Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Войти на сайт

Отсюда

Слово «фриволите» заимствовано из французского языка. Итальянцы называют этот вид кружева «occhi», т. е. «глаза» (сравните с русским «очи»), за характерную для него форму глазков. Встречается и еще одно название: «челночное кружево» — по употребляемому для его выработки инструменту.

Технология фриволите основана исключительно на узловязании. Нить подается с маленькой шпульки, размещенной в корпусе челнока, и перерабатывается обеими руками.

Правая рука держит челнок и обводит его вокруг нити, которую оттягивает со шпульки и удерживает в натянутом состоянии левая рука. В результате переработки только одной нити получаются ряды узлов, сформированных в кружочки и дужки. Из одной части оттянутой нити возникает стержень, из другой оплетка стержня, похожая на петельные стежки, поочередно то лицевые, то изнаночные. Обе части вместе дают двойной петельный узел.

В руководствах по выработке кружева фриволите он именуется просто «двойной узел». Признаком кружева фриволите является непрерывное, без пропусков, соединение узлов и формирование некоторых узлов дуг и кружочке. Челнок используется как инструмент одновременно для держания и подачи нити подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева.

Первоначально челноки были побольше и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В 18 в., когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их изготовляли из металла, а иной раз — из фарфора или слоновой кости.

Самым подходящим сырьем для получения кружева фриволите является крученая нить, а также узелковая пряжа из льна, хлопка или шелка. Кроме челнока употребляется еще один вспомогательный инструмент — вязальный крючок, а иногда — достаточно толстая швейная игла.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих
У каждого вида кружева своя история, свой путь в веках. Иногда, он виден ясно и отчетливо, а, порой, совершенно теряется. Многие ссылки очень многозначны, их трактовка, порой, затруднена из-за того, что их приходится многократно переводить. Сначала с древнего языка на современный, затем на языки тех стран, где выходят переводы книг. Конечно, этого можно было бы избежать, если те, кто брался за исследования, владели языком оригинала. Но это не всегда возможно. Поэтому приходится довольствоваться переводными изданиями.

Современные исследователи приходят, иной раз, к совершенно неожиданным выводам. Всем известно великое произведение древне — греческого поэта-слепца Гомера «Одиссея». Один эпизод повествует о том, как Пенелопа — жена Одиссея долго обманывала своих женихов.

Она обещала дать ответ, когда соткет погребальное покрывало для своей свекрови. Суть обмана заключалась в том, что ночью она распускала свою дневную работу. Однако, на ткацком станке очень сложно распустить сделанное, на это уходит едва ли не больше времени, чем на новое плетение, кроме того, остаются заметные следы.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих
По вышеизложенным причинам сохранилось мало исторического материала. С большой вероятностью можно выдвинуть теорию «восточного» происхождения данного кружева. Так как челнок был изобретен народами Востока и получил название «манук». В Европе оно впервые появилось в Испании, где его называли occhi (okko, то есть глазок), поскольку испанские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза. В Германии это кружево называют Schiffchenspitze (шиффен шпитцен) — челночное плетение или челночное кружево.

В Англии tatting (тетин от «tat» — плести кружево) — плетеное кружево. Происхождение французского слова frivilite (фриволите) двояко. С одной стороны: «frivole» — «пустой» можно отнести к структуре кружева — неплотное, с большими, незаполненными дырочками, с другой это же слово можно перевести как «легкомысленный», что, в свою очередь можно отнести либо вообще к легкомысленности любой отделки, либо к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих
Особенно модно фриволите было XVII веке. Сплетенные в этой технике кружева были изготовлены из более грубых, чем другие виды кружева, материалов (даже из тонкого шнура) использовались для отделки верхней одежды, обшивки мебельных чехлов, занавесей, портьер. В конце XVII начале XVIII веков, когда особенно модно было украшать одежду, даже мужскую, кружевными воротниками, манжетами, жабо, кружевами отделывали юбки, фартуки, чепцы, оно являлось привилегией высшей знати. Так как основным материалом для его изготовления в то время служила тонкая золотая и серебряная нить.Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих
Но уже в середине XVIII века в кружево начитает вводиться шелковая и льняная нитка, в связи с чем, кружевоплетение получает все более широкое распространение. В российских помещичьих имениях наши мастерицы с интересом осваивали технику плетения западного кружева, дополняя ее своими находками. Неизвестные кружевницы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества.

Перчатки, сумочки, накидки, зонтики — вот неполный перечень изделий, являвшийся обязательной принадлежностью светской дамы. Кружевоплетению учили и дома, (мастерство передавалось от матери к дочери), и в пансионах, и в институтах благородных девиц. Умение вышивать, шить, вязать, плести являлось одной из обязанностей женщины. Рукоделие брали с собой на вечера, в путешествие, вспомним хотя бы романы Л.Н.Толстого «Война и мир», «Анна Каренина».

Очень доступный мастер-класс по фриволите иглой,надеюсь фотографии позволят вам обучиться этой технике)(с)История фриволите

Кружево фриволите особенное. И вот в чем его своеобразие. Это кружево составлено из о д н о г о узла. Для того,чтобы освоить технику его плетения достаточно научиться плести о д и н узел.

Двойной узел Нить должна находиться за иглой.

Узел закончен. Это единственный узел во фриволите.

Все разнообразие рисунков этого кружева строится на сочетании трех элементов *колечко *дуга *пико

Пико Сделан один двойной узел

вяжите ещё 4 узла, чтобы всего получилось 5 дв.узлов. Следующий узел вяжите, оставив немного свободной нити. После это образует пико.

притяните двойной узел вполтную к другим узлам. Сейчас на игле 5 дв.узлов, пико, 1 дв.узел.

Свяжите ещё 4 дв.узла, пико, 5дв.узла, пико, 5 дв.узла. Пико — это петля между узлами

Изготовление кольца Чтобы сдеать кольцо: правой рукой держите иглу, а левой стягивайте узлы с иглы в сторону глазка

Продолжайтя стягивать узлы вниз по нитке

Продолжайте затянивать. позволяя кольцу образоваться меж ваших пальцев.

Это готовое закрытое кольцо. Чем сильнее вы его затяните, тем меньше оно будет, однако тянуть нужно только длинную часть

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих
Соединение колец Свяжите 5 дв.узлов. Для соединения ( ), пустите нить за работой

протяните иглу с нитью через пико предыдущего кольца при помощи кончика иглы

Протяните нить, как показано на фото

Затем, свяжите 5 дв.узлов, пико, 5дв.узлов, пико, 5 дв.узлов на игле. закройте кольцо, снимая с иглы связанное. Теперь два кольца соединены.Соединённые кольца имеют общее пико. Соединение всегда совершается только этим способом.

Готовый результат

Добавка новой нити и маскировка концов Если у вас закончилась нить, отрежьте новый кусок от клубка. Затяните в иглу и протяните иглу через последний двойной узел. продолжайте тянуть, пока не останется хвостик длинной несколько см.

Завяжите узел рядом с дв.узлом.

Оставьте немного нити свободной и вяжите дальше

Чтобы спрятать конец, нужно затянуть нитку в иглу и протянуть иглу внутри 2-4 дв.узлов

Изготовление кольца нитью от клубка Набираем не иглу: 2 дв.узла, пико, 2 дв. узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв. узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла

Игла должна выглядеть так.

Придерживая двойные узлы, аккуратно спустите их с иглы, оставив маленькую петлю в конце

Протяните иглу через петлю. продолжая тянуть, образуя кольцо.

Готовое кольцо

Чтобы перевернуть кольцо, поверните его на обратную сторону, как страницу книги.

После того, как вы повернёте кольцо, нити перекрестятся. образуя петлю

Протяните иглу через образовавшуюся петлю и затяните узел

Готовое кольцо

Изготовление цепочки Положите иглу на только что изготовленный узел

Вяжем 3 двойных узла, пико, 3 дв.узла, пико, 3 дв.узла, пико, 3 дв.узла на иглу. Не оставляйте никакого пространства между первым узлом и кольцом.

Снимите узлы с иглы, и продолжайте тянуть до самого кольца. Цепочка закончена

Повернуть работу. Перевернуть её изнанкой вверх, как бы перернули страницу книги. Образовывается петля.

Протяните иглу сквозь образовавшуюся петлю концом вверх. Единственная разница между кольцом и цепочкой есть то, что для кольца протягиваем иглу и нить вверх через кольцо, а для цепочки тянем нить, пока петля исчезнет.

Делаем 2 двойных узла, пико, 2 двойных узла, (к предпоследнему пико предыдущего кольца), 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла, пико, 2 дв.узла на игле

Закройте кольцо, но не забудьте протянуть иглу через кольцо

Зятянуть узел потуже

Повернуть работу (изнанкой вверх) и затянуть узел

Вторая цепочка. Свяжите иглой 3-3-3-3. Протяните нить через цепочку и поверните работу. После каждого кольца или цепочки обязательно завязывайте узелок

кольцо 2-2 (к предпоследнему пико предыдущего кольца) 2-2 (ко второму пико первого сделанного кольца) 2-2, закрыть, повернуть

Вяжите цепочку 3-3-3-3, повернуть. Затяните узел

Готовый медальон

Новая нить и двухцветное фриволите Новая нить Новую нить можно добавить только в конце кольца или цепочки. После кольца лучше.

двухцветное фриволите

АНКАРС- техника вплетения в кружево бисера.

Соединение колец

(с) источник Мастер-класс: Фриволите крючком, иглой, челноком, на пальцах

Очень часто при плетении изделий в технике фриволите используются замкнутые мотивы, каждый из которых плетется отдельно и соединяется с другими при пощи пико. Таких мотивов существует великое множество, разных по размеру, форме и сложности исполнения.

Если вы решили сплести изделие полностью из отдельных мотивов, то сплетите сперва несколько разных образцов, вырежте из бумаги шаблоны по форме и размеру этих мотивов, разложите шаблоны на выкройке изделия. Таким образом вы точно сможете расчитать все нюансы предстоящей работы.

Квадратный мотив

Простой квадратный мотив, плетется в один ряд. 1,7 — К (6п4п2п4п6) 2,6 — Д (4п4) 3,4,5 — К (5п4п2п2п4п5) 8 — Д (6п3п3п6)

Четырехконечный мотив

Этот четырехконечный мотив плетеся очень просто — без отрыва в один ряд. Все кольца — (3п3п3п3п3п3п3) Все дуги — (3п3п3п3)

Шестиугольный мотив «снежинка»

Этот мотив плетется в один ряд. Мотив сплетен нитями разных цветов. 1 К (3п3п3п3п3п3п3п3) 2. К (3п3п3п3п3п3п3п3п3п3) 3. К (3п3п3п3п3п3п3п3) 4. Д (2п11) 5. К (5п5п3п5п5) 6. Д (11п2)

Мотив «восьмиконечная снежинка»

Замкнутый мотив плетется в два ряда. Первый ряд состоит из одного элемента — кольца №1. 1. К (3п3п3п3п3п3п3п3п3) 2,6 К (3п3п3п3п3п3п3п3) 3,5 Д (3п3п3) 4. К (3п3п3п3п3п3)

Шестиугольный мотив фриволите

1 — Кольцо (8п5п3) 2 — Кольцо (3п5п1п1п5п3) 3 — Кольцо (3п5п8) 4 — Кольцо (4п4п4) 5 — Кольцо (4п4п1п1п4п4)

Квадратный мотив фриволите 1

1 — К (3п3п3п3п3п3п3п3п3п3) 2 и 10 — Дуга (5п5) 3, 5, 7 и 9 — Кольца (5п5) 4, 6 и 8 — Дуги с декоративными пико (2п2п2п2п2) 11 и 13 — Дуги (7) 12 — кольцо (5п5)

Квадратный мотив фриволите 2

Это вариант предыдущего мотива

1 — К (3п3п3п3п3п3п3п3п3п3) 2 и 10 — Дуга (5п5) 3, 5, 7 и 9 — Кольца (5п5) 4, 6 и 8 — Дуги с декоративными пико (2п2п2п2п2) 11 — Дуга (7п7)

Много больше мотивов можно найти здесь Схемы замкнутых мотивов

Закладка для книги — маленькая изящная вещица, для которой техника фриволите подходит просто идеально. Полоска ажурного плоского кружева прекрасно выглядит и легко выполняется. Если Вы еще только постигаете мастерство узелкового кружевоплетения — то закладка, это то издедие, с которого стоит начать.

1 Дуга — 2п3п3 2 и 4 — Кольца — 3п2п2п2п2п2п3 3 Кольцо — 3п2п2п2п2п2п2п3 5 Дуга — 3п3п3п3п5пп3 6 Дуга — 3п3 7 Кольцо — 3п3п3п3 8 Дуга — 4 двойных узла фриволите 9 Кольцо — 4п2п2п2п2п2п3 10 Кольцо — 3п2п2п2п2п2п2п3 11 Кольцо — 3п2п2п2п2п2п4 Далее плести соблюдая симметрию

По данной схеме можно сплести закладки из нитей двух цветов

(с)»кружевные закладки

К Новому году Кружевная маска

Маска плетется в три приема. Сначла две одинаковые обводки для глаз, соединенные вместе лишь одним пико, и далее общее кружевное обрамление, украшенное декоративными пико. Вместо декоративных пико можно вплести бисер. Схема работы представляет собой чередующиеся простые элементы фриволите: кольца и дуги.

Первый ряд (2 шт) 1 — кольцо (5п5п5п5) 2 — дуги (6) 3, 5 и все остальные кольца первого ряда — (4п5п5п4) 4, 6, 7, 8. 9 — дуга (7) 10 — дуга (4) 11 и 12 — дуга (3) 13 — дуга (5) 14 — дуга (7) 15 — дуга (6) 16, 17, 18 — дуга (7) 19, 21 — дуга (5) 20 — дуга (4) 22 — дуга (5) 23 — дуга (8) 24 и 25 — дуга (3)

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих
Второй ряд 1, 3, — кольцо (6п6) 2,8 — дуга (4п2п2п4) 4 и 6 — кольцо (5п5) 5, 11 — дуга (3п2п2п3) 7, 9, 10, 12 — кольцо (6п6) 13 — кольцо (5п5) 14, 17, 20 — дуга (5п2п2п5) 15, 16, 18, 19, 21, 22 — кольцо (5п5) 23, 26 — дуга (4п2п2п4) 24, 25 — кольцо (5п5) 27, 29 — кольцо (5п5) 28 — кольцо (5п4п5) 30 и 32 — кольцо (4п4) 31 — кольцо (4п2п2п4) 33, 36, 39, 42, 45 — дуга (3п2п2п3) 34, 35, 37 — кольцо (4п4) 38, 40, 41, 43, 44, 46 — кольцо (5п5) 47, 49, 50, 52, 53 — кольцо (6п6) 48, 51, 54 — дуга (4п2п2п4) 55 — кольцо (7п7) 56 — дуга (5п2п2п5) 57 — кольцо (10п10) 58 — дуга (4п2п3) 59 и 61 — кольцо (3п3п3п3) 60 — кольцо (3п3п2п2п3п3) 62 — дуга (3п2п4) 63 — кольцо (8п8) 64 и 66 — кольцо (7п7) 65, 68 — дуга (5п2п2п5) 69 — кольцо (6п6)

(с) Кружевная маска

Джутовая филигрань

Самое приятное в этом, сравнительно новом, виде рукоделия то, что джутовая филигрань не требует каких-либо специальных дорогостоящих приспособлений и материалов, все они доступны любому человеку.

Главным материалом является джутовый шнур. Согласись, бобину приобрести совсем нетрудно. А если задумка предполагает работу в цвете, то его можно покрасить в самые разные цвета акриловыми красками. Кроме того, потребуются также пинцет, тонкая спица, прозрачный клей «Титан», хотя подойдет и обычный ПВА, шило и ножницы.

Ну а если ты новичок, то тебе необходимы будут трафареты узоров. Их вполне можно сделать от руки или приобрести в любом из магазинов товаров для рукоделия.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя 14 восхитительных идей работ в технике «джутовая филигрань». Настольный светильник — просто мечта!

  1. Для того чтобы начать работу в этой технике, для начала нужно определиться с узором. Пусть это будут самые незамысловатые рисунки, однако четко прорисованные. Для этого можно самостоятельно сделать эскиз или использовать уже готовый. Далее этот рисунок нужно поместить в прозрачный полиэтиленовый файл.

    По всему контуру эскиза нужно аккуратно нанести клей, а поверх выложить джутовый шнур. Многие мастера наносят клей не на эскиз, а непосредственно на джут, который тщательно свивают пинцетом и укладывают на клеевую основу. Тонкой спицей нить расправляется по рисунку. Таким образом можно работать над всем полем.

    Филигрань из джута: схемы, подробная технология для начинающих

    Готовая работа может состоять из нескольких частей, которые затем объединяют в одно целое. Также джутовая филигрань может быть дополнена другими декоративными элементами: бусинами, стразами и многих другим, всё это также крепится в эскизе на клей.

    Филигрань из джута: схемы, подробная технология для начинающих

  2. А вот и та идея, которая меня просто покорила. Для основания светильника использована бутылка из синего стекла, декорированная акриловыми красками, а абажур выполнен ажурной филигранью.
    Филигрань из джута: схемы, подробная технология для начинающих
  3. Глядя на этот мастер-класс понимаю, что такой красивой подставки под салфетки я еще не видела!
    Филигрань из джута: схемы, подробная технология для начинающих
  4. Еще один отличный пример светильника. В работе был использован натуральный и отбеленный джут. Основание украшено веточками и завитками из джута, марблсами и искусственными жемчужинами.
    Филигрань из джута: схемы, подробная технология для начинающих
  5. Прекрасная идея для любителей уютного чаепития. Почему бы не украсить свою кухню вот таким необычным декоративным элементом!
    Филигрань из джута: схемы, подробная технология для начинающих
  6. А еще при помощи джутовой филиграни можно изготавливать украшения для волос. Красиво, не правда ли?
  7. Панно в этой технике может стать прекрасным дополнением твоей комнаты. Конечно, создание такой картины займет немало сил и времени, но результат явно того стоит!

А увидеть весь процесс работы в этой необычной, но очень красивой технике ты можешь, посмотрев это видео.

Также предлагаю тебе ознакомиться с вдохновляющими идеями украшений из нитей льна и бусин, которые могут натолкнуть тебя на создание собственных шедевров. Возможно, эта подборка тебя заинтересует и ты сможешь сделать уникальную вещицу.

Работа с натуральной нитью настолько приятна, что сразу привлекает молодых и начинающих рукодельниц. Простые приемы и несложный алгоритм действий позволяют быстро освоить эту великолепную старинную технику.

Надеюсь мне удалось вдохновить тебя на новые творческие подвиги, поэтому буду очень рада, если ты в самое ближайшее время поделишься с нами в комментариях результатами своей работы.

Понравились идеи? Поделись ими со своими подругами, я уверена, что они будут благодарны за это.

Обещанный мастер-класс по изготовлению филиграни (без краски)

Сперва немного о самом стиле.

“Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни – скань – отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать»  – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».”

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань). 
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино – это вообще отдельная песня) 
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии “филигрань” нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению “металлической” филиграни.

Изготовление штучки для этого мастер-класса обошлось мне в полтора часа

(фотографирование и питьё чая не в счёт))))

Для изготовления понадобится вот что:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Пластик двух цветов
Гель (не обязательно фимовский)
Режущий инструмент (скальпель, лезвие и т.п.)
Зубочистки
Иголка
Металлическая пудра

Сперва о пластике.
Я редко пользуюсь пластиком “прямо из пачки”. Всегда смешиваю.
В ход идут и фимо, и скалпей, и цернит.
Пропорции зависят от того, какой консистенции пластик мне нужен.
Так же и цвета я предпочитаю намешивать сама.

Для филигранных работ пластик нужен достаточно мягкий,
но не настолько, как софт)

Что касается цвета:
всё зависит от того, какой металл вы хотите имитировать.
Металлическая пудра выбирается соответственно
(она бывает под серебро, золото или бронзу, продаётся
в художественных магазинах, в отделах для реставрации).

Вы можете использовать как пластик с эффектом металлика,
так и без.
Если возьмётесь за серебро, советую не брать “голый” цвет.
Подмешайте к серебристому металлику чуточку золотистого.
Серебро от этого никуда не денется, но оттенок будет более
естественным.

В данном мастер-классе рассматривается имитация бронзы.

*Золотая филигрань редко бывает патинированной, просто потому,
что золото не так легко оксидировать)), поэтому я её не очень люблю,
узоров много, а эффекта ноль))))))*
———————–
Лучше, если вы для работы намешаете пластик,
который будет максимально приближен к цвету
металла. Это добавит большей натуралистичности.

Один цвет – для основы – тёмный, другой – для самого
узора – светлый.
В светлый при желании можно подмешать металлической пудры,
так он будет больше блестеть (на фото ниже цвет пластика для сравнения
до и после смешивания). Но это необязательно, так как в процессе 
бОльшая часть пластика окажется всё-равно под слоем пудры.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Своей пластичности материал не потеряет,
даже если в него подмешать изрядное количество пудры.
Поэтому все остатки после работы смело можно перемешать
и еще раз пустить в дело.

К слову, о пластичности:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Вот такие тонкие верёвочки можно раскатывать из
пластика, и это не предел)))

Но не пугайтесь, такие вам не понадобятся).
Ибо у человеческого глаза тоже есть свои пределы, и изделие
должно быть видно без лупы)))

А вот такие и еще потолще придётся раскатать:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

В чём, собственно, хитрость филиграни?
А в том, что чаще всего использется не груглая проволока,
а сплющенная.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Вот одна и та же верёвочка. Но сплющенный вариант
смотрится гораздо тоньше заготовки.
Именно за счёт такого профиля и достигается эффект
изящности. При этом сам набранный узор – если посмотреть сбоку –
будет иметь приличную высоту. А значит и прочность)
—————————
Подготавливаем верёвочки для узора:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих 

Для этого нужно сперва просто раскатать их из пластика
(того, что светлый), а затем прокатать несколько раз
в металлической пудре.
Верёвочки поддаются тем же приёмам, что и колбасы)
Т.е. вы можете скатать потолще, а потом растянуть аккуратно за концы,
чтобы получить совсем тонкую верёвочку.
Перед тем, как дальше работать с верёвочкой, покатайте её
по гладкой чистой поверхности. Так вы добьётесь настоящего металлического
блеска.

Из этих заготовок нужно сделать такое:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Как правило, гладкий плоский профиль идёт для контуров
и ободков, а скрученная верёвочка (чаще тоже плоская) –
для внутренних узоров.
Но всё зависит от вашей задумки – можно вообще не использовать
витую верёвочку, а ограничиться лишь гладкой (разной толщины).

Вы можете использовать и другой способ,
для получения более чернёного варианта.
Для этого вам нужно взять тёмный пластик,
сделать из него какой-то элемент, а потом натереть
металлической пудрой те места, которые должны
блестеть.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Это можно сделать просто пальцем или мягкой кисточкой.
Лучше всего этот способ подходит для изготовления крупной витой
плоской верёвочки (которая используется в ободках).

Самое трудоёмкое в этом процессе – делать ровные заготовки.
Потому что любая кривизна сразу выдаёт материал.
Металлическая проволока после проката идеальна по всей своей
длине, нет мест, где она была бы тоньше или толще.
Пластик же капризен, реагирует на малейшее нажатие.
Поэтому, когда вы будете скручивать и плющить верёвочки,
держите элемент в руках так, чтобы он просто не выпал,
т.е. вообще не нажимая на пластик.
Учтите – ничего потом нельзя будет подровнять зашкуриванием)))

Лучше всего, если вы будете расплющивать верёвочки
стеклом
(подойдёт и прозрачная пластиковая линейка).
Прозрачность помогает контролировать толщину.
После обваливания в пудре верёвочки ни к чему не прилипают,
поэтому проблем никаких не возникнет))

Даже если результат расплющивания вас не радует,

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

знайте, что это поправимо.
Просто аккуратно вытягивайте те места, которые переплющились)
————————————-

После того, как заготовки для узоров будут готовы, можно
приниматься за основу.

Она делается из тёмного пластика.
Основа может быть и виде бусины,  и выпуклой, и плоской.
В последних двух случаях важно, чтобы толщина была везде равномерной.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Толще 2-х мм делать не целесообразно,
потому что потом с ободками придётся туго)

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Ободок, прилегающий непосредственно к основе,
должен быть выше её не менее, чем на миллиметр.
Лучше чуть больше. Потому что внутренний узор
не должен возвышаться над ободком (если это не многослойная
филигрань). А иногда узор располагается и чуть ниже ободка.

Сам ободок может быть одинарным, а может содержать несколько
витков из разных верёвочек.
В данном случае я использовала плоский профиль и плоскую верёвочку.

Но, прежде чем приделать ободок к основе (а это первое, что вы должны сделать),
необходимо основу слегка обжечь. Буквально 1-2 минуты.

Вообще я могла бы написать целую хвалебную оду поэтапному обжигу,
потому что именно он позволяет творить с материалом настоящие чудеса))

И главный секрет пластиковой филиграни, вернее, её аккуратного исполнения,
состоит именно в поэтапном обжиге.

Пока основа запекается, вы готовите “припой”)))

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Для этого смешивается гель с мет. пудрой.

Эта смесь необходима для заливания швов.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Сами же детали крепятся к основе на обычный прозрачный гель.
Его нужно нанести тонким слоем на бортик основы, следя за тем,
чтобы ободок не перекосился, т.е. был перпендикулярным поверхности.

Далее снова следует краткий обжиг.
Затем вы можете пристроить к ободку дополнительные
верёвочки, если это нужно.
Они могут быть такими же по высоте или ниже,
гладкими или витыми.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Обратите внимание – швов не должно быть видно.

Далее следует опрерация по выкладыванию внутреннего
контура. Это что-то навроде рамок, в которых вы будете
потом создавать узор. Чаще всего контуры бывают гладкими.
Это создаёт красивый контраст с внутренней витой проволокой.

Хорошо бы иметь под рукой предварительный эскиз того, что вы
делаете))) С филигранью без этого сложно.
Можно даже заранее на бумаге выложить все узоры, а потом
уже переносить их на пластиковую основу (по крайней мере,
в ювелирной технике именно так и принято))).

Если вы не уверены в глазомере и боитесь промахнуться – можете
на основе карандашом нанести линии, по которым потом нужно
пройтись гелем (кончик зубочистки – замечательный инструмент
для нанесения)))).

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Далее выкладывается контур.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Можно не основу мазать гелем, а саму деталь. Правда, это требует
большей осторожности. 
Перенос мелких деталей на основу делается так: 
кончик зубочистки макнуть в гель и прилепить к ней деталь)))
Просто пальцами уложить деталь иногда бывает трудновато))

После того, как контур выложен – снова краткий обжиг.
Повторюсь – 1-2 минуты, больше не нужно.

Далее начинается самая кропотливая работа – выкладывание узора.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

При этом гель нужно наносить не только на основу под элементы,
но и там, где детали соприкасаются с контуром.
Если вы работаете без эскиза, то старайтесь делать симметричные
детали одновременно. Так же одновременно помещайте их и на основу.

Подгонка деталей внутри контура осуществляется с помощью всё той же
зубочистки, но сухой, без геля, а так же с помощью иглы, если вы хотите
продвинуть кончик элемента между другими элементами.

Когда кладёте деталь на основу, ни в коем случае НЕ придавливайте её пальцем!
——————————
Немного об узоре:
как вы поняли, он составляется из мелких по-разному гнутых верёвочек.

Элементы бывают такие:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Это классика.
Есть и еще масса других, более навороченных,
это уже для тех, кто войдёт во вкус)))
Они все еще и называются по-своему,
но этим я морочить вас не стану))))
—————————
Если вы захотите использовать какую-то вставку,
то она должна быть заранее обожжена.
Узор непосредственно вокруг вставки выполняется после того,
как вставка прикрепляется к основе. 

Вставку нужно поместить в ободок (на гель).
Затем уже с помощью геля прикрепить к основе.
Помним про швы.
Далее снова короткий обжиг.

Если захочется сымитировать ювелирную накатку по ободку,
то сверху на ободок нужно положить тонкую круглую верёвочку (на гель),
как показано ниже на фото справа,

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

затем иглой сделать насечки.
Я использовала тёмный пластик, но можно сразу взять обвалянный в пудре.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Если вы делали это из тёмного, то нужно пройтись кисточкой с мет. пудрой по ободку.

Далее выкладываете оставшийся узор.

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

После чего нужно выполнить самую мелкую работу – сделать зернь))

Для этого вы берёте верёвочку (потолще и потоньше),
обвалянную в пудре, нарезаете лезвием заготовки разных
размеров, а затем скатываете в шарики.
Это не сложно, но долго)

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Чтобы шарики хорошо блестели, пальцы следует немножко макнуть в пудру)

А дальше вы размещаете шарики на вашем изделии.
На гель, смешанный с пудрой.

Как правило, шарики помещаются на стыках или там, где кончики элементов
легли не очень эстетично)))) и вообще там, где глазу приятно))

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

После этого изделие идёт в финальный обжиг.
Минут на 20.

Все отверстия – если они есть в изделии, нужно планировать в эскизе
и окружать их элементами в виде колечка.
Просверлить можно и после обжига, а можно в самом начале, до
запекания основы.
———————————
Пластиковая “металлическая” филигрань лаком не покрывается.
Это сразу погубит весь металлический эффект.
А вот вставки, если нужно, очень даже можно и лачком))))
Для перфекционистов)))): несколько раз пройдитесь по готовой филиграни
кусочком тонкой замши. Это придаст дополнительный блеск.

Итог:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих 

———————————
Маленький бонус для осиливших до конца)))))))):

если вам нужно много одинаковых элементов в виде колечка,
есть приём, заимствованный из ювелирной же практики)

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих

Накручиваете верёвочку на что-то круглое, подходящее по диаметру, даёте пластику
“остыть”, а затем разрезаете лезвием вдоль получившуюся пружинку.
И получаете кучу одинаковых заготовок для колечек:

Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника джутовая филигрань для начинающих
—————————————————
И напоследок:
помимо сухой пудры можно использовать и смесь
с металлическим порошком на восковой основе.
В таком случае этой пастой натирается всё после
обжига, затем в печку на пару минут.
Но это меньше похоже на металл, чем с сухой пудрой.

Кстати, в металлической пудре можно обваливать какие угодно
детали) Акрил ни в какое сравнение по эффекту не идёт с пудрой.
Пудра даёт абсолютно ровную поверхность.

Если вы по обожженной основе тонко размажете гель, смешанный
с большим количеством пудры, то после запекания это будет
выглядеть как матовый металл.

§

Для всех, кто думает, что это очень сложно:
трудоёмко – да, время отнимает – да.
Но не сложно!
Полагаю, многие просто не подозревают обо всех возможностях пластика,
это их и останавливает)

Сперва немного о самом стиле.

“Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни – скань – отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать»  – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».”

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань). 
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино – это вообще отдельная песня) 
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии “филигрань” нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

К примеру, вот одна из недавних моих работ, выполненная в этой технике. 
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/00099g6q
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009as7x
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009bgpk
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009ccw9

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению “металлической” филиграни.

§

Для всех, кто думает, что это очень сложно:
трудоёмко – да, время отнимает – да.
Но не сложно!
Полагаю, многие просто не подозревают обо всех возможностях пластика,
это их и останавливает)

Сперва немного о самом стиле.

“Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни – скань – отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать»  – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».”

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань). 
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино – это вообще отдельная песня) 
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии “филигрань” нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

К примеру, вот одна из недавних моих работ, выполненная в этой технике. 
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/00099g6q
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009as7x
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009bgpk
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009ccw9

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению “металлической” филиграни.

§

Для всех, кто думает, что это очень сложно:
трудоёмко – да, время отнимает – да.
Но не сложно!
Полагаю, многие просто не подозревают обо всех возможностях пластика,
это их и останавливает)

Сперва немного о самом стиле.

“Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни – скань – отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать»  – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».”

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань). 
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино – это вообще отдельная песня) 
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии “филигрань” нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

К примеру, вот одна из недавних моих работ, выполненная в этой технике. 
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/00099g6q
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009as7x
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009bgpk
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009ccw9

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению “металлической” филиграни.

§

Для всех, кто думает, что это очень сложно:
трудоёмко – да, время отнимает – да.
Но не сложно!
Полагаю, многие просто не подозревают обо всех возможностях пластика,
это их и останавливает)

Сперва немного о самом стиле.

“Слово филигрань происходит от латинских filum – нить и granum – зерно. Лаконичное и простое, оно указывает на составляющие элементы техники. Русское же название филиграни – скань – отражает технический прием, процесс. Скань – от древнерусского «скать»  – «ссучивать», «свивать» нити.

Техника филиграни основывается на формировании декора посредством гладких, рубчатых или витых проволочек из металла (меди, серебра, золота). Используется как круглая в сечении, так и уплощенная проволока. Сочетание различных в сечении проволок, орнамент, созданный при помощи повторяющихся или чередующихся элементов, задает ритмический рисунок. Зернь служит для акцентирования, дополнительного средства обозначения «ритма».”

Орнаменты в русской и восточной традициях имеют общие византийские корни.
Но русская филигрань отличается многослойностью, плотностью, тонкостью и частым использованием филигранного декора без металлической основы (сквозная филигрань). 
В восточном же ювелирном искусстве филигрань в основном служит декором на массивных металлических поверхностях. Она чаще однослойная, рисунок менее сложный и разреженный. Так же очень популярны крупные бусины с филигранью.

Индийская филигрань, как и индийское кино – это вообще отдельная песня) 
Перегруженная узором, особо ценится золотая)))
—————————-
Наиболее эффектно смотрятся чернёные (патинированные) филигранные изделия, т.к. на тёмном фоне кружевной узор заметнее.

В переносном значении иногда филигранью называют просто какую-то очень тонкую или мелкую работу.
—————————-
Однако ж, в самом названии “филигрань” нет никакого обозначения, из какого материала, собственнно, эти нити и зёрна должны быть сделаны))))))
Поэтому никто не запретит нам делать это из пластика и с полным правом называть филигранью)))

К примеру, вот одна из недавних моих работ, выполненная в этой технике. 
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/00099g6q
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009as7x
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009bgpk
http://pics.livejournal.com/marusic/pic/0009ccw9

Вообще никто не обязывает имитировать металл))), ажурность и сама по себе хороша,
но блеск всё же придаёт дополнительный эффект объёма, поэтому мастер-класс будет
по изготовлению “металлической” филиграни.

Простой и доступный мастер—класс

Для новичков идеально подойдет салфетка в виде большого цветка: в ней мало узоров, но помимо отработки базовых элементов здесь практикуется и процесс соединения нескольких деталей, что также имеет место быть в джутовой филиграни. В основном крупные картины создаются через совмещение.

Для работы потребуется шпагат, любой прозрачный клей, лист бумаги с трафаретом, загнанный в прозрачный файл, ножницы.

  • Вся салфетка состоит из 2-х деталей: это центральный плотный круг и соединяющиеся под ним лепестки. На листе бумаги каждая из деталей выводится отдельно.
  • Чтобы сделать круг, трафарет на его месте полностью покрывается клеем. За то время, что он будет схватываться, необходимо начать скручивать из шпагата плотную «улитку». Если Вы беспокоитесь за ее сохранность, можете обмакнуть конец шпагата в клей и прижать пальцем к ближайшему обороту нити.
  • Когда будет сделано 3-4 оборота, «улитку» необходимо уложить в центр нарисованного круга, придавливая пальцем к липкой поверхности, и продолжить закручивать шпагат, теперь сразу укладывая его на поверхность. Как только круг достигнет нужных размеров, шпагат обрезается, край прячется под полученную «улитку» или прижимается к ее боку, дополнительно фиксируясь клеем.
  • Теперь необходимо приступить к работе с более изящными деталями — лепестками. Клей здесь будет наноситься только по контуру, пока производятся манипуляции с ним. Профессионалы рекомендуют обрабатывать каждый лепесток по отдельности, поскольку темпы работы обычно ниже скорости застывания клея.
  • Шпагат укладывается от центра и направляется к внешним краям, образовывая аккуратную петлю. Через каждые 1-2 см. следует прижимать его пальцем, дополнительно утапливая в клее.
  • Чтобы изделие имело одинаковую плотность на всех участках, для каждой линии отрезается отдельный кусок нити. На глаз нужную длину определить сложно, поэтому Вы можете перед обработкой детали клеем приложить нить к рисунку, повторяя нужный изгиб, и уже после такой «примерки» отрезать ее.
  • Чтобы изделие стало плотнее, линию следует продублировать по внутреннему контуру, укладывая чуть меньший отрез шпагата вплотную к ней: получается двойной контур. В случае с цветком лепестки удобнее всего выкладывать в форме восьмерки. При этом важно следить, чтобы к центру оставалась лишь 1 нить, иначе получится слишком толстая середина: с этой целью верхний контур срезается чуть раньше, а внутренний полностью обрисовывает лепесток.
  • Абсолютно по той же схеме начинают заполняться внутренние мелкие линии лепестка, также повторяющие формой каплю. Здесь тоже рекомендовано контур дублировать.
  • Когда основные контуры цветка будут выложены, можно приступать к заполнению свободных участков: если их оставить пустыми, снять изделие с трафарета будет сложно — оно окажется мягким и не удержит заданную форму. Для заполнения можно воспользоваться тем же базовым элементом «улитка»: нанести клей на трафарет по кругу, с полным заполнением его площади, скрутить в пальцах шпагат, уложить на липкий круг, придавить пальцами.
  • Как только свободные участки будут заполнены хотя бы частично, деталь нужно покрыть сверху клеем ПВА — он соединит нити друг с другом, и дать ему возможность высохнуть в течение 1,5-2 ч.
  • Когда шпагат станет твердым, изделие можно снять с трафарета-основы, соединить с заготовленным ранее кругом при помощи того же прозрачного клея, прижать прессом на несколько минут.

Джутовая филигрань — техника довольно простая в своем исполнении. По сути, она не требует даже специальных схем — все узоры можно подсмотреть как в простых рисунках (например, в детских раскрасках), так и в русском народном творчестве. А чтобы заполнить пространство между основными контурными линиями, подойдут все те же базовые элементы.

Adblock
detector