ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

5. Корректурные знаки и их необходимость

Корректурные знаки – это система графических знаков, служащих для указания места и характера исправления ошибок в тексте. Графические начертания этих знаков приведены в ГОСТ 16347-76 «Знаки корректурные», который введен в действие с 01.01.77 (в настоящее время он не отменен).

Корректурные знаки подразделяются на следующие группы:

  • знаки замены, выкидки и вставки
  • знаки перестановки печатных знаков
  • знаки изменения пробелов
  • знаки абзацного отступа, красной строки
  • знаки исправления технических дефектов набора

В процессе оформления документов на всех стадиях их подготовки возникает необходимость исправления ошибок, выделения отдельных элементов текста, включения в текст или удаления из него отдельных фраз, слов, букв. Для указания места и характера корректировки текста используется система графических знаков.

Ниже приведены начертание и назначение некоторых корректурных знаков, применяемых при правке черновиков документов или при их перепечатке.

Знак

Назначение

Применение в тексте

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image026.jpg

Сделать абзац. Знак ставят в том месте, где должен быть сделан абзац

В учреждениях существует три организации делопроизводства: централизованная, децентрализованная, смешанная

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image028.jpg

Печатать текст без абзаца (в подбор)

Загнутыми концами линии соединяют конец предыдущей и начало последующей строк. Это означает печатать текст -в подбор

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image030.jpg

Выключить строку посередине формата (в красную строку). Знак ставится в начале и в конце выключаемой строки

Заголовок, формулы пишут посередине формата. Например: Номенклатура дел

———

Написать слово вразрядку

Этим знаком подчеркивают слова, в которых надо сделать разрядку.

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image032.jpg

Убрать разрядку внутри слов

Этим знаком подчеркивают слова, в которых следует уничтожить разрядку

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image034.jpg

Поменять местами соседние буквы, слова или группы слов

Половиной знака букву охватывают одну или группу буке (слов), другой половиной знака – другую

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image036.jpg

Переставить слова

Над словами ставят скобки, с цифрами, показывающими, в порядке каком слова переставить следует

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image038.jpg

Переставить слова или группу слов из одной строки в другую

Подлежащий перестановке текст обводят кружком, от которого проводится к месту перестановки стрелка

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image040.jpg

Подвинуть текст

Линейка, в которую упирается стрелка, показывает, до какого предела сдвинуть текст

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image042.jpg

Сделать пробелы между словами

Этим знаком разделяют слова, ошибочно напечатаны слитно

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image044.jpg

Уничтожить пробел в слове или уменьшить между словами

Знаком пользуются для уничтожения пробелов между буквами или уменьшения пробелов между словами

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image046.jpg

Уничтожить лишнюю букву в слове

Этим знаком вычеркивают лишние буквы в середине слов

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image048.jpg

Исключить ошибочно написанное слово

Ошибочно напечатанные слова зачеркивают горизонтальной чертой с поперечными черточками и хвостиками на концах

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image050.jpg

Убрать лишний текст, знаком перечеркивают неправильно напечатанный текст

Лишний текст, напечатанный на двух и более строках перечеркивают и обводят замкнутой линией  

  . . . . .

Восстановить ошибочно зачеркнутое слово

При отмене исправления под зачеркнутым словом ставят точки

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image052.jpg

Вставить букву в слово, заменить букву

Этим знаком зачеркивают неправильно написанную букву и сверху пишут ту, которую надо

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image054.jpg

Вставить слово или несколько слов

Знак ставят в месте пропуска и над ним надписывают недостающее слово

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image056.jpg

Заменить несколько рядом стоящих букв или слов

Знаком перечеркивают неправильно написанные слова и сверху пишут правильные

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image058.jpg

Заменить строчную букву прописной и прописную строчной

В первом случае букву подчеркивают двумя черточками снизу, во втором случае две черточки ставят над буквой

http://ok-t.ru/studopediaru/baza8/491998602647.files/image060.jpg

Сделать вставку текста с подобным знаком

Рядом с данным знаком должно стоять указание, откуда берется вставка – страница или пометка «см. на обороте»

Форматы книжных и журнальных изданий должны соответствовать указанным в таблице 1 и 2.

Формат изданий условно обозначают размером листа бумаги для печати в сантиметрах и долей листа.

Форма издания в миллиметрах определяют: для издания в обложке – его размерами после обрезки с трех сторон, для издания под переплетную крышку – размерами обрезанного с трех сторон блока, при этом первая цифра обозначает ширину, а вторая – высоту издания.

Максимальные форматы являются предпочтительными для применения.

Таблица 1.

Размер листа бумаги, мм

Доля листа

Формат книжных изданий

Условное обозначение

Размеры, мм

максимальный

минимальный

600Мх900

1/8

60х90/8

220х290

205х275

840х1080М

1/16

84х108/16

205х260

192х255

700х1000М

1/16

70х100/16

170х240

158х230

700х900М

1/16

70х90/16

170х215

155х210

600х900М

1/16

60х90/16

145х215

132х205

600х840М

1/16

60х84/16

145х200

130х195

840Мх1080

1/32

84х108/32

130х200

123х192

700Мх1000

1/32

70х100/32

120х165

112х158

750Мх900

1/32

75х90/32

107х177

100х170

700Мх900

1/32

70х90/32

107х165

100х155

600Мх840

1/32

60х84/32

100х140

95х130

Таблица 2.

Размер листа бумаги, мм

Доля листа

Формат книжных изданий

Условное обозначение

Размеры, мм

максимальный

минимальный

700х1080

1/8

70х108/8

265х340

257х333

600х900

1/8

60х90/8

220х290

205х275

600х840

1/8

60х84/8

205х290

200х285

840х1080

1/16

84х108/16

205х260

192х255

700х1080

1/16

70х108/16

170х260

158х255

700х1000

1/16

70х100/16

170х240

158х230

600х900

1/16

60х90/16

145х215

132х205

840х1080

1/32

70*100/32

130х165

125х165

700х1080

1/32

70х180/32

130х165

125х165

Допускается уменьшение формата издания до минимального по высоте и (или) ширине при печатании издания на машинах устаревших конструкций, импортном оборудовании, а также с учетом технологических особенностей производства.

Использование бумаги с указанным в табл. 1 машинным направлением обязательно при печати на листовых печатных машинах (при этом допускается применение листов половинных и двойных форматов), вновь проектируемых и приобретаемых по импорту рулонных печатных машинах.

Гост 2.301-68 ескд. форматы

ГОСТ 2.301-68

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ЕДИНАЯ СИСТЕМА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ФОРМАТЫ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

Москва

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Единая система конструкторской документации

ФОРМАТЫ

Unified system for design documentation.
Formats

ГОСТ
2.301-68*

Взамен
ГОСТ 3450-60

Утвержден Комитетом стандартов, мер и
измерительных приборов при Совете Министров СССР в декабре 1967 г.

Срок введения установлен

с 01.01.71

1. Настоящий стандарт
устанавливает форматы листов чертежей и других документов выполненных в
электронной и (или) бумажной форме, предусмотренных стандартами на
конструкторскую документацию всех отраслей промышленности и строительства.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3).

2. Форматы
листов определяются размерами внешней рамки (выполненной тонкой линией)
оригиналов, подлинников, дубликатов, копий (черт. 1).

При выводе документа в электронной форме на бумажный
носитель с размерами сторон листа, совпадающими с указанными в табл. 1, внешнюю
рамку формата допускается не выполнять. Если размеры сторон листа больше
указанных в табл. 1, то внешняя рамка формата должна быть воспроизведена.

(Измененная редакция, Изм. № 3).

ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы

Черт.
1

3. Формат с
размерами сторон 1189 ´ 841 мм, площадь которого равна 1 м2, и
другие форматы, полученные путем последовательного деления его на две равные
части параллельно меньшей стороне соответствующего формата, принимаются за
основные.

4.
Обозначения и размеры сторон основных форматов должны соответствовать указанным
в табл. 1.

Таблица 1

Обозначение формата

Размеры сторон
формата, мм

А0

841 ´ 1189

А1

594 ´ 841

А2

420 ´ 594

А3

297 ´ 420

А4

210 ´ 297

При
необходимости допускается применять формат А5 с размерами сторон 148 ´
210 мм.

5.
Допускается применение дополнительных форматов, образуемых увеличением коротких
сторон основных форматов на величину, кратную их размерам.

Размеры
производных форматов, как правило, следует выбирать по табл. 2.

Обозначение
производного формата составляется из обозначения основного формата и его
кратности согласно табл. 2, например, А0 ´ 2, А4 ´
8 и т.д.

Таблица 2

мм

Кратность

Формат

А0

А1

А2

А3

А4

2

1189 ´ 1682

3

1189 ´ 2523

841 ´ 1783

594 ´ 1261

420 ´ 891

297 ´ 630

4

841 ´ 2378

594 ´ 1682

420 ´ 1189

297 ´ 841

5

594 ´ 2102

420 ´ 1486

297 ´ 1051

6

420 ´ 1783

297 ´ 1261

7

420 ´ 2080

291 ´ 1471

8

297 ´ 1682

9

297 ´ 1892

6.
Предельные отклонения сторон форматов – по табл. 3.

Таблица 3

мм

Размеры сторон форматов

Предельные
отклонения

до 150

± 1,5

св. 150 до 600

± 2,0

св. 600

± 3,0

4-6. (Измененная редакция, Изм. № 1).

7, 8. (Исключены, Изм. № 1).

9. Документы в электронной форме в своей реквизитной части
должны содержать обозначение формата листа бумажного носителя, при выводе на который
масштаб отображения будет соответствовать указанному.

(Введен дополнительно, Изм. № 3).

Гост 5773-90 «издания книжные и журнальные. форматы».

Размер Листа бумаги, мм

Доля

Листа

Формат книжных изданий

Условное

Обозначение

Размеры, мм

Максимальный минимальный

600м×900 1/8 60×90/8 220×290 205×275

840×1080м 1/16 84×108/16 205×260 192×255

700×1000м 1/16 70×100/16 170×240 158 ×230

700×900м 1/16 70×90/16 170×215 155 ×210

600×900м 1/16 60×90/16 145×215 132×205

600×840м 1/16 60×84/16 145×200 130×195

840м×1080 1/32 84×108/32 130×200 123×192

700м×1000 1/32 70×100/32 120×165 112×158

750м×900 1/32 75×90/32 107×177 100×170

700м×900 1/32 70×90/32 107×165 100×155

600м×840 1/32 60×84/32 100×140 95 ×130

Формат издания

На выбор формата издания оказывают влияние:

• тип издания;

• объем издания;

• категория читателя;

• условия пользования книгой;

• структура текста;

• массовость издания;

• иллюстративность издания;

• экономические соображения;

• производственные и материальные возможности издательства.

В России наиболее распространены средние по величине

Форматы книг, точнее, два из них: 60×90/16 и 84×108/32. Оба они удлиненные.

Формат 60×90/16 достаточно велик для хорошего размещения текста при объеме книги до 30–40 листов. Вместе с тем длина строки в этом формате составляет 6 1/4– 6 3/4 кв., что

Превышает оптимальную длину строки для шрифта кегля 10(около 5 кв.). В изданиях для медленного чтения такое превышение не имеет очень большого значения. Поэтому формат 60×90/16 подходит и широко применяется для научных, учебных, производственно-инструктивных изданий, если в них есть сложные формулы, таблицы и иллюстрации или если общий объем материала велик. В формате 60×90/16 выходит и часть изданий, предназначенных для беглого чтения, например некоторые издания художественной и массовой политической литературы; в отдельных случаях такое применение рассматриваемого формата может быть оправдано(в частности, при очень большом объеме литературного произведения и нецелесообразности деления его на два тома), но, как правило, признать его желательным нельзя.

Формат 84×108/32 тоже широко применяется для учебной, научной, производственно инструктивной литературы, но при менее сложном материале (при отсутствии громоздких формул, таблиц и иллюстраций) и при небольшом или среднем объеме. Нормальная для этого формата длина

Хтр — конспект лекций

Строки 5½— 6 кв. При шрифте кегля 10 близка к оптимальной. Особенно широко применяется формат 84×108/32 для изданий художественной и массовой политической литературы. Однако для книг беглого чтения, в особенности при объеме. Не больше среднего, желателен несколько меньший формат. Формат издания 60×84/16 имеет такую же ширину, как в формате 60×90/16 и такую же высоту, как в формате 84×108/32. Таким образом, в этом формате соединяются слабые стороны обоих упомянутых: длина строки слишком велика для изданий, рассчитанных на беглое чтение, а высота книжной полосы недостаточно велика для хорошего размещения многочисленных и сложных таблиц, формул, иллюстраций. В силу этого формат 60×84/16 применяется гораздо реже, чем остальные средние форматы, хотя для отдельных изданий и серий в самых различных видах литературы он в какой-то мере может оказаться подходящим. Из группы форматов меньше средних отметим два удлиненных: 70×90/32 и 75×90/32. При таких форматах книга вполне портативна — она умещается в кармане, при чтении ее без большого усилия можно долгое время держать в руке. Вместе с тем нормальная для этих форматов длина строки — приблизительно 4 1/2 кв. — оптимальна для шрифта не только кегля 10, но и кегля 9, хороша и для шрифта кегля 8. Поэтому при выпуске книг в этих форматах целесообразно пользоваться шрифтами кегля 10, 9 и 8, что дает большую экономию бумаги и соответственно уменьшает объем печатных и брошюровочных работ; кроме того, увеличение емкости сравнительно небольшой полосы набора дает возможность выпускать в этих форматах более крупные по объему литературные произведения. В силу всего сказанного оба формата очень хороши для книг, рассчитанных на беглое чтение, в особенности для художественной, массово-политической, отчасти научно-популярной литературы. Они подходят и для портативных производственно-инструктивных и справочных изданий.

Форматы 70×90/32 и 75×90/32 близки по размеру. Они равны по ширине, да и по высоте разница между ними составляет всего 12 мм. Однако это незначительное увеличение дает формату 75×90/32 несомненные преимущества. Емкость полосы набора, а, следовательно, и емкость печатного листа увеличивается, улучшаются экономические показатели (при одном и том же объеме литературного произведения уменьшается объем в печатных листах, а следовательно, и количество печатных и брошюровочных работ), появляется возможность выпускать в данном формате более крупные произведения, не опасаясь сделать книгу слишком объемистой.

К форматам меньше средних относится и 70×108/32. Это — широкий формат. По сравнению с двумя предыдущими он не так портативен; если при чтении держать книгу в руках, то широкие страницы прогибаются и часть текста плохо видна, строки длиннее и поэтому хуже читаются. Все же этот формат может подойти для стихотворных произведений с длинной строкой, для популярных изданий по искусству с широкими иллюстрациями и тому подобных.

Малые форматы — 60×90/32 и 60×84/32 — предназначены в основном для различного рода карманных справочных изданий — уставов, памяток, словарей, транспортных справочников, путеводителей и т. п., — а также для отдельных произведений художественной литературы в особом (или улучшенном) оформлении. При улучшенном оформлении карманные форматы, очень удобные для читателя. Но для массовых изданий в обычном оформлении пользоваться такими форматами надо с большой осторожностью. Издание малого формата очень легко может быть испорчено недостаточно хорошим полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати удобочитаемость мелкого шрифта (при малых форматах часто пользуются шрифтами кегля 8 и мельче) резко снижается, а при недостаточно аккуратной фальцовке издание приобретает не только неряшливый вид, но книга становится неудобной для пользования. Форматы больше средних, как видно из таблицы, весьма различны по пропорциям.

Хтр — конспект лекций

Широкие форматы — 70×90/16 и 75×90/16 — нужны, главным образом, для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изданий, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг). При обилии громоздких таблиц, формул и крупных иллюстраций, в особенности, если к тому же объем книги очень велик, более целесообразен слегка расширенный формат 70×100/16 или удлиненный формат 70×108/16, так как на более длинной книжной полосе легче разместить сложный материал.

Книги больших форматов громоздки, но и такие форматы необходимы. Во-первых, они нужны для изданий особенно большого объема, предназначенных для выборочного чтения: энциклопедий, словарей, объемных телефонных справочников и т. п. Текст в таких изданиях набирается в две и даже три колонки. Во-вторых, они нужны для изданий с крупными иллюстрациями, например для книг по изобразительному искусству, по начертательной геометрии и черчению, для детей дошкольного возраста, промышленных и торговых каталогов, для некоторых произведений художественной литературы в особом, улучшенном оформлении. Для такого рода изданий подходят, главным образом, широкие форматы — они позволяют хорошо расположить и текст (в две или три колонки), и иллюстрации самых различных размеров. Но и удлиненные форматы — 60×84/8 и 84×108/8 — могут найти применение для подобных изданий. В большом формате 84×108/16 издаются и произведения художественной литературы, выпускаемые в журнальном оформлении. Такой формат неудобен для читателя, вследствие частого сгибания книги быстро изнашиваются. На протяжении какого-то времени такой формат придется сохранить, так как он облегчает и удешевляет полиграфическое исполнение подобных изданий (резко уменьшается объем брошюровочных работ). Но при дальнейшем совершенствовании отечественной полиграфической промышленности станет возможным перевод этих изданий на более удобный для читателя формат. Уже было сказано выше, что для изданий в улучшенном оформлении гост допускает еще ряд форматов. По своим пропорциям почти все они либо близки к квадратным, либо являются сильно удлиненными. В этом отношении они сильно отличаются от основных форматов. Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1:1,6 до 1:1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Если же формат книги близок к квадратному, то на ее страницах можно почти одинаково хорошо — и притом горизонтально — расположить иллюстрации с любым соотношением сторон. Сильно удлиненные форматы резко отличаются от остальных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпускают, главным образом, книги, которые хотят подчеркнуто выделить из общей массы изданий. Для детских иллюстрированных изданий, изданий художественной литературы и по искусству, для разговорников, темников и других справочных и нормативных изданий с табличным (или двухколонным) расположением текста гост допускает также использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты, например, вместо 84×108/32 — 108×84/32. При альбомном варианте изменяется обычный порядок фальцовки отпечатанного листа.

Хтр — конспект лекций

Выделим следующие факторы, которые следует учитывать при выборе формата издания:

форма произведения и средства раскрытия содержания. Если текст прозаический, для книги удобен средний

Формат; если текст стихотворный, то, в зависимости от длины строк, — узкий или средний по ширине формат; если же текст насыщен громоздкими таблицами, очень длинными формулами или широкими и крупными иллюстрациями, не допускающими значительного сокращения их ширины, или же квадратными географическими картами, то лучше воспользоваться широким форматом.

назначение книги и условия ее чтения. Книги, предназначенные для последовательного и длительного чтения, следует выпускать в средних форматах; для книг, рассчитанных на быстрый просмотр и выборочное чтение, как, например, справочники и словари, рекомендуется брать малые форматы (если позволяет объем); учебники, научные и производственно-инструктивные издания, требующие замедленного чтения с остановками или изучения, целесообразно выпускать в укрупненных форматах.

• подготовка читателей и наличие у них навыков в чтении. Если книга предназначена для начинающего читателя, глаз которого медленно движется по строке текста, то ей лучше подойдет укрупненный формат с длинной строкой крупного шрифта. В книге, адресованной опытному читателю с хорошими навыками быстрого чтения, следует предпочесть средний формат, позволяющий применить короткую строку текста; однако возможны и другие варианты.

• условия использования и хранения книги. Если предполагается данное издание использовать в условиях производственной обстановки (на заводе, в поле, в лабораториях) или в пути (словари-разговорники), предпочтительны малые форматы. Наоборот, чтение книги в библиотеке, комнате или классе допускает средние и крупные форматы.

• удобочитаемость строки и формат издания. При выборе формата издания необходимо учитывать и длину строки. Длина строк в значительной мере определяет условия удобочитаемости текста. Выбор длины строки связан с опытностью читателя, вернее, с его навыками в чтении. Исследованиями ученых (проф. В. А. Артемова, проф.

А. А. Реформатского, н. А. Головина и др.) установлено, что при одинаковых условиях шрифтового оформления текста удобочитаемость его связана с длиною строки следующим образом: чем выше опытность читателей, тем большее значение для результатов чтения имеет длина строки. Как показали опыты, строки в 4 1/4 — 4 1/2 кв. читаются сравнительно со строкой в 6 кв. Примерно на 6% быстрее, а сравнительно со строкой в 7 кв — на 11% удлинение строки свыше 6 кв. Вызывает у опытных читателей дополнительные движения головой, для того чтобы превышающий гигиеническую норму отрезок строки оказывался в поле ясного зрения. Такое движение головой при быстром чтении доставляет читателю значительную дополнительную физическую нагрузку, ускоряющую утомление.

Для малоопытного читателя наиболее благоприятна удлиненная строка, так как взгляд его движется по строке не спеша и скорость мешала бы ему осмысливать прочитываемое. В то же время он не сразу приобретает навык горизонтального движения глаз, за чтением следит пальцем, и переход на следующую строку для него составляет относительную трудность. Поэтому редко сменяющиеся строки ему удобнее.

Длина строки должна быть соразмерена с кеглем шрифта, выбранного для читателя соответственно его навыкам в чтении. Было бы в одинаковой степени неудовлетворительно с точки зрения удобочитаемости формировать длинную строку мелкокегельным, а короткую крупнокегельным шрифтом.

Хтр — конспект лекций

Изменение кегля шрифта меняет число печатных знаков в строке и тем как бы увеличивает или уменьшает порцию чтения. Поэтому для соблюдения нормы чтения обязательна пропорциональность между размерами шрифта и длиной строки. Какие-либо твердые нормы этой зависимости трудно установить. Но практика подсказывает, что соразмерными можно считать такие соотношения между кеглем шрифта и длиною строки: увеличение междустрочного пробела также имеет значение для удобочитаемости строки.

Пробел между строками для малоопытного читателя должен увеличиваться, чтобы читатель мог вполне изолированно видеть читаемую строку и уверенно переходить на следующую. Особенно это важно при укрупненных шрифтах. Для опытного читателя увеличение пробела между строками также облегчает процесс чтения, но не имеет решающего значения. Длина строки зависит и от условий чтения. Например, в книгах для последовательного длительного чтения она должна быть в гигиенических нормах, для текстов, подлежащих изучению или чтению по частям (научно-техническая литература, учебники) строка может быть увеличенной, в книгах же для быстрого и выборочного чтения — короткой. Удобочитаемость текста иногда требует деления длинной строки на короткие с применением многоколонной верстки.

• иллюстрации и формат издания. Установить твердую зависимость формата издания от иллюстраций нельзя, но и игнорировать их влияние на выбор форматов невозможно. Большие по размерам полосные иллюстрации требуют, естественно, и больших площадей. Пропорции же иллюстраций

Кегль

Шрифта

7 8 9 10 10 н/ш 11, 12 14, 16

Строка в

Квадратах

2—3 2 1/2 — 4 3 1/2 —4 1/2 4—5 1/2 4 1/2 — 7 5 — 7 6 1/2 — 8 1/2

Формат издания

Подсказывают и форму страницы, и формат полосы набора. Если рисунки имеют пропорции сторон 3/4 , 4/5 , 7/9 и т. П., то аналогичные им форматы страниц будут 60×90/8, 84×108/16, 70×90/16, 70×108/32.

Узкие по ширине и вытянутые по вертикали иллюстрации, построенные с пропорциями сторон 2/3 , 3/5 , 5/8 подходят к форматам 70×108/16, 60×90/16, 84×108/32, 70×90/32.

Полосные иллюстрации в рамках более точно определяют как формат полосы набора, так и формат издания. Если оригиналы иллюстраций создают согласованно с выбором формата издания, размеры тех и других обычно подбирают так, чтобы сохранялись масштабные отношения между ними. Если же готовые иллюстрации подгоняются к установленному формату издания или полосе набора, то, конечно, найти гармонию между ними значительно труднее, особенно если оригиналы имеют произвольные форматы. Согласованность размеров имеет огромное значение для правильного восприятия читателем изображений, поэтому нередко формат издания приходится определять, исходя из масштабных соотношений иллюстраций, их количества и системы размещения в книге. Небольшие по текстовому объему инструктивные и справочные издания бывают насыщены очень большим числом иллюстраций, отказ от которых лишает смысла все издание. тут приходится отклоняться от формата издания, предназначенного для данного типа изданий, делать предварительное макетирование иллюстрационных элементов и текста, чтобы создать единое гармоничное целое.

Обилие в книге оборочных иллюстраций иногда заставляет менять формат книги. Хотя оборки легко поддаются распланировке на полосе набора, все же большое число их не-

Редко заставляет увеличивать формат книги, чтобы все поставить на свое место. К тому же для оборки существует также свой минимальный формат, допускаемый технологическими инструкциями.

Аналогичное и неизбежное увеличение формата мы наблюдаем при иллюстрировании книги рисунками на полях.

Хтр — конспект лекций

В этих случаях уменьшается полоса набора, увеличиваются поля под рисунки. Но не всегда это возможно при нормальном для книги формате, например в художественной литературе. Тогда, чтобы обеспечить возможность разместить рисунки на полях и возле своего текста, рационально брать большой формат страницы. Даже расположение отдельных иллюстраций с выходом на поля и под обрез (без полей) вызывает необходимость увеличения формата книги. Отсюда следует сделать вывод, что при заказе оригиналов иллюстраций художнику необходимо знать будущий формат издания, приблизительно определить допустимые размеры иллюстраций, а также знать, будут ли оригиналы иллюстраций воспроизведены в натуральную величину или подвергнутся уменьшению. В случае необходимости формат издания может быть подчинен условиям иллюстрационного ассортимента и методу его разверстки, при этом не следует забывать и об экономической целесообразности.

• объем книги и формат издания. При выборе формата издания необходимо учитывать и объем книги. Между форматом издания и объемом его в печатных листах должны существовать пропорциональные соотношения.

Удобство пользования книгами — тоже немаловажный фактор при выборе формата издания.

Текстовой объем выражается в издательских листах, физический печатный объем — в печатных листах. В большом по формату печатном листе помещается больше материала, чем в листе малого формата. Поэтому, выбирая формат издания, надо учитывать емкость печатного листа и получаемый от этого объем.

Средствами, определяющими емкость печатного листа, служат: формат полосы набора, плотность и кегль шрифта, приемы верстки книги.

Более того, если сравнить емкость полос набора одинакового формата при наборе их шрифтами разных кеглей, легко увидеть, что замена корпуса петитом не только увеличи-

Формат издания

вает емкость строки примерно на 20%, но и емкость полосы на 23%. И, следовательно, уменьшает количество печатных листов. Наоборот, переход от меньшего кегля к более крупному, уменьшая емкость полосы, увеличивает объем книги.

Введение шпонов также уменьшает емкость полосы и увеличивает объем издания.

Увеличение формата набора сокращает объем издания в среднем на 4% на каждую 1/4 кв. при наборе корпусом.

Учет этих условий шрифтового оформления позволяет регулировать объемы изданий и соответственно подбирать форматы книг.

• технологические требования к формату издания.

Замысел оформления печатного издания осуществляется при помощи полиграфической техники. Поэтому без знания технологических условий и возможных результатов полиграфического исполнения печатных изданий нельзя правильно установить формат будущей книги и формат полосы набора.

Только учитывая все особенности технологии полиграфии, можно точно знать размеры страниц и допустимость тех или иных композиций.

В этом смысле технология полиграфии может влиять на выбор формата издания.

Допустим, что книга будет выпущена в свет способом бесшвейного скрепления с обрезкой в корешке. Это значит, что корешковое поле надо увеличивать на размер этой обрезки. За счет чего же уменьшить ширину книги? Сохраняя правильные размеры полей, приходится формат набора уменьшать на 1/4 кв. Полоса набора от этого становится уже и как бы более вытянутой в высоту. Сами страницы после обрезки делаются тоже более узкими.

Нечто аналогичное мы наблюдаем и при шитье втачку.

Корешковое поле ушивается скобками, и раскладка в корешке, поэтому увеличивается на 1/2 кв. За счет уменьшения формата набора на 1/4 кв.

В обоих случаях полосы набора окажутся одинаковыми по ширине, но внешне книги будут разными, так как в первом

Хтр — конспект лекций

случае происходит действительное сужение формата, а во-втором — формат страниц сохраняется, а изменению подвергается именно композиционная плоскость полосы и страницы издания. Чтобы в обоих случаях иметь одинаковые форматы страниц, необходимо для книги с бесшвейным скреплением брать формат бумаги с увеличением по короткой стороне при прямой доле листа или по длинной стороне при обратной доле.

Размер этого увеличения формата бумаги зависит от доли листа, примененной в издании.

Уменьшение формата страниц происходит и при оформлении издания иллюстрациями в обрез. В этом случае ширина страниц уменьшается обрезкой дополнительно на 5 мм, а высота — на 10 мм.

Способ фальцовки может изменить формат издания, если под ним подразумевать не площадь страницы, а способ ее получения. Использование кассетных фальцевальных машин позволяет применять не только поперечно-перпендикулярную фальцовку, но и параллельную в сочетании с поперечной. А это позволяет изменять доли листа и размеры страниц, например, одинаковые по размерам страницы мы можем получить из формата 60×90 в 16-ю долю и из формата 70×90 в 18-ю долю. Площади страниц одинаковы, а форматы изданий и доли листа разные.

Многокрасочная печать вследствие необходимости помещать в печатной форме метки, обеспечивающие совмещение контуров красок, значительно уменьшает изобразительное поле и размеры страниц. Для получения многоцветных оттисков в установленном формате приходится изменять размеры бумаги. Все эти особенности печатных процессов необходимо учитывать при выборе и расчете форматов.

Использование нестандартных форматов ставит полиграфическое предприятие перед рядом сложных проблем. Чем больше тираж, тем больше сложностей. Поэтому применять их нужно только тогда, когда они совершенно необходимы.

Полоса набора — это оттиск со сторон набора печатной формы. Формат полосы набора каждого конкретного издания обуславливается многими причинами, и прежде всего форматом издания и размером полей. Формат полосы должен быть таким, чтобы полоса набора красиво лежала на странице, чтобы размеры полей и самой полосы способствовали наилучшему восприятию материала и удобному его размещению. Читатель, работая с книгой, будет держать в поле зрения не одну страницу, а разворот двух смежных страниц, поэтому размер полосы набора устанавливают, ориентируясь на разворот двух страниц. При классических соотношениях полей рекомендуется наименьшее поле корешковое, несколько больше верхнее, еще больше — боковое и самое большое — нижнее. Вся полоса оказывается несколько сдвинутой вверх и в корешок. Такое размещение полосы набора на странице объясняется двумя причинами. Во-первых, глаз человека видит середину вертикальной линии несколько выше геометрического центра. Поэтому, если полосу хотим видеть стоящей на равном расстоянии от верхнего и нижнего краев страницы, ее нужно сместить вверх. Во-вторых, разворот двух смежных страниц как бы соединяют два соседних корешковых поля в одно большое. Поэтому, чтобы разворот полос композиционно воспринимался как единое целое, полосы необходимо сдвинуть в корешок.

Книги не одинаковы по содержанию и назначению, поэтому при одних и тех же форматах издания размеры полей и полосы набора могут меняться. Отраслевой стандарт регламентирует минимальные размеры полей, а также минимальную и максимальную длину строки, для того чтобы дать возможность выбрать наилучший формат полосы и полей.

При выборе формата полосы и полей необходимо усвоить следующее:

§

Формат полосы

Хтр — конспект лекций

• длина строки должна быть кратной цицеро;

• высота полосы должна вмещать целое число строк основного текста;

• размеры полей не должны быть меньше размеров, установленных остом.

Формат полосы набора, полей можно определить, пользуясь:

• способом диагонали;

• способом золотого сечения;

• визуальным методом;

• расчетным способом.

Формат полосы задается в квадратах, в миллиметрах.

Шрифт — совокупность графически упорядоченных и различным образом материализуемых знаков (символов), являющихся средством представления текста в издании.

Алфавит — графическая форма определенной системы буквенного письма.

Классификация шрифтов в традиционном наборе используется в зависимости от области применения, от исторически сложившихся взглядов и в соответствии со стандартами Гост 3889 .1-71 и гост 3489 -38 -72.

В соответствии с гостом 3489 .1-71 все типографские шрифты в зависимости от графического построения разделены на группы, каждая из которых включает в себя ряд гарнитур, объединяющих шрифты характером рисунка.

Стандартом предусмотрено 6 основных групп шрифтов (см. Приложение 1).

Группа шрифтов объединяет все шрифты, которые имеют два одинаковых графических признака: контрастность (отношение толщины основного) и засечки (элементы, которыми могут заканчиваться основные штрихи).

Внутри каждой группы находится различное число гарнитур шрифтов, которые при наличии одних и тех же графических признаков отличаются друг от друга рисунком шрифта.

§

Классификация шрифтов

В связи с внедрением вычислительной техники в процессы обработки информации появились новые возможности шрифтового оформления продукции. Средствами электронных преобразований легко получить из обычного шрифта непосредственно в процессе набора целый ассортимент его разновидностей: контурные, оттененные, заполненные орнаментом, деформированные и др. Кроме того, появились специальные программы — шрифтовые редакторы для создания новых и редактирования существующих шрифтов.

Появились и новые принципы классификации шрифтов, созданных электронным способом и существующих в памяти устройств в дискретной форме.

Выбор шрифта зависит от вида литературы, категории читателя, формата полосы, способа печати.

Каждая гарнитура шрифта характеризуется своими художественными особенностями, удобочитаемостью, экономичностью, технологичностью.

Художественные особенности гарнитуры шрифта определяются соответствием ее рисунка виду и характеру оформления издания. Шрифт служит не только для переработки текста, но и для создания произведений полиграфического искусства.

Наиболее удобочитаемым принято считать кегль 10-11 п. светлого прямого начертания.

Чем меньше кегль, тем менее контрастные гарнитуры следует выбирать.

Издания художественной литературы должны быть набраны шрифтом, символы которого имеют классические пропорции и легко читаются в строке. Предпочтительнее использовать шрифты с засечками.

§

Хтр — конспект лекций

Для изданий большого формата гарнитура должна быть чуть шире чем для меньших форматов.

Специальная литература (техническая, справочная, учебная). Рисунок шрифта должен быть строгим, не отвлекающим от восприятия материала. Чаще используют гарнитуры с засечками, особенно для учебников, но может быть применена и рубленная.

Энциклопедическая литература. Здесь один из главных критериев — убористость. Иногда применяют узкое начертание, но в этом случае лучше использовать рубленную гарнитуру.

При выборе гарнитуры важно учитывать, на какой бумаге будет печататься издание. Нельзя использовать шрифты с тонкими засечками при печати на газетной бумаге (очко будет рванным).

Удобочитаемость определяется скоростью и простотой чтения как отдельных знаков, так и текста в целом.

Удобочитаемость зависит:

• от начертания;

• кегля в сочетании с форматом полосы, размером межсловных пробелов, интерлиньяжа, навыков читателя.

Удобочитаемость повышается за счет увеличения интерлиньяжа при кегле 6–8 п.

Основные правила оформления текстов:

Лучше всего читаются не самые простые, а самые определенные формы букв. Для этого надо:

• выбрать подходящий шрифт;

• подходящий способ печати;

• соотношения между буквами — выровнять апроши;

• соотношения между словами одной и той же строки;

• соотношения между кеглем, длиной строки и межстрочным интервалом

Чем длиннее строка, тем больше должен быть пробел между строками.

При слишком большом межсловном расстоянии взгляд не задерживается на строке.

Объем издания

При хорошо сбалансированной строке взгляд и внимание не отвлекают от содержания.

Наиболее удобочитаема строка при кегле 10 п. От 4 до 6,5 кв., а при кегле 8 п. От 3 до 4 кв.

В изданиях для взрослых читателей согласно ост 29.124–94 «издания книжные. Общие технические условия» в справочно-дополнительных текстах кегль не менее 7 пунктов, в

Словарно-энциклопедических не менее 6 пунктов. Причем при наборе текстов кеглем 7 п. с увеличеснием интерлиньяжа объем текста не должен превышать 1800 знаков технический редактор должен помнить, что объем желательно измерять целым количеством печатных листов. При формате в 1/32 долю можно допустить 1/2 печ. л.

При использовании ротационных рулонных машин объем издания должен измеряться целым количеством печатных листов.

Будущие специалисты должны знать, что трудоемкость обработки печатного листа и расход бумаги на издание зависят и от площади бумажного листа. Поэтому для учета и

Сопоставления объемов изданий, отпечатанных на бумажных листах разных форматов, принята единица — условный печатный лист, то есть бумажный лист форматом 60×90 см,

площадью 5400 см2.

Объем в усл. Печ. Л. Определяется умножением объема в печатных листах на коэффициент, который определяется путем деления площади данного формата на площадь формата 60×90. Изучая эту тему, нужно научиться делать подобный расчет для оригиналов различной сложности, уметь доводить полученный объем до удобочитаемого.

При ориентировочном подсчете объема текста сначала устанавливают среднее количество знаков в строке оригинала, затем среднее количество строк, приходящихся на одну страницу.

§

Хтр — конспект лекций

Затем среднее число знаков в строке умножают на среднее число строк и на число страниц оригинала, исключив страницы оригинала, занятые обложкой (переплетом), титулом, оборотом титула, содержанием, выходными сведениями и т. п.

Происходит это потому, что обложка (переплет) в объем издания не входит, так как печатаются отдельно, а другие страницы оригинала вычитаются, так как известно, что они занимают целые полосы, и пересчитывать знаки на них нет смысла.

Кроме единиц измерения объема печатного листа произведения, вы должны знать и такие единицы, как авторский лист, учетно-издательский лист, которыми измеряется труд авторов, редакторов, корректоров и других работников издательств.

Метод издания — это способ организации производственного процесса в издательстве и на полиграфическом предприятии по выпуску печатной продукции.

Корректурным методом называется такой, при котором присутствует обмен корректурными оттисками между издательством и полиграфическим предприятием.

Бескорректурным методом называется такой, при котором отсутствует обмен корректурными оттисками между издательством и полиграфическим предприятием.

Порядок работы технического редактора при корректурных методах издания.

Граночный метод:

• разметка текстового оригинала для набора;

• разметка изобразительных оригиналов;

• работа с гранками и пробными иллюстрационными оттисками (разметка гранок к верстке или изготовление выклейного макета для верстки);

• работа с версткой;

§

Методы изданий

• работа со сверкой и подписание издания в печать;

• работа с чистыми листами;

• работа с сигнальным экземпляром.

Безграночный метод:

• разметка текстового оригинала для набора и верстки

(разметка оригинала может быть изготовлением расчетного макета);

• разметка изобразительных оригиналов;

• работа с версткой;

• работа со сверкой и подписание издания в печать;

• работа с чистыми листами;

• работа с сигнальным экземпляром.

Нужно знать, что производственный цикл при безграночном методе короче по времени граночного метода на 20–25%.

Однако и ту и другую схему можно сократить за счет ликвидации операции «работа со сверкой», подписав издание

В печать при работе с версткой, к чему часто прибегают издательства при хорошей подготовке оригиналов в издательстве и технической редакции.

При изучении данной темы необходимо также ознакомиться с процессом автоматизированной подготовки издательских оригиналов (апио), в результате которой получается ром (репродуцированный оригинал-макет).

Ром готовится в издательстве, в типографии процессы набора и верстки отсутствуют. В типографию поступают сверстанные полосы на бумаге или пленке или монтажные

Листы (спусковые макеты) на бумаге или пленке.

Метод ром требует применения в издательстве компьютерной техники, позволяющей набирать оригинал типографскими шрифтами, всеми кеглями и начертаниями, с выключкой строк.

Метод ром сейчас является основным методом издания печатной продукции. Все изложение материала по предмету «художественно-техническое редактирование» основано на применении метода ром.

Хтр — конспект лекций

Типы обложек и переплетных крышек по гост 22 240 – 76. элементы, размещаемые на обложке, переплетной крышке, суперобложке согласно госту 7.4 – 87.

Тип 1 — обложка для крытья внакидку;

Тип 2 — обложка для обыкновенного крытья;

Тип 3 — обложка для крытья в роспуск ;

Тип 4 — составная обложка с окантованным корешком;

Тип 5 — переплетная крышка составная. Картонные сторонки и отстав соединены корешком из одного вида материала, а сторонки покрыты другим видом материала;

Тип 6 — переплетная крышка из одной детали. Состоит из одного материала;

Тип 7 — переплетная крышка цельнокрытая;

Тип 8 — переплетная крышка с накладными сторонками и накладным корешком. Картонные сторонки покрыты материалом с загибкой с четырех сторон. Корешок покрыт материалом с загибкой с двух сторон (сверху и снизу);

Тип 9 — переплетная крышка с накладными сторонками и окантованным корешком: картонные сторонки покрыты материалом с загибкой с четырех сторон. Корешком служит

материал окантовки.

Гост 7.84 – 2002 «издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления» устанавливает требования к оформлению обложек и переплетов.

• на левой стороне обложки, суперобложки или на передней

Сторонке переплета обязательно приводят: имя автора (авторов),

Заглавие издания. Количество авторов на первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета должно соответствовать количеству авторов, указанных на титульном листе издания и, как правило, не должно превышать трех;

• на первой странице обложки, суперобложки или на

Передней сторонке переплета официальных и нормативных изданий обязательно приводят:

§

Типы обложек и переплетных крышек

наименование официального учреждения, имя автора (авторов), заглавие издания;

• на первой странице обложки, суперобложки или на передней сторонке переплета многотомных изданий обязательно приводят: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома;

• на первой странице обложки, суперобложки или передней сторонки переплета периодических и продолжающихся изданий должны быть указаны: номер isbn (в правом верхнем углу), порядковый номер издания, год выпуска издания;

• издатель может приводить на первой странице обложки, суперобложки или на передней стороне переплета все выходные сведения, которые указаны на титульном листе издания;

• при отсутствии титульного листа на первой странице обложки приводят все необходимые выходные сведения.

• при толщине книжного блока свыше 9 мм на корешке обложки, переплета указывают: имя автора (авторов), заглавие издания, обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий), первые и последние слова или буквы (для многотомных справочных изданий и словарей);

• сведения на корешке печатают в установленной выше последовательности сверху вниз. Для изданий, толщина блока которых превышает 40 мм, возможно использование поперечного положения приводимых сведений;

• сведения, приводимые на корешке, разделяют полиграфическими средствами.

• на четвертой странице обложки, суперобложки или на задней сторонке переплета в их нижней части приводится штриховой код издания;

• дополнительно могут приводиться сведения об авторах,

О серии, об издателе и иная рекламная информация.

Хтр — конспект лекций

Обложка— простейшее внешнее покрытие печатного издания. Состоит обложка из двух сторонок, а в изданиях объемом больше 64 страниц имеет корешковую часть.

На сторонках обложки размещают— текстовые (согласно Гост 7.4 – 2002) и изобразительные (штриховые, полутоновые и комбинированные) элементы любой степени красочности, характеризующие издание и, в нужных случаях, придающие ему рекламный вид.

Размеры живописного поля сторонок обложки равны размеру блока книги после подрезки, а толщина корешка зависит от толщины блока. Элементы оформления обложки, выпускаемые под обрез, должны иметь запас на подрезку не менее 3 – 5 мм. При достаточной толщине блока на корешке обложки могут быть размещены текстовые или изобразительные элементы. Изображение различной красочности на обложку может быть нанесено любым способом печати. Обложки, как и суперобложки, лакируют или припрессовывают к ним прозрачные пленки. Репродукционные оригиналы на обложку

Готовят так же, как и на суперобложку. В некоторых случаях для изданий объемом больше 64 страниц, выпускаемых в бумажных обложках, изготовляют орнаментальный или текстовой оригинал корешка.

Определение формата:

• по высоте обложка равна высоте блока издания после

Обрезки;

• по ширине: ширина блока издания × 2 (для обложки типа 1);

• по ширине: ширина блока издания × 2 ширина корешка блока издания (для обложек типа 2 и 3).

Наборную обложку размечают по тем же правилам и теми же приемами, что и титул. Однако для обложки выбирают обычно шрифты более интенсивного начертания (полужирные и жирные) или более крупных кеглей. Желательно, чтобы композиционное решение обложки было увязано с оформлением титула.