Формат бумаги используемый разными странами | Пикабу

Что нужно знать, покупая бумагу для принтеров

Бумага для принтеров далеко не вся одинакова, и различается она не только цветом и форматом. Есть некоторое количество критериев, по которым специалисты выбирают бумагу. В основном, это:

 – плотность бумаги, обычно используются носители плотностью 80-90 г/м2;
формат – самый востребованный формат – это листы 210х297мм или, проще говоря, А4;
белизна бумаги. Определяется путем сравнения с эталоном и выражается в процентах. Обычно степень белизны колеблется от 65% до 84%.

Немаловажным показателем, а точнее, одним из самых важных критериев выбора должно быть предназначение бумаги. Специалисты разделяют несколько видов бумаги для принтера.

  1. Бумага для струйных принтеров. Она имеет маркировку InkJet. Несложно догадаться, что печатать на струйном принтере лучше всего с бумагой, которая обеспечивает максимальное впитывание краски. Это не позволит растекаться чернилам при печати ваших документов.

  2. Бумага для лазерных принтеров. Такая бумага должна легко переносить температурные воздействия на нее, так как при печати на лазерном принтере используются высокие температуры. Обозначается она как LaserJet.

  3. Есть еще один особый вид бумаги, который обязательно стоит отметить. Это фотобумага. Какие бы четкие отпечатки у вас не выходили на  InkJet или LaserJet, у вас никогда не получится распечатать высококачественные фотографии без фотобумаги. Так что, если вы приобрели принтер исключительно  для печати фото, то вам просто не обойтись без этого вида носителей.

Давайте попробуем разобраться, в чем же может проявляться  использование некачественной бумаги. Во-первых, если при печати на струйном принтере начали появляться разводы, текст стал смазанным, или стал плохо передаваться цвет, то, скорее всего, вы используете бумагу для лазерных принтеров, или бумага не качественна. Во-вторых, некачественная бумага может часто захватываться сразу по несколько листов, часто застревает внутри принтера. В-третьих, может появляться большое количество бумажной пыли, что приводит к необходимости чаще проводить техническое обслуживание принтера.

При покупке большой партии бумаги, например на производство, или для офиса, желательно помнить, что лазерные и струйные принтеры нуждаются в разных видах бумаги. Кроме того, всегда следует закупать небольшое количество бумаги для теста, и только после того как вы убедитесь, что бумага полностью вас устраивает, делать большой заказ.

После того, как бумага окажется в вашем офисе, ей необходимо немного «вылежаться» (летом для полной адаптации ей хватит и суток, а вот зимой вам придется ждать не менее 72 часов).

Конечно, здесь приведены не все критерии, по которым можно выбирать бумагу, но вряд ли вам было бы интересно читать бесполезную для 90% потребителей информацию о влажности, токопроводности и экологических сертификатах, и их маркировках.

Так что, приобретая в следующий раз бумагу, вы можете сразу отсеять явно не подходящие для вас марки. Этим вы значительно сократите время, потраченное на выбор бумаги, и сможете сосредоточиться на максимально подходящих вам вариантах.

3 Линии

Для изображения предметов на чертежах ГОСТ 2.303 – 68* устанавливает начертание, толщину и основные назначения линий на чертеже (Таблица 4).

Толщина сплошной основной линии S  должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа. Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе.

Длина штрихов у штриховых линий должна быть примерно в 10 раз больше толщины штриха, а длина штрихов штрихпунктирной линии выбирается в зависимости от величины изображения. Штрихи в линии должны быть примерно одинаковой длины. Промежутки между ними также должны быть примерно одинаковыми.

Штрихпунктирные линии должны пересекаться и заканчиваться штрихами. Штрихпунктирные линии, применяемые в качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими линиями, если диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении менее 12 мм.

Таблица 4 — Линии

Типы линий: назначение, начертание
НаименованиеНачертаниеТолщина линии по отношению к толщине основной линииОсновное назначение
Сплошная толстая основнаяСплошная толстая основнаяSЛинии видимого контура линии перехода видимые, линии контура сечения.
Сплошная тонкаяСплошная тонкаяОт S/3 до S/2Линии контура наложенного сечения, линии размерные и выносные, линии штриховки, линии-выноски, полки линий-выносок
Сплошная волнистаяСплошная волнистаяОт S/3 до S/2Линии обрыва, линии разграниче-ния вида и разреза
ШтриховаяШтриховаяОт S/3 до S/2Линии невидимого контура, линии перехода невидимые
Штрихпунктирная тонкаяШтрихпунктирная тонкаяОт S/3 до S/2Линии осевые и центровые, линии сечений, являющиеся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
Штрихпунктирная утолщеннаяШтрихпунктирная утолщеннаяОт S/2 до 2/3*SЛинии, обозначающие поверхности, подлежащие термообработке или покрытию
РазомкнутаяРазомкнутаяОт S до 1,5*SЛинии сечений
Сплошная тонкая с изломамиСплошная тонкая с изломамиОт S/3 до S/2Длинные линии обрыва
Тонкая штрихпунктирная с двумя точкамиТонкая штрихпунктирная с двумя точкамиОт S/3 до S/2Линии сгиба на развертках, линии для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях, линии для изображе-ния развертки, совмещенной с видом.

5. Шрифты

ГОСТ 2.304-81* определяет начертание, размеры и правила выполнения надписей на чертежах и других конструкторских документах.

Наклон букв и цифр к основанию строки должен быть около 75°.

Размер шрифта  (h) — величина, равная высоте прописных букв в мм.

Высота прописных букв h измеряется перпендикулярно основанию строки. Высота строчных букв с определяется из отношения их высоты (без отростков k) к размеру шрифта h, например, с=7/10*h.

Ширина буквы (q) — наибольшая ширина буквы определяется по отношению к размеру шрифта h, например, q=6/10 h, или по отношению к толщине линии шрифта d, например, q=6d.

Толщина линии шрифта (d) — толщина, определяемая в зависимости от типа и высоты шрифта.

Вспомогательная сетка — сетка, образованная вспомогательными линиями, в которые вписываются буквы. Шаг вспомогательных линий сетки определяется в зависимости от толщины линий шрифта d (Рисунок 1.4).

При оформлении чертежей и других конструкторских документов рекомендуется применять шрифт типа Б с наклоном 75° (d=1/10h) с параметрами, приведенными в Таблице 5.

Таблица 5 — Шрифты

Параметры шрифта
Параметры шрифтаОбозначениеОтносительный размерРазмеры
Размер шрифта — высота прописных буквh(10/10)h10d1,82,53,55,07,010,014,020,0
Высота строчных буквc(7/10)h7d1,31,82,53,55,07,010,014,0
Расстояние между буквамиa(2/10)h2d0,350,50,71,01,42,02,84,0
Минимальный шаг строк (высота, вспомогательной сетки)b(17/10)h17d3,14,36,08,512,017,024,034,0
Минимальное расстояние между словамиe(6/10)h6d1,11,52,13,04,26,08,412,0
Толщина линий шрифтаd(1/10)hd0,180,250,350,50,71,01,42,0

Устанавливаются следующие размеры шрифта:  (1.8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.
Рисунок 1.4 – Шрифт типа Б с наклоном
Рисунок 1.4 – Шрифт типа Б с наклоном

Бумага для рисования а4

§

§

Лазерная печать: меняем подход к выбору бумаги

Издание: www.kursiv.ru

2022

Цифровая печать в России, несмотря на некоторые сложности в экономике, продолжает активно развиваться. По различным данным, в 2022 г. было установлено около 400 цифровых печатных машин разных классов. Существенную долю в этом объеме составляет младший и средний класс, на долю тяжелых цифровых машин приходится не более 10%. Так, каждый год в России образуются мощности по цифровой печати, добавляющие к общему объему около 360 млн типовых оттисков в год (загрузка одной машины — 70-80 тыс в месяц, формат типового оттиска A3, запечатанный с одной стороны). Конечно, это не сравнить с объемом офетной печати, который больше в десятки раз, но это приличо. Более того, это только околополиграфическая часть рынка цифровой печати, который прирастает еще и офисной печатью, выполняемой на более простых устройствах (МФУ). И очень большую долю как среди цифровых печатных машин, так и среди старших моделей МФУ занимают устройства с лазерным способом печати. Но так получается, что вопросу выбора бумаги многие их пользователи не уделяют должного внимания. Хотя, например, при работе со струйными устройствами многие понимают, что для получения удовлетворительного результата нужна специальная бумага. А лазерная печать вроде как «всеядна». Но, загрузив в печатающее устройство первую попавшуюся бумагу, можно получить не совсем желаемый результат. Многие начинают грешить на само устройство, но, возможно, что виновата бумага. На рынке сформировалось несколько подходов к использованию бумаги в лазерной цифровой печати:

Обычная офисная бумага. В магазинах канцтоваров, да и просто в супермаркетах можно купить пачку офисной бумаги и использовать ее для печати. Причем на некоторых из этих бумаг будет даже написано: для «лазерной и струйной печати», причем одновременно! Конечно, и тот, и другой принтер смогут оставить на них какое-то изображение, но вот многих ли оно устроит? В домашних и офисных задачах — может быть, а вот в полиграфических — точно нет.

Бумага для офсетной печати. Многие типографии считают, что в цифровом устройстве нужно использовать ту же бумагу, что и в офсетных машинах. Они закупают в больших объемах различную бумагу и режут ее на «цифровой формат». Использование хороших мелованных бумаг для печати на цифровых машинах даст, конечно, результат получше, чем на простой офисной бумаге, но далеко не каждая мелованая бумага хорошо подойдет.

Бумага, рекомендованная производителем печатающего устройства. Практически все производители цифровой печатной техники продают бумагу под своей торговой маркой (Canon, HP, Xerox и др.). Печать на фирменных бумагах на этих устройствах гарантирует наилучшее качество. Ведь именно эта бумага используется в процессе отладки этого оборудования на заводах и именно этот вид бумаги разработчики устройств хорошо знают. И обычно она выбирается из большого количества протестированных сортов бумаги самим производителем. Конечно, подавляющее большинство производителей цифровых печатных машин сами бумагу не делают, а сотрудничают с производителями бумаги и порой заказывают у них бумаги со специальными свойствами, наилучшим образом подходящие под данную цифровую машину. Это хороший способ обеспечения качества и стабильности печати, но нужно понимать, что производитель бумаги, выпускающий ее для производителя цифровых печатных машин, обычно и сам продает ее, но уже под другой торговой маркой.

Наверное, самым правильным следует признать третий подход, хотя многие пользователи цифровых печатных машин могут и возразить: они успешно используют обычную офсетную бумагу: как мелованную, так и не мелованную. И такое действительно возможно. Но рынок развивается, конкуренция на печатном рынке растет, и, как следствие, повышаются требования к результату печати. Если необходимо получить действительно качественные оттиски, иметь максимальную отдачу от печатающего устройства, тогда нужно задуматься о том, что бумага — часть будущего оттиска, причем одна из важнейших, и пренебрегать ее характеристиками по меньшей мере недальновидно. Более того, все разработчики цифровых машин повышают качество их печати. Меняются системы записи изображения: раньше разрешение печати было 300-600 dpi, теперь почти норма — 2400 dpi, да еще и с градациями. Изменилась и технология изготовления тонера для цифровых машин. От простого размола пигментной массы перешли к более сложной технологии распыления, также используется специальная процедура выращивания тонера, позволяющая получать микрогранулы идеальной формы и стабильного размера. А значит, и подход к выбору бумаги должен измениться. Для получения стабильного качественного результата необходимо учитывать множество ее параметров и свойств. Причем свойства бумаги бывают как общеупотребительными, важные для всех видов печати, так и специфическими — важные только для цифровой печати.

Общеупотребительные свойства бумаги

Белизна. Этот параметр одинаков и для офсетных бумаг, и для цифровых. Для качественной работы принтеров и копиров степень белизны не имеет решающего значения. Но она очень важна для восприятия напечатанного на бумаге изображения: чем выше процент белизны, тем четче и контрастнее напечатанное на ней изображение. На более белой бумаге количество возможных градаций возрастает. Обычно для внутренних офисных документов используют недорогую бумагу со степенью белизны 90%, а для высококачественной печати нужна бумага с белизной 98-99%. В последние годы с помощью оптических отбеливателей показатель белизны довели до 108-112%, хотя с физической точки зрения это невозможно.

Прозрачность бумаги определяется двумя параметрами: толщиной (точнее, массой квадратного метра) и степенью мелования. Чем ниже прозрачность, тем лучше, причем и для офсета, и для цифровой печати.

Поверхностная гладкость. Этот параметр крайне важен в первую очередь для цифровой печати, хотя и для высококачественного офсета тоже. Офсетная краска — структура вязкая, и она хорошо прилипает к бумаге, заполняя собой все микронеровности ее поверхности. Тонер представляет собой мелкодисперсный порошок, который передается на бумагу чаще всего с фотобарабана или через промежуточный барабан. Заполнить тонером неровности бумаги сложнее, чем краской. В дорогих цифровых машинах для этого используются специальные переносные ремни, которые несколько упрощают эту задачу, но в большинстве недорогих печатных устройств этот процесс представляет большие сложности. Задуманная дизайнером плашка может оказаться «шумной» или неравномерной. Поэтому бумага для лазерной печати, как правило, делается очень высокой гладкости, причем не за счет большого количества меловальной пасты, а за счет более активного каландрирования (применяется технология суперкаландрирования стальными хромированными цилиндрами иногда даже с небольшим проскальзыванием для выскоглянцевых бумаг). Важно также отметить, что при изготовлении бумаги специально для лазерной печати на ее поверхность наносится синтетическое покрытие и после этого каландрируют, что делает бумагу еще более гладкой и хорошо удерживающей мельчайшие частицы тонера. Использовать такую бумагу в офсетной печати теоретически, конечно можно, но ее поверхность не предназначена для нанесения краски.

Тип поверхности бумаги. Полиграфические бумаги для качественной печати обычно бывают четырех основных типов: матовая (matt), полуматовая (satin или semi-gloss), глянцевая (gloss) и высокоглянцевая (high-gloss). В офсете бумаги выбираются исходя из задач будущего издания и с точки зрения обеспечения качества печати. Бумага одного сорта, но разного уровня глянца обеспечивает примерно одинаковый уровень качества. В лазерной печати ситуация иная. Эти бумаги со специальным полимерным покрытием предназначены только для цифровой печати. Матовая бумага, которая при производстве не подвергается каландрированию (или подвергается однократному каландрированию), подходит в основном для несложной цветной печати текста и бизнес-графики. Полуматовая бумага (двухили трехкратное каландрирование) хорошо подходит для несложных полутоновых сюжетов и графики. Глянцевая бумага (суперкаландрирование) подходит для качественной полутоновой печати и фотопечати. Высокоглянцевая бумага (каландрирование плюс суперкаландрирование) предназначена для фоторабот с высокими требованиями к качеству и цветопередаче. Помимо бумаг с покрытием, в цифровых устройствах зачастую применяются бумаги без покрытия (обычные офсиные). Печатать на них качественно очень сложно, поэтому зачастую они подвергаются каландрированию (или суперкаландрированию) для выравнивания поверхности, что улучшает их печатные свойства, но все равно больше они подходят для непритязательной по качеству продукци.

Специализированные свойства бумаги

Жесткость. Принцип работы многих лазерных печатных устройств таков, что механизм проводки требует от бумаги определенного уровня жесткости, иначе она будет застревать. В офсетной машине проводка бумаги организована совсем другим способом и показатель жесткости не важен, и, как следствие, обычно не нормируется. Для цифровых машин жесткость важна, хотя нормативов на нее нет. Но при выпуске цифровой бумаги производитель обычно это учитывает. Соответственно, если бумага часто застревает в принтере или цифровой машине, возможно виновато не устройство, а неправильно подобранная бумага.

Пыление. Так или иначе пылит любая бумага, это одно из ее фундаментальных свойств. Пыление бывает двух видов: могут отделяться волокна целлюлозы и древесной массы (в зависимости от сорта бумаги), а может пылить меловальная паста и частицы покрытий. В целом пыление — процесс нежелательный и в офсете, и в цифровой печати, но если в офсете он чреват более частым мытьем машины, то в цифровых устройствах пыление является причиной и плохого качества печати, и снижения ресурсов светочувствительных барабанов, переносных ремней и всей техники в целом. Бумажная пыль, осевшая на барабан, сильно ухудшает перенос тонера и может искажать изображение. К тому же чистка офсетной машины от бумажной пыли — штатная ситуация в типографии, а, насколько известно, в цифровой печати это вообще не практикуется. Поэтому при изготовлении такой бумаги используют более сложные технологии и материалы для проклейки и более сложные композиции для покрытий, призванные минимизировать пыление.

Электропроводность. Как правило, об этом параметре бумаги вообще ничего неизвестно. Но он важный. Дело в том, что процесс формирования изображения в цифровом лазерном принтере основан на формировании заряда на светочувствительном барабане. Бумага считается диэлектриком и электричество не проводит, но сопротивление ее не бесконечно. Определенная проводимость все же присутствует. Если она окажется достаточно высокой, то это может повлиять на распределение заряда по поверхности светочувствительного барабана и, как следствие, на искажение изображения.

Способность накапливать заряд. Любая бумага охотно набирает статическое электричество при определенных воздействиях и низкой влажности воздуха. В цифровой печати способность накапливать заряд — более неприятная характеристика бумаги , чем в офсете. Проводка бумаги в цифровых машинах проще, чем в офсетных, и листы будут слипаться между собой и прилипать к деталям устройства. Контакт заряженной бумаги со светочувствительным барабаном может привести к искажениям изображения также, как и при высокой электропроводности бумаги.

Термостойкость. Любой лазерный принтер или электрографическая цифровая машина для закрепления изображения на бумаге использует «печку». Конструкции их могут быть разными, но общий принцип один: бумага с нанесенным тонером пропускается через два нагретых барабана, которые плавят тонер и прижимают его к бумаге, за счет чего он к ней прилипает. Соответственно, бумага для цифровой печати должна хорошо противостоять нагреву, не коробится при высокой температуре, а ее полимерные компоненты должны выдерживать нагрев аппарата, причем многократный (если печать проводится в несколько прогонов). В этой связи в лазерное цифровой устройство лучше не подавать бумагу для струйной печати, поскольку ее покрытие может состоять из низкотемпературных полимеров, и она просто прилипнет к валам печки.

Теплоемкость и теплопроводность. Эти параметры схожи с предыдущими, но имеют несколько другой смысл. Бумага, с одной стороны, должна хорошо противостоять нагреву и давлению, с другой — обладать невысокой теплопроводностью или теплоемкостью, чтобы при печати нескольких страниц подряд не сильно охлаждать валы печки. Типичная проблема у недорогих принтеров заключается в том, что если печатать пару десятков насыщенных страниц, то несколько первых листов печатаются хорошо, а дальше качество снижается. И чем больше надо напечатать, тем хуже качество. Принтеру нужно дать «отдохнуть». Одна из причин такой проблемы — бумага с высокой теплопроводностью, которая снижает температуру печки. Обычно высокой теплопроводностью обладают мелованные бумаги с большим объемом меловальной пасты (плотные бумаги двухтрехслойного мелования). Тяжелые цифровые машины разработаны таким образом, чтобы держать температуру печи в заданных пределах даже при большой загрузке, а вот младшие машины или МФУ могут с этим не справиться. И тут на помощь приходят специальные цифровые бумаги.

Специальное предложение

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что использование полиграфических бумаг в лазерных печатных устройствах — решение не самое верное, хотя и возможное при тщательном и детальном отборе сорта бумаги. Печатать, конечно, можно, но добиться от устройства максимума его возможностей будет сложно или вообще невозможно. Именно поэтому ведущие поставщики полиграфических бумаг имеют в своем ассортименте специальные бумаги, предназначенные для цифровой лазерной печати. Причем это могут быть и специальным образом произведенные бумаги для лазерной печати (со специальными покрытиями), и хорошо отобранные офсетные мелованные бумаги. Просто в лазерное печатное устройство можно загружать только отдельные сорта мелованных бумаг, которые для этого наилучшим образом подходят. Поэтому производители печатного оборудования сертифицируют многие сорта полиграфических бумаг для использования в цифровых устройствах и предлагают их в качестве бумаги для цифровой печати. Одновременно с ними могут применятся и бумаги, специально сделанные для цифровой печати.

Использование для печати специализированных цифровых бумаг, сертифицированных бумаг или бумаг фирменных торговых марок (Canon, HP, Xerox и т.д.) гарантирует стабильное качество и долговечность печатной техники. Но такие бумаги, как правило, достаточно дороги, поскольку в их цене велика доля стоимости бренда. Компания Lomond вывела на рынок линейку бумаг для лазерной цветной печати серии Color Laser Paper. Эта та же самая бумага, которую бумажные компании предоставляют производителям цифровых печатных устройств под брендирование. Они прошли все необходимые испытания и признаны годными для лазерной цифровой печати.

В ассортименте компании Lomond есть бумаги с двумя типами поверхности (глянцевая и матовая), нескольких наиболее популярных толщин (массы квадратного метра) и четырех наиболее популярных форматах: a4, a3, a3 и SRA3. Самая тонкая мелованная бумага в ассортименте 105 г/м2. Это объясняется тем, что у мелованных бумаг меньшей массы недостаточная жесткость и они не будут надежно проводится через цифровую печатную машину. Помимо этой, предлагаются бумаги с массой квадратного метра 130, 170, 200, 250 и 300. Толстые бумаги (250 и 300) обычно используются на серьезных цифровых печатных машинах, на большинстве офисных печатающих устройствах их использовать нельзя. Впрочем, вся спецификация возможных толщин бумаг обычно указывается в инструкции к печатающему устройству.

Помимо бумаг для лазерной печати, в ассортименте компании Lomond есть и другие материалы для лазерной печати (пленки, самоклеящиеся материалы, термотрансферные материалы и т.д), но это уже тема другой статьи.

Размеры форматов а0, а1, а2, а3, а4, а5, … а10

Известно, что размеры форматов листов А0, А1, А2, А3 и А4 по А10 соответствуют утвержденному российскому стандарту — ГОСТ2.301-68.

На всех заводах РФ, основные размеры листов бумаги соответствуют значениям, которые представлены в таблице ниже.

Формат бумагиРазмеры бумаги в миллиметрахРазмеры форматов в  сантиметрахОписание формата
Лист формата А0841 * 1189 мм84,1 * 118,9 смЛист данного формата имеет площадь 1 м². Это формат наибольшего размера. Остальные размеры получаются путем деления формата А0.
Лист формата А1594 * 841 мм59,4 * 84,1 смОсновная сфера применения листов форматов А1 — профессиональное проектирование и макетирование. Данный формат часто называют чертёжным ватманом, ватманским листом или просто ватманом. Данный формат получается путем деления формата А0 пополам.
Лист формата А2420 * 594 мм42 * 59,4 смОсновная сфера применения листов формата А2 — печать баннеров, курсовых и дипломных работ в типографии, а также традиционных газет. Это половина ватмана А1 разрезанного поперёк.
Лист формата А3297 * 420 мм29,7 * 42 смОсновная сфера применения листа формата А3 — студенческие работы. Листы данного размера отлично подходят для флористики, создания декоративных панно, коллажей, картин. Такой формат имеют газеты-таблоиды. Кроме того лист данного размера является максимальным, применяемый в копировальных машинах потребительского класса.
Лист формата А4210 * 297 мм21 * 29,7 смОсновная сфера применения листов формата А4 – использование для детей, начинающих рисовать. Бумага данного размера идеально подходит для мелких зарисовок, а также для печатной продукции. Формат широко применяется в типографии. Это самый распространённый формат бумаги, на которых обычно всё и печатают и ксерят.
Лист формата А5148 * 210 мм14,8 * 21 смСфера применения листов формата А5 – печать брошюр, методичек малого тиража, которые печатаются либо на принтере, либо на копировальном аппарате.
Лист формата А6105 * 148 мм10,5 * 14,8 смЛисты формата А6 — это размер маленького блокнота.
Лист формата А774 * 105 мм7,4 * 10,5 смЛисты формата А8 имеют размер обычного карманного календаря.
Лист формата А852 * 74 мм5,2 * 7,4 см
Лист формата А937 * 52 мм3,7 * 5,2 см
Лист формата А1026 * 37 мм2,6 * 3,7 см

Эти форматы неизменны. Кроме РФ, данные размеры зафиксированы и международными стандартами. Нужно сказать, что это очень удобно, еще бы, ведь документы используются повсеместно.

Размеры форматов бумаги
Размеры форматов бумаги

Бумага кроме форматов и размеров делится на ряд серий. Все их три: А, В и С. Данное деление соответствует международным стандартам ISO.

  • Бумага серии А преимущественно используется для документов. К примеру, в России для оформления различных документов используется формат бумаги А4.
  • Бумага серии В применяется для изготовления полиграфической продукции.
  • Бумага серии С используется для конвертов.

Формат бумаги — это стандартизованный размер бумажного листа.

Стандартные размеры бумаги были различны в разное время в разных странах. На сегодняшний день преимущественно используются:

  • международный стандарт ISO 216 (A4 и сопутствующие) и
  • североамериканская система.

Стандарт ISO 216 был создан в 1975 году из немецкого DIN 476 стандарта и определил серии А и B форматов бумаги. Стандарт основывается на метрической системе мер и основан на формате листа бумаги площадью 1 м². Стандарт был принят всеми странами, за исключением США и Канады.

Срок хранения

Более плотные листы дольше сохраняют визуальное качество. Поэтому их используют в том числе для важных документов с целью долгого хранения. Тонкие листы используются в тех случаях, когда срок не важен. Например, листы плотностью до 45 г. на кв. м. можно использовать при печати газет.

Помогла наша инструкция – раскажите друзьям

Формат бумаги используемый разными странами

И, когда она в очередной раз вышла на балкон позвать меня, я услышал как Толька Коршунов выкрикнул: “Гвардеец кардинала на посту!” И я вцепился в него, хотя Тольке было целых одиннадцать лет и он даже уже был влюблен в Таньку, о чем поведал всему двору вырезанным на тополе объявлением “Я люблю тебя”.Имя вырезать не стал, проявив не детскую мудрость.

Толька валялся в пыли, совершенно не сопротивляясь, а только удивленно таращась на меня. Я пытался молотить его, приговаривая: “Гад, гад!” Под очередное “гад” меня подняла в воздух неведомая сила. Мелькнул яркий рукав, бицепс, усы и я оказался за обеденным столом с моей “не моей” бабой Феней.
Мама назвала ее официально — Феодосия Николаевна и всегда повторяла: “Она не твоя бабушка”.Моя бабушка была первая жена деда, баба Женя. Она жила в одном городе с нами, в центре России, а дед с Феней жили у моря.

Оно — море — и стало причиной нашего знакомства. Я был худющим болезненным ребенком, и педиатр убедила мать, что море положительно скажется на моем здоровье. “Но обязательно не меньше месяца,” — повторяла она. Когда мне было почти четыре года, меня повезли знакомить с дедом, морем и Феней. Феодосией Николаевной. Как бы не хотели мама с “моей” бабушкой изъять ее из этого уравнения. В первый раз мама была со мной две недели, натянуто общаясь с дедом и Феней. Убедившись, что старики вполне способны управиться с ее чахлым “цветком” жизни, она начала часто уходить в гости к подругам детства и задерживаться там допоздна.

Я не хотел спать без нее. Ходил по квартире, поднывая. Дед уговаривал спать, а Феня сгребалав охапку, и говорила: “Борык, не куксись. Пойдем встречать маму!” Мы выходили в притихший двор, она сажала меня на качели.

Качелей я боялся, мне казалось, что меня, такого легкого, подхватит ветер и унесет, но Феня мощной фигурой вставала ровно напротив качелей и и заключала подвешенное сиденье в свои уверенные руки, прежде,чем снова толкнуть. “Будешь наверху — смотри маму,” — напутствовала она и легонько толкала качель. “Не виднооо,” — ныл я, а она отвечала: “Значит, надо повыше. Не боишься?” Я мотал головой в разные стороны, и она толкала сильней. И в один день, взлетая до ветки тополя, я понял, что хочу, чтоб мама не торопилась.

И мама, наверное, поняла. Она уехала, оставив меня с дедом и Феней на лето. Мы посадили ее на поезд,помахали в окошко и пошли домой обедать. А вечером мне почему-то захотелось плакать. Я помню ощущение полной опустошенности, и помню, как оно появилось. Оно появилось, когда я думал, что сегодня вечером не надо встречать маму и мы с Феней не пойдем качаться. Но после ужина она объявила:”Борык, не куксись, пойдем смотреть, как мама едет на паровозе.”

Мы ходили качаться каждый вечер. Дед поначалу говорил, что поздно, и “ребенку нужен режим”, но Феня обрывала его на полуслове: “Не гунди, охламон, рыбенку много чего нужно.”
Охламон улыбался внутрь себя и капитулировал. Мы с Феней выходили, когда последние бабульки снимались с лавочек у подъезда, а возвращались к полуночи, покусанные комарами и абсолютно счастливые.
Качели были моим личным раем. Качели которые качала Феня. Она раскачивала меня, а потом притормаживала и влепляла поцелуй в неожиданное место. Когда качели начинали останавливаться, а я просить: “Еще, еще!”, Феня принималась щекотать меня. Я вертелся волчком, заливался на весь тихий гулкий двор, но не слезал с сиденья.

Здоровье мое, несмотря на отсутствие режима, улучшилось. Встретив меня, загоревшего и слегка отъевшегося, на вокзале, бабушка Женя поджала губки. Стройность была одной из основных ее добродетелей, и она весьма боялась жирного и сдобного греха.
Очень скоро после приезда домой я спросил, когда снова поеду к деду и Фене.
— Лен, ты слышала?— крикнула бабушка моей маме, и не дождавшись ответа повторила:
—Ты это слышала?
— Мам, не начинай снова, это ребенок, — мама подошла ко мне и внезапно погладила по голове. Она редко так делала, мне стало так хорошо, и я снова вспомнил качели. Мне хотелось повторить свой вопрос маме, но я не стал. А в конце длинной-длинной зимы, когда я свалился с ужасной ангиной, мама сидя у моей кровати сказала: “Бобка, ну что же ты, выздоравливай!Скоро ведь поедем к деду!”

Я выздоровел и мы поехали. Мама уехала через три дня. Была середина мая. Раз в месяц Феня наряжала нас с дедом “в парадное”, и мы шли в переговорный пункт: попросить маму оставить меня еще на месяц. Вышло три раза.

Дед работал сутки через трое, и в свободные дни старательно просаливал меня в море. А вечера были мои с Феней. И качелями. Взлет— посадка — поцелуй, взлет — посадка — объятия.
— Борык, маму видишь?
— Вижу! В окно! Она спит!
— А Москву видишь?
— Вижу!
— Кремль красный?
— Синий!
— Значит, вечер!
Смех-посадка-поцелуй, тихий подъезд, мы играем в шпионов, и, чтобы не будить деда, укладываемся вместе спать на диване.

Находясь между этим хитросплетением взрослых, я совершал детские ошибки, но учился на них. Однажды я попросил бабушку Женю испечь оладушки как у Фени. “Борис, питаться жареным — вредно!” — выпалила она, но не преминула заметить под нос: “Своих детей сгубила, за моего взялась…”В моем сознании эта фраза повисла вопросом, но я промолчал. Летом меня снова отправили “на море”: у мамы появился перспективный кавалер, и без меня было сподручней.

Вопрос, зародившийся после обмолвки “моей” бабушки терзал меня, и я не знал, как поступить. Мне было уже шесть лет,и я начал ощущать какую-то неловкость в стальных объятиях Фени. К тому же я маялся, гадая, как она сгубила своих детей.Решился однажды спросить у деда. Он вздохнул, но ответил: “Утонули они на лодке с отцом их. Она с тех пор на море и несмотрит.И забудь, что я сказал, и с ней не говори.”Я и не говорил, и даже позабыл, ибо мучивший меня вопрос разрешился. А качели так и были нашими, хоть я и мог уже качаться сам. Но не мог же я сам себя целовать?

К следующему лету у деда начались проблемы со здоровьем, и вместо моря я отправлялся гулять во двор. А после драки с Толькой Коршуновым из-за Фени меня приняли в дворовое сообщество и я даже был частью “живой пирамиды”, на которой стоял Толька, чтобы вырезать на тополе сердце, пронзенное стрелой, под своим “я люблю тебя”. Да что там, и на море мы тоже гоняли, и строили шалаши, и даже пробовали влюбляться, и я еще не раз подрался из-за женщин. Было не до качелей.

Феня ухаживала за дедом, и в квартире поселился тонкий, но устойчивый запах лекарств. А мама вышла замуж. За Толика. За другого, конечно, но вроде он тоже намекал, что “я люблю тебя”. Эту новость мне сообщила Феня и, глядя на меня, добавила: “Не куксись! Это хорошо. Вы подружитесь.” Я подумал:”Никогда!”, а она оказалась права.

Все эти события: дедова болезнь, замужество мамы, драка с Толькой и дворовая дружба подвели итог моего дошкольного детства. Остались лишь воспоминания: разрозненные, малосвязные, но при этом яркие до осязаемости. И в главном из них я подлетаю на качелях вверх, а потом меня целует в макушку Феня.

Больше выездов “на море” не было, потому что началась другая жизнь. Мы приехали к деду через четыре года. На похороны.Я помню, как зашел в ту самую квартиру, а посреди большой комнаты стоял гроб. Феня провела нас с мамой мимо него в спальню и уложила спать с дороги. Назавтра была суета, похороны, поминки, и во всем этом я затерялся и чувствовал себя лишним.

Я потихоньку вышел из-за поминального стола и пошел в маленькую комнату. Сел на кровать, уставился в стену. Не знаю, сколько так просидел, но зашла Феня. Она обняла меня, и внезапно я разрыдался. Феня гладила меня по голове, а затем внимательно посмотрев в глаза, сказала: “Борык, деда все равно тебя любит. Ну, не куксись…”

Мы с мамой уехали после девятого дня. Феня предлагала мне остаться. Я выжидательно посмотрел на мать, рассчитывая, что она заявит о полной невозможности оставить меня…Но она молчала… Я отрицательно мотнул головой.
— Ну поезжайте, поезжайте, выберете время еще приехать… — Феня была тише, чем обычно, да и понятно почему.

А потом жизнь меня закружила. Это был, наверное, не тот танец, который я хотел, но отказаться не получалось. Свадьбы, рождения, болезни, похороны, встречи, расставания… Жизненное колесо неслось все быстрей, пока не застопорилось о диагноз моего собственного сына. Лейкоз. Помню глаза жены как провалы в ад и ее же бесстрастный голос, когда она перечисляла, что нужно купить в больницу. Еще доктора помню, который сказал, что “большинство случаев разрешаются благоприятно”. В интернете писали, что большинство — это семьдесят процентов. И наш ребенок должен был в них попасть. Должен! И не должен в тридцать… Пусть не он…Мы стали командой по попаданию в семьдесят процентов: жена взяла на себя всё, связанное с сыном, а я должен был зарабатывать. Общение превратилось в сводки анализов. Лучше, хуже, хуже, лучше, лучше, немного хуже, немного лучше, еще немного лучше.

Мы победили. Мы попали в семьдесят. А я понял, что не чувствую ничего.
Я боялся посмотреть в глаза сыну и жене, потому что они бы это поняли. На работе подвернулась командировка, поехал. И вдруг как током дернуло: “А ведь Феня еще может быть жива! Есть шанс!”Не сама собой, конечно, эта мысль пришла, я рядом с теми местами оказался. Сделал крюк, нашел тот двор… Дверь в квартиру никто не открыл. Значит, не выпал шанс. Она бы точно дома была.

Вышел из подъезда — на лавочке тип алкоголического вида сидит. Аккуратно у него поинтересовался, не знает ли он, кто в шестьдесят четвертой квартире живет.
А он как заорет:
— Боб, ты? Точно ты! Ну ты же!
Друган детства оказался. В квартире пара молодая живет, дальние родственники Фени. А она сама давно уж померла. А до того как будто с ума сошла немного. Выходила вечерами гулять до ночи. На качелях раскачивалась и улыбалась. А потом соседи по запаху нашли ее.

— Боб, на пиво не подкинешь? Давай за встречу, — закончил он свой рассказ вполне ожидаемо.Я подкинул, а “за встречу” не стал. Он сразу побежал отовариваться, и я оглядываясь, как шпион, подошел к качелям. Всё те же. Вечная металлоконструкция. Сел боком, оттолкнулся ногой. Тополь тот же, вон на нем вырезано “Я люблю тебя” и сердце, пронзенное стрелой… Только еще что-то сверху накарябали, раньше не было. “Не куксись”. “Не куксись. Я люблю тебя”…Нет, не может быть… Точно: “Не куксись”.

Я уперлся лбом в ствол дерева,а потом обхватил руками. Меня трясло. Нет, меня “типало”. Так говорила Феня в минуты особого волнения: “Меня типает”. Внезапно с утробным рыком я набрал полную грудь воздуха и разрыдался.
Я тоже люблю тебя, Феня. Я люблю тебя, дед. Я люблю жену и сына. И маму, и отчима, и сестру. И даже когда меня не станет, эта любовь останется. Но еще рано, я еще должен сказать им всем об этом хотя бы раз.

Adblock
detector