Что такое ролевая офсетная печать в типографии | Xprint

Основное и дополнительное программное обеспечение

Сканирующие устройства поставляются с программным обеспечением, которое автоматизирует
многие трудоемкие операции при вводе и обработке данных и предлагает технологические
решения для получения стабильного и достоверного цвета при оцифровывании сюжета.

Достоверность преобразования цвета определяется математическими методами, цветовыми
таблицами и алгоритмами, которые используются ядром программы при преобразовании
цвета из одной цветовой модели пространства в другую. Надежность технологии
определяет качество цветовоспроизведения оригинала при подготовке изображения
к печати.

https://www.youtube.com/watch?v=fZp-1aXHIxA

Программные решения и инструментальные средства управления должны быть простыми,
разнообразными и высокоточными. Программное обеспечение вместе с устройствами
ввода и обработки данных должны комплексно решать задачи технологического цикла
«ввод — отображение — вывод».

Из-за несоответствия цветового пространства моделей RGB и CMYK, в которых работают
устройства технологического цикла «ввод — отображение — вывод» (сканер — монитор 
— печатный станок), добиться предсказуемости цветопередачи до недавнего времени
было очень трудно.

Но с вводом единого формата профайла, в котором содержится
информация о цветовом пространстве конкретного устройства ввода, отображения,
вывода появилась возможность добиться предсказуемой цветопередачи в процессе
репродуцирования. Для платформ с операционной системой Mac OS — это стандарт
ICC, а для платформ с операционной системой Windows — ICM.

В основе этих стандартов
лежит приборонезависимая цветовая модель CIELab, которая служит универсальным
средством при преобразовании цветовой модели RGB в цветовую модель CMYK. Разработанная
компанией Linotype CPS система управления цветом, в основе которой лежит цветовая
модель CIELab, была лицензирована и внедрена в ядро операционных систем Mac 
OS и Windows, что дало возможность фирмам — производителям оборудования с помощью
единого формата профайла правильно описывать цветовые пространства работы устройств
ввода, отображения, печати.

Существуют дополнительные программы и устройства
(цветокалибраторы и спектрофотометры), позволяющие редактировать и создавать
в рамках стандарта CIE профили ICC (ICM) устройств ввода, отображения, вывода
(печати). Как правило, эти программы и калибрующие устройства разрабатываются
отдельными блоками и предлагаются разработчиками как самостоятельные программные
и инструментальные опции.

Обычно для получения профилей устройств ввода информации
(калибровка сканеров) используются цветные оригиналы-мишени (рис.
6) на отражение и пропускание в виде специальной тест-таблицы IT8 (7/1,
7/2), а для построения профилей устройств отображения информации (мониторы,
видеокарты) и устройств печати используют электронные прототипы тест-таблицы
IT8 (рис. 6).

Мишени разрабатываются в соответствии
со стандартом ANSI и используют LCHab-модель (L — Lightness, C — Chroma, H —
Hue angle, a и b — хроматические параметры) для спецификации цвета при стандартном
освещении нормализованным источником света D50 (5000 K, x=0,3457, y=0,3585).

Мишень состоит из четырех зон и имеет буквенно-цифровую координацию цветовых
полей. Зона I характеризует цветовой охват фотографического материала (в светах,
полутонах, тенях). В зоне II представлены первичные цвета (C, M, Y), их попарные
наложения (R, G, B) в виде градационных шкал.

Зона III четко не регламентирована,
в ней обычно размещается полутоновой сюжет по выбору фирмы-производителя и,
как правило, оттенки телесных и других «памятных» цветов. В зоне IV размещается
нейтрально-серый клин с конкретными значениями по светлоте для полей 1-22.

Поля
в зоне IV до 1 и после 22 необязательно нейтральные и характеризуют оптическую
плотность Dmin, Dmax, которая может быть реализована на данном материале. Фирмы 
— производители материалов (Kodak, Agfa, Fuji), выпускающие мишени, как правило,
присваивают им идентификационный номер, а на магнитном носителе размещают цифровую
информацию в виде текстового файла по каждому полю мишени в цветовых координатах
XYZ; Lab.

Процесс калибровки (согласование параметров устройств, участвующих в репродуцировании,
технологических процессов и используемых материалов) — важный, трудоемкий, многоступенчатый,
итерационный и очень затратный подготовительный этап работы. Калибровка системы
(получение профайлов устройств ввода, отображения, вывода) позволяет добиться
большей стабилизации и предсказуемости процесса полиграфического репродуцирования.

К сожалению, учет профайлов при оцифровывании и подготовке иллюстраций к печати
сам по себе не решает все проблемы, а лишь дает возможность получить хороший
средний (стабильный) результат. Передать настроение сюжета, градационную характеристику,
вызвать при просмотре репродукции «истинные» или требуемые цветовые ощущения,
создать узнаваемую предметную иллюзию на сегодняшний день может только настоящий
квалифицированный, опытный специалист по цветовоспроизведению.

Дополнительная справочная информация

Классификация бумаг в соответствии с Medien Standart Druck 2022, разработанных на основе международных стандартов ISO 12647-2:2007.

Таблица 2

Тип бумаги

Сорт бумаги

Описание сорта бумаги

Способ печати

1

WFC

Глянцевые бумаги двухкратного мелования не содержащие древесную массу более 70 г/м2 с высокими оптическими и печатными характеристиками

Офсетная листовая

Офсетная рулонная

HSWO

2

WFC

Матовые бумаги двухкратного мелования не содержащие древесную массу более 70 г/м2 с высокими оптическими и печатными характеристиками

Офсетная листовая

Офсетная рулонная

HSWO

3

LWC

Легкомелованные бумаги однократного мелования повышенной белизны

Офсетная рулонная

HSWO

3”

LWC

Легкомелованные бумаги однократного мелования, желтоватые

Офсетная рулонная

HSWO

4

WFU

Немелованные бумаги офсетные (белые)

Офсетная листовая

Офсетная рулонная

HSWO

5

UGW

Немелованные бумаги офсетные (желтоватые)

Офсетная листовая

Офсетная рулонная

HSWO

SC

SC

Суперкаландрированные бумаги

Офсетная рулонная

HSWO

MFC

MFC

Бумаги машинного мелования

Офсетная рулонная

HSWO

SNP HSWO

SNP

Стандартные газетные бумаги (горячая сушка)

Офсетная рулонная

HSWO

SNP CSWO

SNP

Стандартные газетные бумаги (холодная сушка)

Офсетная рулонная

CSWO

Стандартные значения цветовых координат 100% плашечных зон для проверки данных пробных отпечатков (цветопроб) с учетом характеристик профилей для белой подложки**. Medien Standard Druck 2022*.

Таблица 3

Координаты цвета Lab

Тип бумаги

1/2

3/3”

4

5

SC

MFC

SNP

Цвет красочного слоя

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

Black (K)

16

0

0

16,5

0,8

1,3

31

1

1

29,4

1,8

2,1

22,4

1,1

2,3

23,7

1

2,3

29

1

2

Cyan (С)

55

−37

−50

47,9

−25,3

−46,6

60

−26

−44

58

−25,7

−40,2

55

−35,6

−38,3

55,5

−33,3

−41,6

54

−27

−31

Magenta (M)

48

74

−3

47

72,1

−7,9

56

61

−1

53

59,9

4,5

47,6

66,2

−2,8

48,7

66,9

−2

51

55

1

Yellow (Y)

89

−5

93

83,3

7,4

93

89

−4

78

89,2

−1

80,5

82,8

−0,6

86,1

84,1

−2,1

81,3

79

1

71

Paper (бумага)

95

0

−2

92

0

−2

95

0

−2

95,9

−0,8

3,9

89,2

−0,2

4,6

90,4

0,1

0,5

85

1

5

Примечания:

* Значения цветовых координат могут изменяться, в связи с обновлением базовых документов Fogra.

** Белая подложка L > 92 и С < 3

  • Измерение колориметрических координат производится согласно ISO 13655 со следующими настройками спектрофотометрического прибора: источник освещения D50, угол обзора 2º, геометрия измерения 45/0 (или 0/45). Использование фильтров не рекомендуется.
  • Так как соответствие первичных цветов: голубого, пурпурного, желтого приведенные в таблице, не является достаточным для соответствия вторичных цветов, то согласно ISO 12647-2:2007 цветовые координаты бинарных цветов красного, зеленого и синего, зависящие от конструктивных особенностей печатной машины, последовательности печати, свойства красок и характеристики запечатываемого материала носят информационный характер и в таблице не приводятся.
  • Отклонения:
  •  Бумага: L= /-3; a, b= /-2.
  •  Красочный слой: dE = 5.0; dH = 2.5

Стандартные значения цветовых координат 100% плашечных зон для проверки данных эталонных и тиражных листов с учетом характеристик профилей для черной подложки

Таблица 3.1

Координаты цвета Lab

Тип бумаги

1/2

3/3”

4

5

SC

MFC

SNP

Цвет красочного слоя

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

L

a

b

Black (K)

16

0

0

19

1

2

31

1

1

29,3

1,7

1,9

22,2

0,9

2,1

23,4

1,1

2,1

29

1

2

Cyan (С)

54

−36

−49

56

−36

−45

58

−25

−43

56,9

−24,9

−40,6

53,8

−35,1

−37,7

54,2

−32,1

−41,2

52

−25

−31

Magenta (M)

46

72

−5

46

70

−7

54

58

−2

52,1

58,5

3,7

46,7

63,2

−3,2

47,7

64,4

−2,7

50

52

−1

Yellow (Y)

87

−6

90

84

−4

86

86

−4

75

87,4

−0,8

78

80,4

−1,9

82,7

81,4

−2,1

77,3

76

−1

66

Paper (бумага)

93

0

−3

89

0

−1

92

0

−3

94

−0,6

2,3

86,3

−1,5

3

87,2

−0,2

−1,5

82

0

3

Примечания:

* Значения цветовых координат могут изменяться, в связи с обновлением базовых документов Fogra.

  • Измерение колориметрических координат производится согласно ISO 13655 со следующими настройками спектрофотометрического прибора: источник освещения D50, угол обзора 2º, геометрия измерения 45/0 (или 0/45). Использование фильтров не рекомендуется.
  • Так как соответствие первичных цветов: голубого, пурпурного, желтого приведенные в таблице, не является достаточным для соответствия вторичных цветов, то согласно ISO 12647-2:2007 цветовые координаты бинарных цветов красного, зеленого и синего, зависящие от конструктивных особенностей печатной машины, последовательности печати, свойства красок и характеристики запечатываемого материала носят информационный характер и в таблице не приводятся.
  • При необходимости возможно использование информативных значений, приведенных в Media Standard 2022, для бумаг LWC Plus, LWC Standard, SC Plus и SC.

Маркетинг в полиграфии: нонсенс или необходимость?

Мы решили еще раз вернуться к теме маркетинга в полиграфии, причем на самых разных уровнях…

Лет пять назад мы опубликовали материал про «10 заповедей маркетинга», причем применительно к маркетингу нашему, отраслевому. Общий смысл этой статьи состоял в том, что маркетинг в компании должен быть. Те компании, у которых его нет, оказываются в заведомо проигрышном положении по сравнению с теми, кто этим маркетингом занимается.

И тем не менее стало понятно, что необходимо возвращаться к теме маркетинга в полиграфии, причем на самых разных уровнях. Рынок полиграфических заказов и рынок полиграфического оборудования/материалов работают по одинаковой схеме; более того, они на самом деле взаимосвязаны.

Если типографии имеют меньше заказов, они меньше зарабатывают и как следствие меньше в состоянии тратить на приобретение оборудования и материалов. Казалось бы, все просто и понятно. Как можно рассуждать о маркетинге, когда рынок и так далеко не самый бодрый?

«Какой маркетинг, если мы и так еле сводим концы с концами!» Примерно такие речи можно слышать от целого ряда участников рынка. И возможно даже, они по-своему правы, поскольку маркетинг компании — это все-таки затраты, и если эти затраты можно не нести и есть надежда «пережить смутные времена» и выжить…

И все же мы решили подготовить статью о маркетинге и о том, как тратить на него средства, если уж решено в это ввязаться. Причины как раз в том, что рынок полиграфических товаров и услуг кардинально изменился, и это не временное явление! Те, кто считают, что нужно переждать тяжелые времена и дождаться лучших времен, заведомо ошибаются: никаких лучших времен для рынка не будет.

Полиграфия становится одной из рядовых отраслей промышленности, где действуют суровые макроэкономические законы рынка. А это значит, что понятие сверхприбыли, невысокая конкуренция, «самоуправление» (по принципу «как умею, так и управляю») остались в прошлом.

В среднем по миру в разных типовых видах производств хорошей нормой прибыли считается 4–5%, разумной 2–3%. И лишь в отдельных отраслях типа «торговли родиной» нормы прибыли могут быть выше. Но полиграфия к ним не относится. А значит, нужно учиться жить из соображений тех самых 3–5% прибыли.

Правда, в мире эти проценты считаются несколько иначе, чем у нас (мы об этом не раз писали), но общий смысл не меняется. Уже сейчас управление полиграфическими компаниями должны осуществлять профессиональные управленцы, причем отраслевые, которые существенную часть опыта приобрели в отрасли, а какую-то часть привнесли из учебных заведений.

Более того, почти никогда не работает привлечение в полиграфический бизнес «чистых управленцев». Много раз доводилось видеть, как собственник типографии ставит к рулю «выпускника высших управленческих курсов» в надежде, что теперь можно будет «спокойно сидеть у себя на даче, наблюдая через интернет, как пополняются счета типографии».

Нам не известно ни одного случая успеха подобной затеи (если кто знает, сообщите в редакцию). Управленец должен иметь огромный опыт работы именно в полиграфии, тогда дополнительные знания, которые ему дадут управленческие курсы, ему помогут. К счастью или на беду, полиграфия, хотя и является индустриальным занятием, имеет ряд особенностей, которые не известны более ни одной другой отрасли и обуславливают множество особенностей процесса управления предприятием и его маркетингом (см. справку ниже).

Маркетинг сам по себе — это довольно интересное явление. Хоть он и считается наукой и ему специально обучают в высших учебных заведениях, тем не менее существенная доля этой дисциплины — это лотерея или, если хотите, шаманство. В этой науке почти никогда не известно, что нужно делать, чтобы гарантированно получить нужный результат.

В психологии изучается такое явление, как побудительные мотивы принятия решения. Когда человеку нужно сделать выбор (например, в какой типографии напечатать заказ), его мыслительный процесс можно представить как «многомерные весы», где каждой типографии соответствует одна чаша, в которую та может класть свои аргументы.

Чем больше аргументов и чем они весомее, тем больше шансов, что нужная чаша перетянет. Маркетинг может подкладывать на свою чашу весов различные аргументы и не более того. А вот насколько они будут действенными, зависит от квалификации маркетолога, его опыта работы в отрасли и понимания, что важно для клиентов в данном случае.

Конечно, у многих сразу возникнут возражения: «Сейчас никого ничего, кроме цены, не интересует». Даже если представить себе, что это так, рано или поздно ценовое дно будет достигнуто, и тогда принимать решения все равно будут с учетом других критериев.

Тем более что мы, в свою очередь, со стороны заказчика можем говорить уверенно, что цена это не самое главное в выборе типографии. Важное, но не главное. Так вот, если отвлечься от цены, то маркетинг в полиграфии должен преследовать определенные цели, которые во многом общие для маркетинга в любой сфере бизнеса, но с некоторыми отличиями. Причем эти отличия приводят к тому, что маркетинг в полиграфии в ряде случаев становится парадоксальным.

  • Поддержка основных направлений бизнеса. В учебниках по маркетингу написано, что если какой-то вид продукции приносит компании 90% дохода, а все остальные — 10%, то и на маркетинг нужно тратить средства именно в этой пропорции: сначала основной вид продукции, а все остальное потом. Типичное решение для маркетолога или руководителя типографии: мы уже успешно печатаем брошюры, поэтому теперь будем продвигать упаковку, поскольку собираемся диверсифицироваться — и вся активность переводится в «новое направление». В результате и оно не может развиться, поскольку в этом направлении свои законы и методы работы, и не факт, что типография с этим легко справится, и основное направление постепенно зачахнет. В любой другой отрасли такое решение признали бы недальновидным и ошибочным в плане маркетинга. Но для полиграфии оно на самом деле частично верное, поскольку для серийных типографий диверсификация — это один из путей развития, но осуществляться она должна иначе.
  • Поиск ниши. С одной стороны, вполне логично считать «чем больше видов продукции мы выпускаем, тем больше у нас клиентов», поэтому зачастую в маркетинге типографий используются аргументы типа «мы можем печатать все». С другой стороны, такой маркетинг вызывает подозрения в непрофессионализме (нельзя хорошо делать все), и при прочих равных клиент предпочтет компанию, которая хорошо делает тот вид продукции, который он заказывает. Нужно как-то сочетать «широту охвата» с «глубиной ниши». Вообще чем глубже типография способна погрузиться в ту или иную производственную нишу, чем больше нюансов работы с этим заказом она изучит, чем больше оптимизирует производство под этот продукт, тем больше постоянных клиентов на этот вид продукции у нее будет. И в конечном итоге бизнес станет более эффективным. Аналогичная ситуация и с теми, кто продает полиграфическое оборудование. Как правило, не бывает идеальных машин, которые одинаково хорошо делают все. Конкретные машины чаще всего лучше подходят для чего-то одного. И как правило, именно в тот сектор, где машины лучше работают, их и нужно продвигать.
  • Наглядность. Можно, конечно, долго рассказывать всем заказчикам, как хорошо вы умеете печатать, но лучше реальных образцов ничто не говорит. Причем эти образцы должны быть специально изготавленными и максимально выигрышно демонстрирующими возможности типографии; нельзя использовать для этих целей остатки тиражей, ранее отпечатанных для других клиентов. Наиболее продвинутые типографии рассылают существующим и потенциальным клиентам каталог образцов, в которых стремятся в лучшем виде отразить свои возможности. Более того, в ряде типографий существуют специальные люди, которые занимаются отладкой новых для типографии технологий и выводом их на рынок, в частности через образцы. Очень часто бывает, что, отладив какую-то технологию или необычный процесс отделки, типография получает крупного клиента, причем надолго, поскольку такой технологии больше ни у кого нет или она обходится существенно дороже.
  • «Свой — чужой». Маркетинг типографий может быть направлен как на поддержание работы с существующими клиентами, так и на попытку переманить чужих. Аналогичная ситуация и с производителями оборудования и материалов. Здесь приходится пользоваться разными стратегиями. Для существующих клиентов нужны всевозможные программы поддержания лояльности (мы об этом писали не раз), для новых — интересная «фишка». Что может быть этой «фишкой», не всегда понятно, и именно здесь проявляется искусство маркетолога по ее созданию. Это может быть презентация нового оборудования или технологии (причем чем они необычнее, тем выше интерес), день открытых дверей, просто присылка необычного образца и т. д. Для коммуникации с «чужим» клиентом наилучшим образом подходят профильные выставки, причем как полиграфического профиля, так и профиля заказчика. Для упаковщиков неплохо подходят продовольственные выставки, для книжных типографий — книжная ярмарка, для изготовителей периодики — газетные или журнальные форумы. Причем в выставках этих нужно участвовать, а не приходить в качестве посетителя и «втюхивать» всем участникам свой «каталог» и визитную карточку. Это, может, иногда и работает, но все же это скорее напоминает спам в Интернете, и для крупных компаний это как минимум несолидно, серьезные заказчики с такими компаниями работать не будут.
  • Информирование о себе. Какой бы замечательной ни была типография, если о ней никто не знает, то и клиентов у нее нет. Типичное решение этой задачи: холодный обзвон всех подряд с предложением «дешевой и качественной полиграфии» либо приглашение «опытного менеджера с клиентской базой». Все это, конечно, хорошо, но так действуют все. И поиск клиента оказывается занятием вероятностным. Повезло менеждеру — напал на хорошего клиента, не повезло — не напал. Прямой контакт с заказчиком должен быть как минимум хорошо подготовлен. У типографии должен быть свой сайт, она должна быть «засвечена» в прессе, на выставках и т. д. (подробно мы об этом писали ранее). С кем-то совсем неизвестным будут работать только совсем неизвестные заказчики, здесь все по принципу «подобное к подобному».

Постановка задачи

В полиграфическом производстве основной целью технологического процесса является
получение постоянного, предсказуемого результата с высоким качеством цветовоспроизведения
при множественном репродуцировании. При соблюдении необходимых условий цифровые
технологии позволяют обеспечить постоянство входных и выходных параметров на
протяжении всего рабочего цикла и добиться качественного воспроизведения изображения
оригинала на оттиске.

Повысить управляемость полиграфическим процессом, усилить контроль качества
цветовоспроизведения, сделать более доступным и эффективным технологический
процесс воспроизведения оригинала на оттиске — вот неполный перечень задач,
которые стоят перед цифровыми технологиями.

Наиболее сложным по управлению технологическим участком в полиграфии является
препресс, где происходит окончательное формирование цифрового представления
изображения и подготовка тоновой иллюстративной информации для многокрасочной
печати.

Ввод и цифровая обработка информации для печати, несмотря на кажущуюся простоту,
представляют собой сложный процесс, который характеризуется межмодельным нестационарным
переходом с одновременным сжатием цветового пространства и неизбежным усечением
информационного поля при решении задач полиграфического репродуцирования.

Схематически разнообразие задач, которые при этом решаются и оказывают непосредственное
влияние на процесс репродуцирования, можно представить в виде структурной схемы,
показанной на рис. 1.

С развитием компьютерных технологий инструментальные средства, оборудование,
материалы, средства коммуникаций и связи становятся все более доступными. Это,
в свою очередь, приводит к снижению трудоемкости препресса, к технологической
концентрации процесса, снижению затрат и уменьшению себестоимости продукции.

Однако при этом возрастает участие в препрессе специалистов, которые в полной
мере не обладают знаниями полиграфических технологий и в связи с этим вносят
в полиграфический язык и терминологию свой компьютерно-технический «новояз»,
во многих случаях не только засоряя речь, но и создавая неопределенность.

Различное
толкование терминов и понятий приводит порой к трагикомическим ситуациям. На
этом стыке знаний и технологий происходит «информационная революция» в полиграфии,
которая меняет не только информационное поле знаний в полиграфии, но и информационное
отношение к технологическому процессу.

Так, например, печатная машина воспринимается
не как «культовый объект» (технологический или технический), а скорее как обычное
рабочее место или периферийное устройство, составная часть большой современной
информационной системы, компьютерной сети.

Приступая к реализации конкретного полиграфического проекта, необходимо в самом
начале четко определить задачи полиграфического репродуцирования, определив
следующие параметры:

  • вид полиграфической продукции (информационный бюллетень, книга, журнал,
    рекламный материал, высококачественная художественная репродукция);

  • периодичность выпускаемого издания;

  • тираж издания;

  • тип используемой бумаги (запечатываемый материал);

  • тип печатного устройства.

Вид продукции формирует требования к оборудованию и запечатываемому материалу в
допечатном, печатном и послепечатном (отделочном) производствах. Периодичность
издания обусловливает дополнительные требования к производительности и количеству
используемого оборудования, а также к рабочему циклу и количеству смен.

Тираж
определяет выбор печатного устройства (листовая или рулонная печатная машина)
и материалов в формном производстве. Запечатываемый материал диктует линиатуру
печатного издания. Например, для газетной бумаги линиатура всегда меньше 100
lpi, а для глянцевой мелованной бумаги она может значительно превышать 200 lpi.

Характеристики бумаги необходимо учитывать и при цветоделении — оценивая параметры
по растискиванию, суммарному количеству краски, максимальному количеству краски
в глубоких тенях (особенно это важно для черной краски, так как печатники всегда
боятся непропечатки текста). Печатная машина также вносит свою лепту в растискивание:
у рулонной машины оно всегда выше, чем у листовой.

Только учитывая все эти параметры в совокупности, можно технологично и грамотно
организовать производственный процесс, технически верно выбрать и использовать
дорогостоящее оборудование. В настоящее время оцифрованные изображения используются
в полиграфии и в коммуникационных системах, в системах архивации и каталогизации
информации.

Цены на оборудование ввода графической информации, в зависимости
от вида деятельности, могут меняться в очень широком диапазоне: от нескольких
сот долларов до нескольких сот тысяч долларов. Наиболее жесткие требования к
системам сканирования предъявляются в препрессе, который по-прежнему рассматривается
как элемент полиграфии независимо от того, на каком удалении от печатной машины
он осуществляется.

Фирмы-производители предлагают следующие типы устройств: барабанные, плоскостные
(планшетные), проекционные сканеры, а также цифровые видеоустройства и цифровые
камеры. Сканеры ручные и листопротяжные в полиграфии практически не применяются.
Оценка объема загрузки устройств ввода графической информации и обработки изображений,
периодичность выпускаемой продукции, качество используемых оригиналов — все
это имеет непосредственное отношение к выбору типа устройства.

Выбор типа устройства
только по критерию обработки оригиналов в проходящем (диапозитивы или негативы)
или в отраженном (оригиналы на непрозрачной основе) свете является некорректным.
Опытный технолог всегда помнит простую истину, что нет плохого оборудования —
есть оборудование, используемое не по назначению.

Признаки некачественной полиграфии

Далее рассмотрены дефекты, негативно отражающиеся на качестве полиграфии, а также причины их появления и способы устранения.

Дефекты

Причины возникновения

Методы устранения

Выщипывание

1.    Низкая прочность бумаги.

2.    Избыточная липкость краски.

3.    Повышенная липкость офсетной резины

1.    Заменить бумагу, но если это невозможно, можно запечатать поверхность тонким слоем слабо-слабой олифы.

2.    Откорректировать липкость краски при помощи паст, позволяющих улучшить печатные свойства.

3.    Нанести на офсетную резину средство для быстрого запуска машины либо использовать менее липкое офсетное полотно

Зажиривание формы

1.    Дефекты печатной формы.

2.    Недостаточная подача увлажняющего раствора на печатную форму.

3.    Слишком большой объем краски, подаваемой в красочную систему и на печатную форму

1.    Заменить печатную форму.

2.    Обеспечить более активную подачу увлажняющего раствора.

3.    Временно отключить подачу краски, чтобы избавиться от ее излишков на валиках

Отмарывание

1.    Очень гладкая мелованная бумага;

2.    Слишком большая насыщенность краски на оттиске, особенно когда речь идет о печати плашек.

1.    Использовать краски для печати на мелованных бумагах.

2.    Если возможно, не растрировать плашки, использовать чистые цвета, такие как «PANTONE»

Двоение

1.    «Поперечная» бумага неодинаково деформируется в секциях четырехкрасочных машин, из-за чего сдавливаются печатные элементы на оттиске.

2.    Плохо натянута резинотканевая пластина на офсетном полотне.

3.    Листы неплотно прижимаются захватами бумагопроводящей системы

1.    Отказаться от «поперечной» бумаги в пользу «продольной». Для небольшого тиража и при отсутствии другой бумаги ее можно пропустить через машину с увлажнением. Таким образом, неодинаковая деформация будет выровнена.

2.    Подтянуть пластину и следить за ее натяжением в процессе работы.

3.    Проверить, отрегулировать прижим захватов

Пятнистость

1.    Плохое вращение краски в красочном ящике, в результате чего наблюдается чередование темных и светлых полос на оттиске по направлению вращения печатного цилиндра.

2.    Слишком вязкая краска, что объясняется большим содержанием пигментов и наполнителей.

3.    Обильное увлажнение печатной формы

1.    Установить причину и выполнить указанные рекомендации. Контакт краски с дукторным цилиндром проявляется как полошение, из-за него прерывается передача краски от дуктора через передаточный валик в красочную систему.

2.    Ввести вспомогательные пасты или разбавитель, чтоб изменить состав.

3.    Отрегулировать подачу увлажняющего раствора на форму, после чего печатать с минимальным увлажнением

Плохое наложение разных красок друг на друга при использовании метода печати «по сырому»

1.    Избыточная толщина красочного слоя первой краски.

2.    Нарушено правило о липкости краски при печатании на многокрасочных машинах

1.   Наносить первые краски в соответствии с минимальными денситометрическими нормами.

2.   Липкость каждой последующей краски должна быть ниже предыдущей – такого эффекта добиваются за счет введения пасты

Растискивание

1.    Слишком большой объем краски, подаваемой в красочную систему и на печатную форму.

2.    В краску введено слишком много разбавителей в процессе корректировки.

3.    Недостаточно натянуто офсетное полотно

1.    Макулатурными листами бумаги снять избыток краски с валов, уменьшить подачу.

2.    Смыть красочную систему, использовать для печати неразбавленные краски.

3.    Проверить натяжение и, если требуется, подтянуть полотно

Скручивание листов

1.    Тонкая бумага запечатывается слишком вязкой краской.

2.    Повышенная чувствительность бумаги к влаге.

3.    Слишком высокое давление между офсетным и печатным цилиндрами

1.    Поправить вязкость краски за счет добавления слабо-слабой олифы или разбавителя Р-51.

2.    Запечатать бумагу на двухкрасочной машине, если она скручивается при работе на четырехкрасочной по причине повышенной чувствительности к влажности.

3.    Ослабить давление/уменьшить толщину декеля

Тенение

1.    Используется бумага с повышенным показателем щелочности.

2.    Допущена ошибка при установке увлажняющих валиков.

3.    Недостаточная вязкость краски после ее корректирования

1.    Взять другую бумагу либо произвести холостой прогон бумаги через печатную машину с включенным увлажнением. Для этого используется увлажняющий раствор с повышенной кислотностью, далее отработанный состав заменяют новым.

2.    Проверить правильность установки валиков.

3.    Заменить краску или добавить олифу

Слишком медленное высыхание краски на оттиске

1.    Избыточное увлажнение печатной формы.

2.    Толстый слой краски на оттиске.

3.    Недостаточная акклиматизация краски и бумаги

1.    Уменьшить подачу увлажняющего раствора.

2.    Снизить подачу краски, печатать более интенсивными красками.

3.    Соблюдать требования к периоду акклиматизации материалов в цехе, который должен длиться от 24 часов

Рулонная журнальная печать hswo

Контроль качества печатных оттисков контролируется путем измерения цветовых координат CIE Lab на соответствие данным указанным в таблице 3.1 с учетом типа бумаги (таблица 2). Оптические плотности рассчитываются в соответствии со значениями цветовых координат CIE Lab.

В таблице 8 приведены значение тоновых приращений, полученных при измерении 40% и 80% растрового поля контрольной шкалы 40mC_5mm_MAN_1460mm и TECHKON TCS 325 (300), при печати на рулонных журнальных печатных машинах с сушкой (HSWO).

Таблица 8

Тип бумаги

Приращение растровой точки в 40% и 80% полях

Голубой (С)

Пурпурный (М)

Желтый (Y)

Черный (K)

40%

80%

40%

80%

40%

80%

40%

80%

1

13±4

11±3

13±4

11±3

13±4

11±3

16±4

12±3

2

13±4

11±3

13±4

11±3

13±4

11±3

16±4

12±3

3/3”

16±4

12±3

16±4

12±3

16±4

12±3

19±4

13±3

4/5

19±4

12±3

19±4

12±3

19±4

12±3

22±4

13±3

SC

16±4

12±3

16±4

12±3

16±4

12±3

19±4

13±3

MFC

16±4

12±3

16±4

12±3

16±4

12±3

19±4

13±3

Рулонная газетно-журнальная печать HSWO и СSWO

На основании параметров указанных в таблице 3.1, в таблице 9 приведены показатели оптических плотностей отражения сплошных красочных слоев триадных красок при печати на рулонных газетно-журнальных печатных машинах с сушкой (HSWO и CSWO) и с учетом типа бумаги (таблица 2).

Таблица 9

Класс бумаги

Плотность отражения сплошных красочных слоев

Голубой (C)

Пурпурный (M)

Желтый (Y)

Черный (K)

D

/-

D

/-

D

/-

D

/-

1-2

1,43

0,15

1,33

0,15

1,26

0,15

1,5

0,2

3-3”

1,43

0,15

1,33

0,15

1,26

0,15

1,5

0,2

4-5

1,1

0,2

1,1

0,2

1,0

0,2

1,2

0,2

SC-MFC

1,2

0,15

1,2

0,15

1,1

0,15

1,45

0,2

SNP HSWO

1,1

0,2

1,1

0,2

1,0

0,2

1,2

0,2

SNP CSWO

0,9

0,2

0,9

0,2

0,9

0,2

1,1

0,2

В таблице 10 приведены значение тоновых приращений, полученных при измерении 40%, 80% и 50% растрового поля контрольной шкалы TECHKON TCS 325 (300) при печати на рулонных газетно-журнальных печатных машинах с сушкой (HSWO).

Таблица 10

Тип бумаги

Приращение растровой точки в 40%, 80% и 50% полях

Голубой (С)

Пурпурный (М)

Желтый (Y)

Черный (K)

40%

80%

50%

40%

80%

50%

40%

80%

50%

40%

80%

50%

1-2

13±4

11±3

14±4

13±4

11±3

14±4

13±4

11±3

14±4

16±4

12±3

17±4

3-3”

16±4

12±3

17±4

16±4

12±3

17±4

16±4

12±3

17±4

19±4

13±3

20±4

4-5

19±4

12±3

20±4

19±4

12±3

20±4

19±4

12±3

20±4

22±4

13±3

22±4

SC-MFC

16±4

12±3

17±4

16±4

12±3

17±4

16±4

12±3

17±4

19±4

13±3

20±4

SNP HSWO

19±4

12±3

20±4

19±4

12±3

20±4

19±4

12±3

20±4

22±4

13±3

22±4

В таблице 11 приведены значение тоновых приращений, полученных при измерении 50% растрового поля контрольной шкалы TECHKON TCS 325 (300) при печати на рулонных газетно-журнальных печатных машинах без сушки (CSWO).

Таблица 11

Тип бумаги

Приращение растровой точки в 50% полях

Голубой (С)

Пурпурный (М)

Желтый (Y)

Черный (K)

50%

50%

50%

50%

SNP CSWO

26±4

26±4

26±4

26±4

Требования к качеству готовой продукции

Допуски на точность обработки полуфабрикатов и готовой продукции при выполнении технологических операций:

  • Резка листовой продукции – ± 0,5 мм.
  • 3х-сторонняя обрезка готовой продукции составляет ± 1,5 мм.
  • Косина готовой продукции не должна превышать 1,5 мм.
  • Допустимое совмещение по фальцу в тетрадях составляет:
    • при печати на газетно-журнальной машине на газетной бумаге не более 1,5 мм;
    • при печати на газетно-журнальной машине на бумагах c покрытием и суперкаландрированных не более 1,5 мм;
    • при печати на журнальной машине на бумагах с покрытием и суперкаландрированных не более 1,0 мм;
    • при печати на листовых печатных машинах с последующей фальцовкой не более 1,0 мм.
  • Точность фальцовки буклетов и рекламной продукции, при печати на листовых печатных машинах не должна превышать 1,0 мм.
  • Точность сгиба (фальца) продукции по биговке не должно превышать 1,0 мм.
  • Точность совмещения элементов тиснения или конгрева с отпечатанным изображением не должна превышать 1,0 мм.
  • Допустимое отклонение вырубного контура на конечном изделии ± 1,5 мм.
  • Допустимы незначительные трещины по фальцу на бумагах свыше 115 гр/м2.
  • При ручных операциях, точность позиционирования рекламного образца относительно площади приклеивания ±10 мм. Допускаются единичные случаи наличия клея после извлечения (отрыва) рекламного образца, а также повреждение изображения в местах нанесения клея.

Наличие УФ-лака на сгибах может привести к повреждению красочного слоя на плотных бумагах даже при биговке. По возможности необходимо делать выборку под УФ-лаком на месте сгиба.

Критичные дефекты, считающиеся браком, приводящие к искажению или потере информации, потере товарного вида издания или затрудняющее его использование по назначению:

  • некомплектность или нарушение последовательности элементов издания: «чужие», перевернутые, повторяющиеся, перепутанные, лишние, недостающие тетради, вклейки, вкладки и другие компоненты издания;
  • некомплектность или нарушение последовательности страниц: пропущенные, перевернутые, неправильная последовательность полос в тетради, белые полосы;
  • «чужая» переплетная крышка или обложка;
  • переворот блока относительно обложки или смещение блока за пределы обложки;
  • механические повреждения издания: разрыв по сгибу или заломы на обложке, деформация переплетной крышки, рваные, смятые или грязные страницы, возникшие в результате изготовления или упаковки продукции;
  • дефекты воспроизведения текстовой информации и иллюстраций блока и обложки: непропечатка, двоение, полошение, тенение, отмарывание, приводящее к искажению и потере информации, выщипывание и др.;
  • дефекты скрепления, приводящие к выпадению элементов блока и/или издания: раскол блока, непроклеенные страницы, отставание обложки от корешка, выпадение блока из обложки, отсутствие скобы, не загнутые скобы, не прошитые страницы;
  • срезание края текста или иллюстрации на полосе («зарезанные» текст или иллюстрации) и «ухода» текста в корешок при условии соблюдения всех необходимых технологических отступов при верстке.
  • значительное затекание клея (более 2 мм) между страницами блока и обложки, вызывающее потерю, повреждение текста или иллюстраций при раскрывании издания;
  • отставание или механическое повреждение припрессованной пленки, коробление или скручивание обложки после припрессовки или лакировки, растрескивание лакового слоя.

Допускается наличие в готовом тираже вышеуказанных дефектов, но не более 0,5% от тиража.

Во всех остальных случаях при решении возникших разногласий по качеству выполненных Подрядчиком работ стороны руководствуются нормами и технологическими режимами, использующимися в типографии.

Незначительные дефекты, не приводящие к искажению информации и потере товарного вида издания и не считающиеся браком:

  • допускается (на основании внутренних инструкций) наличие незначительных царапин на блоке и обложке, обусловленных технологическими особенностями оборудования*;
  • допускается (на основании внутренних инструкций) наличие карбонирования (незначительный переход краски с одной полосы на другую при механическом воздействии) в тетрадях, отпечатанных на рулонных печатных машинах, обусловленных технологическими особенностями оборудования*;
  • допускается (на основании внутренних инструкций) наличие незначительных надрывов блока и обложки на краях издания в случаи если издание имеет обложку с клапанами*;
  • допускается (на основании внутренних инструкций) незначительное замятие переднего края обложки или страниц блока при наличии в блоке полос с клапанами*;
  • при несоблюдении рекомендации и/или отсутствии ВД лака на 1-й и 4-й полосе обложки допускается (на основании внутренних инструкций) присутствие на них следов транспортирующих ремней*;
  • на продукции, покрытой матовым, глянцевым УФ лаком или ламинацией допускается (на основании внутренних инструкций) наличие следов пальцев рук и незначительных царапин**;
  • допустимы малозаметные следы от ножей (штрихи) на обрезе**;
  • допустимы отклонения резки обложки и блока относительно меток обрезного формата, как следствие усадки бумаги в процессе производства продукции*.

Примечания:

* Данные незначительные дефекты могут появляться на всем тираже.

** Данные незначительные дефекты могут появляться на «единичных экземплярах». Под «единичными экземплярами» понимается не более 3% от изготовленного Подрядчиком тиража.

Изготовление изданий с проклейкой корешка на рулонных печатных машинах и подрезкой:

  • изготовленные экземпляры журналов и брошюр должны содержать полное число листов, расположенных верхними краями в одну сторону и в заданной последовательности, в соответствии с макетом Заказчика;
  • точность совмещения разворотных полос оценивается по точности фальцовки;
  • обрезка блока должна соответствовать утвержденному формату:
    • Точность соблюдения формата для журнальных машин: А4-А3 – ± 1,5 мм
    • Точность соблюдения формата для газетно-журнальных машин: А4, А3 – ± 2 мм
  • при печати листовок на рулонных машинах с четырехсторонней подрезкой точность подрезки ± 2 мм;
  • ширина клеевой полосы в корешковой зоне издания по 2 мм от корешка в каждую сторону (при расчете спуска необходимо учитывать отступ по 10 мм от меток обрезного формата для предотвращения загрязнения фальцаппарата и полуфабриката).

Изготовление изданий (брошюры, журналы) скрепленных шитьем проволокой:

  • изготовленные экземпляры журналов и брошюр должны содержать полное число листов, расположенных верхними краями в одну сторону и в заданной последовательности, в соответствии с макетом Заказчика;
  • обрезка блока должна соответствовать утвержденному формату;
  • точность совмещения разворотных полос оценивается по точности фальцовки;
  • верхние кромки тетрадей в сшитом блоке должны располагаться в одной плоскости. Допускается отклонение до 1 мм;
  • допустимое смещение скоб от линии фальца ±1 мм;
  • для изданий объемом 64 и более полос, отпечатанных на бумаге плотностью от 115 г/м2 и более допускается наличие «заусениц» в корешке (в «голове» и в «хвосте») и каскадная резка до 1,0 мм.

Изготовление изданий (брошюры, журналы), скрепленных клеевым бесшвейным способом:

  • изготовленные экземпляры журналов и брошюр должны содержать полное число листов, вкладок, вклеек, расположенных верхними краями в одну сторону и в заданной последовательности, в соответствии с макетом Заказчика;
  • обрезка блока должна соответствовать утвержденному формату;
  • срезы должны быть ровными и чистыми без следов клея;
  • точность совмещения разворотных полос оценивается по точности фальцовки;
  • допускается смещение верхнего края отдельных тетрадей, вклеек от общей плоскости но не более чем на 1 мм;
  • допускаются (на основании внутренних инструкций) единичные просветы между листами не нарушающие связи листов с клеевой пленкой. Ширина единичных просветов не должна превышать 0,2 мм. Допускаются единичные затеки клея величиной до 2,0 мм;
  • допустимое смещение корешка относительно блока ± 1 мм;
  • корешок должен иметь прямоугольную форму, без морщин и сдвигов. На поверхности корешка допускаются единичные морщины и единичные надрывы обложки глубиной не более 3 мм со стороны верхнего и нижнего обрезов, но не более 3% от изготовленного Подрядчиком тиража.

Требования к оригиналу

Изменение технологической концепции в полиграфическом воспроизведении, «оцифрованное»
мышление и сетевой подход к решению полиграфических задач способствуют сокращению
многозвенности полиграфического процесса, к сближению во времени его «начала»
и «конца» — оригинала и оттиска.

К сожалению, растущая доступность средств ввода
информации и компьютерных технологий порой формирует у заказчика неправильное
представление об используемых в полиграфии оригиналах. Заказчик ошибается, когда
считает, что цифровая обработка иллюстративной информации может сделать из любого
оригинала качественную иллюстрацию.

А это не совсем так! Оригиналы для качественного
полиграфического воспроизведения должны тщательно подготавливаться, подбираться
и удовлетворять требованиям технологического процесса. Оригиналы, используемые
в полиграфии, можно классифицировать и представить в виде структурной блок-схемы,
показанной на рис. 7.

Основным техническим требованием для всех оригиналов является отсутствие дефектов,
которые мешают восприятию изображения или искажают сюжетные детали иллюстрации.
К ним относятся любые загрязнения, а также загибы, трещины, пятна, царапины
и т.д.

В программах обработки изображений (например, Adobe Photoshop) многие
дефекты можно отретушировать. При выборе оригинала необходимо всегда оценивать
его размер и масштаб воспроизведения, которые должны соответствовать оборудованию
и технологическим требованиям процесса репродуцирования.

Так, для непрозрачных
оригиналов масштаб должен быть от 33 до 150%, а для прозрачных многоцветных
оригиналов — не более 800%. Для прозрачных позитивов с произведений искусства
масштаб увеличения должен быть не более 400%. Для оригиналов с произведений
искусства необходимым условием является наличие контрольной шкалы.

Увеличение
масштаба воспроизведения сверх 800% допускается только для репродукций, предназначенных
для рассматривания с расстояния более 1 м. Нарушение требований по масштабированию
приводит, как правило, к появлению на репродукции деталей, отсутствующих в оригинале
(сильное зерно), а также к снижению резкости и четкости иллюстрации.

При использовании
в качестве оригиналов печатных оттисков следует строго следить, чтобы масштаб
воспроизведения был не более 60-70%. При этом необходимо выполнить целый комплекс
обязательных технологических действий по дерастрированию сюжета.

Их невыполнение
обычно приводит к возникновению вторичного муара на оттиске. Оцифровывание оригиналов
с растровой структурой необходимо выполнять при оптическом разрешении, в 2-3
раза превышающем линиатуру печатного издания. Обычно выбирают выходное разрешение
600 dpi, а после выполнения дерастрирования (например, в программе Adobe Photoshop
с применением фильтров:

Blur — Gaussian Blur, Noise — Despe-ckle или Median)
отмаскированного сюжета понижают выходное разрешение до необходимого значения
в соответствии с требованием по линиатуре печатного издания. Дерастрирование
оригинала с растровой структурой можно выполнять и средствами устройства ввода
(сканер), если, конечно, имеется данная опция.

Главное требование, предъявляемое к оцифрованным изображениям, — представление
оцифрованной информации в цветовом пространстве модели RGB или Lab, а также
необходимый и достаточный объем информации для удовлетворения технологическим
требованиям репродуцирования по линиатуре печатного оттиска.

Обычно этот объем
измеряется десятками мегабайт. Если же оцифрованная информация предоставляется
в цветовом пространстве CMYK, то ее необходимо перевести в цветовое пространство
модели Lab (данную процедуру допускается проводить не более одного раза), а
затем выполнить цветоделение средствами программы обработки изображений (например,
Adobe Photoshop), предварительно заложив в нее все технологические требования
процесса (формы, бумага, триада красок, печатная машина).

Большое многообразие и отличие оригиналов по виду, изготовлению, форме, материалам,
красителям предполагает, что выбор и контроль качества оригиналов для репродуцирования
должен осуществлять специально подготовленный и имеющий общее представление
о технологическом процессе персонал.

В своей работе по приемке и контролю качества
оригиналов он должен руководствоваться требованиями отраслевых стандартов и
ГОСТов (например, ОСТ 29.106-90). При работе с оригиналами необходимо использовать
просмотровые устройства, лупы (кратные масштабу репродукции), микроскопы, измерительные
средства и средства предохранения от пыли, грязи и механических повреждений
(перчатки, безворсовые салфетки, концентрированный воздух, чистящие жидкости).
При оценке качества оригиналов желательно контролировать следующие параметры:

  • отсутствие или наличие дефектов, искажающих детальность сюжета;

  • формат и размеры полей оригинала;

  • равномерность глянца;

  • равномерность штриховых элементов;

  • оптический плотностной диапазон (минимальную и максимальную оптические
    плотности);

  • цветовое содержание;

  • цветопередачу и цветовой тон;

  • зернистость;

  • ретушь;

  • вуаль.

Результаты контроля желательно отображать в техническом паспорте оригинала.
При работе с оригиналами необходимо соблюдать технологические правила по хранению,
перемещению, эксплуатации и транспортированию.