Гост 892-89 калька бумажная. технические условия (с изменением n 1) от 24 марта 1989 –
ГОСТ 892-89
Группа К62
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КАЛЬКА БУМАЖНАЯ
МКС 85.060
ОКП 54 5433
Дата введения 1990-01-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством лесной промышленности СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24.03.89 N 709
3. ВЗАМЕН ГОСТ 892-70
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)
6. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 г.) с Изменением N 1, утвержденным в октябре 1990 г. (ИУС 12-90)
Настоящий стандарт распространяется на бумажную кальку, предназначенную для копирования чертежей тушью и методом электрофотографии с последующим копированием на светочувствительные диазотипные материалы, изготовляемую для нужд народного хозяйства и экспорта.
1.1. Бумажная калька должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Основные параметры и размеры
1.2.1. Бумажная калька должна изготовляться в рулонах, бобинах и листах.
Размеры рулонной кальки должны быть:
длина полотна кальки в рулоне 40,0 и 100,0 м с предельным отклонением ±1%;
ширина рулона – 878 мм с предельным отклонением ±5 мм.
Размеры кальки в бобинах должны быть:
ширина бобины (310±5), (425±5), (625±5) мм;
диаметр бобины 190-200, 300-650 мм.
Размеры листовой кальки устанавливаются: 440х640, 320х440, 220х320 мм с предельными отклонениями ±5 мм.
1.2.2. По требованию потребителя кальку изготавливают других размеров.
Пример условного обозначения бумажной кальки массой кальки площадью 1 м 40 г размером листов 440х640 мм:
440х640 ГОСТ 892-89
то же, массой кальки площадью 1 м 40 г шириной бобины 310 мм:
310 ГОСТ 892-89.
1.3. Характеристики
1.3.1. Показатели качества кальки должны соответствовать значениям, указанным в таблице.
Наименование показателя | Значение | Метод испытания |
1. Масса кальки площадью 1 м, г | 40±2 | По ГОСТ 13199 |
2. Разрывная длина в машинном направлении, м, не менее | 6000 | По ГОСТ 13525.1 |
3. Прозрачность, %, не менее | 45 | По ГОСТ 8874 |
4. Степень проклейки, мм, не менее | 1,6 | По ГОСТ 8049 |
5. Сортность: | ||
число соринок на 1 м площадью от 0,10 до 0,50 мм включ., не более соринок площадью св. 0,50 мм | 100 0 | По ГОСТ 13525.4 и п.3.3 настоящего стандарта |
6. Влажность, % | 6 | По ГОСТ 13525.19, разд.3 |
1.3.2. Калька должна изготовляться из беленой целлюлозы.
1.3.3. Кальку переводят во второй сорт при снижении показателя “Разрывная длина в машинном направлении” до 5700 м, при наличии соринок на 1 м площадью от 0,50 до 1,00 м включительно не более 5 шт. или при снижении показателя “Степень проклейки” до 1,4 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3.4. В кальке не допускаются складки, морщины, залощенные пятна и полосы, разрывы кромки бумаги, дырчатость.
Малозаметные складки, морщины, пятна, которые не могут быть обнаружены в процессе изготовления кальки, допускаются, если показатель этих внутрирулонных дефектов, определенный по ГОСТ 13525.5, не превышает 1,0%.
1.3.5. Просвет кальки должен быть равномерным и соответствовать образцу, согласованному между изготовителем и потребителем.
1.3.6. Намотка рулонов и бобин кальки должна быть плотной и равномерной по всей ширине. Конец полотна бумаги не должен заклеиваться.
1.3.7. В рулоне кальки допускается один обрыв полотна.
Концы полотна бумаги в местах обрывов должны быть прочно склеены по всей ширине бобины или рулона, без склеивания смежных слоев. Расстояние от кромки до места склейки с каждой стороны не должно превышать 10 мм. Места склеек должны быть отмечены видимыми с торца бобины цветными сигналами.
1.3.8. Число склеек в бобине кальки должно быть не более:
одной – для диаметра 190-200 мм;
трех – для диаметра 300-650 мм.
1.3.9. Обрез кромок должен быть ровным и чистым.
По требованию потребителя кальку изготавливают без обреза кромок.
1.3.10. Тушь должна ложиться на кальку ровным слоем, линии не должны быть прерывающимися.
1.3.10.1. Линии, проведенные тушью по однократно и ровно подчищенному месту, не должны растекаться.
1.4. Маркировка
1.4.1. Маркировка – по ГОСТ 1641, транспортная маркировка – по ГОСТ 14192 со следующими дополнениями.
1.4.2. На каждый рулон или бобину наклеивают ярлык, содержащий следующие данные:
товарный знак и наименование предприятия-изготовителя;
наименование продукции;
ширина рулона или бобины;
масса кальки площадью 1 м;
предупредительная надпись “Не бросать”;
обозначение настоящего стандарта.
1.4.3. На каждую пачку рулонов наклеивают ярлык, содержащий данные согласно п.1.4.2 и дополнительно количество рулонов в пачке, а также дату выработки.
1.4.4. На каждую пачку листовой кальки наклеивают ярлык с указанием:
товарного знака и наименования предприятия-изготовителя;
наименования продукции;
размера и количества листов;
обозначения настоящего стандарта.
1.5. Упаковка
1.5.1. Упаковка в рулонах и бобинах – по ГОСТ 1641 со следующими дополнениями.
1.5.2. Рулоны и бобины кальки должны быть завернуты в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 с тщательной заделкой торцов. Бобины должны быть предварительно завернуты в парафинированную бумагу или другой водонепроницаемый материал.
1.5.3. Упакованные рулоны укладывают в пачки и завертывают в три слоя оберточной бумаги по ГОСТ 8273 массой бумаги площадью 1 м не менее 100-120 г. Пачку перевязывают шпагатом. Масса пачки должна быть не более 15 кг.
Кто придумал бумажную кальку
Калька – прозрачная бумага, широко используемая в СССР для копирования разнообразных чертежей, рисунков и схем. С распространением компьютерных технологий она утратила былую популярность, тем не менее эту тонкую бумагу используют и сейчас.
Слово «калька» переводится с французского языка как «трафарет», «копия». Как указывают авторитетные источники, точное имя ее изобретателя доподлинно не известно. Возникла данная разновидность бумаги в XVII столетии в Германии, в связи с нуждами архитекторов, чертежников, инженеров, которым требовалось скопировать тот или иной рисунок или схему. Существует предположение, что первую современную кальку изобрели инженеры-строители, в связи с участившейся необходимостью точного копирования сложных элементов чертежей.
Копирование осуществлялось обычным способом «под трафарет», калька накладывалась на оригинал, и по ней очерчивался контур, проступающий под ее прозрачной поверхностью. Данный метод копирования прочно закрепился в деятельности специалистов самых различных профессий и иногда используется даже сейчас.
Самую первую «кальку» средневековые мастера делали следующим образом: обычная бумага пропитывалась слабым спиртом, керосином или скипидаром. Так она становилась более прозрачной по сравнению со своим исходным состоянием. Но данный способ вызывал различные неудобства: бумага оставляла пятна, на ней проблематично было что-то начертить и т.п., поэтому и возникла потребность в той кальке, которая известна сейчас.
В России первое промышленное производство кальки было налажено в Петергофе на первой казенной бумажной фабрике в 1816 году. Со временем изготовление кальки было освоено и другими предприятиями.
Современная калька может изготавливаться либо из сульфатной беленой целлюлозы с добавлением древесной массы и хлопковой полумассы с клеевым веществом, либо из уже готового пергамина. Ее главными характеристиками являются плотность и толщина. Для достижения прозрачности кальки используется один из двух способов – каландрирование (пропуск через специальные вращающиеся валы) или повышение градуса помола. Последний способ является наиболее эффективным, так как он добавляет бумаге прочности, но и более затратным. Возможно соединение этих двух способов в одну производственную линию.
Матовая калька без глянцевой стороны, предназначенная для черчения и копирования карандашом, изготавливалась из некаландрированной бумаги. Калька, имеющая глянцевую сторону, производилась двух видов: тушевая и лавсановая. Тушевая калька отличалась своей тонкостью и изготавливалась на бумажной основе. Лавсановая калька имела с глянцевой стороны прозрачную пленочную основу.
Карандашная калька без глянца, изготавливаемая в СССР, обладала такими абразивными свойствами, что ее иногда использовали как подручный шлифовальный материал для меди, латуни, а иногда даже стали и стекла. Например, с ее помощью фабричные каллиграфические перья часто доводились до требуемой гладкости скольжения. Также при помощи матовой кальки полировались закругления внешних углов пера, которые царапали бумагу.
Современная калька применяется как для черчения карандашом и тушью, так и для осуществления цифровой печати на плоттерах, принтерах и графопостроителях. Изготавливают ее в соответствии с нормами и требованиями ГОСТ. Также бумажная калька иногда используется в пищевой промышленности в качестве прокладочно-упаковочного материала или в швейном производстве при изготовлении трафаретов, выкроек и т.п.
Металлизированные этикеточные бумаги
Металлизированные этикеточные бумаги требуют при печати особого обращения. Большей част трудностей можно легко избежать, если следовать общим рекомендациям по печати на невпитывающих материалах.
В первую очередь на металлизированной бумаге рекомендуется печатать фолиевыми красками, закрепляющимися в результате окислительной полимеризации. Однако при работе с такими красками лучше отказаться от применения антисиккативов, поскольку могут возникнуть проблемы с высыханием краски на оттиске.
В случае повышенной вязкости краски в качестве вспомогательного средства можно использовать печатное масло. Для улучшения высыхания краски подойдет либо сиккатив для увлажняющего раствора, либо сиккатив, улучшающий окислительную полимеризацию (добавляются в краску). Черную краску желательно печатать последней — она сохнет дольше других триадных красок.
Очень важно, чтобы по мере потребления постоянно подавалась свежая краска. В противном случае краска, находящаяся на валах, будет впитывать все большее количество влаги, в результате краска перестанет стекать, эмульгируется, ухудшится закрепление и высыхание краски на оттиске.
Нежелательна печать небольших изображений на машинах большого формата, так как и в этом случае могут возникнуть проблемы с закреплением. При небольшом печатном изображении, имеющем лишь одну жирную строку, рекомендуется за линией обреза дополнительно напечатать широкую линейку. Это улучшает снятие излишнего количества краски.
Что касается печатного оборудования, то желательно использовать машину со спиртовым увлажнением. При этом показатель кислотности увлажняющего раствора ph должен быть не ниже 5,3. Рекомендуется использовать в качестве добавок к увлажняющему раствору изопропанол и добавку, обладающую буферными свойствами.
Для достижения необходимого баланса между краской и увлажняющим раствором желательно использовать тиражный материал. Изза высокой стоимости металлизированных бумаг некоторые типографии, стремясь сэкономить, пытаются использовать для этой цели обычную впитывающую мелованную бумагу.
Однако в этом случае после нескольких оттисков обнаружится избыток увлажняющего раствора. В противном случае при печати тиража избыток увлажняющего раствора приведет к появлению разводов и станет причиной блеклой печати. Помимо этого сушка таких оттисков занимает большее время. После приладки необходимо сменить краску на свежую.
При печати в несколько прогонов рекомендуется после каждого прогона наносить порошок с зернистостью 1015 мкм, а на последнем прогоне заменить его на порошок с зернистостью 20 мкм. Следует точно соблюдать дозировку, так как при избытке порошка после последнего прогона на оттиске могут возникнуть проблемы при резке. При печати в один прогон рекомендуется использовать порошок с зернистостью 20 мкм.
Особенности использования кальки для рисования
Не все художники решаются использовать кальку для рисования в силу некоторых причин, поскольку нередко результат может быть неожиданным для мастера. Творческие личности, художники, работники мультипликационной сферы используют кальку для реализации творческих идей.
Благодаря печати на кальке можно перенести основные цветные композиции, что часто используется художниками и дизайнерами интерьера. При помощи материала можно минимизировать затраты времени и усилий на формирование нескольких аналогичных макетов. Выяснив, для чего нужна калька и что представляет собой ее фактура, можно разобраться, почему материал часто применяется для печати.
Разбираясь в вопросе, какая бывает калька, следует отметить дизайнерскую бумагу, которая считается красивым, но чрезвычайно капризным материалом. Не все виды бумаги подходят для выполнения печати, поскольку на некоторые из них в силу особенностей фактуры невозможно выполнить тщательный перенос мелких деталей.
Обычную кальку для творчества в рулонах используется в художественных целях. Такая бумага подходит для чертежных работ. Качественный материал помогает начинающим художникам, дизайнерам одежды и интерьера развиваться в профессиональном плане, создавать качественные рисунки и макеты.
Офсетные бумаги
Отличительная особенность офсетных бумаг — отсутствие у них мелованного слоя. Вместо него при производстве офсетной бумаги используется специальная поверхностная проклейка. Проклеивающие вещества наносятся на поверхность бумаги очень тонким слоем, максимальной массой 6 г/м2.
Это делается для того, чтобы обеспечить более высокую прочность поверхности бумаги. Так она будет менее подвержена выщипыванию отдельных волокон при печати липкими красками, а кроме того, уменьшится деформация бумажного полотна при увлажнении. Однако отсутствие мелованного слоя повышает способность офсетных бумаг впитывать краски, а также увлажняющий раствор при печати.
Отсутствие мелованного слоя вызывает увеличение ростиска растровой точки, что приводит к нежелательному увеличению плотности краски и к пропаданию полутонов, а зачастую и к практически полному их исчезновению. В связи с этим необходимо при выводе пленок уменьшить линиатуру растра. Точное значение линиатуры зависит от конкретных видов бумаги и печатной машины и должно определяться с учетом этих данных.
Посчитаем
Калька — это хороший материал для ежедневных тренировок острым пером. Единственный серьёзный недостаток — она коробится, когда высыхают густые штрихи. Нужно подбирать тушь/чернила, трудно анализировать ошибки. Если этим пренебречь, то более щадящий материал для пера трудно представить.
Я знаю только две досточно гладкие для острого пера марки бумаги: IQ Selection и Double A, обе класса А . Стоимость IQ Selection приближается к 600 руб. за 500 листов и на ней подпушивает всё, что может подпушивать. Про Double A ничего не могу сказать, кроме того, что её рекомендует известный каллиграф на своем курсе по острому перу.
Стоимость в районе 500 руб. за 500 листов, но есть пачка в 100 листов А4 за 90 р. Это где-то 80-90 копеек лист. Калька под тушь колеблется в диапазоне от 80 коп. до 1.5 руб за предполагаемый лист А4. Поэтому преимущества в цене нет, работать же удобнее конечно с бумагой, при условии возможности распечатать сетку.
Разнообразие видов кальки и областей ее использования
Сегодня предлагается стандартная матовая полупрозрачная бумага, а также фактурный, цветной и перламутровый материал. Технологический процесс держится производителями в строгом секрете, поэтому простым потребителям особенности изготовления материала не известны.
Также материал применяется для ручного копирования, поэтому даже дошкольники знают, как пользоваться калькой для перевода рисунков. Лист кальки необходимо наложить поверх изображения, которое нужно скопировать, затем обвести линии карандашом или ручкой. Благодаря плотности материала он не рвется даже при нажиме карандаша, позволяя перенести мельчайшие штрихи.
Чтобы узнать, как перевести рисунок с кальки в более сложном варианте для художников, можно воспользоваться мольбертом с фиксаторами листов и прочими профессиональными инструментами. Для нанесения чертежей листы закрепляются на мольберте, после чего вручную или специальным чертежным устройством переносятся линии.
Самокопирующая бумага
Как правило, самокопирующая бумага бывает пригодна для любого способа печати — от различных методов офсетной печати до высокой печати, а также флексографии. Однако ввиду того, что материал этот весьма своеобразен, производители советуют внимательно ознакомиться с рекомендациями по работе с ним.
Так, прежде чем приступить непосредственно к печати, бумагу следует некоторое время выдержать в помещении, где будет осуществляться печать. Что касается красок, то рекомендуется использовать первосортные, малосиккативные и неразбавленные. При печати чувствительные листы CB и CFB, содержащие чернильные микрокапсулы, следует оберегать от сильного давления.
Рекомендуется использовать слой каучука. Для стабилизации хода бумаги у малых офсетных машин производители советуют выбирать направление отлива, перпендикулярное к оси цилиндра. Для печати на оборотной стороне требуется минимальная регулировка давления и не рекомендуется использовать глянцевые краски.
При работе с резательной машиной следует соблюдать некоторые простые указания. Прежде всего, кипу необходимо распределять равномерно. Чем меньше будет ее высота, тем лучше. Также важно использовать нож, лезвие которого имеет угол резки 1921°. А давление пресса следует уменьшить до минимума. Для предотвращения скольжения и нежелательного окрашивания можно дополнительно использовать каучук шириной 20 мм.
Перед склеиванием листы должны быть «распущены» и подбиты в стопу. Во время склеивания склеиваемая кромка листов CFB и CF не должна быть запечатана как минимум на 3 мм во избежание негативного воздействия типографской краски. Первым листом в комплекте должен быть лист CB, последним соответственно — лист CF.
Для безупречного отделения комплектов рекомендуется перед склеиванием производить подрезку края. Направление волокон в листах из одного комплекта должно быть одинаковым. Избежать волнистости края при склеивании поможет склеивание по той кромке, которая параллельна направлению волокон.
Склеиваемые бланки должны находиться под равномерным грузом (12 кг), а, согласно рекомендациям, высота стопы не должна превышать 30 см . Для достижения наилучших результатов перерыв между подрезкой края и склеиванием должен быть минимальным. Клей перед использованием необходимо как следует взболтать и наносить специальной чистой кистью горизонтальными движениями от центра к краям до тех пор, пока склеиваемая поверхность не будет полностью увлажнена.
Что касается условий хранения самокопирующих бумаг, то важно заметить, что они не должны подвергаться действию химических веществ, пара, а также сильного света. Сохранность записей на копиях имеет важное значение в плане установленных законом сроков хранения деловой документации.
Синтетическая бумага
Главная особенность синтетической бумаги заключается в том, что этот материал обладает характеристиками синтетический пленки, но в то же время наделен печатными свойствами обычной бумаги. Благодаря этому синтетическая бумага имеет особый статус: ее используют там, где не подходит ни обычная целлюлозная бумага, ни синтетическая пленка.
Как правило, для печати на синтетической бумаге подходят обычные печатные краски. Однако, чтобы убедиться, что все в порядке, рекомендуется обязательно сделать пробный отпечаток. Перед тем как приступать к печати, производители советуют обдуть листы вентилятором в целях предотвращения их слипания.
Оптимальная скорость печати составляет около 8 тыс. листов в минуту. Наилучших результатов при печати на синтетической бумаге можно добиться, применяя УФкраски или же специальные краски, предназначенные для печати на синтетических материалах. Рекомендуемая линиатура для достижения наиболее четкого изображения с высоким качеством передачи линий и цветов составляет 175 линий на дюйм.
В особых случаях возможно применение специальных красок высокой интенсивности с незначительным содержанием минеральных масел и допускающих высыхание оксидацией. Перед тем как приступить к отделке изделий из синтетической бумаги, нужно обязательно убедиться, что краски полностью высохли.
В случае если печать производится офсетным способом, очень важно учитывать увлажнение. Так, специалисты фирмы «Берег» рекомендуют использовать 1115% спиртовой раствор или его заменитель. Поскольку синтетическая бумага, в отличие от обычной, не впитывает влагу, количество воды должно быть минимальным, чтобы процесс высыхания краски не замедлялся.
Чтобы избежать отмарывания, на сушку синтетической бумаги потребуется как минимум 5 часов. Для полного же высыхания краски перед отделочными операциями уйдет не менее 12 часов. Ускорить процесс высыхания краски поможет ультрафиолетовая сушка с соответствующими красками или инфракрасная сушка.
Как правило, листы синтетической бумаги можно склеивать между собой или с другими материалами. Для этого рекомендуется использовать синтетические, растворимые или расплавляемые клеи. Для склеивания листов синтетической бумаги между собой применяется контактный метод.
Клей наносится на обе поверхности, а после того, как он подсохнет и образуются два сухих липких клеевых слоя, поверхности прессуются. Если же синтетическая бумага склеивается с обычной, то клей наносится на обычною бумагу, которая немедленно прижимается к синтетической под прессом.
Синтетическую бумагу можно тиснить фольгой. Для того чтобы добиться оптимального результата, рекомендуется производить предварительное тестирование. Для вырубки синтетических бумаг предпочтительно использовать штампы из закаленной стали повышенной жесткости.
Эта многоликая калька!
Как можно применять кальку в скрапбукинге?
Я в основном использую самую обычную кальку, матовую, полупрозрачную, достаточно плотную. У нас с ней любовь с первого взгляда) Вот такую…
И сейчас я намерена показать вам несколько примеров на основе моих работ. Вы увидите, насколько многогранный материал – калька.
Журналинг
На мой взгляд, отличный способ – печатать на принтере журналинг на кальке. Осторожно: при печати на струйном принтере чернила могут размазаться, нужно дать им хорошенько высохнуть!
Лучше все-таки печатать на лазерном принтере. Впрочем, если у вас хороший почерк, можно и от руки написать текст, только возьмите перманентный маркер.
Штампинг
На кальке можно ставить штампы. Желательно использовать перманентные чернила (StazOn). Они предназначены для штампинга на таких скользких поверхностях.
Штамп на кальке можно вырезать, а можно сделать целую композицию, нечто вроде самодельного оверлея, чтобы потом с его помощью украсить страничку. Только опять же, помните о характере чернил! Однажды я наштамповала на кальке композицию дистресс-чернилами «Винтажное фото» – было очень красиво, но сохло – реально! – несколько дней!
Подложка
Калька, использованная в качестве подложки под фото, декоративный элемент или надпись, позволяет выделить объект. Придать ему видимость объема, как бы приподнимая над поверхностью странички.
В данном случае калька использована, чтобы чуть-чуть подчеркнуть плашки с текстом.
Дырокольные элементы
Покажу вам только один вариант – цветочки.
Ваша фантазия будет ограничена только вашими возможностями) Чем хороши «дыроколки» из кальки? Смотрите, цветочек на примере не плоский, он имеет объем. Это от того, что плотная калька обладает упругостью, края вырезанной фигурки выгибаются уже сами по себе. А если еще и некоторые усилия приложить, обработав лепестки палочкой для тиснения (или подходящим подручным инструментом), то получим прекрасный объемный цветок. Только не переусердствуйте, калька – материал упругий и ломкий одновременно. От неосторожных движений на ней могут оказаться хорошо видимые заломы.
В данном случае калька помогла выделить героя фотографии (на фото присутствовали ненужные и слишком яркие горизонтальные линии)
- Рисуем на кальке перманентным маркером, например, цветок или переводим с ее помощью мотив со скрап-бумаги (как и было сделано в приведенном ниже примере). Вырезаем по контуру с отступом и сажаем на основу из однотонной плотной бумаги. Используем как украшение.
- То же самое, только в качестве основы берем газетный лист, который интересно просвечивается и добавляет «изюму».
- Рисунок на кальке вставлен в рамку-чипборд.
- Нарисованная и вырезанная бабочка. Рисуем на кальке и раскрашиваем акриловыми красками. Осторожно! Рисуем сухой кистью, от воды калька топорщится и коробится. От не разведенной водой краски калька тоже будет коробиться, но не так сильно.
- Рисуем маркером, раскрашиваем акрилом и приклеиваем к фону.
Раскрашивала рисунок с изнаночной стороны, поэтому краски приглушены поверхностью кальки. (Здесь, кроме всего прочего, как раз видны те самые заломы – белые черточки, о которых я говорила выше. Это произошло от того, что я слишком усердно расправляла кальку. В арт-журнале такой “косячок”, впрочем, допустим)
Калька и рисование буквально созданы друг для друга) Во-первых, дают возможность использовать рисованные элементы, даже если не умеешь рисовать – просто переводи любой понравившийся мотив и радуйся! Во-вторых, придают уверенность человеку, который с рисованием “на вы”. Как я например) Что-то нарисуешь на черновичке, вроде бы устраивает такой вариант, но на скрап-бумагу переносить боишься) – копируй сам себя и чувствуй себя уверенно! В-третьих, на мой взгляд, это действительно интересный элемент арт-декора, который всегда добавит изящный акцент в готовую работу.
Самостоятельные элементы
- В арт-буке использовала кальку в качестве «суперобложки», прикрывающей основной разворот.
- В декоре АТС использовала кальку, чтобы имитировать кляссер для марок.
- Карманы из кальки (калька с черно-белым узором)
- Конвертики – калька отлично сгибается по пробигованным линиям, вот только исправить потом не получится, нужна точность.
- Декоративные элементы в прекрасной технике пергамано.
- Тиснение на кальке.
- Объемные цветы из кальки.
- Защитные листы между страницами альбома
- И многое-многое другое))
Как крепить кальку на страничке?
- Отличная идея – прошивать нитками.
- Крепить брадсами, скрепками и прочими подобными штуками.
- Клеить, чем придется, но маскировать места приклеивания стразами, цветами и прочим… Как вариант: клеим одну сторону элемента из кальки, прикрываем этот край, например, фотографией, а другой край оставляем в «свободном полете».
- Для работ в стиле микс-медиа: можно клеить с помощью кристалл-геля или акрилового лака. Лично испытывала этот способ (см. выше пример с рисунком барбариса). Только нужно наносить ровным слоем на всю(!) поверхность кальки и аккуратно(!) разравнивать. А потом ждать, когда высохнет (долго!).
- Очень плотную кальку можно клеить ПВА (есть такая информация, но сама не пробовала).
- Использовать специальный клей или скотч. Есть такие у зарубежных производителей (на упаковке ищите “волшебное” слово «Vellum»).
Говорить о кальке можно бесконечно… Мы с вами еще как следует не добрались до цветной и фактурной ее разновидности! Не разобрали возможности бумажной кальки, так любимой художниками! Не перечислили массу, массу замечательных ролей этого многоликого материала!.. Поэтому я и предупреждала в самом начале: все рассказать невозможно! - Желаю вам творческих идей и открытий в процессе собственных экспериментов с калькой!
Бумаги литого мелования
Бумаги литого мелования отличаются чрезвычайно гладкой, высокоглянцевой поверхностью. Поверхность бумаги обладает меньшей впитывающей способностью по сравнению с обычными мелованными бумагами, используемыми для печати иллюстрированных изданий. В связи с этим при офсетной печати необходимо использовать самоокисляющиеся краски.
Покрытие цветных и металлизированных бумаг литого мелования еще больше отличается от обычных бумаг и относится к невпитывающим поверхностям. Важным условием для достижения хорошего результата при офсетной печати на невпитывающей поверхности является оптимальный режим сушки.
Краска должна быть достаточно сухой, прочной, хорошо связанной с поверхностью бумаги. Прежде всего, необходимо правильно выбрать печатную краску. В данном случае рекомендуется также использовать специальные краски, высыхающие в результате окисления.
По мере потребления постоянно должна подаваться свежая краска. В противном случае краска, находящаяся на валах, будет впитывать все большее количество влаги, в результате краска перестанет стекать, эмульгируется, ухудшатся закрепление и высыхание краски на оттиске.
При большом количестве пробельных элементов рекомендуется добавлять в краску специальные сиккативы, выделяющие из увлажняющего раствора кислород и способствующие ускоренному высыханию краски. Однако необходимо избегать использования излишнего количества других. Особенно нежелательно применять какие бы то ни было аэрозольные средства.
Нежелательна печать небольших изображений на машинах большого формата, так как и в этом случае могут возникнуть проблемы с закреплением. Не менее важно уделять внимание нанесению оптимального количества краски. При небольшом печатном изображении, имеющем лишь одну жирную строку, рекомендуется за линией обреза дополнительно напечатать широкую линейку — это улучшает снятие излишнего количества краски.
Производители советуют устанавливать минимальный расход увлажняющего раствора. При определении оптимального баланса между краской и увлажняющим раствором необходимо использовать для приладки ту же бумагу, которая применяется при печати тиража. В противном случае при печати тиража избыток увлажняющего раствора скажется в виде разводов и блеклой печати.
Кроме того, рекомендуется после приладки сменить краску на свежую. Предпочтительно использование печатных машин, имеющих спиртовой режим увлажнения. Величина рН улажняющего раствора должна быть не ниже 5. Рекомендуется сменить увлажняющий раствор на свежий, добавить изопропанол и добавку, обладающую буферными свойствами.
Для печати на бумагах литого мелования лучше всего подходят офсетные машины, имеющие хороший красочный аппарат, который обеспечивает точную дозировку и плавную регулировку подачи увлажняющего раствора. Нежелательно производить печать на малоформатных машинах, работающих по принципу «увлажнения в краску». На некоторых машинах отсутствует достаточный раскат краски, необходимый для устранения находящейся в краске жидкости.
КомпьюАрт 2’2006