
Меньшая концентрация (1–2% сухого) способствует получению более равномерного листа. Перед отливом для увеличения прочности и повышения жёсткости листа в массу можно добавить при перемешивании 2–3% сваренного крахмального клейстера.
Для отлива необходима сетка.
Возможно два исторически сложившегося способа отлива листов бумаги на сетке: с помощью “плавающего сита” и “черпающего сита”. В первом случае в разведённую однородную бумажную массу сетка вводится сбоку зачерпывающим движением и поднимается с массой для стекания воды.
Можно пользоваться одной сеткой, натянутой на рамку, но удобнее работать с двумя рамками, одной рамкой с сеткой и второй без сетки, которая называется декелем. Декель (рамка без сетки меньшего размера) служит для формирования кромки листов.
Он накладывается сверху на рамку с сеткой со стороны сетки, после выливания на сетку массы или после зачерпывания массы, снимается после того как основная вода стечёт и влажная отливка останется на сетке. В этом случае отливку легче укрывать съёмной тканью или укладывать отливку с сеткой на ткань. На рисунке сверху стрелкой показана рамка на поверхности которой натянута сетка.
Возможен вариант сушки влажной отливки вместе с сеткой без съёма с сетки. В этом случае на бумаге хорошо воспроизведётся структура сетки. Но бумага при этом получается менее плотной, что, впрочем не всегда является недостатком.
6. Прессование. После съёма с сетки, отливку для придания её форме большей устойчивости, нужно подвергнуть прессованию. Для этого её сверху и снизу прокладывают листами рисовальной или чертёжной бумаги (используются многократно после сушки) и надавливают, при отсутствии пресса, деревянным бруском. Прессование продолжает удаление влаги из отливки.
7. Сушка. Сушку, как отмечалось, можно начать не снимая отливку с сетки. Можно сушить отливки на воздухе. В этом случае сложнее сохранить их плоскостностное состояние. Лучше сушить после прессования.
Можно сушить на горячей поверхности (или горячей поверхностью) вместе с тканью или без неё. В домашних условиях проще всего воспользоваться утюгом. Отливку лучше сушить через ткань или бумагу.
После сушки отливки желательно откондиционировать — привести их влажность в равновесие с влажностью окружающей среды.
8. Обработка. После сушки бумага может ещё обрабатываться различным образом (эта стадия совсем не обязательна).
- Поверхностная обработка для снижения впитывания, увеличения прочности поверхности, в целом повышения прочности бумаги. Обработка производится крахмальными, поливинилспиртовыми, желатиновыми и другими суспензиями. В домашних условиях поверхностную обработку проводить не просто. Проще упрочняющие добавки вводить в бумажную массу до получения отливок.
- Механическая обработка. Возможно повышение гладкости бумаги помещением листов бумаги с влажностью 5–7% в глянцеватель или выглаживание утюгом.
Интересные результаты даёт тиснение деревянными или металлическими штампами с получением рельефного тиснения или получением имитации водяных знаков при рассматривании бумаги на просвет.
- Отметим возможность изготовления двухслойной бумаги. Отливая последовательно два слоя разного цвета и накладывая их один на другой. Слои совмещать лучше не до конца высушинными и высушивать окончательно после совмещения.
- Интересные декоративные возможности даёт изготовление бумаги с водяным знаком, видимым на просвет, или в отражённом свете. Для получения водяного знака на сетку для отлива бумаги (на этапе 4) нужно поместить (по возможности прикрепив к сетке) элементы или водонепроницаемые (например из медной или стальной проволоки), или менее проницаемые, чем сетка (из более плотных сеток, например).
В наших постах мы писали об истории бумажного производства и его перспективах.
В интернете не мало информации о том, как сделать бумагу самому. Есть ряд подходящих сайтов:
Терминологический словарь
В составленном нами словаре приведены термины, обычно использующиеся при работе как с бумагой, так и с картоном. Словарь составлен по материалам, взятым из ГОСТов, словарей из практики работы в бумажной отрасли.
Один из наиболее популярных и по сути единственный словарь толкующий термины целлюлозно-бумажного производства, его называют по фамилии первого автора “словарь Беркмана”. Его обложка в заголовке поста.
Био-рефайнинг древесины – это производство высокоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью на базе комплексной глубокой переработки лесных ресурсов непосредственно в регионе произрастания. Направления био-рефайнинга включают отрасли производства, например: товарная целлюлоза, бумага, картон, целлюлозные композиты; волокна, пленки, пластмассы на основе химической переработки целлюлозы и продуктов лесохимии;новые композиционные марериалы, развитие деревянного многоэтажного домостроения, пищевые волокна, микрокристаллическая целлюлоза; биотопливо – этанол и дизельное топливо (через синтез-газ), пеллеты, мономеры и полимеры на основе продуктов переработки древесины; лекарственные препараты и БАДы на основе компонентов древесины; угольные волокна (из осажденного лигнина).
Бумага веленевая
Веленевая (велень, фр. vélin — тонко выделанная кожа) бумага — высокосортная (чисто целлюлозная, без древесины, как и бумага верже), хорошо проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры, преимущественно желтоватого цвета.
Впервые веленевая бумага была изготовлена в Великобритании в 1757 году Джоном Баскервилем [2]. При её изготовлении использовалась черпальная форма с тканевой сеткой, не оставлявшей на листе бумаги каких-либо отпечатков, линий, водяных знаков. Поэтому полученный лист был равномерен на просвет и внешне похож на тонкий велень, откуда и произошло название бумаги.
Бумажники, изготовливающие бумагу с водяным знаком, например, на “Гознаке”, называют веленевой часть бумаги без водяного знака.
Обработка бумаги
Специальные операции для придания бумаге особых свойств: поверхностная проклейка, пропитка, окраска, мелование, нанесение на бумагу восковых, битумных, светочувствительных и других составов, а также гуммирование, крепирование, гофрирование, тиснение, армирование и др.
Переработка бумаги
Операции при которых бумага превращается в изделия: производство фибры, растительного пергамента, бумажной пряжи, бумажных литых изделий, бумажных гильз, трубок и шпулей, тетрадей, конвертов, мешков, штампованных изделий и пр.
Вас могут заинтересовать наши посты:
Использованные ссылки:
- Проблемы терминологии в производстве бумаги, Экспресс-инф. Сер.Целлюлоза, бумага и картон, 1991, вып.15.
- Словарь целлюлозно — бумажного производства. Беркман Е. М., Вишневский С. М., Иоффе Л. О. Лесная промышленность, 1969, с.300.
Простые поделки
Чтобы не пугать тех новичков, которые и представить себе не могут, как «укротить» хрупкую бумагу, можно предложить им простой мастер-класс. Поделка по нему получается всегда.
А точнее, получаются, потому что это цветы.
- Подготовка материалов. Потребуются любые ненужные журналы, тейп-лента ил ее аналог, острые ножницы, шпажки для барбекю, ПВА или термоклей.
- Журналы разбираются на страницы, надо выбрать только самые яркие и красочные. Каждая страничка складывается вчетверо вдоль длины, а потом нарезается бахромой по краю сгиба. До края нужно недорезать буквально сантиметр.
- Пора делать сами бутоны: получившаяся лента с бахромой оборачивается по верху шпажки, фиксируется клеем либо клейкой лентой. Так можно получить хризантемы или астры.
- Лентой с бахромой делают несколько витков вокруг шпажки: так бутон будет более пышным. Когда витков много, свободный край бахромы можно подклеить.
- Шпажку надо обмотать зеленой лентой, а из тех же журналов произвольно можно вырезать лепестки растений.
Пушистые цветы готовы! 3, 5 или больше «пушистиков» могут стать полноценным интерьерным украшением – нужно только подобрать вазочку «под стать» им.
Японская бумажная кукла из бумаги – мастер-класс представлен ниже.
- Такую поделку интересно делать и детям, и взрослым. Ее вполне осилят ребята из начальной школы. Подготовить нужно: макетный коврик (желательно), любая красивая бумага или салфетки, черная и белая бумага, ножницы, фломастеры для прорисовки черт лица.
- Раскрой деталей лучше всего виден на макетном коврике. Две белые круглые заготовки (голова) соединяются с полоской (шея), полоска изначально сложена вдвое. Также вместо шеи можно использовать палочку от мороженого, но и с бумагой получается хорошо.
- Обе заготовки под кимоно складываются друг на друга, короткая сторона подгибается для создания воротничка. Голову можно прихватить клеем. Далее заготовку нужно «пеленать»: сначала заворачивать влево, потом – вправо. Затем подогнуть треть кимоно слева и точно так же поступить с правой стороной. Уголочек внизу можно элегантно отвернуть.
- Рукава делаются из полосы салфетки, сложенной втрое. Потом заготовку нужно перегнуть, приклеить сзади.
- Для волос обычно используют черную гофрированную бумагу, но и обычная цветная тоже подходит. Один кружок формирует убранные назад волосы, второй полукруг – челку. Ее нужно порезать бахромой.
Чтобы куколку подвесить, можно сделать отверстие вверху, протянуть туда нитку.
По такой же схеме делаются и другие красавицы-японки. Акцентной частью бумажной поделки становится кимоно. Чем оно ярче, тем лучше: на нем могут быть изображены прекрасные птицы, пестрые бабочки, стилизованные рыбы, орнамент – что угодно.
Любые шаблоны и схемы можно авторски модернизировать. Бумагопластика всегда открыта для творческих находок!
Пример бумагопластики из бумаги в видео.
"умная" бумага: почему ее делают из камней и добавляют в асфальт
// puid2: ‘229103’,
if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) {
var params = {
p1: ‘bzorw’,
p2: ‘fulf’,
puid8: window.localStorage.getItem(‘puid8’),
puid12: ‘186107’,
puid21: 1,
puid26: window.localStorage.getItem(‘puid26′),
extid: (function(){var a=”,b=’custom_id_user’;if(!localStorage.getItem(b)){var c=’ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789′;for(var i=0;i<47;i ){a =c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(),
extid_tag: ‘rentv’,
};
const pk = window.localStorage.getItem(‘pk’);
if (pk) {
params.pk = pk;
params.pke = ‘1’;
}
var existBidding = window.localStorage.getItem(‘getBidsReceived’).split(‘,’)
if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(‘adfox_151870620891737873_907217’)) {
window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([
{
“code”: ‘adfox_151870620891737873_907217’,
“bids”: [
{ “bidder”: “adriver”, “params”: { “placementId”: “30:rentv_970x250_mid” } },
{ “bidder”: “myTarget”, “params”: { “placementId”: “336252” } },
{ “bidder”: “relap”, “params”: { “placementId”: “tJ2dQzv69g33YmJi” } },
{ “bidder”: “bidvol”, “params”: { “placementId”: “16855” } },
{ “bidder”: “otm”, “params”: { “placementId”: “24107” } },
{ “bidder”: “adfox_adsmart”, “params”: {
“pp”: “h”,
“ps”: “doty”,
“p2”: “ul”,
“puid20”: “”
}},
{ “bidder”: “betweenDigital”, “params”: { “placementId”: “2755771” } }
],
“sizes”: [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ]
}
]);
}
window.yaContextCb.push(() => {
Ya.adfoxCode.createScroll({
ownerId: 264443,
containerId: ‘adfox_151870620891737873_907217’,
params: params,
lazyLoad: {
fetchMargin: ‘200’,
mobileScaling: ‘2’
}
}, [‘desktop’, ‘tablet’], {
tabletWidth: 1104,
phoneWidth: 576,
isAutoReloads: false
});
});
}
Бумагопластика
Другое название направления – паперопластика, а означает оно искусство создания из бумаги арт-объектов. Так получаются объемные картины, открытки, портреты, панно, декорации. Есть техники, которые не представляются в чистом виде – там идет смесь, например, аппликации и вытынанки. Есть совершенно авторские истории, когда трудно дать название технике, она неочевидная. И это здорово – можно самому работать с бумагой, возможности которой если не безграничны, то велики.
Бумагопластика зародилась в Азии, если рассматривать это направление как чистый вид творчества. Япония, Южная Корея, Китай – вот регионы возникновения направления. Но оно уже охватило и западный мир, что сказалось даже на виде современных интерьеров.
Иногда бумагопластику сравнивают со скульптурой, что и понятно: и там, и там материал формирует какой-то изящный образ. Процесс развивается постепенно, детали изготавливаются отдельно друг друга, а потом скрепляются в одно целое.
Где сегодня используют изделия, созданные в бумагопластике, узнаем дальше.
- Декор дома. Стоит сделать несколько журавликов оригами, подвесить их на ниточки, а те закрепить на красивой толстой ветке, как в комнате появится эксклюзивный подвес. Сейчас такой экодекор очень актуален.
- Арт-объект. Из бумаги делают такие вещи, которым надо быть в музее: они отображают мастерство человека, уникальность задумки и воплощения.
- Декорации. Для спектаклей (пусть зачастую и любительских), кукольного театра бумагопластика может стать находкой.
К тому же это отличный творческий опыт. Работая с бумагой, можно развить свои художественные навыки, попрактиковаться в мелких манипуляциях, в действиях с деликатным материалом. Зачастую используется бумага, которая должна отправиться в макулатуру (остатки, упаковка), и актуальность такого повторного использования очевидна.
Словом, история бумагопластики пишется прямо сейчас, и это происходит в том числе из-за доступности материала и, конечно, возможностей интернета, идеи огромных ресурсов которого достойны повторения.
Популярные ошибки терминологии
Об ошибках в терминах неоднократно говорил и писал профессор Д.М. Фляте [1].
- Когда речь идёт о видах и марках бумаги, то для обозначения множительного числа следует говорить “марки бумаги”, “виды бумаги”, слово “бумага”, при этом, остаётся в единственном числе. Множественное число “бумаги” употребляется когда речь идёт о деловых бумагах. Правильно говорить “мы в типографии используем много видов бумаги”.
- Массу 1 м2 бумаги(г/м2), часто неправильно именуют плотностью (у плотности размерность г/см3 ) и это совсем другая характеристика бумаги.
- При поизводстве и обработке бумаги используются термины каширование и ламинирование . Д.М. Фляте считает эти термины синонимами по сущности процесса. В мировой практике под этими терминами понимается соединение (склеивание) двух или нескольких слоёв одинаковых или различных материалов (картона с бумагой, фольги и плёнки с бумагой или картоном). В англоязычных странах применяется термин ламинирование (laminating) и соответствующие машины называются ламинаторами, а в странах с населением, говорящем на немецком языке, используют термины каширование (kaschiren) и кашировальные машины.
- Промышленная бумага для типографий и для целей переработки поставляется в рулонном и листовом виде. Часто приходится слышать и читать, что рулоны бумаги, не известно от чего, называют ролями (с ударением на ля)- это какой-то жаргон.
Процесс изготовления бумаги
Бумага производится на бумажных фабриках. Они получают бревна из лесопилок и при помощи специального оборудования сдирают кору, после чего измельчают их в щепки. Фрагменты древесины транспортируются на целлюлозный завод, где варятся в специальном растворе или обрабатываются механическим способом.
При механическом способе получения целлюлозы, лесоматериалы измельчаются в крошку и смешиваются с водой. Из такого сырья можно получить только бумагу низкого качества для использования в дешевых газетах.
Для изготовления качественной бумаги для создания книг и журналов нужна целлюлоза, полученная химическим способом. При таком подходе щепки сортируют по размеру и варят в специальных растворах. Например, в смесь добавляются клей и смола, которые нужны для отталкивания влаги и предотвращения растекания чернил.
После всего этого, полученная бумажная масса выливается в бумагоделательную машину. Установленный на ней ленточный конвейер и прочее оборудование отжимает лишнюю влагу, чтобы образовалась сплошная рулонная лента. После этого она сушится и наматывается на рулон.
Папье-маше
Папье-маше также не нова как техника, она была популярна и в Советском союзе, а сегодня творцы очень интересно ее переосмысливают. Кстати, переводится это французское слово как «жеваная бумага». И бумажная масса действительно становится главным «ингредиентом» будущей поделки, хоть и не единственным.
Как – в двух словах – работать в этой технике: сначала газеты, тонкую писчую бумагу или салфетки (можно даже тетрадные листы брать) рвут на мелкие кусочки. Кусочков должно получиться много. Затем потребуется форма, с которой предстоит сделать слепок.
В школьные годы наверняка многие брали обычную стеклянную баночку, которая потом превращалась в вазу. Сейчас в качестве формы используют и специальные детали, созданные именно для папье-маше, и подручные предметы, и даже воздушные шарики. А потом с помощью ПВА кусочками бумаги в несколько слоев облепляют форму.
Самое интересное начинается, когда эти слои хорошенечко просохнут, конструкция приобретет твердость, и ее можно будет разрезать для изъятия формы. А потом покрыть еще слоем, дать просушиться и расписать. Так делают декоративные маски, игрушки, всевозможных животных, сувениры, вазы и тарелки.
Что необходимо для работы?
Первоначально – сама бумага. Начинают с офисных листов, обычной цветной бумаги, акварельных листов. Потом – методом творческого поиска – пробуют различные варианты: упаковочная бумага, дизайнерская, мелованная, бархатная, переработанное сырье и т. д. Используют странички старых книг, школьные тетрадки, салфетки и многое другое.
Что еще может пригодиться в работе:
- ножницы – а лучше несколько видов ножниц: большие – для разрезания, маленькие – для работы в сложных местах;
- линейка – нужна не только для проведения ровных линий, но и для оптимизации сгибов;
- карандаш и ластик – для разметки;
- клей – самым ходовым является ПВА, но и клей-карандаш используется, и горячий клей;
- средства рисования – порой работу нужно сделать законченной, например, подрисовать бумажной птичке глазки.
Тем, кто любит работать с бумагой, имеет смысл научиться ее сортировать: по папкам, коробкам, а может, по файлам или органайзерам. Иногда даже самый маленький кусочек красивой текстурной этикетки может пригодиться.
Аппликация
Кажется, с ней все знакомы с садовских времен и знают особенности и специфику этого творчества. Но сегодня аппликация куда сложнее и интереснее тех поделок, которые каждый делал в детстве. Например, очень популярна объемная аппликация, где изображение предстает в нескольких слоях.
Есть аппликация, создаваемая методом коллажа, когда совершенно из разных фрагментов бумажного информационного носителя (от журнала до упаковки от чая) составляется единое изображение.
Скрапбукинг и вовсе сделал аппликацию чем-то еще более изящным, тонким, особенно ценным. Это не значит, что данная техника под силу мастерам и тем, кто готов к филигранной работе. Из листов в клеточку, линейки и красивой концепции тоже может получиться трогательная, создающая нужные эмоции работа.
Из чего изготавливают бумагу?
Основным видом сырья для изготовления бумаги любого вида является древесина. Порода не имеет большого значения: качественные листы можно получить из березы, сосны, каштана и так далее. Считается, что для изготовления 50 листов формата А4, нужно около 1 килограмма древесины.
Чтобы сократить вырубку лесов, иногда в качестве сырья используется макулатура — старые книги, газеты и другая бумажная продукция. Они проходят через процесс очистки от чернил и могут использоваться снова. Сдать макулатуру можно в пункты приема, адреса которых есть Интернете.
Интересно: помимо древесины и макулатуры, для изготовления сырья иногда используются солома, рис, хлопок и тряпичные отходы, но к этому производители прибегают редко.
Кроме древесины, для изготовления бумаги нужно много воды. Именно поэтому фабрики по ее изготовлению обычно строятся на берегу рек и озер.
Бумажные конструкции
Хочу затронуть так же тему бумажных скульптур. Так как хочется показать вам, что нет предела совершенству. И даже из такого хрупкого материала, как бумага можно создавать невообразимые вещи. Шедевры бумажного творчества и мастера их создающие представлены ниже.
Невидимые скульптуры корейского мастера Хо Юн Шин созданы из множества слоев тонкой бумаги. Увидеть подобную скульптуру вы сможете только с определённого ракурса. А с других положений фигура становиться почти невидимой.
Ещё одна мастерица проживает в Торонто, зовут её Кристина Ким. Она создаёт необычные, воздушные, геометрические скульптуры.
Но самые удивительный мастер — дизайнер из Китая, зовут его Ли Хунбо. Его работы похожи на обычные гипсовые бюсты. Но при ближайшем рассмотрении просто забываешь закрыть рот. Впрочем, смотрите сами….
Я думаю вы получили истинное наслаждение при знакомстве с работами великих бумажных мастеров. И полагаю, что из всех предложенных техник работы с бумагой, вы выбрали одну для себя. Желаю вам удачи в ваших начинаниях и открытиях.
Техники работы с бумагой. искуссное вырезание
В последнее время искусство вырезание возрождается с прежней силой. Это видно по украшению окон домов и организаций к празднику. Особенно поражает ажур новогодних окон. Издали кажется, что мороз поколдовал над узором. А подойдешь ближе и понимаешь, что это дело рук искусной мастерицы или мастера.
Искусством вырезания славились разные народы и как утверждает история, сначала искусство вырезания применялось исключительно на коже. Так например, резными изделиями из кожи украшали седла лошадей, обувь и элементы одежды. Вырезание было популярно как в Европе, так и в Азии.
Технику вырезания использовали как в бедных хижинах, так и в дворянских сословиях. Только называлось оно по-разному. В Китае Киригами или Цзяньчжи, на Украине — витинанка, в Белоруссии — выцинанка, В России — вырезание, в Европе — силуэтное вырезание.
Плоскостная аппликация
Плоскостная аппликация считается детским видом творчества. Подразумевает в себе наклеивание вырезанных деталек на основание бумажного листа, картона или ватмана. Более сложный вариант — это наклеивание заготовок на коробочки, вазочки, предметы мебели или домашней утвари. Плоскостная аппликация может быть предметной, сюжетной или декоративной. Остановимся на каждом виде более подробно:
Рассмотрим пример предметной аппликации. Это может быть силуэт животного или растения. Силуэт вырезается и приклеивается на приготовленную поверхность
Сюжетная аппликация — это когда картинка собрана из небольших заготовок. Другими словами, животное или растение склеивается из частей. А так же на картинке можно видеть не один предмет, а несколько. В результате мы видим изображение объединённое одной сюжетной линией.
Декоративная аппликация чаще всего используется в оформлении и украшении. Например, открытка ко дню рождения, обложка альбома или фоторамки.
Примеры декоративной аппликации
Киригами
Киригами – это целая архитектура, и такой перевод слова как «разрезанная бумага» и близко не передает всей сложности и изящества направления. Оно сравнительно молодо: ему примерно 40 лет. Сначала мастер выбирает шаблон, затем вырезает детали, а чтобы фрагмент стал объемным, лист нужно будет развернуть.
Звучит просто, а вот делать это куда сложнее: техника требует усидчивости и умения совершать ловкие, но очень аккуратные действия.
Киригами нередко встречается в раскладках детских книжек. И когда ребенок листает такое издание, герои произведения буквально встают перед ним, что создает особую динамику повествования. С киригами нужно обращаться деликатно: и в сложенном виде, и в развернутом.
Торцевание
Это тоже очень интересный вид бумажного рукоделия. Изображения и предметы создаются с помощью объемных бумажных элементов. Контурное торцевание, например, отличается обрамлением контура рисунка бумажными скрутками. А при торцевании по плоскости торцовки (так называются элементы техники) размещают вертикально, плотно укладывают друг к другу.
Сама торцовка – это объемный элемент, сжатый в виде конуса или воронки. Торцовку можно сравнить с кистевым мазком: из множества мазков получается живописная картина, из множества торцовок – работа в этой уникальной технике. Конечно, это занятие подойдет терпеливым и очень целеустремленным.
Оригами
Японское искусство складывания фигурок из бумаги полюбили практически во всем мире: изящное, лаконичное, очень интересное творчество способно увлечь людей разных возрастов. Сначала оригами использовали исключительно в религиозных обрядах, теперь оно украшает дома, салоны, творческие пространства и не только. В основе творчества – квадрат обычной бумаги, а вместе с ним ловкость рук и никакого мошенничества.
С помощью этой техники можно сделать маленького котика (в пяток шагов) или сложного оленя либо медведя (над таким и час провозиться мало). Существует множество приемов, которыми можно овладеть, углубившись в азиатское искусство. И оно, даже в самых простых своих вариациях, очень органично смотрится в интерьере: например, несколько бумажных корабликов на подоконнике радуют глаз, создают весеннее настроение, дарят какую-то труднообъяснимую легкость.
Квиллинг
Это искусство появилось более пяти веков назад, но русскоязычные люди знают его пару-тройку десятков лет. Долгое время им увлекались только европейцы. Переводится термин как «птичье перо». Собственно, иногда именно квиллинг и называют бумагопластикой, хотя последний термин более содержательный и не исчерпывается только искусством складывания фигур из полосок.
С помощью равных полос действительно можно создавать простые фигуры: кубы, круги, ромбы. Можно также делать из них цветы, различные элементы, составляющие сложные сюжетные картины. Например, в технике квиллинг можно сделать елочную игрушку – и не просто обычную снежинку, а Снежную Королеву.
Бумага веленевая
Веленевая (велень, фр. vélin — тонко выделанная кожа) бумага — высокосортная (чисто целлюлозная, без древесины, как и бумага верже), хорошо проклеенная, плотная, без ярко выраженной структуры, преимущественно желтоватого цвета.
Впервые веленевая бумага была изготовлена в Великобритании в 1757 году Джоном Баскервилем [2]. При её изготовлении использовалась черпальная форма с тканевой сеткой, не оставлявшей на листе бумаги каких-либо отпечатков, линий, водяных знаков.
Поэтому полученный лист был равномерен на просвет и внешне похож на тонкий велень, откуда и произошло название бумаги.Бумажники, изготовливающие бумагу с водяным знаком, например, на “Гознаке”, называют веленевой часть бумаги без водяного знака.
Основное сырьё
- Для изготовления чистой, легко окрашиваемой бумаги хорошо подходят обычные бытовые бумажные салфетки. Такую бумагу можно отнести к чистоцеллюлозной по композиции.
- Вполне подходят старые газеты, рекламные листовки или любая печатная продукция на газетной бумаге. Эта бумага – иллюстрация переработки макулатуры.
- Не пригодна для изготовления: мелованная бумага, на такой бумаге выпускаются журналы мод, рекламные журналы, обёрточная бумага, бумага с покрытиями, например, фотобумага. Такая бумага плохо смачивается водой и трудно распадается на составляющие её волокна.
- Из бумаги предварительно надо удалить скрепки, пластмассовые включения, этикетки, куски клея.
Торцевание из салфеток
Начнём с техники торцевания. Если взглянуть на готовое изделие, может показаться, что оно невероятно сложно в исполнении. Тем не менее, при всей пугающей сложности, с поделкой может справиться даже ребёнок. Хочу отметить — очень усидчивый ребенок. И вы сейчас поймёте почему.
Перед началом работы необходимо нарезать салфетки нужного цвета на маленькие квадратики. На листе бумаги рисуем силуэт будущего изделия. Далее квадратики накручиваем на палочку, получается торцовка. Готовую торцовку смазываем клеем в центре и обклеиваем силуэт изделия. Когда силуэт намечен, заполняем центр поделки.
Когда вы в совершенстве овладеете техникой работы -торцевание, тогда смело сможете приступать к работам посложнее. Примеры подобных работ вы сможете посмотреть ниже в карусельке.
Техника пейп арт.
Ещё одна удивительная и молодая техника работы с бумагой — пейп арт. Прежде всего хочу отметить, что появилась она 2004 году и сразу стала пользоваться большой популярностью. Трудно поверить, что изделия выполнены из обычных салфеток. Тем не менее работы в этой технике напоминают чеканку или художественную ковку.
Но давайте рассмотрим более подробно эту технику: из простых бумажных салфеток или туалетной бумаги формируются жгутики. Именно при помощи этих жгутиков и выкладывается узор на поверхности изделия. Готовое изделие покрывается темной краской, а выступающие детали дополнительно прорабатываются позолотой.
Объемные цветы из бумаги, гофрированной бумаги и салфеток.
Цветам можно было бы посвятить целую статью или даже сайт. Так как все рукодельницы знают, что цветок можно смастерить из чего угодно. Многие из современных рукодельниц могут посоревноваться в мастерстве с Данилой, который делал каменный цветок. Помните, в сказках Бажова?
Те времена давно прошли, но тяга к прекрасному осталась. Вот и идёт в ход любой материал, дабы передать любовь к этому нежнейшему созданию. Поэтому рукотворные цветы могут быть тканевые и железные, пластилиновые и фруктовые, пластиковые и из семян. Ну и конечно же бумажные.
Техники работы с бумагой. папье-маше
Первый раз я применила эту технику для изготовление головы куклы, затем изготовила копилку-поросенка. Изделия эти прожили в нашей семье уже более 20 лет. Из этого следует, что техника очень прочная и надежная. А недавно я узнала, что первые изделия в этой технике были обнаружены в Китае при раскопках.
Отнесли их к династии Хань и датируются они 200 лет до нашей эры. И как вы думаете, что за предметы выполняли древние китайцы в этой технике? Ни за что не догадаетесь! Оказывается в Китае до нашей эры в технике папье-маше изготавливали доспехи и шлемы!
Техника декупаж своими руками.
На следующем этапе рассмотрим очень интересную технику — декупаж. В переводе с французского декупаж означает вырезание. Не смотря на то, что декупаж слово французского происхождение, техника имеет китайские корни. Занимались вырезанием бедные китаянки, таким способом они стремились украсить свои жилища.
Суть техники в следующем. Во-первых, необходимо вырезать картинку из салфетки. Во-вторых, подготовить объект для наклеивания. Например: баночки, тарелки, шкатулки, предметы мебели и даже обувь. В-третьих, наносим картинку на изделие при помощи клея и покрываем всё лаком.
Техники работы с бумагой. квиллинг.
Кто ещё не слышал о технике бумагокручения — квиллинг? Это удивительная техника, пришедшая к нам от европейских монахов. Именно они придумали накручивать полоски позолоченной бумаги на перья для письма. Так они хотели украсить свои перья и выделить их среди других.
Почему бумага для печати дорого стоит?
Несколько месяцев назад, в конце 2021 года, печатная бумага была доступна любому желающему. Но сегодня ситуация резко изменилась — в большинстве магазинов ее нет, а в Интернете одна пачка продается минимум за 1000 рублей. Назвать точную причину этого явления сложно.
В некоторых источниках говорится, что подорожание является всего лишь спекуляцией со стороны производителей на фоне всеобщей паники из-за возможного дефицита товаров. В это легко поверить, потому что древесина и целлюлоза для изготовления бумажной продукции производится в России — проблемы с поставками сырья из других стран не могут так сильно повлиять на стоимость.
Стандарты на термины
Для терминов, связанных с производством бумаги, картона и их обработкой и переработкой, действует ряд стандартов:
Для оперативного поиска терминов мы сделали компактный словарь, в который включили часто используемые термины и понятия. Эти термины, с нашей точки зрения, характеризуют бумагу и картон в качестве материалов с характерными для них свойствами, некоторые из терминов отсутствуют в стандартах.
Бумага ручного литья
MamerPaper — небольшое семейное дело, мастерская, в которой Mamer Вера, Paper Миша и маленькая Алиса занимаются переработкой, созданием бумаги ручного литья, конвертов, открыток, упаковки и других прятиных вещиц из бумажной пульпы. Те, кто уже имеет опыт работы с бумагой ручного литья, не понаслышке знают, что письмо по такой поверхности далеко не самая простая задача. Мы расспросили Веру про ее домашнюю мастерскую, про процесс изготовления бумаги и задали основные вопросы, ответы на которые, мы надеемся, вам помогут в работе.
Объёмная аппликация
Объем в аппликации достигается путём неполного наклеивания фигурок на лист. Например, наклеивается только половина лепестка или травинка наклеивается дугой. Этот вид аппликации дает больше возможностей для творчества. Следовательно, им можно заниматься с детьми 4-5 лет.
Работы выполненные на более высоком уровне могут стать достойным оформлением интерьера. В результате у вас появится увлекательное хобби.
Какие виды бумаги существуют?
Используя разные методы обработки сырья, производители получают разные типы бумаги. Самые распространенные виды бумаги:
- для письма;
- для печати на принтере;
- чертежно-рисовальная;
- впитывающая;
- оберточная.
Все виды бумаги различаются своими физическими свойствами. Среди них можно выделить толщину, пористость, непрозрачность, гладкость и так далее. От всех этих параметров зависит то, насколько хорошо на бумаге будут держаться чернила, выглядеть напечатанные изображения и так далее. Чем лучше качество бумаги, тем дороже она стоит.
Геометрическая аппликация
Ещё один увлекательный вид аппликации для развития детских способностей — это геометрическая аппликация. Как вы уже догадались основными деталями для работы служат геометрические фигуры. Работа в этом направлении позволяет развивать ребенку математические способности, мелкую моторику, а так же фантазию и эстетический вкус.
Плетение из газетных трубочек
Плетение из газетных трубочек это точная технология плетения из лозы. Со временем газеты стали более доступными, чем лоза. Конечно придется потратить время на изготовление трубочек прежде чем приступить к плетению. Но для заготовки лозы тоже необходимо потратить много времени.
К тому же сначала надо найти место где заготовить материал, привезти его домой и высушить. Так что в итоге изготовление трубочек для плетения из газет выходит менее затратным. К тому же изделие не уступает по плотности изделию из лозы. Так что всё в ваших руках.
Отрывная аппликация
А если необходимо передать при помощи аппликации фактуру изделия. Например: пушистого котенка или утёнка, а может дым из трубы или чайника. Какую технику выбрать? Спешу рассказать вам об отрывной аппликации и её особенностях. Для работы вам совсем не понадобятся ножницы, так как детальки формируются способом отрывания.
Мокрое складывание оригами.
Следует отметить, что этот вид оригами похож на развертку. Однако в отличии от развертки в изделиях по мокрому складыванию линии плавные и округлые. Достигается плавность путем смачивания сгибов в процессе работы. И хотя работы выполняются из толстой бумаги, работать в такой техники сложно.
Виды оригами из бумаги.
Итак, продолжаем. И переходим к обзору ещё одной популярной техники — оригами. Кто из вас не делал в детстве самолетики из бумаги или не запускал бумажные кораблики? Думаю, среди моих читателей таких нет. Но на всякий случай объясняю. Оригами -вид японского искусства складывания из бумаги.
Чем бумага для принтера отличается от обычной?
Одним из самых дорогих видов бумажной продукции считается бумага для печати. Она гораздо белее обычной бумаги и имеет плотность не менее 80 г/м2 — эта особенность обычно указывается на упаковке. Благодаря высокой плотности, бумага становится пригодной для двусторонней печати.
Техники работ из салфеток
Мы знаем салфетки как необходимую в хозяйстве вещь. Однако мало кто догадывается, что из обычных салфеток можно создать не только интересные поделки с детьми, но и сногсшибательные предметы декора. Прежде всего это картины и топиарии, объёмные цифры по случаю юбилея, далее следуют декоративные бутылки, шкатулки, тарелки.
Пластическая аппликация
Ещё один вид аппликации, который можно выполнять без ножниц. Достаточно просто хорошенько измять лист бумаги, тогда он станет податлив и пластичен. Далее из мятого листа необходимо сформировать задуманный предмет или композицию. После этого изделие приклеивается к основанию в местах соприкосновения.
Оригами развертка.
Мы постепенно переходим от одной техники к другой. Если вы заметили, то я подобрала их по мере усложнения. В то же время от технике к технике изделие становятся всё утонченнее и интереснее. И мы спешим перейти к оригами развертка. Развертка — это авторский чертёж.
Киригами.
«Киру» — резать, «ками» — бумага. Как видно из названия, этот вид оригами подразумевает использование ножниц. Практически каждый из нас пробовал сделать простейшее киригами. Примером киригами может служить новогодняя снежинка. Но больше всего привлекают внимание открытки, при раскрытии которых получается объёмное изображение. Однако, занятие это очень кропотливое и потребует от вас большой усидчивости и точности в исполнении.
Техника пергамано
Пергамано — это техника тиснения или перфорация на кальке и пергаментной бумаге. Интересно отметить то, что ранее техника пергамано использовалась для написания религиозных текстов. В светском обществе в этой технике изображали цветы и херувимы. Для работы необходимы специальные инструменты в виде шариковой ручки со специальными насадками. На данный момент эта воздушная техника начинает пользоваться всё большей популярностью.
Поделки из модульного оригами.
Пришло время рассказать вам о модульном оригами. Как вы уже догадались, эта техника выполняется при помощи модулей. Поэтому, перед началом работы, вам надо заготовить большое количество модулей нужного цвета. Хочу предупредить вас, что изготовление модулей хоть и легкое, но достаточно монотонное занятие. Зато, когда дело дойдёт до складывания изделий из модулей, вы не сможете оторваться от работы.
Добавки в композицию
- В продолжении придания бумаге декоративности можно попробовать использование мелких кусочков цветной бумаги, отрезков нитей или окрашенных волокон, блёсток, минеральных пигментов.
- Многие включения лучше вводить в уже приготовленную волокнистую массу, которая не будет подвергаться интенсивному механическому воздействию.
Маширование
Достаточно простой способ — маширование. На форму наклеиваются кусочки бумаги при помощи клейстера или клея ПВА. В идеальном исполнении слои бумаги достигают 100. Так же для прочности изделия можно между слоями бумаги выложить полоски тонкой ткани или марли. На практике мне было достаточно наклеить 10 слоев бумаги.В результате изделие было достаточно прочное.
Скрапбукинг
Скрапбукинг имеет английские корни и состоит из двух частей, это — вырезать и книга. Дословный перевод звучит так — «Книга из вырезок». Многие мастерицы называют своё творчество сокращенно — скрап. В основном в технике скрапбукинга оформляют семейные альбомы или открытки, но можно встретить так же панно, чайные домики, фоторамки.
Обработка бумаги
Специальные операции для придания бумаге особых свойств: поверхностная проклейка, пропитка, окраска, мелование, нанесение на бумагу восковых, битумных, светочувствительных и других составов, а также гуммирование, крепирование, гофрирование, тиснение, армирование и др.
Вытынанка.
Это вырезание в основном симметричного рисунка. Но как я говорила ранее, даже мастера проводят смешение понятий. И на данный момент «Вытынанка» называют и контурное вырезание с прорезанными деталями. Так что предлагаю несколько образцов традиционных вытынанок для украшения окон.
Переработка бумаги
Операции при которых бумага превращается в изделия: производство фибры, растительного пергамента, бумажной пряжи, бумажных литых изделий, бумажных гильз, трубок и шпулей, тетрадей, конвертов, мешков, штампованных изделий и пр.
Техника папертоль
Ещё одна увлекательная техника предстоит вашему вниманию — папертоль. Проще говоря это наклеивание повторяющейся части цветной композиции друг на друга. Именно за счет этого и достигается объем и эффектность композиции.
Лепка из массы
Второй способ выполняется из бумажной массы, приготовленной особым способом. После этого изделие лепиться как из пластилина, для прочности рекомендуется использовать проволочный каркас.
Обзор видов
Следует остановиться на некоторых видах бумагопластики подробнее, потому что они наиболее востребованы и доступны.