Форматы фотографий: какие бывают и как выбрать правильный размер

Что запомнить

  1. Можно использовать любой макияж, который не искажает пропорции лица. Нельзя замазывать и подрисовывать веснушки и родинки.
  2. Можно надеть любую комфортную одежду, кроме верхней и форменной. Она не должна закрывать подбородок. Важно: слишком светлая ткань сольётся с фоном, мелкий узор может смазаться, одежда на бретелях создаст эффект голого тела.
  3. Подойдёт любая причёска, которая не закрывает лицо. Прятать уши за волосами можно.
  4. Головные уборы запрещены. Исключение сделают, только если вы не можете фотографироваться с непокрытой головой из-за религиозных убеждений.
  5. Можно надеть любые украшения, которые не закрывают лицо и подбородок.
  6. Во время позирования постарайтесь расслабить лицо, чтобы его выражение было естественным. Можно слегка приподнять уголки губ вверх, чтобы не выглядеть угрюмо. Не наклоняйте голову, чтобы не исказились пропорции.
  7. Выбирайте студию с комфортным освещением. Тогда в кадре вы не будете щуриться.
  8. Но делать фото в студии не обязательно. Можно обратиться к профессиональному фотографу или щёлкнуться дома.
  9. Регламент запрещает ретушь фотографии.

Коллаж на обложке и иллюстрации: Ольга Лисовская

*Деятельность Meta Plat­forms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Face­book и Insta­gram запрещена на территории РФ.

Что сделать с волосами? можно ли оставить распущенными?

Требования к фото на паспорт предписывают, что в фокусе обязательно должно быть лицо от кончика подбородка до линии волос и от носа до ушей. Чёлка не должна закрывать глаза и падать на скулы — в фотосалоне её могут попросить убрать назад. 

Фото на паспорт: требования. Какой должна быть причёска
Причёска не должна скрывать овал лица. Иллюстрация Ольги Лисовской

Стиль причёски никак не регулируется: волосы можно оставить распущенными, если пряди не перекрывают лицо. В некоторых фотосалонах сотрудники могут попросить убрать волосы за уши. Но вы не обязаны этого делать, так как нигде не прописано, чтобы сами уши обязательно были видны: главное, открыть скулы и овал лица.

Основные термины для понимания темы

Пиксели – маленькие квадратные точки, окрашенные в определенный свет, которые составляют единое целое – изображение.

Когда вы смотрите на фотографию, глаз не замечает конкретных точек растра, поскольку они очень маленькие и количество их может достигать десятков тысяч, они сливаются, образуя одну картинку. Только при увеличении вы сможете их разглядеть.

Существует особенность: чем число точек растра выше, тем больше деталей прорисовывается и фотоснимок качественнее.

Линейный размер – это данные о ширине и высоте напечатанного снимка, выраженные в миллиметрах. Их можно узнать при помощи обычной линейки. К примеру, линейная величина снимка с параметрами 10*15 см –102*152 мм.

Параметры в пикселях – это данные о ширине и высоте цифровой картинки.

Существует одна особенность. Цифровые фотокамеры делают снимки одних размеров: 640*480, 1600*1200, а на мониторе мы видим 800*600,1024*768,1280*1024. То есть существенное несовпадение.

Рассмотрим примеры. Если картинка имеет величину 450×300 точек растра, то снимок будет повернут под альбом, то есть располагаться горизонтально. От чего это зависит? Ширина снимка больше, чем высота.

Если взять величину картинки 300*450, то она будет располагаться в книжной ориентации, то есть вертикально. Отчего так? Ширина меньше, чем высота.

Разрешение – число, которое связывает между собой величины в миллиметрах и в пикселях, измеряемое в dpi (от англ. «dots per inch» – количество точек на дюйм).

Специалисты советуют ставить разрешение – 300 dpi, предназначенное для получения высококачественных фотоснимков. Минимальное разрешение – 150 dpi.

Чем выше показатель, тем качественнее фото.

Но, стоит заметить, что если вы делаете фотоснимок крупнее оригинала, то есть «растягиваете точки растра», то качество падает.

Разрешение может меняться в зависимости от различных моделей фотокамер. В чем же секрет? Производители фототехники указывают неточное число мегапикселей, к примеру, 12 МП. На самом деле может оказаться 12.3 или 12.5 МП. Но качество печати не ухудшится от этого факта.

Что такое минилабы?###

В современных фотолабораториях основная масса фотографий печатается на специальных машинах, которые называют минилабами. Это оборудование ориентировано на печать малых и средних форматов — как правило, от 10 х 15 до 30 х 90 см включительно. Особенность минилабов заключается в оптимизации процессов под массовую фотопечать типовых (не произвольных) форматов.

С помощью специальной лазерной или светодиодной головки изображение из графического RGB-файла экспонируется на фотобумагу со светочувствительной эмульсией, далее отпечаток попадает в классический «мокрый» процесс. Современные минилабы в совокупности с технологиями работы по локальной сети позволяют печатать 1000—1800 цифровых отпечатков 10 х 15 в час и более.

При печати с фотопленки негатив или слайд сканируется специальным встроенным сканером, далее работа с картинкой строится так же, как с обычным файлом. В небольших лабораториях, где остановка производства не слишком критична для бизнеса, обычно имеется одна машина. В средних же и крупных лабораториях редко установлено меньше 2-3 высокопроизводительных минилабов.

Оператор фотопечати делает цветокоррекцию.

За последние несколько лет рынок производителей минилабов сузился до двух гигантов — компаний Noritsu и Fuji. По неофициальным данным, в это время предпринимались попытки к объединению соответствующих подразделений в единую корпорацию, однако Антимонопольный комитет Японии этого не допустил.

В результате сегодня обе компании производят практически одинаковые минилабы, но под разными логотипами. Все остальные производители минилабов прекратили свою деятельность. С недавних пор на рынке стали появляться китайские производители, в частности Sophia.

Несмотря на то, что их минилабы фактически копируют Noritsu, качество этих машин оставляет желать лучшего, поэтому используются такие машины в основном в лабораториях без каких-либо значимых требований к качеству печати. Судя по всему, доля подобных машин в мире пока несущественна.

Кроме минилабов существуют печатные машины для больших форматов. Лидером «большого формата» в наше время является итальянский производитель Durst. В целом технологии печати на этих машинах такие же, как на минилабах. Основные различия заключаются в возможных форматах печати, разрешении и цветовом охвате, который, как правило, несколько выше для больших машин.

11 вопросов о печати цифровых фотографий (часть первая)

Конверты с напечатанными фотографиям.

Цифровая фотография позволяет просматривать результаты съемки прямо на компьютере, поэтому сегодня мы печатаем значительно реже, нежели в пленочные времена. Однако именно благодаря «эксклюзивности» задачи растут и требования к качеству твердых копий: потратив время на отбор и обработку лучших снимков, мы ожидаем увидеть на бумаге не менее качественный результат.

  • Какие существуют способы печати фотографий?
  • Что такое минилабы?
  • В каком максимальном размере можно напечатать файл?
  • В чем разница между 10 х 15 и 11 х 15?
  • Кадр в обрез или целиком — как задать режим печати?
  • Как управлять резкостью на отпечатке?
  • Какую бумагу выбрать — матовую или глянцевую?
  • Как сделать так, чтобы отпечаток соответствовал картинке на мониторе?
  • Что такое цветокоррекция при печати и зачем она нужна?
  • Как узнать параметры цветокоррекции, которую внес оператор при печати?
  • Можно ли напечатать настоящее ч/б?

35-миллиметровый формат – 6:4 или так называемый 3:2

Это соотношение действует по умолчанию для 35-мм пленки, и, следовательно, для полнокадровых датчиков и формата APS-C, используемых в большинстве камер Nikon и Canon. В данном случае ширина изображения значительно превосходит высоту, что опять-таки способствует чтению изображения слева направо, то есть хорошо могут работать диагональные ведущие линии.

Ограничением этого соотношения является то, что высота намного короче ширины. Поэтому захват мелких деталей переднего плана с помощью широкоугольного объектива становится все сложнее из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать.

 image3Здесь использовано соотношение сторон 6:4, так как нет близлежащей детали для захвата в переднем плане, и сцена выигрывает от широкого плана.

А фотографироваться в очках и линзах можно?

Если вы носите очки постоянно, регламент указывает сниматься в них, ведь это часть вашего повседневного внешнего вида. Важно, чтобы было видно глаза: их не должны скрывать блики, тонированное стекло или толстая оправа. Очки для чтения и работы за компьютером брать не нужно.

Фото на паспорт: требования. Можно ли надевать очки
Если вы постоянно носите очки, фотографируйтесь в них. Но на фото стекло не должно бликовать. Иллюстрация Ольги Лисовской

Линзы можно надеть, если они не меняют естественный цвет глаз.

В каком максимальном размере можно напечатать файл?###

Перед тем как отправить фотографии на печать, многие фотографы начинают искать в Интернете таблицы соответствия мегапикселей матрицы и возможных размеров печати. Такие таблицы действительно существуют, но важно понимать, что они условны. Дело в том, что восприятие изображения напрямую зависит от условий просмотра и, в частности, от расстояния, с которого мы будем смотреть на картинку.

Вспомните уличные билборды на стенах девятиэтажных домов: если подойти к ним вплотную, мы увидим зерно или пиксели размером с лошадиную голову. Более того, мы не увидим ничего, кроме нескольких подобных пятен. Но предназначено ли такое изображение для того, чтобы вплотную водить перед ним носом? Конечно, нет.

А сможем ли мы в принципе подобраться так близко? Вряд ли. Поэтому, прежде чем приступить к составлению таблицы размеров, намотаем на ус: она может нам помочь лишь сориентироваться для условий просмотра с близкого расстояния. С близкого, потому как только в этом случае мы можем оценить оптическое разрешение печати.

Примерная таблица размеров печати

Число мегапикселей матрицыРекомендуемый максимальный размер печати для просмотра «в упор»*
215 x 20 см
420 x 30 см
625 x 35 см
830 x 40 см
1035 x 45 см
1240 x 50 см

* Практика показывает, что в случае химической фотопечати благодаря оптическим свойствам эмульсии фотобумаги достаточным разрешением для качественной печати является 200 dpi. Исходя из такого разрешения просчитана приведенная таблица. Напоминаю, что чем больше формат печати, тем с большего расстояния мы на него смотрим — соответственно, тем меньше может быть оптическое разрешение печати.

На практике разрешения печати, например, для уличных билбордов, порой достигают 20-30 dpi и ниже. А свои фотографии с 8-мегапиксельной камеры мне не раз доводилось печатать в формате 76 х 112 см. Если рассматривать такую картинку в упор, то эффект пикселизации будет заметен.

В чем разница между 10 х 15 и 11 х 15?###

Изначально форматы печати рассчитывались под наиболее распространенные форматы кадров. На рассвете пленочной эры большинство любительских камер снимало на пленку 135-го типа в формате кадра 24 х 36 мм. Соотношение сторон такого кадра 2:3 — именно под него создавались форматы печати 10 х 15, 20 х 30, 30 х 45 и др.

С появлением цифровых фотоаппаратов производители стали ориентироваться на формат компьютерных мониторов, который в большинстве случаев близок к соотношению сторон 3:4. На сегодняшний день распространены камеры обоих типов: * с соотношением сторон кадра 2:

Если напечатать кадр 3:4 в формате 10 х 15, то значительная часть изображения либо останется за пределами печати, либо на снимке образуются широкие белые поля (в зависимости от режима печати). Чтобы устранить это недоразумение, фотолаборатории стали активно предлагать клиентам новый формат печати — 11 х 15, соотношение сторон которого близко к 3:4. Сегодня он уже стал стандартным — под него изготавливают фотоальбомы, рамки, конверты, коробки, различные аксессуары.

Если вы печатаете фотографии без предварительного кадрирования, то для выбора наиболее оптимальных форматов печати необходимо выяснить (рассчитать) соотношение сторон кадра в вашей камере.

Ниже приводятся некоторые распространенные форматы печати в привязке к соотношениям сторон кадра:

Соотношение сторон кадра 2:3Соотношение сторон кадра 3:4
10 х 15 см11 х 15 см
15 х 20 см15 х 22 см
30 х 45 см30 х 40 см

Глубина резкости

Это диапазон расстояний, в котором предметы отображаются в кадре как резкие. Это один из ключевых параметров фотографии, который, среди прочего, может стать причиной нерезкой картинки.

Широкая диафрагма (F/2.8) приводит к малой глубине резкости. И напротив, меньшая диафрагма (например, F/16) увеличивает зону резкости.

Также контролировать глубину резкости можно при помощи фокусного расстояния и расстояния до объекта съёмки. Чем ближе к объекту вы снимаете или чем более длиннофокусный объектив используете, тем меньше глубина резкости — в фокусе будет лишь узкая полоска картинки. И наоборот.

Поэтому, выбирая объектив для съёмки, подумайте, как он будет сказываться на глубине резкости. При необходимости отрегулируйте диафрагму и/или расстояние до фотографируемого объекта.

Если с головными уборами так строго, наверно, и украшения нельзя?

В регламенте нет ограничений насчёт аксессуаров: они могут быть любого размера и стиля. Но если, например, большие серьги перекроют овал лица, такое фото могут не принять. 

Фото на паспорт: требования. Можно ли надевать украшения
Аксессуары не должны перекрывать овал лица, а слишком длинные ожерелья могут некрасиво обрезаться в кадре. Иллюстрация Ольги Лисовской

Из-за того, что на фото будет виден совсем небольшой участок тела, длинные цепочки и крупные ожерелья могут войти в кадр не целиком и некрасиво обрезаться. Надеть короткую цепь или чокер можно: не запрещено закрывать шею, главное, чтобы был открыт подбородок.

Как лучше одеться?

Регламент запрещает надевать на фото верхнюю одежду вроде пальто или курток. Новые требования к фото на паспорт предписывают, что одежда не должна скрывать подбородок: надевать объёмный шарф, например, нельзя. 

Ещё запрещено фотографироваться в форменной рабочей одежде. Одежда в деловом стиле формой не считается, и её надеть можно. 

Фото на паспорт: требования. Какой должна быть одежда
В требованиях к фото на паспорт указано, что одежда не должна скрывать подбородок. Иллюстрация Ольги Лисовской

Помимо требований регламента, стоит помнить о других нюансах кадра:

  • Поскольку фон полностью белый, светлая одежда может с ним сливаться. 
  • Фотография в паспорте очень маленькая: из-за этого мелкие узоры при печати могут слиться в сборную солянку.
  • На фото видны лишь небольшая часть груди и плеч. От топа на бретельках в кадре могут остаться только бретельки, а одежда без рукавов может создать эффект голого тела.

Как рассчитать размеры для получения высокого разрешения

Можно рассчитать параметры в пикселях, при которых получится разрешение 300 единиц и более того.

Подробно рассмотрим фото с параметрами 10*15 см.

  • Линейные величины данных параметров (указанные обычно в специальных таблицах) – 102*152 мм.
  • Умножим ширину изображения (102 мм) на разрешение, которого хотим добиться, в нашем случае это 300 dpi.
  • Разделим результат прошлого шага на число мм в одном дюйме – 25,4.
  • Получим число точек растра исходной картинки по ширине 102*300/25,4 =1205.

Тот же самый алгоритм проведем для высоты.

152*300/25,4 = 1795.

Значит, делаем вывод, для любого фотоснимка, величина которого будет больше, чем 1205*1795 точек растра, при печати на формате 10*15 см разрешение будет больше 300 единиц.

Иногда получается так, что изображения с разрешениями 150 и 300 единиц выглядят совершенно одинаково. Почему так и отчего зависит? Зависит от жанра картинки и расстояния, с которого будут ее рассматривать.

Каким должно быть фото на паспорт с точки зрения закона?

Требования к фото на паспорт зафиксированы в 36‑м пункте административного регламента МВД по вопросам выдачи и замены паспортов. Вот как выглядит идеальное фото с точки зрения закона:

  • размер фото 35 × 45 мм;
  • фон белый, ровный, без теней, полос, пятен и посторонних предметов рядом с вами;
  • можно принести и цветные, и чёрно-белые фото. Разрешены оба варианта;
  • неважно, матовой или глянцевой будет текстура фотографии;
  • фото нужно принести в двух экземплярах. Вторая фотография понадобится для учётной карточки МВД.

К изображению лица и тела тоже предъявляют чёткие требования:

  • на фото видны голова и верхняя часть плеч;
  • голова занимает не больше 80% изображения;
  • над головой остаётся свободное пространство в 5 мм.

Квадратный формат – 1:1

Квадратный формат часто может быть использован для упрощения изображения и дает поразительный эффект присутствия предмета в центре кадра. Если поддерживать в фотографии ширину равную высоте, то вы уменьшите необходимость перемещения в кадре влево или вправо.

К тому же квадратный формат дает отличные возможности нарушать правила. Например, можно поместить горизонт по центру изображения или объект в середине кадра, а композиция при этом только усилиться. Часто соотношение сторон 1:1 используется, чтобы подчеркнуть минимализм, то есть для упрощения.

image1Соотношение сторон 1:1 использовано для упрощения этого изображения

Можно ли надевать головные уборы для фото на паспорт?

Головной убор можно надеть только в одном случае: снять его не позволяют ваши религиозные убеждения. Но даже при этом должен быть полностью виден овал лица. Уши могут быть закрыты. Допустимо надеть хиджаб, который покрывает волосы, а вот чадру, если она частично закрывает подбородок и скулы, или никаб, в котором видны только глаза, нельзя.

Интересно, что в мире известны случаи, когда представителям пародийной религии пастафарианства, которые верят в Летающего макаронного монстра, разрешали фотографироваться на документы в дуршлаге. Такие случаи были и в России. Но это скорее исключение из правил: в приёме такого фото вполне могут отказать.

Если вы не религиозны или ваши убеждения позволяют ходить с непокрытыми волосами, надевать на голову ничего нельзя: придётся оставить косынку или эффектную шляпу для другого раза.

Можно ли обработать фотографию в фоторедакторе? например, просто замазать прыщик.

До 2020 года требования к фото на паспорт регулировали в основном положение головы и форму одежды. Но в январе 2021 года вступил в силу новый  регламент, где есть правила и насчёт обработки фото.

Там чётко прописано, что обрабатывать фото нельзя. Если дословно, не разрешают редактировать фото «с целью улучшения внешнего вида изображаемого лица или его художественной обработки. На изображении должны быть достоверно отображены все особенности лица фотографируемого». То есть даже замазать прыщик в Pho­to­shop по регламенту недопустимо, не говоря уже о серьёзной ретуши.

Многие студии предлагают минимальную фотообработку. Но сотрудник паспортного стола вправе не принять фото, если заметит ретушь или сочтёт, что особенности внешности искажены.

Можно ли улыбаться?

Согласно требованиям к фото на паспорт, человеку нужно смотреть прямо в камеру, выражение лица должно быть нейтральным, а рот закрытым. Это значит, что улыбаться во все 32 зуба нельзя, но можно слегка приподнять уголки губ, чтобы не выглядеть угрюмой или грустной.

Основная цель портрета в паспорте — показать ваш естественный вид. Лицо будет выглядеть натурально, если попытаться расслабить мышцы. Лучше не наклонять голову даже минимально: это исказит пропорции, а сильный наклон и вовсе нарушит требования.

Фотография человека

Ли Елисеева, фотограф студии «Вау! Паспорт»

Во время фотографирования человек не видит сам себя и не может объективно оценить, ровно ли он расположен в кадре. Поэтому лучше попросить фотографа проконтролировать позу. Он же укажет, если лицо слегка повёрнуто в сторону, ведь снимок должен быть строго анфас.

Чтобы выглядеть нейтрально, но при этом не угрюмо, достаточно максимально расслабить лицо, не хмурить брови, не щуриться, сфокусировать взгляд на объективе камеры и слегка улыбнуться уголками рта.

При выборе студии обратите внимание на свет, который там используют. Если в студии постоянный яркий в свет, когда в лицо направлена лампа, вы будете щуриться, и фото выйдет неудачным. С обычной накамерной вспышкой тоже может получиться плохой кадр: на лице возникнут резкие тени.

В хороших студиях используют профессиональный импульсный свет и софтбоксы, которые обеспечивают мягкое освещение. Пока не сработает затвор камеры, вспышка не появится, поэтому глазам будет максимально комфортно.

Не хочу идти в фотоателье. можно ли сделать фото дома или у профессионального фотографа?

Регламент этого не запрещает. 

Профессиональный фотограф может сделать съёмку более комфортной и использовать качественную технику и освещение, которые есть не в каждом фотоателье. Если вы выбираете этот вариант, обсудите, ознакомлен ли специалист со всеми необходимыми требованиями к фото на паспорт. Важно, чтобы у фото были нужные пропорции, а тело располагалось в кадре так, как указано в правилах.

Обязательно учитывайте, что фон должен быть идеально белым без полос, пятен и теней. На лице недопустимы тени и блики, поэтому понадобится большое количество белого света. Одной кольцевой лампы для съёмки может оказаться недостаточно.

Если вы решили сделать фото сами, его можно снять и на телефон, поставив съёмку на таймер. Только не используйте фронтальную камеру: она может исказить пропорции лица.

Распечатать такое фото можно в салоне печати или дома. Во втором случае придётся немного заморочиться. Чтобы проверить, все ли параметры соблюдены, лучше воспользоваться специальным сервисом, где можно сверить кадр с миллиметровой разметкой, например, «Профи» или Offnote. Печатать нужно на фотобумаге.

Панорамный формат – 12:6 или 18:6 (2:1 или 3:1)

2:1 – это панорамный формат, поддерживаемый рядом среднеформатных пленочных камер, 3:1 характерен для APS датчиков. Как правило, чтобы создать панорамные изображения, используют сшивание 2-х или более изображений вместе. Снять изображение с соотношением сторон 3:

image5Ультра широкий формат изображения 18:6 (3:1) был использован, чтобы представить эту панораму из 7 сшитых фотографий, полученных с помощью фокусного расстояние ок. 140 мм

Популярные размеры фото для печати с таблицей форматов

Общепризнанным стандартом фото является размер 10 на 15 см. При этом размер соразмерного цифрового фото обычно чуть больше (к примеру, 10,2 на 15,2 см), а размер в пикселях данного фото будет составлять 1205 на 1795 пикселей.

Другие форматы приведены в нижеприведённой таблице:

Форматы фотографий: какие бывают и как выбрать правильный размер

Если же вы планируете работать с широкоформатной печатью, то она имеет достаточно широкие требования к цифровому изображению:

Форматы фотографий: какие бывают и как выбрать правильный размер

Если вы знаете параметр dpi и количество пикселей вашего фото, то используя нижеприведённую формулу, вы можете рассчитать необходимые размеры сторон вашей фотографии:

В данной формуле:

х – необходимый нам размер одной стороны фотографии в сантиметрах; r – разрешение стороны фото в пикселях; d — 2.54 см (величина стандартного дюйма); dpi – обычно 300 (реже – 150). Например, пусть ширина снимка 1772 пикселя, а dpi=300. Тогда 1772*2.54/300=15,00 см по ширине печати.

Портретная фотография: боке, фокусное расстояние, диафрагма и дистанция

В самом низу есть обновление

Приветствую вас, фотогики! Портретная фотосъёмка, по-хорошему, является искусством. А искусство — штука субъективная.

Но для фотосъёмки мы пользуемся техническими устройствами, а значит неизбежно «скованы» законами, которым эта техника подчиняется. И о них хотелось бы поговорить, т.к. мифов тут полным полно…

Портрет девушки

Кто хочет сразу почитать что-то новое про размытие, могут сразу пролистывать сильно ниже

Для начала, хочется вспомнить, что мы зачастую ограничены ещё и некоторыми «жанровыми условностями». Есть определённые «классические» компоновки кадра. Например, портрет «по грудь», где в кадре умещается область пространства примерно 75 см по диагонали. Или портрет «голова и плечи», где по диагонали получается примерно 50 см. Эти два варианта — самые распространённые «шаблоны» фотоснимков. В дальнейшем речь будет идти именно о кадрах с 50 и 75 см по диагонали.

Теперь немного геометрии… Сильные перспективные искажения лица считаются эстетически непривлекательными, «уродующими». Из-за этого снимать портреты с расстояния менее 1 м считается неправильным. Конечно, что считать уродством, а что «видением художника» — вопрос спорный, но всё равно многие специальные портретные объективы просто нельзя сфокусировать существенно ближе этой дистанции. Профессиональный портретный объектив Canon EF 85mm f/1.2L USM, например, фокусируется не ближе 95 см.

Но и полное отсутствие перспективных искажений тоже считается… Искажением! Мол «лицо выглядит слишком плоским», ведь невооружённым глазом с большого расстояния лицо уже плохо видно, так что мы не привыкли видеть крупное лицо совсем «без перспективы». Из-за этого снимать портреты с дистанции более 3 м тоже не рекомендуется.

Оптимальным считается снимать людей с расстояния примерно 1,5-2,0 м.

Какое фокусное расстояние должно быть у объектива, чтобы с расстояния 1,5-2,0 м захватить 75 см по диагонали? Если у нас классический плёночный кадр 36×24 мм или «full frame» матрица, то 80-100 мм.

Какое фокусное расстояние нужно, чтобы с расстояния 1,5-2,0 м захватить 50 см по диагонали? 110-145 мм.

А какие у нас классические фокусные расстояния у портретных объективов? 85 и 135 мм… Думаю, теперь должно быть вполне очевидно, почему выбраны были именно эти числа. Просто эти фокусные расстояния обеспечивают съёмку «шаблонных» по композиции кадров с оптимальной дистанции.

Часто люди неправильно понимают смысл фразы, что «эти объективы обеспечивают минимальные искажения лица», считая, что само фокусное расстояние влияет на искажения. Но нет, это ошибка, искажения определяются расстоянием. Конечно, объективы и сами вносят искажения, дисторсию. Но мнение, что она минимальна именно у 85 и 135 мм объективов, абсолютно не соответствует действительности. Так, например, у широкоугольного объектива Canon EF 35mm f/1.4L II USM бочкообразная (она делает лицо «пухлее») дисторсия 0,1%. Потому то он и не подходит для портретов?.. Нет, упомянутый выше портретный 85-мм Canon имеет тоже бочкообразную, да ещё и 0,2%!

Так что выбирая именно фокусное расстояние объектива, нужно смотреть, какой угол обзора у него на матрице вашей камеры. На Nikon 1, с его мизерной матрицей, объектив 35 мм будет отличным «потретником», который, если его грамотно спроектировали, не будет создавать вам никаких искажений лица. Все разговоры «кроп-фактор не имеет значения, объектив как был, так и есть широкоугольный» — это просто индикатор непонимания людьми оптики и геометрии.

Вот до сюда надо листать

Теперь перейдём к другому интересному аспекту съёмки портретов — к боке…

Боке

Есть много холиваров на тему «Вау! Какое шикарное размытие фона! Это великолепно!» VS «Только глупые новички снимают на открытой диафрагме, профессионал выбирает красивый фон». Не будем в них лезть, просто примем как данность, что есть существенная прослойка людей, желающих видеть на портретах «размытый в хлам» фон, и постараемся помочь им выбрать подходящий объектив.

Общеизвестно, что чем меньше число диафрагмы — тем сильнее будет размыт фон. f/1.4 лучше, чем f/2.0. А f/1.2 — вообще прекрасно.

Также известно, что чем больше фокусное расстояние (но не забываем про сказанное в первой части статьи!) — тем сильнее размывается фон.

Но что размоет фон сильнее, 50 мм f/1.4 или 85 мм f/2.0?! А если они ещё и на фотоаппаратах с разным размером матрицы?..

Собственно из этого вопроса вся статья и вылезла. Взять штук десять разных объективов и «прогнать» их через несколько камер с разными матрицами, снимая разные портреты в разных условиях — эксперимент интересный, но долгий и дорогостоящий. Так что я решил заняться математическим моделированием…

«Сферичность» «коня в вакууме» в моём случае заключалась в том, что я считал объектив одной единственной линзой, которая для фокусировки перемещается вперёд-назад. Других вариантов у меня просто не было, ведь я хотел выяснить, как на размытие фона влияет фокусное расстояние и диафрагма вообще, а не конкретного объектива. А одно и то же фокусное с диафрагмой могут быть у объективов совершенно разных конструкций… Так что размытие фона (и даже расстояние, на котором он даст нужную диагональ кадра!) у конкретного реального объектива может быть несколько иным. Так, например, на фотографии выше отлично видно, что точечный источник света не в фокусе может на фотографии изображаться даже вовсе не кругом, а овалом… Но, тем не менее, в большинстве случаев отличия моего расчёта от результатов реального объектива будут незначительными.

Что же я собственно сделал? Исписав лист A4 с двух сторон преобразованиями основной формулы тонкой линзы, я получил расчёт того, на какой дистанции (от плоскости матрицы/плёнки, именно от неё отсчитываются расстояния на шкале фокусировки объективов) нужно разместить объект, чтобы получить нужную диагональ кадра при заданном фокусном расстоянии и размерах матрицы, а также в круг какого размера размоется точечный источник света, расположенный на заданном расстоянии за объектом съёмки (я считал расстояние именно от объекта съёмки, т.к. обычно сменив объектив фотограф сам отходит/подходит ближе, а не просит подойти/отойти портретируемого). Этот размер я выразил в процентах диагонали кадра, чтобы можно было напрямую сравнивать его для камер с разными матрицами.

Далее был создан этот Exel-файл. Оранжевые ячейки — это то, что мы задаём (диагональ кадра, размеры матрицы, расстояние от объекта до фона), жёлтые — это главные результаты расчётов (дистанция, чтобы оценить, подходит ли это фокусное для такого портрета, и размытие фона), серые — промежуточные результаты расчётов (например, «расфокусировка фона» — это расстояние от плоскости, в которой сфокусировался фон, до плоскости матрицы).

Я искренне полагал, что результатами расчёта станут простые выводы типа «50 мм f/1.4 размывает фон хуже, чем 85 мм f/2.0». Но нет!

Если снимать портрет «по грудь» (75 см), установив оба объектива на камеру с матрицей 23,5×15,6 мм (наиболее распространённый формат APS-C), то 50 мм f/1.4 даст размытие 2,76%, а 85 мм f/2.0 — 2,56%, т.е. 50 мм «победил». Но в тоже самое время 50 мм f/1.4 даст размытие 4,30%, а 85 мм f/2.0 — 4,91%, т.е. «впереди» 85 мм!

Как так?.. Очень просто: первая пара чисел дана для случая, когда фон всего в паре метров за спиной человека (что обычно бывает в помещении), а вторая — когда до фона уже 20 м (что регулярно бывает на природе).

Т.е. выбирая, какой из доступных объектив взять, чтобы размыть фон как можно сильнее, вам нужно руководствоваться не только их фокусными расстояниями и размерами диафрагмы, но и дистанцией от портретируемого до фона.

А как именно руководствоваться — качайте файл и «играйтесь». Приведу тут только несколько сильно «урезанных» таблиц.

Формат:

фокусное расстояние (дистанция фокусировки): число диафрагмы (1.2, 1.4 и т.д.) — размытие (проценты)

Полный кадр (36×24 мм), 50 см диагональ, до фона 2 м
85 мм (1,16 м): 1.2 — 8,75; 1.4 — 7,50; 1.8 — 5,83
135 мм (1,84 м): 2.0 — 6,99; 2.8 — 4,99; 3.5 — 3,99

Полный кадр (36×24 мм), 50 см диагональ, до фона 20 м
85 мм (1,16 м): 1.2 — 12,43; 1.4 — 10,65; 1.8 — 8,29
135 мм (1,84 м): 2.0 — 11,53; 2.8 — 8,23; 3.5 — 6,59

Полный кадр (36×24 мм), 75 см диагональ, до фона 2 м
85 мм (1,65 м): 1.2 — 5,14; 1.4 — 4,41; 1.8 — 3,43
135 мм (2,62 м): 2.0 — 3,92; 2.8 — 2,80; 3.5 — 2,24

Полный кадр (36×24 мм), 75 см диагональ, до фона 20 м
85 мм (1,65 м): 1.2 — 8,32; 1.4 — 7,13; 1.8 — 5,54
135 мм (2,62 м): 2.0 — 7,62; 2.8 — 5,44; 3.5 — 4,35

Матрица APS-C (22,3×14,9 мм, кроп 1,61), 50 см диагональ, до фона 2 м
50 мм (1,03 м): 1.2 — 5,40; 1.4 — 4,63; 1.8 — 3,60
85 мм (1,76 м): 1.2 — 7,51; 1.4 — 6,43; 1.8 — 5,00

Матрица APS-C (22,3×14,9 мм, кроп 1,61), 50 см диагональ, до фона 20 м
50 мм (1,03 м): 1.2 — 7,56; 1.4 — 6,48; 1.8 — 5,04
85 мм (1,76 м): 1.2 — 12,46; 1.4 — 10,68; 1.8 — 8,31

Матрица APS-C (22,3×14,9 мм, кроп 1,61), 75 см диагональ, до фона 2 м
50 мм (1,50 м): 1.2 — 3,16; 1.4 — 2,71; 1.8 — 2,10
85 мм (2,55 м): 1.2 — 4,17; 1.4 — 3,57; 1.8 — 2,78

Матрица APS-C (22,3×14,9 мм, кроп 1,61), 75 см диагональ, до фона 20 м
50 мм (1,50 м): 1.2 — 5,01; 1.4 — 4,30; 1.8 — 3,24
85 мм (2,55 м): 1.2 — 8,15; 1.4 — 6,99; 1.8 — 5,43

Надеюсь, хоть кому-нибудь это немного поможет с выбором объектива для портретной съёмки 🙂

ОБНОВЛЕНИЕ:
Я обновил Exel-файл.
Теперь он для ряда объективов строит график зависимости размытия фона от дистанции до него. Вот такой:
Графики размытия фона
График предельно наглядно демонстрирует возможности различных объективов при разном расстоянии до фона.

Ну и сравнение теоретической модели с практикой…
Canon EOS M5, матрица размером 22,3×14,9 мм, объектив Canon EF 50mm f/1.8 STM, дистанция фокусировки — 1,5 м, на расстоянии 3,5 м от камеры (2 м позади плоскости фокусировки) расположен светодиод.
Изображение светодиода на фотографии получилось размером примерно (оно не идеально круглое и имеет не идеально чёткие края, так что есть погрешность ± 2-3 пикселя) 150 пикселей.
Разрешение матрицы 6000×4000 пикселей, что даёт 7211 условных пикселей по диагонали кадра.
150/7211 = 2,08%
Математическая модель предсказала 2,10%. В пределах погрешности измерений результат эксперимента совпал с предсказаниями теории.

Правило третей

Это композиционный приём, придуманный в конце XVIII века и изначально применявшийся в живописи.

По законам восприятия человек не может удерживать внимание на всём снимке сразу. «Узел внимания» цепляет взгляд и заставляет зрителя сосредоточиться. Поэтому правило третей не только упорядочивает композицию, но и упрощает восприятие.

Видоискатели многих современных камер оснащены сеткой, построенной по правилу третей. В этом случае всё, что нужно сделать (например, при пейзажной съёмке), это убедиться, что горизонт параллелен горизонтальной линии сетки, а ключевые объекты (деревья, гора и так далее) находятся на пересечении третей.

Правило третей простое и довольно универсальное (подходит даже для портретов). Но не стоит увлекаться. Есть кадры, где объект съёмки так и просится в центр; а иногда лучше расположить его у края.

Выстраивание композиции — одна из составляющих фотопроцесса. Её следует продумывать заранее. Но если нет времени или идей, то смело используйте правило третей.

Проблема 35мм

Кадр 35мм (или золотой прямоугольник) работает хорошо, если камера в панорамном формате, но не так хорош в вертикальном положении. Прямоугольник слишком вытянутый, его трудно заполнить красиво и правильно.

Я называю эту особенность «проблемой 35мм». Она может вызвать затруднения при работе с любой темой, но особенно с пейзажной фотографией: получается слишком много неба, если формат вертикальный (портретный). По этой причине большинство своих фотографий этого жанра я делаю горизонтальными.

На двух фотографиях выше хорошо заметно различие. Первая слишком «высокая», и кадр становится значительно лучше после обрезки до меньшего прямоугольника. Этот пример показывает разницу между соотношением сторон 2:3(не забывайте, что параметр ширина всегда указывается первым) и 4:5, применяемый в широкоформатных камерах 5×4 дюйма.

Эта проблема стала одной из причин, по которым многие ландшафтные фотографы работали со средне- или широкоформатными пленочными фотоаппаратами в те времена, когда цифровые зеркальные камеры еще не стали нормой. Форматы 4:3, 7:6 и 5:4 представляют собой прямоугольники «короче» в вертикальном положении, поэтому в них легче строить композицию.

Режимы автоматического кадрирования фотографий при печати

  1. При печати фотографий обычно происходит кадрирование фотографий, так как формат отпечатка не всегда соответствует исходному формату кадра. Например, если соотношение сторон матрицы Вашего фотоаппарата 3:4, а Вы заказали печать формата 10х15 (соотношение сторон 2:3), то при печати неизбежно происходит небольшая обрезка изображения.
    При поступлении заказа оператор печати просматривает изображение, и если в зоны обреза попадают сюжетно-важные элементы фотографии, то принимается решение о кадрировании вручную, чтобы избежать обреза важных элементов снимка. В остальных ситуациях кадрирование выполняется автоматически при печати.
    Форматы фотографий: какие бывают и как выбрать правильный размер
    На рисунке темными полосами указаны части кадра, которые будут обрезаны при печати.

Пример:
Фотография сделана цифровой камерой Canon PowerShot G5, размер изображения 2592х1944 точки. Отпечаток формата 10х15 при разрешении печати 300 dpi имеет размер 1795х1205 точек. Соответственно, если предварительно исходное изображение не было приведено в нужный размер, то на отпечатке получится только фрагмент изображения относительно центра.
Форматы фотографий: какие бывают и как выбрать правильный размер
Светлая зона на снимке — та часть, которая будет на отпечатке. Зона, выделенная темным — будет обрезана.

Соотношение сторон в композиции

На сегодняшний день формат 3:2 в 35 мм камерах остается самым широко используемым. Причины, по которым именно его выбрал Оскар Барнак для Leica, не зафиксированы; возможно, он выбран потому, что такое соотношение сторон почти совпадает с размерами золотого прямоугольника.

История Золотого прямоугольника берет начало в Древней Греции; он эстетически привлекателен для применения в фотографии, в рисунке, живописи, архитектуре. Фотограф Анри Картье-Брессон, который славился своим мастерством в композиции, использовал теорию золотого прямоугольника в кадре 35мм.

Правило третей, известное также как закон композиции, является упрощением некоторых идей идеальной композиции внутри золотого прямоугольника.

Соотношение сторон кадра

Обычно фото выглядят неплохо при родном соотношении сторон (как правило, 2 : 3 или 4 : 3). Но альтернативное соотношение может дать неожиданный эффект и значительно улучшить картинку.

Вместо того чтобы оставлять размышления о соотношении сторон и игру с кропом на постобработку, лучше внимательнее посмотреть на сюжет снимка и решить, какое соотношение подойдёт ещё на этапе съёмки.

Многие камеры позволяют задать соотношение сторон прямо в камере, но при съёмке в RAW и JPEG одновременно у вас останется исходник для кадрирования во время редактирования.

Главное преимущество при этом заключается в том, что вы будете видеть картинку в выбранном соотношении сторон и двигать камеру или объект съёмки, чтобы улучшить композицию.

При этом не рекомендуется обрезать снимки произвольно — при кадрировании лучше также соблюдать определённое соотношение сторон.

Постепенно вы научитесь видеть, какое соотношение сторон лучше подчёркивает композицию.

Стандартная цветокоррекция

При печати фотоизображений проводится коррекция цветовой гаммы фотографии. При коррекции используется несколько базовых принципов:

  1. Если основным сюжетно важным элементом фотографии являются люди, коррекция проводится с учетом получения максимально корректного телесного тона, однако при этом общая цветовая гамма может измениться и некоторые цвета могут отображаться не точно.
  2. При коррекции пейзажей за основу берется правильное отображение зелени растений, либо цвета неба, если основное наполнение снимка — небо. Для зимних пейзажей основой является получение белизны снега.

Если Вы хотите сами заниматься цветокоррекцией Ваших фотографий, при заказе вы должны указать пункт «без коррекции», однако должны помнить, что то изображение, которое Вы видите у себя на мониторе может не соответствовать отпечатку из-за несоответствия характеристик воспроизведения цвета Вашим монитором и машиной печати.

Таблица качества печати

РазрешениеMpxРазмер
9×1310×1513×1815×2020×3030×40
640х4800.3Очень плохоОчень плохоОчень плохоОчень плохоОчень плохоОчень плохо
1280х10241.3ХорошоНормальноПлохоПлохоОчень плохоОчень плохо
2048×15363.1ОтличноОтличноХорошоХорошоПлохоОчень плохо
2304×17294.0ОтличноОтличноОтличноХорошоНормальноОчень плохо
2592×19445.0ОтличноОтличноОтличноОтличноНормальноПлохо
3000×20006.0ОтличноОтличноОтличноОтличноХорошоПлохо
3200×22007.0ОтличноОтличноОтличноОтличноХорошоНормально
3600×23008.3ОтличноОтличноОтличноОтличноХорошоХорошо
  • Печать фотографий
  • Печать на футболке
  • Печать на чашке
  • Фотопазл
  • Широкоформатная печать

Размеры и форматы печати фотографий

Наше профессиональное оборудование дает возможность производить обработку и редактирование файлов только с расширением JPG, другие форматы не принимаются. Для того чтобы изображение на снимке было контрастным и четким, разрешение должно варьироваться от 72 до 300 dpi, иными словами, от количества расположения точек на дюйм зависит качество отпечатка.

Имеет значение размер фото, иногда достаточно минимального количества пикселей, а для широкоформатной печати больших размеров (а1, а2, а3) – требуется оптимальное. Размеры и форматы печати фото не всегда соответствует формату кадра в цифровой фотокамере, поэтому во избежание обрезки основных элементов общего сюжета, следует учитывать пропорции сторон.

При оформлении заказа оператор печати предварительно пересматривает изображение и, если нужно, делает кадрирование вручную. Для удобства потребителей на нашем сайте размеры и форматы печати фотографий представлены в виде таблицы. Стандартный формат представляет собой четко определенный линейный размер.

В одном заказе для каждого снимка можно выбирать абсолютно разный формат печати.

Цветопередача монитора клиента и нашего оборудования могут существенно отличаться, поэтому коррекцию цветов лучше доверить профессионалам или заказать пробный отпечаток для настройки соответствия баланса яркости и цвета.

Точечный экспозамер

Экспозамер — это оценка яркости изображения по количеству света, проникающего в камеру. Он позволяет не затемнять и не засветлять снимки. Существует три вида экспозамера: центровзвешенный, матричный и точечный.

При точечном экспозамере определение яркости обычно происходит по центру кадра или по активной точке фокусировки. Точечный экспозамер используют, когда яркость объекта съёмки сильно отличается от яркости фона, а также когда в кадре есть очень светлые или очень тёмные предметы.

Точечный экспозамер, как правило, используют для того, чтобы получить фотографии с правильно экспонированным основным объектом съёмки. Яркость других объектов при этом игнорируется.

Чем больше вы будете использовать точечный экспозамер, тем больше вы будете понимать в экспозиции.

Формат четыре трети – 4:3

Этот формат применяется по умолчанию в камерах, которые используют четыре трети датчика. В этом случае изображение имеет большую ширину, чем высоту, а это означает, что глаза зрителя невольно стремятся к перемещению влево – вправо по изображению.Учитывая тот факт, что высота все еще относительно довольно велика по отношению к ширине, такое изображение прекрасно подходит для ведущих линий, увлекающих взгляд через сцену от переднего плана к главному интересу.

image2Формат 4:3 позволяет захватить мельчайшие детали плана и ведущих линий, чтобы привлечь внимание к изображению

Форматы

Большинство камер, за редким исключением, используют один или два формата. 3:2 обычно бывает у 35мм цифровых камер, а 4:3 используют компактные фотоаппараты и микрокамеры. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, оно сделано в формате 4:3 и больше обрезано.

Любители пленочных камер имеют больше вариантов на выбор благодаря существованию среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотоаппаратов.

Ниже представлен краткий обзор существующих сегодня форматов. После я объясню, как соотношение сторон влияет на композицию.

Форматы и размеры фото для печати. сравнение фотоформатов с а4

Нас часто спрашивают: — «Можно ли у вас распечатать фотографии А4?».

Конечно, мы можем напечатать фотографии почти любых размеров, но этот вопрос требует разъяснений.

Форматы фотобумаги отличаются от международных форматов ISO, но чаще всего в быту мы оперируем именно привычными для нас терминами и размерами, такими как — А4, ватман и т.д. Хотя форматы фотобумаги и обычные форматы достаточно близки, они все же отличаются друг от друга.

Основные фотоформаты имеют соотношение сторон, аналогичное матрицам современных цифровых камер 1: 1,5 (2/3) или 1: 1,33 (3/4). Стандартные международные форматы бумаги имеют соотношение сторон 1: 1,4142, то есть они не совпадают по пропорциям. При печати на минилабах Noritsu используются именно фотостандарты. Также фотостандартам соответствуют и такие знакомые нам фоторамки и фотоальбомы для хранения фотографий.

В данной таблице приведены соотношения фотоформатов, которые мы печатаем, к стандартной бумаге.

Фотоформат, который мы печатаемРазмер фото в pxРазмер фото в ммСоотношение сторонСтандарт ISOРазмер ISO в мм
10х151217×1807103×1532:3≈А6105х148
15×211807×2492153×2113:4≈А5148х210
20х302409×3614204×3062:3≈А4210×297
30х403614×4972306×4213:4≈А3297х420
30х453614х5410306х4582:3≈А3297х420
30х603614×7217306х6111:2≈А2420х594

Теперь разберемся подробно с каждым из фотоформатов. Популярный формат 10х15 по одной из сторон на 2 мм меньше, чем стандартный А6, по другой на 5 мм больше. Поэтому, если нужен именно А6, стоит заказать фото 15х21 и обрезать лишнее вручную.

Ниже вы видите как соотносится формат 10х15 с известным А4.

Фотография 15х21 будет чуть больше, чем лист А5. По одной из сторон на 5 мм, по другой — на 1 мм. Поэтому, если нужен именно А5, смело заказывайте фото 15х21, лишнее обрежете.

Ниже вы видите соотношение 15х21 к А4.

Формат 20х30 это почти А4, но фото по одной стороне на 6 мм меньше, а по другой больше на 9 мм, чем А4. 20х30 и А4 — несоразмерны.

Ниже приведено соотношение фото 20х30 к А4.

Если необходимо А3, тогда выбирайте фото 30х40. 30х40 на 9 мм с одной стороны и на 1 мм с другой больше чем А3. Спокойно заказываем и обрезаем самостоятельно =).

Ниже вы видите соотношение 30х40 и А3.

Фото 30х45 больше, чем А3. Это видно на картинке ниже.

Фото 30х60 трудно сравнивать с обычной бумагой. 30х60 значительно меньше, чем А2 (ватман) и значительно больше, чем А3. Но это не мешает снимкам 30х60 быть популярными среди фотохудожников.

Ниже вы видите соотношение фото 30х60 к А3.

Ниже приведено соотношение фотоформатов между собой.