Бумагопластика: схемы и шаблоны для начинающих или детей. Пошаговая инструкция, характеристика, описание различных техник работы с бумагой

: опыт работы «бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»

Наталья Скрыпченко
Опыт работы «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»

Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Придя работать в детский сад, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая регламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднённость» подхода к воспитанникам не позволяла в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Но позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании, позволили мне, как и каждому педагогу-дошкольнику, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для меня, безусловно, важнейшим стало развитие творческого потенциала моих воспитанников через разнообразные виды художественного творчества.

Одним из приоритетных направлений работы МБДОУ «Детский сад «Аленушка» является художественно-эстетическое развитие дошкольников. Важное место отводится обучению изобразительной деятельности, развитию у детей творческого потенциала и в детском саду созданы благоприятные условия для реализации данного направления.

Осознавая важность развития творческих способностей, я озадачилась поиском эффективных методов и средств решения данной задачи. Проанализировав образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Изобразительное искусство и художественная деятельность», мной было отмечено, что большая часть этого раздела уделена рисованию, лепке, аппликации. А вот для работы дошкольников с бумагой отведено недостаточное количество часов. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе бумагопластики приоритетным направлением своей работы.

Бумагопластика – это искусство работы с бумагой. Занятия с бумагой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из бумаги. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно.

Считаю, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект для творческого развития.

Привлекая ребёнка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, у них развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другие важные педагогические задачи: развитие внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества. Также этот вид деятельности требует от детей сложной пространственной ориентировки, ребёнку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать её пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. Данный вид продуктивной деятельности оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Поэтому, цель работы: раскрыть возможности бумагопластики для творческого развития детей.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу о влиянии бумагопластики на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

2. Изучить различные виды техники работы с бумагой (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань, оригами, торцевание, аппликация и др.).

3. Выделить из множества техник работы с бумагой более действенные, подходящие для детского понимания.

4. Разработать перспективный план по использованию некоторых видов техники работы с бумагой в образовательном процессе.

Для решения этих задач была проработана литература по проблемам детской психологи и физиологии, феномене творчества у детей. Рассмотрен с позиции ФГОС ДО образовательный потенциал бумагопластики. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Развивая творческие способности в процессе бумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления.

Согласно исследованиям Т. С. Комаровой, Н. А. Ветлугиной, А. Н. Поддьякова, посвящённым развитию художественно-творческих способностей дошкольников, отмечается, что у ребёнка при создании мотивации к творчеству появляются качества личности, характеризующие его как творца.

Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко утверждали, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития творческих, в том числе художественных способностей ребёнка.

Доказано, что универсальными возможностями для развития творческих способностей ребёнка обладает его активная деятельность, имеющая продуктивный характер (П. Р. Атутов, А. В. Хуторской, В. Б. Хозиев). А. А. Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное взаимодействие на ребёнка. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей». В то же время эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности художественный труд.

С учётом поставленных задач была проведена педагогическая диагностика (разработанная Малышевой А. Н.). Полученные данные показали, что дошкольники проявляют интерес к бумагопластике, но он не устойчив. Дети быстро отвлекаются на другие занятия. Имеющиеся у них знания поверхностны (высокий уровень – 17%, средний уровень – 50%, низкий – 33%) от общего количества детей. Работы их однообразны. Есть дети, которые выполняют действия только по показу, технические навыки у них не отработаны, не развита самостоятельность.

Таким образом, возникла необходимость в пересмотре идей, в поиске разнообразия и вариативности организации совместной деятельности с детьми. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей, неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применять усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослым творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т. е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребёнок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребёнок чувствует себя свободно, раскрепощёно, комфортно.

На основании полученных данных составлен перспективный план работы по бумагопластике, разработана система занятий, построенная на принципах доступности, посильности, от простого к сложному.

Работа по бумагопластике ведётся с учётом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников. Строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка, опираясь на следующие принципы:

принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Дети учатся думать, рассуждать, предлагая возможности вариативных путей решения задач;

принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности;

принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами ДОО, с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов образовательных областей;

принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогического сотрудничества. Развитие диалоговых форм общения;

принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Для реализации работы необходимо комплексное и системное использование методов и приёмов. А это:

наглядные – показ педагога, пример, помощь, наблюдение, рассматривание;

словесные – объяснения, описание, поощрение, убеждение, использование пословиц и поговорок, загадок;

практические – самостоятельное и совместное выполнение работы;

мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка. От мотивации зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, результат их работы;

создания проблемной ситуации, направленной на активизацию творческого мышления, поиску нестандартных решений.

бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, направленной на использование продуктов детской деятельности в оформлении детского сада, групповой комнаты, игровых уголков, использование в игре, подарки родным и близким и младшим дошкольникам;

материальное обеспечение продуктивной деятельности дошкольника: разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним.

эксперимента с различными материалами в продуктивной деятельности, направленного на развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого самовыражения, поиску новых приёмов работы.

При проведении непосредственно образовательной деятельности выдержана опредёленная структура:

1. Вводная часть: осуществляется постановка проблемы (с использованием игровых мотивов, мотивов помощи, активизация впечатлений детей, стимулирование детей к поиску решения проблемы.

2. Основная часть: предусматривается обогащение детского творческого опыта, игры и упражнения, способствующие развитию умений «почувствовать» образ, настроение произведения; или/и активизируется собственная деятельность детей. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.

3. Заключительная часть: обобщение опыта (полученной информации, освоенного умения, обыгрывание созданного детьми продукта и плавный переход в самостоятельную деятельность.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Но, изучив более детально, и опробовав разнообразные техники работы с бумагой, были отобраны более действенные и приемлемые техники для работы с дошкольниками: аппликация из «ладошек; аппликация отрывная; поделки из мятой бумаги; изделия из бумажных комочков; оригами; поделки из салфеток.

Технология мятой бумаги проста. Она не требует никаких инструментов кроме клея, чтобы впоследствии наклеивать готовые элементы на основу. Так, например, тонким цветным салфеткам дети придавали форму яблок и наклеивали их на основу – корзинку. Также на практике дошкольники узнали, что мятая бумага – очень пластичный и податливый материал, возможности которого ограничены лишь мастерством и фантазией автора. Получив предложение «лепить» снеговиков, ребята самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создавали определенные формы «комочки», из которых потом получились забавные снеговики.

При изготовлении поделок из мятой бумаги использовался метод – сминания бумаги в плотные комочки, который имеет четыре вида разновидности: между ладонями – «кулачком», «лодочкой», «продольное сминание», «ладонью на столе». В результате использования этих способов стало легче изображать образные объекты сюжета. Например, крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе, а ствол дерева – не скручиванием, а способом продольного сминания.

Ещё одним интересным видом работы с бумагой является обрывная аппликация, которая заключается в заполнении по принципу мозаики оторванными кусочками цветной бумаги внутри нанесенного контура изображения.

Особенно, этот вид хорош, когда дети передавали фактуру образов: пушистое облачко на небе, цыплёнка на лужайке, осеннюю крону дерева. Техника обрывной аппликации очень проста. Если для обычной аппликации требуются вырезные шаблоны, то здесь происходит обрывание кусочков цветной бумаги и наклеивание их на контур рисунка. Композиционное размещение рисунка на картоне, аккуратное и ровное приклеивание кусочков цветной бумаги, рассуждение о цветовом решении будущей картинки способствовали формированию творческого мышления. Огромное значение при выполнении творческих работ играл коллективный труд, когда дошкольники выполняли единый замысел. Коллективные работы использовались на занятиях по развитию речи, математике, с целью закрепления пространственных отношений, количественного счета, согласования числительных с существительными, закрепления предлогов, составления предложений, рассказов, сказок по сюжетам работ. Детскими работами оформляются выставки в рамках итоговых мероприятий по недельной тематике.

Салфетки – очень интересный материал для детского творчества. Работа в технике «аппликация из салфеток» напоминает игру и открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом, формирования полноценной личности, развития художественного вкуса и познания окружающего мира. Решается ряд и коррекционных задач: развивается зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, совершенствуется общая и мелкая моторика. Процесс детского творчества приобретает характер дизайнерской деятельности.

Простор для фантазии в данной технике безграничный! Из «волшебных салфеточных комочков» дети «лепили» изображение бабочки, снеговика, зонтика, осенних листочков, сердечка для любимых мамочек. Из ярких бумажных салфеток делали весенние цветы – одуванчики, которые радовали потом не только ребят, но и гостей группы, своей оригинальностью и своеобразием.

Работа с бумажными комочками очень полезна для развития мелкой моторики дошкольников, особенно детей, имеющих нарушения речи, она позволяет выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. А использование игровых приёмов способствует развитию любознательности, познавательной и творческой активности.

Аппликация из «ладошек» настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь фантазией! Чтобы изготовить разные аппликации из детских ладошек, необходимо:

– положить перед собой лист цветной бумаги;

– взять простой карандаш;

– приложить шаблон ладошки или свою ладошку к листу бумаги;

– обвести шаблон или ладошку простым карандашом очень аккуратно с обратной стороны листа;

– при помощи ножниц вырезать полученную ладошку;

– добавить несколько деталей до задуманного образа.

Занятия по превращению ладошки в подснежник, пингвина, сову, лебедя, ёлки и прочих забавных персонажей стали настоящим открытием и дали толчок развитию образного мышления и фантазии. Данный вид аппликации направлен и на то, чтобы воспитывать нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединиться для общего дела, договориться, стремление помочь друг другу.

Новизна аппликации «из ладошек» заключается в том, что включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Аппликация «из ладошек» соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач.

Игровая технология оригами – это бумажный конструктор складывания фигурок людей, животных, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учёбой и игрой.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребёнка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать её суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Прежде чем приступить к конструированию фигурок, с детьми отрабатывались самые простые приёмы складывания квадрата, как основной формы в оригами. В первую очередь дошкольники учились аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Начиная с первого занятия, дети ориентировались на точность выполнения действий:

– сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться», не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки, которые сильно прижимают бумагу, или в паровозики, которые быстро мчатся по рельсам – сгибам;

– работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново.

В работе с дошкольниками для усвоения приёмов складывания использовались элементы игровой технологии Е. С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия: – сторона квадрата – «сестра»; угол – «брат»; диагонали и сгибы – «дорожки» и «тропинки» и т. д. Этапы складывания сопровождались пояснениями, они более понятны детям, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки».

Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы, поэтому очень важно научить детей складывать базовые формы, ведь умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Складывание базовой формы проводилось в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление. Ассоциации применяются в преподавании оригами, начиная с освоения форм, названия которых связаны с похожими на них реальными предметами. Например, базовая форма «воздушный змей» напоминает воздушного змея, но еще больше она похожа на мороженое – сахарную трубочку, поэтому и имеет второе название – «мороженое», наиболее любимое и легче запоминаемое детьми. А вот сахарную трубочку нетрудно превратить в вафельный стаканчик, поднять к белой части нижний угол. Само же мороженое можно «слизнуть», немного опустив уголок.

При выполнении поделок из бумаги, для более успешного освоения материала процесс изготовления игрушек был разделен на ряд последующих операций:

– знакомство с образцом готовой игрушки;

– анализ пооперационной карты;

– одновременное складывание игрушек;

– оказание индивидуальной помощи на начальном этапе.

Для овладения приёмами складывания дошкольникам предлагались проблемные задачи и ситуации:

– взрослый «забывает» последовательность складывания фигурки;

– с чертежа «исчезают» некоторые символы;

– угадай, во что превратился мой квадратик;

– найди схему данной фигуры.

Во время обучения детей оригами используются следующие методы и приёмы:

– объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры;

– выполнение действий с детьми с проговариванием;

– выполнение действий по сказке-оригами;

– выполнение действий по пооперационным картам;

– изготовление поделки по словесной инструкции педагога.

Использование игровых приёмов: обыгрывания предметов, действий, собственных пальцев; «вхождения» в воображаемые обстоятельства, способствовали интересному и увлекательному проведению образовательной деятельности. А занимательность, игровые мотивации, решение проблемных ситуаций, путешествие в сказку стали главными компонентами поддержания интереса к процессу складывания из бумаги. Даже обучающие моменты в оригами строили как игру (по Е. С. Кострюковой). Например: игра «Обезьянки». Педагог изготавливает фигурку. Дети копируют эти действия.

1-й уровень сложности: взрослый показывает и объясняет приёмы, а в трудных ситуациях помогает ребёнку. На этом этапе эффективно использовались оригамские сказки-подсказки, развивающие интерес, облегчающие изготовление и запоминание при выполнении игрушек;

2-й уровень сложности: «молчанка» – всё объяснять только знаками-символами, либо показывая приёмы четко, выразительно.

Игра «Радио». Детям объясняются действия, не показывая их, используя «тайный» язык оригами.

Игра «Загадка». Как нужно сложить бумагу, чтобы получилось….?

Игра «Я б в конструкторы пошел». Изготовление поделки по схеме.

Успешность, доступность вдохновляют детей, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Фигурки, сложенные из бумаги, дошкольники эффективно применяют в театрализованной деятельности. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в разных видах театра: театр на палочках, с использованием фланелеграфа, театр на прищепках. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать такие художественные произведения, как сказки «Колобок», «Репка», «Теремок», развивая при этом творческие способности и психические процессы.

Анализируя результаты деятельности, отмечается положительная динамика в творческом развитии дошкольников: высокий уровень увеличился на 35% и составил 52%, доля среднего уровня уменьшилась на 10%, а количество детей, показавших низкий уровень эстетического развития, уменьшился на 25% и составил 8% от общего количества детей.

Дошкольники являются активными участниками районных конкурсов детского творчества, занимая призовые места. Именно это является подтверждением того, что выбранная педагогическая технология является успешной и значимой для овладения дошкольниками целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного детства.

Подводя итог работы, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием техник бумагопластики, можно отметить, что:

– у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника;

– дети приобрели ценностный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали инициативнее, раскрепощеннее, научились более свободно выражать мысли;

– дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

– планирование деятельности творческого характера дает возможность для самореализации, самовыражения, способствует повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведет к целенаправленному поиску, т. е. развивается инновационная культура педагога.

Опыт работы «Бумагопластика как средство развития творческих способностей дошкольников»Бумагопластика: схемы и шаблоны для начинающих или детей. Пошаговая инструкция, характеристика, описание различных техник работы с бумагой

Аппликация

С этим видом творчества знакомы практически все еще со времен детского сада, поэтому дети обладают основными навыками, как работать с бумагой.

  • А теперь нужно учиться создавать и более сложные вещи – объемную аппликацию, на которой изображение выполняется постепенным добавлением новых слоев.
  • Например, пейзаж. Небо и бескрайний горизонт на заднем плане, на переднем – клумба с яркими цветами, а срединным слоем будут идти деревья со скворечниками.
  • Объемную аппликацию можно сделать, поочередно прикрепляя отдельные детали двусторонним скотчем.
  • Красиво выглядят аппликации, выполненные в стиле коллажа. Это позволяет соединить в единую картину совершенно разные фрагменты. Например, фотографии членов семьи, а на место тела приклеить изображения из журнала мод или фигуры колоритных спортсменов.

Интересна идея создания скрапбукинга – альбомов с фотографиями, вырезками, украшенные бантами, лентами, кружевами, цветами. Изделия получаются изящными и особенно ценными.

Аппликация – это не простой процесс, в котором изображения складываются путем подбора необходимых фрагментов. Это вдохновение, творчество и идея, воплощенная в реальность.

Бумагопластика, бумажная пластика – конструирование в технике «бумагопластика» с детьми средней группы «белокочанная капуста»

Публикация «Конструирование в технике «бумагопластика» с детьми средней группы «Белокочанная…»
Цель: создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей дошкольников. Задачи: – Способствовать расширению представлений детей об овощах и их свойствах; -…

«Весенние цветы. Подснежники» Совместное занятие по бумагопластике для родителей и детей
“ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ” Совместное занятие для родителей и детей. Материал: Бумага креповая, глянцевая пастельных оттенков, для цветов, зеленая для листьев, тонкие деревянные палочки, клей ПВА,…

Аппликация в технике бумажной пластики из смятых салфеток «Цветущая веточка»
Весна вступила полностью в свои права! И мы всё больше и больше наслаждаемся красотой нашей природы! На прогулке стараемся разглядеть листочки, цветочки, веточки. Ну и конечно захотелось…

Детский мастер-класс «Жирафики» в технике «бумагопластика»
Данный мастер-класс способствует закреплению темы “Животные жарких стран”. Ребята смогут лучше узнать об особенностях внешнего вида жирафов, их поведения (например, как они добывают себе…

Конспект НОД по конструированию в технике бумагопластика «Зайка беленький» в младшей группе
Программные задачи Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги — сминание бумаги. Закреплять знания и представления о диких животных – зайце. Развивать мышление, воображение, мелкую…

Фотоотчет о занятиях по бумагопластике
Хочу показать вам фотоотчет с уроков по бумагопластики с детьми старшей и подготовительной группы, я стараюсь всегда придумывать и подготавливать интересные работы и конечно же делаю сама…

Бумагопластика, бумажная пластика – мастер-класс панно из бумаги «здравствуй, весенняя первая травка!» в технике бумагопластика

Публикация «Мастер-класс панно из бумаги «Здравствуй, весенняя первая травка!» в технике…»
Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного возраста для изготовления поделок на весеннюю тему. Мастер-класс может быть…

Конспект занятия по бумагопластике во второй младшей группе «Морское путешествие»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА «Морское путешествие» Программное содержание: Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный…

Мастер-класс по аппликации «Зимушка-зима» в технике «бумагопластика» в средней группе
13 января в средней группе «Барбарики» Воспитатель Юлдуз Жабраиловна провела Мастер класс «Зимушка зима» аппликация в технике «бумагопластика» Эта разновидность бумагопластики доступна…

Конспект ООД «Снеговик» в технике бумагопластики в подготовительной группе
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие” и “Художественно-эстетическое развитие”….

Мастер-класс по бумагопластике «Корзина с первоцветами для любимых мам»
Всем доброго времени суток! Несмотря на то, что на дворе зима, не за горами замечательный весенний праздник 8 Марта. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению корзины с…

Квиллинг

Достаточно древний вид искусства, существующий уже несколько веков. Поначалу распространено было только в Европе, но теперь распространяется и в других странах, в переводе означая «Птичье перо».

  • Бумага разрезается на равные полосы, из которых создаются как простые (круг, квадрат, ромб), так и сложные изделия.
  • Из разноцветных полосок получаются красивые и оригинальные цветочные букеты.
  • Интересно создавать и другие разные элементы, а потом составлять из них сложное сюжетное изображение.
  • Можно создать панно на тематику морского дна, усыпанного кораллами, лес из любимой сказки, безграничный космос – идей для воплощения предостаточно.

Любое рукотворное бумажное изделие развивает творческое мышление. Этот процесс очень увлекательный, требующий усидчивости, внимательности и аккуратности.

Можно пользоваться готовыми схемами, фотографиями, а можно применить авторские идеи и модернизировать их или придумать что-то абсолютно свое, воплощая свои давние замыслы или только что пришедшие идеи.

Красивый снегирь

Этот вид искусства очень часто используется воспитателями в детском саду. Бумагопластика помогает деткам правильно развиваться и обучаться творческой работе. С помощью этой техники можно сделать таких красивых птиц, как сорока, сойка или снегирь. Последний довольно просто делается и имеет привлекательный внешний вид. Чтобы сделать такую птицу необходимо:

Если вы не можете найти рябину, то можно заменить её на любое растение с яркими ягодами. Главное, чтобы у него был красивый внешний вид и незасохшие плоды. Изготавливается поделка с соблюдением такой последовательности действий:

  1. Объемные цветы из бумагиНа листах цветной бумаги рисуются отдельные детали композиции в виде пера птицы. Если вы не обладаете талантом художника, то можно распечатать готовые шаблоны на принтере и перенести их на бумагу.
  2. Затем они вырезаются из материала разного цвета.
  3. Края всех заготовок закручиваются с помощью ножниц.
  4. Берётся картонная основа и на ней рисуется изображение снегиря.
  5. К соответствующим местам основания приклеиваются бумажные пёрышки. Важно сделать так, чтобы цветовой переход был как можно более плавным и незаметным.
  6. После этого из любых доступных материалов делается клюв, и видимый на изображении глаз птицы.
  7. К клюву прикрепляется веточка рябины и поделка приобретает свой окончательный вид.

Маленькая собака

С помощью бумагопластики для дошкольников можно изготовить не только объёмные растения, но и фигурки животных. Наиболее просто и быстро получается маленькая собака. Дети любят животных, поэтому с радостью возьмутся за такую работу и с пользой проведут время. Во время творческого процесса будут нужны такие предметы:

В качестве основы бумажной собачки выступает картон. Он более плотный, чем обыкновенная бумага и поможет будущему изделию не прогибаться, а также хорошо сохранять форму.

Мастер-класс по изготовлению бумажного животного:

  1. Создание поделок из бумагиНа листе плотного картона рисуется схема отдельных частей туловища собаки.
  2. Затем на его краях делаются двухсантиметровые отметки для закрепок. Кроме этого, важно оставить примерно по 3 см для склеивания.
  3. После этого заготовка вырезается и оставленные припуски промазываются клеем ПВА.
  4. Два края картонного листа соединяются между собой и формируют полый цилиндр.
  5. Из оставшегося материала вырезаются крышки для верхней и нижней части основы.
  6. На следующем этапе работы они приклеиваются к основанию и верхушке цилиндра.
  7. Все те же действия повторяются для изготовления ещё двух деталей, которые будут служить головой и мордой собаки. Для них нужно делать цилиндры в 2 и 4 раза меньше туловища.
  8. Все отдельные детали конструкции собираются в единое целое. Сначала приклеивается мордочка к голове.
  9. Полученная делать прикрепляется к туловищу.
  10. В зависимости от желаемого результата можно сделать ещё 4 коротких картонных цилиндра для лапок и присоединить их к нижней части основания.
  11. С помощью акварельных красок вся поделка окрашивается в оранжевый цвет.
  12. Цветная бумага того же оттенка нарезается на полоски шириной примерно 2 сантиметра.
  13. Каждая из них много раз надрезается на глубину 1,5 см по всей длине.
  14. Особенности занятий бумагоплатикиОбразовавшиеся тонкие полоски закручиваются ножницами и приклеиваются по всему периметру картонной заготовки. Лучше всего начинать с нижней части и постепенно подниматься.
  15. Кусочек более светлой бумаги разрезается на два одинаковых квадрата.
  16. Затем они складываются по диагонали и приклеиваются в местах расположения ушей собаки.
  17. Далее из любых подручных материалов делаются глаза животного и его нос.
  18. В самом конце приклеивается короткий хвост.
  19. Собаку дополнительно можно украсить различными бумажными бантиками или ошейником.

Новогодняя снежинка

Одним из самых популярным объектов в бумагопластике для детей является объёмная снежинка. Она идеально подходит для украшения помещений в канун Нового года и является незаменимым атрибутом этого праздника. Снежинка сразу же создаёт в квартире, офисе, школе или детском садике атмосферу радости и веселья. Чтобы изготовить её нужно будет купить:

  • листы белой бумаги;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • линейка;
  • клей.

Благодаря небольшому количеству используемых материалов, которые найдутся в любой квартире, снежинку может сделать каждый желающий. Для этого нужно немного запастить терпением и аккуратно выполнить все этапы работы.

Порядок действий:

  1. Бумагопластика как рукоделиеНа листе формата A4 с помощью линейки и простого карандаша чертится 6 одинаковых квадратов со сторонами 6,5 сантиметров.
  2. Затем геометрические фигуры вырезаются по проведённым линиям.
  3. После этого каждый квадрат складывается пополам по диагонали.
  4. Перпендикулярно линии изгиба делаются шесть неглубоких надрезов на примерно равном расстоянии один от другого.
  5. Заготовка разворачивается и нижние полоски склеиваются между собой.
  6. Затем изделие переворачивается на другую сторону и скрепляются следующие полоски.
  7. Работа продолжается по тому же принципу до самого конца.
  8. Аналогично выполняются все те же операции для остальных квадратов.
  9. Все шесть отдельных заготовок поочерёдно склеиваются друг с другом и формируют готовую объёмную снежинку.
  10. Изделие откладывается в сторону для просыхания клея, а затем используется для украшения выбранного помещения.

Бумагопластика — замечательное искусство, которое помогает не только развить свои творческие способности, но и сделать много красивых и полезных предметов. При правильном изготовлении и соблюдении последовательности действий, можно смастерить прекрасную вещь, которая украсит ваше помещение и подарит атмосферу радости и веселья.

Область применения бумагопластики

Изделия этого декоративно-прикладного искусства используются для:

  • Декорирования дома. Сейчас актуален экологический декор для украшения интерьера дома, особенно там, где есть дети. Например, в технике оригами можно выполнить несколько разноцветных журавликов, закрепить их на ниточки и подвесить на изящную ветвь дерева, тем самым оживив помещение неповторимым подвесом.
  • Арт-объект. Очень пластичный материал, каким является бумага, позволяет создавать шедевры, которые могут занять достойное место в музеях или на выставках – это и отображения умения мастера, и воплощение в реальность уникальной задумки.
  • Декорации. Смоделированные из бумаги композиции – это настоящая находка для обустройства сцены театра, включая любительского и кукольного.
  • Бесценный опыт творчества. Работа с бумагой отлично развивает художественные навыки, помогает практиковать мелкие манипуляции и деликатные действия с достаточно хрупким материалом.
  • Экология. Чтобы сделать оригинальную поделку, можно использовать бумагу, предназначенную для макулатуры (упаковочный картон, остатки обоев), т.е. с пользой для планеты повторно использовать то, что могло бы стать простым мусором.

Бумага как исходный материал доступна всем. Необязательно покупать дорогие виды, ведь можно использовать то, что есть под рукой.

Общие сведения

Этот вид искусства зародился в Азии, где и получил наибольшую популярность. В наше время самые лучшие мастера бумагопластики живут и работают в Японии, Китае, Южной Корее. Для европейских любителей рукоделия паперопластика пока является довольно экзотическим занятием.

Часто бумагопластику сравнивают со скульптурой. Эти два вида занятий отличаются друг от друга лишь используемым материалом. Каждый элемент поделки выполняется отдельно, а затем прикрепляется к общей композиции при помощи клея, скотча или ниток.

Существует несколько видов техники бумагопластики, которые отличаются друг от друга некоторыми характеристиками, но всё равно имеют много общего. Среди основных видов стоит обратить внимание на такие:

  1. Оригами — складывание бумажных фигурок из цельного листа.
  2. Модульное оригами — создание бумажных композиций из отдельных деталей (модулей).
  3. Торцевание — изготовление поделок путём накручивания бумаги на специальные палочки.
  4. Квиллинг — искусство создания поделок из полосок бумаги, скрученных в спирали.

Все эти техники позволяют изготовить как простые фигурки, так и целые композиции. Готовые изделия прекрасно подходят для украшения офисов или декорирования различных помещений. Кроме этого, паперопластику разделяют на несколько типов, в зависимости от способа выполнения поделок. Наиболее популярными из них являются:

Объёмные цветы

Особенности создания поделок из бумагиСуществует множество растений, которые могут быть изготовлены с помощью бумагопластики. Объёмные цветы являются одними из них. Это самый популярный способ, который помогает детям научиться искусству создания красивых фигурок из бумаги. Чаще всего в качестве первого урока используется один из вариантов создания хризантемы. Он позволяет изучить основы техники и понять весь принцип работы. Для того чтобы смастерить объёмную хризантему, необходимо подготовить такие материалы и инструменты:

  • несколько листов белой бумаги;
  • цветная бумага (зелёная, красная, жёлтая);
  • клей ПВА;
  • кисточка;
  • острые ножницы.

Вместо нанесения ПВА кисточкой можно использовать клей-карандаш. Это значительно упростит работу ребёнку и поможет больше сконцентрироваться на творческом задании, а не на приклеивании деталей.

Процесс изготовления объёмного растения довольно прост и состоит из следующих этапов:

  1. Занятия бумагопластикойБерутся два листочка цветной бумаги (жёлтый и красный) и каждый из них разделяется на 4 части.
  2. Из материала белого цвета вырезается несколько одинаковых полосок длиной, которая равна половине альбомного листа.
  3. Белые заготовки складываются вдвое и при помощи острых ножниц на них делается максимально возможное количество тонких надрезов. Важно не доходить до одного из краёв примерно 2 миллиметра.
  4. Затем полученные детали разворачиваются и их полоски закручиваются. Делается это путём придавливания и проведения по ним ножницами.
  5. Такие же действия выполняются и для четвертинок жёлтого и красного листочка.
  6. Из зелёной бумаги вырезается полоска и плотно сворачивается в трубочку. Её ширина должна соответствовать желаемой длине стебля будущего цветка.
  7. Края заготовки аккуратно склеиваются между собой.
  8. Из оставшейся части материала вырезаются листья.
  9. Их края надрезаются по всему периметру на глубину около 1 сантиметра.
  10. Появившиеся полоски также заворачиваются при помощи ножниц.
  11. Из детали красного цвета формируется трубочка с приклеенными краями.
  12. На её середину накручивается жёлтая заготовка и фиксируется при помощи ПВА.
  13. Аналогичным образом прикрепляется деталь из белой бумаги.
  14. Нижняя часть готового бутона промазывается клеем и надёжно скрепляется со стеблем объёмного цветка.
  15. В самом конце приклеиваются заранее вырезанные листочки.
  16. Готовое изделие оставляется на несколько часов до полного высыхания клея, а затем используется для украшения жилого помещения.

Папье-маше

Техника давно известная, некогда очень популярная, а сейчас возрождающаяся в интересном переосмыслении. Французы называют такой вид творчества как из «жеваной бумаги».

С помощью мокрой бумаги (податливой и пластичной) создаются объемные фигуры. А после того, как «заготовка» высохнет, её можно преображать и разукрашивать.

Процесс работы несложный:

  • Нарвать на мелкие кусочки газету, ненужные листы бумаги или салфетки;
  • Таких кусочков понадобится много, прикидывайте количество по размерам будущей поделки;
  • Приготовьте форму для того, чтобы с нее сделать слепок. Например, вазу, стакан, баночку, лампочку, воздушный шарик или иные подручные предметы;
  • Также понадобится клей (канцелярский, ПВА) или из муки можно сварить клейстер;
  • Мелкие кусочки бумаги макают в клей и облепляют ими подготовленную форму в несколько слоев;
  • Оставляют до полного высыхания.

После того как заготовка хорошо просохнет и станет твердой, ее разрезают (если нужно достать форму), склеивают места разреза и опять просушивают. А потом разукрашивают и преображают, например, снеговику приделывают руки из веточек, нос морковкой, ведро вместо шапки, шарфик на шею.

Эта техника позволяет создавать веселые игрушки, забавные маски, фигурки животных, вазочки, фрукты и различные сувениры.