Что такое плотность бумаги | Xerox

Белизна

При­бор­ное опре­де­ле­ние белиз­ны мате­ри­а­лов зада­ча тех­ни­че­ски слож­ная. Слиш­ком мно­го вли­я­ю­щих фак­то­ров, кото­рые име­ют тех­ни­че­скую неопре­де­лён­ность. Суще­ству­ет, напри­мер, про­бле­ма под­дер­жа­ния и повер­ки эта­ло­нов, ста­биль­но­сти источ­ни­ков све­та — все они “ста­ре­ют” и най­ти два с оди­на­ко­вы­ми харак­те­ри­сти­ка­ми почти невоз­мож­но, суще­ству­ет про­бле­ма чув­стви­тель­но­сти изме­ри­тель­ных при­бо­ров при изме­ре­ни­ях бума­ги раз­но­го цве­та и т.д.

На изме­ре­ния в види­мой части спек­тра вли­я­ет и неви­ди­мое, корот­ко­вол­но­вое, уль­тра­фи­о­ле­то­вое излу­че­ние. Стро­го гово­ря, для оцен­ки опти­че­ских харак­те­ри­стик мате­ри­а­ла надо опре­де­лять весь его спектр отра­же­ния. Одна­ко прак­ти­че­ски удоб­нее, срав­ни­вая образ­цы, срав­ни­вать две циф­ры, что не поз­во­ля­ет делать срав­не­ние непре­рыв­ных спек­тров.

  • белиз­на (Brightness), как коэф­фи­ци­ент отра­же­ния волн в диа­па­зоне 457 нм;
  • белиз­на CIE (Whitness), рас­счи­тан­ная по коор­ди­на­там цветности;
  • свет­ло­та CIE, опре­де­ля­е­мая в коор­ди­на­тах цвет­но­сти L, a*, b*.

Стан­дарт­ная белиз­на (Brightness), бума­ги — это коэф­фи­ци­ент диф­фуз­но­го отра­же­ния поверх­но­сти бума­ги при осве­ще­нии её опре­де­лён­ным источ­ни­ком све­та, изме­рен­ный при длине вол­ны 457 нм.

Белиз­на изме­ря­ет­ся фото­мет­ра­ми, спек­тро­фо­то­мет­ра­ми. Так белиз­на изме­ря­ет­ся по стан­дар­там раз­лич­ных стран и по меж­ду­на­род­но­му стан­дар­ту. При изме­ре­ни­ях по ГОСТ 30113, сов­па­да­ю­ще­му со стан­дар­том ИСО 2470, белиз­на может при­вы­шать 100 процентов.

При изме­ре­ни­ях белиз­ны (как и при дру­гих цве­то­вых изме­ре­ни­ях) важ­но ого­ва­ри­вать источ­ник осве­ще­ния при кото­ром про­во­дят­ся изме­ре­ния. Таких источ­ни­ков исполь­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, четы­ре: “А”, “В”, “С”, “Д65”. Источ­ник “А” вос­про­из­во­дит усло­вия сред­не­го иску­ствен­но­го осве­ще­ния элек­три­че­ски­ми лам­па­ми нака­ли­ва­ния, “В” — нар­ма пря­мо­го сол­неч­но­го цве­та, “С” — флю­о­рес­цент­ной ртут­ной лам­пы, “Д65” — днев­но­го све­та.

Так как изме­ре­ния по это­му мето­ду про­во­дят­ся в узком диа­па­зоне спек­тра (око­ло 457 нм), а глаз чело­ве­ка видит весь спектр от 400 до 700 нм, кор­ре­ля­ция с визу­аль­ной оцен­кой не все­гда хорошая.

Белиз­на CIE (Whitness), рас­счи­ты­ва­ет­ся по коор­ди­на­там цвет­но­сти и коор­ди­на­там цве­та (для это­го опре­де­ля­ет­ся зна­че­ние CIE- отте­нок (CIE- Tint) вели­чи­на даёт впе­чат­ле­ние о сте­пе­ни белиз­ны образ­ца, содер­жа­ще­го ООВ и эле­мен­ты отте­ноч­но­го кра­си­те­ля.

Недо­стат­ки этой систе­мы измерения: 

  • В каче­стве офи­ци­аль­но­го он может исполь­зо­вать­ся толь­ко для срав­не­ния образ­цов, испы­тан­ных одним спек­тро­фо­то­мет­ром и в одно вре­мя. Это свя­за­но с отли­чи­я­ми при­бо­ров и источ­ни­ков света;
  • Изме­ря­е­мый обра­зец дол­жен быть доста­точ­но белым. Газет­ная бума­га, напри­мер, даёт оши­боч­ные резуль­та­ты. Тём­но-голу­бой отте­нок завы­ша­ет зна­че­ния белиз­ны CIE.

Свет­ло­та CIE, опре­де­ля­ет­ся в сово­куп­но­сти с коор­ди­на­та­ми цвет­но­сти а* и b*. И пред­став­ля­ет собой раз­ни­цу меж­ду чёр­ным и белым. Для иде­аль­но бело­го L = 100. Для иде­аль­но чёр­но­го — 0.

В каче­стве иллю­стра­ции раз­ли­чий в опре­де­ле­нии белиз­ны бума­ги в зави­си­мо­сти от мето­да и исполь­зо­ван­ных при­бо­ров, при­ве­дём несколь­ко обра­бо­тан­ные дан­ные из докла­да сде­лан­но­го на кон­фе­рен­ции Тех­ни­че­ской ассо­ци­а­ции бумаж­ной инду­стрии (PITA) в Ман­че­сте­ре в октяб­ре 1997 года А. Тин­да­лем (фир­ма “Кла­ри­ант”) “Про­из­вод­ство и изме­ре­ние белизны”.

Изме­ре­ния одно­го и того же образ­ца бума­ги про­из­во­ди­лись тре­мя спектрофотометрами:

  • Elrepho 2000 с исполь­зо­ва­ни­ем ком­пью­тер­ной про­грам­мы фир­мы “Кла­ри­ант”;
  • Datacolor Spectraflash 500;
  • Minolta CM-2002 .

Гладкость (шероховатость)

Гео­мет­рия поверх­но­сти бума­ги харак­те­ри­зу­ет­ся пока­за­те­лем глад­ко­сти или шеро­хо­ва­то­сти.

https://www.youtube.com/watch?v=HSxJkKiHXbw

“Гео­мет­рия поверх­но­сти” бума­ги опре­де­ля­ет­ся не толь­ко мик­ро­не­ров­но­стя­ми, но и мак­ро­не­ров­но­стя­ми. Пер­вые обу­слов­ле­ны мик­ро­гео­мет­ри­ей, вто­рые рас­пре­де­ле­ни­ем мас­сы по площади.

Суще­ству­ет груп­па наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных мето­дов, в кото­рых глад­кость изме­ря­ет­ся с помо­щью пото­ка воздуха.

Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны мето­ды изме­ре­ния на при­бо­ре Бендт­се­на Шеф­фил­да и Пар­ке­ра (шеро­хо­ва­тость). Бек­ка (глад­кость).

alt
Изме­ри­тель глад­ко­сти по Бендтсену

Сущ­ность мето­да Бек­ка заклю­ча­ет­ся в изме­ре­нии вре­ме­ни, необ­хо­ди­мо­го для про­хож­де­ния воз­ду­ха опре­де­лен­но­го объ­е­ма в ваку­ум­ную каме­ру меж­ду поверх­но­стя­ми испы­ту­е­мо­го образ­ца и стек­лян­ной поли­ро­ван­ной пла­сти­ны опре­де­лен­ной пло­ща­ди, при­жа­тых с опре­де­лен­ным дав­ле­ни­ем. Глад­кость изме­ря­ет­ся в секун­дах. Чем выше глад­кость, тем боль­ше зна­че­ние показателя.

Стро­гих зави­си­мо­стей меж­ду зна­че­ни­я­ми пока­за­те­лей глад­ко­сти (шеро­хо­ва­то­сти), изме­рен­ных раз­ны­ми мето­да­ми, нет. Суще­ству­ет каче­ствен­ная зави­си­мость меж­ду зна­че­ни­я­ми глад­ко­сти по Бек­ку и шеро­хо­ва­то­сти по Бендт­се­ну.

На при­бо­рах Бендт­се­на, Шеф­фил­да изме­ря­ет­ся поток воз­ду­ха, про­хо­дя­щий при посто­ян­ном дав­ле­нии меж­ду поверх­но­стью коль­ца и листом бумаги.

Шеро­хо­ва­тость по Бендт­се­ну выра­жа­ют в мл/мин, по Шеф­фил­ду в еди­ни­цах Шеффилда.

На рисун­ках при­ве­де­ны каче­ствен­ные зави­си­мо­сти меж­ду пара­мет­ра­ми, опре­де­лён­ны­ми раз­ны­ми мето­да­ми. Они поз­во­ля­ют оце­нить харак­тер изме­не­ния одно­го пара­мет­ра в зави­си­мо­сти от изме­не­ния дру­го­го и могут помочь при срав­не­нии пока­за­те­лей глад­ко­сти и шеро­хо­ва­то­сти образ­цов, изме­рен­ных раз­ны­ми мето­да­ми.

Метод Пар­ке­ра (PPS) слу­жит для изме­ре­ния шеро­хо­ва­тость бума­ги и кар­то­на в усло­ви­ях близ­ких к усло­ви­ям печат­ной маши­ны. Резуль­тат изме­ре­ния шеро­хо­ва­то­сти по Пар­ке­ру выра­жа­ет­ся в микронах.

Канцелярская бумага. часть первая

В сегодняшней статье я расскажу вам о тех видах бумаги, из которой делают почти всю канцелярскую продукцию

В сегодняшней статье я расскажу вам о тех видах бумаги, из которой делают почти всю канцелярскую продукцию. Еще такую бумагу можно встретить в канцелярских магазинах, там её продают в чистом виде: в пачках по листам или рулонах на отрез:

Эта статья нужна для понимания всех следующих статей. Ведь скоро вас ждут материалы о тетрадях, блокнотах, ежедневниках, скетчбуках, чернильных дневниках и о том, что взбредёт в мою голову. В статьях я расскажу вам, на чём экономят производители, где это допустимо, а где погоня за низкой ценой сыграет с вами злую шутку.

Профессионалам своего дела скажу следующее: я намеренно упрощаю, обобщаю и упускаю из вида многие детали. Без сомнения, для нас они важны, но у неподготовленного читателя быстрее вызовут несварение, чем переварятся и усвоятся. У этой статьи другая задача: заложить фундамент. Что я и делаю.

Ну что, погнали!

Я не хочу писать статью о производстве бумаги. Много раз думал об этом, даже делал несколько подходов. Но как бы я ни старался, получается невероятно скучно. Однако некоторые вещи знать интересно, и вот одна из них.

Бумагу делают из волокон целлюлозы. А целлюлозу получают из древесины, а точнее из стволов и веток лиственных и хвойных деревьев.

Древесина состоит из двух тканей:

Стенки клеток этих тканей состоят не только из целлюлозы, но ещё из гемицеллюлозы и лигнина. Все вместе они образуют сложную композитную конструкцию. Больше всего это похоже на строительство высотного дома. Длинные и прочные молекулы целлюлозы выполняют роль строительных балок, образуя каркас. Гемицеллюлоза имитирует стены, заполняя промежутки между молекулами целлюлозы. А гидрофобный лигнин выступает в роли бетона, укрепляя стенки клеток и делая их непроницаемыми для воды и соков.

Лигнин (от лат. lignum — дерево, древесина) — вещество, характеризующее одеревеневшие стенки растительных клеток. Сложное полимерное соединение, содержащееся в клетках сосудистых растений и некоторых водорослях. Именно лигнин придает древесине красивый желтоватый, коричневатый или красноватый оттенок. А заполненные им клетки создают характерный рисунок на поверхности дерева.

Но что для дерева хорошо, ведь лигнин украшает мебель и делает прочными деревянные дома, то плохо для бумаги. Большое содержание лигнина делает бумагу рыхлой, грубой, из-за него же она быстро желтеет и разрушается. Однако полностью от лигнина избавиться не получится: все способы его извлечения приводят к разрушению самой бумаги. Поэтому небольшие его примеси всегда есть в любой бумаге. Вот такой компромисс.

Бумажная масса — смесь волокнистых материалов разного происхождения, особым образом обработанных в воде. Для получения необходимого вида бумаги в массу добавляют наполняющие, красящие и проклеивающие вещества. И вот как раз из этой массы формуют бумажный лист на бумагоделательной машине.

Неклееная малозольная бумага малой плотности (40-52, обычно 48,8 г/м²) и низкой белизны. В её составе не менее 75% механической древесной массы. Лигнин, содержащийся в ней, под действием света желтеет и становится хрупким, это ухудшает потребительские свойства бумаги за короткое время. Газетка — это бумага без проклейки и наполнителей, но даже небольшое их добавление, менее 5%, делает бумагу более гладкой и белой.

Газетка — это тонкая, рыхлая, шершавая, неотбеленная, а потому серая или коричневатая бумага.

Плотность: 40, 42, 45, 48,8, 52, 54 г/м²,

Белизна: 60–70 %,

Непрозрачность: 84–96 %,

Марки: В, О, А, Б,

ГОСТ: 6445-74.

Главный плюс газетной бумаги — её низкая цена. Она достигается за счет меньшей траты ресурсов, работы и времени. Это самая доступная бумага из тех, что делают комбинаты, не считая туалетной. На изготовление газетки тратят меньше ресурсов, поэтому у неё невысокие оптические и прочностные характеристики. Но из этого снова получается плюс: из-за её невысокой белизны контраст с напечатанным текстом меньше, а значит, и читать его легче. Но плюсов без минусов не бывает — они вытекают из состава бумаги. У неё невысокая механическая прочность, небольшой срок службы, быстрое старение и желтение и непродолжительный срок хранения.

У бумаги говорящее название — её используют для газет, журналов, справочников, методичек, каталогов и даже некоторых книг. И пусть она хрупкая и недолговечная, зато идеально подходит для печати изданий с большим тиражом и коротким сроком жизни, типа газет. Лучшие характеристики у бумаги марки В, дальше в порядке убывания — О, А и Б.

Кроме очевидного использования газетной бумаги, из неё делают настольные перекидные и настенные отрывные календари. Некоторые производители используют внутренний блок из газетки в книгах учёта. Её часто используют в качестве упаковочного и обёрточного материала, хотя это спорное решение, кмк. А ещё, когда под рукой нет писчей бумаги, на газетке печатают бланки и талончики.

Производители: ОАО «Кондопога» (Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат), АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» (Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс), АО «Соликамскбумпром», АО «Волга» (бумкомбинат «Волга»), ЦБК «Кама» (Камский целлюлозно-бумажный комбинат).

Безусловно, газетная бумага  — тоже бумага, но я никогда не стану писать на ней перьевой ручкой или роллером: ёлочка и пробой чернил на обратную сторону листа обеспечен. Газетка  — отличное решение для поставленных задач. Но чудес не ждите.

Это собирательное название сортов бумаги, предназначенной для ручного письма, в том числе и офсетной, но об этом чуточку позже. В её составе чистая целлюлоза, небольшое количество древесной массы и целлюлоза, полученная от производства хлопка.

Писчая бумага гладкая, белее газетки и проклеена лучше неё. Она якобы не пропускает чернила на обратную сторону листа (аха-ха-ха, но только, если речь идёт не о перьевых ручках). Раньше её активно использовали в печатных машинах, а теперь её удел — печать бланков всех мастей в типографиях на ризографах (дубликаторах). Эту же бумагу вклеивают в амбулаторные карточки в поликлиниках и больницах (я проверял). А ещё из неё делают блоки для записей (это которые ставят на стол в пластиковых стаканах) и дешёвые общие тетради. В магазина продаётся пачками по 250 и 500 листов, форматов А4 и А3.

Плотность: 45-80 г/м²,

Белизна по ГОСТу: 90–94 %,

Белизна по ISO: 130-138 %,

Непрозрачность: 84–96 %,

Марки: №0, №1, №2,

ГОСТ: 18510-87.

Из-за дешевизны писчую бумагу следовало бы использовать для черновиков, как делали в СССР, но что-то пошло не так. Я ещё ни в одной организации не видел такого разделения использования бумаги. Как и с газеткой, я не стал бы писать на ней любой ручкой с жидкими чернилами типа перьевой или роллером: бумага не удержит чернила и пропустит на обратную сторону листа.

Производители: ЦБК «Кама», Старлесс Трейд, Гознак

Это высокопрочная бумага преимущественно бурого, коричневого или серого цвета. Её получают из слабопроваренной длинноволокнистой сульфатной целлюлозы с помощью сульфатной варки, другое название — крафт-процесс.

В переводе с немецкого kraft значит «сила». Такое название бумага получила не зря: во время варки из целлюлозы удаляется почти весь лигнин, это делает бумажное полотно особо прочным и влагостойким.

Крафт-бумага — гладкая, плотная, самая жёсткая из перечисленных в этой статье бумага бурого цвета. В обычной жизни в чистом виде почти не встречается, зато изделий из неё становится всё больше и больше. Посудите сами, раньше в крафт-бумагу заворачивали цветы и упаковывали посуду или книги в типографиях. Ещё из неё делали мешки для тяжёлых сыпучих материалов — в таких до сих пор продают цемент. Крафт-бумагу также используют в качестве основы для изготовления бумажного шпагата.

А сейчас крафт-бумага завоёвывает всё новые ниши:

В полиграфии:

Хендмейдеры делают из крафт-картона подарочные коробки. Таким образом они пытаются подчеркнуть экологичность своих изделий, ну и смотрится круто.

В давние-стародавние времена крафт-бумага приходила с комбинатов в больших промышленных ролях шириной 790, 840, 1060, 1260 мм, каждый весом около 500 кг, и на паллетах в листах размером 840*840, 840*1060 и 1060*1060 мм, пачками по 10 кг. На месте в полиграфических организациях роли разматывали и нарезали на листы нужного заказчику размера или перематывали в рулоны меньшего веса, т.н. потребительские рулоны весом 5-10 кг.

За последние годы отношение к крафт-бумаге изменилось: она стала востребованной розничными потребителями. Теперь её легко найти в канцелярских магазинах в пачках по 20 листов форматов А3 и А4. Да и местные полиграфисты предлагают невероятное количество форматов резки на выбор.

Плотность: 35-140 г/м²,

Белизна по ГОСТу: 88 %,

Марки: А, Б, БВ, В,

ГОСТ: 53636-2009.

Производители: Сегежский ЦБК, Котласский ЦБК, Сокольский ЦБК, Марийский ЦБК, Соломбальский комбинат, Чешники.

Крафт-бумага — удивительный материал. Кроме характеристик, что я перечислил выше, у неё есть еще несколько козырей. Вот они:

Пакеты и мешки из крафт-бумаги абсолютно безвредные: в них можно упаковывать пищевые продукты, косметику и лекарства.

Производство крафт-бумаги не загрязняет окружающую среду.

Время разложения пакета из крафт-бумаги при попадании в почву — всего 1 месяц, и никаких вредных веществ после себя он не оставляет. А время разложения полиэтиленового пакета — 100-200 лет, и даже после этого оставшиеся молекулы продолжают отравлять окружающую среду. Кстати, при сжигании пакетов из крафт-бумаги в атмосферу не выделяются опасные для природы продукты горения, чего не скажешь о полиэтилене и пластике. Не то чтобы я такой борец за экологию и природу, но если мне это ничего не стоит, то я определенно «за».

Крафт-бумагу легко использовать для повторной переработки в роли вторсырья. А знаете, что из неё можно сделать? Крафт-бумагу из вторсырья, флютинг — одно из её названий! И это нокаут, друзья!

Такую бумагу ещё и отбеливают, и она становится белёной крафт-бумагой. Она тоже довольно часто встречается в жизни, вы просто не обращали внимания. Из неё делают пакеты для муки и крупы. Такие же пакеты используют мукомольные и дрожжевые предприятия, пищевые и чаеразвесочные комбинаты, косметические и фармацевтические компании. Кроме всех тех свойств, что я описывал в абзацах выше, эту бумагу любят за возможность нанесения красочной печати. Такая упаковка получается яркой и привлекает внимание покупателя.

На крафт-бумаге «доводят» перья перьевых ручек, это уже финишный этап доводки твердосплавного наконечника пера. Мастер, выписывая «восьмёрки» на крафт-бумаге, тем самым шлифует перо до идеального состояния. На форумах в интернете я натыкался на ветки обсуждений, какую крафт-бумагу лучше всего использовать для этого дела. Побеждали икеевские пакеты для покупок.

Подкладываете стопку из 5-10 листов обычной офисной бумаги в качестве подложки под крафт-бумагу и шлифуете до состояния «готово».

Во второй части статьи я расскажу вам о самой главной канцелярской бумаге — офсетной. Не переключайтесь!

Автор: Роман «Канцмен» Белопухов

Когда нужно знать плотность бумаги​

На секунду представьте: однажды солнечным утром вы решаете, что откладывать больше невозможно, компании нужны листовки, сотрудникам визитки, а бухгалтерии – фирменный квартальный календарь. Два календаря. И тогда вы берете в руки телефон и отважно набираете номер типографии. Диалог с менеджером идет легко и непринужденно, вы почти расслабляетесь, и вдруг на другом конце провода задают вопрос:

—А плотность бумаги какая?

Все еще не понимая, что это адресовано вам, вы неуверенно переспрашиваете:

—Что?

—Ну плотность. 130 грамм, 150 грамм меловочка?

Чувствуя себя обманутым (все это время у бумаги была плотность, а вы и не знали):

—Эээ… Ну давайте обычную, — немного сомневаясь, что обычная плотность бумаги бывает. Где-то на другом конце провода менеджер вздыхает. И говорит:

—А вам для каких целей листовки нужны?

Кажется, они хотят украсть коммерческую тайну, и, вероятно, втридорога продать конкурентам! Иного выхода просто нет.

—Пшшш, пшшш! Плохо слышно! Связь прерывается, — и кладете трубку. Нехай и без листовок проживем, а бухгалтерии сейчас на принтере календарь распечатаем… Два календаря.

Когда я пришла работать в типографию – мне казалось, что все вокруг сошли с ума и толщину бумаги измеряют в единицах измерения массы. Через некоторое время я поняла, что при разговоре с клиентами менеджеры упускают вторую часть этой конструкции – правильнее было бы говорить «грамм на квадратный метр», называя единицу измерения плотности.

Если объяснить простыми словами, плотность бумаги – это сколько весит её квадратный метр в граммах. Когда типография говорит про 115 грамм – это значит, что если на очень чувствительные весы положить лист бумаги размером метр на метр – они покажут те самые 115 грамм. Почему раньше вы об этом не слышали? Ну, бумага для обычного принтера тоже имеет толщину. Скорее всего, вы просто не обращали внимание на маркировку. 

Однако вряд ли вы дома храните сверхчувствительные весы и несколько квадратных метров бумаги разной плотности, чтобы прикинуть, какой толщины буклеты или листовки вам нужны.

Окраска и цвет бумаги

Пред­мет вос­при­ни­ма­ет­ся как све­тя­щий­ся в слу­чае сов­па­де­ния (или пере­кры­ва­ния) его спек­тра излу­че­ния со спек­тром види­мо­го излу­че­ния. Бума­га как излу­ча­тель может рас­смат­ри­вать­ся при горе­нии, когда она, в зави­си­мо­сти от соста­ва, излу­ча­ет в крас­но — жёл­той или даже зелё­но — голу­бой обла­сти, а так­же в слу­чае вве­де­ния в неё кра­си­те­лей, уве­ли­чи­ва­ю­щих излу­че­ние бума­гой види­мых лучей.

Это ста­но­вит­ся воз­мож­ным при обра­бот­ке бума­ги так назы­ва­е­мы­ми опти­че­ски отбе­ли­ва­ю­щи­ми веще­ства­ми. Эти веще­ства, погла­щая энер­гию неви­ди­мо­го уль­т­ра — фио­ле­то­во­го сек­то­ра спек­тра, излу­ча­ют допол­ни­тель­ную энер­гию в види­мой голу­бой обла­сти, при­да­вая бума­ге види­мость белиз­ны и яркости.

При паде­нии све­та на поверх­ность про­ис­хо­дит в той или иной сте­пе­ни его отра­же­ние. Отра­же­ние поверх­но­стью бума­ги высо­кой сте­пе­ни отдел­ки отча­сти зер­каль­ное, то есть пада­ю­щий парал­лель­ный пучёк све­та, оста­ёт­ся парал­лель­ным после отра­же­ния.

Иде­аль­но белая поверх­ность отра­жа­ет все пада­ю­щие лучи, ниче­го не погло­щая. Серая поверх­ность рав­но­мер­но погло­ща­ет све­то­вые вол­ны раз­ной дли­ны. Отра­жён­ный от неё свет не меня­ет свой спек­траль­ный состав, изме­ня­ет­ся толь­ко интен­сив­ность излу­че­ния.

Все осталь­ные поверх­но­сти по — раз­но­му отра­жа­ют свет с раз­ной дли­ной вол­ны. Так, крас­ные поверх­но­сти погло­ща­ют вол­ны зелё­ной и синей обла­стей спек­тра, отра­жая крас­ные. На прин­ци­пе изби­ра­тель­но­го погло­ще­ния постро­е­ны все тех­но­ло­гии полу­че­ния цве­та в производстве.

Стро­го гово­ря, нуж­но раз­ли­чать такие поня­тия, как окрас­ка и цвет пред­ме­та. Окрас­ка — это спо­соб­ность пред­ме­та отра­жать излу­че­ния с теми или ины­ми дли­на­ми волн, а цвет – это резуль­тат реа­ли­за­ции этой спо­соб­но­сти в опре­де­лён­ных усло­ви­ях осве­ще­ния.

Дей­стви­тель­но, белая окрас­ка бума­ги, в зави­си­мо­сти от осве­ще­ния может иметь раз­лич­ный цвет. Кро­ме того, нуж­но раз­ли­чать яркость и цвет­ность. Яркость (свет­ло­та) — это коли­че­ствен­ная харак­те­ри­сти­ка цве­та, оце­ни­ва­ю­щая коли­че­ство отра­жён­но­го поверх­но­стью све­то­во­го излу­че­ния.

Отбор проб

При отбо­ре проб необ­хо­ди­мо соблю­сти после­до­ва­тель­ность операций:

  • от пар­тии про­дук­ции отобрать еди­ни­цы продукции;
  • от еди­ниц про­дук­ции отби­ра­ют листы;
  • из ото­бран­ных листов отби­ра­ют и наре­за­ют листы проб (про­бы);
  • в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми стан­дар­тов на мето­ды кон­крет­ных испы­та­ний наре­за­ют образ­цы для испытаний.
alt
Устрой­ство фир­мы Lorentzen & Wettre для наре­за­ния поло­сок для испы­та­ний образ­цов бума­ги на раз­рыв, излом и др. показатели

Листы не долж­ны иметь мор­щин и скла­док, долж­ны быть плос­ки­ми. Выре­зать­ся они долж­ны из непо­вре­ждён­ных листов про­дук­ции. Кром­ки отби­ра­е­мых листов долж­ны быть парал­лель­ны машин­но­му и попе­реч­но­му направ­ле­нию бума­ги. Листы про­бы долж­ны быть раз­ме­ром при­мер­но ( 300 х 450) мм.

В обра­ще­нии с листа­ми про­бы нуж­но соблю­дать осто­рож­ность защи­щая от воз­дей­ствия сол­неч­но­го све­та, жид­ко­стей, изме­не­ния влаж­но­сти и дру­гих неже­ла­тель­ных воз­дей­ствий (ГОСТ Отбор проб для опре­де­ле­ния сред­не­го качества).

Для при­ве­де­ния усло­вий испы­та­ний в сопо­ста­ви­мые усло­вия образ­цы бума­ги перед испы­та­ни­я­ми при­во­дят в некие стан­дарт­ные усло­вия по влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ре. Да и сами испы­та­ния про­во­дят в этих усло­ви­ях. Такое при­ве­де­ние образ­цов в стан­дарт­ные усло­вия назы­ва­ет­ся кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем.

Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния быва­ют трёх видов, как ука­за­но в таб­ли­це. Чаще исполь­зу­ют­ся усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния при 50% отно­си­тель­ной влаж­но­сти воз­ду­ха. Спе­ци­аль­ные усло­вия исполь­зу­ют­ся, напри­мер, при кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­нии банк­нот­ной бумаги.

Тем­пе­ра­ту­ра, 0С Отно­си­тель­ная влажность, % Харак­те­ри­сти­ка режима
23±1 50±2 Усло­вия кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния боль­шин­ства печат­ных видов бумаги 
27±1 65±2 Для тро­пи­че­ских условий 
20±1 65±2 Для спе­ци­аль­ных условий 

Образ­цы выдер­жи­ва­ют до дости­же­ния ими рав­но­вес­ной влаж­но­сти, кото­рая счи­та­ет­ся достиг­ну­той, если при двух после­до­ва­тель­ных взве­ши­ва­ни­ях образ­ца, про­ве­ден­ных через 1 ч, послед­няя мас­са отли­ча­ет­ся от преды­ду­щей не более чем на 0,25%.

При хра­не­нии и испы­та­нии образ­цов рав­но­вес­ная влаж­ность не долж­на изме­нять­ся (ГОСТ 13523–78. Метод кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния образцов).

По виду покрытия

Для получения качественного печатного снимка, который будет радовать вас не один год, важно правильно выбрать тип бумаги. Существуют оригинальные (выпускают компании, разрабатывающие принтеры) и универсальные материалы.

Бумага без покрытия.Используется для лазерной печати, внешний слой похож на глянцевый. Такой тип имеет достаточно низкую цену.

Матовая фотобумага (Matte). Такой вид считается бюджетным (не считая материалов, непредназначенных для фотопечати), бывает атласной (satin) и шелковой (silk).

Пористая структура приемного слоя похожа на незащищенную, но это не так. Материал состоит из нескольких слоев: подложка защищает лист от просачивания чернил, предотвращает коробление, а верхний шероховатый слой устойчив к небольшим повреждениям и не сохраняет следов от пальцев.

К недостаткам относят потерю насыщенности при долгом нахождении на свету, поэтому фотографии рекомендуют ламинировать или помещать под стекло. Также матовая бумага плохо передает градации цвета, особенно серого.

Такой тип фотобумаги используют для различных целей. Если показатель плотности ниже 120 г/м2, то она подходит для печати листовок, презентаций, брошюр и прочей полиграфической продукции. А бумагу плотностью выше 120 г/м2 применяют дома или при создании фотоматериалов для выставок.

Глянцевая фотобумага. Такой тип бумажного носителя имеет высокую плотность. Глянцевый слой защищает материал от выцветания и смывания краски. Глянцевая фотобумага отлично передает яркость красок и градации всех оттенков, а также устойчива к влаге.

К недостаткам относят слабую защиту от внешнего воздействия: поверхность легко царапается, на ней заметны следы от пальцев.

Глянцевая фотобумага применятся для распечатки снимков с мягкими полутонами, яркими красками, подходит для печати портретов, может использоваться как дома, так и в фотостудиях. Используются, в основном, водорастворимые чернила, так как только в суперглянцевой есть особая структура, позволяющая принимать и удерживать пигментные чернила.

Может быть одного из трех видов:

• глянцевая (Glossy);

• полуглянцевая (Semi-glossy). Сочетает прочность матовой бумаги и приглушенный блеск глянца;

• суперглянцевая (Super glossy). Относят к фотобумаге премиум-качества, так как имеет специальный слой, защищающий картинку, может использоваться с разными видами чернил. Отпечатки получаются более насыщенными, чем на обычной глянцевой.

Иные виды бумаги для печати. Кроме перечисленных выше, существует термотрансферная (при нагревании на предмете остается тончайшая глянцевая пленка) и термосублимационная (пленка не остается) бумага. Это дорогой носитель, как и бумага на клейкой или магнитной основе.

Производители выпускают как одностороннюю, так и двустороннюю фотобумагу. Причем последняя может быть с разным покрытием на каждой из сторон (глянцевое на одной, матовое на другой). При этом стоит помнить, что самым дорогим является сатиновое и суперглянцевое покрытие.

Рекомендации по подготовке макета каталога к печати

К любому виду полиграфической продукции, будь то визитки, брошюры, плакаты и др. предъявляются обязательные требования:

Часто типографии предоставляют клиентам макеты в цветовой модели RGB, которая используется для мониторов, однако во время печати применяется CMYK.

В результате, когда производится перевод цветов из RGB в CMYK, разница в цвете на экране и бумаге становится очевидной, изображение выходит более тусклым.

Вылетами являются выходящие за край обрезанного формата цветовых элементов макета на 3–5 мм (в зависимости от того, какой вид полиграфической продукции изготавливается). Они позволяют избежать брака во время резки изделия.

Если в каталоге планируется разместить много изображений (диаграмм, фотографий, таблиц), необходимо позаботиться о том, чтобы они были качественными. Только в этом случае ваш рекламный продукт будет эффективным. Когда речь идет о продуктовом каталоге, лучше будет воспользоваться услугами фотографа.

Оптимальным размером изображений, которые подойдут для печати каталога, считается разрешение 220–300 dpi с масштабированием 1:1. Если они будут с меньшими параметрами (часто скаченные с Интернета), то после печати они получатся размытыми с хорошо различимыми пикселями.

Довольно часто печать одного и того же макета производится в разных форматах (А6 – для листовок, А1 и А2 – для плакатов). Файл отправляется в одном формате, например, А1. При оформлении нескольких изделий в одном заказе специалисту, занимающемуся допечатной обработкой, приходится масштабировать файл до необходимого размера.

Бывают ситуации, когда поступает заказ на плакат (А1), а через некоторое время уже нужны листовки формата А6. В этом случае возникает вопрос относительно того, правильно ли были указаны параметры изделия во время оформления заказа или, возможно, был выслан файл в неподходящем формате.

В данном случае работа продолжена быть не может до тех пор, пока не уточнят детали, а для этого потребуется связаться с заказчиком. С одной стороны, ничего сложного в этом нет, однако иногда, когда заказ срочный либо требует отправки в другой город, а дозвониться до клиента не получается, приходится действовать незамедлительно. Тут даже незначительное промедление может негативно сказаться на сроках доставки.

Текст, имеющийся в каталоге, должен быть удобным для чтения, поэтому нужно хорошо продумать и подобрать шрифт – как для заголовка, так и для основного текста. Если есть желание использовать нестандартный формат, то делать это нужно правильно. Необычный шрифт подойдет только для заголовков, в основном тексте его будет читать неудобно.

Про размер букв тоже не стоит забывать, они должны быть не слишком мелкими. Если контента очень много и он не умещается, то правильнее будет увеличить количество страниц или же формат каталога.

При наличии в рекламном печатном продукте изображений они тоже должны быть не слишком маленького размера. Если во время изучения каталога человеку придется постоянно щуриться, он вряд ли найдет ту информацию, которая ему нужна, и отложит его в сторону.

Чтобы проверить удобочитаемость, можно распечатать несколько страниц рекламного продукта самостоятельно на обычном принтере. Прочитав каталог, вы поймете, является ли масштаб элементов дизайна оптимальным либо нужно что-то доработать.

Каталог должен содержать четное количество страниц (полос), если быть точнее, то кратное четырем, например 8, 12, 16, 20, 24 и т. д.

Очень часто между заказчиком и менеджером возникает недопонимание по поводу путаницы со страницами и листами.

Каждый лист состоит из лица и оборота, то есть двух страниц (полос). Таким образом, в брошюре на скрепку должно быть количество полос, кратное четырем, поскольку, когда происходит сгибание листа пополам с последующей прошивкой по центру скрепкой, получается изделие с четырьмя страницами (полосами).


Каталог должен быть единым целым, а не напоминать винегрет. Продумайте цветовую гамму. При наличии фирменного стиля, лучше придерживаться его. Если хочется сделать фон более разнообразным, можно придумать фирменный паттерн.

Начальная полоса – это титульный лист, расположенный в начале раздела. Согласно правилам, располагаться она должна либо с начала листа, либо со сдвигом вниз или влево максимум на 1/3 страницы.

Что касается концевой полосы, то она должна находиться в конце текста. Это может быть полностью страница либо ее часть, но не меньше 1/4.

Стоимость бумаги для фотографий и термопечати

На цену бумаги влияют разные факторы, в том числе вариант фасовки (до 20, 20, 25, 50, 100 или 500 листов в пачке). Чем больше листов, тем дешевле стоимость 1 листа.

Матовая бумага низкой плотности в пачке из 20–25 листов будет стоить 90 – 150 рублей, суперглянцевая в такой же фасовке продается за 100 – 400 рублей, а термотрансферную не получится найти дешевле 400 руб.

Самой дорогой считается оригинальная бумага от производителей принтеров – Canon, HP, Epson и проч. Уже упомянутая нами пачка из 20–25 листов стоит не менее 200 рублей (и то со скидкой).

Выбирайте фотобумагу правильно и наслаждайтесь результатом!

Характеристики бумаги

К главным характеристикам, на которые нужно смотреть при покупке фотобумаги, относят плотность, размер и тип покрытия. Эти факторы сильно влияют на стоимость.

Размер. Существуют различные форматы: от классических (10х15, 21х29,7, 29,7х42 см) до широкоформатных рулонных типов. Наиболее доступной по цене считается классический формат 10Х15, расфасованный в пачки по 500 листов.

Плотность. Чем плотнее бумага, тем больше чернил она способна принять без порчи материала и тем более яркое изображение можно получить. Но не стоит гнаться за высоким показателем, так как не каждый принтер способен работать с материалом высокой плотности – можно просто испортить печатающее устройство.

• Для печати доклада с изображениями стоит выбрать носитель плотностью 100-120 г/м2.

• Для фотографий подойдет фотобумага с показателем 150-300 г/м2.

• Для создания визитных карточек – не менее 250 г/м2.

Более плотные виды фотобумаги стоят дороже.

Разрешение.Измеряется в точках на дюйм и связано с плотностью бумаги. Так, носитель с плотностью до 130 г/м2 позволяет печатать с разрешением 2880 dpi. Так как мелкие детали будут нечеткими, цена расходника достаточно низкая.

Белизна (яркость). В структуре используются отбеливатели, качественно улучшающие восприятие цвета. Поэтому на яркой бумаге отпечаток будет выглядеть сочнее. Определить степень белизны можно визуально.

Характеристики сорбционных свойств

Будучи капи­ляр­но-пори­стым кол­ло­и­дом, бума­га нахо­дит­ся в неустой­чи­вом дина­мич­ном вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щей вла­гой, вса­сы­вая или отда­вая воду, стре­мясь к рав­но­вес­но­му вла­го­со­дер­жа­нию при дан­ных условиях.

Важ­ны так­же сорб­ци­он­ные свой­ства бума­ги по отно­ше­нию к мас­лу для харак­те­ри­сти­ки её вза­и­мо­дей­ствия с печат­ны­ми красками.

Извест­но так­же такое свой­ство бума­ги как гид­ро­фоб­ность, кото­рое харак­те­ри­зу­ет ее склон­но­стью к сма­чи­ва­нию водой. Чем гид­ро­фоб­ные свой­ства бума­ги выше, тем труд­нее она сма­чи­ва­ет­ся водой. Харак­те­ри­сти­кой крат­ко­вре­мен­ной гид­ро­фоб­но­сти явля­ет­ся пока­за­тель про­клей­ки бума­ги.

Сте­пень про­клей­ки харак­те­ри­зу­ет спо­соб­ность чер­нил при пись­ме перье­вой руч­кой рас­плы­вать­ся, давать так назы­ва­е­мые “усы” при напи­са­нии линии вме­сто чёт­кой линии кром­ки. Метод исполь­зу­ет­ся не часто и в стан­дар­тах на бума­гу заме­ня­ет­ся мето­дом опре­де­ле­ния впи­ты­ва­ния по Коббу.

В опре­де­лен­ной сте­пе­ни, при посто­ян­ной мас­се 1 м2, гид­ро­фоб­ность оце­ни­ва­ет­ся впи­ты­ва­ни­ем воды при одно­сто­рон­нем сма­чи­ва­нии за 20, 60 секунд или в тече­ние дру­го­го вре­ме­ни на при­бо­ре Коб­ба (ГОСТ 12605).

На этом же при­бо­ре может опре­де­лят­ся и вели­чи­на впи­ты­ва­ния мас­ла, одна­ко она пло­хо кор­ре­ли­ру­ет с усло­ви­я­ми печат­но­го про­цес­са, поэто­му для опре­де­ле­ния вели­чи­ны мас­ло­по­гло­ще­ния луч­ше поль­зо­вать­ся испы­та­ни­я­ми на про­бо­пе­чат­ном стан­ке IGT о кото­ром гово­ри­лось ранее.

При этом, сле­ду­ет иметь вви­ду, что для мате­ри­а­лов, кото­рые пло­хо впи­ты­ва­ют мас­ло метод нуж­но моди­фи­ци­ро­вать и опре­де­лять вре­мя исчез­но­ве­ния бле­стя­ще­го сле­да кап­ли мас­ла на бумаге.

Харак­те­ри­сти­кой склон­но­сти бума­ги к впи­ты­ва­нию воды может слу­жить ее рав­но­вес­ная влаж­ность при опре­де­лен­ной отно­си­тель­ной влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ре окру­жа­ю­ще­го воз­ду­ха, и кото­рая опре­де­ля­ет­ся по вели­чине поте­ри веса образ­ца бума­ги при высу­ши­ва­нии до посто­ян­ной влаж­но­сти (ГОСТ13525. 19).

При глу­бо­кой печа­ти крас­ка­ми на осно­ве толу­о­ла важ­ным явля­ет­ся пока­за­тель впи­ты­ва­ния бума­ги по кси­ло­лу, кото­рый в насто­я­щее вре­мя исполь­зу­ет­ся для оцен­ки вза­и­мо­дей­ствия бума­ги вооб­ще с орга­ни­че­ски­ми рас­тво­ра­ми (ГОСТ 12603).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector