ГОСТ 892-89 Калька бумажная. Технические условия (с Изменением N 1) от 24 марта 1989 –

Вилка, компьютер и незабудка: что такое калька?

Виды бумаги – калька

В свободной продаже сегодня легко можно купить кальку отечественного и ипортного производства, которая бывает прозрачной, полупрозрачной, матовой и лощеной, а так же прошедшей различную декоративную обработку.

Плотность кальки варьируется в пределах от 40 до 110 гкв.м.

Для технических работ, как правило, применяется белая (бесцветная) калька, которую можно купить в виде папки с нарезанными листами кальки, размером А2, А3, А4, либо в виде рулона кальки.

Ширина кальки в рулонах – 420 мм, 640 мм, 795 мм, а длина варьируется от 10 до 40 метров.

Для черчения тушью используется лощеная прозрачная калька (каландрированная), гладкая и скользкая на ощупь.

Калька для чертежных работ карандашом всегда матовая, шершавая, и в продажу идет под названием “калька под карандаш”. При черчении карандашом по такой кальке, карандаш не проскальзывает и оставляет четкий, темный след, равной толщины.

Дизайнеры в своей работе используют как простую кальку, так и особенную дизайнерскую кальку – цветную, с тиснением и другой специальной обработкой.

Цветная калька выпускается  в рулонах и в нарезке.

В нашем магазине вы можете купить дизайнерскую .  Разно цветная калька идет как в наборах по 10 цветов формата А4, так и отдельными листами размером 50мм*70мм следующих цветов: розовый, малиновый, красный, изумрудный (зеленый), ярко-синий.

Для выкроек больше всего подходит рулонная калька шириной от 640мм и более, матовая или глянцевая.

При печати на принтере по кальке возникают трудности, как при подаче листов в печатную машину, так и при прохождении листов в процессе печати, из-за небольшой толщины листа и  проскальзывания.

Другой проблемой при печати на кальке при помощи цифровой печати является невозможность качественного переноса и закрепления тонера (красящего вещества), а так же деформации при нагреве.

Поэтому, при печати на лазерном принтере важно настроить максимально низкую температуру запекания, иначе кальку покоробит.

Кальку для печати надо выбирать максимально возможной плотности – от 90гкв.м.

Для закрепления рисунка в домашних условиях готовую печать на кальке обрабатывают ацетоном в распрыскивателе (без капель).

Как сделать кальку? Чем заменить кальку?

Чтобы из обыкновенной бумаги сделать кальку, её следует пропитать маслом или керосином.

Как пользоваться калькой?

 Прозрачная бумага калька была изобретена для копирования чертежей и схем. Бумагу кальку накладывают на чертеж и плотно закрепляют. Дале обводят рисунок или чертеж, используя рейсфедер с тушью, шариковую ручки или карандаш (фломастер может растечься по поверхности). Для большей прозрачности в конструкторских бюро кальку смачивали машинным маслом и насухо вытирали.

Другие варианты применения кальки.

Прописи с калькой, фотоальбомы с калькой, открытки с калькой, калька как упаковка подарков, роспись по кальке, конверты из кальки, калька для выкроек, тату с помощью кальки, поделки из кальки, квиллинг на кальке, калька в скрапбукинге.

Гост 892-89 калька бумажная. технические условия (с изменением n 1) от 24 марта 1989 –

ГОСТ 892-89

Группа К62

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КАЛЬКА БУМАЖНАЯ

МКС 85.060

ОКП 54 5433

Дата введения 1990-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.03.89 N 709

3. ВЗАМЕН ГОСТ 892-70

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в октябре 1990 г. (ИУС 12-90)

Настоящий стандарт распространяется на бумажную кальку, предназначенную для копирования чертежей тушью и методом электрофотографии с последующим копированием на светочувствительные диазотипные материалы, изготовляемую для нужд народного хозяйства и экспорта.

1.1. Бумажная калька должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Бумажная калька должна изготовляться в рулонах, бобинах и листах.

Размеры рулонной кальки должны быть:

длина полотна кальки в рулоне 40,0 и 100,0 м с предельным отклонением ±1%;

ширина рулона – 878 мм с предельным отклонением ±5 мм.

Размеры кальки в бобинах должны быть:

ширина бобины (310±5), (425±5), (625±5) мм;

диаметр бобины 190-200, 300-650 мм.

Размеры листовой кальки устанавливаются: 440х640, 320х440, 220х320 мм с предельными отклонениями ±5 мм.

1.2.2. По требованию потребителя кальку изготавливают других размеров.

Пример условного обозначения бумажной кальки массой кальки площадью 1 м 40 г размером листов 440х640 мм:

440х640 ГОСТ 892-89

то же, массой кальки площадью 1 м 40 г шириной бобины 310 мм:

310 ГОСТ 892-89.

1.3. Характеристики

1.3.1. Показатели качества кальки должны соответствовать значениям, указанным в таблице.

Наименование показателя

Значение

Метод испытания

1. Масса кальки площадью 1 м, г

40±2

По ГОСТ 13199

2. Разрывная длина в машинном направлении, м, не менее

6000

По ГОСТ 13525.1

3. Прозрачность, %, не менее

45

По ГОСТ 8874

4. Степень проклейки, мм, не менее

1,6

По ГОСТ 8049

5. Сортность:

число соринок на 1 м площадью от 0,10 до 0,50 мм включ., не более соринок площадью св. 0,50 мм

100

0

По ГОСТ 13525.4 и п.3.3 настоящего стандарта

6. Влажность, %

6

По ГОСТ 13525.19, разд.3

1.3.2. Калька должна изготовляться из беленой целлюлозы.

1.3.3. Кальку переводят во второй сорт при снижении показателя “Разрывная длина в машинном направлении” до 5700 м, при наличии соринок на 1 м площадью от 0,50 до 1,00 м включительно не более 5 шт. или при снижении показателя “Степень проклейки” до 1,4 мм.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3.4. В кальке не допускаются складки, морщины, залощенные пятна и полосы, разрывы кромки бумаги, дырчатость.

Малозаметные складки, морщины, пятна, которые не могут быть обнаружены в процессе изготовления кальки, допускаются, если показатель этих внутрирулонных дефектов, определенный по ГОСТ 13525.5, не превышает 1,0%.

1.3.5. Просвет кальки должен быть равномерным и соответствовать образцу, согласованному между изготовителем и потребителем.

1.3.6. Намотка рулонов и бобин кальки должна быть плотной и равномерной по всей ширине. Конец полотна бумаги не должен заклеиваться.

1.3.7. В рулоне кальки допускается один обрыв полотна.

Концы полотна бумаги в местах обрывов должны быть прочно склеены по всей ширине бобины или рулона, без склеивания смежных слоев. Расстояние от кромки до места склейки с каждой стороны не должно превышать 10 мм. Места склеек должны быть отмечены видимыми с торца бобины цветными сигналами.

1.3.8. Число склеек в бобине кальки должно быть не более:

одной – для диаметра 190-200 мм;

трех – для диаметра 300-650 мм.

1.3.9. Обрез кромок должен быть ровным и чистым.

По требованию потребителя кальку изготавливают без обреза кромок.

1.3.10. Тушь должна ложиться на кальку ровным слоем, линии не должны быть прерывающимися.

1.3.10.1. Линии, проведенные тушью по однократно и ровно подчищенному месту, не должны растекаться.

1.4. Маркировка

1.4.1. Маркировка – по ГОСТ 1641, транспортная маркировка – по ГОСТ 14192 со следующими дополнениями.

1.4.2. На каждый рулон или бобину наклеивают ярлык, содержащий следующие данные:

товарный знак и наименование предприятия-изготовителя;

наименование продукции;

ширина рулона или бобины;

масса кальки площадью 1 м;

предупредительная надпись “Не бросать”;

обозначение настоящего стандарта.

1.4.3. На каждую пачку рулонов наклеивают ярлык, содержащий данные согласно п.1.4.2 и дополнительно количество рулонов в пачке, а также дату выработки.

1.4.4. На каждую пачку листовой кальки наклеивают ярлык с указанием:

товарного знака и наименования предприятия-изготовителя;

наименования продукции;

размера и количества листов;

обозначения настоящего стандарта.

1.5. Упаковка

1.5.1. Упаковка в рулонах и бобинах – по ГОСТ 1641 со следующими дополнениями.

1.5.2. Рулоны и бобины кальки должны быть завернуты в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 с тщательной заделкой торцов. Бобины должны быть предварительно завернуты в парафинированную бумагу или другой водонепроницаемый материал.

1.5.3. Упакованные рулоны укладывают в пачки и завертывают в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м не менее 100-120 г. Пачку перевязывают шпагатом. Масса пачки должна быть не более 15 кг.

Изготовление

Калька обычно изготавливается из сульфатнойбелёнойцеллюлозы с добавлением в некоторые её виды древесной массы, тряпичной и хлопковой полумассы без наполнителя или с небольшим его содержанием и хорошо проклеивается.

Калька может также изготавливаться из уже готового пергамина. Приведём рецепт изготовления прозрачной бумаги из книги «1750 практических техно-химических рецептов» (5‑е изд., В. И. Губинский, стр. 22): «Гарвей, в Лондоне, обрабатывает бумагу олифою и, по удалению бензином излишка маслянистых частиц, промывает в хлорной ванне; затем, после высушивания, обрабатывает ещё раз перекисью водорода».

Высококачественная калька, применявшаяся для копирования чертежей тушью и для светокопирования, при изготовлении сильно увлажняется, каландрируется под высоким давлениемвалков и промасливается плёнкообразующими веществами. Именно высокой степенью спресованности относительно простой бумаги частично обеспечивается её прозрачность на просвет.

Основное свойство кальки — прозрачность. Существуют два способа его достижения:

Второй способ более эффективный, поскольку наряду с высокой прозрачностью позволяет добиться высокой прочности, но и более дорогой. Возможно также комбинирование двух способов. Именно по этому пути пошла часть современных отечественных производителей, что и позволило получить высококачественный продукт при сохранении приемлемой цены.

Как пользоваться?

Как и обычная фольга, пекарская бумага имеет две стороны. На противень бумагу выкладывают обязательно так, чтобы он располагался матовой стороной вниз. Силиконовый пергамент маслом смазывать нет необходимости. Относительно остальных типов бумаги для выпекания необходимо ознакомиться с информацией на упаковке. Как правило, там пишут, имеется ли пропитка либо нет. Если ее нет, то перед помещением в духовку следует смазать лист растительным жиром. Такая обработка будет также не лишней, если вы планируете запекать мясо либо рыбу.

Пекарский пергамент можно использовать в мультиварке. Этот современный гаджет имеется практически в каждом доме – хозяйки в них варят, жарят и запекают самые различные продукты. Чаще всего дно и стены мультиварки выкладывают пищевым пергаментом. Во-первых, это позволит легко и быстро очистить чашу, а во-вторых, блюдо получается более сочным и ароматным.

Хорошие сковороды с антипригарным тефлоновым покрытием обычно довольно дорогие, а жарить мясопродукты или рыбу на большом объеме масла совсем не полезно для организма, поэтому женщины нередко задаются вопросом о возможности использования пекарской бумаги для выпечки при приготовлении таких блюд. Этот метод одинаково эффективен как при обжаривании на сковородке, так и при запекании в духовке. В первом случае лучше дополнительно смазать поверхность растительным маслом, а во втором будет вполне достаточно уже имеющейся пропитки.

Не всегда отношения хозяек с пергаментом для запекания складываются идеально. Порой тесто, рыба, мясо и безе, несмотря на ожидания, все же прилипают к пергаментной бумаге. Причина этому может быть только в ее неверном использовании – либо вы взяли листы без пропитки, либо отложили его глянцевой стороной вниз. Но если все же казус произошел и пергамент уже прилип к тесту, то снять его можно будет только с остывшего изделия – отлепить бумагу с горячей выпечки невозможно.

Калька

Калька

КАЛЬКА, б. или м. прозрачный тонколистовой гибкий материал, выделываемый из волокнистого основания (бумага, ткани) соответственной пропиткой. Калька применяется главным образом в полиграфической промышленности при копировании чертежей и рисунков, для защиты изображений (подлинников и воспроизведений), например, в книгах, для украшений, транспарантов и т. п.; некоторые виды калек вследствие своей относительной газо- и влагонепроницаемости, а также известной стойкости против химических реагентов и жиров, применяются в качестве укупорочных и перевязочных средств.

Технические требования, предъявляемые к кальке, таковы: 1) она должна обладать достаточной прозрачностью, соответствующей техническому назначению данного сорта кальки; 2) д. б. бесцветной или слабо окрашенной, но с уклоном в голубизну, а не в желтизну (в противном случае затрудняется светокопирование и фотографирование); 3) не должна допускать капиллярного растекания и просачивания красок, туши и чернил; 4) должна обладать вполне гладкой и ровной поверхностью, без склеек, складок, мятых или рваных мест, проколов и заметных пор; 5) поверхность ее д. б. не маслянистой и хорошо принимать карандаш, акварельную краску, тушь, чернила, допуская при этом стирание резинкой, а также по возможности выскабливание и смывание; 6) калька должна обладать достаточной механической прочностью на разрыв, изгиб, загибание и достаточной гибкостью, допускающей накручивание на цилиндры малого диаметра;

7) калька не должна изменяться при длительном хранении (желтеть, делаться ломкой, утрачивать прозрачность); 8) калька должна иметь определенные геометрические размеры, без склеек; наконец, 9) от кальки временного действия требуется точное восстановление первоначальных свойств исходного волокнистого основания – цвета, механической прочности, вида поверхности. Производство кальки основано на заполнении воздухоносных пор между волокнами целлюлозного основания прозрачными веществами с показателем преломления не меньшим, чем у вещества самих волокон. Так как последнее само по себе (в массе) вполне прозрачно, то заполнение пор другим прозрачным наполнителем делает кальку в достаточной мере прозрачной. Вместе с тем это заполняющее вещество должно устранять капиллярность волокнистого основания, делать поверхность кальки гладкой, уничтожать гигроскопичность и предотвращать механические и гигроскопические изменения формы. Разнообразие видов кальки вытекает из возможности весьма различно подбирать состав пропитывающих веществ и способы пропитки, а также из выбора того или другого волокнистого основания. По роду волокнистого основания кальки делятся на бумажные и тканевые. По пропитывающему составу – на смоляные, олифные, желатиновые, керосиновые и т. д. При функциональной классификации можно делить кальки: а) на кальки временного действия, прозрачные лишь в течение некоторого срока и затем превращающиеся в исходное волокнистое основание (гл. обр. бумагу), и б) кальки постоянного действия, навсегда сохраняющие свою прозрачность.

Производство кальки требует, прежде всего, тщательного выбора волокнистого основания, так как последующей пропиткой нельзя исправить основных недостатков этого основания – недостаточной механической прочности, несоответственного цвета, неоднородности или грубости строения и т. д. Если волокнистое основание д. б. бумажное, то берется непроклеенная лучшая папиросная (шелковая) бумага белого цвета. Тканевое основание д. б. полотняного переплетения, все нити которого весьма тонки и однородны по толщине, без узлов и неровностей, белого цвета. Такая ткань д. б. достаточно плотна и вместе с тем тонка; наиболее пригодны для этой цели хлопковые ткани – тонкие сорта коленкора (хотя соответственная калька нередко называется «полотняной» или «восковым полотном»).

Процессы пропитки волокнистого основания кальки довольно разнообразны.

1) Для выделки бумажной кальки временной прозрачности за основание может браться бумага более толстая, чем папиросная. Для пропитки бумагу расстилают на вполне плоской доске (лучше всего на шлифованном стекле) и протирают под значительным давлением мягкой губкой, предварительно погруженной в керосин и затем выжатой; если бумага толста, то ее приходится, перевернув, протереть и с другой стороны. Такая калька восстанавливает свою непрозрачность через несколько недель; в случае надобности этот процесс м. б. задержан на целый год, если держать кальку в герметично закрытой коробке. Для раскраски скопированного рисунка акварельными красками из кальки предварительно удаляют керосин нагреванием на теплой плите.

2) Другой сорт бумажной кальки с временной прозрачностью получается покрытием основания с одной или с обеих сторон, смотря по толщине, смесью нефтяного осветительного масла (с температурой кипения 150—200°) и тяжелого бензина (с температурой кипения 120—150°), или же других нефтяных или буроугольных фракций с температурой кипения 100—170° или соответственно 160—195°.

3) Примером перехода к кальке постоянной прозрачности может служить бумажная калька с временной (но уничтожаемой по произволу) прозрачностью. Она изготовляется пропиткой бумаги раствором касторового масла в 1, 2 или 3 объемах абсолютного спирта, в зависимости от толщины бумаги; после испарения спирта бумага готова к употреблению и может быть сделана снова непрозрачной погружением в абсолютный спирт. Сохраняющаяся прозрачность бумажной или коленкоровой кальки достигается пропиткой волокнистого основания смолами, восками, олифой, каучуком. В качестве смолы применяется гл. обр. хорошо отбеленный шеллак или копал, растворенный в спирте; однако, слишком большая хрупкость этой смолы вызывает необходимость добавлять к ней другие смолы – сандарак, мастику, венецианский терпентин. Лак наводится на волокнистое основание различными способами: вручную – посредством широкой мягкой кисти, слегка обжимаемой о край сосуда, или пропусканием бумаги через ванну, пропусканием через вальцы, смачиваемые лаком, с последующим распределением лака по волокнистому основанию щетками, и т. д. После покрытия и пропитки калька должна быть просушена, в некоторых случаях – при умеренном нагревании. Отбелка шеллака для кальки производится при помощи животного угля, который предварительно обрабатывают соляной кислотой (1 ч. кислоты на 2 ч. воды) в течение многих дней, а затем весьма тщательно омывают водой и просушивают. Спиртовой раствор шеллака пропускается через уголь, находящийся в воронке с крышкой; носик воронки вставляется в пробку приемника, а этот последний сообщается посредством трубки, проходящей через указанную крышку, с широкой частью воронки. Ниже приводятся рецепты лаков для производства кальки, причем числа относятся к весовым частям соответственных веществ.

4) Коленкоровая калька: элеми 2—4, отбеленного шеллака 10, мастики 2, 96%-ного винного спирта 15; при желании получить более тонкий слой лак разбавляют винным спиртом; или:

5) отбеленного шеллака 20, мастики 3, венецианского терпентина 2—5, винного спирта 50, эфира 10.

6) Бумажная калька: отбеленного шеллака 15, мастики 5, 96%-ного винного спирта 100.

7) Восковая бумажная калька: отбеленного пчелиного воска 10, 96%-ного винного спирта 30, эфира 5; бутылку с этой смесью держат несколько дней в умеренно теплом месте и часто встряхивают.

8) Бумажная калька по Г. Э. Вагнеру: бумагу сначала пропитывают бензином, а затем специальной олифой, которая получается 8-часовой варкой: свинцовых стружек 1, окиси цинка 5, венецианского терпентина 0,5 с льняной олифой 20; после отстаивания в течение нескольких дней осветленную жидкость разбавляют копаловым лаком 5 и спиртовым или эфирным раствором сандарака 0,5—1.

9) Бумажная и коленкоровая калька: бумагу покрывают вареным льняным маслом и, после удаления избытка масла бензином, промывают хлорной водой, а затем обрабатывают перекисью водорода; ткань перед покрытием льняным маслом д. б. покрыта крахмалом; обработка заканчивается вальцеванием.

10) Муслиновая калька: на муслин наносят губкой смесь из скипидара 8, касторового масла 8, канадского бальзама 2, копайского бальзама 1, после чего ткань скатывают и по прошествии 36 часов с нее снимают избыток масляной смеси.

11) Бумажная калька: бумагу пропитывают раствором венецианского терпентина и канифоли в смеси скипидара и четыреххлористого углерода или пропитывают смесью касторового масла и скипидара.

12) Полотняная калька: аппретированное полотно пропитывают составами, применяемыми для пропитки бумажной кальки.

13) Водонепроницаемая пергаментная калька: пергаментную бумагу покрывают тонким слоем лака, разведенного бензином.

14) Бумажная калька: изготовляют сплавлением двух смесей – одну из 5 ч. парафина, 10 ч. канадского бальзама, 50 ч. скипидара, а другую – из 7 ч. парафина, 20 ч. канифоли и 20 ч. элеми; затем их сливают и добавляют 120 см3 скипидара. Полуденным раствором покрывают бумагу 1—2 раза.

15) Калька для окошек в конвертах: растворяют 37 ч. тонко измельченного даммара в 20 г скипидара; к отфильтрованному раствору добавляют 130 г макового масла.

16) Воздухо- и водонепроницаемая калька: бумагу пропитывают коллоидным спиртовым раствором набухшей желатины или агар-агара в спирте и отверждают желатину формальдегидом или квасцами; затем ее покрывают раствором расплавленной смолы, воска и масла, желательно – с добавкой сивушного масла. Такая бумага применяется для обертки сигарет.

17) Бумажная калька: бумагу покрывают смесью из 1 ч. вареного льняного масла и 7 ч. бензинового 20 %-ного раствора каучука.

18) Бумажная калька: на непроклеенную или шелковую бумагу наносят при помощи каменного валика вареное льняное масло, подвергают ее прессовке и с обеих сторон покрывают смесью из 2 ч. раствора копала или янтаря в льняной олифе (экипажный лак) и 1 ч. чистого терпентина; после просушки ее обмывают мыльной водой, затем холодной водой, прессуют и сатинируют.

При использовании кальки, особенно коленкоровой и больших размеров, возможны деформации ее от влаги и нагревания; поэтому кальку следует натягивать на доску и хорошо прикалывать или приклеивать по краям. Черчение производят на глянцевой стороне кальки; для лучшего приставания туши эту поверхность протирают порошком мела. Для той же цели иногда покрывают готовую бумажную кальку раствором гуммиарабика или декстрина, куда полезно добавлять несколько капель раствора хлористого кальция (30° Вѐ) с целью воспрепятствовать чрезмерному высыханию слоя. Для лучшего приставания, к плиточной туши добавляют при натирании мыло, бычью желчь, а также ихтиол. Раскраска чертежа на коленкоровой кальке делается с матовой стороны. Чтобы скрыть поправки, протирают исправленное место минеральным маслом. В тех случаях, когда желают затруднить возможность снятия светокопий с копии на кальке, оборотную сторону копии покрывают светонепроницаемой краской или краской, поглощающей актиничные лучи (например, желтой, красной), или, наконец, подклеивают бумагой. Использованные чертежи на коленкоровой кальке могут быть экстрагированием пропитывающих веществ вновь превращаемы в ткани, которые идут на хирургические перевязки и т. п.

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 9 – 1929 г.

Ка́лька

1.неисч. тонкая полупрозрачная бумага, часто используемая для создания на ней копий рисунков, чертежей и т. п. ◆ Делаю большую карту нашей обороны на кальке, раскрашиваю цветными карандашами и иду к дивизионному инженеру. Виктор Некрасов, «В окопах Сталинграда», 1946 г. (цитата из НКРЯ)

2.исч.чертёж, выполненный на кальке [1] ◆ В чёрные дни отступления, когда гитлеровцы обстреливали город, она собрала, вывезла, потом сберегла и наконец вернула на завод все кальки и чертежи. Л. И.

Брежнев, «Возрождение», 1980 г. (цитата из НКРЯ)◆ Это была калька размером в обыкновенный лист писчей канцелярской бумаги. Анатолий Рыбаков, «Бронзовая птица», 1955–1956 г. (цитата из НКРЯ)

3.перен. то же, что копия◆ Тем не менее перед нами — нечто большее, чем просто отечественная калька голливудского кино. Александр Архангельский, «„Бригада“ посткоммунистического труда.

Почему Безруков остался жив», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)◆ Новая программа Владимира Соловьева «Поединок» — калька сразу с нескольких программ, некогда выходивших в эфир. «Многостаночники.

4.лингв.исч.слово или выражение, полученное дословным покомпонентным переводом иноязычного слова или оборота ◆ Виено Петровна обратила внимание, что у тверских карелов устойчивых единиц в речи гораздо меньше, чем на севере Карелии.

При этом сильно влияние русского языка, много русских ка́лек. Л. И. Иванова, «В. П. Федотова — собиратель и исследователь карельской фразеологии», 2022 г. // «Труды Карельского научного центра РАН»◆ Длинная вежливая фраза — точная калька с английского — произвела впечатление на решительного следователя. Елизавета Козырева, «Дамская охота», 2001 г. (цитата из НКРЯ)◆ — Неприлично не выпить, когда хочется, — коротко как бы бросил я, автоматически начиная партию сурового мужчины, крутого (между прочим, как попала эта калька с английско-американского tough guy в наш полуворовской язык?) Александр Кабаков, «Последний герой», 1994–1995 г. (цитата из НКРЯ)

Коллекции

За последние несколько лет наших дизайнеров охватила мода на дизайнерские кальки,в связи с чем количество подобных коллекций на российском рынке стремительноувеличилось.

Группа Компаний «Регент» предлагает кальки всемирно известных производителейдизайнерских бумаг: коллекции Transparence и Colors Contact немецкой фабрикиGmund и собрание Curious Translucents французской компании Arjo Wiggins.

Изящная, ажурная коллекция Transparence от Gmund создает романтичное настроение.В собрание входят шесть видов белой кальки с разнообразными тиснениями: оригинальные«Техникс» и «Ветер», античное «Облако», романтичное «Цветы», классические верже«Миража» и «Линий».

Последние четыре кальки наиболее эластичны, так как прошлиспециальную поверхностную обработку. Эта воздушная, полупрозрачная калька передаетощущение легкости, дуновения ветра. Разумно использованная калька из коллекцииTransparence поможет придать неповторимый шарм изданию, недостижимый при использованииобычных бумаг.

Коллекция дополнена конвертами типа «евростандарт» и C5. Они вряд ли подойдутдля пересылки по обычной почте, но послание, доставленное в таком конверте курьером,не останется незамеченным.

Кальки Trans­parence подходят для традиционных способов печати и для послепечатнойобработки: офсета, шелкографии, горячего тиснения фольгой и конгрева. Для офсетнойпечати (в том числе полноцветного офсета) рекомендуется растр в 45-80 лин./см.

Одну из новейших разработок фирмы Gmund представляет торговая система «Регент-Арт».Это собрание Contact — первая окрашенная в массе цветная калька, созданная специальнопод определенную коллекцию непрозрачных бумаг. Цветовая палитра, которая леглав основу коллекции, была разработана совместно с цветовой системой дизайнерскихбумаг Gmund Colors.

Десять цветов этой коллекции идеально подходят для всейцветовой гаммы (51 цвет) коллекции Gmund Colors. Довольно необычно выглядяткальки темных цветов. Бессчетное количество комбинаций прозрачных и непрозрачныхбумаг позволяет находить новые неожиданные цветовые решения и создавать необычныеполиграфические работы.

В коллекции также представлены квадратные конверты и конверты формата «евростандарт»всей цветовой гаммы.

Калька плотностью 100 г/м2 пригодна для печати на лазерных и струйных принтерах,что позволяет в условиях офиса создать необычные презентационные работы. Этакалька пригодна как для высечки и перфорации, так и для всех известных переплетныхтехнологий.

Невероятно интересна коллекция калек Curious Translucents от Arjo Wiggins. Этосравнительно новое собрание различных видов дизайнерской кальки, поступившеев продажу весной 2002 года, быстро получило призвание многих дизайнеров. И этоне удивительно: в коллекции собраны поражающие своей оригинальностью цветныеи перламутровые кальки, а также классические прозрачные кальки с широким диапазономплотностей.

Коллекция разбита на две части — Colour и Clear. В первую вошли 16 калек интенсивныхцветов и уникальные перламутровые кальки. С их помощью можно реализовать самыесмелые дизайнерские фантазии. Очень интересны перламутровые кальки высоких плотностей(200 г/м2) и насыщенных оттенков: обладая невысокой степенью прозрачности, оничем-то напоминают обычные перламутровые бумаги, но из-за своей гладкой, «калечной»,текстуры смотрятся изумительно.

Коллекция Curious Translucents дополнена тремя видами конвертов: «евростандарт»,C5 и квадратным.

Кальки пригодны для всех основных методов печати и послепечатной обработки.Кальки с плотностью от 140 г/м2 и выше подходят для тиснения, а тиснить фольгойможно кальки плотностью свыше 72 г/м2. За сутки до начала печати лучше акклиматизироватькальку в фабричной упаковке.

Группа компаний «Дубль В» представляет на российском рынке две коллекциикальки немецкого производителя Zanders — Spectral и T 2000. Эти калькиподходят для изготовления любых элементов декоративного оформления полиграфическойпродукции: изданий, имиджевых брошюр, эксклюзивной упаковки и многого другого.

В коллекции Spectral представлены кальки 16 интенсивных и пастельных цветов,а также двух оттенков белого. Цветовая гамма Spectral никого не оставит равнодушными станет источником творческого вдохновения для талантливого дизайнера. Правда,диапазон плотностей калек этой коллекции невелик — 100 или 200 г/м2.

В коллекции T 2000 собраны чистоцеллюлозные классические белые полупрозрачныекальки с широким диапазоном плотностей. Они подходят для многокрасочной офсетнойпечати, а также для изготовления оригинал-макетов, для черчения и копирования.

Кроме того, в ассортименте группы компаний «Дубль В» имеется калька с золотымили серебряным напылением Calque бельгийского производства плотностью 112 г/м2,дополненная конвертами. Есть еще полупрозрачные бумаги Zed (Германия), внешненапоминающие кальку. Они представлены тремя оттенками белого и одним цвета слоновойкости. Плотность этих бумаг — 250 г/м2.

Фирма «Берег», эксклюзивный поставщик известной своими дизайнерскими бумагамишотландской фабрики Curtis Fine Papers, представляет на российском рынке двеколлекции кальки от этого производителя — Classic Translucent и Virtual Vision.В первое собрание входят полупрозрачные белые чистоцеллюлозные кальки.

Отбеливаниеих производится бесхлорным методом. Широкое применение эти кальки находят прииздании фотоальбомов, художественных альбомов, а также для изготовления оригинальнойполиграфической продукции. Кальки Classic Translucent прекрасно подходят дляофсета, высокой и трафаретной печати (как одноцветной, так и полноцветной).Возможны лакировка, фольгирование и фальцовка.

В коллекции Virtual Vision представлены тонированные в массе кальки с фактурнойповерхностью шести пастельных оттенков природного происхождения: «Кактус», «Пустыня»,«Песок», «Колокольчик», «Лаванда» и «Река». В дополнение предлагаются конверты,изготовленные из кальки этой же серии.

Кальки Virtual Vision рекомендуются дляреализации нестандартных дизайнерских решений и подходят для большинства способовпечати (офсета, шелкографии, термографии и лазерной печати) и послепечатнойобработки (лакирование, конгрев, фальцовка и пр.).

Еще три коллекции кальки, предлагаемые в России группой «Берег», — GSK (GoldenStar K), Marina и Pergamenata фирмы Fedrigoni Group. Полупрозрачные чистоцеллюлозныекальки, отбеленные бесхлорным способом, собраны в коллекции GSK. В коллекцииMarina и Pergamenata входят полупрозрачные чистоцеллюлозные белые и тонированныев массе бумаги и картоны с дымчатым рисунком и необычной текстурой, имитирующейстарый пергамент (шесть видов в коллекции Marina и два — в Pergamenta).

Кальки всех трех коллекций подходят для полноцветной и одноцветной запечаткиофсетом, высокой и трафаретной печатью. Они также адаптированы к печати текстаи изображений на плоттере. Закрепление краски на этом материале зависит от толщиныкрасочного слоя и занимает довольно длительное время — около суток.

КомпьюАрт10’2003

Производство: fedrigoni, италия

GSC (Golden Star Colour)

Чистоцеллюлозная цветная полупрозрачная бумага, тонированная в массе. Поставляется в листах формата 70×100 см плотностью 100 и 200 г/м2.

Большой выбор цветов:

  • Blue — темно­синий;
  • Yellow — ярко­желтый;
  • Red — красный;
  • Green — темно­зеленый;
  • Coffee — кофейный;
  • Cream — сливочный;
  • Fluo Green — флуоресцентно­зеленый.

А также металлизированные:

  • Gold — золотой;
  • Silver — серебряный.

GSK (Golden Star K)

Чистоцеллюлозная бумага высокой прозрачности — «калька». Поставляется в двух оттенках белого: Extra White и Premium White. Процесс отбеливания производится бесхлорным способом. Бумага полностью поддается биологическому распаду и переработке.

Поставляется как в листах полиграфического формата 70×100 см, так и в листах для цифровой печати от формата А4 для офисной техники до 32×46,4 см для HP Indigo. Диапазон плотностей — от 80 до 240 г/м2.

Pergamenata

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага, имитирующая матовый пергамент. Поставляется в листах формата SRA3 для цифровой печати и в листах полиграфического формата 70×100 см в диапазоне плотностей от 90 до 230 г/м2.

Поставляется в двух цветах:

  • Bianca — белый;
  • Naturale — бежевый.

Pergamenata Pearl

Чистоцеллюлозная полупрозрачная бумага с металлическим блеском. Имеет двустороннее перламутровое покрытие. Выпускается в листах формата 70×100 см.

Поставляется в трех цветовых исполнениях:

  • Ice — лед;
  • Silver — серебро;
  • Bronze — бронза.

Все представленные бумаги имеют сертификаты FSC и ISO 9706 (долговечная бумага или бумага длительного срока использования). Они разработаны с учетом спе­цифики печати офсетом, шелкотрафаретом и флексографией, отлично показали себя в послепечатной обработке. Материалы, поставляемые в цифровых форматах, имеют соответствующие сертификаты от HP Indigo и Xerox.

Калька производства концерна Fedrigoni отлично зарекомендовала себя в России. На протяжении последних 20 лет она радует российских полиграфистов качеством и высокой технологичностью материала, а дизайнеров и художников — оригинальным внешним видом и широким выбором возможных применений.

Способы работы с калькой

 Офсетная печать

Калька хорошо зарекомендовала себя в офсетной печати, но поверхность кальки не впитывают влагу, поэтому рекомендуется фолиевая краска. Сохнет калька плохо, поэтому чтобы избежать перетаскивания краски с одного листа на другой лучше своевременно разгружать приёмку. Нужно держать готовые оттиски небольшими стопами, потому что краска должна закрепиться.

   Печать на цифровых машинах

Отлично зарекомендовала по использованию калек и в форме печати. При печати на ЦПМ тонерах (Ксерокс, Кэнон, Коника Минолта и др.), Вы должны проверить систему на  одном листе. Иногда тонер не запекается на кальку правильно и отваливается. При печати необходимо учитывать температуру термоэлемента, так как вы можете потерять не только бумагу, но и печатающее устройство. Как правило, основные характеристики материала (низкое сопротивление) указаны в спецификации. Возможны и экзотические проблемы — некоторые марки тонированной бумаги кальки после нагревания меняют цвет.закладки и вложенные листы из кальки хорошо подходят для свадебных приглашений или открыток

Клеить кальку лучше синтетическим клеем, потому что водно-дисперсионный клей может вызвать волнистый эффект в месте склейки. Калька чувствительна к изменению климатических условий, значит во избежание скручивания бумаги до и после печати, материал должен быть защищен от сквозняков и перепадов температуры и влажности.

Общее свойство всех видах кальки — способность впитывать влагу из воздуха и повышенная чувствительность к изменению условий в печатном цехе, поэтому упаковка должна вскрываться только непосредственно перед печатью. В процессе печатания поддерживают стабильную влажность и температуру ( 20 °C и 50% влажности).

Иногда возникают трудности при пост-обработке: материал очень плотный и тяжело режется. Рекомендуемая высота стопы кальки при обработке сабельным или гильотинным резаком должна быть не более 5 см.Прежде чем заказать печать на кальке, не забудьте проконсультироваться с технологом типографии, в которой вы планируете выполнить заказ.

Посмотрите видео про применение кальки в качестве бумаги для перевода рисунка на дерево.

Технические характеристики

SubstanceПлотностьВлажностьШероховатостьПрозрачностьTensile
strength
(mD)
Surface Alkali pH
ISO 536ISO 287ISO 8791-2ISO 2469ISO 1974ISO 6588
г/м²кг/м³%мл/мин%мНpH
421,200÷1,2357100-30079 /-5220-4406-7
531,200÷1,2357100-30077 /-5220-4406-7
631,220÷1,2507100-30075 /-5220-4406-7
731,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
831,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
931,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
1001,220÷1,2507.5100-30075 /-5220-4406-7
1121,220÷1,2508100-30073 /-5220-4406-7
1301,220÷1,2508100-30069 /-5220-4406-7
1501,220÷1,2508100-30065 /-5220-4406-7
1601,220÷1,2508100-30061 /-5220-4406-7
1701,220÷1,2508100-30059 /-5220-4406-7
1901,220÷1,2508100-30055 /-5220-4406-7
2001,220÷1,2508100-30053 /-5220-4406-7
2401,220÷1,2508100-30047 /-5220-4406-7
2801,220÷1,2508100-30045 /-5220-4406-7

Увлечение для терпеливых

Производство журналов, блокнотов, дневников своими руками – скрапбукинг – захватил миллионы людей. И, конечно, широкое применение в нем нашли различные бумажные украшения. В этом стиле можно сделать прекрасную открытку ко Дню святого Валентина – в Интернете представлен большой выбор сердечек, купидонов и прочей любовной символики.

Не меньшей популярностью у ценителей hande made пользуются фотоальбомы. Они станут запоминающимся подарком для молодоженов или молодых родителей. Декорировать их можно по собственному желанию.

Например, для новобрачных можно выбрать кружевные абрисы лебедей, цифрами выложить дату бракосочетания. Вариаций на тему масса – от схематичных стилизаций до кельтских переплетений.

Если вы делаете фотоальбом для новорожденного, то на обложку можно поместить аиста, летящего со свертком. Девочке подойдут фигурки принцесс и принцев, карет, единорогов и других животных. Мальчику – машинки, самолетики, паровозы и рыцари.

Шикарны и созданные своими руками записные книжки. Это стильный и необычный аксессуар. Если вы любите винтаж, то страницы такого ежедневника можно искусственно состарить, пропитав их чаем или слабым кофейным раствором.

Изюминку внешнему виду придадут кружева, пуговицы и ажурные буквы. Уместно будет смотреться и строгий профиль, как на популярных некогда камеях.

Фантазируйте! Невероятно, какой неограниченный простор для самовыражения дает работа с таким простым на первый взгляд предметом, как бумага. С ее помощью самый заурядный предмет станет произведением искусства.

Пара легких движений – и вот на ладони балерина из сказки про оловянного солдатика, застывшая в танце. Или голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.

А если вы ломаете голову в попытках организовать семейный досуг, то привлеките домашних к работе. И пообщаетесь, и выходной с пользой проведете.

К слову, уже сейчас можно начинать запасаться атрибутами для грядущего Нового года 2022/2020. Ведь не только сани можно готовить летом. Грядет год Крысы – запасливого и непоседливого существа, потому смело приступайте к производству украшений.

Не сомневайтесь, в сети всегда найдутся варианты, которые удовлетворят даже самый изысканный вкус. Их ассортимент постоянно пополняется и обновляется, появляются новые красивые шаблоны, от самых простых изображений до вычурных узорчатых хитросплетений.

Не нужно тратиться на парчу и позолоту, сбивать ноги в поисках редких материалов. Творить просто. Достаточно лишь открыть компьютер, выбрать тему по душе, трафареты для вырезания из бумаги распечатать на принтере и начать колдовать!

Чем можно заменить бумагу?

Если вы постоянно готовите выпечку, то не исключены ситуации, когда пергамент заканчивается в самый неподходящий для этого момент. Альтернативой ей может стать чертежная калька, которую всегда можно приобрести в любом канцелярском магазине.

Раньше калька широко использовалась в кулинарном деле. Из всех разновидностей бумаги, используемой для выпечки, она считается самым тонким и бюджетным материалом, потому имеет немало минусов.

  • Кальку перед применением следует непременно смазывать маслом, причем с двух сторон. Если этого не делать, она попросту прилипнет к блюду во время приготовления.
  • Под воздействием повышенных температур и при длительном пребывании в духовке калька темнеет, становится очень ломкой и может даже рассыпаться на мелкие кусочки, которые потом будет невозможно отделить от теста.
  • Калька при контакте с влагой быстро размокает, поэтому нельзя использовать ее для приготовления блюд с сочной начинкой, по этой же причине ее можно брать только при работе с песочным или дрожжевым тестом.

Также альтернативой пекарской бумаге могут стать такие материалы.

  • Фольга – ее нужно класть на противень глянцевой стороной вверх, при этом верхнюю сторону надо обязательно смазать тонким слоем растительного масла (при выпекании мяса и рыбы в этом нет необходимости).
  • Тефлоновая бумага – применяется для обжаривания на сковороде и запекания в духовке. При использовании таких листов вы можете не бояться, что ваши продукты прилипнут в процессе приготовления.
  • Силиконизированная бумага или коврик – это идеальный материал для приготовления выпечки. Такой коврик гораздо плотнее, нежели бумага, потому продукты на нем не пригорают, а выпечка получается аппетитной и румяной.

Если у вас под рукой нет ничего из вышеперечисленного, то вы можете использовать самую обычную бумагу для ксерокса, но предварительно ее следует тщательно промаслить с обеих сторон.

Иногда у каждой хозяйки случаются ситуации, когда они все же вынуждены подавать на стол пироги и выпечку с прилипшими к ней кусочками пергамента. В связи с этим у многих возникает вопрос – что же будет, если полностью счистить его не получиться и домочадцы случайно проглотят небольшой кусок.

Спешим вас успокоить – пергамент для выпечки производится из целлюлозы и клетчатки. Проникая в желудок человека, она не переваривается и не усваивается, но никакой беды от съеденного куска для человека не будет.

В следующем видео вас ждут два лайфхака с бумагой для выпечки.