Этот удивительный материал — бумага

Скрапбукинг для начинающих. часть вторая: плотность бумаги и применение | журнал ярмарки мастеров

И вот моя следующая статья в продолжение , по комментариям я поняла, что важна информация о применении и плотности, в каких работах и какую бумагу можно использовать.

Тогда снова по порядку:

1. Офисная белая бумага, знаменитая фирма «Снегурочка», но есть дешевле, я беру «SvetoCopy», возможно, есть дешевле. Плотность стандартная такой бумаги 80 г/м2. Она подходит для листов блокнота как с коптским переплетом и на кольцах, так и просто переплет на клее. Такие листы можно состаривать в кофе, разлиновать, сочетать с цветной офисной бумагой. Цветная офисная бумага 80 г/м2 стоит дороже, чем белая.

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 1

Кто-то использует такую бумагу в открытках на внутренней стороне, вклеивает поздравления в виде стиха и т.п. Я не люблю использовать такую тонкую бумагу в открытках, так как она работу упрощает.

Цветная бумага интересно смотрится, когда блокнот, например, для девочки — в розовом цвете и листы бумаги соответственно такие же. Если листы в зеленом цвете, можно блокнот сделать в ботаническом стиле и т.п.

Есть офисная бумага следующей плотности:

– 80 г/м2

– 90 г/м2

– 120 г/м2

– 160 г/м2

– 200 г/м2

– 220 г/м2

– 240 г/м2

Это те плотности бумаг, которые знакомы мне.

Текстура так же может отличаться: глянцевая, матовая. При выборе ориентироваться надо на свой принтер, если вы хотите эту бумагу использовать для печати. Так как бумага может предназначаться только для струйной печати или только для лазерной. И конечно, если бумага плотная, такая как 200 г/м2 и больше, она тоже уже может использоваться для подложек в открытках, для рассадочных карточек, для основы открыток, для основы шоколадниц, для коробочек в таких работах, как «мамины сокровища» и т.п.

У меня струйный принтер с цветными красками, на нем я печатаю различные иллюстрации, потом я такими иллюстрациями оформляю блокнот. Очень спасает, когда нет соответствующей бумаги, а нужен определенный фон на подложку или куда-либо (немного) — его удобно распечатать.

Фоны в большом количестве не распечатывала, как я и писала в предыдущем посте, не заменяет скрапбумагу, цветовую гамму не всегда правильно передает.

2. Акварельная бумага, плотность 200 г/м2. Из нее можно делать также основу для открыток, коробочки, шоколадницы, красить акварельными красками, подходит для стиля микс-медиа. Мне особо неизвестно, кто и куда ее использует, опишу, куда использую я:

– форзацы блокнота, брызги акварельной краской (цвет, приближенный к кофе);

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 2

– шоколадница;

– основа открыток, подойдет для рассадочных карточек, я их отношу к открыткам, потому что принцип создания одинаков;

– коробочки и потом коробочки задекорировать скрапбумагой и другими украшениями для скрапбукинга;

– из такой бумаги так же можно делать цветы бумажные, есть очень замечательные мастер-классы у Астории. Сама еще не делала, но обязательно сделаю. Заменяет покупные цветы, удобно создавать цветы нужные по цветовой гамме. Цветочки в магазинах не дешевые, а их всегда нужно много;

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 3

– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада», это как вариант, зависит от стиля фотоальбома. Первый опыт был мой из офисной тонкой бумаги, теперь смотрю — смотреть не хочется;

– можно поставить оттиски штампа, вырезать и задекорировать страничку или открытку или блокнот и т.п.;

– еще можно распечатать макет рисунка на акварельной бумаге и акварельными карандашами раскрасить, очень красиво получается;

– у многих принтер позволяет на такой бумаге печатать, в принтерах в настройках нужно посмотреть, какая плотность бумаги подходит.

3. Пастельная. Из нее так же можно делать:

– основу для открыток;

– вставки для фотографий в альбоме в виде «каскада или водопада»;

– коробочки, на фото коробочка для флешки из пастельной бумаги;

– так же можно поставить оттиски штампа, вырезать, а далее использовать.

4. Дизайнерская скрапбумага. Из нее делают открытки, странички фотоальбомов, форзацы блокнотов, коробочки, да и все, что угодно, только, наверно, не используют в качестве страниц в писчем блокноте, но в качестве разделителей в блокноте вполне можно использовать.

5. Кардсток также может являться основой открыток, обтягивают коробочки для флешек, дисков. Она однотонная, плотность бумаги 300 г/м2. Часто вижу использование ее в свадебных приглашениях. Если свадьба с синими оттенками, то основу открыток используют синего цвета кардсток и т.п.

На самом деле, коробки обтягивать и коробочки из нее делать сложновато, плотность бумаги мешает, но можно.

6. Переплетный картон. Используется во всевозможных коробочках, коробочки для флешки, коробочки для дисков, фотобоксы, мамины сокровища и т.д. Основа — переплетный картон.

Большинство специалистов считают картоном бумагу толщиной свыше 0,2 мм или любую многослойную бумагу. Чёткой границы между бумагой и картоном нет. Согласно ГОСТу, бумагой называется материал с массой квадратного метра до 250 г, Соответственно картон начинается от 250 г/м2.

Обычно ее выбирают по толщине.

7. Пивной картон.

От переплетного пивной картон отличается более белым оттенком и меньшим весом при аналогичной толщине листа. Свое название он получил от сферы применения — из него часто изготавливают подставки под кружки. Пивной картон плохо режется ножницами, лучше использовать модельный нож или лазер. При попытке согнуть его, может возникать расслоение материала или образовываться излом произвольной формы.

На самом деле, я думаю, это маркетинговый ход, поэтому его не использую, он мне не нравится, для начинающих он тем более не подойдет, так как без специальных инструментов вы его просто всего изломаете. Переплетный картон в этом отношении лучше.

Пивной картон — рыхлый, переплетный — плотный. Переплетный я даже использовала взамен макетного коврика, не дает резаку прорезать насквозь, когда ты режешь странички и т.д. Но делает порезы, поэтому при проведении резаком можно попасть в изломы от порезов, у вас поведет резак и порежете неровно.

8. Крафт-бумага.

Плотность от 60 г/м2 и выше. Используется для страниц в альбоме, для открыток, для подложек, для шоколадниц, более плотный крафт используется для форзацев.

На такой бумаге красиво смотрятся надписи белого и черного цвета, а так же штампы. Есть мастер Наталья Косцова, у нее замечательные работы с крафтом и сочетание цветов.

Скрапбукинг для начинающих. Часть вторая плотность бумаги и применение, фото № 4

9. Калька.

Используется в фотоальбомах, открытках, открытки-шейкер и т.д. Плотность кальки варьируется в пределах от 40 до 110 г/м2. Бывает цветная, с нанесенным рисунком, с тиснением.

10. Переплетный материал. Вот он лучше всех подходит для обтягивания коробочек, обложек для свидетельств, коробочек для дисков и флешек — ложится ровнее и углы красиво смотрятся. Сама еще не использовала, но узнала о нем недавно, поэтому решила поделиться для тех, кому об этой бумаге мало известно. Прежде чем узнать об этой бумаге, извела кардсток, углы плохо получались на обложках.

И наверно многие начинающие наслышаны о машинках для скрабукинга, к которым нужно покупать ножи, папки для тиснения и т. п. Так вот, эти машинки, конечно, очень здоровские, из бумаги могут сделать чудо. Красивое тиснение, вырезать красивые вензеля, рамочки… Поэтому применение бумаги безгранично. Следующая статья будет о следующем важном инструменте в скрапбукинге: клей.

Бумажные полотенца. производство и упаковка

Вы, наверняка уже читали легенду о том, как использовались бумажные полотенца в Древнем Вавилоне. Если нет, то предлагаем ознакомиться со статьёй «Бумажные полотенца. Немного истории». В самом её конце мы обещали немного рассказать о том, как бумажные полотенца появились в современном мире.

А произошло это в сравнительно недалёком 1931 году. Именно тогда владельцу компании «Скотт Пейпер» Артуру Скотту попалась на глаза газетная статья, датируемая 1907 годом. В статье говорилось об эпидемии простудных заболеваний, которая прокатилась по Филадельфии в начале XX века.

Одна из филадельфийских учительниц убеждала руководство своей школы, что причиной инфекции служит тряпичное полотенце, которым вытирают лицо и руки все ученики её класса. И она предложила, вместо тряпичных полотенец использовать копировальную бумагу, предварительно раскроенную на квадраты.

Такой подход позволил остановить эпидемию.

Идея Артуру Скотту понравилась и однажды, когда его компания получила партию бракованной туалетной бумаги, он решил воплотить эту идею в жизнь.

Полученная «Скотт Пейпер» туалетная бумага обладала повышенной плотностью и совершенно не подходила для применения по прямому назначению. Тогда Артур распорядился перфорировать ленты туалетной бумаги таким образом, чтобы такая перфорированная лента легко делилась на сегменты.

Первые, полученные производственным способом, бумажные полотенца были готовы! И они получили незатейливое название Sani-Towels.

Тут же «Скотт Пейпер» была запущена широкомасштабная рекламная компания самым знаменитым лозунгом которой стал: «Используй сам, и только раз!» Клиентами «Скотт Пейпер» стали крупные промышленные предприятия, фабрики, а также более мелкие фирмы, занимающиеся различного рода деятельностью.

По тем временам это был продукт, который сегодня без тени сомнения назвали бы «инновационным».

«Скотт Пейпер» продолжала наращивать производство и вскоре компания завоевала ведущие позиции на рынке по продаже туалетной бумаги, бумажных полотенец, а также всевозможного инвентаря для уборки. К тому же инженеры компании придумали специальные приспособления для удобного хранения и дозирования бумажных полотенец в рулонах.

Такие приспособления до сих пор называются держатели для бумажных полотенец или диспенсеры для бумажных полотенец. Их предназначение, повторимся, – компактное хранение и дозированная выдача бумажных полотенец.

Некий Пол Браун, заведующий продажами компании, любил говорить, что продажа бумажных полотенец без дозатора сравнима с продажей одноразовых станков для бритья, у которых отсутствуют лезвия.

«Скотт Пейпер» практически завоевала американский рынок средств гигиены и теперь не просто «доводила до ума» поставляемую ей бумагу в рулонах, теперь она сама изготавливала её!

Компания изготавливала бумагу из целлюлозы, – материала, остающегося после деревообработки. Так называемая «первичная целлюлоза» – отличный материал для производства высококачественных бумажных полотенец.

Такие полотенца отличаются особой цельностью полотна, так называемой «воздушностью» и великолепно вбирают в себя влагу.

Секрет «воздушности» заключён в том, что при производстве тонкие слои бумаги переплетены особым образом и от этого бумажные полотенца как бы наполнены капельками воздуха. Человек, использующий такие полотенца, испытывает самые приятные ощущения.

На сегодняшний день многие производители бумажных полотенец, в том числе и компания Tork, исходя из соображений экологичности, используют в качестве сырья для производства бумажных полотенец макулатуру. Процесс производства бумажных полотенец из макулатуры сложнее, чем производство из «первичной целлюлозы».

Макулатуру приходится предварительно тщательно сортировать и отделять от различного рода мусора. Затем макулатуру промывают и разделяют полученный материал по окрасу полученного сырья. Это делается в целях улучшения качества готовой продукции – бумажных полотенец.

Далее, когда исходное сырьё очищено и отсортировано, применяются обычные технологии, как если бы бумажные полотенца производились из «первичной целлюлозы». Таким образом, компания Tork, а в России компания, торгующая производимой ею продукцией ООО «Компания Эко-Сервис», вносят свою посильную лепту в общее дело сохранения экологии на нашей планете.

Но вернёмся к бумажным полотенцам. После того как они произведены, их следует аккуратно и экономично упаковать. И упаковать таким образом, чтобы они, без каких либо проблем, располагались внутри диспенсера Tork для полотенец, например.

Для такого стандартного расположения придуманы стандартные же способы укладки бумажных полотенец. На сегодняшний день большую популярность получили листовые бумажные полотенца, поэтому в классификации «по типу укладки» листовые бумажные полотенца получили наибольшее представительство. Кратко остановимся на самых популярных из них:

  • наибольшей популярностью пользуется так называемое ZZ сложение листовых бумажных полотенец (иногда к этому типу сложения относят V сложение). При таком типе сложения каждое предыдущее бумажное полотенце вытягивает до определённого положения каждое последующее полотенце. Такие, вытягиваемые порциями полотенца позволяют сделать их расход наиболее экономичным. Специальные окошки в диспенсерах для бумажных полотенец позволяют следить за их расходом и вовремя пополнять запасы бумажных полотенец;
  • тип сложения Interfold для бумажных полотенец похож на тип ZZ сложения листовых бумажных полотенец. Но за счёт более компактной укладки, данный тип сложения даёт возможность производителям, например компании Tork, делать держатели для бумажных полотенец более компактными. Принцип подачи из диспенсера – аналогичен принципу, используемому для ZZ сложения листовых бумажных полотенец;
  • традиционное рулонное сложение, когда бумажные полотенца в рулоне обычным образом скручены в рулон. Подача из диспенсера для бумажных полотенец наиболее равномерна, рулоны при этом не разматываются до пола. Сами бумажные полотенца отрываются равными сегментами (порциями).

Подводя итог, скажем, что на сегодняшний день бумажные полотенца стали привычным незаметным и незаменимым атрибутом гигиены любого предприятия. В широком ассортименте и по разумным ценам бумажные полотенца и держатели для бумажных полотенец представлены в каталоге компании ООО «Компания Эко-Сервис».

Гост 9095-89 бумага для печати типографская. технические условия от 22 июня 1989 –

     ГОСТ 9095-89

Группа К61

ОКП 54 3121, 54 3122

Срок действия с 01.07.90
до 01.07.95
в части бумаги N 2
марки В – до 01.01.93*
_______________________________
* Ограничение срока действия снято
постановлением Госстандарта России от 1993 N 4.
(ИУС N 4, 1994 год). – Примечание “КОДЕКС”.

 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР, Государственным комитетом СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

ИСПОЛНИТЕЛИ

Д.У.Товстошкурова, Т.К.Окунева, В.И.Листратенко, канд. техн. наук; В.А.Загорский

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам N 1824 от 22.06.89

Срок первой проверки – 1993 г.

Периодичность проверки – 5 лет

3. ВЗАМЕН ГОСТ 9095-83 и ГОСТ 7317-78

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Настоящий стандарт распространяется на бумагу, предназначенную для печатания текстовых и иллюстрационно-текстовых изданий способом высокой печати.

Стандарт устанавливает требования к типографской бумаге, изготовляемой для нужд народного хозяйства и экспорта.

1.1. Бумага должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим регламентам, утвержденным в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.1. Бумага должна изготовляться следующих номеров и марок: N 1 марки А, Б; N 2 марки А, Б, В;

N 1 марка А – 100% беленой целлюлозы;

N 1 марка Б – не менее 80% беленой сульфатной целлюлозы, не более 20% беленой древесной массы;

N 2 марка А – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% беленой древесной массы;

N 2 марка Б – не менее 25% беленой целлюлозы, не более 75% беленой древесной массы;

N 2 марка В – не менее 50% беленой целлюлозы, не более 50% белой древесной массы.

Назначение бумаги приведено в табл.2 приложения.

1.2.2. Бумага должна изготовляться в рулонах и листах.

Ширина рулона, размеры листовой бумаги, предельные отклонения по размерам и косине листовой бумаги должны соответствовать ГОСТ 1342.

1.2.3. Диаметр рулона должен быть (850±50) мм. По согласованию с потребителем допускается изготовление рулонов бумаги другого диаметра.

1.2.4. Примеры условного обозначения

бумаги типографской N 1 марки А массой бумаги площадью 1 м 48 г, машинной гладкости (МГ), с оптически отбеливающим веществом (ООВ):

Бумага N 1 А 48 МГ ООВ ГОСТ 9095

То же, N 2 марки Б массой бумаги площадью 1 м 60 г, каландрированной (К), без оптически отбеливающего вещества:

Бумага N 2 Б 60 К ГОСТ 9095

1.3. Характеристики

1.3.1. По показателям качества типографская бумага должна соответствовать нормам, указанным в табл.1.

 Таблица 1

Наименование показателя

Норма для бумаги

Метод испытания

N 1

N 2

А

Б

А

Б

В

1. Масса бумаги площадью

1 м, г

48,0±2,0

60,0±2,0

65,0±2,0

70,0±2,5

80,0 ±2,5

65,0±2,5

60,0±2,0

60,0 ±2,0

60,0±2,5

По ГОСТ 13199

2. Плотность, г/см бумаги машинной гладкости:

По ГОСТ 27015

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

0,70-0,80

для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г

0,75-0,85

0,75-0,85

0,70-0,80

0,65-0,75

бумаги каландрированной:

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

0,80-0,90

для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г

0,85-0,95

0,85-0,95

0,80-0,90

0,70-0,80

0,75-0,85

бумаги высококаландрированной

0,95-1,05

3. Разрывная длина в среднем по двум направлениям, м, не менее

24…..0*

2500

2200

2200

2000

По ГОСТ 13525.1

________________

* Брак оригинала. – Примечание “КОДЕКС”.

4. Прочность на излом при многократных перегибах в поперечном направлении, число двойных перегибов, не менее:

По ГОСТ 13525.2

бумаги N 1 на приборе с натяжением образца (9,80±0,20) Н:

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

3

для массы бумаги площадью 1 м 60-80 г

4

5

бумаги N 2 на приборе с натяжением образца (4,90±0,10) Н

10

10

7

5. Массовая доля золы, %

16-20

16-20

12-16

10-14

16-20

По ГОСТ 7629* и п.3.4 настоящего стандарта

_________________
* Действует ГОСТ 7629-93. – Примечание “КОДЕКС”.     

6. Гладкость, с, бумаги:

машинной гладкости

35-80

35-80

35-80

35-80

По ГОСТ 12795

каландрированной

100-250

150-300

100-200

100-200

100-250

высококаландрированной

300-500

7. Сорность (число соринок площадью от 0,1 до 0,5 мм на 1 м), не более

80

100

180

200

300

По ГОСТ 13525.4

соринки площадью свыше 0,5 мм

0

0

0

0

0

8. Белизна, %:

По ГОСТ 7690*     

________________
* Действует ГОСТ 30437-96. – Примечание “КОДЕКС”.

с оптически отбеливающим  веществом

85,0-88,0

80,0-83,0

без оптически отбеливающего вещества

78,0-82,0

76,5-79,5

74,0-77,0

70,0-72,0

66,0-70,0

9. Непрозрачность, %, не менее:

По ГОСТ 8874

для массы бумаги площадью 1 м 48 г

93

для массы бумаги площадью 1 м 60 г

94

10. Влажность, %

5,5±1,0

6,0

6,0 ±1,0

6,0±1,0

6,0±1,0

По ГОСТ 13525.19*      

________________
* Действует ГОСТ 13525.19-91. – Примечание “КОДЕКС”.     

Рекомендации по подготовке макета каталога к печати

К любому виду полиграфической продукции, будь то визитки, брошюры, плакаты и др. предъявляются обязательные требования:

Часто типографии предоставляют клиентам макеты в цветовой модели RGB, которая используется для мониторов, однако во время печати применяется CMYK.


В результате, когда производится перевод цветов из RGB в CMYK, разница в цвете на экране и бумаге становится очевидной, изображение выходит более тусклым.

Вылетами являются выходящие за край обрезанного формата цветовых элементов макета на 3–5 мм (в зависимости от того, какой вид полиграфической продукции изготавливается). Они позволяют избежать брака во время резки изделия.

Если в каталоге планируется разместить много изображений (диаграмм, фотографий, таблиц), необходимо позаботиться о том, чтобы они были качественными. Только в этом случае ваш рекламный продукт будет эффективным. Когда речь идет о продуктовом каталоге, лучше будет воспользоваться услугами фотографа.

Оптимальным размером изображений, которые подойдут для печати каталога, считается разрешение 220–300 dpi с масштабированием 1:1. Если они будут с меньшими параметрами (часто скаченные с Интернета), то после печати они получатся размытыми с хорошо различимыми пикселями.

Довольно часто печать одного и того же макета производится в разных форматах (А6 – для листовок, А1 и А2 – для плакатов). Файл отправляется в одном формате, например, А1. При оформлении нескольких изделий в одном заказе специалисту, занимающемуся допечатной обработкой, приходится масштабировать файл до необходимого размера.

Бывают ситуации, когда поступает заказ на плакат (А1), а через некоторое время уже нужны листовки формата А6. В этом случае возникает вопрос относительно того, правильно ли были указаны параметры изделия во время оформления заказа или, возможно, был выслан файл в неподходящем формате.

В данном случае работа продолжена быть не может до тех пор, пока не уточнят детали, а для этого потребуется связаться с заказчиком. С одной стороны, ничего сложного в этом нет, однако иногда, когда заказ срочный либо требует отправки в другой город, а дозвониться до клиента не получается, приходится действовать незамедлительно. Тут даже незначительное промедление может негативно сказаться на сроках доставки.

Текст, имеющийся в каталоге, должен быть удобным для чтения, поэтому нужно хорошо продумать и подобрать шрифт – как для заголовка, так и для основного текста. Если есть желание использовать нестандартный формат, то делать это нужно правильно. Необычный шрифт подойдет только для заголовков, в основном тексте его будет читать неудобно.

Про размер букв тоже не стоит забывать, они должны быть не слишком мелкими. Если контента очень много и он не умещается, то правильнее будет увеличить количество страниц или же формат каталога.

При наличии в рекламном печатном продукте изображений они тоже должны быть не слишком маленького размера. Если во время изучения каталога человеку придется постоянно щуриться, он вряд ли найдет ту информацию, которая ему нужна, и отложит его в сторону.


Чтобы проверить удобочитаемость, можно распечатать несколько страниц рекламного продукта самостоятельно на обычном принтере. Прочитав каталог, вы поймете, является ли масштаб элементов дизайна оптимальным либо нужно что-то доработать.

Каталог должен содержать четное количество страниц (полос), если быть точнее, то кратное четырем, например 8, 12, 16, 20, 24 и т. д.

Очень часто между заказчиком и менеджером возникает недопонимание по поводу путаницы со страницами и листами.

Каждый лист состоит из лица и оборота, то есть двух страниц (полос). Таким образом, в брошюре на скрепку должно быть количество полос, кратное четырем, поскольку, когда происходит сгибание листа пополам с последующей прошивкой по центру скрепкой, получается изделие с четырьмя страницами (полосами).


Каталог должен быть единым целым, а не напоминать винегрет. Продумайте цветовую гамму. При наличии фирменного стиля, лучше придерживаться его. Если хочется сделать фон более разнообразным, можно придумать фирменный паттерн.

Начальная полоса – это титульный лист, расположенный в начале раздела. Согласно правилам, располагаться она должна либо с начала листа, либо со сдвигом вниз или влево максимум на 1/3 страницы.

Что касается концевой полосы, то она должна находиться в конце текста. Это может быть полностью страница либо ее часть, но не меньше 1/4.

Технология изготовления бумаги

Размолотое целлюлозное волокно,
древесную массу, отбеленный и измельченный
каолин, клей, подцветку смешивают в нужных
пропорциях. Эту смесь называют бумажной
массой.

При выработке многих видов бумаги
и картона для повышения белизны,
непрозрачности, гладкости, улучшения
печатных и других свойств в волокнистую
массу вводят наполнители, то есть химически
инертные минеральные вещества, менее
гидрофильные, чем целлюлозные волокна.

Частицы наполнителя, заполняя
крупные поры бумаги, разъединяют волокно,
увеличивая общую пористость бумажного
листа. Образование многочисленных мелких
пор, обладающих капиллярными свойствами,
увеличивает способность бумаги к
восприятию типографской краски.

Наполнители, распределяясь в мелких
порах между волокнами образующейся бумаги,
увеличивают пористость и повышают
воздухопроницаемость. Они также
способствуют снижению линейной деформации
при увлажнении и уменьшают
скручиваемость бумаги при одностороннем
смачивании.

Степень влияния того или иного
наполнителя на свойства бумаги зависит от
его вида и количества в бумаге.
Наполнители должны быть однородными и мелкодис­персными,
обеспечивать максимальную непрозрачность,
хорошо удерживаться на волокне. Частицы
наполнителя должны иметь высокий
коэффициент преломления потока света,
равный примерно половине длины видимого
спектра.

В качестве наполнителя печатной
бумаги применяют главным образом каолин —
белую фарфоровую глину или тальк —
соединение из класса силикатов. Диоксид
титана используют в производстве
мелованных бумаг. При изготовлении
специальных видов бумаги как наполнитель
используется оксид цинка.

Для каждого вида бумаги существует
определенное оптимальное количество
наполнителя. Каждый наполнитель имеет
специфические особенности как в плане
влияния на свойства бумаги, так и в плане
сцепления в структуре бумажного листа с растительными
волокнами.

Механизм сцепления частиц
наполнителя зависит от формы и размеров
частиц (их оптимальный размер — не более
0,3 мкм). Форма и размеры частиц порошка
также влияют на белизну, лоск, гладкость, на
впитываемость бумагой или картоном
печатных красок и лаков.

Бумага и картон с высоким
содержанием наполнителя представляют
собой своего рода имитацию мелованного
материала. В зависимости от дисперсности
наполнителя повышается плотность бумаги и картона,
соответственно снижается толщина
материала.

О количестве содержащегося в бумаге
наполнителя судят по зольности. Содержание
золы в бумаге соответствует примерному
содержанию неорганических веществ, но не
определяет количество каждого из них в отдельности.

По содержанию минерального
наполнителя все виды бумаги условно
делятся на несколько классов:

  • бумага с естественной
    зольностью, без минерального наполнителя;
  • бумага малозольная,
    с содержанием золы до 5%;
  • бумага со средней
    зольностью, с содержанием золы до 15%;
  • бумага с повышенной
    зольностью, с содержанием золы более 15%;
  • бумага высокозольная,
    с содержанием золы более 25%.

Как уже было отмечено, в качестве
наполнителей чаще всего используются
следующие материалы: мел, каолин, тальк,
сульфаты бария и кальция, двуокись
титана, различные алюмосиликаты, пигменты
на основе карбамидоформальдегидного
концентрата, микрокапсульные
полистирольные пигменты и другие
вещества.

Каолин (белая глина) —
алюмокремниевая кислота, порошок белого
цвета гексагональной формы, средний размер
частиц около 2 мкм, белизна 70-90%, коэффициент
преломления 1,56. Свободные железистые
минералы, присутствующие в каолине,
придают ему оттенки от светло-желтого до
красно-бурого. На оптические свойства
каолина оказывают влияние титановые
минералы.

Тальк — кислая соль
метакремниевой кислоты. Порошок белого
цвета, пластинчатой, игольчатой или
чешуйчатой формы, размер частиц 2-10 мкм,
белизна 70-80%, коэффициент преломления 1,57.
Тальк придает бумаге мягкость, бесшумность,
лоск, повышает адсорбцию печатных красок и лаков.
В то же время тальк способствует
повышению пылимости бумаги, снижает
действие оптических отбеливателей.

Бланкфист — сернокислый
барий. Товарный бланкфист имеет
пастообразный вид, степень дисперсности
0,4-0,6 мкм, белизна 96%, коэффициент
преломления 1,64, хорошо удерживается в бумаге.
Бланкфист повышает белизну бумаги, снижает
прозрачность, придает бумаге блеск,
звонкость и жесткость на ощупь,
используется для высокосортных видов
бумаги.

Гипс — минерал класса
сульфатов, порошок белого цвета. В обожженном
состоянии размер частиц уменьшается и белизна
гипса повышается. Средний размер частиц
обожженного гипса около 5 мкм, белизна
85-96%, коэффициент преломления 1,57. Природный
гипс придает бумаге звонкость и жесткость
на ощупь.

Титановые пигменты —
двуокись титана или сочетание с сернокислым
барием. Порошок белого цвета, размер частиц
0,3-0,5 мкм, белизна 95-98%, коэффициент
преломления 2,55. Титановые пигменты придают
бумаге высокую степень непрозрачности.

Мел — природный или
химически осажденный карбонат кальция,
твердое вещество белого цвета,
нерастворимый в воде, растворяется в слабой
кислоте. Средний размер частиц осажденного
мела 0,2-0,4 мкм, плотность 2,-2,9 г/м3,
белизна 80-95%, коэффициент преломления 1,48-1,68.

Мел придает бумаге мягкость, белизну,
непрозрачность, повышает впитываемость
печатных красок и лаков. В производстве
чаще всего применяется не как наполнитель,
а как пигмент для облагораживания бумаги с
целью получения на ней хорошего
визуального восприятия печатного
изображения (мелование бумаги).

Мелованная
бумага, матовая или глянцевая, состоит из
основы с нанесенным на нее покровным слоем,
состоящим из наполнителя и связующего. Цель
мелования — создание на поверхности
листа бумаги или картона ровного, гладкого
и одновременно эластичного слоя с
равномерным просветом.

Мелованный слой
способствует быстрому закреплению краски и лаков,
а также улучшает визуальное качество
оттиска. Мелованный слой должен быть
химически нейтральным, так как избыток
щелочи или кислоты может изменять в процессе
печати цветовые характеристики краски на
листе бумаги.

Наполнители
существенно влияют на свойства бумаги.
Благодаря им после каландрирования бумага
становится ровной, гладкой, непрозрачной,
пластичной, капиллярной и менее пористой.
Все это особенно важно для бумаг,
используемых в высокой и глубокой
печати.

Если бумага изготовлена из белой
древесной массы и небеленой целлюлозы,
наполнитель повышает степень ее белизны.
Однако наполнители несколько снижают
механическую прочность бумаги, так как
ограничивают возникновение водородных
связей между волокнами целлюлозы.

При размачивании в воде обычные
сорта бумаги теряют свою механическую
прочность, при пропитке керосином или
маслами прочность бумаги почти не меняется.
Это говорит о том, что целлюлозные
волокна в бумаге соединены между собой
главным образом водородными связями и в меньшей
степени — силами Ван-дер-Ваальса и трения.

Бумагу отливают на
бумагоделательных машинах, состоящих из
четырех частей:

  • сеточной;
  • прессовой;
  • сушильной;
  • отделочной, с накатом
    (намоткой в рулоны).

Эти машины, как правило, имеют плоский сеточный конвейер. Они
работают со скоростью до 800 м/мин при ширине сетки до 7-8 м.

Бумажная
масса потоком поступает на сетку
бумагоделательной машины. Формирующийся из
кашеобразной массы тонкий волокнистый слой
постепенно освобождается от воды на
сеточной части. На прессовой части машины
вода отжимается давлением прессов, а в сушильной
части бумажная лента, прижимаясь к сушильным
цилиндрам, доводится до сухости 95%.

В
однородной бумаге вместе с длинными
волокнами присутствует некоторое
количество мелких волокон, в основном
лиственных пород древесины, которые
заполняют свободное пространство между
длинными волокнами. Таким образом
увеличивается общая площадь, на которой
между волокнами устанавливаются прочные
связи, что способствует повышению
механической прочности бумаги.

В сушильной части находится
клеильный пресс.

Существует несколько технологий
проклейки бумажной массы. Офсетную,
картографическую, фототипную, обложечную,
писчую, чертежно-рисовальную и некоторые
другие виды бумаги проклеивают в массе
различными веществами, такими как
канифольный клей, крахмал, карбамидные
смолы, кремнийорганические полимеры и др.

Проклейка в массе делает бумагу более
влагостойкой, затрудняя проникновение в нее
воды, но не препятствуя впитыванию масляных
полиграфических красок. Это особенно важно
для бумаг, используемых в плоской (офсетной)
печати, литографии и фототипии, где при
печати применяют и увлажнение водным
раствором.

Поверхностная проклейка бумаги
чаще всего осуществляется 3%-м водным
раствором карбоксиметилцеллюлозы, что не
только повышает влагостойкость бумаги, но и увеличивает
прочность ее поверхности, что особенно
важно при работе с вязкими и липкими
красками и водно-дисперсионными лаками.

Отделочная часть
бумагоделательной машины представлена
машинным каландром, состоящим из трех-восьми
полированных чугунных цилиндров, которые
своей тяжестью уплотняют бумагу, делая ее
поверхность ровнее.

Бумага, прошедшая машинный каландр,
называется бумагой машинной гладкости,
матовой или неглазированной (некаландрированной).
Бумага, дополнительно пропущенная через
суперкаландр, называется глазированной,
каландрированной или лощеной.

В
процессе изготовления бумаги волокна,
увлекаемые потоком бумажной массы,
преимущественно принимают положение, при
котором их оси совпадают с направлением
движения сетки бумагоделательной машины.
Поэтому свойства бумажного листа в продольном
(в направлении движения сетки) и поперечном
направлениях будут несколько различны, а именно:
прочность бумаги будет выше в продольном
направлении, а изменение линейных
размеров при увлажнении будет значительно
больше в поперечном направлении.

Кроме
того, верхняя (лицевая) сторона бумаги, не
соприкасающаяся с сеткой
бумагоделательной машины, будет гораздо
ровнее сеточной. Сеточная сторона имеет
меньше наполнителя, частично уходящего из
бумаги вместе с промывными водами.
Следовательно, бумага ортотропна, то есть
ее свойства несколько различаются во всех
трех измерениях (ширина/ длина и лицо/оборот).

Все это надо учитывать при
подготовке бумаги к печатанию, особенно
к многокрасочному, и при обработке
оттисков в брошюровочно-переплетных и
отделочных цехах (при разрезке, фальцовке,
шитье, высечке и тиснении).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector